Почему надо занавешивать зеркала когда умирает человек. Когда можно снимать с зеркал покрывала после похорон

Среди народов, придерживающихся православных традиций, принято закрывать зеркала после смерти. Что послужило причиной данного поверья и насколько опасно оставлять зеркала открытыми в доме, где скончался человек?

Прежде всего, данное суеверие основано на представлении, что зеркала являются своеобразными воротами в иной мир. Не исключено, что открытый вход ведет в мир умерших душ. Поэтому следует закрывать полотном зеркала, исключая возможность проникновения в наш мир потусторонних сущностей.

Не менее важен вопрос, сколько держат закрытыми зеркала? Считается, что в течение трех дней с момента смерти душа способна возвращаться к покинутому телу. Если, попав в помещение, она отразится в открытом зеркале, то навсегда затеряется в его лабиринте и уже не сможет идти дальше. На всякий случай рекомендуется держать зеркала закрытыми тканью на протяжении 40 дней после кончины человека. Именно столько времени проходит между смертью и уходом души в иной мир.

Кстати, считается, что отражение души в зеркале способно нанести вред не только душе, но и живым обитателям дома. Человек, смотрящий в зеркало во время нахождения в доме покойного, рискует повторить его судьбу. Через зеркальную поверхность душа покойника просто втянет в иной мир душу еще живого человека.

Еще одна причина, почему закрывают зеркала, когда в доме покойник, уходит корнями в те времена, когда в изготовлении зеркал использовали послойное наложение ртути на стекло. Известно, что в момент смерти человеческий мозг испускает альфа волны, которые могут впитаться в поверхность старинных зеркал. При благоприятных условиях зеркало «создает» голограмму покойника, обеспечивая наличие «призрака» в доме.

Нередко, после смерти человека зеркала в доме мутнеют, на них появляются расплывчатые знаки, а также изображения. Такие зеркала необходимо немедленно уничтожить, так как это сигнал о попадании души в зазеркальный мир. Если разбить зеркало и выбросить его обломки, душа сможет освободиться из плена.

Причиной традиции часто называют негативное отношение церковных служителей к зеркалам. В зеркальном отражении все предметы выглядят в обратной проекции. Например, подобное отражение креста может восприниматься, как акт богохульства. Кстати, в помещении храма никогда не присутствует зеркало. Это связано с тем, что отражающие поверхности способны впитывать благодать и, следовательно, молитвы потеряют свою силу.

Особенно опасно оставлять зеркала открытыми, если в доме присутствует больной человек. Зеркало буквально впитывает его энергетику, а присутствие покойника делает процесс намного активнее. Неудивительно, что человеку становится значительно хуже в подобной ситуации. Так же опасно подносить к открытым во время похорон зеркалам маленьких детей. Их души лишены сильной защиты и могут быть вытеснены из физического тела пришельцами из иных миров.

В настоящее время среди славянских народов распространен атеизм, и люди недоверчиво относятся к суевериям. Тем не менее, традиция закрывать зеркала в случае смерти человека до сих пор выполняется в большинстве семей.

Во многих семьях существует традиция – занавешивать зеркала в доме покойного. Она распространена как в России, так и в ряде стран СНГ. При этом люди зачастую не задумываются, зачем занавешивают зеркала после смерти члена семьи. Некоторые обосновывают эту традицию мистическими соображениями, кто-то связывает с древнеславянскими или православными ритуалами. Подробнее о том, почему занавешивают зеркала в доме покойника, и откуда появилась эта традиция, вы сможете прочесть ниже.

Почему занавешивают зеркала?

У традиции есть два основных обоснования, связанных с давними мистическими представлениями о зеркале. Когда зеркала только появлялись в Европе и в России, они воспринимались не просто как предмет роскоши, но и как «окно в другой мир». Кроме того, еще с языческих временах сохраняются поверия о том, что душа человека после смерти какое-то время находится в доме. Подобные суеверия порождают несколько обоснований, почему занавешивают зеркала в доме покойника:

    Первое суеверие гласит, что душа умершего может увидеть себя в зеркале и испугаться;

    Согласно второму суеверию, душа покойного, заглядевшись на себя в зеркале, может оказаться в нем навечно;

    Третий народный миф утверждает, что в зеркале можно увидеть душу покойного, и увидевший её сам скоро умрет

Разумеется, с точки зрения науки подобные предания являются мифами, а с точки зрения христианства и православия – языческими предрассудками. Саму традиция нельзя назвать старой – она появилась не раньше XVII-XVIII века. Миф о том, что еще древние славяне занавешивали зеркала после смерти, опровергается тем, что первые зеркала в России появились только в XVII веке.

Откуда появилась традиция занавешивать зеркало в доме покойника?

Традиция занавешивать зеркало в доме покойника сложилась по двум причинам.

Во-первых, зеркала долгое время были диковинным предметом роскоши, и зачастую виделись как предмет мистический, если не магический. В XIX веке среди высших слоев общества распространилась мода на оккультизм, и зеркала стали часто использоваться для гадания и прочих мистических «обрядов». Особую пикантность, а потому популярность им предавало то, что ряд духовных лиц осуждал использование зеркал, как потворство пороку себялюбия.

Во-вторых, традиция занавешивать зеркала имеет отношение к иудейским обрядам. В иудаизме близким умершего строго полагается носить траур. В ходе этого траура нельзя ухаживать за собой, пользоваться косметикой, одеваться в красивые и новые одежды. Занавешивание зеркала для евреев – это один из элементов траура. Традиция помогает избежать искушения смотреться в зеркало и сосредоточиться на оплакивании умершего, а не на своем внешнем виде.

Одним из наиболее загадочных и непонятных событий для человечества является смерть. О том, что происходит с человеком за её чертой, мы можем только предполагать. Страх перед неизвестным – естественная реакция, заставляющая даже самого отъявленного атеиста пусть и в минимальной степени, но придерживаться определённых правил поведения в процессе, до и после похорон. Традиции, которые соблюдаются во время проведения этого ритуала, одни из наиболее чтимых в мире. О том, как правильно вести себя, если в семье случилось подобное горе, знают не все. В нашу редакцию часто поступают просьбы разъяснить некоторые вопросы. Мы постараемся ответить на самые популярные из них с этической и религиозной точек зрения.

Для начала приводим наиболее распространенные суеверия, связанные с похоронами :

Закрывать в доме окна и двери;

Класть в гроб продукты, деньги и вещи(в последнее время мобильные телефоны);

Класть на лицо покойного блин, а потом съедать его, веря, что этим уничтожаются грехи усопшего;

Верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно скоро умрет;

На поминках ставить "для усопшего" рюмку водки и хлеб;

Сохранять эту "поминальную рюмку" до сорокового дня;

Лить водку на могильный холм;

Прежде, чем опустить гроб, кидать в могилу металлические деньги, чтобы «откупить землю»;

Приделывать металлические рюмочки на памятник для поминания водкой;

Целовать свои пальцы и прикладываться ими к краю могилы;

Произносить: "Да будет тебе земля пухом";

Рассыпать по могиле хлебные крошки;

Разбрасывать по дороге к кладбищу еловые ветки;

Верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы;

Верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком;

Верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;

Верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня;

Верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого;

Поминать только светлыми (беленькими) алкогольными напитками: водка, если вино, то только белое;

На помин души, обязательно готовить только те блюда, которые любил покойник;

На поминках есть только ложками (есть вилками «грех»).

Обычай не подавать к столу на поминках ножей и вилок, видимо один из современных суеверных обычаев, родился в советских столовых, где эти столовые приборы были не приняты и где проводились поминки. А уже потом из отсутствия родилась и "теория": чтобы не уколоть покойного. Есть мнение, что эта "традиция" появилась в середине 19 века в купеческой среде. Люди, разгоряченные "поминальным" алкоголем, переходили за столом к вопросу дележки наследства, а режеще-колющие предметы, т.е. вилки-ножи, приводили к серьезным травмам, поэтому был убраны из обихода поминок.

Верить, что если у покойного гроб длинный – к новому покойнику.

Верить, что покойник слышит до тех пор, пока священник не произнесёт над ним: «Вечная память…».

На поминках раздавать мыло – чтоб отмывался на том свете покойник.

Раздавать на поминках всем присутствующим носовые платки (считается, что вытираясь платком, вспоминаем покойного).

Разрезать на покойнике все «петли», включая брючный ремень, ошейник галстука и шнурок нательного крестика.

Верить, что если во время поминального обеда упадёт что-то со стола, то поднять упавшее – грех.

Хоронить детей подпоясанными, «чтобы они могли собирать за пазуху райские плоды».

После похорон 40 дней не убирать в доме.

После похорон 40 дней не выключать свет в доме;

После похорон 40 дней не спать на кровати покойного;

Завешивать зеркала в доме, где есть покойник;

Можно ли смотреть телевизор после похорон?

Многие люди придерживаются такого правила: до тех пор, пока усопший находится в доме, нужно обязательно укрывать поверхности, которые способны что-либо отражать, например, зеркала, телевизор. Данное суеверие не имеет ничего общего с православными убеждениями, а относится к язычеству. Считается, что после смерти душа человека может быть затянута в зеркало и не в состоянии выйти оттуда, будет вечно скитаться, так и не найдя себе упокоения. После того, как покойного выносят из помещения, полотна можно снимать, но некоторые выдерживают их закрытыми в течение 9 и даже 40 дней.

Другие же источники утверждают, что завешивание зеркал - вообще достаточно объяснимый обычай. Когда в доме кто-либо умирал, то гроб с его телом ставился в самой большой комнате. У гроба усопшего постоянно читалась псалтирь, а молящиеся могли войти в любое время и молиться возле гроба. Соответственно в комнате все устраивалось так, чтобы все окружающее способствовало молитве. Зеркала, корешки книг, статуэтки или посуда в серванте, вазы и прочая мелочевка взгляд отвлекают, а следовательно, не способствуют настроению. Вот и стали в комнате, где читается псалтирь, все постороннее скрывать от глаз драпировками. Псалтирь давно не читают, зато вот зеркала завешивают во всех комнатах даже до 40 дней. Нормальный обычай, перешедший в суеверие.

К слову, просмотр телевизора после похорон усопшего – это отдельный вопрос. Важен не просто тот факт, что Вы смотрите телевизор, а то, что именно Вы смотрите. Просмотр увеселительных передач и развлекательных фильмов находится под запретом. Чаще всего выдерживается интервал в 9 дней. К тому же, из уважения к умершему, не стоит включать его на большой громкости. Смотреть, к примеру, новости, не запрещено.

Можно ли праздновать День Рождения после похорон?

Данный вопрос решается только тем, насколько важна для празднующих память и упокоение умершего человека. Церковь не устанавливает точные временные рамки траурных дней, но большее внимание в первые дни после случившегося рекомендует всё же обратить на молитвы и помин покойного.

Нормы этики также не дают противоположных рекомендаций по данному вопросу. Не стоит устраивать шумного торжества. Если всё же желание как-то отметить праздник есть (особенно, если именинник ребёнок), можно устроить его тихо и по-семейному, без громкой музыки и шумной вечеринки. Чтить память ушедшего близкого человека – одна из отличительных черт цивилизованного общества.

Можно ли заниматься сексом после похорон?

Православная церковь отвечает на данный вопрос следующий образом: траур по усопшему родственнику – это время, когда всё внимание родственников должно быть направлено на молитвы.

Этические соображения также рекомендуют проявить уважение к памяти и отказаться от этой затеи. Вполне возможно, человеку, скорбящему по потере, будет просто не до подобных утех. Наряду с этим, опять же, чётких временных границ запрета на секс не существует, посему, как только сердце смирится с потерей, и чувство скорби притупится, можно отвлечь себя подобным образом. Границы дозволенного каждый человек устанавливает для себя самостоятельно.

Можно ли пить после похорон?

Как утверждают церковные служители, распитие спиртных и алкогольных напитков, пусть даже с целью того, чтобы произошло поминовение усопшего – дело недопустимое и даже вредное для души поминаемого.

В досоветские времена на похоронах не было принято выпивать. Основной и самый благотворный помин – это молитва. В алкогольном поминовении нет никакого смысла. Единственное, что необходимо употреблять после похорон во время поминок – это кутья. Во всём остальном нет необходимости.

Как известно – алкоголь – это враг не только духовного здоровья и здоровья телесного, но и здравому смыслу. Нередко, во время поминальной церемонии по вине лишних градусов начинаются споры, а порой и потасовки между гостями, что по этическим соображениям совершенно не уместно на подобном мероприятии.

Можно ли слушать музыку после похорон?

Данный вопрос нередко задают люди, которые переживают утрату близкого человека. Здесь, как и с просмотром телевизора - всё зависит не от факта прослушивания музыки, а от характера прослушивания и смыслового содержания.

Всё, что можно назвать увеселительной музыкой во время траура лучше исключить. Допускается прослушивание мирной спокойной (лучше всего классической) музыки. Громко включать её также не стоит.

Также нередко практикуется прослушивание любимых композиций умершего человека. По этическим соображениям – это также является своеобразной данью памяти. Часто на похоронах звучит траурный оркестр. Это скорее отголоски советского времени. Правильнее всего с точки зрения религии всё же петь и слушать молитвенные песнопения.

Можно ли делать свадьбу сразу после похорон?

Бывают и такие случаи, когда близкий человек навсегда покидает свою семью в момент, когда она готовится выдать замуж или женить одного из своих представителей. Чаще всего предсвадебные хлопоты влекут за собой трату больших денег и по сугубо рациональным соображениям свадьбу не отменяют, а на самом торжестве упоминают о гибели близкого и отдают дань его памяти. Ничего предосудительного в этом нет, всё зависит от эмоционального состояния брачующихся.

Православная традиция разрешает венчания и до наступления 40 дней. Если же затрагивать тему светской свадьбы – это событие мирское, и как все другие, может приравниваться к увеселительным мероприятиям. Отметить свадьбу можно, но без особых излишеств. Или перенести её хотя бы за временные рамки 9 дней.

Можно ли ехать в отпуск после похорон?

Запрета на поездки после похорон не существует. Напротив, если человек, потерявший близкого, сильно страдает по этому поводу, поездка вполне сможет его отвлечь от траурных мыслей и направить его в правильное русло. К тому же, отпуск у каждого проходит по-разному.

Всё, что имеет отношение к увеселительным мероприятиям (поход на дискотеки, в бары, на увеселительные концерты), лучше отменить.

С точки зрения православия, отпуск также не является формой неуважительного поведения по отношению к усопшему. Важно не забывать вести себя соответствующим образом и поминать ушедшего человека молитвой и добрым словом.

Можно ли делать ремонт после похорон?

Приметы, которые не относятся к православию, гласят то, что ремонт в доме, где жил умерший нельзя делать в течение 40 дней. Нельзя делать никаких изменений в интерьере. К тому же все вещи усопшего необходимо выбросить по истечении 40 дней.

Также есть суеверия, в которых говорится о том, что на постели, на которой умер человек, вообще нельзя спать его кровным родственникам.

С этической точки зрения, ремонт только освежит состояние скорбящих по потере людей. Поможет избавиться от напоминающих о человеке вещей. Хотя многие в память об ушедшем близком стремятся оставить себе кое-то из принадлежащего ему. По приметам, делать этого опять же не стоит. Посему ремонт будет хорошим решением во всех случаях.

Можно ли мыться сразу или на следующий день после похорон?

Есть такая примета, в которой говорится о том, что до тех пор, пока покойник находится в доме, пока он не похоронен, нельзя мыться, так вы поливаете его грязью. Некоторые соблюдают правило и дольше. Ничего общего с православным учением это суеверие не имеет. А вот ходить грязным в течение 9 или даже 40 дней очень сложно и совершенно негигиенично и неэстетично, поэтому стоит задуматься прежде, чем слепо выполнять все подслушанные где-то правила и приметы. Поверья поверьями, но здравым смыслом пренебрегать всё же не стоит.

Можно ли стричься после похорон?

Православная церковь не знает в своей истории данного суеверия, но люди считают и активно верят ту примету, что нельзя стричь волосы после похорон.

С эстетической точки зрения поводов для запрета этой процедуры не найти. Так что в случае необходимости или желания можно смело идти в парикмахерскую и стричься.

Вообще, что касается примет и всевозможных суеверий относительно смерти, зачастую они даже противоречат канонам православия. Церковь считает суеверия греховными отголосками языческого прошлого.

Можно ли убираться после похорон?

Пока покойник в доме нельзя убирать и выносить мусор. По поверьям считается, что умрут остальные члены семьи. Когда покойника вынесли из дома, необходимо тщательно вымыть пол. Делать это кровным родственникам запрещено. Православная церковь также отрицает этот пункт и считает его суеверием. Со стороны этической в уборке после похорон нет ничего предосудительного.

Стоит ли детям умершего участвовать в несения гроба?

Некоторые считают, что дети умершего, как самые близкие, после супруга или супруги, его родственники, не участвуют в несении гроба, чтобы не потерять молитвенного настроения и сосредоточенности в столь важную минуту их жизни. Это – заблуждение. Всё зависит от конкретной ситуации. Уходя, родственники берут с собою земли с могилы, чтобы не бояться покойника. Вернувшись домой, землю кладут в рукомойник и водою с этой земли умываются. Обычай умываться, придя с похорон, непременно соблюдается в наши дни и в городской среде.

Можно ли беременным женщинам посещать кладбища?

Есть еще поверье, что беременным нельзя ходить на кладбище. На самом деле некоторые женщины весьма эмоциональны, и визит на кладбище, а зачастую и сопутствующая истерика, вредно сказываются на ребенке.

Раздача одежды и вещей покойного после похорон: можно ли?

Многие считают, что одежду покойного нельзя раздавать в течение сорока первых дней. Но это суеверие. Раздавать одежду покойного(как милостыню за него), или на память близким личные вещи лучше сразу же после его смерти или сразу по кончине. Более того, именно в первые сорок дней – необходимо усиленно творить милостыню и раздавать вещи усопшего, чтобы умилостивить Бога – Праведного Судию, который совершит предварительный суд над душой в сороковой день. Друзьям же, на память о друге, могут остаться книги или некоторые сувениры, напоминающие об усопшем. Тем более если было на то завещание или воля новопреставленного, делать это нужно как можно скорее. Новопреставленным умерший считается до сорокового дня. Когда хоронит жена мужа, то она чтобы выйти повторно замуж, должна расстегнуть нижнюю пуговицу у рубашки покойного. Когда кто-либо умирает, то ему собирается «походный» узелок: луковица, железная чашка, пшено или рис, деревянная ложка, нитки с иголкой. Всё это отдаётся нуждающимся для того, чтобы пригодилось покойнику на том свете.

Что нужно класть в гроб покойного? Устоявшиеся суеверия и церковные рекомендации.

Одно из самых распространенных суеверий - в руку покойнику надо обязательно вложить платочек, а крест положить в левую руку: «На том свете его Бог ругать будет, а он будет платочком слезы вытирать, а правой рукой креститься». Во время чтения псалтири под книгу сито подкладывают – чтоб грехи умершего «просеять». Некоторые, когда читают Псалтирь по покойнику, ставят хлеб и воду. Этот обычай народный, восходящий к язычеству, и никаких оснований в канонах и преданиях Церкви не имеет. Поэтому ставить воду и хлеб при чтении Псалтири по покойному не следует. Некоторые кладут в гроб покойного палку или хворостину. Этот обычай, как и большинство околоцерковных поверий, идет от незнания. В прошлые времена, чтобы сделать гроб по росту человека, покойного измеряли «смерком», то есть длина «смерка» соответствовала росту умершего. Этот «смерок» и клали в гроб с покойником. Никаких религиозных символов «смерок» не имеет, поэтому класть в гроб никаких палок не надо.

Чем следует заканчивать поминальную трапезу?

Существует обычай, заканчивать поминальную трапезу вкушением киселя с молоком. Некоторые батюшки рекомендуют в настоящее время в постные дни коровье молоко заменять соевым молоком. (Однако, это входит в противоречие, что нельзя использовать соевые продукты, потому, что они все геномодифицированные).

Еще одно суеверие: Суеверы следят, какой ногой священник вступит в дом, где находится покойник: если правой, то хорошо, если левой – плохо. Пока покойник лежит а доме, бросают в кадку с водой для питья нож, чтобы покойник ночью не напился воды из этой кадки. В течение времени пока в доме находится покойник, не дают взаймы чего-либо из продуктов, а равно не дают никому из дома огня.

Если умирает хозяин или хозяйка дома: Если умирает хозяин или хозяйка, то все двери и выходы завязывают красным шнурком или ниткой, чтобы хозяйство не пошло за хозяином.

Суеверия о гробе и табуретках: Когда гроб выносят для прощания, его ставят на табуретки. Как только его поднимают, надо их быстро схватить и перевернуть вверх ногами. - "чтобы на эти табуретки не лег очередной гроб". Табуретки, на которых стоял гроб, можно поправить только прикосновением сидения к земле, это опять делает табуретки пригодными для эксплуатации, или же наоборот, в зависимости от региона, - спешат сесть на этот стул, чтобы "все беды умерли".

Забота о близком человеке даже после его смерти: В некоторых местах, после похорон по три ночи к ряду зажигают в том доме, где лежал покойник, восковую свечу, кладут два хлеба и два яблока, ставят кружку воды или по рюмке водки на каждом огне для души усопшего, чтобы покойник мог приходить в свой дом и есть в течение трёх дней.

Как не спугнуть ангела-хранителя?

В некоторых местах считается, что после смерти человека, его ангел-хранитель пребывает в доме усопшего ещё сорок дней, и поэтому, в течение этого срока, крестьяне во многих местах не садились под божницу (там пребывает ангел). А в сороковой день одна или две бабы традиционно провожали ангела (по другим поверьям – душу умершего) с хлебом, солью и пивом. (сорт пива выяснить не удалось).

Суеверия о том, нужно ли оставлять покойного человека в помещении одним хотя бы на миг: Покойника никогда одного не оставляют: ни когда он лежит, ни когда умирает. Объясняют этот обычай тем, что по правую сторону от тела незримо стоят достойные Богу, а слева - черти "и тянут душу: этот - себе, а этот вот - себе". Присутствие живых людей помогает праведникам "перетянуть" душу покойного. Слёзы, если их проливают над умершим, мешают спокойному уходу и заставляют умирать «трудно». О тех, кто поддаётся безудержной скорби в таких обстоятельствах, говорят, что они «приплакивают умирающего назад». Им предрекают в будущем расплату за такой эгоизм – они потеряют речь, или слух, или другой дар, или их постигнет какое-либо иное несчастье. Поэтому, иногда приглашают за вознаграждение, так называемых плакальщиц, и они плачут за всю родню. Некоторые плакальщицы настоящие артистки профессионалы.

Ангел-хранитель наблюдает за человеком с неба, из «оконца Божьего терема», которое людям видится как звезда, и каждое дело земное вверенного ему человека записывает в книгу небесную; когда же человек умирает, небесное оконце захлопывается и люди могут увидеть, как падает звезда "с выси небесной на грудь земную" – это ангел летит за душой усопшего. Отсюда поверье – если увидишь падающую звезду и, пока она не погасла, успеешь загадать желание, оно непременно исполнится, так как ангел на этом своем пути никому и ни в чем не отказывает и исполнит желание, или, по другому поверью, донесет просьбу до Господа. Милое суеверие, если бы только заменить загадывание желания звезде-ангелу на молитву.

Старые поверья о смерти колдунов: Колдуны, как полагают, умирают, всегда в страшных мучениях, так что раньше в деревнях, бывало, разбирали крышу в доме, чтобы облегчить его душе расставание с телом. После смерти колдун «не давал покоя» до тех пор, пока его, подобно утопленникам, не пригвождали к земле осиновым колом.

Об отпевании самоубийц: Случается, священник отказывается совершать Церковное поминовение и погребение по обрядам Православной Церкви из-за того, что покойный был самоубийца. Здесь нужно помнить, что лишаются христианского погребения умышленные самоубийцы, убитые разбойники или убитые на поединке. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (непреднамеренное падение с высоты, потопление в воде, отравление несвежей пищей, нарушение правил техники безопасности на производстве и тому подобное). Сюда же относится самоубийство, совершенное в результате психического расстройства, под воздействием больших доз алкоголя и так далее. Но долг любви позволяет близким родственникам просить Бога о прощении такого человека в домашней молитве.

Священники комментируют отпевание самоубийц таким образом: «Самоубийством является самовольное лишение себя жизни в состоянии отчаяния, крайнего уныния, уязвленной гордости, потери всякого смысла жизни. Общей духовной почвой всех проявлений этого смертного греха является неверие и отсутствие надежды на Бога. Человек совершает самоубийство в состоянии тяжелой духовной болезни. Ничего общего с этим не имеет такое высокое проявление любви к Богу и людям, когда человек жертвует своей жизнью за веру, отечество, людей. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин.15:12-14). Святые мученики жертвовали своей жизнью, имея великую любовь и преданность Богу. История знает много примеров, когда христиане имели выбор, но предпочли смерть. Священномученика Игнатия Богоносца в узах везли в Рим, чтобы предать на съедение диким зверям. По дороге в столицу империи он узнал, что римские христиане намерены добиваться отмены царского приговора о смертной казни. В письме он просил не делать этого. Известны слова его письма, в которых выразилось его великое желание стать жертвой ради Иисуса Христа: "Я Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть Ему чистым хлебом". Он отказался от возможности остаться живым. От полноты веры он хотел уйти из этой жизни и соединиться с Христом. Во время гонений в очень трудном положении были целомудренные девицы, которые из любви к Христу избрали путь чистой и девственной жизни. Гонители, направляемые диаволом, стремились поразить их в самое сердце подвига – обесчестить. Преследователи хотели ввергнуть их в ту самую грязь, в которой они сами жили (языческий мир в то время был сильно развращен). Никифор Каллист рассказывает о двух антиохийских девах, которые по совету матери бросились в воду, чтобы избежать позора. До нас дошли и другие примеры. Нельзя не увидеть в этих поступках проявления жертвенности ради нравственной чистоты, а не отчаяния и неверия. Не все из них канонизированы. Прославляя некоторых из них, Церковь учитывала святость их предшествующей жизни».

Отслужение панихиды об умершем младенце: Некоторые просят отслужить панихиду об умершем младенце. По младенцу панихиды служить не следует, достаточно поминать его на литургии. Панихида служится о прощении грехов усопших, а младенец еще не имеет грехов. За Божественной литургией, на проскомидии приносится жертва о всех, в том числе и о святых, поэтому за литургией и надо поминать умерших младенцев.

Множество суеверий языческо-советского толка существует на кладбищах: нельзя говорить "спасибо", можно "благодарю". Нельзя говорить "до свидания", иначе скоро «свидишься», надо молвить: «прощай», хотя в данном случае, сколько не прощайся свидание все равно обеспечено.

С похоронами человека связано еще немало суеверий, но многие из них были порождены либо из древних традиций и искажены, либо созданы исходя из норм этических соображений, либо взяты из религиозных убеждений.

Придерживаться данных норм или нет – зависит только от вас и ваших близких.

Зеркало является порталом в потусторонний мир. Древние славяне считали зеркальное стекло символом двойственности человеческого мира. Специалисты утверждают, что в течение трехдневного срока душа человека после его физической смерти может возвращаться в дом. Если она отразится в зеркальном стекле, то навсегда останется неприкаянной, поэтому родственники покойника завешивают зеркала. Существует примета: если родственник увидит в отражении покойника, то усопший заберет его с собой в загробный мир.

Память

В древние времена такой предмет, как зеркало, изготавливался из наслоения ртути на поверхность стекла. Зеркало способно впитывать негативную энергетику покойника и создавать фантомов, которые навсегда останутся в жилище, пугая своим появлением домочадцев. Призрак способен причинить не только моральный, но и физический вред человеческому здоровью. Родственники покойника закрывают зеркала на 40 дней, чтобы душа умершего не осталась в зазеркалье.

Известны аномальные явления, когда зеркальная поверхность мутнела после смерти человека или покрывалась непонятными изображениями. В таких случаях необходимо сразу же уничтожить этот предмет, чтобы душа нашла свое пристанище.

Молитвенная сила

Вести церковную службу и молиться об усопшем строго запрещается при открытых зеркалах, поскольку отражение креста в зеркале искажается. Это считается святотатством.

Отсутствие зеркал в церкви объясняется тем, что сила молитвы не будет доходить до бога и впитается в зеркальную поверхность.

Суеверия

Существуют различные суеверия о зеркалах в момент человеческой смерти:

  • Поверхности, которые отражают изображение, способны удваивать горе и трагедию. Поэтому в момент человеческой смерти родственники усопшего выливают всю воду и завешивают зеркальные предметы.
  • Считается, что этот предмет был дьявольским творением, потому что человек занимается самолюбованием, смотрясь в зеркало, и начинает гордиться своей внешностью, а это является смертным грехом. Сатана создал ловушку, в которую может угодить душа умершего и живого человека.
  • Человек, который первым посмотрит на свое отражение после отпевания умершего, умрет или тяжело заболеет. Чтобы этого не случилось, нужно поднести кошку к зеркалу, поскольку у этого животного девять жизней.
  • Нельзя смотреться в отражающие поверхности при соблюдении траура. Это расценивается как пренебрежительное отношение к семейному горю.
  • Во время смерти защита между зазеркальем и человеческим миром слабеет, поэтому злые духи могут беспрепятственно перейти в жилое помещение через открытую отражающую поверхность.
  • Если разбить стекло в течение сорокадневного траура, этот дом посетит еще одна смерть.
  • Рядом с покойником все время должны находиться близкие люди, поскольку недоброжелатели, обладающие экстрасенсорными способностями, могут целенаправленно поднести отражающий предмет к лицу покойника и воспользоваться его отражением при проведении магических ритуалов.

Если усопший скончался в больнице или вдали от своего дома, завешивать отражающие поверхности не стоит, так как душа находится недалеко от того места, где человек умирает.

Смерть – это, пожалуй, самое загадочное, что может произойти с человеком. Её тайна пугает и будоражит человека до сих пор в той же степени, в какой она пугала и будоражила его тысячи лет назад. Сколько бы мы нового ни открывали и ни узнавали о мире и о человеке, но смерть, по всей видимости, так и останется одним из немногих непознанных явлений, вокруг которых будет всегда больше версий и предположений, чем знаний.

В свою очередь, отсутствие знаний всегда является хорошей почвой не только для возникновения версий и теорий, но и для рождения различных примет, дошедших до нас из глубины веков или же появившихся относительно недавно. Смерть и похороны окружены немалым числом подобных примет, и одна из них связана с зеркалами. Она знакома, наверное, каждому, у кого есть родственники в деревне, и её суть заключается в занавешивании зеркал и других отражающих поверхностей – экранов телевизоров и компьютерных мониторов – любой тканью: скатертью, полотенцем, простынёй… Как разновидность этой приметы можно встретить практику выноса зеркал из комнаты, где лежит покойник, или переворачивания их к стене зеркальной стороной. И несмотря на то, что этот обычай имеет не религиозные, а, скорее, языческо-фольклорные корни, его одинаково соблюдают как атеисты, так и верующие, и на различных интернет-форумах часто можно встретить вопрос типа «когда же можно открывать зеркала после смерти близкого человека?»
Однако ответы на него диаметрально противоположны: от утверждения, что ткань с зеркал и прочих поверхностей можно снимать уже через три дня, до категорического мнения в духе «всё это предрассудки!». Как водится, каждая сторона отстаивает именно свою правоту, приводя примеры из жизни и т.д. Обычно в подобных спорах истина находится где-то посередине, однако в этом случае она может оказаться совершенно неожиданной. Впрочем, обо всём по порядку, и для начала – небольшой экскурс в прошлое.

Зеркала и живые люди

Прообразы сегодняшних зеркал появились ещё в глубокой древности. В культурных слоях, относящихся к эпохе бронзы (III – I тыс. до н.э.), археологи нашли немало зеркалоподобных изделий из бронзы, меди, серебра, олова, золота и платины. Есть основания полагать, что уже тогда они использовались в быту и как предмет культа, используемый жрецами и шаманами при свершении различных обрядов, а в Древнем Риме, например, зеркало было обычным предметом обихода в знатных семьях. В том виде, в каком мы его знаем сейчас, зеркало возникло в XIII веке: вначале в Европе научились выдувать стеклянные сосуды, а к 1279 году относится первое описание технологии покрытия стекла тонким оловом, что позволило сделать зеркало ярким и чистым. Практика не замедлила последовать за теорией: уже в конце XIII века в Голландии начали изготавливать зеркала кустарным способом, в 1373 году в имперском городе Нюрнберге возник первый зеркальный цех, а с 1407 года начали производиться знаменитые на весь мир венецианские зеркала.

В России первые зеркала появились при Петре I, при нём же открылась первая фабрика по производству зеркал, однако долгое время даже в кругу российской аристократии их считали заморской блажью. В деревнях же, которые познакомились с зеркалами намного позже, к ним вообще относились с опаской, если не с осторожностью и страхом. Сложно сказать, что именно послужило первопричиной такого отношения, но вполне возможно, что его истоки следует искать в старой славянской примете, гласящей, что нельзя долго смотреться в своё отражение в реке, иначе тебя заберут водяной или русалки. Неизвестно, знали ли древние славяне миф о Нарциссе, который, как известно, умер возле источника, влюбившись в своё отражение, но в этой примете явно слышны его отголоски – ведь, согласно мифу, Нарциссу была предсказана долгая жизнь при условии, если он не увидит своего отражения. В этой связи крайне интересным представляется одно дошедшее до наших дней античное толкование этого мифа. Согласно ему, Нарцисс увидел внутри материи (воды) не просто отражение, а свою тень, заключённое туда живое существо, которое является «последним образом истинной души». Таким образом, его смерть – это следствие попытки обнять (возлюбить) эту душу (живое существо) как свою собственную (то есть, ради него самого), которая закончилась гибелью его же собственной души.


Но мы слегка отвлеклись. Когда же зеркало из предмета роскоши стало превращаться в обычный атрибут дома, то подобная связь преждевременной (и скорее всего, насильственной) смерти с собственным отражением «с той стороны», закрепившаяся в народном сознании, вполне могла перенестись и на него, поскольку зеркалу с самого начала приписывались сверхъестественные и волшебные свойства. Действительно, как мы уже упоминали, примитивные зеркала использовались жрецами разных народов как часть обряда, и вполне возможно, что на уровне генома могло сформироваться представление о зеркале как о магическом предмете, способном каким-то неведомым образом влиять на того, кто им пользуется. Кстати сказать, в литературе подобное представление используется очень широко: достаточно вспомнить хотя бы Зазеркалье Льюиса Кэррола. Если к этому прибавить ещё и предостережения относительно «взаимоотношений» человека со своим отражением, природа опасений становится более понятной.

Неудивительно, что по мере распространения зеркал они окружались неким мистическим туманом и окутывались различными приметами, связанными с их ролью в жизни – например, совет не показывать новорожденному малышу его отражение в зеркале, пока ему не исполнится один год, иначе он испугается, поздно заговорит и поздно начнёт ходить. Есть свои приметы на случай смерти.

Самая распространённая примета, почему в одной комнате с умершим нельзя оставлять зеркало, гласит так: когда человек умирает, его душа, покидая тело, может отразиться в зеркале и, попав в него, остаться между миром живых и миром мёртвых в т.н. зеркальном коридоре. Если это произойдёт, выход она из него найти уже не сможет, останется в зазеркалье навсегда и будет пугать всех, кто живёт в этом доме, и воздействовать на них так, что они начнут сильно болеть. Чтобы этого не произошло, родственники умершего и завешивают зеркало. Ещё одно опасение гласит: мол, душа, выходя из тела, может попросту испугаться своего отражения. Ну и, наконец, во многих местностях бытует поверье, что через зеркало душе легко попасть к самому дьяволу.

Кроме этой приметы, есть ещё несколько: например, если в одном зеркале одновременно отразятся живой и усопший, то в доме скоро будет ещё одна смерть. Особый трепет вызывают стоящие друг против друга и отражающиеся друг в друге два зеркала. Считается, что человек, вставший между ними в Страстную пятницу, может увидеть в зеркальных отражениях свою смерть или дьявола.

Похожие приметы можно встретить и у других народов. Например, сербы верят в то, что тот, кто первый посмотрится в зеркало сразу после похорон, тоже скоро умрёт, а японцы даже держат закрытыми зеркала каждую ночь вне зависимости от того, были ли в этом доме похороны или нет.

Стоит ли после этого удивляться неподдельному интересу, который вызывает вопрос, сколько дней можно держать зеркала завешенными и на какой день их обычно открывают? С ним обращаются и к священникам, и к пожилым людям, полагая в них носителей народной мудрости; этот вопрос часто встречается на различных интернет-форумах. Но сколько людей – столько и мнений, и каждый человек ответит на него по-разному. Православные священники, например, считают обычай завешивать зеркала языческим пережитком, недостойным верующего человека, и утверждают, что держать их закрытыми хотя бы даже один день не только не нужно, но даже и глупо, поскольку суеверно. В народе же распространено два мнения. Одно гласит, что коль душа в течение 40 дней находится на земле рядом со своими родными людьми, лучше будет, если всё это время зеркало будет закрытым. Второе утверждает, что зеркало должно быть завешанным лишь столько времени, сколько покойник находится в доме. В доме тело находится обычно от одного от трёх дней, а значит, сразу после похорон зеркало можно открывать.

Заключение

К списку поверхностей, которые рекомендуется закрывать скатертью или любой другой тканью, относятся также мониторы компьютеров и экраны телевизоров – в общем, всё то, в чём человек или его душа может отразиться. Но современный человек просто не может выдержать столько времени без телевизора или компьютера, поэтому часто этот обычай в их отношении или не соблюдается, или же их выносят в другую комнату, или же ткань снимают с них уже на четвёртый или, в крайнем случае, на десятый день. Допустимо ли это? Повторимся, что каждый ответит так, как считает нужным, а те случаи, которые могут быть истолкованы в подтверждение данной приметы, точно так же могут быть отнесены и на счёт простого совпадения (и именно так, кстати, толкуют их и православные священники). Сложно сказать, насколько серьёзно следует относиться к данной примете, уходящей своими корнями в глубокую древность. Видимо, в данном случае решение следует оставить за каждым отдельным человеком, добавив напоследок лишь то, что, по одной из версий, каждому воздаётся по его вере.