Публикации. Оно включает в себя два основных процесса

Развитое тактическое мышление – залог успеха практически в любой деятельности. Оно помогает одерживать победы на войне, в спорте и в более повседневных вещах – в обучении и решении бытовых проблем. Сегодня мы больше узнаем о тактическом мышлении и его структуре и рассмотрим упражнения для развития этого полезного навыка.

Немного теории

Тактика – это набор приемов, средств для достижения определенной цели. Наиболее часто ее упоминают в связи с ведением боя (тактика ведения боя), со спортом (тактика соревнования), с игрой (тактика игры).

Тактическое мышление – это быстрое, оперативное и целесообразное протекание мыслительных процессов, направленное на поиск рациональных путей решения задачи и достижение цели. Человек с таким мышлением продумывает все действия на несколько шагов вперед. Это можно сравнить с партией в шахматы, когда игроку для достижения победы необходимо не только продумать свои ходы, но и предугадать ходы противника и адекватно ответить на них. Упрощенная схема результатов тактического мышления будет выглядеть как цепочка логических выводов со структурой «Если…, то…».

Тактическое мышление обладает следующими характеристиками:

  1. Действенность. Данный вид мышления неразрывно связан с практической деятельностью, включен в нее. Ученик будет думать, какое решение математической задачи выбрать, именно в процессе работы над ней.
  2. Импровизационность. В процессе решения задач и на пути к достижению цели могут возникать различные непредвиденные обстоятельства, которые не были учтены и продуманы. Тактическое мышление позволяет быстро сориентироваться в ситуации и принять решение-импровизацию. Например, ребенок продумал свои ответы на вопросы учителя на уроке. Но у него спросили что-то, что он не ожидал. Ученик с развитым тактическим мышлением способен легко отойти от ранее намеченного плана и выдать импровизированный ответ.
  3. Оперативность. Такое мышление всегда быстрое и четкое. Например, школьника вызывают отвечать у доски параграф по истории. За несколько секунд необходимых, чтобы встать из-за парты, ребенок продумывает, что и в какой последовательности он скажет, как ответит на вопросы и т.д.
  4. Вероятность. Заключается в том, что любое предположение не может быть абсолютно точным – всегда остается некоторая доля того, что сделанный посредством тактического мышления вывод неверен. Например, школьник решает задачу по физике. Исходя из условий, ученик уже может предположить, каким будет ответ, но не может быть уверен в этом на 100%.

Таким образом, тактическое мышление является весьма полезным навыком, помогающим ученикам даже в самых обычных ситуациях обучения. Оно включает в себя следующие задачи:

  • Постановка целей. Например, решение конкретной математической задачи, блестящий ответ у доски, победа на школьной олимпиаде и т.д.
  • Анализ собственных возможностей в данный момент времени. Ученику необходимо взвесить свои сильные и слабые стороны.
  • Учет условий. Необходимо проанализировать и принять во внимание все внешние факторы решения задачи/проблемы: где проходит, в какое время, кто находится рядом и пр.
  • Прогноз препятствий и трудностей. Необходимо предположить, какие именно затруднения могут возникнуть и как их разрешить в этом случае.
  • Составление запасного плана. Т.к. тактическое мышление характеризуется вероятностью, школьнику необходимо продумать, как он будет действовать, если его первоначальный план не сработает

На первый взгляд эти задачи кажутся достаточно сложными, особенно для ребенка. Но с помощью интересных игровых упражнений тактическое мышление можно развить у представителя любого возраста и пола.

Разгадай значение каждого символа

Каждый символ равен определенному числу. Пользуясь приведенной ниже таблицей, разгадай значение всех фигур. После каждой строки и столбца указана сумма значений символов.


Воздушные шары

Есть четыре шарика (два черных и два белых) с напечатанными на них номерами. Они расположены так, что цифры на них образуют следующую последовательность: 3, 4, 2, 1. Их поменяли местами. Задача: найди новую последовательность, отвечающую условиям:

  • Цифра, стоящая с краю слева в два раза больше соседней.
  • Нечетные номера находятся рядом друг с другом.
  • Белые шарики находятся рядом друг с другом.

Нестандартный «морской бой»

В сетке 6 на 6 клеток необходимо расположить три крейсера (4 палубы-клетки), три шлюпки (3 палубы-клетки) и три буйка (1 клетка). При этом следует учитывать значения, стоящие напротив строчек и столбцов. В каждом из них не должно быть больше или меньше заполненных клеток, чем указано. Например, в первой строчке приведенной ниже сетки не должно быть заполнено более/менее 5 клеток. При этом между одной и четырьмя заполненными клетками должен быть как минимум один пробел.


Если…, то…

Данное упражнение можно использовать абсолютно в любых ситуациях. Необходимо спровоцировать ребенка на предугадывание результата своих действий и возможного развития событий. Например:

  1. Если ты пойдешь гулять в дождь, то…
  2. Если ты плохо выучишь урок, то…
  3. Если ты выиграешь школьную олимпиаду, то…
  4. Если тебя вызовут к доске, а ты не уверен, то…
  5. Если ты станешь решать задачу таким способом, то…
  6. И т.д.

Кейворды

Кейворд – это разновидность кроссворда, с вписанными в сетке числами, под каждым из которых зашифрована определенная буква. Для подсказки в сетку внесено одно слово, на основе которого идет дальнейшая расшифровка.

Для решения этого кроссворда необходимо продумывать действия на два шага вперед, что является отличной тренировкой тактического мышления.

Импровизация

Можно использовать упражнения на творческую импровизацию и импровизацию решений:

  1. Творческая. Придумай окончание песенки, стихотворения; покажи сценку на тему школьной жизни и др.
  2. Решений. Упражнение включается непосредственно в выполнение какой-либо деятельности, в решение задачи. Например, придумай другой ход решения задачи, так как появилась новая переменная; каким путем ты пойдешь, если две дороги, по которым планировалось идти ранее, перекрыты и пр.

Судоку

Еще одной разновидностью головоломок для развития тактического мышления являются судоку – японский «числовой кроссворд». Он состоит из сетки 9 на 9 (внутри расположены 9 квадратов каждый в 9 клеток), которую необходимо заполнить цифрами от 1 до 9 так, чтобы в каждом столбце и строчке они встречались только один раз.


Составление плана действий

Для развития тактического мышления школьнику необходимо научиться планировать свою деятельность. Для тренировки этого умения можно:

  1. Планировать занятия на день, несколько дней, неделю и т.д.
  2. Продумывать последовательность выполнения любого действия: поход в школу, мытье посуды, решение задачи по химии, ответ у доски и пр.
  3. Составлять масштабные планы, с учетом всех мелочей. Например, план похода, план достижения цели (получение пятерки в четверти, выигрыш на олимпиаде/соревнованиях и т.п.).

Составление плана, особенно масштабного, должно занимать большое количество времени. Рекомендуется делать это поэтапно, постепенно добавляя новые детали и внося коррективы.

Размести шестиугольники

Ниже представлено несколько шестиугольников и поле, куда их необходимо вставить. Разместить фигуры нужно таким образом, чтобы в местах их соприкосновения (жирные линии) совпадали числа в треугольниках. Переворачивать шестиугольники нельзя.

Ориентирование на местности, чтение карты

Упражнение может выполняться в реальных или виртуальных условиях (компьютерные игры). Здесь ребенку необходимо:

  • Поставить цель. Например, выбраться из леса, найти речку, выбрать наиболее короткий маршрут и т.д.
  • Заранее хорошо ознакомиться с картой местности. В случае необходимости помогите ученику расшифровать какие-то знаки, определить его местоположение и пр.
  • Соотнести данные карты с тем, что он видит в реальности. Например, количество деревьев на карте и на поляне.
  • Выбрать маршрут. Определяется в зависимости от поставленной цели.
  • Достичь цели, внося коррективы при необходимости. В процессе прохождения маршрута могут возникать различные препятствия, в результате которых первоначальный план может изменяться. Можно заранее попросить школьника продумать эти трудности и пути их решения или оставить это на потом для тренировки быстроты и импровизационности тактического мышления.

«Алфавитное» путешествие

В расположенные ниже овалы необходимо вписать буквы от А до Л (включительно). Чтобы сетка была заполнена верно, нужно соблюдать условия:

  • Буква Д находится восточнее, чем буква Г.
  • Ж расположена строго (любое место на той же горизонтали/вертикали) севернее Д и западнее В.
  • А стоит рядом с К.
  • К находится строго севернее А.
  • Б расположена строго на запад от буквы А.
  • З севернее, чем Е и В.
  • И находится рядом с З, строго в северном направлении.
  • Л стоит строго западнее Е и строго севернее Г.

Шахматы

Пожалуй, это одно из самых трудных, но действенных упражнений. Если ребенок не умеет играть в шахматы, то рекомендуется начать с основ: объяснить правила, показать возможные ходы.

Когда ученик уже может самостоятельно вести партию, необходимо помочь ему с тактикой игры: спрашивайте его о значении каждого хода и его возможных последствиях.

В выпуске использованы картинки из книги Филлипс Ч. «Логика + тактическое мышление».

Иногда человек не может добиться своей цели по той причине, что он слишком открыт для окружающих и бесхитростен. Такому человеку могут легко сесть на шею и заставить его совершать такие поступки, которые ему не выгодны. Чтобы легче жить и добиваться своего, необходимо быть более проницательным и умным, закрытым для других и хитрым.

Как развить хитрость и смекалку?

Глядя на закоренелых хитрецов, некоторые люди начинают сомневаться, можно ли развить хитрость во взрослом возрасте. Но психологи уверены, что можно откорректировать любые черты характера при условии систематической работы и наличия огромного желания. Что касается хитрости, то ими предлагаются такие советы, как развить хитрость:

  1. Разрешите себе быть хитрым. Проблема в том, что многие люди считают хитрость негативным и стараются всегда положительными. Однако вокруг нас живут несовершенные люди, которые могут воспользоваться нашей прямолинейностью и ответственностью в своих целях.
  2. Никогда не рассказывайте все, что знаете по какому-то вопросу, не оправдывайтесь. Оставьте место для фантазий собеседника. Не обязательно объяснять, почему и для чего вы так поступили. Просто говорите, что так надо было.
  3. Старайтесь понять мотивы человека. Психологи утверждают, что в среднем человек врет ежедневно не менее 5 раз. Поэтому не стоит любую информацию принимать за чистую монету. Ваше недоверие к человеку будет выглядеть как проницательность.
  4. Не верьте своим . Принимать решение надо всегда под контролем разума, а не чувств, которые могут завести в тупик.
  5. Играйте на слабых сторонах собеседника. Если он любит похвалу, то начните разговор с похвалы. Если сладости, то угостите шоколадом и т.д.
  6. Развитие хитрости предполагает хорошее знание психологии человека. Учитесь понимать людей и находить к ним подход. Говорите то, что они хотят услышать и молчите насчет того, что им будет неприятно.

- Внимание, сборы! Сегодня мы проводим занятие на базе кавалерийского батальона! Цель - выработать тактику совместных действий при пресечении противоправных действий на массовых мероприятиях!

Почти сто офицеров - командиры рот и взводов патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб из разных округов столичной полиции, стоя на манеже, внимательно слушают руководителя занятий Вячеслава Перелыгина.

Полковник полиции вкратце объясняет, какие испытания ждут сегодня сотрудников наружных служб.

Вопросы есть?
- Никак нет!
- Сборы?!
- Да! - эхом разносится по манежу.

Наука остаться в живых

О креативных методах обучения полицейских, практикуемых в Центре профессиональной подготовки инструкторов служебной и боевой подготовки ГУ МВД России по г. Москве, «Щит и меч» писал не раз. В этом уникальном, не имеющем аналогов в стране подразделении уже третий год подряд ломают стереотипы по части оттачивания профессиональных навыков сотрудников органов внутренних дел. На сборы еженедельно приезжают 90 столичных полицейских. Здесь их ждёт не привычная для многих писанина в тетрадях по служебной подготовке, а невероятно крутые практические тренинги, которые намеренно проводятся на фоне физического и психического утомления. В начале каждого занятия патрульных, участковых, оперативников изнуряют с помощью специальных упражнений, а затем погружают в искусственно созданную реальность, «вбрасывая» вводные, максимально приближённые к тем, с которыми они сталкиваются на службе. Таким образом моделируется обычный рабочий день, когда в любой момент полицейский должен быть готов задержать преступника и обеспечить безопасность граждан.

«Для всех прибывающих на обучение я расставляю приоритеты, - рассказывает начальник центра подполковник полиции Евгений Тупичкин. - На первом месте - жизнь. Погибший сотрудник никому не поможет и преступника не задержит. Значит, первая задача, которую предстоит решать полицейскому в нестандартной ситуации, - остаться живым. Если ты выжил, но лежишь без рук и ног - это тоже не вариант. Отсюда второй приоритет - остаться здоровым или как минимум получить наименьшие повреждения. Третий - безопасность табельного оружия. Оружие нужно сохранить, не дать возможности правонарушителю завладеть им. И, наконец, четвёртый приоритет - выполнение стоящей перед полицейским задачи. Только так и не иначе. Профподготовка в нашем центре нацелена на то, чтобы научить сотрудников чётко и грамотно действовать в любой ситуации».

Занятия не похожи на привычные тренировки. Они проходят не только в спортзале или тире, но и на лестнице, в коридорах и на улице. Зимой провели эксперимент: привлекли в качестве преподавателей специалистов по страйкболу. У офицеров, которым посчастливилось побывать на этих занятиях, остались незабываемые впечатления. Практикуются и выездные сборы.

«В прошлом году по инициативе заместителя начальника ГУ МВД России по г. Москве генерал-лейтенанта внутренней службы Андрея Понорца организовали семинар на улицах города, - продолжает рассказ Евгений Тупичкин. - Смоделировали оперативно-служебную деятельность в местах массового пребывания людей. На площадях, в кафе, парках… По две недели в каждом округе. В общей сложности охватили семь тысяч сотрудников».

Задержать с закрытыми глазами

Совместные тренинги с сотрудниками 1-го кавалерийского батальона 1-го оперативного полка полиции ГУ МВД России по г. Москве в тёплое время года проводятся регулярно. Если конные патрули не задействованы в охране общественного порядка в связи с проведением массовых мероприятий, то раз в неделю на занятие в батальон приезжают участники очередных сборов…


…В первой части занятий на манеже только пешие полицейские. Звучит команда:

Работаем парами силовое задержание!

Это лишь разминка. Задача - задержать спарринг-партнёра, ни на секунду не упуская контроля над ситуацией вокруг. Стоит зазеваться, как снующие между бойцами преподаватели ловким движением выбьют из рук оружие, поставят подножку, а то и огреют чем-то не по-детски. А кто сказал, что в реальной ситуации будет всё по правилам?

Вот и первый необычный тренинг. Разгорячённые разминкой полицейские садятся на манеже в круг. В центре два спарринг-партнёра усаживаются спина к спине.

Глаза закрыть! Вводная: вы - сотрудники полиции. Задача - по команде задержать того, кто сидит за спиной! Остальные - кричим, шумим.

По свистку партнёры под громкий свист и крики вскакивают на ноги и бросаются друг на друга. Но довольного собой победителя схватки ждёт разочарование.

Почему не обозначили себя? Я же сказал, вы - сотрудники полиции! Оба - 10 отжиманий!

Следующая пара! Глаза закрыть! Задача та же.

Свисток, и всё повторяется.

Почему я опять не слышу, что работает полиция?! Громче!

Партнёры из третьей двойки так громко кричат друг другу: «Стоять! Работает полиция!», что перекрикивают гвалт сотни подбадривающих их коллег.

Ну вот теперь слышу…

Это работа на интуицию, - поясняет происходящее на манеже руководитель занятий, заместитель начальника Центра профессиональной подготовки инструкторов служебной и боевой подготовки ГУ МВД России по г. Москве полковник полиции Вячеслав Перелыгин. - Мы максимально усложняем выполнение задачи: закрытые глаза, дезориентация, различные сбивающие факторы, шум. Но сотрудник не должен растеряться.

Вводные поступают одна за другой.

Как самочувствие? - спрашивает бойцов в перерыве инструктор.
- Отлично! - раздаётся грохот ста голосов.
- Песню запевай!
- У солдата выходной, пуговицы в ряд!..

Поют слаженно, с улыбками на лицах. Словно репетировали много раз. А ведь познакомились лишь три дня назад и всё это время не пели, а вместе погружались в искусственно созданную для них реальность. Видно, что научились слышать и чувствовать друг друга, как заправский хор.

Пять минут перерыв. Попить воды и в строй!

Злодеи в центр, полиция - ко мне!

И вот на манеже появляются его истинные хозяева. Полтора десятка лошадей в специальной защитной амуниции с надписью «Полиция», на них верхом лихие всадники, среди которых две хрупкие девушки.


Начинается совместная тренировка.

Вячеслав Перелыгин разбивает участников сборов на две группы. Одной предстоит играть роль хулиганов, другой - самих себя: патрульных, обязанных этих хулиганов усмирить.

Злодеи в центр, полиция - ко мне!

Каждой группе ставится задача. По команде кавалеристы направляют на них лошадей, и вот уже грациозные животные закружили вокруг «хулиганов» «карусель» - специальный элемент, когда правонарушители берутся в кольцо, которое постепенно сжимается.

Теперь дело за пешими патрульными. Полицейские подбегают к сидящим в окружении лошадей и по одному под руки, а то и на руках конвоируют их до условного полицейского автобуса.

После успешного завершения операции патрульные и «хулиганы» меняются ролями. На манеже моделируются всё новые ситуации. Кавалеристы применяют разные методы рассечения, дезориентации толпы. Но и «хулиганы» не лыком шиты. Двое умудрились с улюлюканьем стащить сотрудника с лошади. Что ж, хороший урок для кавалеристов. Кто сказал, что реальные хулиганы не поступят так же?

В какой-то момент над манежем повисла звенящая тишина. Оказалось, что лошади ушли. Бойцы улучили минутку, чтобы отдышаться. Один из «бандитов» гордо продемонстрировал порванный в «бою» камуфляж.

Руководитель учений собирает всех в круг. Начинается разбор ошибок.

Во время короткого перерыва на улице слушатели (курсанты) обступают кавалеристок и забрасывают их вопросами:

У нас патрульный автомобиль один на троих, а у вас лошадь?
- Нет, лошадь не машина, она закреплена за конкретным кавалеристом.
- А в парках это вы работаете? Кажется, мы вас видели.
- Да, мы.
- А сколько лошадь в день съедает?
- Девять килограммов сена и семь килограммов овса.
- А чем-то балуете своих любимцев?
- Конечно! Сахаром, морковкой, арбузными корками. Сейчас как раз сезон бахчевых - приносим из дома, угощаем.

Перейти через сломанный мост

Заключительная часть занятия - самая зрелищная. Толпа беснующихся «хулиганов» забрасывает кавалеристов камнями. В «роли» камней - теннисные мячики. Удивительно, как невозмутимо держатся лошади. Не дрогнет ни один мускул. Но вот по команде они пускаются вскачь на «злодеев». А те, разумеется, наутёк. Бегуны преодолевают два десятка метров со скоростью олимпийских чемпионов и не мешкая запрыгивают на трибуну, с лёгкостью беря высоту в полтора метра. Без шеста…


Казалось бы, какой ужас должен испытывать человек, на которого несётся полтонны живой мощи! Но беспристрастная фотокамера фиксирует только мальчишеский задор на лицах полицейских. Вообще, столько позитивных эмоций, экспрессии, желания ещё и ещё участвовать в этой жёсткой мужской игре, где сотрудники учатся выживать и решать сложнейшие оперативные задачи, мне не приходилось видеть давно.

При этом на занятиях обошлось практически без травм, не считая мелких синяков и ушибов. Опытные инструкторы заранее наставляли участников сборов использовать защитное снаряжение для суставов и лица: специальные очки, налокотники, наколенники, перчатки.

«Отработка тактики взаимодействия пеших нарядов полиции с конными патрулями - важная часть профессиональной подготовки, - объясняет полковник полиции Вячеслав Перелыгин. - Сотрудники наружных служб знают о существовании конной полиции, но как она работает, чем занимается - лишь понаслышке. А во время таких занятий мы даём им возможность выработать алгоритм взаимодействия при пресечении массовых беспорядков. Как себя вести рядом с конным патрулём? Что нужно делать, а чего категорически нельзя? С какой стороны лучше к лошади подходить? Или, может быть, к ней вообще подходить не нужно: пускай кавалеристы отработают, а потом уже пешие наряды? Вопросов очень много, и, если не проработать поведенческий алгоритм заранее, в оперативной ситуации полицейский не сможет действовать эффективно. Другой важный момент - во время занятий снимается сильнейший психологический барьер. Не каждый человек и не к каждому животному может без опаски подойти. А тут нужно вместе работать, да ещё так жёстко! У нас на предыдущем сборе один сотрудник откровенно признавался: я боюсь лошадей, я к ним не пойду. Пытался отсидеться в сторонке, но после нескольких подготовительных упражнений, когда удалось его ввести в раж, он уже сам кричал от восторга: «Я стоял рядом с лошадью, мне ничего не было, я переборол себя!» Теперь при совместной работе с кавалеристами в городских условиях, на массовых мероприятиях он будет понимать, что лошадь бояться не надо, она - наш боевой соратник.

В наших планах - совместная работа с кинологами. Мы рассчитываем, что во время выездных семинаров в кинологический центр его специалисты поделятся с сотрудниками других служб особенностями работы с собаками. Причём речь не о дрессированных служебных псах, а о диких животных. Во время службы на улице всякое бывает. В городах полно диких собак, они сбиваются в стаи, нападают на людей. И патрульный должен знать, что делать в этой ситуации. Кинологи расскажут и покажут, как можно стоять против собаки, что можно и чего нельзя делать.

Завтра у нас выездное занятие на полосе препятствий. Задача - не прохождение на время, а тактическое и техническое преодоление сложного и опасного участка. И здесь тоже многие сталкиваются с необходимостью преодоления психологического барьера. Простой пример - сломанный мост, два бревна, расстояние между которыми - 50 сантиметров. Если он лежит на земле, всякий с лёгкостью пройдёт по нему, но стоит поднять этот мост на высоту два-три метра, как человек впадает в ступор. Задача преподавателей - помочь сотрудникам открыть в себе новые горизонты, преодолеть мешающий этому страх».

Лошадь - оружие психологическое

О важности совместных тренировок сотрудников различных служб столичной полиции говорит и командир 1-го кавалерийского батальона 1-го оперативного полка полиции ГУ МВД России по г. Москве майор полиции Михаил Абраменко:

«В таком мегаполисе, как российская столица, крупномасштабные массовые мероприятия, в том числе и международного уровня, проводятся регулярно. И ситуаций, когда сотрудникам территориальных подразделений приходится работать совместно с конными патрулями, возникает немало. Отрабатываемые сегодня сценарии - экстраординарные, в жизни до такого обычно не доходит. Поэтому справедливо будет сказать, что во время занятий мы получаем полезные навыки, которые держим в резерве. Однако если их не оттачивать, в критической ситуации можно потерять над ней контроль. Обычно небольшая группа людей начинает заводить всю толпу. Задача кавалерии - пресечь деятельность зачинщиков, задержать их, дезориентировать толпу, чтобы она не могла действовать слаженно. И тем самым предотвратить массовые беспорядки. Затем развести болельщиков по разные стороны, обеспечить между ними дистанцию, чтобы не допустить драки. А пешие наряды задерживают зачинщиков и доставляют в отдел.

Сотрудники территориальных органов во время занятий видят происходящее с двух сторон. Вот почему так важно каждому из них побывать по обе стороны баррикад - и в качестве полицейского, и правонарушителя, чтобы понять, какие против них могут быть совершены действия».

По словам Михаила Абраменко, конь - оружие скорее психологическое, нежели физическое. Кавалерист в экипировке, движущийся на лошади с большой скоростью, производит сильное впечатление на самого смелого хулигана. Желание продолжать беспорядки мгновенно улетучивается. Только лишь поворачивая корпус лошади, хрупкая девушка-кавалерист может разделить и дезориентировать толпу хулиганов.

По своей природе лошади - животные пугливые, они боятся резких звуков, ярких световых пятен, светотеней. Поэтому во время занятий все нарочно шумят, свистят. Инструкторы стреляют из оружия, применяют шумовые гранаты. Так что совместные тренировки - бесценный опыт для всех участников. Полезные навыки получают не только патрульные, наездники, но и лошади.

А теперь - кататься!

Тренировка закончена, «разбор полётов» проведён, указания на завтрашний день получены, но никто не торопится расходиться. Эмоции бьют через край. Полицейские что-то бурно обсуждают, обмениваются телефонами. Потом - совместное фото на память. И «на закуску» хозяева батальона приглашают всех желающих на манеж, кататься.

Даже те, кто ещё несколько часов назад с опаской подходил к животным, наперегонки выстраиваются в очередь за развлечением. Одни полицейские демонстрируют лихую удаль, умело пуская лошадь галопом. Другие осторожно с помощью кавалериста усаживаются на коня, и ведомое под уздцы животное неспешно везёт их по кругу. Не отказала себе в этом удовольствии и я. Было ужасно страшно и ужасно здорово.

Так где там руководители центра запланировали очередные выездные тренинги? У кинологов? Обязательно приду посмотреть!

Чем отличается тактика от стратегии? В чем разница между этими двумя понятиями? Один мудрец однажды сказал, что думать нужно стратегически, а действовать - тактически. Стратегия является более общим понятием, планом, который может состоять из нескольких тактик. Тактика, в свою очередь, является сфокусированной частью этого общего плана. Если первоначально эти термины употреблялись преимущественно в военном контексте, то теперь они используются в самых разнообразных повседневных сферах, включая бизнес. В чем же разница между тактикой и стратегией, такими на первый взгляд взаимозаменяемыми понятиями?

Главное отличие

Стратегия отличается от тактики тем, что совершенно разные тактики могут быть составными частями единой стратегии. Например, для завоевания определенной доли рынка необходимо создать Для этого можно использовать такие средства для продвижения бренда, как реклама с привлечением знаменитости (тактика). Стратегия включает в себя планирование как во время войны, так и на мирном поприще, а тактика занимается реализацией целей, отвечает за качество и эффективность выбранных техник.

Стратегия и тактика в бизнесе

Чем отличается тактика от стратегии? Зачастую эти понятия взаимосвязаны и взаимозаменяемы в произвольной манере, поэтому дифференцировать их иногда очень трудно. Говоря простым языком, за стратегию отвечает голова, за тактику - все остальное. Главное, чтобы они работали в тандеме, иначе об эффективности в достижении цели не может быть и речи. Если есть стратегия без тактики, то это означает, что имеется много мыслей и идей, но при этом отсутствуют определенные необходимые действия.

Если рассматривать сферу бизнеса, то каждой уважающей себя организации для успеха необходимы большие "крылья" (широкое стратегическое мышление) и большие "ноги"(конкретные шаги для достижения целей). Чтобы наглядно это проиллюстрировать, можно привести конкретный пример для определенной отрасли промышленности. Например, целью компании является стать лидером по объему продаж в занимаемом сегменте рынка. Тактически правильным будет предложение экономически более выгодных решений, чем у конкурентных предприятий, причем без ущерба для качества обслуживания.

Искусство стратегии

Слово стратегия происходит от греческого слова "strategos", которое переводится как «искусство» в целом. Его часто путают с тактикой (греческое слово "taktike"), что переводится как «организация армии». Первоначальным значением слова «тактика» является «порядок». Китайский генерал Сунь-Цзы описал это различие так: «Все люди могут видеть тактику, используемую для победы, но никто не может увидеть стратегию, благодаря которой состоялась великая победа». Различие понятий "тактика" и "стратегия" часто состоит в том, что стратегия рассчитана на долгосрочную перспективу, а тактика - на краткосрочную.

В современном понимании эти понятия выходят за рамки военной терминологии и могут использоваться как определения для различных бизнес-практик. По своей сути, стратегия - это мыслительный аспект планирования, изменения, организации чего-либо. Она определяет цели, которые должны быть достигнуты, а также идеи по достижению этих целей. За планированием следуют конкретные тактически продуманные действия. Тактика включает в себя используемые методы и средства для выполнения плана.

Особенности реализации целей

Реализация стратегической цели может целенаправленно и осознанно совершенствоваться с течением времени. Соответственно будет меняться и план по достижению целей и поставленных задач. Постепенная реализация и воплощение в жизнь задуманного, а также знания, полученные за это время, увеличивают общее стратегическое понимание и дают указания, как именно можно наилучшим образом облегчить процесс достижения поставленных целей.

Стратегия и тактика: в чем отличие?

Мудрец по имени Сунь-Цзы как-то сказал, что стратегия без тактики - это самый медленный маршрут к победе, а тактика без стратегии - шум перед поражением. Чем отличается тактика от подразумевает определение базовых функций организации и использование эффективных комбинаций возможностей и систем управления, которые будут использоваться при достижении целей.

Стратегия заключается в том, что будет или не будет сделано. Французский ученый Мишель де Серто предполагает, что стратегия, по сути, создает собственное автономное пространство. Тактика в виде конкретных мероприятий дает возможность для реализации стратегического замысла. В одиночку нельзя добиться победного результата.

Стратегическое планирование

Довольно часто люди путают стратегию и тактику, думая, что эти два термина являются взаимозаменяемыми в области однако это не так. Стратегия отвечает на вопрос, чего мы хотим добиться, а тактика - как мы собираемся достичь своих целей. Вот чем отличается тактика от стратегии. Таким образом, стратегия выступает как руководство к ряду действий. Многие владельцы малого бизнеса тратят много времени на планирование своего успеха в бизнесе, они не подозревают, насколько легко это может быть. При этом важно научиться различать такие понятия, как стратегическое и

Чем отличается тактика от стратегии? Сложность заключается в том, что оба определения тесно связаны между собой и, к сожалению, часто используются как взаимозаменяемые. Однако стратегия неразрывно связана с процессами мышления, необходимого для планирования изменений, выбора дальнейшего курса действий и так далее. Она определяет в общих чертах желаемые цели и зачем нужно их достигать. включает в себя бизнес-идеи, обуславливающие в глобальном смысле то, к чему можно прийти в результате достижения поставленных целей.

Тактика - это конкретные действия, которые предпринимаются в процессе реализации выбранной стратегии. Они составляют то, что должно быть сделано, в каком порядке, с помощью каких средств и человеческих ресурсов. Можно использовать целый ряд тактик, которые включают в себя множество различных действий и усилий, направленных на достижение общей цели. Тактика, как правило, требует вовлечения организации в целом. Во время стратегического планирования необходимо определить, какого конкретно результата вы хотите добиться (ваши цели) и как вы будете оценивать эти результаты. При составлении списка определенных стратегических целей, важно уделить большое внимание тактикам, которые планируется использовать для их достижения.

Здравствуйте!
Я хотела бы обратиться к Вам за помощью по вопросу отношений с молодым человеком.
Расскажу всю историю с начала и до конца.
Познакомились мы 6 января 2009 года, поначалу общались как друзья, редко виделись, в основном переписывались в Интернете. Он работает в университете, где учусь я, и чаще всего встречи происходили именно там.
Где-то с мая мы стали более активно общаться, он приезжал ко мне по вечерам, мы ходили гулять, но дальше хождения за ручку дело не доходило, хотя я чувствовала, что ему нравлюсь. Встречаться серьезно мы стали только в начале августа...
Он мне говорил не раз "Смотри не влюбляйся в меня... Я злой, жестокий и бесчувственный человек, свои эмоции никогда никому не показываю и никогда никого не жалею... Все девушки мне об этом говорили".
Где-то в конце августа он признался мне, что все еще любит бывшую девушку, с которой встречался год назад, она от него ушла, так как сама по натуре очень ревнива, а он общительный человек и у него много знакомых девушек. Не передать словами, что я тогда ощущала... Я спросила у него зачем же ему я, может нам лучше расстаться? Он сказал, что со мной ему хорошо и душевно, и физически, поэтому расставаться он не хочет...
Но после этого я не смогла относиться к нему как раньше, начались постоянные придирки, упреки с моей стороны, я ему не раз говорила, что его не люблю и вряд ли когда-нибудь смогу влюбиться... Это была всего лишь месть... И в итоге мы расстались 25 сентября по взаимному согласию. Сказал, что нет ко мне даже влюбленности , ему со мной интересно, поэтому он хочет быть друзьями, "а встречаться ты и сама знаешь я с кем хочу". Он говорил, что можно взять перерыв, "пока я ее не забуду" (бывшую), но на какой срок, четко не отвечал, говорил что не знает. В итоге в университете мы проходили мимо друг друга, не здороваясь, потом стали общаться, подошел первый он сам, позвал на обед в кафе... Мне становилось все хуже и хуже, и где-то в ноябре-декабре я начала специально попадаться ему на глаза, например на обеде, он же увидев меня, звал в кафе... Затем я ему написала смс "пошли обедать", он ответил только на след день, что пообедать сможем только на следующей неделе. Я перестала с ним опять здороваться, и в итоге он 22 декабря написал мне смс "Пошли вечером вместе домой пешком". С тех пор мы стали снова общаться как раньше, он стал звонить, и новый год мы уже встречали вместе.
За то время, что мы встречались заново (до 21 мая), он звонил почти каждый день, мы часто виделись, ездили с его и моими друзьями куда-то, были вместе насколкьо могли, хотя он постоянно занят. Был случай, когда я сильно на него обиделась,в буквальном смысле послала его, хлопнув дверью, уехала домой. Так он за мной приехал и стал уговаривать меня его простить. Почти признался мне в любви , пусть намеками, но для такого человека как он это действительно подвиг. Сказал, что ему нужны длительные отношения, так как ему уже 25 и нужно быть с той, с которой он сможет быть, которая родит ему здорового ребенка и т.д. и т.п.
Но в последний месяц, с конца апреля, отношения стали немного напряженными... Если раньше он мог не позвонить один день и я была спокойна, то сейчас я почему-то начала срываться и писать ему смс "почему ты меня игнорируешь?" , "не хочешь общаться так и скажи" "ответь на впрос, нужна ли я тебе" и в таком же духе...я понимала, что не стоит этого делать, но почему-то не могла себя побороть. В итоге мы начали ругаться, обижаться друг на друга, он меня спрашивал "я тебе надоел?".
18 мая у него был день рождения. 17 числа вечером он звонил мне, мы разговаривали полчаса, пока он шел домой, все было как обычно хорошо... На следующий день я подарила емув университете подарок...Он обнял меня, потом днем звонил, все было отлично, как всегда, только сказал что настроение не очень, хотя он очень редко говорил такое, у него обычно всегда все хорошо. Сказал, что приболел и вообще проблемы всякие...
Вечером и на след день он не позвонил. Я ему послала смс "опять игнор включил? ну я рада за тебя, спокойной ночи и сладких снов". Он не ответил мне, и на след день я прошла мимо в универе сделав вид что его не заметила.
И опять же вечером написала ему смс "если ты мне сегодня не позвонишь, то будем считать, что точка в отношениях поставлена" Он позвонил...
Сказал, что я ему нравлюсь, но у него нет ко мне особых чувств... и даже говорит в плане секса , ничего не чувствует, да, все отлично у нас, но это для него как покататься например со мной на велосипеде, то есть вообще никаких чувств... Я сказала "ну раз так, раз мы расстаемся, то я пошла" он сказал "а кто сказал, что мы расстаемся? я не говорил" я спросила "что ты будше дальше делать?" он сказал, что будет один, и тут у меня закончилась зарядка, а ее под рукой не было, договорить мы смогли лишь на следующий день, встретившись в кафе.
Я сказала ему, что расставаться с ним я пока не хочу... Он предложил пока побыть друзьями, общаться как раньше, он бы звонил иногда, иногда виделись бы, но без любовных отношений... Он сказал, что нет у него ко мне чувств. Я говорю что я сделала не так? почему? он сказал "ну а почему тебе не нравится тот-то, тот-то?" я: "ну если он мне не нравится, то я с ним и не начинаю встречаться" он говорит "если человек раньше нравился, а теперь нет... ну как-то не тянет что ли. даже вот вечером позвонить, пересилив усталость, нет желания. зачем я тебе такой нужен?" я сказала что нужен, он сказал "давай отдохнем друг от друга недельку-две, ты определишься, нужен ли я такой, у которого нет чувств к тебя... с этими редкими встречами и т.д." Взяли перерыв на 2 недели, до 7 июня.
И вот в четверг, через неделю после того как мы расстались (все это время мы виделись в универе, он подходил), он позвонил мне, когда шел с работы. Разговаривали полчаса. Причем позвонил с того телефона, на котором стоит безлимитка на меня, а значит взял его с собой и кроме того сказал, что деньги там закончились и он положил. Спросил меня, соскучилась ли я... И у нас с ним так всегда было в интимной сфере - он сказал "скажи еще что хочешь меня" я сказала да и спросила когда на дачу поедем. Он сказал "не знаю..." я спросила "а вообще встретимся когда?" он сказала "когда-нибудь встретимся. занят я" я говорю "не хочешь значит...." он сказал "я не говорил что не хочу.. занят. так, давай закроем тему, а то расстраиваться начинаешь". Сказал на прощание не скучай, я сказала звони, он сказал, что будет звонить.
На следующий день он позвонил мне вечером и сказал "поедешь со мной и с моими друзьями на природу к волге?" я согласилась... он говорит "только с одним условием... только как друзья. спать мы будем в одной палатке, бери одеяло, но только не приставать". Мы поехали впятером, и самое интересное, что приставать сам стал он. Я знаю, что такой человек не стал бы этого делать, если бы я совсем ему не нравилась.Причем мы тогда еще даже ничего не выпили, а просто еще только разбирались, устанавливали палатки...
Выпили мы сильно, он был намного пьянее меня ночью, мы пошли поговорить к воде, я сказала, что он мне очень нужен, он обнимая меня сказал что прекрасно меня понимает. я сказала, что отношения на одну ночь мне не нужны. Он сказал "можешь мне не верить, но мне тоже... ты думаешь зачем я взял перерыв на 2 недели? я хочу определиться, хочу ли я быть с тобой или нет... потому что от этого решения зависит вся моя дальнейшая жизнь... я уже определяюсь с будущим, строю планы на 10-20 лет, уже планирую жениться и поэтому мне нужно подумать..." На след. день об этом разговоре он якобы не помнил. Он был сильно пьяный, я вот думаю, правду ли он сказал?
"Еще скажи, что любишь меня"- так он сказал. Я сказала не знаю, я вообще не знаю, что такое любовь ... Он говорит знаешь, я тоже... "При мне человека убивать будут, а мне всё равно"
Спросил вместе ли мы будем спать, я сказала, что мишке негде, наверное втроем, он сказал, что мишка пусть спит в машине(и это при том, что мы якобы как друзья). Ночью у нас все было, при этом, будучи сильно пьяным, он спросил "тебе нравится быть со мной?" я ответила да. "ты меня любишь?" я сказала да, можешь обижаться или злиться на меня... он сказал "я не буду злиться и обижаться... Значит ты моя, вся?" Я говорю "да, целиком и полностью твоя".
Ночью я спала у него на плече и думала, какое же это счастье... С утра и днем у нас тоже все было, и это уже нельзя списать на пьяное состояние, мы были трезвые...
Когда приехали домой, написала смс "позвонишь мне сегодня? я буду очень ждать" он позвонил, когда спать собирался, я спросила у него что же мы решили...
Он сказал, что пока так все и есть, решим окончательно всё 7го... Но говорит пообещай, что если мы расстанемся, у тебя все будет хорошо, и ты не будешь сильно грустить... Сказал, что вот нет у него чувств ко мне,он все еще ждет ту свою бывшую девушку, хотя и никогда не дождется... Уже полтора года прошло после расставания, а он никак не забудет... Сказал что не хочет меня мучить, я же долго так не выдержу, зная, что человек вроде бы здесь, рядом, но в то же время вспоминает, как это было с другой девушкой... Я ему сказала, что я очень хочу быть с ним, и сказала подумай обо мне, как мне будет без тебя плохо... Он сказал, что подумает,и 7го окончательно определится...
Что же мне делать? Я действительно без него не могу, я пробовала с другими, так меня в буквальном смысле тошнит от них, какой-то барьер, я всё время думаю о нем, все время... И как воспринимать его слова в пьяном состоянии?
И зачем же он тогда позвонил и вел себя как ни в чем не бывало? Зачем позвал "по-дружески", а сам вел себя не совсем так? Что он хочет, я не понимаю... Пожалуйста, помогите разобраться и выработать тактику поведения с ним...