Репортаж с петлей на шее автор. Ю

115 лет назад родился знаменитый чехословацкий журналист Юлиус Фучик - автор известной в свое время во всем социалистическом лагере книги "Репортаж с петлей на шее", которую он написал, находясь в пражской тюрьме “Панкрац” в годы Второй мировой войны. Это было откровением автора, ждавшего своего приговора, предположительно смертного. Данное произведение признано одним из лучших образцов социалистического реализма в литературе Чехословакии и не только.

Юлиус Фучик: биография

Родился будущий журналист и писатель в 1903 году в самом конце зимы в столице Чехии, Праге. В то время эта страна пока входила в состав Австро-Венгрии. Мальчика назвали в честь его знаменитого дяди-композитора - Юлиусом. Именно от него он унаследовал свою любовь к искусству. Самым популярным произведением, которое принадлежало Юлиусу Фучику-старшему, является марш "Выход гладиаторов". Каждый, кто хоть раз был в цирке, слышал эту мелодию. Отец же мальчика хотя и был по профессии токарем, однако очень увлекался театром, наряду с работой он играл в труппе театральной самодеятельности. Потом его заметили и пригласили в качестве актера в Швандовый театр. Так что семья Юлиуса Фучика была довольно творческой.

Какое-то время юный Юлек также пробовал следовать примеру отца и выступать на театральной сцене в различных постановках, но особой тяги к этому виду искусства он не испытывал, поэтому вскоре все бросил и занялся литературой и журналистикой

Патриотизм

Родители юного Юлиуса были большими патриотами, вот этот ген он точно унаследовал от них. Он учился на примере Яна Гуса и Карела Гавличека. Уже в 15-летнем возрасте записался в молодежную социал-демократическую организацию, а в 18 лет вступил в ряды Коммунистической партии Чехословакии.

Учеба и работа

После школы Фучик Юлиус поступил в Пражский университет, на факультет философии, хотя его отец мечтал, что сын станет высококвалифицированным инженером. Уже на первом курсе он стал редактором газеты «Руде право» - печатного издания компартии. На этой работе ему довелось познакомиться с известными чешскими писателями и другими деятелями политики и искусства. В 20 лет Юлиуса уже считали одним из самых талантливых журналистов компартии. Параллельно с “Руде право” он стал также работать и в журнале "Творба" ("Творчество"), а еще через какое-то время сам основал газету - "Хало новины".

Посещение СССР

В начале 1930-х годов Юлиус Фучик побывал в СССР. Основная цель его поездки заключалась в том, чтобы больше узнать о первой стране социализма и рассказать о ней чешскому народу. Молодой человек даже не предполагал, что эта поездка затянется на два года. Он был не только в Москве, но и в Узбекистане и Киргизии. Путешествуя по Средней Азии, также ознакомился с таджикской литературой.

Некоторых удивит, чем же чешского журналиста так привлекла Средняя Азия. Оказывается, неподалеку от города Фрунзе его соотечественники основали кооператив, и Юлиусу было интересно понаблюдать за их успехами. Вернувшись на родину, Фучик написал книгу, основываясь на свои впечатления, и назвал ее «Страна, в которой завтра является уже вчерашним днём».

Еще одна поездка

В 1934 г. Фучик отправился в Германию, в Баварские земли. Здесь он впервые ознакомился с идеей фашизма, был потрясен увиденным и назвал это массовое движение худшей разновидностью империализма. Об этом он написал немало очерков, однако в Чехии журналиста за это назвали бунтарем, смутьяном и даже хотели арестовать.

Чтобы избежать тюрьмы и преследований, Юлиус бежал в СССР. Несмотря на то что Советский Союз 30-х находился в ужасных условиях - экспроприация, голод и разруха, всего этого чешский журналист почему-то не заметил или не захотел увидеть. Для него Советы были примером идеального государства. Кроме первой книги об СССР он написал еще ряд очерков о стране своей мечты.

В середине 30-х известие о массовых сталинских репрессиях раскрыло глаза чешским коммунистам на действительную ситуацию, которая царила в первой стране социализма, однако Юлиус Фучик остался в числе “правоверных” и не усомнился в правильности советской власти. Разочарование пришло только в 1939 году, когда нацисты оккупировали чешские земли.

Семья

В 1938 году, возвратившись из Советского Союза, Юлиус решил не рисковать и поселился в деревне. Сюда же он пригласил свою давнюю возлюбленную Августу Кодечиреву и женился на ней. Однако счастье семейной жизни продлилось совсем недолго: с началом Первой мировой войны ему, как и другим антифашистам, пришлось уйти в подполье. Семья - жена и родители - остались в деревне, он же перебрался в Прагу.

Борьба с фашизмом

Чешский журналист, о котором повествуется в этой статье, был убеждённым антифашистом, поэтому с начала Второй мировой войны он вступил в ряды Движения Сопротивления. Юлиус продолжал заниматься публицистической деятельностью даже тогда, когда страна полностью оказалась во власти немецких захватчиков. Конечно же, он это делал подпольно, рискуя собственной жизнью.

Арест

В 1942 году Фучика арестовало фашистское гестапо и направило его в заключение в пражскую тюрьму Панкрац. Именно здесь он написал книгу “Репортаж с петлей на шее”.

Юлиус Фучик заканчивает свое произведение словами: “Люди, я любил вас. Бдительными будьте!” Впоследствии их использовал известный французский писатель Ремарк. После войны эту книгу перевели на более чем 70 языков мира. Литературное произведение стало символом антинацистского движения, относится к экзистенциальному жанру, содержит рассуждения о смысле жизни и о том, что каждый человек должен быть ответственен не только за свою, но и за судьбу всего мира. За “Репортаж…” в 1950 г. Фучик был удостоен (посмертно) Международной премии Мира.

Казнь

Находясь в заключении, Фучик очень надеялся на победу русских и мечтал, что сможет выйти из тюрьмы. Однако его из Франции перевели в столицу Германии, в берлинскую тюрьму Плётцензее. Именно здесь ему прочитали смертный приговор, который был принят Народной судебной палатой Роланда Фрейслера. Слово перед казнью, сказанное чешским журналистом, потрясло всех присутствующих.

Культ личности

После окончания Второй мировой войны, личность стала культовой, неким идеологическим символом не только в Чехословакии, но и во всем советском блоке. Его знаменитую книгу включили в обязательный список литературы в среднеобразовательных школах. Однако его культ ослабел после падения социализма. С каждым годом память о Юлиусе Фучике вытесняется из общественного сознания. Названная некогда его именем станция метро в Праге сегодня была переименована в «Надражи Голешовице».

Память в СССР

На территории Советского Союза в честь Фучика были названы улицы, школы и другие объекты. Кстати, день, когда был казнен чешский антифашист - 8 сентября - стал считаться Днем солидарности журналистов. В 1951 году была выпущена почтовая марка с его фотографией. В Горьком (ныне Нижний Новгород) на Молодежном проспекте была установлена памятная доска, а в городе Первоуральск - памятник. Мемориальные доски были поставлены в тех местах, которые он посещал во время своего визита в СССР. В Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Ереване, Свердловске (Екатеринбург), Фрунзе, Душанбе, Ташкенте, Казани, Киеве и еще многих других городах есть улицы, названные именем Фучика. Кстати, некоторые из них и сегодня продолжают носить его имя, а другие были переименованы после падения Социалистического блока. В столице Узбекистана был также создан музей Юлиуса Фучика, а в западной части таджикской столице - парк отдых. В Советском Дунайском пароходстве был лихтеровоз «Юлиус Фучик».

Имя Фучика в современной действительности

Внесла коррективы в оценку личности Ю. Фучика, причем с отрицательной стороны. Стали появляться предположения о том, что он сотрудничал с фашистским гестапо. Достоверность многих его очерков была поставлена под сомнение. Тем не менее, в 1991 году в чешской столице некоторыми идейными лицами под руководством журналист Я. Йелинека было создано «Общество памяти Юлия Фучика».

Их цель сохранить историческую память и не позволить, чтобы было опорочено имя героя, который сложил голову во имя идеалов. Через три года появилась возможность изучения архивов гестапо. Никаких документов, свидетельствовавших о том, что Фучик был предателем, не обнаружилось, также были найдены подтверждения авторства “Репортажа”. Доброе имя журналиста-антифашиста было восстановлено. В 2013 г. В Праге благодаря активистам общества памяти Ю. Фучика городу был возвращен памятник журналисту, писателю и антифашисту, установленный в 1970-м году и демонтированный в 1989-м. Однако ныне монумент находится в другом месте, а именно близ где похоронены красноармейцы, павшие за от фашистских захватчиков.

Фильмы и книги

Про известного журналиста, писателя и антифашиста были также сняты художественные и документальные фильмы, и самой значимой из них была картина о его детстве - “Юлик”, которую снял чешский режиссер Ота Ковал в 1980 году. Писатели-публицисты Ладислав Фукс и Незвал Витезслав посвятили Фучику свои книги.

110 лет назад родился Юлиус Фучик, чехословацкий журналист, оппозиционер и автор знаменитого "Репортажа с петлей на шее", тайно написанного в пражской тюрьме Панкрац. Откровения автора были признаны лучшим образцом социалистического реализма в чешской литературе. Книга стала практическим пособием для участников антифашистского сопротивления.

Юлиус Фучик родился 23 февраля 1903 года в Праге. После окончания философского факультета Пражского университета вступил в члены партии и стал активно разрабатывать концепцию социалистического реализма. В 20-е годы Фучик занял пост редактора основных печатных изданий коммунистической партии — газеты "Руде право" ("Rude pravo"), журнала "Творба" ("Tvorba") и начал активно заниматься журналисткой деятельностью.

Перспектива дать людям возможность узнать что-то новое вовлекала молодого репортера в различные авантюры. Его способность живо и четко передавать факты, раскрывала пред ним огромные возможности, так в первой половине 30-х годов молодой журналист был командирован в СССР.

Основной целью его поездки было желание воочию увидеть страну Советов и рассказать соотечественникам об успехах и достижениях их коллег, которые в 1925 году недалеко от города Фрунзе основали собственный кооператив. Выезжая из родной Чехии, Фучик не подозревал, что его путешествие затянется почти на 2 года, а по возвращению, кроме насыщенных колоритных очерков, он привезет море впечатлений и свою знаменитую книгу "В стране, где наше завтра является уже вчерашним днем".

Следующая поездка Юлиуса состоялась в 1934 году. На этот раз его путь лежал в Баварию, где писатель столкнулся с оборотной стороной массовых политических движений, следствием которой был фашизм. Вернувшись на родину, Фучик очень эмоционально отреагировал на увиденное и в своей очередной статье призвал народ к борьбе с худшей разновидностью империализма. За что, как смутьяна, его чуть было не арестовали и он бежал в Россию, где прожил до 1936 года.

Возвратившись из страны Советов, Юлиус перебрался в деревню и женился на своей давней возлюбленной Аугусте Кодеричевой. Но семейное счастье продлилось не долго. В 1939 Чехия была оккупирована фашистской Германией и Фучику со своими единомышленниками пришлось уйти в подполье. Боясь за жизнь семьи, журналист — опозиционер оставил жену и родителей, а сам вместе с сопротивлением, решил перебраться в город, чтобы быть ближе к народу.

Из-под пера подпольщиков регулярно выходили антифашистские очерки. Юлиус Фучик и его коллеги всеми силами пытались поддерживать боевой дух соотечественников, призывая их бороться с тиранами и диктаторами Третьего Рейха.

Гестапо, прекрасно понимая всю угрозу, исходившую от активистов сопротивления, внедрило в подпольную организацию информатора, который помог задержать верхушку оппозиции. Фучик и еще шестеро его сообщников были направлены в тюрьму Панкрац в Праге, где содержали в основном политических преступников. Именно там Юлиус задумался о своем последнем репортаже "с петлей на шее", который вылился в автобиографичную книгу, излагающую факты и подробности жизни борцов за свободу.

Найти бумагу и карандаш в стенах тюрьмы было невозможно, поэтому идея показать миру свое творение чуть не потерпела фиаско. Помог арестанту конвоир, который оказался чешским патриотом. Каждый день, рано утром, он приносил в камеру лист бумаги и грифель, а поздно вечером забирал исписанную страницу и уносил ее на пределы Панкраца.

Работа над книгой продолжалась около года. Свои последние слова: "Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас", Юлиус Фучик написал 9 июня 1943 года, ровно за день до перевода в Берлин. В августе суд приговорил писателя к смерти и 8 сентября этого же года Фучик был казнен.

"Люди, я любил вас. Будьте бдительны! "

Его великое творение, написанное в нацистских застенках, было опубликовано в 1945 году и переведено на 70 языков мира. Фучика признали гением, в его честь называли улицы, станции метро и парки, а в Чехословакии знакомство с его книгой и биографией вошло в школьную программу. Культ журналиста, боровшегося за теории Маркса и Энгельса, процветал несколько лет, пока не пришла "Бархатная революция", ставившая пред собой цель стереть все остатки воспоминаний о коммунизме из сознания граждан. ПриУ новой власти даже были попытки обвинить Юлиуса в сотрудничестве с Гестапо, однако за Фучика заступились его последователи, боровшиеся за его наследие и назвавшие в 1958 году 8 сентября (день смерти Фучика) Международным днем солидарности журналистов.

Однако, ни тяжелая судьба, ни шумиха вокруг подвига Фучика, не спасли его имя от забвения. Дети выросшие на его книгах, устали от преклонения навязанного им социалистическим режимом, а современное общество расценило его действия как патриотическую систему взглядов бунтарей того времени, перенесенную на бумагу. Несмотря на развенчание, Юлиус Фучик был, есть и, несомненно, останется героем своего времени — человеком, который ценой своей жизни подарил народу веру, надежду и уверенность в победе над нацисткой Германией.


Биография

Юлиус Фучик родился 23 февраля 1903 года в Праге. Учился на философском факультете Пражского университета. Уже в 18 лет он стал членом коммунистической партии Чехословакии, а вскоре – одним из редакторов печатных органов компартии – газете «Руде право» и журнала «Творба».

Репортажи и очерки Фучека были выдающимися образцами партийной публицистики тех лет. В центре литературно-критических интересов журналиста – разработка концепции социалистического искусства, которому он уделял много внимания.

В первой половине 1930-х годов Фучик несколько раз посещал СССР в качестве журналиста. И на основании полученных впечатлений он создал книгу «В стране, где наше завтра является уже вчерашним днём», которую посвятил Советскому союзу, а затем и значительный цикл художественных очерков.

Многообразная деятельность Фучека второй половины 1930-х годов проникнута духом антифашисткой борьбы. По заданию партии он писал боевые статьи и заметки, в которых призывал народ к отпору фашистским захватчикам и борьбе с оккупантами. А во время Второй мировой войны Юлиус, как убежденный антифашист, был активным деятелем Движения Сопротивления.

В период гитлеровской оккупации Чехословакии им были опубликованы под псевдонимом цикл патриотических статей и эссе. И будучи членом нелегального Центрального Комитета компартии Чехословакии, Фучик руководил подпольными изданиями партии, в которых публиковались его обращения к чешскому народу.

В апреле 1942 года Юлиус был арестован гестапо. Находясь в пражской тюрьме Панкрац, он написал самую свою известную книгу «Репортаж с петлёй на шее», в которой появилась знаменитая строчка, ставшая впоследствии цитатой: «Люди, я любил вас! Будьте бдительны!». Эта книга была опубликована уже после смерти писателя в 1945 году, а позднее переведена на 70 языков народов мира.

Она является документально-художественным свидетельством о героической борьбе антифашистского подпольного движения Чехословакии во время Второй мировой войны. Это одно из значительных произведений социалистического реализма в чешской литературе, где также суммированы размышления Фучика о смысле жизни, о мере ответственности каждого человека за судьбы мира. За эту книгу в 1950 году автор был удостоен Международной премии Мира посмертно.

Летом 1943 года Фучик был переведен в концлагерь в Германии, подвергнут пыткам, а затем по решению берлинского суда приговорен к казни. Юлиус Фучик был казнен в Берлине 8 сентября 1943 года.

В память о деятеле чехословацкого коммунистического движения Союзом журналистов Чешской ССР была учреждена премия имени Юлиуса Фучика, а в Советском Союзе в некоторых городах страны его именем были названы улицы.

Из Большой советской энциклопедии



Биография

Фучик (Fucik) Юлиус (23.2.1903, Прага, - 8.9.1943, Берлин), деятель чехословацкого коммунистического движения, писатель, критик, журналист. Национальный герой ЧССР. Член КПЧ с 1921. Учился на философском факультете Пражского университета. С 20-х гг. один из редакторов печатных органов КПЧ - газеты "Руде право" ("Rude pravo"), журнала "Творба" ("Tvorba"). Репортажи и очерки Ф. были выдающимися образцами партийной публицистики тех лет. В центре литературно-критических интересов Ф. - разработка концепции социалистического искусства. В 1930 и 1934-1936 был в СССР, которому посвятил книгу "В стране, где наше завтра является уже вчерашним днём" (1932) и обширный цикл художественных очерков. Многообразная деятельность Ф. 2-й половины 30-х гг. проникнута духом антифашисткой борьбы. По заданию партии писал боевые статьи, в которых призывал народ к отпору фашистских захватчикам (вошли в сборнике "Мы любим свой народ", 1948). В период гитлеровской оккупации Чехословакии опубликовал под псевдонимом цикл патриотических статей и эссе о лучших представителях демократической культуры (Б. Немцовой, К. Гавличеке-Боровском, Я. Неруде и др.). С 1941 Ф. как член нелегального ЦК КПЧ руководил подпольными изданиями партии, в которых были опубликованы его обращения к чешскому народу. В апреле 1942 арестован гестапо, летом 1943 увезён в Германию и казнён.

Находясь в застенках пражской тюрьмы Панкрац, создал книгу "Репортаж с петлей на шее" (опубликован в 1945; рус. пер. под название "Слово перед казнью", 1950, переведена ещё на 70 языков) - документально-художественное свидетельство о героизме борцов антифашистского Сопротивления, одно из значительных произведений социалистического реализма в чешской литературе. В книге суммированы размышления Ф. о смысле жизни, о мере ответственности каждого человека за судьбы мира. Международная премия Мира (1950, посмертно). В ЧССР учреждена Союзом журналистов премия им. Ф.

Соч.: Dilo, sv. 1-12, , Praha, 1945-63; в рус. пер. - Избранное. Предисл. Н. Николаевой, М., 1973; О театре и литературе. Сб. статей, М. - Л., 1964.
- Лит.: Вановская Т. В., Юлиус Фучик, Очерк жизни и творчества, Л., 1960; Богданов Ю. В., Юлиус Фучик, в кн.: Очерки истории чешской литературы XIX-XX вв., М., 1963; Фучикова Г., Воспоминания о Ю. Фучике, 3 изд., М., 1973; Fucikova G., Zivot s Juliem Fucikem, ; DostaI V., Smer Wolker Iiterarniho kritika Julia Fucika..., Praha, 1975.

Ю. В. Богданов.

"ЮЛИУС ФУЧИК О СРЕДНЕЙ АЗИИ"

Перевод с чешского. - Ташкент: Государственное издательство художественной литературы УзССР, 1960. 260 стр.

Книга была издана очень ограниченным тиражом. В настоящее время является библиографической редкостью, которую практически невозможно найти на книжных развалах и даже в библиотеках. Книга Юлиуса Фучика представляет собой сборник его статей, очерков, заметок, посвященных советской Средней Азии. Все они написаны со знаменитой фучиковской полемичностью, запалом и живостью.

Юлиус Фучик "РЕПОРТАЖ С ПЕТЛЕЙ НА ШЕЕ"

Перевод с чешского Т. Аксель, В. Чешихиной. - Москва: "Детская литература", 1977

Знаменитый "Репортаж с петлей на шее" - наиболее значительное произведение Юлиуса Фучика. Он был написан в фашистской тюрьме, где Фучик подвергался бесчеловечным пыткам и ожидал смертного приговора. Его тюремным надзирателем был чех по национальности А. Колинский. Он приносил Фучику бумагу и карандаш, а исписанные листки тайком выносил из тюрьмы. Жена писателя, Густа Фучикова, находившаяся а заключении а концентрационном лагере, после освобождения встретилась с Колинским. Ей удалось собрать тюремные записки мужа, спрятанные у разных людей. Их она и издала отдельной книгой в 1946 году. "Репортаж с петлей на шее" - это замечательное произведение, знакомящее нас с антифашистской борьбой в оккупированной Чехословакии, раскрывающее огромную внутреннюю силу, стойкость и бесстрашие участников этой борьбы.

ru.wikipedia.org



Биография

Юлиус Фучик родился 23 февраля 1903 года в Праге, столице Чехии, находившейся тогда в составе Австро-Венгрии. Учился на философском факультете Пражского университета. С 1921 года - член компартии Чехословакии и с 1920-х годов один из редакторов печатных органов компартии Чехословакии - газеты «Руде право» («Rude pravo»), журнала «Творба» («Tvorba»).



В 1930 году и в 1934-1936 годах Фучик в качестве журналиста посещал СССР, в частности Ташкент. На основании полученных от посещения СССР впечатлений им была написана книга «В стране, где наше завтра является уже вчерашним днём» (1932) и значительный цикл художественных очерков.

Юлиус Фучик был убеждённым антифашистом, а во время Второй мировой войны - деятелем Движения Сопротивления. В период немецкой оккупации Чехословакии им были опубликованы под псевдонимом цикл патриотических статей и эссе. С 1941 года Фучик являлся членом нелегального ЦК компартии Чехословакии и руководил подпольными изданиями компартии.

В апреле 1942 года он был арестован гестапо. Находясь в пражской тюрьме Панкрац, он написал самую известную его книгу «Репортаж с петлёй на шее» (чеш. Reportaz psana na opratce, в русском переводе известна также как «Слово перед казнью»), в которой появилась знаменитая строчка: «Люди, я любил вас! Будьте бдительны!». В 1945 году эта книга была опубликована и позднее переведена на 70 языков мира. Книга является документально-художественным свидетельством о борьбе антифашистского подпольного движения Сопротивления в Чехословакии во время Второй мировой войны. Эта книга также является изложением размышлений Фучика о смысле жизни и о мере ответственности каждого человека за судьбы мира. За эту свою книгу Юлиус Фучик был посмертно в 1950 году удостоен Международной премии Мира.

Летом 1943 года Юлиус Фучик заключён в концлагерь в Германии, подвергнут пыткам и в 1943 году казнён в печально известной берлинской тюрьме Плётцензее на гильотине (есть и другие версии его гибели). К казни Фучика приговорила Народная судебная палата Роланда Фрейслера, впоследствии «судившая» участников заговора 20 июля.

Образ Фучика и последующие поколения




В период существования советского блока имя Фучика было окружено культом и превращено в идеологический символ, в Чехословакии знакомство с его жизнью и книгой стало обязательным для школьников, но после падения социализма он утратил популярность и даже официально развенчивался (так, станция пражского метро «Фучикова» была переименована в «Надражи Голешовице»). После бархатной революции появились попытки пересмотра оценки личности Фучика с отрицательной точки зрения: появились сведения о том, что он сотрудничал с гестапо, а достоверность тайных записок из Панкрацкой тюрьмы была поставлена под сомнение. В 1991 году в Праге было основано «Общество памяти Юлиуса Фучика». Журналист Ян Йелинек, основатель общества, сообщил, что его целью является «защита исторической правды, не только Фучика, но и других чешских патриотов, которые боролись за построение социалистического общества». По его словам, невиновность Фучика доказана уже давно: ещё 1994 году группа историков, возглавляемая доцентом Франтишеком Яначеком, исследовав документы гестапо, обнаружила, что в протоколах нет свидетельств предательства Фучиком кого-либо из антифашистов. Авторство «Репортажа с петлёй на шее» также было подтверждено экспертизой рукописи в криминалистическом институте.

Память

В Советском Союзе в некоторых городах, например, в Москве, во Фрунзе (ныне город Бишкек, столица Киргизии), в столице Узбекистана Ташкенте, где Фучик жил в 30-е годы XX века, его именем были названы улицы. В Ташкенте также был музей Юлиуса Фучика, а в Бишкеке его именем назван парк в западной части города. Однако, например, вскоре после обретения Узбекистаном независимости и в связи со сменой государственной идеологии улица его имени в Ташкенте была переименована.

Есть улица Юлиуса Фучика в Казани (Республика Татарстан),в городе Измаил, в Киеве (Соломенский район), в Ереване, в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Туле, Иркутске, Екатеринбурге, Чебоксарах, Днепропетровске, Пятигорске, Таганроге, подмосковной Балашихе.

Международный день солидарности журналистов

Международный день солидарности журналистов (International Day of Journalists" Solidarity) был учрежден в 1958 году в Бухаресте, на 4 конгрессе международной организации журналистов. По замыслу депутатов конгресса, в это день журналисты всех стран и изданий должны демонстрировать миру свою сплоченность, особенно в деле защиты своих прав.

8 сентября 1943 года в Германии был казнен чехословацкий журналист, писатель-антифашист Юлиус Фучик (Julius Fuchik). Он стал интересоваться политикой уже в молодости и в 1921 году стал одним из основоположников Коммунистической партии Чехословакии. В 1941 году Фучик стал членом второго центрального подпольного правления Коммунистической партии. 24 апреля 1942 года он был вместе с шестью другими членами освободительного движения арестован гестапо.

Юлиус Фучик стал известен всему миру своей книгой «Репортаж с петлей на шее», написанной им в застенках пражской тюрьмы. После его смерти книга была переведена на 70 языков мира, а с 1958 года день смерти Юлиуса Фучика стал отмечаться как Международный день солидарности журналистов.

В конце 20 века на очередной конференции ООН 8 сентября было названо Международным днем солидарности журналистов. Таким образом, этот день является не просто очередным профессиональным праздником, но и днем, когда все журналисты могут ощутить свое единение, солидарность.

В Международный день солидарности журналистов во всем мире проходят конференции, съезды, на которые собираются журналисты из разных стран. На этих праздничных конференциях они не только делятся своим опытом, но и получают награды за свой порой весьма опасный труд

В Харькове открыли мемориальную доску в честь чешского военного журналиста Юлиуса Фучика

ХАРЬКОВ, 5 мая. /Вита Дубовик - УКРИНФОРМ/. В Харькове открыли мемориальную доску в честь чешского военного журналиста Юлиуса Фучика. Как сообщает корреспондент УКРИНФОРМа, памятный знак открыли по адресу улица Сумская 11, где в 30-е годы находилось отделение РАТАУ.

Именно в этом здании чешский публицист, журналист и критик в 1930 году он встречался с харьковскими журналистами. "Юлиус Фучик был человеком с твердой гражданской позицией. Он прошел страшные пытки в фашистских застенках, но при этом не сломался. Если охарактеризовать его одном словом, он был антифашистом. Люди, проповедующие подобную философию, думают, прежде всего, о будущем своей страны и мира в целом. И не случайно, что память об этом человеке была увековечена именно в Харькове - городе прогрессивном, активном, с активной гражданской позицией", - отметила на открытии мемориальной доски директор Департамента охраны здоровья и социальных вопросов городского совета Светлана Горбунова-Рубан.

Юлиус Фучик родился 23 февраля 1903 года в Праге. Учился на философском факультете Пражского университета. В 18 лет он стал членом коммунистической партии Чехословакии, а вскоре - одним из редакторов печатных органов компартии - газете "Руде право" и журнала "Творба".

В апреле 1942 года Юлиус был арестован гестапо. Находясь в пражской тюрьме Панкрац, он написал самую свою известную книгу "Репортаж с петлёй на шее", в которой появилась знаменитая строчка, ставшая впоследствии цитатой: "Люди, я любил вас! Будьте бдительны!". Эта книга была опубликована уже после смерти писателя в 1945 году, а позднее переведена на 70 языков народов мира.

Летом 1943 года Фучик был переведен в концлагерь Маутхаузен в Германии, подвергнут пыткам, а затем по решению берлинского суда приговорен к казни. Юлиус Фучик был казнен в Берлине 8 сентября 1943 года.

Символично, что мемориальная доска была открыта 5 мая - в этот же день 65 лет назад начался штурм и восстание узников в концентрационном лагере Маутхаузен.

РЕПОРТАЖ С ПЕТЛЕЙ НА ШЕЕ

ДА,Я НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ БЫЛИ ЗАБЫТЫ

ТОВАРИЩИ, КОТОРЫЕ ПОГИБЛИ,

ЧЕСТНО И МУЖЕСТВЕННО СРАЖАЯСЬ НА ВОЛЕ

ИЛИ В ТЮРЬМЕ. И НЕ ХОЧУ ТАКЖЕ,

ЧТОБЫ ПОЗАБЫЛИ ТЕХ ИЗ ОСТАВШИХСЯ В ЖИВЫХ,

КТО СТОЛЬ ЖЕ ЧЕСТНО И МУЖЕСТВЕННО

ПОМОГАЛ НАМ В САМЫЕ ТЯЖЕЛЫЕ ЧАСЫ.


ГЛАВА I. ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ ЧАСА

Я тороплюсь, насколько это возможно для почтенного, прихрамывающего господина, которого я изображаю, – тороплюсь, чтобы поспеть к Елинекам до того, как запрут подъезд на ночь. Там ждет меня мой «адъютант» Мирек. Я знаю, что на этот раз он не сообщит мне ничего важного, мне тоже нечего ему сказать, но не прийти на условленное свидание – значит вызвать переполох, а главное, мне не хочется доставлять напрасное беспокойство двум добрым душам, хозяевам квартиры.

Мне радушно предлагают чашку чаю. Мирек давно пришел, а с ним и супруги Фрид. Опять неосторожность.

– Товарищи, рад вас видеть, но не так, не всех сразу. Это прямая дорога в тюрьму и на смерть. Или соблюдайте правила конспирации, или бросайте работу, иначе вы подвергаете опасности себя и других. Поняли?

– Поняли.

– Что вы мне принесли?

Майский номер «Руде право».

– Отлично. У тебя что, Мирек?

– Да ничего нового. Работа идет хорошо…

– Ладно. Всё. Увидимся после Первого мая. Я дам знать. И до свиданья!

– Еще чашечку чаю?

– Нет, нет, пани Елинкова, нас здесь слишком много.

– Ну одну чашечку, прошу вас!

Из чашки с горячим чаем поднимается пар Кто-то звонит.

Сейчас, ночью? Кто бы это мог быть? Гости не из терпеливых. Колотят в дверь:

– Откройте! Полиция!

– К окнам, скорее! Спасайтесь! У меня револьвер, я прикрою ваше бегство.

Поздно! Подокнами гестаповцы, они целятся из револьверов в комнаты. Через сорванную с петель входную дверь гестаповцы врываются в кухню, потом в комнату. Один, два, три… девять человек. Они не видят меня, я стою в углу за распахнутой дверью, у них за спиной. Могу отсюда стрелять беспрепятственно. Но девять револьверов наведено на двух женщин и трех безоружных мужчин. Если я выстрелю, погибнут прежде всего они. Если застрелиться самому, они все равно станут жертвой поднявшейся стрельбы. Если я не буду стрелять, они посидят полгода или год до восстания, которое их освободит. Только Миреку и мне не спастись, нас будут мучить… От меня ничего не добьются, а от Мирека? Человек, который сражался в Испании, два года пробыл в концентрационном лагере во Франции и во время войны нелегально пробрался оттуда в Прагу, – нет, такой не подведет. У меня две секунды на размышление. Или, может быть, три?

Мой выстрел ничем не поможет, я лишь избавлюсь от пыток, но зато напрасно пожертвую жизнью четырех товарищей. Так? Да. Решено.

Я выхожу из укрытия.

– А-а, еще один!

Удар по лицу. Таким ударом можно уложить на месте.

Второй удар. Третий.

Так я себе это и представлял.

Образцово прибранная квартира превращается в груду перевернутой мебели и осколков. Снова бьют кулаками.

Вталкивают в машину. На меня все время направлены револьверы. Дорогой начинается допрос:

– Ты кто такой?

– Учитель Горак.

Я пожимаю плечами. Сиди смирно или застрелю!

– Стреляйте!

Вместо выстрела – удар кулаком.

Проезжаем мимо трамвая. Мне кажется, что вагон разукрашен белыми гирляндами. Свадебный трамвай сейчас, ночью? Должно быть, у меня начинается бред.

Дворец Печека. Я думал, что живым туда никогда не войду. А тут почти бегом на четвертый этаж. Ага, знаменитый отдел II-А-1 по борьбе с коммунизмом. Пожалуй, это даже любопытно.

Долговязый, тощий гестаповец, руководящий налетом, прячет револьвер в карман и ведет меня в свой кабинет. Угощает сигаретой.

– Ты кто?

– Учитель Горак.

Часы на его руке показывают одиннадцать.

– Обыскать!

Начинается обыск. С меня срывают одежду.

– У него есть удостоверение личности.

– На чье имя?

– Учителя Горака.

– Проверить! Телефонный звонок.

– Ну конечно, не прописан! Удостоверение фальшивое. Кто тебе выдал его?

– Полицейское управление.

Удар палкой. Другой. Третий… Вести счет? Едва ли тебе, дружище, когда-нибудь понадобится эта статистика.

Фамилия? Говори! Адрес? Говори. С кем встречался? Говори! Явки? Говори! Говори! Говори! Сотрем в порошок!

Сколько примерно ударов может выдержать здоровый человек?

По радио сигнал полуночи. Кафе закрываются, последние посетители расходятся по домам, влюбленные медлят у ворот и никак не могут расстаться. Долговязый, тощий гестаповец, весело улыбаясь, входит в помещение.

– Все в порядке… господин редактор!

Кто им сказал? Елинеки? Фриды? Но ведь они даже не знают моей фамилии.

– Видишь, нам все известно. Говори! Будь благоразумен.

Оригинальный словарь. Быть благоразумным – значит предать.

Я неблагоразумен.

– Связать его! И покажите ему!

Час. Тащатся последние трамваи, улицы опустели, радио желает спокойной ночи своим самым усердным слушателям.

– Кто еще, кроме тебя, в Центральном Комитете? Где ваши радиопередатчики? Типографии? Говори! Говори!

В ступнях боль еще не притупилась. Это я чувствую.

Пять, шесть, семь… Кажется, что палка проникает до самого мозга.

Два часа. Прага спит, разве только где-нибудь во сне заплачет ребенок и муж приласкает жену. – Говори! Говори!

Три часа. С окраин в город пробирается утро. Зеленщики тянутся на рынки, дворники выходят подметать улицы. Видно, мне суждено прожить еще один день.

Приводят мою жену.

– Вы его знаете?

Глотаю кровь, чтобы она не видела… Собственно, это бесполезно, потому что кровь всюду, течет по лицу, каплет даже с кончиков пальцев.

– Вы его знаете?

– Нет, не знаю!

Сказала и даже взглядом не выдала ужаса. Милая! Сдержала слово – ни при каких обстоятельствах не узнавать меня, хотя теперь уже в этом мало смысла. Кто же все-таки выдал меня?

Ее увели. Я простился с ней самым веселым взглядом, на какой только был способен. Вероятно, он был вовсе не весел. Не знаю.

Четыре часа. Светает? Или еще нет? Затемненные окна не дают ответа. А смерть все еще не приходит. Ускорить ее? Но как?

РЕПОРТАЖ С ПЕТЛЕЙ НА ШЕЕ

ДА,Я НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ БЫЛИ ЗАБЫТЫ

ТОВАРИЩИ, КОТОРЫЕ ПОГИБЛИ,

ЧЕСТНО И МУЖЕСТВЕННО СРАЖАЯСЬ НА ВОЛЕ

ИЛИ В ТЮРЬМЕ. И НЕ ХОЧУ ТАКЖЕ,

ЧТОБЫ ПОЗАБЫЛИ ТЕХ ИЗ ОСТАВШИХСЯ В ЖИВЫХ,

КТО СТОЛЬ ЖЕ ЧЕСТНО И МУЖЕСТВЕННО

ПОМОГАЛ НАМ В САМЫЕ ТЯЖЕЛЫЕ ЧАСЫ.


ГЛАВА I. ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ ЧАСА

Я тороплюсь, насколько это возможно для почтенного, прихрамывающего господина, которого я изображаю, – тороплюсь, чтобы поспеть к Елинекам до того, как запрут подъезд на ночь. Там ждет меня мой «адъютант» Мирек. Я знаю, что на этот раз он не сообщит мне ничего важного, мне тоже нечего ему сказать, но не прийти на условленное свидание – значит вызвать переполох, а главное, мне не хочется доставлять напрасное беспокойство двум добрым душам, хозяевам квартиры.

Мне радушно предлагают чашку чаю. Мирек давно пришел, а с ним и супруги Фрид. Опять неосторожность.

– Товарищи, рад вас видеть, но не так, не всех сразу. Это прямая дорога в тюрьму и на смерть. Или соблюдайте правила конспирации, или бросайте работу, иначе вы подвергаете опасности себя и других. Поняли?

– Поняли.

– Что вы мне принесли?

– Майский номер «Руде право».

– Отлично. У тебя что, Мирек?

– Да ничего нового. Работа идет хорошо…

– Ладно. Всё. Увидимся после Первого мая. Я дам знать. И до свиданья!

– Еще чашечку чаю?

– Нет, нет, пани Елинкова, нас здесь слишком много.

– Ну одну чашечку, прошу вас!

Из чашки с горячим чаем поднимается пар Кто-то звонит.

Сейчас, ночью? Кто бы это мог быть? Гости не из терпеливых. Колотят в дверь:

– Откройте! Полиция!

– К окнам, скорее! Спасайтесь! У меня револьвер, я прикрою ваше бегство.

Поздно! Подокнами гестаповцы, они целятся из револьверов в комнаты. Через сорванную с петель входную дверь гестаповцы врываются в кухню, потом в комнату. Один, два, три… девять человек. Они не видят меня, я стою в углу за распахнутой дверью, у них за спиной. Могу отсюда стрелять беспрепятственно. Но девять револьверов наведено на двух женщин и трех безоружных мужчин. Если я выстрелю, погибнут прежде всего они. Если застрелиться самому, они все равно станут жертвой поднявшейся стрельбы. Если я не буду стрелять, они посидят полгода или год до восстания, которое их освободит. Только Миреку и мне не спастись, нас будут мучить… От меня ничего не добьются, а от Мирека? Человек, который сражался в Испании, два года пробыл в концентрационном лагере во Франции и во время войны нелегально пробрался оттуда в Прагу, – нет, такой не подведет. У меня две секунды на размышление. Или, может быть, три?

Мой выстрел ничем не поможет, я лишь избавлюсь от пыток, но зато напрасно пожертвую жизнью четырех товарищей. Так? Да. Решено.

Я выхожу из укрытия.

– А-а, еще один!

Удар по лицу. Таким ударом можно уложить на месте.

Второй удар. Третий.

Так я себе это и представлял.

Образцово прибранная квартира превращается в груду перевернутой мебели и осколков. Снова бьют кулаками.

Вталкивают в машину. На меня все время направлены револьверы. Дорогой начинается допрос:

– Ты кто такой?

– Учитель Горак.

Я пожимаю плечами. Сиди смирно или застрелю!

– Стреляйте!

Вместо выстрела – удар кулаком.

Проезжаем мимо трамвая. Мне кажется, что вагон разукрашен белыми гирляндами. Свадебный трамвай сейчас, ночью? Должно быть, у меня начинается бред.

Дворец Печека. Я думал, что живым туда никогда не войду. А тут почти бегом на четвертый этаж. Ага, знаменитый отдел II-А-1 по борьбе с коммунизмом. Пожалуй, это даже любопытно.

Долговязый, тощий гестаповец, руководящий налетом, прячет револьвер в карман и ведет меня в свой кабинет. Угощает сигаретой.

– Ты кто?

– Учитель Горак.

Часы на его руке показывают одиннадцать.

– Обыскать!

Начинается обыск. С меня срывают одежду.

– У него есть удостоверение личности.

– На чье имя?

– Учителя Горака.

– Проверить! Телефонный звонок.

– Ну конечно, не прописан! Удостоверение фальшивое. Кто тебе выдал его?

– Полицейское управление.

Удар палкой. Другой. Третий… Вести счет? Едва ли тебе, дружище, когда-нибудь понадобится эта статистика.

Фамилия? Говори! Адрес? Говори. С кем встречался? Говори! Явки? Говори! Говори! Говори! Сотрем в порошок!

Сколько примерно ударов может выдержать здоровый человек?

По радио сигнал полуночи. Кафе закрываются, последние посетители расходятся по домам, влюбленные медлят у ворот и никак не могут расстаться. Долговязый, тощий гестаповец, весело улыбаясь, входит в помещение.

– Все в порядке… господин редактор!

Кто им сказал? Елинеки? Фриды? Но ведь они даже не знают моей фамилии.

– Видишь, нам все известно. Говори! Будь благоразумен.

Оригинальный словарь. Быть благоразумным – значит предать.

Я неблагоразумен.

– Связать его! И покажите ему!

Час. Тащатся последние трамваи, улицы опустели, радио желает спокойной ночи своим самым усердным слушателям.

– Кто еще, кроме тебя, в Центральном Комитете? Где ваши радиопередатчики? Типографии? Говори! Говори!

В ступнях боль еще не притупилась. Это я чувствую.

Пять, шесть, семь… Кажется, что палка проникает до самого мозга.

Два часа. Прага спит, разве только где-нибудь во сне заплачет ребенок и муж приласкает жену. – Говори! Говори!

Три часа. С окраин в город пробирается утро. Зеленщики тянутся на рынки, дворники выходят подметать улицы. Видно, мне суждено прожить еще один день.

Приводят мою жену.

– Вы его знаете?

Глотаю кровь, чтобы она не видела… Собственно, это бесполезно, потому что кровь всюду, течет по лицу, каплет даже с кончиков пальцев.

– Вы его знаете?

– Нет, не знаю!

Сказала и даже взглядом не выдала ужаса. Милая! Сдержала слово – ни при каких обстоятельствах не узнавать меня, хотя теперь уже в этом мало смысла. Кто же все-таки выдал меня?

Ее увели. Я простился с ней самым веселым взглядом, на какой только был способен. Вероятно, он был вовсе не весел. Не знаю.

Четыре часа. Светает? Или еще нет? Затемненные окна не дают ответа. А смерть все еще не приходит. Ускорить ее? Но как?

Я кого-то ударил и свалился на пол. На меня набрасываются. Пинают ногами. Топчут мое тело. Да, так теперь все кончится быстро. Черный гестаповец хватает меня за бороду и самодовольно усмехается, показывая клок вырванных волос. Это действительно смешно. И боли я уже не чувствую никакой.

Пять часов, шесть, семь, десять, полдень. Рабочие идут на работу и с работы, дети идут в школу и из школы, в магазинах торгуют, дома готовят обед, вероятно, мама сейчас вспомнила обо мне, товарищи, наверно, уже знают о моем аресте и принимают меры предосторожности… на случай, если я заговорю… Нет, не бойтесь, не выдам, поверьте! И конец ведь уже близок. Всё как во сне, в тяжелом, лихорадочном сне. Сыплются удары, потом на меня льется вода, потом снова удары, и снова: «Говори, говори, говори!» А я все еще никак не могу умереть. Отец, мать, зачем вы родили меня таким сильным?

День кончается. Пять часов. Все уже устали. Бьют теперь изредка, с длинными паузами, больше по инерции.

И вдруг издалека, из какой-то бесконечной дали, звучит тихий, ласкающий голос:

– Ег hat schon genug!

И вот я сижу. Мне кажется, что стол передо мной раскачивается, кто-то дает мне пить, кто-то предлагает сигарету, которую я не в силах удержать, кто-то пробует натянуть мне на ноги башмаки и говорит, что они не налезают, потом меня наполовину ведут, наполовину несут по лестнице вниз, к автомобилю. Мы едем, кто-то опять наводит на меня револьвер, мне смешно, мы опять проезжаем мимо трамвая, мимо свадебного трамвая, увитого гирляндами белых цветов, но, вероятно, все это только сон, только лихорадочный бред, агония или, может быть, сама смерть. Ведь умирать все-таки тяжело, а я уже не чувствую никакой тяжести, вообще ничего; такая легкость, как у одуванчика, еще один вздох – и конец.

Конец? Нет, еще не конец, все еще нет. Я снова стою, да, да, стою один, без посторонней помощи, и прямо передо мной грязная желтая стена, обрызганная – чем? – кажется, кровью… Да, это кровь. Я поднимаю руку, пробую размазать кровь пальцем… получается… ну да, кровь, свежая, моя.

Кто-то бьет меня сзади по голове и приказывает поднять руки и приседать; на третьем приседании я падаю…