Русские мастера барма и постник построили. Иван грозный, прозванный васильевичем за жестокость, ослепил итальянских строителей барму и посника

Храм Василия Блаженного на протяжении пяти веков - один из главных символов Москвы и России в целом. Однако вокруг него по-прежнему ходит много легенд.

Архитекторы Барма и Постник, которых ослепил Иван Грозный

Считается, что строителями собора были русские зодчие Барма и Постник, а потом их лишил зрения Иван Грозный. На самом деле имя архитектора до сих пор неизвестно. В летописях и документах, современных строительству храма, нет упоминаний о Барме и Постнике. Их имена значатся лишь в более поздних источниках XVI-XVII веков: «Житии митрополита Ионы», «Пискаревском летописце» и «Сказании о великорецкой иконе чудотворца Николы».

Относительно того, кто является архитектором собора, существует несколько точек зрения. Советский историк Николай Калинин писал, что строителем собора был один человек – Постник Яковлев по прозвищу Барма. Представитель современной школы Александр Мельник, развивая идею историка и искусствоведа Николая Брунова, утверждает, что зодчий был западноевропейского происхождения.

В начале XVII века появилась легенда об ослеплении архитекторов храма Василия Блаженного Иваном Грозным, чтобы они не смогли повторить свой шедевр. Но документального подтверждения эта история не имеет.

Строительство собора завершено в 1560 году

До середины XX века было принято думать, что храм был построен в 1560 году: это число фигурировало во всех официальных документах, монографиях и научных трудах. Но во время реставрации 1957 года под несколькими слоями масляной росписи в шатре центральной церкви храма нашли храмозданную надпись. Спустя 4 года, когда ее раскрыли полностью, выяснилась точная дата освящения собора – 12 июля 1561 года по новому стилю.

Храм Василия Блаженного – официальное название собора

С конца XVII века за собором закрепилось название Храма Василия Блаженного. Между тем, он освящен Собором Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, и по-прежнему называется так в официальных источниках.

Собор был возведен по случаю победы в Казанском походе и изначально являлся в большей степени мемориальным: не отапливался, службы зимой не проводились. В 1588 году, после обретения мощей Василия Блаженного, появился придел, названный его именем. Эта церковь, единственная из всего храма, была открыта для прихожан и паломников круглый год, даже в ночные часы. Таким образом название церкви Василия Блаженного стало «народным» именем всего собора.

Средства на строительство храма собирал Василий Блаженный

По одной из легенд, устоявшихся в фольклоре, деньги на возведение храма собирал Василий Блаженный. Якобы он приносил монеты на Красную площадь, бросал через правое плечо, и никто не трогал их, пока юродивый перед смертью не передал всю сумму Ивану Грозному.

Но этот миф не находит отражения ни в одной из редакций жития святого. Более того, согласно тексту сокращенного жития, святой умер 2 августа 1552 года: за 2 месяца до окончания Казанского похода – события, к которому приурочено строительство храма. А сам собор был заложен лишь спустя три года, в 1555.

Все церкви Храма Василия Блаженного посвящены Казанскому походу

Не все церкви собора имеют связь с этим событием. Походу посвящены меньше половины, 4 из 9 церквей. Церковь Святой Троицы, например, построена на месте древней Троицкой церкви, поэтому и названа так. Придел Василия Блаженного, как уже было сказано, освящен именем юродивого, захороненного в этом месте. В честь соответствующего праздника построена церковь Входа Господня в Иерусалим. Варлаам Хутынский, именем которого названа юго-западная церковь, являлся покровителем царского рода. А церковь Николы Великорецкого посвящена образу Николая Чудотворца.

Библиотека Ивана Грозного в подвалах Покровского собора

Существует легенда о том, что в мрачных подвалах Покровского собора находится библиотека Ивана Грозного. Проблема только в том, что подвалов здесь нет и быть не может: храм возводился на искусственном насыпном холме, единственно возможным был неглубокий ленточный фундамент. Он едва ли достигает 2 метров при 61-метровой высоте здания. Опора конструкции сосредоточена в подклете.

Визуальную функцию подвала выполняет пространство между первым ярусом упраздненной церкви Феодосии девы и соборной ризницей XVII века. Реставраторы специально не трогали его, чтобы можно было видеть своды Феодосии Девы и аутентичную стену прилегающей церкви Василия Блаженного.

Попытки уничтожения храма и противостояние им

Первым, по легенде, собор пытался взорвать Наполеон Бонапарт. Но после молитвы москвичей произошло чудо: пошел дождь и загасил фитили французских пушек. Документальных подтверждений этой истории нет, равно также, как и знаменитому инциденту с Кагановичем. Якобы когда он представлял Сталину проект реконструкции Красной площади и снял с макета фигурку собора, вождь скомандовал: «Лазарь, поставь на место!».

Нет официальных свидетельств и тому, что архитектор и реставратор Петр Барановский активно выступал за защиту от уничтожения. В 1936 году власти постановили, что храм мешает автомобильному движению, и предложили Барановскому заняться обмерами для сноса. Тогда, со слов его дочери, реставратор отправил в Кремль телеграмму: заявил, что вместе с собором взорвет себя сам.

Во время ареста архитектора якобы шантажировали тем, что собор уже взорвали. Согласно легенде, освободившись досрочно, Барановский первым делом поехал на Красную площадь лично убедиться в том, что храм Василия Блаженного стоит на месте.

Барма

Барма – русский зодчий XVI века. Трудился в составе псковской артели зодчих на строительстве храмов в Москве. В русской летописи XVII века говорится: «…дарова ему (Ивану Грозному) Бог двух мастеров русских по реклу Постника и Барму и была премудри и удобни таковому чудному делу». Имена мастеров древней архитектуры Бармы и Постника в летописях упоминаются вместе. По мнению некоторых исследователей, речь может идти об одном человеке. Барма и Постник - авторы выдающегося произведения русской архитектуры 16 века – храма Покрова «на рву» на Красной площади в Москве, в честь взятия Казани 2.10.1552 года. Но народ назвал его храмом Василия Блаженного, в память юродивого Василия, снискавшего всенародную любовь. Храм был построен в годы.

Иван Грозный повелел на месте деревянного собора соорудить восемь (по числу святых) каменных престолов. Но разместить семь приделов вокруг центрального, не представлялось возможным, не нарушая законов элементарной симметрии. Поэтому Барма и Постник осмелились ослушаться царского указа и основали девять церквей. Этот храм-памятник имеет праздничный, ликующий вид, смелый по композиции, причудливый по внешнему облику, почти скульптурное произведение с минимальной внутренней площадью. Современники-иностранцы отмечали, что он построен «скорее как бы для украшения, чем для молитвы». Древние зодчие под руководством Бармы и Постника создали монумент славы и торжества Руси. Это высшая точка развития русского зодчества XVI века. Собор воплотил всю мощь русского архитектурного гения и национальной школы зодчества древнего Русского государства.

Библиография

Брунов, древнерусского зодчества / . - М.: Гос. изд-во по строительству и архитектуре, 1953.
О псковских строителях Барме и Посникове, их работе в Москве. Казани, в Подмосковьес. Фото храмов. Воронин, Н. Сказочное творение Бармы / Н. Воронин // Комсомольская правдафевраля.
О соборе Василия Блаженного в Москве, построенном псковским зодчим Бармой. Творение псковича Бармы.- Псковская правдафевраля.
О соборе Василия Блаженного и посвященной ему статье И. Воронина в газете «Комсомольская правда». Артемов, В. Барма и Посник / В. Артемов // История№ 29. - С. 14-16.
О строительстве Храма Василия Блаженного. Литвинова, архитекторы / . - М.: Росмэн, 20с. : ил. - (Великие русские). - С. 23-25.
О творчестве зодчих Бармы и Постника. Ляхова, и Постник / // Ляхова архитекторы: История русского зодчества в биографиях его творцов.- Челябинск: Аркаим, 200с.: ил.- С. 52-54.

Постник Иван Яковлевич (Посник Иван)

Постник – псковский зодчий середины XVI века, строитель церквей и городских крепостных стен. Принимал участие в возведении Покровского собора на Красной площади. Имена мастеров древней архитектуры Бармы и Постника в летописях упоминаются вместе. По мнению некоторых исследователей, речь может идти об одном человеке. Имена Постника (Посника Ивана) связывают с Постником Яковлевым. Постник и Барма - авторы выдающегося произведения русской архитектуры XVI века – храма Покрова «на рву» на Красной площади в Москве, в честь взятия Казани 2.10.1552 года, но народ назвал его храмом Василия Блаженного, в память юродивого Василия, снискавшего всенародную любовь. Храм был построен в годы. В русской летописи XVII века говорится: «…дарова ему (Ивану Грозному) Бог двух мастеров русских по реклу Постника и Барму и была премудри и удобни таковому чудному делу». Иван Грозный повелел на месте деревянного собора соорудить восемь (по числу святых) каменных престолов. Но разместить семь приделов вокруг центрального, не представлялось возможным, не нарушая законов элементарной симметрии, поэтому Постник и Барма осмелились ослушаться царского указа и основали девять церквей. Они создали монумент славы и торжества Руси. Этот храм-памятник имеет праздничный, ликующий вид смелый по композиции, причудливый по внешнему облику, почти скульптурное произведение с минимальной внутренней площадью. Современники-иностранцы отмечали, что он построен «скорее как бы для украшения, чем для молитвы». Собор воплотил всю мощь русского архитектурного гения и национальной школы зодчества древнего Русского государства.

Библиография

Романов, Новгород и Москва в их культурно-художественных взаимоотношениях / // Известия Российской Академии истории материальной культуры. Т. 4.- Л., 1925.-С. 209-241.
О творчестве псковского зодчего Постника Яковлева. Воронин, по истории русского зодчества 16-17 вв. / .- М.;Л.: ОГИЗ, 1934.- С. 21.
О Поснике Яковлеве, каменщике Ивашке Ширяеве «с товарыщи», их работе в Казани и в Москве. Брунов, древнерусского зодчества / .- М.: Гос. изд-во по строительству и архитектуре, 19с.- С. 34-48.
Об архитекторах Барме и Постнике, построивших храм Василия Блаженного. Лобачев, В. Мнимая трагедия и настоящая тайна Ивана Постника: иностранец или русский? / В. Лобачев // Наука и религия.- 1993.- № 11.- С. 2
Краткие биографические данные по летописным материалам об Иване Постнике. Ляхова, и Постник / // Ляхова архитекторы: История русского зодчества в биографиях его творцов.- Челябинск: Аркаим, 200с.: ил.- С. 52-54.

Культура земли Псковской: [Электронный ресурс]. Вып. 1. : Мастера псковской архитектуры / Псков. обл. универс. науч. б-ка. ; сост. гл. библиотекарь Бутук Т. Д. - Электрон. дан. и прогр. (700 MB). - Псков: ПОУНБ, 20электрон. опт. диск (CD-ROM).

Предположительно создавший в - годы совместно с зодчим Постником храм Василия Блаженного , или Покровский собор «что на рву», на Красной площади в Москве. По словам летописи, это был «русский мастер премудрый и таковому чудному делу удобный».

Напишите отзыв о статье "Барма, Иван"

Примечания

Ссылки

  • Барма - статья из Большой советской энциклопедии .
  • // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. -М ., 1896-1918.

Отрывок, характеризующий Барма, Иван

Через пять минут Данило с Уваркой стояли в большом кабинете Николая. Несмотря на то, что Данило был не велик ростом, видеть его в комнате производило впечатление подобное тому, как когда видишь лошадь или медведя на полу между мебелью и условиями людской жизни. Данило сам это чувствовал и, как обыкновенно, стоял у самой двери, стараясь говорить тише, не двигаться, чтобы не поломать как нибудь господских покоев, и стараясь поскорее всё высказать и выйти на простор, из под потолка под небо.
Окончив расспросы и выпытав сознание Данилы, что собаки ничего (Даниле и самому хотелось ехать), Николай велел седлать. Но только что Данила хотел выйти, как в комнату вошла быстрыми шагами Наташа, еще не причесанная и не одетая, в большом, нянином платке. Петя вбежал вместе с ней.
– Ты едешь? – сказала Наташа, – я так и знала! Соня говорила, что не поедете. Я знала, что нынче такой день, что нельзя не ехать.
– Едем, – неохотно отвечал Николай, которому нынче, так как он намеревался предпринять серьезную охоту, не хотелось брать Наташу и Петю. – Едем, да только за волками: тебе скучно будет.
– Ты знаешь, что это самое большое мое удовольствие, – сказала Наташа.
– Это дурно, – сам едет, велел седлать, а нам ничего не сказал.
– Тщетны россам все препоны, едем! – прокричал Петя.
– Да ведь тебе и нельзя: маменька сказала, что тебе нельзя, – сказал Николай, обращаясь к Наташе.
– Нет, я поеду, непременно поеду, – сказала решительно Наташа. – Данила, вели нам седлать, и Михайла чтоб выезжал с моей сворой, – обратилась она к ловчему.
И так то быть в комнате Даниле казалось неприлично и тяжело, но иметь какое нибудь дело с барышней – для него казалось невозможным. Он опустил глаза и поспешил выйти, как будто до него это не касалось, стараясь как нибудь нечаянно не повредить барышне.

Барма и Постник (XV век) – архитекторы, авторы Покровского собора (храма Василия Блаженного) на Красной площади в Москве .

Во время строительства храма Барма и Постник не пользовались рабочим чертежом в современном смысле этого слова, они строили по «размерам», нарисованным на строительной площадке, а также по гигантской модели будущего собора, сделанной из дерева в натуральную величину.

Впоследствии, в кирпичной кладке храма были обнаружены деревянные конструкции, оставшиеся от этого огромного натурного макета.


Многим известна страшная легенда, связанная с создателями храма Василия Блаженного.

Когда царь Иван Грозный впервые увидел построенный храм, то пришел в восторг от его красоты и великолепия. Грозный вызвал к себе зодчих, построивших храм, и спросил, смогут ли они создать такой же или, может быть, даже еще более красивый? «Сможем», - ответили зодчие. «А вот и не сможете!» - злорадно воскликнул царь и приказал выколоть зодчим глаза.



Поэт Д. Б. Кедрин посвятил целую поэму строителям Покровского собора, которая так и называется - «Зодчие».

В поэме Иван Грозный вопрошает мастеров.

«А можете ль сделать пригожей,

Благолепнее этого храма

Другой, говорю?»

И, тряхнув волосами,

Ответили зодчие:

Прикажи, государь!»

И ударились в ноги царю.

И тогда государь

Повелел ослепить этих зодчих, чтоб в земле его

Стояла одна такова,

Чтобы в Суздальских землях

И в землях Рязанских

Не поставили лучшего храма, чем храм Покрова!..


Пишет Eгор Холмогоров (holmogor ) @ 2011-07-14 12:49:00

Строитель Храма Василия Блаженного
В очередной раз наткнулся в блогах на повторение идиотской версии о том, что строителей Василия Блаженного мастеров Барму и Постника ослепил упырь Иван Грозный.
Так вот, для оставшихся дикими, - напоминаю, что Слава КПСС вообще не человек.
Никаких двух мастеров не было.
Был один мастер - Посник Яковлев по прозвищу Барма, родом из Пскова.
И его никто не ослеплял.
Напротив, его направили строить Казанский Кремль, что слепому было бы, мягко говоря, затруднительно.
Холмогоров ссылается на статью:
http://www.russiancity.ru/hbooks/h005.htm
Н. Ф. Калинин. Постник Барма - строитель собора Василия Блаженного в Москве и Казанского кремля
Советская археология, 1957 г., № 3, стр. 261-263.
...
-262-

Как известно, «по реклу» значит «по прозвищу». Это выражение ставится в древнерусском языке перед прозвищем человека, а не перед собственным его именем. «Посник» или «Постник» - это собственное имя. «Барма» же - это явно прозвище, означающее, возможно, человека искусного, как искусно делались бармы - оплечья на великокняжеские и царские одежды, богато и разнообразно украшенные.

Имя «Постник» встречается, например, несколько раз в «Писцовых книгах г. Казани».
- На смысл имени Бармы как прозвища указывал Н. Н. Воронин. Он полагал, что оно связано с дефектным произношением мастера («барма» - картавый, говорящий невнятно) и что, может быть, сотоварищ Постника Яковлева - Барма был иноземцем. См. Н. Н. Воронин. Очерки по истории русского зодчества XVI-XVII вв. М.-Л., 1934, стр. 29, прим. 1.

Недавно был опубликован еще один источник, показывающий, что действительно имена Постник и Барма относятся к одному, а не к двум лицам. Запись 1633 г. в рукописи Судебника 1550 г. (Архив Ленинградского отделения Института Истории АН СССР, собрание Н. П. Лихачева, № 228) гласит: «Судебник Соловецкого монастыря стряпчего и слуги московские службы Дружины Тарутьева сына Посникова, по реклу Бармы, поступился Ивану Максимову, вологодцкому таможенному подьячему в 141 году». Из записи следует, что рукопись Судебника 1550 г. принадлежала до 1633 г. монастырскому стряпчему, московскому служилому человеку Дружине. Дружина был сыном Тарутия и, очевидно, внуком Посника, имевшего прозвище «Барма». Нам кажется вполне правомерным отождествить этого Посника, по реклу «Барма» (деда владельца рукописи в первой трети XVII в.) со знаменитым зодчим Постником Яковлевым.

Судебники XV-XVI вв. М.-Л., 1952. стр. 117.
...
Фигура «церковых и городовых дел мастера» Постника Яковлева при отождествлении его с Бармой приобретает еще большее историческое значение, Постник-Барма вырастает в величину, равную в российском масштабе западноевропейским мастерам эпохи Возрождения. Постнику Яковлеву Барме мы в праве приписывать следующие архитектурные сооружения:

1. Собор Покрова (Василий Блаженный) в Москве, 1555-1561 гг.
2. Казанский кремль, 1556 и следующие годы.
3. Спасская башня и Спасская церковь Казанского кремля, 1556-1560 гг.
4. Никольский храм Успенского монастыря в Свияжске, 1556 г.
5. Успенский собор в Свияжске, 1560 г.
6. Благовещенский собор Казанского кремля 1561 г.

Этот список его работ убедительно говорит о том, что во второй половине XVI в. в России вряд ли можно назвать другого русского мастера-архитектора, который был бы равен Поснику Барме.

Дата по И. Забелину. См. И. Е. Забелин. ук. соч., стр. 156.
Дата по Указу 15 дек. 1555 г. и по «Писцовым книгам г. Казани».
Дата по тем же данным. См. также Н. Калинин. Спасская башня Казанского Кремля. Казань, 1926.
Дата по антиминусу 6 дек. 1556 г. См. М. К. Каргер, ук. соч., стр. 26.
М. К. Каргер, ук. соч., стр. 11.
К. Ф. Фукс. Краткая история г. Казани 1817 г. ИОАИЭ, т. XXI, 1905, стр. 152, прим. 105.
Ещё о том же - но уже с картинками:
http://boris-vinnikov.ya.ru/replies.xml?item_no=256
14 декабря 2010 года, 05:29
Boris Vinnikov пишет
Постник Яковлев, церковный и городовой мастер.

Его же альбом картинок (фото, сканы):
http://fotki.yandex.ru/users/boris-vinnikov/view/255094/?page=0
Есть полезная инфа в описании и в обсуждении.
К примеру по ссылке - говорится о том, что псковские начальники уничтожают средневековый памятник архитектуры, чтоб провести водопроводную трубу (в спешке, в выходные дни).

Почитал, что там пишут о поведении тамошнего начальника по культуре Александра Голышева, при котором сгорел шатёр покровской башни, во Власьевской поселился ресторан, закатали в бетон тыщелетний культурный слой Золотой набережной, пробили под водопровод стены отлично сохранившейся церкви преподобного Евфимия Великого: «Это напоминает кадры разрушения храма Христа Спасителя», "он публично защищал принятые решения и весьма агрессивно нападал на критиковавшую его прессу, которая, по его мнению, разводила шумиху на пустом месте, без всякого повода."

Сравнил это с поведением свердловского областного главмента Бородина - точно такое же агрессивное поведение по отмызыванию себя от того бардака, который он творит, перекладыванию ответственности на защитников Сагры и т.п.

И понял, что против лома только ломом - надо вести сразу очень агрессивную массовую кампанию, доставать за малейший чих не по делу.