Поклон после причастия мимо алтаря. я православная молитва читаемая после причастия

Как вести себя после причащения?

Если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи. (2 Пет. 2, 20-22).

По причастии нужно показать исправление, засвидетельствовать любовь к Богу и ближнему, благодарение, тщание усердное о новом, святом и непорочном житии.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

По причащении же Святых Таин Христовых войди тотчас в сокровенности сердца своего и, поклонившись там Господу с благоговейным смирением, обратись к Нему мысленно с такими словами: Ты видишь, Мой Всеблагой Господь, как легко впадаю я в грехи на гибель себе, какую силу имеет надо мной борющая меня страсть и как сам я бессилен освободиться от нее. Помоги мне и усиль бессильные усилия мои или лучше Сам восприими оружие мое вместо меня, порази вконец этого неистового врага моего... Поклонись этому Богу Единому, во Святой Троице славимому и нам благодеющему, и, воздав благоговейное Ему благодарение как некий дар, предложи непреклонное решение, готовность и порывы к борьбе со своим грехом в надежде преодолеть его силою Единого Триипостасного Бога.

Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809).

После приобщения надо просить Господа, чтобы дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, то есть прежние грехи.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

Каждый раз, когда тебя Господь сподобит причаститься Святых и Животворящих Таин Христовых, так размышляй: какое мне сегодня счастье, Господь вошел в дом сердца моего, не возгнушался меня грешного и нечистого! Какая ко мне милость Божия, какая мне радость, ведь сегодня я не один, а в гостях у меня Сам Христос, мой Господь и Спаситель!

Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874-1937).

Теперь всякий грех, соделанный нами, будет оскорблением, нанесенным Господу; всякое порочное действие ≈ явной обидой Сладчайшему Искупителю. Всякое злоупотребление нашего тела будет оплеванием, заушением и биением, которые Он претерпел от врагов. Теперь уже мы не одни, но с нами и в нас Господь. Мы не должны отказываться от добрых дел, от подвигов благочестия.

А главное, причастники должны быть благодушными и великодушными во всех обстоятельствах жизни.

Каждый из нас должен беречь принятое сокровище, а не бросать его как попало. Каждый из нас должен не забывать ни того, что он есть христианин, а главное, что он причастившийся христианин. При всяких искушениях он должен вспоминать, что причастился страшных Христовых Тайн в жизнь вечную, что он с Причастием не готов расстаться, ни променять их на удовлетворение какой-либо страсти. Каждый из нас должен вспоминать настоящие светлые минуты, когда мы все чисты пред Господом, омыты Его Пречистой Кровью и напитаны Его Пречистой Плотью. Каждый из нас должен памятовать любовь к нам Господа и ту любовь, какую мы пред Ним засвидетельствовали. Мы сегодня говорили Господу: Веруем и исповедуем, что Ты Сын Бога Живаго, пришедший в мир спасти грешников; веруем, что не в осуждение я принимаю святые Тайны, но во исцеление души и тела. Я лобзал Тебя, Господи, не изменническим поцелуем Иуды ≈ предателя, но лобзанием невинным и святым. Если позабудем про это, то нас позабудет Сам Господь. И мы снова будем блуждать во тьме греха, и отнимется от нас свет Христов, отнимется от нас радость и спокойствие совести, больше и нужнее которого ничего нет в целом мире.

Протоиерей Валентин Амфитеатров (1836-1908).

Приняв Христовы Тайны, мы несем в себе Христа. Мы становимся подобны человеку, который несет чашу, наполненную до краев вином или водой: если он будет неосторожен, то может расплескать часть жидкости, а если споткнется и упадет, то потеряет все, что было в чаше. Причастившись Христовых Таин, мы должны сознавать, Что и Кого мы в себе несем. И с момента Причастия без паузы, без перерыва должна начаться наша подготовка к следующему Причастию. И не надо думать, что, если мы причастились сегодня, то к следующей Евхаристии можно готовиться за день или за три дня до нее, а в остальное время можно жить так, как будто Христос не присутствует в нас.

Епископ Иларион (Алфеев) (XX-XXI вв.).

Плоды Святого Причащения действуют, если мы не оскорбляем святыню. Если же оскорбляем ее, то в тот же день причащения она перестает действовать. А оскорбляем мы святыню чем? Зрением, слухом и другими чувствами; многословием и осуждением. Потому в день причащения надо преимущественно хранить зрение и больше молчать, держать язык за зубами.

Преподобный Алексий Зосимовский (1844-1928).

Часто после усердной молитвы бесы нападают на нас с большой силой, как бы желая отомстить нам. Мало того, они даже после Приобщения с величайшим ожесточением стараются вселить в нас нечистые мысли и пожелания, с тем, чтобы отомстить нам за сопротивление и победу над ними, и с тем, чтобы уменьшить в нас веру, стараясь как бы доказать, что нет нам никакой пользы от Святого Причащения, и наоборот, еще хуже бывает борение. Но не должно унывать от этого, понимая коварство врага побеждать его верой и упорством в борьбе с ним.

Свщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский (1883ок. 1937).

Есть старческое выражение: всякому доброму делу или предшествует или последует искушение. А такие добрые дела, как молитва от всего сердца, а особенно, причащение, не могут остаться без мести дьявола. Он употребляет все силы, чтобы не дать помолиться, как следует, и причаститься. А если не мог этого сделать, то старается потом напакостить так, чтобы и следа не осталось от полученной пользы. Это очень хорошо известно всем, причастным духовной жизни. Вот почему нужно со смирением и сокрушением сердечным, по возможности, просить от Господа, чтобы Он охранил от козней врага, действующего или прямо на душу, или через людей, ему подвластных.

Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).

Помни всегда, что после обедни и причащения ты должен всегда обедать медленно и умеренно. Так же точно и на ночь.

Принявши в себя пречистую Плоть и Кровь Господа, не устремляйся потом, пришедши домой, с жадностью на плоть животного; соблюдай крайнюю умеренность в употреблении ее не предавайся долгому сну днем. Всё это способствует загрублению сердца, которое крайне нужно сохранять в святой нежности и чувствительности, получаемой нами после достойного принятия пречистых Тайн.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Когда человек наестся жирных кушаний или вообще объестся после причащения, он сразу может наблюдать за собою, как гибнет в нем то светлое, тонкое, духовное, что только пред этим он явно ощущал.

Подмечено, что если причастник вскоре после причащения ложится спать (особенно после сытного обеда), то, проснувшись, не чувствует уже благодати. Праздник для него как бы кончился уже. И это понятно: преданность сну свидетельствует о невнимательности к небесному Гостю, Господу и Владыке мира; и благодать отходит от нерадивого участника Царской вечери. Лучше это время проводить в чтении, размышлении, даже внимательной прогулке. Так мне пришлось наблюдать это среди монахов. А в миру можно посетить больного, сделать кому-либо доброе или насладиться благочестивым общением с братьями или сходить на кладбище к усопшим.

Митрополит Вениамин (Федченков) (1880-1961).

После смерти мы будем сильно истязуемы, если не храним благодати Святого Духа. Если случится в день причащения вам раздражиться, огорчить, осудить кого-нибудь, то это пятно в душе будем стараться очистить покаянием. Этот день лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца.

Схиигумен Савва Псково-Печерский (1898-1980).

Чтобы нам вернее сохранить себя после исповеди от повторения грехов, потщимся, особенно на первых порах, пока мы еще не окрепли нравственно, избегать встречи со грехом: удаляться тех лиц и тех мест, какие могут подать нам повод к падению.

Архимандрит Кирилл (Павлов) (р. в 1919).

Е сли, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.

(2Петр.2,20-22 ) .

П о Причастии нужно показать исправление, засвидетельствовать любовь к Богу и ближнему, благодарение, тщание усердное о новом, святом и непорочном, житии.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

П осле Приобщения надо просить Господа, чтобы дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, то есть в прежние грехи.

К огда приобщаешься, то один только день не полоскать рот и не плевать.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

П омни всегда, что после обедни и Причащения ты должен всегда обедать медленно и умеренно. Так же точно и на ночь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

К аждый раз, когда тебя Господь сподобит причаститься Святых и Животворящих Тайн Христовых, так размышляй: какое мне сегодня счастье, Господь вошел в дом сердца моего, не возгнушался меня грешного и нечистого! Какая ко мне милость Божия, какая мне радость, ведь сегодня я не один, а в гостях у меня Сам Христос, мой Господь и Спаситель!

Священномученик Арсений (Жадановский),еп.Серпуховской (1874-1937 ) .

Ч асто после усердной молитвы бесы нападают на нас с большой силой, как бы желая отомстить нам. Мало того, они даже после приобщения с величайшим ожесточением стараются вселить в нас нечистые мысли и пожелания, с тем чтобы отомстить нам за сопротивление и победу над ними и чтобы уменьшить в нас веру, стараясь как бы доказать, что нет нам никакой пользы от Святого Причащения и, наоборот, еще хуже бывает борение. Но не должно унывать от этого, понимая коварство врага,— побеждать его верой и упорством в борьбе с ним.

Священномученик Серафим (Звездинский) еп. Дмитровский (1883-ок.1937).

Т еперь всякий грех, соделанный нами, будет оскорблением, нанесенным Господу; всякое порочное действие — явной обидой Сладчайшему Искупителю. Всякое злоупотребление нашего тела будет оплеванием, заушением и биением, которые Он претерпел от врагов. Теперь уже мы не одни, но с нами и в нас Господь. Мы не должны отказываться от добрых дел, от подвигов благочестия. А главное, причастники должны быть благодушными и великодушными во всех обстоятельствах жизни.

Протоиерей Валентин Амфитеатров (1836-1908).

П ричастившись Христовых Тайн, мы должны сознавать, Что и Кого мы в себе несем. И с момента Причастия без паузы, без перерыва должна начаться наша подготовка к следующему Причастию. И не надо думать, что если мы причастились сегодня, то к следующей Евхаристии можно готовиться за день или за три дня до нее, а в остальное время можно жить так, как будто Христос не присутствует в нас.

Епископ Иларион (Алфеев) (XX-XXI вв .).

П одмечено, что если причастник вскоре после Причащения ложится спать (особенно после сытного обеда), то, проснувшись, не чувствует уже благодати. Праздник для него как бы кончился уже. И это понятно: преданность сну свидетельствует о невнимательности к Небесному Гостю, Господу и Владыке мира; и благодать отходит от нерадивого участника Царской вечери. Лучше это время проводить в чтении, размышлении, даже внимательной прогулке. Так мне пришлось наблюдать это среди монахов. А в миру можно посетить больного, сделать кому- либо доброе или насладиться благочестивым общением с братьями или сходить на кладбище к усопшим.

Митрополит Вениамин (Федченков) (1880-1961).

Ч тобы нам вернее сохранить себя после исповеди от повторения грехов, потщимся, особенно на первых порах, пока мы еще не окрепли нравственно, избегать встречи со грехом: удаляться тех лиц и тех мест, какие могут подать нам повод к падению.

Архимандрит Кирилл (Павлов) (XX XX вв.).

Эта история произошла не так давно в одном из храмов Петербурга. За Божественной литургией в воскресенье, во время причащения мирян, внимание молящихся привлек небольшой светловолосый мальчуган, стоявший вблизи алтаря. Он внимательно смотрел на причастников и время от времени заливался звонким детским смехом. Его одергивали, пытались урезонить, но тщетно. С окончанием причащения прекратилось и необычное поведение мальчика.

Удивленные до крайности родители стали расспрашивать, почему он смеялся, и вот что услышали в ответ.

«Когда я смотрел на людей, подходящих к Чаше, то вдруг увидел, как к некоторым подлетает белый голубь. Только дядя или тетя откроет рот, чтобы проглотить Дары, как голубь склевывает Их с ложечки и улетает. Они этого голубя не видят, закрывают рот и отходят, думая, что причастились, а на самом деле только пустую ложечку подержали. Мне от этого стало очень смешно».

Неверующему человеку этот рассказ ребенка может показаться выдумкой, но православное сердце не может не содрогнуться от трепета, уяснив смысл видения, посланного Богом ребенку. В самом деле, не страшно ли осознать, что Господь многих из нас не допускает до причащения, потому что в недостойном, неподготовленном состоянии подходим мы ко Святой Чаше.

«Ядущий и пиющий недостойно суд себе яст и пиет» (1 Кор. 11, 29) — вразумляет нас апостол Павел. Уставом издавна определены требования, исполнение которых помогает причастникам достойно принять Святые Дары. Это и пост от 1 до 7 дней, и воздержание от супружеской близости на это время и чтение многих молитв, и посещение богослужений — каждому в меру сил и его духовного опыта. Обязательно исповедаться перед Причастием.

Но вот все исполнено. Заканчивается литургия, и причастник готов соединиться со Христом. Отверзаются Царские врата.

«Со страхом Божиим и верою приступите…» — провозглашает диакон. Вера и страх Божий — вот что должно запечатлеться в сердце каждого, подходящего к Чаше. Здесь не место разговорам и суете. А на практике…

Кому из нас не приходилось быть свидетелем давки перед Святой Чашей! Люди отталкивают других, стараются как можно раньше достигнуть Святых Даров, не внимают увещеваниям священника. А ведь недостойным поведением перед Чашей можно во мгновение ока перечеркнуть весь кропотливый труд говения. Тогда и нас невидимый голубь не допустит до Святых Даров, и не жизнь вечную обретем в таинстве, а осуждение и Божию кару.

Чтобы этого не случилось, каждому причастнику нужно хорошо знать и исполнять правила подхода к Святой Чаше, которые установила Церковь. Вот они:

  1. Перед Чашей надо сделать земной поклон. Если причастников много, то, чтобы не мешать окружающим, поклониться нужно заранее. Поклон совершается не перед Самой Чашей, а в стороне;

  2. Когда отверзаются Царские врата, надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться; отходить от Чаши нужно, не разнимая рук;

  3. Подходить надо с правой стороны храма, а левую оставлять свободной;

  4. Первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети и только потом все остальные. Нужно уступать ближним дорогу, ни в коем случае не толкаться;

  5. Женщинам перед Причастием нужно стереть губную помаду;

  6. Подойдя к Чаше, громко и отчетливо назвать свое имя. Принять Святые Дары и немедленно проглотить, а нижний край Чаши облобызать как ребро Христово;

  7. Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника;

  8. У Чаши креститься запрещено! Поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары;

  9. Отойдя к столику с запивкой, надо съесть антидор и выпить теплоту. Только после этого можно прикладываться к иконам и разговаривать;

  10. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать Их можно только из одной. Причаститься дважды в день — страшный грех;

  11. В день Причастия не принято вставать на колени, за исключением поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую Субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы;

  12. Придя домой, следует прежде всего прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении, если их читают в храме по окончании службы, надо прослушать молитвы там.

Строка поиска: поклоны

Найдено записей : 50

Здравствуйте, меньше года назад я согрешила, в чем очень раскаиваюсь. Я ходила в церковь и исповедалась, батюшка принял мою исповедь и отпустил мне грехи. После я сама 40 дней с молитвой делала земные поклоны утром и вечером. Но время идет, а я себя так и не простила. Могу ли я быть прощенной, забыть свой поступок? Как мне быть?

Наташа

Здравствуйте, Наташа. Не ищите успокоения и забвения, оно невозможно. Вы можете получить лишь облегчение и силы для дальнейшей жизни. Сами посудите - грех наносит повреждение самой природе нашей, подобно телесной ране, оставляющей след, шрам а порой подобно потере руки, ноги, глаза. Наивно ждать, что новая рука отрастет. Христианство дает нам костыли и протезы вместо утраченных конечностей, и надежду вернуть их вновь, если не в этой жизни, то хотя бы в вечности. Удержите небольшое покаянное правило, так, чтобы оно не было видимо никому, но всегда напоминало Вам не сам грех, но тяжесть его последствий. Это правило научит Вас смирению. В то время как стремление во что бы то ни стало избавиться от угрызений совести направлено на приобретение совсем другого свойства, которое нам не полезно. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. Получилось так, что я приняла Причастие, а потом после службы захотелось остаться и помочь в Храме Божием. Помощь моя была в очищении подсвечников и мытье полов. Делала это с удовольствием. Но позже я узнала, что в этот день нельзя даже земные поклоны ко Господу совершать, выплевывать слюну, а также мыться в душе, принимать ванну... Не то, что полы мыть! Несколько огорчилась и хотела бы узнать, на самом ли деле всего этого нельзя делать после Причастия? Или же это все предрассудки? Благодарю за ответ. Спаси Вас Господь.

р.б. Татьяна

Здравствуйте, Татьяна! День Причащения – это особый день для христианской души, когда она особым, таинственным образом соединяется со Христом. Как для приема наиболее почетных гостей, мы убираем и приводим в порядок весь дом, и оставляем все обычные дела, так и день Причащения следует проводить как великие праздники, посвящая их, насколько это возможно, уединению, молитве, сосредоточенности и духовному чтению. Не смущайтесь, что Вы помогли в храме в этот день: дело все-таки благое, но впредь старайтесь провести день причастия в молчании и тишине. Что касается обычая не делать земных поклонов после Причастия и не целовать рук священника, то его несоблюдение не является грехом. Схиигумен Парфений указывает: «Следует здесь упомянуть и о преувеличенной у некоторых осторожности после Причащения. Они стараются не только не плевать целый день после причащения, что, конечно, похвально, но и отходы пищи, если они побывали во рту, считать священными, и потому даже стараются проглотить несъедобное, а что никак нельзя проглотить (рыбьи кости и др.) стараются сжечь на огне. Такой чрезвычайной строгости мы нигде не встречаем в Церковном Уставе. Требуется только запить после причащения и, прополоскав запивкой рот, проглотить, чтобы какая-либо малая крупица не осталась во рту – и только! Придуманные по этому вопросу "надстройки" не имеют совершенно отзвука в Церковном Уставе».

иерей Владимир Шлыков

Христос Воскресе! Скажите, пожалуйста, в период от Пасхи до Троицы не кладутся земные поклоны, а когда читаешь молитвы, после прочтения кафизмы в Псалтири, там есть молитва Ефрема Сирина, как ее читать в этот период?

Любовь

Любовь, Воистину Воскресе! Молитву прп. Ефрема Сирина мы читаем только в период Великого Поста, и сейчас ее не нужно читать. Земные поклоны от Пасхи до Святой Троицы не делают. Обычно земные поклоны мы не делаем в церкви, а дома, чтобы никого не смущать, если есть желание, - то можете делать земные поклоны после прочтения кафизм, сколько захотите.

иеромонах Викторин (Асеев)

Нужно ли делать земной поклон при выносе Чаши для причастия в воскресные и праздничные дни на Пасхальной неделе?

Светлана

Светлана, есть земные поклоны не только покаянные, но и благодарственные. Перед Чашей мы делаем земной поклон, даже если мы не причащаемся. На Пасху земные поклоны не делают, до праздника Святой Троицы, но перед Чашей можно сделать благодарственный земной поклон. Хотя сложилась традиция не делать вообще на Пасхальные дни земных поклонов, даже перед Святыми дарами. Я думаю, Вам не нужно себя особо выделять, так как вы можете ввести в заблуждение остальных. Если очень хочется - сделайте земной поклон мысленно, Господь все равно Вас увидит.

иеромонах Викторин (Асеев)

Христос Воскресе! Скажите, пожалуйста, с какого числа можно делать земные поклоны?

Влад

Влад, Воистину Воскресе! В праздник Святой Троицы на коленях читаются три большие молитвы. С этого момента начинаются земные поклоны. Но хочу вам сказать, что дома можно и сейчас делать земные поклоны, если душа просит, ниего страшного в этом нет.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте отец Викторин! Большое спасибо Вам за ответ. Хочу еще Вас спросить о Псалтири. Когда нужно совершать земные поклоны при чтении Псалтири? Совершаются ли они при чтении молитв после "Славы"? Объясните мне, пожалуйста, все поподробнее. Большое спасибо. Храни Вас Господь.

Валентина

Валентина, земные поклоны при чтении Псалтири не совершаются. Их можно делать после окончания чтения всех кафизм этого дня, т. е. Вы, например, сегодня прочитали одну или две кафизмы, и по окончании всего чтения можно сделать земные поклоны, сколько хотите, сколько Вам по силу. Лучше всего определить себе меру на каждый день, не очень много, но и не мало, чтобы каждый день делать одинаковое количество поклонов. Я думаю, можно назначить себе 5- 10 поклонов ежедневно, а больше не нужно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! 1. Скажите, в утреннем и вечернем правиле сколько поклонов надо давать, и после каждой молитвы,или после определенных? 2 . Можно ли читать Псалтырь и пить дома святую воду с просфорой в дни женской нечистоты, или этого делать нельзя?

Фотиния

Фотиния, поклоны можно делать дома по желанию, сколько захотите, но практика показывает, что лучше делать не более 10 в день для начала. Лучше делать немного, но регулярно. Утром делайте не более 10, а вечером, на ночь достаточно 3 поклонов. Во время женской нечистоты молиться, читать Псалтирь можно, но пить Святую воду и есть просфору не нужно - это Святыня, и к ней нужно относиться благоговейно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день, батюшки, подскажите, пожалуйста, во время литургии земные поклоны когда делаются? Святые дары выносятся два раза, первый раз показывают и уносят, а второй раз для причащения. Янаблюдала за прихожанами и так ничего и не поняла. Я так понимаю, если сама причащаюсь, то земной поклон делаю, а если нет, то поясной?

Наталья

Наталья, хорошо делать земные поклоны, но они должны быть своевременны. Первый раз Чаша выносится на Литургии во время Великого входа - поклон земной не делается, можно сделать поясной. Во второй раз чашу выносят уже освященную, перед причастием, и в чаше присутствует Сам Христос, и конечно, сделать земной поклон перед Самим Христом нужно, даже если мы и не причащаемся.

иеромонах Викторин (Асеев)

Вы полностью правы, спасибо Вам большое, именно это мне надо было услышать. У меня есть еще один вопрос. Я слышала, что в воскресенье и субботу вечерои нельзя бить поклоны. Так ли это? И почему? Заранее благодарю.

Под словом "бить" подразумевается 100-600 поклонов, мы сейчас так не говорим, да и в таком количестве их сейчас редко кто делает. Представьте себе, что Вы будете делать столько поклонов каждый день, как это делали христиане до нас – думаю, в таком случае, суббота и воскресенье Вам покажутся настоящими выходными! Подобный устав был именно с этим и связан. Будни - это дни покаяния, дни трудов, а воскресение и суббота -это дни праздников, когда даются послабления и телесно, и духовно, поэтому в эти дни отменят поклоны. Но так как мы этих правил не соблюдаем, то дома даже в праздничные и воскресные дни сделать десяток земных поклонов не грех. К тому же есть поклоны покаянные, а есть поклоны благодарственные. Если есть желание, то можно в качестве благодарственного выражения сделать не более десятка поклонов.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. У меня такой вопрос. Я хочу венчаться, обязательно ли должен венчать священник, у которого я исповедалась? И еще один вопрос. У меня есть страшный грех, я пошла первый раз на исповедь, рассказала в слезах, взахлеб, очень я восприимчивая, и священник очень давил не меня моим поступком. Я понимаю, что он прав. Но после исповеди он на меня наложил епитимию: месяц читать молитву и делать поклоны, вот уже 3 месяца не могу выполнить, работа никак не позволяет каждый день делать поклоны, даже ночью, так как график такой. Что делать? И еще, после исповеди я долго не могла придти в себя, долгое время была в депрессии. Боюсь опять идти, хотя надо после выполнения епитимии. Боюсь этого эмоционального упадка. Жду ответы на вопросы. За ранее спасибо.

Анна

Нет, Анна, венчать Вас может любой священник. А насчет епитимии Вам нужно вновь встретиться в тем священником и попросить о смягчении ее, у Вас, действительно, непростые обстоятельства.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, на Литургии, когда священник говорит, чтобы преклонили головы оглашенные и чтобы они помолились, что в этот момент делать крещеным? Надо ли преклонять голову (конечно, это хочется сделать, но вроде это предлагается сделать оглашенным)? И я не понимаю, когда же нужно делать земные поклоны? Говорят, что в воскресные дни их не делают и не делают после Великого поста. Словом я запутался, потому как в храме кто стоит на коленях во время Евхаристического канона, кто стоит прямо, кто делает земной поклон при словах "Святая Святым", кто нет... Подскажите, как поступать правильно? С большим уважением!

Андрей

На ектенье об оглашенных крещенным не нужно преклонять голову. В период от Пасхи до Троицы и в воскресные дни действительно не положено класть земные поклоны, они заменяются поясными.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте, батюшка. Если можете, разъясните, пожалуйста, такой вопрос. Причастие Святых Христовых Тайн - это награда или это лекарство и подмога христианину? Для меня даже утреннее и вечернее правило - это невероятно тяжкий труд, что уж говорить о сложнейшей подготовке ко Причастию, очень бывает тяжело молиться со вниманием, и если этого не получается, приходит раздражение, негодование, ропот и вся молитва идет насмарку, так что приходится оставлять, чтобы она не была осквернена. Понимаю, что молитва важна и что она - корень всего, а молиться не получается, и от этого большое расстройство. А холодно и отрешенно вычитать текст совесть не позволяет, и понятно, что это будет не молитва. В итоге получается, что молитва словно муштра или каторга, и если это все-таки преодолеть, то, значит, Причастие - это как награда. Но, может быть, все-таки это не награда, а наоборот, Тело и Кровь Христовы даны нам в помощь для преодоления трудностей, но тогда тут получается противоречие, чтобы получить эту спасительную помощь, человеку надо выполнить тяжелый труд без всякой помощи, чтобы только потом ее получить, когда труд уже преодолен. Что же тогда первично, труд ради Причастия или Причастие ради помощи в труде? Подскажите, как об этом думать, что Вам придет на сердце по этому вопросу? Спаси Господи!

Алексей

Уважаемый Алексей, Вы заблудились в трех соснах, потому что имеете неправильное понятие о причастии, ибо оно не лекарство и не награда. Корень этого слова – "часть", и мы все члены церкви отдельные части одного целого, то есть – Тела Христова, а Он есть глава Церкви. Таким образом, через причастие Святых Христовых Таин мы соединяемся с Богом и со всей полнотой Церкви. Самое главное – Причастие является основой нашей будущей жизни и поэтому не может рассматриваться как лекарственное средство или награда. В давние времена люди были в основном неграмотными и не имели книг, но, тем не менее, готовились к причастию, совершая простые молитвы и поклоны. Расскажите о своей проблеме духовнику и определите с ним свое молитвенное правило, которое Вам по силам.

иерей Александр Бабушкин

Добрый вечер. Спаси Господи Вас. 1. Год в храме, исповедаюсь, причащаюсь. Есть желание и нужда в духовном отце, как его найти (выбрать)? 2. Сильно болен сын с детства, на группе. Ему 21 год, как его вразумить о вере? Палкой ведь не погонишь? 3. Почему не платят 10 в церквях? 4. Отношение православия к биометрическим паспортам? 5. Отец после инсульта полностью потерял память, чем могу максимально помочь? 6. Кроме исповеди чем можно и как правильно за молить грех о убиенных в утробе? Очень признателен.

Николай.

Николай, о выборе духовного отца неоднократно и даже пространно писалось на нашем сайте, просто полюбопытствуйте. Основной смысл - надо, чтобы Вы почувствовали отклик и понимание от того священника, а также его дар утешения по отношению к себе.
В отношении сына - а можно и палкой погонять. Вы - отец, используйте свой авторитет, превосходство, силу воли и убеждения. С сыном можно вести себя и потверже.
Третий вопрос касается десятины, насколько я понял? Ну, почему же, есть люди и сейчас, и их немало, которые отдают в храм десятую часть доходов.
Биометрические паспорта и прочие электронные средства учета, согласно церковному пониманию проблемы, сами по себе не несут какого-то мистического содержания. Но они приближают нас к тотальному контролю, который на руку любому мировому диктатору, и, естественно, диктатору из диктаторов - Антихристу.
По пятому вопросу надо обращаться к медикам, насколько я знаю, в современной медицине есть эффективные методики восстановления памяти, но они требуют постоянных занятий и упражнений.
А в грехах, в том числе упомянутых Вами, нужно, прежде всего, каяться. Впрочем, ничто не мешает принять на себя с благословения священника какой-нибудь небольшой подвиг - молитвы или поклоны, или пост - в память об этих грехах, как епитимия, чтобы их никогда не забывать.

игумен Никон (Головко)

Живу в миру. Молюсь по четкам. И как воздерживаюсь, то одолевает бес блудной страсти. Какие молитвы читать против этого беса?

Сергий

Здравствуйте, Сергий! Чтобы молиться по четкам, нужно благословение священника. Если таковое у Вас имеется, то во время молитвы полагайте земные поклоны. А также в борьбе с этой страстью необходимо исповедоваться. Вот одна из молитв против блудной страсти (молитва Макария Оптинского): "О Мати Господа, моего Творца, Ты корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице! Ты ми помози, немощствующему плотскою страстию и болезненну сущу, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога имею заступление. Аминь".
Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

На выходных ездила в Верхотурье, в Свято-Николаевский монастырь, где и причастилась. А потом заехали в Свято-Покровский монастырь, там поклонились чудесной иконе Богородицы "Умиление" и мощам Косьмы Верхотурского. И только потом вспомнила, что после причащения нельзя делать земные поклоны. Как быть?

Надежда

Здравствуйте, Надежда! Советую Вам принести покаяние на исповеди.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, мне 13 лет, уже как 2, а может и меньше, года очень сильно каюсь перед иконой, дело в том, что у меня ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ плохие мысли приходят, Вы даже не представляете, и все время, когда эти мысли приходят, я бегу к иконе и целую ее, и рукой касаюсь ее, и молюсь, чтоб Господь меня простил за все за то, что я про Него и про других так говорю (про себя, в уме) и обзываю всех, и так по минут 5 -10, я даже в школе так делаю, только не при иконе, а просто на потолок или вперед смотрю, и уже некоторые начали меня в этом подозревать. Пожалуйста, помогите, я даже когда на остановку иду, и то 3 раза молюсь, я больше не могу, устала, я даже хотела отказаться от христианства, чтоб плохого никому не причинять, но боюсь, Господь разозлится и заберет моих родителей и семью, помогите, что мне делать? Заранее спасибо.

Когда человек входит в храм Божий, он сразу чувствует, что попал в какую-то особую величественную и в то же время очень умиротворяющую обстановку - на небо, которое, однако, находится на земле. Здесь все несет в себе стройность, глубокий смыл и великую духовную красоту. Каждая церковная атрибутика и утварь соблюдает свой чин и порядок. Священнодействие и молитва перед алтарем совершается по строгим древним канонам. Все это вполне логично и понятно, но есть и то, что требует тщательного разъяснения.

Например, многие священнослужители часто сталкиваются с таким вопросом: земной поклон - как делать? Просто и однозначно на него ответить невозможно, но он не настолько и сложен, если внимательно его изучить.

Земной поклон - как делать?

Сразу надо сказать о том, что поклон - это символическое действие, совершаемое еще с самых древних библейских времен и выражающее великое почтение Творцу всего земного и небесного - Господу Богу. Поэтому любые поклоны нужно делать очень неторопливо и со словами молитвы. Чтобы выяснить для себя, как правильно делать земной поклон, надо определиться в том, какие вообще бывают поклоны. Оказывается, есть великие - земные поклоны, а есть малые - поясные. А есть и простое преклонение головы.

При земном поклоне надо пасть ниц на колени и коснуться лбом пола. При поясном поклоне наклоняется голова вниз так, чтобы пальцы руки касались пола. Так при освящении Храма Господня, Даниил, когда был в плену вавилонском, и другие праведники Ветхого Завета. Этот обычай был освящен Самим Христом и вошел в практику Святой Церкви Христовой.

Коленопреклонение

Самая большая часть коленопреклонений делается во время Великого Поста. По объяснению святителя Василия Великого, коленопреклонение символизирует падение человека во грехе, а потом восстание - прощение его по великой милости Господа.

И опять возникает вопрос: 40 земных поклонов - как правильно делать? Поклоны делаются в любое время, кроме особых дней, о них поговорим ниже. В остальное время не нужно лениться, а лучше добровольно ввергнуть себя в поклон, означающий собственное падением в бездну покаяния в надежде, что Бог примет и благословит эти скромные труды.

От количества поклонов и поста ничего не зависит, если сердце и душа не будут очищаться от дурных помыслов и меняться в лучшую сторону. А если человек хоть чуточку искренне покается, то любящий Отец обязательно протянет ему Свою святую десницу.

Опыт епископа Афанасия Сахарова

Не всегда можно найти правильный ответ на то, как делать земной поклон в православии. Но попробуем обратиться к известному ревнителю Церковного Устава -исповеднику Афанасию (Сахарову).

Прежде всего разберемся с тем, когда нельзя делать земные поклоны, а когда можно. Во время богослужения земные поклоны, как в принципе и поясные, совершаются совсем не по желанию. Их делают по будничным и по постным покаянным дням. В воскресные дни и, конечно же, в великие праздники, согласно постановлению Святых Отцов, они отменяются.

В период Пасхи и до Троицы, а также от Рождества и до Крещения земные поклоны тоже не полагаются. В 90-м правиле VI написано, что в воскресные дни не надо преклонять колен ради чести Христова Воскресения. А вот малые поклоны надо делать в определенные минуты в соответствии со смыслом молитвословий.

Поясные и земные поклоны

Итак, на любом богослужении положено:


Церковный устав

Поклоны на службах (вечерня, утреня, всенощное бдение):

Особые правила поклонов

Итак, мы рассматриваем, что такое земной поклон. Как делать его правильно? Стоит учесть, что на службах могут присутствовать сестры-монашки. Многие прихожане, не зная правил, начинают подражать им и так же, как они, совершать поклоны. Или, наоборот, смотрят на них и смущаются.

Все дело в том, что монахи подчиняются своему особому уставу, а прихожанам надо придерживаться устава Отцов Святых, предназначенного для всей Церкви, чтобы постепенно раскрывался и познавался весь смысл богослужения.

Каждение

Существует уже устоявшаяся традиция, когда во время каждения настоятелем церкви прихожане отвлекаются от богослужебной молитвы, начинают передвигаться из одной стороны к другой, приковывая все свое внимание к приближающемуся священнику, создавая шум, встают спиной к алтарю, что недопустимо. Во время каждения прихожане должны расступиться и пропустить священника, после чего - тихо встать на место и вернуться к молитве.

Если священник начинает кадить людей, то необходимо поклониться и вернуться к богослужению, а не искать глазами священника в течение всего этого священнодействия. Может показаться, что весь этот список слишком сложен и утомителен для запоминания, однако он может помочь каждому верующему освоиться в действах богослужений.

Можно ли делать земные поклоны на Литургии

Литургия - особая служба, которая состоит из трех частей: Проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных. В первых двух частях поклоны совершаются по уставу вышеописанных обычных служб, а вот третью часть - самую главную - опишем подробнее. Когда и как совершаются малые и великие поклоны? Давайте разберемся, когда делать земные поклоны на Литургии, а когда поясные.

Священник на Великом ходе выходит на амвон в руках держит Чашу и дискос, а хор в это время поет «Херувимскую песнь»:

  • Малый поклон во время окончания первой половины «Херувимской», в это время священник находится на амвоне.
  • Стоять с преклоненной головой во время поминовения священников.
  • Три малых поклона при троекратном «Аллилуйя».
  • Великий поклон по дню (если не в праздник) при возгласе священника «Благодарим Господа».

Когда совершается Евхаристический канон, Святейшее Таинство надо соблюдать полную тишину и ум держать во внимании.

  • Малый поклон совершается при возгласах «Приимите, ядите, пийте от Нея вси».
  • Малый поклон по дню совершается по окончанию «Тебе поем» и «И молим Тис я, Боже наш». Это очень важная минута для молящегося человека.
  • Малый поклон по дню совершается после «Достойно есть».
  • Малый поклон при словах «И всех, и вся».
  • Малый поклон по дню в начале общенародной молитвы «Отче наш».
  • Великий поклон (если не праздник) при возгласе священника «Святая-святым».
  • Малый поклон по дню выносимым дарам перед причастием со словами «Со страхом Божиим и верою приступите».
  • Положить земной поклон и сложить крестообразно руки на груди после молитвы священника перед причастием. (Перед чашей не креститься и не кланяться, чтобы ни в коем случае не столкнуть ее).
  • Причастникам до вечера не надо делать земных поклонов. Поясной поклон для причастников при появлении Святых Даров при возгласе «Всегда, ныне и присно».
  • Преклоняется голова, когда звучит заамвонная молитва, и священник, заканчивая литургию, выходит из алтаря и встает перед амвоном.

Многих верующих интересует вопрос о том, можно ли после причастия делать земные поклоны. Священники предупреждают, что не надо делать коленопреклонение после делается ради святыни, которая внутри человека, принявшего Святое причастие, и чтобы случайно не вытошнило.

Заключение

Очень хотелось бы, чтобы верующие понимали, что поклоны вроде бы и не есть главными в жизни православного христианина, но они помогают укрепить веру, просветить сердце, настроить на правильный духовный лад и понимание всего смысла службы, будучи ее участником. С малого начав, можно достичь большего. Совсем не от праздности создавали Уставы. Возможно, теперь хоть немного стало понятно, что такое земной поклон. Как делать и когда − тоже описано выше достаточно понятно и подробно. Но чтобы лучше усвоить все эти правила, надо чаще ходить в храм.