Подвижные игры для детей по мотивам сказок. Подвижные игры для детей по сказке «Заюшкина избушка

Интересные познавательные игры, игры-викторины и конкурсы для младших школьников на знание сказок.

Игра «Сказки. Сказки. Сказки»

Дополни имя . Игра для разминки, включения ребят в игровую ситуацию. Ведущий называет первое слово имени сказочного героя, а дети хором продолжают. Чей хор дружнее и без ошибок, та команда побеждает.

Кощей — Бессмертный

Елена — Прекрасная

Василиса — Прекрасная

Сестрица — Аленушка

Мальчик — с-пальчик

Финист — Ясный Сокол

Иван — царевич

Братец — Иванушка

Змей — Горыныч

Андрей — стрелок

Никита — Кожемяка

Крошечка — Хаврошечка

Отвечай одним словом . Каждому игроку или команде быстро задаются вопросы. Время на обдумывание — 1-2. секунды. Кто больше даст правильных ответов, тот победил.

Способ передвижения Бабы-Яги. (Ступа)

Так иногда называют в сказках лису. (Кумушка)

Любимая книга Буратино. (Азбука)

Гордость Марьи-красы. (Коса)

Сестрица Иванушки. (Аленушка)

Как звали невесту Пьеро? (Мальвина)

Сказочное название волшебной скатерти. (Самобранка)

Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка)

Имя мальчика, которого унесли дикие лебеди. (Иванушка)

У кого смерть была на конце иглы? (У Кощея)

В кого превратился гадкий утенок? (В лебедя)

Фрукт, которым отравили царевну? (Яблоко)

Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)

В каком городе жил Незнайка? (В Цветочном)

Кто помог вытащить репку? (Мышка)

Какое лакомство предпочитал Карлсон? (Варенье)

Куда летал Незнайка? (На Луну)

Игра «Русские сказки»

Игроки разбиваются на три команды (по числу вариантов), которым ведущий по очереди задает вопросы. Ответы записываются на листке в столбик. Команда, первой прочитавшая зашифрованное слово по начальным буквам ответов, становится победителем.

Вопросы

Вариант 1

Этим предметом Иван пытался разбудить своих братьев.

Эта птица иногда превращалась в кривенькую девочку.

На какой реке Иван бился с Чудом-Юдом?

Кличка сказочного коня.

Без этого домашнего животного не обходится большинство сказок.

Жилище Бабы-Яги.

Имя сказочного героя.

Вариант 2

Имя девицы из сказки «О молодильных яблоках и живой воде».

Его пытались съесть пятеро, а удалось шестому.

Сестра Иванушки.

Пресмыкающееся с тремя и более головами.

Сказочный герой, смерть которого в яйце.

Мужское имя в сказках.

Вариант 3

Предмет, благодаря которому царевич нашел себе жену.

В чем нес медведь девочку вместе с пирогами?

Имя героя, нашедшего «то, не знаю что».

Этим подавился петушок.

Посуда, из которой журавль кормил лису.

На ее кончике смерть одного сказочного героя.

Ответы

Вариант 1

Р укавица

У точка

С мородина

С ивка

К онь

И збушка

Е меля

Вариант 2

С инеглазка

К олобок

А ленушка

З мей

К ощей

И ван

Вариант 3

С трела

К ороб

А ндрей

З ернышко

К увшин

И гла

Игра «Удивительные превращения»

Команда или игроки отвечают на вопрос ведущего «В кого превращались или были заколдованы сказочные герои?» за определенное время.

Князь Гвидон из сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». (В комара, муху, шмеля)

Великан-людоед из сказки Ш. Перро «Кот в сапогах». (В льва, мышь)

Красивый мальчик Якоб из сказки В. Гауфа «Карлик Нос». (В кролика)

Одиннадцать братьев-принцев из сказки Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди». (В лебедей)

Чудовище из сказки С. Аксакова «Аленький цветочек». (В принца)

Коротышка Листик из книги Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе». (В ослика)

Багдадский калиф Хасид из сказки В. Гауфа «Калиф-аист». (В аиста)

Два брата из книги Е. Шварца «Два клена». (В клены)

Женя Богорад из повести Л. Лагина «Старик Хоттабыч». (В старика)

Ослы Брыкун, Пегасик и Калигула из повести Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе». (В коротышек)

Игра «Необыкновенные путешествия»

Команда или игрок отвечают за определенное время на вопрос ведущего: «На чем или на ком сказочные герои совершили необыкновенное путешествие?».

В волшебную страну Элли и дядюшка Чарли из книги А. Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». (На сухопутном корабле)

Вокруг света капитан Врунгель, Лом и Фукс из книги А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля». (На яхте «Беда»)

В Индию за Женей Богорадом старик Хоттабыч и Волька из сказочной повести Л. Лагина «Старик Хоттабыч». (На ковре-самолете)

За медом Винни-Пух из сказочной повести А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». (На воздушном шарике)

В лагерь турецкого войска барон Мюнхгаузен из книги Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена». (На ядре)

На Луну Незнайка и Пончик из книги Н. Носова «Незнайка на Луне». (На ракете)

Из норы крота в теплые края Дюймовочка из сказки Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка». (На ласточке)

В Африку доктор Айболит и его друзья из книги К. Чуковского «Доктор Айболит». (На корабле)

С железнодорожной станции в деревню Простоквашино дядя Федор и его друзья из книги Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот». (На тракторе)

На крышу Малыш из сказочной повести А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше». (На Карлсоне)

Игра «Сказочные заклинания»

Команда или игрок отвечают за определенное время на вопрос ведущего: «Кто говорил такие волшебные слова?».

По щучьему велению, по моему хотению. — Емепя (Русская народная сказка «По щучьему велению»)

Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мною, как лист перед травою. — Иванушка-дурачок (Русская народная сказка «Сивка-бурка»)

Сим-сим, открой дверь! — Али-Баба (Арабская сказка «Али- Баба и 40 разбойников»)

Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли — быть по-моему вели. —Женя (В. Катаев «Цветик-семицветик»)

Раз, два, три. Горшочек, вари! — Девочка (Братья Гримм «Горшок каши»)

Кара-барас. — Мойдодыр (К. Чуковский «Мойдодыр»)

Мутабор. — Калиф (В. Гауф «Калиф-аист»)

Бамбара, чуфара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, скорики, мо- рики. -— Бастинда (А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)

Крекс, пеке, фекс. — Буратино (А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

Стань передо мной, как мышь перед горой, как снежинка перед тучей, как ступенька перед кручей, как звезда перед луной. Бурум-шурум, шалты-балты. Кто ты? Кто я? Был — я, стал — ты. —Нильс (С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дики ми гусями»)

Игра «Кто есть кто?»

Команда или игрок отвечают за определенное время на вопрос ведущего: «Кто есть кто из литературных персонажей?».

Мойдодыр. — Умывальник (К. Чуковский «Мойдодыр»)

Дядя Федор. — Мальчик (Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»)

Тяни-Толкай. — «Конь» с двумя головами (К. Чуковский «Доктор Айболит»)

Куинбус-Флестрин — Человек Гора. — Гулливер (Дж. Свифт «Путешествие Лемюэля Гулливера в некоторые отдаленные страны света, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей»)

Рикки-Тикки-Тави. — Мангуста (Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»)

Господин Нильсон. — Обезьянка (А. Линдгрен «Пеппи Длинный Чулок»)

Гассан Абдурахман ибн Хоттаб. —Джинн (Л. Лагин «Старик Хоттабыч»)

Каа. — Удав (Р. Киплинг «Маугли»)

Страшила. — Соломенное чучело (А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)

Тилли-Вилли. — Железный великан (А. Волков «Желтый туман»)

Игра «Разноцветные ответы»

Команда или игрок отвечают за определенное время на вопрос ведущего: «Какое слово надо поставить вместо многоточия?».

Сказка Ш. Перро «Красная...» (Шапочка)

Сказка Ш. Перро «Синяя...» (Борода)

Сказка М. Метерлинга «Синяя...» (Птица)

Рассказ В. Осеевой «Синие...» (Листья)

Волшебная повесть А. Погорельского «Черная...» (Курица)

Рассказ А. Куприна «Белый...» (Пудель)

Сказочная повесть А. Волкова «Желтый...» (Туман)

Рассказ В. Бианки «Серая...» (Шейка)

Рассказ В. Бианки «Оранжевое...» (Горлышко)

Игра «Друзья и подруги...»

Карточки с пустыми столбцами для ответов копируют по количеству команд. За определенное время заполните таблицу.

Кто из литературных персонажей были друзьями...

Ответы

1. Багира, Балу, Каа (Р. Киплинг «Маугли»)

2. Вишенка, Редиска (Дж. Родари «Приключения Чиполлино»)

3. Карлсон (А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне»)

4. Пятачок, Иа-Иа, Кролик (А. Милн. «Винни-Пух и все- все-все»)

5. Кай (Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»)

6. Чебурашка, Галя (Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»)

7. Кот в сапогах (Ш. Перро «Кот в сапогах»)

8. Тотошка, Страшила, Железный Дровосек, Трусливый Лев (А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)

9. Гунька, Знайка, Ворчун, Молчун, Авоська, Небоська, Винтик, Шпунтик, Растеряйка, Тюбик, Пилюлькин, Пончик, Сироп- чик, Торопыжка, Гусля (Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)

10. Яло (В. Губарев «Королевство кривых зеркал»)

Игра «С подсказкой и без...»

Ведущий задает вопросы с подсказками. За правильный ответ после вопроса игрок получает 3 балла, с одной подсказкой — 2, с двумя — 1 балл. Кто первым отгадает персонажей и наберет большее количество очков, тот и выигрывает.

Вопросы

1. Чтобы хорошенько пообедать, этот подлый обманщик прикинулся добренькой старушкой.

В чепчике, в очках и под одеялом узнать его было трудно.

Девочка удивилась, почему у бабушки такие большие зубы.

2. Хорошей девочке пришлось соврать, чтобы вырваться на свободу.

Тот, кто ее не пускал, сам же и доставил ее домой, ничего не подозревая.

Если бы он знал, что несет не пирожки, не потрепали бы его в деревне собаки.

3. Мелкие торговцы-врунишки заявили, что их товар — волшебный.

Даже король поверил в это.

А вот если бы не поверил, то не появился бы перед народом в самом смешном виде, какой только можно себе представить.

4. Эта обманщица знает много способов добиться своего, и один из них — лесть.

Глупая птичка поверила ей.

Проворонить свой сыр — это обидно.

5. Эти коварные женщины обманули царя, наговорив ему такого, что и представить страшно.

Вот поэтому только через много лет он впервые увидел сына.

Их самих следовало бы засмолить в бочку и пустить плавать по морю-океану.

6. Этот лгунишка очень помог своему хозяину, придумав ему новое имя.

Раздобыв хозяину настоящий замок и дорогую одежду, он превратил его в достойного жениха для принцессы.

А вот то, что он ходил в сапогах, очень удивляло прохожих.

7. Чтобы превратить свою жизнь в сказку, эта обманщица заявила, что необычное изделие из хрусталя принадлежит именно ей.

Но оно никак не могло ей принадлежать, потому что совсем не подходит по размеру.

Эту хрустальную вещь обронила ее хозяйка, когда убегала домой.

8. Этот хитрый обманщик смог изменить свой голос.

Дети не сразу поверили, что пришла мама.

Из семи ребятишек остался только один, который и рассказал козе о том, что случилось.

9. Эта обманщица придумала притвориться глухой.

Глупый кругляшок пел ей песни.

Когда он уселся ей на язычок, оставалось только проглотить его.

10. Две сестрички желали третьей только добра. И поэтому перевели часы на час назад.

Они не знали, что сестра совсем не боится чудовища.

А вот если бы она попросила у отца новые наряды, то не нашла бы своего принца.

11. Этот малюсенький врунишка присвоил себе целое изобретение.

Сам-то он ничего не знал, поэтому всегда попадал в смешные истории.

Потом уже все узнали, что воздушный шар изобрел совсем не он.

Ответы

1. Волк (Ш. Перро «Красная Шапочка»)

2. Медведь (Русская народная сказка «Маша и медведь»)

3. Торговцы «невидимой тканью» (Г.-Х. Андерсен «Голый король»)

4. Лиса (Басня И. Крылова «Ворона и лисица»)

5. Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой (А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»)

6. Кот (Ш. Перро «Кот в сапогах»)

7. Дочка мачехи (Ш. Перро «Золушка»)

8. Волк (Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»)

9. Лиса (Русская народная сказка «Колобок»)

10. Старшие сестры (К. Аксаков «Аленький цветочек»)

11. Незнайка (Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»).

Загадки сказочных героев

Игроки делятся на две команды. Ведущий зачитывает рассказы сказочных героев о себе, о своих ощущениях, чувствах и т. п. Задача — узнать героя. Побеждает команда, давшая больше верных ответов.

Вопросы

1. «Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что все так обернется. Я думал, что все такие же добрые, как мои Бабушка и Дедушка. Но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые...»

2. «Всю жизнь боялась кошек. А она в этот раз пришла: мурлычет, скребется, мол, помоги. А чем я, маленькая Мышка, могу помочь Кошке? Но вижу, не обманывает. Выбежала в поле, смотрю, действительно моя помощь нужна...»

3. «Я знал, что все так закончится. Уж больно ветхий я и старый, сколько лет в поле стою. Мечтал, конечно, чтобы во мне кто-нибудь поселился... Но их поселилось так много, что я просто не выдержал и рухнул...»

4. «Ну и хвост у этой Мышки! Не сравнится он ни с кулаком Деда, ни с кулаком Бабы. И надо было этой Мышке выбежать в самый неподходящий момент. Сейчас бы мной все любовались. Лежало бы я на самом видном месте...»

5. «Мне приятно быть на голове этой девочки. Она за мной ухаживает. Я всегда чистая. Мне нравится вместе с ней путешествовать по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень-очень доверчива. Из-за этого с ней происходят всякие неприятности...»

6. «Честно говоря, неприятно, когда тебя надевает на ноги Кот. Он исцарапал и порвал все мои стельки. Я, конечно, понимаю, что вся эта беготня ради хозяина, но больно ведь...»

7. «Нам бы, конечно, не хотелось ее подводить. Мы бы могли отстать, и вся история закончилась бы там, на балу. Но мы не имеем права ни спешить, ни отставать...»

8. «Для меня очень вредно столько находиться в воде... Спасибо этому любопытному и непослушному мальчишке. Если бы не он и не черепаха, сколько бы я еще пролежал на дне?..»

9. «Она хорошая девочка. Добрая, заботливая. Но надо же знать себя — что тебе можно, а что нельзя. Я вот Горяч по натуре: согреваю, сжигаю, растапливаю... Зачем было через меня прыгать?..»

10. «Я, конечно, готова была выполнить любое ее желание. Ведь ее муж спас мне жизнь. Но в конце концов я поняла: чем больше человеку даешь, тем больше ему хочется. Вот и приходится таким людям оставаться у разбитого корыта...»

11. «Вы думаете, мне приятно жить с такой хозяйкой? Моя беда (а может, и не беда) в том, что я не могу лгать. Всегда ей всю правду рассказываю. И из-за этого мне достается: то она на меня накричит, то бросит, то пригрозит, что разобьет. А вот когда ей приятно, что я говорю, она поглаживает мою ручку и долго-долго смотрится в меня...»

12. «Я осталась жива только благодаря этой маленькой хрупкой девочке. Она меня согревала, кормила, поила. Как прекрасно жить! Радоваться солнцу, ветру, теплу!..»

Ответы

1. Колобок.

2. Мышка («Репка»).

3. Теремок.

4. Яйцо («Курочка Ряба»),

5. Красная Шапочка.

6. Сапоги («Кот в сапогах»).

7. Часы («Золушка»),

8. Золотой ключик («Буратино»),

9. Костер («Снегурочка»).

10. Золотая рыбка («сказка о рыбаке и рыбке»).

11. Зеркальце («сказка о мертвой царевне и семи богатырях»),

12. Ласточка («Дюймовочка»),

Блицконкурс «вопросы с подвохом»

Главное в конкурсе — отвечать как можно быстрее. Большее количество ответов за минуту гарантирует большее количество баллов.

Вопросы

1. Золушкин башмачок простой Или золотой?

2. Сколько человек тянули репку?

3. У колобка на шее был бантик или галстук?

4. Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят»?

5. Маша приговаривала: «Высоко сижу, далеко гляжу...». Куда же она залезла: на высокое дерево или на крышу дома?

6. По какому поводу Муха-Цокотуха собрала гостей: именины или свадьба?

7. Во что превратилась Золушкина карета: в тыкву или брюкву?

8. Мальвина — брюнетка или блондинка?

9. Что просил старик у Золотой рыбки, когда выловил ее в первый раз?

10. Красная Шапочка носила венок из ромашек или одуванчиков?

11. Воздушный шарик, который подарил Пятачок Ослику, был похож на мячик или солнышко?

12. Что показывают часы, когда бьют 13 раз?

13. Что Муха-Цокотуха нашла, когда по полю пошла: самовар или чайник?

14. Сколько зернышек в день ела Дюймовочка, когда жила у Крота?

15. Котенок Гав гавкает или тявкает?

16. Чью дочку Морозко одарил приданым — старикову или старухину?

17. Когда Буратино получил золотой ключик, пытался ли Бармалей его отобрать?

18. Как Емеля возил на печке дрова: вязанками или врассыпную?

19. Кого водила на веревочке Шапокляк — кошку или собачку?

20. По какому месту ударила шишка косолапого мишку?

Ответы

1. Не простой и не золотой, а хрустальный.

2. Трое, остальные животные.

3. Ничего не было, так как у него нет шеи.

4. Шесть, а седьмой спрятался и все рассказал маме.

5. Она сидела в коробе за спиной у медведя.

6. Именины. Свадьба тоже состоялась, но позже.

7. В тыкву.

8. Мальвина — девочка с голубыми волосами.

9. В первый раз — ничего.

10. Она носила только красную шапочку.

11. Он был похож на зеленую тряпочку.

12. Что им пора в ремонт.

13. Нашла денежку, а самовар потом на базаре купила.

14. Нисколько: она совсем не стала у него жить, а улетела с ласточкой.

15. Он мяукает.

16. Старикову.

17. Нет, так как он совсем из другой сказки, а за ключиком охотился Карабас-Барабас.

18. Дрова ходили сами, а на печке не ездили.

19. Крыску Лариску.

20. По лбу («шишка отскочила прямо мишке в лоб...»).

Игра «Ящик-загадка»

В ящике (коробке) находится сказочный предмет(ы), который необходимо узнать по вопросу-подсказке. За название сказки и автора участники получают дополнительные очки.

Вопросы

1. В ящике спрятаны предметы, которые девочка принесла из леса зимой, чтобы угодить своенравной принцессе и мачехе с ее дочкой.

2. Здесь находится вещь, которую съел крокодил.

3. С помощью предмета, находящегося внутри ящика, можно смастерить самые разные вещи, а можно убить страшного злодея — персонажа русских сказок.

4. С помощью предмета, находящегося здесь, главный герой сказки нашел свое счастье — мудрую жену, которая была заколдована.

5. Здесь находится игрушка, которой дали очень смешное имя, потому что она упала со стола. Кто это?

6. В этом ящике есть то, что указывает путь-дорожку не только Ивану-царевичу, но и одному из мифических героев Древней Греции.

Ответы

1. Подснежники (С. Маршак «12 месяцев»)

2. Мочалка (К. Чуковский «Мойдодыр»)

3. Игла (Сказка «Царевна-лягушка»)

4. Стрела (Сказка «Царевна-лягушка»)

5. Чебурашка (Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»)

6. Клубок ниток и нить Ариадны (Сказка «Царевна-лягушка» и миф о Минотавре)

Сказочные эстафеты
Дети очень любят сказки. Читают и знают их. Многие хотят подражать сказочным героям. Если вы проведете сказочные эстафеты, у ваших детей появится такая возможность.
Эти эстафеты – полуспортивные, полуигровые соревнования. В их основе – сюжет сказок.
Вы можете вспомнить старые сказки, сочинить новые. Инсценировать сказочные сюжеты, спеть песни любимых сказочных героев. Ну, и конечно, на радость детям вы можете провести сказочные эстафеты.
Когда вы будете их организовывать, обязательно напоминайте ребятам сюжеты сказок. Это поможет лучше понять задание и сделает его выполнение более эмоциональным.
Комментируйте по-сказочному и весело ход эстафет, включайте бодрую сказочную музыку, вдохновляйте на поддержку болельщиков.
Если вы не забудете об этом, у вас наверняка получится настоящий сказочно-спортивный праздник.

По названию ясно, что каждому участнику эстафеты предстоит изобразить Конька-Горбунка, который прекрасно описан в сказке П. П. Ершова.
Для этого вам потребуется лишь волейбольный мяч или воздушный шарик.
Участник сгибается в поясе, берет мяч и кладет его себе на спину. Чтобы мяч не упал во время движения, его необходимо придерживать руками, оставаясь при этом в полусогнутом положении. Но это не все.
Как известно, Конек-Горбунок мог прыгать так высоко, что преодолевал любые препятствия.
В этой эстафете «конькам-горбункам» также придется во время скачки преодолевать препятствия, например, поставленные на линии эстафеты три табуретки.
На каждую табуретку необходимо будет взобраться, затем соскочить с нее, и все это быстро и не теряя при этом «горб» – мяч за спиной.
Победят те «коньки-горбунки», которые окажутся более ловкими и стремительными.

Помните, барон Мюнхгаузен передвигался однажды, оседлав пушечное ядро.
Предложите ребятам освоить этот необычный вид «транспорта».
Ядром у вас будет обычный воздушный шарик, на котором сбоку яркой краской написано: «Ядро».
Участники должны оседлать ядро, зажав его между коленками и придерживая руками.
По сигналу в таком положении они проделывают путь до поворотного флажка и обратно.
Затем ядро передается следующему игроку и так далее, пока не выяснится, какая команда быстрее освоила «полеты на ядре».
Не забывайте, что при неосторожном обращении ядра имеют свойство взрываться. Предупредите об этом ребят.
Если шарик-ядро лопнет, команда выбывает из игры и оплакивает погибшего «ядролетателя».

С этим Котом знакомы все дети, поэтому суть эстафеты им будет ясна по названию.
Для ее проведения вам потребуется найти сапоги очень большого размера.
Сапоги устанавливаются на линии старта.
Первый участник по сигналу должен быстро надеть их и быстро добежать до финиша.
Но это ему сделать будет очень трудно, и не только потому, что сапоги тяжелые и неудобные.
Как вы помните, Кот в сапогах обладал хорошими манерами.
Поэтому, чтобы усложнить эстафету, вы можете поставить на пути следования три кегли. Пробегая мимо них, каждый участник должен задержаться и совершить поклон, красивый и оригинальный.
Итак, добежав до финиша и сделав на пути три поклона, участник возвращается и отдает сапоги следующему.
И так вся команда.
Команда-победительница может выразить свою радость громким и мелодичным мяуканьем.

В сказке Юрия Олеши «Три толстяка» смелый Тибул ходил по канату не только в цирке. Однажды он прошел по натянутой проволоке над площадью прямо над головами стреляющих в него гвардейцев.
В этой эстафете канатоходцам придется намного проще: в них никто не будет стрелять, и опасность упасть с огромной высоты и разбиться им не угрожает.
Канат, то есть обыкновенную веревку, можно просто протянуть по земле от старта до финиша.
Все игроки по очереди пробегут по нему до поворота, а на обратном пути попробуют всю дистанцию пропрыгать на одной ноге.
При этом нужно быть все-таки очень аккуратным: каждый раз ногу ставить на веревку, а не мимо. Иначе раздастся «выстрел» – хлопок судьи, которым он предупредит о «грозной опасности».
Самые ловкие «Тибулы» принесут победу своей команде.

Что отличает этих персонажей сказки А. Толстого «Приключения Буратино»? Они все время притворялись. Лиса притворялась, что она хромая, а кот – что он слепой.
Участникам эстафеты придется изобразить этих мошенников.
Эстафета парная, так как персонажи сказки тоже неразлучны.
На старте команды делятся на пары.
Один игрок каждой пары – лиса Алиса, другой – кот Базилио.
Тот, кто изображает лису, сгибает в колене одну ногу и придерживает ее рукой, оставаясь таким образом на одной ноге.
Участнику, изображающему кота Базилио, завязывают глаза.
«Лиса» кладет свободную руку на плечи «коту», и по сигналу эта парочка преодолевает эстафетное расстояние, возвращается и передает эстафету следующим участникам.

Помните, каким образом путешествовала в этой сказке Лягушка? Она заставила уток взять в клювы палку, а сама, уцепившись за нее лапками, взлетела вместе со стаей.
Участникам эстафеты придется проделать почти то же самое.
Два самых сильных участника берут гимнастическую палку и кладут ее на плечи.
В это время третий берется за палку руками, ноги отрывает от земли и оказывается, таким образом, «лягушкой-путешественницей».
Теперь по сигналу все трое начинают движение вперед.
Тому игроку, который висит на палке, категорически нельзя касаться ногами земли.
Когда «утки» с «лягушкой» добегают до финиша, участник, висевший на палке, отцепляется, а два других его товарища возвращаются на старт, чтобы взять нового «путешественника».
И так вся команда должна оказаться на финише.

Помните, как в сказке А. С. Пушкина Балда участвовал в почти спортивных соревнованиях? Его противниками были черти.
Благодаря своей ловкости и хитрости Балда победил.
В одном из заданий, которые придумывал старый черт, надо было унести лошадь. Но Балда вскочил на коня и крикнул бесенку: «Смотри, я унесу меж ног!»
В нашей эстафете мы попробуем показать именно этот эпизод из сказки.
Для этого все участники делятся на тройки.
Двое из них будут изображать лошадь, ну а третий участник, естественно, Балду.
«Лошадь» делается просто. Первый участник сгибается в поясе, а второй, тоже пригибаясь, берет первого за талию. Вот и все.
Осталось «Балде» оседлать «лошадь», и можно трогать в путь. После того как Балда на лошади достигнет финиша, он должен развернуться и, «пришпоривая» своего «коня», проделать обратный путь, чтобы передать эстафету следующей тройке.
Ну, а какой именно Балда, подобно пушкинскому, принесет победу команде, покажут итоги соревнования.

Кому незнакомо это сказочное существо, у которого три головы, четыре лапы и два крыла! Давайте тоже сделаем Змея Горыныча, это несложно.
Трое участников встают рядом, кладут руки на пояс или на плечи друг другу.
Ноги участника, стоящего в середине, связывают с ногами партнеров, стоящих по бокам. Получается как бы четыре ноги в общей сложности.
По сигналу «Змей Горыныч» начинает движение, причем участники, стоящие по бокам, должны выполнять движения руками, напоминающие взмахи крыльев.
Добежав (доскакав, долетев) до финиша, тройка разворачивается, возвращается и передает эстафету следующим участникам.
Ноги всем тройкам лучше связать до начала эстафеты.
После этой эстафеты ребята, наверное, подумают: «Хорошо, что Змеи Горынычи есть только в сказках».

Вы помните героя Николая Носова Незнайку, который летал со своими друзьями в Цветочный город на воздушном шаре?
А как устроен воздушный шар, вы, наверное, тоже знаете. По мере охлаждения воздуха в шаре из гондолы (корзины под шаром) выбрасывается балласт.
У нас в эстафете корзиной послужит обыкновенное ведро.
В него положим балласт: мячи, кегли, кубики и т. д., количество предметов должно быть равно количеству участников эстафеты.
Не забудьте, нам еще нужен воздушный шар, чтобы все было точно как в сказке. На эту роль великолепно подойдет воздушный шарик, он даже называется почти так же.
Когда инвентарь готов, можно начинать эстафету.
Первый участник берет в одну руку ведро, в другой руке у него воздушный шарик.
Старт. С ведром и шариком игрок бежит к линии финиша, где находится заранее положенный обруч.
Игрок, добежав, выкладывает в обруч один предмет из ведра, то есть «облегчает корзину».
Вернувшись к команде, он передает ведро и шар следующему участнику. Тот в свою очередь проделывает то же самое.
Таким образом, к концу эстафеты все предметы из ведра должны быть выложены в обруч.
А последний участник должен снова их собрать в ведро и вернуть команде.
Удачных вам полетов, и пусть они не заканчиваются так же плачевно, как в сказке Н. Носова.

Непременными атрибутами Бабы-Яги были ступа и метла.
В эстафете в качестве ступы можно использовать простое ведро, а в качестве метлы – швабру.
Участник встает одной ногой в ведро, другая остается на земле.
Одной рукой он держит ведро на ноге за ручку, в другой руке держит швабру.
А теперь в таком положении необходимо пройти всю дистанцию и передать «ступу» и «метлу» следующему.
Вперед, «Бабы-Яги»!

Если помните, в сказке Колобок ловко обошел Зайца, Медведя и Волка, но угодил в пасть Лисе.
В эстафете первых трех зверей заменят кегли, а последнего – ведро.
Каждый участник – это сказочник, который будет катить (пинать ногами) свой «колобок» (футбольный мяч) между кеглями.
Подведя мяч к ведру, участнику необходимо, не прибегая к помощи рук, забросить мяч в ведро, то есть отправить Колобка в пасть Лисы.
Попыток ему на это дается сколько угодно.
После того как мяч-«колобок» все же оказался в ведре, участник вынимает его руками и быстро бежит к следующему игроку, чтобы тот тоже смог «рассказать» всю сказку, то есть пройти со своим «колобком» все препятствия.

Что делал в сказке добрый доктор Айболит? Правильно, лечил. И первое, с чего он начинал, – ставил градусники пациентам.
Вот и в нашей эстафете участникам придется ставить друг другу градусники. Но не настоящие. Их заменят обычные кегли или другие предметы, которые на них похожи.
Перед началом эстафеты команда выстраивается в колонну на линии старта.
Первый участник стоит с ведром или сумкой, наполненной кеглями. Количество кеглей на две меньше, чем участников.
По сигналу первый «Айболит» бежит с ведром до определенной отметки и возвращается. Это он проделал путь в Африку.
По возвращении он достает из ведра кегли по одной и по очереди ставит их всем участникам, как градусники, то есть под мышку каждому. Кроме последнего.
Последнему он отдает ведро, сам же уходит в сторону и выбывает из игры.
Участник, получивший ведро (сумку), быстро собирает кегли у команды и вновь проделывает то, что проделывал первый игрок.
Не надо ронять кегли на землю, помните, что градусники – дефицит, а уж если уронили, тут же поднимите.
Эстафета заканчивается, когда останется один «Айболит», вернувшийся из «Африки», и ни одного «больного».

Помните, как трудолюбива была Золушка? Она ни минуты не сидела без дела.
Участникам этой эстафеты тоже придется потрудиться. Для этого приготовьте заранее ведро, веник и совок, а также по пять кубиков на каждую команду.
Эстафета эта встречная.
Необходимо разделить команду на две половины.
Одна встает на линии старта, другая – на финише, лицом друг к другу. С одной стороны участники будут «Золушками», а с другой – «злыми мачехами».
Как проходит эстафета? В руках у первой «Золушки» ведро, веник и совок. На линии движения от старта до финиша разбросаны пять кубиков – «мусор».
Первый участник двигается вперед, собирая по дороге кубики в ведро. При этом помогать себе руками нельзя. То есть каждый раз надо поставить ведро на землю, с помощью веника положить кубик на совок, затем с совка в ведро.
Когда все кубики собраны, «Золушка» передает ведро с кубиками, веник и совок «мачехе», то есть участнику команды, стоящему напротив.
«Мачеха», как и полагается злой и вредной мачехе, разбрасывает кубики по всей линии движения.
Новой «Золушке», которой «мачеха» передает орудия труда, вновь придется собирать мусор.
И это безобразие творится до тех пор, пока обе группы не поменяются местами.

Для начала вспомним, кто жил в теремке: Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайка-попрыгайка, Лисичка-сестричка да Комар-пискун. Шестым же пришел Медведь и разрушил теремок.
Попробуем эту сказку разыграть в эстафете. В ней будут участвовать только шесть человек – по числу персонажей сказки. А роль теремка выполнит обруч.
Эстафету начинает «Мышка». Участник, играющий эту роль, по сигналу двигается к финишу, где лежит обруч-«теремок».
Добежав, игрок продевает обруч через себя, кладет его на место и бежит за следующим участником, то есть за «Лягушкой».
Теперь они бегут к «теремку» вдвоем, обязательно взявшись за руки. Добежав, вдвоем пролезают через обруч, не разрывая при этом рук.
Сделав это, они бегут за третьим, потом за четвертым, потом за пятым.
Когда пятеро, не разжимая рук, пролезают через обруч и бегут за шестым – это оказывается «Медведь».
Но они все же берут его за руку и ведут с собой к «теремку».
Пять человек надевают обруч и удерживают его на уровне пояса.
«Медведь» в это время берет обруч рукой и тянет его вместе со всеми участниками, находящимися внутри, к старту.
Те, кто находится внутри обруча, бегут, помогая «Медведю».
Кто разыграет сказку быстрее, тот и победил.

В сказке семеро козлят были заперты дома, но Волк обманным путем проник в дом и козлят съел.
Домами в этой эстафете будут две половины волейбольной площадки или два других одинаковых пространства.
Одна половина – дом «козлят» одной команды, вторая – дом другой команды.
В каждой команде нужно выбрать семь «козлят» и одного «Волка». «Козлята» сразу занимают свои дома и располагаются в них, кому как нравится.
По сигналу оба «Волка» входят в дом противоположной команды и начинают ловить «козлят».
Тот, кого поймали (дотронулись рукой), уходит с площадки (он съеден).
Чей «Волк» быстрее съест всех «козлят», та команда побеждает.
Козлятам в этой игре-эстафете можно убегать от «Волка», но нельзя покидать дом, то есть выскакивать за пределы площадки.
Итак, приятного аппетита «волкам» и удачи «козлятам»!

Марина Суздалева

Подвижные игры горячо любимы всеми малышами и при этом являются неотъемлемой частью физического развития. Но ограниченный арсенал в виде догонялок и салок однажды наскучивает, хочется разнообразия как деткам, так и взрослым. Участницы « » подготовили целую серию подвижных игр для детей на улице и дома по сказке «Заюшкина избушка». Эти идеи помогут разнообразить арсенал подвижных игр увлеченной мамы и не дадут заскучать ни дома, ни на улице.

Выгоняем лису из зайкиного домика. Но она совсем не хочет оттуда уходить и поэтому построила высокий забор.

Для игры вам понадобятся кегли и мяч. Правила очень простые: нужно мячом сломать забор.

Игра с цифрами «Собери луб для домика зайца»

Посмотрев мультфильм, Настя решила сразу же построить зайке избушку. Но прежде необходимо было помочь зайке собрать луб, а для этого нужно прыгать по цифрам в порядке возрастания.

Для игры понадобятся: и листы формата А4 с написанными цифрами.

Раскладываем листы с цифрами на полу в разном порядке, раскладываем на них конструктор. Количество деталей конструктора должно равняться цифре на карточке. Включаем музыку, прыгаем по цифрам и собираем строительный материал для домика зайки.

Виктория Печиева, мама 2 малышей: Настеньки 2г.5мес. и Матвейки 8мес., г. Белореченск.

Игра «Заяц и лиса»

Однажды на прогулке, имея бутылки («брызгалки») с разведенной краской, пришла идея поиграть с детьми в подвижную игру «Заяц и лиса».

Подготовка игры: на снегу зеленой краской нарисовали елку (это лес, в котором живет лиса), на расстоянии нарисовали дом (в котором живет заяц). Один ребенок находится в лесу и изображает лису, другой ребенок прыгает как заяц к лесу.

Суть игры: лиса бродит по лесу, заяц прыгает в лес за заячьей капустой. Как только заяц припрыгал к елочке, лиса бежит и догоняет зайца, а задача зайца убежать от лисы в свой домик. Если заяц успел попасть в домик и лиса его не догнала, значит игра повторяется. Если лиса догнала зайца, значит дети меняются ролями.
Игра проходила на свежем воздухе весело и динамично. Все получили огромный заряд энергии, попили чай из термоса и радостные пошли домой!

Салимова Ольга, дочь Алёна 2г. 1мес., г.Екатеринбург.

Игра «Топ-топ-топ»

У нас с Мишей 1г. 2мес. подвижные игры пока идут сложно, т.к. трудно объяснить правила. Но по улице мы ходим охотно и при этом играем: «Топ-топ-топ и вдруг стоп» или в «большие / маленькие ноги шли по дороге». Вот и возникла идея провести подобную игру дома.

Из рулона бумаги сделала дорогу (можно склеить несколько листов А3). Нарисовала гуашью цветные полоски, чтобы дорожка была яркая (можно рисовать с малышом, но для нас — это уже отдельная игра, а вот старшая дочка с удовольствием рисовала полосы и кистью и валиком). Сынишке дала мелки — нарисовали следы.

А потом мы весело потопали по дорожке в компании любимых игрушек:
Топ-топ-топ
Вот собачка идет,
Мишу в гости зовет:
Гав-гав-гав…
Стихи сочиняла сама экспромтом… А потом еще устроили автозаезд по дороге. Все таки мальчишка!

На бумаге можно рисовать ручейки, через которые нужно перешагивать; кочки, по которым нужно перейти болото; следы на которые нужно наступать, чтобы пробраться незамеченным и т.д.

Кудряшова Надежда и Миша (1,2 года), г. Санкт-Петербург.

Подвижные игры на льду для малышей

У нас дома в подвижные игры особо не поиграешь, к сожалению для этого мало пространства. Поэтому мы взяли нашего лучшего друга и отправились искать лед (раз уж вся неделя у нас была ). Сначала думала, что будем лепить домик лисички и играть с ним, но подходящего снега не было, а вот ледяной прудик нашли.

Сначала мы устроили соревнование по ледяному футболу. Самое забавное, увы, не попало в кадр, потому что мы держали малышей, а они из-за всех сил пинали ледышку. Снимать в этот момент было невозможно.

Потом мы устроили соревнования по ледяным гонкам, одновременно запускаю наших мальчишек вперед на пузиках.

Потом у нас было перетягивание палочки, но оно быстро превратилось в ледяное катание в упряжках, где мамы были лошадками.

А под конец мы немного поудили ледяных рыбок и ледяных чудовищ (по крайне мере сын ловил именно последних).

Вот такая тематическая игра у нас получилась под конец сказочной недельки.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Данилова Ольга, сын Юра 2г. 6 мес., г. Санкт-Петербург.

Так как дочка совсем маленькая – решила сделать для тренировки навыка ползания, залезания, перелезания и ходьбы.

На полосе препятствий нужно:

  • залезть на диван;
  • затем перелезть через подушку;
  • сползти вниз по гладильной доске (или скатиться или сойти);
  • затем проползти через туннель;
  • пройтись по массажному коврику.

После 1-2 раза прохождение полосы становится неинтересным, поэтому мотивирую игрушками или карточками.

Алла Шувалова и дочка Леночка 10 мес., г. Самара.

Игра «Покормим мишку»

Игрушку медвежонка посадили на детский стульчик в одном конце комнаты, а еду для него положили в другом конце.

Ване говорю: «Мишка голодный и очень хочет кушать, давай скорее же его накормим». Задача Вани заключалась в том, чтобы бегать через комнату за фруктами и овощами и носить их медвежонку.

Сначала Ваня носил еду с большой радостью, а потом увидел пакет, из которого я доставала и начал складывать их обратно. В конце с полным пакетом сын подошел к медведю и накормил его фруктами и овощами.

Гейдо Ольга и сын Ваня (1 год 3 месяца), г. Новосибирск.

Подвижная игра «Зайки — догоняйки»

По квартире разложили:

  • трубу — это было упавшее дерево;
  • ортопедический коврик — это была дорожка, камушки;
  • мешки с горохом и орехами – две кочки;
  • большая игрушка лягушка — это пруд и через нее надо прыгать;
  • дырка в лестнице — это норка зайчика.

Суть игры: я лиса, а детки зайчата. Кого я догоняю, тот становится лисенком и бегаем за другим зайкой. Когда поймали второго зайчика — детки меняются ролями.

И вот я бегала за ними с игрушкой лисой, а мои зайчата убегали, используя препятствия.

Трухачева Мария и двое деток: Василиса 6,5 лет и Марк 11 месяцев.

Игра «Бегалка – искалка»

Игра очень простая и 5-минутная.

У нас много рисунков, нарисованных вместе с дочкой. Они нам для игры и понадобятся:

  1. Нужно рисунки развесить по всей квартире: в спальне, в кухне, в коридоре. Лучше взять рисунки по одной теме:

Предлагаем вашему вниманию подвижные игры и конкурсы для детей, которые можно провести на литературном утреннике по сказке А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино». Ведь и на таком мероприятии ребятам захочется подвигаться. А то у них от приличного сидения ноги затекут, как у Буратино. Собранные здесь подвижные игры подойдут для помещений и помогут сбросить детям излишек энергии. Но и некоторый интеллектуальный посыл они в себе несут – позволят вспомнить события и персонажей книги.

Подвижные игры рассчитаны на детей старшего дошкольного или младшего школьного возраста. Ведь именно они основные читатели этой полной юмора и приключений истории о деревянном человечке с золотым ключиком.

Одеяло папы Карло – подвижная игра-конкурс в помещении для детей 5-10 лет.

Как известно, создатель деревянного человечка столяр Карло был небогат. Да что там небогат, просто беден! И очаг у него был нарисован на куске старого холста, и на ужин была лишь луковка. Конечно, и одеяло было старенькое, все из кусочков. Его приходилось постоянно чинить. Предложите детям помочь папе Карло и «поставит заплатки» на одеяло. Для игры понадобиться оборудование – бумажное «одеяло» с прорезанными в нем дырками и «заплатки», точно подходящие под прорези. Детям предлагают поставить все кусочки на свои места. Эту забаву можно провести просто как физминутку. Тогда нужно лишь сделать так, чтоб на каждого участника было не менее чем по одной «заплатке». А можно устроить конкурс-соревнов ание между двумя командами. Тогда необходимо приготовить два одеяла и соревноваться на скорость.

Кот Базилио – подвижная игра в помещении для детей 7-12 лет

Кот Базилио из сказки носил темные очки и дощечку с надписью «Слепой». Хотя видел он прекрасно! Просто притворялся слепым в надежде разжалобить почтеннейшую публику. Чтобы ему поверили, он ощупывал предметы перед собой палочкой, а глаза покрепче зажмуривал. Предложите детям тоже поупражняться в ощупывание палочкой предметов. Для подвижной игры нужна палка, повязка, табурет и некоторое количество небьющихся предметов. Игроку, пожелавшему пройти испытание имени кота Базилио, завязывают глаза, дают в руки палочку и три раза поворачивают вокруг себя, приговаривая «Крэкс-пэкс-фэкс ». В конце концов, он должен оказаться лицом к табуретке, на которую в это время ставят какой-нибудь предмет. Задача игрока определить, что за предмет перед ним, ощупывая его палочкой. Прикасаться руками и подглядывать нельзя!

Карабас Барабас – подвижная игра в помещении для детей от 5 лет

Если вы помните, Карабас Барабас пытался поймать Буратино и его друзей, но в итоге оказался сам приклеенным к сосне за бороду. Далеко от сосны он отойти не мог. Но в руки ему лучше было не попадаться – до того он был зол.

Для игры прежде всего нужно выбрать водящего-«Караба са». На полу начертите мелом (если это возможно) или другим способом обозначьте круг. Можно взять для этого большой гимнастический обруч. Внутри круга зона Карабаса Барабаса. Дальше он пройти не может – не пускает приклеенная борода. Другой вариант обозначить «границы» — дать в руку водящему «Карабасу» веревку, а второй конец прочно привязать (или просто дать в руки взрослому ведущему). Остальные дети – маленькие человечки, куклы из театра. Они могут дразнить Барабаса, подбираясь как можно ближе к границе его территории. Можно при этом «показывать нос» и распевать песенку-дразнилк у, которую сочинил Пьеро:

«Карабас вы Барабас

Не боимся очень вас!»

Задача «Карабаса» — осалить любого из игроков, не выходя при этом за границы свое территории. А задача всех остальных – не попасться. Кого осалили, занимает место водящего и сам становиться «Карабасом».

Буратино и Мальвина – подвижная игра в помещении для детей от 5 лет.

Это подвижная игра на внимание. Участников в ней может быть очень много! Все дети встают в круг, в затылок друг другу с некоторой дистанцией. Двигаться по кругу можно двумя способами: как Буратино, или как Мальвина. Буратино бегает вприпрыжку и всем показывает «нос» (для малышей достаточно бегать вприпрыжку). Мальвина – девочка хорошо воспитанная, она ходит на цыпочках, маленькими шажками и делает через каждые три шага реверанс. (Для малышей 5-6 лет достаточно ходить на цыпочках). Когда все ребята освоят способы передвижения, взрослый водящий начинает подавать команды: «Мальвина» или «Буратино». В зависимости от команды дети должны двигаться одним из способов. Кто ошибся или «прозевал» выходит из игры.

Если размер помещения не позволяет полноценно двигаться, то можно проводить игру и стоя на месте. Да хоть вообще не отходя от стула. Просто Буратино будет только показывать нос, а Мальвина только делать реверансы. Кто ошибся – выбывает из игры и садиться на стул.

Сказку можно использовать во всех формах работы по физическому воспитанию. Перечислим некоторые из них.

  1. Двигательно-творческие занятия, основанные на одном из видов
    устного творчества.
  2. Сюжетные физкультурные занятия с «вкраплением»,
    «вплетением» элементов сказки (проводится в форме
    «двигательного» рассказа).

3. Театральные физкультурные занятия с использованием
имитационных, мимических и пантомимических упражнений,
инсценировок и игр-драматизации.

  1. Музыкально-ритмические занятия, основанные на народных
    плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием
    народных песен и мелодий.
  2. Игровые физкультурные занятия, сочетающие фольклор и
    физические упражнения.

Физкультурное занятие

по сказке «Три поросенка»

Средняя группа.

Цель. Закрепление сказки «Три поросенка» на основании проигрывания ее эпизодов в физических упражнениях.

Задачи. Совершенствование навыков метания; развитие умения управлять своим телом (равновесие, координация движений); воспитание трудолюбия и взаимопомощи.

Материал. Ребристая доска, маленькие мячи для метания, маска волка, веревка для обозначения реки.

Ход занятия.

1-я часть. Дети входят в спортивный зал. Воспитатель говорит, что сегодня они побывают в сказке «Три поросенка». «Представим, что все наши ребятки поросятки, которые прибежали на лесную полянку. Светит ярко солнышко. Пойдемте нба встречу ему (Ходьба на носках, руки вверх).

Всем стало весело и поросята разбежались по полянке (бег в рассыпную).

Потом они пошли по дорожке. На пути у них - речка (ходьба по ребристой доске).

Затем дети останавливаются, встают в большой круг. Воспитатель говорит, что в сказке поросята построили себе дома - вот и они сейчас будут их строить, вначале - соломенный дом.

Косим травку на солнышке (взмахи руками, имитации косьбы, пять -шесть раз).

Сушим траву на солнышке (повороты вправо, влево, руки в стороны, ладонями вверх).

Солому складываем в кучу (наклоны к правой и левой ноге попеременно)

Подул ветер, и деревья закачались (наклоны туловища вправо и влево)

Собираем ветки и складываем их в кучу (наклоны туловища вперед с прогибами спины, руки вытянуть вперед)

Дом из веток готов, теперь поможем третьему поросенку построить каменный дом. Поднимаем кирпичи (передают «кирпичик» из рук в руки).

Любуемся домом (ноги на ширине плеч - переступают с ноги на ногу, покачиваясь).

Дом построили и поросята радуются (прыжки на месте).

2-я часть.* Основные движения.

На поляне поросята нашли шишки и стали кидать их через реку (метание мячей вперед - постараться перебросить их через «реку»).

Поросята нашли узкое местечко в реке и постарались через нее перепрыгнуть (прыжки вперед).

На том берегу они собрали шишки (дети собирают мячи) и вернулись на полянку по мостику (ходьба по доске).

3-я часть. Подвижная игра «Три поросенка»

Дети (о трое) стоят в обручах (домики поросят). Условие: когда поросят трое и они находятся в домике, волк не может их тронуть

Звучит веселая музыка, и все поросята бегут на полянку: «мы маленькие поросятки, по лесу гуляем, цветы собираем». Воспитатель объявляет об опасности: «Вдруг выходит волк, он зубами - щелк!».

Все поросята должны занять свои домики. Заканчивается игра хороводом «Нам не страшен серый волк».

В конце занятия дети строятся. Воспитатель хвалит их за ловкость, трудолюбие, находчивость и старательность.

Физкультурное занятие по сказке «Колобок»

Старшая группа.

Цель. Закрепление понятий «хлеб» и «изделия из муки» на примере образа Колобка.

Задачи. Учить бегать легко и ритмично, закреплять умение прыгать через мяч и заканчивать прыжок легким полуприседом, воспитывать трудолюбие и уважительное отношение к хлебу.

Материал. Мяч (по количеству детей),обручи, шнуры, три гимнастические скамейки, мяч-колобок.

Ход занятия.

1-я част. Воспитатель.

Сказка, сказка, прибаутка

Рассказать ее не шутка,

Чтобы сказочка с начала

Слоено реченька журчала.

Чтоб к концу ни стар, ни мал

От нее не задремал

Сначала дети ходят

В колонне по одному с высоким подниманием колен, затем в колонне по прямой, берут мячи и продолжают идти в колонне, отбивая их одной рукой. Делают дыхательные упражнения и строятся в три колонны.

2-я часть. Общеразвивающие упражнение с мячом.

1.Жили были дед да баба на поляне у реки. И.п. - основная стойка, мяч за спиной. Наклоны головы вправо влево.

  1. И любили очень - очень на сметане колобки. И.п. - полуприсед,
    мяч за спиной. Передать мяч из одной руки в другую и обратно.
  2. Хоть у бабки мало сил, бабка тесто замесила. И.п. - основная
    стойка, мяч за спиной. приседать мяч вперед.
  3. ну а бабушкина внучка колобок катала в ручках. И. п. - стоя на
    коленях, мяч на полу. Приседать и катать мяч между ладоней (вперед,
    вправо, влево и т. д.)
  4. Вышел ровный, вышел гладкий, не соленый и не сладкий. И.п. -
    сесть, ноги врозь, мяч внизу. Положить мяч вправо - наклониться в
    перед, положить мяч влево - наклониться в перед.
  5. Очень круглый, очень вкусный, даже есть его мне грустно. И.п. -
    то же. Подбросить мяч и поймать.
  6. Мышка серая бежала, колбочка увидала. Ой, как пахнет колбочек!
    Дайте мышке хоть кусочек. И. п. - основная стойка, мяч на полу. Бег три
    раза вокруг мяча в чередовании с ходьбой на месте.

3-я часть. Основные движения.

1. Колбочек побежал, по мостику поскакал. С колобком забот не мало, скачет глупый где попало. «По мостику» - ходьба по скамейке с прокатыванием мяча.

  1. Вот пришел он на полянку, зайка ждет там спозаранку. В барабан
    он громко бьет, вчехарду играть зовет, «заячья чехарда» - прыжки на
    двух ногах через мяч.
  2. с колобком забот не мало, не лежится на боку. Может в лес он
    укатиться, может съестего лисица. «Прятки» - пролезание в обруч боком.

В конце занятияпроводится игра.

Подвижная игра «Хитрая лиса». Воспитатель незаметно от дети выбирает лису. Дети три раза зовут ее «Хитрая лиса, ты где?». Лиса прыгает в центр круга «Я гут». Дети разбегаются, а лиса их ловит.

Спокойная игра «Кто по кругу пойдет, тот колобок найдет». Дети ищут спрятанный колобок, воспитатель отмечает того, кто первый найдет колобок.

Подвижные игры по мотивам сказок.

Ранний возраст .

Уточка с утятами.

Воспитатель вместе с малышами вспоминает сказки об утятах. От кого они спаслись? Затемпроводится игра. Дети изображают утят, взрослый - утку. В начале игры они располагаются «в доме» - за натянутой между стульями веревкой. На противоположной стороне сидит ребенок, изображающий коршуна. Уточка уходит из дома одна и отправляется на поиски корма. Отойдя на достаточное расстояние, она зовет к себе утят. По сигналу утята подлезают под веревку и бегут к маме. По сигналу: «Коршун!» - убегают обратно домой. Усложнение: коршун пытается поймать утят.

Где спрятался Крокодил Гена.

Воспитатель прячет вгруппе игрушку Крокодила Гены. Дети закрывают глаза, педагог подходит к игрушке и звенит колокольчиком, затем переходит в другое место. Дошкольники открывают глаза и ищут Крокодила Гену. Играть можно несколько раз пряча игрушку в разные места. Усложнение: в игру вводится Чебурашка, который обозначается другим звуком, например игрой на металлофоне.

Допрыгни до Крокодила Гены.

Воспитатель держит вруках игрушку Крокодила Гены и просить малышей вспомнить,кто был выше: Гена или Чебурашка? Гена. Дошкольники превращаются в Чебурашек. Их задача сообщить что-то важное Крокодилу Гене. Для этого каждый ребенок должен подпрыгнуть вверх и дотронуться до игрушки.

Догони Чебурашку.

На полу в ряд раскладываются обручит. На одном конце этого ряда стоят дети, на другом - игрушка Чебурашка. Задача каждого ребенка -

добраться до Чебурашки, прыгая из обруча в обруч, и пригласить его к себе в гости.

Вторая младшая группа.

Волк и семеро козлят.

С помощью считалки выбирается волк. Он находится за чертой (спит). Остальные игроки козлята - прыгают, играют. Ведущий говорит: «Козлятушки-ребятушки, есть хотите?» малыши отвечают «Да, да, да». Ведущий продолжает: «Ну так к маме бегите», «Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой!» - объясняют козлята и бегут в свой домик. В это время волк просыпается и пытается поймать козлят.

Жуки играют.

Воспитатель вместе с детьми вспоминает сказки, в которых упоминаются жуки и другие насекомые, малыши рассматривают картинки. Затем им предлагается представить себя тем или иным жуком и показать, как он летает, бежит, ползает и т.п.

Обезьянка Анфиса.

После просмотра фрагмента мультфильма по сказке Э. Успенского малыши превращаются в обезьянок. По сигналу воспитателя они залезают на гимнастическую стенку и слезают с нее так, как это сделала бы обезьянка Анфиса.

Средняя группа.

Тушим пожар в кошачьем доме.

Дети изображают разных героев сказки «Кошкин дом». По сигналу «Кошкин дом горит!» бегут к гимнастической стенке, влезают по очереди вверх, имитируют тушение пожара, спускаются вниз. Игру можно проводить как соревнование команд.

Голубой щенок.

Выбирается водящий - Голубой щенок. Он становится в центре круга, образованного остальными участниками. Игрок называет имя и бросает названному участнику мяч. Стоящий в середине круга Голубой щенок старается ударить по летящему мячу. Если ему это удалось, Голубым щенком становиться бросивший мяч. Если же мяч пролетает мимо, Голубой щенок ждет, когда он упадет на землю, хватает его, кричит: «Стой!» и старается «запятнать» кого-нибудь из игроков. Если ему это удается, этот участник выбывает из игры.

Удочка кота Леопольда.

Дети располагаются на небольшом расстоянии друг от друга, образуя круг. В центре круга находится водящий - кот Леопольд. Он вращает по кругу (на уровне земли) удочку с грузом на конце (например, мешок с песком). Играющие внимательно следят за ее движением и при приближении груза подпрыгивают на месте вверх, чтобы леска не коснулась их ног. Тот, кто не успел увернуться от удочки, сам становится котом Леопольдом.

Старший возраст.

Догони Буратино.

С помощью считалочки определяется ребенок играющий роль Карабаса-Барабаса. Остальные дети выбирают роль любых других героев этой сказки А. Толстого. Карабас-Барабас старается попасть мячом в участников. Тот, в кого он попал, выбывает из игры. Последний оставшийся считается Буратино, его Карабас-Барабас догоняет уже без мяча.

Али-Баба и сорок разбойников.

С помощью счета«первый-второй» дети делятся на две группы. В первую входит сам Али-Баба и его сорок разбойников, вторую составляют «ловишки». Каждый разбойник прикрепляет к руке повязку. По сигналу «Раз, два, три,лови!» дети разбегаются по площадке. «Ловишки», как им полагается ловят разбойников, дотрагиваясь до них рукой. Игра проводится до последнего оставшегося разбойника - он признается самым ловким и достойным сокровищ Али-Бабы.

Летучий корабль.

Дошкольники делятся на две команды: «Стрелки» и «Слуги». Участники команд становятся друг против друга, между ними натянута волейбольная сетка. По сигналу участники игры перебрасывают через сетку друг другу «летучие корабли» - мячи. Бросать можно по-разному: из-за головы, двумя руками от груди. Члены другой команды должны

поймать как можно больше «кораблей». Затем команды меняются местами.

Чипполино.

Дети становятся в колонну которую возглавляет Чипполино. Сказочный герой спасается от преследования - синьора Помидора. Он медленно передвигается по площадке в разных направления. Чем точнее будут следовать его движениям участники игры, тем больше шансов у Чипполино на спасение. Можно внести в игру дополнения. Например, ведущий сообщает, что начался дождь. Участники игры должны быстро спрятаться в домике кумы Тыквы (на земле разложены обручи). Когда дождик кончится, нужно снова быстро собраться в колонну в прежнем порядке.

Подготовила воспитатель Сетковская А.А.