Самуил в библии. Из какого колена был пророк Самуил

Протоиерей Серафим Слободской
Закон Божий

Ветхий Завет

Самуил

Последним судьею народа израильского был пророк Самуил , из колена Левия.

Родители Самуила долго не имели детей. Однажды мать Самуила, Анна, во время усердной молитвы перед Скинией дала Богу обет: если у нее родится сын, то она посвятит его Господу. Молитва Анны была услышана, через год у нее родился сын. Анна назвала его Самуилом , что значит - испрошенный у Бога .

Когда Самуил подрос, мать привела его в Скинию и отдала первосвященнику Илию на служение Богу. Первосвященник Илий был в то время также и судьею народа Израильского.

У первосвященника Илия были два сына Офни и Финеес, которые были священниками при Скинии, но они были люди порочные, без благоговения совершали службу Божию и своим дурным поведением развращали народ. Илий видел благочестие Самуила и поставил его на служение при Скинии.

Самуил спал всегда внутри Скинии, недалеко от места, где спал Илий.

Самуил тотчас побежал к Илию и сказал: "вот я, ты звал меня".

Илий ответил: "я не звал тебя; пойди назад ложись".

Когда же это повторилось в третий раз, тогда Илий понял, что отрока зовет Господь, и сказал ему: "Пойди назад и ложись. Если тебя еще позовет голос, ты скажи: "говори, Господи, ибо слышит раб Твой".

На другой день Самуил передал Илию, что сказал ему Господь. Илий с покорностью принял предсказание.

Скоро исполнилось предсказание Самуила.

Филистимляне напали на войско израильское и разбили его. Тогда Илий, по просьбе старейшин израильских послал в стан Ковчег Завета со своими сыновьями - священниками Офни и Финеесом. Но Ковчег не помог израильтянам. Они снова были разбиты филистимлянами. Офни и Финеес были убиты, а Ковчег был взят в плен. Так Господь показал людям, что святая вещь не поможет тому, кто не уважает святых заповедей Божиих . Илий, узнавши, что Ковчег взят филистимлянами, упал навзничь с седалища и умер.

Ковчег же Завета, будучи великой святыней Господней недолго оставался у филистимлян. Сам Бог вразумил их тем, что их идол Дагон был разбит, у жителей того города появились мучительные наросты на теле, а мыши наполнили поля их. Устрашенные филистимляне поставили Ковчег Завета на новую колесницу, запрягли в нее двух молодых коров и отпустили из своей земли. Коровы, никем не управляемые сами пошли в израильскую землю. Израильтяне с великою радостью встретили Ковчег Завета.

После судии израильского - первосвященника Илия, поставлен был судьею народа израильского пророк Самуил . Самуил управлял народом не только как судия, но и как пророк Божий. Он убедил евреев истребить всех языческих идолов, какие были у них, молиться Богу о прощении и поститься. Весь народ каялся и говорил: "согрешили мы пред Господом". По молитве Самуила Господь избавил евреев от власти филистимлян. Самуил был строг и правосуден и пользовался от всех большим уважением и любовью. Он управлял народом сорок лет. Под старость он передал власть двум своим сыновьям, которые брали подарки и судили несправедливо. Нетерпеливые евреи стали просить Самуила, чтобы он поставил над ними царя, как и у прочих народов. Самуил старался убедить народ остаться при прежнем управлении, но безуспешно. Тогда Самуил помолился Господу, и Господь сказал ему: "послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними". Потом Господь сказал, чтобы он предупредил евреев, что царь заставит весь народ служить себе, возьмет себе лучшие земли, лучшее имущество народа, и они должны будут все отдавать царю. Но народ не внял предостережениям Самуила и сказал: "нет, пусть царь будет над нами, и мы будем, как прочие народы".

Свящ. Александр Мень

§28. Пророк Самуил и основание монархии (1 Цар 1-15)

1. 1-2 Книги Царств являются продолжением Книги Судей. Первоначально в Библии они составляли одно целое и назывались Книгой Самуила. В Септуагинте и Вульгате они были разделены на две части и получили названия 1 и 2 Кн. Царств. Они описывают события ХI — начала Х веков: гибель священнической династии Илия, правление Самуила, правление Саула и жизнь Давида до последних дней его царствования.

1 и 2 Книги Царств входят в состав Второзаконнической истории, которая была завершена в эпоху Плена. Но построена она на базе древних преданий и подлинных документов. К ним относятся: сказания о Ковчеге, о Самуиле, два рассказа об основании монархии (см. ниже), биография Давида, написанная, вероятно, при его сыне Соломоне. С литературной точки зрения рассказ о Давиде является великолепным образцом художественной историографии, созданной за много веков до «отца истории» Геродота. Лица и события обрисованы ярко и лаконично, без излишней риторики. Объективный тон рассказа не ослабляет его драматизма.

Св. библейский писатель соединил свои первоисточники, руководствуясь внушением Духа Божия. Поэтому, например, он уделяет мало внимания военным победам Давида, зато подробно останавливается на истории его избрания Богом и его правах на престол. Рассматривая Давида как великого царя, Библия не скрывает его грехов и недостатков. Она стремится не возвеличивать вождей и монархов, а показать действие Промысла в истории народа Божия. Как и весь Второзаконнический цикл, 1 и 2 Кн. Царств ставят успехи Израиля в зависимость от его верности Завету.

«Книги Царств показывают, что Царство Божие не от мира сего и что его Домостроительство встречает для себя постоянные препятствия в мире со стороны человеческого греха, что, однако, не мешает Богу осуществлять на земле все поставленные Им цели (в данном случае рождение Спасителя из дома Давидова в Вифлееме, родном города Давида). В этих книгах не надо обязательно искать моральных истин. Ветхозаветная мораль исполнена и восполнена новозаветной заповедью любви. Но остается другое: принципы Божия действия в мире и хождения человека перед Богом. Об этом ветхозаветные книги свидетельствуют боговдохновенно, и это свидетельство сохраняет свою силу на все времена» (прот. А. Князев).

  • 1 Кн. Царств делится на две неравные по объему части:
    • правление пр. Самуила (1 Цар 1-7);
    • царствование Саула и возвышение Давида (1 Цар 8-31).
  • 2 Кн. Царств делится на пять частей:
    • воцарение Давида (2 Цар 1-4);
    • Давид — царь всего Израиля (2 Цар 5-10);
    • грех Давида (2 Цар 11-12);
    • бедствия дома Давидова (2 Цар 13-20);
    • последние годы Давида (2 Цар 21-24).

2. Филистимское иго явилось косвенной побудительной причиной основания израильской монархии. Филистимляне были наиболее серьезными из всех претендентов на господство в Ханаане, и в процессе борьбы с ними назрела нужда в реорганизации израильского общества.

По словам пророка Амоса, филистимляне пришли с острова Крит (9,7). Они принадлежали к конфедерации так называемых народов моря, которые в ХIII веке обрушились на страны Ближнего Востока. Теснимые греками, филистимляне и другие эгейские племена высадились в Малой Азии, разрушили Хеттское царство, двинулись на юг по Сирии и, наконец, вторглись в Египет. Фараоны Мернептах и Рамсес III с большим трудом остановили нашествие. Филистимлянам пришлось закрепиться на южном побережье Ханаана, которому они дали свое имя (Палестина от слова «пелесет» — филистимляне). Там они основали союз пяти городов (Газа, Азот, Аскалон, Геф и Екрон), откуда в ХII веке начали походы вглубь страны.

На египетских рельефах филистимляне изображены рослыми воинами в пернатых шлемах. Они хорошо вооружены: имеют боевые колесницы и морской флот. На повозках, запряженных быками, они везут свое имущество, женщин и детей. Этот народ уже владел секретом выплавления железа, что давало ему преимущество перед хананеями и израильтянами, у которых было только бронзовое оружие.

При раскопках археологи обнаружили филистимскую керамику характерного греческого типа. Но надписей от них не сохранилось. Пришельцы быстро освоили ханаанский язык и обычаи. Большинство филистимских имен и имена их богов, известные из Библии, — семитические.

Постепенно превращая местное население в своих вассалов, филистимляне строго сохраняли свою «железную монополию». Они опасались, как бы те «не сделали меча или копья» (1 Цар 13:19-22). Они вытеснили колено Даново с насиженных мест и продолжали медленно двигаться на восток. В середине ХI века над всей страной нависла угроза порабощения.

Хронологическая таблица
Ок. 1234 г. Мернептах отражает первое нападение «народов моря»
Ок. 1175 г. Рамсес III отражает второе нападение «народов моря». Филистимляне расселяются на западе Ханаана
Ок. 1100 г. Начало филистимского наступления на восток
Ок. 1050 г. Битва при Афеке. Начало филистимского ига
Ок. 1040г. Самуил — вождь и судья
Ок. 1030 г. Восстание Израиля против филистимлян.Основание монархии

Родители отдают отрока Самуила в силомский храм, и там ночью Господь призывает его на служение, предсказав конец роду Илия. Старый священник, узнав о Божием приговоре, принимает его с полным смирением.

Впоследствии и сыновья самого Самуила оказываются недостойными возглавлять народ Божий. Приводя оба эти факта, св. писатель указывает на несовершенство наследственной формы правления. Истинным вождем ветхозаветной Церкви может быть только тот, кого поставляет Сам Бог.

Повествование о юности и призвании Самуила прерывается рассказом о Ковчеге и начале филистимского ига. Выступив против врага, израильтяне решают взять с собой в битву Моисееву святыню. Они надеются, что ее присутствие среди войска принесет победу. Слух об этом пугает и самих филистимлян, которые считают, что в стан неприятеля пришел сам «Бог евреев». Библия развенчивает это суеверно-магическое представление о святыне, показывая, что сама по себе реликвия не может служить гарантией успеха. В битве при Афеке филистимляне побеждают и завладевают Ковчегом. Сыновья Илия убиты, а сам он, получив горестное известие, скоропостижно умирает. Как установили по раскопкам, Силом был захвачен и сожжен.

Но сказание отнюдь не имеет цели развеять ореол, окружающий ветхозаветную святыню. Языческие идолы падают, когда в их храме оказывается Ковчег Завета; эпидемия, разразившаяся в филистимских городах, побуждает их жителей вернуть Ковчег израильтянам. Его ставят на повозку, и волы привозят его в Кириаф-Иарим.

4. Саму ил — вождь и судья (1 Цар 7:3-15). Возглавив народ, Самуил вдохновляет его на восстание против филистимского ига. Его успех объясняется тем, что «обратился весь дом Израилев к Господу» (1 Цар 7:2). Пророк потребовал, чтобы люди удалили «из среды себя богов иноземных и Астарт» и вернулись к почитанию единого Бога.

Разумеется, одному ему совершить этот религиозный поворот народного сознания было не по силу. В союзе с ним действуют общины Сынов Пророческих. То были группы прорицателей, которые проповедовали борьбу против язычества и возвращение к вере Моисея. Их выступления носили экстатический характер и сопровождались игрой на музыкальных инструментах (1 Цар 10:5). По внешности они мало отличались от прозорливцев других народов, но их преемников ожидало великое будущее. «Подобно тому, — говорит Б. А. Тураев, — как религия Иеговы, очистившись от ханаанства, сделалась наиболее высокой верой в единого Бога, так из этих вещателей уже в Х веке выделились могучие личности, сделавшиеся духовными вождями народа и религиозными индивидуалистами, причем момент экстаза отступает, а то и совсем незаметен» (ИДВ, т. 2, с.67).

Самуил и Сыны Пророческие обходят страну, призывая народ к покаянию и готовя его к борьбе с филистимлянами. Около 1030 года под их влиянием происходит постепенная консолидация Израиля. Под знамена Самуила собирается все больше людей. В Массифе (евр. Мицпа), недалеко от Гаваона, был совершен общенародный обряд покаяния: «черпали воду и проливали пред Господом» в знак очищения от язычества и прежних грехов.

Слух о большом скоплении израильтян в Массифе доходит до филистимского гарнизона, и он спешит подавить начинающееся восстание. Приближение врага смущает израильтян, которые уже много лет не брали в руки оружия. Они просят Самуила усердно молиться, чтобы Господь укрепил их перед лицом врага. Самуил приносит жертву на алтаре, и как раз в это время неприятель подступает к городу.

В 1 Цар 7:10-11 мы читаем: «Господь возгремел в тот день сильным громом над филистимлянами и навел на них ужас, и они были поражены пред Израилем. И выступили израильтяне из Массифы и преследовали филистимлян и поражали их до места под Вефхором». Толковники расходятся в объяснении этих строк. Большинство полагает, что в момент битвы разразилась гроза, которая привела филистимлян в замешательство (см. А. П. Лопухин. Библейская история, т. 2, с.45). Но для боговдохновенного автора важно было прежде всего подчеркнуть, что победа была дарована свыше.

Самуилу удалось закрепить результаты победы. Часть городов, захваченных филистимлянами, были возвращены Израилю. Ханаанское население действовало заодно с израильтянами. Но, как пишет прот. А. Князев, «главное значение Самуила в том, что он явился последним собирателем воедино Израильского народа. Он даже указал на его политический путь: он оставил своих сыновей начальниками в Вефиле и в Вирсавии; появилась некая светская власть, а рядом с ней — пророческое служение в лице Самуила, который как бы контролировал светскую власть». Не случайно бл. Августин считал, что эпоха пророков началась «с тех пор, как начал пророчествовать святой Самуил» (О Граде Божием, 17,1).

5. Основание монархии . Саул (1 Цар 8:1-13:7). В Св. Писании ясно прослеживается двойственное отношение к монархической власти. С одной стороны, она признается как политическая необходимость (ввиду борьбы с внешними врагами); но с другой — идеалом остается свободный союз колен, построенный на теократии, то есть на подчинении всех воле Божией, выражаемой через пророков. Этот второй подход определяет отрицательное отношение к царской власти, которое в Библии господствует.

История воцарения Саула, как она описана в Св. Писании, отражает обе концепции. Два предания о начале монархии соединены в одно целое.

Древнейший рассказ (1 Цар 9:1-10:16 ; 1 Цар 11) изображает события следующим образом: некий израильтянин знатного рода по имени Саул, «молодой и красивый», отправляется на поиски пропавших ослиц. За помощью он обращается к «человеку Божиему», «прозорливцу» Самуилу. Бог же повелевает пророку помазать Саула, которого пророк ранее не знал, священным елеем в знак того, что он призывается быть «правителем» наследия Господня. После этого неожиданного помазания Саул встречает Сынов Пророческих, и Дух Господень сходит на него.

Некоторое время Саул хранит свое посвящение в тайне, но когда город его соплеменников-вениамитов Иавис осаждает аммонитский царь, Саул становится инициатором борьбы с врагом. По его призыву собираются воины и освобождают Иавис. После этого Самуил созывает народное собрание в Галгале, чтобы торжественно провозгласить Саула царем.

Согласно другому сказанию (1 Цар 8:1-22 ; 1 Цар 10:17-25:12 ;), когда Самуил состарился, народ выразил недовольство его сыновьями и потребовал, чтобы пророк помазал для Израиля царя, который будет править «как у прочих народов». Это требование вызвало гнев Самуила. Он увидел в нем отказ от духа теократии. «И сказал Господь Самуилу: послушай г`олоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними. Как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они и с тобою. Итак, послушай голоса их, только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними».

Таким образом, принятие монархического строя приравнивается здесь к греху идолопоклонства. Права царя, которые объявил пророк, вполне соответствуют законам, существовавшим на древнем Востоке. Хотя царь будет судить народ и возглавлять его войны с врагами, он наложит на Израиль тяжкое бремя поборов и угнетения.

Созвав собрание в Массифе, Самуил заявляет, что народ «отверг» своего Бога, требуя царя как земного избавителя. Но, уступая требованию, он готов помазать избранного человека. Называют Саула, сына Киса, вениамитянина. Он скрывается от толпы, но его находят и ставят перед собранием. Над Саулом совершают обряд помазания, и права его торжественно провозглашаются и записываются в свиток.

После этого Самуил слагает с себя звание судьи и удаляется в Раму. Когда он уходит, люди просят его молиться, чтобы гнев Господень, павший на них из-за греха монархии, был отвращен.

Ряд историков-библеистов утверждают, что реальным событиям соответствует лишь первый рассказ, а второй — отражает антимонархические тенденции более поздних времен. Однако есть все основания считать, что Самуил действительно был противником нового порядка и согласился помазать царя с трудом, лишь уступая народу. Светская монархия была изменой духу Моисеевой веры, которая ставила в основу правопорядка только Закон Божий.

Примечание. В древневосточных странах елей, масло оливы, употреблялся для сохранения пищевых продуктов. В связи с этим елей стал символом сохранения, защиты. Человек, помазанный освященным елеем (евр. машиах, арам. мешиха, греч. христос), получал посвящение на дело Божие как носитель харизматического дара. Помазание совершалось над царями, священниками и пророками.

6. Разрыв между Саулом и Самуилом (1 Цар 13:15). В сказаниях 1-2 Кн. Царств Саул первоначально выступает как харизматический вождь: он человек, руководимый Духом Господним. Именно Дух Божий вливает в него силы и делает мирного крестьянина военным вождем. Он учреждает регулярную армию и наносит ряд поражений филистимлянам. Перевес в борьбе за Ханаан начинает склоняться в пользу Израиля (который уже почти смешался с ханаанским населением). В боях Саулу помогает его сын Ионафан — человек благородной души, отважный и верный. Но пророк из Рамы пристально следит за тем, чтобы царь не узурпировал духовных прав над Израилем.

У других народов цари считались божественными существами, сынами богов и верховными жрецами. Ничего подобного не должно быть у народа Божия. Поэтому, когда Саул самовольно принес жертву в Галгале, не дождавшись пророка, тот сурово обличил его и предсказал, что его царство не устоит. В другой раз, после победы над амаликитянами, царь сохранил часть добычи вопреки правилу «священной войны». Это послужило поводом для окончательного разрыва между царем и пророком. Библия тем самым указывает на опасную тенденцию монархов сосредоточивать в своих руках и «кесарево» и «Божие».

Вопросы для повторения

  1. Как 1-2 Кн. Царств называются в еврейской Библии?
  2. Какой период и какие события описывают 1-2 Кн. Царств?
  3. Какие источники использованы в них и как они распределены?
  4. В чем заключено богословие 1-2 Кн. Царств?
  5. Что известно о филистимлянах?
  6. Что говорит Библия о рождении и призвании Самуила?
  7. В чем смысл сказания о Ковчеге?
  8. Кто такое Сыны Пророческие?
  9. Каково отношение Библии к идее монархической власти?
  10. Как оно отразилось на истории избрания Саула?
  11. Что символизировало помазание?
  12. В чем причина разрыва между царем и пророком?

- (испрошенный от Бога) имя трех лиц: а) (Чис.34:20) сын Аммиуда. Он был назначен представлять колено Симеоново, к которому принадлежал при разделе земли Обетованной при Моисее. б) (1Пар.7:2) сын Фолы и князь колена Иссахарова. в) (1Цар.1:20 ,… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Самуил (имя) - У этого термина существуют и другие значения, см. Самуил (значения). Самуил (имя) (שמואל) библейское Производ. формы: Шмулик Иноязычные аналоги: англ. Samuel арм. Սամվել, Սամուէլ белор … Википедия

Самуил - пророк и судья израильский. Его история подробно изложена в Первой книге Царств. Самуил вместе с Гадом и пророком Нафаном написал Первую и Вторую книги Царств (Первая книга Паралипоменон, 29, 29–30). Судивший народ израильский с самых юных летПравославная энциклопедия

Пророк Самуил - Самуил помазывает Давида на царство Пророк Самуил (фреска из Киева начала XII века, Русский Музей) Самуил (ивр. שְׁמוּאֵל‎, Шмуэль, «услышанный Господом») библейский пророк, последний и знаменитейший из судей израильских (XI век до н. э.).… … Википедия

Самуил (значения) - Самуил: Имя Самуил библейский пророк. Самуил (имя) личное имя древнееврейского происхождения. Фамилия Самуил, Александр Григорьевич (род. 1950) молдавский дирижёр. Отец Татьяны Самуил. Самуил, Татьяна Александровна (род.… … Википедия

Самуил - (евр. Шемуэл, вероятно, это слово образовано в результате стяжения гласных в словах шемуа эл, услышанный Богом, 1Цар 1:20): 1) сын Елканы (см. Елкана) (4) и Анны, левит. Мать С. посвятила его Господу и привела в Силом к первосвященнику Илию… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Пророк Даниил - Пророк Даниил, Микеланджело Буаноротти, Роспись свода Сикстинской капеллы Даниил (ивр. דָּנִיֵּאל‎, Даниэль, «Бог мой судья») библейский пророк (относящийся к так называемым «великим пророкам»), потомок знатного иудейского рода. Подростком, в… … Википедия

Пророк Захария - Захария (Захарьяху, ивр. ‎, «Господь вспомнил») один из 12 ти малых пророков. Родившись во время вавилонского плена, он пережил его и по возвращении из плена много содействовал нравственному возрождению народа. О жизни его известно очень мало.… … Википедия

САМУИЛ - (евр. Šìmû çl, «имя бога»?), в ветхозаветных преданиях великий пророк, последний из «судей израилевых». Рождение С. у Елканы и Анны описывается как чудо: Анна, будучи бездетной, изливала свою скорбь в Силоме перед скинией завета и услышала от… … Энциклопедия мифологии

Самуил - (Samuel) (11 в. до н.э.), великий израильский пророк, последний из судей израильских. При С. была установлена наследственная царская власть. Во время владычества филистимлян в Израиле С., обладавший верховным авторитетом, призвал свой народ к… … Всемирная история

Спрашивает Sergei Vetrov
Отвечает Александра Ланц, 26.10.2014


Доброго вам времени суток, Сергей!

Самуил происходил из колена Левия. Об этом читаем в .

В этой главе рассказывается, как царь Давид устроил музыкальное служение при Скинии. Основными певцами он поставил троих:

Еман – в центре.
Асаф – по правую сторону.
Ефан – по левую сторону.

Для каждого их этих троих приведена лилия генеалогии. Так вот для стоявшего в центре Емнан сказано, что он «сын Иоиля, сын Самуила , сын Елканы , сын Иерохама, сын Елиила, сын Тоаха, сын Цуфа, сын Елканы, сын Махафа, сын Амасая, сын Елканы, сын Иоиля, сын Азарии, сын Цефании, сын Тахафа, сын Асира, сын Авиасафа, сын Корея, сын Ицгара , сын Каафа , сын Левия , сын Израиля ..." (ср. )

Асаф вел свое родословие по другому сыну Левия – по Гирсону.

Еван вел родословие по третьему сыну Левия – по Мерари.

Таким образом Давид включил в служение представителей всех трех «ветвей» рода Левия. А мы, благодаря тщательным записям того времени, можем с уверенностью заявить, что пра-прадедушкой «центрального» певца был пророк Самуил, а их общим пра-пра...дедушкой был Левий.

Из Библии мы также знаем, что, когда происходил раздел земли между коленами Израиля, колено Левия не получило своего собственного надела земли ( :; ). Бог задумал так, чтобы левиты были равномерно расселены среди всех израильтян. Поэтому, читая о Самуиле, мы видим, что его отец был «из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой». По этой причине Библия называет его «ефрафянином», но это лишь для того, чтобы четко определить место его рождения и жительства, а не то, к какому колену он принадлежит. Точно также как если бы о каком-то человеке сказали: «он крымчанин», тогда как у этого человека пра-пра-пра...дедушка вообще из Венгрии родом.

С уважением,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Пророк Самуил - одним из самых известных еврейских пророков. Был пятнадцатый и последний судия Израильский, живший за 1146 лет до Рождества Христова. Он завершил Эпоху Судей и "открыл" Эпоху Царей, помазав на царство сначала Саула, а когда тот не оправдал его ожиданий, - юного Давида. Согласно еврейской традиции, Самуилу приписывается авторство книг, известных под названиями «Книга Судей», «Книга Царей», а также «Книга Рут».

Со времени вхождения израильского народа на Землю Обетованную прошло несколько веков. Израильтяне не смогли сразу покорить соседние племена, постепенно начали утрачивать и стремление окончательно освободить землю от старых хозяев. Израильские колена слишком рано в ущерб Воле Божией предпочли спокойную и сытую жизнь. Близкое соседство непокоренных народов привело к неизбежному заимствованию их обычаев и верований, которые, в свою очередь, привели к постепенному отступлению от веры отцов в Единого Бога. Не стало былой единой силы народа, разрозненные израильские племена погрузились в междоусобные ссоры, став слабыми и уязвимыми перед внешней опасностью, исходящей от соседних, не до конца покоренных, ханаанских народов.

Израильский народ - по промыслу Божьему - за свое отступление для вразумления подвергался в различные бедствия. В момент всеобщего покаяния Бог милостиво посылал избавителей - судей, которые какое то время поддерживали мир и порядок. С момента последнего судии Самсона прошло много времени, за которое народ израильский, почти полностью попал в подчинение филистимлян.

Эпоха Судей (1244 г. до н. э.— 890 г. до н. э.) - охватывает период библейской истории от смерти Иисуса Навина до разрушения Скинии Завета в Силоме, где она располагалась около 300 лет (13-11 вв.до н.э). Судьи - лица, управлявшие еврейским народом в этот период до воцарения первого царя Саула. Выдающиеся Судьи: Варак (Барак) и Дебора (Двора), Гедеон (Гидон), Самсон (Шимшон), Илий (Эли) и пророк Самуил (Шмуэль). Данная эпоха может быть названа смутным временем, характеризующимся вспышками межплеменного и межэтнического насилия. В это время израильтяне (потомки Иакова) распались на 12 племен.

Находясь в рабстве не только филистимлян, но и своих страстей, израильтянам сильно не хватало вождя, подобного Моисею, способного освободить и очистить богоизбранный народ. Именно в это трудное время для израильского народа на свет появился Самуил.

Рождение Самуила

Пророк происходил от колена Левиина, был сыном Елканы из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой. Его мать Анна, одна из двух жен Елканы, была предметом особенной любви своего мужа. Но она оставалась бездетной и должна была выносить оскорбления от своей соперницы по имени Феннана, от которой тот имел нескольких сыновей и дочерей.

Однажды Елкана, пришел с женами своими в Силом для принесения жертвы и молитвы Господу Богу Саваофу, ибо до построения храма в Иерусалиме там находилась Скиния и ковчег Божий и туда приходили все племена Израилевы на поклонение Богу. Принесши жертву Богу, Елкана дал из принесенного в жертву часть Феннане и особую часть каждому из детей ее, Анне же - только одну часть, так как у нее детей не было. Тут Феннана стала насмехаться над нею и упрекать. Сердечная боль Анны и страдания дошли до самой высшей точки терпения. В горести она встала, пошла в Скинию и простершись пред Господом, молила Его сжалиться над ее печалью и дать ей дитя мужского пола, причем дала обет в случае исполнения ее прошения, посвятить своего первенца на служение Богу и сделать его назореем: вина и сикера не будет он пить, говорила она, и бритва не коснется головы его. Между тем как она долго молилась пред Господом, священник и судья израильский Илий принял было ее горячую, порывистую молитву за опьянение. Трогательный ответ Анны сразу рассеял все его подозрения. Илий благословил ее от лица Господа и сказал ей, чтобы она возвратилась домой с миром, ибо Господь исполнит прошение ее.

Святая Анна, мать пророка Самуила, молится о даровании ей сына

Вскоре Анна родила сына и назвала его Самуилом (ивр. שְׁמוּאֵל‎, Шмуэ́ль, «услышанный Господом»), потому что она испросила его у Господа. Рождение сына Анна восприняла не только как милость, дарованную ей лично, но и как знак грядущего избавления народа Божия. Когда ребенок был отнят от груди, а еврейские женщины, по обычаю, кормили детей грудью три года, Анна исполнила обет и принесла сына в Скинию. При посвящении Самуила Господу его мать пророчески произнесла песнь, которая стала прообразом песни Пресвятой Богородицы: «Возрадовалось сердце мое в Господе; Вознесся рог мой в Боге моем». После сего Господь снова ниспослал милость Анне, и она стала рождать сыновей и дочерей.

Призвание Самуила

На долгие годы Самуил остался служить при храме на попечении священника Илии. Он возрастал телом и благодатью пред лицом Божиим. Каждый год мать приносила ему малую верхнюю одежду, которую сама делала для него. Частые беседы со священниками и благочестивыми людьми позволили Самуилу обучиться Закону Моисееву, свободному от всякого влияния со стороны языческих культов, которые развращали народ, недавно обосновавшийся в земле Ханаанской. Священник Илий был стар, а сыновья его, Офни и Финеес, были люди порочные и своим дурным поведением развращали народ. Самуил не заразился поведением сыновей первосвященника, наоборот, видя их отступление, более возревновал к Богу. И уже в 12 лет ему было откровение о том, что за измену истинной вере, за развращение и идолопоклонство народ Израиля ждут многие беды. Несчастья постигнут и весь дом первосвященника Илия за то, что он не обуздывает своих нечестивых сыновей. Старый священник, узнав о Божием приговоре, принимает его с полным смирением.

Когда же сыновья Илия совершенно развратились, приговор Божий не замедлил осуществиться. После того как филистимляне нанесли тяжелое поражение Израилю, евреи чтобы ободрить себя, пришли в Силом, взяли Ковчег Завета, поставили его на шесты и понесли впереди войска. Слух об этом пугает и самих филистимлян, которые считают, что в стан неприятеля пришел сам «Бог евреев». Однако Библия показывает, что сама по себе Святыня не может служить гарантией успеха. Вместо того чтобы бежать, враги бросились вперед с силой отчаяния. 30 тысяч евреев пали в битве, и филистимляне захватили ковчег завета. Один из уцелевших прибежал в Силом с известием о полном поражении. Он нашел престарелого священника Илия, которому тогда было 98 лет, сидящим в тревоге на пороге своего дома. Когда ему сказали, что его сыновья погибли в битве, а ковчег похищен, Илий при упоминании ковчега, упав на спину, сломал себе позвоночник и умер. Жена Финееса, до которой слух о происшедшем дошел в тот час, когда рождался младенец, умерла со словами: "Отошла слава от Израиля, ибо взят Ковчег Божий".

Вождь и Судья

По смерти Илия Самуил сделался судьей народа Израильского. Он поднял народ к покаянию, призывая всех проснуться от греховного сна. И говорил он: «Над вами бедствия тяготеют, потому что вы отступили от Бога! Вы потеряли свою Святыню, потому что вы недостойны Ее. Покайтесь, и тогда Господь поможет вам изгнать язычников из своей страны». И когда дело покаяния было совершено, когда люди в слезах, в рубище каялись, просили Господа, чтобы Он простил им их прегрешения, слова пророка Самуила исполнились. Жители филистимских городов, в которых пребывал захваченный Ковчег, стали болеть страшными болезнями. Их поля и пашни разорялись мышами. Идол, которому они поклонялись, был разбит. Спустя несколько месяцев они водрузили Ковчег на колесницу, запряжённую двумя коровами, и пустили его из своей земли. Никем не управляемые, коровы привезли Ковчег в израильскую землю, где его с радостью встретили евреи.

Весь народ каялся и говорил: "Согрешили мы пред Господом". После обращения израильтян к Богу по молитве Самуила Господь избавил евреев от власти филистимлян. Во время его правления Израиль наслаждался миром и благоденствием. Центром религиозной жизни народа стал город Рама. Отсюда Самуил каждый год обходил все израильские города, исполняя обязанности первосвященника и судьи.

Конец эпохи Судей. Начало эпохи царей.

Самуил управлял народом 40 лет. Когда же он состарился, то поставил судьями над израильским народом двух своих сыновей - Иоиля и Авию, но они не наследовали честности и правосудия отца, так как были корыстолюбивы. Тогда старейшины Израиля, желая, чтобы народ Божий был "как прочие народы", потребовали у пророка Самуила поставить им царя. Пророк Самуил увидел в этом глубокое падение народа, которым до того времени управлял Сам Бог, возвещая волю через святых избранников. Но Господь сказал Самуилу: "послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними".

По повелению Божию Самуил помазал на царство Саула, сына Кисова, из колена Вениаминова, блистательному воину, превосходившему всех мужей своего народа как статностью, так и храбростью. Пророк возлил на его голову священный елей. И тогда Дух Святой сошёл на Саула, и Саул получил силу свыше управлять народом.

[В древневосточных странах елей, масло оливы, употреблялся для сохранения пищевых продуктов. В связи с этим елей стал символом сохранения, защиты. Человек, помазанный освященным елеем (евр. машиах, арам. мешиха, греч. христос), получал посвящение на дело Божие как носитель харизматического дара. Помазание совершалось над царями, священниками и пророками.]

Самуил объявил, что отныне он прекращает свое служение и оставляет во главе народа царя, а сам предается с этого момента молитве и наставлениям. Пророк спрашивал народ, не обидел ли он кого в продолжение своего правления, но никто не нашел за ним ничего. Самуил призвал их быть верными Богу и Его помазаннику. Дабы запечатлеть свои слова, он помолился и вызвал гром и дождь, хотя небо было сияющим.

Так завершился в истории Израиля период правления судей. В Св. Писании ясно прослеживается двойственное отношение к царской власти. С одной стороны, она признается как политическая необходимость (ввиду борьбы с внешними врагами); но с другой - идеалом остается свободный союз колен, построенный на подчинении всех воле Божией, выражаемой через пророков. Этот второй подход определяет отрицательное отношение к царской власти, которое в Библии господствует.

Разрыв с Саулом

Саул первоначально выступает как харизматический вождь: он человек, руководимый Духом Господним. Именно Дух Божий вливает в него силы и делает мирного крестьянина военным вождем. Он учреждает регулярную армию и наносит ряд поражений филистимлянам. Перевес в борьбе за Ханаан начинает склоняться в пользу Израиля (который уже почти смешался с ханаанским населением). В боях Саулу помогает его сын Ионафан - человек благородной души, отважный и верный. Но пророк из Рамы пристально следит за тем, чтобы царь не узурпировал духовных прав над Израилем.

У других народов цари считались божественными существами, сынами богов и верховными жрецами. Ничего подобного не должно быть у народа Божия. Поэтому, когда Саул, не дождавшись пророка, самовольно принес жертву всесожжения в Галгале, превысив свои полномочия и присвоив себе священнические обязанности, тот сурово обличил его и предсказал, что его царство не устоит. В другой раз, после победы над амаликитянами, царь сохранил часть добычи вопреки правилу «священной войны». Вместо того чтобы предать анафеме весь этот народ, он пощадил его царя Агага и лучшую часть скота и принес Богу лишь малоценных животных. Это послужило поводом для окончательного разрыва между царем и пророком. Библия тем самым указывает на опасную тенденцию монархов сосредоточивать в своих руках и «кесарево» и «Божие».

Помазание Давида

Когда святой пророк оплакивал участь царя Саула, Бог послал его в Вифлеем к Иессею, из колена Иудина, чтобы он втайне помазал юного и прекрасного лицом Давида на царство Израильское. Это было последнее дело пророка. Дух Божий отступил от Саула, а злой дух овладел царем - он начал страдать припадками безумия. Именно в это время Давид поступил к нему на службу оруженосцем. Когда царем овладевал злой дух, он успокаивал Саула игрой на кифаре. Благоволение правителя доставляло ему радость, но после того как Давид одержал блистательные победы и вызвал восхищение народа, привязанность Саула обратилась в смертельную ненависть. Давид бежал и нашел убежище в Раме, у Самуила.

Помазание Давида сына Иесеева на царство пророком Самуилом

Пророк Самуил почил некоторое время спустя, насыщенный днями, и весь израильский народ собрался в Раме, чтобы его оплакать. Впоследствии его почитали в числе великих ветхозаветных заступников пред Господом, в той же степени, что и Моисея и Аарона: «Моисей и Аарон в иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его; призываху Господа, и Той послушаше их» (Пс. 98:6). Предание приписывает ему составление библейской книги Судей.

В 406 году мощи пророка Самуила были перенесены из Иудеи в Константинополь.

Могила пророка Самуила

Могила библейского пророка Самуила расположена на высоте 885 метров над уровнем моря на вершине горы Наби Самуэль.

В окрестностях Иерусалима, недалеко от столичного квартала Рамот, находится Наби-Самуэль - место, которое традиционно считается гробницей пророка Самуила - Шмуэля. Как и многие святые места Израиля, это место почитаемо представителями трех основных религий. Сюда приходят и евреи, и христиане, и мусульмане.

Средневековая крепость на вершине холма является одновременно и мечетью, и синагогой, их разделяет всего лишь несколько сантиметров каменной стены. Чтобы попасть в мусульманский или еврейский зал, паломники входят в одну и ту же дверь.

Это место не похоже на музей, здесь нет изображений или росписей на стенах, сюда приходят помолиться, поскольку считается, что святость похороненного здесь праведника особая. Не случайно, тут находится ешива («дом учения»), где молодые люди изучают Тору, а также проводятся молитвы об исцелении различных недугов, избавлении от бесплодия и скорбей.

О том, что это место связано с древней историей, свидетельствуют археологические раскопки, начатые еще в 19-ом веке. То, что мы видим сегодня, можно сравнить с вершиной айсберга, главное же скрыто в глубине. Когда археологи начали изучать сохранившиеся кладки стен, их взору предстала впечатляющая картина - невероятное наслоение эпох! Здания минарета и мечети, построенные в начале 18-ого века, стоят на фундаменте церкви крестоносцев, а та, в свою очередь, на фундаменте византийской церкви. Она была возведена тоже не на пустом месте, прежде здесь находились еврейские поселения. Самые ранние постройки датированы 8-7 веками до новой эры, а самые поздние 2-1 веками до новой эры. А значит, сохранившиеся до наших дней остатки этих городков, хранят память об Эпохе Судей, эпохах Первого и Второго Храмов.

Раскопанный археологами город у гробницы многие считают той самой библейской Рамой, что в переводе означает "высота, вершина", где жил и правил Израилем пророк Самуил. А по другой версии, это пограничный город Иудейского царства - Мицпа, что значит "панорама, наблюдательный пункт", также связанный с памятью о Самуиле. Согласно традиции, в Мицпе он собрал и воодушевил народ на войну с


филистимлянами. По поражающему воображение виду на Иерусалим и его окрестности, который открывается отсюда, можно согласиться и с первым, и со вторым вариантом. Как бы там ни было, но для верующих, которые приходят сюда, чтобы молиться, это место есть и будет могилой пророка Самуила.

Кстати, в самом здании на уровне входа расположен большой зал, в котором находится гробница, а этажом ниже, точно под ней, есть второй погребальный монумент, именно он и считается настоящей могилой. Там почти всегда людно. Но особенно много верующих здесь собирается 28 ияра по еврейскому календарю, в день смерти пророка Самуила: "А Самуил умер, и оплакивал его весь Израиль, и похоронили его в Раме, в городе его" (Шм. I, 28:3).

После войны за Независимость 1948 года доступ сюда евреям был закрыт. И только победа в Шестидневной войне сделала вновь возможным посещение этого святого места для евреев.

Материал подготовила Светлана Финогенова

Пророк Самуил. Слово митрополита Антония Сурожского (Сентябрь 1981 г.)

2 сентября (н.ст.) мы празднуем день пророка Самуила. Он стоит на грани двух решающих эпох в истории не только израильского народа, но и человечества. До него израильский народ признавал единственным своим Господом, единственным хозяином своей судьбы Бога. Правили на земле святые: патриархи – Авраам, Исаак, Иаков; правили Божии избранники – Моисей, Иисус Навин; правили судьи – Самуил.

У всех у них одно было общее: это были люди духа, которые в молитве и в праведности общались с Богом и были как бы проводниками Его воли. Один из пророков говорит, что пророк – это человек, с которым Бог делится Своими мыслями. И эти Божии мысли пророки провозглашали, а израильский народ – сколько умел, сколько хватало веры, силы, мудрости – им подчинялся. И пути Божии были своеобразны; не напрасно Исаия пророк говорит: Мои пути – не ваши пути, и Мои мысли – не ваши мысли, но как мысли Мои выше мыслей ваших, так и пути Мои выше путей ваших…

И вот, при жизни пророка Самуила случился трагический переворот: это был момент, когда заколебалась, захирела вера израильского народа. Они оглянулись и увидели, что не виден им наследник для Самуила; и перед ними встал вопрос: а что будет, когда он умрет?.. И вместо того, чтобы довериться Богу, как доверялись Ему предки их, они решили, что быть под водительством Божиим – страшно; никогда не знаешь, куда поведет Господь; Он же и Аврааму говорил: Встань, покинь свою землю, оставь свой народ и пойди туда, куда Я тебя поведу… И Моисею Он велел поднять израильский народ из Египта и повести его в землю обетованную – то есть в ту землю, которую имобещает Господь, не указывая, ни где она, ни какова она, требуя Себе доверия… Слишком стало страшно жить только доверием, захотелось уверенности, обеспеченности.

И израильтяне обратились к Самуилу с требованием: Поставь нам царя, чтобы нам быть, как все прочие народы… Это первое отречение Израиля от самодержавия Божия; впервые Израиль потребовал, чтобы ему стать “как все” – то есть, отрекся от того, чтобы быть единственным, ни на какой народ не похожим. И Самуил обратился к Богу с молитвой, что ему делать. И ответ Божий был таков: Не тебя они отвергли, а Меня; предупреди их о том, что это будет значить; и если они все-таки захотят стать одним из народов вместо того, чтобы быть Народом Божиим, в исключительном смысле слова, если они согласятся быть подвластными земному царю вместо того, чтобы быть водимыми Царем Небесным, – дай им царя…

И так и случилось: Израиль потребовал себе царя, и царем был поставлен Саул.

Это первый поворотный момент в отступлении Израиля. Это отступление от Бога как от единственного содержания их жизни, как от единственного их вождя и Господа было завершено много столетий спустя, когда перед судилищем Пилата, перед лицом Спасителя Христа израильский народ, под водительством своих первосвященников и старцев, заявил: Нет у нас царя, кроме кесаря…

Таким образом, израильтяне не только отреклись от непосредственного водительства Божия, не только потребовали быть одним из народов, но согласились уже не быть и народом, а раствориться в Римской империи как одна из составных частей, ничем не отличная от других.

Вот чем имя пророка Самуила так значительно в истории еврейского народа, вот почему он стоит перед Богом, в ужасе, и почему ужас Самуила должен быть для нас образцом и призывом. Аминь.