Остановка Ума (Словарь Йоги). Остановка ума

(Отрывок из лекции)

…Достичь «остановки ума» - означает абсолютную тишину в Сознании, внутри меня. Ум находится в этом состоянии тишины, абсолютном. Он молчит. Но не «выключен»… Словно превращаешься в некую «живую Пустоту». МЫШЛЕНИЕ сменяется ВОСПРИЯТИЕМ… И неожиданно оказывается, что «восприятие» всегда существует гораздо глубже той активной части ума, к которой мы привыкли. Что уму совсем необязательно непрерывно метаться, словно дикая птица в клетке. В момент «остановки ума», это...

Проблема человека в том, что он не знает истинной причины, зачем он вообще существует. Вот отсюда и хаос такой в жизни, в обществе, в мире. Когда не знаешь, - зачем, для чего?- тогда и нет желания что-то делать, чего-то достигать.

Становишься, как все, со всеми вытекающими последствиями. И жизнь становится похожей на хождение по незнакомому дремучему лесу, где за каждым деревом не знаешь, что ожидать. Поэтому ты всегда должен быть на чеку, с вечным внутренним страхом о близких и о...

…Сейчас я начну исполнять мантру, которая будет очищать пространство вокруг вас, а так же ум и тела. А вы настраивайтесь на звук. Когда мы делаем практические занятия в группе и идёт вибрация, в данном случае, - звук мантры, - нет смысла настраиваться на моё присутствие.

Вы входите в состояние тотального слушания, когда звук поглощает вас, вы забываете о себе.

Тотальное слушание – это не напряжённое слушание, и не прислушивание к чему-то локальному за пределами вас, а напротив...

Голова пуста! Ни одной умной мысли… И не умных, кстати, – тоже… А чего удивляться? Сам же хотел устроить себе отдышку. Процесс проходил просто лавинообразно, в несколько этапов. Такое ощущение, что волна разрушения границ "известного" живет сама по себе, проявляясь мгновением раньше, чем твоё собственное внимание достигает чего-то.

Остановка "внутреннего диалога", о котором многие говорят, это такая мелочь (слишком поверхностно), по сравнению с тем, что приходит вслед за этим! По мере...

Когда вы углубляетесь в медитацию, время исчезает. Когда медитация действительно расцветет, никакого времени не найдешь. Это происходит одновременно - когда исчезает ум, исчезает и время. Потому-то на протяжении веков мистики говорили, что время и ум - ни что иное, как две стороны одной медали.

Ум не может жить без времени, а время не может жить без ума. Время - это способ существования ума.

Потому-то все Будды настаивали: “Живите этим мгновением”. Жить в это мгновение - это медитация...

Внутренний диалог - мысленный шум, который очень мешает при сосредоточении на дыхании во время медитации. Это проносящиеся мысли-электрички, из-за которого наше внимание уносится вслед за ними. Успокоение ума - задача сложнейшая.

Начнем с того, что ВД - очень энергозатратный процесс. Одно дело, когда мы обмысливаем, или ищем решение ситуации, другое дело, когда мы пережевываем вчерашний день, старые обиды, тревоги, додумываем разговоры, ругаем себя, доказываем что-то другим и т.д. Мы тратим...

Дыхательная техника: Или, когда дыхание на выдохе полностью закончилось и приостановилось или когда на вдохе оно полностью закончилось и остановилось - в такие универсальные паузы малое «я» человека исчезает. Это трудно только для нечистых.

Но тогда это трудно для всех, потому что он сказал: Это трудно только для нечистых.

Но кто сейчас является чистым? Эта техника трудна для вас; вы не сможете практико-вать ее. Но иногда внезапно вы сможете ощутить ее. Вы ведете автомобиль и вдруг вы чув...

ВЕДЕНИЕ В МЕДИТАЦИЮ ВИДЕНИЯ-КАК-ЕСТЬ

Этот краткий очерк послужит Вам введением в практику "медитации видения-как-есть", излагаемой в традиции буддизма Тхеравады. Чтобы применять ее, Вам не обязательно знать учение Будды, хотя такое знание может помогать Вам прояснять личное понимание мира, возникающее во время медитации.

Цель медитации видения-как-есть не в том, чтобы создавать какую-то систему убеждений, а в том, чтобы дать возможность ясно видеть природу ума. Тогда человек узнает все сам...


Состояния ума суть способы видеть. Бывает, что целый набор установок и эмоций уходит прочь, и тут же после этого появляется совершенно новый ум, вполне отличный своим видением. Эти возникающие состояния ума повторяются и, похоже, обладают...

Весьма подготовленного искателя с такой силой, что тот начинает думать о своей полной несостоятельности. О труднооборимой природе шаткого манаса - хаотического человеческого ума - говорят практически все духовные учения: от Бхагавадгиты и Йоги Патанджали до Ауробиндо Гхоша.

Духовный искатель и тем более ученик, независимо от того, к какой традиции он ближе, должен сделать несколько шагов.

В первую очередь, примите непреклонное все, чтобы научиться управлять своим умом, что предполагает:

умение пристально и безоценочно ;
умение останавливать их и удерживать их как можно более долго в неподвижном, спокойно-безмолвном состоянии;
и ум на каком-либо объекте и даже сливаться с ним;
умение легко и свободно переключать внимание.

Вы должны научиться делать это во чтобы-то ни стало.

Важный метод овладения умом – привязывание его к каким-либо естественным процессам, таким как ходьба, движения, дыхание. Присоедините внимание ума к процессу дыхания, внимательно наблюдая за тем, как у вас ритмично расширяется и сужается грудная клетка, надувается и расслабляется живот, входит и выходит из ноздрей воздух.

Это поможет вам , поскольку сознание, сосредоточенное на дыхании, которое само по себе является мощным энергетическим процессом, начинает извлекать из воздуха скрытую в нем энергию – прану. Энергетически заряженный ум легко и без напряжения можно удерживать в состоянии спокойствия. Ненужные мысли выветриваются из ментального пространства.

Еще один эффективный способ овладения умом: перемещение его из пространства головы в любую зону тела – в живот с центром дань-тянь или в область груди с центром анахата. В узком пространстве головы уму всегда тесно и по большому счету дискомфортно. К тому же он не получает там достаточного импульса живительной энергии.

В других энергетических центрах и зонах энергии значительно больше, и она несколько иного качества. Потому полезно соединять, например, умственную энергию с эмоциональной или, как советуют даосы, отпускать тяжелое умственное внимание из головы в центр жизненной силы, находящейся в центре нижней части живота. Если удастся оторвать внимание или ощущение "я" от сферы головы, то постепенно человек начинает выбираться на свободу. Это поможет остановить ум и повысить психоэнергетический потенциал.

Некоторые традиции, например ряд школ буддизма, а также Кришнамурти, предлагают метод, основанный на понимании глубинной неустойчиво-иллюзорн ой природы ума. Он основан на пристальном всматривании в пространство ума и попытке увидеть рождение мыслей в самый момент их зарождения и понять, почему они рождаются.

Если ученик и станет применять его как можно чаще, он поймет, что ум вместе с мыслями – , и все его движения и прыжки также иллюзорны, поскольку они помещены в гигантский континуум свободы и пустоты. Тогда ум останавливается и сознание сливается с пустотой.

Методов остановки ума очень много. Некоторые из них, восходящие к суфийской и дзэнской традициям, основаны на парадоксах, внезапное столкновение с которыми выбивает ум из его привычного сонного шевеления в пространстве головы и вызывает состояние, близкое к шоку. Именно в момент короткой ментальной неподвижности, возникшей под мощным воздействием силы неожиданности, на человека может снизойти озарение – оцепеневший ум перестанет мешать прохождению более высоких энергий.

Ошибки при работе с умом

Мало узнать правильные методы остановки ума – важно научиться их правильно применять. При работе с умом духовный искатель обычно делает две самые распространенные ошибки. Он либо не дорабатывает над собой, в результате чего ум оказывается сильнее его неустойчивого внимания, либо перерабатывает, вкладывая в личную практику по остановке ума столько усилий, что это начинает вредить , который просто отучается мыслить.

Иногда ученик начинает отождествляться с каким-либо одним методом, в результате чего его развитие становится однобоким. Я знал одного раджа-йога, который настолько интенсивно давил на свою мысль, стремясь остановить ум, что в итоге притупил остроту ментального восприятия мира и теперь не может прочитать больше трех страниц текста.

Человек жил с хаотичным умом многие годы, а теперь пытается обуздать его в течение нескольких месяцев и с обидой видит, что высоких результатов пока нет, потому что на все требуется время. Блаватская утверждала, что за редчайшими исключениями, лишь подтверждающими правило, быстрые результаты в подобных случаях невозможны, так же как невозможно заставить благоухать бочку, в которой много лет находилось масло из-под сельди, ароматом нектара, налитого час назад.

У некоторых людей нет возможности подолгу заниматься сидячей медитацией и потому они сразу ставят крест на своих попытках все-таки научиться останавливать ум. Но помимо статической медитации есть динамическая, во время которой тоже можно эффективно учиться этой важнейшей практике. Главное, чтобы у человека было устремление к овладению собой и своим умом. Остальное все приложится.

Духовный искатель и тем более ученик, независимо от того, к какой традиции он ближе, должен сделать несколько шагов.

В первую очередь, примите непреклонное намерение сделать все, чтобы научиться управлять своим умом, что предполагает:

  • умение пристально и безоценочно наблюдать за течением мыслей;
  • умение останавливать их и удерживать их как можно более долго в неподвижном, спокойно-безмолвном состоянии;
  • умение концентрировать мысли и ум на каком-либо объекте и даже сливаться с ним;
  • умение легко и свободно переключать внимание.

Вы должны научиться делать это во чтобы-то ни стало.

Важный метод овладения умом - привязывание его к каким-либо естественным процессам, таким как ходьба, движения, дыхание. Присоедините внимание ума к процессу дыхания, внимательно наблюдая за тем, как у вас ритмично расширяется и сужается грудная клетка, надувается и расслабляется живот, входит и выходит из ноздрей воздух.

Это поможет вам накопить энергию, поскольку сознание, сосредоточенное на дыхании, которое само по себе является мощным энергетическим процессом, начинает извлекать из воздуха скрытую в нем энергию - прану. Энергетически заряженный ум легко и без напряжения можно удерживать в состоянии спокойствия. Ненужные мысли выветриваются из ментального пространства.

Еще один эффективный способ овладения умом: перемещение его из пространства головы в любую зону тела - в живот с центром дань-тянь или в область груди с центром анахата. В узком пространстве головы уму всегда тесно и по большому счету дискомфортно. К тому же он не получает там достаточного импульса живительной энергии.

В других энергетических центрах и зонах энергии значительно больше, и она несколько иного качества. Потому полезно соединять, например, умственную энергию с эмоциональной или, как советуют даосы, отпускать тяжелое умственное внимание из головы в центр жизненной силы, находящейся в центре нижней части живота. Если удастся оторвать внимание или ощущение "я" от сферы головы, то постепенно человек начинает выбираться на свободу. Это поможет остановить ум и повысить психоэнергетический потенциал.

Некоторые традиции, например ряд школ буддизма, а также Кришнамурти, предлагают метод, основанный на понимании глубинной неустойчиво-иллюзорной природы ума. Он основан на пристальном всматривании в пространство ума и попытке увидеть рождение мыслей в самый момент их зарождения и понять, почему они рождаются.

Если ученик научится делать это упражнение и станет применять его как можно чаще, он поймет, что ум вместе с мыслями - это иллюзия, и все его движения и прыжки также иллюзорны, поскольку они помещены в гигантский континуум свободы и пустоты. Тогда ум останавливается и сознание сливается с пустотой.

Методов остановки ума очень много. Некоторые из них, восходящие к суфийской и дзэнской традициям, основаны на парадоксах, внезапное столкновение с которыми выбивает ум из его привычного сонного шевеления в пространстве головы и вызывает состояние, близкое к шоку. Именно в момент короткой ментальной неподвижности, возникшей под мощным воздействием силы неожиданности, на человека может снизойти озарение - оцепеневший ум перестанет мешать прохождению более высоких энергий.

Ошибки при работе с умом

Мало узнать правильные методы остановки ума - важно научиться их правильно применять. При работе с умом духовный искатель обычно делает две самые распространенные ошибки. Он либо не дорабатывает над собой, в результате чего ум оказывается сильнее его неустойчивого внимания, либо перерабатывает, вкладывая в личную практику по остановке ума столько усилий, что это начинает вредить духовному развитию человека, который просто отучается мыслить.

Иногда ученик начинает отождествляться с каким-либо одним методом, в результате чего его развитие становится однобоким. Я знал одного раджа-йога, который настолько интенсивно давил на свою мысль, стремясь остановить ум, что в итоге притупил остроту ментального восприятия мира и теперь не может прочитать больше трех страниц текста.

Человек жил с хаотичным умом многие годы, а теперь пытается обуздать его в течение нескольких месяцев и с обидой видит, что высоких результатов пока нет, потому что на все требуется время. Блаватская утверждала, что за редчайшими исключениями, лишь подтверждающими правило, быстрые результаты в подобных случаях невозможны, так же как невозможно заставить благоухать бочку, в которой много лет находилось масло из-под сельди, ароматом нектара, налитого час назад.

У некоторых людей нет возможности подолгу заниматься сидячей медитацией и потому они сразу ставят крест на своих попытках все-таки научиться останавливать ум. Но помимо статической медитации есть динамическая, во время которой тоже можно эффективно учиться этой важнейшей практике. Главное, чтобы у человека было устремление к овладению собой и своим умом. Остальное все приложится.

Тема для самостоятельной медитации

Пронаблюдайте за волнами беспокойного ума. Займите своим наблюдающим "я" неподвижную, внутренне комфортную точку в психологическом пространстве. Попробуйте понаблюдать за дыханием, и тем самым укрепить позицию наблюдателя. Затем попытайтесь легко останавливать волнующийся ум, тонким волевым усилием выравнивая игру хаотических волн.

Добейтесь полной неподвижности своих мыслей и состояния чистой прозрачности мысленного экрана. Замедлите дыхание, оставив его на уровне очень тонких, едва заметных колебаний. Поддержите такое остановившееся состояние ума в течение нескольких минут в одной и той же точке без движения, а затем отпустите его.

Почувствуйте, что при серьезных усилиях, вы в конце концов сможете не только остановить ум, но и успешно переключать его с объекта на объект, а значит, сумеете свободно управлять ментальными процессами.

Вопрошающий: Понравился Ваш сайт, и слова соответствуют моему опыту. Жаль, что ум всё равно делает моментально из всего концепцию и остаётся там, где и был.

Станислав: Ум не может оставаться на месте, ум – это движение.

В: Так нужно его остановить? Возникает вопрос: как остановить ум ?

С: Прежде чем пытаться остановить ум , следует выяснить, кому это нужно и для чего.

В: Я хочу просветления, выбраться из колеса сансары.

С: В таком случае это лишь продолжение игры, в которой кто-то чего-то хочет. Такие желания может привести к созданию новых идей.

В: Очередные уловки ума?

С: Его идеи. Любая идея является уловкой, поскольку она порождает желание играть.

В: У меня был опыт, когда ум останавливался, но это происходит практически спонтанно.

С: Остановка происходит всегда спонтанно и не связана с желаниями.

В: Жаль, что я не смог перешагнуть, это похоже было на тотальную смерть.

С: У Вас не было готовности пройти до конца. То, что кажется смертью, – всего лишь страх. Программа, которой является ум, защищает себя таким способом и повреждений и нежелательных изменений. Пройти это ограничение бывает не просто.

В: Но повторить теперь невозможно. Ум придумал из этого память и схему, а такой подход не действует.

С: Таким образом ум защищает себя. Сам подход к вопросу исходит из путаницы в уме: тот, кто хочет остановить ум, является продуктом его воображения, который сразу же исчезнет с его остановкой.

В: Да, я понимаю, что меня нет.

С: Нет и окружающего Вас мира, он происходит тоже только в уме. Вы едете в поезде и смотрите в окно. У Вас появляется идея сойти с поезда и погулять, которая становится желанием, но все декорации происходят на стёклах вагона. За окнами поезда ничего нет, нет даже пустоты, и то, что Вам кажется Вашим «я», существует как проекция внутри того же вагона. Вы видели эту пустоту, и она Вам показалась смертью. Но Вы не были готовы её принять, желание продолжать игру слишком велико. Выглянув из вагона и испугавшись пустоты, Вы хотите теперь смоделировать всё это в игре внутри вагона, где будет всё безопасно, но это будет лишь продолжением той же игры.

В: Я понимаю, что всё это игра, но как выйти за пределы этой игры?

С: Вам следует разобраться в вопросах: «Кто хочет выйти за пределы игры?», «Кто хочет остановить ум?», «Кому это нужно, для чего и нужно ли это вообще?».

В: Это нужно, чтобы избавиться от страданий.

С: Но страданий не может быть без страдающего, страдания подразумевают субъект, который всё это переживает, а это значит, что понимание нереальности своего «я» происходит только на словах. Вы увязли в концепциях, которые даны были Вам для того, чтобы отвлечь внимание от иллюзорного. Вы пережили опыт выхода из игры, но этого недостаточно для самоосознания. Ваш ум продолжает заниматься поиском иллюзий, искать им объяснения, создавать новые идеи. Чтобы отвлечь внимание от поиска иллюзий, необходимо навести порядок в уме, развивая в себе способность к различению истинного от иллюзорного практиками самоисследования и наблюдения мыслей.

Остановка Ума

(Steadiness of Mind ) Патанджали говорит, что остановки низшего ума (читта-вритти-ниродха, см.) можно достигнуть несколькими способами, а именно:

(1) Если у человека есть или был собственный надежный оккультный опыт, или если он воспитал развитую высшую чувствительность (включая телепатию, ясновидение, яснослышание, психометрию, интуицию, и пр.), возникает устойчивое и уверенное состояние разума. Активный мыслящий разум называется манас и отличается от низшего разума, читты, хранящего мысли и осуществляющего механическое течение мысленных ассоциаций.

(2) Остановка ума развивается и посредством проявления спокойного внутреннего видения. Многие люди, закрыв глаза, способны видеть внутренний свет, приносящий ощущение покоя и уверенности. Иногда, в этом свете возникают образы, вначале случайные, но очень четкие и прекрасные. Как говорил древний учитель Вачаспати Мишра, человек может обнаружить этот свет, перенося свое сознание в область сердца. С его помощью он способен видеть мыслеформы. Манас сам по себе является внутренним видением, в котором возникают эти формы.

(3) Для остановки, низший разум (читта) можно принудить вспоминать образы людей или существ, например, святых и адептов, достигших освобождения от желаний.

(4) Остановке ума помогают опыты и практика сновидений.

(5) Медитация на интересующих человека предметах тоже является помощью в развитии молчания ума.


Словарь йоги . Эрнест Вуд . 2009 .

Смотреть что такое "Остановка Ума" в других словарях:

    - (Mind) См. Высший Разум; Низший Ум; Манас; Остановка Ума; Саматва; Саньяма; Уравновешенность Разума; … Словарь йоги

    BioShock 2 - Разработчик 2K Marin 2K Australia Digital Extremes (Многопользовательская игра) 2K China Arkane Studios (level design assistance) Издатели … Википедия

    Драма - Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро … Литературная энциклопедия

    Репертуар Большого театра (Москва) с 1825 по 1900 год

    Репертуар Большого театра (Москва) - В настоящей статье приведён неполный список репертуара московского Большого театра. Необходимо учитывать, что поначалу труппа Малого (Малый театр открылся 14 октября 1824 г.) и Большого театров (Большой театр открылся чуть позже Малого … Википедия

    Лайя-йога - («йога растворения») один из видов йоги, соотносящийся согласно традиционному делению на семь ачар тантры (веда, вайшнава, шайва, дакшина, вама, сиддханта и каула) с высшей каулачарой, её философской основой является Адвайта… … Википедия

    Дзюцу (Наруто) - Термином дзюцу (яп. 術?, досл. «техника», «приём») в манге и аниме «Наруто» обозначают каждое из специфических фантастических действий ниндзя, которое не в состоянии повторить либо имитировать обычный человек. Концепция дзюцу была разработана… … Википедия

    Зачарованные - Charmed … Википедия

    Персонажи телесериала «Зачарованные» - В этой статье описываются персонажи телесериала «Зачарованные». Содержание 1 Главные герои 2 Сопровождающие 2.1 Лео Уайатт … Википедия

    Ломоносов, Михаил Васильевич - — ученый и писатель, действительный член Российской Академии Наук, профессор химии С. Петербургского университета; родился в дер. Денисовке, Архангельской губ., 8 ноября 1711 г., скончался в С. Петербурге 4 апреля 1765 года. В настоящее… … Большая биографическая энциклопедия