Пифагор самосский цитаты о женщинах. Цитаты пифагора

Земледелие покоряется свободолюбивым рукам. Не доверяй свою землю невольникам или рабам. Возделывай пашню с любовью и добрым сердцем.

Чтобы тебя помнили и почитали, стань хорошим семьянином и напиши добродетельную книгу. Продолжатели рода твоего должны быть почтительными людьми и с крепкой семьей. – Пифагор

Пусть жрецы исследуют божественные деяния, сам же познай сердце человеческое.

Найди себе друга верного, ибо счастье не бывает одиноким – оно удел двоих.

Людей с гладким лбом обходи стороной – мыслей умных от них не услышишь. Морщат лоб редко – разум свой не напрягают, мысли без тренировки умными не бывают.

Пифагор: Человек – это сеятель. Идет по полю уверенно, как хозяин. Вырывает с корнем сорняки, добавляет удобрений, передвигается смело на своей земле, наводя кругом порядок. Народные обычаи – самые строгие и важные правила и догмы людские.

Сборище ученых мужей вскорости теряет квалификацию, превращаясь в вече простолюдин.

Боги, по-мнению старцев, пожалели, что создали человека, теперь люди жалеют, что поклоняются идолам, мудрецам и жрецам.

Продолжение цитат читайте Пифагора на страницах:

Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не друзей врагами.

Лесть подобна оружию, нарисованному на картине: она доставляет приятность, а пользы никакой.

Веди жизнь умеренную и трезвую, если желаешь быть независимым.

Никто не должен преступать меры ни в пище, ни в питии.

Все исследуй, давай разуму первое место.

Молчи или говори что-нибудь получше молчания.

Не поднимайте пыли на жизненном пути.

Что бы о тебе ни думали, делай то, что считаешь справедливым.

Говори мало, пиши еще менее.

У хвастунов, так же как и в позлащенном оружии, внутреннее не соответствует наружному.

Пристанью для корабля служит гавань, а для жизни - дружба.

Не исполняющий должности отца семейства не может быть ни законодателем, ни градоуправителем.

Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык.

Прежде всего научайся каждую вещь называть ее именем: это самая первая и важнейшая из всех наук.

Рассматривай только Природу, а прочее оставь простолюдинам.

Гостеприимство крайне безрассудно, если его оказывать дурным людям.

Статую красит вид, а человека его деяния.

Воздержись от употребления вина: оно есть молоко, питающее страсти.

Омывай полученную обиду не в крови, а в Лете, реке забвения.

Если спросят: в чем состоит благополучие? Ответствуй: быть в согласии с самим собой.

Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.

Дурные надежды, как дурные путеводители, ведут к дурным поступкам.

Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок.

Сыщи себе верного друга; имея его, ты можешь обойтись без богов.

Полезнее наобум бросить камень, чем пустое слово.

Из двух человек одинаковой силы сильнее тот, кто прав.

Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушным и к порицанию, и к похвале.

Мудрый! Будучи обязан жить среди простого народа, будь подобен маслу, плавающему поверх воды, но не смешивающемуся с ней.

Прежде всего прочего удерживай язык свой.

Будь благословенно божественное число, породившее богов и людей.

Спроси у пьяницы, как бы он мог перестать пьянствовать. Я отвечу за него: пусть почаще вспоминает о делах, какие он делает в пьяном виде.

Пьянство есть упражнение в безумстве.

У друзей все общее, и дружба есть равенство.

Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь, в особенности юность.

Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчестному власть.

Жизнь подобна театру: в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места.

Измеряй свои желания, взвешивай свои мысли, исчисляй свои слова.

Не делай выговоров твоей жене при твоих детях.

Истинное отечество там, где есть благие нравы.

Человек! Не делай другим животным того, чего не хочешь, чтоб они делали тебе.

Просыпаясь утром, спроси себя: Что я должен сделать?

Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.

Нужно отстаивать правду, даже принимая муки, но не стоит доводить защиту истины до нетерпимости.

На верность твоей собаки полагайся во всякое время, а на верность жены только до первого случая.

Глупцы во время распития спиртного пьянеют, а когда приходит беда, так и вовсе лишаются разума.

Как старое вино непригодно к тому, чтобы его много пить, так и грубое обращение непригодно для собеседования.

Не пекись о снискании великого знания: из всех знаний нравственная наука, может быть, есть самая нужнейшая, но ей не обучаются.

Учитесь понимать человеческую природу. Понимание человека принесёт больше пользы, чем познание разнообразных божеств.

Если спросят: что есть добродетель? Ответствуй: любомудрие, употребленное в действие.

Погрешности свои старайся не прикрывать словами, но врачевать обличениями.

Веди жизнь единообразную, если желаешь иметь смерть спокойную.

Одну каплю здравого разума предпочитай целому кладезю учености.

Воздержи себя от убийства животных: пролитие крови оных привело людей к неистовству проливать кровь подобных себе.

Делай великое, не обещая великого.

Статую красит вид, а человека - его деяния.

Если спросят: что есть древнее богов? Ответствуй: страх и надежда.

Какое бы ни постигло тебя несчастье, удержи себя от слез: храни оные для пролития о несчастии других.

Порядок да будет твоим божеством! Непрестанно воздавай ему сердечное служение: порядок есть союз всех вещей. Сама природа через него существует.

И в словах своих, и делах избегай всего банального и привычного.

Мудрый! Если ты желаешь возвестить людям какую-либо важную истину, облеки оную в одежду общего мнения.

Никто не должен преступать меру ни в пище, ни в питии.

Важно быть царём в первую очередь для себя. Владычествуя над собой и правильно управляя собственными поступками, в твоих руках будет великолепная вотчина и наиглавнейшая должность.

Будь одинаково равнодушен и к порицанию, и к похвале.

Совесть да будет единственным твоим божеством.

Старайся исследовать вещи, находящиеся вблизи тебя, затем, прежде чем заснуть, спроси себя: Что я сделал?

Одно и то же, что от полыни отнять горечь и что у слова отсечь дерзость.

Если не можешь иметь верного друга, будь сам себе другом.

Просыпаясь утром, спроси себя: Что я должен сделать? Вечером, прежде чем заснуть: Что я сделал?

Знай, что никакое притворство долго скрываться не может.

Тело не должно быть усыпальницей души. В пьяном виде не приступай к зачатию будущего поколения.

Повинующийся разуму повинуется богам.

Не избирай себе другом живущего несогласно со своею женою.

Строго накажи твое дитя, виновное в убийстве насекомого: с этого начинается человекоубийство.

Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью.

Прежде всего не теряй самоуважения!

Огорчающий ближнего едва ли сам избежит огорчения.

Ничему не удивляйся: удивление произвело богов.

Как ни коротки слова да и нет, все же они требуют самого серьезного размышления.

Добрые и прекрасные люди появились на земле не для того, чтобы почивать и предаваться развлечениям, они – опора слабым и обиженным.

Не просите у богов ни дождя, ни вёдра: боги не принимают в сем участия. В Природе все управляется неизменными законами.

Благоразумная супруга! Если желаешь, чтоб муж твой свободное время проводил подле тебя, то потщись, чтоб он ни в каком ином месте не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности.

Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.

Благоразумная супруга! Если желаешь, чтобы муж твой свободное время проводил подле тебя, то постарайся, чтоб он ни в каком ином месте не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности.

Шутку, как и соль, следует употреблять с умеренностью.

Прежде чем станешь говорить, дай время созреть твоей мысли.

Ни к золоту ржавчина, ни к добродетели позор не пристанут.

Кубок жизни был бы сладок до приторности, если бы не падали в него горькие слезы…

Смертный! Когда несчастье станет стучаться у дверей твоих, отвори ему их с веселым лицом, не дожидаясь, чтобы оно постучалось к тебе в другой раз: сопротивление раздражает его, покорность делает безоружным.

Начало есть половина всего.

Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.

Только неблагодарный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить.

Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.

Не возвещай истину на местах общенародных: народ употребит ее во зло.

Природа едина, и ничего нет ей равного: мать и дщерь себя самой, она есть Божество богов.

Не будь одним из тех, кои кажутся мудрыми только в своих сочинениях.

Вечером, слушая и сохраняя молчание, ты сделаешься мудрым, так как начало премудрости есть молчание.

Молчи или говори то, что лучше молчания.

Не почитай знания за одно с мудростью.

Старайся прежде быть мудрым, а ученым, когда будешь иметь свободное время.

Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость.

Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные - торговать, а самые счастливые - смотреть.

В общественных отношениях своих избегай делать врагов из друзей; старайся, наоборот, обращать своих врагов в друзей.

Даже при большом желании уснуть, не смыкай глаз, пока не проанализируешь всё, что содеял за этот день.

Собака есть изображение друга.

Гражданин без собственности не имеет отечества.

Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.

Человек умирает в опьянении от вина; он беснуется в опьянении от любви.

Истину полезно видеть нагую. Ложь пусть покрывает себя одеждой.

Пифагор Самосский (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος, лат. Pythagoras; 570—490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.

Историю жизни Пифагора трудно отделить от легенд, представляющих его в качестве совершенного мудреца и великого учёного, посвящённого во все таинства греков и варваров. Ещё Геродот называл его «величайшим эллинским мудрецом». Самые ранние известные источники об учении Пифагора появились лишь 200 лет спустя после его смерти.

В 530 до н. э. Пифагор поселился в греческой колонии Кротоне в Южной Италии, где нашёл много последователей. Их привлекала не только мистическая философия, которую он убедительно излагал, но и предписываемый им образ жизни с элементами здорового аскетизма и строгой морали.

Пифагор проповедовал нравственное облагораживание невежественного народа, достигнуть которого возможно там, где власть принадлежит касте мудрых и знающих людей, и которым народ повинуется в чём-то безоговорочно, как дети родителям, а в остальном сознательно, подчиняясь нравственному авторитету. Пифагору традиция приписывает введение слов "философия" и "философ".

Всё сущее есть число.

Не делай никогда того, что тебе не знакомо, но научись всему, что следует знать.

Строго накажи твое дитя, убившее насекомое. С этого начинается человекоубийство.

Никогда не давай полной воли своему воображению: оно произведет чудовищ.

Есть три реальных угрозы человечеству: материализм учёных, невежество священников и хаос демократии.

Человек, оказавшийся в плену своих страстей, свободным быть не может.

Благоразумная супруга! Если желаешь, чтоб муж твой свободное время проводил подле тебя, то постарайся, чтоб он ни в каком другом месте не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности.

Если можешь стать орлом, не стремись стать первым среди галок.

Что бы о тебе ни думали, делай то, что считаешь справедливым.

До тех пор, пока люди будут массово продолжать убивать животных, они будут убивать друг друга. Тот, кто сеет семена убийства и боли, не пожнет радость и любовь.

Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость.

Статую красит вид, а человека — его деяния.

Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью.

Пьянство есть упражнение в безумстве.

У друзей все общее, и дружба есть равенство.

Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.

Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.

Не делай ничего постыдного, ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.

Молчи или говори что-нибудь получше молчания.

Все исследуй, давай разуму первое место.

Для познания нравов, какого ни есть народа, старайся прежде изучить его язык.

Делай великое, не обещая великого.

Миром правят цифры!

Привычка и с рабством примирит.

Не считай себя великим человеком по величине твоей тени при заходе солнца.

Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.

Ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих...

Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем.

Тело своё не делай гробом своей души.

Только неблагородный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить.

У бога нет лучшего жилища на земле, чем чистая душа.

Омывай полученную обиду не в крови, а в Лете, реке забвения.

Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за прошедший день.

Нет у тебя, человек, ничего, кроме души.

Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?». Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?»

Не рассуждай с детьми, с женщинами и с народом

Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой

Из двух человек одинаковой силы сильнее тот, кто прав

Не считай себя великим человеком по величине твоей тени при заходе солнца

Начало есть половина всего

Просыпаясь утром, спроси себя: "Что я должен сделать?". Вечером, прежде чем заснуть: "Что я сделал?"

Делай великое, не обещая великого

Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле

Дружба есть равенство

Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем

Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые - смотреть

Прежде старайся исследовать вещи, находящиеся вблизи тебя, затем те, которые удалены от твоего зрения

Начало - половина целого

Пьянство есть упражнение в безумстве

Только одно божество может обладать всеобъемлющей мудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней

Старайся прежде быть мудрым, а ученым - когда будешь иметь свободное время

Статую красит вид, а человека - деяния его

Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок

Человек, оказавшийся в плену своих страстей, свободным быть не может

Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью

Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык

Неразумные при выпивании вина доходят до опьянения, а при несчастьях - до совершенной потери ума

ШКОЛА ПИФАГОРА

О прибытии Пифагора в Кротон сохранилось интересное свидетельство Дикеарха. Когда Пифагор прибыл в Италию и появился в Кртоне. Он расположил к себе весь город как человек много странствовавший, необыкновенный и по своей природе богато одаренный своей судьбой. Он обладал величавой внешностью и большой красотой, благородством речи, нрава и всего остального. Сначала, произнеся долгую и прекрасную речь, он очаровал старейшин, собравшихся в совете, затем по их просьбе дал наставления юношам, после этого детям, собранным вместе из школ и, наконец, женщинам, когда и их созвали, чтобы его послушать.

Он был человеком с сильными социальными и политическими предубеждениями и глубоким чувством собственной значимости. Он был избранным лидером, пророком, но не без хитрости и хорошего знания практических деталей и средств, которые только и могут объяснить его последующий феноменальный успех.

Немалый успех сыграло то, что Пифагор прибыл в Кротон в тяжелый для города период и каким-то образом сумел использовать эту ситуацию в своих целях. Слава Пифагора как воспитателя настолько велика, что все юноши хотели стать его учениками, а их отцы предпочитали, чтобы они проводили время с ним, нежели занимались собственными делами. Платон в своем единственном упоминании о Пифагоре называет его «предводителем юношества», создавшим особый пифагорский образ жизни. Политическое влияние сторонников Пифагора возрастало постепенно, по мере их возмужания и включение в государственную деятельность.

Нет никаких сведений о том, что пифагорейское сообщество, совершив в Кротоне государственный переворот, заняло место законно правительства в совете старейшин. Пифагор не занимал никакой занимаемой должности. Это не значит, что Пифагор стоял в стороне от политики.

Для всех - и высших, и низших - у Пифагора было мудрое изречение: следует избегать всеми средствами, отсекая огнем и мечом, и всем, чем только можно, от тела - болезнь, от души - невежество, от желудка - излишнего, от города - смуту, от дома - раздоры, и от всего вместе - неумеренность.

Сообщество, созданное Пифагором, оказалось весьма жизнеспособным. Несмотря на его бегство в Метапонт, оно сумело очень быстро оправиться от удара, нанесенного выступлением Килона. Влияние пифагорейских гетерий на политику осуществлялось не в форме прямого правления, а путем участия отдельный пифорейцев в деятельности правительства каждого из городов.

В течение всего этого времени пифагорейцы оставались активными сторонниками аристократического образа правления. После перехода власти в руки демократии, первый, и самый мощный удар был нанесен по пифагорейским гетериям. Во многих городах Великой Греции были сожжены дома, где собирались пифагорейцы, часть из них была убита, другие бежали в континентальную Грецию, где возникли центры пифагореизма. Но теперь пифагорейцы самостоятельной роли в политике не играли.

Собрав группу учеников, Пифагор посвятил их в глубокую мудрость, им открытую, а также в основы оккультной математики, музыки и астрономии. Эдуард Шюре писал: «Эта маленькая община избранных как бы освещала собой раскинувшийся внизу многолюдный город. Ее светлая ясность привлекла благородные инстинкты юности, но нелегко было проникнуть в ее внутреннюю жизнь, и все знали, как труден доступ в среду немногочисленных избранных».

Молодые люди, желавшие поступить в общину, должны были пройти некоторые испытания. Сначала новичок попадал в гимнастический зал, где он вместе с другими учениками упражнялся в различных играх. С первого же взгляда он замечал, что этот зал не походил на все остальные в городе: здесь не было ни громких криков, ни тщеславного выставления своей силы или мускулов атлета. Среди молодых людей царствовали вежливость и доброжелательность. Пифагор запрещал в своей школе единоборство, говоря, что рядом с развитием ловкости это вводит в гимнастические упражнения элемент гордости и озлобления.

Затем пифагорейцы приглашали новичка свободно высказаться, не стесняясь оспаривать их мнения. В восторге, что его так любезно слушают новичок начинал разглагольствовать. В это время появлялся Пифагор, чтобы проследить за его жестами. Древний философ придавал особое значение смеху и походке молодых людей. «Смех, - говорил он, - самое несомненное указание на характер человека». Он считал, что смех не сможет скрыть характер злого.

Пифагорейские сообщества были разбросаны по десятку городов Южной Италии, а затем собственно Греции, и совместные занятия, равно как и общее руководство были в этой ситуации невозможны. Маловероятно, чтобы даже в Кротоне времени Пифагора занятия носили регулярных характер и касались всех членов общества.

Пифагорейцы, как и Платон, придавали большое значение воспитанию и образованию юношества и разработали обширную систему педагогических методов. Но хотя в пифагорейском обществе и практиковалось обучение, оно было создано не для этого. Не совместные занятия ради достижения мудрости были его главной целью - ведь подавляющее большинство пифагорейцев не имели отношения к философии и науке.

Древний философ стремился развить в своих учениках, прежде всего, интуицию. Ведь мудрость есть понимание источника, или причины всех вещей, и может быть достигнута только поднятием интеллекта до той точки, где он интуитивно осознает невидимые явления, направленные через видимые, становясь, таким образом, способным к общению скорее с духами вещей, нежели с их формами. Эта способность и есть интуиция.

Развивая в своих учениках способность интуитивно познавать мир, Пифагор исходил из естественных чувств человека и основных обязанностей при по вступлении в жизнь и показывал соотношение последних с мировыми законами. Запечатляя в сердцах молодых людей любовь к родителям, Пифагор расширял это чувство отождествлением отца с идеей Бога, а мать - с идеей Природы. Но на данном этапе Пифагор считал, что идея Единого Бога, Верховной истины, будет непонятна ученикам. Поэтому им давалось лишь предвидение ее, перенесенное на музыку и числа.

(VI в. до н.э.) философ, математик, религиозный и политический деятель, основатель пифагорейской школы, родился на о-ве Самос

Числу все вещи подобны.

Все, что познается, имеет число, ибо невозможно ни понять ничего, ни познать без него.

Гармония есть (…) согласие разногласного.

Мудрецом, по его [Пифагора] словам, может быть только бог, а не человек. (…) А философ ["любомудр"] – это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости.

Жизнь (…) подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины.

Похоти уступай зимой, не уступай летом; менее опасна она весной и осенью, опасна же во всякую пору и для здоровья нехороша.

У друзей все общее, и дружба есть равенство.

Дружба есть равенство.

Душа совершает круг неизбежности, чередою облекаясь то в одну, то в другую жизнь.

Уходя на чужбину, не оборачивайся.

[Пифагор] запрещает молиться о себе, потому что, в чем наша польза, мы не знаем.

Жизнь человеческую он [Пифагор] разделял так: «Двадцать лет – мальчик, [еще] двадцать – юнец, [еще] двадцать – юноша, [еще] двадцать – старец».

«Огня ножом не вороши», то есть человека гневного и надменного резкими словами не задевай.

«Уходя, не оглядывайся», то есть перед смертью не цепляйся за жизнь.

«Будь с теми, кто ношу взваливает, не будь с теми, кто ношу сваливает», – этим он велел поощрять людей не к праздности, а к добродетели и к труду.

Без ума человек не познает ничего здравого, ничего истинного и даже не способен ничего уловить какими бы то ни было чувствами, – только ум сам по себе все видит и все слышит,прочее же и слепо и глухо.

Где (…) необходимость, там и возможность.

Будем относиться благоразумно и справедливо ко всем, не только к благоразумным и справедливым, и не будем честными с честными и злыми со злыми.

Если совершается с удовольствием постыдное, то удовольствие проходит, а стыд остается; если же совершается с усилием достойное, то усилие проходит, а достойное остается.

Чаще теряют меру в питье, чем в еде.

Пифагор запрещает без приказания полководца, то есть божества, оставлять свой сторожевой пост, покидая жизнь. (О самоубийстве).

Среди говорящих тварей есть боги, есть люди, а еще есть Пифагор.

Будь благословенно божественное число, породившее богов и людей.

Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть.

Кубок жизни был бы сладок до приторности, если бы не падало в него горьких слез.

Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок.

Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость.

Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.

Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушным и к порицанию, и к похвале.

Статую красит вид, а человека – деяния его.

Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?» Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?»

Делай великое, не обещая великого.

Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за прошедший день.

Погрешности свои старайся не прикрывать словами, но врачевать обличениями.

Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь.

Все исследуй, давай разуму первое место.

Полезнее камень наобум бросить, чем слово пустое.

Как ни коротки слова «да» и «нет», все же они требуют самого серьезного размышления.

Одно и то же, что от полыни горечь отнять и что у слова дерзость отсечь.

Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью.

Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык.

Молчи или говори что-нибудь получше молчания.

Лесть подобна оружию, нарисованному на картине: она доставляет приятность, а пользы никакой.

Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.

Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.

Человек умирает в опьянении от вина; он беснуется в опьянении от любви.

Благоразумная супруга! Если желаешь, чтобы муж твой свободное время проводил подле тебя, то постарайся, чтоб он ни в каком ином месте не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности.

Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.

Омывай полученную обиду не в крови, а в Лете, реке забвения.

Прежде всего не теряй самоуважения!

Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.

Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.

Как старинное вино непригодно к тому, чтобы его много пить, так и грубое обращение непригодно для собеседования.

Пьянство есть упражнение в безумстве.

Неразумные при выпивании вина доходят до опьянения, а при несчастьях – до совершенной потери ума.

Спроси у пьяницы, как бы он мог перестать пьянствовать? Я отвечу за него: пусть почаще вспоминает о делах, какие он делает в пьяном виде.

У хвастунов, так же как и в позлащенном оружии, внутреннее не соответствует наружному.

Только неблагородный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить.

Никто не должен преступать меру ни в пище, ни в питии.