Службы в храме во время поста. Хорошо бы сочетать уменьшение интереса к содержимому чужих тарелок с увеличением внимания к ближним в целом

К сожалению, для большинства людей Великий пост связан лишь с некоторыми телесными ограничениями в пище. Чуть более «продвинутые» в православии вспомнят еще о воздержании от праздности и развлечений, сплетен и осуждений. Все это верно. Но суть и значение поста этим отнюдь не ограничиваются. Недаром ведь святые отцы называли сей благоприятный для человека период «духовной весной». Это невозможно понять, не ощутив всю красоту и значимость постового богослужения. В статье мы остановимся лишь на некоторых его особенностях, дав повод к самостоятельному, более глубокому ознакомлению.

Почему службы бывают длинные?

Период с первой недели до пятницы шестой включительно называется святой четыредесятницей и насчитывает ровно 40 дней. Седьмая неделя называется Страстной и выделяется отдельно. Первая постовая служба приходится на вечер так называемого «Прощеного воскресенья» , поскольку церковный день начинается с вечера.

Церковные службы поста отличаются, в первую очередь, своей продолжительностью. Их цель - настроить человека на покаянный лад, подготовить душу к встрече со Христом Воскресшим. Достигается это путем усиленной молитвы.


Во время вечерней службы Великого поста вместо малого служится великое повечерие. На утрене обычный канон святому заменяют трипеснцы — специальные каноны, состоящие из трех песней. Кроме того, читаются особенные часы, великопостные . На вечерне также звучат паремии (отрывки из Ветхого Завета).

Особое внимание в посту уделяется чтению Псалтыри. Это касается как домашней, так и церковной молитвы. За неделю в храме вся книга прочитывается теперь два раза вместо одного.

Молитва Ефрема Сирина

В дни Великого поста в храме мы часто слышим такую молитву:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Слова этой молитвы принадлежат святому аскету-пустыннику IV века — преподобному Ефрему Сирину. Она читается в дни поста не только в храме, но и дома вместе с утренним и вечерним правилом. При этом произнесение молитвы сопровождается большим количеством поклонов.

Следует сказать, что обилие поклонов является одной из главных особенностей богослужений данного поста. Поклоны совершаются верующими не только во время молитвы Ефрема Сирина, но и в другие моменты служб. Не распространяется это правило лишь на субботние и воскресные службы.

Покаянный канон Андрея Критского

С понедельника по четверг первой недели святой четыредесятницы по вечерам совершается особая служба с чтением Покаянного канона. Это одно из самых выдающихся произведений церковной гимнографии, написанное преподобным Андреем, архиепископом Критским. В общецерковном употреблении канон был известен уже в X веке.

Почему это произведение получило наименование Великого? Такое название обусловлено не только большим размером (канон делится на четыре полноценные части), но и обилием мыслей, сравнений и аллюзий из Ветхого и Нового Заветов.

Общее настроение творения отражает состояние души, которая горько оплакивает свои грехи. Этот же покаянный настрой передает повторяющийся припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя . В четверг пятой недели Великого поста на утрене канон Андрея Критского прочитывается полностью за один раз.

Такая служба получила название «Мариино стояние» в честь памяти преподобной Марии Египетской, которая совершается на этой седмице (неделе). Тогда же в храме читается и житие святой подвижницы, проведшей сорок лет в пустыне. Это богослужение является самой продолжительной из всех церковных служб и длится около пяти часов.

Специфика великопостных Литургий

Еще одной из главных особенностей великопостных служб является то, что в будние дни в храме не служатся полные Литургии. Исключение бывает только на праздник Благовещения, если он выпадает среди недели. С чем связана такая специфика?

Дело в том, что Великий пост подразумевает некоторое ограничение человека в радостных и приятных для него вещах. И это касается не только телесных утеснений, но и душевных. Безусловно, главной духовной радостью для христианина является Евхаристия (причастие), совершаемая во время Божественной Литургии.

Полная Литургия не совершается для того, чтобы мы смогли заново оценить сей дар Бога человеку, успели «изголодаться» по ней. Однако даже здесь для верующих была сделана небольшая уступка. Еще одна особенность постовых богослужений — по средам и пятницам вместо полной совершается .

Уже по названию можно понять, что на ней люди могут причаститься заранее освященных святых Тела и Крови Христовых, которые обычно заготавливают в воскресенье. Такая Литургия никогда в году больше не служится.

Литургии полным чином совершаются по выходным. Причем по воскресеньям поста, кроме Вербного, служится Литургия Василия Великого . Она совершается всего десять раз в году. От Литургии Иоанна Златоуста отличается более пространным и глубоким содержанием тайных молитв Евхаристии, читаемых священниками в алтаре.

Поминальные службы поста

Три субботы Великого поста подряд, начиная со второй, называются родительскими поминальными субботами . В эти дни служится заупокойная Литургия Иоанна Златоуста и Великая панихида. Накануне в пятницу совершается парастас (заупокойное вечернее богослужение со чтением 17-ой кафизмы).

Это дни сугубого поминовения умерших. Такие службы мотивированы тем, что в будние дни поста не положено церковное поминание усопших, поскольку не совершается полная Божественная Литургия. Чтобы не лишить наших родных молитвы о них Церкви в эти дни, были установлены родительские поминальные субботы.

Воскресные пассии

В дни святой четыредесятницы совершается еще одно исключительное богослужение — пассия. Она служится в четыре воскресенья, со второго по пятое, в дни поста. Пассия пришла к нам оттуда же, откуда и черное облачение священства — с Запада. С латинского «пассия» переводится как «страдание» .

Этой службы нет в церковном уставе, поэтому ее содержание может варьироваться в разных храмах. До нас последование пассии дошло в том виде, в котором оно было составлено в середине XVII митрополитом Петром (Могилой). По сути, данное богослужение является вечерней службой Великого поста на понедельник. При этом служится акафист Кресту или Страстям Господним.

Обязательная часть — чтение отрывка одного из Евангелий о Страстях Христовых. Отсюда и количество пассий в году — по числу четырех евангелистов. После службы обязательно произносится проповедь, к которой тщательно готовится духовенство.

Крестопоклонная неделя

Среди других особенностей богослужений нельзя не упомянуть о третьем воскресенье данного поста. На всенощном бдении сего дня верующим выносится Крест для поклонения. При этом поется песнопение:

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим.

Конец третьей недели знаменует середину Великого Поста, половина пути пройдена. Крест выносится верующим для укрепления сил постящихся, чтобы легче было пройти остаток пути. Кроме того, эта традиция имеет свои корни в Византии.

Как известно, раньше крещение там принимали исключительно в Великую Субботу, перед Пасхой. Для подкрепления сил катехуменов (готовящихся ко крещению) в середине поста как раз и выносился Крест. Он остается в храме вплоть до пятницы, посему четвертая седмица называется еще «крестопоклонной» .

«Похвала Пресвятой Богородицы»

Совершенно отдельно от всех служб стоит так называемая «Суббота акафиста» , или «Похвала Пресвятой Богородицы» . Она совершается на пятой седмице святой четыредесятницы. На утрене читается акафист Богородице «Радуйся, Невесто невестная» .

Это первый и единственный, положенный уставом Церкви, акафист. Он был написан в честь защиты Пресвятой Богородицей Константинополя от нашествия иноплеменников в 626 году. Для совершения службы священники в этот день выходят на середину храма. Акафист читается по частям, за четыре раза. После каждой части поется кондак (небольшое песнопение) «Взбранной Воеводе» и кадится храм.

По своей нетипичной для поста праздничности «Суббота Акафиста» схожа с Благовещением. И только в честь Пресвятой Богородицы делаются в Великий пост два таких больших исключения.

Как видим, постовые службы имеют огромную смысловую нагрузку и разнообразие. На последней, Страстной неделе они еще более духовно насыщены. Об этом следует говорить отдельно. Однако есть смысл по возможности не пропустить ни одного из важнейших богослужений в посту, ведь больше они в этом году не повторятся.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Службы Великого поста

Утреня (смотрим по Часослову)

Возглас священника

Чтец: Обычное начало и двупсалмие, тропари (на ряду)

Иерей : Краткая сугубая ектения, возглас

Хор : Аминь. Именем Господним благослови, отче.

Иерей : «Слава Святей…»

Чтец: Аминь. и шестопсалмие.

Иерей : Великая ектения, стихи с «Аллилуиа» на текущий глас недели

Троичны тропари гласа (смотреть в приложении Триоди. Тропари читаются, окончания поются. У первого тропаря окончания на каждый день разные, у тропарей на славу и ныне – те же)

Кафизмы три (смотреть в указаниях какие)

Ектений по кафизмах нет .

По первой кафизме – седальны Октоиха. (смотреть в приложении Триоди по гласу и дню недели. Если у празднуемого святого по 6 песни канона есть кондак, то тут же читается и мученичен со стихом «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев » перед «славой». Если же кондака нет, то этот мученичен читается в каноне по 6 песни вместо кондака.)

По 2 и 3 по счету кафизм – седальны Триоди на ряду

Псалом 50-й.

Молитва иерея, «Господи, помилуй » - 12 раз, возглас, «Аминь ».

Каноны:

Канон Минеи поется с трипесненцами Триоди. Трипесненцы смотреть в Богослужебных указаниях.

Смотреть по книге "службы 1 седмицы В. Поста" Смотреть по дню недели и добавлять из Триоди.

Те песни, в состав которых входят трипеснцы, поются на 14: сначала канон Минеи с ирмосом на 6, затем трипеснцы на 8. Кроме того, последний трипеснец имеет еще обычно один тропарь, не входящий в количество 14 и поемый с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Песни, в которых нет трипеснцев, поются на 4. Ирмосы в этот счет не входят и в 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях поются до тропарей, а в 3-й и 6-й - по окончании тропарей .

Песни, имеющие в своем составе трипеснцы, заканчиваются катаваси­ей - ирмосом второго трипеснца.

Канон стихословится с библейскими песнями, изложенными в Ирмологии (а также в службах 1-й седмицы.)

По 3 и 6 песни канона – малая ектения, седальны или кондаки.

На 9-й песни – «Честнейшую»

После катавасии 9-й песни поется «Достойно есть»

Малая ектения.

Светилен Троичный текущего гласа. (смотреть в приложении Триоди, там же, где и Троичны). С окончаниями: 1-й – на каждый день свое, 2-й и 3-й – одни и те же.

Чтец: хвалитные псалмы и вседневное славословие.

Просительная ектения

Стихиры на стиховне Триоди с обычными припевами Часослова. Слава и ныне – Богородичен Триоди.

И обычное окончание утрени на ряду:

Чтец - «Благо есть исповедатися Господеви...» (дважды). Трисвятое по Отче наш. По возгласе чтец -тропарь: «В храме стояще славы Твоея...», «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне». «Честнейшую». «Именем Господ­ним благослови, отче».

Иерей: «Сый благословен...»

Чтец: «Небесный Царю...»

Иерей: «Господи и Владыко живота моего...» и поклоны 3 великих, 12 малых с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго» и в за­ключение еще один великий поклон. По прочтении «Господи и Владыко живо­та моего...» чтец: «Аминь» и читает 1-й час.

Первый час, третий и шестой – всё на ряду. Смотреть по Часослову или службам 1-й седмицы. На 1-м часе по понедельникам и пятницам кафизм нет. На 6-м часе после Богородична «Яко не имамы» - тропарь пророчества, прокимен, паремия, прокимен и далее.

Девятый час – также всё на ряду. По пятницам кафизма не читается.

К девятому часу присоединяются изобразительны, которые начинаются пением «Во Царствии Твоем». Далее всё на ряду.

По «Отче наш» кондаки:

Кондак дня,

Кондак храма,

Кондак рядового святого

Слава – «Со святыми упокой»

И ныне – «Предстательство христиан»

(в храме Богородичном кондаки – дня, рядового святого, Слава – «Со святыми упокой», И ныне – храма)

Вечерня, когда не бывает Литургия Преждеосвященных Даров

Чтец: «Приидите, поклонимся...» и 103-й псалом: «Благосло­ви, душе моя, Господа...»

Иерей (в епитрахили и фелони) читает пред Цар­скими вратами светильничные молитвы.

По псалме - великая ектения.

За­тем кафизма 18-я.

После кафизмы - малая ектения.

«Господи, воз­звах» во глас стихир Триоди. Стихир 6 : Триоди - 3 и Минеи - 3 (Уже другой день)

Во время пения стихир совершается обычное каждение.

«Слава, и ныне» - Богородичен Минеи на ряду.

Входа нет.

Хор: «Свете тихий...»

Затем сле­дует прокимен первой паримии и чтение самой паримии, второй прокимен и вторая паримия.

По окончании паримий чтец: «Сподоби, Господи, в вечер сей...»

Ектения просительная.

Хор: стихиры на стиховне Триоди с обычными припевами из Часослова, «Слава, и ныне» - Богородичен.

После стихир чтец: «Ныне отпущаеши». Трисвятое. По «Отче наш»

Иерей - возглас. Хор: «Аминь ». И поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево» и др. – на ряду. Смотреть по Часослову или службам 1-й седмицы.

Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую», «Именем Господним...»

Иерей: «Сый благословен...»

Чтец: молитву «Небесный Царю...»

Иерей: «Господи и Владыко живота моего...» и творим обычные поклоны (16).

После поклонов конечное Трисвятое –Чтец .

Возглас иерея, чтец: «Господи, помилуй» (12), «Всесвятая Трои­це...».

Чтец: «Буди Имя Господне...» (3), псалом «Благословлю Господа на всякое время...» (полностью).

Иерей : « Премудрость»

Хор: «Достойно есть...» (до слов: «Матерь Бога нашего» включительно).

Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Хор: «Честнейшую».

Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...»

Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (3), «Благослови».

Иерей : отпуст (на амвоне).

Хор : многолетны.

Закрывается завеса Царских врат.

Таков порядок вечерни в седмичные дни Четыредесятницы, когда не бывает Преждеосвященной литургии.

После вечерни положена ещё заупокойная лития.

Повечерие великое поется отдельно от вечерни - вечером.

Праздник Светлого Христова Воскресения испокон веков отмечают все православные христиане. Этот праздник считается самым большим и предшествуют ему 48 дней поста (во время которого проводятся Службы Великого поста по дням). Это время в церковной жизни богато на особенные богослужения, которые призваны объединить и вдохновить христиан на подвиг Великого поста.

Прощёное воскресенье

Прощеное, или сыропустное воскресенье выпадает на последний воскресный день перед началом службы Великого поста. На службах читают отрывок Евангелия из «Нагорной проповеди», в котором говорится о прощении всех обид во имя искупления грехов. Именно из-за этих воскресных служб у православных христиан появилась традиция просить прощения и прощать.

Первая неделя Святой Четыредесятницы (Великого поста)

Четыредесятница начинается в Чистый понедельник. Если не считать Вербного воскресенья, на весь пост выпадает 5 воскресений, на каждое из них приходится особый праздник (некое напоминание о событиях из жизни Христа). Что касается богослужения, то на протяжении всего поста не проводят литургии по понедельникам, вторникам и четвергам: они считаются наиболее строгими в соблюдении правил поста. Исключения составляют лишь большие праздники церкви. В эти дни проводятся лишь утренние и вечерние службы, основная тематика которых — стяжать волю и не дать демону искусить дух православного. По средам и пятницам проводятся литургии Преждеосвященных даров. Каждую субботу проводится богослужение Иоанну Златоусту. По воскресеньям служат литургию святому Василию Великому, так же её служат в четверг и субботу, на неделе перед Пасхой.

На протяжении первых четырех дней во всех православных церквях читают Великий канон преподобного Андрея Критского.

На пятый день поста служат литургию Преждеосвященных даров. Вначале читают канон о святом великомученике Феодоре Тироне. После этого в зал выносят «коливо» (вареная каша с медом) и служитель благословляет его особой молитвой, чтобы после раздать этот дар всем прихожанам.

В течение первого воскресенья проводят Торжество православия. Этот праздник был установлен еще во времена царицы Феодоры в 842 году. Знаменует он духовную победу христиан на 7-м Вселенском соборе. По окончании литургии священник читает молебен посередине церкви в окружении ликов Марии и Спасителя.

Вторая, третья и четвертая недели Святой Четыредесятницы

Во второе воскресенье сорокадневного поста в Русской Православной Церкви вспоминается святитель Григорий Палама. Он был архиепископом Фессалонитским и жил в XIV веке. Его учения заключались в идее, что за благие деяния в христианской жизни Спаситель озарит благодатным светом всех, кто верует, и ниспошлет им своё благословение.

На третье воскресенье сорокадневного поста проводится Великое славословие и выносят священный крест для поклонения. Но выставляют крест не только для поклонения: в первую очередь, прихожанам напоминают о подвиге Иисуса. А эти напоминания, в свою очередь, воодушевляют и укрепляют прихожан в вере для продолжения поста. Это святое распятие оставляют на поклонение только до пятницы. Именно из-за этого события третье воскресенье Святой Четыредесятницы называют Крестопоклонным воскресеньем.

В четвёртое воскресенье вспоминают святого Иоанна Лествичника, который написал о правилах добрых деяний, что приводят верующих к Престолу Божию.

Накануне пятого четверга совершают «стояние пресвятой Марии Египетской», ещё его называют «Марииным стоянием». Это утренняя служба, на которой читают Великий Канон святого Андрея Критского. Именно этот канон читают и в начале сорокадневного поста. Также на этом богослужении читают и «жизнь пресвятой Марии Египетской». К слову, Мария Египетская до прихода ко Христу была великой грешницей, но её истинное покаяние должно и поныне быть образцом несказанного милосердия Божьего.

Благовещение

Благовещение — один из самых знаменательных праздников христианства. Он посвящён известию о грядущем приходе Спасителя. Сам Архангел Гавриил спустился с небес в этот день, чтобы принести известие Божьей Матери Иисуса Христа. Обычно праздник этот выпадает на время большого поста, хотя иногда и совпадает с праздником Великой Пасхи. В этот день пост можно ослабить. Допустимо добавлять в блюда растительное масло и кушать морепродукты.

Пятая неделя Святой Четыредесятницы

На пятую субботу совершают Похвалу Матери Божией. В храмах читают величественные акафисты Матери Божьей. Данная служба читается для того, чтобы утвердить прихожан в вере.

На пятое воскресенье приходится «следование пресвятой Марии Египетской». Храмы преподают в лике Марии Египетской эталон чистого раскаяния. Делается это с целью убеждения душевно страждущих в силе неизреченного милосердия Божьего.

Шестая неделя Святой Четыредесятницы

Шестую субботу поста еще называют Лазаревой. Службы в этот день отличаются необычной душевностью и ценностью. На литургиях православные прихожане вспоминают, как Иисус Христос воскресил Лазаря. В утренние службы поют тропари по Непорочным.

В воскресенье Светлый праздник Входа Господня в Иерусалим. Также этот праздник носит название Вербного воскресенья. На ночных службах сначала читают Евангелие, а после поют «Воскресение Христово». Читают 50 псалом из Евангелия, освящаясь молитвой и освященной водой. Также освящают и ветви вербы. После освящения их раздают всем молящимся. С этими вербами нужно отстоять всю службу при горящих свечах. Этот символизирует торжество жизни над всепоглощающей, но извечно проигрывающей вере смертью.

Страстная неделя (Вербная седмица)

События этой недели посвящаются воспоминаниям об испытаниях, казни и погребении Господа. 6 дней православные держат строгий пост, стараясь вознестись молитвами к Всевышнему. Исходя из значимости происходивших деяний, все дни этой недели называют великими. Стоит отметить, что более всего молебнов и песнопений происходит в течение последних трёх суток.

На протяжении трёх дней этой недели все действа посвящены воспоминаниям о последних диалогах Иисуса Христа со своими учениками. Что касается богослужений, то в утреннее время, следом за шестопсалмием и «Аллилуей», поют тропарь «Се Жених грядет в полуночи». Следом за каноном поют «Чертог Твой вижду, Спасе мой». На протяжении этих дней проводят литургии.

В четверг служители вспоминают Тайную вечерю и проводят таинство Святого Причащения, православные христиане стремятся причаститься. Также в этот четверг после вечерней службы читаются все 12 частей из четырех Евангелий, в которых описываются страдания Иисуса Христа перед распятием.

В пятничную вечернюю службу служители выносят из алтаря и возлагают на середину церкви Плащаницу Иисуса Христа. Этот ритуал отображает победу Иисуса над грехами и смертью, его бесконечную веру в человечество и людской долг ему за искупление собой грехов.

В утреннюю субботнюю службу под колокольный звон и торжественные песнопение «Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас…», плащаницу проносят на глазах у прихожан вокруг церкви, провожая этим каждый год Христа в иной мир.

На этом службы Великого поста завершаются.

В еликий пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из четыредесятницы - сорока дней - и Страстной седмицы - недели перед самой Пасхой. Четыредесятница установлена в честь сорокадневного поста Спасителя, а Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней.

Принято с особой строгостью соблюдать Первую и Страстную седмицы

В еще не очень давние исторические века в православных странах во время Великого поста жизнь граждан сильно менялась: закрывались театры, бани, прекращалась торговля мясом, а на первой неделе Поста, а так же на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, закрывались все государственные учреждения, чтобы верующие люди могли пойти в храм на очень важные великопостные службы. По свидетельству историков, благочестивые люди на Руси в первые дни Великого поста без необходимости не выходили из своих домов.



Последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощеным или «Сыропустом» (в этот день оканчивается ядение сыра, масла и яиц). На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид. Это один из важнейших подготовительных шагов на пути к Великому Посту.


Принято с особой строгостью соблюдать Первую и Страстную седмицы Великого поста. Великий пост подразумевает отказ от мясной, молочной, рыбной пищи, а так же яиц, однако меру своего поста надо согласовывать со священником, сообразуясь с состоянием здоровья.

Первая седмица Великого поста отличается особой строгостью,
а Богослужение - продолжительностью.

Св. Четыредесятница , которая напоминает нам о сорока днях проведенных Иисусом Христом в пустыне, начинается с понедельника, называемого Чистым . Не считая Вербного воскресения во всей Четыредесятнице остается 5 воскресных дней, из которых каждый посвящен особому воспоминанию. Каждая из семи недель называется, по порядку наступления: первой, второй и т.д. седмицей Великого поста.

Богослужение отличается тем, что, во все продолжение Св. Четыредесятницы, по понедельникам, вторникам и четвергам не бывает литургии (если в эти дни не случается праздника). Утром совершаются утреня, часы с некоторыми вставными частями и вечерня. Вечером вместо вечерни, совершается великое повечерие . По средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров , в первые пять воскресений Великого поста - литургия Св. Василия Великого, которая совершается также в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы. По субботам в период Св. Четыредесятницы совершается обычная литургия Иоанна Златоуста.


В первые четыре дня , (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом поверии читается канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: « Помилуй меня, Боже, помилуй меня ». В этом каноне приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового Завета, применительно к нравственному состоянию души человека, оплакивающего свои грехи, Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству его тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30).

Православные верующие стараются не пропустить эти службы с чтением канона.

В пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии происходит освящение «колива» - это отваренная пшеница с медом, в память Св. Великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. В 362 году он явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел сообщить христианам, чтобы они не покупали пищу, оскверненную идоложертвенной кровью императором Юлианом Отступником, но употребляли бы коливо.

Первое воскресенье Великого поста именуется «Торжеством православия », установленное при царице Феодоре в 842 г. о победе православных на Седьмом Вселенском соборе. Во время этого праздника выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях храмовые иконы. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т. е. объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многие лета» - живущим.

Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы , архиепископа Фессалонитского, жившего в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

В третье воскресенье Великого поста за Всенощной после Великого славословия выносится Святой Крест . Все верующие покланяются Кресту, в это время поется: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».

В четвертое воскресенье вспоминается великий подвижник VI века - святой Иоанн Лествичник , который с 17 до 60 лет подвизался на Синайской горе и в своем творении «Лествица Рая» изобразил путь постепенного восхождение человека к духовному совершенствованию, как по лестнице, возводящей от земли к вечно пребывающей славе.

В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние Св. Марии Египетской », на котором читается Великий канон св. Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста, и житие преподобной Марии Египетской. Богослужение в этот день длится 5-7 часов.). Жизнь Св. Марии Египетской, прежде великой грешницы, оставившей мир и подвязавшейся жить в пустыне в посте и молитве и через этот стяжавшей не только прощение у Бога, но и святость, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием к кающимся грешникам.

В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице »: читается великий акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов.

В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской .

В субботу на 6-ой неделе на Утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря.

Шестое воскресенье Великого Поста - великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот иначе называется Вербным воскресением, Неделею Вайи и Цветоносною. Накануне на Всенощной службе освящаются ветви вербы (вайа), с которыми приходят в церковь верующие. Затем возжигаются свечи, с которыми верующие стоят до конца службы, знаменуя этим победу жизни над смертью.

Вербным Воскресеньем заканчивается четыредесятница и наступает Страстная Седмица.

Страстная Седмица посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа. Всю эту неделю христиане должны проводить в посте и молитве. Этот период траурный и поэтому одеяния в церкви бывают черные. По величию воспоминаемых событий все дни Страстной Недели называются Великими. Особенно умилительны воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня.

Понедельник, вторник и среда этой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками. Особенности богослужения первых трех дней Страстной Седмицы состоят в следующем: на утрени, после шестопсалмия и « Аллилуия » поется тропарь: « Се Жених грядет в полунощи », а после канона поется песнь: « Чертог Твой вижду. Спасе мой ». Все эти три дня совершается литургия преждеосвященных даров, с чтением Евангелия. Евангелие читается и на утренях.

В Великую среду Страстной недели воспоминается предательство Иисуса Христа Иудой Искариотским.

Посты установлены Церковью как особенное, выделенное из будничного, время, когда христианин усиленно работает над очищением своей души и тела, молясь, исповедуя свои грехи, приобщаясь Святых Христовых Тайн. Постом воздерживаются от скоромной пищи — мяса, молока, яиц, иногда рыбы.

История постов

Пост существовал во времена Ветхого Завета, христиане же стали поститься с самого основания Церкви, следуя примеру Самого Господа и апостолов. Древнейшие из церковных писателей утверждают, что апостолы установили первый 40-дневный пост в подражание пророку Моисею и Спасителю, которые постились 40 дней в пустыне. Отсюда название Великого поста — Четыредесятница.

Некоторые церковные ученые считают, что пост поначалу состоял из 40 часов. Древние христианские книги (II, III века) рассказывают нам об обычае поститься в продолжение двух суток. Пост перед Пасхой составлял 6 дней, как рассказывает об этом Дионисий Александрийский.

Таким образом, Великий пост (Святая Четыредесятница) в том виде, как он существует ныне, сложился постепенно. Церковные историки считают, что он окончательно оформился, когда вошло в обычай крестить новообращенных на Пасху и готовить их к принятию Таинства продолжительным постом. Из чувства братства и любви в этом посте вместе с ними стали участвовать и все верующие.

Уже в IV веке Великий пост существовал в Церкви повсеместно, но начинался не везде в одно время и не везде продолжался 40 дней. Пост был очень строгим. Древний христианский писатель Тертуллиан рассказывает, что разрешались только хлеб, сушеные овощи и фрукты, и то не раньше вечера. Это называлось сухоядением. В течение дня не пили даже воду. На Востоке сухоядение держалось до XII века, потом постными стали считаться не только овощи, но и рыба, и даже некоторые птицы.

Любая радость и веселье считались нарушением поста. Общее правило заключалось в воздержании от возбуждающей пищи и умеренном употреблении даже разрешенных продуктов.

В последующие времена появились ереси, одни из которых считали пост главной обязанностью христианина, другие, наоборот, совершенно отрицали его значение. Церковные же правила, обобщившие опыт первых веков, наказывают не только всякого, кто без необходимости для здоровья нарушает установленный пост, но и тех, кто утверждает, что есть мясо — грех даже в праздники, и осуждает употребление мясной пищи в дозволенное время.

В дни Великого поста в христианских странах запрещались всякие зрелища, закрывались бани, лавки, торговля мясом и другими скоромными продуктами, продавались только предметы первой необходимости. Прекращались даже заседания в судах. Христиане занимались благотворительностью. В эти дни рабы часто отпускались на волю или освобождались от работы.

Посты делятся на однодневные и многодневные. К многодневным постам относятся:

  1. Великий пост, или Святая Четыредесятница.
  2. Петровский пост.
  3. Успенский пост.
  4. Рождественский пост.

К однодневным постам относятся:

  1. Еженедельные посты в среду — в память предательства Спасителя Иудой и в пятницу — в память страданий и смерти Спасителя.
  2. Однако в среду и пятницу некоторых недель поста нет. Это: Пасхальная неделя, которая почитается как бы за один Светлый день; неделя после Троицы; так называемые Святки, то есть время от Рождества до Крещенского сочельника; Неделя о мытаре и фарисее перед Великим постом (чтобы мы не уподобились фарисею, который хвалился своим благочестием); Масленица (хотя во время нее действует запрет на мясо).
  3. Праздник Воздвижения Креста Господня — 27 сентября.
  4. День усекновения главы Иоанна Предтечи — 11 сентября.
  5. Крещенский сочельник, то есть день накануне Крещения — 18 января.

Великий пост

Великий пост состоит: из 40 дней (Четыредесятницы); двух праздничных дней (Лазаревой субботы и Вербного воскресенья), а также Страстной седмицы — всего 48 дней. Его называют Великим не только из-за продолжительности (он длиннее всех остальных), но и по причине великого значения этого поста в жизни христианина.

Кроме 7 недель самого поста уставом предписываются еще 3 подготовительные недели к нему. Начинаются они с Недели о мытаре и фарисее. С начала 3-й седмицы и до ее конца мяса на трапезе уже не бывает, оно появится только на разговенье во время пасхальной трапезы. Вся седмица называется также Сырной, или Масленицей, потому что основной пищей во время нее являются молочные продукты, рыба, яйца, сыр.

За 3 недели до Великого поста, в воскресенье, когда на литургии читается евангельский текст притчи о мытаре и фарисее, в богослужении начинают пользоваться постной Триодью — книгой богослужебных текстов, которая определяет особенности богослужения во время Великого поста.

В воскресенье, которое получило название Недели о мытаре и фарисее, на утрене поют особую покаянную молитву из 50-го псалма: "Покаяния отверзи ми двери..." Это начало подготовки к посту. Пение покаянной молитвы продолжается на утрене в воскресенья (Недели) 2, 3, 4 и 5-й седмиц Великого поста включительно.

Неделя о блудном сыне — вторая подготовительная неделя. В воскресенье за литургией читается Евангелие с притчей о блудном сыне. На утрене звучит новое покаянное песнопение: "На реках Вавилонских..." (псалом 136).

Неделя о Страшном суде — третья подготовительная неделя. В воскресенье читается Евангелие о Страшном суде. Это воскресенье называется еще мясопустным, так как это последний день мясоеда. С понедельника до Пасхи мясо есть нельзя.

Накануне мясопустного воскресенья — Вселенская (мясопустная) родительская суббота. В этот день совершается память всех от века усопших православных христиан.

Следующая за этим воскресеньем седмица называется Масленицей .

Неделя воспоминания Адамова изгнания — Прощеное воскресенье. В этот воскресный день читается евангельский отрывок о прощении обид и о посте. Адамово изгнание вспоминается во многих богослужебных текстах. Вечером все собираются в храм на чин прощения. Служба уже постовая, облачение черное, поклоны и пение покаянное. В конце службы читаются проповедь о прощении обид, о посте и молитва с благословением на Великий пост. Священнослужители, начиная со старшего, испрашивают у народа и друг у друга прощение. Затем все подходят к священникам по очереди, кланяются, просят простить и сами прощают им все грехи и обиды, при этом целуют крест и Евангелие в знак искренности произносимого. Прихожане просят прощения и друг у друга. Такое прощение взаимных обид является непременным условием очищения сердца и успешного проведения Великого поста.

Великий пост отличается от остального года особыми богослужениями.

Во-первых, в понедельник, вторник и четверг не служится Божественная литургия (кроме нескольких праздников), в среду и пятницу совершается литургия Преждеосвященных Даров, а по воскресеньям — литургия Василия Великого.

Во-вторых, в богослужении увеличивается объем текстов, читаемых по Псалтири, пения становится гораздо меньше.

В-третьих, читается молитва святого Ефрема Сирина с 16 поклонами, поясными и земными. К богослужению добавляются особые молитвы с поклонами и коленопреклоненным стоянием.

Все эти отличия определяют особую духовную атмосферу поста, не свойственную всему году. Православные чаще, чем всегда, посещают храм, чтобы не пропустить особых служб.

Первая седмица Великого поста

Чтение Великого канона Андрея Критского в понедельник, вторник, среду и четверг на великом повечерии. В среду утром первая литургия Преждеосвященных Даров. В пятницу утром, после литургии, — молебен с освящением колива (в воспоминание чуда великомученика Феодора Тирона). Коливо — это вареное зерно с сухофруктами, чаще всего рис с изюмом. Освященное коливо раздается присутствующим в храме и употребляется натощак в тот же день. Первая седмица заканчивается Неделей первой, то есть первым воскресеньем поста. В это воскресенье празднуется Торжество Православия — восстановление иконопочитания на VII Вселенском соборе.

Вторая седмица

В субботу — поминовение усопших. В воскресенье вечером во многих храмах служится первая Пассия — поклонение страданиям Спасителя. Это служба с акафистом Страстям Христовым. Остальные три Пассии служатся в последующие воскресенья. Хотя Пассия не является уставным богослужением, она уже вошла в благочестивую традицию.

Третья седмица

В субботу — поминовение усопших. Седмица заканчивается Неделей третьей, Крестопоклонной. Накануне, на воскресной всенощной, на середину храма выносится Крест Господень для поклонения. Такое поклонение совершается под пение "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое поем и славим". Крест остается в центре храма всю неделю.

Четвертая седмица, Крестопоклонная

Эта седмица более строгого поста, чем вторая и третья. В среду — преполовение Великого поста, то есть его середина. Во все дни седмицы совершается поклонение Кресту. В пятницу на вечерне Крест уносится в алтарь. В субботу — поминовение усопших. Заканчивается седмица Неделей четвертой, посвященной памяти преподобного Иоанна Лествичника, игумена и строгого аскета.

Пятая седмица

В четверг на утрене — Мариино стояние. Служба посвящена преподобной Марии Египетской. На этой службе полностью читается Великий канон Андрея Критского. Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста, или Похвалой Пресвятой Богородицы; на утрене читается Акафист Богородице с особыми праздничными песнопениями. Но пост в этот день не ослабляется.

Шестая седмица

В пятницу этой недели заканчивается Четыредесятница. В субботу память праведного Лазаря, воскрешенного Иисусом Христом на 4-й день после его смерти, — Лазарева суббота. Заканчивается эта седмица Вербным воскресением (Вход Господень в Иерусалим).

Страстная седмица

Строгий пост. Богослужения все особенные.

В первые три дня поются особые песнопения: "Се Жених грядет в полунощи..." и "Чертог Твой...". Это напоминание о предстоящей нам встрече со Христом, Небесным Женихом душ наших, в Его Царствии — прекрасном Чертоге. В эти дни служится литургия Преждеосвященных Даров.

В среду вечером исповедь для всех желающих облегчить свою душу перед Пасхой. В Великий четверг воспоминается Тайная вечеря, на которой Господь установил Таинство Причащения — Евхаристию. В этот день все, кто может, причащаются Святых Христовых Тайн.

Вечером служба Страстям Христовым. На ней читаются двенадцать избранных евангельских отрывков, повествующих о всех страданиях и смерти Иисуса Христа. Эти "12 Евангелий" и составляют главную особенность службы. Во время чтения все стоят со свечами. Свечу, горевшую во время чтений "12 Евангелий", называют "Четверговой" и непотушенной уносят домой, чтобы затеплить лампаду, прочертить пламенем крест над косяком двери.

В Великую пятницу литургия не служится. Утром совершаются Царские часы. В середине дня совершается вынос Плащаницы — вышитой иконы Спасителя, снятого с Креста и приготовленного к погребению. Плащаница ставится посредине храма в окружении цветов. Все кланяются ей и прикладываются. Вечером того же дня совершается погребение Плащаницы. В конце службы плащаница с крестным ходом обносится вокруг храма.

В Великую субботу утром совершаются: часы, вечерня и литургия Василия Великого. На вечерне читаются 15 паримий, то есть чтений Ветхого Завета, в которых собраны пророчества о Христе и Его Воскресении. В начале литургии все облачения меняются с черных на белые.

В этот день с утра начинается освящение пасхальных яств — куличей, пасох, яиц. Освящение может быть продолжено на Пасху.

На этом заканчивается богослужение постной Триоди; заканчивается и сам Великий пост.

Петровский пост

Иначе он называется апостольским. Начало этого поста зависит от времени празднования Пасхи, и поэтому он бывает то короче, то длиннее. Пост начинается через неделю после Троицы и заканчивается 12 июля праздником первоверховных апостолов Петра и Павла. Самая большая возможная продолжительность Петровского поста — 6 недель, самая малая — 8 дней. Его начало идет из глубокой древности, он заповедовался еще в апостольских постановлениях, но особенно часто упоминается с IV века.

Успенский пост

Пост в честь Пресвятой Богородицы продолжается 2 недели — с 14 до 28 августа, до праздника Успения. Этот пост по строгости напоминает Великий, но ослабляется по воскресным дням, а также в праздник Преображения Господня 19 августа.

В Древней Церкви он назывался осенним. Были разногласия по поводу его продолжительности, некоторые разрешали себе уже на Преображение употреблять в пищу мясо. Но действующие с XII века церковные правила не позволяют этого.

Рождественский пост

Он начинается за 40 дней до Рождества Христова и поэтому, как и Великий пост, иногда называется Четыредесятницей. Его называют также и Филипповским, потому что в день его начала, 28 ноября, празднуется память апостола Филиппа.

Этот пост не такой строгий, как Великий, разрешена рыба. Но за несколько дней до Рождества Христова воздержание усиливается; в сочельник, последний день перед Рождеством , ничего не едят до вечерней звезды, в память о звезде, явившейся над Вифлеемом при Рождестве Спасителя.

О Рождественском посте в церковных книгах упоминается с IV века, в современном виде он принят Церковью в XII веке.

Обсуждение

Комментировать статью "Посты православной церкви"

Практики ясен пень сейчас на посту и сюда не заглядывают. 1. В кулинарной книге под А разве в другие странах был/ есть такой же многодневный пост,с теми же ограничениями? 1. В греческом православных монастырях морепродукты не считались (и вроде бы и сейчас не...

Опрос про еду в пост, так и назовите его "Еда в пост ". Потом что соблюдение поста - это совсем не еда. по моим понятиям пост это совсем не диета, а так как я в не пищевом смысле соблюдать пост не собираюсь, смысла ограничивать себя в еде не вижу.

Обсуждение

Опрос, имхо, некорректный. Опрос про еду в пост, так и назовите его "Еда в пост". Потом что соблюдение поста - это совсем не еда. Точнее, не только еда. Это и молитва, и воздержание (от супружеской близости до просмотра увеселительных передач по ТВ), работа над духовными и человеческими качествами прежде всего.
Я, например, по вашему опросу хотела бы ответить "стараюсь соблюдать по возможности", имея ввиду молитву и работу над собой, но при этом я всё ем. Только в этом году планирую есть постную еду в последнюю неделю поста.

так христиане или православные? православные - вернее некоторые особо зашоренные верующие - не отмечают ибо постятся, видимо уверены, что праздник - это нажраться от пуза, а типа в пост и радоваться противопоказано (хотя Пост на НГ исключительно у православных.

Обсуждение

Может она Рождество имела в виду? Знакомые чехи-католики (тоже христиане) никак не празднуют. Их дети очень удивились, что у нас в стране все подарки преимущественно на НГ, и потом еще минут 5 дотошно выспрашивали, чем нам так важна именно новогодняя ночь?

так христиане или православные?
православные - вернее некоторые особо зашоренные верующие - не отмечают ибо постятся, видимо уверены, что праздник - это нажраться от пуза, а типа в пост и радоваться противопоказано (хотя почему? впереди-то радостное событие - рождение, в отличие от великого поста перед Пасхой)
но это их проблемы
а весь остальной христианский мир отмечает еще как
причем к религиозным убеждениям это вообще отношения не имеет - светский праздник, все веселятся
верующие и примкнувшие к ним торжественно отмечают Рождество
а НГ - веселая тусовка

Великий Пост. ДА кто-то собирается его соблюдать по полной программе? Когда я узнала, что беременна в третий раз - шёл Великий пост, который мы с мужем соблюдали по полной программе. Посмотрите другие обсуждения: Церковный пост и зачатие.

Обсуждение

беременные не должны соблюдать пост в полном смысле его слова, даже пытаться не надо. всё это обсуждается с батюшкой, который позволяет те или иные послабления...

Когда я узнала, что беременна в третий раз - шёл Великий пост, который мы с мужем соблюдали по полной программе. Я подошла к батюшке в церкви и сказала, что начала поститься, а сейчас узнала, что беременна, что мне делать? Он, даже не дал мне договорить, сразу сказал, ешьте всё, что положено беременным:) Параллельно с этим я встала на учёт в ЖК и сдала анализы, оказалось, что у меня очень низкий гемоглобин, меньше 80 был. Это было ещё одним подтверждением, что постные ограничения в еде не для беременных. Начала есть отварную телятину и гемоглобин пришёл в норму:) Так что не нужен и даже вреден строгий пост(в плане еды) для беременных, питаться нужно полноценно и правильно.

Сочельник (сочевник) - есть Навечерие праздника. Рождественский сочельник является последним постным днём Рождественского поста. По церковному Уставу сочиво вкушается вечером после полного воздержания от пищи в течение всего дня. Приготовление Ингредиенты

Обсуждение

Рассказываю как готовила моя хохляцкая бабушка (на Рождество). Нужен пестик от ступки, лучше латунный, тяжеленький такой и миска или горшок глиняный. Из продуктов - мак, изюм, грецкие орехи, сахар и рис (хотя она говорила, что раньше делали кутью из пшеницы). Дальше все просто - мак насыпаете в миску, заливаете немного кипятком до состояния жидкой кашицы, добавляете сахар и все преретераете пестиком. Рис варите до готовности, остужаете слегка, добавляете изюм, слегка измельченные грецкие орехи (тем же пестиком можно потолочь) и кашицу из мака с сахаром, все перемешиваете и остужаете. Еще хорошо сварить компот из сухофруктов (взвар называется) и им кутью запивать...Эх, аж слюнки потекли.

Кутью готовят на поминки. А сочиво - на Рождество.

Наш сын был зачат в пост, который бывает перед Пасхой. И ничего, слава Богу, он здоровый ребенок! По любви же мужа к жене:) А Бог есть любовь и только любовь...Специально планировать на пост не стоило бы, но уж если так получилось, то и не переживайте.

Обсуждение

Все по вере делается. Если подходить к Причастию с верой и благоговением и страхом, то заразиться от других причастников ничем невозможно, а можно только исцелиться. За несколько лет нашей постоянной церковной жизни мои дети ни разу не заболели после Причащения,а вот выздоравливать - выздоравливали.
Насчет того, можно ли причащаться, если болен какой-нибудь инфекционной болезнью - не знаю. У меня был однажды такой случай, моя крестница только что переболела, и прежде чем ее причащать, я спрашивала благословения у батюшки.
В Вашем случае детки будут причащаться по вере крестной, которая за них приносила обеты во время таинства крещения. Поэтому с ней Вы смело можете их отпускать к Причастию.
Другое дело, что когда родители не верующие, воспитать детей в вере практически невозможно. Или очень трудно. Это тяжкая ноша для Вашей крестной, потому что на ней лежит огромная ответственность за Ваших девочек, вот она и старается выполнять свои обязанности по мере сил.

Я католичка, воспитывалась в религиозной семье. Моя крестная была именно такая, как у ваших детей, она очень часто водила меня в костёл. У католиков, правда, малышей не причащают, но в 11-12 лет дети проходят Первое Причастие - очень красивый, торжественный праздник, перед этим первый раз исповедаются, а потом стоят на мессе отдельно от взрослых, нарядные, украшенные ветками мирта или руты. Причащаются у нас только хлебом, но не толстой просфорой, а облаткой из пресного теста размером с крупную монету и толщиной с лист бумаги. Кстати, при крещении в купель не опускают, а чертят на лбу и на груди кресты святой водой. К иконам не прикладываются, ибо они у католиков используются редко. В общем, все очень гигиенично.
Лично я считаю, что водить детей к причастию, если у мамы сомнения, не надо. Ни к чему это. Без причастия дети не вырастут менее счастливыми, и утверждать, что вы таким образом отказываете им в чем-то жизненно важном, не стоит.
Вера должна быть в душе человека, а не в соблюдении обрядов. Можно сколько угодно ходить к Причастию, но быть при этом человеком завистливым, подлым - тогда соблюдение канонов превращается в фарисейство. 1.Великий пост с 14 марта по 30 апреля.
2.Петров пост с 27 июня по 11 июля.
3. Успенский пост с 14 августа по 27 августа.
4 Рождественский пост с 28 ноября по 6 января.
Не благославляется, также, жить половой жизнью в среду, пятницу и по большим церковным праздникам (любое воскресенье - это тоже праздник).
Но это рекомендации к верующим, воцерковленным мирянам, если в храм вы не ходите, не исповедаетесь и не Причащаетесь, тогда смысла нет воздерживаться в эти дни. Всё взаимосвязано.

"когда у нас посты?" У вас - это у кого, простите? Судя по тому, что ты об этих постах даже не знаешь, возникает вопрос - а оно надо? Все приметы срабатывают только у тех, кто в них верит!

зачатие в пост. ...затрудняюсь выбрать раздел. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие В году несколько постов, так что смешно говорить о каком-то "сгущении патОлогий"... Или это только по православным мамам и детям статистика?

Обсуждение

Пост это не только воздержание в пищи, но и соблюдение телесной чистоты.
По медицинской статистике - сгущение паталогий приходится на детей, зачатых во время поздней зимы/ранней весны, т.е. как раз во время Великого Поста
Так что выводы делайте сами

Если и грех, то уж очень слакий (в реге).