Остановка ума. Как остановить мысли

Зачем отключать внутренний диалог?
Вам приходилось испытывать, как мысли перестают вас слушаться и путаются? Лежали ли вы ночью, не смыкая глаз, беспрестанно думая о планах, об ожидаемых последствиях, о возможном будущем, теряясь в самых невероятных догадках? Мы все испытали подобное, и чувства, связанные с такого рода умственной деятельностью, далеки от приятных. Мы не можем отдохнуть, не спим, несемся через эмоции сломя голову и встаем совершенно измотанными. Нас изводят собственные мысли, которые, похоже, нельзя остановить...

Соджал Ринпоче говорит, что задача медитации состоит в остановке внутреннего диалога, и это действует исключительно благотворно. Медитация служит противовесом дикой скачке необъезженных мыслей, которая лишает нас умственного покоя.

За пределами мыслительного процесса лежит иной уровень сознания, именуемый истинным умом. Глубокий океан — вовсе не волны, на короткое время покрывающие рябью его поверхность. Равно и широта, пространственность истинного ума весьма отлична от постоянной игры мыслей, которые, как мы хорошо знаем, проносятся, волнуя наш ум. Этот способ позволит вам ухватить разницу между истинным умом и мыслящим умом . Используйте для медитации традиционный буддийский образ — созерцайте образ бескрайнего океана . Наблюдайте бегущие рябью по нему волны. Волны никогда не успокаиваются, поскольку они заложены в самой природе океана. Но вы можете отождествить свой ум с огромными глубинами и покоящимися там водами. Титул Далай-лама , который носит верховный служитель в тибетском буддизме, означает Великий Океан .

Техника достижения внутреннего безмолвия

Чтобы лучше осознать более возвышенный ум, нам необходимо выработать осознание пространства, находящегося за пределами потока мыслей. Такое осознание вырабатывается посредством наблюдения за содержимым ума с позиции стороннего наблюдателя. Поэтому сядьте, закройте глаза, обратите свое внимание вовнутрь и просто сосредоточьтесь на происходящем. Следите, как возникают ваши мысли. Делайте это с позиции стороннего наблюдателя. Чтобы осознать, как останавливать внутренний диалог, дайте возникающим мыслям возможность свободно течь. Наблюдение за тем, как мысли поднимаются и опадают, наплывают и откатывают, позволяет увидеть грань, лежащую между пребывающей в сознании мыслью — и самим сознанием. Такое отстраненное наблюдение развивает пространственное восприятие, что является началом осознанности, зародышем внутреннего видения. Обретение внутреннего пространства посредством остановки внутреннего диалога часто сопряжено с новым и радостным открытием. Успокоение в этом пространстве предстает благостным отдыхом. Распознание отличительных свойств мысли и пространства показывает нам различие между временным и постоянным , основой ума и его деятельностью. К тому же мы можем научиться определять, когда следует мыслить, а когда — отдыхать. В идеальном варианте мы должны добиться состояния, когда внутренний диалог прекращается моментально одним усилием воли.

Практика остановки мыслей

Вы можете обрести пространство в своем уме следующим образом. Сядьте и приступите к медитации, осознавая появляющиеся мысли. Следите за ними как сторонний наблюдатель. Сконцентрируйте ваше внимание в точке между бровями, буквально нащупайте ее глазами. Займитесь поисками того краткого момента, что отделяет мысль уходящую и мысль возникающую. Смотрите за этим моментом и продлевайте его. Постепенно входите в пространство между мыслями. Отдыхайте в этом пространстве. Наблюдайте за различием между умом и мыслью, океаном и волной. Размышляйте о соединении дыхания с моментом пространственности.

Соджал Ринпоче утверждает: «Когда вы выдыхаете, то уходите вместе со своими мыслями вслед. Всякий раз при своем выдохе вы позволяете спадать умственному напряжению и тем самым ослабляете его хватку. Прочувствуйте, как ваше дыхание растворяется в вашем теле. Внутренний диалог остановится без усилий. Всякий раз при своем выдохе и перед тем, как снова вдохнуть, вы будете отмечать, что в этой естественной паузе исчезает напряжение. Отдохните в паузе, в ее открытом пространстве, и когда естественно начнете вдыхать, не сосредоточивайтесь особо на вдохе, а продолжайте отдыхать умом в открывшейся паузе».

Это путь навстречу новым возможностям, что противоположно узости восприятия, догматичности мышления. Когда мы утрачиваем способность открываться, мы опечатываем сам ум и хороним читту внутри нас. Пространственность предстает тем распахнутым окном, через которое может литься свет просвещения. Открытый ум полон жизни, и он может смотреть и видеть. Открытый ум способен воспринимать свет просвещения.


Как остановить мысли?

Очень важной способностью, позволяющей накапливать энергию и не тратить ее попусту, является умение останавливать неконтролируемый бег мыслей. Дело это совсем не простое. Ведь в голове непрерывно возникают какие-то вопросы, решаются проблемы, вспоминаются забытые факты, планируется будущая деятельность, ведется диалог с воображаемым собеседником и т.д. и т.п. Мысли не оставляют вас в покое ни на секунду! Причем многие люди даже во сне не могут остановить работу своей «словомешалки» - они о чем-то переживают, вскрикивают, ворочаются. Реального отдыха нет даже во сне! И так всю жизнь, которая заметно укорачивается из-за отсутствия отдыха от мыслей.

«Словомешалка» не просто отвлекает наше внимание, она реально забирает наши жизненные силы, нашу энергию . Если мы много думаем о каком то человеке, то мы бессознательно направляем свою энергию к нему. Если мы думаем о том, что всё очень плохо и будет только хуже, то отдаем энергию «эгрегору несчастной жизни», а он уже постарается сделать так, чтобы вы смогли полностью насладиться депрессией и всеми сопутствующими ей неприятностями. Поэтому умение управлять своими мыслями - это очень важное качество для успешного человека .

Классики различных духовных учений много говорят о необходимости управлять состоянием своего ума. Например, Роси Филлип Капло в работе «Три столпа дзен» пишет: «Большинству людей никогда не приходит в голову попытаться проконтролировать свое сознание, и к сожалению, это основополагающее упражнение остается за рамками современного образования, не является составной частью того, что называется приобретением знаний».

Одним из первых шагов на пути духовного развития в дзен является развитие умения концентрироваться и останавливать бег мыслей. Полная остановка бега мыслей - конечная цель многих восточных духовных школ. Например, высшая фаза в йоге называется «самадхи» и переводится как «высшее духовное озарение, экстаз, транс, сверхсознание». Достичь самадхи можно только длительными медитациями, в результате которых на несколько часов останавливается бег мыслей и человек в состоянии полной пустоты выходит на прямой контакт с обитателями незримого мира. Но чтобы научиться останавливать бег мыслей на несколько часов подряд, нужно очень много тренироваться. Большинству людей ни к чему такие крайности, поэтому поищем другие способы обуздания нашего беспокойного ума.


Методы остановки бега мыслей

Как остановить мысли?

Существует множество способов и техник по остановке бега мыслей. Условно их можно разделить на четыре большие группы.

1.Методы вытеснения мыслей (другими периодически повторяющимися мыслями).

2.Методы концентрации внимания на каком-то объекте.

3.Методы использования мыслеобразов.

4.Методы переключения внимания.

Рассмотрим каждую из этих групп более подробно.

Методы вытеснения

Суть «метода вытеснения» состоит в том, чтобы заменить беспорядочный бег случайных мыслей на многократное повторение одной и той же фразы или определенного звукосочетания. В восточных духовных школах подобные звукосочетания типа «о о у м м» или «оум мане падме хуум» называются «мантры». Если очень долго, в течение нескольких часов повторять одну и ту же мантру, то можно устойчиво перейти в измененное состояние сознания, в котором у человека начинают проявляться необычные способности и устанавливается прочный контакт с обитателями незримого мира.

Примерно так же «работают» молитвы в христианстве - хорошо известно, что только длительное и исступленное (т.е. сосредоточенное и высокоэмоциональное) повторение молитвы приводит к желаемым результатам (очищению души, просветлению, получению помощи). Вы можете попробовать этот метод для остановки бега ваших мыслей, многократно повторяя про себя мантру «о о у м м» или какую то молитву, или сделать уже знакомую вам «медитацию прощения», в Рейки мы практикуем Гассё, когда всё внимание переключаем на касание средних пальцев в соединённых вместе ладоней. Она тоже прекрасно работает на подавление неконтролируемого бега мыслей. Практикуйте — и вы «убьете сразу трёх зайцев»: остановите «словомешалку», усилите свою энергетику и очиститесь от накопленных переживаний.

Как только заметите, что ваша «словомешалка» опять запустилась, начинайте повторять любую из формул этой медитации. Например, эту: «С любовью и благодарностью я прощаю эту жизнь и принимаю ее такой, какая она есть. Я прошу прощения у жизни за мои мысли и поступки относительно нее». Для того чтобы научиться по мере необходимости останавливать свою «словомешалку», потребуется приложить некоторые усилия. Опыт показывает, что первые результаты появляются у тех, кто занимался вытеснением ненужных мыслей ежедневно по 20-30 минут в любое свободное время в течение двух недель.

В итоге вы должны научиться входить в состояние полного отсутствия мыслей на 5-10 минут (потом они все равно появятся, и это нормально).

Методы концентрации внимания

Следующий метод «концентрации внимания», также широко используемый при обучении во многих восточных духовных школах, требует сосредоточить внимание и непрерывно наблюдать какой либо предмет или процесс. Это может быть точка на стене, картинка или рисунок (специальные рисунки для концентрации и медитации называются «мандалы»), а может быть и ваш внутренний процесс: дыхание, пульсация крови и т.д. Например, в дзен-буддизме одним из первых упражнений является счет собственного дыхания.

На одном из Клубных занятий я рассказывала о методе установления границ своего тела: потрогайте и направьте своё внимание на левую ногу, на правую, на руки, голову и т.д. - ощутите границы Вашего тела, это поможет быть «здесь и сейчас».

Методы использования мыслеобразов

Остановить поток мыслей, избавиться от их неконтролируемого бега можно, используя различные мыслеобразы. Например, можно представить себе, что вы берете ластик и «стираете» им все мысли у себя в голове. Как только появилась новая мысль - сразу ластик в руки и стираете ее. Или выметаете веником, или стираете на мысленном экране тряпочкой. Отличные результаты дает образ, когда вы «наполняете» свою голову вязкой «жидкостью», например жидким золотом. В нём ни одна мысль не может всплыть - она затухает, как только начинает проявляться. Для лучшего эффекта воспользуйтесь медитацией «Золотой Шар». Такие упражнения обычно выполняются с закрытыми глазами, исключительно для того, чтобы не ловить другие зрительные образы.

Методы переключения внимания

Они наиболее просты и часто используются в повседневной жизни, а заключаются в том, чтобы вместо неуправляемых размышлений загрузить ваш ум контролируемыми мыслями. Например, когда вы трясете погремушкой над плачущим младенцем, вы используете именно прием переключения внимания. Раньше младенец был сосредоточен на известной только ему проблеме и громко требовал ее разрешения. Но вот вы потрясли погремушкой, и его внимание переключилось на новый раздражитель. Он стал размышлять о нем, а старая проблема и забылась.

Этот прием столь же эффективно работает и для взрослых, особенно когда вы используете его для переключения внимания другого человека, погруженного в свою проблему. Как им пользоваться? Да очень просто. Если вам надоели долгие словесные излияния собеседника, то задайте ему такой вопрос, чтобы он забыл, о чем только что говорил, т.е. в вопросе должна быть затронута важная для собеседника тема. Например, если ваша подруга долго и нудно рассказывает о том, каким негодяем оказался ее муж (или друг) и вам надоело это, то спросите ее неожиданно: «А ты уверена, что выключила утюг, уходя из дома?» Или: «А откуда у тебя дырка (или пятно) на новой дубленке?» Скорее всего, после этого она побежит рассматривать свою дубленку, а муж окажется забыт. Вам наверняка удастся остановить ее «словомешалку» таким методом.

Выберите себе «переключалку»

Последний способ можно усилить, если заранее выбрать себе некую «переключалку», т.е. тему, на которую вы будете сознательно переключать свое внимание в случае необходимости. Лучше всего, если это будет какое-то очень веселое и приятное событие вашей жизни. Или просто шуточное высказывание, которое способно перевести вас в веселое состояние из любой ситуации. При этом наряду с переключением внимания произойдет обесценивание проблемы, которую только что с успехом смаковала ваша «словомешалка». Тем самым вы отключитесь от эгрегора «несчастной жизни», которому только что отдавали свои жизненные силы.

Быстрый способ остановки мыслей
Tatiana Elle

*****************************

Как научиться засыпать в течение одной минуты

Многие люди подолгу не могут заснуть ночью, часами размышляя о вечном. Или о мухе на потолке. Я тоже мучился от бессонницы, пока не обучился специальной технике дыхания, которая помогает мне заснуть в течение минуты.

Не поймите меня неправильно, эта техника - не анестезия, вырубающая с первого удара и наповал. Она требует длительных и постоянных тренировок, чтобы выработать в теле рефлексы на успокоение. Как бы то ни было, даже новичкам эта техника поможет снизить стресс и сократить время засыпания.

Для начала поместите кончик вашего языка на нёбо, на выступ за передними верхними зубами. Потом, с закрытым ртом, вдохните через нос на четыре счёта, задержите дыхание на семь секунд и затем громко выдохните, издавая свистящий звук. Внимательно следите за языком - он всегда должен быть на месте. Без перерыва повторите это упражнение несколько раз.

В этой технике скорость дыхания не важна, главное - это сохранять пропорцию этапов 4:7:8.

Вдыхайте на протяжении 4 секунд

Задержите дыхание на 7 секунд

Выдыхайте в течение 8 секунд

Расслабьтесь

Эффект расслабленности и покоя, вызываемый этим упражнением, со временем и практикой значительно усилится.

Доктор Эндрю Уэйл, профессор и автор бестселлеров, говорит: чтобы извлечь наибольшую выгоду из этой техники, надо выполнять это упражнение хотя бы два раза в день в течение восьми недель. Через месяц после начало тренировок упражнение следует выполнять в восемь повторений.

Эта техника применяется для снижения стресса, беспокойства и даже желания покурить и съесть что-нибудь вредное. В следующий раз, когда что-то вас расстроит и попытается сбить с ног, остановитесь на секунду, расслабьтесь, выполните упражнение и только потом реагируйте на ситуацию. Вы будете удивлены своим спокойствием и ясностью мысли. Как уже было упомянуто, эта техника помогает еще и быстро заснуть ночью.

Причины подобного эффекта просты. Как все мы знаем, во время волнения наше дыхание учащается, однако это работает и в обратную сторону - частое и поверхностное дыхание может вызвать чувство стресса. Кислород, конечно же, необходимая составляющая здорового тела и ума, однако также важно еще и КАК мы дышим.

Как и всё в этом мире, эта техника требует времени и практики для достижения наивысших результатов, но если вы готовы посвятить всего минуту в день на выполнение этого упражнения, вы будете поражены, насколько легко можно контролировать свое эмоциональное состояние.

Голова пуста! Ни одной умной мысли… И не умных, кстати, – тоже… А чего удивляться? Сам же хотел устроить себе отдышку. Процесс проходил просто лавинообразно, в несколько этапов. Такое ощущение, что волна разрушения границ "известного" живет сама по себе, проявляясь мгновением раньше, чем твоё собственное внимание достигает чего-то.

Остановка "внутреннего диалога", о котором многие говорят, это такая мелочь (слишком поверхностно), по сравнению с тем, что приходит вслед за этим! По мере нарастания "завершённости", усиливается противоречие между привычным мышлением (принадлежащим личностному уму) и "прямым восприятием" (при котором личностный ум вообще не может существовать). Вот это, неуловимо тонкое, метание между восприятием и стремлением привычно контролировать увиденное, - самое изматывающее, на начальной стадии. На той стадии, когда попытки понять, осознать суть процесса, неожиданно приводят к "прорыву", и процесс начинает развиваться, независимо от степени твоей "моральной" готовности.

Происходящее словно выжимает психику "досуха". Такое ощущение, что твоё тело, разум, энергия - всё, из чего ты состоишь, было создано для непрерывного сопротивления и контроля. А теперь, под влиянием процесса, всё это вынуждено менять свою природу. Мечется, в поисках приложения привычных усилий, но изменения идут изнутри, оттуда, куда привычное восприятие не распространяется. Поэтому, всё, что сопротивляется, оказывается захваченным врасплох, и реагирует то страхом, то напряжением. Но в конце - концов сдаётся.

Это если описывать подробно. На самом деле происходит всё неуловимо быстро, едва осознаваемо.

А за тем "остановка" захватывает тебя полностью. Нужно понять, что Ум - это не только то, что в голове. Ум - это всё, что я из себя представляю. Я - его форма. И всё это, изначально, с момента рождения, находится в стадии незавершённости. Остановка ума приводит к тому, что наступление завершённости порождает ясность осознавания. Но не попыткой ответов на "все вопросы". В этом нет смысла. Просто восприятие заканчивает с вопросами, устраняя момент разделения - "Я и всё остальное".

И Мир просто обрушивается на тебя. Под натиском этой глобальности, личность уже не справляется с поддержанием себя, как "центра Мира". И она словно исчезает из поля зрения, на это время.

Т.е. не просто скрывается, прячется. В это мгновение обнаруживается, что, как таковой, её вообще не существовало. Не существовало никогда, как отдельной, самодостаточной единицы, живущей собственной жизнью.

Вся картина, как на ладони! Просто подходящие качества, с которыми я ассоциирую своё тело, в нужный момент. И на которых концентрирую доступную мне часть осознанности. В этом вся Личность... Но осознанность, доступная мне, ограниченна и прерывиста. Эго является способом её существования. Поэтому моя личность всегда одинока, всегда в центре собственного внимания. Отсюда - основа двойственности - "Я и всё остальное". А потом уже остальное внешнее разделение на "плохое и хорошее", "чёрное и белое", "злое и доброе" и т.д. и т.п.

Есть разделение, значит нет Покоя. Ни внутреннего, ни внешнего. Его и не будет. Так как стремление к завершённости заставляет Личность искать компромисс, между противоположностями. Но не даёт ей времени понять, естественным путём, что источник этой самой двойственности - в ней.

Мы делаем большую ошибку, когда считаем, что "внутренний покой", упоминаемый многими Учениями, касается эмоционального и психического состояния. Другими словами, - "мне хорошо, спокойно, я расслаблен, меня ничего не волнует и т.д.". Это - не тот "покой" или "тишина", которая возникает в основе. Можно быть внешне совсем не успокоенным, очень активным, эмоциональным, думающим, но в то же время находится в покое. Истинный покой не затрагивает "внешнюю форму".

Настоящий "покой", или "внутренняя тишина", зарождаются именно тогда, когда исчезает (за ненадобностью) наше неизменное состояние "поддержания готовности к действию". Оно - в сути нашего физического существования. Появляется с рождения. И окончательно формируется годам к пяти - семи. С тех пор, как скрытый мотор, на малых оборотах, контролирует нашу активность. Нами оно не осознаётся в полной мере, т.к. является неотъемлемой, естественной частью физической жизни. Но только - физической. На него уходит огромное кол-во жизненной силы. И проявляется оно не только в теле. Но и в эмоциях, в чувствах, мышлении. Алкоголь, наркотики, глубокий сон, секс - снижают этот процесс, в разной степени. Но не убирают его полностью.

"Остановка ума" совершенно прекращает этот процесс поддержания готовности. А значит и бесконтрольного расхода энергии.

Хочется смотреть в одну точку, не мигая. Просто - отдых. Но уже чую – не надолго это. Период покоя заканчивается. Это - как ощущение приближающейся грозы. Небо ещё чистое, но в воздухе уже чувствуется запах озона. И внимание, время от времени, срывается в область привычного мышления. И в этот момент в голове, прямо-таки, физически ощущается расслабление, будто что-то "отпускает”. Тот, другой, способ мышления (восприятия) стал мне ближе, приятнее. Он - более естественнен для ума. Исчезает этот бесконечный перебор "мысль-за-мыслью”. Внимание концентрируется и р-р-р-аз! – ты уже ухватил саму суть. Иногда сам не ожидая.

А вслед за этим, как двери в огромном коридоре, начинают открываться "составляющие” и "ответвления” той идеи, на которой сосредоточен. И вырисовывается постепенно настолько огромное пространство, объединённое одной, общей Идеей, что просто пропадаешь в нём. На самом деле - теряешься. Т.е. – это не метафора. Теряешься реально, забывая про себя. Уже не осознаёшь, что и как воспринимает происходящее, всё, что открывается в этот момент. Сам, как составная часть увиденного. Будто это составные части твоего тела и разума.

И на какое-то время контролю совсем не поддаётся. Невозможно контролировать что-то, когда контролировать нечем. :) Но постепенно, словно откуда-то извне, начинает нарастать ощущение скрытой "настойчивости” (не знаю, как иначе назвать). Будто напоминание, что это ещё - не весь ты. Как что-то, глубоко забытое, просыпается, и начинает напоминать о себе.

В этот момент происходит нечто, похожее на "всплеск из ничего”, что возвращает к физической реальности. И тебя начинает собирать обратно, словно кто-то подтягивает невидимую нить. Ты – как воздушный змей. То плывёшь ровно, то бесконтрольно раскачиваясь, из стороны в сторону. Очень плавно, но с явно-ощутимым чувством беспомощности. Вообще, эта ассоциация с воздушным змеем возникает очень часто, в такие моменты. Но никакого чувства тревоги нет. Ощущение такое, что всё происходит "в пределах задуманного”.

А следующим этапом начинаешь чувствовать дыхание. И осознаёшь, что ты – вот он. Только остаётся некое неуловимое ощущение растянутости в Пространстве. На "этот” мир и на "тот”. С каждым новым повторением ощущение этой связи усиливается. Не физически… Больше, где-то, на подсознании. Трудно-уловимое такое.

Но это – глубокое погружение. А в повседневной жизни, ум просто находится в тишине, используя, как бы, только "поверхностную” часть этой способности. Ты смотришь и видишь… Видишь и понимаешь. Понимаешь то, что вряд ли бы понял в обычном состоянии.

В свою очередь, это приносит некоторые неудобства. Особенно - в начале. Когда не понимаешь, что с этим делать. Требуются усилия, чтобы начать логически мыслить, поддерживать разговор и т.д. "Второе восприятие” просто даёт тебе понимание сути происходящего, всего, с чем сталкиваешься. Но это понимание надо ещё реализовать в повседневности! А это уже – усилие… К тому же, это восприятие, в тот момент, ясно даёт понять, что большинство усилий или обычных реакций, привычных в той или иной ситуации, вообще не имеют смысла. Начинаешь осознавать, сколько лишнего намешано в повседневном жизненном восприятии.

Это осознавание тоже не легко перенести, когда это происходит лично с тобой. Шаблоны поведения и мышления просто пищат от собственной "нужности”! Они не просто – где-то, внутри. Они и есть – ты. Ты из них состоишь. И кажется, что если суметь освободиться от них, то и сам исчезнешь… Ну, в принципе, это ещё предстоит проверить.

Беседы Самтена

Весьма подготовленного искателя с такой силой, что тот начинает думать о своей полной несостоятельности. О труднооборимой природе шаткого манаса - хаотического человеческого ума - говорят практически все духовные учения: от Бхагавадгиты и Йоги Патанджали до Ауробиндо Гхоша.

Духовный искатель и тем более ученик, независимо от того, к какой традиции он ближе, должен сделать несколько шагов.

В первую очередь, примите непреклонное все, чтобы научиться управлять своим умом, что предполагает:

умение пристально и безоценочно ;
умение останавливать их и удерживать их как можно более долго в неподвижном, спокойно-безмолвном состоянии;
и ум на каком-либо объекте и даже сливаться с ним;
умение легко и свободно переключать внимание.

Вы должны научиться делать это во чтобы-то ни стало.

Важный метод овладения умом – привязывание его к каким-либо естественным процессам, таким как ходьба, движения, дыхание. Присоедините внимание ума к процессу дыхания, внимательно наблюдая за тем, как у вас ритмично расширяется и сужается грудная клетка, надувается и расслабляется живот, входит и выходит из ноздрей воздух.

Это поможет вам , поскольку сознание, сосредоточенное на дыхании, которое само по себе является мощным энергетическим процессом, начинает извлекать из воздуха скрытую в нем энергию – прану. Энергетически заряженный ум легко и без напряжения можно удерживать в состоянии спокойствия. Ненужные мысли выветриваются из ментального пространства.

Еще один эффективный способ овладения умом: перемещение его из пространства головы в любую зону тела – в живот с центром дань-тянь или в область груди с центром анахата. В узком пространстве головы уму всегда тесно и по большому счету дискомфортно. К тому же он не получает там достаточного импульса живительной энергии.

В других энергетических центрах и зонах энергии значительно больше, и она несколько иного качества. Потому полезно соединять, например, умственную энергию с эмоциональной или, как советуют даосы, отпускать тяжелое умственное внимание из головы в центр жизненной силы, находящейся в центре нижней части живота. Если удастся оторвать внимание или ощущение "я" от сферы головы, то постепенно человек начинает выбираться на свободу. Это поможет остановить ум и повысить психоэнергетический потенциал.

Некоторые традиции, например ряд школ буддизма, а также Кришнамурти, предлагают метод, основанный на понимании глубинной неустойчиво-иллюзорн ой природы ума. Он основан на пристальном всматривании в пространство ума и попытке увидеть рождение мыслей в самый момент их зарождения и понять, почему они рождаются.

Если ученик и станет применять его как можно чаще, он поймет, что ум вместе с мыслями – , и все его движения и прыжки также иллюзорны, поскольку они помещены в гигантский континуум свободы и пустоты. Тогда ум останавливается и сознание сливается с пустотой.

Методов остановки ума очень много. Некоторые из них, восходящие к суфийской и дзэнской традициям, основаны на парадоксах, внезапное столкновение с которыми выбивает ум из его привычного сонного шевеления в пространстве головы и вызывает состояние, близкое к шоку. Именно в момент короткой ментальной неподвижности, возникшей под мощным воздействием силы неожиданности, на человека может снизойти озарение – оцепеневший ум перестанет мешать прохождению более высоких энергий.

Ошибки при работе с умом

Мало узнать правильные методы остановки ума – важно научиться их правильно применять. При работе с умом духовный искатель обычно делает две самые распространенные ошибки. Он либо не дорабатывает над собой, в результате чего ум оказывается сильнее его неустойчивого внимания, либо перерабатывает, вкладывая в личную практику по остановке ума столько усилий, что это начинает вредить , который просто отучается мыслить.

Иногда ученик начинает отождествляться с каким-либо одним методом, в результате чего его развитие становится однобоким. Я знал одного раджа-йога, который настолько интенсивно давил на свою мысль, стремясь остановить ум, что в итоге притупил остроту ментального восприятия мира и теперь не может прочитать больше трех страниц текста.

Человек жил с хаотичным умом многие годы, а теперь пытается обуздать его в течение нескольких месяцев и с обидой видит, что высоких результатов пока нет, потому что на все требуется время. Блаватская утверждала, что за редчайшими исключениями, лишь подтверждающими правило, быстрые результаты в подобных случаях невозможны, так же как невозможно заставить благоухать бочку, в которой много лет находилось масло из-под сельди, ароматом нектара, налитого час назад.

У некоторых людей нет возможности подолгу заниматься сидячей медитацией и потому они сразу ставят крест на своих попытках все-таки научиться останавливать ум. Но помимо статической медитации есть динамическая, во время которой тоже можно эффективно учиться этой важнейшей практике. Главное, чтобы у человека было устремление к овладению собой и своим умом. Остальное все приложится.

Остановка Ума

(Steadiness of Mind ) Патанджали говорит, что остановки низшего ума (читта-вритти-ниродха, см.) можно достигнуть несколькими способами, а именно:

(1) Если у человека есть или был собственный надежный оккультный опыт, или если он воспитал развитую высшую чувствительность (включая телепатию, ясновидение, яснослышание, психометрию, интуицию, и пр.), возникает устойчивое и уверенное состояние разума. Активный мыслящий разум называется манас и отличается от низшего разума, читты, хранящего мысли и осуществляющего механическое течение мысленных ассоциаций.

(2) Остановка ума развивается и посредством проявления спокойного внутреннего видения. Многие люди, закрыв глаза, способны видеть внутренний свет, приносящий ощущение покоя и уверенности. Иногда, в этом свете возникают образы, вначале случайные, но очень четкие и прекрасные. Как говорил древний учитель Вачаспати Мишра, человек может обнаружить этот свет, перенося свое сознание в область сердца. С его помощью он способен видеть мыслеформы. Манас сам по себе является внутренним видением, в котором возникают эти формы.

(3) Для остановки, низший разум (читта) можно принудить вспоминать образы людей или существ, например, святых и адептов, достигших освобождения от желаний.

(4) Остановке ума помогают опыты и практика сновидений.

(5) Медитация на интересующих человека предметах тоже является помощью в развитии молчания ума.


Словарь йоги . Эрнест Вуд . 2009 .

Смотреть что такое "Остановка Ума" в других словарях:

    - (Mind) См. Высший Разум; Низший Ум; Манас; Остановка Ума; Саматва; Саньяма; Уравновешенность Разума; … Словарь йоги

    BioShock 2 - Разработчик 2K Marin 2K Australia Digital Extremes (Многопользовательская игра) 2K China Arkane Studios (level design assistance) Издатели … Википедия

    Драма - Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро … Литературная энциклопедия

    Репертуар Большого театра (Москва) с 1825 по 1900 год

    Репертуар Большого театра (Москва) - В настоящей статье приведён неполный список репертуара московского Большого театра. Необходимо учитывать, что поначалу труппа Малого (Малый театр открылся 14 октября 1824 г.) и Большого театров (Большой театр открылся чуть позже Малого … Википедия

    Лайя-йога - («йога растворения») один из видов йоги, соотносящийся согласно традиционному делению на семь ачар тантры (веда, вайшнава, шайва, дакшина, вама, сиддханта и каула) с высшей каулачарой, её философской основой является Адвайта… … Википедия

    Дзюцу (Наруто) - Термином дзюцу (яп. 術?, досл. «техника», «приём») в манге и аниме «Наруто» обозначают каждое из специфических фантастических действий ниндзя, которое не в состоянии повторить либо имитировать обычный человек. Концепция дзюцу была разработана… … Википедия

    Зачарованные - Charmed … Википедия

    Персонажи телесериала «Зачарованные» - В этой статье описываются персонажи телесериала «Зачарованные». Содержание 1 Главные герои 2 Сопровождающие 2.1 Лео Уайатт … Википедия

    Ломоносов, Михаил Васильевич - — ученый и писатель, действительный член Российской Академии Наук, профессор химии С. Петербургского университета; родился в дер. Денисовке, Архангельской губ., 8 ноября 1711 г., скончался в С. Петербурге 4 апреля 1765 года. В настоящее… … Большая биографическая энциклопедия

Многие интересуются йогой, но мало кто практикует ее по-настоящему, потому что интерес большинства идет от ума . Человек ставит себе цель сесть на шпагат, вылечить боли в спине или левитировать. Все эти цели направлены на будущее. Ум против того, что есть. Ему нужны мечты, иллюзии и воспоминания. Ум существует либо в прошлом, либо в будущем. Йога – это настоящее . Это искусство быть здесь и сейчас.

Молодые живут надеждой на светлое будущее, будь то покупка машины или отпуск; пожилые – воспоминаниями, что «а вот в наше время…». Но прошлое уже прошло, а будущее никогда не наступит, потому что как только завтра становится сегодня, у нас уже новые планы и надежды. Мы растрачиваем свое настоящее ради того чего нет. Йога – это полный поворот – это настройка на настоящее, когда мы не застреваем ни в прошлом, ни в будущем.

Что же такое ум? Из-за названия мы принимаем ум за что-то материальное. Но это не вещь. Это событие, процесс, движение . Он не состоит из какого-то вещества, поэтому может просто исчезнуть, не оставляя следа. Это как ходьба. Куда девается ходьба после остановки? Она просто исчезает. Не остается ничего.

Поэтому лучше говорить «умствование», это точнее отражает суть. Одна мысль сменяет другую и промежутки так малы, что нам кажется, что ум существует. Существуют мысли, ума – нет. Но если мы начнем наблюдать, то поймем, что и наши мысли вовсе не наши, они приходят ниоткуда и уходят в никуда. Они бездомные, а в нашей голове они просто отдыхают, но их источник снаружи.

Ум – это не только мысли, это еще и прошлое, это память, это накопленный нами опыт . Всё чем мы были, что делали, о чем мечтали.

Ум – это простой механизм, такой же как глаза, он все видит, все отражает и все искажает. Если мы смотрим на вещь и отождествляемся со своим умом, то на самом деле мы не видим истину, мы видим искаженную картинку. Например, в Европе красивыми считаются стройные женщины, никто не хочет быть толстым. А в Африке или на Ямайке стройность считается болезненностью и ассоциируется с печалью. Идеальное тело там вдвое превышает размер европейского идеала. Красота и уродство – вот истинное искажение, интерпретация ума. Вопрос расы, религии, «вашей правды» всегда зависит от интерпретации ума.

Когда индусы говорят, что жизнь – это майя , иллюзия, они имеют в виду именно этот мир, созданный человеческим умом, искаженный, ненастоящий. Когда же мы движемся в центр и оставляем ум в покое, когда мы смотрим на ум из центра, тогда восприятие становится кристально чистым.

Ум постоянно создает проблемы, а потом пытается их решить. В решении он видит новую проблему и снова ищет решение.

Вспоминайте, как вы однажды решили летом поехать в отпуск. Проблема создана. Решение тоже есть – нужно отложить 200 тыс. рублей. Н-да, но как же их накопить, ведь у сына в этом году выпускной – новая проблема в решении старой…Может быть взять дополнительную работу, но кто тогда будет забирать младшего из школы…

И этому нет конца.

Каждый раз, когда ум пытается создать проблему, проверяйте его. Задумайтесь. Действительно ли это проблема? Большинство из них надуманны и неважны, они искусственные, и уводят нас в сторону от чего-то более важного.

Без ума живет природа и у нее это прекрасно получается: деревья растут, животные размножаются. Потому что все мудрее, глубже, разнообразнее ума.

«Опасайтесь своего ума больше всего в жизни, — говорил Шри Раджиниш,- это величайшее обманывающее устройство, которое было создано вашим телом, физиологией, химией, биологией. Оно держит вас привязанным к телу и не позволяет открыть глаза навстречу сознанию. Оно не дает вам даже короткого отпуска. Опасность в том, что если дать вам передохнуть, вы можете осознать ваше внутреннее великолепие, красоту существа, потрясающую истину и ее сияние. И, увидев однажды это великолепие, вы больше никогда не позволите себя обманывать».

Как же освободится от ума, мыслей, воспоминаний?

Наблюдать.

Стать свидетелем.

И всегда помнить, что «это случилось со мной, но это не я». Различайте и отделяйте одно от другого. Всегда есть видимое и тот, кто видит. Ум присутствует тогда, когда мы совершено бессознательны. Когда же с помощью наблюдения вносится больше света, ум исчезает подобно темноте. Наблюдайте, что делает ум. Не одобряя и не осуждая, потому что любые оценки – это часть мыслительного процесса. Наблюдение же не знает оценок, оно как зеркало просто отражает, но не комментирует.

В этот момент уходят беспокойство, смятение, мысли не противоречат друг другу. Все налаживается.

Мысли, эмоции, действия – нет никакой разницы. Это одно и то же. Просто одно из них – зерно, другое – растение, третье – дерево. Если внутри вас есть зерно, то и дерево уже начало расти. Каждая мысль в конце становится действием и обретает материальную форму.

Но начинать работу с мыслей непросто, потому что человек укоренен в теле. Когда начнет меняться тело, начнет меняться и дыхание, и мысли. Тело – самая плотная субстанция, ум – самая тонкая. Ум сложно ухватить, поэтому начинайте с поз, с асан. Примите статичную позу и просто будьте. Не обращайте внимания на то, что чешется, немеют ноги и много всего начинает происходить. Это ум, он сделает все чтобы доказать вою нужность. Ведь если тело не движется, то и ум тоже обездвижен. Они всегда вместе, как две стороны одной монеты. Вся человеческая личность психосоматична: она и тело и ум. Асана нужна не только для тренировки тела, она обездвиживает ум и развивает способность просто быть. Патанджали говорил: «Если вы сможете просидеть несколько часов не двигаясь и не разговаривая, то ваша способность быть возрастет».

Не двигаясь и останавливая работу мысли, вы создаете предпосылку для центрирования, вы становитесь хозяином себя, свободным от амбиций, желаний и надежд. Обычный же человек лишь раб, огромного количества желаний. Множество хозяев дергают его за ниточки в разных направлениях.

Йога – это состояние «не-ума». Если вы можете войти в это состояние без каких-либо поз, вы настоящий йог. С некоторыми людьми подобные вещи происходят без физических упражнений. Если вы можете просто наблюдать за мыслями, не отождествляясь с ними, не осуждая, не восхищаясь, не протестуя, не выбирая, а просто наблюдая за их потоком, то однажды работа ума прекратится сама собой. Ведь все что происходит в теле, отражается в уме и наоборот, ум влияет на тело. Если тело не двигается, то и в уме наступает тишина. Но ум сделает все, что бы вас расшевелить, ему нужно, чтобы тело двигалось.

Дыхание , как и асана, может менять и останавливать мысли .

Мы дышим непрерывно от рождения до смерти. Между этими двумя мигами все меняется и лишь дыхание непрерывно и неизменно. И оно продолжается независимо от вас: грустите вы или счастливы, спите ли, болеете, без сознания… Вы дыханию не нужны – оно продолжается независимо от вас. Но вы без дыхания жить не сможете, оно связано с жизнью и оно соединяет вас с вашим телом и со Вселенной вокруг, которая вошла в вас в виде вашего тела. Тело — это часть Вселенной. И если вы можете изменять дыхание, то можете менять и вашу жизнь. Но мы осознаем свое дыхание, только если что-то идет не так. Осознавайте весь процесс от начала до конца, а не только точку соприкосновения воздуха с ноздрями.

Вы когда-нибудь замечали, как меняется дыхание в моменты грусти и радости? Понаблюдайте, это будет прекрасным опытом. Считайте, сколько раз вы вдохнули и сколько выдохнули. Достаточно пары минут наблюдения. И в следующий раз, когда взгрустнется, начните дышать в ритме счастья и грусть мгновенно испарится! То же самое касается и противоположного состояния.

Дыхание – это мысль . Остановите дыхание, остановится мыслительный процесс. Просто попробуйте. Задержите дыхание и продолжите вашу прерванную мысль… Почему так происходит? Потому что только движущееся дыхание соединено с умом и телом. Равно как и движение ума требует дыхания. Быстрое движение ума требует быстрого дыхания. Вот почему когда мы в гневе или в страсти наше дыхание учащается. Аюрведа меряет длину жизни количествами вдохов и выдохов. В сексе и гневе ум наполнен желаниями, вожделением, мыслями. Когда ум чист – нет желаний, поисков и планов, когда вы просто пребываете, как спокойное озеро без ряби, тогда дыхание останавливается само – в нем нет больше необходимости. На этом пути исчезает эго и достигается высшее.

Не бойтесь стать без умными. Состояние «не-ума» не значит, что вы не можете использовать свой ум, как раз наоборот. И теперь ум не может использовать вас . Ум – это только посредник, который вам нужен для взаимодействия с другими.

В действительности ум никуда не исчезает, просто человек перестает отождествлять себя со своими мыслями. Теперь вы знаете: вот ум, а вот Я. Ум перестает быть хозяином и превращается в инструмент. Когда он вам нужен, вы просто им пользуетесь. Это как фен! Ваш ум, ваше тело – это всего лишь механизмы. И внутри этого механизма вы можете существовать двумя способами. Либо забываете себя и сами становитесь механизмом. Либо вы становитесь бдительными, и помните, что вы отделены, и тогда механизм начинает работать на вас.