Поздравления с днем памяти серафима саровского. Поздравления с обретением мощей серафима саровского

1-ого августа состоялось одно из самых важных религиозных событий, которые волнует многих православных людей. В этот день состоялась канонизация преподобного Серафима Саровского. Событие произошло через 70 лет после кончины Серафима Саровского. В день рождения с особенным торжеством состоялось открытие мощей, помещенных в раку. Многие люди верили в то, что они исцелятся в Сарове, что и произошло. Нужно отметить, что Серафим Саровский является одним из самых почитаемых святых православных, причем такое отношение он сумел завоевать даже при жизни. На первое августа вы можете найти специальные поздравления с Обретением мощей преподобного Серафима Саровского, отличающиеся уникальностью и оказывающиеся поистине светлыми. Вы можете внимательно изучить каталог поздравлений для того, чтобы понять, как лучше всего проявить светлые чувства к православному человеку. Откройте свою душу 1-ого августа. Поздравляем с обретением мощей Серафима Саровского - 1 августа.

Это событие волнует многих православных людей,
Сегодня празднуем обретение святого Серафима мощей,
В молитвах просим исцеления, добра,
Чтоб мирной и спокойной жизнь была.
С праздником всех от души поздравляем.
Огромных успехов в жизни желаем,
Пускай надежда, вера вас не покидает,
Господь от бед и зла пускай оберегает.

Православный праздник сегодня отмечаем,
День обретения Серафима Соровского мощей,
Здоровья крепкого всем желаем,
Чтоб было в жизни много радостных вестей.
К святым мощам мы покланяемся,
От всех болезней исцеляемся,
Пускай молитва вам всегда помогает,
Счастливых дней пусть много-много бывает.

Церкви преподобный оставил прекрасные наставления,
Написанные им самим,
Молитвы нас заряжают вдохновением,
Серафим, мы преклоняемся мощам твоим.

Крестный ход свершить всех приглашаем,
Пусть будет ваша жизнь чиста, как родниковая вода,
Судьба пусть щедро вас наградит сполна.

Сегодня день обретения мощей святого,
Мы от души вас всех поздравляем,
Желаем счастья вам большого,
Здоровья крепкого искренне желаем.
Пускай молитва вам помогает во всём,
Пускай в сердце вера живёт,
Полной чашей пусть будет ваш дом,
Удача пусть обязательно вас найдёт.

Серафим Соровский святее из всех святых,
Он великий подвижник, молитвенник, чудотворец,
В этот день в церквах яркая свеча горит,
Исцеления от мощей исходит.
С днём обретения мощей Серафима поздравляем,
Верить в господа вас призываем,
Здоровья крепкого желаем, добра.
Чтобы везло вам во всём, всегда.

С днём обретения мощей святого поздравляем,
Серафима Соровского в молитвах воспеваем,
Молитвы, обращённые к нему, помогают всегда,
А преклонение к мощам исцеляют сполна.
С православным праздником вас поздравить рады,
Пусть вера в Господа будет вам отрадой,
Всего наилучшего желаем вам, удачи, счастья,
Пусть стороной обходят вас ненастья.

Серафим духовный путь с детства прошёл сполна,
Он верил в Господа всегда,
На камне молился тысяча дней и ночей,
Рада счастья и добра всех людей.
С обретением мощей святого поздравляем,
Жизни долгой и счастливой желаем,
Всех благ, достатка вам, добра,
Чтоб благосклонною была судьба.

Преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Сидорович Машнин) – один из самых почитаемых в России и за ее пределами православных святых. Всю свою жизнь преподобный посвятил служению Богу, Церкви и простому народу. Тысячи и тысячи людей получили от него советы и помощь духовнй жизни, многих он исцелил и вернул к полноценно жизни. Его молитвы за Россию в течение 1000 дней известны не только православным людям России, но и всему христианскому миру.

Скончался преподобный Серафим Саровский 2 января 1833 года и был причислен к лику святых летом 1903 года. На торжества канонизации чудотворца в Саровскую пустынь съехалось, по разным данным, от 50 до 300 тысяч паломников, в том числе и Император Николай Второй со своими домочадцами.

19 июля 1903 года, в день рождения святого, его останки были открыты и торжественно помещены в специально приготовленную раку. В честь этого события, которое сопровождалось чудесными исцелениями больных, и установлен церковный праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского. 1 августа 1991 г. его святые мощи были возвращены в Дивеевский монастырь, основанный преп. Серафимом. Это было одним из самых ярких чудес русской церковной истории XX века.

Рассказы о помощи Святого преподобного Серафима Саровского

Чудесное обращение юноши

У одного священника был сын Николай, который после поступления в университет стал терять веру, перестал молиться и посещать церковные службы. Наступил канун Рождества Христова.

Коля, сходил бы ты ко всенощной - ведь завтра великий праздник, - сказала ему мать. -Как мы были бы рады с папой, если бы ты пошел в церковь.

Сын раздраженно ответил:

Я уже много раз вам говорил, что мне нечего там делать... Что я получу в этой тесноте и духоте?

Смотри, Коля, как бы не наказал тебя Господь за такие слова, - сокрушенно сказала мать.

В тот же вечер с сыном случилось следующее: он протянул руку, чтобы что-то взять с полки, и вскрикнул от боли. Рукой нельзя было шевельнуть от боли под мышкой.

Боль все усиливалась, и под мышкой стала быстро расти опухоль.

Приглашенный утром доктор констатировал тяжелое заболевание, которое называется "сучье вымя". Доктор сказал, что надо ждать, пока опухоль полностью созреет, и тогда можно будет прибегнуть к операции.

Для Коли началось время тяжелых мучений и бессонных ночей. Однако Коля не забыл, что болезнь его началась после того, как мать предрекла ему Божие наказание. Он еще не совсем утратил веру, и совесть его проснулась.

Он заметил у матери новый образ преподобного Серафима, который только что был прославлен. Вечером он попросил у матери:
- Дай мне на ночь образ преподобного Серафима.

Ночью матушку разбудил крик Коли. Вбежав в комнату, мать увидела такую картину:

Коля сидит на кровати, а кровать и пол перед ним залиты гноем. Коля был взволнован и говорил сбивчиво:

Ко мне сейчас приходил преподобный Серафим и сказал, что если я не покаюсь и не изменю жизнь, то погибну. Затем преподобный коснулся моей больной руки, и опухоль тотчас же прорвалась. Сейчас рука моя совершенно здорова.

Пережитое переменило душу и жизнь Коли. Он оставил университет и поступил в Духовную семинарию, а затем Академию. Окончив ее, он принял монашество с именем Серафима и впоследствии стал епископом Дмитровским - одним из благочестивейших людей нашего времени, "богородичным старцем", как его называли за особое почитание Божией Матери.

"Вода-то ледяная…"

Покойная Лидия Николаевна в конце двадцатых годов рассказывала мне о своей поездке в Саров вскоре после про славления преподобного Серафима.

Супруг ее, Илья Михайлович, профессор, был человеком глубоко верующим. Он скончался в сане протоиерея. И. М. почитал преподобного Серафима задолго до прославления.

Инициатива поездки в Саров и Дивеево принадлежала ему. Сама Л. Н. отнеслась к предстоящей поездке совершенно равнодушно, тем более что мужу предстояла научная командировка в Мюнхен.

Отъезд в Саров был назначен на начало июля. Накануне к вечеру Л. Н. почувствовала себя нехорошо - головная боль и острая боль в горле, температура 39. Л. Н. была подвержена ангинам с нарывами в горле, болезнь всегда протекала очень тяжело.
Однако Л. Н. решила скрыть болезнь от мужа, чтобы не сорвать поездку.

В дороге Л. Н. стало очень плохо: она не могла проглотить даже воду и начала задыхаться.

От станции до монастыря ехали на лошадях. Под влиянием свежего воздуха одышка стала меньше, но боль в горле все усиливалась.
Приехали незадолго до всенощной, остановились в монастырской гостинице. И. М. беседовал с монахом-гостинником, а Л. Н. пошла в номер и решила, что, конечно, ко всенощной не пойдет и сразу же ляжет.

И. М. возвратился и сказал, что, прежде чем идти ко всенощной, надо пойти на колодчик преподобного и там искупаться. Далее, рассказывала Л. Н., она уже не имела своей воли, все как бы происходило помимо нее.

Пошли к колодчику, Л. Н. вошла в женскую половину купальни и, первое, что услышала, было: "Вода-то ледяная, прямо обжигает". Л. Н. подумала: "Безумие с высокой температурой лезть в ледяную воду". Однако разделась, перекрестилась и окунулась.

Вода действительно "ожгла". Л. Н. быстро оделась и вышла из купальни. И. М. задержался. Дожидаясь его, Л. Н. осмотрелась вокруг. Только в этот момент она ощутила ту неизъяснимую благодать, которой проникнуто это место. И. М. сказал, что он зайдет в гостиницу, а Л. Н. посоветовал медленно идти к собору и там его дожидаться. Л. Н., дойдя до собора, встретила И. М. у входа. Они вошли в храм, взяли свечи, приложились к раке преподобного. Началась всенощная.

Встанем поближе к выходу, - попросила Л. Н., - чтобы можно было выйти, если я устану.

Все было для Л. Н. как бы в полусне, она не помнила начала службы и была удивлена, когда во время шестопсалмия И. М. спросил ее:
- Ты не устала, может быть, выйдешь и посидишь на свежем воздухе до "Хвалите"?

Нет, совсем не устала.

Лишь во время чтения канона до ее сознания дошло, что горло не болит и она ощущает необыкновенную бодрость и легкость во всем теле. "Вероятно, температура высокая, поэтому нет слабости, но горло почему не болит?" - подумала она.

После великого славословия И. М. опять предложил:

Пойдем в гостиницу, служба продолжительная, ты, наверно, устала.

Нет, нет, я хорошо себя чувствую, достоим до конца.

Всенощная кончилась. Богомольцы стали расходиться, вышли и они. В гостинице подали чай, и Л. Н. впервые с начала болезни не только выпила чашку чая, но и поела монастырского хлеба.

Втайне от мужа измерила температуру - нормальная. Ночь проспала как убитая. Утром перед началом Литургии поведала мужу о своей болезни и исцелении. Оба они горячо молились у раки преподобного.

Несколько дней, проведенные в Сарове, были для Л. Н. исполнены неизъяснимого блаженства. В память об исцелении сохранилась небольшая иконочка. Преподобный Серафим изображен на ней молящимся на камне (вырезка из какого-то журнала начала XX века). И. М. наклеил иконочку на картон, и она сопровождала их на всех путях их многотрудной жизни.

Хлеб

Одна пожилая инокиня из скита Серафимо-Дивеевского монастыря рассказала такой случай.

Нет у нас транспорта, а зимой никто к нам не едет. Бывает, месяцами никакой попутки, все позаметает. Вот съели мы давно весь хлеб, едим одни сухарики, долго уже их едим.

Я и говорю батюшке (они все преподобного Серафима называют "батюшка" или "батюшка Серафим"): "Батюшка Серафим, хоть бы хлебушка нам прислал, а то уже девочкам наскучили сухарики" (а у них в скиту почти все - очень молодые девчонки). Через пару часов въезжает к ним машина, полная хлеба, вылезает из нее известный им человек из Дивеева - и прямо к этой инокине:

Принимай, матушка, хлеб. А сам волнуется, чуть руки не трясутся, и рассказывает:

Еду я из Дивеева, везу хлеб в... (и называет другой скит). Вдруг голос: "Вези в... (называет их скит)". Я спрашиваю шофера: "Слышал ли что-нибудь?" Он говорит: "Нет".

Через некоторое время голос повторил то же, но более строго. Тот опять к водителю машины: "Как же так, я слышу, а ты нет?" Прошло еще немного времени. Батюшка Серафим уже совсем строго на него прикрикнул, так что тот сразу развернул водителя, и вот они здесь.

Рассказ офицера Советской армии

Я родился и вырос в Арзамасе, недалеко от бывшего Саровского монастыря. В 20-х годах этот монастырь, вместе с обширным и очень ценным лесом, был превращён советской властью в исправительно-трудовой лагерь. Не только кельи монахов и монастырские здания, но и храмы были превращены в бараки для заключённых.

В храмах были установлены в несколько рядов нары, а сам монастырь окружён колючей проволокой. Повсюду стояли наблюдательные вышки. Гражданам не разрешалось ходить вблизи лагеря или проявлять к нему интерес.

И когда прибывали новые эшелоны с заключёнными на вокзал, мы только пожимали плечами - для нас они были "враги народа". Однажды мы, несколько пионеров, случайно забрели на большое кладбище заключённых, располагающееся неподалёку от лагеря. Помню, как я был поражён размерами кладбища. На нас напал какой-то страх и ужас, и мы быстро убежали оттуда.

Во время Великой Отечественной войны меня направили из армии в военную школу. Перед отъездом на фронт мне удалось побывать дома.

Это было летом 1943 года. Мать попросила меня сходить с ней в храм. В нашем городе тогда открылись храмы, религия уже не была под запретом. В храме шла торжественная служба, мать даже обратила моё внимание на то, что молятся о даровании победы над врагом и что в храме можно увидеть много солдат. Я пошёл с матерью, желая доставить ей эту радость. Возле храма я увидел много нищих, а также смело входивших в него солдат.

В храме было так много народа, что мы едва передвигались в нём. В центре я увидел много свечей, горевших перед большой иконой преп. Серафима Саровского, украшенной цветами.

Я не стал долго стоять там, - всё происходящее мне было непривычно, к тому же, честно говоря, я боялся встретить здесь моих прежних товарищей-комсомольцев.

Ночью я уезжал на фронт. Перед отъездом мать, конечно, всплакнула и вдруг сказала мне: "Я верю, что ты останешься жив.

Я буду молиться и он сохранит тебя". "Кто он?" - спросил я. "Наш святой - батюшка Серафим" - ответила мать. Не желая обидеть её, я ничего не ответил, но в душе, конечно, только засмеялся над таким предсказанием. Надо сказать, что в это время иконы висели в углу комнаты, среди них был и образ преп. Серафима Саровского. Мать объяснила, что сейчас многие стали снова вешать иконы в доме, в церквях стали крестить детей, и мальчиков часто называли Серафимами. "В честь батюшки", - добавила она.

На фронте я попал в бесконечные бои. Я был дважды слегка ранен, награждён и получил повышение. Летом 1944 года, во время решительных боёв на польской границе, я был серьёзно ранен и лежал без сознания несколько дней. Как я потом уже узнал, врачи не надеялись меня спасти. И вот - хотите верьте, хотите - нет -именно в то время, когда мой организм боролся со смертью, мне приснилось, что я снова пионер, и мы с ребятами гуляем в лесу возле Саровского монастыря, - как в тот раз, когда мы однажды забрели на кладбище заключённых.

Я почему-то отстал от других и потерял их из виду. Страх охватил меня. И вдруг из леса вышел старичок. Он быстро подошёл ко мне, глянул мне прямо в глаза, положил свою руку мне на голову и сказал: "Ты будешь жить! Твоя мать вымолила тебя!" Я не успел прийти в себя, как он уж исчез.

Я проснулся... Я был в больничной палате, а не в лесу. У моей койки стояли доктор и сестра и о чём-то разговаривали. Я услышал слова: "Кризис миновал!"

Я упорно стал вспоминать, где же я видел этого старичка, который мне приснился, и вдруг вспомнил: в арзамасской церкви, на иконе.

Татьяна Владимировна КАЛНИНА


Православие - одно из трёх главных направлений в христианстве (наряду с католицизмом и протестантизмом), сложившееся в первом тысячелетии от Рождества Христова на территории Восточной Римской империи (Византии).

Православие, по смыслу слова рассматривающее себя - в отличие от ересей - как исповедание истинной апостольской веры, запечатлённой в Священном Писании и Священном Предании, есть вероучение Православной Церкви, под которой понимается сообщество административно независимых друг от друга автокефальных поместных Церквей, имеющих между собой евхаристическое общение.

Русская православная церковь чествует память преподобного Серафима Саровского дважды в год. 1 августа празднуется обретение его мощей в 1903 году. А 15 января православные христиане отмечают преставление преподобного. Символично, что в этот же день в 1991 году вновь были обретены мощи святого, утерянные в советское время. В дни памяти святого Серафима Саровского в храмах и монастырях по всей России совершается праздничная служба, а мужчины, которые носят имя святого, отмечают свои именины.

Будущий подвижник родился в 1754 году в Курске, в купеческой семье Мошниных. С детства он мечтал о монашеской жизни и в 24 года ушел в Саровскую пустынь на территории нынешней Нижегородской области.

Прожив значительное время в монастыре, инок Серафим по благословению настоятеля обители построил себе келью глухом лесу в нескольких километрах от монастыря. В ней он прожил больше 15 лет, приходя в монастырь лишь в воскресные и праздничные дни. Во время затворничества на преподобного напали грабители, которые жестоко избили его, в связи с чем на всю жизнь он остался сгорбленным - таким его изображают и на иконах. Однако своих обидчиков Серафим простил и просил не наказывать их.

Время уединения преподобного было связано с особыми молитвенными трудами. С сильным духовным искушением святой боролся подвигом столпничества. Тысячу дней и ночей с воздетыми руками преподобный Серафим молился на камне: днем - в своей келье, а ночью - в лесу. Позже он взял на себя подвиг молчания на три года, перестав в это время посещать даже монастырь.

За свои труды подвижник обрел дары прозорливости и чудотворения и после длительного затвора стал принимать всех приходящих к нему за советом и утешением. Современники Серафима Саровского особо отмечали, что святой исцелял не столько кротким словом, сколько любовью и радостью, исходившими от него. К любому человеку преподобный с умилением обращался «радость моя».

Еще при жизни Серафима Саровского уважали, в обитель стекались люди со всей России, чтобы услышать его наставления относительно духовной жизни, получить совет. После мирной кончины преподобного в 1833 году почитание стало особенным. По свидетельству очевидцев, на его могиле часто совершались чудеса. В 1903 году преподобного причислили к лику святых.

Сейчас мощи Серафима Саровского покоятся в Серафимо-Дивеевском женском монастыре, который благодаря этому является одной из самых известных обителей России. Ежегодно в дни памяти святого здесь совершаются особо торжественные богослужения с участием Патриарха, куда стекаются тысячи паломников.

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode): День святого Серафима Саровского
Прямая ссылка на эту публикацию: https://www..html

1 августа, в праздник обретения мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью:

«Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Георгий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Многоуважаемая матушка игумения! Дорогие отцы, братия и сестры!

Всех вас сердечно приветствую с великим праздником не только для Дивеевской обители, не только для Нижегородской земли - для всей Руси, для всего православного мира - памятью святого преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского.

Мы в таком множестве собираемся у его мощей - мощей простого старца, который всю свою жизнь провел в монастырях, в пустынях, который не выходил в свет, который не публиковал статей в газетах, который не вступал ни в какие диалоги и распри с внешним обществом, который никому никогда ничего не доказывал. Но сегодня весь мир около него: и люди глубоко верующие, церковные, и те, кто только приближается к храму Божиему, кто только начинает чувствовать в сердце своем веру; и высокопоставленные люди, имеющие власть, деньги и силу, и простые люди, в том числе убогие, нищие, инвалиды; и люди образованные, и совсем простые. Мы все здесь, потому что чувствуем силу, исходящую от этих дивных нетленных останков святого преподобного Серафима. Нет на них тления как некоего физического образа разложения, распада и небытия, потому что душа преподобного Серафима стяжала себе плоды Духа Святого.

Именно об этих плодах мы и слышали сегодня дивные слова апостола Павла из его Послания к Галатам (5:22-6:2): «плод же духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона». Что означают эти слова: «на таковых нет закона»? Апостол Павел обращался к христианам, многие из которых еще жили под сенью ветхозаветного закона, которые связывали свое спасение с исполнением норм этого закона. Но апостол говорит, что на того, кто имеет плод Духа, не распространяются нормы закона.

Может быть, его слова имели узкое, исторически ограниченное значение и их можно отнести только к тогдашним иудеям? Если так, то они бы не были известны всему миру. Эти слова обращены ко всем людям: нет закона над теми, кто живет по закону Духа. Закон предполагает ответственность; нарушение закона предполагает суд; суд предполагает, в случае обнаружения вины, наказание. А если над таковыми нет закона, то нет ни суда, ни наказания.

Может быть, сказанное относится только к нашей земной жизни? Опять-таки, если так, то не знал бы весь мир этих слов. Сказанное имеет отношение и к жизни вечной - на таковых нет закона, над таковыми не будет и суда, Божиего суда. И мы вспоминаем другое место из Священного Писания, где сказано, что над таковыми нет суда, но они прейдут от смерти к жизни и не будут судимы (см. Ин. 5:24).

Суд есть непременная и очень важная институция в человеческом обществе, деятельность которой направлена на установление правды и справедливости. Но человек, который живет по закону Духа, вне этой реальности, на него ничто не распространяется. Может быть, такой человек имеет какую-то особую защиту от Бога? Совсем нет, об этом ничего не сказано. Просто такой человек никогда не преступит ни Божественного, ни человеческого закона, потому что он живет по Духу. «Если вы живете по Духу, то Духом и поступать должны», - говорит апостол Павел (Гал. 5:25).

Это удивительные слова. Мы знаем, как много неправды в нашем мире, как много преступлений - страшных преступлений, как общество требует улучшить судебную и правоохранительную систему, принять более строгие законы, ужесточить ту или иную норму - в надежде, что укрепление государственных институтов и исправление законов приведут к их исполнению, изменят климат в обществе, сделают народ лучше.

Это лишь отчасти справедливо. Добрый человек, живущий по Духу, в любви, радости, мире, долготерпении, благости, кротости, не нарушает никаких законов, ведь человеческие законы связаны с моралью, нравственностью. А когда происходит разрыв между законом и нравственностью, тогда люди выступают против законов как несправедливых, потому что чувство справедливости связано с нравственным чувством, которое Бог заложил в природу людей. Именно поэтому можно не знать писаных законы, как не знает его абсолютное большинство добропорядочных и добрых людей. Но законы исполняются - естеством законное творим, как говорит апостол Павел (см. Рим. 2:14).

С другой стороны, что произойдет, если мы свое внимание будем уделять в первую очередь человеческим механизмам совершенствования межличностных отношений, но не будем обращать внимание на самое главное - на души людей? Законы будут нарушаться теми, кто их прекрасно знает, и род человеческий при всем знании законов будет погружаться в бездну греха и преступлений. И не надо удивляться, что кто-то, входя в переполненный кинотеатр, открывает стрельбу, кто-то убивает своих новорожденных детей, а кто-то морит голодом и убивает своих родителей. Можно умножать и умножать эти страшные примеры, в том числе из жизни так называемых правовых обществ и государств. Когда разрушается нравственная основа бытия, никакие законы не спасут.

С другой стороны - а знал ли хоть один закон преподобный Серафим? Ни одного. Он, наверное, никогда в руках не держал Свод законов Российской империи. Но к нему приехал сам император, склонив пред ним свою главу. Никому в голову не могло прийти, что это незнание законов может как-то повлиять на внутреннюю, духовную жизнь старца или на его отношение к людям. Преподобный Серафим являет нам дивный, яркий, неотразимый, несокрушимый, неопровержимый пример того, как внутренняя, духовная жизнь человека влияет на окружающий мир. Будь мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся - и при этом ты можешь не знать законов. Живи по Духу.

Это послание апостола Павла, обращенное к нам сегодня в стенах Дивеевской обители, должно помочь нам многое понять. И, самое главное, понять, что первично, а что вторично; что фундаментально, базисно, а что является второстепенным для нашей жизни. Фундаментом является состояние нашей души, нашего сознания, нашей воли, наших чувств. Если там светло, то вся жизнь светла. Если око твое светло, то все тело твое будет светло (см. Мф. 6:22). Если же там темнота, то каким бы благоустроенным ни был внешний мир, мы разрушим его этой тьмой и нечистотой. И при этом будем оправдывать себя, доказывая, что, нарушая закон, мы что-то делаем во имя неких высших интересов. Мы еще сформулируем эти интересы, найдем последователей, распространим свое мнение в блогах, в Интернете, в газетах - и что? И ничего. Добиваясь решения своих личных или клановых, групповых задач, мы разрушаем наш мир, потому что мы разрушаем душу человека.

Дай Бог нам всем это понять. Сегодня этот призыв звучит особенно актуально и сильно, потому что он исходит от гробницы святого преподобного Серафима Саровского, потому что он подкрепляется словом Божиим, яркими, убедительными и сильными словами апостола Павла и потому что он так соответствует тому, что сегодня происходит со всеми нами.

Помолимся святому преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу, чтобы он, предстоя пред лицом Божиим, вознес молитву о всей исторической Руси, историческом Отечестве нашем, о державе Российской, о Церкви нашей и о всех, кто сознает важность устроения жизни человеческого духа по Божиему закону. Аминь».

СТОИТ ЛИ НЕСЧАСТНОМУ ЧЕЛОВЕКУ ПОДНИМАТЬ СВОЮ САМООЦЕНКУ? Дмитрий Семеник Многие православные ответят на этот вопрос: «Конечно, нет». А многие психологи: «Конечно, да». Но это тот случай, когда, на мой взгляд, оба ответа не совсем верны. «Самооценочная лихорадка» Ажиотаж вокруг подъема самооценки действительно напоминает золотую лихорадку. Сотни тысяч человек только в России надеются радикально изменить свою жизнь к лучшему очень быстро и легко – пройдя тренинги повышения самооценки. Тысячи психологов предлагают соответствующие услуги. Длится это не один десяток лет, и не видно признаков спада. Скорее, наоборот, лихорадка самооценки только набирает ход. Но где же все эти счастливые люди, которые быстро и легко изменили свою жизнь к лучшему? Ведь их за примерно 20 лет этой лихорадки уже должны быть миллионы. Их нет. Часть из них лечатся у психиатров, иные уже лечению не подлежат, а большинство пережили последствия подъема своей самооценки, ничего не приобретя. Может ли быть польза от подъема самооценки? Если самооценка снижена, и ее подняли до уровня трезвой оценки себя, человек получит пользу. Суть этой пользы в том, что человек будет чаще отказываться от недостойных его путей. Люди соглашаются на грязные, разрушительные отношения с порочными людьми Мне как психологу постоянно приходится выслушивать истории людей, от которых у меня возникает образ бомжа в рубище, живущего на помойке. Люди соглашаются на такие грязные, разрушительные отношения с такими порочными людьми! И на такие же работы. И не просто соглашаются, а очень держатся за все это, считая большой ценностью! По пословице: «Кто нового не видал, тот и поношенному рад». Поразительно, до какой степени эти люди страшатся потерять то, к чему большинство читающих эти строки и прикоснуться бы побрезговали. Разумеется, я выслушиваю эти истории не на платных консультациях, потому что такие люди никогда не станут тратить деньги на свою душу, а в рамках благотворительной помощи. И вот для таких людей начать себя больше ценить – шанс вылезти из этой помойки, вырваться из болота блуда, начать заботиться о себе, включая душевные нужды, искать других отношений, другой жизни. Плохо только то, что как самооценка поднялась, так же легко она может и упасть снова. Что происходит в реальности В реальности на тренингах подъема самооценки ее не приводят к реальному уровню (ведь это сложно, особенно при групповой работе), а «раскочегаривают» по максимуму. «Ты лучше всех! Ты достойна самого лучшего!» Техники могут отличаться, но важна цель, а фактическая цель – завышение самооценки. И она на какое-то время успешно достигается. Дурное дело не хитрое. Любой православный понимает, что это плохо, и почему плохо. Духовные последствия завышенной самооценки очевидны, поэтому я воздержусь от рассмотрения религиозного аспекта. После тренинга поднятия самооценки первое время человек воодушевлен своим новым самоощущением и новыми возможностями, открывшимися ему. Порой на этом этапе ему даже удается материализовать свое новое самоощущение, например, произвести впечатление на собеседовании и получить должность выше своего текущего профессионального уровня. Знаю такие случаи. Но долго обманывать себя невозможно: реальность стучится во все двери. Бог постоянно стремится привести нас к трезвому представлению о себе. И человек больно падает с той горы завышенной самооценки, куда его забросили на тренинге. Помните старуху с разбитым корытом в конце сказки? Та же ситуация. Если же человек начинает сопротивляться реальности, то все еще хуже – это прямой путь к психическим заболеваниям. И они после завышения самооценки – самое обычное дело. Таких людей в моей практике было немало. А бывает и еще хуже. Знакомая, проходившая трехдневный тренинг повышения самооценки от одного из самых известных в России гуру в этой области, рассказывала, что вскоре после тренинга двое из их группы покончили с собой. Да, это не шутки. Но огромные массы людей продолжают стремиться повысить свою самооценку. Яндекс показывает, что примерно 150 тыс. человек в месяц ищут такую возможность. И все, кто имеет средства, находят. Значит, не нужно ничего повышать? Все безнадежно? Тот же Яндекс показывает, что примерно 800 человек в месяц ищут то, что на самом деле повышать нужно – «самопринятие». Поясню разницу. Самооценка – как мы себя оцениваем. Самооценка тем лучше, чем она ближе к реальности. Завышенная самооценка еще вреднее, чем заниженная. Самопринятие – это то, в какой степени мы себя принимаем, любим. Чем выше самопринятие, тем лучше. Не бывает «слишком высокого» самопринятия. Самопринятие является ключевым фактором душевного благополучия Настоящим источником проблем является не сниженная самооценка, а как раз заниженное самопринятие. Именно непринятие себя является источником постоянного внутреннего дискомфорта, ложного чувства вины, конфликтов с окружающими, невозможности построить гармоничные близкие отношения (дружба, любовь), любовной, алкогольной, игровой и других видов зависимости. Согласно тестам, которые в моей онлайн-школе на данный момент прошло более 20 тысяч человек, показатель самопринятия у конкретного человека обычно совпадает с показателем счастья. То есть если показатель самопринятия, скажем, 3 из 10, то показатель счастья в 95% случаев – в пределах 2–4 из 10. А это значит, что самопринятие является ключевым фактором душевного благополучия. Другие параметры личности – тревожность, благополучие в отношениях (дружбы, любви), финансовая стабильность и др. – не имеют такой корреляции с показателем счастья и, значит, не являются определяющими. Причиной сниженного самопринятия является недостаток принимающей любви со стороны родителей в детстве. Либо в семье отсутствует один родитель, либо между родителями не все ладно, либо просто родители ввиду собственных психологических проблем не умеют любить. А так как родители для ребенка – весь мир, получается следующая цепочка проблем: Родители не принимали меня – Я не принимаю себя – Я не принимаю других людей – Я не принимаю жизнь. Церковный человек со сниженным самопринятием кается, молится, постится, десятилетиями бьется в стену, но так и не может победить свое раздражение, осуждение, зависть, нелюбовь к другим людям. А если бы он правильно диагностировал источник своих трудностей и занялся повышением самопринятия, то за какой-то год он бы снес эту стену и значительно продвинулся на пути к христианской любви. Обусловлено ли высокое самопринятие высокой самооценкой? Но не мешает ли сниженная или трезвая самооценка повышению самопринятия? Нет! Это видно из простой аналогии. Как наше принятие нашего ребенка (в норме) является безусловным и не зависит от недостатков ребенка (мы не любим его меньше, если он некрасивый, больной или плохо воспитан нами), точно так же и наше принятие себя не зависит от наших качеств и достижений. Высокая самооценка не помогает и не мешает повышать самопринятие. Она просто про другое. Есть множество людей, которые успешны в материальном плане, причем добились всего сами – получили образование, построили бизнес, построили свое тело, – но при этом несчастны в личной жизни. Они просто несчастливы внутри себя и в отношениях с людьми. С самооценкой у них все в порядке, они ведь знают, чего и как добились. А вот самопринятие на низком уровне, и высокая самооценка не помогает им. Высокое самопринятие – надежная опора Высокое самопринятие – устойчивое достижение, в отличие от высокой самооценки. Из самого слова «самооценка» ясно, что самооценка – процесс более интеллектуальный, чем эмоциональный. А ум человека очень подвижен. Нам кто-то сказал что-то неприятное о нас – и завышенная самооценка тут же рухнула: ведь у нее нет никаких опор в реальности. Самопринятие же – дело внутреннее, никто со стороны не может на нее повлиять. Даже наши родители в нашем взрослом возрасте уже не являются такой непреодолимой силой: теперь мы знаем, что это просто люди со своими слабостями. Самопринятие опирается на наши глубинные внутренние структуры и поэтому независимо от большинства внешних факторов. Почему же нет «лихорадки самопринятия»? У меня есть два объяснения. Во-первых, неточность перевода англоязычной литературы. Ведь ажиотаж подъема самооценки пришел к нам с Запада, в западной литературе тема разработана гораздо лучше. Причем разработана как тема поднятия самооценки, так и тема повышения того, что на русском языке мы называем самопринятием. Но в русском переводе мы почему-то везде видим только «самооценку». Повысить самопринятие на групповом тренинге невозможно Во-вторых, повысить самопринятие на групповом тренинге невозможно. Не только на трехдневном, но и на десятидневном. Техники повышения самопринятия не имеют ничего общего с техниками подъема самооценки. Ведь в одном случае нужно просто задрать самомнение, а в другом ― исцелить травмы детства. Последнее гораздо сложнее, тут требуется индивидуальная работа. И фактор денег, возможности легко заработать их, оказывается решающим для многих психологов… Как сочетается высокое самопринятие с Православием? У православных нередко возникает вопрос, не противоречит ли любовь к себе (она синоним самопринятия) христианству. Нет, не противоречит. Вот, например, что говорит свт. Игнатий (Брянчанинов) (Поучение 2-е в 25-ю неделю. О любви к ближнему): «...Должно сказать, что весьма редкий из человеков любит себя. Большая часть людей ненавидит себя, старается сделать себе как можно больше зла. Если измерить зло, соделанное человеку в его жизни, то найдется, что лютейший враг не сделал ему столько зла, сколько сделал зла человек сам себе. Каждый из вас, взглянув беспристрастно в свою совесть, найдет это замечание справедливым. Какая бы тому была причина? Какая причина тому, что мы почти беспрестанно делаем себе зло, между тем как постоянно и ненасытно желаем себе добра? Причина заключается в том, что мы правильную любовь к себе заменили самолюбием, которое внушает нам стремиться к безразборчивому исполнению пожеланий наших, нашей падшей воли, руководимой лжеименным разумом и лукавою совестью». Святитель противопоставляет правильную любовь к себе (как заботу о своей душе) потаканию своим страстям. В отличие от некоторых пугливых православных, ему не кажется, что любить себя – это значит любить свои грехи. Высокое самопринятие не порождает терпимости к грехам, а придает силы бороться, делает духовную жизнь более глубокой По отзывам моих клиентов, сумевших повысить свое самопринятие, знаю, что высокое самопринятие отнюдь не расхолаживает, не порождает терпимости к грехам, а наоборот – придает силы бороться, делает духовную жизнь более глубокой и теплой. А самое главное – делает более теплыми и доверительными отношения с Богом. Ведь если человек не принимает себя, мир, других людей, как он может принимать Того, Кто все это создал? Вот несколько примеров. «Теперь я верю точно, что Бог любит меня, Бог заботится обо мне и благословляет меня ― не потому, что я такая, а потому что Он такой!» (Анна, 32 года) «Самое главное для меня – я ощутила, что Бог меня любит и принимает такой, какая я есть! Я почувствовала связь с Ним! До этого курса я не давала Богу действовать в моей жизни, а пыталась строить свою жизнь сама, т. е. не доверяла Богу. От этого жизнь была трудной, порой невыносимой. Сейчас я отдала свою жизнь в руки Божьи! Я чувствую Его ЛЮБОВЬ, большую и теплую! И ОНА больше и значимей родительской любви!» (Светлана, 39 лет) «Я начала больше доверять Богу и меньше теперь тревожусь о будущем – я знаю, что даже если ошибусь где-то, Он всё вырулит наилучшим образом, потому что Он меня любит!» (Анна, 31 год) «В итоге: научилась радоваться каждому дню, учусь прощать, любить родителей, детей по-новому. Хожу в храм, помогаю ближним ― не потому, что надо, а потому, что так хочу! Ваш курс оживил, углубил мою религиозную жизнь...». (Антонина, 54 года) Почему чисто психологическая работа может так отражаться на духовной жизни? Потому, что высокое самопринятие – это составляющая совершенства (к которому призывает нас Христос), и чем мы совершеннее, тем ближе к Богу, тем легче нам любить. Дмитрий Семеник, психолог Книги Семеника Дмитрия в интернет-магазине "Сретение" 21 февраля 2019 г