Необычное холодное оружие древности. Самое необычное и устрашающее оружие древности

В 214 году до н. э. Римская республика осадила сицилийский город Сиракузы в попытке получить стратегический контроль над островом. Генерал Марк Клавдий Марцелл провел флот из 60 квинкерем - римских боевых кораблей - через Мессинский пролив и ударил в лоб, тогда как вторая часть армии наступала по суше. Но когда петля вокруг города стянулась, могучая римская армия оказалась перед неожиданным противником: Архимедом.

Но что бы римляне ни бросали на него, Архимед был всегда на три шага впереди. Баллисты на внешних стенах разбили наступающую кавалерию. На море «Коготь Архимеда» и разбивал их на дождь из обломков и кричащих от ужаса рабов. Осада затянулась на два года в эпическое сражение военной мощи и научного остроумия.

Во время этой осады, считают, что Архимед разработал настолько разрушительное оружие, что оно было способно сжигать корабли в пепел на расстоянии 150 метров. И требовалось для этого всего несколько капель воды. Устройство было обманчиво простым: медная труба нагревалась на углях, а внутри нее был полый глиняный снаряд.

Когда труба разогревалась достаточно, в трубу под снарядом вводили немного воды. Вода мгновенно испарялась, выталкивая снаряд в сторону наступающих кораблей. При ударе глиняная ракета взрывалась, разбрызгивая горючие химикаты на деревянные суда.

Даже сегодня паровая пушка Архимеда остается вопросом ожесточенных споров. Разрушители мифов сказали «отказать», но команда из Массачусетского технологического института сумела построить рабочую - и крайне эффективную - модель, используя оригинальное описание пушки.

Они подсчитали, что их 0,45-килограммовая металлическая пуля была запущена с кинетической энергией, в два раза превышающей по силе стрельбу пулемета M2 калибра.50. Если бы снаряд не запускали прямо в стену грязи, он мог бы пролететь расстояние в 1200 метров. И все это за полстакана воды.

Вихревая катапульта


Катапульты ­- довольно старые машины войны, и, подобно современным ружьям, существовало множество типов катапульт под разные цели. Хотя в фильмах обычно показывают осадные баллисты и мощные катапульты, используемые греческими и римскими войсками, в Китае сделали небольшую катапульту, способную поражать важные цели с чрезвычайной точностью: сюанфенг, или вихревая катапульта.

Как снайперская винтовка, вихревая катапульта работала в стиле «один выстрел — одна смерть». Она была достаточно малой, чтобы ее можно было быстро перемещать по полю боя, и целую катапульту можно было перевозить на ее базе, пока кто-нибудь не увидит цель. Это давало вихревой катапульте стратегическое преимущество перед более тяжелыми катапультами и требушетами, которые хотя и причиняли большие разрушения с одного выстрела, требовали времени и сил для маневра.

В дополнение к убийственной точности, китайцы строили вихревые катапульты с двумя стропами и двумя держателями, в результате чего сумка для снаряда располагалась точно в центре. Ни одна другая культура такого не делала.

Ракетные коты


Никто и никогда не слышал о ракетных котах до 2014 года. Никто, кроме Франца Хельма, человека, который их изобрел. Где-то в 1530 г. н. э. мастер артиллерии из Кельна в Германии писал военное руководство по ведению осады. Порох только начинал оказывать влияние на боевые действия, и благодаря этому книга стала популярна. Руководство Хельма включало описание всевозможных мыслимых и немыслимых бомб, красочно проиллюстрированных и мрачно удивительных.

Затем он добавил раздел, в котором посоветовал осадным армиям найти кота. Любой кот, говорил он, будет приходить из города, который вы пытаетесь победить. Привяжите к нему бомбу. В теории, кот вернется в свой дом и затем сожжет весь город. Голуби тоже подойдут.

Было это или нет, решать не нам, но, скорее всего, нет. По мнению Митча Фрааса, ученого Пенсильванского университета, который имел удовольствие первым перевести этот текст про осаду, нет никаких исторических свидетельств, что кто-то когда-то пытался осуществить предложенное Хельмом. По такой схеме наиболее вероятным результатом будет ваш сгоревший лагерь.

Аркбаллиста из трех луков


Изобретенная и совершенствуемая во времена расцветов греческой и римской империй, баллиста представляла собой по сути гигантский арбалет, установленный на тележке. Но ее дуга не сгибалась, как у обычного арбалета. Вместо нее между скрученными мотками веревки устанавливались твердые лучи из древесины. Когда заводился рычаг, концы дуги вращались в обратную сторону и скручивали веревки, создавая натяжение.

Это было очень мощное оружие, но китайцам было мало одного лука. Они захотели сразу три. многолуковой аркбаллисты была постепенной, началась с династии Тан, с арбалета, который использовал два лука для дополнительной мощности. Записи с того периода показывают, что этот лук мог выстреливать железный болт на 1100 метров, что в три раза дальше, чем могли другие осадные арбалеты.

Но спустя двести лет вторжение монгольского ига вдохновило китайцев на добавление еще одной дуги к аркбаллисте. В самом начале династии Сун они выкатили «санчонг чуанцзи ну» - «небольшое ложе с тремя луками».

Подробностей об этой аркбаллисте сохранилось немного. Считается, что монгольская орда, испугавшись этих мощных защитных машин, наняла китайских инженеров для создания собственных трехлуковых монстров. В конечном итоге ход войны был переломлен в пользу монголов и привел к возникновению династии Юань.

Щиты-пушки


Уже в 16 веке, когда понятие огнестрельного оружия было относительно новым, люди начали понимать, что если совместить что-то с пушкой, будет в два раза круче. Король Генрих VIII особенно заинтересовался этой идеей. В дополнение к дорожному посоху, который был совмещен с цепом и тремя пистолями, в его арсенал входило 46 щитов-пушек, как на картинке выше.

Эти щиты представляли по сути деревянные диски с пушкой, которая проходила через центр, хотя местами и различались. Некоторые были обиты железом спереди, другие имели металлическую решетку над пушкой для прицеливания, но все они по большей части рассматривались скорее в качестве декоративных курьезов, не представляя особого исторического интереса.

Большинство из них отправилось в разбросанные музеи, где они пылились на стендах вместе с другими странными произведениями средневековья. Недавно Музей Виктории и Альберта в Великобритании изучил образцы таких щитов и обнаружил, что они, возможно, были более распространенным явлением, чем считало большинство историков изначально. Поэтому они решили собрать максимальное число таких щитов и тщательно их изучить.

Выяснилось, что у некоторых из таких щитов-пушек были порошковые ожоги, то есть их использовали. Некоторые были разработаны для блокировки борта судна, где, по всей видимости, использовались в качестве дополнительного защитного слоя и линии противопехотного огня. В конечном итоге, наверное, было больше смысла держать ружье и щит отдельно, поэтому это странное оружие кануло в безвестность.

Китайский огнемет

Подобно ранним прототипам огнестрельного оружия, китайские протопушки представляли собой огромный арсенал, отдельные экземпляры которого сложно представить. Понятия не имея, как должно выглядеть пороховое оружие, китайские изобретатели придумывали на своей табула раса самые странные орудия, которые мир когда-либо видел.

Огненные копья, первое воплощение, появились где-то в 10 веке. Это были копья, прикрепленные к бамбуковым трубкам, которые могли выстреливать огонь и шрапнель на несколько метров. Некоторые стреляли свинцовыми гранулами, другие выпускали ядовитый газ, третьи - стрелы.

Очень скоро они освободили дорогу чисто огненным трубам, поскольку войска отказывались от копий в пользу дешевых одноразовых бамбуковых пушек, которые стреляли только один раз, но могли производиться массово и стрелять одна за другой. Стволы зачастую объединяли, что приводило к почти бесконечному потоку смерти.

Из недр этого творческого беспредела на свет появилась разбрызгивающая огонь трубка. Историки называют это оружие огнеметом, но это описание не совсем корректно. Используя низконитратную форму пороха, такое оружие могло производить постоянные вспышки пламени в течение пяти минут.

Но смертельным его делало добавление оксида мышьяка в смесь. Токсичный дым вызывал рвоту и конвульсии. Ко всему прочему, ствол часто набивали острыми как бритва осколками фарфора. Результатом было мгновенное вспарывание, сопровождающееся баней из ядовитого огня. Если враг китайца не погибал на месте, его внутренности постепенно переставали работать из-за воздействия мышьяка. В конечном счете он погружался в кому и умирал.

Кнут-пистолет

17 марта 1834 года Джошуа Шоу получил патент на единственную вещь, которая могла сделать «Индиану Джонс: В поисках утраченного ковчега» даже лучше: ездовой кнут с пистолетом, скрытым в ручке кнута. Что делало его особенно полезным - и опасным в то же время - так это метод стрельбы.

Вместо того чтобы использовать курок, как в большинстве орудий, пистолет имел кнопку сбоку рукоятки, которую можно было бы нажать большим пальцем. Это позволяло человеку держать кнут как обычно и иметь доступ к курку пистолета. Обычно курок был на одном уровне с ручкой, но будучи взведенным выпирал и настаивал на немедленной стрельбе.

По крайней мере один из таких кнутов-пистолетов был сделан на самом деле, хотя нет никаких свидетельств того, что их производили массово. В большей степени это курьез, а не оружие. Основным его недостатком было то, что пистолет можно было разрядить один раз, но, опять же, иногда один выстрел - все, что вам нужно.


Китай яростно отстаивал свое пороховое оружие во время 14 и 15 веков. Он произвел самый взрывоопасный прогресс в военной технике со времен лука и стрелы и не планировал сдавать его без боя. Китай ввел жесткое эмбарго на эксперт пороха в Корею, оставив корейских инженеров самостоятельно справляться с, казалось бы, бесконечным натиском японских захватчиков.

На рубеже 16 века, однако, Корея существенно продвинулась в освоении пороха и построила собственные машины, способные посоперничать с китайскими огнеметами. Корейским секретным оружием была хвачха, многоракетная пусковая установка, способная запускать свыше 100 ракет за один залп. Большие версии, используемые монархом, могли запускать и под 200. Эти штуки были существенной угрозой для самураев, способные укладывать на землю пласты из плотно упакованных самураев с каждым залпом.

Боеприпасы хвачхи назывались сингиджон и представляли собой взрывающуюся стрелу. Предохранители сингиджонов настраивались в зависимости от расстояния до соперника, так что они взрывались от удара. Когда японское вторжение началось в полную силу в 1592 году, у Кореи уже были сотни огненных повозок.

Возможно, самой большой проверкой силы хвачха стала битва при Хэнгчу в 1593 году. Когда Япония развернула наступление тридцатитысячного войска на вершину холма к крепости Хэнгчу, у крепости было едва ли 3000 солдат, граждан и боевых монахов, которые стояли на ее защите. Шансы на оборону были крайне низкими, и пребывая в уверенности японские силы продвигались вперед, не зная, что у крепости есть один козырь в рукаве: 40 хвачха, установленных на внешних стенах.

Японские самураи пытались взобраться по холму девять раз, постоянно встречаясь с дождем адского пламени. Больше 10 000 японцев погибло, прежде чем решили отказаться от осады, что стало первой крупной корейской победой над японским вторжением.

Ружье-топор

Почти у каждой культуры есть как минимум одна версия оружия-лезвия. Оно не только круто выглядит, но и предлагает гибкость на поле боя. Штыки, используемые во время Крымской войны и Американской гражданской войны, являются самыми известными современными примерами, но эта тенденция наметилась еще во времена появления первых китайских огненных копий в 10 веке.

Тем не менее никто не доводил ее до такого уровня, как Германия. Среди хорошо сохранившихся примеров германских ружей-топоров, которые хранятся в историческом музее Дрездена, есть экземпляры, датируемые серединой — концом 1500-х.

Некоторые можно было использовать в качестве рубила и ружья одновременно, тогда как другие становились огнестрельными лишь при удалении насадки с лезвием. Разрабатывались они, по всей видимости, для кавалерии, что объясняет расширенные рукоятки, в противном случае они были бы пистолями.

Адские сжигатели


Шел 1584 год, шестая долгая зима Восмидесятилетней войны, и Федерига Джамбелли мог почувствовать месть в воздухе. Годы назад он предложил свои услуги конструктора оружия при испанском дворе, но его обсмеяли. В гневе он переехал в Антверпен, где, наконец, нашел возможность отомстить за оскорбленное итальянское эго.

Отмечая победу над османами, Испания послала герцога Пармы осадить Антверпен, который стал центром голландских сепаратистов. Герцог надеялся задушить город блокадой судов через реку Шельда.

Антверпен ответил, послав горящие корабли - буквально корабли в огне - на блокаду. Со смехом испанская армия отталкивала их пиками, пока суда не сгорели и не рассыпались в реке. Тем не менее, желая отомстить испанцам, Джамбелли испросил городской совет дать ему 60 кораблей, обещая прорвать блокаду. Город дал ему всего два.

Не отчаявшись, Джамбелли начал мастерить свой оружейный шедевр. Он срезал трюм с каждого корабля, построил внутри цементную камеру со стенами 1,5-метровой толщины и загрузил по 3000 килограмма пороха. Закрыл его мраморной крышей и доверху набил каждый корабль «каждой опасной ракетой, которую только можно было представить».

Наконец, он построил часовой механизм, который должен был зажечь весь груз в заранее определенное время. Эти два корабля стали первыми в мире дистанционно взрываемыми бомбами с часовым механизмом, «адские сжигатели».

Когда наступила ночь 5 апреля, Джамбелли отправил 32 горящих корабля перед своими адскими сжигателями, чтобы отвлечь испанцев. Герцог созвал своих людей с блокады, чтобы оттолкнуть корабли. Но один из важных кораблей погрузился слишком глубоко и далеко от блокады и мягко утонул, когда его зажигатель дал осечку. Когда горящие корабли погасли, второй важный корабль легко коснулся линии испанских кораблей и, казалось, намертво осел в воде. Некоторые из испанских солдат начали смеяться.

И тогда второй корабль взорвался, убив 1000 человек и проделав 60-метровую дыру в блокаде. С неба посыпались цементные блоки размером с надгробия. Что важно, взрыв открыл артерию для пополнения городских запасов.

Шокированные голландцы даже не сдвинулись, чтобы попытаться получить запасы, которые были размещены вниз по реке. Несколько месяцев спустя они сдались испанцам. Джамбелли сделал все, что мог. Его война с Испанией была окончена, и его имя она запомнила хорошо.

По материалам listverse.com

7 223

«Клиповое сознание». Это «болезнь» современного человека. Возникает в следствие зафрагментированности «диска» (мозга) информационным мусором. Человек уже не может обобщать данные и строить из них единую последовательность. Большинство людей не помнят длинные тексты. Они не видят связи между разделенными по времени историческими событиями, потому что понимают их образно и фрагментами.

Научившись мыслить клипами, человек стал складывать мозаику общей картины из мелких кусочков. Теперь у него нет времени отойти от созданной картины, и посмотреть на неё издалека, чтобы увидеть картину целиком.

Чтобы работа компьютера не попала в такое состояние, его дефрагментируют, то есть перераспределяют файлы (данные) на диске (истории) так, чтобы была непрерывная последовательность.

Визуальная информация дает намного больше информации, чем 1000 слов. А иногда такая информация еще и более точная. Глаз не «купишь» на поэтические метафоры и околонаучные термины.

Как то я наткнулся на снимок барельефа Митры из Модены.

В правой руке Митры - какой-то предмет. Этот барельеф я не видел, но похожий предмет видел в руке у статуи Зевса. Гид сказал, что это - «молния». Типа Зевс - громовержец! На вопрос: «а почему молния такой странной формы?» гид завис, а потом сказал, что типа гром и вспышку света передать не удалось, потому что мрамор хрупкий…

Возможно. Не спорю. Итак, Зевс, после пары тысяч лет, передал этот предмет - «молнию», в руки Митры. При этом этот девайс никак не изменился внешне. И если эту «молнию» рисовали бы одинаково только у римлян и греков, то это можно было бы хоть как-то объяснить. Но как объяснить, что точно такой же предмет держат в руках боги ассирийцев, вавилонян, шумер, египтян, индусов и китайцев. Причем с разницей во времени тысячами лет и километров. Должен этот девайс хоть как то отличаться в руках совершенно разных богов и в совершенно разное время?

Вот этот предмет:

Почему возникают молнии? Есть много версий. И если допустить, что с обычной молнией всё ясно и «линейная молния это просто длинная искра» (Ломоносов), то что такое шаровая молния мало кто понимает. Ученые даже подразделяют их по видам и подвидам, как животных.

Честно говоря и с обычными (линейными) молниями не всё ясно. Прочитал вот здесь про физические свойства молнии и понял, что это явление пока только на стадии изучения, и что еще хуже, ученые уже начинают понимать бесполезность стараний.

А есть еще «чёточные» молнии. Они вроде как из бусинок с перетяжками - чётки, отсюда и название.

Что «пережимает» молнию науке не известно. В лабораторных условиях этого повторить не смогли. В принципе и обычную молнию в лабароториях пока воспроизвести не удавалось.

Иногда поведение молний объяснить вообще трудно. Примеров много. Можно загуглить. Например Рой Салливан. В него семь раз попадала молния. Он уже стал предохраняться: ходил в резиновых сапогах и не брал с собой металлических предметов. Но в конце концов заколебался и при очередной грозе покончил жизнь самоубийством. И что? Молнии били в его могилу. Это не шутка. Это реальная история))

Возможно, что похожие случаи в древности провоцировали людей придумывать всякие истории об их происхождении. Но, если учесть, что такие случаи - большая редкость, то этот вариант отпадает. Слишком уж распространен этот миф. Есть и другие гипотезы, что молнии это нервная система планеты, а шаровые молнии это иммунная система. Но доказать это пока никто не берется.

Поэтому, Громовержец Зевс вполне понятен и осуждать людей за то, что они его придумали не нужно. вместо этого, нужно посмотреть на всё это издалека.

Что может быть проще, чем нарисовать зигзаги, выразив таким образом молнию? В принципе так и делали, когда хотели показать грозу. Но если рисовали богов, и не только громовержцев, то в их руках был уже не зигзаг, а какой-то странный предмет.

Этот предмет состоит из трёх-девяти стержней. Один центральный - прямой, остальные концами загнуты, и располагаются вокруг прямо. Изображают также один или два шарообразных центра на «рукоятке».

Этот предмет можно увидеть везде: в скульптурах, фресках, на глине, на камне, на монетах. В совершенно разных местах планеты. Как будто все сговорились его изображать именно так. Или… у них был образец. Ведь для того, чтобы что-то изобразить с такой повторяемой точностью, это «что-то» надо видеть.

Эти изображения попадаются даже на петроглифах:

Древние явно видели этот предмет-оружие. Это не плод фантазий художников, которые не умели рисовать молнию. Это нечто, что они видели. То, что это оружие, ясно из описания применения. Боги могли поражать врагов как линейными молниями, так и метали «огненные шары». Он мог быть также и инструментом. Например режущим, вроде бура или лагунды.

В итоге, любое устройство всякого хорошего оружия обычно держится в тайне. И «молнии» не исключение. Боги свои секреты рабам не раскрыли.

В буддизме и индуизме этот предмет называется Ваджра, или Рдорже (санскр. vajra, тибет. rdo rje). В переводе эти слова означают «молния» или «алмаз»

Информация из современных словарей и энциклопедий:

Ваджра - короткий металлический жезл, имеющий символическую аналогию с алмазом - может резать что угодно, но не сам себя - и с молнией - непреодолимая сила.
- В индуистской мифологии - зубчатый диск, громовая палица Индры
- Ваджра является магическим жезлом Посвященных адептов
- Ее выковал для Индры певец Ушана.
- Ваджра была выкована для Индры Тваштаром
- Она сделана из скелета мудреца - отшельника Дадхичи.
- Существует версия, что первоначально ваджра символизировала фаллос быка.
- Ваджра ассоциировалась с солнцем.
- Четверичная или перекрещенная ваджра имеет символику, близкую к символике колеса.
- Ваджра представляет пять тел Дхьяни Будд.
- Ваджра означает умение, или Упайю.
- Ваджра символизирует силу и твердость духа.
- Ваджра символизирует мужское начало, путь, сострадание.
- Ваджра интерпретируется как знак плодородия.
- Ваджра воплощает абсолютное и неразрушимое бытие в противовес иллюзорному представлению о действительности.
- Ваджра в сочетании с колокольчиком подразумевает слияние мужской и женской природы.
- Ваджра символизирует нерушимое состояние.
- Ваджра символ светоносной неразрушимой природы ума.
- Ваджра символ власти Будды над злыми духами или элементалами.

То есть, ваджра - это простой и необходимый в хозяйстве предмет.

Хочу опять вспомнить про тех, кто любит все сравнивать с фаллосом. Один из пунктов наверху, если вы внимательно прочитали. Такое ощущение, что некий искусствовед забрался высоко в тибетские горы со своим переводчиком, где нашел просвещенного ламу, которого стал пытать, мол «а ну говори, что это за фигня эта ваджра?», а лама, который дал клятву не говорить о сокровенном, просто показал им всемизвестный американский «фак». Переводчик перевёл, как смог, а искусствовед записал: «Ваджра символизирует фаллос. Причем бычий». Хотя может есть и более правдивая история возникновения такого утверждения.

Как бы там ни было, тяжело представить, как Индра убивает гигантского змея Вритру обычным, хоть и бычьим, членом. Как я уже говорил в другой теме, у искусствоведов вообще странная фантазия на этот счет. У них чуть что, так символ фаллоса. А для пущей правдивости добавляют слово-связь - «олицетворяет»Возможно Мулдашев на самом деле нашел в Индии настоящую ваджру, но то, что вы видите на фотках выше, это просто модели. Как говорится с предохранителя снимается, затвор передергивается, но… не стреляет. Хотя больно ударить можно.

Напомню один случай, который произошел с аборигенами одного острова, который покинули американцы после второй мировой войны. Аборигены начали строить самолеты из соломы. Самолеты были очень похожи, но они не летали. Но это не мешало аборигенам молиться на эти самолеты и надеяться, что «боги» вернуться и привезут еще больше шоколада и огненной воды. В мире такие случаи называют - «каргокульт»

С «ваджрами» похожая история. Начитавшись рукописей и насмотревшись древних скульптур, индусы на полном серьезе пытались применять их как оружие в бою. Типа кастетов. Они даже некоторые свои кастеты называли vajra mushti. Но, скорее всего поняв, что ваджрой особого превосходства над противником не добьешься, они её модифицировали. Видимо так и появились «шестопёры»

Но шестопёр тоже не особо совершенен. Обычная железная булава намного эффективней. Поэтому шестопер вряд ли можно назвать оружием. Скорее, это символ оружия. Оружие со «смыслом». Например, модель ваджры это символ древнего оружия испускающего молнии. А шестопер – это жезл военноначальников.

Но эта древняя штучка должна работать не только как колокольчик для медитаций, и поэтому из неё сделали нож. А нож это нож. Им ведь можно не только убивать.

Кстати, это оригинал. В фильме «Тень» с Алек Болдуином можно увидеть летающую версию этого ножа.

Говоря простым языком, если что-то лает и кусает, как собака, и оно похоже на собаку - то это и есть собака. Но если это не лает, не кусает, а зовется собакой, то это модель собаки, чучело, или скульптура, но не собака.

Может ли быть модель собаки самой собакой? То есть будет ли выполнять она те же функции? Зачем нужна собака? Что бы охранять. А зачем создавали тех «литых богов», о которых совершенно ясно говорят Писания?

Где-то я читал, что сама форма всё таки имеет влияние на содержание. В статье писалось о «кардиоле», теле вращения, которая в 3-d форме имеет сечение «сердца». И типа жидкость, которую в неё налить, приобретает особые свойства. Кстати, то же самое касается и пирамид. Очень много можно найти информации о том, что если поставить что-то в центр пирамид, то происходит чудо. Один тип даже запатентовал способ вечного бритвенного лезвия, которое будучи помещенным в пирамидку не тупится. Не проверял, но то, что купола церквей похожи на кардиолу и сделаны по принципу ваджры-молнии - может убедиться каждый.

Или вот еще. Всем знакомая штука. Корона. Символ власти. Самое древнее изображение короны - шумерское.

Посмотрите внимательнее. Это та же «ваджра». Главное, неважно итальянская это корона, испанская, австрийская или еврейская «корона Торы», которая на последнем снимке. В основе - та же конструкция.

Он - Тот, Кто молнию показывает вам (Коран. 13:12)

Итак, что было в руках у богов?

У северных богов была своя «молния» очень оригинальной формы. «Молот Тора»

Выглядит он вот так:

На электрошокер смахивает.

Это древнейший символ Молнии и Небесного Огня. Он известен по всей северной европе. Это Громовое Оружие Бога. Молот.

У германского Донара-Тора молот назывался «Mjolnir». происхождение слова считается неизвестным. Этимологи выделяют исландское слово milva (сокрушать), литовское malti (молоть) и уэльское mellt (молния). Русское «молния» тоже упоминается, но основной не считается. Скорее всего потому, что Перуна (русский вариант бога громовержца) русские списали с литовского Перкунуса. Поэтому «Мьолнир» скорее всего происходит от литовского «малти», чем от «молния». Логично…

Тор - сын высшего бога Асов Одина. Хозяин Грозы и Молнии. Ему пдчиняются дождь и ветер. Его миссия - борьба с великанами Турсами. Великаны - это самая старая раса, которая происходит непосредственно от Хаоса. Великаны о противники богов и людей. И в этой войне молот Тора - Мьолнир - самое мощное и важное оружие.

Изготовил эту молнию некто Брокк из расы карликов, которых создавали когда-то из крови Имира. Брокк также соорудил и другие высокотехнологичные «инновации». Например, копьё Одина - Гунгнир или кольцо Драупнир.

В «технических характеристиках» этого устройства класса «Мьолнир» заложен возврат «молнии» назад, к владельцу. То есть типа бумеранга, бог бросал молнию в цель, а она достигала цели и возвращалась к владельцу. Если вспомнить, что молния начинает движение в виде ионизированных частиц «лидера» и возвращается искровым разрядом (источник), то ничего противоречащего физике в этой истории нет. Все нормально. Древние не фантазировали. Они 100% знали о свойствах молнии не понаслышке.

В мифах говорится, что когда в «Конце Времён» бог Тор умрет в битве со Змеем Мидгардом, радость злых сил будет продолжаться не вечно. Потерянный Молот найдут дети Тора. Это станет началом «Новых Времён» и боги Света снова будут править.
Внизу, на снимках, монеты разных стран средиземноморского региона. Датировка от 500 до 200 лет до н. э. На всех монетках хорошо видно молнию-ваджру. Таких монет очень и очень много. А значит, в древнем мире все прекрасно знали что это такое и понимали значение этого предмета.

Обратите внимание на «молнию» на последней монете. Ничего не напоминает? Это же «лилия» - геральдический символ власти европейских королей. При чем она везде.

Посмотрим на две из них:

На левом снимке «лилия» чуть древнее, чем на правом. Это похоже на лилию? Скорее всего это некое устройство. Мне, например, этот знак никогда не казался цветком. И не мне одному. Лилия настолько не похожа на лилию, что некоторые даже считали его особым масонским знаком, который правильнее рассматривать перевернув. И типа тогда мы увидим пчелу. Вильям Васильевич Похлёбкин писал, что лилии европейских дворов имеют восточное происхождение, «как постоянный, непременный элемент орнамента, часто воспроизводимый на дорогах тканях. Именно эти ткани, а затем и дорогая одежда, поступавшие через Византию с Востока в Европу, ознакомили уже в раннее средневековье европейских феодалов, основных потребителей роскошных тканей, с лилией».

Правое изображение - стилизованное. С 1179 года при Людовике его включили в герб французских королей и эта версия лилии стала главной гербовой эмблемой французской монархии. Официальное название этой лилии на французском гербе Бурбонов… fleur de lis.

Ну и какой же орнамент был на тканях, которые завозили в Европу? А вот, примерно такой:

Самым распространенным средневековым орнаментом восточных тканей была «ваджра», которую европейцы по ошибке принимали за лилию. То есть, европейцы забыли про свою «молнию» и приняли символом власти восточную ваджру. Более того, они посчитали оружие богов цветком лилии. Но правду ли говорят историки, что европейцы ошиблись. С чего бы это Людовику, который лично водил войска в крестовый поход и совсем не отличался сентиментальностью, рисовать на своем щите цветочки?

Цитата: В рамках буддизма со словом «ваджра» начали ассоциироваться, с одной стороны, изначально совершенная природа пробужденного сознания, подобная несокрушимому алмазу, а с другой - само пробуждение, просветление, подобное мгновенному удару грома или вспышке молнии. Ритуальная буддийская ваджра, так же как и древняя ваджра, представляет собой вид скипетра, символизирующий пробужденное сознание, а также сострадание и искусные средства. Праджню и пустоту символизирует ритуальный колокольчик. Соединение ваджры и колокольчика в ритуально скрещенных руках священнослужителя символизирует пробуждение как результат интеграции мудрости и метода, пустоты и сострадания. Следовательно, слово Ваджраяна может быть переведено как «Алмазная Колесница». (club.kailash.ru/buddhism/)

Что бы нам не втирали, исходное значение слова ваджра - оружие. Почему некоторые постоянно заводят тему не туда, не совсем понятно.

Короны существовали параллельно. Вот эти, например, имеют шумерское происхождение. Евреи взяли этот вид корон у шумер, а христиане переняли у евреев. Это естественно.

Но у варваров были другие короны. Вот такие:

Посмотрите внимательнее. Если «императорские» короны точь в точь напоминают ваджру, то «королевские» очень похожи на молот Тора. Сами сравните.

Камбоджа

В истории развития оружия было множество довольно странных и необычных экземпляров, которые хоть и не так повсеместно, но вполне успешно применялись в бою, как и более распространенные мечи, кинжалы, копья, топоры, луки и многое другое. О малоизвестном и необычном оружии древности речь и пойдет далее.

Явара

Представляет собой деревянный цилиндр, длиной 10 - 15 сантиметров и диаметром примерно 3 сантиметра. Явару обхватывают пальцами, а её концы выступают по обе стороны кулака. Она служит для утяжеления и усиления удара. Позволяет наносить удары концами торцов, преимущественно в центры нервных пучков, сухожилия и связки.

Явара - японское оружие, имеющее две версии появления. По одной из них, японский кастет является подобием символа веры, который был атрибутом буддистских монахов – виджра. Это небольшое древко, напоминающие изображение молнии, которое монахи использовали не только в ритуальных целях, но и в качестве оружия, так как им было необходимо его иметь. Вторая версия является наиболее правдоподобной. Обыкновенный пестик, который использовали для толчения в ступе злаков или приправ, и стал прообразом явары.

Нунчаку

Представляет собой соединенные друг с другом при помощи цепи или веревки палки или металлические трубки длиной около 30 см. Прообразом самодельного оружия стали цепы, которыми молотили рис.

В Японии молотильные цепы считались орудием труда и не представляли опасности для вражеских солдат, поэтому их не изымали у крестьян.

Сай

Это колющее клинковое холодное оружие типа стилета, внешне похожее на трезубец с коротким древком (максимум на полторы ширины ладони) и удлиненным средним зубцом. Традиционное оружие жителей Окинавы (Япония) и является одним из основных видов оружия Кобудо. Боковые зубья образуют подобие гарды и могут выполнять также и поражающую роль за счёт заточки.

Считается, что прообразом оружия стали вилы для переноски тюков рисовой соломы или инструмент для рыхления почвы.

Кусаригама

Кусаригама (кусарикама) - это традиционное японское оружие, состоящее из серпа (кама) и цепи (кусари), которая соединяет его с ударным грузом (фундо). Место крепления цепи к серпу варьируется от конца его рукояти до основания лезвия камы.

Кусаригама принято считать средневековым изобретением ниндзя, прототипом которого был обычный сельскохозяйственный серп, которым крестьяне собирали урожай, а солдаты во время походов прорубали себе путь сквозь высокую траву и другую растительность. Есть мнение, что появление кусаригама обуславливалось необходимостью маскировать оружие под не вызывающие подозрений предметы, в данном случае сельскохозяйственное орудие.

Одати

Одати («большой меч») - один из типов длинных японских мечей. Чтобы называться одати, меч должен был иметь длину лезвия не менее 3-х сяку (90,9 см), однако, как и в случае многих других японских терминов, относящихся к мечам, точного определения длины одати нет. Обычно одати - это мечи с клинками 1,6 - 1,8 метра.

Одати полностью вышли из употребления как оружие после войны Осака-Нацуно-Дзин Правительство Бакуфу издало закон, согласно которому запрещалось иметь меч более определённой длины. После того, как закон вступил в действие, многие одати были обрезаны, чтобы они соответствовали установленным нормам. Это одна из причин того, что одати так редки.

Нагината

Известна в Японии как минимум с XI в. Тогда под этим оружием подразумевалось длинное лезвие длиной от 0,6 до 2,0 м, насаженное на рукоять длиной 1,2-1,5 м. В верхней трети лезвие слегка расширялось и изгибалось, но у самой рукояти кривизны не было вовсе или она была едва намечена. Работали нагинатой в то время на широких движениях, держа одну руку почти у самого лезвия. Древко нагинаты имело сечение овальной формы, а лезвие с односторонней заточкой, как и лезвие японского копья яри, обычно носили в ножнах или чехле.

Позднее, к XIV-XV вв., лезвие нагинаты несколько укоротилось и обрело современную форму. Сейчас классическая нагината имеет древко длиной 180 см, на которое крепится лезвие длиной 30-70 см (стандартным считается 60 см). Лезвие отделяется от древка кольцеобразной гардой, а иногда еще и металлическими поперечинами - прямыми или загнутыми кверху. Такие поперечины (яп. хадомэ) использовались и на копьях для парирования вражеских ударов. Лезвие нагинаты напоминает лезвие обыкновенного самурайского меча, иногда на такое древко насаживалось именно оно, но обычно лезвие нагинаты более тяжелое и более изогнутое.

Катар

Индийское оружие давало его владельцу когти росомахи, клинку не хватало только силы и режущей способности адаманта. На первый взгляд катар – это один клинок, но когда нажимается рычаг на рукоятке, этот клинок разделяется на три – один посередине и два по бокам.

Три клинка не только придают оружию эффективности, но и запугивают противника. Форма рукоятки позволяет легко блокировать удары. Но также немаловажно то, что тройной клинок может разрезать любую азиатскую броню.

Уруми

Длинная (обычно около 1,5 м) полоса чрезвычайно гибкой стали, прикреплённую к деревянной рукояти.

Отличная гибкость лезвия позволяла носить уруми скрытно под одеждой, обматывая его вокруг тела.

Тэккокаги

Приспособление в виде когтей, крепившихся на внешней стороне (тэккокаги) или внутренней стороне (тэкаги, сюко) ладони руки. Были одним из излюбленных инструментов, но, в большей степени, оружия в арсенале ниндзя.

Обычно эти «когти» использовались парами, в обеих руках. С их помощью можно было не только быстро взобраться на дерево или стену, повиснуть на потолочной балке или разворотить глиняную стену, но и с высокой эффективностью противостоять воину с мечом или другим длинным оружием.

Чакрам

Индийское метательное оружие «чакра» вполне может служить наглядной иллюстрацией к высказыванию «все гениальное - просто». Чакра представляет собой плоское металлическое кольцо, отточенное по внешней кромке. Диаметр кольца на сохранившихся экземплярах варьируется в пределах от 120 до 300 мм и более, ширина от 10 до 40 мм, толщина - от 1 до 3,5 мм.

Одним из способов метания чакрама было раскручивание кольца на указательном пальце, а затем резким движением запястья бросок оружия во врага.

Скиссор

оружие использовалось в гладиаторских боях в Римской империи. Металлическая полость на основании скиссора закрывала руку гладиатора, что давало возможность легко блокировать удары, а также наносить свои. Скиссор делался из твердой стали и был в длину 45 см. Он был на удивление легкий, что позволяло быстро наносить удары.

Кпинга

Метательный нож, который использовали опытные воины племени Азанда. Они жили в Нубии, регионе Африки, в который входят север Судана и юг Египта. Этот нож был длиной до 55.88 см и имел 3 клинка с основанием в центре. Самый близкий к рукоятке клинок имел форму мужских гениталий и представлял мужскую мощь его владельца.

Сам дизайн клинков кпинги увеличивал шансы как можно сильнее задеть врага при контакте. Когда владелец ножа женился, он преподносил кпингу как дар семье своей будущей жены.

Несмотря на то что в Древней Руси культ меча получил меньшее распространение, чем, например, в средневековой Японии, он, несомненно, существовал, и ему отводилось весьма значительное место в жизни наших предков. Являясь одновременно и боевым оружием, и сакральным атрибутом при совершении многих священнодействий (особенно в языческий период), меч прочно вошёл в российскую историю и стал важным элементом отечественной культуры.

Меч как атрибут народного фольклора

Древние славяне, как и иные жители той эпохи, на протяжении долгих веков в качестве главного своего оружия использовали меч. С его помощью отбивались от набегов чужеземцев, и с ним же сами отправлялись грабить соседей. Если случалось попасться на пути какому-нибудь Змею Горынычу, то и его головы катились по земле, срубленные всё тем же мечом.

Это оружие до такой степени стало неотъемлемой частью их жизни, что получило яркое отражение в народном эпосе. Достаточно открыть сборник славянских былин, как неизбежно сталкиваешься в нём с такими выражениями, как «богатырский меч», «меч-кладенец», «меч ─ сто голов с плеч», «меч-саморуб», меч-самосек» и т. д. Кроме того, его обретение и дальнейшее обладание всегда обеспечивали богатырю покровительство неких мистических сил и делали его непобедимым.

Меч ─ это колющее или рубящее оружие?

Так представлен меч в былинах, а что же о нём могут поведать современные историки? Прежде всего следует опровергнуть распространённое заблуждение о том, что наиболее древние славянские мечи являлись исключительно рубящим оружием и на концах имели не острие, а закругление. При всей абсурдности такой точки зрения, она оказалась на удивление живучей. Люди старшего поколения, очевидно, помнят, что прежде даже в иллюстрациях к изданиям народных былин мечи славянских богатырей изображались, как правило, округлыми на концах.

В действительности, это противоречит не только результатам научных исследований, но просто здравому смыслу, поскольку техника фехтования предполагает не только рубящие, но и колющие удары. Это вполне объяснимо, поскольку панцирь или любой другой доспех проще проткнуть, чем разрубить.

Ниже будет отмечаться, что первые наиболее распространённые мечи древних славян (каролингские) были завезены из Западной Европы, где они производились по образцам, использовавшимся в Древнем Риме. Таким образом, русские и древнеримские мечи находились хоть и в отдалённом, но всё же «родстве», что даёт право предполагать в них некую общность.

В связи с этим уместно будет вспомнить древнеримского историка Тацита, который в описании боевых действий неоднократно подчёркивал преимущества именно колющего удара, более стремительного и требующего для своего исполнения меньше пространства. В исландских же сагах есть упоминание о том, как воины кончали жизнь самоубийством, бросаясь на острие меча.

И хотя в отечественных летописях описание славянских мечей отсутствует, поскольку главной задачей этих документов было освещение общего хода исторических событий, без излишней детализации, есть все основания полагать, что оружие наших предков было во многом идентично тому, которое применялось тогда в Западной Европе, а ещё раньше - в Древнем Риме.

Мечи времён династии Каролингов

Условно мечи славянских воинов по их внешним особенностям можно разделить на каролингские и романские. Первые из них появились на Руси в IX веке, то есть ещё в языческий период её истории, а вообще, подобная конструкция была разработана столетием ранее западно-европейскими оружейниками. В статье мечи этого типа представлены на 2-й и 3-й фотографии.

Название этого типа мечей объясняется тем, что они появились в Западной Европе на завершающем этапе эпохи Великого переселения народов, когда большинство входивших в неё государств были объединены под властью Карла Великого, ставшего основателем династии Каролингов. Их конструкция является усовершенствованной разработкой античных мечей, таких, например, как спата ─ клинковое оружие, имевшее распространение в Древнем Риме.

Кроме внешних особенностей мечей каролингского типа, которые хорошо видны на представленной в статье фотографии, их отличительной чертой была технология изготовления клинков, весьма передовая для того времени. Она обеспечивала повышенную твёрдость режущей кромки и в то же время предохраняла клинок от излишней хрупкости, которая могла привести к его поломке.

Достигалось это путём наваривания лезвий, выкованных из стали с высоким содержанием углерода, на сравнительно мягкую железную основу. Причём как сами лезвия, так и их основы изготавливались путём использования самых различных технологий, хранившихся обычно в секрете. Изготовление мечей подобного типа было весьма сложным процессом, что неизбежно отражалось на их стоимости. Поэтому они являлись атрибутами лишь богатых людей ─ князей и воевод.

Для основной же массы ратных людей существовала упрощённая, а следовательно, и удешевлённая конструкция каролингского меча. В ней отсутствовали наварные высокопрочные накладки, а весь клинок выковывался из простого железа, но при этом прошедшего цементацию ─ термическую обработку, позволявшую несколько повысить его прочность.

Как правило, мечи каролингского типа, независимо от того, изготавливались они для знати или для простых воинов, достигали в длину 95─100 см и весили от 1,5 до 2 кг. Более крупные образцы известны историкам, но они достаточно редки и делались, по всей видимости, на заказ. Рукояти мечей состояли из таких традиционных для подобных конструкций элементов, как стержень, навершие (утолщение на конце рукояти) и перекрестье. Их нетрудно рассмотреть на прилагаемой фотографии.

Романский меч ─ оружие эпохи Капетингов

В более поздний исторический период, начавшийся в XI веке и охвативший собой два последующих столетия, получил распространение так называемый романский меч, образцы которого можно увидеть на 4-й и 5-й фотографии в данной статье. Его родиной также является Западная Европа, где по причине своей дороговизны на раннем этапе он являлся атрибутом исключительно рыцарского сословия. Другое, достаточно распространённое название этого меча ─ капетингский. Произошло оно аналогично каролингскому от названия правившей династии, на этот раз Капетингов, прочно утвердившейся к тому времени и имевшей самое широкое влияние на европейскую политику.

У этого меча есть и третье название, появившееся уже в наше время. Вместе с более поздними образцами, относящимися к XIV─XV веку, он отнесён исследователями и коллекционерами к группе, обозначенной общим термином «рыцарские мечи». Под таким названием он нередко упоминается в научно-популярной и художественной литературе.

Особенности таких мечей

Многие исследователи отмечают, что на Западе этот тип меча в качестве оружия играл скорее вспомогательную роль, но при этом рассматривался как важный отличительный признак социального статуса. В большинстве европейских государств Позднего Средневековья право носить его имели только дворяне, а неотъемлемой частью ритуала посвящения в рыцари было перепоясывание мечом. В то же время законодательно запрещалось его владение и ношение лицами из низших социальных слоёв. Попав на Русь, романский меч также на раннем этапе стал принадлежностью лишь высших сословий.

Главные отличительные черты этих мечей, как правило, имевших сдержанный вид и лишённых каких-либо украшений, заключались в конструкции и технике их изготовления. Даже при беглом взгляде обращают на себя внимание их довольно широкие клинки, имеющие линзовидное (обоюдовыпуклое) сечение и снабжённые долами ─ продольными углублениями, предназначенными для уменьшения его веса при сохранении общей прочности.

В отличие от клинков каролингских мечей, они не имели накладок, а изготавливались либо из цельного куска высокопрочной стали, либо методом ламинирования, при котором оболочка была достаточно прочной, а внутри оставалась мягкая сердцевина. Кованый меч, таким образом, был весьма крепким и острым, но в то же время эластичным и упругим, что снижало его ломкость.

Важной чертой ламинированных клинков была относительно низкая трудоёмкость изготовления, что значительно снижало их стоимость. Благодаря этому, попав в XI веке на Русь, мечи этого типа стали атрибутами не только князей, но также и их многочисленных дружинников. Ещё большее распространение они получили после того, как стали выпускаться местными оружейниками.

Двуручные мечи

Со временем появилась новая модификация мечей подобного типа. Если ранее все они были одноручными, то затем оружейники стали производить двуручные мечи, сделанные на основе данной технологии. Это было уже не парадное, а сугубо боевое оружие. Их удлинённые рукояти позволяли держать меч обеими руками и наносить, таким образом, более сильные и губительные для противника удары. Несмотря на то что размеры меча лишь немногим превосходили параметры его предшественника, желаемый эффект достигался за счёт значительного увеличения массы клинка. Лишь в отдельных дошедших до нас экземплярах его длина превосходит 100-110 см.

Рукояти как для одноручных, так и для двуручных мечей изготавливали в основном из дерева. Гораздо реже с этой целью использовались такие материалы, как рог, кость или металл. Их конструкция не отличалась разнообразием. Известно лишь два основных её варианта ─ составная (из двух отдельных половин) и цельная трубчатая. В любом случае рукоять имела в сечении форму овала. В зависимости от желания и возможностей заказчика, она имела определённое покрытие, создававшее дополнительное удобство и являвшееся в то же время элементом декоративного оформления всего меча.

На фотографиях романских мечей, представленных в данной статье, хорошо заметно, что их крестовины значительно отличаются от тех, которыми были оснащены их каролингские предшественники. Тонкие и длинные, они служили надёжной защитой воина от ударов о щит противника. Несмотря на то что подобные крестовины появились ещё в предшествующую эпоху, широко использоваться они стали лишь в романских мечах, став одной из их отличительных черт. Делались они как прямыми, так и изогнутыми.

Тайна персидских оружейников

Кроме описанных выше технологий изготовления клинков, также получило распространение их производство из булатной стали. Подобные изделия заслужили столь громкую славу, что в народном эпосе герои разили врагов исключительно булатными мечами. Даже само слово «булат» сделалось нарицательным и включило в себя целый ряд понятий, связанных с боевой доблестью и отвагой. Кстати, произошло оно от названия одной из местностей Древней Персии ─ Пулуади, где впервые появились изделия из этого сорта стали.

Что же касается сугубо технического термина «булат», то он является обобщающим названием целого ряда сплавов, полученных путём соединения твёрдых и вязких сортов железа и дальнейшего повышения в них содержания углерода. По ряду показателей булат близок к чугуну, но значительно превосходит его по твёрдости. Кроме того, он поддаётся ковке и хорошо закаливается.

Технология изготовления булата, из которого выковывались многие типы славянских мечей, весьма сложна и долгое время хранилась в секрете. Внешней отличительной чертой булатной стали является наличие на поверхности выполненных из неё изделий характерного рисунка, напоминающего узор. Происходит он от неполного смешения входящих в неё компонентов (что является важной частью технологического процесса), каждый из которых виден благодаря особому оттенку. Кроме того, главным достоинством булатных клинков является их необычайная твёрдость и упругость.

О том, когда появился булат, у исследователей нет единого мнения. Достоверно известно лишь, что первые упоминания о нём встречаются ещё в трудах Аристотеля, относящихся к IV веку до н. э. На Руси производство булатных клинков было налажено ещё в языческие времена, но выковывались они исключительно из стали, завозимой в страну заморскими купцами. Как говорилось выше, технология её получения хранилась восточными мастерами в строжайшем секрете, поэтому все кинжалы, сабли, одноручные и двуручные мечи, а также иное холодное оружие отечественного производства выпускалось из импортного сырья.

В России же секрет булата был открыт лишь в 1828 году на Златоустовском заводе видным горным инженером того времени генерал-майором Павлом Петровичем Аносовым, сумевшим после многочисленных экспериментов получить материал, полностью аналогичный прославленной персидской стали.

Кузнечных дел мастера

Особого внимания заслуживают мастера, производившие в своих кузницах всё холодное оружие Древней Руси, от кинжала до меча. Известно, что их профессия считалась почётной, а те, кто специализировался на производстве мечей, были вообще окружены мистическим ореолом. Летопись сохранила для нас имя одного из таких умельцев ─ Людоты, ковавшего булатные мечи ещё в IX веке и весьма прославившегося их исключительным качеством.

В Древней Руси, а особенно в дохристианский период её истории, покровителем кузнецов считался языческий бог Сварог ─ хранитель неких сакральных знаний. Прежде чём приступить к ковке очередного меча, мастер обязательно совершал ему жертвоприношение и лишь после этого начинал работу. Жрецы при этом выполняли ряд магических действий, обращая тем самым обыденный труд ремесленника в некое таинство, за что и получали причитающийся гонорар.

Известно, что булатная сталь при всех её достоинствах очень капризна и сложна в обработке, поэтому от кузнеца требовалось особое умение и навык. Учитывая же её крайнюю дороговизну, понятно, что ковать булатные мечи могли лишь истинные мастера, составлявшие определённую, крайне замкнутую корпорацию.

Мечи, выполненные на заказ

Как в частных собраниях, так и в коллекциях различных музеев мира нередко встречаются славянские мечи, выполненные на заказ и несущие в себе определённые отличительные особенности их владельцев. Один из таких мечей можно видеть на представленном выше фото. От прочих образцов древнего оружия их отличает отделка рукоятей, для которой широко использовались цветные, а также драгоценные металлы, эмаль и чернение.

Указывать на эфесе или клинке владельца меча было не принято, но особое значение придавалось изображению связанных с ним мифологических сцен и начертанию имён древних богов или тотемных животных. В соответствии с этим, мечи получали свои имена. Так, сегодня известны мечи, именуемые Василиском, Реувитом, Китоврасом, Индракой и многими другими именами представителей древнейшей мифологии.

Как видно, такой обычай имел под собой вполне конкретные основания. Обладателями мечей были воины, прославившиеся если не личной доблестью, то уж во всяком случае ратными подвигами своих дружин. Одно лишь упоминание их мечей должно было приводить в ужас возможных противников.

Кроме отделки оружия, о многом могли рассказать исследователям и его конструктивные особенности. Так, например, вес меча и его размеры обычно соответствовали физическим возможностям заказчика. Поэтому, отождествляя тот или иной экземпляр с конкретным историческим лицом, историки получали о нём дополнительную информацию.

Сакральное значение меча у славян в древности

Любопытно отметить и тот факт, что в народе отношение вообще ко всем славянским мечам имело отчасти сакральный оттенок. Известен, например, обычай древних русичей класть возле новорождённого сына обнажённый меч, как бы символизируя этим, что в будущем ему предстоит бранными подвигами добыть себе богатство и славу.

Особое же место занимали магические мечи, с помощью которых наши древние предки осуществляли определённые религиозные обряды. На их клинках и рукоятях наносились рунические заклинания, придававшие владельцу силы противостоять не только реальным противникам, но и всевозможным мистическим силам.

Некоторое количество подобных артефактов было обнаружено археологами при раскопках древних захоронений. Объясняются их находки бытовавшим среди древних славян поверьем, согласно которому, меч, обладавший мистической силой, всегда умирал вместе с гибелью или естественной смертью своего владельца. Его опускали в могилу хозяина, совершая определённые магические действия. Считалась, что после этого всю его сакральную силу забирает Мать - Сыра Земля. Поэтому мечи, украденные из курганов, никому не приносили удачи.

Меч ─ символ воинской доблести и славы

Меч, на протяжении многих веков являвшийся основным оружием российского воина-дружинника, служил в то же время символом княжеской власти и был своего рода эмблемой военной славы России. Неслучайно его культ сохранился даже после того, как холодное оружие было повсеместно вытеснено огнестрельным. Достаточно вспомнить, что многие знаки военной доблести наносились именно на клинках и эфесах.

Своё символическое и отчасти сакральное значение меч не утратил и в современном мире. Достаточно вспомнить знаменитую фигуру Воина-освободителя, созданную скульптором Е. В. Вучетичем и установленную в берлинском Трептов-парке. Важнейшим её элементом является Меч Победы. Он же фигурирует и в другой работе скульптора ─ фигуре Родины-матери, являющейся центром мемориального ансамбля на Мамаевом кургане в Волгограде. Эту работу Е. В. Вучетич создал в творческом содружестве со своим коллегой ─ Н. Н. Никитиным.

Чтобы защитить себя от диких животных и враждебно настроенных людей, стали использовать различные предметы: коряги и палки, острые камни и т. д. Именно с тех далеких времен берет начало история оружия. С развитием цивилизации появлялись новые его виды, и каждой исторической эпохе соответствуют более совершенные, чем на предыдущем этапе. Одним словом, оружие, как и все на нашей планете, за всю историю существования прошло по своему особому эволюционному пути - от простейшего до ядерных боеголовок.

Виды оружия

Существуют различные классификации, которые подразделяют оружие на разные виды. Согласно одной из них, оно бывает холодным и огнестрельным. Первое в свою очередь также бывает нескольких видов: рубящее, колющее, ударное и т. д. Оно приводится в действие благодаря мускульной силе человека, а вот огнестрельное оружие действует за счет энергии заряда пороха. Следовательно, оно было изобретено именно тогда, когда люди научились получать из селитры, серы и угля порох. И первыми в этом отличились китайцы (еще в 9 веке нашей эры). История оружия не имеет точных данных о дате создания этой взрывчатой смеси, однако известен год, когда впервые был описан в манускрипте “рецепт“ пороха - 1042 год. Из Китая эта информация просочилась на Ближний Восток, а оттуда уже в Европу.

Огнестрельное оружие также имеет свои разновидности. Оно бывает стрелковым, артиллерийским и гранатометным.

Согласно другой классификации, как холодное, так и огнестрельное - средства ближнего боя. Кроме них есть оружие, относящееся к средствам массового поражения: ядерное, атомное, бактериальное, химическое и т. д.

Примитивное оружие

О том, какими были средства защиты на заре человеческой цивилизации, мы можем судить по тем находкам, которые удалось раздобыть археологам на местах обитания Все эти находки можно увидеть в различных исторических и краеведческих музеях.

Наиболее древними видами примитивного оружия были каменные или костяные наконечники для стрел и копья, которые были найдены на территории современной Германии. Этим экспонатам около трехсот тысяч лет. Цифра, конечно же, впечатляющая. В каких целях они использовались, для охоты на диких зверей или для войны с другими племенами - нам приходится только гадать. Хотя наскальные изображения в какой-то мере помогают нам восстановить действительность. А вот о периодах, когда человечеством была изобретена письменность, стали развиваться литература, историография, а также живопись, у нас есть достаточно информации о новых достижениях людей, в том числе и об оружии. С этого времени мы можем проследить полный путь трансформации этих оборонительных средств. История оружия включает несколько эпох, и начальной является первобытная.

На первых порах основными видами оружиями были копья, лук и стрелы, ножи, топоры сначала костяные и каменные, а позже - металлические (из бронзы, меди и железа).

Средневековое оружие

После того как люди научились обрабатывать металлы, они изобрели мечи и пики, а также стрелы с металлическими острыми наконечниками. Для защиты были изобретены щиты и доспехи (шлемы, кольчуга и др.). Кстати, еще в античные времена оружейные мастера стали изготавливать из дерева и металла тараны и катапульты для осады крепостей. С каждым новым витком в развитии человечества совершенствовалось и оружие. Оно становились прочнее, острее и т. д.

Средневековая история создания оружия представляет особый интерес, поскольку именно в этот период было изобретено огнестрельное оружие, которое полностью изменило подход к ведению боя. Первыми представителями этого вида были аркебузы и пищали, затем появились мушкеты. Позже оружейные мастера решили увеличить размер последних, и тогда на военном поле появились первые Далее история огнестрельного оружия начинает констатировать все новые и новые открытия в данной области: ружья, пистолеты и т. д.

Новое время

В этот период холодное оружие постепенно стало вытесняться огнестрельным, которое постоянно модифицировалось. Увеличивались его скоролетность, убойная сила и дальность полета снарядов. С наступлением оружия не поспевала за изобретениями в данной сфере. В годы Первой Мировой войны в театре боевых действий стали появляться танки, а на небе - самолеты. В середине 20 века, в год вовлечения во Вторую мировую СССР, было создано нового поколения - автомат Калашникова, а также различные виды гранатометов и видов реактивной артиллерии, например советская “Катюша”, подводная военная техника.

Оружие массового поражения

Ни один из вышеперечисленных видов оружия по своей опасности не может сравниться с данным. К нему, как уже было упомянуто, относятся химическое, биологическое или бактериологическое, атомное и ядерное. Последние два являются наиболее опасными. Впервые человечество испытало на себе ядерную силу в августе и ноябре 1945 года, во время атомных бомбардировок воздушной армией США японских городов Хиросима и Нагасаки. История вернее, его боевого применения, берет начало именно с этой черной даты. Слава Богу, что такого потрясения человечеству больше ни разу не пришлось испытать.