Объяснение пословицы ученье свет а неученье тьма. Ученье – свет, а неученье – тьма! Кто сказал, что учиться скучно? Видео

Интеллектуально познавательная игра

Тема: «Ученье - свет, а не ученье – тьма».

Цель: Развитие познавательного интереса к истории, литературе, природе. Расширение кругозора детей, развитие памяти образного и логического мышления.

Оборудование: проектор, слайдовая презентация, экран, карта Кемеровской области.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости!

Здравствуйте, уважаемые участники!

Сегодня в интеллектуально - познавательной игре «Ученье - свет, а не ученье-тьма» примут участие ребята, которые в честном поединке продемонстрируют свои умения, знания, смекалку и эрудицию.

Предлагаю командам занять свои места (команда зелёных, команда красных, команда жёлтых).

(МУЗЫКА).

Представляем наше уважаемое жюри

Интересные факты из истории об образовании

Ведущий:

Итак, у нас три игровых стола, на них флажки разного цвета. В игре будет несколько раундов по таким темам: география, мир живой природы, математика, литература, загадки, ребусы и кино.

А начнем с раунда общих вопросов. Вопросы будут заданы трем командам одновременно, время на обсуждения не даётся, отвечает команда, первой поднявшая флажок.

1 раунд: Общих вопросов. (Разминка).

1. Вы все знаете могучего богатыря Илью Муромца. Сколько лет пролежал Илья на печи? (33 года)

2. Вспомните, какое заклинание знал Маугли? («Мы с тобой одной крови - ты и я»)

3. Зимой холодно, поэтому мы одеваемся тепло - валенки, шубы, шапки. Греет ли зимой шуба? (Нет, она лишь сохраняет тепло)

4. У кого усы длиннее ног? (У таракана)

5. Что это за трава, которую и слепые узнают? (Крапива)

6. Что общего у всадника и петуха? (Шпоры)

7. Какое топливо добывают на болоте? (Торф)

8. Где танцуют лезгинку? (В Грузии)

9. Под каким кустом сидел заяц во время дождя? (Под мокрым)

11. Как можно пронести воду в решете? (Заморозив)

12. Какую страну носят на голове? (Панаму)

14.Самый большой медведь? (Белый медведь)

15.Самый зубастый столовый прибор? (Вилка)

18.Самый острый каблук? (Шпильки)

19.Самый небесный цвет? (Голубой)

20.Самый зубастый балет? («Щелкунчик»)

21.Самый мирный итог поединка? (Ничья)

22.Самое крупное спортивное мероприятие? (Олимпиада)

23.Самый умный вид спорта? (Шахматы)

24.Самые большие волны? (Цунами)

26.Самый большой кусок льда? (Айсберг)

27.Он бывает между корнем и окончанием (Суффикс)

28.Что будет, если поспешишь? (Людей насмешишь)

29.Научное справочное пособие по всем отраслям знаний (Энциклопедия)

30.Команда самолета, танка, корабля (Экипаж)

2 раунд: литературный.

Ведущий:

Ребята, а давайте проверим, знаете ли вы пословицы и поговорки?

(вопрос залу, отвечают).

А сейчас мы проверим наших знатоков, им будут даны слова, вы должны из этих слов составить пословицы. (Время три минуты).

Повторенье – мать ученья.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Ученье - свет, а не ученье – тьма.

Тяжело в учении – легко в бою.

Век живи, век учись.

Учиться никогда не поздно.

Ученье – красота, не ученье – сухота.

Ученье - путь к уменью.

Ученье и труд - все перетрут.

3 Раунд «Знатоки природы»

1. Какая птица выводит птенцов в любые морозы? (Клест)

2. Во время полета этих птиц кажется, что движется сплошное пламя. Что это за птица? (Фламинго)

3. Какая птица быстрее всех летает? (Стриж, до 140 км/ч)

4. Из какого ядовитого растения готовят лекарство, употребляемое при болезнях сердца? (Ландыш)

5. У каких растений нет корней, стеблей, листьев, цветов? (У водорослей)

6. Какое дерево используют для изготовления лыж? (Березу)

7. След какого хищного зверя похож на след человека? (Медведя)

8. Из какого дерева делают спички? (Из осины)

9. Сок какого растения помогает при укусах комаров? (Петрушки)

4 раунд: разгадайте ребус.

Ведущий:

Задание на смекалку. Вам даны карточки с ребусами и время 3 минуты, в каждом ребусе зашифровано название какого то животного.

(МУЗЫКА).

Давайте подведём итоги по двум раундам (слово жюри).

5раунд: отгадай фильм по кадру.

Ведущий:

А сейчас проверим ваш кругозор. Ребята, вы все любите смотреть мультфильмы, художественные фильмы, а давайте проверим, сможете ли вы угадать название фильма по одному его кадру? Команды поднимают флажок, кто первый, отвечает.

(слайды фильмов).

6 раунд: Географичекий кроссворд.

Изучать географию мы привыкли с вами по строгим школьным учебникам, атласам, энциклопедиям. Всегда ли о географии можно говорить только на уроках географии? Нет. Вот это и будет нашей сегодняшней целью - доказать вам, что география – это всепроникающая наука, ну и конечно же проверим - насколько обширны ваши знания по географии.

Каждой команде будет задан вопрос и один участник выходит и пишет ответ в клеточках. Если команда не знает ответа, ход переходит другой команде.

Кроссворд по географии

Задания для слов кроссворда по географии, расположенных по горизонтали

Чтобы заполнить слова по горизонтали, нужно вспомнить все самое-самое на нашей планете: самое большое, самое глубокое и т. п.

1 . Самое глубокое озеро мира.

8 . Самое большое высокогорное озеро нашей планеты.

9 . Самая многоводная из сибирских рек.

10 . Самый большой материк земного шара, занимающий третью часть всей суши.

11 . Самая верхняя, самая легкая, наиболее подвижная оболочка нашей планеты.

Задания для слов кроссворда по географии, которые расположены по вертикали

2 . Самый малый по площади материк земного шара.

3 . Самый большой по площади океан на нашей планете.

4 . Древнейший, относительно устойчивый, выровненный участок земной коры, который лежит в основании современного материка.

5 . Плавная кривая линия, соединяющая на карте точки с одинаковыми температурами.

6 . Представитель малорослого (ниже 150 см) народа экваториальных лесов Африки.

7 . Священная река Индии.

(СЛОВА ПО ГОРИЗОНТАЛИ)

Ответы: 1 – Байкал, 8 – Титикака, 9 – Енисей, 10 – Евразия, 11 – Атмосфера.

(СЛОВА ПО ВЕРТИКАЛИ)

Ответы: 2 – Австралия, 3 – Тихий, 4 – Платформа, 5 – Изотерма, 6 – Пигмей, 7 – Ганг.

7. Ведущий:

Предлагаю нашим командам отдохнуть.

А мы проведём конкурс для наших малышей, «Путешествие по сказкам».

(Презентация).

8 раунд: Черный ящик

Ведущий :

Два элемента, взятые по отдельности, губительно действуют на организм, а их соединение - это вещество, без которого невозможна жизнь человека. Оно обеспечивает постоянство осмотического давления крови и создает условия для существования красных кровяных телец эритроцитов. Оно необходимо также для процесса пищеварения. Запасы этого вещества практически неограниченны. А применяют его ежедневно все люди.

Что в черном ящике? (соль)

9 раунд: Краеведение.

Ведущий:

Ребята скажите, сколько городов в Кемеровской области?

Правильно 20 городов и 19 районов. Со своей историей развития, со своими достопримечательностями.
- А как вы хорошо знаете свой край, мы сейчас и проверим.

По очереди команды называют города Кемеровской области, а если покажите их на карте, это принесёт дополнительный бал команде.

(Кемерово, Новокузнецк, Таштагол, Осинники, Калтан, Междуреченск, Мыски, Тайга, Яя, Киселёвск, Прокопьевск, Белово, Гурьевск, Салаир, Мариинск, Юрга).

10 раунд: загадки

Ведущий:

Ребята, для чего нужны загадки?

Назначение загадки - учить. Загадка учит мыслить, состязаться с партнером. Эти фольклорные произведения развивают наблюдательность, умение сопоставлять явления, делать выводы, прививают любовь к поэзии.. Загадка помогает познавать окружающий мир.

Каждой команде выдаются карточки с загадками и время на обсуждение 3 минуты.

(МУЗЫКА).

1-ая команда

    Её с собой берёт геолог, турист, водитель, археолог (карта);

    Не видать её корней, вершина выше тополей, всё вверх и вверх она идёт, но не растёт (гора);

    Что за слабый ветерок паруса надуть не смог (штиль);

    Взамен дубов, берёз и липы ты увидишь эвкалипты, в окошко глянешь поутру - по полю скачут кенгуру (Австралия);

2-ая команда

    Карты в нём одна к одной сшиты в типографии. Он теперь всегда с тобой - гид по географии (атлас);

    Он и летом и зимой - между небом и землёй, хоть всю жизнь к нему иди - он всё будет впереди (горизонт);

    Пыль с дороги захватил, а потом, набравшись сил, завертелся, закружился и столбом до неба взвился (смерч);

    Ну а в этой части света проживает полпланеты, и, конечно, здесь, без спора, самые большие горы (Азия);

3-тья команда

    В географии чертёж на ковёр большой похож. И на нём моя страна из конца в конец видна (карта);

    Все обходят это место: здесь земля как будто тесто, здесь осока, кочки, мхи...Нет опоры для ноги (болото);

    Ветер в море бушевал, превращая волны в вал. Натворил немало дел и куда Нептун смотрел (шторм, буря);

    Не понятно где теперь я? Степи тут зовутся «прерия». Здесь у них пастух любой называется «ковбой» (Америка).

11. Релаксация: Просмотр ролика «Самые красивые места мира» (5 минут)

12. Подведение итогов и вручение грамот.

/ / Сочинение-рассуждение по пословице «Ученье - свет, а неученье - тьма»

Довольно глубокий и философский смысл имеет пословица - «Ученье - свет, а неученье - тьма».

«Ученье» для человека - это постижение новых знаний, областей наук, познание неизвестного.

«Неученье» - это нежелание человека, отсутствие стремления к получению нового материала, одном словом, деградация.

Необразованный человек мало чего добивается в жизни, благодаря лени. Лень - самый страшный людской порок.

Проблема образованности человека стоит остро и сейчас. Молодое поколение не желает обучаться, ведь современный мир создан с комфортом: просмотр фильмов, компьютерные и телефонные игры, видеоблоггинг. Молодёжь не желает просвещаться, оставаясь во тьме лени.

Человек, познающий мир, познаёт самого себя. Он интересный собеседник, с умным и интеллектуальным человеком хочется общаться, проводить время, делиться впечатлениями от прочитанного. Такой собеседник полон идей и захватывающих сюжетов. Идеально, конечно, найти себя такого же друга и вместе обмениваться знаниями, постигать мир и совершенствоваться. Пройти весь жизненный путь от школы и до работы бок о бок, а потом дружить семьями.

Конечно, найти девушку или молодого человека такого уровня будет проблематично. Молодых людей, которых интересует образование, осталось мало. Современную молодежь больше интересует интернет, мода, косметика, социальные сети, гаджеты, а никак не обучение. Но если же, вам встретится такой человек, то считайте, что это ваша награда.

Умному человеку, желающему учиться, открыты все дороги. С помощью своей накопленной базы знаний, есть возможность поступить не в колледж на кого возьмут, а в институт - на ту профессию, о которой мечтал с детства и шёл к ней всю жизнь. Цель оправдывает средства. Ради цели своей жизни нужно приложить немалые усилия: бессонные ночи, заучивание материала, извечные научные споры.

Хорошее образование - это и хорошая престижная работа, а не та, на которую идёшь, проклиная все вокруг, но только не себя. В том, что ты, в своё время поленился и не подумал сделать вклад в своё будущее, а будущее - это и твоё потомство, которое будет гордиться тобой и жить в достатке. Тому, чему научился ты сам, а именно покладистости, нужно научить своих детей, чтобы они выросли образованными и порядочными людьми. А потом они будут также воспитывать и своих детей, таким образом, наш век будет самым образованным.

Недаром говорят: «Ученье - свет, а неученье – тьма».

Ср. Мой сын учись ученье свет, А неученье тьма; А жизнь на все уж даст ответ По своему, сама. В.С. Курочкин. Завещание. Ср. Ученье не только свет, по народной пословице, оно также свобода.

И. Козлов, Жизнь в борьбе. Советница:] Разве ваш сын должен говорить с вами только тем языком, который вы знаете. Образование есть нечто такое, что люди предпринимают в отношении себя и для себя: человек сам себя «образует».

Мы учимся с целью приобрести различные умения; работаем над своим образованием - чтобы чем-то стать, чтобы пребывать в ладу с этим миром. Как можно это описать? Это тот минимум, которым должно обладать все граждане в обществе, но и до этого уровня воспитанности многие не дорастают. Пополняя свой запас слов, обогащая палитру понятий, он учится более точно выражать свои переживания и тем самым - более тонко чувствовать.

К тому же чтение задействует один из самых важных механизмов психики, от которого зависит будущее, как отдельного человека, так и всего человечества в целом. Это - воображение. В объятья наших партнёров из компании «Карелия в цифрах» попали 40 молодых людей и 60 девушек.

Оказывается, только 38 человек из 100 вспомнили про дуэль, после которой в 26 лет поэт и скончался. В таблице все видно. Поблагодарим лишь тех 42 человек, которые нас раскусили. Вот мнение специалиста о том, какое образование в области литературы и русского языка получают школьники. Может, стоит определиться, для чего мы вообще литературу в школе изучаем, с какой целью. А мы ставим телегу впереди лошади.

В каком возрасте погиб поэт и почему?

Да и до русской классики XVIII-XIX веков десятиклассники еще, откровенно говоря, не доросли. И идти в глубь веков. И тогда школьники смогут понять, как все новое выросло из этой старины. Но этого в школе делать нельзя из-за системы изучения литературы и федеральных стандартов. Самое главное - определить цель литературного и языкового образования в школе. Все остальное - это вопросы производные.

В каком районе Петрозаводска находится улица Лермонтова?

Но в голове человека русской культуры сидело, что деньги - это не самое главное. Этим светом является наша объединяющая множество народов русская культура, её духовные истоки. Запись буквы и соединений в прописи.

Призвали на совет сову, и та подтвердила, что надо науки и искусства в дворнях заводить, потому что при них и орлам занятнее живется, да и со стороны посмотреть не зазорно. И. Чернев, Семейщина. С. Семенов, Беженка Луиза.Из XVIII в.: Любезная собратия! Намерение такое удивит угрюмых читателей и философов. По мне все равно. Иное говорит он, кажется, и по-русски, а я, как умереть, ни слова не разумею. Выучить нас могут и другие, но «образовать» себя мы можем лишь самостоятельно.

„Я помню в нём каждое дерево…”

Самообладания (т.е. воля человека должна быть властна прежде всего над его инстинктами и культурно обусловленными навыками поведения, включая привычки - бессознательные автоматизмы поведения). Как можно видеть знание фактов - лишь очень малая доля настоящей образованности и воспитанности, однако и с этим у многих людей проблемы.

Читатель художественной литературы, из которой он узнает: как можно выразить свои мысли, желания и чувства. Он изучает язык души. Осознает, что одни и те же вещи можно воспринимать иначе, чем привык он сам. По-другому любить, по-другому ненавидеть.

Образованный человек лучше, интереснее рассказывает о себе и о мире, чем тот, кто только и может, что повторять обрывки ярких фраз или афоризмов, когда-то им затверженных. Способность человека к точному самовыражению позволяет ему углублять и уточнять представление о самом себе. Этот процесс может продолжаться бесконечно.

3. Чтение слов и текста с новой буквой

Если вы не воображаете, не мечтаете о своём будущем, его для вас сделает кто-то другой. Мы живём в век, когда темп развития общества, его экономический прогресс и жизнь каждого из нас зависит от знаний. 200-летие - прекрасный повод спросить у вас, дорогие читатели, - знаете ли вы на самом деле, кто такой Михаил Лермонтов.

И всё же, на всякий случай, попросили петрозаводскую компанию «Карелия в цифрах» опросить 100 человек, да помоложе, и выведать - знает ли петрозаводская молодежь «наше второе все». Они и опросили. Зря он все же когда-то написал «страна рабов, страна господ».

Ученье свет, а неученье тьма. Учись! Оно, конечно, тяжело: в теперешнее время ученье дорого обходится. Господне дело. В писании святые апостолы возвещали: ученье свет, неученье тьма. Оттуда и пословица в народе. Яков Ростер:] Какая это справедливая пословица: ученье свет, а неученье тьма! Как тому хорошо, кто учен. Княжнин, Неудачный примиритель. Ученье свет, почтеннейший Калин Калиныч! Напишем букву ф в прописи.

На эту пословицу ссылаются как на непререкаемую мудрость. Но даже высшее образование и наличие ученых степеней не гарантируют успеха в жизни. Почему же так часто ее вспоминают? Не кроется ли в ней другой, скрытый, смысл?

Выражение «учение - свет, а неученье - тьма» и грамотность

В школе часто звучат эти слова. Так педагог старается мотивировать учащихся стремиться к знаниям. Это напоминает первые годы советской власти: поголовное обучение грамотности, плакаты «От мрака к свету, от битвы к книге, от горя к счастью».

Смысл здесь в том, что неграмотный похож на слепого, который бродит во тьме. Кстати, и такой плакат существовал: человек с завязанными глазами и вытянутыми вперед руками заносит ногу над обрывом. Надпись на плакате сулила ему всюду неудачи и несчастья.

Наркомпрос Луначарский признавал, что в стране царит безграмотность и невежество. Народ был не в состоянии понять идеологию строителя коммунизма. Декрет Совнаркома обязывает всех грамотных читать прессу неграмотным и разъяснять прочитанное. В 1919 году ставится цель - достичь всеобщей грамотности.

Фраза «учение - свет, а неученье - тьма» в литературе

И. С. Тургенев цитирует пословицу в своих «Заметках» и рассуждает, что вместе со знаниями приходит и свобода. А поэт В.С. Курочкин даже выражает этой пословицей свое завещание сыну. М. Н. Загоскин вложил ее в уста купца, спорящего со стрельцом в романе «Юрий Милославский». Хомяков, Фонвизин, Суворов ссылались на нее.

Отсутствие элементарных знаний приводит к неверным решениям. Вспоминается рассказ М.С. Булгакова о знаменитом доме Эльпита, где после революции устроили коммуналку. Дом отапливался своей котельной, в каждой комнате были вентиляционные продухи, выложенные войлоком.

Но инженеру, создавшему проект, не пришло в голову, что в отсутствии угля жильцы поставят буржуйки и выставят трубы в вентиляцию. Комендант дома не смог уследить за порядком, и в одночасье вспыхнул чудо-дом, созданный с такой любовью.

Аннушка пронесла печечку и радовалась, глядя на хорошую тягу. Почти вскипел чайничек, когда пожар охватил дом. Все девятьсот тридцать жильцов разом выскочили из громадного костра. и Аннушка бежала по зимней Москве, пока не свалилась на какие-то ступеньки отдышаться.

Дальше писатель сравнивает ее состояние со светом знания: «В голове просветлело». Она первый раз в жизни подумала: «Люди мы темные. Учить нас надо, дураков». Так буквально обыграна мастером пословица «ученье - свет, а неученье - тьма».

Что говорят философы

Философ Ф. Бэкон перефразировал известное выражение sientia nihil est quam veritatis imago, что в переводе с латинского звучит как «знание есть отражение истины». Он сформулировал кредо своей жизни так: «Знание - сила».

Сенека, который жил во времена Иисуса Христа, вздыхал: «Безграмотность доверчива. Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни. Глупый, учись!». Значит, для жизни нужны другие знания. Какие же? И когда этот вопрос встал перед человеком?

В глубину веков

«Ученье - свет, а неученье - тьма»: кто сказал первый? Ответ находим у Екклесиаста, он записан 1000 лет до нашей эры: «И я увидел, что мудрость лучше глупости, как и свет лучше тьмы. Мудрый видит ясно, а глупый ходит в кромешной тьме». Вот о каком знании идет речь. О том, что делает человека мудрым, способным принимать верные решения.

С переводом Священного Писания на другие языки пословица «Учение - свет, а неученье - тьма» вошла в лексикон многих народов. Несомненно, значение ее было такое: знающий истину ходит во свете. Это и в Евангелиях написано.

Когда знания - буквально свет, а их отсутствие - тьма

По данным статистики, в России выявлено 1250000 больных глаукомой, столько же не знают о своей болезни. Об этом говорили на VIII Конгрессе «Человек и лекарство». При этом 40% больных могли бы ее избежать. Это те ситуации, когда «учение - свет, а неученье - тьма».

Врачи дают следующие советы:

  • Простое соблюдение правил по технике безопасности, в частности, инструкции по защите органов зрения, предупредит травматическую слепоту.
  • Правильный, сбалансированный рацион питания защитит от «куриной слепоты».
  • Диабетическим больным постоянный контроль сахара и диеты, отказ от вредных привычек и физкультура помогут избежать осложнений и, в том числе слепоты.
  • Регулярные визиты к офтальмологу здоровых людей смогут выявить глаукому или катаракту на ранних стадиях. Пожизненное соблюдение назначений врача сохранит зрение.

Пословица «ученье - свет, а неученье - тьма» смысл в XXI веке приобретает буквальный. Экологическая катастрофа, тотальное загрязнение планеты привели к недостатку питательных веществ в рационе. Как следствие - органические нарушения обмена веществ и зрения.

Смысл пословицы

Нежелание простого обывателя узнавать новое, меняться всегда было предметом обсуждения и боли истинных русских интеллигентов. А. П. Чехов писал о преступной неграмотности крестьян в вопросах элементарной гигиены, уносящей жизни детей.

Много людей с горячими сердцами, сознающих необходимость обучения людей, поехало в свое время из городов в глубинку. Это были учителя, врачи, инженеры. Они помнили: «Ученье - свет, а неученье - тьма». Смысл пословицы они видели в первой ее части. Но были и есть другие, видящие его во второй.

Есть такое понятие - обскурантизм. Производное от латинского «obscurans», или «затемняющий». Означает отрицательное, порой агрессивное отношение к просвещению и прогрессу. Существует немного устаревший аналог этого слова - мракобесие. Но в свете разбора нашей пословицы он больше подходит.

По сути, идет постоянная борьба двух начал - света (просвещения) и тьмы (мракобесия). И у каждого человека есть право выбора, на какую сторону встать.

Есть такие поговорки, которые, казалось бы, не нуждаются в пояснении, например «учение - свет, а неученье - тьма». Но некоторые все же не понимают их смысла. Но не только для таких людей написана наша статья. На самом деле наша заметка для всех, потому что в ней будет не только значение пословицы, но и кое-что еще.

«Знание - сила»

Так говорил Ф. Бэкон - один из деятелей Нового времени. Он был настолько активным и энергичным товарищем, что даже умер, проводя научный опыт. Наш мир вполне бы мог подписаться под его словами. Реальность подчиняется профессионалам. Они разрабатывают новые гаджеты, пишут книги и тексты в Интернете (журналисты, например). Мир вертится вокруг тех, кто знает нечто.

Если же человек ничему не учится, то он не то что успеха в жизни не достигнет, он всю жизнь будет рабом системы и других людей, поэтому «учение - свет, а неученье - тьма». Правда, если быть до конца честными, то следует сказать, что человек, который успешно учится, не обязательно станет большим и важным начальником. В России реальность такова, что «умниками» часто, наоборот, управляют другие. А весь секрет в том, что у последних влиятельные родители или другие родственники. Таким образом, участь образованного человека в России - осознавать свою незавидную долю, страдать, плакать и понимать, как дела обстоят в мире. Конечно, это слабое утешение для тех, кто считает, что поговоркой «учение - свет, а неученье - тьма» можно мотивировать. Но поверьте, лучше осознавать свое существование, сделать его светлым, чем блуждать в темноте и думать, что так оно и надо. Однако мы отвлеклись. Переходим к значению.

Трактовка

Собственно, тут не надо быть чтобы понимать это значение. Слова «ученье - свет, а неученье - тьма» смысл имеют такой: образование - это хорошо, а отсутствие оного - плохо. Причем в наше время это особенно актуально. Социолог Урлих Бек в книге «Общество риска. На пути к новому модерну» замечал, что в современном мире очень высоки требования к людям. Высшее образование (У. Бек ориентирован на Германию, естественно) является минимальным условием какой-либо успешности человека в современном социуме. Примечательно то, что и в России, и в Германии существует некоторое перенасыщение рынка специалистов с высшим образованием. Для такого количества кадров нет рабочих мест. Это справедливо и в отношении родины Пушкина, и в отношении родины Гете.

Об образовании в России

Вообще, еще В.В. Путин сказал, что хватит выпускать уже экономистов и юристов, их и так уже слишком много. Но вузы не услышали директиву президента и продолжили готовить никому не нужные кадры. Поэтому новоиспеченные специалисты после выпуска занимались чем угодно, кроме той деятельности, которой обучались. Ладно, всем известно, что у нас две реальности: одна - в действительности, а другая - по бумагам.

Афоризм «учение - свет, а неученье - тьма» дает, безусловно, правильный вектор развития, но многие, ввиду странного требования о том, что даже у уборщицы в России должно быть высшее образование, идут его получать, не особенно заботясь о свете, который одолеет и развеет тьму.

«Ученье - свет, а неученье - приятный полумрак»

К современной трактовке классического афоризма можно относиться как угодно. Например, можно сказать, что это шалость. А можно воспринимать эту мысль как некоторый символ времени. В сегодняшней Японии одна из самых популярных причин смерти - переутомление. А еще жители Страны восходящего солнца постоянно учатся - это их профпригодности.

Поэтому иногда действительно лучше остановиться и оставить приятный глазу и сердцу полумрак. Другими словами, афоризм «ученье - свет, неученье - тьма» (пословицы вообще, надо сказать, ориентируют верен, но к нему, как и ко всему на свете, нужно относиться осторожно.

Кроме того, надо признать и еще один малопривлекательный факт: и в России, и в любой стране мира есть люди, неспособные к обучению. К сожалению, их удел - вечная мгла.