Макбет, Банко и три ведьмы. Макбет

Сатирические приёмы изображения помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Проверочная работа по творчеству Гоголя Н . В. в 9 классе.

«Я собирался создать нечто такое, чего никто раньше не создавал. «Мёртвые души» станут тем великим произведением, которое мне завещал написать Пушкин. Произведение о людях без души и о смерти человеческих душ», - признавался Н.В.Гоголь.

«Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого», - писал Гоголь. В критической литературе высказано мнение, что писатель расположил главы из поэмы по принципу нарастания отрицательных черт героев. С этой точки зрения Плюшкин – завершение галереи «мёртвых душ» , изображаемых Гоголем.

Литературовед В. Зеньковский писал: « Читая поэму, вы видели, как через внешность, через вещи, предметы окружающего мира Гоголь характеризует своих героев, подчёркивая их бездуховность, примитивность чувств и мыслей. Но писатель хочет добраться до изображения типа человека – и на этом пути творчество Гоголя приближается к самым высоким созданиям литературы».

1. Кому из героев поэмы соотввтетствуют приведённые характеристики?

а) «Помещик ещё совсем человек не пожилой, имевший глаза сладкие как сахар»

б) «Набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов. В один мешочек отбирают все целковники, в другой полтиннички, в третий четвертаки»

в) «Это был среднего роста очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами, чёрными, как смоль, бакенбардами»

г) «Он ему на этот раз показался похожим на средней величины медведя…для довершения сходства фрак на нём был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны. Ступнями он ступал вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги»

д) «Долго он не мог рассмотреть, какого пола была фигура. Платье на ней было совершенно неопределённое, похожее на женский капот, на голове колпак…»

2. По деталям интерьера определите помещика.

а) «Дом господский стоял одиноко на юру, открытый всей ветрам. Покатость горы была одета подстриженным дёрном. На ней были разбросаны две-три клумбы.. Была видна беседка с голубыми колоннами и надписью: «Храм уединённого размышления»

б) «Комната была обвешана старенькими полосатенькими обоями; картины с какими-то птицами, зеркала с тёмными рамками…за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок»

в) «Впереди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей…и дикими стенами, - дом среди тех, которые у нас строят для военных поселений и немецких колонистов».

г) «Он шагнул в тёмные широкие стены, от которых подуло холодом, как из погреба. На одном столе стоял даже сломанный стул, а рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приделал паутину».

д) «В кабинете висели только сабли да ружья».

3. Кого из героев-помещиков характеризует:

а)Мечтательность, прожектёрство, бесхарактерность, сентиментальность.

б) Дубинноголовость, мелочная хлопотливость, невежественность.

в)Кулачество, человеконенавистничество, мракобесие, грубость.

г) Безалаберность, хвастовство, ярмарочный героизм.

д) Неразумное накопительство, бездушие, скряжество.

4. По речевой характеристике определите героя произведения.

а) «Не нужно ли потереть спину», «почесать на ночь пятки», «моё неопытное дело», «какие ты забранки пригинаешь».

б) «Продулся в прах», «всё спустил», «просадил», «покутили», «губернские скряги», «жидомор», «фитюк».

в) «Дурак, какого свет не производил», «первый разбойник в мире», «мошенник», «каналья повар» , «помойная лохань».

г) «Прекраснейший человек», «преприятный человек», «именины сердца».

д) «Завели пренеприятный обычай ездить друг к другу в гости»,

«славный ликёрчик».

«Исторический человек» «Дубинноголовая» героиня

Сатирические приёмы изображения помещиков в поэме

Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Проверочный лист

«Исторический человек»

Ноздрёв «Дубинноголовая» героиня

1 в, 2 а, 3 а, 4 б Коробочка

1 б, 2 б, 3 б, 4 а

Сатирические приёмы изображения помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Ни в городе Богдан,ни в селе Селифан

Манилов

1 а, 2 а, 3 а, 4 г

Кто кулак, тому не разогнуться в ладонь Прореха на человечестве

Собакевич

1 г, в, 3 в, 4 в Плюшкин

1 д, 2 г, 3 д, 4 д

Сочинения по литературе: Сатира в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Имя Н. В. Гоголя принадлежит к величайшим именам русской литературы. В своем творчестве он предстает и как лирик, и как фантаст, и как сказочник, и как язвительный сатирик. Гоголь одновременно является писателем, творящим мир своего «солнечного» идеала, и писателем, раскрывающим «пошлость пошлого человека» и «мерзости» российских порядков.

Наиболее значительным произведением, работу над которым Гоголь рассматривал как дело всей своей жизни, стала поэма «Мертвые души», где он раскрыл жизнь России со всех ее сторон. Главным стремлением автора было показать, что существующие крепостнические порядки, торговля людьми не только несут с собой бесправие, темноту, обнищание народа и разложение самого помещичьего хозяйства, они уродуют, губят, лишают человечности саму человеческую душу.

Еще большего правдоподобия картины духовного обнищания и омертвения автор достигает путем изображения губернского города и его чиновников. Здесь, в отличие от жизни в помещичьих усадьбах, кипит бурная деятельность и движение. Однако вся эта деятельность лишь внешняя, «механическая», открывающая истинную духовную пустоту. Гоголь создает яркий, гротескный образ города, «взбунтованного» толками о странных действиях Чичикова. «...Все пришло в брожение, и хоть бы кто-нибудь мог что-либо понять... Пошли толки, толки, и весь город заговорил про мертвые души и губернаторскую дочку, про Чичикова и мертвые души, про губернаторскую дочку и Чичикова, и все, что ни есть, поднялось. Как вихорь взметнулся дотоле, казалось, дремавший город!» При этом над всеми нависло тяжелое ожидание возмездия. В разгар общей суматохи почтмейстер делится с другими «остроумным» открытием, что Чичиков - капитан Копейкин, и рассказывает историю последнего.

Создавая образ постепенно деградирующей России, Гоголь не упускает ни одной мелочи и детали. Наоборот, он заостряет на них внимание читателя, так как уверен, что именно из мелочей и состоит сущность всей окружающей действительности; именно они таят в себе источник зла, потому и приобретают в поэме грозный символический смысл.

В своем произведении Н. В. Гоголь наилучшим образом достиг цели, которую формулировал следующим образом: «...Я думал, что лирическая сила, которой у меня был запас, поможет мне изобразить так... достоинства, что к ним возгорится любовью русский человек, а сила смеха, которого у меня также был запас, поможет мне так яро изобразить недостатки, что их возненавидит читатель, если бы даже нашел их в себе самом».

1. Значение поэмы «Мертвые души».
2. Ирония и сатира в произведении.
3. Изображение помещиков.
4. Сатира в изображении чиновников.
5. Ирония в изображении простого народа.

«Мертвые души» — история болезни, написанная рукой мастера.
А. И. Герцен

«Мертвые души» Н. В. Гоголя — бессмертное сатирическое произведение русской литературы. Однако эта острая и смешная поэма наводит отнюдь не на радостные и веселые мысли. Особенностью таланта Гоголя является то, что он без труда, гармонично и тонко сочетал в своих произведениях трагическое и комическое начала. Именно поэтому комедийные и сатирические моменты произведения только оттеняют общую трагичность картины жизни России начала ХIХ века. Сатира господствует в тексте поэмы и по той причине, что автор считал ее самым действенным способом борьбы с общественными пороками и недостатками. Насколько же помогла эта сатира в рамках перестройки России — решать не нам.

Общая картина жизни россиян, исполненная иронии и легкой насмешки, начинается уже с описания города, в который прибывает Павел Иванович Чичиков. Здесь и дома, теряющиеся на фоне огромных пространств улиц, и полустершиеся, полусмытые дождем вывески с нелепыми сапогами и бубликами, с единственной сохранившейся надписью: «Иностранец Василий Федоров». Описание города подробное и насыщено едва уловимыми, но важными деталями. Оно дает представление о быте и нравах его обитателей. Например, выясняется, что не жители чужды лжи. Так, после сцены, в которой Чичиков прогуливается по саду, где деревья только высадили и они не выше трости, на глаза герою попадается заметка в местной газете, где есть сообщение о появлении сада, состоящего «из тенистых широколиственных дерев». Патетика и пафос этих строк лишь подчеркивают убожество реальной картины происходящего в городе, где проезжающий всего за пару рублей в сутки может получить «покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов» или перекусить в столовой блюдом двухнедельной давности.

В этом же духе довольно злой иронии изображены помещики и чиновничья братия. Так Манилов именуется «весьма обходительным и учтивым, а это — его же любимые слова, те самые характеристики, которых так ему не хватает. По сладости взгляда его очи сравниваются с сахаром, вызывая у читателя ассоциации с противной приторностью. Внешность Собакевича не случайно соотносится с медведем — через этот образ автор сближает персонажа с животным, лишенным эстетического и духовного начал. И интерьер кабинета Собакевича описан так, чтобы оттенить основные характеристики хозяина: «Стол, креслы, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства». Ноздрев становится смешон в глазах читателя после того, как за фразой, называющей хорошими товарищами людей, ему подобных, следует такая строка: «...при всем том бывают весьма больно поколачиваемы».

Помимо иронии, довольно злой и острой, текст произведения насыщен и комедийными ситуациями, где смех становится более мягким и менее злым. Многим читателям, должно быть, запомнилась сцена о том, как Манилов и Чичиков несколько минут не могут войти в комнату, настойчиво уступая друг другу право первым пересечь порог комнаты. Интересна для рассмотрения и сцена посещения Чичиковым Коробочки, где в диалоге между дубинноголовой Настасьей и хитроумным дельцом поочередно проявляются растерянность Коробочки, ее тупость и скудоумие и поразительная хозяйственность.

Однако не только помещики и чиновники сатирически изображены в произведении. С сатирой связано и изображение крестьянского быта. Забавна ситуация, связанная с кучером Селифаном и дворовой девкой Пелагеей, объясняющей дорогу, но не различающей право и лево. Этот лаконичный отрывок о многом расскажет читателю — об общем уровне безграмотности среди простого народа, о темноте и неразвитости — естественных следствиях длительного пребывания в состоянии крепостничества. Эти же мотивы видны в эпизоде с дядей Митяем и дядей Миняем, которые, бросившись разобрать лошадей, запутались в постромках. Даже крепостной Чичикова Петрушка, человек, считающийся образованным, выглядит живым посмешищем, так как вся его ученость заключается лишь в умении складывать из букв слова, не слишком вдумываясь при этом в их смысл.

Выделяются посредством сарказма такие характерные для помещиков того времени черты, как взяточничество, казнокрадство, недобросовестность, убожество интересов. Отсюда мысль для размышления: будут ли приносить подобные люди пользу государству, занимая высокие посты в чиновничьем аппарате?

В изображении, пожалуй, самого отвратительного персонажа произведения — Плюшкина — широко использован гротеск. Плюшкин являет собой последнюю степень деградации, заключающуюся в полном омертвении души. Даже внешний облик начинает поддаваться духовному кризису героя, ведь его принадлежность к определенному полу становится все более затруднительной. Судьба детей и внуков для него безразлична. А сам он абстрагировался от окружающего мира за высокой стеной собственного эгоизма. Из его души навеки выветрились все эмоции и чувства, оставив только безграничную, невозможную скупость. И этот герой — самый страшный пример преступления чиновника против своего народа и государства.

Многоликое зло, живописно изображенное Гоголем в поэме «Мертвые души» убеждает читателя в том, что основной проблемой и основной болезнью, которой был заражен организм России, являлось крепостное право, одинаково беспощадно действовавшее как против власть имущих, так против обычных крестьян.