Самоистязание в христианстве. Самоистязание

Самобичевание – это осознанное и намеренное обвинение человеком себя в совершенных проступках, самокритичное отношение к собственной личности и совершаемым действиям, переходящее в формы нанесения себе моральных и физических страданий, чтобы снизить или смыть чувство вины, стыда. Может иметь не всегда адекватное отношение и возникать в процессе приписывания себе чужой вины или критики себя за вполне социально приемлемые формы поведения. Значение слова самобичевание сопоставимо по синонимичному ряду с самообвинением, самоистязанием, самоедством, самокритикой и прочими действиями, направленными на акцентирование негативных сторон человека и причинение моральных страданий под видом раскаяния или вины.

Самобичевание психология объясняет, как попытку совладать с внешними условиями, не удовлетворяющими внутренней картинке мира человека. Это один из способов справиться с непереносимыми чувствами относительно собственной личности и ее слабых или не принимаемых сторон (часто подобное поведение имеет своим получение похвалы или ободрения со стороны окружающих, получить которые проще при помощи самоуничижения, чем при помощи реальных действий и достижений). Проигранная конкуренция, обнаружение более сильных и успешных людей в инфантильной психике переносится плохо и практически не поддается принятию, отсюда рождается подобное поведение, помогающее пережить фиаско, а жизненный принцип выглядит как выбор максималистических концепций, где человек не имеет права на проигрыш или слабость.

Идеалистическое восприятие мира повергает людей в отчаяние при каждой неудаче или в случае разворота событий не в ожидаемом русле. постоянно ощущается большая ответственность в детской ее форме, когда реальный мир заменяется иллюзорным, а себе причисляются мегаспособности (точно так, как дети винят себя в ссорах родителей или несчастных случаях, с такой же инфантильной и огромной ответственностью человек обвиняет себя в малейших неурядицах или даже случайных стечениях обстоятельств, в любой не идеальности).

Самобичевание заставляет делать глобальные выводы, приводящие к обесцениванию себя полностью из-за столкновения с незначительной не идеальностью (или даже значительной, но это все равно не вся личность целиком). Высокие требования и неумение разглядеть прекрасное в недостатках не позволяет познакомиться с собой настоящим, узнать те вещи, раздражающие в самом себе и принять себя целиком.

Причины самобичевания

Самобичевание психология определяет как гиперкритику в собственный адрес, осуществляющуюся напоказ с целью получить одобрение, поддержку или оправдание собственным поступкам. Механизм построен на том, что , направленный в свой адрес воспринимается окружающими, как искреннее раскаяние и тенденция к совершенствованию, но ошибка состоит в том, что показное раскаяние воспринимается за истинное. При человек не заламывает картинно руки, не поливает себя грязью, а признает сам факт совершения проступка, не громогласно делает выводы и начинает исправлять ситуацию, признавая при этом положительные черты, помогающие справиться с недостатками.

Выбор такого пути манипуляции собственным мира и общественным отношением может быть сформирован в детстве, где не нашлось места сформированности чувства любви и забот о себе. При различных травматичных условиях развития могут сформироваться механизмы, дающие понимание любви через боль (когда мать была ласкова только после полного разгрома , или когда причинение физической боли объяснялось пользой для самого ребенка и совершалась «из любви»). Опыт, полученный в родительской семье, показывает человеку как с ним можно обращаться, и если родители устраивали моральный прессинг или физические побои, то в дальнейшем человек живет по этой модели, обращаясь подобным образом с собой и окружающими.

Значение слова самобичевание имеет смысл и нанесения себе физических страданий, как способа уйти от , перебив ее физической или как варианта самоочищения от провинностей. В первом случае работают индивидуальные механизмы психики, помогающие контролировать чувства, переживание которых является для человека фрустрирующим (когда нет опыта, как справляться с болью, виной или отчаянием, то переполняют и становится невыносимо, а самобичевание всегда подконтрольно человеку, поэтому именно оно используется как деструктивный, но все же метод проживания эмоций). Во втором прослеживается влияние различных религиозных и воспитательных концепций, считающих тело и заботу о нем чем-то постыдным или же ставящими во главу угла физические наказания, вместо принятия и объяснения. и недостаток признания толкают к мысли, что человек не достоин ничего хорошего. Ощущение недостатка любви и права на ее получение могут повлечь глубокие депрессивные расстройства и непонимание смысла существования, за что и причиняется самостоятельное наказание себя.

Полярное мировосприятие, инфантильная ответственность, свойственные детям и подросткам, а также сохраняющиеся у некоторых как характеристика личности не дают принимать мир и соответственно себя в том виде, в котором существует. Возникает потребность соответствовать идеалам или разрушить себя полностью, невозможность видеть полутона и принимать негативные качества ведет к разрушению собственной личности, в забытьи, что именно недостатки делают нас уникальными, а ошибки составляют жизненный опыт.

Самобичевание появляется как защита от травматичных условий и влияний, являясь травматичным самим по себе. Оно высвечивает прожектором недостатки для окружающих, но оставляет сокрытым главное от самого человека и не способствует изменениям. Главным моментом при работе с самобичеванием это поиск способов реагирования и совладания с эмоциями менее разрушительными методами, а также выработка заботливой концепции жизни.

Как перестать заниматься самобичеванием?

Когда минусы и боль самоистязания начинают перевешивать полученные вторичные выгоды, приходит момент избавления от стратегии самобичевания, но процесс этот более сложный, чем может показаться. Ведь соблазн действовать проверенным, хоть и болезненным способом велик.

Чтобы не ускользнула, стоит отдельно проанализировать какие разрушительные моменты и негативные последствия вы уже получили в собственной жизни, благодаря самобичеванию (если плохо закрепляется в , то составьте список и периодически поглядывайте в него). Также пофантазируйте, куда приведет подобное поведение через несколько десятилетий, что вы приобретете (нервный тик, репутацию плакальщика, расшатанные нервы), а что потеряете (стремление развиваться, достижения, друзей).

Чрезмерная самокритика и самобичевание продолжают снижать и так низкую самооценку, разрушая личность. Так что ваша задача продолжать развиваться, подбирать занятия, в которых есть видимые результаты, чтобы вам было, за что себя хвалить, а не только ругать. Каждый раз, когда хочется опустить руки и завести песню про то, что все пропало и вы ничего не достойны – делайте что-то, направленное на (из упрямства переделайте отчет, улучшите внешность, ответьте интернет-троллю, сходите на мастер-класс или фотосессию). Мир полон мест, где вам опустят , но настолько же он полон местами, где вас будут хвалить (любые сферы услуг от парикмахерских до занятий конной ездой добавят вашему самоощущению хвалебных и прекрасных слов).

Еще одна черта самобичевания – это ориентированность на себя, тогда как окружающий мир как бы и не замечается, такими людьми легко , но с ними не интересно общаться, ведь они постоянно сконцентрированы на себе.

Как избавиться от самобичевания? Переключите внимание на внешний мир – посмотрите, что интересного в нем происходит (погода, мероприятия, прохожие), поинтересуйтесь, что нового у друзей (не с целью сравнения как у вас все плохо и ничего нового, а с целью узнать, как у них так получилось), просмотрите последние новости и тенденции. В каждом своем внимании к внешнему, ищите вдохновение и подсказки для развития, контактируя с людьми, вы можете получить адекватную обратную связь, а возможно и открытие ваших , которые самостоятельно было не разглядеть.

И не забывайте анализировать ситуацию. Ведь чаще всего критик, сидящий в нашей голове, имеет вполне конкретный голос (папы, бабушки, воспитателя, первой любви) и говорит это из прошлых ситуаций, которые закончились, но оставили свой шрам в восприятии. По сути если вас ругали за непоседливость в садике, и вы продолжаете это делать с собой во взрослом возрасте, то ограничиваете свои возможности, например, в деятельности, требующей такой бурной энергии, а плохо это только для старой воспитательницы, у которой давление и которой давно нет в вашей жизни. Анализируйте и сопоставляйте собственные реакции с ситуацией, не полагаясь на первую эмоциональную автоматическую реакцию. Первое время придется контролировать, знакомиться с собой и выбирать заботу о себе, вместо привычного ущемления.

Идеалов нет, попробуйте извлекать пользу и наслаждение из недостатков, превратите их в достоинства. Не тотальное муштрование себя дает человеку счастье, а возможность принимать себя уставшим, неидеальным, злым – тогда рождается много свободы и появляется место для радости, а не только для боли.

Нет, я вовсе не против технологического прогресса, развития медицины и уж точно не за войны и разруху. Но я против того, чтобы человек превращался в бесплодное тепличное растение. Именно бесплодное - совершенно неспособное ни на что созидательное.

Наткнулся недавно на статью, высмеивающую пост как глупое и никчемное самоистязание. Основной посыл и аргументация именно такие - гедонистические.

Причем гедонистический аспект сдобрен, как это сейчас модно, довольно примитивными богословскими пассажами в духе «а зачем оно нужно Богу, который нас сотворил для радости» (читай - удовольствия) - и прочими подобными штампами, явно похищенными из брошюрки «Как расставить мебель на кухне по фэншуй».

Не стану разводить миссионерскую риторику про «радость поста» (хотя тот, кто научился поститься, действительно знает, как это радостно и легко). Не буду говорить о том, что это и есть настоящий гедонизм - после почти двух месяцев воздержания поцеловать жену «как в первый раз», в добрую меру пригубить хорошего вина и закусить праздничным обедом.

Пост нужен не только для того, чтобы обуздать плоть.

Не хочу говорить и о религиозном аспекте поста, цитируя Евангелие про то, как, подавая нам пример, сорок дней и ночей постился Спаситель, поскольку понимаю, что для тех, кто озабочен расстановкой мебели «по фэншуй» - этот пример не особенно актуален.

Скажу честно - пост со всеми его пищевыми ограничениями, длинными монашескими службами с земными поклонами и отсеканием ненужной информации - это действительно в некотором роде самоистязание.

Самоистязание, которое позволяет нам остаться нормальными людьми в этом напропалую комфортном современном мире, уже практически лишенном очистительного катарсиса настоящих скорбей, вполне обычных еще для наших дедов. Настоящих скорбей детской и материнской смертности при родах. Боязни смерти из-за подхваченной пустяковой простуды или непонятного морового поветрия. Трепетного ожидания мужа или жениха с войны. Настоящего голода и бедности, когда каждая корка хлеба на счету, а надеть - нечего.

Проявился бы во всей красе гений Чехова без его изматывающего туберкулеза?

Написал ли бы Толстой свои монументальные вещи без безудержной рефлексии и вегетарианства, причинявшего ему в последние годы жизни значительные неудобства?

Стал ли бы Достоевкий Достоевским без мучительного опыта переживания близости смерти у эшафота и без эпилептических припадков? Вряд ли.

Люди тупеют и делаются дебелыми душой даже от относительного благополучия. Типичный пример - современные причины разводов, которые вообще-то трудно даже назвать причинами.

Знаю множество случаев разрушения брака от того, что в общем-то неплохие люди совместно не преодолели ни одного серьезного кризиса и им попросту стало скучно.

Пост для современного человека сугубо необходим не только для того, чтобы обуздать коня (плоть), но и чтобы испытать искусственно созданный спасительный кризис временного погружения простого обывателя в жизнь, похожую на монашескую.

Это закаляет нас, побуждает взглянуть на многие вещи, окружающие нас, по-новому или как минимум познать свое духовное несовершенство, сделавшись оттого более снисходительным к ближнему.

Некоторые противники поста говорят: «Я, когда голоден, становлюсь раздражительным и злым, не лучше ли мне быть сытым и благодушным»?

Ну вот видите, какое вы сделали открытие про себя: оказывается, несъеденная на обед сосиска заставляет вас злиться на ближнего.

Из этого можно сделать два вывода и сказать себе мысленно: во-первых, желудок чересчур руководит мной. А во-вторых, раз я так слаб духовно, значит и к ближнему нужно быть снисходительнее.

Попробуйте по-настоящему попоститься хотя бы за неделю до Пасхи и, уверен, почувствуете духовную пользу от этого спасительного самоистязания.

Нет, я вовсе не против технологического прогресса, развития медицины и уж точно не за войны и разруху. Но я против того, чтобы человек превращался в бесплодное тепличное растение. Именно бесплодное – совершенно неспособное ни на что созидательное.

Наткнулся недавно на статью, высмеивающую пост как глупое и никчемное самоистязание. Основной посыл и аргументация именно такие – гедонистические.

«Несъеденная на обед сосиска заставляет вас злиться на ближнего»

Причем гедонистический аспект сдобрен, как это сейчас модно, довольно примитивными богословскими пассажами в духе «а зачем оно нужно Богу, который нас сотворил для радости» (читай – удовольствия) – и прочими подобными штампами, явно похищенными из брошюрки «Как расставить мебель на кухне по фэншуй».

Не стану разводить миссионерскую риторику про «радость поста» (хотя тот, кто научился поститься, действительно знает, как это радостно и легко). Не буду говорить о том, что это и есть настоящий гедонизм – после почти двух месяцев воздержания поцеловать жену «как в первый раз», в добрую меру пригубить хорошего вина и закусить праздничным обедом.

Не хочу говорить и о религиозном аспекте поста, цитируя Евангелие про то, как, подавая нам пример, сорок дней и ночей постился Спаситель, поскольку понимаю, что для тех, кто озабочен расстановкой мебели «по фэншуй» – этот пример не особенно актуален.

Скажу честно – пост со всеми его пищевыми ограничениями, длинными монашескими службами с земными поклонами и отсеканием ненужной информации – это действительно в некотором роде самоистязание.

Самоистязание, которое позволяет нам остаться нормальными людьми в этом напропалую комфортном современном мире, уже практически лишенном очистительного катарсиса настоящих скорбей, вполне обычных еще для наших дедов.

Настоящих скорбей детской и материнской смертности при родах. Боязни смерти из-за подхваченной пустяковой простуды или непонятного морового поветрия. Трепетного ожидания мужа или жениха с войны. Настоящего голода и бедности, когда каждая корка хлеба на счету, а надеть – нечего.

Нет, я вовсе не против технологического прогресса, развития медицины и уж точно не за войны и разруху. Я против того, чтобы человек превращался в бесплодное тепличное растение. Именно бесплодное – совершенно неспособное ни на что созидательное.

Проявился бы во всей красе гений Чехова без его изматывающего туберкулеза?

Написал ли бы Толстой свои монументальные вещи без безудержной рефлексии и вегетарианства, причинявшего ему в последние годы жизни значительные неудобства?

Стал ли бы Достоевкий Достоевским без мучительного опыта переживания близости смерти у эшафота и без эпилептических припадков? Вряд ли.

Люди тупеют и делаются дебелыми душой даже от относительного благополучия. Типичный пример – современные причины разводов, которые вообще-то трудно даже назвать причинами.

Знаю множество случаев разрушения брака от того, что в общем-то неплохие люди совместно не преодолели ни одного серьезного кризиса и им попросту стало скучно.

Пост для современного человека сугубо необходим не только для того, чтобы обуздать коня (плоть), но и чтобы испытать искусственно созданный спасительный кризис временного погружения простого обывателя в жизнь, похожую на монашескую.

Это закаляет нас, побуждает взглянуть на многие вещи, окружающие нас, по-новому или как минимум познать свое духовное несовершенство, сделавшись оттого более снисходительным к ближнему.

Некоторые противники поста говорят: «Я, когда голоден, становлюсь раздражительным и злым, не лучше ли мне быть сытым и благодушным»?

Ну вот видите, какое вы сделали открытие про себя: оказывается, несъеденная на обед сосиска заставляет вас злиться на ближнего.

Из этого можно сделать два вывода и сказать себе мысленно: во-первых, желудок чересчур руководит мной. А во-вторых, раз я так слаб духовно, значит и к ближнему нужно быть снисходительнее.

Попробуйте по-настоящему попоститься хотя бы за неделю до Пасхи и, уверен, почувствуете духовную пользу от этого спасительного самоистязания.

иером. Тихон :
Иерей Александр Шумский: "Православная Церковь никогда не одобряла такие "подвиги"

Известный священник прокомментировал сообщения о самобичевании Иоанна Павла II…

"Православная Церковь никогда не одобряла такие "подвиги". Самобичевание никогда не было принято в нашей Церкви, и мы не принимаем это явление как критерий святости. Святость – это, прежде всего, стремление к Богу и проявление любви к Богу и к человеку в превосходной степени. Святость – это если любовь и смирение явлено в такой мере, когда это очевидно для всех", – сказал в комментарии "Русской линии" известный московский пастырь, клирик храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках, кандидат педагогических наук иерей Александр Шумский, комментируя сообщения о том, что папа Римский Иоанн Павел II истязал себя ударами хлыста.

Как пишет Газета.ru со ссылкой на "Daily Telegraph", об этом, в рамках сбора информации для возможной канонизацией Католической церковью бывшего понтифика, рассказала польская монахиня Тобиана Слободка, которая работала с Иоанном Павлом II в его личных апартаментах в Ватикане и летней резиденции в замке Гандольфо недалеко от Рима. Монахиня утверждает, что понтифик несколько раз налагал на себя телесную епитимью: "Мы находились в соседней комнате и слышали удары хлыста, когда он бичевал себя. Это было тогда, когда он еще мог самостоятельно передвигаться".

Слова монахини подтвердил и секретарь папы Эмери Кабонго: "Он истязал себя, в частности, перед тем, как совершал обряд посвящения в духовный сан епископов и священников. Я сам не видел этого, но несколько людей рассказывали". При этом представитель Ватикана заявил, что документация о деятельности Иоанна Павла II остается пока засекреченной и поэтому Католическая церковь не может никак прокомментировать заявления монахини.

"Здесь можно руководствоваться суждениями Святителя Игнатия (Брянчанинова) – величайшего православного святого, человека трезвенно мыслящего, который писал, что люди часто принимают разгорячение крови за подлинное духовное состояние. На самом же деле между ними ничего общего нет. Самобичевание, безусловно, относится к разряду саморазгорячения крови. Это достижение экзальтации, нездорового духовного состояния путем внешнего физического воздействия на своё тело. Но экзальтация далека от духовного просветления, о котором пишут святые отцы, это совершенно разные вещи. Духовное просветление достигается созерцанием и глубокой молитвой. Святые отцы показывали нам своим опытом, как через молитву, в состоянии глубочайшего смирения человек достигает этого высшего духовного созерцания", – отметил в своем комментарии отец Александр Шумский.

"У святых есть внутренняя тишина, тихость, внешне незаметная. Тихость веры, тихость Православия – это отличительная черта подлинной святости. Если взять недавний опыт святости, которая нам был явлена, то это Оптина пустынь. Какие там были старцы: Леонид, Макарий, Амвросий! Но никакой экзальтации там не было, лишь удивительная тишина и ясность. Поэтому я всем рекомендую почаще читать жития Оптинских старцев, тогда будет понятно отличие ложного духовного пути от подлинного", – добавил пастырь.

В латинской духовной практике много внешних эффектов, заметил отец Александр. "Взять хотя бы Игнатия Лойолу, основателя ордена иезуитов, который представлял себе различного рода адские мучения, вплоть до того, что ощущал запах серы. Он входил в такие психические состояния, когда представлял себе ад. Другой известный католический святой – Франциск Ассизский – представлял себе раны Христа, ощущал их на себе, от чего у него появились стигматы. Вот с этого и пошла практика достижения стигматов у католических святых. Но в Православии это считалось ложным путем, к стигматам всегда относились так же, как и к практике самобичевания. Это, безусловно, тоже от разгорячения крови", – считает пастырь.

"Можно сравнить двух святых – преподобного Серафима Саровского и Франциска Ассизского, и мы увидим, насколько их опыт отличается. Причем Франциск Асизский был человек очень искренний и благонамеренный, он был несомненно человек глубоко верующий, но в его опыте много экзальтации, которая тоже вызывает сомнение, для нас его опыт неприемлем. Вообще экзальтация свойственна западному Христианству. Об этом много рассказывает профессор А.И.Осипов в своих лекциях. Православная же духовность основана только на смирении и глубокой молитве. Старец Макарий Оптинский говорил своим ученикам, что главное – это научиться правильно молиться. Для этого нужно смирение, а смирение с экзальтацией не совместимо. Когда человек смиряется, то в его душе восстанавливается мир, покой и тишина. Поэтому можно сказать, самобичевание – это состояние прелестное. Оно означает лишь, что человек, истязающий себя, решил, что он уже возрос духовно, поднялся выше других", – добавил отец Александр.

"Православие всегда чуралось любых внешних эффектов. Если посмотреть на старцев всех времен, то это очень хорошо видно. Это глубоко внутренняя жизнь, совсем незаметная для внешнего наблюдателя. Часто только после смерти подвижников открывалась их духовная высота. Православные святые всячески старались скрывать свою святость. Даже представлялись грешными пред людьми, чтобы никто не подумал о их святости. А в католичестве принята внешняя демонстрация своих духовных достоинств. Православный же путь соответствует евангельскому духу смирения и любви, потому он более правильный. А что касается папы Иоанна Павла II, то пусть католики сами решают, святой он для них или нет", – заключил иерей Александр Шумский.

http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=185988

Нет ничего необычного в том, что вера в иррациональное сопровождается очень странными ритуалами. Здесь как раз всё предельно логично с точки зрения верующего. Если человек верит, что существует бог, хотя и не может этого доказать, значит приобретают особый смысл и ритуалы, связанные с его верованием. Это является продолжением той самой веры в иррациональное, так чему же удивляться, что многие обычаи выглядят очень странными и пугающими. Как по мне, именно такие чувства и должны вызывать религиозные обряды у незнающих людей со стороны. Эти ритуалы за гранью здравого смысла и обыкновенной логики, ведь они должны связывать с тем, что человек понять и постигнуть не в состоянии. Попытки наладить сакральную связь зачастую оборачиваются созданием очень фриковых обычаев, о которых я вам и хочу рассказать.

1. Свободное падение младенцев

В индийском штате Махараштра находится храм Grishneshwar, в котором индуисты и мусульмане со всей округи проводят опасный религиозный ритуал. Детей в возрасте от одного до двух лет бросают с 15-метровой высоты вниз, где люди ловят их натянутыми покрывалами. Странному обычаю уже 700 лет. Непонятно на каких основаниях, но люди практикующие это считают, что дети после этого ритуала становятся умнее, здоровее и удачливее. Или же... мертвее.

2. "Небесное" захоронение в Тибете

Эта жуткая религиозная церемония до сих пор практикуется в Тибете. Тело умершего расчленяют на вершине горы и оставляют на съедение птицам и диким животным. Большинство тибетцев следуют буддийской традиции по которой человеческое тело всего лишь сосуд и может быть отброшен. Несмотря на то, что вышел закон запрещающий такой варварский способ захоронения, многие семьи поступают именно так с умершими родственниками.

3. Культ Агхори

Агхори считается религиозным культом, отколовшимся от индуистской религии в 14-ом веке нашей эры. В индуизме считается, что все сущее исходит от "Брахман" и никакого зла не существует. Последователи Агхори пошли ещё дальше, полагая, что всё есть Бог и отказаться от чего-либо было бы кощунством. Агхори практикуют ритуальный каннибализм, употребляют алкогольные напитки, используют человеческие черепа в жутких ритуалах и медитируют на местах захоронения трупов.

4. Средневековая проказа

В Средние века большинство людей презирало прокаженных и избегало с ними всяческих контактов. Тем не менее, среди праведных женщин, верующих всем сердцем искренне в Бога, считалось за благодать ухаживать за больными проказой. Среди самых рьяных верующих был распространен обычай, доказывающий их крайнюю святость. Нужно было облизывать гной с ран прокаженных и съедать струпья. К счастью, изображений этого отвратительного ритуала не сохранилось.

5. Самобичевание

Практика самобичевания в религии имеет долгую историю. Берет свое начало этот мазохизм в Древней Египте, Греции и Риме, но своего расцвета достиг в Западной Европе XIII-XIV вв. Ритуал самобичевания был обычной практикой для фанатиков католической церкви. Во имя всеобщего благоденствия неистово верующие хлестали себя в публичных местах. Апогеем ритуала стало Великое шествие 10000 фанатиков по европейским городам, во время которого они хлестали себя кожаным плетьми и пели молитвы о великом милосердии.