Почему человек крестится когда кто то входит. Может ли кум жениться на куме? Сила крестного знамения для человека

Дорогой читатель! С каждым годом всё большее количество наших соотечественников проявляет интерес к традициям православной культуры.
Одной из этих традиций является крещение детей. Что это – красивый обряд, просто общепринятый обычай? Или за этим стоит что-то гораздо более глубокое и серьёзное? А если кто-то из вас вдруг стал крёстным(ой) или только собирается им стать? Что собственно это значит? Какую смысловую нагрузку несёт это святое и такое таинственное слово «крёстный родитель»? В каком возрасте человеку необходимо креститься и как правильно выбрать имя ребёнку?
Начнём же мы разговор с небольшого интервью, которое специально для нашего журнала в 2006 году дал архиепископ Гомельский и Жлобинский Аристарх (+2012).

– Владыка, скажите, необходима ли подготовка к крещению, и в какой мере она необходима?

– Подготовка к крещению необходима. Потому что нынешние оглашенные, люди, желающие стать крестными отцами и матерями, какие-то элементарные знания должны получить. Им нужно объяснить, что быть крестным – это не так просто, что за ребёнка нужно молиться, причащать. Когда он подрастёт, готовить его к исповеди. В самом таинстве Крещения, по сути, происходит воцерковление человека, душа воцерковляется, получает особый благодатный божественный дар, который надо постепенно взращивать, чтобы человек, преображаясь душой, научился жить в любви, жить в Церкви, в мире с Богом и ближним.

Есть мнение святых отцов, что потом за этот дар с каждого человека спросится: «Вот ты был крещён, почему ты не жил по правилам, которые предписывала тебе Православная Церковь?» Поэтому наша задача состоит в том, чтобы подготовить крёстных к тому, чтобы они жили церковной жизнью, и к этому готовили своих крестников. Это непросто, но, тем не менее, это необходимо. И особенно нужно готовить родителей – на родителях лежит большая ответственность за их детей.

– Каждый раз за Божественной литургией священник дьякон напоминает нам об оглашенных, мы молимся о них. Когда-то в церкви был целый институт оглашения, люди долго и продолжительно готовились к принятию крещения. Как, на Ваш взгляд, практика древнего оглашения или какое-то его подобие когда-нибудь возродится в нашей церкви?

– Я думаю, что она не возродится в полной мере. Если поступать как в древности, удалять кого-то из храма, то многие нас не поймут. «Я пришёл в церковь, а вы меня выставляете за дверь», – скажут они. Поэтому, мне так кажется, что в полном объёме институт оглашения не привьётся у нас. Представьте себе, что пусть даже посторонний человек зашёл в храм, а мы его начнём выставлять, люди этого просто не поймут в наше время. Слава Богу, что человек пришёл в храм, и никого не надо выставлять.

–Владыка, считается, что канонически верной практикой крещения является крещение чином полного погружения. Как Вы считаете, насколько возможно сейчас возрождение этой традиции?

– Да, к этому нужно стремиться, но в советские годы мы как крестили? Как приходилось. Окроплением, обливанием… И это было действительно, я уверен, что в том, что меня когда-то крестили не погружением, где-то на дому тихонько, перед войной. Какое там могло быть погружение, если батюшка приехал на село и сказал: «Кого нужно крестить, приносите». И в советское время, когда я был священником, не крестили полным погружением, не было для этого условий. От этого благодатная сила крещения не умаляется. Да, нас упрекают, нас во многом упрекают, но это упрёки нам, как людям, а божественную благодать упрекать нельзя, потому что она всегда остаётся благодатью, остаётся силой Божией. Она действует в человеке, только бы мы не погасили этот благодатный огонёк в нашей душе. А это во многом зависит и от родителей, от их радения, от молитв крёстных родителей.

– Если потенциальный крёстный не хочет исповедываться и причащаться, как правильно поступить: искать другого крёстного или найти храм, в котором нет чина оглашения и там окрестить ребёночка?

– Какой смысл понуждать человека быть крёстным, если он боится зайти в храм? Если он чужд церковной жизни, какой это крёстный? Лучше найти другого человека, или, в крайнем случае, окрестить без крёстных. Но, при желании, в наше время можно найти воцерковлённого человека, который захочет быть крёстным: сейчас, Слава Богу, народ пробуждается.

– Как Вы считаете, почему сложилась такая традиция, что главная обязанность крёстных – ходить в гости и дарить подарки, а не заниматься духовным воспитанием своего чада?

– Ну что же вы хотите? Мы столько лет жили без Церкви. Меня мама раз в году, на Спас, водила в церковь, хотя была человеком очень верующим. Колхозы, работа, 25 километров пешком в одну сторону, ну где тут часто будешь ходить! Вот в каких условиях мы жили.

А дети, они и есть дети, они любят подарки. Пусть крёстный принесёт подарок, но пусть это будет духовный подарок, например, книга. Если крёстный творчески подойдёт к этому подарку, то он будет освящён и войдёт в память ребёнка на всю жизнь.

– Владыка, скажите, пожалуйста, а как быть, если, наоборот, крёстные – воцерковлённые люди, а родители ребёнка – нет... И они не разрешают водить ребёнка в церковь, говорят: «Ты молись о нашем чаде, а нас не трогай». Как быть в таком случае?

– Я считаю, что крёстная должна молиться о своём чаде, и просить его родителей разрешить сходить с ним в церковь. Её молитва со временем приведёт этого ребёнка в церковь. Добрые намерения человека не пропадут. Слава Богу, что этому ребёнку попалась такая крёстная мама. Это счастливый ребёнок. Молитва так просто не проходит.

– Что можно посоветовать тем детям, которые не имеют крёстных или крёстные не занимаются со своими крестниками? Как Вы считаете, этично ли понуждать крёстных к выполнению их обязанностей?

– Ну что же, вопрос – смогут ли это дети сделать, смогут ли побуждать? Если Господь их так вразумит, что они смогут подойти к взрослому человеку и попросить сходить в храм, если у них хватит такой мудрости, то это было бы хорошо.

О ТАИНСТВЕ КРЕЩЕНИЯ

КОММЕНТАРИЙ

Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую.

В ветхозаветные времена существовало установление водного крещения как символ не только плотского, но и нравственного очищения. Спаситель, крестившись от Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, освятил это крещение, а перед вознесением на небо заповедал апостолам: «Шедче научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Мф. 28.19).

Поэтому крещению предшествовало ознакомление с верой и сознание, что всем существом своим крещаемый обретает новое понимание жизни как член Церкви во Христе. Обращение взрослого человека бывает решительным или постепенным, но благодать Таинства освящает и закрепляет духовное перерождение. При крещении же детей, не имеющих сознательной веры, тоже всевается семя благодатной жизни, приводящее к полному перерождению крещенного, при условии надлежащего христианского воспитания. Крещение младенцев совершается по вере восприемников.

При Крещении в крестившемся совершаются неизгладимые перемены: он освобождается от власти первородного греха, и сатана изгоняется из его сердца. Возможность искушения от диавола остается, но он пребывает как бы внешним человеку. Отсюда неизбежность хранить обеты, данные при Крещении, а талант, данный в Таинстве, как залог новой жизни, приумножается путем личных усилий, иногда подвигом всей жизни.

«Важное условие – чтобы крестные были рядом …»

В современном мире люди все меньше и меньше уделяют внимания вопросам веры. Немногие с полным осознанием подходят к такому великому таинству, как Крещение: зачастую оно принимается только лишь как некий традиционный обряд, который необходимо совершить над младенцем. С недавнего времени в некоторых храмах Гомеля существует практика обязательных собеседований перед Крещением, так называемого оглашения. На наши вопросы мы попросили ответить священника Алексея Мороза – клирика Свято-Петро-Павловского собора города Гомеля.

– Объясните, что такое оглашение, и каким образом оно проводится сегодня?

– Оглашение – это собеседование перед таинством Крещения. Священник, во-первых, рассказывает, что такое грех, что такое зло, как грех появился на нашей земле. Ведь наука говорит о чем угодно, только не об этой катастрофе, которая произошла с человеком. Произошло грехопадение наших прародителей. Эта изначальная поврежденность, удобопреклонность ко греху передается каждому поколению. И каждому человеку гораздо легче совершать зло, преступление заповеди Божьей, разрушать, чем созидать, чем творить добро. Проще говоря, мы беседуем о состоянии человека, в котором он находится, говорим о зле и его цели – разрушить, разделить человека.

Несколько слов уделяется Заповедям Божьим: что такое заповеди, для чего Господь дал их. Говорим о том, что таинство Крещения – это лишь первая ступенька вхождения человека в храм Божий. Конечно, подчеркиваем, что это не некий магизм; это больше, чем совокупность обрядовых действий.

В заключение беседы оговариваем организационные вопросы, то есть, непосредственно, как совершается таинство, что за чем идет, какие вопросы задают во время таинства, что и как отвечать правильно (к примеру, почему поворачиваемся на запад, когда отрекаемся от зла) и что при себе необходимо иметь. На это уходит около полутора часов. Конечно, этого времени очень мало по сравнению с тем, сколько его уделялось во времена первых исповедников, в первые века христианства. В Древней Церкви (а мы должны помнить, что Древняя Церковь – это идеал, образец совершенства) оглашение могло длиться от одного года до трех лет и более. За оглашенным велось постоянное наблюдение со стороны будущих крестных родителей, которые свидетельствовали, достоин ли этот человек называться христианином. Поэтому в первые века было столько мучеников, которые проливали свою кровь за Христа.

– Расскажите, пожалуйста, в связи с чем в Петро-Павловском соборе введены обязательные исповедь и причастие для крестных отца и матери?

– В церковной жизни заставлять никого нельзя. Но когда речь заходит о таинстве Крещения, то тут приходится выполнять определенные обязанности. В большинстве своем мы крестим младенцев, и обеты произносят вместо них крестные родители, исповедуют веру вместо них крестные родители. Необходимо сначала отречься от зла в своей жизни через исповедь и Причастие для того, чтобы вместо младенца произносить обеты отречения от сатаны, от зла. Это и есть цель обязательной специальной подготовки к Крещению. Давайте сначала очистим свою жизнь, изменим ее немножечко в лучшую сторону, увидим свой грех, исповедуем его и хотя бы однажды причастимся Тела и Крови Христовой, поучаствуем в этом главном таинстве. Многие говорят, что это первый раз, когда они исповедуются и причащаются.

– А как реагируют на это люди?

– Большинство (процентов 95) принимают такие условия. Но есть и люди, настроенные категорично. Для них таинство Крещения не может быть искренним. Эта неискренность проявится впоследствии в их отношении к крестникам. Что потом они сделают для духовного воспитания детей, будут ли исполнять возложенные на них Церковью функции? Если уже здесь они оказываются неверными, то лучше было бы выбрать людей, находящихся ближе к Богу, к Церкви.

– А какими должны быть хорошие, настоящие крестные родители? Как правильно их выбрать?

– Во-первых, люди должны быть очень близки к семье, не какие-то далекие родственники, которые живут за сотни километров. Сам термин «крестные родители» говорит об очень тесных и близких отношениях между крестными и родными родителями. Родные мать и отец дали ребенку жизнь, они непосредственно участвуют в ней. А крестные мать и отец должны следить за духовным развитием этой жизни. Очень часто родные родители из-за суеты кое-как присмотрят за ребенком, так же проверят успеваемость в школе и т.д., а про молитву вообще забывают спросить. И так изо дня в день. Обязанности крестных родителей – следить за тем, чтобы их крестник причащался, не пропускал воскресные богослужения.

То есть, первое и, несомненно, важное условие – чтобы крестные были рядом. Конечно, можно позвонить, и по телефону поговорить. Но ведь ребенок должен знать, кто у него крестный отец, а кто – крестная мать.

Естественно, они должны быть людьми верующими, принимающими какое-то участие в церковной жизни.

Сейчас большинство родителей считают, что крестные должны быть людьми состоятельными, которые могли бы оплатить само таинство, могли бы дарить подарки и материально поддерживать. Но ведь Церковь призывает нас к вечному. Она говорит о душе.

А родители, выбирая богатых крестных, зачастую совершают большую ошибку – они балуют своих детей. Уже не однажды бывало так, что мать приходит в отчаяние: не знает, что делать с ребенком, который ее не слушается, игнорирует все ее просьбы. А оказывается, что это единственный ребенок в семье, за которого сама мать с детства делала всю работу, всячески ограждая свое чадо. Вот и получается, что это чадо вырастает, не ведая, что такое жертва ради близких. Чтобы по возможности избежать таких случаев, мы проводим беседу перед таинством Крещения, главной целью которой является уяснение обязанностей крестных родителей. Ведь многие люди совершенно ничего не знают об этом.

Был однажды такой случай. Откуда-то издалека приехал крестить ребенка близкий друг семьи. Священник спрашивает у него: «Какие обязанности у Вас как крестного отца?», на что тот отвечает: «Раз в год я должен приехать, поздравить с днем рождения ребенка, подарить ему подарок или деньги и отметить этот праздник». О вере нет и слова. Нет такого, чтобы чем-то помочь в воспитании, что-то подсказать, может быть, хорошую книгу какую-нибудь дать почитать или даже спросить, когда крестник последний раз исповедовался и причащался. А когда у ребенка переходный возраст, особенно важно крестному завоевать авторитет. Ведь этот человек – не родитель, а в этот период идет «война», в первую очередь, против родителей. Крестный должен помочь, направить на правильное развитие, чтобы ребенок не отпал от Церкви. Это, естественно, очень сложный процесс.

– Как получилось, что именно Вы занимаетесь оглашением в Петро-Павловском соборе? Давно это практикуется?

– Знаете, в нашей Церкви существует все по благословению. Конечно же, было и мое желание заниматься собеседованиями с людьми перед таинством Крещения. Видя ревностное отношение к этому вопросу, мне предложили, и я согласился. Так как оглашение было введено у нас только полтора года назад, то большинство людей еще не знают об этом. По снисхождению к неведению мы крестим, но при условии, что крестный отец или мать должны все-таки пройти собеседование после Крещения, а также исповедаться и причаститься. Без собеседования к крещению ребенка допускаются люди верующие, которые посещают храм, то есть те, за которых мы можем поручиться.

А вообще, существует благословение Владыки Аристарха на проведение в каждом храме собеседования и с крестными родителями при крещении младенцев, и со взрослыми людьми, желающими присоединиться к Православию. Каждый священник должен помнить слова Господа нашего Иисуса Христа: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28,19). То есть требуется вначале научить человека, а потом крестить. Необходимо чтобы он пришел с полным осознанием совершаемого, а не слепо принимал Крещение, как традиционный ритуал...

Вела беседу Анастасия ЮДЕНКОВА


Почему мы крестим младенцев?

На вопрос отвечает священник Михаил Дроздов, клирик Свято-Петро-Павловского собора г. Гомеля:

«Иисус сказал: пустите детей, и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19: 14).

Апостолы поняли эти слова как буквально, так и духовно. То, что буквально, видим из самого текста Священного Писания: «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей, и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда» (Мф.19: 13-15). В параллельном месте у Евангелиста Марка сказано: «И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк.10:16).

Почему же Апостолы возбраняли поначалу детям приходить к Христу? Дело в том, что, видя уставшего по человеческой природе Господа, они старались дать Ему лишнюю минутку для отдыха. А также заметили, что Христос учит взрослых, а не младенцев, но совершенно выпустили из вида то, что, уча взрослых, Он благословляет на духовно-нравственное развитие всех, как сознательных умом, так и не осознающих пока свои поступки.

Когда же они поняли, то уже сами учили словами и действиями о необходимости крестить детей. Например, апостол Павел учит нас, говоря в послании к Колоссянам, что Крещение заменило собой ранее еще в Ветхом Завете установленное Самим Богом обрезание, в котором человек посвящался Богу: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол.2:11). Апостол Петр в свою очередь вразумляет нас, говоря: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы» (1Пет.З: 2-22). Обрезание совершалось на восьмой день после рождения ребенка, естественно, не имеющего сознания о том, что над ним совершается: «и обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог» (Быт. 21: 4). А что касается самих действий апостольских, то, проповедуя слово Божие, они крестили целыми семьями, если обретался в семье хотя бы один уверовавший: «Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему (стражнику) и всем, бывшим в доме его. И, взяв их (Апостолов) в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его. И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.» (Деян.16: 3-34). Почему так, объясняет нам апостол Павел, говоря: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1Кор.7:14).

Итак, права Святая Православная Церковь, которая в противовес сектантской практике не крестить младенцев, не препятствует таковым быть причастниками Божией благодати, подаваемой в Святом Крещении.


После долгих колебаний между нашей языческой верой и православием я решила принять христианство. В храме меня направили на огласительные беседы. Молодой человек, который их вёл, неожиданно для всех присутствующих вдруг начал доказывать, что нам не надо креститься. Он спрашивал: «Зачем вы хотите креститься? Для чего?» Люди отвечали разное. Кто-то говорил, что для здоровья, кто-то – для того, чтобы жить легче стало с Божьей помощью, кто-то надеялся защититься от сглаза и порчи, кто-то хотел совершенствоваться. Но ни один ответ нашего учителя не удовлетворил. Он принялся доказывать, что с такими мыслями креститься не стоит и… ДОКАЗАЛ. Я решила не принимать крещение. И всё же червь сомнения в душе остался. Может, всё-таки надо было? Хотя я до сих пор не знаю правильного ответа на вопрос: «Зачем креститься?» Нам не смогли объяснить этого на беседах. Может, попытаетесь вы?
Раиса.

Дорогая Раиса, получив Ваше письмо, я сразу вспомнила «любимый список крещёных людей» замечательного священника Дмитрия Смирнова: Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Адольф Гитлер, Владимир Ленин, Феликс Дзержинский, Лаврентий Берия…

Отец Дмитрий говорит: «Если Вы веруете в Пресвятую Троицу и хотите стать членом Церкви, то надо креститься, потому что это реализуется только через таинство Крещения». Крещение означает новую жизнь, потому что Дух Святой нисходит на человека, – растолковывает священник и очень жёстко формулирует: «Крестить человека, который этого не понимает, всё равно, что крестить неразумное животное. Если крестим малыша, то взрослые должны понимать и воспитывать ребёнка соответствующим образом. Ведь крёстный от лица ребёнка обещает Богу, что этот маленький человечек вырастет христианином».

Поэтому, Раиса, замечательно, что Вы думаете о сути таинства, о том, как оно должно повлиять на Вашу жизнь. И надеюсь, эти размышления приведут Вас в храм.

Но ещё я поняла, кто же на самом деле «виноват» в том, что некоторых людей в якутских храмах отговорили креститься.

Ещё в 2002 году до Якутска дошли кассеты с записями огласительных бесед отца Михаила Зайцева, служившего тогда в Казанском храме г. Нерюнгри. Я спросила его: нельзя ли расшифровать эти плёнки и использовать их для печати? Ведь все, кого отец Михаил огорошивал своим странным для священника заявлением, к концу бесед понимали, что без Бога и Церкви им никак… Но батюшка не благословил. «Понимаешь, – объяснил он, – я никогда не повторяюсь на беседах. Всё зависит от того, кто передо мной сидит, какие люди, насколько они образованны, как настроены, и т.д., и в зависимости от того, как они реагируют на мои слова, я строю свою речь. Никогда нельзя перенимать схему. Без должного наполнения она всё равно не будет работать». Видимо, это и произошло. Схема не сработала.

Но, может, Вам, Раиса, поможет интервью, которое мы записали с отцом Михаилом на эту тему почти десять лет назад.

Не надо креститься?

В таинствах Церкви Бог доводит до человека благодать (особую Божественную силу), которую сами люди не способны стяжать никак иначе – ни молитвой, ни чтением Библии, ни даже великим подвигом, – доводит её как дар, через вещество этого мира: воды Крещения, хлеб и вино Евхаристии, миро Миропомазания. Таинство Крещения как бы раскрывает в человеке эту способность – к принятию даров Святого Духа. Христос говорит: «…Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» ().

Но многие жалуются, что, принимая таинство Крещения, никакой благодати не чувствуют. А порой вообще ничего не чувствуют, кроме раздражения, как будто человеку что-то очень важное пообещали и не дали. Отчего так происходит? Почему не совершается рождение духовное? Или на самом деле оно происходит, но остаётся незамеченным, и крестившийся только думает, что продолжает жить в прежнем мире, а на самом деле перед ним открывается уже совсем иная реальность? Что требуется от человека, чтобы Крещение стало для него не только внешним, но глубочайшим внутренним событием? На эти вопросы мы попросили ответить священника Михаила ЗАЙЦЕВА.

– Отец Михаил, я слушала Ваши огласительные беседы (т.е. беседы, в которых перед совершением таинства Крещения вступающим в Церковь сообщается христианское вероучение) и была потрясена. Вы в самом начале на разные лады повторяли одну и ту же фразу: «Не надо креститься». Ну это как-то странно от священнослужителя слышать…

– Да, я сразу спрашиваю: «Что подтолкнуло вас к Крещению? Вы себе ответили: для чего я крещусь, зачем это нужно?» Без ответа на этот вопрос креститься не надо. Добра не будет. Крещение – это особый завет с Богом, особые отношения с Ним, которые могут иметь для человека различные последствия: либо мир и благополучие, либо… совершенно обратное.

Вы прекрасно видите, в каком состоянии находится наше общество – падение нравов, попрание морали, деградация и физическая, и интеллектуальная, и духовная, разгул преступности и т.д. Это ещё более ужасно с той точки зрения, что у нас сейчас 70% населения – христиане. И причём, простите, всех их угораздило покреститься в последние десять – двенадцать лет, на которые и приходится это дикое падение человеческое.

Страшная статистика, правда? Толпы пришли ко Христу – и соврали. Толпы солгали Богу! Мы получаем по заслугам, и всё, что вокруг происходит, весьма логично: даже человеку соврать – нехорошо, а уж соврать Богу! Понятно, чем должно кончиться.

– Почему это происходит?

– Из моего опыта, разговоров с людьми, идущими на крещение, могу констатировать, что подавляющее большинство слабо представляет, зачем это нужно и что дальше делать. Более того, цели, с которыми люди принимают крещение, часто противоположны тому, зачем вообще дано человеку это таинство. Большинство идёт вовсе не за тем, что надо искать в Церкви.

– Интересно, что обычно отвечают на Ваш вопрос?

– «Чтоб здоровье было получше», «…Ну, дела финансовые поправить», «Вообще, какая-то жизнь пошла тяжёлая», «Что-то с кем-то не получается», «Ребёночка надо покрестить, чтоб не болел, – не дай Бог, сглазят…» и т.д. и т.п. Вот с этим идти на Крещение не надо. Зачем? Такие вопросы следует решать другим порядком: хочешь здоровья? – иди в поликлинику, ищи хорошего врача; желаешь денег? – лучше работать надо; порча, сглаз – это тоже не из области религии. Очень редко удаётся услышать правильный ответ.

Правильный ответ

– А каков он? Скажите!

– Креститься нужно, чтобы стать христианином, жить так, как Бог учил, душу свою спасти. Может быть, другим на этом пути помочь. Этим исчерпывается цель нашего крещения.

Всё остальное – второстепенно. Будут земные блага, не будут – мы не знаем. Может, наоборот, гораздо хуже станет. Этот вопрос второго порядка. Принципиально то, что нам предстоит умереть, дать отчёт перед Господом о своих делах и получить либо полное счастье в Вечной жизни, либо совершенно полярное.

Цель Крещения – спасти свою душу, спасти себя. Если этого желания нет пока – креститься не надо. Стоит ещё подумать, порассуждать, попробовать прочувствовать.

То есть если человек ищет не Бога, а способ получить блага от Него – не надо креститься, повторять опыт миллионов несчастных людей, которые сами себя обманули (Бога обмануть нельзя). Крестятся, думают, что у них теперь всё хорошо будет, а всё наоборот происходит, потому что соврали Богу, получают соответствующее эхо.

Если человек не ищет личной встречи с Богом, если Бог для него что-то далёкое и непонятное – не надо креститься, рано. Если у вас нет уверенности в том, что ребёнок, которого вы собрались крестить, будет жить хоть в каком-то соприкосновении с этой идеей – «поиск Бога», если вы не готовы своей любовью и примером показать ему путь к Церкви, тоже не надо спешить, ничего хорошего не выйдет.

Вот если я ищу Бога, если я сам хочу быть похожим на Бога (а именно это – цель христианства – обожение!), вот тогда всё замечательно, тогда надо идти креститься и в дальнейшем жить соответствующим образом. Если нет жажды Бога, стремления к Нему, желания жить, исполняя волю Господа, по заповедям Его, креститься не надо – последнее потеряете, жизненная практика показывает.

– Со мной такое было, и только много позднее я поняла, почему жизнь после Крещения на меня так «обрушилась».

Митрополит Антоний Сурожский не устаёт повторять, что в православии (в отличие от язычества) нет магии, которую он определяет как «насилие человеческой воли, человеческого произвола над природой и над другим человеком», что таинство – это не обряд. Таинство церковное – «это непосредственные Божии действия, которые через материю этого мира каким-то образом до нас доносят, доводят какую-то искорку жизни Самого Бога». Но очень важно, что таинство совершается Богом над человеком не без самого человека.

Можно ли сказать, что тех, кто во время Крещения устремляется к Господу, Бог принимает в Свою обитель, подаёт помощь и утешение, а тех, кто рвётся совсем в другом направлении, Он силой не держит, отпускает в те безблагодатные области духа, находясь в которых человек (какие бы материальные блага ни приобрёл) открыт для воздействия на него «духов злобы поднебесной», а значит, несчастен?

– Чувствует человек это или не чувствует, но он открывается новой Божественной реальности, которая отныне будет определять его жизнь до самой смерти и, главное, после.

Я не только из опыта своего могу сказать, об этом говорит Священное Писание: человек, который живёт в мире с Богом, в гармонии с Ним, от многих бед защищён. И так защищён, что никакое зло сквозь эту защиту не пробьётся. Праведники у Бога на особом счету и под особым покровительством. Праведный – тот, кто правды Божией ищет, – не удовлетворения своих эгоистических, земных запросов, а Бога. Вот эти люди, безусловно, под особым покровительством Господа, это касается всех сторон жизни – и физической, и интеллектуальной, и финансовой, и социальной, и политической. Сам Христос учит не заботиться и не говорить «что нам есть? или что пить? или во что одеться?»: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (). Вся история человека показывает, что тогда, когда люди близки с Богом, жизнь нормализуется, когда отношения с Творцом портятся, всё приходит в упадок.

Главное – надо понять: как человек приходит ко Христу, каким и зачем он приходит. Если Бог для него – лишь средство для решения земных проблем, о каком преображении может идти речь?

В руки, сложенные за спиной, не даётся ничего

– Значит, всё дело только в нашей внутренней готовности?

– Не только. Предположим, что человек идеально подготовлен, прошёл институт оглашенных (хотя бы те беседы прослушал, которые сейчас проводятся в храмах), предположим, воцерковился. Какие вопросы он ставит перед собой в качестве приоритетных после крещения? От этого всё зависит.

И ещё такой момент: мы покрестились во имя Духа Святого, но почему Его в нас нет? Тут надо помнить, что мы сотворены по образу и подобию Божиему. Образ есть. Подобия надо достигнуть. Иногда Господь при крещении даёт радость неземную, но она непостоянна, в силу того, что мы ещё во Христе непостоянны.

Всё необходимое в таинстве мы, безусловно, получаем и так или иначе это чувствуем, но стабильным такое состояние становится уже после того, как мы прошли свой личный путь. Да, мне дали всё в дорогу, снарядили всем при крещении. Но потом надо идти, а не сидеть на этих узлах с хорошим снаряжением.

– Мой крестник маленький, когда его крестили, слышал звон колоколов, которого на самом деле не было.

– Да, с такими вещами я не раз сталкивался, когда люди в момент крещения переживали некоторое откровение. Но всё, о чём я знаю, было лишь знамением. Нужен путь. В вере, как бы это помягче сказать, нет иждивенчества. Господь не допускает нас до этого. Благодать даётся тогда, когда она востребована, когда она созидает. Господь даёт в протянутые и жадные руки. В руки, сложенные за спиной, Он ничего не даст. Надо желать и просить, и всё дастся.

– А Вам не кажется, что есть ещё один момент. Я крестилась одна, и это было так таинственно и даже страшно, а вот большинство друзей моих и мама крестились среди большого количества народа – и это до некоторой степени мешает. Нет?

– Конечно, сам чин совершения Крещения очень важен. У нас в Нерюнгри при храме есть группа молодых людей, верующих, которые хотят чуть больше делать, чем просто в храм ходить. И к ним можно отсылать людей невоцерковлённых, только-только вступающих в Церковь. Народ ведь приходит самый разный. Один молодой человек, например, буквально был помешан на инопланетянах. Добрый парень, думающий, ищущий, он через общение с этой группой христиан пришёл к Богу. Или другой – музыкант, серьёзный, здравомыслящий, образованный… Для него стало откровением, как к нему отнеслись его сверстники: они говорили о Христе, об Евангелии, об Истине и пути к Богу, о божественном достоинстве человека, и он это для себя открывал. Они были обыкновенные люди, но он видел в них тот огонь, который в нём самом ещё не зажёгся.

Многие другие (обо всех не расскажешь) не ленились ходить в храм месяц-два, разговаривали с прихожанами, искали суть православия, Христа искали; пусть задавали поначалу совершенно жуткие вопросы, но они их задавали. Причём их никто не торопил с крещением. Ещё говорили: «Ты подожди, подумай хорошо, надо ли тебе это». Когда такие серьёзно подготовленные люди искренно приходили к вере, чувствовали, что Крещение им необходимо, я их крестил по одному, причём литургическим чином, очень рано, в пять утра. Представьте, в храме присутствуют только священник, тот, кто крестится, и его поручители. Горят свечи, мы совершаем литургию, крестим человека, тут же его причащаем – это на всю жизнь.

Конечно, мы не можем крестить всех так, как это в древней Церкви было, когда крещаемый чувствовал, что в данный момент жизни он центр всей общины. Проблема чисто технически трудно решаема при том, сколько людей идёт сегодня в храмы с желанием покреститься. Хорошо, если человек горит во время совершения Таинства, он никаких внешних неудобств даже не заметит, но основная масса рвётся на Крещение не готовой, в состоянии некоторой мечтательности, и этим людям нужно помочь прочувствовать Христа.

Я думаю, что Христос при Крещении рядом с каждым.

– А что бы Вы сказали тем, кто принял Крещение?

– Минимум ты прошёл, дальше многое от тебя зависит. Ты можешь больше узнать о вере, о Христе, о Церкви. Ты можешь больше сделать для себя, для близких, для братьев по духу, для всех людей во славу Божию. А можешь этого не делать – это твой выбор, мы за него ответственности не несём.

В любом случае, Крещение – только начало пути, который состоит из многих-многих шагов, открытий, падений, восстаний. Но это путь преображения, когда мы каждый раз на протяжении какого-то времени открываем в себе всё новые и новые грани богоподобия. Радостно – сознавать, кем я был и как душа обновилась. Это счастье.

Сегодня люди, приходящие в храм, часто спрашивают священника: “Зачем нужно Крещение?” Нередко можно слышать такие фразы: “У меня Бог в душе”, “Я могу общаться с Богом и без Крещения”, “Неужели Богу не все равно, крещен я или нет?” Что сказать на это? Действительно, Бог никого силком в Царство небесное не тащит, однако всякий слушающий Бога и исполняющий Его заповеди “приятен Ему” (Деян 10, 35).

Зачем же нужно Крещение? Человеку, ставящему такой вопрос, прежде всего нужно решить для себя: а хочет ли он быть вместе с Богом? Стремится ли он сделать все от него зависящее, чтобы приблизится к Богу настолько, насколько это только возможно? И если его ответ для самого себя будет положительным, то он неминуемо должен задаться и еще одним вопросом. А чего требует от меня Сам Господь? Ответ же на этот вопрос однозначно дан в Священном Писании: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет” (Мк 16, 16). Значит мало быть верующим “в душе”, нужно быть верующим и “телом”. Вспомним и другие слова Христа: “если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Ин 3, 5). И если для человека первейшей задачей является достижение вечной жизни с Богом в Его Царстве, то приведенные слова достаточно ясно показывают, что без Крещения эта цель, увы, недостижима. Любопытно отметить, что при всем многообразии христианских конфессий, при всех многочисленных отличиях в их жизни и учении, все они единогласно признают необходимость Крещения. И если какая-то секта отказывается от обязательности крещения для всех своих адептов, то она просто не считается христианской. Ведь как можно быть христианином, не выполняя одного из главнейших заветов Христа? После Своего Воскресения, отправляя апостолов на проповедь, Господь наш Иисус Христос заповедал им не просто учить народы, но и крестить их: “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа” (Мф 28, 19). Таково повеление Спасителя, и если мы хотим называться христианами, то мы должны его исполнять. Ведь христианами начали называть себя именно крещенные антиохийцы, объединенные апостолами в общину (Деян 11, 26). Так что никаких некрещенных христиан, верующих “в душе”, история не знала и не знает.

Однако указанные вопросы могут исходить не только из праздного любопытства, не сопряженного с подлинной верой. Они могут быть продиктованы и искренним желанием осознанно подойти к принятию Крещения. Что же такое Крещение?

Не вдаваясь в богословские тонкости, скажем кратко. Христос есть Истинный Бог и Истинный Человек. Он воспринял нашу человеческую природу, жил на земле, учил людей, пострадал на кресте, умер, воскрес и вознесся к Богу Отцу вместе со Своей человеческой природой. Он показал единственный путь, которым человек может прийти к Богу. И всякий, желающий спастись, должен умереть и воскреснуть со Христом, чтобы с Ним и Царствовать на небе. Это соумирание и совоскресение как раз и совершается во время крещения. Апостол Павел ясно говорит об этом в Послании к Колоссянам: “быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах..., оживил вместе с Ним, простив нам все грехи” (Кол 2, 12-13). И нет другого средства примириться с Богом и избавиться от тяжести совершенных грехов.

Но повторим еще раз: Бог никого ни к чему не принуждает. Поэтому и Крещение - это свободный выбор человека. Это видимое свидетельство того, что человек выбрал Христа, поверил во Христа, а точнее - доверился Христу и согласился идти за Ним до конца. Поэтому тщательно испытайте свою совесть и решите: есть ли в вас эта решимость, эта готовность последовать за Христом? И если она есть, то выразите ее в принятии Таинства Крещения.

Хотя тема названа «зачем нужно креститься », вначале необходимо сказать о тех случаях, когда креститься нельзя. Итак, нельзя креститься, когда это делается потому что «так принято», «чтоб не болеть», просто «надо», «потому что мы русские и православные», «чтобы все было хорошо», «чтобы был ангел хранитель» и т. д. Всем таким людям лучше повременить с крещением до тех пор, пока их мотивация не изменится. Почему так? Потому что таинством крещения человек рождается в новую жизнь, заключает завет с Богом и воспринимает на себя обязательства по сохранению этого завета. Незнающий в чем заключается этот завет, не сознающий свои новые обязанности, начинающий по заключении завета нарушать и попирать его договоренности, принимает таинство крещения во осуждение себе.

Крещение усваивает крестившемуся крестную жертву Богочеловека Иисуса Христа и, через нее, примиряет его с Богом Отцом, ниспосылая Духа Святого. Таким образом, крестившийся становится способным к наследию вечной жизни или спасению. Но это происходит не автоматически, для спасения нужна живая вера, т.е. вера, свидетельствуемая делами.

Перед таинством крещения священник трижды задает вопрос: «Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его»? На что человек отвечает: «Отрицаюся». После этого священник снова трижды спрашивает крещающегося: «Сочетаваеши ли ся Христу»? На что он каждый раз отвечает: «Сочетаюся». Этими словами человек дает Богу обеты уклоняться от всякого греха – чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, лености, тщеславия, гордости и т. д., - и направлять свою жизнь по всем заповедям. Отныне человек обещает жить, думать и смотреть на мир по евангельски. Невольные уклонения от заповедей он должен врачевать в таинстве покаяния, а вольных уклонений у него быть не должно. Не живущий по заповедям, а, напротив, поступающий «как все» не получит от крещения ничего, кроме того, что по смерти будет судим более строго, чем идолопоклонники. Ему, в отличие от них, была дана сила к изменению жизни, а он ею пренебрег. Таким образом, непонимающий, зачем он крестится, подобен человеку, пришедшему с разбитым и грязным сосудом к царю просить благовонного мира. Как в таинстве брака супруги обещают хранить верность друг другу, так и в таинстве крещения человек дает обещание Богу храниться от всех грехов и направляться ко всем заповедям. Лучше не давать обетов, чем дав нарушить.

Приступающий ко крещению должен быть православным, т.е. верить так, как верует православная церковь. Для этого ему необходимо ознакомиться с какой-либо литературой на эту тему для новоначальных, например с огласительными беседами . Цель подготовки ко крещению – принять таинство максимально осознанно, с покаянием в преждесоделанных грехах и с намерением начать новую жизнь. Если эти условия будут соблюдены, крестившийся почувствует благодать Святого Духа, осенившую его, почувствует, что он стал другим человеком, изменился, родился духовно, стал чадом Божиим.

Получивший дар Духа Святаго в таинстве крещения, обязан хранить его как величайшее сокровище. Для этого крещеный должен воцерковиться и вести христианский образ жизни, существующий как раз для того, чтобы помочь человеку сохранить и возрастить в душе этот дар, оградить его от того, через что этот дар утрачивается. Христианин должен исполнять домашнее молитвенное правило, посещать богослужения в воскресные и праздничные дни, по возможности часто приступать к таинствам исповеди и Причастия. Также он должен направлять свои поступки по Евангелию, избегать не только грехов, но и поводов к ним. Христианин должен читать святоотеческие творения, узнавать из них о пути спасения и питать ими стремление к Богу. Внимательный человек быстро заметит пользу от перечисленных дел и вред, происходящий от их оставления.

Таким образом, если человек не собирается делать все перечисленное и даже не знает об этом, креститься ему нельзя. Хочется напомнить, что в древней церкви крещение принимали в сознательном возрасте и период подготовки к таинству - оглашение - длился один год. Позднее церковь стала крестить и младенцев, но по вере родителей и крестных, которые давали обеты крещения за младенца и обещали, что он вырастит христианином. Если же они сами далеки от веры, им также нельзя крестить своего младенца до тех пор, пока родители и крестные не осознают свои обязанности по воспитанию члена церкви.

В качестве небольшой огласительной беседы можно привести Слово святого Симеона Нового Богослова (X-XI вв.) более подробно раскрывающее суть христианства и смысл таинства крещения. Перевод святителя Феофана Затворника (XIX в.):

ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ. СЛОВО ТРИДЦАТЬ ПЯТОЕ

1. И прежде богато угостил уже нас блаженный Павел трапезою божественных словес и преобрадовал сердца наши; и теперь опять угощает нас другою трапезою тех же богодухновенных словес, которая, быв преисполнена духовных брашн, питающих внутреннего человека и веселящих и укрепляющих сердце живоносным хлебом Слова и радостотворным вином премудрости и Боговедения, преисполнена еще и Божественною благодатию Святого Духа, наполняющею душу всякою радостию и веселием и располагающею ее, оставя земное, возноситься на крылах ума к небесному и к Самому Богу. Посмотрим же, какая это апостольская трапеза и какие на ней брашна? Но прежде исторгнем ум наш из земного, и, как имеющие услышать божественные глаголы, изострим внимание, чтобы со всем тщанием внимать изрекаемому, да достойно содружимся с Духом Святым, Который чрез Апостола научает нас сокровенным тайнам Царства Небесного.

Вот что говорит он: первый человек от земли, перстен; вторый человек Господь с небесе . Не оставь, возлюбленный, без исследования слова сего и не подумай, что оно удобопонятно. Оно содержит в себе глубокие мысли и требует великого внимания и исследования. Но уготовь слух твой к слышанию того, что будет говориться, и познаешь глубину Таин Божиих, которые сокрыты в сем изречении.

Первый человек от земли, перстен; вторый человек Господь с небесе. Яков перстный, такови и перстнии; и яков небесный, тацы же и небеснии . Первым и перстным человеком называет он Адама, как написано: и созда Бог человека, персть взем от земли (Быт.2,7), который после того, как был создан из земли перстным и приял духа жизни, именуемого мысленною душою и образом Божиим, введен был Богом в рай и получил повеление возделывать его и хранить, чтобы, пока будет соблюдать заповедь Божию, пребывать в нем безсмертно, сообращаясь с Ангелами, и вместе с ними всегда славословя Бога, умно созерцая Его, приемля (мысленные) осияния от Него и слушая (когда потребно) Божественный глас Его, а в какой час нарушит заповедь Божию и снест от дерева, от которого повелено ему не ясти, быть предану смертности, восслепотствовать очами души своей, совлечься одеяния божественной славы, лишену быть сообращения с Ангелами и изгнану из рая, как он и потерпел все сие. Ибо когда он склонился на лукавые слова прельстителя диавола и преступил заповедь Божию, вкусив от древа познания добра и зла, то праведно лишился всех оных благ, сделался глух (для духовного), чтобы нечистыми ушами не слышать более Божеских словес, кои слышат только одни достойные, и ослеп душевно, чтоб не видеть более оной славы неизглаголанной, так как самоохотно отдалил от оной ум свой и страстным вниманием впился в плод древа запрещенного, поверив змию, который сказал: в день, в который вы вкусите от него … будете как боги, знающие добро и зло (Быт.3,5). Этими словами обольстился перстный человек и, надеясь, что действительно станет богом, вкусил от древа познания. За это лишился он всех духовных и небесных благ, а вместо их получил пристрастие к земным и видимым тварям и стал, скажу опять тоже, глух, слеп, наг, несочувствен к тем благам, от которых ниспал, к тому же еще смертен, тленен и несмыслен, подобно неразумным животным, как говорит царепророк Давид: приложися скотом несмысленным и уподобися им (Пс.48,13). Видишь теперь, от какой славы и какого блаженства в какое безчестие, неразумие и тление низринулся человек? От сколь великого богатства в сколь великую пришел бедность? И мы еще не все сказали, что следует сказать. Итак, первый человек бысть от земли, перстен, и соделался (нравственно) перстным (плотяным) так, как мы сказали.

Теперь посмотрим и поучимся из Божественных Писаний, что есть второй человек, Господь с небесе? Сей есть Бог от Бога, безначальный Сын, безначального Отца, Безтелесный Безтелесного, Непостижимый Непостижимого, Вечный Вечного, Неприступный Неприступного, Невместимый Невместимого, Безсмертный Безсмертного, Невидимый Невидимого, Слово Бога и Бог, Коим сотворено все, и земное, и небесное. Будучи же таков, и пребывая в Отце, и Отца имея пребывающим в Себе, не отделяясь от Него, сошел Он на землю и воплотился от Духа Святого и Марии Девы, и соделался человеком, подобным нам по всему, кроме греха, чтобы воссоздать и обновить того первого человека, а с ним и всех, от него рожденных и рождающихся, так как и они подобны ему, их породившему. Ибо, как Адам, породивший их, по преступлении заповеди сделался тленным, смертным, слепым, обнаженным от божественного одеяния и безчувственным, так и они все, рожденные от него, сделались всем тем, чем стал он – перстный, то есть тленными, смертными, глухими, слепыми, обнаженными, безчувственными, ничем почти не разнящимися от неразумных животных или, лучше сказать, ставшими хуже их, так как они собрали в себя одних страсти каждого животного и держат их в себе самих. К тому же, эти, рожденные перстными, ниспали в такое великое безсмыслие и в такое неведение Бога и заповедей Его, что ту честь, какую надлежит воздавать единому Богу, стали воздавать видимым тварям Его, и не только небо и землю, солнце, луну и звезды, огонь, воду и прочие твари обоготворили, но даже самые срамные страсти, и те обоготворили, и им, о безсмыслие, покланялись, как Богу. И какие страсти? Блуд, прелюбодеяние, мужеложество, убийство и другое многое, сему подобное. Все это делать научил и склонил человека диавол, подчинивший себе чрез то весь род человеческий. Если и бывал в древнее время кто из безчисленного числа людей, не всякую диаволю волю исполнявший, но всякий не тем, так другим грешил. Да и того одного, что всякий происходил от семени тех, кои согрешили вначале, достаточно было к тому, чтоб всякий предаваем был смерти и тлению и низводим во ад. И не было никого, кто бы мог избавить из рук его.

Но сжалился над нами Бог Слово, Творец наш, и как Сам Он весть, сошел на землю и соделался человеком, не по образу человеческого зачатия, но от Духа Святого и Марии Приснодевы, как написано: и Слово плоть бысть и вселися в ны (Ин.1,14). Ибо как в начале Бог создал человека, персть взем от земли и вдунув в лицо его дыхание жизни, и бысть совершен человек в душу живу, не тем образом, как обычно рождаются люди, так Он же, пришедши воссоздать его, соделался человеком, совершенным по телу и душе, не по образу человеческого зачатия. Читаем в Ветхозаветном Писании, что Бог навел сон на Адама и, взяв одно из ребр его, создал из него жену; так сделал Он и здесь, при собственном Своем воплощении. Но внемли, да разумеешь!

2. Ребро Адамово есть жена. Из этого Адамова ребра, то есть жены, Богородицы Марии, Сын и Слово Бога и Бог взял плоть и претворил ее в мужа совершенна с душою и телом, чтоб воистину быть сыном Адама. Сделавшись же человеком, подобным нам по всему, кроме греха, Он стал тотчас вместе с тем сродником по плоти всех людей, как утверждает и божественный Златоуст там, где говорит: "облекшись плотию, Христос облекся в братство нам". Но Христос, будучи Богом вместе и человеком, как по Божеству есть и пребудет свят, так и по человечеству и душою, и плотию, есть и пребудет Cвят, Пресвят и Пренепорочен; прочие же люди, хотя стали братьями и сродниками Его по плоти, но, как перстные, остались такими же и не сделались тотчас (то есть чрез самое дело воплощения Бога) святыми и сынами Божиими. Теперь внемли со тщанием тому, что буду тебе говорить. Соделался человеком Бог и тотчас стал сродником и братом людей. Но поелику Он один был Сыном Божиим и Богочеловеком, то один Он был, есть и будет свят, один праведен, один истинен, один безсмертен, один человеколюбец, один милостив и благоутробен, один Властелин и Господь, один Свет мира и Свет неприступный. Мы же, как смертные и тленные, не имеем (оставаясь в своем естественном порядке) с Ним никакого другого общения, кроме одного сродства по плоти, как сказано выше. Посему посредницею между Богом и людьми поставлена вера в Него (Спасителя), чтобы Бог, вместо всего другого, принимал одну эту веру, которую имеем в Него, зная, что мы бедны и что совершенно ничего не можем принести Ему для спасения своего, кроме одной веры, и за одну эту веру миловал нас и подавал нам оставление грехов наших и избавление от смерти и тления. Что все и дарует Он даже доселе всем, которые от всей души веруют во Христа Господа, и не это одно, но и все то, о чем обетовал во Святом Евангелии, что все конечно получим чрез Него, то есть блага оной земли, которую наследят кроткие с великим веселием и радостию сердец их, - дарует все то, чтоб Он (Христос) соединялся с нами, и чрез Него мы оба соделывались едино с Богом и Отцом Его, сочетаваемы бывая в то же время и с Духом Святым.

Все сказанное мы действительно получаем, когда верно соблюдаем, что обещали соблюдать во святом Крещении, и убегаем всего, от чего тогда отреклись. Когда соблюдаем мы все это и все заповеди Божии, тогда бываем истинно верующими, яко показующие веру свою от дел своих, и, как Он есть, соделываемся святыми и совершенными, и все всецело небесными, чадами Бога небесного, и во всем подобными Ему, Христу Господу, как и Он соделался подобным нам по всему, кроме греха, только мы соделываемся подобными Ему по благодати.

Когда же, предавшись нерадению, презрим святые и животворные Его заповеди и, возвратясь на прежнее, начнем делать то, что заповедует Он нам не делать, тогда тотчас лишаемся всех благ, какие даровал Он нам чрез святое Крещение. И как Адам по преступлении заповеди изгнан был из рая и удален от сладостей его, от сообращения с Ангелами, какое имел там, и от Самого Бога, так и мы, когда грешим, отдаляемся от Церкви святых рабов Его, совлекаемся божественного оного одеяния, Самого, говорю, Христа Господа, в Коего веруем и в Коего облеклись, когда крестились, лишаемся жизни вечной и света оного невечернего и непрестающего, и вечных благ, равно как освящения и сыноположения, и из ставших было небесными и во всем подобными второму человеку, Господу Иисусу Христу, делаемся опять перстными, как был первый оный человек, и не только это, но делаемся повинными смерти, имеющими наследовать тьму кромешную и огонь неугасимый, идеже плач и скрежет зубов. Пусть не терпим мы изгнания из видимого рая и не слышим осуждения в поте лица возделывать землю, но мы сами себя изгоняем из Царства Небесного, отчуждаем от оных благ, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, и делаем повинными нескончаемому мучению. И если бы не даровал нам Бог еще такого блага, чтоб мы могли опять возвращаться к Нему чрез покаяние, то и спастись никому не было бы возможности.

Посему-то благоутробный, человеколюбивый и спасения нашего желающий Бог премудро поставил между нами и Собою таинство исповеди и покаяния, и каждому дал власть, если хочет, чрез исповедь и покаяние восстать от своего падения греховного, которым пал, и опять прийти в прежнее родство, славу и дерзновение, какие имел у Бога, и опять стать наследником всех благ, о коих мы сказали выше, или еще больших, если покажем более теплое покаяние. Ибо, какое показывает человек покаяние, такое же обретает и дерзновение и к Богу присвоение, удостоиваясь ясно сознать сие и беседовать с Богом, как друг с другом, лицом к лицу.

Итак, которые после Крещения не чувствуют удостоверения, что имеют к Богу такое дерзновение и присвоение и причастны тех благ, о коих мы сказали, и не сознают, что облечены во Христа, и не зрят света Божества Его, с светом Духа Святого, пусть тщательно исследуют совесть свою, и конечно найдут, что не соблюли или всех, или некоторых из тех соглашений, в которые вступили с Богом, когда приняли Крещение, или что зарыли в землю талант свой, то есть полученный ими дар освящения и сыноположения, и не умножили его, почему и не удостоиваются созерцать и умно видеть Владыку своего. Бог истинен и не раскаивается в дарованиях, подаемых Им, а Он Сам говорит: кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня … и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин.14,21). Слышали, что говорит Владыка Христос? Кто, говорит, Меня возлюбит и заповеди Мои соблюдет, того и Я возлюблю и явлюся ему Сам. Если теперь Христос есть истина, как Сам Он сказал: Аз есмь истина (Ин.14,6), а истине невозможно солгать, как говорит Апостол: невозможно солгати Богу (Евр.6,18), то пусть никто из тех, которые не видят Господа, не говорит, что невозможно Его видеть, тогда как это не только не невозможно, но и очень легко. Если Он, как Сам говорит, есть свет миру (Ин.8,12), то которые Его не видят, конечно слепы суть, а слепы они суть, потому что ни Его не возлюбили, ни заповедей Его не соблюли. Ибо, если б они возлюбили Его и заповеди Его соблюли, то и они всею душою возжелали бы и взыскали бы увидеть Его, и Он всеконечно Сам явил бы Себя им, яко неложный, существенно истинный и само-истина. Он затем и пришел в мир, чтобы светом Своей славы и Своего Божества просветить всех находящихся в мире и сидящих во тьме. Итак, которые христиане не видят умно Господа, не освещаются явственно и знательно его Божеским светом, не видят Его пребывающим в себе, пусть не говорят, как неверные, что невозможно Его видеть; но каждый из нас, возлюбленные мои, пусть испытает совесть свою, как я сказал уже, и конечно найдет, что сам виноват, что не имеет в себе Бога и не видит славы Его, а затем пусть покается и восплачет о себе, что находится в таком бедном состоянии, и потщится покаянием и исповеданием возвратить потерянное, да улучит и вечные блага во Христе Иисусе, Господе нашем, Коему слава и держава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братья и сестры! В Своем Крещении Господь наш Иисус Христос крестил всех нас: меня, вас, Адама — всех. Своим Крещением Он вывел нас из греха. Он крестился, чтобы для нас освятить воду, освятить естество для того, чтобы мы возрождались для новой жизни.

Так вот, братья и сестры, почему нам нужно креститься? Зачем нужно погружаться в воду каждому из нас, младенцу и взрослому, — всем?

Смысл Крещения состоит в том, что человек, веруя в Бога, приходит, чтобы вступить, так сказать, в общество верующих, в Церковь Божью. А для этого он должен войти в дверь. Вот эта дверь, вводящая нас и в Церковь Божью, в Царство Божье, вводящая нас в те великие блага и достоинства, которые принес нам Сын Божий, и есть Крещение. Поэтому человек крестится. Когда он крестился, он уже сын Божий по благодати.

В таинстве Крещения человек смывает все грехи — и наследственные, от своего рода, и грехи, которые он совершил до крещения, — все смываются в крещенской воде. Человек выходит из купели новый, невинный, святой. И эту святость следовало бы нам хранить.

Вот смотрите: когда мы уже крещены, для того чтобы сохранить эту крещенскую силу, мы говорим: "Если со Христом крестимся, то со Христом должны быть и распяты. Если со Христом умрем, то со Христом и воскреснем". В таинстве Крещения мы становимся детьми Божьими по благодати, мы вступаем на это поприще, чтобы реально быть детьми Божьими. Пойдемте за Христом!

А куда , Господи? На Голгофу! А зачем? Затем, чтобы вместе со Мною распяться, вместе со Мною умереть.

Почему ребенка или взрослого при крещении погружают в воду? А для того, чтобы вся жизнь его была такой, чтобы он готов был со Христом распинаться и со Христом умирать. Вот тогда это усыновление, Божья святость, которые человек принял при крещении, будут с ним — когда он сораспинается Христу.

А когда ты распят, скажи, будет ли у тебя суета? Будет ли мелочность в твоей жизни? Будет ли у тебя неверие, если ты со Христом распят на кресте, если ты умираешь со Христом? Какая великая честь, сколько великого достоинства, геройства, красоты! Вот тут-то и сила!

Братья и сестры, христианская жизнь только тогда святая, когда мы детьми Божьими остаемся, когда мы сораспинаемся Христу. Вот возьми каждый свою жизнь: мало ли у тебя искушений? Мало ли у тебя собственного непостоянства в сердце? Мало ли у тебя глупостей? Страсти твои, своеволие твое — вот до чего они тебя довели. И ты не отделаешься от всего этого до тех пор, пока себя не распнешь со Христом.

Для того, чтобы быть чистым, святым, чтобы сохранить усыновление Божье, чтобы наследовать Царство Божье вместе со Христом, вот так надо жить. Тогда ты будешь святым, тогда ты действительно будешь сыном Божьим по благодати. Вот куда нам надо идти. Не обманывайтесь: другого пути к тому, чтобы человек вернул себе достоинство и получил святость, нет — кроме только сораспятия Христу. А вы думали как? Крестились — и все?

Вот ведь иногда говорят: "Окрестили, а мы и не помним даже, как крестили". А уж о том, что ты крестился в Крест Христов, в Смерть Христову, ты и вовсе не думаешь, поэтому у тебя и жизнь такая жуткая, страшная, бестолковая, смрадная. Грызет тебя твоя жизнь. И как только ты можешь называть себя христианином?

Братья и сестры, сколько же Господь дает нам благодати, благодатных средств! Так почему ты, человек, не хочешь здесь, на земле, восчувствовать в себе эту святость Божью? Почему не хочешь быть сыном Божьим по благодати, не хочешь сделать добро себе и другим?

Внимательно посмотри на самого себя, на свои поступки, на пройденный путь. Теперь посмотри на слово Божье, на историю человечества. Что, ты правду в людях нашел? В жизни своей ты правду-то нашел? На что ты уповаешь? Ведь всюду неправда, везде смерть, всюду зло. Ты должен быть сыном Божьим по благодати, быть "светом мира и солью земли" — вот твое предназначение! Тогда ты и будешь святым. Проси Царство Божье, и Господь разве тебя оставит?

Господь никому ничего не навязывает. Божественная красота, благодать, святость, божественность — все это в нашем существе. Но все это — при участии нашей доброй, свободной воли. Ведь мы по образу Божию созданы разумными, свободными, бессмертными. Так вот, человек, пользуйся разумом, свободой и бессмертием. А ты делаешь все, чтобы это уничтожить. И у людей даже нет такого пера, чтобы описать все жуткости вашей жизни и раскрыть, почему вы так живете.

Вот на исповеди мимоходом, частично что-нибудь скажете, чем-то поделитесь, а то, что действительно гниете, гнусность свою — не видите. Почему так ? Что же Церковь Божья разве тянет вас или обвиняет вас? Нет!

Церковь Божья как любящая мать, просит, умоляет вас примириться с Богом. Какое назначение Церкви Божьей? Апостол Павел пишет: "Нас Бог послал просить, умолять вас, чтобы вы примирились с Богом". Послал Господь апостолов, дал им благодать для того, чтобы людей спасать, убеждать, умолять их: "Дорогие, Отец Небесный просит вас, примиритесь же с Ним". Почему ?

Потому что Он знает, что из себя представляет грех, как тяжко человеку жить в грехах, как мучает он человека, как извращает, как тиранит его. Казалось бы, нам, грешникам, самим надо каяться, — а тут наш Отец Небесный просит, умоляет: "Дорогие мои, миленькие мои, примиритесь со Мной".

Так вот, нам следует заняться сознательно собою и справедливо посмотреть на себя и на все окружающее нас. Если так будем поступать, то Господь и нам скажет, как тому разбойнику на кресте, при кончине нашей: "Со Мной будешь в раю".

А если не хотите жить правдой, ну, так жутко и живите. А пробудится правда — в момент все по-новому будет. Ведь разбойник (и ему подобные) своими преступлениями мир сделал тлетворным, но он же удостоился Царства Небесного, да еще и в пример нам всем, всему человечеству, ставится! Вот как люди спасались!

Возгревайте в себе эти драгоценные вещи, братья и сестры, правду ищите!

Аминь.