Предназначение в жизни. Притча о преодолении кризисов


Каждый человек от рождения наделен определенным жизненным предназначением. Мы приходим в этот мир с заданной судьбоносной установкой. И, не зависимо от нашего желания, нам предлагается пройти путь предначертанный судьбой. Бояться этого не стоит, ведь жизнь человека, следующего зову своего сердца, всегда яркая, легкая и счастливая. Он твердо убежден, что не зря появился на свет. Более того, этот счастливчик всегда будет получать огромное удовольствие о того, что делает. Человека, который идет по жизни не своей дорогой, видно сразу. Как правило, его судьба складывается неблагополучно, он не получает никакого удовольствия от своего рода деятельности, а в его душе появляется пустота и неудовлетворенность жизнью. Несомненно, все это негативно отражается на карме. Высшие силы такого неудачника будут регулярно «лечить», посылая жизненные уроки, дабы направить его на путь истинный.

Обратите внимание! Лишь занимаясь излюбленным видом деятельности можно прожить полноценную жизнь.

Успешный бизнесмен Брайан Трейси в одной из своих книг написал: «Жизнь – как кодовый замок: ваша задача правильно подобрать цифры, и тогда вы получите все, что пожелаете». Трудно с этим не согласиться, не правда ли? Если вы согласны с мнением Брайана Трейси, предлагаем немного поработать над собой, чтобы понять, как найти свое предназначение и истинный жизненный путь.



Слишком часто мы отдаем предпочтение чужому мнению, забывая о своем внутреннем голосе. Этому нас учат с детства. Мнение родителей для детей – табу. По их настойчивому совету большинство повзрослевших детей поступает в ВУЗы на специальности, которые им явно не по душе, при этом их врожденные таланты и способности остаются нереализованными. Весь последующий жизненный путь таких людей становится сложным, запутанным и тягостным. Если что-то подобное произошло с вами, и вы чувствуете неудовлетворенность своей жизнью, советуем прислушаться к себе. Это поможет вам изменить судьбу к лучшему.

Практические упражнения

Начните с выполнения элементарных упражнений, подробно описанных ниже. Надеемся, что эти упражнения станут вашими добрыми помощниками в обретении себя.

Упражнение 1

Подключите игру воображения. Сядьте поудобнее в кресло, расслабьтесь и представьте, что находитесь в чудесной волшебной стране, в которой возможно все, что ни пожелаешь! И в этой дивной сказке вы являетесь всемогущим добрым Волшебником, умеющим воплощать в реальность любые мечты. После того, как все это представите, задайте себе несколько простых вопросов:

  • Кто я?
  • Как я живу?
  • Чем занимаюсь?
  • Использую ли в полной мере свои способности?
  • Устраивает ли меня то, как я живу?



Ответив самому себе абсолютно честно на данные вопросы, вы сможете выявить глубоко скрытые внутри вас истинные желания и устремления.

Упражнение 2

Для дальнейшего осмысления своего предназначения, воспользуйтесь еще одним упражнением. Мысленно верните себя в радужное детство, и постарайтесь вспомнить, чем вам больше всего нравилось заниматься и кем вы, будучи ребенком, мечтали стать. Чистая детская душа на подсознательном уровне знает о своем предназначении, о пути, который предстоит пройти. Ощутили себя ребенком? Отлично. Теперь возьмите лист бумаги с ручкой и ответьте письменно на четыре вопроса:

  • Кем я хотел стать в детстве?
  • О чем я больше всего мечтал?
  • Что мне особенно нравилось в то время?
  • Какие занятия меня больше всего увлекали?



Записанные ответы перечитайте несколько раз. Стали ли вы тем, кем хотели стать в детстве? Соответствует ли то, чем вы занимаетесь сегодня вашим детским мечтам? Как вы себя чувствуете в нынешней роли? Все ли вам нравится в вашей жизни? Если на три последних вопроса вы ответили «да», значит, у вас все замечательно. В противоположном же случае, серьезно подумайте о смене рода деятельности.

Упражнение 3

И наконец, выполните последнее упражнение, которое мы назовем «Поиск своего предназначения за три дня». Для его выполнения вам снова понадобиться бумага и ручка, чтобы письменно ответить на несколько вопросов за три дня.

  • День первый. Какие у меня имеются способности и таланты? Что я умею делать лучше всего?
  • День второй. Какую пользу я в состоянии принести людям? Какая моя деятельность может принести наибольшую пользу обществу?
  • День третий. Чем я в действительности хочу заниматься? Какой вид деятельности мне наиболее близок? Какие занятия мне особенно по душе?

Вопросы каждого из трех дней следует задавать себе на всем протяжении текущего дня. Все варианты ответов необходимо подробно записывать для дальнейшего анализа. Полученные ответы обязательно укажут вам на конкретные точки соприкосновения с вашим судьбоносным предназначением.


Если у вас не получается найти свое предназначение описанными упражнениями, прибегните к медитации. Индикатором, что вы встали на истинный путь будет ощущение полного счастья, что жизнь удалась.

Обратите внимание! Начиная работу над поиском смысла жизни, сохраняйте спокойствие и ни в коем случае не опускайте руки, если не получите быстрого результата.

Верьте в себя и вселенная вам обязательно поможет!

Существует простая медитация которая помогает человеку осознать своё место в этом мире.

Начинается она просто – сядьте с прямым позвоночником, уравновесьте своё дыхание, дышите спокойно и ровно. Лучше выполнить пранаяму Нади-Шодхана, а затем максимально раслабиться и замедлить свое дыхание.

Когда ваше сознание успокоится, представьте, что вы сидите на большой поляне.

Представьте, как вокруг вас сидят ваши близкие люди, ваши родственники, ваши друзья,с которыми вы постоянно общаетесь.

Когда вы хорошо представили их, то представьте каждого из этих людей в той одежде, форме, которая ближе всего к ним подходит. По вашему мнению. Например, если у вас отец директор – представьте его в галстуке. И так с каждым человеком. Пусть каждый человек будет находиться в той форме, одежде, которая характеризует этого человека.

Когда вы себя чётко представили, прорисовали все мелкие нюансы, все мелкие детали, в этот момент пошёл сильный дождь.

Вы хорошо видите и ощущаете, как лица всех ваших друзей, родственников, начинают принимать те эмоции, которые они проявляют в жизни. Например, если кто-то из ваших знакомых видит дождь, то он начинает радоваться. Возможно, кто-то будет недоволен этим дождём. Но это его личное состояние. Это его эмоция.

Прочувствуйте эмоции, которые испытывают все люди окружающие вас, прочувствуйте их вне себя, принадлежащим только им.

И через некоторое время дождь заканчивается, на небе появляется солнышко. Всех согревает. И все люди расходятся по своим делам, все до единого. Кто-то на работу, по семейным делам, кто-то пошёл заниматься своим хобби, и вы остаётесь в одиночестве. Полностью. В полном одиночестве.

Почувствуйте своё одиночество . Именно в эти моменты приходит ощущение того, что ближе вам всего. В эти моменты приходит осознание того, с кем бы вы хотели быть рядом. С кем бы вы хотели совершать свои дела. Или помогать ему совершать его дела. Также в эти моменты вы легко почувствуете, чем бы вы хотели заниматься на этой прекрасной планете. В любые моменты жизни. И чего бы вы хотели достичь – как для себя, так и для всех окружающих. Ощущение себя в одиночестве может занять 15 минут, может час. Но всё равно любой человек понимает, чем он хочет заниматься в этой жизни.

В основном, люди заменяют такую медитацию простым элементарным уходом от всех проблем, от людей, на природу, или просто закрываются дома, пытаясь выявить близкую им сферу деятельности. Но медитация углубляет в более подсознательные импульсы и включает интуицию для понимания этого.

Мы никогда не остаёмся в одиночестве, чтобы подумать. Одиночество – это шанс понять многое – себя, своё предназначение. Если в вашей жизни настал такой момент, не считайте это наказанием, не мучайтесь вопросом " Почему? " , ищите смысл во всем, задавайте вопрос "Зачем мне это?"

Великий изменяющий момент- момент принятия ситуации, себя, жизни . Сделав это, вы почувствуете легкость, а из легкости появятся силы действовать. Нужно потом просто ставить цели и добиться их, шаг за шагом, с новым ощущением себя.

© 2014 Ведический центр "АТМА" . Все права защищены.

Лама Сопа

В качестве вступления мне хотелось бы сказать несколько слов о практике медитации. Множество людей во всем мире, как на Западе, так и на Востоке, проявляют большой интерес к медитации. Их влечение к этой духовной практике искренне и неподдельно. В то же время, среди огромного количества людей, увлеченных медитацией, лишь немногие действительно отчетливо понимают, в чем ее истинное предназначение.

Каждый из присутствующих здесь обладает физическим телом, состоящим из костей, плоти, крови и тому подобного. На данный момент мы неспособны полностью контролировать свое тело и из-за этого все время испытываем те или иные проблемы. Возьмем, к примеру, невероятно богатого человека, чье состояние превосходит все сокровища мира, вместе взятые. Невзирая на его огромное богатство, этот человек будет жить в постоянных страданиях до тех пор, пока его ум пленен в темнице его неуправляемого тела. Ни богач, ни нищий - никто из нас не в состоянии избежать этой участи. Мы бьемся как рыба об лед, ища избавления от своих бед и напастей, но нашим проблемам не видно конца: лишь только мы разберемся с одной, другая не замедлит занять ее место. Где бы мы ни находились, конфликты и страдания, с которыми мы сталкиваемся, пытаясь сохранить свое физическое тело, универсальны. Если бы у нас было достаточно мудрости, чтобы глубоко проникнуть в самую суть этого вопроса и исследовать истинное положение вещей, мы без труда бы увидели всеобъемлющую природу этого состояния неудовлетворенности. Также нам стало бы ясно, что, не будь у нас этого неуправляемого тела, мы были бы полностью свободны и от связанных с ним страданий. Для всех нас основной проблемой является страдание от невозможности удовлетворить наши разнообразные желания. Среди них - такие естественные нужды нашего организма, как потребность в пище и одежде, а также стремление к приятному - хорошей репутации, похвале окружающих, словах утешения и прочему. Некоторые проявления страдания для всех совершенно очевидны, например муки голода нищего, не имеющего никаких средств к существованию. Но, так или иначе, всех нас терзает неуправляемое чувство «голода» в отношении всех благ, которых мы лишены.

Возьмите человека, кому повезло родиться в богатой семье. В течение всей своей жизни он ни в чем не будет знать нужды. Огромное состояние позволит ему приобретать любую приглянувшуюся вещь и беспрепятственно путешествовать по миру, коллекционируя удовольствия и наслаждаясь волнующими воображение дарами различных культур. Рано или поздно в его жизни не останется вещей, которыми он бы не обладал, мест, где бы он ни побывал, и наслаждений, которых бы он не вкусил, но он по-прежнему будет испытывать острое чувство неудовлетворенности. Из-за такого беспокойного, ненасытного состояния ума многие люди теряют рассудок, так как не способны справиться с этим глубоким и всеобъемлющим страданием.

Таким образом, даже полное материальное благополучие не избавляет от страданий. Более того, зачастую именно богатство усиливает неудовлетворенность, так как для его обладателя становится совершенно очевидно, что материальные блага не могут ни уменьшить страдания, ни искоренить их. Череде тревог, смятений и разочарований по-прежнему не видно конца... Если бы накопление предметов роскоши действительно могло избавить нас от страдания, то при достижении определенного уровня материального благополучия поток наших страданий прекращался бы и вся неудовлетворенность исчезала. Однако до тех пор, пока наш ум неразрывно связан с этим неуправляемым телом, страданиям не будет конца.

Мы носим обувь, чтобы защитить свои ноги от грубой поверхности земли и острых шипов. Однако в действительности это не решает всей проблемы: обувь и сама зачастую приносит немало неудобств. Она жмет, стирает ноги в кровь и вообще сковывает наши движения. И не стоит винить во всем башмачника: не будь наши ступни изначально столь длинны, широки или нежны, для них было бы вполне возможно создать идеальную обувь. Таким образом, когда мы смотрим в корень проблемы, то понимаем, что источник дискомфорта следует искать скорее не вовне, но внутри составляющих наших тела и ума.

Это лишь один пример страдания, возникающего по вине нашего тела. Со времени нашего рождения и до самой смерти мы затрачиваем огромное количество усилий, пытаясь защитить свое тело от страданий. Более того, подавляющее большинство людей тратит всю свою жизнь на заботу о физическом теле, но все их усилия тщетны.

Однако целью медитации не является лишь забота о нашем теле. Не следует прибегать к медитации только для этого: цель у этой практики должна быть более благородная и возвышенная. Было бы глупо применять медитацию лишь как очередное внешнее средство оздоровления организма. Поступая так, мы бы разменивали этот метод, имеющий подлинную, абсолютную ценность, на тщетные попытки достичь избавления от страданий, которое в лучшем случае будет лишь кратковременным. Медитация при таком подходе будет сродни аспирину, который мы принимаем от головной боли. Боль может пройти, но это вовсе не означает полного выздоровления. Через некоторое время боль вернется, потому что способ лечения не был направлен на подлинные причины недуга, и облегчение будет недолгим. Поскольку существует множество внешних средств получения временного удовольствия и избавления от боли, не стоит использовать для этого медитацию или любые другие духовные практики. Мы не должны расточать силу медитации на такие ограниченные цели.

Медитация прежде всего направлена на заботу о нашем уме. Хотя тело и ум тесно связаны и взаимозависимы, эти феномены тем не менее весьма различны. Наше тело доступно зрительному восприятию, чего не скажешь об уме. Так, члены одной семьи могут быть внешне похожими друг на друга, но у каждого ребенка при этом свои черты характера, наклонности, интересы и тому подобное. Хотя они посещают одну и ту же школу, по своему интеллекту и успеваемости они отличаются не только друг от друга, но и от своих родителей, бабушек и дедушек. Подобные различия в характере и мыслительных способностях детей невозможно адекватно объяснить с позиции материализма.

Следует также упомянуть о том, что некоторые дети сохранили отчетливые воспоминания о своей прошлой жизни. Они могут рассказать, где они родились в прошлом воплощении, как прожили прежнюю жизнь, и сообщить прочие факты, а также узнают прежних друзей и ранее принадлежавшие им вещи. Подобные случаи выдерживают критическую проверку и являются любопытным материалом для любого исследователя, заинтересованного в беспристрастном изучении этого явления.

Как бы то ни было, различия в складе ума у членов одной семьи и воспоминания некоторых детей о прошлой жизни объясняются тем фактом, что наше сознание не имеет начала. Прошлые жизни действительно существуют. Хотя сейчас у нас нет времени на дискуссии о том, что именно обеспечивает непрерывность потока перерождений, пока вам необходимо усвоить одну вещь: точно так же, как поток нашего сознания перешел из прошлой жизни в настоящую, он проследует из нынешней жизни в будущую. Обстоятельства и условия нашей нынешней жизни сформированы действиями, как ментальными, так физическими, которые мы совершали в прошлых жизнях. Точно таким же образом наши поступки в этой жизни предопределяют то, что ожидает нас в грядущих рождениях. Итак, мы сами несем ответственность за то, как пройдет остаток нашей нынешней жизни и какими будут будущие жизни. Это очень важно понимать, если мы действительно хотим найти эффективное средство, которое навсегда избавит нас от умственных и телесных страданий.

Все мы родились людьми и поэтому способны наполнить собственную жизнь глубоким смыслом. Но, чтобы использовать весь благой потенциал, дарованный нам человеческим рождением, мы должны превзойти те импульсы и инстинкты, что определяют существование примитивных животных. Должным образом используя свое человеческое рождение и укрощая свой ум, мы сможем полностью искоренить страдание. Уже в этой или одной из последующих жизней мы сможем навсегда покинуть круговерть непроизвольных рождений и смертей. Пока же, хотим мы того или нет, мы вынуждены рождаться снова и снова, испытывая при этом всевозможные страдания, связанные с нашим неуправляемым физическим телом. Однако применение действенного средства способно прервать этот непроизвольный цикл. Мы сможем навсегда избавиться от страданий и неудовлетворенности.

Но, если мы добьемся освобождения от цикла рождений и смертей лишь для себя, этого будет недостаточно. В этом случае мы не реализуем до конца свой человеческий потенциал. Мы не единственные, кто терзается от боли и неудовлетворенности: все живые существа - наши собратья по несчастью. Мало кто из них обладает знанием - оком мудрости Дхармы, способным узреть истинный путь, ведущий к пресечению страданий. Все без исключения существа, населяющие землю, проводят всю жизнь в непрестанных поисках способов избавления от страданий и обретения счастья и блаженства. Но поскольку их ум погружен во мрак неведения, их поиски тщетны. Вместо того чтобы вести к желанной цели, их труды приносят им еще большие боль и разочарование. Стремясь убежать от причины своих страданий, на деле они бегут лишь от нирваны - подлинного пресечения страдания.

Все живые существа испытывают страдания и жаждут избавления от них не меньше, чем мы сами. Осознав это, мы поймем, что с нашей стороны было бы в высшей степени эгоистично стремиться лишь к собственному освобождению, к собственному переживанию нирваны. Вместо этого нам следует стремиться к освобождению всех без исключения живых существ. Однако, для того чтобы указать другим верный путь к пресечению страданий, сначала мы сами должны достичь полного просветления. Иными словами, чтобы помогать другим в деле освобождения от страданий, нам необходимо прежде всего самим достичь состояния будды.

Эту ситуацию можно проиллюстрировать на следующем примере. Допустим, мы хотим привести своего друга в прекрасный парк, на приятную прогулку. Однако, если мы слепы, мы будем не в состоянии этого сделать, как бы нам того ни хотелось. Нам необходимо обладать нормальным зрением и хорошо знать дорогу в парк, прежде чем мы начнем строить планы о приглашении туда друга. Подобно этому, мы должны достичь полного просветления, чтобы узнать, какие способы освобождения от страданий наилучшим образом подходят для различных существ, обладающих разными умственными способностями и чертами характера.

Итак, говоря об истинном предназначении медитации, мы ведем речь о достижении просветления - состояния, которое позволит нам не только во всей полноте реализовать собственные цели и задачи, но и оказать действенную помощь всем остальным живым существам. В этом - все предназначение и подлинный смысл медитации. Все великие йогины и знатоки медитации прошлого практиковали Дхарму лишь с этой единственной целью. Подобным же образом, когда мы медитируем, нам следует делать это с той же мотивацией. В зависимости от уровня нашей духовной реализации, мы можем выбрать одну из сотен медитативных техник, содержащихся в учениях Будды.

Духовные практики исключительно важны. Нас никто не заставляет медитировать - ни какой-либо внешний фактор, ни другие люди, ни Бог. Скорее, коли мы сами создали свои собственные страдания, именно на нас и лежит ответственность за свое исцеление. Мы сами сотворили ситуацию, в которой теперь находимся - нам и искать выход из нее. Поскольку наша жизнь пронизана страданием, для избавления от него нам помимо наших ежедневных рутинных дел необходимо заняться чем-то еще. Это «нечто» и есть духовная практика, иными словами медитация. До тех пор, пока мы не обратимся вглубь себя и не займемся тренировкой своего ума, до тех пор, пока вся наша энергия направлена на организацию и реорганизацию внешних условий нашего существования, наши страдания не прекратятся. У наших страданий нет начала, и без применения эффективной духовной практики у них не будет и конца.

В целом считается, что в условиях избычтоного материального благополучия Дхарму практиковать довольно трудно, поскольку нашей медитации будет препятствовать множество отвлекающих факторов. На самом же деле корень всех этих отвлечений следует искать не в окружающей нас действительности. Суть проблемы не в технологических новинках, пище и других внешних объектах. Проблема коренится в нашем уме.

Во время этого первого для меня визита на Запад я был приятно удивлен, обнаружив, что наряду с научно-техническим прогрессом в западном обществе сильно растет интерес к практике Дхармы и различным видам медитации. Многие люди здесь всерьез озабочены поиском высшего смысла человеческой жизни и пытаются превзойти животный уровень бытия - погоню за удовлетворением своих повседневных потребностей. Мне кажется, что те, кто стремится объединить практические и духовные аспекты своего существования, поступают очень мудро, поскольку такой образ жизни ведет к настоящему психическому и физическому благополучию. Нет никаких сомнений в том, что такие люди не потратят свою жизнь впустую.

Из множества разнообразных ингредиентов можно приготовить очень вкусное блюдо. Подобным образом, если наряду с работой и прочими повседневными делами мы стараемся приложить как можно больше усилий к своему духовному совершенствованию и практике Дхармы, наша жизнь может стать поистине богатой и насыщенной. Преимущества объединения этих двух аспектов - материального и духовного - трудно переоценить.

Сознание, ощущения и переживания человека, который привносит понимание Дхармы в свою повседневную жизнь, разительно отличаются от состояния ума других людей. У этого человека при столкновении с жизненными тяготами и невзгодами возникает гораздо меньше смятения, тревоги и страдания. Его ум обуздан, а принципы, которыми он руководствуется, значимы и позволяют ему искусно решать возникающие проблемы. Подобный настрой ума поможет ему во всех жизненных ситуациях, и в особенности в момент смерти.

Если мы никогда не занимались духовной практикой, никогда не тренировали и не дисциплинировали свой ум посредством медитации, то наши переживания в процессе умирания могут оказаться весьма устрашающими. Однако для большинства опытных йогинов, практикующих Дхарму, смерть подобна приятному возвращению домой. Для них она почти равносильна прогулке в красивый парк на пикник. Даже для тех, кто не достиг путем медитации высоких ступеней в духовном развитии, смерть может стать скорее приятным, нежели ужасным событием. Такой человек может смотреть в лицо смерти - а рано или поздно нам всем это предстоит -со спокойным сердцем. Он не скован страхом, не трепещет в предвкушении того, что ожидает его впереди, не терзается мыслями о разлуке с близкими, об оставляемом позади богатстве, о теле, которое он покидает... В этой жизни мы уже испытали рождение и теперь находимся в процессе необратимого старения. На всех нас неотвратимо наступает смерть, и если наша духовная практика поможет нам встретить неизбежное со спокойным сердцем, то уже одно это делает ее исключительно полезной, хотя у медитации есть и другие, гораздо более возвышенные цели.

Подводя черту, можно сказать, что в нашей практике медитации первостепенное значение имеют не внешние ее атрибуты. Не столь существенно, сидим ли мы сложив руки так или скрестив ноги эдак...Что на самом деле важно в ходе медитации, так это постоянно проверять себя: действительно ли наша практика является действенным противоядием от наших страданий? Эффективно ли она устраняет из нашего ума омрачения? Рассеивает ли она мрак неведения, в который погружено наше сознание, ослабляет ли наш гнев и алчность? Если такая медитация действительно противодействиует нашим негативным эмоциям, значит, она совершенна, практична и стоит наших усилий. Но если она, напротив, способствует возникновению и росту таких негативных эмоций, как гордыня, то является лишь очередным источником страдания. В таком случае, сколько бы мы ни утверждали, что медитируем, наши занятия не являются путем духовного развития и не имеют ничего общего с практикой Дхармы.

Дхарма - это проводник, уводящий нас от страданий и проблем. Если наша практика не ведет нас в этом направлении, значит, мы делаем что-то не так и должны разобраться, в чем проблема. Основной практикой всех подлинных йогинов является распознавание того, какие из их поступков ведут к страданиям, а какие - к блаженству. Затем они стараются как можно больше избегать первых действий и следовать последним. В этом и состоит суть практики Дхармы.

И еще несколько слов напоследок. Вступая на путь Дхармы, начиная медитировать и работать со своим умом, все мы нуждаемся в надежных источниках информации. Книги, которые мы читаем, должны быть авторитетными, и по мере возникновения вопросов и сомнений нам следует обращаться за советом к квалифицированным учителям, достигшим высот в учености и медитации. Это исключительно важно. Опираясь на книги, написанные без должного понимания предмета, мы рискуем последовать по ложному пути и потратить всю жизнь впустую. Еще более важным является выбор подлинного духовного наставника, гуру, ламы. Такой учитель должен обладать правильными постижениями и, осуществляя на практике учение Будды, являться живым примером того, чему он учит других.

Наша практика медитации, развития сознания не должна быть пассивной. В стремлении разорвать оковы страдания нам не пристало слепо верить всему, что говорят другие, пусть даже и великие учителя. Скорее, мы должны использовать свой интеллект, чтобы удостовериться, является ли предлагаемый способ действенным. Если у нас есть веские основания полагать, что это учение подлинно и польза от него несомненна, нам, безусловно, стоит ему последовать. Это подобно лекарству, которое мы принимаем, лишь убедившись, что оно эффективно и действительно способно исцелить нас от недуга. Если же мы примемся без разбора глотать все, что попадает под руку, то, вместо того чтобы выздороветь, лишь рискуем осложнить течение болезни.

Таков мой последний совет всем начинающим, заинтересованным в изучении Дхармы и медитации. Духовная стезя может стать весьма плодотворной, но, даже если вы не в состоянии практиковать Дхарму, уже само понимание этого Учения без сомнения обогатит вашу жизнь и придаст ей смысл.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.spiritual.ru


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Лама Сопа

В качестве вступления мне хотелось бы сказать несколько слов о практике медитации. Множество людей во всем мире, как на Западе, так и на Востоке, проявляют большой интерес к медитации. Их влечение к этой духовной практике искренне и неподдельно. В то же время, среди огромного количества людей, увлеченных медитацией, лишь немногие действительно отчетливо понимают, в чем ее истинное предназначение.

Каждый из присутствующих здесь обладает физическим телом, состоящим из костей, плоти, крови и тому подобного. На данный момент мы неспособны полностью контролировать свое тело и из-за этого все время испытываем те или иные проблемы. Возьмем, к примеру, невероятно богатого человека, чье состояние превосходит все сокровища мира, вместе взятые. Невзирая на его огромное богатство, этот человек будет жить в постоянных страданиях до тех пор, пока его ум пленен в темнице его неуправляемого тела. Ни богач, ни нищий - никто из нас не в состоянии избежать этой участи. Мы бьемся как рыба об лед, ища избавления от своих бед и напастей, но нашим проблемам не видно конца: лишь только мы разберемся с одной, другая не замедлит занять ее место. Где бы мы ни находились, конфликты и страдания, с которыми мы сталкиваемся, пытаясь сохранить свое физическое тело, универсальны. Если бы у нас было достаточно мудрости, чтобы глубоко проникнуть в самую суть этого вопроса и исследовать истинное положение вещей, мы без труда бы увидели всеобъемлющую природу этого состояния неудовлетворенности. Также нам стало бы ясно, что, не будь у нас этого неуправляемого тела, мы были бы полностью свободны и от связанных с ним страданий. Для всех нас основной проблемой является страдание от невозможности удовлетворить наши разнообразные желания. Среди них - такие естественные нужды нашего организма, как потребность в пище и одежде, а также стремление к приятному - хорошей репутации, похвале окружающих, словах утешения и прочему. Некоторые проявления страдания для всех совершенно очевидны, например муки голода нищего, не имеющего никаких средств к существованию. Но, так или иначе, всех нас терзает неуправляемое чувство «голода» в отношении всех благ, которых мы лишены.

Возьмите человека, кому повезло родиться в богатой семье. В течение всей своей жизни он ни в чем не будет знать нужды. Огромное состояние позволит ему приобретать любую приглянувшуюся вещь и беспрепятственно путешествовать по миру, коллекционируя удовольствия и наслаждаясь волнующими воображение дарами различных культур. Рано или поздно в его жизни не останется вещей, которыми он бы не обладал, мест, где бы он ни побывал, и наслаждений, которых бы он не вкусил, но он по-прежнему будет испытывать острое чувство неудовлетворенности. Из-за такого беспокойного, ненасытного состояния ума многие люди теряют рассудок, так как не способны справиться с этим глубоким и всеобъемлющим страданием.

Таким образом, даже полное материальное благополучие не избавляет от страданий. Более того, зачастую именно богатство усиливает неудовлетворенность, так как для его обладателя становится совершенно очевидно, что материальные блага не могут ни уменьшить страдания, ни искоренить их. Череде тревог, смятений и разочарований по-прежнему не видно конца... Если бы накопление предметов роскоши действительно могло избавить нас от страдания, то при достижении определенного уровня материального благополучия поток наших страданий прекращался бы и вся неудовлетворенность исчезала. Однако до тех пор, пока наш ум неразрывно связан с этим неуправляемым телом, страданиям не будет конца.

Мы носим обувь, чтобы защитить свои ноги от грубой поверхности земли и острых шипов. Однако в действительности это не решает всей проблемы: обувь и сама зачастую приносит немало неудобств. Она жмет, стирает ноги в кровь и вообще сковывает наши движения. И не стоит винить во всем башмачника: не будь наши ступни изначально столь длинны, широки или нежны, для них было бы вполне возможно создать идеальную обувь. Таким образом, когда мы смотрим в корень проблемы, то понимаем, что источник дискомфорта следует искать скорее не вовне, но внутри составляющих наших тела и ума.

Это лишь один пример страдания, возникающего по вине нашего тела. Со времени нашего рождения и до самой смерти мы затрачиваем огромное количество усилий, пытаясь защитить свое тело от страданий. Более того, подавляющее большинство людей тратит всю свою жизнь на заботу о физическом теле, но все их усилия тщетны.

Однако целью медитации не является лишь забота о нашем теле. Не следует прибегать к медитации только для этого: цель у этой практики должна быть более благородная и возвышенная. Было бы глупо применять медитацию лишь как очередное внешнее средство оздоровления организма. Поступая так, мы бы разменивали этот метод, имеющий подлинную, абсолютную ценность, на тщетные попытки достичь избавления от страданий, которое в лучшем случае будет лишь кратковременным. Медитация при таком подходе будет сродни аспирину, который мы принимаем от головной боли. Боль может пройти, но это вовсе не означает полного выздоровления. Через некоторое время боль вернется, потому что способ лечения не был направлен на подлинные причины недуга, и облегчение будет недолгим. Поскольку существует множество внешних средств получения временного удовольствия и избавления от боли, не стоит использовать для этого медитацию или любые другие духовные практики. Мы не должны расточать силу медитации на такие ограниченные цели.

Медитация прежде всего направлена на заботу о нашем уме. Хотя тело и ум тесно связаны и взаимозависимы, эти феномены тем не менее весьма различны. Наше тело доступно зрительному восприятию, чего не скажешь об уме. Так, члены одной семьи могут быть внешне похожими друг на друга, но у каждого ребенка при этом свои черты характера, наклонности, интересы и тому подобное. Хотя они посещают одну и ту же школу, по своему интеллекту и успеваемости они отличаются не только друг от друга, но и от своих родителей, бабушек и дедушек. Подобные различия в характере и мыслительных способностях детей невозможно адекватно объяснить с позиции материализма.

Следует также упомянуть о том, что некоторые дети сохранили отчетливые воспоминания о своей прошлой жизни. Они могут рассказать, где они родились в прошлом воплощении, как прожили прежнюю жизнь, и сообщить прочие факты, а также узнают прежних друзей и ранее принадлежавшие им вещи. Подобные случаи выдерживают критическую проверку и являются любопытным материалом для любого исследователя, заинтересованного в беспристрастном изучении этого явления.

Как бы то ни было, различия в складе ума у членов одной семьи и воспоминания некоторых детей о прошлой жизни объясняются тем фактом, что наше сознание не имеет начала. Прошлые жизни действительно существуют. Хотя сейчас у нас нет времени на дискуссии о том, что именно обеспечивает непрерывность потока перерождений, пока вам необходимо усвоить одну вещь: точно так же, как поток нашего сознания перешел из прошлой жизни в настоящую, он проследует из нынешней жизни в будущую. Обстоятельства и условия нашей нынешней жизни сформированы действиями, как ментальными, так физическими, которые мы совершали в прошлых жизнях. Точно таким же образом наши поступки в этой жизни предопределяют то, что ожидает нас в грядущих рождениях. Итак, мы сами несем ответственность за то, как пройдет остаток нашей нынешней жизни и какими будут будущие жизни. Это очень важно понимать, если мы действительно хотим найти эффективное средство, которое навсегда избавит нас от умственных и телесных страданий.

Все мы родились людьми и поэтому способны наполнить собственную жизнь глубоким смыслом. Но, чтобы использовать весь благой потенциал, дарованный нам человеческим рождением, мы должны превзойти те импульсы и инстинкты, что определяют существование примитивных животных. Должным образом используя свое человеческое рождение и укрощая свой ум, мы сможем полностью искоренить страдание. Уже в этой или одной из последующих жизней мы сможем навсегда покинуть круговерть непроизвольных рождений и смертей. Пока же, хотим мы того или нет, мы вынуждены рождаться снова и снова, испытывая при этом всевозможные страдания, связанные с нашим неуправляемым физическим телом. Однако применение действенного средства способно прервать этот непроизвольный цикл. Мы сможем навсегда избавиться от страданий и неудовлетворенности.

Но, если мы добьемся освобождения от цикла рождений и смертей лишь для себя, этого будет недостаточно. В этом случае мы не реализуем до конца свой человеческий потенциал. Мы не единственные, кто терзается от боли и неудовлетворенности: все живые существа - наши собратья по несчастью. Мало кто из них обладает знанием - оком мудрости Дхармы, способным узреть истинный путь, ведущий к пресечению страданий. Все без исключения существа, населяющие землю, проводят всю жизнь в непрестанных поисках способов избавления от страданий и обретения счастья и блаженства. Но поскольку их ум погружен во мрак неведения, их поиски тщетны. Вместо того чтобы вести к желанной цели, их труды приносят им еще большие боль и разочарование. Стремясь убежать от причины своих страданий, на деле они бегут лишь от нирваны - подлинного пресечения страдания.

Все живые существа испытывают страдания и жаждут избавления от них не меньше, чем мы сами. Осознав это, мы поймем, что с нашей стороны было бы в высшей степени эгоистично стремиться лишь к собственному освобождению, к собственному переживанию нирваны. Вместо этого нам следует стремиться к освобождению всех без исключения живых существ. Однако, для того чтобы указать другим верный путь к пресечению страданий, сначала мы сами должны достичь полного просветления. Иными словами, чтобы помогать другим в деле освобождения от страданий, нам необходимо прежде всего самим достичь состояния будды.

Представь себе, что ты на вершине мира, на горе Меру. Вокруг тебя только снежные вершины, стоящие миллионы лет и хранящие все ответы. Ты глубоко вдыхаешь хо­лодный воздух и делаешь выдох, соединяя руки над голо­вой, на вдохе опускаешь их до уровня сердца и на выдо­хе опускаешь руки до земли, касаясь земли, соединяясь с ней, приобретая «укорененность», затем на вдохе подни­маешь руки вновь до уровня сердца ладонями вниз, ме­няешь ладони и поднимаешь руки вверх, разворачивая ладони к небу, и спрашиваешь: «В чем мое предназначе­ние?» или «Зачем я пришла в этот мир?». Ты стоишь и ощущаешь себя частью чего-то большего, чем ты, частью великого вселенского плана. И в реали­зации этого плана есть и твой вклад, твоя миссия. Ты мо­жешь увидеть ответ в рисунке облаков, услышать его в шуме ветра, он может прийти в виде знака, в виде строч­ки в книге, в виде подарка. Задай вопрос и позволь миру ответить на него.

Ты пришла в этот мир для чего-то, и в глубине твоей ду­ши есть ответ на вопрос, чему ты служишь.

Теперь ты знаешь, чему ты служишь? - обратился Ка-милль ко мне, когда я стояла на вершине утеса, вытянувшись в струнку и подняв к небу руки. Прямо надо мной светила пол­ная луна, заливая серебристым светом все вокруг и превращая Известняк утеса в серебро.



Да, мое предназначение - собирать и нести знания о жен­ской силе миру. Вернуть миру женскую энергию, позволяя муж­чинам стать мужчинами, мужественными и сильными, а женщинам оставаться женщинами, женственными и мягкими. Я ви­жу, как я это сделаю, и ты прав, видение глобальной цели окры­ляет.

Тогда позволь себе полететь. Когда ты умеешь летать, твое влияние безгранично. Недаром ты выбрала перо в качестве сим­вола себя. Та женщина, которая умеет управлять ветром, умеет летать, может сделать любое дело. Крылья - это свобода. Про человека, умеющего летать, говорят: «Он высоко взлетел».

Закрой глаза и вдохни полной грудью. Расправь руки на­встречу ветру. Обратись к ветру с просьбой освободить тебя от ненужных заблуждений, от негативных мыслей, от ложных представлений.

Повелитель ветров, властитель бескрайнего неба! Будь мне покровителем. Даруй мне легкость и проникновение, мысль и озарение. Дай мне силу и власть покорить непокоренное и ис­полнить неисполненное.

Ты стоишь на краю и чувствуешь как у тебя за спиной вы­растают крылья. Ты делаешь вдох и на выдохе поднимаешь руки, как будто расправляешь крылья и приподнимаешься на носочках. Ты легко взмываешь вверх и летишь в потоках воз­духа, наслаждаясь пьянящим чувством свободы. Почувствуй, как ветер наполняет тебя и несет тебя. Ты свободна и непред­сказуема. Ты купаешься и играешь в потоках воздуха, обретая ясность.

«Я лечу!» - все ликовало во мне. «Я лечу!» - думала я, скользя по снежному склону, казалось, обрывающемуся прямо

в океан. И хотя мне было безумно страшно и сердце сжима­лось от ужаса, я сделала это. Пот тонкой струйкой катился по спине, но я отважно ехала. «Главное - не упасть, главное - устоять» - все, о чем я могла думать. Вертолет ждал внизу, и мысль о том, что, сделав шаг, уже не повернуть, заставляла собраться и сосредоточиться. И хотя Харольд ехал за мной, каждый отвечал сам за себя на этом белоснежном спуске. Сво­бода и ответственность - две стороны королевской власти. Ты волен делать то, что ты хочешь, но при этом ты несешь за это ответственность, и не только перед собой, но и перед другими, перед миром. Кто-то из великих сказал: «Свобода без ответст­венности - произвол, ответственность без свободы - каторга». Все эти мысли пронеслись в моей голове за одну секунду. Спус­тившись и сняв доску, я стояла, все еще не веря в собствен­ный подвиг.

Поздравляю, - улыбнулся Харольд. - Второй раз будет легче. Главное - поверить в себя, но не бояться ошибаться. И расслабься, не бойся упасть.

А разве Королева может упасть?

Даже Королевы ошибаются и падают. Падать не страш­но, если у тебя есть силы подняться.

А откуда берутся силы подняться?

От знания того, что тебе многое дано миром и мир ждет °т тебя результатов. Если ты пытаешься отлежаться или спря­таться, то это еще сильнее разрушает тебя и разрушает мир вокруг тебя.

И вечный бой - покой нам только снится! - вздохнула я, забираясь в вертолет.- Теперь я готова принять любой бой! - повернувшись к Камиллю, торжественно произнесла я.

Я стояла, вытянувшись в струнку, на вершине утеса и чув­ствовала, что во мне появился стержень, держащий мою струк­туру. Я поняла, откуда пошло выражение «королевская осанка». Мне захотелось как-то расправить свое тело. И Камилль, слов­но угадывая мое желание, сказал:

А сейчас мы простроим твое тело. Тело должно быть го­тово держать власть и пространство.

И как мы будем его простраивать?

Дыханием, дорогая, дыханием. Тело - это строй энергии, и все должно быть в божественных пропорциях. Но мы часто забываем о сакральности своего тела и оседаем. Никакие меха­нические упражнения не помогают добиться гармонии - лишь дыхание помогает телу раскрыться.

Простройка тела дыханием

Встань на полные стопы на земле и, делая вдох через нос, наполни свою спину, плечи, расправляя и отпуская их, и выдохни через макушку, чувствуя, как тебя вытягивает вверх, как подбирается живот, как расправляется спина, как вытягивается позвоночник. Сила левитации сильнее силы гравитации, если мы вспоминаем о ней. В тебе про-страивается священная ось позвоночника, через которую ты соединена с энергией Космоса, со своей миссией. Рас­правь свои плечи. У тебя слишком сгорбленная спина и сутулые плечи. Слишком много проблем ты на себя навесила. У истинной королевы спина всегда прямая.

И как же мне убрать мои проблемы?

Когда человек берет на себя слишком много чужих проблем, да и своих, у него появляется на шее ярмо, и прежде чем почувствовать себя королевой, необходимо снять это ярмо.

Снятие ярма проблем

Ты делаешь вдох и соединяешь руки в замок за шеей. На вы­дохе ты разрываешь этот замок и, ведя руки к центру груди, снимаешь со своих плеч половинки ярма. В центре груди эти половинки скреплены колышком. И очень часто чело-| век начинает чувствовать, что у него кол в груди. На вдохе ты достаешь этот колышек из груди, на задержке дыхания смотришь на него и на выдохе выбрасываешь и скидываешь с правого плеча проблемы всех мужчин, висящие на тебе, а с левого - проблемы всех женщин, висящие на тебе. Я повторила и почувствовала непривычную легкость. Мои плечи распрямились.

Подними свой подбородок и освободи центр приня­тия решений, центр проявления твоей власти. Камилль подошел ко мне и провел указательным пальцем три раза против часовой стрелки и три раза по часовой стрелке по моей яремной ямке.

Вот теперь ты почти готова к коронации. - Камилль вос­хищенно смотрел на меня.

Почти? - уже по-королевски, недоуменным и в то же вре­мя требовательным тоном, спросила я.

Спускаясь со своего пьедестала, спроси саму себя. Когда ты ощущаешь себя частью большего, чем ты, то кто ты ЕЩЕ?

Ты смогла создать свою миссию? - спросил меня Ха-рольд, когда, уставшие и счастливые после пяти спусков, мы вернулись в гостиницу.

Почему создать? Мне казалось, что предназначение мож­но найти, узнать. Ты же сам советовал мне обращать внима­ние на знаки.

Да, я хотел, чтобы ты задумалась о том, что в тебе есть. Предназначение ты можешь только создать, основываясь на том, что в тебе уже есть, понимая, в чем ты талантлива.

А ты считаешь, что у каждого человека есть таланты?

Конечно, но человек не всегда понимает, что то, что ему удается легче всего и приносит наибольшее удовольствие, и есть его талант.

Звучит непривычно. А как же мнение о том, что успех это результат тяжелого труда?

Успех - это когда все идет легко. То, что идет легко, то точно. Что у тебя получалось проще всего, когда ты училась в школе?

Писать стихи, - рассмеялась я. - Я могла сесть и легко написать поздравление или просто, когда мне бывало печаль-

но, написать грустное стихотворение. Слова приходили сами со­бой, и все, что мне надо было делать, - это просто записывать то, что приходило.

Вот видишь, а кому-то приходилось этому учиться, раз­бирать, чем ямб отличается от хорея.

Какие умные слова, - скорчила я гримасу.

Так как для человека то, что он делает, кажется таким про­стым, то он и не предполагает, что для других это может представ­лять определенную трудность. Он не видит в этом свой талант.

И какие же таланты существуют?

Рон Лейдер выделяет восемь видов талантов.

Лингвистика. Человеку нравятся словесные игры, рифмы, скороговорки. Он правильно использует слова в речи. Если тебя привлекает эта область, тогда язык - чтение, письмо, ораторство - это твой природный дар. Такой че­ловек грамотно пишет и предпочитает устно общаться с окружающими.

Логика. Ты хорошо считаешь, любишь факты, цифры, подсчеты? Если да, то рациональное, критическое мыш­ление и математическое решение задач - твои таланты, и ты придерживаешься логического, рационального под­хода к жизни.

Воображение. Ты мыслишь образами? У тебя развиты во­ображение, восприятие цветов, форм, текстур? Если ты относишься к такому типу людей, то твои таланты - этомыслить образами, видеть мир через формы и цвета. У тебя хорошая фантазия, ты можешь рисовать, зарисо­вывать свои мысли и идеи.

Музыка. Ты любишь слушать и напевать мелодии? Ты це­нишь и понимаешь ритм? Если да, то пение, музыкаль­ный слух, чувство ритма - твой дар. Ты ценишь му­зыкальные композиции и разбираешься в них.

Кинестетика. Тебе нравятся различные упражнения, спорт, танцы, работа руками? Ты красиво двигаешься? Ес­ли да, то твои таланты - атлетика или работа руками. Ты можешь конструировать модели, заниматься лепкой, тан­цевать, любишь любую физическую активность.

Межличностные отношения. Тебя беспокоят чувства дру­гих людей? У тебя хорошие отношения с коллективом? Если да, то твое призвание - это понимание других лю­дей, их нужд, чувств, желаний и работа с людьми. Ты способна видеть мир глазами других и эффективно взаи­модействовать с людьми вокруг себя.

Рефлексия. Ты любишь заниматься самоанализом, обду­мыванием собственных поступков? Ты склонна к рефлек­сии? Тогда направленность в себя, понимание своих внут­ренних потребностей и чувств - это то, к чему у тебя склонность. Ты любишь проводить время наедине с со­бой, ты независимый, дисциплинированный человек.

Моделирование. Тебе нравится классифицировать и ана­лизировать события и явления? Если да, то систематиче­ская классификация, анализ и моделирование - твои склонности. У тебя интуитивное понимание того, как должен быть устроен мир и каково соотношение вещей и явлений 3 .

Да, есть из чего выбрать. Мне кажется, у меня несколько талантов - и лингвистика, и моделирование, и общение... Но больше меня привлекает накопление и передача знаний другим. У этого таланта есть какое-нибудь название?

Я бы назвал тебя хранительницей.

Я - хранительница обруча как символа знаний о женской энергии, КАК СИМВОЛА ПРОЯВЛЕННОЙ ЖЕНСКОЙ ВЛА­СТИ, - ответила я на вопрос Камилля, чему я служу.

И когда ты хранительница обруча, то что ЕЩЕ ценно для тебя?

Ценно передать эти знания другим, обрести смысл своей жизни, получать удовольствие от самого процесса дарить лю­бовь другим и помогать им становиться счастливыми, ценно быть кому-то нужной. - Тут я остановилась, осознав, что, не­зависимо от того, как будут реагировать внешний мир и другие люди, я все равно буду это делать. Как цветок не может не цве­сти и не дарить свою красоту и запах миру, так и я не могу не нести любовь и знания другим. И даже если никто не придет сорвать этот цветок, он будет цвести. Он не умеет по-другому.- И когда ты хранительница обруча, какие ЕЩЕ способно­сти и качества тебе необходимы?

Королева обязана видеть путь и вести за собой. - Ка-милль замолчал, видно, обдумывая пришедшую мысль, затем продолжил: - Сейчас мы будем спускаться вниз. Я пойду за тобой.

Но я не знаю дороги, и уже темно.

Ты знаешь, что тебе нужно спуститься вниз. Представь то место, в которое ты хочешь попасть, и затем сделай вдох, вы­дох, закрой глаза и проложи мысленно путь к своей цели в ви­де белого тоннеля. Окажись в конце пути и спроси у самой се­бя: как ты сюда попала, какие шаги ты предприняла, чтобы ока­заться здесь? Ты четко увидишь, что тебе нужно сделать и что тебе необходимо, чтобы оказаться там, где ты хочешь. Ты зна­ешь, что впереди тебя никого нет, кто указал бы тебе путь, но все готовы идти за тобой.

А если я заблужусь?

Никогда не поздно вернуться и выбрать другой путь. Те, кто идет за тобой, хотят, чтобы их вели, иначе они шли бы сво­им путем. Но раз они отдали тебе право прокладывать путь, они тебе дали и право ошибаться.

Что же, тебе удалось убедить меня идти впереди, - отве­тила я Камиллю и храбро ступила в темноту ночи.

Я храбро ступила в темноту ночи, убегая из теплой гости­ницы. Все сидели в теплом баре и обсуждали впечатления пер­вого дня, но мне захотелось побыть одной. Я злилась, что Фа-

биан даже не позвонил, чтобы хотя бы из вежливости поинте­ресоваться, как у меня дела. Или он был слишком увлечен Хельгой, или слишком раздосадован моим внезапным отъез­дом. Мне очень хотелось придумать повод и самой позвонить ему, но внутренний голос удерживал меня. С другой стороны, благодаря этому я познакомилась с Харольдом, а кроме того, навряд ли в прекрасном расположении духа я стала бы заду­мываться о смысле жизни и поиске своего предназначения. Но

" дух мщения все еще не отпускал меня, и я стала придумывать

план своего возвращения.

Обдумываешь планы мести? - Харольд догнал меня.

Почему ты так решил?

У тебя воинственный вид, как у древней валькирии, и ты быстро идешь. Обычно так идет человек, который решает ка­кую-то задачу.

Слушай, а что сделала бы валькирия, если бы ею пренебрегли? - резко остановившись, спросила я.

А что уничтожает мужчин?

Равнодушие и холодность.

Трудно проявлять равнодушие и холодность, когда сердце рвется от боли...

Ты сделала все, что могла. Ты любила и готова была многое простить и принять ради своей любви, уже одно это воз-выщает тебя. Но валькирия может помочь тебе показать свое превосходство и сделать тебя неуязвимой в момент вашей встречи.

Это несложно. Ты делаешь вдох и на выдохе входишь в энергетический поток. На вдохе из тонкого пространства ты до­стаешь золотистые доспехи валькирии и на выдохе надеваешь их. Доспехи помогают чувствовать себя защищенной и держать дистанцию. Садишься на крылатого коня - правая рука впере­ди, левая сзади, делаешь вдох, выдох и на вдохе соединяешь ру­ки между ног. Представляешь, как ты увеличиваешься в разме­рах и смотришь на мужчину сверху вниз. Рядом с такой жен­щиной мужчина чувствует всю свою ничтожность.

Да, такую воительницу любой мужчина испугается, - представив себя валькирией, повеселела я. - Как просто, сила воображения, и ты уже в роскошном наряде!

Я приготовила для тебя настоящий королевский наряд, - встретив нас на следующее утро после восхождения и возвра­щения во дворец, объявила Ингрид. - Но внутреннее состоя­ние важнее, чем шелка и парча. Даже самый роскошный наряд не спасет, если внутри нет королевского достоинства. Умение не­сти себя и ощущать себя королевой в любом наряде воспиты­валось с детства. Будущую королеву учили, как оставаться за­крытой, даже будучи обнаженной.

Как же? - Я даже затаила дыхание от возможности при­коснуться к закрытым знаниям.

Сначала ты надеваешь воображаемую одежду из тонкого пространства. С чего бы ты хотела начать?

С белья, - включилась я.

Ты права. Кружева, шелк, бархат - все, что касается тво­ей кожи, должно быть самым дорогим. Белье держит твою структуру. Ты на вдохе берешь из тонкого пространства белье и на выдохе надеваешь его. Потом так же на вдохе берешь чулки, пояс и на выдохе надеваешь их. Выбираешь самые рос­кошные туфли и так же надеваешь их. Не останавливай свое воображение, ты можешь выбрать все, что угодно. Любые твои прихоти тут же исполняются. Потом берешь на вдохе платье и на выдохе надеваешь его. Наконец дошла очередь и до драго­ценностей. Драгоценности усиливают и фокусируют энергию, помогая держать пространство и подданных. И когда наряд за­вершен, ты готова идти в тронный зал.

Только теперь, когда ты энергетически одета, можешь пере­одеться в настоящий наряд, и он лишь подчеркнет твое вели­чие, а не скроет его. Ингрид привела меня в королевскую гар­деробную. Я вошла и обомлела. Две девушки как будто охраня­ли разложенные вещи. Почти все, что я представляла в своих самых смелых мечтах, я увидела наяву. Я закрыла глаза и от­крыла их опять. Разве Ингрид могла предполагать, что я увижу в своих мечтах? Или все девушки грезят об одном?

Одна из девушек протянула мне изысканное белье из неж­нейшего белого шелка, расшитое серебряными снежинками и украшенное серебристыми мерцающими кружевами. Сверху на меня надели молочно белое платье с вытканными на нем сереб­ряными и белыми бутонами роз. Подняв мои рыжие волосы ввысокую прическу, ее также украсили белыми розами и перья­ми.

Я почти похожа на Снежную Королеву, - заметила я, гля­дя на себя в зеркало. В этот момент вошел Камилль. Он услы­шал мои слова.

Снежная Королева с любящим сердцем Девочки, с жар­кой страстью Любовницы и мудростью истинной Хозяйки - редкое сочетание. - Если ты готова, то я сопровожу тебя в ко­ронационный зал.

Я готов сопроводить мою королеву в зал! - Я одновре­менно услышала стук в дверь и голос Харольда. Сегодня был мой последний вечер в Гренландии. Время пролетело незамет­но. Каждый день - новые спуски, а вечерами - долгие беседы с Харольдом о смысле жизни - превратили мой безумный по­ступок в захватывающее приключение в поисках себя. Навер­ное, любое путешествие - это попытка найти себя, узнать о себе что-то новое, открыть какие-то грани. Я улетала домой завтра рано утром. Открыв дверь, я увидела торжественно хитрые глаза Харольда.

Ты думаешь, что тест на королеву я уже прошла и могу претендовать на корону? - поинтересовалась я, выходя из ком­наты.

Претендовать можешь, но без испытаний корону не по­лучить, - тем же тоном ответил Харольд, ведя меня в ресторан.

А у тебя есть корона?

А ты сомневаешься?

Пока да. Навряд ли среди белых льдов Гренландии и деревянныx строений завалялась корона. - Ну, мамонтов же находят во льдах, почему же не найти гиперборейскую корону? - Не думаю, чтобы в Гиперборее существовали цари. - Почему же не существовали, я думаю, существуют до сих пор...

Я не могла понять, Харольд дразнит меня или говорит серь­езно. Тем временем мы спустились в ресторан. Чувствовалось, --- Что тут все были чем-то воодушевлены. - Что происходит? - удивилась я. - Хозяин гостиницы иногда проводит среди гостей розы­грыш на звание «Самый умный». Вопросы, конечно, не такие сложные, как в телевизионной игре, но все получают массу поло­жительных эмоций и памятные сувениры. Участвовать может лю­бой; если ты знаешь ответ на вопрос, то просто поднимай руку.

Мы сели за столик и стали наблюдать за происходящим. Об­щий азарт захватил и меня, и я с энтузиазмом включилась в иг­ру. Я, уже ответив на несколько вопросов по истории, искусст­ву и географии, поблагодарила мысленно своих школьных учи­телей. «Все-таки учили меня хорошо». Тут настало время общих вопросов.

Что на свете быстрее всего? - спросил ведущий.

Свет, - включился Харольд.

- «Стелс», - басом заявил какой-то американец.

Мысль! - выкрикнула я, вспомнив детские сказки. Заинтересованный ведущий подошел к нашему столику.- Что слаще всего на свете? - уже не отходя от нас, про­должил ведущий.

Сон, - ответы всплывали из подсознания сами.

Что дороже всего на свете? - уже глядя на меня с уваже­нием, продолжил он.

Жизнь, - уже уверенно ответила я.

Что всего жирнее?

Земля. - Меня было уже не остановить...

За соседними столиками все зааплодировали, и ведущий объявил меня победительницей.

Гордая и смущенная, я, прошествовала на середину зала.

Хозяин гостиницы, рослый светловолосый датчанин, надел на меня серебристую маленькую коронку с синим камнем и мо­нограммой его гостиницы.

Я провожу этот конкурс уже в течение пяти лет, и никто не смог ответить на эти вопросы, - торжественно объявил он и продолжил: - Я рад, что мисс Лариса выиграла этот приз. Сапфир - символ ледовитой Гипербореи, камень знаний и в то же время камень власти, верности, целомудрия и достоинства, считается, что он олицетворяет высшие духовные ценности.

Мне, конечно, немного жаль, что вы увезете эту корону в свой северный город, но вы заслужили ее!

Все еще не веря в счастливое стечение обстоятельств и в свою победу, я стояла с короной на голове. Хозяин гостиницы, почтительно поддерживая под локоть, повел меня к импрови­зированному трону, высокому резному стулу, задрапирован­ному бархатной тканью.

Тронный зал уже полон подданных, ожидающих твоего прибытия. С левой стороны стоят женщины, с правой - мужчины, - слышала я голос Камилля, ведущего меня к трону. Хотя

музейный коронационный зал был пуст, мне казалось, что я слышу негромкие голоса перешептывающихся людей. Они бы­ли из разных эпох и разных национальностей, но в то же вре­мя я видела среди них своих знакомых, свою тетушку.

Ты садишься на трон, - продолжал Камилль, помогая мне сесть. - Ты чувствуешь тяжесть короны на голове. - С этими словами Камилль надел на меня корону. Мне очень хотелось открыть глаза и посмотреть. - Ты чувствуешь свою власть, мо­гущество и величие. В твоих руках символы власти - скипетр и держава. Держава - золотой шар, символизирующий власть, которую ты обретаешь над своим миром. Отныне все в этом ми­ре будет происходить так, как хочешь ты. И только тебе решать, что произойдет в твоей жизни, а чего не случится никогда.

Ты смотришь на своих подданных: с левой стороны стоят женщины, с правой - мужчины. Мужчины подходят к тебе по одному и встают на одно колено. Скипетр в твоих руках пре­вращается в меч, который ты возлагаешь на голову каждому, по­свящая его в свои рыцари. Отныне они готовы служить тебе и повиноваться твоим приказам, защищать твою честь и досто­инство. Женщины подходят к тебе и делают реверанс, ты по­свящаешь их во фрейлины. Отныне они тоже готовы служить тебе. Теперь у тебя есть трон, на котором ты можешь восседать, который будет твоим «престолом озарения». Каждый раз, когдатебе необходима какая-то информация, ты можешь садиться на этот трон и запрашивать ее.

Теперь можешь открыть глаза, - сказал Камилль.

Я тут же сняла с головы небольшую изящную корону и уви­дела на ней сверкающий сапфир. Долго не могла оторвать от камня глаз. В свете свечей казалось, что внутри него сверкает звезда. По размеру камень точно соответствовал отверстию в об­руче.

Застывший кусочек льда, напоминающего о древней Ги­перборее, - поймав мой восхищенный взгляд, проговорил Ка­милль.

Теперь у меня есть все четыре камня для священного об­руча... - то ли спрашивая, то ли утверждая, прошептала я.

Теперь у меня есть все четыре камня для обруча женской силы! - задумчиво сказала я Харольду, возвращаясь к своему столику и глядя на переливающийся сапфир.

Почему-то ты не выглядишь счастливой, - заметил Ха-рольд.

Я собрала все камни, я действительно многое про себя узна­ла и многое в себе открыла... Но Фабиан так и не позвонил, навер­ное, у него все сложилось с Хельгой. А я так и не встретила того единственного, ради которого собирала все эти знания.

Разве ты собирала их не для себя?

Для себя, - согласилась я, - и мир подарил мне столько встреч, столько открытий, столько друзей!

Например, меня.

Да, тебя, - задумчиво повторила я.

Но только как друга?

Потрясающего, умного, тонкого друга, - глядя в глаза Ха­рольду рассыпалась я в комплиментах.

Может, в последнюю ночь наша дружба имеет шанс перерасти в нечто большее?

Я сделала вид, что не расслышала последнего вопроса, и увлеченно занялась десертом. Наслаждаясь великолепным вку­сом лимонного шербета с шампанским, я размышляла о том, стоит ли терять дружбу ради одной-единственной ночи. До сек­са власть на стороне женщины, после - на стороне мужчины. И отдать эту власть я хотела бы самому достойному. Мне бы­ло интересно с Харольдом, но не более. Королева потому и остается королевой, что окружена жаждущими и влюбленны­ми поклонниками. И ее желание перерастает в желание успеха. Они готовы служить своей королеве, лишь мечтая о ней.

Нет, спасибо. Пожалуй, мне нужно время, чтобы собраться и, самое важное, собрать себя, свои мысли, увидеть самое

главное. Неужели мое путешествие подошло к концу?..

Часть шестая

ХРАНИТЕЛЬНИЦА ОБРУЧА

Неужели наше путешествие подошло к концу? - спроси­ла я Камилля. Мы были в коронационном зале, я все еще сиде­ла на троне.

Да, и через три дня состоится совет, на котором решится судьба государства, и моя битва завершится.

И ты уверен, что ты выиграешь эту битву?

Конечно, если ты будешь рядом, я выиграю любую битву.

Как же мы будем готовиться к этому совету?

Я отдам ювелиру твой обруч, чтобы он вставил все кам­ни и ты смогла ощутить единение с самой собой, обретение своего центра. В центре все энергии сходятся и находятся в равновесии. И когда все наработанные состояния станут од­ним, ты обретешь свою целостность и гармонию, выйдешь на новый уровень.

Как я понимаю, не только я, но и ты?

Конечно, богом становишься рядом с богиней. А пока мо­ей королеве надо отдохнуть и набраться сил, чтобы встретить новый день.

Чтобы встретить новый день, мне нужно набраться сил, - ответила я Алле на вопрос о том, как я отдохнула.

Ну ты даешь! - возмутилась Алка. - Отдыхала почти неделю, и опять тебе надо отдохнуть.

Я чувствую себя совершенно разобранной, - пожаловалась я.

Вернувшись в Петербург почти неделю назад, я все еще пре­бывала в смятении. Вроде бы все камни были собраны и все состояния пройдены, но чувство завершенности и гармонии все не наступало. Всю неделю Алка настойчиво пыталась встретить­ся со мной и услышать внятное описание всех событий. Нако­нец я сдалась под ее натиском. Мы сидели в очаровательном французском кафе на Большом проспекте Васильевского острова с символичным названием «Кафе учета событий». Я рассказы­вала про Фабиана с Хельгой, и про хелибординг и свой внезап­ный отъезд в Гренландию, и про Харольда, и про свою победу в конкурсе «Самый умный».

Наверное, я не та женщина, ради которой Фабиан готов на все, - горестно закончила я.

Зато ты та женщина, которая сама готова на все.

Что? - переспросила я Аллу.

Ты сама можешь создать свою империю, свой центр свои программы. Зачем тебе помощь мужчины?

Но ведь это противоречит всем законам вселенной.

А по-моему, нет. Когда у тебя есть любимое дело, когда ты радуешься сама себе, даришь всем любовь просто потому,что не умеешь по-другому, ты становишься центром вселенной, тем солнцем, в лучах которого каждый хочет погреться. Тогда ты притянешь того мужчину, который будет ценить то, что ря­дом с ним такая женщина.

А вдруг его не существует в природе, и я так и останусь старой девой? - представила я бесконечную череду одиноких дней.

Гак, пора действовать. Хватит киснуть. У тебя в руках ве­личайшие знания, а ты в разобранных чувствах! - кипятилась Алла. - Заканчиваем ужин и едем ко мне домой. Савва на пе­реговорах, так что никто метать нам не будет.

Уже ночь на дворе, - пыталась отказываться я, - и что мы будем делать?

Восстанавливать твою целостность, - не терпящим воз­ражений топом отрезала Алка. -- Пора замыкать твой круг жен­ской силы.

Пора замыкать круг женской силы, - Камилль привел меня в рыцарский зал. Был поздний вечер, и зал освещался только горящими факелами. Я была в легком белом платье, больше похожем па тунику. В центре зала был выложен круг из четырех больших гранитных камней, расположенных по сто­ронам света. Между ними была насыпана обыкновенная мука. Б центре стояло ритуальное дерево жизни - простая рогати­на, украшенная черной, белой, красной и желтой ленточками, завязанными по двум сторонам. Камилль вложил мне в руку чашу, наполненную маленькими леденцами.

Это подношения для духов стихий, - объяснил он в от­вет на мой недоуменный взгляд. - Ты войдешь в этот круг для соединения со всеми четырьмя стихиями, - Камилль подвел ме­ня к востоку.