Религии мира карта из атласа. Религиозная карта мира: как веруют семь миллиардов

Многоцветье религий на мировой карте

Общественные изменения, происходящие с Нового времени, не могли не оставить следа на таком общественном институте как религии. Как отметил в своей книге канадский философ Чарльз Тейлор, мир за 500 лет прошел «путь, разделяющий общество, в котором практически невозможно не верить в Бога, от общества, в котором вера, даже для наиболее благоверных, становится лишь одной из множества возможностей» . В западном мире эти процессы наиболее заметны, хотя и на Востоке такие страны как, например, Китай задают все более ясно обозначающееся движение в сторону секуляризации. Вера перестает быть объектом исторического наследия предков, все более становясь объектом личного выбора и результатом личного опыта. Преследования христиан на Ближнем Востоке, огранивающие исламские практики законы в Европе, притеснения новых религиозных движений, случающиеся во многих странах, не приводят к угасанию религиозных настроений, но вместо этого делают религиозность способом самоопределения, тем самым увеличивая значимость веры для притесняемых групп. Как отмечает Жан-Пьер Дени, главный редактор французского еженедельника La Vie, «если акцент делается на индивиде, а не на обществе, на «Я» в большей степени чем на «Мы», то это может оказывать влияние на политику и геополитику. <…> Можно даже сказать, что он задает тон в современном мире и объясняет отчасти рост интереса СМИ к проблемам религии» .«Повсюду мир религий превратился из черно-белого в многоцветную палитру », где любые нюансы отражаются на всех аспектах жизни общества. В результате и сами религии вынуждены меняться. Даже боровшаяся на протяжении почти всей своей истории с модернизмом Католическая церковь изменилась до неузнаваемости после Второго Ватиканского собора , что отражается не только в обновленных Катехизисе и Компендиуме социального учения Церкви , но и в весьма дерзких рассуждениях о сексуальной морали и социальной справедливости католических богословов, таких как Томас Рауш . Добавим к этому и проснувшийся в обществе интерес к религиям Нью-Эйдж, восточным религиозным практикам и занятиям спиритуализмом и мы поймем, что мир духовности и религии не только не угасает, но и находится на подъеме.

Особую проблему в изучении географического распределения религий составляет отсутствие надежных источников данных. Переписи значительного числа стран (в это число входит и Россия) не учитывают религиозный состав населения, выборочные обследования часто оказываются смещенными, а данные самих церквей – завышенными. К этому следует добавить закрытость некоторых религиозных общин, неопределенность самого понятия «религия», а также разное значение, придаваемое вере в разных обществах. Это, несомненно, находит свое отражение в низком качестве данных. В ходе исследования зачастую обнаруживались расхождения в оценках численности приверженцев той или иной религии в 2-3 раза. Однако в работе не ставилась задача количественно оценить численность или долю людей, придерживающихся тех или иных религиозных взглядов. Скорее это попытка качественно показать то разнообразие религиозных практик, которое существует в современном мире, и обозначить проблемы, возникающие на стыке религиозных взглядов. Такая работа в рамках статьи не позволяет использовать национальные данные всех стран, что приводит к необходимости прибегать к сводным данным СМИ и международных исследовательских центров. В качестве основных источников информации в данной статье использованы данные Атласа религии Le Monde/La vie , Атласа мировых религий Spiegel , статистические данные World Christian Database , а также аналитические обзоры и данные форума по религиям и общественной жизни Pew Research Center . Поскольку картографическая информация в этих источниках защищена национальными законами об авторских правах, всех карты и картограммы из них приводятся в неизменном виде с непереведенной легендой, за что приносим извинения у читателей.

На рис. 1 представлена карта мира, на которой отмечены доминирующие религии на данной территории. Следует отметить, что информация по бывшему СССР на этой карте выглядит достаточно неоднозначной, особенно это касается северо-запада России, Украины и Белоруссии. Вызвано это крупными лютеранскими и другими протестантскими общинами на севере России, а также сосуществованием Русской православной, Украинской православной, Украинской греко-католической, Белорусской греко-католической и Римской Католической церквей на территории Украины и Белоруссии.

Из карты следует, что доминирующей религией в мире в 1990 году продолжало оставаться христианство (1,7 млрд. последователей). Следом за ним следует ислам (0,9 млрд. последователей). За счет колоссального демографического роста в XX веке третье место занимает индуизм, не считющийся мировой религией. Буддизм, одну из самых древних религий, исповедует лишь 323 млн. человек, что во многом вызвано угасанием религиозности в Китае.

Рисунок 1. Карта мира. Доминирующие религии на данной территории

Цветами на карте обозначены доминирующие по численности населения религии. Список приверженцев доминирующих религий в легенде представлен в следующем порядке: католики, протестанты, христиане различных деноминаций, православные христиане, христиане восточных церквей, мормоны, мусульмане (сунниты), мусульмане (шииты), иудеи, буддисты, японские синтоисты и буддисты, индуисты, сикхи, представители традиционных религий, не имеющие доминирующий религии либо нерелигиозные. Белым обозначены незаселенные территории.

Более того, прогнозы населения, составленные до 2050 года предвещают значительное увеличение численности христиан и мусульман (до 3 и 2,2 млрд. человек соответственно). Вместе с тем рост численности индуистов и буддистов будет незначительным, а численность исповедующих иудаизм и вовсе останется практически той же. Но наибольшие темпы роста ожидаются именно у мусульман (в 2,3 раза за 60 лет).

Однако даже при таком подавляющем доминировании христианства и ислама карта мира выглядит крайне неоднородной. Многочисленные течения христианства приводят к пестрому виду Европы и США, мусульмане-сунниты из Африки и Азии оказываются расколотыми прослойкой шиитов, восточно-азиатские страны представляют собой смесь атеистических, буддистских, синтоистских, мусульманских, индуистских и многих других взглядов, и даже, казалось бы, однородные по религиозному составу Южная Америка и Австралия демонстрируют значительные вкрапления местных верований, сохранившихся с доколониальных времен. Глобализация и международная миграция еще больше подстегивают эту религиозную пестроту. В результате современный мир с точки зрения религий практически не имеет внутренних территорий. Любая точка земного шара оказывается на границе конфессий, хотя напряжение в этих точках может разниться.

Религиозные права и свободы в современном мире оказываются одними из самых ущемленных. Сосуществование двух подходов, один из которых защищает свободу вероисповедания, а второй – защищает это право в том объеме, в котором оно не противоречит традициям и законам Ислама , не решает существующих в мире противоречий. Наиболее свободны в плане выбора вероисповедания страны, в которых доминирует христианство . Правда, и здесь встречаются различные исключения и ограничения - в Мексике, Колумбии, Венесуэле, Анголе, Зимбабве, Танзании, Кении, Франции, Германии, Украине, Греции, Болгарии, Белоруссии и России. Однако прецедентов полного ограничения религиозных свобод в христианских странах не существует.

Значительные религиозные ограничения существуют в Китае, где, к примеру, властями создана Китайская Патриотическая Католическая Ассоциация , не признаваемая Святым Престолом и назначающая собственных епископов. Прообраз государственной религии существует и в Северной Корее. А в Индии нередки притеснения христиан индуистами. Наибольшие притеснения религиозных прав и свобод наблюдаются в Саудовской Аравии, Эритрее, Иране, Узбекистане, Мьянме, Малайзии. Больше других при этом страдают христиане. Они оказываются притесненными в той или иной степени в 133 странах мира . В Саудовской Аравии за открытую практику христианства предусмотрено наказание в виде смертной казни . Даже принявшие арабскую хартию прав человека страны продолжают игнорировать существующую проблему, акцентируя внимание на исламофобии в мире .

В то же время остальные страны прикладывают немало усилий для преодоления межрелигиозных конфликтов. Те или иные институты межконфессионального диалога существуют в Великобритании, Франции, Испании, Швейцарии, России, Казахстане, Боснии, Албании, Алжире, Ливии, Ираке, Катаре, Израиле, Уганде, Мозамбике, Бурунди, Японии, Тайване, США, Канаде, Гватемале, Колумбии, Чили, Аргентине и др.

Помимо крупных религий, отмеченных на рис. 1, в мире существует немалое число религиозных меньшинств, чье взаимодействие с миром также является неотъемлемой частью разнообразия религий. К ним относятся и общины старообрядцев в России, старокатоликов в центральной Европе, меннонитов, молокан, отколовшихся от крупных христианских церквей, зороастрийцы, самаритяне, исмаилиты на Ближнем Востоке, многочисленные общины коренного населения Америки и Австралии и многие другие религиозные группы . Особый интерес для демографов представляет зародившаяся в Юте Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормоны) . Основанная Джозефом Смитом в 1827 году, эта церковь верит помимо прочего в «крещение мертвых». Как результат последователи этой церкви собирают информацию о метрических книгах со всего мира в надежде крестить все население земли и проследить его генеалогию до Адама и Евы. Практический результат этого – база данных метрических записей, включающая, в том числе, и записи Тверских, Самарских и Санкт-Петербурских метрических книг . В начале своего существования эта церковь также активно выступала за полигамию, что нашло отражение в ее собственных метрических книгах и может послужить хорошей основой для продольного анализа полигамных браков.

Общественные изменения, происходящие с Нового времени, не могли не оставить следа на таком общественном институте как религии. Как отметил в своей книге канадский философ Чарльз Тейлор, мир за 500 лет прошел «путь, разделяющий общество, в котором практически невозможно не верить в Бога, от общества, в котором вера, даже для наиболее благоверных, становится лишь одной из множества возможностей»2. В западном мире эти процессы наиболее заметны, хотя и на Востоке такие страны как, например, Китай задают все более ясно обозначающееся движение в сторону секуляризации. Вера перестает быть объектом исторического наследия предков, все более становясь объектом личного выбора и результатом личного опыта. Преследования христиан на Ближнем Востоке, огранивающие исламские практики законы в Европе, притеснения новых религиозных движений, случающиеся во многих странах, не приводят к угасанию религиозных настроений, но вместо этого делают религиозность способом самоопределения, тем самым увеличивая значимость веры для притесняемых групп. Как отмечает Жан-Пьер Дени, главный редактор французского еженедельника La Vie, «если акцент делается на индивиде, а не на обществе, на «Я» в большей степени чем на «Мы», то это может оказывать влияние на политику и геополитику. <…> Можно даже сказать, что он задает тон в современном мире и объясняет отчасти рост интереса СМИ к проблемам религии»3.«Повсюду мир религий превратился из черно-белого в многоцветную палитру4», где любые нюансы отражаются на всех аспектах жизни общества. В результате и сами религии вынуждены меняться. Даже боровшаяся на протяжении почти всей своей истории с модернизмом Католическая церковь изменилась до неузнаваемости после Второго Ватиканского собора5, что отражается не только в обновленных Катехизисе6 и Компендиуме социального учения Церкви7, но и в весьма дерзких рассуждениях о сексуальной морали и социальной справедливости католических богословов, таких как Томас Рауш8. Добавим к этому и проснувшийся в обществе интерес к религиям Нью-Эйдж, восточным религиозным практикам и занятиям спиритуализмом и мы поймем, что мир духовности и религии не только не угасает, но и находится на подъеме.

Особую проблему в изучении географического распределения религий составляет отсутствие надежных источников данных. Переписи значительного числа стран (в это число входит и Россия) не учитывают религиозный состав населения, выборочные обследования часто оказываются смещенными, а данные самих церквей – завышенными. К этому следует добавить закрытость некоторых религиозных общин, неопределенность самого понятия «религия», а также разное значение, придаваемое вере в разных обществах. Это, несомненно, находит свое отражение в низком качестве данных. В ходе исследования зачастую обнаруживались расхождения в оценках численности приверженцев той или иной религии в 2-3 раза. Однако в работе не ставилась задача количественно оценить численность или долю людей, придерживающихся тех или иных религиозных взглядов. Скорее это попытка качественно показать то разнообразие религиозных практик, которое существует в современном мире, и обозначить проблемы, возникающие на стыке религиозных взглядов. Такая работа в рамках статьи не позволяет использовать национальные данные всех стран, что приводит к необходимости прибегать к сводным данным СМИ и международных исследовательских центров. В качестве основных источников информации в данной статье использованы данные Атласа религии Le Monde/La vie9, Атласа мировых религий Spiegel10, статистические данные World Christian Database11, а также аналитические обзоры и данные форума по религиям и общественной жизни Pew Research Center12. Поскольку картографическая информация в этих источниках защищена национальными законами об авторских правах, всех карты и картограммы из них приводятся в неизменном виде с непереведенной легендой, за что приносим извинения у читателей.

На рис. 1 представлена карта мира, на которой отмечены доминирующие религии на данной территории. Следует отметить, что информация по бывшему СССР на этой карте выглядит достаточно неоднозначной, особенно это касается северо-запада России, Украины и Белоруссии. Вызвано это крупными лютеранскими и другими протестантскими общинами на севере России, а также сосуществованием Русской православной, Украинской православной, Украинской греко-католической, Белорусской греко-католической и Римской Католической церквей на территории Украины и Белоруссии.

Из карты следует, что доминирующей религией в мире в 1990 году продолжало оставаться христианство (1,7 млрд. последователей). Следом за ним следует ислам (0,9 млрд. последователей). За счет колоссального демографического роста в XX веке третье место занимает индуизм, не считющийся мировой религией. Буддизм, одну из самых древних религий, исповедует лишь 323 млн. человек, что во многом вызвано угасанием религиозности в Китае.

Рисунок 1. Карта мира. Доминирующие религии на данной территории

Цветами на карте обозначены доминирующие по численности населения религии. Список приверженцев доминирующих религий в легенде представлен в следующем порядке: католики, протестанты, христиане различных деноминаций, православные христиане, христиане восточных церквей, мормоны, мусульмане (сунниты), мусульмане (шииты), иудеи, буддисты, японские синтоисты и буддисты, индуисты, сикхи, представители традиционных религий, не имеющие доминирующий религии либо нерелигиозные. Белым обозначены незаселенные территории.

Более того, прогнозы населения, составленные до 2050 года13 предвещают значительное увеличение численности христиан и мусульман (до 3 и 2,2 млрд. человек соответственно). Вместе с тем рост численности индуистов и буддистов будет незначительным, а численность исповедующих иудаизм и вовсе останется практически той же. Но наибольшие темпы роста ожидаются именно у мусульман (в 2,3 раза за 60 лет).

Однако даже при таком подавляющем доминировании христианства и ислама карта мира выглядит крайне неоднородной. Многочисленные течения христианства приводят к пестрому виду Европы и США, мусульмане-сунниты из Африки и Азии оказываются расколотыми прослойкой шиитов, восточно-азиатские страны представляют собой смесь атеистических, буддистских, синтоистских, мусульманских, индуистских и многих других взглядов, и даже, казалось бы, однородные по религиозному составу Южная Америка и Австралия демонстрируют значительные вкрапления местных верований, сохранившихся с доколониальных времен. Глобализация и международная миграция еще больше подстегивают эту религиозную пестроту. В результате современный мир с точки зрения религий практически не имеет внутренних территорий. Любая точка земного шара оказывается на границе конфессий, хотя напряжение в этих точках может разниться.

Религиозные права и свободы в современном мире оказываются одними из самых ущемленных. Сосуществование двух подходов, один из которых защищает свободу вероисповедания, а второй – защищает это право в том объеме, в котором оно не противоречит традициям и законам Ислама14, не решает существующих в мире противоречий. Наиболее свободны в плане выбора вероисповедания страны, в которых доминирует христианство15. Правда, и здесь встречаются различные исключения и ограничения — в Мексике, Колумбии, Венесуэле, Анголе, Зимбабве, Танзании, Кении, Франции, Германии, Украине, Греции, Болгарии, Белоруссии и России. Однако прецедентов полного ограничения религиозных свобод в христианских странах не существует.

Значительные религиозные ограничения существуют в Китае, где, к примеру, властями создана Китайская Патриотическая Католическая Ассоциация16, не признаваемая Святым Престолом и назначающая собственных епископов. Прообраз государственной религии существует и в Северной Корее. А в Индии нередки притеснения христиан индуистами. Наибольшие притеснения религиозных прав и свобод наблюдаются в Саудовской Аравии, Эритрее, Иране, Узбекистане, Мьянме, Малайзии. Больше других при этом страдают христиане. Они оказываются притесненными в той или иной степени в 133 странах мира17. В Саудовской Аравии за открытую практику христианства предусмотрено наказание в виде смертной казни18. Даже принявшие арабскую хартию прав человека страны продолжают игнорировать существующую проблему, акцентируя внимание на исламофобии в мире19.

В то же время остальные страны прикладывают немало усилий для преодоления межрелигиозных конфликтов. Те или иные институты межконфессионального диалога существуют в Великобритании, Франции, Испании, Швейцарии, России, Казахстане, Боснии, Албании, Алжире, Ливии, Ираке, Катаре, Израиле, Уганде, Мозамбике, Бурунди, Японии, Тайване, США, Канаде, Гватемале, Колумбии, Чили, Аргентине и др.

Помимо крупных религий, отмеченных на рис. 1, в мире существует немалое число религиозных меньшинств, чье взаимодействие с миром также является неотъемлемой частью разнообразия религий. К ним относятся и общины старообрядцев в России, старокатоликов в центральной Европе, меннонитов, молокан, отколовшихся от крупных христианских церквей, зороастрийцы, самаритяне, исмаилиты на Ближнем Востоке, многочисленные общины коренного населения Америки и Австралии и многие другие религиозные группы20. Особый интерес для демографов представляет зародившаяся в Юте Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормоны)21. Основанная Джозефом Смитом в 1827 году, эта церковь верит помимо прочего в «крещение мертвых». Как результат последователи этой церкви собирают информацию о метрических книгах со всего мира в надежде крестить все население земли и проследить его генеалогию до Адама и Евы. Практический результат этого – база данных метрических записей, включающая, в том числе, и записи Тверских, Самарских и Санкт-Петербурских метрических книг22. В начале своего существования эта церковь также активно выступала за полигамию, что нашло отражение в ее собственных метрических книгах и может послужить хорошей основой для продольного анализа полигамных браков.

Таким образом, несмотря на предсказания о наступлении «секулярного века», мир религий отнюдь не ушел в небытие. Наоборот, персонализация религиозных переживаний привела к обострению противоборства различных религиозных групп, а глобализация и международная миграция привели к тому, что на планете практически нет мест, свободных от межконфессиональных столкновений. В секулярный век Земля вошла с как никогда остро обозначенной религиозностью.

1 Магистранты Института демографии НИУ ВШЭ. 2 Charles Taylor. A secular Age. Harvard University Press, 2007, p. 3. 3 L’Atlas des religions, Le Monde/La vie, hors série, édition 2011, p. 8-9. 4 Ibid., p. 9. 5 См. Документы II Ватиканского собора. Москва, 2004. 6 http://cathmos.ru/files/docs/vatican_documents/cce4/ 7 Компендиум Социального учения Церкви, Москва, 2006. 8 Томас Рауш, Католичество в третьем тысячелетии, Москва, 2007. 9 L’Atlas des religions. 10 http://www.spiegel.de/international/spiegel/0,1518,460233,00.html 11 http://worldchristiandatabase.org/wcd/ Отметим, что данная база данных является закрытой, однако, статистика религий из этой базы представлена на картографическом сайте worldmapper.org (http://www.worldmapper.org/extraindex/religion_notes.html) 12 http://www.pewforum.org/ 13 См. World Population Prospects, UN, 2009. 14 См. Арабская хартия прав человека (http://www.acihl.org/res/Arab_Charter_on_Human_Rights_2004.pdf) 15 L’Atlas des religions, p. 18-19. 16 http://en.wikipedia.org/wiki/Roman_Catholicism_in_China 17 L’Atlas des religions, p. 19, 84-87. 18 http://www.state.gov/j/drl/rls/irf/2008/108492.htm 19 http://www.oic-oci.org/page_detail.asp?p_id=182 20 L’Atlas des religions, p. 20-21. 21 http://www.lds.org/?lang=eng 22 www.familysearch.org

Начиная с демонстрации экспоненциального роста населения нашей планеты и заканчивая картой распространения пяти наиболее влиятельных религий, которые в прошлом и настоящем оставили наиболее яркий след в мировой истории — эта коллекция анимированных карт даёт более чёткое представление о значимых событиях в истории человечества.

1. Карта роста населения Земли

Прошло 200 тысяч лет с того момента, как население нашей планеты достигло показателя в 1 миллиард, и понадобилось всего лишь 200 лет, чтобы эта цифра выросла до 7 миллиардов. Когда же будет пик, и как мы сможем минимизировать наше воздействие на ресурсы Земли, если население нашей планеты продолжает расти в геометрической прогрессии?

2. Карта миграции человечества

Трудно даже представить, что происходило тысячи лет назад, прежде чем кто-то начал писать историю. Но благодаря кропотливой работе антропологов и палеонтологов со всего мира уже сейчас есть возможность начать собирать историю наших предков воедино. Первый человек разумный (Homo sapiens) появился около 200 тысяч лет назад в Восточной Африке; 70 тысяч лет назад на Земле наступил самый холодный и засушливый период за всю историю человечества, с которого и началась миграция в условиях поиска лучших земель. А 60 тысяч лет назад первые люди покинули родной континент.

3. Карта мира: история стран

В 16-минутном видео представлена анимационная карта, демонстрирующая возникновение стран на заре цивилизации и показывающая их дальнейшую территориальную визуальную историю вплоть до наших дней. Летоисчисление начинается с 3150 года до н.э. — приблизительно в это время началась борьба между Верхним и Нижним царствами за гегемонию в долине Нила. Полноэкранный режим видео поможет рассмотреть развитие стран более детально.

4. Карта формирования континентов на нашей планете

650 миллионов лет в 2-х минутном видео. Как выглядела Земля 400 миллионов лет назад, и как бы она могла выглядеть в будущем — спустя 50, 150 и 250 миллионов лет.

5. Карта распространения 5 основных религий мира

Ислам, христианство, буддизм, индуизм и иудаизм являются пятью самыми распространёнными религиями в мире. За последние несколько тысяч лет эти религиозные группы сформировали ход истории и оказали глубокое влияние на историю человеческой расы. Сквозь бесчисленные конфликты, завоевания, миссии за рубежом, а также посредством устного или письменного повествований, эти религии распространились по всему миру, преодолев огромные расстояния на своём пути.

Оценить статью:

Статьи на эту тему

6000 лет мировой урбанизации в 3-х минутном видео Фотографии мумий, прекрасно сохранившихся до наших дней Винтаж: самые загадочные фотографии призраков Видео: разрушающая мощь Везувия и гибель Помпеи

(1.91 Mb) · Скриншот · Распечатать · Написать автору

Религиозный состав.

Религия во многих странах мира существенно влияет на общественную жизнь и экономическое развитие. Религиозный состав населения земного шара очень разнообразен. Среди религий древними являются традиционные, которые пришли от дальних предков. Сейчас они больше распространены в Африке. В Украине к традиционной религии относят язычество, которое в Х-XI вв. принудительно заменены на мировой универсальную религию - христианство. Мировые религии, которые имеют больше последователей и значительное территориальное распространение, делят на универсальные и этнические. Универсальные религии имеют сторонников во многих странах и регионах мира, а этнические распространены преимущественно среди населения одной национальности отдельных стран.

Религии мира

К универсальным религиям принадлежат христианство, ислам или мусульманство (магометанство), и буддизм. Христианство, которое состоит из трех основных ветвей: католицизма, православия и протестантизма, исповедуют около 2 млрд человек. Оно имеет сильное влияние в странах Европы, Америки и Австралии. Второе место по количеству верующих (около 1 млрд человек) занимает ислам. Мусульмане преимущественно проживают в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Главные города ислама - Мекка и Медина в Саудовской Аравии. Буддизм распространен в Юго-Восточной Азии (420 млн верующих).

Религиозные взгляды и национальные особенности населения является одной из причин межнациональных конфликтов, которые не удается решить в течение многих лет. Так, длительное время сохраняется большое напряжение в Северной Ирландии (Ольстер), где не прекращается религиозное противостояние между католиками (коренным населением) и протестантами (переселенцами из Англии и Шотландии). Во многих странах мира религия и по сей день существенно влияет на личную жизнь людей, их обычаи и традиции. В Украине религия отделена от государства, однако каждый Украинец имеет право исповедовать религию по своему желанию.

Изготовление пластиковых окон в Калуге учитывает главное их предназначение - для того, чтобы давать людям тишину, тепло, удобство. Любое окно, каким бы отличным или качественным оно не было, требует и индивидуального монтажа. Только в таком случае оно будет правильно служить Вам долгие годы на основе всех нормативных предписаний, действующих на территории регионов Российской Федерации.


Постоянная ссылка на файл - http://сайт/load/0-0-0-810-20

+ дополнительный материал:

3590 0

В мире проживает 2,1 млрд. христиан, 1,3 млрд. мусульман, 900 млн. индуистов, 394 млн. даосистов, 376 млн. буддистов и 1,1 млрд. атеистов.

В конце октября ООН заявила о том, что на свет появился семимиллиардный житель Земли, хотя некоторые ученые утверждают, что данная цифра реальной сможет быть лишь через год. По оценке демографов, за всю историю человечества было рождено около 108 млрд человек, и только 6,5 % из них живут в наше время. Сменяются эпохи, и вместе с ними меняется религиозная карта мира. Что мы увидим на ней сегодня?

Согласно последним данным сейчас в мире проживает 2,1 млрд христиан, 1,3 млрд мусульман, 900 млн индуистов, 394 млн даосистов, 376 млн буддистов и 1,1 млрд атеистов.

Треть жителей планеты (31,43%) - христиане. Более половины из них принадлежат к Католической Церк­ви (1,15 млрд человек). По сравнению с данными2009 г. (1,166 млрд) их число немного уменьшилось. Тем не менее католицизм является основной религией во многих европейских странах (Франция, Италия, Испания, Португалия, Австрия, Бельгия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Хорватия, Ирландия, Мальта и др.).

Всего в 21 государстве Европы католики составляют большинство населения, в Германии, Нидерландах и Швейцарии - половину. В западном полушарии католицизм распространeн во всей Южной и Центральной Америке, а также в Канаде и США. В Азии католики преобладают на Филиппинах и в Восточном Тиморе, большое количество католиков есть во Вьетнаме, в Южной Корее и Китае. На Ближнем Востоке много католиков в Ливане (марониты и др.).

В Африке проживают, по разным оценкам, от 110 до 175 млн католиков.

Православие исповедуют около 300 млн человек. В современном мире к странам с большинством православного населения можно отнести: Россию, Украину, Беларусь, Болгарию, Грецию, Грузию, Кипр, Македонию, Молдову, Румынию, Сербию, Черногорию. Православие также заметно присутствует в Боснии и Герцеговине, Финляндии, Казахстане и на Алеутских островах американского штата Аляска. Кроме того, его исповедуют в Эстонии, Латвии, Киргизии и Албании. С конца XX в. одной из зон сравнительно быстрого распространения Православия становятся Африка южнее Сахары, а также Юго-Восточная Азия и Южная Корея. В то же время важно отметить, что Православие присутствует в большинстве стран мира.

Примерное число исповедующих протестантизм - 720 млн. Данная конфессия является преобладающим вероисповеданием в скандинавских странах, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии. В Германии, Нидерландах, Канаде, Швейцарии протестантизм является одним из двух преобладающих вероисповеданий (наряду с католицизмом). Каждый день в мире становится на 300 атеистов меньше, зато количество христиан увеличивается ежедневно в среднем на 80 тысяч, причем количество католиков возрастает ежедневно на 31 тысячу. Такая статистика содержится в ежегодном отчете Международного Бюллетеня миссионерских исследований (International Bulletin of Missionary Research), на который ссылается в своей публикации сайт prochurch.info .

Как сообщают СМИ, украинцы становятся одной из самых религиозных наций в Европе. Теперь в нашей стране уже 71,4 % населения считают себя верующими, а значит, мы по этому показателю уступаем лишь католикам Польши, Португалии, Словакии и православным киприотам. Более того, число тех, кто верит в Бога, постоянно растет: результаты опроса Центра Разумкова свидетельствуют, что за десять последних лет общенациональная украинская паства увеличилась на 13 %. Самым религиозным регионом страны остается запад, где сосредоточено 34,5 % всех православных приходов.