Страстной (чистый) четверг: четыре события. Справка

В день Страстного Четверга Церковь вспоминает сразу четыре события: Тайную Вечерю, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии (Причащения), омовение Им ног ученикам, Его молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды.
Важнейшее евангельское событие - Тайная вéчеря, на которой Христос установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии).

Это была последняя пасхальная вечеря, которую Господь мог праздновать со Своими учениками в Своей земной жизни: вместо этой ветхозаветной Пасхи, совершаемой в память чудесного избавления еврейских младенцев от гибели во дни египетский казней, Он вознамеривался установить теперь истинную Пасху - таинство Евхаристии (Евхаристия - означает Благодарение).

На Тайной вечери между учениками произошел спор о старшинстве, тогда Христос показал ученикам наглядный пример смирения, совершив омовение ног ученикам (по древним обычаям омовение ног совершалось перед трапезой слугами), завет смирения и взаимного служения, без всякого превозношения одного перед другим.

В воспоминание этого события на литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается чин умовения ног, который воскрешает в памяти безмерное смирение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Архиерей умывает ноги сидящим по обе стороны приготовленного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).

Перед установлением Евхаристии Христос изобличил Иуду, сказав, "Аминь, аминь говорю вам, что один из вас предаст Меня". Эти слова вызвали смятение у учеников и они стали поочередно спрашивать: "Не я ли, Господи?". Когда Иуда спросил: "Не я ли, Равви?", Христос тихо ответил ему: "ты сказал", в последний раз побуждая его к покаянию.

На утрени этого дня (служится обычно накануне вечером) есть примечательная особенность: поется тропарь "Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся..." В связи с этим тропарем следует вспомнить, что Церковь и вся святоотеческая традиция не видит в предательстве Иуды психологических глубин и богоборчества, о которых говорят писатели Нового времени. Богослужение называет Иуду рабом и льстецом, то есть обманщиком, называет причину его поступка - сребролюбие. Страсть настолько овладела им, что изменила его видение мира, и ради удовлетворения страсти в малом человек стал способен на страшный поступок. Он предал Господа, с Которым ходил три с половиной года Его общественного служения, свидетелем чудес Которого был.

Это напоминание всем христианам: в злодействе нет красоты, есть только гнусная порабощенность, привязанность к страсти.
Далее было совершено установление Таинства Евхаристии: Христос взял хлеб и, благословив, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: "Примите, едите: сие есть Тело Мое". Исследователи отмечают важность того, что Христос произнес не "ей", то есть "сей хлеб", а именно "сие", потому, что в этот момент хлеб уже перестал быть хлебом, а стал подлинным Телом Христовым. Затем, взяв чашу и снова благодарив, то есть молитвенно призвав Духа Отче, прелагающего вино в истинную Кровь Христову, сказал: "Пейте от неё все: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая, во оставление грехов".

Затем, после прощальной беседы Христа с учениками, наступает время страданий Христа, которое начинается с Его первосвященнической молитвы: "Отче! Пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя" - таким торжественным восклицанием начинает Господь эту молитву, она читается за Богослужением вечером Великого Четверга.

Окончив Свою первосвященническую молитву, Христос с учениками отправился в Гефиманский сад, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, отошел на некоторое расстояние и "начал ужасаться и тосковать". "Душа Моя скорбит смертельно" сказал Он этим Своим ближайшим доверенным ученикам: "Побудьте здесь, и бодрствуйте со Мною. Он пал на лице Свое, преклонив колена, и молился: "Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, а как Ты". Молитва эта была столь напряженной, что по словам св. Луки, "Был пот Его, как капли крови, падающие на землю".

Скорбела и страшилась смерти человеческая природа Христа. Нравственные страдания происходили и от того, что Христос принял на Себя все грехи всего мира и шел на смерть за них: то, что должен был претерпеть весь мир за свои грехи, сосредоточилось теперь на Нем Одном.

Трижды становился Христос на молитву. В первый раз он молился об отвращении от Него чаши страданий, во второй раз Он изъявил уже прямую покорность воле Божией, и Ему был послан Ангел, чтобы окончательно укрепить Его в этой воле, после чего Он в полной решимости воскликнул: "Да будет воля Твоя". Помолившись в третий раз, Он пришел к ученикам предупредить их о приближении предателя: "Вы все еще спите и почиваете? Вот приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников".

"Перед нами проходит картина того, что произошло со Спасителем по любви к нам; Он мог бы всего этого избежать, если бы только отступить, если бы только Себя захотеть спасти и не довершить того дела, ради которого Он пришел! Христос проводит одну страшную ночь лицом к лицу с приходящей смертью; и Он борется с этой смертью, которая идет на Него неумолимо, как борется человек перед смертью. И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: "Отче, прости им - они не знают, что творят..." Вот чему мы должны научиться: перед лицом гонения, перед лицом унижения, перед лицом обид - перед тысячей вещей, которые далеко-далеко отстоят от самой мысли о смерти, мы должны посмотреть на человека, который нас обижает, унижает, хочет уничтожить, и повернуться душой к Богу и сказать: Отче, прости им: они не знают, что делают, они не понимают смысла вещей..." - напоминает в проповеди митрополит Сурожский Антоний.

О предании Христа рассказывают все четыре евангелиста. Первосвященники, боясь народного возмущения, дали приказ Иуде взять Иисуса осторожно. Отряду, который привел Иуда, было приказано взять Того, на Кого укажет Иуда. А Иуда, храня в тайне данное ему поручение, ограничился одним лишь указанием: "Кого я поцелую, Тот и есть, за Кем мы идем: Возьмите Его и ведите осторожно" (Мк. 14:44).

Когда он подошел к Иисусу и растерянно сказал: "Равви, равви...", то Иисус кротко спросил его: "Друг, для чего ты пришел?" Не зная, что сказать на этот вопрос, Иуда в смущении произнес: "Радуйся, Равви" и поцеловал Его. Чтобы показать Иуде, что он не может скрыть своего предательства, Христос сказал: "Иуда, целованием ли предаешь Сына Человеческого?"

Когда стража приблизилась, Христос спросил: "Кого ищете?" и на ответ "Иисуса Назарея" ответил "Это я". Апостолы хотели вступиться за Него, Петр извлек меч и, ударив первосвященнического раба Малха, отсек ему правое ухо, но, по свидетельству евангелиста Луки, Христос одним прикосновением исцелил его и велел Петру убрать меч: "Ибо все взявшие меч, мечем погибнут". Взявши Иисуса, враги повели Его связанным в дом, где жили первосвященники.

У первосвященника Каиафы в эту ночь собрались многие члены Синедриона. Все они уже заранее сговорились осудить Иисуса Христа на смерть. Но для этого им нужно было найти какую-нибудь вину достойную смерти. А так как никакой вины нельзя было найти в Нем, то они выискивали ложных свидетелей, которые сказали бы неправду против Иисуса Христа. Много таких лжесвидетелей приходило. Но они не могли сказать ничего, за что можно было бы осудить Христа. Под конец выступили двое с таким лживым показанием: "мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный". Но и такое свидетельство не было достаточным для предания Его смерти.

"События земной жизни и страдания Иисуса Христа не могут быть поняты вне глубокого и всестороннего рассмотрения деятельности спецслужб Римской империи и Палестины, целей, которые они преследовали, обслуживая интересы своих властителей, развязавших массовый террор в подвластных им регионах" - считает генерал В. Илларионов, подробно исследовавший технику древних спецслужб и пришедший к выводу о том, что все современные технологии, кроме технических инноваций, древним спецслужбам были широко известны, и применялись в полной мере.

Каиафа спросил Христа: "заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?" И только на этот вопрос Иисус Христос ответил: "Да, Я, и даже говорю вам: отныне увидите Сына Человеческого, сидящего одесную силы Божией и грядущего на облаках небесных". Тогда Каиафа разодрал одежды свои (в знак негодования и ужаса) и сказал: "на что еще нам свидетелей? Вот, теперь вы слышали Его богохульство (т. е. что Он, будучи человеком, назовет Себя Сыном Божиим)? Как вам кажется?" Они же все в один голос сказали в ответ: "повинен смерти". После этого Иисуса Христа отдали до рассвета под стражу. Некоторые начали плевать Ему в лицо. Люди, державшие Его ругались над Ним и били Его. Другие же, закрывая Ему лицо, ударяли по щекам и с насмешкой спрашивали: "прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?" Все эти оскорбления Господь претерпел безропотно в молчании.

Когда Иисуса Христа увели на суд к первосвященникам, Петр остался за воротами. Слуги три раза спрашивали его, не был ли и он со Христом. И каждый раз Петр отрицал, что знает Христа. На третий раз он начал клясться и божиться: "не знаю этого Человека, о котором говорите". В это время запел петух, и вспомнил Петр слова спасителя: "прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня». Стыд и раскаяние овладели им и, вышедши вон со двора, он горько заплакал о своем тяжком грехе.

В Великий Четверг начинаются приготовления к Пасхе. В народе существует немало поверий и суеверий, связанных с днем Великого Четверга. Кандидат богословия диакон Андрей Кураев комментирует: Великий Четверг не потому Великий Четверг, что в этот день делают баню или промывают мебель от пыли, а потому что люди приходят, исповедуются и причащаются. Великая Суббота - это отнюдь не просто время предпраздничной суеты, а это время сокровенного молчания о тайне Бога, сошедшего во ад ради нас. И, конечно, Великая Пятница - это опять же не время поездок на кладбище или закупок водки, а это время, когда христианин, по возможности, весь день должен провести в храме, в созерцании Христа, Его страданий, памятуя, что, вообще-то, это не римляне и не древние евреи забили гвозди в руки Христа, а грехи каждого из нас".

Утром, на Божественной Литургии, храмы переполнены: в этот день все православные причащаются Святых Христовых Таин. В конце 19 в., когда были утрачены традиции церковной литургической жизни и причащались только раз в год, великий Четверг был единственным днем в году, когда к Чаше приступала практически вся Русь.

Вечером в Великий Четверг совершается чтение 12 Евангелий Страстей Христовых: На службе читаются главы Четвероевангелия, повествующие о тайной Вечере, предательстве Иуды, взятии Христа под стражу, Распятии Христа. Верующие стоят перед Распятием с зажженными свечами, и многие, по традиции, приносят зажженную свечу домой, зажигая ей лампаду у иконы, которая горит неугасаемо до Пасхи.

В этот же день начинают красить пасхальные яйца.

Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в 1 веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.

Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: "Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным". Тут же на глазах императора свершилось чудо - яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

Тот, кто ходил в храм Великим постом регулярно, в последний четверг перед Пасхой заметит изменения. Уже со среды, после Преждеосвященной Литургии в храме не кладут земные поклоны и не слышно чтения молитвы Ефрема Сирина.

Чин омовения ног в Храме Христа Спасителя, 2010 г. Патриарх поливает водой на ноги священников и вытирает их лентионом, которым он, как и Спаситель на Тайной вечери, опоясывается

В четверг (Великий, как и все предшествующие Пасхе дни) утром верующие слышат песнопение: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведного Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе». Достохвальные ученики, которым Христос омыл ноги, просветились на вечере, и в это же время Иуда злочестивый, будучи болен сребролюбием (страстной тягой к деньгам), предает Учителя, настоящего и праведного Судью другим, беззаконным судьям. И тот, кто имеет подобную страсть к стяжанию богатств, пусть посмотрит на того (Иуду), который из-за этих богатств повесился. «Избегай такого неистовства души, дерзнувшей идти против своего Учителя! Благий ко всем Господи, слава Тебе!» В этих словах выражена кратко, но исчерпывающе суть Великого Четверга. Это богослужебный ключ, помогающий понять, что вспоминает в Великий Четверток Церковь.

Евангельская история такова. Через четыре дня после Своего торжественного входа в Иерусалим Иисус Христос праздновал вместе с учениками иудейскую Пасху. Он знал, что в его земной жизни эта Пасха - последняя. По этому совершил с учениками самое первое Таинство причащения. Он преломил хлеб и сказал: «Даде святым Своим учеником и апостолом, рек: приимите: ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов», затем со словами: «Пийте от нея вси, Сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов». С тех пор и по сей день именно эти слова произносятся на каждой Литургии. Так что Великим Четвергом вспоминается установление Господом Таинства Причащения.

Но праздник имеет и трагическое измерение. После трапезы (Тайной вечери) Иисус Христос показывает, как должны служить ученики Христа людям. Словно раб он омывает ноги ученикам и отирает их полотенцем. И после таких событий Иуда, который ничем не был обделен (и причастился Тела и крови Христовых, и ноги ему Господь омыл, как остальным) идет и обещает фарисеям выдать Христа, чтобы те предали Его смерти. Иуда делает это «сребролюбием недуговав». Песнопения этой службы обращают внимание на два события великое - первой Евхаристии и страшное - поступок Иуды. Верующие вместе со всей Церковью молятся, чтобы не уподобится предателю, приступая к Таинству…

На Литургии верующий услышит песнопение, которое обычно произносится священником перед причастием мирян, а поется только в этот день. Когда из алтаря выносят хлеб Причастия (Агнца на дискосе) и вино в Чаше, вместо «Иже Херувимы…» хор поет дважы: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими…». В нем снова - молитвенная просьба не уподобиться иуде, причастившемуся Тела и Крови Христовых, но предавшего Христа: «…не бо врагом Твоим тайну повем, ни лoбзания Ти дам, яко Иуда…».

Великий Четверток в народе зовут еще Чистым. Убирают квартиры (последняя уборка перед Пасхой, в следующие дни будет некогда), моются сами. Народная память таким образом сохранила воспоминание о том, как Христос омыл ноги ученикам. В больших кафедральных соборах архиереи могут совершать чин омовения ног - омывают ноги священникам своей епархии.
А еще опытный верующий достает из загашника или заботится о приобретении «фонаря». Это или большая стеклянная коробка с подсвечником внутри или маленький современный светильник, внутри которого можно поставить также свечу. Смысл в том, чтобы защитить от ветра свечное пламя. Зачем?

Вечером этого дня служится Последование Святых и Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Или в народе - двенадцать Евангелий. Собираясь на эту службу в доме гасят все лампады, а в храме покупают свечу побольше…

Последование Страстей Господних - одно из самых продолжительных и сложных для внимания богослужений года. На нем читают 12 фрагментов из четырех Евангелий, в которых описываются предательство Иуды и страдания Христа. У молящегося появляется возможность (разумеется, при условии максимальных собранности и терпения) сопережить страшные и непостижимые события. Христос ведет прощальную беседу с апостолами и молится за них до кровавого пота, Его берут под стражу в Гефсиманском саду и подвергают унижениям у первосвященника Анны. Затем то, он страдает у другого первосвященника - Каиафы, а от любимого учителя отрекается ревностный апостол Петр. Господа Понтий Пилат и осуждает Его на распятие. Внимательный и терпеливый верующий услышит затем, как шел на Голгофу и нес свой Крест Господь, какие страшные страдания перенес, будучи распятым и какие знамения сопровождали его смерть на Кресте. Его слова «Свершилось!»(Иоан. 19:25-37) в последний момент перед смертью - известие о том, что свершилось наше спасение.

Чтение 12 евангелий чередуется с исполнением особых песнопений, где снова вспоминается неблагодарность Иуды, звучит обличительное обращение Христа к своим палачам. Во время чтения фрагмента Евангелия молящиеся зажигают свечи, а с колокольни звучит колокол (какое по счету Евангелие читается, столько и ударов).

По окончании службы верующие горящие свечи прячут в заготовленные фонари и так с огоньками великого четверга расходятся по домам, где зажигают лампады. В народе это зовется - четверговые свечи. есть даже народная традиция на потолке возле верхних косяков дверей огоньком такой свечи оставлять знак креста…

Самой важной частью строжайшего из постов в году - Великого - является последняя неделя перед Пасхой. Названа она Страстной седмицей, так как именно на этот период в свое время пришлись страдания Христа, Сына Божия. Каждый день предпасхальной седмицы имеет особое значение и призван напоминать христианам о конкретных событиях минувшего. 25 апреля 2019 года верующие отмечают Великий, иначе Чистый четверг.


Особенности Великого (Чистого) четверга

Праздник Великий (Чистый) четверг, понятное дело, не носит торжественного характера. Мало того, Великий четверг является незримой точкой отсчета. Эта дата считается началом наиболее строгой части Великого поста и подготовки к светлой Христовой Пасхе.

В Великий четверг Страстной недели церковь вспоминает о четырех евангельских событиях, имевших место быть когда-то в упомянутый день. Речь идет о:

  • Тайной Вечере (последней совместной трапезе Христа с апостолами), в рамках которой Спаситель установил Евхаристию - новозаветное таинство Святого Причащения;
  • выражении Господом любви и кротости по отношению к своим ученикам в форме омовения последним ног;
  • вознесении Иисусом молитвы Отцу своему в саду Гефсиманском;
  • предательстве Спасителя Иудой, что продал Учителя за тридцать сребреников.

Перечисленные сюжеты жизни Христа вплетены в богослужения, совершаемые в храмах православных в Великий четверг. Так, литургия последнего знаменует собой непосредственно Тайную Вечерю в Сионской горнице, и присутствующие на ней верующие становятся символическими участниками столь важного действа. Омовение ног в знак служения и любви к апостолам, между прочим, нашло отражение в современном церковном уставе: именно в Чистый четверг чин, названый по аналогии с библейским событием, совершается Патриархом в главном храме страны. Кроме того, указанный обряд на практике осуществляется архиереем по отношению к священникам в кафедральных соборах и в некоторых монастырских обителях. Основные события последних дней и часов жизни Иисуса заключены в 12-ти отрывках из Евангелия.

Какие особенности имеет еще литургия в день Великого четверга? Данная служба носит название «литургии Василия Великого» и совершается после вечерни, с евхаристическим каноном. Подобная «полная» литургия характерна лишь для конкретных дней в году: помимо Чистого четверга, для Страстной Субботы, сочельников праздников Богоявление и Рождество Христово. В поместных церквях предстоятели освящают свежесваренное миро, а истинно верующие православные христиане стараются причаститься именно в этот день.

Как это было?

Не каждый читал Библию внимательно или вообще читал эту великую книгу, а посему для внесения ясности следует кратко освятить события Великого четверга, предшествовавшие распятию на кресте Спасителя человечества.

Итак, Иисус Христос уединяется с учениками накануне собственных страданий и казни в Сионской горнице для совершения последней (об этом было лишь ему известно) с ними совместной трапезы. Начинается она с уже упомянутого ранее омовения ног: Спаситель свершает обряды, что традиционно осуществляли рабы по отношению к собственному хозяину. Апостолы теряют дар речи, видя такое, однако не смеют останавливать Учителя. Только Петр восклицает: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?» И получает следующий ответ: «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после... Если не умою тебя, не имеешь части со Мною». На самом деле данное событие крайне символично: своим поступком Иисус хотел научить апостолов кротости и смирению, служению ближнему.


В какой-то момент совместной трапезы Сын Божий произносит, обращаясь к апостолам, роковые слова: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Ученики преисполняются великой скорби, слыша сие откровение. Каждый задает Учителю вопрос: «Не я ли, Господи?» Иисус же говорит им на это следующее: «Один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо. Впрочем, Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться». Тут подает голос свой Иуда: «Не я ли этот предатель?» И отвечает Христос: «Ты это произнес...» Таким образом Спаситель дает ученику своему понять, что ему известна истина, но в то же время у предателя имеется шанс. Один апостол, Иоанн, любимец Иисуса, тихо спрашивает Учителя: «Господи! Кто это?» Ответ следует незамедлительно: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам». Христос обмакивает кусок хлеба в солило и подает угощение Иуде. Этим Спаситель хотел вызвать в душе ученика-предателя чувство раскаяния за содеянное, но поступок сей возымел обратный эффект...


Следующий из четырех евангельских сюжетов касается установления Иисусом таинства Причастия или, по-другому, Евхаристии. Вот он, сей важный отрывок:

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и дал им (ученикам) и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая». Этим своим действом Христос явил людям верный способ спасения души и обретения после смерти жизни вечной в раю.

Молитва, вознесенная Сыном Божьим к Отцу его в Гефсиманском саду, случилась после совместной трапезы, Тайной Вечери, когда ученики Петр, Иаков и Иоанн, которых Мессия берет с собой в сад, забываются крепким сном. А ведь Иисус просил их бодрствовать, пока будет молиться Богу до кровавого пота... Христос обращается к Господу с пламенной просьбой пронести чашу будущих страданий мимо него, если это возможно, однако добавляет каждый раз: «...но не чего Я хочу, а чего Ты». Эту же фразу положено произносить христианину в молитвах, с которыми он обращается к Богу.


Приметы и обычаи

Великий четверг в народе называют чаще Чистым четвергом. Всем известно, что в Великий Четверг нужно встать до рассвета и омыть свое тело водой, в идеале - выкупаться в реке, но подойдет для этих целей и ванна, и душ. Вода в Великий четверг обладает уникальной особенностью смывать болезни и грехи человека, обновлять его энергетику. Затем следует посвятить время предпасхальной уборке дома: мытью полов, стирке белья и прочим работам. По традиции, подобная подготовка к светлому Воскресению Христову в Страстную пятницу или Великую субботу недопустима, иначе «грязь и пыль могут попасть в глаза Иисусу».

Складывается впечатление, будто потому и называется Страстной четверг Чистым, что положено в этот день отмыкать от грязи жилье и собственное тело. Однако, смысл народного наименования праздника иной: важно очиститься внутренне, то есть сходить в храм, исповедоваться и причаститься.

Куличи к Пасхе выпекать также следует в Великий четверг. То же касается и окрашивания яиц. Тогда главные угощения светлого праздника Христова Воскресения послужат оберегом для вкушающего их человека.

А еще с церковной вечерней службы нужно принести домой зажженную свечу. Она защитит жилье от пожара и домочадцев от бед и болезней. Можно ко всему прочему пересчитать в Великий четверг все деньги, что есть в доме. В этом случае доходы в будущем году вырастут в разы.

Страстная седмица -это последняя неделя , во время которой святая Церковь воспоминает последние дни земной жизни Господа нашего Исуса Христа, Его страдания, смерть и погребение. В большинстве старообрядческих храмов всю неделю идет продолжительное и трогательное Богослужение по Цветной Триоди. В первые три дня страстной седмицы прочитывается вся Псалтырь, исключая 118 псалом, который читается в Великую субботу на утрени перед плащаницей, и все четыре Евангелия до страданий Христа Спасителя. Из священных песнопений в эти дни особенно трогательны тропарь «Се жених грядет в полунощи » (поется на утрени после великой ектении) и светилен «Чертог Твой » (поется после канона вместо троичного светильна).

СE жени1хъ грzдeтъ въ полyнощи, и3 блажeнъ рaбъ, є3г0 же њбрsщетъ бдsща. недост0инъ же пaки, є3г0 же њбрsщетъ лэнsщасz. блюди2 ќбw душE моS, да не сн0мъ њтzготи1шисz, и3 да не смeрти преданA бyдеши, и3 цrтвіz внЁ затвори1шисz. но воспрzни2 зовyщи, с™ъ, с™ъ, с™ъ є3си2 б9е, бцdы рaди поми1луй нaсъ.

(Вот в полночь идет Жених, и счастлив раб, которого Он найдет бодрствующим, но не достоин (Царствия) тот, которого Он застанет дремлющим. Душа моя, смотри, не отягощайся сном, чтобы не быть преданной смерти и не остаться за дверями Царствия Божия. Поднимись, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по ходатайству Богородицы помилуй нас).

Черт0гъ тв0й ви1жу сп7се м0й ўкрaшенъ, и3 nдeжды не и4мамъ да вни1ду в0нь. просвэти1 ми њдэsніе дш7и, свэтодaвче и3 спаси1 мz.

(Спаситель мой, я вижу Твой чертог украшенный, но не имею одежды, чтобы войти в него. Податель света, соделай светлой одежду души моей и спаси меня).

Дни Страстной недели

В православной традиции неделя начинается с воскресенья. Каждый день последней недели Великого поста Церковь вспоминает определенное событие священной истории:

  • Вербное воскресенье - торжественный .
  • Великий понедельник - целомудренный Иосиф Прекрасный, проданный братьями в Египет; евангельское повествование о проклятии бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях, пророчество о разрушении Иерусалима.

  • Великий вторник - Церковь напоминает в Евангелии о грядущем суде Божием, где Господь потребует у нас отчета в дарованных нам талантах, и вообще в делах земной жизни нашей (притчи о 10 девах, о талантах и втором пришествии Господнем).

  • Великая среда - предательство Иуды и евангельский рассказ о грешнице, помазавшей ноги Господа драгоценным миром. В этот день заканчиваются земные поклоны за церковной службой (кроме приходных и исходных).

  • Великий четверг - воспоминание Тайной Вечери, на которой было установлено Таинство Евхаристии. Благочестивые христиане стараются накануне сходить на исповедь, чтобы причаститься за Литургией Святых Таин.

  • Великая пятница - моление Спасителя в Гефсиманском саду и Его арест, неправедный суд над Ним, страдания и крестная смерть Господа, Его погребение. Это день великой скорби, Литургия не совершается и трапеза не поставляется.

  • Великая суббота - день покоя, когда тело Господа лежало в гробе.

Таким образом, самые главные службы Страстной седмицы, да и всего церковного года, совершаются в четверг, пятницу и субботу. В этот день верующие стараются по возможности оставить все дела, чтобы пойти в храм на Богослужение.

Великий четверг

В народе его называют также Чистым четвергом . Соответственно, в этот день хозяйки занимаются генеральной уборкой. А может быть название говорит как раз о том, что все должно быть убрано заранее, чтобы пойти в храм хотя бы к службе Страстей Христовых?

В Великий четверг Церковь вспоминает Тайную Вечерю, на которой Господь установил Таинство Евхаристии. Утренняя служба в этот день бывает длиннее обычного, потому что Литургия Василия Великого совершается на вечерни. Вместо Херувимской песни поется тропарь:

Ве́чери Твое́й та́йней дне́сь Сы́не Бо́жии прича́стника мя приими́. Не пове́м бо враго́м Твои́м та́йны Твоея́, не лобза́ния Ти дам я́ко Ию́да. Но я́ко разбо́йник испове́даяся вопию́ Ти, помяни́ мя Го́споди во Ца́рствии Си.

Из песнопений этого дня также особенно трогателен тропарь дня «Егда славнии ученицы», который поется на утрени после «аллилуиа».

Е #гдA слaвніи ўчн7цы2 на ўмовeніи вeчери просвэщaхусz, тогдA їю1да ѕлочести1выи, сребролю1біz недyгомъ њмрачaшесz, и3 без8зак0ннымъ судіsмъ, тебE прaведнаго судію2 предаeтъ. ви1ждь и3мёніемъ люби1телю, и4же си1хъ рaди несhтство стzжaвша, и3 ўдавлeнію вдaвшасz. бэжи2 несhтыz души2, ћже ўчи1телю таковaz содёzвшіz, и4же њ всёхъ бlгjи гDи слaва тебЁ.

(Когда славные ученики просвещались на вечери умовения (ног), тогда нечестивый Иуда, заболев недугом сребролюбия, омрачился безумием, и вот предает беззаконным судьям Тебя, праведного Судию. Смотри, любитель богатства, на того, кто удавился из-за них: не подражай несытой душе, которая дерзнула на такое в отношении к Учителю. Милостивый ко всем, Господи, слава Тебе).

В этот день за Литургией приготовляется годовой Агнец (запасные Святые Дары для причащения больных и умирающих вне времени совершения Литургии). Это обычай, существовавший в Древнерусской церкви, сохранился и у старообрядцев-поповцев.

Из Евангелия от Иоанна мы знаем, что в начале Тайной Вечери Господь омыл ноги своим ученикам, показывая пример служения ближним.

Хотя́и пе́рвыи бы́ти, да бу́дет после́днии, и влады́ка я́ко слуга́ , - поется в стихере Великого четверга.

В память об этом древнерусские Уставы содержат «Чин омовения ног »: в соборе епископ омывал ноги двенадцати священникам, в монастыре игумен - братии. В новообрядческой церкви этот чин, не совершавшийся на протяжении XX века, в настоящее время восстанавливается. В старообрядчестве этот обычай не сохранился.

Вечером в четверг совершается павечерница и утреня Великого пятка (в церковной традиции день начинается с вечера). Благочестивые христиане стараются отложить все дела и прийти на службу Страстей Христовых. Это одно из самых важных богослужений церковного года, когда читается двенадцать Евангелий, повествующих о страданиях, крестной смерти и погребении Господа. Молящиеся внимают им, держа в руках зажженные свечи. Перед Евангелием и после него хор поет: «Слaва страстeмъ твои1мъ, гDи » (земной поклон). Евангелия чередуются с антифонами - особенными стихерами, которые попеременно исполняют правый и левый крылос.

В новообрядческой церкви вошла в употребление так называемая Пассия (passio - страдание лат.) - квазианалог службы Страстей Христовых. Авторство Пассии приписывается митрополиту Петру Могиле, однако сам Акафист Страстям Христовым, являющийся центром Пассии, сочинен архиепископом Херсонским Иннокентием (Борисовым) сравнительно недавно - в 19 веке. Первоначально пассии были распространены в южных областях России, но к XX веку их стали совершать повсеместно. Совершается она по другому графику, нежели служба страстей Христовых. Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу Евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста, по вечерам. Однако бывают случаи, что в некоторых местах Пассию совершают каждый день. Критики этого Богослужения, например, архимандрит Киприан (Керн) отмечают латинское происхождение этой службы. Другие авторы отмечают нелогичность проведения этого богослужения в первых неделях Великого Поста, поскольку молитвословия Страстей Христовых в это время нарушают линеарность и последовательность годового богослужебного круга.

Великая пятница

Ночью, после Тайной Вечери, Господь Исус Христос пошел со своими учениками молиться в Гефсиманский сад, был взят воинами, судим у первосвященников Анны и Каиафы, после чего подвергся поруганиям со стороны служителей первосвященников. Вспоминая все это, и верующие ночь на Великий пяток проводят в бодрствовании. Великий пяток - день самого строгого воздержания и сугубой молитвы, когда мы вспоминаем крестные страдания Господа нашего Исуса Христа, которые претерпел Он нашего ради спасения, чтобы избавить нас от власти греха и смерти и даровать вход в жизнь вечную. Желая мысленно последовать на Голгофу, в течение всего дня верующие не вкушают пищи. Поздно вечером они собираются в святые храмы к утрени. На этой утрени читаются 12 Евангелий, в которых подробно изложены прощальная беседа Исуса Христа, молитва Его в саду Гефсиманском, взятие воинами, суд над Ним у первосвященников Анны и Каиафы, Пилата и Ирода, крестные страдания, смерть и погребение. Верующие же стоят все это время с зажженными свечами. (Стоит отметить, что в городах традиция совершать службу в ночь на Великий пяток уже почти утрачена, однако по-прежнему остается в некоторых местностях, например, на юге Украины - прим. ред. ).

Ради глубокой скорби и благоговения к Крестной Жертве Христа Спасителя не совершается в Великий Пяток и Божественная Литургия. Вместо неё служат «Царские часы», составленные святителем Кирилом Александрийским (V век). Они намного продолжительнее обычных, ведь помимо псалмов, содержащих пророчества о крестных страданиях Господа, читаются также паремия, Апостол и Евангелие. В песнопениях, чтениях Апостола и Евангелия на каждом часе говорится о страдании и искупительной жертве Сына Божьего, «взявшего на Себя грехи всего мира ». Особенностью Царских часов Великого пятка можно назвать то, что в этой службе повторяются многие стихеры и Евангелия, читавшиеся накануне вечером. Словно второй шанс для тех, кто не смог вечером прийти в храм. Вечером в пятницу совершается вынос на середину храма Плащаницы - писаной или шитой иконы, изображающей положение Господа во гроб. Затем совершается Боготелесное погребение: при чтении 17-й кафизмы поются краткие стихи, полные глубокого смысла и умиления. После умеренной, скромной трапезы и отдыха совершается павечерница с каноном «На боготелесное погребение и плач Богородицы», написанным в X веке Симеоном Логофетом. В некоторых местностях богомольцы, издалека приезжающие в храм к святому Празднику Пасхи, после павечерницы оставались в храме до начала Светлой заутрени. Во время ожидания читали вслух книгу Деяний апостольских. В настоящее время этот обычай постепенно уходит, ведь почти все имеют возможность приехать в храм ближе к полуночи, на машине.

Затем начинается утреня Великой субботы - это молитвенное бдение пред Плащаницею, как бы пред гробом Христа Спасителя. На ней читается канон «Волною морскою», написанный несколькими авторами: преподобным Космой Маиумским (братом преподобного Иоанна Дамаскина), Марком, епископом Идрунтским и инокиней Кассией. Канон изображает смятение неба и земли в минуты смерти Господа и воспевает любовь и славу погребенного Спаса, сходившего в ад и неразлучно пребывающего с Богом Отцом. Он полон такого глубокого смысла, что будет повторен еще раз, в начале пасхальной службы перед Крестным ходом. Чтобы и те, кто не смог помолиться ранее за службами, а пришел только на пасхальную, услышал вдохновенные и торжественные слова канона, объясняющего смысл и значение предпасхальных событий. Ведь только после скорбных и торжественных служб Страстной седмицы открывается в полной мере торжество и радость Пасхи!

В конце вечерней службы в некоторых храмах совершается Крестный ход. Нисшествие Христа в ад изображается трогательным с хоругвями и свечами обнесением Плащаницы вокруг храма при колокольном, медленном, так сказать, погребальном звоне. После этого верующие возвращаются в храм и прикладываются к Плащанице. В это время поется трогательная «надгробная» стихера:

П ріидёте ўблажи1мъ їHсифа приснопaмzтнаго, и4же въ нощи2 къ пилaту пришeдша, и3 животA всёхъ и3спроси1вша. дaждь ми2 сего2 стрaннаго, и4же не и3мёетъ гдЁ главY подклони1ти. дaждь ми2 сего2 стрaннаго, є3г0же ўчени1къ лукaвыи на смeрть предадE. дaждь ми2 сего2 стрaннаго, є3г0же м™и зрsщи на кrтЁ ви1сzща, рыдaющи вопіsше, и3 м™рьски кричaше. ўвы2 мнЁ чaдо моE, ўвы2 мнЁ свёте м0й, и3 ўтр0бо моS возлю1бленаz. сімеHнъ бо проречE, сбhстьсz днeсь гlющее въ цRкви. твоE с®це nрyжіе пр0йдет. но въ рaдость воскrніz твоегw2 плaчь преложи2. Покланsемсz стrтє1мъ твои1мъ хrтE, покланsемсz стrтє1мъ твои1мъ хrтE, покланsемсz стrтє1мъ твои1мъ хrтE, и3 с™0му воскrнію. (3 земных поклона).

Великая суббота

Утром в храме читаются часы, как перед обычной службой, но Литургия совершается после вечерни. На ней в песнопениях изображается печаль ада о потере своей власти.На ней поются воскресные и особенные пасхальные стихеры «Д нeсь ѓдъ, стонS вопіeтъ, разруши1сz моS влaсть …» Священник и диакон надевают светлые, праздничные облачения, женщины стоят в белых платках.

На вечерни читается 15 паремий - отрывков из ветхозаветных книг, в которых рассказывается о сотворении мира, пасхе ветхозаветной, содержатся пророчества и прообразы Пасхи новозаветной. Чтение множества длинных паремий сохранилось с тех времен, когда накануне Пасхи совершалось крещение оглашенных. Происходило это во время службы, когда христиане слушали паремии. Затем они торжественно встречали новопросвещенных пением «Е #ли1цы во хrтA кrти1стесz, во хrтA њблек0стесz, ґллилyіа ». Так начинается Литургия и в наши дни.

Херувимская песнь в этот день особенная, написанная святителем Василием Великим:

Д а молчи1тъ всsка пл0ть чlча, и3 да стои1тъ с8 стрaхомъ и3 трeпетомъ, и3 ничт0же земнaгw въ себЁ да помышлsетъ, цRь бо цRю1ющымъ, и3 гDь гDьствующымъ, хrтосъ бGъ нaшъ происх0дитъ заклaтисz, и3 дaтисz въ снёдь вёрнымъ. предъи1дутъ же семY ли1ци ѓнGльстіи, со всёми начaлы и3 властьми2, многоwчи1таz херуви1мъ, и3 шестокрилaтаz серафи1мъ, лицA закрывaюще, и3 вопію1ще пёснь, ґллилyіа, ґллилyіа, ґллилyіа.

(Пусть молчат все люди и стоят со страхом и трепетом, не думая в душе своей ни о чем земном: потому что Царь царей и Господь над владыками идет на заклание, чтобы дать Себя в пищу верующим. Ему предшествуют лики ангелов со всеми Началами и Властями, многоокие (многовидящие) Херувимы и шестокрылые (скорые в исполнении воли Божией) Серафимы, закрывая (с благоговением) лица свои и воспевая песнь: аллилуиа).

Вместо Достойно поется ирмос:

Н е рыдaй менE м™и, взирaющи в0 гробэ, є3г0же пл0тію без8сёмени зачалA є4си сн7а. востaну бо и3 слaвенъ бyду, и3 вознесY со слaвою, нем0лчнw ћкw бGъ, вёрою и3 люб0вію тz величaющіz.

(Не рыдай обо Мне, Мать, видя в гробе Сына, которого безсеменно зачала во чреве, потому что Я встану и прославлюсь и, как Бог, вечно буду прославлять с верою и любовью Тебя величающих).

После заамвонной молитвы бывает обычное благословление хлебов и вина, которыми в древности молящиеся подкрепляли себя для слушания книги Деяний апостольских и затем на бдение ночное.В новообрядчестве принято освящать яйца и куличи днем в Великую субботу. Старообрядцы делают это после окончания Пасхальной службы, рано утром в воскресенье.

Сборник «Страсти Христовы»

В старообрядчестве большое распространение имела книга «Страсти Христовы», которую читали всей семьей на Страстной седмице. Основой книги является апокрифическое «Евангелие от Никодима» (II век от Р. Х.) Это сказание стало также источником и богослужебных текстов, например, службы Великой Субботы и иконописных сюжетов.

Этот сборник рассказывает о последних днях земной жизни Спасителя, Его страданиях, смерти, схождении во ад и воскресении. Особенно подробно описывается то, о чем вкратце или совсем не говорится в канонических Евангелиях. Это главы «О поставлении друга Христова Лазаря архиереом в Китейский град», «О совете первосвященников и книжников жидовских на Господа нашего Исуса Христа», «О сошествии предотечи и крестителя Господня во ад», «О возвещении Господа нашего Исуса Христа Пречистой своей Матери, яко идет на страсть вольную, и о поручении ея женам-мироносицам», «О болезни Иуды», «О пришествии Пречистыя Богородицы и жен-мироносиц к Пилату», «О соборе жидовском», «О плаче Пресвятыя Богородицы, стоявшей у креста Господня», «О пришествии благообразного Иосифа от Аримафей во Иеросалим и снятии со креста тела Исусова», «О сошествии Христовом во ад и об изведении праведных в рай», «О совете жидов убить Иосифа, и о возвещении им о Христе, яко воскресе от мертвых», «О пришествии из Иеросалима в Рим к Тиверию кесарю Марфы, Марии и сестер Лазаревых», «О раскаянии и страдании Пилатове», «О гибели первосвященников Анны и Каиафы».

Известно множество рукописных копий книги «Страсти Христовы», созданных на Руси в XVII–XVIII вв. Часто они украшались миниатюрами. На рубеже XVIII–XIX веков книга неоднократно печаталась в старообрядческих типографиях во Львове, Почаеве, Супрасле и других местах. Современное издание книги «Страсти Христовы» можно приобрести в книжном магазине на Рогожском, книжных лавках других старообрядческих храмов.

Народные традиции Великого четверга

К четвергу Страстной недели в деревенской жизни были приурочены некоторые символические приемы, сформированные под влиянием церковных обрядов. Первые места в этот день принадлежали серебряной монете, соли и хлебу. Омочивый на тайной вечери руку в солило, в знак предстоящего отступничества и предательства, вызвал обычай очищать ту соль, которая некогда была осквернена прикосновением нечистых рук нечестивого Иуды. Пережженную, сероватого и черного вида, соль перемешивали с квасною гущею, клали в старый лапоть и бросали в огонь. Пережженную соль толкли, просеивали и затем считали настолько чистою и священною, что приписывали ей даже целебную силу, помогающую как людям, так и скоту. Эта соль считалась в особенности пригодной для того, чтобы просолить ею первые, освященные после святой заутрени, пасхальные яйца.

В память омовения Спасителем ног апостолов, предшествовавшего осквернению соли Иудой, умываться в Страстной четверг старались «с серебра», для чего клали в воду серебряную монету - прообраз тех сребреников, за которые было совершено величайшее из всех людских преступлений.

В воспоминание о преломлении хлеба, каждый крестьянин подавал в церкви заздравную просфору. Крестьяне верили, что в Великий четверг Господь невидимо благословляет тот хлеб, который в этот день подается к обеду. Поэтому крошки и куски, оставшиеся на столе, тщательно собирались и хранились, как святыня, пригодная и полезная к употреблению во время болезни.

Чистый четверг признавался крестьянами не просто днем Страстной недели, а каким-то особенным угодником Божиим, покровительствующим чистоте и опрятности. В этот день, по народному убеждению, даже «ворона своих воронят в луже моет». На этом же основании крестьянки считали своим долгом мыть даже поросят, а также чистить избы. «Если в Чистый четверг вымоешь, - говорилит они, - весь год чистота в избе водиться будет». В деревнях существовал обычай омовения, который состоял в следующем. Глухой ночью, далеко до света, чтобы ворон не успел выкупать своих птенцов, женщины шли на речку (вода для обряда должна быть непременно проточная) с ведрами и кувшинами. Черпали воду на восходе солнца и перед домом сначала обливались сами, а потом будили мужа и взрослых детей, заставляя их также обливаться с головы (маленьких детей мыли в подогретой воде). Девушки мылись в Чистый четверг со специальными целями, твердо веруя, что, если на утренней заре хорошенько «вымыться, вытереть тело полотенцем и отдать затем это полотенце «оброшнику», то от женихов отбою не будет, и в самом скором времени непременно выйдешь замуж.

Кроме всеобщего мытья, крестьяне старались приурочить к Чистому четвергу и убой скота и свиней, предназначенных для праздничного стола и для заготовления впрок. Это делалось на том же основании, как и мытье избы: угодник Божий Чистый четверг сохраняет мясо от порчи.

Наряду с обычаями, находящими объяснение в христианских верованиях, к Великому четвергу отнесены были и иные, ничего общего с верой не имеющие. Например, обычай (исключительно приуроченный к этому подвижному церковному празднику) первого пострижения волос у тех малых ребят, у которых они с первого дня рождения еще не стриглись и успели вырасти настолько, что потребовались ножницы. В этот же день подстригали у овец шерсть на лбу, у кур, коров и лошадей хвосты. Делалось это в той уверенности, что от подобных пострижек у овец будет руно длиннее и гуще; лошади не станут скакать через изгороди и портить колья, а у коров не потеряется молоко. В некоторых местностях существовал обычай гадать о судьбе своей скотины. Также считалось, что нет наиболее удобного дня в году для тех, кто пожелает видеть нечистую силу и узнать от нее свое будущее. Во многих местностях соблюдался обычай считать деньги, чтобы велись они круглый год.

Душеполезное поучение в Великую пятницу

«Боюся глаголати языком, и коснутися страшной повести Спасове, страшно бо есть о сей глаголати: Бог бо наш днесь предан бысть в руки грешником и нечестивым человеком. Чесо ради убо предан бысть Святый Небесный Владыка, без греха сый; ничтоже бо согрешив предан бысть днесь. Приидем и уведим, чесо ради предан бысть Христос Спас наш; нас ради нечестивых предан быть Владыка » (Прп. Ефрем Сирин).

«Ныне всех пророк пророчествия сбышася истинно. Ныне всему Писанию исполнение совершися, и таин глубины от начала света известишася ясно » («Страсти Христовы»).

В Ветхом Завете часто встречаем мы пророчества о будущих событиях, о высших сокровенных тайнах Божественного Промысла. Подробно об этом говорится в 246 главе книги «Измарагд», в «Слове» Иоанна Златоустаго о Кресте Господни и об отвержении Петрове». Пророк Иона, Авраам и Исаак, Иов многострадальный являют нам прообразы погребенного и воскресшего Христа Спасителя. Особенно же много можно сказать здесь об Иосифе Прекрасном , воспоминанием о котором начинается Страстная седмица . Ибо как на Иосифа восстали из зависти его собственные родные братья, так и на Господа восстали из зависти единоплеменники Его от еврейского рода. Как Иосиф продан был измаильтянам (аравитянам), так и Господь наш продан был лукавым учеником на неправедное осуждение. Пестрая риза Иосифа, которую отняли у него его братья, - ризы Господни, о которых писано:

разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребия (Пс. 21, 19).

Иосиф был ввержен в темницу с двумя царедворцами, один из которых был казнен, а другой отпущен на свободу. Господь также распят был посреди двух разбойников: один из них получил спасение, другой отошел к вечной погибели. Темница Иосифа - Гроб Господень. Царская колесница - Воскресение Христово и слава вечного Царства Небесного. И как узнан был Иосиф своими братьями, так и Господь, явившись во славе, познается всему роду человеческому и тем, кто распял Его. Об этом говорит Писание:

Воззрят Нань, Его же прободоша (Зах. 12, 10).

Задолго до Своих Крестных страданий Господь предупреждал учеников о том, что неминуемо должно будет совершиться - о Кресте и Воскресении, но они не понимали Его и боялись спрашивать подробно. Говорил со скорбью и о Своем предателе:

Не двенадцать ли вас избрал Я? Но один из вас диавол (Ин. 6, 70).

«Июда раб и льстец, ученик сый и наветник, и друг диаволь от дел явися. Последоваше бо Учителю, и Нань поучашеся на предание, глаголаше в себе, предам Сего и приобрящу имения. Искаше же и миру продану быти, и Исуса лестию яти, отдаст целование и предаст Христа. И яко овча на заколение, тако последоваше Агнец Божий, Един милосерд и Человеколюбец » (Триодь Цветная).

По церковному преданию, подробно изложенному в книге «Страсти Христовы», вся жизнь Иуды складывалась весьма необычным образом и была преисполнена нечистотой и противоестественными пороками. Происходил он из колена Данова, причем еще до рождения младенца матери его было открыто во сне, что она родит сына, который впоследствии истребит весь их род. Весьма убоявшись, родители не решились, однако, убить своего младенца, но оставили его подкидышем. По случаю он был усыновлен бездетной царицей острова Искариота. Когда же родился законный наследник, Иуда из зависти убил его и, скрываясь от царского гнева, бежал во Иеросалим, где поступил на службу к игемону Пилату. Быстро продвинувшись, Иуда вскоре стал начальником над всем его домом и был весьма здесь угоден по лукавому и изворотливому своему нраву. Однажды, когда Пилат прельстился душою на прекрасные яблоки в чужом саду, Иуда без раздумья, воровски направился туда и стал обрывать их для своего господина. Хозяин возмутился, но вор, чувствуя свою силу и безнаказанность, смело продолжал свое дело. В завязавшейся потасовке он убил хозяина сада и насильно женился на его вдове, чтобы овладеть оставшимся богатым имением. Однако после откровенных разговоров с женой он понял, что погубил отца своего и стал мужем собственной матери. Ужаснувшись, он покинул этот дом и, услышав о Христе Спасителе, прилепился к Нему сначала как бы по желанию покаяния, но потом, попавши в сети сребролюбия, сделался коварным Его предателем.

«Беззаконный же Июда Искариотский послан бысть во Иеросалим от Христа, ради снедной купли, и ношаше с собою ковчежец, и вметаемое вонь подаяние милостыни. Господь же наш Исус Христос Сын Божий повеле ему Июде скоро быти в Вифанию, купив снедная на потребу их. Тогда Июда беззаконный приходит в среду во Иеросалим, в нюже жидове на сонмищи своем совет сотвориша, якоже преди рекохом » («Страсти Христовы»).

Воистину, «горе тому человеку, имже сын Человеческий предан будет; лучше бо ему от матери своея не родитися » (Мф. 26, 24). Предавши на смерть Божественного Учителя, Иуда пришел к безысходному отчаянию и кончил жизнь самоубийством, удавив себя на дереве. Место это еще долгие годы было исполнено такого зловонного смрада, что невозможно было миновать его, не закрывши рукою ноздрей.

По словам Святого Евангелия, земная жизнь воплотившегося Господа Исуса Христа с самого начала была преисполнена всяческих скорбей и лишений. Гордость, зависть и злобное лицемерие, с которым встречали Его церковные старейшины за нелицеприятное обличение сребролюбия и прочих тайных их пороков, переросли в самую лютую, поистине демоническую ненависть. Составив совет об убийстве Христа Спасителя, они имели еще цель как можно больше уничижить и обесчестить Его, чтобы погубить в народе добрую Его память. Крестная казнь в то время считалась величайшим позором, так казнили римляне только беглых рабов и особо опасных преступников. После чудесного Лазарева воскресения книжники и фарисеи, видя, что народ все более возрастает в любви и почтении к своему Небесному Учителю, окончательно утвердились в преступной решимости предать Его скорейшей и мучительной смерти.

Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы. И положили в совете взять Исуса хитростью и убить. Но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе (Мф. 26, 3-5).

«Несмотря на повеление закона, чтобы был только один архиерей в течение всей его жизни, иудеи, вопреки закону, ставили у себя многих архиереев, сменяя их каждый год. Итак, к архиерею того года приходят на совет те, которые должны были наказывать убийц. Архиереями же называет евангелист тех, которые уже окончили свою годичную службу. Намереваясь совершить преступное убийство, они не Бога боятся, а народа. Боялись же того, чтобы народ, в случае убиения ими Христа в праздничное время, не восстал бы к отмщению за то, или вместе и того боялись, чтоб убийством своим не отвлечь народ от узаконенных жертвоприношений, а самим не лишиться бы прибыли от жертв. Равным образом опасались и того, чтобы смерть Христа не сделалась общеизвестною и славною, если бы Он был убит в праздник; им хотелось истребить и память о Нем. Таким образом, сделавши совет пред праздником, они положили убить Его после праздника. Но Он, показывая, что страждет не тогда, когда они хотели бы, но когда Сам Он восхотел, попустил им взять Себя накануне самого праздника Пасхи, дабы в то же самое время, в которое обыкновенно бывала Пасха прообразовательная, совершилась и Пасха истинная. Следует обратить внимание и на то, как они осквернили себя убийством. В самом деле, не желая убивать Его в праздник, они убивают, однако ж, как только нашли предателя, убивают, чтоб только выполнить волю свою, а на народ уже не обратили внимания » (Толкование блаженного Феофилакта Болгарского).

Тридцать серебряных монет, которые были обещаны Иуде-предателю, равнялись цене беглого раба: так архиереи лишний раз подчеркнули свое высокомерное презрение к личности Христа Спасителя, Которого называли они «древоделом и сыном плотника». Начинался крестный путь к восхождению на Голгофу.

«Взем же Июда беззаконный, от архиереов и книжников жидовских воинов, со многим оружием и дреколием, и со свещами, и поидоша на Исуса яти Его. Идущим же им путем, и рече к воинам Июда: се даю вам знамение, Его же аще аз лобжу, Того возмите вы, и возложите на Него тяжкия и великия железа, и держите Его крепко, дабы Он от вас не ушел. … Воини же жидовстии вземше Исуса, связаша руце Ему пречистыя, и на шею Его святую возложиша цепь железную. И начаша бити Его немилостиво мечными плазы и дреколием, и иными всякими оружии, кто что в руках имяше. И влечаху Его по земли цепию за шею, и велми сурово биша Его на месте том, и пречистыя руце и нозе Ему отбиша. Потом же возставиша Его на нозе, и поведоша чрез поток Кедрский. Сами убо они окаяннии жидове идяху по суху, Исуса же пхаху в блато. Толико же биша Его, яко с великаго их биения не можаше из грязи выбрести, они же влечаху Его цепию за шию, чрез поток Кедрский» («Страсти Христовы»).

По преданию, ночь та была необычайно холодной, что было несвойственно для весеннего южного климата Палестинской страны. За Христом последовали только два самых близких и верных Его ученика - Иоанн Богослов и Петр. Но и Петр трижды отрекся от Своего Учителя, когда отвечал на вопросы простой архиерейской прислужницы. Так в его лице показал Господь слабость и малодушное непостоянство нашей духовной природы, а также три последовательные степени всеобщего грехопадения человечества.

«Обаче третие Петрово отвержение, иже всех человек к Богу грех образоваше. Первое, еже преступи заповедь Адам. Второе же, писаннаго Закона преступление. Третие, самого Слова воплощение » («Синоксарь»).

Старейшины непременно желали именно распять Спасителя, чтобы предать Его конечному поруганию и проклятию, по слову Писания «проклят всякий висящий на древе » (Второз. 21, 23). Но поскольку Иудея находилась тогда под властью римлян, синедрион был вынужден обратиться к прокуратору - Понтийскому Пилату. Пилат долго колебался, так как по характеру был человеком боязливым и двоедушным. Он боялся предать смерти всем известного Пророка, о святости Которого свидетельствовали многочисленные Его чудеса. Видя перед собою обезумевшую толпу, он в глубине души глубоко презирал и гнушался этих людей.

Однако вопрос был окончательно решен с помощью шантажа и реальной угрозы нечистому на руку правителю, за которым можно было обнаружить много своекорыстных и подложных дел и тем самым отстранить его от правления и самого предать суду по всей строгости римского закона.

Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю (Ин. 19, 12).

Пилат, услышав это слово, предпочел поступить так, как требовали от него иудейские начальники.

«Он же убоявся дабы его кесарю не оклеветали, повеле воинам отпустити Варавву, Исуса же повеле привязати к столпу посреде двора своего и бити немилостиво жезлием суковатым, по четыре человека пременяющеся биша Владыку Господа славы. И где пречистое Его тело ударяху, ту отторгашеся святая плоть Его с кровью и падаше на землю, яко мало не все тело Его святое отпаде, яко жилы и кости Его быша видими. Потом же Пилат повеле от столпа Исуса отвязати, и одеяние Его на Него возложити. Он же паде на землю, не могий стояти. И тогда Пилат предаде Его воли жидовстей, и елико восхощут, да сотворят Ему. Воини же жидовстии, одеяша Его хламидою червленою, и сплетше терновен венец, тесен вельми, и, едва возложиша на Святую главу Его, изгнетше. И биша по тесному венцу, и от острия терновнаго святую главу Его пронзиша даже до мозгу. И нападоша и биша Его немилостиво, и бысть Ему мука горше первых мук, и вся первыя раны Его повредиша. И аще бы был прост человек, то бы и смерть вкусил: но понеже бысть вкупе Бог и Человек, сего ради преизлишне и сильне страсти терпяше » («Страсти Христовы»).

Деревянный крест, который должен был нести к месту казни сам осужденный, имел достаточно большой и вес и объем. Но после перенесенных страданий под тяжестью такой ноши Господь наш уже не в силах был идти Сам. Тогда воины взяли некоторого мимоходящего человека - Симона Киринейского и велели следовать с ними и нести Крест Господень. По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского, это значило, что Учитель Христос сначала Сам должен был взять крест Свой и просиять бесстрастием, а потом уже возлагать его на покорных.

«Всмотревшись, ты найдешь, что Исус царствует в нас не иначе, как чрез злострадание, что живущие в неге суть враги креста, и только тот может сделаться покорным Христу и взять крест Его, кто упражняется в добродетели, кто «идет с поля», то есть оставляет настоящее поле - мир сей и дела в нем, и стремится в Иеросалим вышний, свободный

«Много родов смерти. Но Христос умирает посредством креста, чтоб и древо освятить, чрез которое мы прокляты были, и благословить все: и небесное, что обозначается верхнею частью креста, - и подземное, что обозначается чрез подножие, - и пределы земли, как восточной, так и западной, что обозначается поперечными частями креста; а вместе и для того умирает посредством креста, чтоб, распростерши руки, призвать и собрать чад Божиих расточенных. Крест есть умерщвление, бездейственность страстей и неподвижность. Ибо распинаемый пригвождается и становится недеятельным. Крест есть начальство Господа и царство. Как сенаторы имеют знаки своих достоинств, иные - пояса, другие - мантии, так и Господь устанавливает Крест знамением Своего царствия » (Блаженный Феофилакт Болгарский).

«Гора Голгофа» - «глава Адама». По преданию, Крест Господень был поставлен на месте погребения первозданного человека. Еврейские старейшины как могли издевались и насмехались у распятия, воины подносили к устам Умирающего губку, наполненную уксусом и горькою свиною желчью. Когда же Господь воскликнул на кресте: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой », то завеса церковная, закрывавшая от глаз народа вход во «святая святых», вдруг сама собой разодралась посередине - так открылись нам царские врата в Небесное Отечество. Ликовали неистовые книжники, не разумевшие ничего из Божественного Промысла, плакали женщины, издали следовавшие за Спасителем на Голгофу, тяжко болящий глазами сотник Логин, стоявший при кресте Господнем, помазал Божественною кровью свои очи и тут же получил исцеление…

Ради мольбы Пресвятой Богородицы один из тайных учеников Христовых - Иосиф Аримафейский, презревши страх и грозившую ему опасность мщения (иудеи его самого затворили потом в злосмрадной темнице), просил у Пилата разрешение снять с Креста Пречистое Тело Исусово и предать его погребению. Мария же Магдалина и другая Мария, то есть, по толкованию церковных учителей, Сама Пресвятая Богородица, сидели напротив гроба, выжидая, когда утихнет ярость врагов, чтобы идти и объять Тело и помазать его миром.

Тайна Креста Господня сокрыта от внешнего мира. Так же, как и не свойственны его мирским законам святые заповеди об аскетическом воздержании, о победе духа над плотью, о стремлении к лучшему и будущему веку. О кротости, любви, смирении, нестяжании и милосердии. Ибо как невозможно «работать двум господам - Богу и мамоне », так невозможно сочетать в душе своей духовный разум и житейское лукавство. Тем же, кто мысленно желает нести свой посильный жизненный крест и безропотно терпеть все скорби и страдания, которые посылает нам Господь ради испытания веры и внутреннего роста, постепенно открывается высшая духовная премудрость. Как и апостол Павел говорит:

Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых - сила Божия (Кор. 1-е, 1, 18).

«Ведомо же убо, яко в шестый день седмерицы, яве убо яко в пяток распятся Господь. Занеже в шестый день исперва создану быти человеку, в шестый час дне на кресте висяше. В той же час якоже глаголют, и Адам на отреченное древо, руце простер, коснувся и умре. Должно бо бе воньже час сокрушися, в той и обновитися. Горкое питие вкус образоваше. Ударение нашу свободу являше. Оплевание и бесчестное обвожение, еже о нас честь. Терновый венец, еже на нас отгнание клятве. Багряная одежда за кожныя ризы. Гвоздие, отнюдное греха нашего недвижение. Крест, древо, еже в раи. Пронзеная ребра, из них же Евва, от нея же преступление. Копие, пламенному оружию не отвращатися. Яже из ребе вода, образ крещению. Кровь и трость, ими же нам червлеными писмены, яко Царь древнее Отечество нам дарова и подписа » (Синоксарь в Великий Пяток).

Страстной или Великий четверг - день, в который верующие вспоминают Тайную вечерю, где Иисус Христос установил таинство Евхаристии (Причастия) и совершил омовение ног учеников.

Службы и молитвы

Утром в четверг служится Литургия Василия Великого, в этот день она совершается в соединении с вечерней, поэтому длиннее по времени, чем обычно.

Именно в четверг Иисус собрал своих учеников на Тайную вечерю. Здесь он омыл им ноги, продемонстрировав каким должно быть смирение истинного верующего. Чистый Четверг для любого христианина - это символ полного духовного и физического очищения.

Правила предписывают в этот день обязательно посетить храм, чтобы причаститься и исповедоваться в своих прегрешениях, получить прощение, изменить жизнь к лучшему. Большую роль в этом играет вода.

Вечером совершается длительное и красивое богослужение - утреня Великой Пятницы, когда в храмах читаются 12 Евангелий о страданиях Христа.

В это время вспоминаются не только события Тайной Вечери. Верующие слушают о страданиях Иисуса, начиная от моления в ту страшную ночь в Гефсиманском саду в ожидании смерти и предательства Иуды, до положения Тела Спасителя во Гроб.

Чистый четверг

Великий четверг в народе называют Чистым четвергом. Считается, что после пробуждения каждый член семьи должен умыться с серебра (с серебряной ложки или монетки), что дарует крепкое здоровье. Чтобы оставаться счастливым и успешным до следующего Чистого четверга, необходимо очистить свое тело. До восхода солнца нужно искупаться. Вода в этот день насыщается благодатной силой.

Именно в четверг Страстной седмицы заканчивается генеральная уборка дома. Необходимо вынести весь сор, собрать хлам, паутину.

Пасхальные блюда

Основной обычай четверга Страстной недели связан с выпечкой пасхальных куличей . С самого утра все хозяйки ставят тесто, а ближе к вечеру, прочитав все необходимые молитвы, приступают к праздничной выпечке.

Кроме того, в Великий четверг окрашивали яйца луковой шелухой, натуральными растительными красителями и другими средствами. В наши дни это можно сделать с помощью наклеек и специальных орнаментальных оберток.

Также делали творожные (сырные) пасхи с изюмом, цукатами и другими сладкими ингредиентами.

Четверговая соль

Именно в Чистый четверг заготавливали четверговую соль, которая считается целебной. Каждый член семьи брал по горсти соли и клал ее в посуду, которую ставили в печь. Соль пережигалась, приобретая темный цвет. Потом полученный продукт освящался в церкви и пользовались такой солью в течение года.