После брежнева к власти пришел кто. Годы правления сталина

До недавнего време чеченскому оружию не уделялось сколь угодно пристального внимания. Во всяком случае, публичного. Мешала и мешает политика, которой не нужны, а порой и вредны исторические достижения вайнахов... А история вайнахского Х.О. удивительна и многобразна! Войны и набеги, нашествия и походы порождали волну взаимных заимствовани и улучшений, постоянную динамику в развитии Х.О., его конструкции и технологии. И вот тут-то кроется великая тайна! Именно чеченское Х.О. было и есть лучшим на Кавказе. И это знали все. Потом, согласно указаниям партийных органов и благодаря усилиям сил безопасности чеченское оружие небрежно «отодвинули» в сторону, милостиво предоставив место Кубачам…

В преданиях этого самого древнего на Кавказе народа сохранились сведения о том, что холодное оружие высокогорных чеченских обществ Шатой, Шарой, Майсты, Малхесты было самым популярным в Грузии среди хевсуров, тушинов и других народов. Не менее популярными шашки и кинжалы чеченцев были у казаков. Особенным успехом пользовались клинки из аулов Большие и Малые Атаги, Джугурта, Дарго, Дайкур-Аул (Старый Юрт). В былинах, легендах, устных сказаниях чеченцев и ингушей говорится о чудо-мечах (гоьрда, галакх, дает, гама, тур) , сабле (тур ) , шашке I оьрда, тур, гIама ) кинжале (шаьппа ) , способных перерубить клинок врага, лошадь вместе с седоком, высекать искры из камня. Тур - наиболее употребляемое вайнахское название меча, дошедшее до нас, несмотря на видоизменения клинков. Пама - также древнее название меча, впоследствии стало наиболее применительным к большим кинжалам-мечам и шашкам. На Кавказ попадало немало клинков с Запада и Востока. Паломники с Северного Кавказа, купцы Великого Шелкового Пути ввозили самые разные виды оружия. Они же способствовали и вывозу местных клинков, защитных средств, пользовавшихся везде большим спросом... Разнообразие оружия поражало! На Кавказе даже в настоящее время можно увидеть сабли, шашки с бесчисленными надписями, рисунками и клеймам: венгерскими, турецкими, золингенскими, иранскими, златоустскими и др. До наших дней дошли многочисленные названия клинков: мисар болатан тур - египетская булатная сабля; шемара болатан тур - дамасская, сирийская булатная сабля ; туркойн герз - турецкое оружие; г1ажарийн тур - иранская сабля. Однако большую часть сохранившегося оружия как в частных коллекциях, так и в музеях составляет оружие местного, кавказского производства. Отличие сабель, шашек, кинжалов друг от друга, множество видов клейм или имен мастеров свидетельствует о том, что в Чечне имелось развитое кустарное производство, наследственный семейный промысел, где мастера из поколения в поколение занимались изготовлением оружия, совершенствуя свое мастерство и технологию. Чеченцы, как и многие народы, издревле к кузнечному делу и работе кузнеца относились с почтением. Человек, управлявший огнем и познавший таинства железа - бог и царь в ауле! Труд кузнеца среди чеченцев считался престижным. Его работа во все времена помимо обыкновенного любопытства вызывала восхищение - хождения в горы, поиск и завоз руды, выплавка металла, постоянная работа у огня способствовали созданию ореола таинственности и всевозможных суеверных слухов вокруг кузнеца. Вплоть до XV-XVI века чеченцы и ингуши пользовались в основном собственным сырьем, добывая железо в горах, о чем свидетельствуют археологи. Они достигли больших познаний в обработке металла, развивали ремесла, перенимали и осваивали более совершенные технологии. Определенным подтверждением тому могут служить чеченские (вайнахские) названия руды, видов металла, их элементов и необходимых средств для его обработки, к примеру:

руда (железная) - ачо ;
железо -
эчиг ;
сталь -
болат ;
чугун -
чуьйна ;
молот -
варзап ;
молотобоец -
варзап-хо ;
наковальня -
нуьйжа ;
печь (металлоплавильная) -
кюрк (эчиг лало) ;
зубило -
да1ом ;
инструмент для изготовления дол -
то ;
закладка для изготовления топора, в т.ч. боевого -
к!алот ;
клещи -
морзах и т. д.

По мере завоза булатной, дамасской стали с Востока, а также качественной стали из России мастера перешли на привозное сырье. Сталь, вероятно, поступала в виде слитков или небольших полос. Впоследствии широко использовались вагонные рессоры. Методы обработки металла, его закалка (дахчор) , естественно, были секретами чеченских мастеров-оружейников. В народной памяти сохранились многочисленные названия булатов, часть которых позднее стали мужскими именами:

- цIоькъа бопат (Щоькболат) - «барсу подобный булат» (узорчатый, полосатый).
-
хаза болат (Хазболат) - «красивый булат», положивший начало известному имени на Кавказе - Хазбулат.
-
сема болат (Самболат) - «недремлющий булат», имя - Самбу лат.
-
джам болат (Джамболат) - Джам, джамаг - боевой топор, «булат для боевого топора», имя - Джамбулат.
-
Iаьржа болат (Арболат) - «черный булат», имя - Арбулат, Арболат.
-
товш болат (Товболат) - «видный булат», «солидный булат», имя - Товбулат, Товболат.
-
бе болат (Беболат) - «особый булат», чеченское имя Беболат (слышится «и», пишется «е») русскими произносится как Бей-Булат.

В старинной казачьей песне есть слова: «Клинок Базалая, булат Атаги...». Мы еще вернемся к этой песне… Все это вместе взятое свидетельствует о некогда хорошо развитом кузнечном производстве и оружейном промысле у чеченцев. Кстати, словом «булат» чеченцы также называли качественную сталь, не уступавшую булату…

Кинжал «кама» - шаьлта , пожалуй, самое древнее холодное оружие у чеченцев. Само адыгское слово не прижилась, ибо было свое. И гораздо древнее… Подтверждением тому служат многочисленные археологические находки на территории республики.

В народе кинжалы подразделялись на два вида: клинок с воронением и клинок зеркальный, т. е. клинок, полированный до блеска. До XIX века чеченские кинжалы отличались чаще большими размерами. Они имели ребристую поверхность и были сходны с мечами римских легионеров и гладиаторов - гладиусами, но с более удлиненным острием. Их ширина доходила до ширины четырех пальцев (7-9 см), длина - до 60 см, что и соответствует размерам гладиуса. Долы (боьра, харш, хир) на ранних кинжалах зачастую отсутствовали или имелись только по одной. Такие кинжалы-мечи в старину еще именовались - ч I абдар . С середины XIX века и особенно к концу Кавказской войны кинжалы видоизменились. Крупные образцы кинжалов (называвшиеся еще в народе "беноевскими") стали вытеснять более легкие и изящные кинжалы, с наличием одного, двух и более долов.

Долы вайназских, в частности чеченских кинжалов - особый разговор! Они очень часто выполнялись по так называемому «лезгинскому» образцу. Т.е. дол на одной стороне клинка был выше дола на другой. Это позволяло уплощать клинок и одновременно облегчать его. Одновременно такой вид клинка создавал особый стиль, говорил о любви владельца к качественному оружию, как и о умении им пользоваться… Клинок кинжала постепенно стал более тонким и изящным, приобретя стремительную хищность почти дуэльного оружия. Возможно, это произошло с прекращением активных военных действий, веянием моды. При этом, как правило, сохранялось высокое качество клинка. Недаром кинжалы с очень тонким и удлиненным острием, относившиеся к ранним образцам, назывались противокольчужньми и широко использовались в сражениях. Их можно встретить и поныне…

Каждый мужчина в Чечне имел кинжал. Его отделка и качество характеризовали владельца, это было очень важно в чрезвычайно жестко структурированном горском обществе…

Принадлежность кинжала к национальному костюму, обязательное ношение с черкеской с 14-15 лет способствовали сохранению качеств клинков, улучшению отделки их ножен и рукоятей. Оружие составляло основную ценность и богатство горца. Шашки Гурда, Терс-маймал, Калдам и кинжалы лучших мастеров ценились очень высоко. Их стоимость равнялась соответственно стоимости дома, лучшего скакуна, многих десятков овец. Главным украшением гостевой комнаты чеченца являлось оружие. На стенах, коврах развешивались шашки, сабли, кинжалы, ружья и пистолеты. И в настоящее время в некоторых домах можно видеть висящее на ковре ружье или дедовский кинжал с наборным поясом. Знаменитые чеченские наибы имама Шамиля - Байсангур Беноевский, Шоа-ип (Шуаиб-молла) Цонтароевский, Тал-хиг, Эски, Дуба, Батуко, Идиль, Ахмад Автуринский, Юсуф-Хаджи, Бота и многие другие имели чудесные клинкив великолепных оправах. Вообще чеченцы к оружию относились очень бережно. Подарить кинжал, шашку или обменяться ими символизировало дружбу, установление мира.

Чеченское оружие до конца третьей четверти XIX века не отличалось внешним блеском, парадностью, изяществом оформления. Зачастую джигиты-удальцы предпочитали скромно и частично украшенное оружие. Серебро было дорогим, его использовали экономно. Серебряной рукояти чаще предпочиталась рукоять из рога тура, буйвола, дерева. Дорогую и престижную слоновую, моржовую кость стали использовать больше со второй половины XIX века. Известно, что за кинжал, частично украшенный серебром, не взимался налог (зякат). Однако за кинжал, имевший сплошные серебряные ножны и рукоять, уплачивался закат в пользу бедных! Оружие являлось гордостью чеченца. Большое значение имело боевое качество клинка, а высокое качество чеченских клинков было общепризнанным. Постоянная боевая практика способствовала широкому развитию военного ремесла и военного искусства. Чеченские шашки, кинжалы пользовались большим спросом у казаков. Их качество казаки ставили в пример другим клинкам, что подтверждалось и старейшинами казачьих станиц Шелковского района в ходе их опроса в 1972 году. Некоторые клинки чеченских оружейников перерубали кузнечные клещи, рассекали бурку, вмах отскалиголову быку. Было немало случаев, когда молниеносным ударом бурка, укрепленная вертикально на земле, рассекалась, однако в это не верили, пока кто-то из толпы не демонстрировал ее вторую половину. О существовании уникальных по прочности клинков свидетельствовал исследователь Г.А. Вертепов: «...В Сунженском отделе мне удалось видеть кинжал неизвестного мастера... лезвие его, с одной стороны обыкновенное, с другой зазубрено в виде пилы, которою свободно можно было распиливать самую крепкую сталь. Закалка этого кинжала была настолько хороша, что не поддавалась слесарным инструментам, и когда владелец вздумал снять зазубрины, пришлось отпустить клинок, в ущерб его прочности. Подобные клинки встречаются теперь как большая редкость...». Оружие для горца являлось символом свободы, чести и достоинства. Поэтому мастера не могли рисковать своим благополучием и добрым именем, а порои и жизнью… Они очень ответственно относились к качеству клинков. В противном случае оружейники рисковали честью и именем, которое могло быть осмеянным, стать нарицательным в народе. А если клинок подведет в бою?…

Кроме оружия, в Чечне было развито производство ножей (урс ) По чеченски УРС - нож. Это название по сей день сохранилось среди хевсуров - дальних потомков чеченцев и ингушей. Вертепов отмечал: «Кавказские ножи пользуются репутацией хорошей закалки и прочности, а потому охотно раскупаются даже русским населением, нередко предпочитающим их дешевому ввозному товару». Еще до недавнего времени (1980-е годы) некоторые потомки оружейников аула Дарго изготовляли прекрасные бытовые и охотничьи ножи, котрые по сути одинаковы, и лишь изредка кинжалы… Следует заметить, что изготовление ножей на Кавказе всегда было широко развито. Как правило, ранние кинжалы практически все имели узкие, длинные, изредка слегка изогнутые подкинжальные ножи без упоров, размещавшиеся именно под кинжалом, на тыльной стороне в специальных углублениях на ножнах. Вся эта продукция продавалась на ярмарках, базарах. В «Очерках истории Чечено-Ингушской АССР» отмечается: «Только на Амир-Аджиюртовском дворе за три месяца 1847 года горцы, в том числе чеченцы, продали кинжалов, ружей, пистолетов, ружейных замков на 8.445 рублей. ...Кроме оружия продавали здесь много... ремней, изделий из меди и железа, а также паласов, ковров, продуктов земледелия». В настоящее время мало сохранилось чеченских клинков. Большая часть их утрачена в ходе постоянного изъятия оружия царской администрацией и Советской властью. Наряду с сохранившейся незначительной частью оружия среди семейных реликвий в самой Чечне, остается еще надежда на его сохранность в семьях чеченцев, покинувших Родину после Кавказской войны.. Надо сказать, что в сложных, трудных условиях сталинских переселений в чужие края даже при крайних лишениях чеченцы, ингуши не расстались с дедовским оружием и сберегали его…

Вот и всем нам, современным ценителям и исследователям вопроса стоит не забывать о самобытности и таланте вайнахских мастеров, их несомненных заслугах в становлении и развитии Х.О. на Кавказе - бесконечно замалчивать их роль уже не получится… Мы заново знакомимся с Чечней.

ЗАКОНОДАТЕЛИ КИНЖАЛЬНОЙ МОДЫ - АТАГИ.

«В Чечне — отличные клинки для шашек, лучшие мастера прежде жили в Ятаге (Атаги)»

Генерал Д.В. Пассек. 1841 год.

Крупными центрами Северного Кавказа по изготовлению Х.О. всегда были знаменитые аулы Большие и Малые Атаги. Расположены они в предгорях. Аул Большие Атаги находится в 20 км от Грозного. В народе бытует легенда о том, как старый мастер из Малых Атагов выковал шашку знаменитому абреку Вара (надо сказать - одни из клавных ценителей Х.О.) Клинок был изготовлен по новой технологии, и его качество превзошло все ожидания.


От удара шашки выступ наковальни был срезан, а ствол ружья рассечен надвое! На клинке при этом не было ни одной зазубрины. Тогда мастер, предвидя, каким страшным оружием этот клинок может стать в руках врага, уничтожил шашку и поклялся никогда не изготавливать подобные клинки… Трудно понять житейскую и просто логику легенды, но с фольклором не поспоришь… Один из живший во второй половине XIX века атагинских мастеров-оружейников по имени Телхиг отличился особо. Для изготовления кинжальных клинков он использовал английские иглы для швейных машинок! Самое замечательное было то, что на поверхности клинка иголки четко просматривались, словно они были покрыты лаком. Лезвие имело высокую прочность и хорошее качество… Ныне здравствующий Алавди Хамзатов, 1924 года рождения, рассказал, что его предки были мастерами-оружейниками. Клинки Хамзатовы не украшали, а передавали мастерам-оформителям, в т.ч. и в Кубачи. Своего клейма не имели, по желанию заказчика травлением наносили имя мастера, узор, дарственную надпись или изречения из Корана. Делалось это следующим образом - готовый клинок покрывался пчелиным воском, затем твердым и острым предметом, наподобие шила, наносили текст или рисунок, тщательно очищая прорези от воска. После этого вокруг текста или рисунка посыпался песок, чтобы удержать налитую на рисунок кислоту. В зависимости от времени выдержки достигалась нужная глубина рисунка или надписи. Отходы от каленого железа собирали с наковальни, использовали для натирания клинка, так как они не оставляли полос и создавали хороший блеск, своеобразная металлическая вата… Рукояти из рога, кости, дерева делали сами. Изготовляли также и простые ножны, обтянутые черной кожей. Древесный уголь, измельченный в порошок, разбавляли маслом и долго втирали в рукоять из рога буйвола для придания ей черного цвета. Подобная обработка позволяла сохранить черный цвет рукояти на многие годы. Вместе с тем, было немало клинков, издавна изготовлявшихся в строгой форме без орнамента с 1-3 долами по всей длине клинка… В Атагах изготовлялись и клинки для Терского казачьего войска (ТКВ). Клинки пользовались известностью, охотно раскупались русскими офицерами. Известно, что атагинские клинки воспевались в песнях терских и гребенских казаков. Эти шашки они ласково называли «атагинками»... Любопытен еще факт, который хорошо знают атагинцы. Рядом с аулом Большие Атаги хутор мастера-оружейника по имени Базалай-Али, изготовлявшего превосходные клинки (середина XVIII—первая половина XIX века). Хутор назывался именем мастера — Базалай. А старинная казачья песня: «Клинок Базалая, булат Атаги...». Случайное совпадение или истинное имя первого мастера, положившего начало знаменитым кинжалам «базалай»? Время новых споров…

ЛЕГЕНДАРНЫЙ ДАРГО.

Высокогорный чеченский аул Дарго в 1840-1845 гг. был столицей имамата Шамиля. Аул повидал немало… Дарго расположен в долине, окруженной со всех сторон горами. В центре села - речка Ясса. Вот на ее берегах мастера и ставили кузни да точильные круги.

По словам старожилов, оружейное дело в Дарго пошло полным ход-ом в XIX в., в ходе Кавказской войны… Что делать - спрос рождает предложение, и еще какое! По распоряжению имама Шамиля был налажен отлив пушек и производство ХО, как и в соседнем ауле - Ведено. Потребность в оружии была очень высока. По этой самой причине имам Шамиль подчистую и сразу освободил жителей аула от тягот воинской повинности… Именно этот период и увеличил число мастеров аула - выгодное дело! - и способствовал развитию оружейного промысла в селе Дарго, ставшему одной из основных кузниц Чечни. Наиболее известными оружейниками в Дарго были предки Куси Тахмелигова, 1925 года рождения. Он и сейчас проживает в ауле…

Начало оружейной династии положил Гета, предположительно 1790 г.р., умер он в 1882 году как написано на его могильном памятнике в ауле Дарго. У старого Геты было пять сынов, и все стали оружейниками! Но особым успехом и славой пользовался сын Дуска, изготовлявший вместе с отцом отличные шашки и кинжалы. Имя Дуски было настолько широко известно в Чечне, что некоторые старики в аулах и теперь еще могут назвать его. При посещении Веденского р-на (когда это станет, наконец-то возможно…) и расспросах о мастерах-оружейниках вам первым назовут его имя. Все сыновья делали в основном кинжалы и шашки. Ружья из-за запрета властей изготовляли реже… Изделия семьи были широко своими высокими качествами. Говорят, что Дуска не только шашки и кинжалы, но и топоры и косы мог быстро обновить за счет наращивания стальных полос на клинки. Интересная практика! Внуки Дуски тоже оружейники… Клейма содержали своеобразные символы и часто имена мастеров. С конца XIX в., по рассказу старожилов, имена внутри клейма нередко заменяли датой изготовления клинка. Это происходило из-за боязни преследования со стороны властей. Встречаются кинжалы с их семейным клеймом и без даты. Вероятно, клеймо наносилось для подтверждения своей работы, так сказать, марки… Потомки оружейников и старожилы аула подтвердили сведения об изготовлении кинжалов некоторыми семьями вплоть до 30-40-х годов XX века!

ИМЕНА НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫХ ЧЕЧЕНСКИХ МАСТЕРОВ-ОРУЖЕЙНИКОВ XVIII-XX ВЕКОВ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ИХ ИЗДЕЛИЙ

АТАГИ Аул Большие Атаги (Старые Атаги)

Абумуслим, 1870-1936

Клиночник

Башир, 1780 г. р.

Клиночник. Клинки зачастую украшали сами.

Баттак, 1830-1890

На клинках писали имена или фамилию "Баширов" с использованием серной кислоты.

Магомай (Магмай), XIX век

Клиночник

Истап, 1760 г. р.

Клиночники. Клинки серебром украшали сами.

Нажа, предпол. 1870 г. р.

Клиночники

Мусради, предпол.1690-1700

Клиночники

Хамста, 1840-1934

Клиночники. На клинки наносили имя мастера, узор, дарственную надпись или изречение из Корана (по желанию заказчика) с использованием серной кислоты (травление). По словам Алавди Хамзатова, этот способ нанесения узора и имени на клинки его дед Хамста перенял от Башировых.

Асхаб, 1877-1949

Клиночники. Наносили имена путем гравировки или с использованием серной кислоты (травление).

Янда, 1820-1910)

Клиночники

Телхиг (Талхиг), предп. сер. XIX- нач. XX вв.

Клиночник. При изготовлении клинков использовал английские иглы.

Базалай-Али (Базалай), сер. XVIII-сер. XIX века

Клиночник. Легендарные клинки.

Мута

Клиночники и мастера по изготовлению кремневых ружей и пистолетов.

Рамазанов, втор. пол. XIX века-нач. XX века

Клиночник

Аул Малые Атаги

Абу Музкаев, кон. Х1Х-нач. XX века

Серебряных дел мастер. Украшал оружие, пояса, уздечки, снаряжение.

АУХОВСКИЙ РАЙОН

Аул Ширч-юрт

Алгота, втор. пол. XIX века

Клиночник, кольчужник

Адамши, втор. пол. XIX века

Клиночник

Кадыр, сер. XIX века

Клиночник

Исмаил, втор. пол. Х1Х-нач. XX века

Клиночник, изготовлял также ружья и пистолеты

Арсан-Али, втор. пол. Х1Х-нач. XX века

Клиночник

Мату (Мата), втор. пол. Х1Х-нач. XX века

Клиночник

Парчхой-аул

Адселам, вторая пол. Х1Х-нач. XX века

Изготовлял клинки, ружья, пистолеты

Аул Белгатой

Джонсу, 1805-1855

Клиночники, изготовляли кинжалы, шашки. Рукояти и ножны делали из рога, дерева, кожи. Ставили на изделия имена. Клеймо не установлено.

Ирисха, 1810-1900

Клиночники, в семье изготовлялись и ружья в малых объемах. Выбивали имена на изделиях, использование ими клейма установить не удалось.

Оздемир, 1835-1923

Клиночники

Музалл, 1857-1917

Изготовляли кинжалы, шашки, делали ножны, рукояти без использования серебра. На клинках ставили имена. Клейма установить не удалось.

Эльберт, втор. пол. Х1Х-нач. XX в

Клиночник

Аул Вашендарой

Шамиль, сер. Х1Х-нач. XX века

Клиночник

Аул Гордали (Г1оьрдала)

Горда (Поьрда, Пурда), предпол. годы жизни втор. пол. XVII-перв. пол. XVIII века

Клиночник, на клинок наносил клеймо в виде челюстей (клеймо "челюсти"). Предположительно был последним мастером из знаменитой оружейной династии, владевшей технологией изготовления Гурды.

Аул Дарго

Гета (Пета), 1790-1882

Изготовлял клинки, ружья

Дуска, 1815-1895

Ружейный мастер и клиночник

Данов, 1828-1904

Клиночники

Мёда, 1830 г. р.

Семья на клинках ставила имена, а также использовала клейма. Удал ось установить пока три клейма, принадлежавшие мастерам аула Дарго, в том числе одно именное - мастера по имени Гачалов (имя указано арабской графикой).

Наза, 1852-1941

Зачастую он, и другие мастера имя наносили арабскими буквами

Сайд-Мохмад (Саид-Магомед) 1865-1937

Клиночник, он же мастер серебряных дел, украшатель оружия

Абдул-Вахаб, 1825 г.р.

Клиночники. Наряду с клинками изготовлял пистолеты.

Себир, 1855 г.р.

Работал до 1940 года (с 1930-го нелегально), в настоящее время болен, живет в Дарго.

Вели, 1860-1946

Клиночники

Маиги, 1908 г.р.

Изготовлял клинки, ружья, пистолеты.

Увайс, 1912-1937

Клиночники

Бета, 1822-1905

Клиночники, изготовляли кинжалы, шашки.

Бута

Клиночник. Серебряных дел мастер. Он же изготовитель печати имама Шамиля.

Дайкур-аул (Старый Юрт)

Муртаз, 1750-1854

Клиночник.

Муртаз-Али (Базалай), 1790-1880

Писали имена на клинках. Зачастую украшением клинков занимались сами.

Чилла (Базалай-Чилла), 1835-1910

Клиночник. Его клинки чаще имели вороненую поверхность, а также изредка окрашивались в черный цвет. Невороненым или незакрашенным оставался центр клинка по всей его длине. Для удержания краски поверхность покрывалась легкой штриховкой.

Махма (Махама), 1837-1925

Клиночники

Абдулла, 1880-1960 Байтмурза, вторая пол. XIX в.

Изготовлял клинки и кремневые ружья.

Сурхо, 1850-1905

Клиночник

Тепсурка (Тоьпсаркъа) 1870-1898

Клиночник

Бетар-Солта Нинциев, 1870-1940

Клиночник

Аул Джугурта (Жугурта)

Жоби, 1650 г. р.

Клиночники

Убайда

Некоторые из членов семьи на клинки наносили имена, другие ставили клеймо (в виде "кувшинчика" с зубьями у верхней крышки).

Ханбек

Клинки порою воронили. Часто на клинок наносили арабской вязью молитвы, обращения к Аллаху и Пророку. Нередко рукояти их кинжалов, изготовляемые из рога, кости или серебра, были или с двумя, или с тремя заклепками (х!остум - гвоздь).

Джабраил (Жабраил), 1833-1857

Средняя заклепка имела практическое (для прочности) и декоративное назначение. (Кхох1остум болуджуг!ур-тара шаьлта - джугуртинский кинжал с тремя гвоздями /заклепками/). Это одно из названий уникальной камы.

Муца, сер. Х1Х-нач. XX века

Боза, сер. Х1Х-нач. XX века

Украшатель клинков, серебряных дел мастер

Буга (Буг1а) из Бачи-Юрта втор. пол. Х1Х-нач. XX века

Украшатель клинков, серебряных дел мастер6

Урус-Мартан

Муса Амалов, втор. пол. Х1Х-нач. XX века

Клиночник

Аул Цонтарой

Муса, предпол. 1860-1940

Клиночник, его кинжалы отличались хорошим качеством

Аул Чеберлой

Сайдалали, сер. XIX-перв. четв. XX века

Клиночник. Наносил на клинки характерные только ему рисунки и свое имя. Однако встречаются его клинки и без имени мастера. Рисунки наносились с использованием медных проволочек или применением золотой насечки.

Шатой

Лоре Кесаев, втор. пол. Х1Х-нач. XX века

Клиночник.

Висит Бакаев, втор. пол. Х1Х-нач. XX века

Клиночник.

Шали

Илес, XIX век

Клиночники

Сайда, сер. XIX в.-1937 год

Клиночник, жил в Грозном, в 1937-м расстрелян.

Муси (Муса), сер. XIX-перв. пол. XX века (предпол.умер в 1934-1938)

Клиночник, наносил на клинки свое имя арабской графикой. (Благодаря шатоевцам и непосредственной помощи Докки Мальцагова удалось найти клинок мастера с личной подписью).

Азиз, втор. пол. Х1Х-нач. XX века

Клиночник

Камал, втор. пол.Х1Х-нач. XX века

Клиночник.

Хенап (Хьенип; Ханеп; Хьаьнапи), предпол. втор. пол. XVIII - перв. пол. XIX века. По одной версии, из аула Джугурта, по другой из Шатоя.

Клиночник. К сожалению, признаки, характерные для клинков выдающегося мастера, до настоящего времени не установлены. Однако известно, что его клинки славились высочайшим качеством. Есть надежда на сохранность клинков мастера и сведений о нем среди чеченцев, проживающих с XIX века в Турции, Сирии Иордании.

Мусайта (Мусайпа), предпол. годы жизни 1870-1944. Точное место проживания пока не установлено.

Клиночник. Наносил на клинки свое имя арабской графикой.

Необходимо отметить, что после завершения Кавказской войны не все мастера наносили на клинки клейма и свои имена. Это делалось во избежание претензий со стороны властей. После революции 1917 года имена и клейма встречались еще реже. Некоторые мастера в конце XIX века в поисках работы переезжали из аулов в Грозный. Имена многих из них, прервавших связи с сельчанами, установить не удалось. Порой потомки оружейных династий, найденные по долгим опросам людей, зачастую не знали о ремеслах своих предков, так как последние из-за опасения репрессий не рассказывали детям эту часть своего прошлого.

ОРУЖЕЙНЫЙ ЧЕЧЕНСКИЙ ОРНАМЕНТ

Орнамент (некоторые виды) характерный для серебряных деталей чеченского оружия и снаряжения до 60-70 гг. XIX столетия.

Орнамент (некоторые виды) характерный для серебряных деталей чеченского оружия и снаряжения конца XIX - начала XX века. Подобная техника работы была свойственна малочисленным тогда чеченским мастерам серебряного дела

Харон живет в Шали, но его ремесло славится далеко за пределами города. В последнее время дел у него все больше, так что старик сам бы ни за что не справился, но ему помогают многочисленные сыновья. Их дома - рядом с отцовским, у реки, и чтобы попасть в гости, надо переправиться по короткому мостику.


Сын Харона, Мовлади, встречает меня с луком и стрелами. Я пробую выстрелить - стрела летит хорошо, тетива тугая, по всему видно - оружие хоть и старинное, но серьезное. Но это для Юусповых - скорее хобби. Главная их работа - кузнечное ремесло. Они делают практически любое холодное оружие, целиком - от лезвия до рукояти, по десяткам известных им технологий.

После закалки массаж клинку надо делать, - рассказывает Мовлади. - Металл уплотняется, когда его сгибаешь. Трение все ставит на место. Шашка должна быть легкой, отлично гнуться, а тяжелые, уплотненные клинки быстро ломаются. Смотрю я старое оружие. Там металл многослойный, словно рессора. Саблю как пояс можно было застегнуть. Еще добавляли кварцевый песок - чтобы амортизировал. Стекло склеивает металл. Когда старинные кинжалы точишь, искра будто из кремня бьется, а стали там вовсе нет. Сейчас так делать - лишний труд. Никто не оценит. Красота нужна, а не качество...

По частным заказам кузнецы Юсуповы уже давно почти не работают - все изделия покупают государственные галереи. Дома у них хранятся редкие клинки, которые им приносят люди - кто-то заказывает копию, а иной и просто дарит из уважения. А еще их часто зовут на всевозможные праздники и мастер-классы, так что изобретательные мастера соорудили специальную складную кузню и возят ее с собой в деревянном ящике.

В основной мастерской прямо над горном висит дырявый камушек. Пускай слишком строгие мусульмане осуждают этот явно языческий символ, подобный славянскому куриному богу, кузнецы на Кавказе пользовались почетом задолго до исламских времен, а древние традиции тут привыкли чтить.


Камень-амулет


Харон Юсупов, основатель династии

Производство оружия

Чеченцы и Ингуши пользовались в основном собственным сырьём, добывая железную руду в горах, о чём свидетельствуют археологи. О том, что вайнахам было знакомо горное дело, имеются сведения - 1629 года. Вайнахи как и многие народы, издревле относились к кузнечному делу и кузнецу с почётом и уважением. Вайнахи достигли больших познаний в обработке металла, ведь неслучайно про мифического оружейника Виланда, героя германских и скандинавских саг, сказано в песни Амелунгов, что он научился своему ремеслу у жителей Кавказских гор. На протяжении всего средневековья Вайнахи развивали обработку металла, кузнечное дело и сопутствующие ремёсла, осваивали более совершенные технологии. В XVIII - начале XIX веков металлообработка в Чечне и Ингушетии была хорошо развита. Во многих селениях, наряду производством сельскохозяйственных орудий и предметов домашнего обихода, а также ювелирных украшений изготавливалось холодное, огнестрельное, и защитное вооружение. Были сёла, в которых мастера-оружейники существовали за счёт обмена изделий своего ремесла, например, был Гаджи-Аул, существовавший до 1816 года. Центры, где было особенно развито производство оружия это селения: Атаги, Белгатой, Гаджи-Аул, Дарго, Джигута, Дайкур-Аул, Малхиста, Ричахара, Чемберлой, Урус-Мартане, Цонтарое, Шатое, Шали. В этих селениях мастера оружейники изготавливали шашки, кинжалы, ружья, пистолеты. Они достигли небывалых вершин оружейного искусства, но, к сожалению, навсегда останутся для нас тайной их фамильные секреты изготовления оружия. В Дарго в годы Кавказской войны отливали пушки. В пореформенный период изготовление оружия у Чеченцев резко сократилось. Так как шло вытеснение местных вековых кустарных промыслов, которые падали под конкуренцией привозных тульских и бельгийских изделий и товаров из Дагестана - (в основном с 1865-1870 годы торговцы завозили много украшенного оружия). В 70-е. годы XIX века в Чечне, как и во многих городах и селениях Северного Кавказа и Закавказья украшением оружия занимались ювелиры из Дагестана. С 1929 года изготовление даже холодного оружия было под запретом. - (стр. 502 С.Х. Нунуев. стр. 44,49,51,186 И.А. Асхабов.).

До недавнего времени были известны имена лишь 14 чеченских оружейников. В 1995 - 1998гг. И.А. Асхабов обследовал селения, которые в прошлом были известны как центры оружейного производства. Опросом потомков мастеров и старейших жителей селений он восстановил имена ещё 157 мастеров, составив список из 171 человека. Это стало возможным лишь потому, что чеченцы помнят свою родословную до седьмого колена. Но этот список, конечно, не полон: во время депортации 1944 года и в современной войне погибли потомки мастеров, поэтому некому вспомнить имена своих предков. Из свидетельств прошлого и из современных исследований складывается картина развития оружейного и серебряного производства в Чечне.

Несмотря на то, что в XVIII - начале XIX веков металлообработка и оружейное дело в Чечне были хорошо развиты. Ремесло носило сельский, семейно-патриархальный характер, то есть в производстве участвовали только члены семьи. Секреты изготовления оружия являлись достоянием отдельной фамилии, они хранились в тайне и передавались по наследству. Никогда фамильные секреты мастерства не передавались всем потомкам, тем более в юном возрасте. Дед к внукам, отец к сыновьям, присматривались годами, приобщая их к ремеслу. И только уже зрелому человеку, убедившись в правильности своего выбора, передавались основные секреты изготовления клинков, поэтому единой технологии металлообработки, ковки, и закалки клинков у чеченских мастеров не существовало. Следствием этого является то, что из общей массы клинкового оружия лишь небольшое количество клинков являлись высококачественными изделиями, то есть эти клинки по своему качеству и боевым характеристикам не уступали привозным европейским и русским клинкам и даже превосходили их. Разделение труда у чеченских оружейников почти отсутствовало, многие мастера-оружейники сами делали приборы к своим шашкам и кинжалам. Во время Кавказской войны чеченские мастера-оружейники в основном обеспечивали потребность населения в холодном оружии. К концу XIX века производство оружия в Чечне стало сокращаться. Оно падало под конкуренцией привозных тульских и бельгийских изделий. В этаже время почти исчезла кустарная выделка железа (плавка руды) под конкуренцией привозного русского железа. Привозные железные и стальные изделия, а также слитки стали стоить дешевле, чем изделия чеченских кустарей. Помимо Российских и Бельгийских изделий для продажи в Чечню из Дагестана завозилось много украшенного оружия. В пореформенный период высокий уровень производства клинкового оружия в Чечне сохранился в аулах: Большие Атаги, Дарго, Дайкур-Ауле, Джигута. В Шатое, Лаха-Невре - село Надтеречное, и в отдельных аулах Ножай-Юртовского, Голанчожского и Чеберлоевского районов изготавливались только кинжалы в сравнительно малых количествах. Так оружейное производство в Чечне к началу XX века постепенно приходило в упадок. В начале XX века чеченские мастера-клиночники почти полностью перешли на привозное сырье, которое они использовали для своих изделий. А в 1929 году Советская власть запретила изготовление оружия. 1930-1937 годы можно считать временем, уничтожившим древнейший чеченский народный промысел. В эти годы по Чечне прокатилась волна жёстких репрессий. Невосполнимый урон был нанесён также ювелирному искусству - серебряных дел мастера, как и оружейники тоже подверглись репрессиям.

Шашки

Наибольшей популярностью у чеченцев пользовались шашки «Терс-Маймал» и «Гурда».

Шашка «Терс-Маймал»

Существуют разные мнения, объясняющие термин «Терс-Маймал».

1 . «Терс-Маймал» означает «ревущая обезьяна» - («терс» по-чеченски – рев, «маймал» - обезьяна). Считается, что клинкам «Терс-Маймал» был свойственен особый звон и свист, который они издавали при сильных взмахах, в сражениях этот пронзительный свист был сравним в народе с ревом обезьяны. Пронзительный крик обезьяны, способный влиять на психику, послужил поводом для оригинального названия клинка – (стр.58 И.А.Асхабов.).

2 . Возможно еще одно толкование названия «Терс-Маймал». В арабском языке среди значений слова «маймун» есть и «обезьяна» и «счастливый, благословенный, блаженный». Слово «терс» означает «щит». Сочетание слов «терс-маймун» можно истолковать как «благословенный щит» - (стр.134 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г, стр.58 И.А.Асхабов).

Историю появления на Кавказе клинков с изображением волка автор уже излагал в разделе "Черкесские шашки”, когда рассматривал клейма и изображения на кавказских клинках. Как можно связать «терс-маймал» пассауским или золингенским волчком трудно сказать. Иса-Абдул Рашидович Асхабов считает, что более вероятно их существование независимо друг от друга – (стр.60 И.А.Асхабов). определить точно чеченское происхождение клинка с волчком очень трудно, так как волчок был популярен не только у чеченцев – приборы шашек с этим изображением украшены различными национальными орнаментами.

Шашка – Гурда

Большой популярностью в Чечне пользовались клинки с клеймом «гурда». Этимология слова не ясна. Существует несколько его толкований.

1 версия: Рассказывают, что один мастер, достигший чрезвычайным трудом и усилиями хорошей выделки этих чудесных клинков, встретил себе соперника в лице другого мастера, старавшегося всячески подорвать его репутацию. Произошла ссора, и первый, желая доказать преимущество своего железа, с криком "гурда” – (смотри) – одним ударом перерубил пополам и клинок и самого соперника. Имя этого мастера изгладилось из народной памяти, но его восклицание так и осталось за его клинками.

2 версия: Та же самая легенда, только с некоторыми прибавлениями. При споре двух оружейников, чьи клинки лучше, один в доказательство превосходства своего клинка разрубил пополам барана, но второй не признал его победы. Тогда взбешенный первый оружейник с криком "гур-да”, то есть "смотри”, перерубил своего соперника и его шашку пополам. Он навлек на себя кровную месть со стороны родственников убитого, но народное собрание, чтобы сохранить жизнь такого оружейника, добилось примирения сторон, обязав мастера выковать каждому кровнику по клинку. Мастер к своему старому клейму – челюсти (символ того, что его клинок перерубают железо, как зубы перегрызают кость) прибавил точки, то есть капельки крови, в знак того, что клинки послужили выкупом за кровь – (стр.143 Э.Г. Аствацатурян С-Пб 2004г).

Э.Э.Ленц, излагая в своей книге в кратком виде легенду о споре двух мастеров, делает интересное сравнение – цитирую: "В высшей степени интересна приведенная версия тем, что она повторяет придание о сказочном оружейнике скандинавской и германской саги Виланде, перерубившем пополам своего соперника, кузнеца Эмилия; местом обучения Виланда кузнечному искусству сказание называет Кавказские Горы”. Э.Э.Ленц продолжает далее, цитирую: "Не знаю, означает ли на каком-либо из местных горских наречий слово «гурда» - «смотри», но даже в случае, если бы это было так, не вижу надобности ставить название клинка в связь с этим словом, так как гораздо ближе и естественнее производить «гурда» от древнеперсидского «кард», новоперсидского «ghurd» - «меч, нож». Существует также турецкое слово «курдде» - «тесак» – (стр.12, 13 Э.Э.Ленц). И.А. Асхабов в своей книге пишет, цитирую: ”Ленц Э.Э. отмечает в работе о своем незнании значения слова «гурда» на местном, горском наречии. Заметим, что горское наречие, на котором «гурда» означает «смотри» - это чеченский язык”.

И.А.Асхабов, исследователь чеченского оружия, предлагает еще две версии происхождения слова "гурда”.

3 версия: По-чеченски это слово произносится «горда» и означает «владеющий силой», «властитель мощи» - это было прозвище очень знаменитого мастера, проживавшего некогда в селении Айт-Кхаллой. Этот мастер строго хранил свои секреты. Перед ковкой и закалкой клинка он молился в мечети, а затем надолго уходил в горы. Упадок оружейного производства в селении Айт-Кхаллой был связан с военными действиями 1840-1845 годов, когда после очередного уничтожения села, часть жителей погибла, а часть переселилась в Малые Атаги. Возможно, погиб и знаменитый мастер – (стр.65, 66 И.А.Асхабов).

4 версия: Слово «горда» произошло от названия чеченского тейпа Гордали из селения Гордали, известного производством холодного оружия и стальных напильников с бугорками зубьев, которые назывались «гордаз». Жители считают, что последний знаменитый мастер по имени Горда жил в XVIII веке. С его внезапной смертью были утрачены секреты изготовления «горды» - так называлась и шашка. У гордалинцев бытует также мнение, что основой клейма «гурда» являются не челюсти, а зубья капкана. По-чеченски слово «гур» означает капкан, а «гур-да» - владелец капкана. Считается, что клеймо – зубья имело внешнюю изогнутость, схожую с формой укуса. С появлением на Кавказе генуэзских клейм, зубья были заменены генуэзской гурдой – челюстями. – (стр.66-69 И.А.Асхабов).

Автор в настоящей работе изложил 4 версии о мастерах, давших клинку название «гурда», но, к сожалению, не известно точное время ее появления. Однако, многочисленные факты свидетельствуют, что в XIX веке, в бытность на Кавказе М.Ю.Лермонтова и Л.Н.Толстого, настоящая гурда была редким и дорогим оружием. Л.Н.Толстой и М.Ю.Лермонтов оставили нам в своих произведениях немало положительных отзывов о гурде, которые были собраны автором настоящей работы и представлены ниже. "А шашка его – настоящая гурда; приложи лезвие к руке, сама в тело вопьется; а кольчуга – такая, как твоя, нипочем” – (стр.466 М.Ю.Лермонтов, "Герой нашего времени, рассказ Бэла”). "У него завелась шашка, настоящая гурда, кинжал – старый Базалай” – (стр.591 М.Ю.Лермонтов, "Кавказец”).

"Офицеры, оставшиеся в комнатах, вынув шашку, разглядывали клинок на ней и решили, что это была настоящая гурда.” – (стр.34 Л.Н.Толстой "Хаджи-Мурат”).

Обратите внимание на слова "настоящая гурда”. Они не случайны, потому, что было много подделок. Так что же представляет из себя настоящая гурда? В Государственном Историческом Музее хранятся две шашки, на клинках которых выбито клеймо – гурда. Подробное описание этих шашек автор приводит в настоящей работе ниже.

Шашка-гурда № 3081 ГИМ

Длина общая (без ножен)- 90см. 7мм.

Длина клинка- 78см. 7мм.

Длина рукояти с ушами- 12см.

Длина черена рукояти- 8см.

Ширина клинка у основания рукояти- 3см.5мм, в средней части- 3см, на боевом конце- 2см.

Толщина клинка у пятки- 7мм, в средней части клинка- 5мм, на боевом конце- 4мм.

Длина ножен-92см,2мм.

Клинок стальной половину поверхности клинка занимают 3 узких дола, которые проходят с каждой стороны клинка и заканчиваются не доходя 18см. до острия. На левой стороне клинка выбито клеймо гурда.

Рукоять выполнена из цельного куска кости, насажена на хвостовик всадным способом и скреплена с ним двумя сквозными заклёпками. Основание и головка рукояти условно отделены от черена рукояти двумя костяными поясками выполненными резьбой. Черен рукояти украшен резьбой в рубчик - (косая полосочка). Уши головки рукояти кавказского типа – прямые.

Ножны выполнены по форме клинка и представляют собой деревянный футляр, обтянутый кожей. Устье ножен расширено для того, чтобы шашка утапливалась в нем вместе с рукоятью. Наконечник и устье ножен оклеены черной кожей и обвиты серебряным галуном, средняя часть ножен обтянута красной кожей, посередине она украшена серебряным галуном, который как ось проходит вдоль все средней части, соединяя устье и наконечник. Обоймица железная, с правой стороны обоймицы находится портупейная петля, с левой стороны обоймица украшена серебряной накладкой (тонкий лист серебра), с гладкой чернью по серебру. Вторя обоймица представляет собой кожаную петлю, которая соединяется с портупеей.

Портупея украшена медными бляшками с накладками из тонкого серебряного листа, покрытого позолотой. На бляшках изображены четырехлепестниковые розетки и двухлепестники, выполненные гладкой чернью. Автор считает возможным предположить, что ножны и портупея имеют черкесское происхождение.

Шашка – Гурда № 3074 ГИМ

Длина общая без ножен – 93 см 5 мм.

Длина клинка – 79 см.

Длина рукояти с ушами – 14 см 5 мм.

Длина черена рукояти – 7 см 5 мм.

Ширина клинка у основания рукояти – 3см 6мм, в средней части – 3 см 3мм, на боевом конце – 3 см.

Толщина клинка у пятки – 6 мм, в средней части клинка – 4 мм, на боевом конце – 3 мм.

Ножны у шашки отсутствуют.

Клинок стальной, половину поверхности клинка занимают три узких неглубоких дола, которые проходят с правой и левой стороны клинка, они заканчиваются не доходя 17 см до острия. На обухе клинка, начиная от пятки, проходит неглубокий дол, это является очень редким явлением для кавказских клинков, длина дола – 8 см. На левой стороне клинка, прямо на долах, выбито клеймо «гурда» - (зубья смотрят вовнутрь, между зубьями надпись SSAUASS), это поддельная гурда. Между зубьями мы видим не слово «Генуя», а бессмысленный набор букв.

Рукоять выполнена из цельного черного рога и крепится на хвостовик всадным способом, поверхность рукояти гладкая. Уши головки рукояти кавказского типа – прямые.

Официально название шашки «гурда» дается по клейму. Обе вышеописанные шашки имеют кавказское происхождение, название «поддельная гурда» очень условно, оно применяется потому, как клеймо «гурда» на клинке шашки №3074 ГИМ является неудачной копией западноевропейского генуэзского клейма. К тому же на кавказских клинках мы встречаем разные виды клейма «гурда». Тогда какую же шашку мы можем считать "настоящей гурдой"? Автор предлагает свой ответ на этот вопрос.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо изучить само клеймо «гурда» и понять, что оно из себя представляет – то есть найти его основную конструкцию.

Само по себе клеймо «гурда» - это серповидные зубчатые линии с тремя и более точками по бокам, или серповидные зубчатые линии со словом "генуя” между ними и трем и более точками по бокам. Таким образом, мы видим, что основу клейма составляют серповидные зубчатые линии и точки, то есть основная конструкция клейма настолько примитивна, что любой кавказский кузнец-оружейник, который даже ни разу не видел подлинного генуэзского клейма, а только слышал о том, как выглядит популярное клеймо «гурда», мог без особого труда изготовить штамп и выбивать на своих клинках штампом или зубилом популярное клеймо. Доказательством этого и является то, что мы встречаем на клинках разные виды клейма «гурда», выбитые штампом или зубилом. Поэтому автор считает, что когда мы встречаем слова "настоящая гурда”, то речь скорее всего идет не сколько о клейме, сколько о качестве самого клинка как изделия и его боевых характеристиках, ведь именно за них и ценили шашку – гурду. Итак, автор считает, что настоящей гурдой мы можем считать шашку, на клинке которой выбито клеймо «гурда» и клинок которой выкован из заэвтектовидной стали, то есть количество углерода в нем выше 0,9% на 1 мм 3 .

Однако, автор также считает возможным, что речь может идти и о клеймах немногих мастеров (возможно клейма этих мастеров имели особые отличия, например: определенное число точек или зубьев), которые изготавливали высококачественные клинки, боевые характеристики которых превосходили все остальные клинки с похожими клеймами.

Калдам

Калдам является очень древним видом длинноклинкового оружия вайнахов. К сожалению, сведений об этом древнем и уникальном виде оружия вайнахов очень мало.

Известно, что калдам имел широкий и прямой клинок, как у меча. Наибольшее сходство он имел с однолезвийным палашом. В настоящее время у чеченцев палаш встречается редко. На клинках чеченских палашей бывает два-три дола с каждой стороны и маленький равноконечный крест. Иногда встречаются клинки с клеймом «гурда». Однако крестовины у чеченских палашей зачастую отсутствуют, что можно отнести к веянию моды с появлением шашки.

По поводу калдама И.А.Асхабов замечает, что "Встречи и беседы со стариками, опрос краеведов и потомков оржейных мастеров позволяет с уверенностью сказать, что палаш Ниса-Тур (прямая шашка) – известное ныне название и есть калдам, имеющий очень глубокие корни. Его больше связывают с высокогорными обществами Шатой, Майсты, Шарой, Малхесты, то есть с высокогорными чеченцами, соседями хевсуров (Грузия). Считается, что на этих клинках ранее было лишь изображение равноконечного креста, и только в последствии стали дополнительно наносить изображения волка или клейма «челюсти», соответственное гурде. Кресты, соответствующие крестам на клинках калдама, встречаются на древних башнях чеченцев и ингушей" – (стр.76, 77 И.А.Асхабов).

Калдам Ниса-Тур дошел до нас как один из типов раннего оружия чеченцев и ингушей домусульманского периода.

Кинжалы

Кинжал является у чеченцев древним оружием. Подтверждением тому служат многочисленные археологические находки, на территории республики. До XIX века кинжалы чеченцев отличались большими размерами, длина их клинков была 60см., ширина 7 - 9см. Клинки имели ребристую поверхность и заканчивались удлинённым остриём. Долы или вовсе отсутствовали или имелись, но только по одному с каждой стороны клинка. Кинжалы с длинным и тонким остриём назывались – противокольчужными. С середины XIX века и особенно после окончания Кавказской войны размеры кинжалов стали меньше, а их клинки изящнее, с одним, двумя и более долами.

Чеченские кинжалы подразделяются на два типа: клинок с воронением и клинок зеркальный, то есть полированный.

Специфической чертой украшения чеченских кинжалов является украшение клинков гравировкой, а иногда и инкрустацией- растительным и геометрическим орнаментом, арабскими надписями- изречениями из Корана. Гравировка иногда покрывает всю поверхность клинка. Нередко мастера писали свои имена гравировкой или инкрустацией, иногда штампом выбивали клеймо со своим именем.

Украшение оружия полностью серебром не было распространено в Чечне, и до конца третьей четверти XIX века господствовал строгий стиль - (оружие украшали серебром частично).

Рукояти делались из рога тура, буйвола, дерева - граба. Дорогую и престижную слоновую и моржовую кость стали использовать больше со второй половины XIX века.

Ножны представляли собой деревянный футляр, оклеенный чёрной кожей.

Приборы ножен состояли из железных устьев, железных обоймиц и железных наконечников которые иногда прятались под кожу ножен. Иногда приборы ножен украшались золотой насечкой - тиснением. Серебряные рукояти и приборы ножен большинства чеченских кинжалов и шашек с 70-80 годов XIX века изготавливались дагестанскими мастерами серебряного дела. - (стр-80,81,147 И.А.Асхабов.).

В Государственном Музее Искусство Народов Востока хранится чеченский кинжал за № 16283 III работы Атагинского мастера, сделанный им приблизительно в середине XIX века. Этот кинжал относится ко второму типу кинжалов, то есть клинок зеркальный.

Кинжал № 16283 III

Длина в ножнах - 59см. 3мм.

Длина общая без ножен - 57см. 5мм.

Длина клинка - 45см.

Длина рукояти - 12см. 5мм.

Длина черена рукояти - 7см. 2мм.

Ширина клинка у основания рукояти - 4см. 3мм.

Толщина клинка - 5мм.

Длина ножен - 46см. 8мм.

Клинок стальной обоюдоострый, начиная от основания рукояти по середине клинка проходят два узких дола с каждой стороны клинка. У основания рукояти и до окончания долов клинок в поперечном сечении имеет шестигранную форму. По окончанию долов клинок заканчивается штыковым концом, который в поперечном сечении имеет ромбовидную форму. На правой лицевой стороне клинка помещён гравированный рисунок с геометрическим стилизованным орнаментом и сеткой. Подобные украшения клинков характерно для аула Большие (Старые) Атаги.

Рукоять деревянная из граба, кавказского типа, головка рукояти выполнена в форме трёхлепестниковой пальметты. Рукоять целиковая, монтируется на хвостовик всадным способом и скрепляется с хвостовиком двумя сквозными бронзовыми заклёпками с вытянутыми шляпками, имеющими форму шестилепестниковых розеток с правой лицевой стороны.

Ножны выполнены по форме клинка и представляют собой деревянный футляр, оклеенный чёрной кожей.

Прибор ножен состоит из одной железной обоймицы и железного наконечника. Железная обоймица имеет кольцо для портупейной петли и портупейную петлю из сыромятной кожи. Обоймица украшена золотой насечкой - тиснением. Орнамент, выполненный золотой насечкой, очень плохо сохранился. Железный наконечник ножен спрятан под кожу и заканчивается воронёным шариком.