Симпсоны ссср полная серия. Симпсоны и Россия: история любви и ненависти

Гунны – древнее кочевое племя, которое в поздней античности (370-е годы) вторглось в пределы Восточной Европы.

По происхождению гунны были азиатами, а их язык, по мнению большинства учёных, относился к тюркской группе.

Также большинство исследователей признали, что гунны были потомками центральноазиатских хунну, известных по их войнам с Китайской империей.

Гунны в Европе

Вторжение гуннов коренным образом изменило историю европейской цивилизации. Оно явилось началом так называемого Великого переселения народов – процесса, при котором «варварские» европейские племена, в первую очередь германцы, расселялись по разным местам континента и вторгались в пределы Римской империи.

В результате некогда целостная империя была поделена на несколько географических частей, разделённых между собой поселениями варваров, которые в некоторых случаях образовывали собственные государства.

С другой стороны, многие германские племена желали войти в число римских граждан, поэтому правительство разрешало им селиться в окраинных областях империи, в обмен на что они обязывались охранять границы от других варварских племён.

Тем не менее гуннам удалось подчинить себе ряд европейских народов, которые с большим трудом смогли освободиться от их владычества. Точнее – государство гуннов ослабело и распалось после смерти Аттилы – самого могущественного и знаменитого гуннского правителя, и это позволило германцам обрести свободу.

Первыми пострадали от натиска гуннов аланы и германские племена:

  • Остготы;
  • Бургунды;
  • Герулы.

Азиатские кочевники организовали настоящие «гонки народов на выживание». Конечным итогом этого процесса, в частности, стало падение Западной Римской империи и закрепление славян и германцев на всей территории Европы.

Происхождение гуннов

В то время как большинство учёных признаёт гуннов древнетюркским племенем, некоторые исследователи склонны сближать их с монгольскими и маньчжурскими народами. О тюркском происхождении гуннов свидетельствуют языковые данные, однако материальная культура слишком отличается от традиционной тюркской.

Например, для всех древних тюрков характерно круглое жильё «иб», которое впоследствии стало прообразом юрты; гунны же проживали в землянках, имеющих Г-образную лежанку.

Правители

Первым известным гуннским правителем является Баламбер. Именно он в IV веке подчинил остготов, а вестготов заставил отступить во Фракию. Тот же царь опустошил Сирию и Каппадокию (в то время – римские провинции), а затем обосновался в Паннонии (территория нынешней Венгрии) и Австрии. Сведения о Баламбере носят легендарный характер.

Следующий известный правитель – Ругила. При нём гунны заключили с Восточной Римской империей перемирие, однако Ругила грозился нарушить его, если император Феодосий II не выдаст ему беглецов, преследуемых гуннами. Привести в действие свою угрозу Ругила не успел, поскольку вовремя скончался.

После него править кочевниками стали его племянники – Бледа и Аттила. Первый в 445 году погиб по невыясненной причине во время охоты, и с того момента Аттила сделался единоличным правителем гуннов. Этот правитель, по выражению одного римского автора, был «рождён, чтобы потрясти мир».

Для имперских властей Аттила был настоящим «бичом божьим», его образ использовали для запугивания народных масс, населявших отдалённые провинции обеих Римских империй (Восточной и Западной) и думавших о завоевании независимости.

В VI – VIII веках на территории Дагестана существовало некое «царство гуннов (савир)». Столицей его был город Варачан, однако большая часть жителей государства продолжала сохранять кочевой быт. Правитель государства носил тюркский титул Эльтебер. В VII веке очередной правитель Алп-Илитвер, приняв посольство из христианской Кавказской Албании, сам соизволил перейти в христианство.

После VIII века достоверных сведений о судьбе дагестанского «царства гуннов» не имеется.

Образ жизни

Гунны были абсолютными кочевниками. Римский историк Аммиан Марцеллин сообщает, что они никогда не строили себе каких-либо строений и даже в завоёванных городах старались не заходить в дома; по их поверьям, спать в помещении было небезопасно. Большую часть суток они проводили на лошадях, часто даже ночуя на них.

Впрочем, римский посол к гуннам Приск писал, что у Аттилы и некоторых его военачальников имеются огромные и богато украшенные дворцы. Гунны практиковали многожёнство. Основой социального строя у них была большая патриархальная семья.

Сообщается, что гунны были хорошо знакомы с кулинарией, однако кочевая жизнь научила их быть неприхотливыми в еде. По-видимому, гунны умели варить пищу, однако отказывались это делать по причине нехватки времени.

Религия

Гунны были язычниками. Верховным богом они признавали общетюркского Тенгри. У гуннов были амулеты с изображением фантастических животных (прежде всего драконов), имелись капища и серебряные идолы. По сообщению Мовсеса Каланкатваци (армянского историка VII века), гунны обожествляли солнце, луну, огонь и воду, поклонялись «богам дорог», а также священным деревьям.

Деревьям и богам они приносили в жертву лошадей; однако человеческих жертвоприношений гунны не практиковали, в отличие от их предполагаемых предков хунну. Восприятие гуннов Европейскому населению, даже «варварскому», гунны внушали настоящий ужас. Из-за своих монголоидных признаков они казались благородным римлянам не людьми, а некими чудовищами, намертво приросшими к своим уродливым лошадям.

Германские племена возмущались натиском кочевников-гуннов, которые не были знакомы даже с земледелием и щеголяли своей дикостью и необразованностью.


Полторы тысячи лет назад земля от Китая до Франции дрожала под копытами конницы гуннов - загадочных, жестоких и непобедимых завоевателей.
Гунны. Дикое племя азиатских кочевников. Полторы тысячи лет назад они возникли ниоткуда и так же загадочно исчезли, пройдя по Евразии стремительным вихрем.

Невероятным образом гунны создали одну из мощнейших империй в истории человечества, сплотив разные народы. И именно гунны – загадочный народ, чьи следы затерялись в истории пятнадцать веков назад – могут прояснить много темных пятен российской истории.

Справка:
Хунну(монг. хнн, кит. сюнну) - по версии науки это древний кочевой народ, с 220 года до н.э. по II век н.э. населявший степи к северо-востоку от Китая. Хнн в переводе с монгольского означает «люди, народ». Они вели активные войны с китайской империей Хань, которая для защиты от их набегов воздвигла Великую китайскую стену (Кстати, на этой стене бойницы почему-то смотрят на юг, в сторону Китая. Так-что, кто ее строил и кто от кого защищался - вопрос).
В ходе войн с Китаем сюнну сумели консолидироваться в единую державу, подчинившую племена соседних кочевников. В результате войн с китайцами, а также междоусобиц, хуннская держава распалась и хунну разделились на несколько народов.

Согласно широко распространённому мнению, часть хунну дошла до Европы и смешавшись с уграми, стала называться гуннами. Часть хунну смешались с северными китайцами. В IV-V веках н.э. выходцы из этого племенного союза даже возглавляли царственные династии в Северном Китае.
Гунны – союз племен, образовавшийся во II-IV вв. в Приуралье из хунну, прикочевавших сюда во II в. из Центральной Азии, и местных угров и сарматов. Гунны создали огромное государство от Волги до Рейна. При полководце и правителе Атилле гунны пытались завоевать всю Западную Европу (середина V в.). Они покорили аланов на Северном Кавказе, опустошили Сирию и Каппадокию в Малой Азии, разгромили государство готов Германариха в Крыму, подчинили остготов в низовьях Днепра, прогнали вестготов во Фракию. Обосновавшись в Паннонии (территория нынешней Венгрии) и Австрии, стали совершать набеги на Восточную Римскую империю.

Наибольшего территориального расширения и мощи гуннский союз племен (в него входили булгары, остготы, герулы, гепиды, скифы, сарматы и ряд других племен) достиг при Аттиле (правил в 434 – 453 годах). В 451 году гунны вторглись в Галлию и на Каталаунских полях потерпели поражение от римлян и их союзников – вестготов и франков.
После смерти Аттилы и возникших внутри империи распрей, империя гуннов распалась, и они исчезли как народ, хотя их имя ещё долго встречалось в качестве общего наименования кочевников Причерноморья.

Гунны - русский след в древней истории.
В начале первого тысячелетия нашей эры на юге России возникла столица (Итиль?) империи таинственного народа, который современники называли гуннами. Сегодня их принято считать дикими азиатскими варварами, поработившими разные племена. Но есть факты в пользу того, что русские земли никогда не были под гнетом кочевников. Так кто же на самом деле были гунны? И что же загадочного в них, если мы так много читали об их правителе Аттиле? Кошмар западной цивилизации, нашедший свою гибель на брачном ложе. Сколько о нем сказано, написано и даже снято фильмов!

И все же о гуннах мы практически ничего не знаем, кроме их войн сначала с готами, а потом с Римской империей. Но до того как воевать с римлянами, гунны должны были откуда-то прийти, а до того где-то жить и развиваться. Не возникли же они в одночасье сразу на лошадях и с оружием?
Откуда они взялись между Волгой и Доном, и откуда появилось само название этого народа?
На этот счет существуют три гипотезы. Первая, официальная гипотеза науки отождествляет гуннов с монголоидным народом, пришедшим в Европу из глубин Азии. Эту версию отстаивал и российский историк-этнолог Л.Н.Гумилев. Она изложена выше.
Что же получается? Сначала хунну - сюнну были основательно побиты у себя в Китае, потом зачем-то потащились через всю Сибирь и каменистые пустыни Северного Китая на Волгу.
Правда, сами китайцы от такой сомнительной чести открещиваются, утверждая, что для них в принципе невозможен иероглиф "хунну", а, следовательно и такое название народа. Но кто их будет слушать-то? В Западной Европе лучше знают, что китайское, а что нет. Сказано китайские, значит, китайские!

Получается, что довольно жалкие остатки недобитого племени, пройдя половину Евразии, оказались в состоянии разбить аланов, все племена живущие по Черноморскому побережью и даже сильное королевство готов с его могучим войском, а потом "разобраться" с Римской империей? Верится с трудом.
Хунну(сюнну) в Китае имели весьма развитую и своеобразную культуру, которую почему-то напрочь забыли по пути к волго-донским степям. Напротив, они умудрились полностью освоить и признать своей, культуру племен, живших по берегам Волги и Дона.
И свой собственный язык настолько прочно забыли, что не прибавили ни единого китайского слова в речь местного населения.
Странные эти хунну, которые сюнну.
Конечно, римляне, описывая гуннов, мрачных красок не жалели.
Их можно понять, завоеватели с востока (а для римлян восток все, что за Истром - Дунаем) должны были вселять ужас, иначе грош цена самим римским легионам. Поэтому внешность у "ужаса Европы" получилась в рассказах немыслимо уродливая: вместо глаз дыры, борода клочьями, лица изрубцованы с самого рождения (прежде чем дать новорожденному материнскую грудь, им якобы наносили мечом раны на лице).
Но это россказни, а вот на портале Реймсского собора есть барельеф, изображающий гибель епископа Никасия от рук жестоких гуннов. Гунны на нем в кольчугах и с оружием, спутать их со святыми и плакальщицами невозможно. Конечно, выражение лиц у убийц далеко не благостное, но ничего уродливого или страшного в них нет. И бороды не клочьями, а либо отсутствуют, либо аккуратно пострижены. Прически весьма аккуратны, и раскосости в глазах не заметно даже при самом внимательном разглядывании. А ведь могли бы изобразить узкоглазыми уродами…
А вот что писал византийский посол Прийск Панийский. В 449 году он отправился к гуннскому царю Аттиле, переговорить о размерах римской дани. Дипломат был уверен, что увидит шатры из конской кожи и немытых всадников. Но столица гуннов поразила его. Город находился через три реки к северо-востоку от Дуная и был выстроен из дерева. Царский дворец с резными теремами возвышался на горе. Гостей встречали хлебом-солью, медом и квасом. А девушки в длинных платьях водили хороводы, празднуя прибытие гостей…

Летописцы свидетельствуют - люди Аттилы были в основном со светлыми волосами и голубыми глазами. Сам Аттила был родом с Волги. Его страна называлась Буляр (Булгар?), а основал ее прадед Аттилы царь Баламбер. Некоторые историки читают его имя как Владимир. Брата Аттилы звали Блед, что иногда звучит как Влад. А в древнебулгарской летописи «Гази-Барадж тарихы» (некоторые историки считают эту летопись подделкой) написано настоящее имя самого Аттилы - Мстислав.
Кроме того, римляне рассказывали, что гроза Римской империи великий и ужасный Аттила прекрасно владел несколькими языками, был весьма сведущ во многих философских вопросах. А сестра римского императора Валентиниана Гонория просила предводителя гуннов о помощи против собственного братца, обрекшего ее в угоду своим политическим амбициям на девичество. В знак своего почтения она даже прислала Аттиле перстень. Правитель гуннов воспринял это как предложение руки и сердца, и потребовал за женитьбу на перезрелой красотке половину империи в качестве приданого.

Вообще-то сестра императора Валентиниана II Юста Грата Гонория благочестием и приличным поведением не страдала с юности. А когда ей перевалило за 30, завела роман с прокуратором Евгением и забеременела от него. Растлевать пусть и давно совершеннолетних сестер императора не позволительно никому, чиновника казнили, а любвеобильную красотку отправили с глаз долой в Византию и там обещали в жены престарелому сенатору Геркулану. Но Гонория решила бороться за свое будущее и отправила евнуха Гиацинта к Аттиле с перстнем, и просьбой о помощи.
Гунн, видимо не слишком разбиравшийся в хитросплетениях римской политики и женской логике, в свою очередь направил послание к Валентиниану II с сообщением, что уже помолвлен с его сестрой и потому требует, чтобы ей не чинили никаких препятствий. Может, император и отдал бы строптивую красотку Аттиле, но требование присовокупить в качестве приданого половину империи показалось наглостью. Аттиле ответили, что Гонория давным-давно замужем, а потому помолвленной ни с кем быть не может.
Вряд ли самому гунну была уж так нужна подержанная императорская сестрица, но отказ оказался замечательным поводом для нападения, чем гунны и воспользовались. Сведений о Гонории после этого в источниках не было. Может, ее просто удавили, чтобы не объявила о помолвке еще с кем-то? А ее евнуха Гиацинта подвергли жестоким пыткам и казнили.
Такая вот трагичная история. Так был ли Аттила, у которого просила помощи Гонория, полным уродом? И имел ли он монголоидную внешность?
Вторая гипотеза связывает гуннов с белой расой гиперборейцев.
Известно, что примерно 70 – 110 тысяч лет назад на севере Европы началось оледенение, названной Валдайским. Произошло оно или из-за того, что Гольфстрим изменил направление своего течения, или произошла литосферная катастрофа, в результате которой погибла цивилизация гиперборейцев. Уцелевшие люди вынуждены были мигрировать на юг.
Примерно 15000 лет назад ледник закупорил стоки многоводных сибирских рек, в результате чего вся Западно-Сибирская низменность, европейская часть России и Туранская низменность постепенно превратились в одно гигантское озеро. Люди вынуждены были спасаться на возвышенных местах, одним из которых был Урал.

Примерно 11600 лет назад воды этого озера нашли себе выход через будущий Босфор и Дарданеллы в Эгейское и Средиземное моря, превратив их в то, что мы видим сейчас. А до этого Гибралтарского пролива не было и само Средиземное море представляло из себя мелководное озеро с большим количеством островов. Естественно, что после образования Босфора были затоплены огромные прибрежные территории - произошел библейский Потоп.
Русская равнина стала постепенно подсыхать, покрываться лесами и буйной растительностью. Гольфстрим опять потек куда надо, ледник отступил и люди начали мигрировать.
Одни пошли на юг, другие – на запад, третьи - на восток, четвертые - обратно домой на север. И вот здесь нам помогает индоарийская «Махабхарата» и русская «Велесова книга».
Неоценимым достоинством этих книг является то, что они охватывают период от исхода руссов-ариев из Холодной Земли – Гипербореи(Махабхарата) и очень подробно(Велесова книга) – «за тысячу пятьсот лет до Дира», то есть от 700 лет до новой эры.

Рассказывается и о том, что арии, двигаясь на юг, дошли до «Земли Арийской»(Индии) и до «Края Иньского»(юг Сибири, Алтай, Монголия, Китай). В книге говорится, что в «Крае Иньском» нашим предкам не понравилось и они пошли обратно на запад, и пришли в Семиречье(Средняя Азия), где в «злачных степях жили долго». А оттуда - на Волгу и причерноморские степи.
А то, что они были в Китае, много свидетельств. Об этом говорят китайские хроники и археологические раскопки на севере Китая и на Алтае, где найдены множество захоронений белых людей – тохаров. И среди первых китайских императоров были голубоглазые белые люди.
В книге писателя Юань Кэ «Мифы Древнего Китая» говорится о неком мудреце и придворном историке Лао Цзы (буквальный перевод – старый мудрец), имевшем настоящее имя Ли Эр и жившем примерно за 500 лет до н.э. Оказывается, Ли Эр по своему происхождению не был китайцем. Он родился в деревне Цюй-жень волости Ли уезда Ку удела Чу в районе нынешнего Пекина, где в то время жили не китайцы, а племена каких-то белых, которых китайцы называли «Ди». Эти белые Ди примерно за 1000 лет до новой эры создали там свое государство, получившее название Чаосянь или Сянь-юй со столицей в городе Пьхин-сян-чен (Пекин?). Упоминается также, что в 5 веке до н.э. племена белых Ди навсегда покинули Китай и ушли куда-то на север, а затем повернули на запад, где вскоре китайцами стали упоминаться как племена юечжи, то есть племена кушан и тохар, образовавших впоследствии огромное Кушанское царство.
И Традиционное изображение Ли Эра позволяет нам убедиться в том, что он действительно не был монголоидом.

Третья гипотеза: Вернемся к гуннам, впервые появившимся на Волге где-то во II веке. Все же, откуда они пришли? А если поискать не в китайских заграницах, а где поближе, например, среди своих? Чем не гипотеза?
Берем, например, в руки карту Архангельска и если от Архангельска плыть на северо-запад, вдоль берега Двинской губы, то в 170 км встречается Унская губа (на карте она очень хорошо видна, уютный такой заливчик, на ее рогах Унский маяк и Пертоминск). И залив Унский. И река в этот залив впадает под названием Уна. И село старинное на ней есть Уна. И Унозеро тоже есть. И вообще множество мест с таким названием. И местность раньше называлась Унской. Только писалось все это с двумя "н" - Унна, Унно, Унны.
А если от Унской губы подняться вверх по Двине и по Онеге, то до Дона и Волги рукой подать. А тогда этим путем передвигались часто, получалось, плыли из Белой Руси в Синюю (среднюю) и дальше Красную (южную) к родственникам, и волоки были хорошие. А беспокойных и жаждущих приключений на свои и чужие головы (и их противоположность, из которой ноги растут) всегда хватало и на Руси тоже.

Не об этих ли северных гуннах, потомках тех же гиперборейцев, живших на севере за Меотийским болотом (Азовским морем) у самого Ледовитого океана, писали римские историки? Они же однозначно указывают, что основу непобедимого войска Аттилы составляли славяне. И посол Приск Панийский, отправленный к Аттиле, описывает обычаи гуннов как чисто скифские, у него между словами проскальзывает, что "у скифов так положено". Что это за завоеватели, которые перенимают обычаи побежденных? Мало того, посла потчевали медом и квасом. И где китайские сюнну научились варить русские меды и квас?
Хорошо известен также рассказ Прокопия Кесарийского о первой стычке гуннов и готов. Жившие в Крыму готы считали себя недосягаемыми, потому как были защищены со всех сторон морем и узким перешейком. Но однажды молодые гунны, охотясь за оленем, преследовали его до самого морского побережья. Оленя почему-то водная гладь не смутила, он спокойно вошел в воду, но не поплыл, а продолжал шагать.
Так гунны открыли для себя возможность перейти в Крым, едва замочив ноги. И попасть в глубокий тыл к загородившимся неприступными валами готам.
Здесь одно "но". Прокопий Кесарийский утверждал, что олень помог гуннам перейти… Боспор (это Керченский пролив!).
Керченский пролив можно было перейти вброд только за много тысячелетий до н.э., когда Азовского моря вообще не существовало. Но ко временам гуннов, как и сейчас, лезть в воду Керченского пролива, не умея плавать, не советую. Да и умея тоже. Недаром греки назвали его Боспором Киммерийским, словно подчеркивая своенравность, похожую на своенравность своего Босфора.

Скорее, олень и за ним гунны перешли вброд Меотиду (Азовское море) не через Боспор, а в другом месте. Оно вообще мелкое, но есть длинная коса, называемая Арабатской стрелкой (именно так, а не Арбатской, как ее часто зовут). Тянется эта коса с побережья Азовского моря к побережью Крыма. Вот там возможно.
Как бы то ни было, гунны оказались в глубоком тылу у готов и загнав в угол столь успешных воинов, окончательно поверили в себя. С той поры началось их восхождение к вершинам власти в Причерноморье, а потом и большой части Европы. Напомню, что только папе римскому удалось уговорить Аттилу не громить Рим (кстати, он даже советовал императору отдать сестру вождю гуннов). А первую серьезную победу на Каталаунских полях над гуннами одержали только в 451 году, почти через 70 лет после их активного появления на исторической сцене. Да, собственно, и поражения гуннов не было, просто Аттила не одержал победу.
А теперь попробуем проанализировать.
Если исходить из гумилевской версии о тождественности гуннов и сюнну, то получается, что, разбитые в Китае, они бодрой рысью домчались до волжских степей и там почему-то надолго осели. Так надолго, что успели перенять обычаи и даже язык местного населения, под влиянием местной кухни потеряв узкий разрез глаз.

А весьма воинственное местное население почему-то приняло восточных гастролеров чуть не с распростертыми объятиями. При этом гунны-сюнну напрочь забыли свой язык, потому как ни единого китайского слова у местных не прибавилось. Но стоило парням перейти вслед за оленем Арабатскую стрелку, как у кочевников вдруг проснулась генная память и они решили отомстить готам за обиды, нанесенные другими в Китае. И пошло-поехало…
Как-то не очень вяжется.

А если предположить, что Гунны - это не далекие китайские сюнну, а беломорские унны, приплывшие к сородичам в Красную Русь, где они вполне могли найти себе применение. А также могли спокойно научиться управлять лошадью и усовершенствовать свое воинское умение. Естественно, что приплыли не женщины с детьми, а прежде всего воины. Вот тогда понятно и непротивление со стороны местных, и отсутствие языковых барьеров, и "забывчивость" по отношению к китайской культуре, языку и обычаям (посмотрите на карте расселения скифов, границы праславянского языка, у Белого моря как раз кружочек праславянского языка). А также отсутствие у гуннов на барельефах монголоидной внешности. И можно не объяснять утверждения древних историков о происхождении гуннов с берегов Белого моря тем, что они (историки) просто не имели перед глазами карты и потому перепутали Китай с европейским побережьем Северного Ледовитого океана.
Вообще, это интересная тенденция - объяснять все, что не вписывается в выдуманную теорию, недостатком знаний у древних.
Может, стоит лучше внимательней изучать их труды? Мало ли что еще найдется, хотя и опровергающее устоявшиеся теории знаменитых личностей, но зато хорошо объясняющее нелепости в их интеллектуальных умозаключениях…
Хотите еще об Аттиле? Довольно загадочная личность. Ему приписывают (возможно, так и было на самом деле) исключительную жестокость. Но одновременно признают ум и образованность. Случай с Гонорией может означать как потрясающую наивность, так и хитрый расчет.
У него было много жен, а еще больше просто наложниц и рабынь.
Вера позволяла осчастливливать столько женщин, сколько приглянется. И все же умер он из-за женщины. Возможно, она прямо в гибели Грозы Рима не виновата, но при этом присутствовала. Еще бы, ведь все произошло в их первую брачную ночь!
Это тот случай, когда человек остался в памяти потомков, буквально ничего для этого не сделав. Ильдико была очередной женой, присланной каким-то из германских племен для упрочения расположения Аттилы. О самой девушке известно лишь одно - она была очень красива. Конечно, плохих не держим.

Бурное свадебное застолье закончилось как обычно - уединением молодоженов. Утром, удивленные долгим сном своего господина, слуги рискнули войти в спальню и обнаружили Аттилу мертвым, а девушку рыдающей над ним. Гроза Европы захлебнулся кровью, идущей из носа. Будь он трезвым или хотя бы бодрствующим, этого могло не случиться.
Поверить в смерть от банального носового кровотечения человека, проведшего всю жизнь на коне и с оружием в руках, тяжело, поэтому тут же придумали множество версий о том, что Ильдико "засланный казачок", о пронесенном ею яде, о кинжале… Но факт от этого не изменился: Аттила погиб во время брачной ночи, захлебнувшись собственной кровью, хотя до того с легкостью двадцать лет проливал чужую.

И похоронен он тоже своеобразно (через много столетий нечто подобное сделает Чингисхан, кстати, по монгольским хроникам тоже белый и голубоглазый): на время отвели воды реки, а после помещения на дно гроба с телом Аттилы воду вернули на место.
А куда гунны делись? Тут снова загадка для историков. Довольно быстро после смерти последнего сильного вождя Аттилы гунны вдруг рассосались сами собой! Были и не стало, никуда не ушли, не погибли на полях сражений, не вернулись восвояси в Китай… Просто утекли, как вода в песок. Так не бывает с сильными народами. Они не появляются ниоткуда и не уходят в никуда.
Но стоит вспомнить, что в знаменитой битве на Каталаунских полях армия грозного гунна Аттилы состояла почти полностью из германцев. Куда девались эти германцы после смерти предводителя? Снова стали германцами и вернулись в свои племена. А остальные?
Точно так же. Гунны снова стали сарматами, германцами, готами, гепидами и так далее, то есть теми, кем были до вступления в войско Аттилы. Недаром тот же посол Приск называл гуннов синонимом слова "сброд". Кстати, имя Аттила явно готского происхождения и означает… "папочка". Получается, во главе обыкновенной, хотя и очень дисциплинированной банды стоял пахан (папочка) Аттила. Но стоило сильному папочке отдать концы, как банда попросту распалась. Так обычно и бывает.

Так может, и не было никакого Великого переселения народов?
Никто из Китая на Волгу, а потом по всей Европе не переселялся (потому и не добавилось монголоидных маркеров у европейцев)?
Просто сначала очень беспокойная молодежь Беломорья отправилась искать счастья у дальних родственников ближе к морю Черному.
Освоившись на новом месте, они стали основой военного союза таких же неугомонных под названием ГУННЫ (от своего прежнего УННЫ, как, кстати, их довольно часто называли и римские историки).
Точно так же через несколько столетий образуется братство варягов и викингов. Викинги не имели ярко выраженной национальности, просто беспокойные и сильные мужчины Скандинавии (и того же Кольского полуострова, и Беломорского побережья тоже) попытались искать счастья на стороне. Викинги тоже перевернули Европу, но, передвигаясь на судах, они просто не могли вовлечь в свои перемещения кого-то еще. А гунны двигались по суше, с ними за компанию идти было куда проще.
Почему же тогда постоянно упоминаются большие перемещения народов? Во-первых, каких народов и куда? По причерноморским степям племена передвигались постоянно и никто это Великим переселением не называл. Во-вторых, вполне естественно, что искатели приключений гунны увлекли за собой немало местной молодежи, в том числе дамской. Герои, пусть даже головорезы, всегда популярны. А уж когда им еще и удалось столько завоевать…
Кто же откажется отправиться за победителем даже на край света, тем паче покорять Великий Рим? Это мамы остались дома, а дочери сели в повозки или даже на коней и за кавалерами следом…
Кстати и Велесова книга признает, что, немного посомневавшись, русы встали на сторону гуннов. То есть сначала убедились, что у вчерашней банды в общем-то получается и решили присоединиться, пока не стало поздно.

Почему гуннам удалось одержать столько побед, по сути, поставив на колени могучую Римскую империю? Во-первых, сама Римская империя переживала не лучшие дни, во-вторых, железная дисциплина и желание взять мир на кончик своего меча сделали из гуннов и примкнувших к ним отменных воинов, в-третьих, тот же кураж…
Получается, что война готов и гуннов была вроде гражданской между своими? Да, так. Вчерашние (если не изгои, то уж не главные) показали кузькину мать сначала своим старшим, а потом и всем остальным, до кого успели добраться. О войске гуннов как о сброде кого угодно, пишут практически все историки древности и те, кто был лично знаком с самими гуннами. Приск, например, рассказывал об одном из гуннов, который при ближайшем знакомстве оказался… греческим купцом! Но как мог стать гунном вчерашний грек? Можно сменить внешность, даже пол, но стать китайцем, родившись в Греции, невозможно. Если только гунны действительно не название вольницы, основой которой были унны Беломорья.
Можно не принимать две последние версии, но приходится признать, что приход монголоидных гуннов из закоулков Китая не объясняет вообще ничего, зато вопросов ставит великое множество.
А Гумилев Лев Николаевич?.. К сожалению и гении не всегда правы. Уж очень он любил Степь, а потому слишком стремился вывести из нее всех великих, кроме разве тех, кто жил на юге Африки.

Древние о гуннах.

Римский историк IV века по Р.X. Аммиан Марцеллин, знавший Гуннов лишь понаслышке, говорит о них как о народе будто бы кочевом, жившем за Миотийским (Азовским) болотом.
"Они, – повествует этот историк, – имеют зверские нравы и отвратительную наружность; в детстве надрезывают себе подбородок, лицо и щеки, чтобы не могли расти волосы. При величайшем безобразии лица, кости у них крепкие, плечи широкие и притом они так нескладны, и нестройны, что кажутся как бы двуногими скотами. Для изготовления пищи не имеют надобности ни в огне, ни в пряностях; питаются дикими кореньями и сырым мясом, которое кладут вместо седла на лошадь и распаривают скорою ездою; земледелие им чуждо; постоянных жилищ они не знают, с детства скитаются по горам и лесам, и привыкают переносить стужу и голод. Одежда их полотняная или сшитая из кож лесных мышей; они переменяют ее только тогда, когда она лоскутьями свалится с тела. Они неразлучны со своими малыми, но крепкими лошадьми, на которых едят, пьют, спят и отправляют все дела; даже на общественных совещаниях все сидят верхом. Грязных жен и детей своих возят за собою в телегах. Стыда и пристойности не знают и не имеют никакой религии; непомерная алчность к золоту побуждает их к набегам. Оружие их – копья и стрелы с заостренными на конце костями; они умеют искусно бросать арканы на неприятелей.
В движениях своих чрезвычайно быстры, внезапно налетают на вражеский строй со всех сторон, задирают, рассеивают, убегают и потом опять неожиданно нападают… У них больше всего хвастаются убийством врагов, а вместо того, чтобы снимать оружие, они снимают с них головы, сдирают кожу и с волосами вешают на груди коней".
В другом месте Аммиан говорит, что "Гуннам царская власть неизвестна; они шумно следуют за вождем, который их ведет в битву" и т.д.
Достоверно известно, что названный историк непосредственного знакомства с этим народом не имел, а заимствовал сообщенные им сведения от других лиц, а именно: в описании наружности и образа жизни Гуннов, их нравов и обычаев он слово в слово повторил Трога Помпея (I в. до Р.X.), повествующего о жизни вовсе не гуннов, а легендарных Киммерийцев или Кмеров, изгнанных будто бы в глубокой древности скифами из нынешней южной России за Кавказ, в Малую Азию (по Геродоту). Это описание, перенесенное на Гуннов, благодаря страху пред их губительным нашествием на Западную Римскую Империю, дало повод римским историкам увеличить эти страхи до фантастических размеров, а позднейшим причислить этот народ к монгольскому племени, вышедшему будто бы из неведомых глубин Азии.
Между тем Клавдий Клавдиан (конец IV и начало V в. по Р.X.) ясно и определенно говорит, что Гунны жили по восточной стороне Танаиса (Дона), считавшегося тогда границей между Европой и Азией. Местность эта для западных жителей была крайним востоком, а для нас юго-восточная Россия, где протекал Дон и Волга.

Иорнанд, писавший спустя около ста лет после смерти Аттилы, последовавшей в 453 г., основываясь неизвестно на каких источниках, обрисовал наружность этого вождя так: "Малый рост, широкая грудь, волосы с проседью, курносый, смуглый – он являл черты своего племени". Одним словом, описывает его в самых непривлекательных красках, хотя выше он говорит о пытливом взоре Аттилы и гордой его осанке.
Далее Иорнанд, повторяя слова Трога Помпея и Марцеллина о безобразии Гуннов, говорит, что те, кто мог бы противостоять им на войне, не выносили их ужасного вида и в страхе обращались в бегство.
Этими последними строками сказано все. Психическое явление – массовый страх перед грозным врагом, трусливость деморализованных войск уже разложившейся к тому времени Западной Римской Империи историки той эпохи старались объяснить не чем иным, как каким-то невиданным безобразием своих противников, вселявших будто бы в войска сверхъестественный страх.
Ни грязных жен, ни детей в телегах за Гуннами не следовало. Это – фантазия Аммиана Марцеллина, приведенная им в подражание Трогу Помпею. Он считал Гуннов за сказочных Киммерийцев, а потому и воспользовался готовым описанием их быта у Помпея.
Кроме того, нашествия Гуннов на Западную Европу этот историк и не видел, так как событие это произошло много лет спустя после его смерти. Эту же ошибку повторили и последующие историки Иорнанд и др. Движение на запад Гуннов – не переселение народов, какового в сущности не было, так как все народы Приазовья и северных берегов Черного моря, описанные в I веке Страбоном, в большинстве остались на прежних местах, как то: Малые Аорсы или Малая (Задонская) Русь. Аланы, Роксоланы, Чиги, Готы и др. Это был поход союзных славянских народов, устроенный стараниями греческих императоров для обуздания отложившихся от них западных провинций, в особенности Галлии и Италии. Следовательно, вопрос о "монгольстве" Гуннов отпадает сам собою. Гунны или Унны (греки писали) – от латинского unus – один, единение, союз народов.

Варшавский профессор Д.Я. Самоквасов, занимавшийся долгое время исследованием о скифах, не нашел никаких монгольских народов в юго-восточной Европе, откуда Марцеллин, Клавдиан, Иорнанд и Прокопий (VI в.) выводят Гуннов, т.е. с восточных берегов Азовского моря, из Задонских степей и низовьев Волги. Птолемей (II в. по Р.X.) говорит о Гуннах как соседях Роксолан и Бастарнов. Армянский историк V в. Моисей Хоренский, сообщая о вторжении Болгар с Северного Кавказа в Армению, прибавляет, что местность, где они поселились, получила название Вананд, т.е. земля Вендов, каковым именем историки называли славян с древнейших времен.
Дионисий Периегет в "Истории Вселенной" о Гуннах (Унны или Фунны) говорит, что они принудили мидян заплатить им 40 000 золотых монет и вообще имели такое множество золота, что делали из него кровати, столы, кресла, скамейки и проч.
Из западных или латинских писателей Беда Достопочтенный Гуннами называет западных славян. Саксон Грамматик говорит о войне Датчан с Гуннским царем, бывшим в союзе с Руссами, причем под Гуннами разумеет некоторые племена балтийских славян. "Эдда древнейшая" или Семундова упоминает гуннских богатырей, в том числе Ярислейфа, т.е. Ярослава, и вообще под Гуннами разумеет славян. "Вилькинга-Сага" называет город славянского племени Велетов столицею Гуннов. Значительная часть древней России у Иорнанда названа страною Гуннов или Гунивар. Гольмольд говорит, что на языке саксов славяне назывались собаками, по сближению названия "гунн" с немецким словом Hund. Пользуясь этим созвучием, Саксы обратили наименование славян "гуннами" в бранное слово. Страна Гуннов, по Гельмольду, называлась Гунигард (гуннские города). Шафарик в своем историческом труде говорит, что в Валисском кантоне, в Швейцарии, потомков поселившихся там когда-то славян немцы и до сих пор называют Гуннами.

В древнейших исторических актах, начиная с Птолемея, о Гуннах говорится как-то неопределенно, сбивчиво и не как об отдельном народе, но как о группе, союзе нескольких народностей, обитавших где-то за Доном, служившим тогда границею между Азией и Европой.
Прокопий (VI в.) называет Гуннов обыкновенно Массагетами, т.е. Великими Саками-Гетами; Приск Ритор, знавший хорошо этот народ и лично ведший переговоры с их знаменитым вождем Аттилой, почти везде именует их скифами, т.е. именем собирательным; Константин же Багрянородный Аттилу называет королем аварским. Да и в полном титуле Аттилы, переданном Иорнандом, ни слова не говорится о гуннском народе. Вот его титул: "Аттила всей Скифии единственный (только один) в мире правитель (царь) – Attila totius Scythiae solus in mundo regnator". Подобный титул был во все времена принадлежностью русских великих князей: "Великий князь всея Руси" или "Всея Руссии Самодержец". Византийские историки говорят о двойственности гуннского народа, называя его то Вархуниты (Менандр), то Вар-Хунн (Симоката), из чего надо полагать, что господствующим сословием у славян-гуннов был народ Вар или кавказские Авары.
Аттила действительно объединил все славянские племена Великой и Малой Скифии, т.е. Днепровской и Задонской Руси и, заключив тайный договор с греками через посредство посла, историка Приска, двинулся громить западные римские провинции, почти уже отложившиеся от Византии. Все это сделало золото, драгоценные дары греческих императоров и обещанная добыча в западных провинциях. Из гуннских царей, вернее вождей, с 376 по 465 г. известны: Донат, Харатон, Роа или Радо, которого Иорнанд называет Roas, а Приск – Руа басилеус, западные же историки воеводой скифов – Rhodas; потом Аттила и его сыновья: Вдила, сыновья Мундиуха или Мундюка; Дангичиг, Ирнар, Данчич (Danzic) и Ярень. Из других гуннских вождей известны: Валамир, Блед, Горд, Синнио, Боярикс, Регнарь, Булгуду, Хорсоман, Сандил, Заверган и др.
Имена Донат и Харатон христианские. А Аттила, Вдила, Данчич (Данович, т.е. сын Дона), Валамир, Горд и другие - суть славянские.

У греческих историков VI и VII вв. р. Волга называлась Тилом или Черной рекой (Феофилакт), Аттилой (Менандр), Аталис (Феофан) и Атель (Конст. Багр.). По-татарски река эта называлась Эдил, у арабских писателей IX в. Итиль, у Осетин – Идил. Следовательно, грозный вождь Гуннов носил имя великой русской реки Волги. Он подчинил своей власти все волжские, приазовские, прикавказские и днепровские славянские народы, т.е. Волгар или Болгар, Аорсов, Алан, Черкасов, Чигов, Массагетов, Роксолан и др., а также привлек в свой союз каспийско-кавказских Аваров, воинственный и сильный народ, известный и до сего времени, и с ними двинулся к Дунаю, чтобы продолжать начатую его предшественником Радо войну с греками. Здесь встретили его послы греческого императора. Из записок Приска известно, какими условиями, дарами и данью откупились греки от столь грозного завоевателя.
В 451 г. Аттила с несметною силою, простиравшеюся, по одним историкам, до 500, а по другим – до 700 тысяч человек, через реку Рейн вторгался в Галлию (нынешнюю Францию) и опустошил ее.
На полях Каталаунских, где ныне Шалонь на Марне, его встретили римские легионы под начальством Аэция, бывшего в союзе с королем Готов Феодорихом, а также с Бургундами, Франками, Саксами и др.
Произошла исполинская битва, в которой сразились народы, сошедшиеся от Волги до Атлантического океана. Феодорих пал в битве. Союзники были разбиты. На месте битвы, по римским историкам, осталось до 300 тыс. трупов. Другие же историки утверждают, что в этой битве Аттила потерпел поражение.
Но уже в следующем году Аттила через Альпы двинулся в Италию, взял приступом Милан и расположился станом на р. Минчио.
Тут к нему явилось посольство от императора Валентиниана и с крестом в руках сам папа Леон. Грозный завоеватель умилился красноречием главы церкви и дал мир. Это обстоятельство в достаточной степени подтверждает предание, записанное в "Вилькинга Санге", в "Нибелунгах" и др.летописях, что Аттила был славянин, как и его предшественники Донат, Харатон и др.

Аттила и папа Леон І.
В 453 г.Аттила умер на Дунае в день своей свадьбы с прекрасной Ильдикой, упившись, как говорит Иорнанд, до бесчувствия вином.
Есть гипотеза, что он был отравлен.
Дворец Аттилы, стоявший в большом селении восточной Венгрии, был, по рассказу Приска, великолепнее других его дворцов. Он был построен из бревен и досок, искусно вытесанных, и обнесен деревянной оградой с башнями. Внутри ограды было много домов: одни выстроены из досок с резною работой, другие из тесаных и выровненных бревен. Между постройками была большая баня, сложенная из камня, привезенного издалека. Царский дом был больше других и стоял на возвышении. Внутри у стен стояли скамьи, около которых расставлены были столы на три, четыре и более лиц. Ложе Аттилы находилось посредине большой комнаты: к нему вели несколько ступеней. Оно было закрыто тонкими, пестрыми занавесками, подобными тем, которые были в употреблении у римлян и греков для новобрачных. На пирах Аттилы гостям подавали отличные яства на серебряных блюдах, самому же царю только мясо на деревянной тарелке, так как во всем он показывал примерную умеренность. Пирующим подносили чарки из золота и серебра, а его чаша была деревянная. Из напитков употреблялись: вино; мед икамос или кама, приготовляемый из ячменя, что-то вроде браги или пива.

Одежда царя была также простая, без всяких украшений, хотя отличалась опрятностью.
Посланник греческого императора Приск, присутствовавший на подобных пирах, передает обряды чествования гостей и развлечения, состоящие в следующем: пели былины, слушали смехотворные и вздорные речи юродивого (шута) скифа и ломание горбуна-грека, коверкавшего язык латинский с гуннским и готским и т.п.
Когда Аттила въезжал в свою столицу, его встречали девы, шедшие рядами, под тонкими белыми покрывалами, которые поддерживали с обеих сторон стоящие женщины; в ряду было до семи и более дев, а таких рядов было очень много. Эти девы, предшествуя Аттиле, пели скифские песни. Когда, говорит далее Приск, Аттила очутился около одного дома, мимо которого шла дорога к дворцу, хозяйка вышла к нему с многими слугами: одни несли кушанья, другие вино – это у скифов знак особого уважения.
Аттила, сидя на коне, ел кушанья из серебряного блюда, высоко поднятого слугами. Приск впущен был в покои супруги царя Креки.
Пол там был устлан дорогими коврами. Царица лежала на постели.
Вокруг нее было много рабов. Рабыни, сидя на полу против нее, наводили красками на полотне разные узоры. Из этого полотна шили покрывала, носимые поверх одежды для красы – гуни.
Походит ли Аттила и его двор на кочевников Азии?, Конечно, нет. И описанная выше Иорнандом наружность Аттилы едва ли верна, так как этот историк, писавший спустя сто лет после его смерти, ни слова не говорит, откуда он почерпнул эти известия.
Иорнанд нам также говорит, что у Гуннов существовал еще обычай совершать погребальное пиршество на могильном холме, называемое стравой, а это и есть славянская тризна.

Источник ruskrugul.ucoz.com/

Обстоятельства в той же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства.

Марк Твен

История гуннов, как народа, очень интересна, и для нас, славян, представляет интерес тем, что гунны, с большой долей вероятности, являются предками славян. В данной статье мы рассмотрим ряд исторических документов и древних писаний, которые достоверно подтверждают тот факт, что гунны и славяне это один народ.

Исследование происхождения славян крайне важно, поскольку веками нам преподносится история, в которой русские (славяне) до прихода Рюрика были слабыми, не образованными, без культуры и традиций. Некоторые ученые идут еще дальше и говорят о том, что славяне были настолько разобщены, что даже не могли самостоятельно управлять своими землями. Именно поэтому они призвали варяга Рюрика, который и заложил новую династию правителей Руси. В статье «Рюрик – славянский варяг» мы привели ряд неопровержимых фактов, говорящих о том, что варяги это есть русские. В данной же статье будет рассмотрена культура гуннов и их история, чтобы продемонстрировать широкой публике, что гунны были предками славян. Начнем разбираться в этой весьма запутанной ситуации…

Азиатская культура гуннов

История гуннов берет свое начало в 6 веке до нашей эры. Именно с этого времени мы и начнем наш рассказ. Для того, чтобы разобраться кем же на самом деле были гунны мы будем опираться на исторические труды Аммиана Мацеллинна (крупный древнеримский историк, который начал подробно описывать исторические процессы, начиная с 96 года до нашей эры, но есть в его трудах и отдельные главы, связанные с империей гуннов), древнекитайские летописи.

Впервые крупное исследование культуры гуннов было проведено французским историком Дегиньем, который высказал идею об азиатском происхождении гуннов. Вкратце эта теория заключается в том, что Дегинь увидел удивительно сходство слов «гунны» и «сюнны». Сюннами же назывался один из крупных народов, населявших территорию современного Китая. Такая теория, мягко говоря, является не состоятельной и говорит лишь о том, что рассматриваемые народы когда-то очень давно были единым целом или имели общих предков, но никак не о том, что гунны являются потомками сюннов.

Существует и другая теория происхождения славян, которая в корне опровергает мысли, которые высказал Дегинье. Речь идет о европейском происхождении. Именно эта история гуннов нас и интересует. Ее мы и будем рассматривать. Досконально изучить данную проблему в рамках одной статьи крайне тяжело, поэтому данный материал просто продемонстрирует неопровержимые доказательства того, что гунны были предками славян, а более детально народ гунны, и в частности история великого князя и война Атиллы, будет рассмотренная в других статьях.

Народ гунны в европейских источниках

Первое подробное и конкретное упоминание о гуннах в летописях датируется 376 годом до нашей эры. Этот год ознаменовался войной, которая вошла в историю под названием гото-гуннской войны. Если о племенах готов мы знаем достаточно и их происхождение не вызывает никаких вопросов, то племя гунны впервые было описано именно при этой войне. Следовательно, остановимся более подробно на противниках готов, чтобы понять, кем же они были. И тут есть очень любопытный факт. В войне 376 года до н.э. с готами воевали … русичи и болгары! Данная война подробно описана Аммианом Марцеллином, римским историком, и именно у него впервые мы обнаруживаем это понятие – гунны. А кого Марцеллин понимал под гуннами, мы уже поняли.

Уникальными и важными являются записи, которые сделал Приск Понтийский (византийский ученый-историк), во время своего пребывания у Атиллы, вождя гуннов, в 448 году. Вот как Понтийский описывает быт Атиллы и его окружения: «Город, в котором жил Атилла, представляет собой огромное селение, в котором располагались хоромы самого вождя Атиллы и его приближенных. Эти хоромы были сделаны из бревен, а украшались они башнями. Постройки внутри двора были сделаны из гладких досок, покрытых изумительной резьбой. Окружены хоромы были деревянной изгородью… Званых гостей, подданные Атиллы встречали с хлебом и солью». Мы четко видим, что древний историк Понтийский описывает быт, который в дальнейшем был присущ именно славянам. А упоминание о встречи гостей с хлебом и солью только усиливают это сходство.

Еще более убедительное и однозначное значение термина «гунн» мы видим у другого историка из византийского 10 века Константина Богрянородского, который описывал следующие: «Этот народ мы всегда называли хуннами, в то время как они себя называют руссами». Уличить во лжи Богрянородского тяжело, как минимум по тому, что гуннов он видел своими собственными глазами, когда в 941 году н.э. киевский князь Игорь со своим войском осаждал Царьград.

Такой перед нами предстает история гуннов согласно европейской версии.

Племена гуннов в Скандинавии

Ученые древнего мира из Скандинавии в своих трудах дают однозначную характеристику того, кто такие гунны. Этим термином скандинавы называли восточнославянские племена. При этом они никогда не разделяли понятия славяне и гунны, для них это был один народ. Но обо всем по порядку. Перед нами скандинавская версия, где однозначно определяются племена гуннов.

Шведские летописцы пишут о том, что территория, на которой проживали восточные славяне, с древних времен именовалась немецкими племенами, как «Хуланд», в то время, как скандинавы эту же территорию именовали землей хунов или Хунаханд. Восточных славян, которые населяли данную территорию, и скандинавы и немцы называли «Хуны». Этимологию слова «гунны» скандинавские ученые объясняют древними преданиями об амазонках, которые жили в землях между Дунаем и Доном. Этих амазонок скандинавы издревле называли «Хуна» (Гунна), что в переводе означает «женщина». Отсюда и пошло данное понятие, а также название земель, где эти народы проживали «Хуналанд» и название самой страны «Хунагард».

Олаф Далин, известный шведский ученый, писал в своих трудах: «Кунагард или Хунагард происходит от слова «хуна». Раньше эта страна нам была известна, как Ванланд, т.е. страна населенная ваннами (по-нашему венедами)». Другой скандинавский историк Олаф Верелий в своем рассказе писал: «Под гуннами наши предки (предки скандинавов) понимали восточных славян, которых в дальнейшем называли венедами».

Скандинавы довольно долго называли племена восточных славян гуннами. В частности скандинавский воевода Ярослава Мудрого Ярл Эймунд, называл страну русского князя страной гуннов. А немецкий ученый того времени, времени Ярослава Мудрого, именем Адам Бременский писал еще более точные сведения: «Датчане называют землю русских Остроградом или Восточной страной. Иначе они называют эту страну Хунагардом, по населявшему эти земли племени гуннов». Другой скандинавский историк Саксон Грамматик, живший в Дании с 1140 по 1208 год, в своих трудах неизменно называет русские земли Хунохардией, а самих славян - русичами или хуннами.

Следовательно, мы можем сделать вывод, что народа гунны, как такового, в Европе не было, поскольку на этой территории проживали восточные славяне, которых другие племена так и называли. Напомним, что впервые данный термин был введен Марцеллином, который во многом в своих трудах опирался на рассказы готов, бежавших с востока на запада под давлением неизвестных им племен, которые сами готы стали называть гуннами.

В 155 году н.э. на р. Идель появился новый народ, говоривший на тюркском языке - гунны. Через двести лет, в 370-х годах они двинулись далее на запад, покоряя и тесня всех на своём пути до самой Атлантики. Этот процесс получил название Великого переселения народов и стал причиной вытеснения германцев из Восточной Европы, а также падения Западной Римской империи .

Своего апогея государство гуннов в Европе достигло при Аттиле в V веке н.э. Однако, Аттила умер в расцвете сил во время первой брачной ночи с бургундской принцессой Ильдико в 453 году. Государство гуннов после долгого траура вступило в полосу междоусобиц, в результате которых гунны потеряли свои западноевропейские владения. Сыновья Аттилы - Ирник и Денгизих, привели гуннов в Северное Причерноморье и Северный Кавказ, остававшиеся их доменом. Им удалось сохранить государство на территориях от Волги и до Дуная, на которых в течении двухсот последующих лет (450-650-ые годы н.э.) с участием вновь прибывших из Азии родов сложился болгарский этнос, а государство стало называться Великой Болгарией.

Часть населения Великой Болгарии после смерти хана Кубрата укрепилась на Средней Волге и создала своё государство - Волжскую Болгарию. Население Волжской Болгарии стало этнической основой современного населения Республики, столицей которой является г. Казань.

Правопреемником государства гуннов была Великая Болгария. После её распада к концу 7 века, эти государственные традиции сохранили дунайские и волжские болгары.

Интересно, что многие тюркоязычные народы, позже влившиеся в состав болгар, также были потомками других ветвей хуннов, прошедших этногенез восточнее, как, например, кыпчаки. Но болгарам удалось сохранить государственность хуннов.

Почему Западная Римская империя не устояла перед гуннами? Как смог «варварский» народ покорить всю Европу? Гунны были сильнее не только в военном отношении - они были носителями хуннской имперской традиции. Государственность является результатом долгого и глубокого развития общества и народа, она не приобретается за 100-200 лет. Принципы государственности, принесённые гуннами в Европу, имели глубокие азиатские корни. Хунны оказали сильнейшее влияние на этногенез и государственное строительство большинства современных тюркских народов.

Степной пояс Евразии (Великая степь) начинается с Жёлтого моря и тянется на запад до Дуная и Альп. Издревле кочевые народы мигрировали на этих территориях в обоих направлениях, не зная границ. Хунны имели свои государственные образования в восточной части евразийского степного пояса ещё задолго до европейского триумфа. Они вели постоянные войны с другими кочевниками и с китайскими государствами.

Угроза кочевников заставила китайцев соорудить Великую стену в 3-2 веке до н.э. Император Цинь Ши-Хуанди начал постройку стены в 215 году до н.э. Великая стена показывает границу китайских государств того времени - видно, что владения кочевников доминировали и достигали Жёлтого моря. Стена проходит недалеко от Пекина, а территории севернее неё контролировались кочевниками. Кроме войн были и мирные периоды соседства, шёл взаимный процесс ассимиляции. К примеру, матерью Конфуция (ок.551-479 г.до н.э.) была девушка из тюркского народа Янь-то .

Хунны Центральной Азии и болгары Причерноморья, как и их потомки - современные тюркские народы, являются лишь отдельными частями древнейших тюркоязычных цивилизаций. Точными данными о происхождении хуннов наука пока не располагает, но до нас дошли сведения, изложенные в древних китайских источниках, ставших доступными благодаря фундаментальным работам Н.Я.Бичурина (1777-1853) .

Некоторое неудобство представляет перевод звуков китайских иероглифов, не всегда совпадающих с тюркской фонетикой.

«Ещё до времен государей Тхан (2357 году до н.э.) и Юй (2255 г. до н.э.) находились поколения Шань-жун, Хянь-юнь и Хунь-юй». Н.Я.Бичурин ссылается также на Цзинь Чжо, который писал, что хунны «во времена государя Яо назывались Хунь-юй, при династии Чжей - Хянь-юнь, при династии Цинь - Хунну» .

Н.Я.Бичурин приводит свидетельство из Исторических записок Шы-Цзи летописца Сыма Цяня о том, что предком хуннов был Шунь Вэй - сын Цзе Кхоя последнего царя первой китайской династии Хя. Цзе Кхой, потеряв власть, умер в ссылке в 1764 году до н.э., а «сын его Шунь Вэй в том же году со всем своим семейством и подданными ушёл в северные степи, и принял образ кочевой жизни». Вероятно, подданные Шунь Вэя встретили на новых землях тюркоязычное население. Китайские источники указывают на существование к 2357 году до н.э. за северной границей китайских государств тюркоязычных народов.

История хуннов восточного периода детально описана в трудах Л.Н.Гумилева, поэтому мы напомним читателям лишь основные этапы .

Хунны не были единственными в Центральной Азии, кто разговаривал на языках, ставших потом называться тюркскими. Некоторые тюркские народы не вошли в хуннский союз, как, например, енисейские кыргызы.

Не решён до конца и вопрос взаимосвязи тюркоязычных народов Великой степи со скифами, древним государством Шумер в междуречии Тигра и Евфрата, с народами майа, инками, ацтеками и некоторыми индейскими народами Северной Америки, европейскими этрусками и другими народами, в языках которых обнаружено множество тюркских слов . Многие тюркоязычные народы исповедовали тенгрианство, а слово Тенгри было известно и в шумерском языке в том же значении - Небо.

Лингвинистически кочевников степной зоны Евразии хуннского периода можно условно делить на тюркоязычных, ираноязычных, угроязычных и монголоязычных. Были и иные кочевники, например, тибетцы-кяны. Самыми многочисленными, вероятно, были тюркоязычные. Однако, при правящей роли хуннов, в их союз входили самые разные народы. Хуннские археологические комплексы VII-V вв. до н.э. считаются близкими скифским. Скифы - это собирательное греческое название кочевников. Западные историки не вдаваясь в этнические тонкости называли их общими этнонимами: скифы, гунны, болгары, тюрки, татары.

Существует несколько версии о этническом облике скифских кочевых народов Великой степи того времени - юэчжей, усуней, жунов и дунху и др. Значительная часть их была ираноязычной, но общей тенденцией этнических процессов того периода была постепенная ассимиляция и вытеснение из восточной части Великой степи в Среднюю Азию тюркоязычными народами ираноязычных, отсюда и сложность четкой этнической идентификации. Один и тот же союз народов мог сначала быть в общем ираноязычным, а потом, ввиду количественного преимущества становиться тюркоязычным.

Император хуннов назывался шаньюй, возможно, от тюркских слов шин-юй. Шин - истина, Юй - дом . Ставка шаньюев была в Бэйшане, потом у Тарбагатая .

Усиление хуннов произошло при шаньюях Тумане и Модэ (правил в 209-174 г.до.н.э.), которых в тюркских легендах называют иногда Кара-ханом и Огуз-ханом. С именем шаньюя хуннов Туманя, связано и происхождение названия воинского подразделения в 10 000 воинов - тумена. Места станов туменов получали соответствующие топонимы, дошедшие до нас: Тюмень, Тамань, Темников, Тумен-Тархан (Тьмутаракань). В русский язык слово тумен вошло и в значении «много, видимо-невидимо», возможно, отсюда такие слова как тьма, темно и туман.

В 1223 году три тумена Субедея победили русско-половецкое войско на Калке, но позже в том же году были разбиты волжскими болгарами в районе Самарской Луки .

Хуннское войсковое деление тюркских народов по сотням (юзбаши - сотник), тысячам (мэнбаши - тысяцкий), 10 тысячам - туменам (темник), сохранилось в кавалериях разных армий, например, у казаков .

Но вернёмся во II в. до н.э. - несмотря на тяжелое геополитическое положение: с запада угрожали племена юечжи, с востока - сяньбийцы, с юга Китай, шаньюй Модэ в 205 году до н.э. расширил границы государства до Тибета, и стал регулярно получать железо от тибетцев .

После 205 г до н.э. изделия из железа в хуннских захоронениях встречаются часто. Можно предположить, что именно получение металлургических знаний стало одной из причин военного превосходства хуннов.

О сохранении металлургических традиции хуннов болгарами свидетельствует и такой важный факт: первый чугун в Европе был выплавлен Волжской Болгарии в 10 веке . Европа же научилась выплавлять чугун через четыре века, а Московия еще через два - в 16 веке, только после завоевания Булгарского Юрта (Казанское Ханство, в русских летописях). Причём сталь, которую Московия экспортировала в Англию, называлась «татарской» .

Хунны также оказали большое влияние на своих южных соседей - тибетцев и индусов. Например, в биографии Будды (623-544 гг. до н.э.) указывается на его обучение в юном возрасте письменности хуннов .

Территория империи хуннов тянулась от Маньчжурии до Каспия и от Байкала до Тибета. Историческая роль Моде заключалась не только в том, что именно с его правления началась хуннская экспансия по всем направлениям, но и в том, что при нём родоплеменное общество получило черты не просто государства, а империи. Была выработана политика в отношении завоеванных народов, позволявшая последним активно участвовать в жизни государства оставлением своих автономных прав и земель. Политика же Китая в отношении покорённых была более жёсткой .

Вот как Ши-Цзи 110 и Цяньханшу, гл. 94а описывают победные войны Моде: «При Модэ Дом Хуннов чрезвычайно усилился и возвысился; покорив все кочевые племена на севере, на юге он сделался равным Срединному Двору», то есть китайским императорам... Более того, Моде в результате нескольких крупных побед даже заставил китайского императора выплачивать дань! «Впоследствии на севере (хунны) покорили владения Хуньюй, Кюеше, Динлин (занимавшие в то время территорию от Енисея до Байкала), Гэгунь и Цайли» .

В 177 году до н.э. хунны организвали поход против ираноязычных юечжи на Запад и дошли до Каспийского моря. Это была последняя победа шаньюя Модэ, умершего в 174 году до н.э. Империя юечжи перестала существовать, часть населения была покорена и ассимилирована хуннами, часть мигрировала на Запад, за Волгу .

Таким образом, хунны дошли до Каспия и теоретически нельзя отрицать и возможности их выхода к Волге ещё в 177 году до нашей эры. Факт бегства части юечжи на запад за Волгу как раз это подтверждает.

В течении 133 г. до н.э. до 90 г.н.э. войны хуннов с китайцами велись с переменным успехом, однако общим итогом было постепенное наступление Китая.

Победа в войнах 133-127 гг. до н.э. позволила китайцам вытеснить хуннов с территорий между пустыней Гоби и рекой Хуанхэ, которая, как видим, не всегда была китайской.

В войнах 124-119 годов китайцам удалось дойти до северного стана хуннского шаньюя.

В 101 г. до н.э. китайская армия разграбила уже города Ферганской долины.

В компаниях 99, 97 и 90 гг. до н.э. успех был на стороне хуннов, но война велась на их землях.

В этот период Китай был ослаблен, но китайской дипломатии удалось натравить на хуннов усуней, динлинов и дунху, бывших до этого вассальными хуннам.

В 49 г. до н. э. шаньюй хуннов Чжичжи присоединил княжество и род Вакиль (по-китайски Ху-цзе). Этот род сохранился в составе европейских гуннов и болгар. Интересно, что через 800 лет представитель этого рода - Кормисош стал ханом Дунайской Болгарии (правил 738-754 гг.). Он сменил Севара - последнего хана династии Дуло, к которой принадлежали Аттила (?-453 г.), основатель Великой Болгарии хан Кубрат (ок.605-665 гг.) и его сын, основатель Дунайской Болгарии хан Аспарух (ок.644-700 гг.).

В 71 г. до.н.э. началась междоусобица, дестабилизировавшая центральную власть шаньюя и приведшая к первому расколу государства хуннов на северных и южных в 56 г. до н.э.

Южные хунны, возглавляемые шаньюем Хуханье установили мирные отношения с Китаем, которые привели в итоге к потере независимости.

Северные хунны были вынуждены отступить к Алтаю и в Среднюю Азию на Сырдарью, но и там потерпели крупное поражение от китайской армии .

После первого раскола в 56 г. до н.э. часть северных хуннов прорвалась «между усунями и динлинами, бежала на запад к приаральским племенам Кангюя и, очевидно, здесь смешалась с древнетюркскими и ираноязычными племенами. Эти смешанные группы населения и составили затем костяк господствующего населения Кушанской империи, на рубеже н.э. простёршей свою территорию от Урала до Индийского океана» .

Объединиться на короткий срок хуннам удалось в начале эры, но в 48 г. н.э. происходит новый раскол.

После этого южане почти окончательно стали зависимы от Китая, а северные хунны были не в состоянии сопротивляться окружавшим их противникам. На востоке усиливался союз Сяньби, с юга наступал Китай, с севера угрожали кыргызы.

Род Моде пресёкся в Северной Хуннской державе в 93 году н.э., последнего шаньюя рода по китайскому написанию звали Юйчугянь. После этого династия сменилась - государство возглавили представители одного из четырех старших аристократических родов - рода Хуян. Остальные роды назывались Лань, Сюйбу и Циолинь .

Отныне именно 4 рода будут составлять аристократию тюркских государств. Например, в Крымском, Казанском, Астраханском ханствах это были роды Аргын, Ширин, Кыпчак и Барын.

Хунны вели постоянные войны с Китаем на протяжении как минимум 350-ти лет. А ведь Китай и тогда был сильнейшим государством с передовыми технологиями. Силы были слишком неравны. Огромное количество хуннов уходило в Китай и в усиливающийся на востоке сяньбийский союз. Только хуннов перешло под власть государства Сяньби в 93 г.н.э. около 100 тысяч кибиток - это примерно 300-400 тысяч человек. Точно определить процентное соотношение носителей языковых групп в государстве Сяньби сейчас рупп в государстве Сяньби сейчас сложно, но возможно, что тюркоязычная часть достигала половины и более.

В середине 2 века оба хуннских государства неуклонно ослабевали, а государство сяньби под предводительством сильного и авторитетного Таншихая (137- 181), напротив, усилилось и достигло могущества, победив всех своих соседей, в том числе и Китай.

На протяжении всей истории междоусобные войны тюркских народов ослабляли их сильнее, чем внешние враги. Именно сяньбийцы, а не китайцы вытеснили остатки независимых хуннов на запад, заняв их территории. Известно, что государство Сяньби достигло Каспия, достигнув, тем самым западной границы бывших владений хуннов, которые были вынуждены отойти еще далее на запад - к Идели (Волге). Так соперничество государств Хунну и Сяньби оказало влияние на многие глобальные события в Европе.

К середине 2 века судьба народов северного хуннского союза сложилась по разному:

1. Алтайская часть хуннов стала этнической основой кимаков и кыпчаков, захватившими контроль над западной частью Великой степи в 11-12 веках и известными русским как половцы и куманы.

2. Часть родов захватили Семиречье и Джунгарию (юго-востока современного Казахстана) и основали там государство Юэбань.

3. Часть хуннов вернулась в Китай, основав ряд государств. Их называли тюрки-шато. Потомки тюрок-шато - онгуты были в составе государства хана Чингиза в 13 веке

4. Наиболее известная европейцам часть хуннов отступила на реку Идель примерно к 155 году, а через двести лет эти хунны двинулись далее на запад и под предводительством Аттилы дошли до Атлантики. Эта часть хуннов и стала нашими предками.

Усиление хуннов в Поволжье за 200 лет могло произойти не только от союза и ассимиляции сармат и угров, но и от постоянного притока родственного тюркоязычного населения из Центральной и Средней Азии. Оппозиционные роды хуннов и других тюркоязычных народов, оставшиеся в Азии в составе государства Сяньби и других объединений могли постоянным потоком мигрировать на запад к своим независимым собратьям и обратно .

Доминирующим языком Поволжья становился тюркский. Не исключено, что эти территории входили в состав государства Аттилы и последующих государственных объединениях гуннов и болгар. Этим можно объяснить перенесение центра государственности болгар в конце 7 в.н.э после смерти хана Кубрата с Дона и Днепра именно на Каму. Возможно, территории Волжской Болгарии еще при Кубрате были областью Великой Болгарии. После поражения от хазар роды, не пожелавшие подчиниться хазарскому союзу, могли просто отступить в свои же северные провинции.

Часть гуннов оторвалась от степного мира и вступила в тесный контакт с местными финноугорскими народами, дав начало этносу чувашей.

Некоторые европейские историки указывают на присутствие гуннов в Поволжье и на Каспии и до середины 2-го века.

Например, Дионисий Галикарнасский, живший в 1 в. до н.э..

Пока нет единого мнения - объяснить это ошибками летописцев или хунны могли прийти в Европу ранее, чем считалось. Возможно, хунны действительно доходили до Идели ещё в те времена. Мы знаем о том, что они дошли до Каспия, покоряя юечжей в 177 году до.н.э.

Эратосфен Киренский (Eratosthеnes) (около 276—194 до н. э.) также указывает на сильное государство гуннов на Северном Кавказе. Клавдий Птолемей (Ptolemaios) сообщает о гуннах Северного Кавказа в середине II в.до н.э., располагая их между бастарнами и роксоланами, то есть западнее Дона.

Упоминание о хуннах есть у Дионисия Периегета (160 г.н.э) По его данным, гунны жили в местности, прилегающей к Аральскому морю .

Интересное объяснение предлагает С.Лесной. Он обращает внимание на то, что, например, Прокопий Кесарийский отчетливо и неоднократно указывает, что гунны в древности назывались киммерийцами, которые издревле обитали на Северном Кавказе и Причерноморье: «В прошлом гунны были киммерийцами, впоследствии же стали называться болгарами» .

На то, что киммерийцы могли быть тюркоязычными, указывали и другие историки. Но пока это остается версией.

Также заслуживает внимания гипотеза о возможном исходе части шумерского народа с р.Тигр на Кавказ и Прикаспий задолго до прихода хуннов с востока.

Это темы будущих исследований, а пока можем исходить из того, что к 155 году тюркоязычные хунну действительно жили на реке Ра, которую они стали называть Идель.

Их ожидало великое будущее - сокрушить алан, древнегреческое Боспорское царство в Крыму, немецкое государство Готланд на Днепре, и в итоге весь античный мир.

1. Искусственный термин "гунны" был предложен в 1926 году К.А.Иностранцевым для обозначения европейских хунну: см. Иностранцев К.А. Хунну и гунны. - Труды тюркологического семинария. т.1., 1926 г.

2. "Исторические записки"" Сыма Цяна гл. 47 "Наследственный дом Кун-цзы - Конфуция" см: КУАНГАНОВ Ш.Т. Арий-гунн сквозь века и пространство: свидетельства и топонимы.- 2-е изд.,перераб. и доп. - Астана: «Фолиант», 2001 г. с.170.

КЛЯШТОРНЫЙ С. Гл. 8. в «Истории татар с древнейших времен. Т.1. Народы степной Евразии в древности. Институт истории АН Татарстана, Казань, Изд. «Рухият», 2002. C. 333-334.

3. БИЧУРИН Никита Яковлевич (1777—1853) — уроженец села Акулева (ныне Бичурино) Свияжской округи Казанской губернии, чуваш, синолог, член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1828). Основатель китаеведения в Росии. В 1807-1821 годах возглавлял духовную миссию в Пекине.

4. БИЧУРИН Н.Я. (Иакинф) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. С-Пб, 1851. Репринт изд. "Жалын Баспасы" Алматы, 1998 . Т.1.с.39. (Далее - БИЧУРИН Н.Я., 1851.)

5. ГУМИЛЕВ Л.Н. Хунну. Степная трилогия. Тайм-Аут-Компасс. С-Пб., 1993.

6. КАРИМУЛЛИН А. Прототюрки и индейцы Америки. М.,1995.

СУЛЕЙМЕНОВ О. Аз и Я: Книга благонамеренного читателя. - Алма-Ата, 1975.

ЗАКИЕВ М.З. Происхождение тюрков и татар.- М.: ИНСАН, 2003.

РАХМАТИ Д. Дети Атлантиды (Очерки по истории древнейших тюрков). - Казань: Татар. кн. изд-во.1999.с.24-25.

См. статью «Доисторические тюрки» в газете «Татарские новости» № 8-9, 2006.

7. ДАНИЯРОВ К.К. История гуннов. Алматы, 2002.с.147.

8. Бэйшань - нагорье в Китае, между озером Лобнор на западе и р. Жошуй (Эдзин-Гол) на востоке. Тарбагатай - горный хребет на юге Алтая в западном Казахстане и восточном Китае.

9. ГУМИЛЕВ Л.Н. Из истории Евразии. М.1993, c.33.

10. ГОРДЕЕВ А.А. История казачества. - М.:Вече, 2006.с.44.

КАН Г. В. История Казахстана -Алматы: Аркаим, 2002, с.30-33.

11. ГУМИЛЕВ Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. Изд. Группа "Прогресс", М, 1994., с.22-23.

12. СМИРНОВ А.П. Волжская Болгария. Гл.6. Археология СССР. Степи Евразии в эпоху средневековья. Институт археологии АН СССР. Изд. «Наука», М.,1981. с.211.

13. ЗАЛКИНД Г. М. Очерк истории горно-заводской промышленности Татарстана // Труды общества изучения Татарстана. Казань, 1930. Т. 1. — С. 51. Ссылка по книге АЛИШЕВ С.Х. Все об истории Казани. - Казань: Раннур, 2005. с.223.

14. Гл.10 книги Лалитавистара (санскрит - Lalitavistara) «Подробное описание игр Будды», одной из наиболее популярных в буддийской литературе биографий Будды.

15. АНДРЕЕВ А. История Крыма. Изд. Белый волк-Монолит-МБ, М., 2000 с.74-76.

16. БИЧУРИН Н.Я., 1851. с.47-50.

17. БИЧУРИН Н.Я., 1851. с.55.

ЗУЕВ Ю. А.Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. - Алматы: Дайк-Пресс, 2002 -338 с. + вкл. 12 с.13-17.

18. КЛЯШТОРНЫЙ С.Г., СУЛТАНОВ Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Изд. «Рауан», Алма-Ата, 1992.с.64.

19. ХАЛИКОВ А.Х. Татарский народ и его предки. Татарское книжное издательство, Казань, 1989.с.56.

20. ГУМИЛЕВ Л.Н. Хунну. Степная трилогия. Тайм-Аут-Компасс. С-Пб., 1993. C. 182.

21. Археология СССР. Степи Евразии в эпоху средневековья. Институт археологии АН СССР. Изд. «Наука», М.,1981.

22. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Собрал и издал с русским переводом В. В. Латышев. СПб., 1904. Т. I. Греческие писатели. СПб., 1893; Т. II. Латинские писатели. Т.I, c. 186. По книге: ЗАКИЕВ М.З. Происхождение тюрков и татар.- М.: ИНСАН, 2003, 496 с. С.110.

23. АРТАМОНОВ М.И. История хазар. 2-е изд.- СПб.: Филологический ф-т СпбГУ, 2002, с.68.

24. ЛЕСНОЙ (Парамонов) С. «Донское слово» 1995, по книге S.Lesnoy “The originas of the Ancient «Russians»” Winnipeg, 1964. С.152- 153.