Как выглядит икона неувядаемый цвет. Неувядаемый цвет


На иконе Пресвятая Богородица держит своего Божественного Сына на правой руке, а в левой руке у Нее – цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемость девства и непорочность Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». На некоторых списках вместо лилий изображены розы или другие цветы. Списки иконы "Неувядаемый цвет" ("Благоуханный цвет") прославились в Москве, Воронеже и других местах Русской Церкви.

Название "Неувядаемый Цвет" ("Благоуханный цвет") связано с песнопениями, посвященными Богоматери. Издревле в молитвословиях встречается символическое сравнение Пресвятой Богородицы с «неувядаемым, благоуханным цветом». Также наименование Богородицы «Неувядаемый цвет» восходит к канону Иосифа Песнописца. А происхождение иконы «Неувядаемый цвет» связано с Афоном: по склонам Святой горы росли цветы-бессмертники, считавшиеся символом чистоты.

Появление этой иконы относят к XVI - XVII векам. На Русь икона попадает через паломников в XVII - XVIII веках. Один из первых почитаемых списков иконы «Неувядаемый цвет» появляется в Московском Свято-Алексиевском монастыре, стоявшим на месте храма Христа Спасителя в начале XVIII столетия. Вероятно, в это же время или несколько ранее такие же иконы появляются в других храмах Центральной и Южной России. Большинство из них было привезено с Афона. Русские иконописцы обращались к этому образу сравнительно редко.

Известно два варианта иконы "Неувядаемый цвет". В первом, так называемом "тип Одигитрии", Богоматерь держит на левой руке Младенца Христа, а цветок лилии держит сам Христос либо Богоматерь. Во втором случае Богоматерь обращена к Младенцу, стоящему на высоком подножии - престоле. Христос в царском облачении: корона на голове, в руках скипетр и держава. Богородица поддерживает Его левой рукой, а в правой у нее - процветший райскими цветами жезл.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет» молятся о сохранении праведной жизни, о правильном выборе супруга или супруги, о счастии в браке, о чистоте и целомудрии, об избавлении от брани плотской, при вступлении в брак. Чистая и пламенная молитва пред этой иконой помогает в разрешении тяжелых семейных проблем. Перед иконой "Неувядаемый Цвет" молятся прежде всего о том, чтобы сохранить себя в чистоте и праведности, а так же о вразумлении при выборе будущего супруга. Обращаются с молитвой и при горестях в семейной жизни. Молитва перед иконой «Неувядаемый цвет» ("Благоуханный цвет") помогает людям в «нашествии печали», при потере близких людей, в состоянии одиночества. Во всех этих случаях Божия Матерь помогает обрести духовные силы для преодоления испытаний, продолжения жизни, исполнения христианского долга. Одной из самых проникновенных молитв, обращенных к этой иконе Пресвятой Богородицы, является акафист.

Этот нечасто встречающийся в российских храмах образ горячо любим верующими людьми.

Празднование в честь иконы «Неувядаемый Цвет» в Православной Церкви совершается 16 апреля (3 апреля по юлианскому календарю). В более древних образах отличие заключалось в следующем. На иконе «Неувядаемый Цвет» Богомладенец восседал на правой руке Богородицы, а на иконе «Благоуханный Цвет» (память празднуется 28 ноября нов.ст./ 15 ноября ст.ст.) – на левой. В современных иконах часто эти различия не соблюдаются.

Тропарь, глас 5:

Преблагословенная Богородице Дево, покланяемся Твоему пречистому образу, Тебе поем хвалебную песнь, Тебе приносим нужды, горе и слезы, Ты же о, кроткая Заступнице наша, Тебе так близки земные печали, приими наша воздыхания, помози нам и от бед спаси. Неустанно бо и со умилением да зовем Ти: радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.
Величание:

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души к Богу возводиши.

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Неувядаемый цвет».
О, Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным! Защити всех в несчастиях к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему. Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов твоих, за роптание наше. Буди нам Мать и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наши.

О, Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством. Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, воздающих на нас. О, Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наши душевныя очи, да видим пути правды Божия. Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшном суде Сына Твоего. Емуже мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

(Минея апрель. Ч.1. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002; life-my.ucoz.ru; иллюстрации - www.diveevo.ru; calendar.rop.ru; www.usds.ru; www.neuvyadaemy-tsvet.ru; dic.academic.ru; svyato.info).

Источник в честь иконы Б.М. "Неувядаемый Цвет" с.Екатериновка Щербин. р-на Краснодарс. кр.

Икона Пресвятой Богородице «Неувядаемый Цвет»

На иконе Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на правой руке, а в левой руке у Нее — цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». Списки этой иконы прославились в Москве, Воронеже и других местах Русской Церкви.

Кондак 1

О, Преблагословенная Богородице Дево, - радость и прибежище всем христианом: поклоняяся Твоему Пречистому образу, Тебе поем хвалебную песнь, Тебе приносим свои нужды, горе и слезы. Ты же, о, кроткая Заступнице наша, Тебе близки все наши земныя скорби и печали, приими же наши в молитвах воздыхания, помози нам и от бед спаси, неустанно бо и со умилением зовем Ти: Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Икос 1

Яко Божие благословение и яко дар небесный, долгожданный, непрестанною молитвою испрошенная от Бога, ниспослана была еси, Богородице, праведным и многообрадованным родителем Твоим - Иоакиму и Анне. Ты же о, Богоизбранная Отроковице, оставила еси родительское лоно и, яко светильник веры неугасимый, яко кадильница благовонная, во смирении предстала еси у порога Господня, и сила Вышняго вознесе Тя до самого входа, введе во Святая Святых и отверзе вся сокровенная неба. О, Премилосердная Богородице Дево! Отверзи и наши сердца к Твоему славословию и вознеси нашу молитву к Сыну Твоему и Богу нашему, да зовем Ти таковая: Радуйся, чистото недосягаемая и кротосте неизреченная; Радуйся, во смирении Своем возвеличенная. Радуйся, любве неисчерпаемый источник; Радуйся, сосуде Богом избранный. Радуйся, Заступнице наша усердная. Радуйся, Мати Божия, Цвете неувядаемый.

Кондак 2

О, Пресвятая Дево Марие, помыслы греховными и делы студными, долу приклонены есмы, сердце наше холодом жизни объято, очи отягщены греховным сном. Но Ты, о, Цвете Неувядаемый, омый нас росою утренней, согрей нас солнцем любви и милосердия. Подыми нас, о Владычице, от праха земнаго ко Господу, да принесем Ему смиренное моление сие наше и вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Архангел Гавриил послан бысть от Бога во град Галилейский Назарет и принесе Ти, о, Пречистая Дево, святое благовестие, глаголя: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Ты бо обрела еси благодать у Бога». Мы же, недостойнии, зряще величие таковое, во смирении сердца взываем: Радуйся, Благодатная в женах; Радуйся, обретшая благодать у Бога и паче ангел возвеличенная. Радуйся, яко зачала еси Сына, Иже наследит престол Давида - отца Его; Радуйся, Свет неугасимый во тьме сердцам возжегшая. Радуйся, счастья вечнаго двери нам отверзающая. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Кондак 3

В скорбех мятемся, в суете и печали жития своего дни проводим. Но ты, о Благословенная, освети души наша Своим благовестием, наполни сердца наша смирением. Да приклоним главы наша, речем: «Се раби Господни, да будет нам по воли Твоей!» Тебе же, о Цвете Неувядаемый, и от Тебе рожденному всечасно поем: Аллилуиа.

Икос 3

Во дни же тыя текла еси Мариам во град Иудов и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет. И услыша Елисавет целование Мариино, и исполнися Елисавет Духа Свята, и возопи гласом велиим глаголя: «Откуда мне сие, да прииде Мати Господа Моего ко мне!» О, Пречистая Дево! Посети и нас, немощных и убогих, и вознеси воздыхания наша яко дым кадильный ко престолу Всевышняго, да от полноты благодарнаго сердца поем тебе сице: Радуйся, яко призре Господь на смирение рабы Своея; Радуйся, яко ублажат Тя вси роди. Радуйся, яко сотвори Ти величие Сильный; Радуйся, Источниче жизни и безсмертия. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Кондак 4

О, Цвете Неувядаемый! О, Красото благоуханная! Посети нас в скорбной земной юдоли нашей, умоли Сына Твоего, да сохранит нас от всякой беды и печали, гнева и воздыхания, да ниспошлет нам мир в сердца наша; да дарует нам, елико просим у Него, комуждо по своей потребе и покрыет нас Своею неисчерпаемою милостью. Мы же, чающе Твоего всесильнаго заступления, величаем душою нашего Господа и вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 4

Пастырем, стрегущим стражу нощную, Ангел Господень благовествова радость велию: яко родися Христос Господь во граде Давидове, Вифлееме, повит и в яслех положен. О, Пречистая Мати, рождшая Сына Твоего Первенца, приими от нас сицевая: Радуйся, Дево Богородице, яко Тобою возсия мирови Свет разума незаходимый;
Радуйся, звездо, путь нам во тьме указующая. Радуйся, Заре, таинственнаго дне; Радуйся, душ наших возрождение. Радуйся, в скорбех верное прибежище и скорая Помощнице; Радуйся, Лилия райская. Радуйся, Дево всепетая; Радуйся, Голубице кроткая, Милостиваго рождшая. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Кондак 5

Се грядет Царь мира: Се Жертва тайная совершается; Ангели поют на небесех: «Слава в вышних Богу!» Рождается Спаситель мира. Христос приходит - великая Божественная тайна. Бог явился во плоти, и мы недостойнии раби, отложив всякое житейское попечение, со Ангелы богославословим во страсе и радости, яко пастыри и яко волсви, поклоняемся Тебе, о, Богомати, и Твоему Божественному Сыну непрестанно зовем: Аллилуиа.

Икос 5

Се праведный Симеон прииде духом в церковь и прием Отроча Иисуса на руки свои, и благослови Бога, и рече: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром!» А Тебе, о Мати Марие, оружие пройдет душу, яко откроются от многих сердец помышления. Мы же, спасеннии Тобою, вопием: Радуйся, Преблагословенная, в радость печаль велию приводящая; Радуйся, любви и нежности Материнския вечный Кладезю. Радуйся, Мати Бога нашего, величайшия радости и величайшую скорбь о Сыне Своем претерпевшая; Радуйся, Царице мира. Радуйся, плачущим Надеждо и Утешение. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Кондак 6

О, Преблагая Мати Марие! С бурей и гневом вздымается житейское море, глубокие бездны разверзлись и готовы нас поглотити: сердце наше трепещет, омрачена наша радость, но Ты, о Кроткая и Милостивая, умоли Сына Твоего; да поможет нам, скорбным и сирым, в печалех наших; да укротит мятежные волны греховных страстей; да отвратит от нас всякую беду и опасность; да научит нас, како соблюсти Его вечную правду. А при кончине жизни нашея укажи нам тихую пристань и сподоби нас с Симеоном Богоприимцем возопити: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко!» Помози же нам, о Неувядаемый Цвете! Не остави нас и спаси зовущих Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Отроча растяше и крепляшеся духом и благодатию; и Ты, о Мати Его, с любовию слагала вся глаголы о Сыне в сердце Своем. Скорбна и печальна ищуще Его и в дружине, и во сродницех и знаемых, егда возвращашеся с празднества Иерусалимскаго и с радостию велию обретши Его, в церкви седяща посреде учителей, иже дивляхуся и ужасахуся о Божественнем Его разуме. О, Пречистая Кротосте наша! О, Сладчайшее сердце, любовию весь мир согревающее! Услыши нас, вопиющих Ти таковая: Радуйся, Божественнаго Сына любовию возрастившая. Радуйся, Сердце сладчайшее, любовию согревающее наша хладныя души. Радуйся, Руководительнице мудрая родительских сердец; Радуйся, Стено нерушимая нашим чадом и отроком. Радуйся, сирым и безпомощным Покров и Прибежище в скорбех; Радуйся, целомудрия и девства Хранительнице. Радуйся, мужем кротким путь честный и правый указующая; Радуйся, умягчение злых сердец. Радуйся, умиление благих. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Кондак 7

«Чадо! Что сотвори нам?» - Тако вопрошаше Сына Своего - Иисуса и удивляяся; зряще Его седящим в храме посреде прегордых и суемудрых первосвященников иудейских, Божественный Разум, Божественное откровение им открывающего. О, снизойди же, Всеблагая Мати, и к нашим чадом: помолись о них Сыну Твоему и Богу нашему, да откроет им Свет истиннаго Богопознания; покрый их краем Твоего благоуханнаго покрова; наши сыны и дщери просвети светом разума; укрепи их силы телесныя и душевныя; соблюди их в страсе Божием, в послушании родителем и в чистоте душевней сподоби их возрасти на славу Богу и на счастье земли отце в наших. О, Светильниче любве неугасимый, умасти их елеем милости Твоея; согрей их кротостию очей Твоих; осени их ризою Своего Материнства. О, Цвете Неувядаемый! С крепкою верою, непоколебимою надеждою и великим сокрушением сердца, припадши к ногам Твоим, непрестанно вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Ходатаице теплая за род прелюбодейный и грешный! По глаголу твоему на браке в Кане Галилейстей Сын Твой и Бог наш сотвори начаток знамением и претвори воду в вино. Упроси же, о Матерь Божия, и ныне Сына Твоего, да сотворит и над нами чудо, да претворит скорбные дни наши, повитыя ложью, обидой и слезами, - в радость возрождения, в счастье любве и правды; да укрепит в нас начало Божественнаго Света - источник чистый Духа - Бога Святаго, Триединаго. Все же лукавое и нечистое да изженет из сердца нашего. О, Чистото недосягаемая и Милосердие неизреченное! Приклони ухо Твое к молитве нашей и сподоби нас звати сице: Радуйся, лучезарный Свете любве и всепрощения; Радуйся, сосуде Божественный вечнаго блаженства. Радуйся, за всех нас усердная пред Господом Молитвеннице; Радуйся, нужды наша скоро ко престолу Божию возносящая. Радуйся, яко по глаголу Твоему Сын Твой творит знамения, даруя радость человеком. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Кондак 8

Любви несть, правда исчезе, ложь и вражда, гнев и ненависть посеяны в сердце людское. Брат возстает на брата, чада на родители и родители на чада. О, Милосердый Боже! Кто оскверни дивную жатву Твою, кто всея среди пшенице плевелы и волчцы? Гнев Твой праведен, уже и секира при корне, но се к Тебе припадает Матерь Твоя, усердная Заступница мира. О, величайшая Любве и благоуханнейшее сердце! Отврати от нас гнев Божий, за грехи наша, праведно на нас движимый; укрепи любящия нас, да не поколеблет их ни гонение, ни время лютое; вразуми ненавидящих нас и творящих нам напасть; прости врагов наших, не ведущих что творят, смягчи гневное сердце их и озари их мрак светом любви Христовой, а злобу и ненависть их претвори в стыд и раскаяние. О, Цвете благоуханный! Сосуды наши пусты, елея добрых дел несть у нас и светильники веры нашей от бури житейской угасают. Умилосердися же над нами: наполни сердца наши веселием чистых радостей, духовно обнови нас, да благодарными устами непрестанно с умилением поем Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь быв в нижних и Вышних никакоже не отступивший, Божественный Учителю; болящия исцелявший, мертвыя воскресавший, прокаженныя очищавший, весь мир наполняющий любовью, Кроткий Страдальче! Се висиши, пригвожденный ко кресту среди злодеев; и вси людие, стояще, ругахуся над Тобою и с ними князи и воины. А Ты, о скорбная Мати, поникла главою у креста Сына Твоего, и оружие пройде Твое Матернее сердце. Мы же почитая скорби Материнскаго сердца Твоего, из глубины души вопием Ти сице: Радуйся, сладчайшая Дево Марие, яко печаль Твоя в радость будет и радости сия никто же возмет от Тебе; Радуйся, величайшия муки познавшая, зря Сына Твоего, кровию истекающа на кресте, уничижена, распята, оплевана. Радуйся, яко Царицей мира наречешися и возсядеши одесную престола Сына Твоего и Бога, Господа нашего Иисуса Христа; Радуйся, яко в скорби сердца Твоего - Ты скорбь всего мира и грехи всех человеков омыла еси слезами. Радуйся, Кроткая, Сын Твой воскреснет, поправ жало смерти, и Свет воскресения Его возсияет во веки; Радуйся, Богородице, небесный образе чистоты и благости. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Кондак 9

Тако возлюби Бог мир, что сына Своего Единородного дал, да всяк верующий в Него да не погибнет, то имать жизнь вечную. И се неблагодарные и злонравные люди, яко злодея, пригвоздиша Его ко Кресту. Мы же зряще таковая, ужасом объяти бывше вопием: Боже, милостив буди нам грешным! За наши бо прегрешения терпиши страшныя муки. О, Скорбная Мати, не отврати лица Твоего от нас, разорви узы наша греховныя, очисти наши сердца от страстей и похотей лукавых; да в горении духовнем, яко свеща покаяния, возжемся пред крестом Божественнаго Твоего Сына, непрестанно моля с благоразумным разбойником: Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем! Молитвами Твоими, Богородице, исправи стопы наша к деланию заповедей Господних; омый нас от греха, соделай лучшими, подыми к Лучезарному Незаходимому свету, да зовем Богу: Аллилуиа.

Икос 9

«Совершишася! Отче, в руце Твои предаю Дух Мой». О, Пречистая Мати! Слышиши ли, яко земля от печали содрогается, грудь ея распадается, гробы отверзаются, мертвыя возстают и церковная завеса раздирается? Видиши ли, яко великая тьма объяла землю и людие в страсе и трепете перси своя биюще, глаголют: «Воистину Божий Сын бе Сей!» Мы же таковому чудеси удивляяся и воистину Сына Твоего Божия исповедающе, верно вопием Ти: Радуйся, Мати Божия, се бо вси глаголы, яже слагала еси в сердце Твоем, совершишася; Радуйся, Благодатная Дево, Заре немеркнущая, Дне незаходимый, Свете златозарный. Радуйся, Заре немерцающего Света невечерняго; Радуйся, Святилище великия тайны. Радуйся, Источниче нашего безсмертия; Радуйся, Подательнице Божественныя благости. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Кондак 10

Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет. Се бо за грехи мира приносится великая жертва, се Спаситель мира Благообразным Иосифом во гробе новом полагается и повивается чистою плащаницею. Душею же Своею восходит во ад сокрушити вереи вечныя и извести на свободу от века содержащия связанныя: из гроба же Своего провещает матери Своей: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже родила еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесуся со славою яко Бог, верою и любовию Тя величающия». Отложим все земное и суетное и с чистым сердцем припадем ко престолу Царя Славы, непрестанно вопия: Свят. Свят, Свят Господь Саваоф! О, Мати нашего спасения! Сотвори и нас причастниками светлаго Воскресения Сына Твоего к вечнаго блаженства, да зовем Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Во едину от суббот, зело рано приидоша жены на гроб, носяще ароматы, и се пришедше зрят: камень отвален от гроба и несть Телесе Господа Иисусе. Ангел же к ним светло блистаяся, глаголя: «О, жены! Не бойтеся и не ищите Живаго с мертвыми: Христос бо воскресе, якоже и рече!» Тебе же, о Владычице, научи вся приглашати сице: Радуйся, Благословенная Богородице Дево и паки реку; Радуйся, Сын бо Твой Воскресе тридневен от гроба. Радуйся, яко вся земля ликует и вси ангели поют на небеси: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и нам всем и сущим во гробех живот даровав!»; Радуйся, Подательнице жизни вечныя нескончаемыя. Радуйся, яко Твоею любовию и Твоими молитвами избавихомся мрака вечнаго; Радуйся, яко Тобою возсия нам светлый праздников праздник. Радуйся, яко Тобою наста нам светлый день, в онь же друг друга обымем, прости вся воскресением, возрадуемся и возвеселимся радостию вечною. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Кондак 11

О, Иерусалиме, Иерусалиме, избивший пророки! Тяжкое твое злодеяние прощено у Господа, и над миром возсияло Солнце правды незаходимое. Очисти же и наши души, Кроткая Дево! Очисти наши чувствия, да узрим Христа из гроба исходяща; одень нас в брачныя одежды, да с радостию внидем в украшенный чертог Христов, поюще Ему Воскресшему: Аллилуиа.

Икос 11

Егда приблизися час Твоего к Богу отшествия, о Богомати Дево, паки ангел Господень Гавриил, светло блистаяся, предста пред Тобою, вручив Тебе светлую, неувядаемую рая лилию, и се Ты со смирением и радостию прияла еси волю Господню и тихо отошла к Божественному Твоему Сыну. О, Неустанная молитвеннице наша! О, Неувядаемый Цвете светлаго рая небеснаго! Ниспошли и нам, Милосердная, тихий и безболезненный уход из сей юдоли плача, воздыханий и скорбей, да вопием Тебе таковая: Радуйся, вознесенная на Небо Сыном Твоим, Царице Небесная; Радуйся, скорая и верная пред Ним наша Помощнице и Заступление. Радуйся, Всепетая Дево, ибо имя Твое неувядаемо красуется и ублажается из рода в род; Радуйся, в бурях житейских надежное наше и тихое пристанище. Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Кондак 12

О, страшный последний час наш! Сердце и все уды трепещут, егда только помышляем о нем! Како оставим сирыми наши близкие и любимые? Како пойдем неумытные посреди тьмы и сени смертные к новой жизни? Како предстанем на страшный суд Творца и Бога? О наша Утешительнице! О добрая наша Помощница! Помоги нам, егда настанет сие, руку любящую Свою Материнскую положи на чело наше, да утихнут наши страдания и душа наша возродится, умири тоску разлучения нашего с миром сим, и свет вечной правды да возсияет пред нашими очами. О, Пречистая Мати! На Тебе надеемся, Тебе молимся и вопием: Аллилуиа.

Икос 12

О, душе моя, душе моя! Восстани, что спиши? Конец приближается! Почто грехами богатееши? Почто не радиша, не готовишися? Господь при дверех, в чесом надежду полагаеши? Кий ответ проглаголеши Господеви, егда приидет Он - грозный Судия судити землю; ни часа, ни дне сего не веси, от края земнаго и до края звучит труба Архангельская; и мертвии возстают и собираются вси языцы. И се грядет Сын Человеческий на облацех с силою Своей, во всей славе Своей. Где наши добрые дела? Где милосердие? Где любовь? Прегрешений же наших неисчерпаемое многое множество закрыша небо. О, Всемилостивая Богородице! В сей страшный день предстани нам и буди Ходатаицей за нас пред Сыном Твоим. На Тебе Едину надеемся, не остави нас грешных. Буди нам защитою и укреплением, с теплою верою и несомненною надеждою припадаем к Пречистому Твоему образу и со слезами зовем таковая: Радуйся, молние тьму нашу освещающая; Радуйся, на страшном судище Христовом за нас заступающая. Радуйся, Своим омофором весь мир от бед и скорбей покрывающая; Радуйся, яко сей мир тебе Единой матери усыновися. Радуйся, яко тебе Единой неизреченная благодать молитися о нас дадеся; Радуйся, всем верным Своим чадом вечную радость уготовляющая. Радуйся, Цветом своим Неувядаемым нас грешных на веки благоухающая. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

Кондак 13

О, Неувядаемый Цвете! О, Всепетая Мати Марие, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приими наше приношение, от всякия избави напасти всех. Согрей Материнскою любовию, возвесели нас вечною радостию. Спаси от вечных мук непрестанною к Сыну Твоему молитвою и небеснаго Царствия нас, Царице, сподоби, о Тебе вопиющих: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Значение и история иконы Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет»

История происхождения иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет» трогательна и одновременно величественна. С давних пор на острове Кефалония, расположенном близ Афона, очень красивого и самого большого острова в Ионическом море, есть традиция – ее сохраняют и теперь: в день Благовещения Пресвятой Богородицы сюда приносят белые цветы, подобные лилии, с которой в руке к Пречистой явился архангел Гавриил, чтобы явить Ей волю Божию о Ней. Цветы трепетно и бережно кладут под киот , к Ее лику, и там они остаются до самого праздника Ее Успения без воды и без солнечного света. Но происходит чудо: спустя почти пять месяцев стебли их, высохшие, находившиеся в полумраке, невероятным образом наполняются влагой, оживают, вместо засохших соцветий возникают новые бутоны и распускаются в белые пышные цветы – вот он, «неувядаемый цвет»!

Предположительно именно этой замечательной традицией были вдохновлены афонские монахи на написание уникального образа, от которого в свою очередь родилось множество иконописных версий, весьма разнящихся между собой, но по типу восходящих к Одигитрии-Путеводительнице. По другим данным, первое появление этого образа произошло в Константинополе, однако к этому склоняется меньшее количество исследователей разнообразнейшей иконографии «Неувядаемого цвета».

Но, наверное, помимо чудесного воскрешения сухих цветов у образа Божией Матери на острове Кефалония, вдохновительной основой для изобразительного воплощения непременного и отличительного атрибута иконы «Неувядаемый цвет» стали эпитеты из текстов богослужений, где Пречистую сравнивали с цветком – «неувядаемым, благоуханным». От второго эпитета возник еще один распространенный список – «Благоуханный цвет», его первое появление считается более поздним. Эпитет же «неувядаемый» взят из «Канон а благодарного Пресвятой Богородице» Иосифа Песнописца.Канон вошел в состав действующих богослужебных литературных собраний Православной Церкви, и его духовно возвышенное, восхищающее и трогающее душу искренней любовью к Заступнице содержание стало источником для написания новой иконы.

Преподобным Иосифом Песнописцем создано множество канон ов, сохранившихся в молитвенном наследии русского православия. Как пишет о нем в статье «Церковные песнотворцы» (глава «Литургическое наследие преподобного Иосифа Песнописца») монахиня Игнатия: «Канон ы преподобного Иосифа отличают продуманность образов, положенных им в основу каждого своего произведения, исключительное изящество выражения, часто особая форма изложения той идеи, которую он хочет подчеркнуть в канон е. Работая над формой, святой Песнописец часто обращался к тем стилистическим приемам, которые были разработаны еще древнегреческой риторикой».

Считается, что от первого афонского списка, который распространился в православном мире, возникло три основных – греческий, русский, болгарский. От них в свою очередь произошли последующие варианты, что и породило это удивительное иконографическое разнообразие. По времени создание первого, греческого оригинала этой иконы относят к XVI–XVII, а появление ее в России – к XVII–XVIII векам. Один из первых почитаемых списков попал через паломников в Московский Свято-Алексеевский монастырь, первое упоминание о котором датировано 1757 годом, и именно в ее честь совершается празднование 3/16 апреля. Откуда пришла иконография образа, доподлинно неизвестно, но есть предположение, что с Балкан.

На российскую иконопись XVII века сдержанно, но тем не менее заметно оказывала влияние западная традиция в течение полутора десятилетий Смутного времени, которое закончилось в 1613 году. Она проникала на Русь со стороны католических Польши и Литвы, где издавна использовались атрибуты, нехарактерные для византийской традиции, – царские венцы, цветы и т.д. Но изображение их в русской иконописи было освящено гимнографией православия, где эпитетом «неувядаемый цвет» награждены в разных молитвенных творениях и Христос, и Матерь Его. К примеру на Алексеевском списке цветущая ветвь в руке Богородицы увита лентой, а на ней прописан ирмос Первой песни «Канон а благодарного»: «Цвете Неувядаемый! Радуйся, Едина прозябшая яблоко благовонное: Радуйся, благоухание Единаго Царя!»

Примерно в то же время в Центральной и Южной России появляются другие списки, и разнообразие их просто грандиозно, все они великолепны, и непременный их атрибут – белые, розовые, красные цветы в вазонах, гирляндах, шпалерах, на иных образах это пышно расцветшие жезлы в руке Богоматери. Иногда цветки вплетены в нимбы вкруг главы Младенца Иисуса или составляют постамент, на котором стоит Пречистая с Богомладенцем на руках. В дивных стилизованных в той или мере соцветиях угадываются розы, лилии, бессмертники, обильно растущие по склонам Священной горы Афон и считающиеся символом не только бессмертия, но и чистоты.

Также этот образ возник из православного иконографического наследия: в Музее Бенаки, в Афинах, хранится икона Святой Анны с маленькой Марией, датируемая XV веком. У Пречистой Девы в руке лежит белый цветок, и в этой символике отчетливо читается прообраз белой лилии, которую когда-то вручит Ей архангел Гавриил. В Государственном историческом музее находится икона XVI века «Богоматерь с Младенцем с цветком», где цветок в руке не Богородицы, а Иисуса, как и на иконе первой половины XVII века «Богоматерь с Младенцем», созданной в Белоруссии. Полагают, что этот список стал исходным для изображений короны на головах Богоматери и Богомладенца и органично вписался в канон ические принципы православной иконописи.

К XIX веку сложнейшие композиции иконы упрощаются, уходит обилие атрибутов, кроме короны, цветы часто обозначены одной ветвью в руке Богоматери, икона становится менее расцвеченной и по композиции, и по колориту, потому, по мнению историков и искусствоведов церковной живописи, более поздние списки уступают древним. С этой точки зрения икона Божией Матери «Неувядаемый цвет», созданная иконописцем Мариной Филипповой, продолжает изначальную, древнюю традицию, хотя за основу изображения взят поздний, не переполненный атрибутами канон .

Будто сотканные из цветов одеяния Богоматери и Младенца, выстланный тем же орнаментальным цветочным полем ореол вокруг центральной композиции – во всем явно ощущается обращение автора к русской традиции, и так нивелируется, уходит прочь даже намек на исходное влияние западной культуры в иконографии образа «Неувядаемый цвет». Стиль кузнецовского письма опирается на историю русского орнамента, его коренную связь с нашей родной природой, и иконописец Марина Филиппова в полной мере прилагает это замечательное творческое наследие к новому изложению прекрасной православной иконы. С одной стороны, этот образ теперь видится подлинно русским, берущим начало в византийской школе, а с другой – в новом воплощении икона «Неувядаемый цвет» XXI века по-прежнему вдохновенно и восхищенно воспевает Богородицу и Христа как «неувядаемый, благоуханный цвет». В ней возвращается частично утраченный в позапрошлом столетии радостный, жизнеутверждающий смысл первых списков, отражающий чувства преподобного Иосифа, афонского монаха, создателя оригинала, и тех, кто наблюдает из года в год чудо на острове Кефалония…

Значение иконы
Эпитеты, характеризующие Богоматерь, источником которых стали присущие Ей качества как Матери Того, Кто придет через Нее, чтобы дать Жизнь Истинную всему человечеству, прекрасные поэтичные и возвышенные сравнения, которые звучат в словах богослужений, слагают полноту духовного значения этого образа. Если глядеть на этот образ, радуясь и любуясь, они просто возникают в душе из молитв, которые мы Ей возносим. Она – «сад живоносный», Она – «корень девства и неувядаемый цвет чистоты», Она – «плодоносная земля, взрастившая Хлеб небесный». Под Хлебом небесным подразумевается образ Христа, Который, как мы помним из евангельского рассказа о Тайной вечере, преломляя хлеб и раздавая его ученикам, сказал: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в мое воспоминание» (Лк. 22, 19, Мф. 26, 26; Мк. 14, 22), поэтому на некоторых изображениях в руке Пречистой мы видим не цветы, а колос.

Благодарение Богу, что волею Его и мы можем теперь припадать в молитве к образам, столь нами любимым, и недаром первой рукотворной иконой, вышедшей из-под кисти апостола, стала икона Пречистой, Которая «взяла в усыновление весь мир». Ее Лик на иконе «Неувядаемый цвет», вся икона – сочетание радости и умиротворения, столь искомого нашей вечно смятенной в ежедневной суете душой, а вся русская православная иконография – это изумительное сокровище, дарованное нам Господом во спасение, вразумление и стяжание духовной радости и благодати.

Чудеса от иконы
К этому образу, полному нежности, ласкового сострадания и любви к нам, усталым от несовершенств мира сего, прибегают часто за спасительной помощью. Потом те, кто молитвенно обращался к Ней перед Ее иконой «Неувядаемый цвет», рассказывают о том, как просветляется душа, какое утешение снисходит на нее, возвращается внутреннее равновесие, и мир видится полным новых надежд, находятся неожиданные решения для избавления от проблем и силы для действия. Уходят тревоги и печали, и в благодарности к Ней рождается укрепление в вере, казалось бы, готовой поколебаться. Это ли не чудо духовного воскрешения, когда душа человека, впавшего в уныние, засыхающая, как росток, вновь возрождается к жизни подобно цветам у киот а Богородицы на Кефалонии? Ну и известно, что от многих чтимых и чудотворных икон Божией Матери «Неувядаемый цвет» происходило немало чудес, связанных с обретением спутника жизни девушками и женщинами, желавшими найти свою вторую половину и жить с ней в добром согласии.

Но есть еще и чудеса современные. Вот только два из них, отмеченные в нашем столетии.
В 2012 году в селе Черновка Сергиевского района Самарской области на окне дома пожилой женщины, верующей и добродетельной, 16 апреля – как раз в день празднования иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет» – проявилось изображение этого образа. Увидела его хозяйка дома Екатерина Ивановна Малыгина, когда в этот день после потепления сняла с окна клеенку, которой закрывала дом от зимних холодов. Это было утром, и в ярком утреннем свете изумленная женщина увидела образ Богоматери и Младенца, в котором сначала не признала «Неувядаемый цвет», но после заглянула в справочники и нашла это изображение.

К вечеру изображение исчезает, а с наступлением светлого времени суток постепенно проявляется. К образу приезжали и священники, и миряне, совсем неверующие пытались и потереть, и поцарапать удивительное стекло, но изображение оставалось нетронутым. Так и уезжали они восвояси, изумленные, творя про себя молитву.

В храме Рождества Пресвятой Богородицы села Нововоскресеновка Нововоронцовского района Херсонской области в 2007 году начала мироточить икона Богоматери «Неувядаемый цвет». Тогда же начались и чудеса, от нее происходящие. Слава об иконе быстро разлетелась по округе и далее. По свидетельствам тех, кто притекал сюда, по молитвам у этого образа восстанавливались семейные отношения, улаживались конфликты между домочадцами. Известны случаи исцелений взрослых и детей, особенно страдающих от проблем с речью, – детки начинали говорить.

Все эти и другие чудеса, дарующие нам решение многих и многих проблем, замечательны. Но можно сделать еще один вывод: что бы ни говорили скептики и те, кто не доверяет очевидному, хоть и невероятному, чудеса от Бога есть в нашей жизни и даются по вере нашей не только, образно говоря, в прагматических целях. Еще – чтобы видели и помнили: Там, где Престол Божий, всех нас, кто возносит к Небесам слова молитвы и благодарения, видят и помнят. Нам ответят на каждое слово, каждое движение души к Богу, на каждую обращенную к Нему мысль, если они честны и искренни, если проникнуты доверием и любовью. Потому мироточат и удивительным образом обретаются иконы, совершаются исцеления у живоносных святых источников – это все свидетельства того, что Бог с нами здесь и сейчас, а мы, если решились следовать за Ним, постоянно живем в Его присутствии, и этот факт становится чрезвычайно важным для того, кто полагает себя верующим и православным человеком.

Перед богородичным образом «Неувядаемый цвет» Матушку Небесную просят защитить семью от неурядиц между близкими людьми, от пустых искушений, которые могут посетить кого-то из членов семьи. Девушек, что еще не нашли суженого, но желают создать семью, молитвенное обращение к этой иконе защитит от преждевременных соблазнов, от ошибочного выбора будущего супруга. Если взрослая женщина долгое время не может найти свою «половину» – не складывается личная жизнь, обращение к Пречистой перед иконой Ее «Неувядаемый цвет» защитит от одиночества.

Любопытно, что этот воистину цветущий и благоуханный образ с 1999 года провозглашен российскими экологами православным символом экологии России. Таким образом, Божия Матерь покровительствует теперь Российской экологической партии «Зеленые», которая в нашей стране объединяет в себе множество движений за сохранение родной природы.

Молитва перед этим образом помогает в сохранении брак а, укреплении семьи, в разрешении семейных проблем, в преодолении горестей, которые иногда случаются в нашем быту.

Девушкам, которые хотят вступить в брак , молитва перед иконой «Неувядаемый цвет» помогает не ошибиться в выборе спутника жизни, найти того, кто станет заботливым главой семьи, верной и надежной опорой и защитой, и этот брак устоит и останется нерушимым при любых житейских коллизиях. Незамужние девицы отроческого возраста, которых воспитывают в вере с самых ранних лет, вступая во взрослую жизнь, просят Богородицу в Ее образе «Неувядаемый цвет» оградить их от соблазнов мира, помочь взрастить в себе подобие первообразу – Пречистой, чтобы со временем передать этот чудесный опыт своим детям.

Искренняя и усердная молитва перед иконой «Неувядаемый цвет» наставляет на верную дорогу духовно страждущих, помогает найти силы перенести глубокие печали, не обессилеть от разочарования, избавляет от уныния и тяжелых помыслов.

Есть свидетельства, что молитва перед образом помогает на долгое время сохранить здоровье и молодость – душевные и телесные.

Молитва вторая
О, Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным! Защити всех в несчастиях к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему. Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов твоих, за роптание наше. Буди нам Мать и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наши.
О, Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством. Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, воздающих на нас. О, Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наши душевныя очи, да видим пути правды Божия. Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшном суде Сына Твоего. Ему же мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь иконе
Радуйся, Богоневесто, жезле тайный, Цвет Неувядаемый процветший, радуйся, Владычице, Ею же радости наполняемся и жизнь наследствуем.

В более древних образах различие заключалось в следующем. На иконе «Неувядаемый цвет» Богомладенец восседал на правой руке Богородицы, а на иконе «Благоуханный цвет» – на левой. В современных иконах часто эти различия не соблюдаются.

Образ Богородицы, который называется «Неувядаемый Цвет», иногда – «Благоуханный Цвет», пожалуй, один из самых красивых и известных изображений. Матерь Божия на одной руке держит Младенца Христа, а в другой – цветок белой лилии, издавна символизирующей чистоту и непорочность, а в данном случае подчеркивающей девство Невесты Неневестной.

На некоторых фото и копиях иконы в руке у Богородицы можно увидеть ветку розы. Но от этого не меняется ни сила чудотворения, ни значение иконы.

Предположительно написание образа «Неувядаемый Цвет» относится к XVI веку , и трогательная история его создания связана с греческим островом Кефалония, расположенным недалеко от Святой горы Афон, и чудом, многократно явленным не только священнослужителям, но и многочисленным паломникам.

По существующей до сих пор традиции, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы – 7 апреля – паломники несут к Ее образу цветы, чаще всего лилии, и возлагают их к киоту . Такой цветок был в руках у Архангела Гавриила, когда он сообщил Деве Марии Благую Весть о том, что она избрана стать матерью Сына Божия.

Цветы находятся перед ликом Богородицы до самого Успения Божьей Матери – 28 августа. За это время они, конечно, увядают. Но было замечено, что накануне праздника все увядшие цветы словно ожили: они налились новой силой, обрели свежесть и яркость, заблагоухали, образовали новые бутоны. Так стало происходить каждый год. Это чудо и вдохновило афонских иконописцев на создание образа с таким вот символичным названием – Неувядаемый Цвет.

По другой версии, вдохновляющим моментом для написания иконы стали тексты богослужений, где нередко, упоминая о Богородице и сравнивая Ее с цветком , песнописец употребляет эпитеты «неувядаемый, благоуханный».

Есть мнение, что на российские земли икона попала в XVII-XVIII веке благодаря паломникам и что скорее всего она первоначально была привезена в Москву и помещена в храме Свято-Алексеевского монастыря, который некогда был расположен на месте, где позже был возведен храм Христа Спасителя. Оригинал иконы безвозвратно утерян, но множество чудотворных списков хранится в разных церквях страны.

  • Одна из этих чудотворных икон находится в храме Архангела Михаила, что расположен в Клиниках на Девичьем поле, в нынешнем московском районе Хамовники.
  • Также в Москве представлены чтимые иконы в фондах Третьяковки и Музея им. Андрея Рублева .
  • Почитаются списки образа «Неувядаемый Цвет», находящиеся в церкви Покрова Пресвятой Богородицы Воронежа . От нее исходили многие чудеса.
  • В церкви в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» города Саратова . Создан этот список в позапрошлом веке в афонском Андреевском скиту и позднее привезен в Россию.
  • Неподалеку от Арзамаса есть город Ардатов . Здесь в Покровской женской обители до революции хранилась икона «Неувядаемый Цвет», которая исчезла в те темные времена, как и монастырь, тогда же разрушенный. Уже в этом веке Знаменскому собору города одним из жителей-бизнесменов был подарен список иконы, восстановленный по старым фотоснимкам и описаниям ее очевидцев, и уже отмечены факты чудотворения.
  • В городе Кадоме, что находится недалеко от Сарова (Рязанская обл.), в храме во имя иконы Богородицы «Милостивая» бывшего Милостиво-Богородского монастыря тоже хранится чудотворная икона.
  • Город Ухта (Республика Коми) может похвастать часовней, посвященной иконе «Неувядаемый Цвет».
  • Когда смотришь на эту икону и видишь светлый и нежный Лик Пречистой, в душе непроизвольно унимается тревога. Обращаются к Божьей Матери все, кому требуется утешение, помощь в непреодолимых трудностях. Верующие, молясь перед святым образом, обретают душевные силы, получают наставление на путь праведный, надолго сохраняют молодость и красоту.

    Молодым девушкам, мечтающим об удачном замужестве, тоже рекомендуется в первую очередь читать молитву и акафист к иконе «Неувядаемый Цвет» . Следует просить у Нее сохранения душевной чистоты, целомудрия, скромности, избавления от плотских грехов. Только тогда можно надеяться на счастливый брак, основанный на любви и взаимоуважении.

    О, Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным! Защити всех в несчастиях к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему. Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов твоих, за роптание наше. Буди нам Мать и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наши. О, Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством. Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, воздающих на нас. О, Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наши душевныя очи, да видим пути правды Божия. Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на Страшном суде Сына Твоего. Ему же мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

    Другие иконы, перед которыми можно молиться о замужестве

    Любой человек мечтает о любви, на которой будет основана семейная жизнь. Исходя из постулата «Бог есть любовь» логично предположить, что и обращаться с молитвой о счастливом замужестве нужно именно к Господу Богу.

    О, Всеблагий Господи, я знаю, что великое счастие мое зависит от того, чтобы я Тебя любила всею душею и всем сердцем моим, и чтобы исполняла во всем святую волю Твою. Управляй же Сам, о Боже мой, душею моею и наполняй сердце мое: я хочу угождать Тебе Одному, ибо Ты Создатель и Бог мой. Сохрани мя от гордости и самолюбия: разум, скромность и целомудрие пусть украшают мя. Праздность противна Тебе и порождает пороки, подай же ми охоту к трудолюбию и благослови труды моя. Поелику же Закон Твой повелевает жить людям в честном супружестве, то приведи мя, Отче Святый, к сему, освященному Тобою, званию, не для угождения вожделению моему, но для исполнения предназначения Твоего, ибо Ты Сам сказал: нехорошо человеку быть одному и, создав ему жену в помощницу, благословил их расти, множитися и населяти землю. Услышь смиренную молитву мою, из глубины девичего сердца Тебе возсылаемую; дай мне супруга честнаго и благочестиваго, чтобы мы в любви с ним и в согласии прославляли Тебя, милосерднаго Бога: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Однако в православной традиции с молитвой о замужестве принято обращаться еще и к другим иконам – Богородицы и некоторых святых, которые являются как бы посредниками между смертными и Отцом Небесным, передавая Ему наши мольбы.

    • Кроме уже описанного образа «Неувядаемый Цвет», о разрешении этой проблемы молятся перед Козельщанской иконой Богоматери .
  • Ходатайствует перед Всевышним Николай Чудотворец . История хранит сказание о его помощи трем девушкам-бесприданницам, которых ждала жалкая участь падших женщин.
  • Житие святой блаженной Ксении Петербургской повествует о том, как она помогала обрести семейное и материнское счастье нуждающимся в этом.
  • Истинно женской иконой считается образ Параскевы Пятницы . Перед ней молились о самых заветных и скрытых девичьих надеждах, в частности просили скорого и благополучного замужества, а в дальнейшем счастливой семейной жизни.
  • Покровительствует одиноким сердцам и хранит семейные ценности святая блаженная старица Матрона Московская . Многие девушки по молитве к ней обрели семью.
  • Примером христианской семьи, верности и любви являются святые муромские князья Петр и Феврония . Они даруют хорошего жениха, семейный мир и благополучие, вразумляют и наставляют на путь истинный оступившихся супругов.
  • О благополучном замужестве дочери-девицы и ее целомудрии могут молиться и родители. Мало кому известно, что в этом случае следует обращаться к апостолу Андрею Первозванному .
  • Стоит знать, что с молитвами о замужестве, какой бы ни была пламенной любовь, не следует обращаться, если избранник женат. Этим можно только усугубить ситуацию.

    Самый обеспеченный, самый успешный и красивый человек нуждается в поддержке, в ощущении цельности в присутствии своей второй половинки — супруга или супруги. Пока мы дети, поддержку создает семья, а вот повзрослев, человек «оставит отца и мать своих и соединится с женой своей, и будут двое одной плотью», по благословению Христа. Святая Церковь называет два главных благоприятных пути ко спасению: православное супружество и монастырь. Поэтому мечты о счастливом браке Господь благословляет. Многим не удается скоро встретить свою любовь. Это естественно, ведь человек должен быть готов к серьезным отношениям психологически, уметь любить, находить компромиссы, быть верным. В общении присутствует множество факторов: вероятностный, психологический, социальный, даже мистический, ведь человек, не защищенный оружием молитвы и церковными Таинствами легко подпадает под воздействие злых сил, обмана. «Не бойтесь, только верьте», — говорит Господь. Обращайтесь к святым, имеющим особую благодать избавлять от одиночества, с верой. Просите даровать встречу со второй половинкой, и вы почувствуете мир душевный, сможете впустить Божию благодать в свою жизнь. Верными помощниками верующих людей являются святые. С молитвой о скором замужестве или женитьбе и о счастливом браке принято обращаться к чудотворной иконе Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Трудности семейной жизни покрываются помощью Божией. Ведь глава семьи — муж, а мужу глава — Христос. Обращайтесь к Божией Матери как Покровительнице вашей будущей или уже существующей семьи.

    ИКОНОГРАФИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ»

      • Икону легко узнать по белой лилии или цветущей ветви в правой руке Богородицы. Именно благодаря этому атрибуту икона и получила свое название. Также образ может называться «Благоуханный Цвет». Корни изображения иконы Богородицы «Неувядаемый Цвет» уходят в древние века и связываются с исторической иконой Похвалы Богоматери, где Царица Небесная восседает на троне, показывая Младенца Христа людям и глядя на молящихся ей в окружении святых и ангелов. Этот образ может быть воспринят как менее торжественное (без трона и сонма святых), более приближенное к людям изображение Похвалы Богородицы.
      • Первые упоминания о почитании иконы Похвалы в Византийской империи относятся к IX веку. В Константинополе еще первый император-христианин Константин Великий создал храм, посвященный Богородице, и праздник в Ее честь. По прошествии веков духовный смысл праздника был отражен в иконописи — так появилась икона Похвалы Богородицы.
      • Богородица имеет интересные одежды; хоть они и традиционны для иконописи — красная нижняя одежда и синий плащ, — но при этом очень яркие и на оригинале иконы, и на ее списках, и на репродукциях. Голову Богородицы покрывает мафорий (головное покрывало) темно-синего цвета, который лежит поверх белого платка. Традиционные цвета одежды Богородицы на древних иконах обычно темнее: туника синяя, верхний омофор красно-коричневый.
      • Богомладенец также на иконе имеет яркие, ослепительно белые или золотые одежды. Длинная туника охряного или золотистого цвета, в которую одет Христос - знак приятия Самим Богом человеческой природы, а золотые нити ассиста на ней — символ Божественных энергий, то есть Иисус также остался и Богом по природе.
      • Очевидно, через одежду и позы Святой Семьи иконописец хотел передать простоту Их, отзывчивость на молитвы и в то же время силу.
      • Как и каждый чудотворный образ Богородицы, икона «Неувядаемый Цвет» имеет множество копий, созданных в различных стилях при сохранении деталей иконографии. Так, на некоторых вариантах образа одежды Младенца Иисуса золотые или белые с добавлением зеленых или коричневых оттенков. Бывает разным и фон иконы: на оригинальном образе он небесного цвета, но иногда делают и традиционный иконописный золотой фон.
      • В XVIII веке возникает множество вариантов иконы: появляется множество дополнительных деталей, чаще всего с коронами на головах Богородицы и Младенца, с большим количеством цветов вокруг Матери и Божественного Сына. Иногда фигура Богородицы обрамляется целыми гирляндами из цветов, вазами с букетами и, конечно, цветы появляются в руках Богомладенца.

    ЗНАЧЕНИЕ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ»

    Каждый образ Пресвятой Владычицы Небесной несет важный богословский и назидательный смысл. Икона «Неувядаемый Цвет» показывает и восхваление Богородицы — она предстает в торжественной позе, и духовное единение Бога в образе Младенца Христа и человека — Девы Марии, ведь Пресвятая Дева была избрана из обычных людей по своей чистоте и святости. Прекрасный цветок или цветущая ветвь в руках Богоматери возникли как символическое воплощение слов Акафиста, где Дева Мария называется «корнем девства и неувядаемым цветом чистоты». Это первый акафист, давший начало религиозно-поэтической, молитвенной традиции акафистов, которые сейчас написаны почти для каждой иконы Богородицы и каждого святого. Акафист «Радуйся, Невеста Неневестная» — шедевр словесности и богословия. Он наиболее известен среди других и единственный из всех акафистов, который вписан в богослужебный устав: читается всей Церковью в Субботу Акафиста Великого поста, имеющую также название «Похвала Пресвятой Богородицы». Название «акафист» означает «песнь, исполняемая стоя», то есть особо торжественная. Он делится на кондаки — небольшие молитвенные тексты — и икосы, где по двенадцать раз повторяется приветствие «Радуйся» (по-гречески «хайре», так греки здоровались друг с другом) с завершением «Радуйся, Невеста Неневестная». Такие слова отсылают к приветствию в день Благовещения Архангела Гавриила к Пречистой Деве: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобой». С лилией в руках изображается и Архангел Гавриил, возвестивший Пресвятой Богородице весть о будущем рождении Ею Господа Иисуса Христа. На иконе «Неувядаемый Цвет» также могут изображаться другие атрибуты Богородицы, воспеваемые в акафисте и наглядно показывающие чувства восхищения и преклонения перед Царицей Небесной, описанные в словах христианской гимнографии:

      • Свеча,
      • Кадило,
      • Небесная лестница,
      • Постамент для Богомладенца, который в этом случае стоит на нем, а не сидит на руках Матери, Луна и Солнце.

    ЧУДЕСА ОТ ИКОНЫ «НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ»

    По сей день на горе Кефалония, в святых местах Греции, ежегодно происходит чудо. В день праздника Благовещения греки приносят к иконе Богородицы любые белые цветы, чаще лилии. Все они до праздника Успения Божией Матери, то есть с апреля по август находятся в храме, их не поливают. Естественно, что головки цветов засыхают. Однако именно к празднику Успения каждый цветок вновь обретает жизнь, на стеблях появляются новые бутоны. Таким образом, Сама Богородица подтверждает этим чудом истинность названия иконы и Ее титула «Неувядаемый Цвет». Множество чудес исцелений совершила после молитв перед этой иконой Матерь Божия. Важнейшие из них:

      • Исцеления детей от немоты,
      • Сохранение семей,
      • Обретение второй половинки женщинами, которые не могли выйти замуж долгое время.
    День памяти иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» — 16 апреля. В эти дни накануне совершается Всенощное бдение, а в сам день памяти образа Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы иконе Целительница: тропари и кондаки. Икона выносится на середину каждого храма. Краткую молитву Богородице перед иконой «Неувядаемый Цвет» можно читать онлайн или наизусть в любое время, особенно рекомендуется молитва в случае отчаяния, печали, в болезни: Радуйся, Невеста Самого Бога, жезл тайный, Цвет Неувядаемый расцветший в человечестве, радуйся, Владычица, благодаря Которой мы радостью исполняемся и обретаем Царство Небесное

    О ЧЕМ ПРОСИТЬ ИКОНУ «НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ»

    Через эту икона Богородица особенно помогает в вопросах семьи. Можно:

      • просить о замужестве за хорошим человеком;
      • с искренней верой просить о хорошем выборе супруги или супруга, об избежании ошибок;
      • просить защиты от опасностей, от несчастливого замужества за тираном, прелюбодеем, нечестивым человеком, обманщиком;
      • молиться об умиротворении и душевном спокойствии;
      • просить сохранения семьи и домашнего благополучия;
      • молитвой оберегать себя и свое дитя для зачатия, здоровой беременности, родов, здоровья малыша.

    КАК МОЛИТЬСЯ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ» О ЗАМУЖЕСТВЕ

    О том, чтобы скорее вступить в брак, чаще мечтают девушки и женщины. Мужчины обычно настроены на успех в делах. Реализация своих талантов, достаток в деньгах важны для женщины, но в душе она беспокоится об одиночестве, ищет любящего защитника и покровителя. Женщине любовь необходима для гармонии с собой и полноты жизни. Однако девушкам стоит избавиться от убеждения в том, что «главное — выйти замуж». Нужно присмотреться к потенциальному супругу, увидеть внутренний мир мужчины, постараться увидеть его недостатки и решить, готовы ли вы их принять. О верном выборе молитесь Пресвятой Богородице: она подаст совет в вашем сердце, ведь пока оно слепо от любви, вам самой трудно определиться. Счастливый брак — результат изучения психологических отличий мужчин и женщин, особенностей общения в браке, работы над собой, а также плод молитвы. Читайте утренние и вечерние молитвы, которые Церковь благословляет читать ежедневно, посещайте храм и молитесь за богослужениями. Примите Святое Крещение, если еще не крещены, чтобы Господь и святые могли больше помогать вам. Читать молитву Божией Матери о счастливом браке, семье, скором замужестве нужно

      • с верой Господа и в то, что Он сделает все лучшее для вас;
      • понимая, что вы просите Бога не о развлечениях, а о создании семьи;
      • осознавая, что секс вне брака является грехом блуда (если вы совершали его, исповедайте его вместе с другими грехами в Таинстве Исповеди и затем причаститесь);
      • обдумав и благодаря Бога за успехи и случились благодаря помощи Божией.
    Молитва иконе «Неувядаемый Цвет» о помощи Царица моя преблагая, надежда моя — Богородица! Принимающая сирот, странников Предстательница, скорбящих Радость, несправедливо обижаемых Покровительница! Видишь мою беду, видишь и мою скорбь — помоги мне как немощному, накорми меня, как странника. Обиду мою знаешь, избави меня от нее, как захочешь. Я не имею ни другой помощи, кроме Тебя, ни другой Предстательницы перед Богом, ни благой Утешительницы, кроме Тебя, о Богоматерь! Сохрани же меня и покрой во веки веков. Аминь.

    ЧУДОТВОРНЫЕ СПИСКИ ИКОНЫ БОГОРОДИЦЫ «НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ» В РОССИИ

      • До 1757 года оригинальный образ пребывал в Свято-Алексеевском монастыре Красного Села (Московская область). Затем с него было сделано множество списков, а вот сам образ был утрачен.
      • В храме Покрова Богородицы города Воронеж пребывает еще одна икона
      • Образ, перед которым молился сам преподобный Серафим Саровский, находится в храме села Кадом, в Рязанской области.
      • В 2012 году в Самарской области на окне одного из домов, которым владеет верующая женщина, явился нерукотворный образ «Неувядаемый Цвет».

    В ЧЕМ ПОМОГАЕТ ИКОНА «НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ»

    Если в вашей семье присутствуют проблемы, недопонимание или даже измены, важно больше молиться Господу и Божией Матери. Молитва — помощь в любой сложной ситуации. Молитесь и в случае нищеты, бед, материальных трудностей — ведь Господь первый Помощник каждому человеку в любых трудных обстоятельствах. Зачастую в долгих отношениях наступают кризисы. Порой кажется, что семья рушится, люди хотят разойтись и никогда не видеть друг друга. Увы, нарушение верности в браке, предательство, обман — все эти грехи присущи людям. Иной раз не из-за злого намерения, но по неосторожности ваш супруг или супруга может нанести вам такую рану. Однако рушить легче, чем созидать. Постарайтесь сохранить семью своими совместными молитвами. Традиционно молятся святым заступницам семьи: блаженной Ксеньюшке Петербургской, святой Матроне Московской и, конечно, Божией Матери. Читайте утром и вечером молитву Божией Матери о вашей семье. «Пресвятая Владычица моя Богородица, возьми семью мою под Свой Покров. Всели в сердца супруги (супруга) моего и наших детей мир, любовь и все доброе. Помоги, Матерь Божия, чтобы мы вместе прославляли имя Твое и Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь» — с такими словами вы обращаетесь к Пречистой Деве с просьбой взять вас под свой Покров. Молитву пресвятой Богородице перед иконой «Неувядаемый Цвет» можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже: «О, Пресвятая и Непорочная Матерь Божия, Дева Мария, надежда христиан и убежище грешников! Защити всех, в несчастьях приходящих к Тебе, услышь стоны печальные наши, наклонись с Небес и услышь моление наше. О Владычица и Матерь Бога нашего, не отвернись от требующих Твоей помощи, не оттолкни нас, грешных, но вразуми и научи нас: не уходи духом Твоим от нас, рабов твоих, из-за нашего ропота и отчаяния. Сама будь нам Мать и Покровительница, мы поручаем себя Тебе и надеемся остаться под милостивым покровом Твоим. Приведи нас, людей нерадивых и невнимательных, к тихой и спокойной жизни и покаянию в грехах наших. 
О, Дева Мария, наша Благая и быстрая Заступница, Своим ходатайством о милосердии Бога защити нас от врагов видимых — злых людей и невидимых — духов тьмы, смягчи сердца злых людей, которые нападают на нас. О, Матерь Господа и Творца нашего! Ты основание девственности и целомудрия, неувядаемый и ароматный цвет чистоты, подай же помощь нам, слабым и одержимым страстями плоти, сердцем заблудившимся. Просвети наши души, чтобы мы могли видеть пути правды Божией. Благодатью Сына Твоего укрепи нашу слабую волю, чтобы мы исполняли заповеди и избавлялись от духовных бед и напастей, чтобы по уходе из земной жизни были оправданы по Твоему чудесному заступничеству на Страшном суде Сына Твоего, Которого да удостоимся мы вечно славить и чествовать в Царствии Небесном. Аминь».

 Православная Церковь благословляет стремление найти любовь и создать хорошую семью. Христос говорил: «Оставит человек отца и мать своих и прилепится к жене своей (соединится с женой), и будут двое — одна плоть (то есть одно целое)». Не зря муж и жена официально имеются находящимися «в нулевой степени родства». Поэтому молитесь Пресвятой Богородице и не оставляйте надежды на помощь Божию. Пусть Господь Иисус Христос и Пресвятая Богородица хранят Вас и Вашу семью!

    На греческом острове Кефалония не одно столетие существует светлая традиция. В святой праздник Благовещения верующие приносят в Церковь скромные белые цветы, подобные тех, какие архангел Гавриил преподнес Богородице с вестью о воле Божьей стать матерью Спасителя.

    Молодая смущенная девушка приняла дар Гавриила, и с тех пор цветок лилии стал олицетворением Богородицы, как символ чистоты и невинности. Помня об этом явлении православные христиане, чувствующие защиту и покровительство Богоматери, кладут хрупкие цветы на киот перед иконой, где они остаются на долгие пять месяцев без полива и лучей солнечного света.

    А в праздник Успения всякий раз случается невероятное событие - чудесным образом усохшие стебли наполняются соком, выгоняются новые стрелки бутонов и храм наполняется дивным благоуханием и роскошным цветением лилий. Это и есть неувядаемый цвет. Священники гласят, что подобно цветку душа человеческая способна усохнуть, потеряв божественную искру. Но стоит вновь обрести веру, как очерствевший дух, с помощью молитвы и доверия к Христу, вновь приобщается к милости Богородицы.

    Описание

    Поскольку первоначальный образ Богородицы утрачен и ее изображение восстанавливали по многочисленным сохраненным церковным свиткам, то единого прообраза нет. Чаще всего Деву Марию изображают в праздничных одеждах синего или красного цвета украшенных лентами. Одной рукой Богоматерь поддерживает Богомладенца, а второй держит ветвь лилии с распустившимся бутоном. Лик Царицы Небесной изображен мягким и нежным.

    Синодом допускаются вариации в образе:

    • Иисус поддерживается как правой, так и левой рукой Богородицы.
    • Голова Матери Божьей может быть прикрыта покрывалом, с короной или непокрытой вовсе.
    • Христос изображается как младенцем, так и отроком в богатых одеждах с короной на голове. В руках держит свиток или державу.
    • Цветы могут отличаться по сорту, оттенку и пышности.

    Отмечено, что чем старше и древнее икона, тем тщательнее на ней прорисованы детали. Сюжет может дополняться изображением трона, цветочных гирлянд и присутствующими апостолами.

    Значение

    Икона «Неувядаемый цвет» с древних времен символизирует невинность, чистые помыслы и неувядающую красоту души пред страданиями и горем. Непорочность и целомудрие, исходящие от Матери Божьей, являются эталоном для молодых незамужних девушек и холостых юношей, мечтающих найти свою половину для создания крепкой семьи.

    Часто образом Богоматери благословляют невест на замужество и провожают в супружескую жизнь, проведя Таинство Венчания. Глядя на прелестный образ Девы Марии женщины разных возрастов молят о сохранении здоровья и красоты. Одинокие христиане обоего пола, преклонившись пред иконой, просят одарить светлым чувством любви, унять тревоги и получить признание у окружающих людей.

    О чем молятся иконе и как помогает «Неувядаемый цвет»

    Богородица всегда считалась главной заступницей православных христиан. Несмотря на то, что к иконе «Неувядающий цвет» больше обращаются женщины, то искренняя молитва о милости Матери Божьей допустима людям обоего пола и самых различных возрастов.

    Молодые юноши и девушки просят:

    Замужние дамы и солидные мужи молят:

    • Об усмирении душевных и плотских страстей.
    • О помощи в преодолении преград.
    • О взаимопонимании в супружеской жизни и сохранении любящих отношений.
    • О спокойном будущем времяпровождении в кругу семьи.
    • О правильном воспитании детей.
    • О решении при возникновении семейных невзгод и сохранения домашнего очага.
    • О сохранении красоты души и тела.

    «Неувядаемый цвет» помогает обрести:

    • Душевный покой.
    • Утешение после печальных известий.
    • Обрести угасшую веру во Христа.
    • Найти силы для преодоления преград и одолевающих мрачных мыслей.
    • Получить надежду в завтрашнем дне.
    • Избавиться от тревог.

    Икона «Неувядаемый цвет» считается чудотворной. Молитва перед ней помогает очиститься от негатива, раздражения и обиды. Богородица с радостью смягчает очерствевшие сердца и возвращает угасшие чувства. Воспитанные в вере христиане молят Деву Марию о наставлении на истинный путь, и просят одарить знаниями о Господе подрастающее поколение.

    Икона в доме

    Домашний иконостас. Обычно икону располагают в домашнем иконостасе вместе с остальными ликами или ставят на специально оборудованную полку в восточной стороне жилища.

    Хорошим украшением «Неувядаемого цвета» считается кружево, живые цветы или веточки вербы. Необходимо помнить о регулярной уборке домашнего киота, образ нужно поддерживать в чистоте.

    Уважительное отношение к святому изображению многократно усиливает молитву верующего.

    Также допустимо размещение иконы в комнатах:

    • Супружеская спальня. Любовные отношения между супругами не считаются грехом, а ведут к продолжению рода человеческого.
    • Девичья спальня. Образ помогает сохранить чистоту помыслов и удержаться от греховных мыслей.
    • Детская спальня. Под покровительством Богородицы детский сон будет чистым и светлым.

    Особых требований к размещению иконы у священнослужителей нет. Поместить икону возможно в любом месте дома.

    Читайте также:

    Молитва

    О, Пре­свя­тая и Пренепорочная Ма­ти Де­во, на­деж­до хри­сти­ан и при­бе­жи­ще греш­ным! Защити всех в несчастиях к Те­бе при­бе­гаю­щих, услы­ши стенания на­ша, приклони ухо Твое к молению на­ше­му.

    Вла­ды­чи­це и Ма­ти Бо­га на­ше­го, не пре­зри требующия Твоея по­мо­щи и не от­ри­ни нас греш­ных, вразуми и нау­чи нас, не от­сту­пи от нас, ра­бов Тво­их, за роптание на­ше.

    Бу­ди нам Мать и Покровительница, вручаем се­бе милостивому По­кро­ву Тво­ему. Приведи нас, греш­ных, к тихой и безмятежной жиз­ни, да оплачем гре­хи наши. О, Ма­ти Ма­рие, на­ша преблагая и ско­рая За­ступ­ни­це, по­крый нас Сво­им хо­да­тай­ством, защити от вра­гов ви­ди­мых и не­ви­ди­мых, умягчи серд­ца злых лю­дей, возстаю́щих на нас.

    О, Ма­ти Гос­по­да Творца на­ше­го! Ты еси Корень Девст­ва и Неувядающий Цвет чис­то­ты и це­ло­муд­рия, пошли по­мощь нам не­мощ­ным и обуреваемым плот­ски­ми страсть­ми и блуждающим сердцами. Про­све­ти наши ду­шев­ныя очи, да ви­дим пу­ти прав­ды Бо­жия.

    Бла­го­да­тию Сы­на Тво­его укре­пи на­шу слабую волю во ис­пол­не­ние за­по­ве­дей, да избавимся от вся­кия бе­ды и на­пас­ти и оправданы будем Тво­им пречудным заступлением на Страшнем Су­де Сы­на Тво­его, Ему­же мы воздаем сла­ву, честь и поклонение ны­не и прис­но, и во ве­ки ве­ков. Аминь.

    Людям далёким от веры может показаться, что образ «Неувядаемый цвет» все лишь красивая картинка, однако тысячи верующих говорят о скорой помощи Богородицы, о её заступничестве и опеке над просителями.

    Полезное видео