Любая новая технология неотличима от магии. Почему в XXI веке «Третий закон Кларка» не работает? Видео: Парень, поднявший тяжеленное маховое колесо

В 1976 году в ходе ИТ-конференции в Массачусетском технологическом институте Кларк дал интервью корпорации AT&T, в котором изложил свои мысли о том, в каком направлении будут развиваться технологии. Его предсказание оказалось изумительно точным.

Представленный «человеком, ответственным за спутниковую связь» (Кларк предложил идею создания системы спутников связи на геостационарных орбитах), он объяснил появление технологий, известных нам сегодня как интернет, электронная почта и даже smartwatch (или «наручные часы-телефон», как он их называет).

«Телефон - единственное средство, которое позволяет нам сегодня посылать информацию за пределы наших домов. Мы получаем намного больше информации извне через радио и телевидение», - говорит Кларк на архивном видео , обнародованном компанией AT&T на собственном канале YouTube. «Но у нас появятся устройства, которые позволят отправить больше информации нашим друзьям. Они смогут видеть нас, а мы - их, мы будем обмениваться фото, графической информацией, данными, книгами и так далее».

Отвечая на вопрос об идеальном коммуникационном устройстве, он уточнил, что у него будет экран телевизора высокой чёткости и клавиатура, как у пишущей машинки. Через него вы сможете отправлять сообщения, делать звонки, получить любую необходимую информацию - от полетов авиакомпаний, цен на продукты в магазине и книг, которые вы хотите прочитать, до новостей, которые можно будет фильтровать по поиску.

«Машина будет отбирать только нужную вам информацию в центральной библиотеке», а не тот «мусор, который вы получаете, покупая два-три фунта древесины - газету».

На видео Артур Кларк также говорит о том, что может быть описано как smartwatch - «умные» часы. Он признаёт, что «наручные часы-радио» впервые были изображены в комиксах о Дике Трейси, но они могли бы стать реальностью.

«Наручные часы-телефон технологически станут возможны очень скоро, - сказал Артур Кларк. - И телефон больше не будет стационарным, а может стать полностью мобильным».

Артур Кларк (Arthur C. Clarke) родился 16 декабря 1917 года в Великобритании. Первым опубликованным рассказом Кларка стала «Спасательная партия» («Rescue Party»), напечатанная в журнале «Astounding Science Fiction» в 1946 году. В 1968 году Кларк написал сценарий фильма «Космическая одиссея 2001», экранизированный знаменитым режиссером Стэнли Кубриком. Сценарий позже был превращён в одноименный роман, открывший серию «Космическая одиссея», включающую в себя четыре книги.



В числе других наиболее известных произведений Кларка: «Конец детства» (1953), «Город и звёзды» (1956), «Свидание с Рамой» (1973), «Фонтаны Рая» (1979). Всего Кларк написал и опубликовал более 80 книг. Кларк был не только успешным писателем-фантастом, но и признанным учёным-изобретателем. Он, в частности, ещё в 1954 году опубликовал научную статью, в которой описывались возможности создания глобальных систем связи с участием спутников на геостационарной орбите. В 1999 году королева Великобритании наградила Артура Кларка званием рыцаря Британской империи, и он долгое время был единственным писателем-фантастом, носившим его. В марте 2008-го его не стало.

Цитаты Артура Кларка

Эпитафия нашей расе, написанная бегущими светящимися буквами, будет гласить: «Тем, кого боги хотят уничтожить, они сначала дают телевизор». Мы становимся расой созерцателей, а не созидателей. Но с другой стороны, смотреть телевизор - все равно что дышать: без него не обойтись. Человек может дольше прожить без еды, чем без информации. Загвоздка - в образовательной системе: людей надо обучать разборчивости. Только самодисциплина сможет противостоять тем волшебным силам, которые еще только будут вызваны нами к жизни. Иначе все станем морскими губками.

Чем совершеннее техника передачи информации, тем более заурядным, пошлым, серым становится её содержание.

Только тот, кто неразумен, возмущается неизбежным.

CNN тоже участвует в войне. У меня есть фантазия: Теда Тёрнера избирают президентом [США], а он от этого поста отказывается, поскольку не хочет лишаться власти.

Я нашел новое определение для телевизора. Это аппарат, который мешает взаимопониманию художника и зрителя.

Политика - это искусство возможного. Именно поэтому ею занимаются второсортные умы. Гении предпочитают бросать вызов невозможному.

Существует две возможности: либо мы одиноки во Вселенной, либо нет. Обе одинаково ужасны.

Это ещё надо доказать, что разум представляет хоть какую-то пользу для выживания.

Довольно неуместно называть эту планету - Земля, когда очевидно, что она - Океан.

Законы Кларка

Первый Закон:

Если заслуженный, но престарелый учёный говорит, что нечто возможно, он почти наверняка прав. Если же он говорит, что нечто невозможно, он почти определённо ошибается.

Второй Закон:

Единственный способ установить границы возможного - попытаться сделать шаг за эти границы.

Третий Закон:

Любая достаточно развитая технология неотличима от магии.

Блестящий писатель-футурист Артур Кларк известен благодаря трем законам, которые он сформулировал, и прежде всего благодаря третьему закону, который гласит, что «любая достаточно развитая технология неотличима от магии». Однако в современном обществе этот закон теряет свою актуальность.

Кларк был разносторонним человеком - писателем, изобретателем, философом. Но прежде всего - он футурист, будучи которым он с надеждой смотрел вперед, и это наполняло смыслом его идеи.

Это можно понять из его трех законов:

  1. Когда уважаемый, но пожилой ученый утверждает, что-то возможно - он почти наверняка прав. Когда он утверждает, что-то невозможно - он, весьма вероятно, ошибается.
  2. Единственный способ обнаружения пределов возможного состоит в том, чтобы отважиться сделать шаг в невозможное.
  3. Любая достаточно развитая технология неотличима от магии.

Итак, третий закон. Вспомним, как обстояло дело с технологиями несколько столетий назад. Каждый изобретатель, который «дружил» с наукой, рисковал прослыть колдуном и быть сожженным на костре. Но время идет, и знания, накопленные человечеством, растут в геометрической прогрессии. Если показать телевизор человеку, который никогда его не видел, он, возможно, будет ошеломлен увиденным, но, скорее всего, поймет, что при наличии определенных знаний и материалов это вполне возможно собрать.

По правде говоря, даже технически подкованный человек вряд ли представляет до каждой детали, из чего состоит та или иная технологическая новинка. Точно так же воспринимаются нами искусственное сердце или сложнейший ускоритель частиц. Или, например, уличный маг показывает чудеса левитации. Это может быть впечатляюще, но вряд ли кто-то сочтет фокусника волшебником. Неизвестно, как он это делает, подумаете вы, но я уверен, что при современных технологиях это возможно.

Верить в магию людей всегда заставляла мысль «я так не умею» или «я не знаю, как это происходит». Современный человек мыслит шире: «я так не умею, но могу научиться» или «я не знаю, как это происходит, но при желании можно найти ответ». Вот почему Третий закон Кларка в нашем мире не актуален.

Добровольный читательский взнос на поддержание проекта

«Шестерни воображения вязнут в избытке знания».

Артур Кларк

Английский писатель-фантаст.

Юный Артур Кларк рос в тяжёлых условиях и нашёл для себя новый мир - фантастику и увлёкся изучением космоса и идеями космических полётов.

Во время Второй мировой войны он участвовал в разработке радарной системы для военных.

В 1945 году Артур Кларк предложил в статье идею системы спутников связи на геостационарных орбитах, что позже было осуществлено.

В 1956 году Артур Кларк переехал жить на Цейлон (Шри-Ланка).

В 1962 году в книге: Черты будущего / Profiles of the Future, Артур Кларк сформулировал так три закона :

Первый закон Кларка: Если заслуженный, но пожилой учёный заявляет, что нечто возможно - он, скорее всего, прав. Если же он заявляет, что это невозможно - он, скорее всего, ошибается.

Второй закон Кларка: «Единственный путь обнаружения пределов возможного состоит в том, чтобы отважиться сделать шаг в невозможное.

Третий закон Кларка: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии».

Приведём иллюстрацию:

«Например, глава физического отделения Гарвардского университета Джон Троубридж сказал в 1880 году - через год после рождения , - что все важнейшие открытия в физике уже сделаны. Лорд , сыгравший ведущую роль в определении строения атома, высмеял идею о возможности получения энергии из этого источника, сказав в 1933 году: «Тот, кто заявляет, что превращения атома могут служить источником энергии, бредит».

Объясняя свой закон, Артур Кларк указал, что «старый» в науке не значит пожилой в обычном понимании. В физике и математике, например, каждый, кому за тридцать, уже «старый». В других науках эта граница «старения разума» может быть сдвинута к сорока годам. После пятидесяти учёный «ни на что не годен, кроме совещаний, и его следует держать подальше от лаборатории».

Кларк заявил, что он «скромно решил ограничиться» тремя законами, «поскольку обошёлся тремя законами», но другие продолжили его работу. Третий закон был расширен и получил название Закон Джонса (хотя никому не известно, кто этот Джонс):

«Каждый, у кого за плечами большой вклад в любой сфере деятельности, становится препятствием прогресса в этой сфере - причём тем большим, чем более весомым был его вклад» (Артур Блох «Полный Мэрфи», 1991 г.)

Но , размышляя о своих героических попытках дезавуировать широко распространенную веру в астрологию, летающие тарелки и так далее, признаваясь, что ему «уже слегка за тридцать и было тридцать довольно долгое время», дополнил Кларка.

Следствие к закону Кларка. Когда публикой завладевает идея, дезавуированная известным, но «старым» учёным, когда публика с рвением и страстью поддерживает эту идею, то известные, но «старые» учёные в конечном итоге, вероятно, правы («Скептический исследователь», весна 1979 года)».

Хью Роусон, Неписаные законы жизни, М., «Эксмо», 2002 г., с. 144-146.

С 1962 года Артур Кларк , по причине болезни, был прикован к инвалидному креслу.

«Колоритный пример - публикация в журнале «Техни-ка - молодёжи» в 1984-м, году романа известного английского фантаста Артура Кларка «2010: Одиссея-2» (продол-жение его романа «2001: Космическая одиссея», экранизированно-го Стэнли Кубриком ).

Роман был посвящён не только космонавту Леонову (это можно!), но и , отбывавшему в это время ссылку в Горьком: его имя редакции пришлось убрать.

Хуже всего (для редакции, конечно) было то, что писатель всем членам экипажа советского космического корабля присвоил име-на известных правозащитников, находившихся тогда в политиче-ских лагерях: , Ивана Ковалёва, Леонида Терновского, Миколы Руденко, Анатолия Марченко и священника Глеба Якунина (они названы только по фамилиям), хорошо известных западной общественности, требовавшей их освобождения.

Самое примечательное, что роман спокойно прошёл главлитовскую цензуру, не увидевшую в нём никакого подвоха. Лишь после выхода второй его части разразился скандал; тираж второго номера был конфи-скован, публикация романа прекращена, Василий Захарченко, известный историк и популяризатор науки, отдавший несколько десятков лет жизни журналу, уволен с должности главного ре-дактора, многим объявлены строгие выговоры. Не был принят во внимание тот факт, что запрещённые имена не были известны не только членам редколлегии, но и самим цензорам.

ЦК ВЛКСМ, ко-торому подчинялся журнал, выпустил специальное постановление «Об ошибочной публикации в журнале «Техника-молодёжи», в котором потребовал «усилить бдительность» и т.п.

Это поста-новление отменено было в 1991 году как «необоснованное, при-нятое в условиях административного давления на печать». Жур-нал вернулся к публикации этого романа Артура Кларка только в 1995 году».

Блюм А.В., От неолита до Главлита. Достопамятные и занимательные эпизоды из истории российской цензуры от Петра Великого до наших дней. Собраны по архивным и литературным источникам, СПб, «Искусство России», 2009 г., с. 224-225.

В 1998 году за заслуги перед литературой английская королева Елизавета II возвела Артура Кларка в рыцарское достоинство.

«Давно разменявший девятый десяток «оракул из Шри-Ланки» кажется отшельником только на первый взгляд. Писатель никогда не баловал журналистов подробностями своей личной жизни (пресса, как водится, их домысливает сама - например, сравнительно недавно лондонская The Sunday Mirror обвинила 80-летнего писателя в педофилии, что осталось недоказанным; в связи со скандалом принц Чарльз даже отложил свою поездку на Шри-Ланку для вручения сэру Артуру рыцарских регалий - по просьбе самого Кларка), зато научную и литературную ведёт открыто.

Его окружённое стеной поместье-убежище на берегу океана представляет собой вполне реальную ячейку той самой «глобальной деревни», появление которой Кларк предвидел одним из первых. Это своего рода медийный центр, мощная компьютерная рабочая станция и радиообсерватория «в одном флаконе». Первую телевизионную «тарелку» Кларк получил в подарок от индийского правительства в 1975 году, и с тех пор в саду у его дома вырос целый лес антенн. С их помощью писатель участвует в разного рода международных форумах и получает со всего мира самую оперативную научную информацию, ежемесячно выплачивая по счетам телекоммуникационных компаний более $1000 .

Жилище Артура Кларка набито техническими игрушками, а голова - прогнозами, что придёт им на смену. Таким образом, подтверждается справедливость придуманной знаменитым писателем и футурологом автоэпитафии: «Он так и не вырос, хотя никогда не переставал расти».

Знаковые люди: Сб. / Составитель А. Соловьев, М., «Коммерсантъ»; СПб, «Питер», 2007 г., с. 263

«В 1999 году Артур Кларк опубликовал новый сборник предсказа-ний до 2100 года. Ни одно из предсказаний, сделанных на период до 2010 года, не сбылось, в том числе не найдена внеземная жизнь, нет запрета на ядерные испытания, не изобретён вечный источник энергии. Скорее всего, Кларк, явно больше влюбленный в космос, чем в электронику, просто описал желаемые события ».

Турчин А.В., Батин М.А., Футурология. XXI век: бессмертие или глобальная катастрофа?, М., «Бином. Лаборатория знаний», 2013 г., с. 37.

«Действительно, сравнивая прогнозы Клар-ка на 1960 - 2000 годы с реальными достижениями за этот период, мы видим, что некоторые предсказания пока не сбылись (так, управляемый термоядерный синтез остается делом будущего), зато другие осуществились даже в более ранние сроки. Например, появ-ление «всемирной библиотеки» Кларк относил на 2000 год, а реаль-ный Интернет возник раньше.

Весьма характерно и то, что, согласно Артуру Кларку , в конце XXI века не только будет достигнуто технологическое бессмертие, но начнет-ся настоящее освоение Вселенной: 2070 - 2080 г.г. - околосветовые скорости и первые межзвездные полеты, 2090 г. - астроинженерия. В физике в этот период будут осуществлены эксперименты по «раз-рушению пространства-времени», что в более отдаленном будущем, возможно, откроет пути к перемещениям или, по крайней мере, к передаче информации «быстрее света».

Комментируя таблицу Кларка, пишет:

«Волнующим является вопрос о принципиальной воз-можности бессмертия для каждого индивидуума челове-ческого общества. В отличие от Кларка, мы понимаем под этим не способность данного индивидуума жить вечно (что явно бессмысленно), а существенное продление его жиз-ни, скажем, в десятки и даже сотни раз. Такая перспекти-ва, особенно в связи с возможностью создания искусст-венных разумных существ, нам представляется вполне ре-альной».

И заключает: «К 2100 году возможности челове-чества перерастут скромные земные ресурсы. Очень похо-же, что между XXI и XXII веками человечество вступит в качественно новый период своего развития, связанный с широким выходом в Космос и перестройкой последнего».

Но те, кто живёт сейчас, не могут и не хотят ждать целое столе-тие. Большинство людей проблемы Космоса волнуют мало, зато проблема бессмертия уже вызывает у них нетерпение. Биологию, медицину упрекают в том, что они до сих пор не могут продлить жизнь человека, пусть не в десятки и сотни раз, как писал , но хотя бы в полтора - два раза. И, поскольку наиболее ярки-ми в глазах общества были в последнее время достижения в области электроники и информатики, здесь возникло своего рода «голо-вокружение от успехов». Надежды на бессмертие стали связывать именно с этой сферой науки и техники».

Оскотский З.Г., Гуманная пуля. Книга о науке, политике, истории и будущем, СПб, Изд-во НИИ химии СПбГУ, 2001 г., с. 205-206.

Третий закон Кларка гласит: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии». То же самое можно сказать о многочисленных научных феноменах. Хотя внутренний учёный и повторяет нам непрестанно, что всему на свете есть рациональное и логичное объяснение, мы продолжаем видеть в некоторых явлениях самое настоящее волшебство. Некоторые из них являются просто обманом зрения, другие объясняются изощрёнными химическими или биологическими процессами, а иные помогают лучше понять физические законы, которые лежат в основе Вселенной.

Феномен иллюзии цвета

Найдите маяк в видео и внимательно смотрите на него, не переводя взгляд. Через несколько секунд море и небо станут синими, маяк — белым, а остров — коричневым. Но одно только движение глаз, и всё вдруг становится чёрно-белым. Неужели на картинку наложено какое-то заклятие?!

Скорее всего, вы уже сталкивались с подобными иллюзиями раньше. То, как они нас запутывают, может многое рассказать о человеческом восприятии.


На самом деле никаких цветов не существует. Всё многообразие красок, которые мы видим — результат обработки мозгом световых волн разной длины. Другими словами, ничто красное не является на самом деле красным, это мы его так воспринимаем.

Различать цвета нам позволяют рецепторы-колбочки трёх разных видов на сетчатке глаза. Они отвечают за оттенки красного, синего и зелёного. Когда какие-либо из этих рецепторов «пресыщены» своим цветом, они «устают» и перестают работать. Это означает, что глаза на какое-то время теряют возможность видеть определённые оттенки. Вместо «уставших» колбочек начинают работать оставшиеся. В результате мы видим цвета, противоположные тем, за которые отвечают неработающие рецепторы: зелёный вместо красного, синий вместо жёлтого и так далее. Никакой магии: механизм зрения остаётся неизменным, и «кажущиеся» цвета не менее реальны, чем «настоящие», потому что и те и другие существуют только у нас в голове. Как тут не вспомнить Билла Сайфера, утверждающего, что реальность — это всего лишь иллюзия?

Видео: Иллюзия зрительного восприятия

Мгновенное оледенение

Мало кто знает, что способностями самой королевы Эльзы при желании может овладеть каждый. Положите бутылку дистиллированной воды в морозилку, она должна замёрзнуть как минимум до -8 °C. Осторожно достаньте сосуд, а затем, отбросив всякую осторожность, ударьте им о твёрдую поверхность. Вода в нём превратится в лёд прямо у вас на глазах.

Как это работает? Мы знаем, что вода замерзает при температуре 0 °C, но на самом деле это правило применимо только для обычной воды с частичками разных примесей. Кристаллики льда не могут сформироваться сами по себе, они всегда нарастают вокруг чего-то. В дистиллированной воде нет никаких посторонних частиц, поэтому она может достигать низких температур, не замерзая при этом. Встряхивание бутылки при ударе об стол вызывает появление крошечных пузырьков воздуха, вокруг которых тут же начинают нарастать кристаллы льда, что и вызывает быстрое оледенение.

Видео: Как заставить воду в бутылке мгновенно заледенеть

Невесомое маховое колесо

В этом видео автор канала Veritasium Дерек Мюллер бросает вызов гравитации, с лёгкостью поднимая над головой маховое колесо весом 19 килограмм, прикреплённое к концу стального стержня. В обычных условиях это практически невозможно, если вы, конечно, не Тор, но когда груз на конце стержня быстро вращается, меняется расстановка действующих на него сил.

На самом деле маховик, конечно, не нарушает законы гравитации. В физике наблюдаемое явление носит название «прецессия гироскопа». Примером гироскопа может служить юла или же конструкция, подобная той, которую нам демонстрируют в видео. Теперь о прецессии. Когда груз вращается на стержне, он обладает моментом количества движения (другое название — момент импульса). При воздействии на конструкцию какой-либо силы (например, когда мы толкаем её в определённом направлении) создаётся момент силы, под влиянием которого момент импульса вращающегося объекта изменяется, и направление его вращения становится перпендикулярно направлению действия силы (толчка). Поэтому маховое колесо на видео кажется экспериментатору невесомым, хотя фактически его масса остаётся неизменной.

Видео: Парень, поднявший тяжеленное маховое колесо

Слова-призраки

Включите видео. Не имеет значения, будут ли на вас надеты наушники, главное, чтобы аудио проигрывалось в режиме стерео. Дожидаться полуночи и зажигать свечи необязательно.

Сначала вы будете слышать две звуковые дорожки, наложенные одна на другую, но через некоторое время начнёте различать в этом шуме те или иные слова и фразы. Вот список того, что вы можете услышать:


  • No way;

  • Nowhere;

  • Randall;

  • Rainbow;

  • Over and over and over;

  • Hangover;

  • Bueno;

  • No no no no no (с жужжанием между словами);

  • В одном наушнике: love me love me love me love me;

  • В другом наушнике: no way no way no way no way.

Обратите внимание, что когда вы фокусируетесь на каком-либо слове или словосочетании из списка, оно магическим образом начинает звучать в аудио. В основе этой иллюзии лежит стремление мозга находить известные ему последовательности в любом хаотичном потоке информации. По той же самой причине нам кажется, что облака похожи на предметы и животных, а также будто на подгоревшем тосте изображён лик Иисуса. Подобные аудиозаписи можно считать звуковым аналогом теста Роршаха.

Видео: Аудиозапись с меняющимися словами

Превращение из гусеницы в бабочку

Процесс метаморфоза напоминает магию даже при наблюдении со стороны, а уж то, что происходит внутри загадочного кокона, иначе как чудом не назовёшь.

Многие думают, что гусеница прячется в свой кокон лишь для того, чтобы отрастить крылья и несколько пар тонких лапок. На самом деле метаморфоз имеет больше общего не со спонтанным отращиванием конечностей, а с отливкой металлов. Тело гусеницы внутри кокона превращается в своего рода органический клей из протеинов. В нём плавают клетки имагинального диска, которые (подобно стволовым) могут образовывать любые ткани. Из них и выстраивается новое тело насекомого, отличающееся по структуре от тела гусеницы.

Удивительнее всего то, что бабочка, формирующаяся из клея, обладает памятью о своей прошлой жизни в форме гусеницы. Опыты показали, что гусеницы, приученные избегать определённых запахов, продолжают их избегать и после того, как становятся бабочками. Возникает закономерный вопрос: где же, чёрт возьми, у них располагается память?

То, что происходит внутри кокона, ещё удивительнее, чем кажется снаружи

Бесовские маятники

Эта завораживающая демонстрация волновой динамики выглядит как магия или действие какой-то хитрой программы. На самом деле, маятники здесь самые обыкновенные, а разгадка кроется в старых добрых законах физики.

Основное значение имеет длина нитей, на которых подвешены грузики. Маятник на самой длинной нити совершает 51 колебание в минуту, следующий — 52 колебания, и так по возрастающей до последнего, висящего на самой короткой нити и раскачивающегося 65 раз в минуту.

Из-за этих различий маятники движутся не синхронно. Хотя алгоритм движения абсолютно одинаков, каждый из них находится на своём «шаге» (раскачивается в ту или иную сторону или замирает). По прошествии 60 секунд они вновь выстраиваются в одну линию, и цикл повторяется.

Видео: Завораживающие колебания маятников

«Жуткая» квантовая запутанность

Квантовая запутанность явно не относится к трюкам, которыми можно развлечь друзей на вечеринке, но её сходство с магией неоспоримо. Чего стоит одно только странное название этого феномена.

Если вкратце, то квантовая запутанность — это нечто среднее между телепатией и телепортацией. Когда две частицы образуются в результате одного и того же процесса, например, атомного распада, между ними появляется мистическая связь, благодаря которой они обмениваются информацией друг о друге. Это означает, что, зная состояние одной из них, можно без осуществления измерений с точностью описать состояние второй, даже если они находятся на разных концах галактики.


Эйнштейн называл такое явление «жутким дальнодействием», потому что, по всей видимости, такие частицы способны обмениваться информацией на скорости, превышающей световую, а это совершенно невозможно. Ведь тогда получается, что они каким-то образом узнают о состоянии друг друга без обмена данными.

Квантовая запутанность (как и вся квантовая механика в целом) до сих пор заставляет учёных недоумевать. На сегодняшний день она лучше всего подходит под определение магии.

Квантовая запутанность — научный феномен, который по праву можно считать синонимом волшебства

Большинство рассмотренных загадочных явлений находят объяснение в рамках биологии, психологии и физики. Некоторые из них, правда, до сих пор приводят учёных в замешательство, но есть все основания надеяться, что и эти тайны будут в скором времени разгаданы.


/ SGU Stargate Universe (2009-2011)
Шанс открыть наконец-то 9-ый шеврон у доктора Раша был только один. И, вместо эвакуации на Землю, все спасшиеся с базы оказались на пустом корабле древних, летящего куда-то со сверхсветовой скоростью.

Помнится, оригинальные "Звёздные врата" Эммериха были той ещё жизнерадостной дуркой, поэтому смотреть многосезонные продолжения у меня никогда в жизни желания не возникало. Но тут в ленте появляется радостный отзыв одного хорошего френда, с другой стороны муж принялся страдать что ему звёздно-космических сериалов не хватает.. В общем, почему-то мы начали с конца и первым скачали этот двухсезонный спин-офф. И как же он мне понравился!!!

Просто ваааааах! :)) Я натурально как будто сама целую неделю просидела на огромном, полупустом корабле, который летит хрен знает куда. За едой и водой приходится вылазить во время коротких остановок на разные планеты. Связь с Землёй есть, но какая-то сомнительная, а о поставках оттуда вообще можно только мечтать. Корабль всё время грозит развалиться, ничего не понятно, плюс всякие левые инопланетяне тоже пытаются завладеть столь ценной рухлядью. Ну и чтобы совсем весело было, вся эта компашка из ста человек постоянно между собой грызётся. Главный учёный (и редкостный говнюк по совместительству) ни о каком возвращении домой и слышать не хочет, ему и тут интересно. Гражданские против военных интриги плетут, с Земли тоже какие-то приказы левые отдают. В общем - весело. Приключения - есть интересные, но есть и не очень. Перемещения во времени, космические бои, пару девиц в привидения превратили. Кое-кого сожрали предразумные тигры, некоторые умудрились поссорится с Дымком, плюс все они - заселить своими потомками пол-галактики.

Конечно, в сериале не всё идеально, чего только стоил момент что они вечно без скафандров по чужим планетам рыскают! Или от некоторых решений лидера-Полковника натурально глаза на лоб вылезают. Ну и поначалу зрителей долго знакомят с характерами главной десятки переднего плана, мучая нудноватыми флешбеками. Но постепенно влюбляешься во всех этих выдуманных людей и страшно хочется подробно рассказать про каждого. Про дурацкое пацанье обаяние Илая, или про милую мышку ТиДжей которая мне очень Гвинет Пэлтроу напоминала. Про то как периодически хотелось убить Полковника со всем его надуманным благородством. Про забавную парочку инженеров-физиков (-Не всем же быть Моцартами. Некоторые из нас Сальери!). Про психованного, но верного до безумия сержанта Грира. Про совершенно роскошного здесь доктора Раша - Роберта Карлайла (впрочем, а где он не?), с его самым неоднозначным и обаятельным персонажем безумного учёного (- И как страну назвали? Раша?). Но, не буду. Ибо не смотревшим все эти сопли неинтересны, а смотревшие и так всех отлично помнят. :) Очень жаль что всего два сезона (лучи поноса каналу сай-фай, который второй сезон перенёс с прайм-тайма на поздний вечер, окончательно угробив рейтинги), но хоть в финале обошлись без клиффхэнгеров и очень трогательно дали попрощаться фанатам со всей этой компашкой.
8,5/10 и любителем сай-фай-драм должно понравится.