Собор бориса и глеба. Храм Бориса и Глеба в Дегунино – один из старейших в Московской области

Церковь Бориса и Глеба в Зюзино является выдающимся памятником архитектуры федерального значения. Начата постройка в 1688 году.Окончилось строительство в 1704 году. Церкви более трехсот лет.

Храм является усадебным . Его построил на собственные сбережения сподвижник Петра Первого князь Борис Иванович Прозоровский. До него усадьба принадлежала знаменитой боярыне Морозовой.

История

Но после известных событий старообрядческого раскола, эти земли были конфискованы. В дальнейшем Петр Первый за труды пожаловал их Прозоровскому. Выстроен по проекту знаменитого архитектора Якова Бухвостова. С этого храма начался в Москве архитектурный стиль — московское барокко. Церковь Бориса и Глеба в Зюзино является прототипом многих московских церквей.

У него имеется одна особенность, на которую обращают внимание. Церковь в Зюзино алтарной абсидой развернута на север.Так пожелал Прозоровский.Он хотел, чтобы его усадьба была обращена к центру Москвы. Церковь двухэтажная. Верхний храм, в честь Бориса и Глеба, был раньше летний. Есть еще нижний, зимний. В честь великого князя Владимира.

В 1938 году был закрыт . Он разделил судьбу многих храмов страны. Перед закрытием настоятелем был отец Александр Харьюзов. Его арестовали и расстреляли в 1937 году. На смену ему пришел его брат Леонид. Который вскоре был тоже казнен. До 1989 года храм эксплуатировался не по назначению. Здесь был овощной склад. В годы войны использовался как наблюдательная вышка. Затем его переоборудовали в филиал завода драгоценных металлов. И, конечно, получил огромные повреждения. В алтаре нижнего храма была гальваническая ванна.

Первое богослужение состоялось 15 мая 1989 года в память святых мучеников Бориса и Глеба. Но не в храме, туда не пускали. Там была еще другая организация. Молебен прошел на улице, напротив здания.

А вот первая литургия 28 июля того же года, совершилась в нижнем храме. Интерьер был восстановлен полностью заново . Иконостас выполнен по старым эскизам. Воссоздан один к одному. Роспись новая, в византийском стиле. До 19 века храм, вообще, не был расписан.

Изначально архитектор Бухвостов допустил ошибку в проектировке и стены промокали. Иконами и святынями делились настоятели московских храмов. Например, из храма Петра и Павла в Лефортово была передана . Ее собирались отдать на реставрацию, но она само очистилась. Стала как новая. Из храма Покрова на Землянке подарен Голгофский крест. Прихожане приносили свои иконы.

Пожилая прихожанка принесла икону Знамение Пресвятой Богородицы , которую успела унести при закрытии и разграблении храма в 1938 году. Когда сверили образ по фотографии, то подтвердилось, что это действительно старая икона этой церкви. И это единственная икона, чудом сохранившаяся. Женщина очень радовалась, со слезами на глазах благодарила Бога, что сохранила святыню, дожила до открытия и вернула ее на место.

Многие лики заказывались по просьбе прихожан Москвы:

  • св.Николая Угодника;
  • Тихвинская;
  • Всех Скорбящих Радости;
  • Неупиваемая чаша.

Богослужение совершается каждый день. Утром и вечером. В воскресенье совершается Святителю Николаю. Имеется его икона с частицами мощей.

Нижний храм используется как требный . Там проводят исповеди. Это очень удобно. Нижний и верхний храм совмещаются винтовой лестницей. Есть возможность одновременно исповедовать и проводить богослужение. Нижний храм оформлен в ярославском стиле. Там низкие своды, иной иконостас. Другой интерьер. Там находятся две фрески. Одна посвященная князю Владимиру и Крещению Руси. Другая фреска, в притворе, посвящена мученикам России. Даже тем, которые были канонизированы позднее. В том числе царской семье.

При церкви работает воскресная школа . Обучаются более 100 детей. Проводятся занятия, работают кружки:

В школу принимаются дети с 7 лет. Имеются группы взрослых слушателей. Учения проводят как сами служители, так и выпускники духовных семинарий, квалифицированные иконописцы.

Принимается участие в фестивалях, концертах. Совершаются поездки по святым местам Московской области.Ведется развернутая социальная работа. Духовенством организованы поездки и помощь детским больницам. Развито паломничество. Дети и родители церковной школы посещают святыни России.

Расписание

Двери открыты каждый день , с утра до позднего вечера. Любой человек может зайти, поставить свечу, помолиться за себя и своих близких.

Есть официальный сайт в интернете.

Адрес

Добраться можно от станции метро Севастопольская. Дальше три остановки троллейбусом No 60 или No 72. Адрес: улица Перекопская, дом 7.

Борисоглебская церковь имеется также в Новокосино.

Известная московская церковь свв. Бориса и Глеба стояла на Поварской улице близ одноименного Борисоглебского переулка. В советское время он носил имя А.Ф.Писемского, потому что писатель жил в одном из местных домов до самой кончины, последовавшей в 1881 году.

Святые Борис и Глеб были самыми первыми русскими святыми и самыми чтимыми на Руси - храмов им строилось великое множество и в Москве и в других русских городах. Оба брата были сыновьями св. равноапостольного великого князя Владимира, крестившего Русь в христианство в 988 году. После кончины их отца престол в Киеве захватил князь Святополк, которого в народе за великие и бесчисленные злодеяния потом прозвали "Окаянным". Князя Бориса в то время не было в стольном граде - он только возвращался домой после битвы с печенегами, на которую его послал отец. И Святополк тайно отправил к нему своих людей, чтобы они убили законного наследника престола. Святой князь Борис, узнав уже от своих приближенных о трагических событиях в Киеве, не захотел участвовать в тяжбе за власть и сеять в Отечестве раздор и смуту. Ожидая неминуемой скорой смерти, он горячо молился в своем походном шатре перед иконой Спасителя. Ворвавшиеся люди Святополка убили его мечами. Мученика похоронили при Васильевской церкви в Вышгороде.

Святополк же, замыслив убить и второго брата, князя Глеба, послал и к нему гонцов с ложной вестью о том, что его отец якобы находится при смерти и зовет сына проститься. Узнав о том, Глеб поспешил к родителю, но когда в пути переправлялся в лодке на другой берег реки, люди Святополка напали на него и убили. Тело его было брошено на пустыре, и все годы там совершались чудесные знамения - прохожие люди то видели горящую свечу, то слышали неземное пение. Так со временем было найдено нетленное тело св. Глеба и похоронено тогда рядом с братом в Вышгороде. С тех пор чудесные знамения совершались над могилами мучеников, и люди со страхом Божиим стали поклоняться им.

Однажды, когда на то святое место пришли иноземцы, прибывшие на Русь с посольством, и один из них наступил на могилу - поднялся огненный столб и опалил ноги нечестивца.

А потом один слепой человек пришел в церковь святого Георгия Победоносца молиться о прозрении. И было ему чудесное видение - св. Георгий явился ему ночью и велел молиться святым Борису и Глебу, молвив: "Ибо им дана Благодать от Бога в стране Российской прощать и исцелять всякие муки и недуги".

С тех пор почитание святых Бориса и Глеба на Руси крепло. В тяжелые для России времена не раз совершались чудесные видения этих святых покровителей Отечества и не раз они оказывали воинам помощь. В 1240 году накануне Невской битвы воевода князя Александра Ярославича на рассвете вдруг увидел плывущий по реке челн, в котором стояли святые Борис и Глеб. Пораженный воевода слышал, как один молвил: "Брат Глеб, пойдем скорее поможем сроднику нашему, князю Александру, против неистовых врагов".

А в 1380 году в ночь перед Куликовской битвой стражник, стоявший в ночном дозоре, увидел светлых юношей - в руках они держали свечи и обнаженные мечи. "Кто вам велел истреблять отечество наше, от Господа нам дарованное?" - молвили они монголо-татарским военачальникам на глазах у стражника и обрушили на них мечи. В тот день воинство Дмитрия Донского одержало победу над Мамаем.

В Москве чтимым святым Борису и Глебу строили много храмов и освящали во имя святых множество церковных приделов. Одна из таких церквей стояла на Поварской улице.

В старину эта местность от Белого Города до Земляного вала была продолжением района Большой Никитской и Кислошки, где размещались царские слободы и дворцовые хозяйства. Здесь жили царские повара и обслуживающие государев стол работники - хлебники, скатертники, и пр. Память о них сохранилась в местной топонимике, в названии Поварской улицы и переулков Хлебного, Скатертного, Ножового, Столового.

По легенде, Борисоглебская церковь была построена здесь еще Борисом Годуновым, освященная по Дню Ангела царя. Достоверно известно, что в начале XVII века она уже точно существовала и серьезно пострадала во время Смуты и польско-литовской интервенции. До самого конца того "бунташного" столетия церковь была деревянной. Лишь в 1691 году ее выстроили каменной, а здание, дожившее до времен Октябрьского переворота, было возведено на пожертвования прихожанина только в 1802 году, на месте прежнего храма. Там находился образ Спаса Нерукотворного письма Симона Ушакова 1685 года.

Именно эта скромная московская церковь была связана со многими выдающимися деятелями русской истории и культуры, бывшими ее прихожанами. В 1830 году в ней венчались друг Пушкина, статский советник С.Д.Киселев, живший в приходе на Поварской, и Елизавета Ушакова, за младшей сестрой которой, Екатериной, ухаживал сам поэт. Пушкин был свидетелем, или как тогда говорили, "поручителем" жениха на этой свадьбе. Однако родственных отношений между ними не сложилось - сватовство Пушкина к Екатерине Ушаковой так и не состоялось. По собственному признанию поэта, он в последнее время ежедневно ездил к Ушаковой, лишь для того, чтобы дважды в день проезжать мимо окон дома Натальи Гончаровой, жившей поблизости на Большой Никитской.

В той же первой половине XIX столетия у Борисоглебской церкви на Поварской был еще один знаменитый прихожанин - К.П.Победоносцев, одна из самый загадочных и противоречивых личностей в русской истории. Внук священника, он родился в Москве в 1827 году и провел свои ранние годы в этих арбатских краях. "Благочестивые родители с детства приучили меня к церкви", - вспоминал позднее обер-прокурор Синода в одном из писем к императору Александру III. Он посещал богослужения именно в Борисоглебской церкви и часто читал в ней "Апостола".

Оценки личности Победоносцева и его роли в русской истории были и остаются противоположными до крайностей - мало кто еще вызвал вокруг себя такие споры и современников, и потомков. И если Андрей Белый в гениальном романе "Петербург" изобразил Победоносцева в страшном персонаже сенатора Аблеухова, то монахиня Мария оставила о нем самые добрые и теплые воспоминания, в которых называла его Другом своего детства. А в наше время некоторые историки даже считают Победоносцева "белым революционером", так оценивая его попытки спасти положение в России и ее государственность в канун ХХ века.

Как известно, политическая деятельность Победоносцева имела очень широкий спектр - от утверждения истинности и законности монархического строя и предостережений от введения в России Конституции и парламента до борьбы с учением Льва Толстого. Он пережил только первую русскую революцию, в октябре 1905 года вышел в отставку и умер два года спустя, 23 марта 1907 года, в Петербурге.

А незадолго до Октябрьского переворота, в 1914 году, в изогнутом Борисоглебском переулке поселилась Марина Цветаева. Покинув любимый дом своего детства в Трехпрудном, поэтесса долго искала в Москве новое жилище, которое напоминало бы ее московскую родину. Таким домом оказался небольшой двухэтажный особняк в Борисоглебском, 6.

Два дерева: в пылу заката
Под дождем - еще под снегом -
Всегда, всегда: одно к другому,
Таков закон: одно к другому,
Закон один: одно к другому.

Вконтакте

Часовня возведена в память о стоявшем на Арбатской площади , известном с 1483 года.

Каменная церковь на этом месте была выстроена по повелению великого князя Василия Ивановича. В XVI веке храм имел особое значение, и по предположениям, даже считался собором; Иван Грозный отправлялся в него на моление крестным ходом из Кремля перед началом военных походов.

В XVIII веке храм был полностью снесен и перестроен в 1763–68 годах по проекту К. И. Бланка. Познее он поновлялся, к нему были добавлены приделы.

В 1930 году, несмотря на протесты верующих и архитекторов-реставраторов, отмечавших, что храм является «памятником XVIII века выдающегося историко-архитектурного значения», здание было снесено, однако архитектор-реставратор Б. Н. Засыпкин и студенты Московского университета успели провести обмеры разрушаемого памятника.

В 1997 году, по инициативе Фонда единства православных народов, в память о Борисоглебском храме был возведен памятный храм-часовня Бориса и Глеба. Его архитектура частично повторяет формы утраченного здания.

Другие города , Copyright

Храм-часовня возведен не на месте разрушенной церкви, а несколько в стороне, на месте церкви Тихона Амафунтского, также снесенной в 1930-х годах. В память о ней в храме-часовне устроен придел во имя Тихона Амафунтского. На самом же месте Борисоглебской церкви установлен памятный знак с ее барельефным изображением.

Приписан к храму Большого Вознесения.

Фотогалерея


Полезная информация

Храм святых благоверных князей Бориса и Глеба патриаршего подворья на Арбатской площади города Москвы

Престолы

Освящена в честь: свв. мчч. Бориса и Глеба, свт. Тихона Амафунтского

Год постройки

1997
Архитектор: Вылегжанин Ю.С.

Адрес

Москва, Арбатская площадь, 4
Проезд: м. «Арбатская»

Храм открыт

Ежедневно: 9:00–19:00

Расписание богослужений

По средам

  • водосвятный молебен и панихида по усопшим - 12:30

В воскресные дни

  • Божественная Литургия - 9:00
  • Водосвятный молебен и панихида по усопшим - 14:30

Огласительные беседы

В храме святых благоверных князей Бориса и Глеба огласительные (предварительные) беседы со взрослыми, желающими креститься, а также с родителями и восприемниками младенцев, проводятся дежурными священниками по воскресеньям в 11:00

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше была построена в правление Юрия Долгорукого, и обычно датируется 1152 годом - на основании сообщения, помещенного в Типографской летописи как раз под этим годом: «Тогда же Георгий князь в Суждале бе, и отвързл ему Бог разумнеи очи на церковное здание, и многи церкви поставиша по Суздалской стране, и церковь постави камену на Нерли, святых мученик Бориса и Глеба, и святаго Спаса в Суздале, и святаго Георгиа в Володимери камену же, и Переаславль град перевед от Клещениа, и заложи велик град, и церковь камену в нем доспе святаго Спаса, и исполни ю книгами и мощми святых дивно, и Гергев град заложи и в нем церковь доспе камену святаго мученика Георгиа» (ПСРЛ. 24:77).

В Кидекше сохранились остатки оборонительных валов - вблизи устья речки Каменки («Каменка» на угро-финском языке - «Кидекша»), которая сливается с Нерлью, впадающей в Клязьму. Вероятно, сама церковь закладывалась Юрием Долгоруким в честь своих младших сыновей Бориса и Глеба, получивших имена первых прославленных в земле Русской святых - покровителей княжеского дома. Кидекшская церковь послужила усыпальницей для одного из этих сыновей Юрия Долгорукого - князя белгородского и туровского Бориса Юрьевича, умершего в 1159 году. Здесь же погребена его жена Мария (†1161) и их дочь Ефросиния (†1202).

Борисоглебский храм, по-видимому, замышлялся как главный собор городка Кидекши на восточных границах Суздальского княжества, что и отразилось в сдержанности его внешнего декора и простоте линий. Не следует забывать, что храм в Кидекше - наравне со Спасо-Преображенским собором в Переславле Залесском - наиболее ранняя белокаменная постройка Северо-Западной Руси.

Впрочем, и здесь наблюдаются очевидные параллели с западноевропейским романским искусством, чуть более ярко проявившиеся в других памятниках храмового зодчества Владимиро-Суздальской земли. В частности, обращает на себя внимание аркатурный пояс из т. н. «ломбардских арок», делящий боковые прясла храма на два яруса. Характерен перспективный портал очень простого профиля - в виде трех уступов (сохранился только с северной стороны) - с немного вынесенным замковым камнем на передней арке. Над аркатурным пояском в пряслах - т. н. «поребрик». Барабан также имел городчатый пояс (его остатки были найдены под кровлей храма). Цоколь Борисоглебской церкви (в настоящее время находящийся под зелёй) - простейшей прямоугольной формы. Внутри храма крестчатые столбы, лопатки простые однообломные, а наружные двухуступчатые. На некоторых камнях кладки можно увидеть идентичные знаки княжеских мастеров - такие же, как и на стенах Спасо-Преображенского собора в Переяславле.

Церковь Бориса и Глеба - одноглавая, четырехстолпная, трехапсидная. Сложена из прекрасно отесанных и положенных почти насухо квадров качественного белого камня. В плане храм без учета апсид очень близок к квадрату. Наружные лопатки делят стены на три неравных прясла (средние прясла шире и выше боковых). Уступообразное сужение наружных лопаток создает «перспективность» прясел. Внутренние лопатки соответствуют наружным, соответствуют им и крестчатые столпы. Над западным порталом в стене со стороны интерьера выложена разгрузочная арка.

Размеры Борисоглебской церкви, сторона подкупольного квадрата, общие пропорции, конструктивные особенности, профиль лопаток, декор близки еще одному сохранившемуся храму 1152 года - Спасо-Преображенскому собору в Переславле-Залесском. В связи с этим верх храма достаточно адекватно реконструируется по аналогии со Спасским собором.

Скорее всего, при нашествии монголов Кидекша пострадала, но уже в 1239 году здание церкви Бориса и Глеба было отремонтировано и освящено, и в нем, вероятно, было устроено белокаменное седалище и резная алтарная преграда. Но вскоре сам городок захирел и его жители переселились в соседний Суздаль. В «Списке русских городов дальних и ближних» (XIV-XV века) Кидекша не значится.

В XVI-начале XVII века глава и часть сводов церкви обрушилась. В 1660-х годах глава, своды и восточные столпы храма были разобраны полностью, а апсиды и восточные части северной и южной стен - до уровня аркатурного пояса. Затем восточные столпы были сложены вновь, и храм был перекрыт сомкнутым сводом с маленькой главкой. В таком виде храм сохранился до наших дней.

Паломнические поездки к Церкви Бориса и Глеба в с. Кидекша