Настольная игра борьба за галактику обзор. Обзор игры «Борьба за галактику

Нет в космосе единства, и нет в нем покоя! Стоило нескольким земным колониям открыть прыжковый двигатель, как они тут же сорвались в гонку вооружений, экономики и технологий. Между собой непосредственно воевать они не стали. Но вот конкуренция между ними разыгралась нешуточная. Каждой колонии хочется стать самой большой, процветающей и технологически продвинутой. Но не у каждой получится, это уж точно.

Борьба за Галактику - карточная игра, которая моделирует конкуренцию галактических цивилизаций на поприщах экономики, науки и войны. В ней могут принимать участие от двух до четырех игроков. Каждый из них становится лидером своей колонии, и пытается привести ее к победе. Победитель определяется согласно набранным очкам победы, которые игроки получают за освоенные миры, построенные улучшения, потребленные товары и многое другое.

Как же выглядит игра на деле?
В основной колоде имеется два типа карт: миры и улучшения. Разными путями они попадают в руки игроков. А потом их можно выкладывать на стол, оплачивая оставшимися картами с руки. К примеру, если у планеты указана цена 2 (в большом круге), то выкладывая ее, нужно также сбросить две карты с руки. Но бывают военные миры, которые за деньги врагам не сдаются . Для их приобретения нужно иметь достаточную военную мощь. Получить ее можно с других планет и улучшений вроде Космического десанта. А вот улучшения, кстати, всегда приобретаются за плату.
Все карты за редким исключением приносят очки победы, количество которых указано в шестиугольнике рядом с ценой.

Чем различаются карты?
Миры бывают накопляющие, производящие и, скажем так, с товарооборотом не связанные. При этом существует 4 разных продукта, которые они могут хранить и воспроизводить, а именно: новшества, гены, минералы и технологии пришельцев . Под последними подразумеваются не простые вещички ваших соседей по галактике, а предметы исчезнувшей сверхцивилизации. Преобретение, скажем, Покинутой Лаборатории Пришельцев влетит в копеечку. Но если она заработает, то легко окупит все затраты.

Производяшие планеты (зеленые - гены, синие - новшества, желтые - технологии пришельцев).

А для чего, собственно, товары нужны?
А нужны они для потребления и торговли. Потребление - это процесс обмена созданных материальных благ на абстрактные очки победы. Надо полагать, что они отражают довольство и процветание вашей расы. И один из путей к победе - создание эффективного механизма получения этих очков. Часть миров должна производить товары, а другая часть планет и улучшений будет их потреблять. Торговля - это обмен товаров на карты в руку. Курс обмена зависит от товара и от специальных свойств планет и улучшений. По умолчанию самый дешевый товар это новшества, а самый дорогой - технологии пришельцев. Как вы помните, карты в руке являются универсальным средством оплаты миров и улучшений. Поэтому часто лучший способ накопить на райскую планетку - продажа на всегалактическом рынке какой-нибудь железки пришельцев.

Военные планеты. Есть среди них и производственные.

Какая польза от улучшений?
Улучшения в чем-то похожи на планеты, но никогда не хранят и не производят товары. Однако они могут потреблять товары, повышать доход от торговли, снижать стоимость колонизации планет и много других вещей. В принципе там найдутся средства на все случаи жизни. Но особняком среди них стоят улучшения стоимостью шесть . Это большая цена, но такие улучшения не только имеют полезные способности, но и вознаграждают победными очками определенные стратегии. Например, Галактическая Федерация серьезно снижает стоимость улучшений и добавляет за них очки победы. Шахтерская лига дает очки за планеты и улучшения связанные с минералами. А что ценит Институт технологий пришельцев ясно из названия.

Улучшения ценой шесть (Шахтерская Лига вторая по счету, Институт четвертый, Федерация - шестая) .

Надо отметить, что таких улучшений может быть построено несколько или не построено ни одного. У игрока всегда есть большая свобода в выборе способа победы. Выиграть может и милитарист, и торговец, и умелый производственник. Важно не то, каким путем идти к победе, а то насколько эффективно это будет проделано. Причем зацикливаться на одном выбранном пути нельзя. Карты на руки игрокам приходят случайные. А это значит, надо уметь менять стратегию прямо по ходу игры. Хотелось бы повоевать, а в руку идут производящие планеты? Так почему бы не переключиться на производство? Может оно и войне потом пригодится.

Кстати, игра не случайно в оригинале называется Race for the Galaxy или дословно «Гонка за Галактику», а не, скажем, "Война за Галактику". Это оттого, что игроки здесь непосредственно не сталкиваются. Вместо этого они соревнуются в построении наиболее эффективных схем победы (набора очков). И кто в этом больше преуспел - тот и выиграл.
Взаимодействие здесь присутствует лишь на шаге выбора Действий. В начале хода игроки тайно выбирают Действие, которое они хотели бы выполнить в этом раунде. Список такой: Поиск, Улучшение, Освоение, Потребление, Торговля и Производство. К, примеру, если тремя игроками были выбраны Освоение, Улучшение и Производство, то ВСЕ игроки смогут на этому ходу ввести улучшение, освоить планету и запустить производство.
Соответственно принимая решение, можно и нужно прогнозировать выбор других. Ведь действия открывают возможности для всех.

Комплект карт действия. Есть у каждого игрока.

Не смотря на столь ограниченное взаимодействие, игра остается очень интересной и напряженной. Дело в том, что победных комбинаций существует бессчётное множество и партии никогда не походят одна на другую. И определенный элемент удачи при раздаче карт гарантирует, что игра не станет слишком скучной или предсказуемой в процессе.

По большому счету серьезный недостаток у Борьбы за Галактику только один - она довольно сложная в освоении . От игрока требуется знать пиктограммы на картах, представлять пропорции тех или иных карт в колоде, понимать основные стратегии победы. И всему этому нельзя научится за одну или две партии. Но где-то после 5-10 сыгранных партий игроки уже начинают ориентироваться в картах и действовать эффективно.
И тут проявляются главные достоинства Борьбы за Галактики - высокая реиграбельность и увлекательность. И за это ей можно простить и трудности в освоении, и слабое взаимодействие, и достаточно абстрактную игровую вселенную.
Борьбу за Галактику иногда называют пасьянсом. Действительно, по сути это сложный коллективный пасьянс. Но до чего же он все-таки увлекательный!

Человечество расселилось по множеству планет, которые затем пошли своими собственными путями развития. Кто-то развивал промышленность, кто-то культуру и искусство, кто-то туризм... Кто-то «встал на тропу войны», а кто-то взялся совершенствовать саму человеческую природу путём генетических экспериментов. Постепенно людям перестало хватать места, но тут был изобретён гипердвигатель, и каждый сложившийся к тому времени мир начал свою политику галактической колонизации.

В её процессе были обнаружены артефакты и планеты древних галактических рас. Открыватели изучили их и поставили себе на службу. Были сделаны и собственные открытия, как генетические, так и технологические. Естественным образом это привело к тому, что активность вышедшего на галактический простор человечества резко усилилась. Появились целые империи — и, конечно, не обошлось без появления тех, кто этими империями остался недоволен!

Политические амбиции в сочетании с технологическим ростом привели к обострению отношений между галактическими государствами, которые были когда-то единым человечеством. Взрывная экспансия привела к тому, что уже и целой Галактики стало казаться мало. Начались пограничные конфликты, некоторые из которых носили откровенно политический характер, а некоторые были простыми рейдерскими захватами из чисто хищнических соображений...

История игры

«Борьба за галактику»: оригинальное и русское издания, а также три дополнения

После шумного успеха настольной игры «Пуэрто-Рико» (случившегося в 2002 году) было решено выпустить её карточную версию. В основе должна была лежать механика выбора ролей, каждая из которых давала некоторый бонус выбравшему её игроку.

Проекты такой игры разрабатывались несколькими дизайнерами, а итоговое предпочтение было довольно предсказуемо отдано версии от Андреаса Зейферта (автора самогó «Пуэрто-Рико» ), пошедшей в тираж под названием «Сан-Хуан» (2004). И вся эта история могла бы остаться незначительным эпизодом настольно-игрового бизнеса, если бы в ней не участвовал Томас Леманн — малоизвестный и не очень успешный автор.

Хотя его проект был отвергнут, Том не стал унывать. Взяв из него некоторые идеи, он объединил их со своими более старыми идеями из «Битвы за звёзды» («Duel for Stars» — коллекционно-карточная игра космической тематики, которую Леманн разрабатывал в 1990-е годы, и которая тоже не была опубликована). Так родилась Race for the Galaxy , вышедшая в 2007 году... и оказавшаяся заметно успешнее «Сан-Хуана» !

В последующие три года вышли три дополнения к игре, а Том перестал быть малоизвестным и не очень успешным. 2009 год ознаменовался двумя примечательными событиями: игра была локализована (под названием «Борьба за Галактику» ), а издательство Rio Grande Games дало официальное разрешение на выпуск компьютерной версии игры с использованием оригинального оформления.

Суть игры

Как нетрудно понять из игровой легенды, речь идёт о построении несколькими игроками своих собственных галактических государств. Каждый начинает с одного-единственного стартового мира, который даёт преимущество в той или иной области.

Старушка-Земля, к примеру, давно перестала что-то производить и превратилась в этакую смесь торгового центра и галактической биржи. Воинственные жители Новой Спарты не любят ни работать, ни торговать, зато являются большими специалистами по военной части. Населению системы, чья звезда вот-вот превратится в сверхновую, добровольцы помогут колонизировать любую подходящую для житья планету, не считаясь ни с какими усилиями и затратами...

В игре есть два вида карт, которые делятся на миры и технологии. Названия эти немного условны: например, гигантский боевой корабль Древних Рас вполне пригоден для заселения и относится к мирам, а технологиями считаются и организации (хотя бы институт изучения тех же Древних Рас), и отдельные специалисты (например, дипломат-переговорщик).

В свою очередь, среди миров можно найти планеты с производственными мощностями и запасами ресурсов. То, что на них производится или добывается, может быть продано и/или израсходовано на различные потребности государства. При условии, конечно, что государство имеет торговые возможности или эти самые потребности.

Некоторые карты — как миры, так и технологии — несут на себе ключевые слова, обозначающие их отношения к тем или иным распространённым в фантастике реалиям: TERRAFORMING (преобразование планет), UPLIFT (привет от Дэвида Бринна и его знаменитой серии про Возвышение), IMPERIUM/REBEL (имперцы и повстанцы — ну как же не вспомнить «Звёздные Войны» ?) и т.п. Такие карты могут по законам жанра взаимодействовать между собой: имперцы воюют с повстанцами, генетически выведенные солдаты помогают воевать, на преобразованных планетах облегчается добыча полезных ископаемых...

Вообще, взаимодействие карт и их эффектов является основой игры. Оно может быть очень сложным (особенно при использовании расширений)... но мало разыграть карты на стол — нужно ещё заставить построенные цепочки эффектов работать!

Жизненный цикл галактических государств состоит из нескольких фаз — до шести (точнее, пяти с половиной) в каждом раунде. Каждый игрок сам выбирает, чтó ему нужнее в данный момент, берёт соответствующую карточку из специального комплекта, и кладёт её в середину стола. После того, как все сделали свой выбор, карточки переворачиваются, и выясняются фазы, которые будут сыграны на сей раз.

Ключевой момент: все открывшиеся фазы будут иметь место для всех игроков (за одним исключением, о нём чуть ниже), но каждый игрок будет иметь небольшой бонус к выбранной им фазе. Давайте посмотрим, какие возможности и бонусы тут есть (фазы всегда срабатывают в указанном порядке, в скобках указаны их названия из официальной локализации):

  1. EXPLORE («поиск») — добирание карт в руку. Для выбравшего игрока возможны два бонуса: либо искать глубже, либо оставить себе больше.
  2. DEVELOP («улучшение») — розыгрыш на стол карт технологий. Выбравший игрок разыгрывает дешевле.
  3. SETTLE («освоение») — розыгрыш на стол карт миров. Выбравший игрок в конце фазы добирает карту из колоды. Особый случай представляют военные миры: чтобы освоить их, нужно иметь соответствующую военную мощь («натиск»)… а при игре с дополнениями можно попробовать завоевать чужой мир!
  4. TRADE («торговля») — строго говоря, не является отдельной фазой. Она играется только теми, кто её выбрал. Каждый такой игрок может продать один из своих ресурсов за несколько карт. Остальные ресурсы (если есть) потребляются (см. следующую фазу).
  5. CONSUME («потребление») — игроки обменивают имеющиеся у них ресурсы на победные очки и карты. Обмен производится согласно возможностям, которые им предоставляют ранее разыгранные на стол карты. Выбравший игрок получает больше победных очков.
  6. PRODUCE («производство») — на мирах с производственными возможностями появляются ресурсы, доступные для продажи и потребления. Выбравший игрок может на одном из своих миров «найти полезные ископаемые».

Важно помнить, что любая из разыгранных на стол карт может менять для своего хозяина условия отыгрыша любой из фаз! Например, есть карты, позволяющие продавать дороже. Есть карты, позволяющие «улучшаться» дешевле... ну, и так далее.

Игра заканчивается, когда выполняется хотя бы одно из двух условий: либо кто-то разыграл у себя на стол 12 или более карт, либо опустошился «банк победных очков» (его размер зависит от числа играющих). Очки — как набранные при потреблении специальными жетонами, так и указанные на разыгранных картах — определяют победителя.

Когда играют всего два человека, то отслеживать шаги оппонента проще. Поэтому для двоих предусмотрен специальный вариант дуэльной игры, усложнённый по сравнению с обычным: на каждом ходу можно заявить не одну фазу, а сразу две. Грамотно действуя и подлаживаясь под чужие действия, можно развиться очень быстро! Если же играют более чем двое, то уследить за всеми, конечно, становится проблематично. Но, с другой стороны, больше игроков — больше заявленных фаз, так что динамика игры не страдает.

Следует отметить, что используемые в Race for the Galaxy карты несут на себе множество условных значков-пиктограмм, показывающих бонусы к игровым фазам. Их обилие и разнообразие могут отпугнуть новичка, но поддаваться панике не стоит: система обозначений продумана чрезвычайно грамотно и усваивается очень быстро. Нестандартные эффекты к тому же дублируются текстом.

Базовая игра

Основа игры (собственно, Race for the Galaxy , локализованной в 2009 году) предназначена для 2-4 игроков и как нельзя лучше подходит для первого знакомства и обучения. Из всех вариантов, которые можно построить при помощи дополнений, «база» является наименее конфликтной (если здесь уместно это слово) и сáмой, скажем так, простой.

Но для знакомства с игровой механикой основа подходит идеально. Здесь есть все возможности по построению и эксплуатации цепочек эффектов, а обозначения на картах покрывают почти все мыслимые в игре ситуации, так что их можно без проблем освоить и привыкнуть к ним.

Основа тем более хороша для обучения, что некоторые входящие в комплект карты специально помечены как «учебные стартовые наборы». Дать их новичкам — и первые два-три хода будут достаточно очевидны; за эти ходы новички более-менее освоятся с игровым процессом, а дальше можно продолжить уже по-настоящему.

Сразу можно и нужно заметить, что дополнениями к игре нельзя пользоваться без базового набора. Они лишь расширяют игру, но не дают возможности строить игровой набор «с нуля». Заметим также, что на данный момент ни одно из дополнений пока не локализовано.

Первое дополнение. «The Gathering Storm»

Перевести название этого дополнения не так-то просто. По основному смыслу оно означает собирающуюся грянуть бурю, однако имеется и некоторый намёк на второй смысл — резкое усиление хватательной активности. На российских сайтах (интернет-магазины и т.п.) первое дополнение чаще всего упоминается под названием «Тучи сгущаются» .

Оно вполне точно передаёт идею: по игровой легенде человечество ещё не дошло до военных конфликтов, однако уже активно начинает готовиться к ним. Резко усиливаются производственные мощности, которые работают на гонку вооружений, а обнаруженные при исследованиях артефакты и технологии Древних Рас вовсю привлекаются для военных целей. На политической арене новоявленные галактические государства начинают меряться рейтингами...

Главное нововведение заключается в игровых целях. В комплект входит несколько жетонов, из которых перед началом партии выбирается некоторое подмножество. Эти жетоны объявляют задачи для игроков, и выполнение каждой приносит победные очки.

Задачи делятся на две категории: «приоритеты» и «превосходства». Первые требуют сделать что-то раньше всех других игроков (например, первым набрать у себя бонусы ко всем игровым фазам); вторые предлагают иметь что-то в количествах, бóльших, чем у других (например, больше всех — и не менее четырёх — производящих миров). Жетон «превосходства», кстати, может перейти к другому игроку, если тот превзошёл текущего владельца по требуемому показателю!

Разумеется, дополнение содержит новые карты, которые приводят игровой процесс в соответствие легенде. А ещё в коробочке можно найти добавочные стартовые миры и карты выбора фаз, делающие возможным игру впятером, бланковые карты для реализации собственных задумок, и — самое необычное — набор материалов для соло-игры против «робота» с хитро и умно устроенным алгоритмом действий (описание которого занимает немалую часть буклета правил).

Второе дополнение. «Rebel vs Imperium»

Человечество делает следующий шаг в своём галактическом развитии: у отдельных правителей возрастают аппетиты и появляются имперские амбиции. В ответ появляются «борцы за свободу»... и глядя на всё это, кое-кто тоже не прочь отхватить планету-другую у соседа. Была бы соответствующая армия.

Основным новшеством второго дополнения являются захваты, позволяющие присвоить себе чужой мир. Правда, захватнических карт пока мало (всего три, одна из которых одноразовая — военные конфликты ещё являются редкостью), но эта возможность уже сейчас может решить исход партии. Особенно если производить захват грамотно, так, чтобы в случае успеха оказалась выполненной какая-то из игровых целей.

Остаться в стороне от конфликтов пока ещё можно. Достаточно не связываться ни с Империей, ни с повстанцами (т.е., не разыгрывать на стол соответствующие карты) и не лезть в гонку вооружений (т.е., поддерживать свою военную мощь нулевой или отрицательной). Можно и вовсе играть с запрещёнными захватами (в правилах автор рекомендует применять такой запрет через раз в каждой второй партии). Но в целом это дополнение придаёт игре ярко выраженный агрессивный характер, и любителям мирного сосуществования оно, скорее всего, не понравится.

Если же вы любитель агрессии, то специально для вас правила предлагают сценарий «Повстанцы против Империи». Он играется вдвоём, и каждый игрок олицетворяет одну из противостоящих сторон. Стартовые миры соответствующим образом заданы изначально, а к начальной раздаче добавляются имперские и повстанческие карты агрессии. Далее цитата: «Захваты разрешены. Удачи вам!»

Поскольку военная мощь становится очень значимым фактором, в комплект дополнения включены счётные линейки, на которых каждый игрок может откладывать её специальными маркерами: желательно, чтобы все видели, кто насколько силён.

Комплект также включает карты для шестого игрока (хотя игра вшестером — уже сомнительная идея), новые жетоны целей, материалы для адаптации соло-игры... ну и, конечно же, дополнительные карты.

Кстати, увеличение колоды (а она с двумя дополнениями становится заметно толще) привело к небольшой добавке в правила. Теперь в начале игры каждый получает не один стартовый мир, а два: военный и гражданский. Глядя на пришедшие в руку карты, нужно выбрать один из них и оставить, а другой сбросить.

Вторым дополнением можно пользоваться в отсутствие первого, хотя автор и не рекомендует это — придётся отказаться от игры с целями.

Третье дополнение. «The Brink of War»

«На грани войны» ... именно здесь по игровой легенде находится человечество в третьем по счёту расширении. Сам Том Леманн писал, что представлял себе ситуацию, примерно соответствующую осени-зиме 1939 года: великие державы вовсю решали свои политические задачи, и по Европе уже полыхали локальные конфликты... но газеты рассуждали о «странной войне», и никто — почти никто — не осознавал, что это начало войны мировой.

Да, конфликты всё ещё носят локальный характер, и их не так чтобы очень много — но уже больше, заметно больше, чем было прежде! Если раньше агрессивные карты позволяли захватывать только военные миры, то теперь уже и гражданские планеты могут подвергнуться агрессии. Если раньше захваты чужих планет позволяли себе лишь повстанцы и имперцы, то теперь уже любой галактический правитель при наличии сильной армии может попытаться проводить такую политику. Наконец, если раньше агрессоры именно захватывали чужие миры, то теперь появились технологии, позволяющие их безжалостно уничтожать. Да-да, в игре появилась самая настоящая Звезда Смерти!

С другой стороны, на политической арене существуют и противоположные тенденции: в третьем дополнении есть возможность строить свою стратегию на отрицательной военной мощи, и даже блокировать чужие захваты — причём направленные против любого игрока.

Но самым главным новшеством является новый игровой ресурс, называемый галактическим престижем. Здесь проще всего предоставить слово автору:

«Престиж представляет собой нечто вроде сравнительного авторитета империй отдельных игроков и зарабатывается либо игрой на стол особых карт, либо через некоторые способности по ходу игры. С помощью других способностей престиж можно обращать в возможности захвата чужих миров, получение определённых выгод, либо просто конвертировать его в карты на руку и/или победные очки. Кроме того, престиж в каждом раунде даёт бонус тому игроку, у кого он больше всех, а в конце игры он конвертируется 1:1 в победные очки».

Кстати, символы престижа на картах появились ещё в предыдущем дополнении — тогда правилами предлагалось игнорировать их до поры до времени.

Каждому игроку полагается теперь особая «суперкарта». Используя её, он может либо получить «супербонус» к одной из фаз, либо просмотреть колоду в поисках нужной ему карты (всего для такого «глубокого поиска» доступно девять категорий карт на выбор)... но сделать это можно лишь однажды за всю игру. Как видно, автор в курсе проблемы роста колоды и предоставляет игрокам средства борьбы с ней.

Соответственно, в комплект входят жетоны для игры с престижем, новые игровые цели, материалы для расширения соло-игры, «суперкарты» для игроков и новые игровые карты (включая несколько стартовых миров с чрезвычайно интересными возможностями!).

Для использования третьего дополнения обязательно требуются оба предыдущих — на сей раз это заявлено категорически и без всяких оговорок.

Игровые аксессуары

Настоятельно рекомендуется одеть в протекторы хотя бы карты выбора фаз, полагающиеся каждому игроку — они постоянно берутся в руки, перебираются и кладутся на стол. Один комплект на каждого игрока включает в себя девять карт (семь из них нужны всегда, две требуются только в дуэльной игре), и ещё одна добавляется третьим дополнением.

Все карты имеют размер 63×88 мм, стандартный для большинства коллекционных карточных игр.

Базовая игра содержит 150 карт (114 основных, в том числе 5 стартовых миров; кроме того, 4 комплекта по 9 карт для четырёх игроков). Первое дополнение содержит 49 карт (1 подменная; 22 игровых, включая 4 стартовых мира; комплект из 9 карт для пятого игрока; 17 бланковых карт). Второе дополнение содержит 54 карты (1 подменная; 44 игровых, включая 3 стартовых мира; комплект из 9 карт для шестого игрока). Третье дополнение содержит 55 карт (1 подменная; 48 игровых, включая 4 стартовых мира; 6 карт однократного применения для шести игроков).

Некоторые предпочитают подсчитывать победные очки в самом конце игры, а кое-кто любит вести счёт прямо по ходу партии (чтобы постоянно видеть лидеров и отстающих — правилами это не запрещается). Если вы принадлежите к последним, то вам понадобится какое-то приспособление типа счётной дорожки с фишками по числу игроков.

Полный игровой комплект с картами, одетыми в протекторы, удобно и комфортно размещается в коробке любого из дополнений, что очень практично при переноске.

Компьютерное воплощение

Келдон Джонс написал компьютерную версию игры, которая была официально одобрена издателем Rio Grande Games , хотя сама по себе и не носит официального статуса. Игра распространяется бесплатно и доступна для скачивания по адресу .

Текущая (на данный момент) версия 0.7.5 реализует все три дополнения, в ней есть как игра против искусственного интеллекта, так и против живых оппонентов по сети (требуется соединение с сервером, игра «через локалку» невозможна).

Имейте в виду, что искусственный интеллект очень силён, и выиграть у него весьма трудно. Установок уровня сложности пока что, к сожалению, не предусмотрено.

Впервые вышедшая в 2007 году карточная экономическая стратегия непрямого взаимодействия « » переиздавалась в России уже трижды. На этот раз издательство Hobby World выпустило полностью локализованную версию с обновленным оформлением.

В комплект входят:

5 карт родных миров;
109 карт миров и разработок;
36 карт действий;
28 жетонов победных очков;
Правила игры;
4 памятки.
Бонусом в коробке оказались пять zip-lock пакетов (в один можно сложить жетоны, что делать с остальными - решительно непонятно).

Качество издания вопросов не вызывает. Памятки выполнены из плотного картона, правила отпечатаны и переведены грамотно и без двойных смыслов, вырубка жетонов тоже на удивление аккуратная, без лишних смещений. Главный минус - тонкие карты, мнущиеся категорически быстро. Им явно не помешает ламинация либо упаковка в пластиковые кейсы.

Среди любителей настольных игр «Борьба за галактику» - проект культовый. Пять дополнений (последнее вышло в 2015 году, спустя семь лет после оригинала), три переиздания только в России, вариант для смартфонов… По популярности с оригиналом может посоперничать его же вариация «Кубарем по галактике», где за выполнение действий отвечают кубики.

Сюжетная завязка игры предельно проста: человечество, освоив ближайший космос, обнаруживает технологии вымершей инопланетной расы. Отставание в технологиях больше не сдерживает захватнические амбиции людей, и они начинают экспансию в космические пространства. Легкость сюжета в создании атмосферы космических путешествий компенсирует визуальное оформление: иллюстрации, выполненные Мирко Сузуки, вызывают ностальгические ассоциации с обложками переводной научной фантастикой семидесятых.



Экономические стратегии всегда отличались высоким порогом входа, и «Борьба за галактику» не исключение. Без опыта знакомства с подобными проектами (более сложный Master of Orion, более похожие Puerto Rico, Dominion и т.д.) понадобится сыграть минимум две-три партии, чтобы втянуться в процесс. Но даже тогда останутся тонкости, которые вы будете открывать, раз за разом обращаясь к правилам. Со временем и так достаточно высокий темп игры увеличится (не путайте с продолжительностью, она всегда варьируется от получаса до часа), и появится то самое непрямое взаимодействие между игроками: все перестанут раскладывать свой «пасьянс» и начнут пользоваться ошибками друг друга.

Бороться за галактику могут от двух до четырех игроков (дополнения расширят количество завоевателей до шести). Цель игры - построить более развитую империю из 12 игровых карт, то есть играть не столько на скорость, сколько на глубину (победа определяется подсчетом количества победных очков на выложенных картах и в собранных продажей товаров или колонизацией планет жетонах). Начав строительство империи с одного стартового мира, каждый игрок выбирает ту фазу действий, которая больше подходит к имеющимся у него на руке картам (исследование пополняет руку, разработка позволяет построить те или иные технологии, освоение - захватить планету, потребление - продать товары, произведенные на планетах, за очки или карты). Карты в руке также играют роль местной валюты: те или иные действия требуют сброса определенного количества карт. Однако, например, завоевать планету можно и бесплатно, силой - за это отвечают очки агрессии, отмеченные на планетах и технологиях.

Разные выбранные фазы играются поочередно, одинаковые - всего один раз, но с сохранением бонусов хода, уникальных для каждого набора фаз. По окончании хода фазы возвращаются в руку игроку, не уходя в сброс.

Главная сложность, возникающая в первых играх, - запомнить смысл условных обозначений. Так, цвет ореола вокруг планеты обозначает тип бонусов, накладываемых на производимый на ней товар, а цвет цифр в круге того или иного мира - количество очков, необходимых для его захвата или покупки. Сложно и держать в голове, какие бонусы в какой момент дают те или иные карты. Но на этот случай в комплекте идет сразу четыре двухсторонних памятки, позволяющих не рвать одни правила на четверых.

Если продраться через дебри богатых на нюансы правил, в глазах большинства игроков начинает появляться азартный блеск. Несмотря на отсутствие прямого взаимодействия, соревновательность в «Борьбе за галактику» вполне понятна: кто не мечтал почувствовать себя императором Палпатином? Самый важный в настолках фактор реиграбельности на месте: каждая партия вариативна, а для продвинутых игроков есть усложненный дуэльный режим. Самым тонким моментом здесь остается вопрос издания на русском языке хотя бы самых популярных первых трех дополнений. К сожалению, ситуация с ними до сих пор не ясна: еще в январе в планах издательства они были, но на полках магазинов пока что не появились.

Купить настольную игру «Борьба за галактику» можно в магазинах Hobby Games или на сайте издательства Hobby World .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .


Зарубежное название : Race for The Galaxy: The Gathering Storm
Издатель : Rio Grand Games
Геймдизайнеры : Thomas Lehmann
Сайт : http://riograndegames.com/
Тип:
Число игроков (и оптимальное): 1-5 (2-3)
Сложность освоения: высокая
Время подготовки: 5-15 минут
Время партии: до 1 часа

История первого дополнения к игре "Борьба за Галактику" повествует о начале сложного периода для космических цивилизаций. Технология гипердвигателя распространилась, и все больше рас оказываются вовлечено в гонку технологий. Старые народы, отщепенцы и беженцы с погибающих миров расселяются по Галактике в поисках лучшей жизни. Ученые делают первые шаги в изучении исчезнувших Предтечей. А в это время Империя набирается сил для решающего удара по мятежникам...

«Надвигающаяся буря» сделана в нестандартном для дополнений стиле. Вместо того чтобы просто добавить пачку новых карт и сделать все хорошее еще лучше, она вводит в игру две новые механики - задачи развития и искусственного оппонента. Также появляется несколько приятных мелочей, например, карты для пятого игрока и режим драфта.
(Те, кто не знаком с базовой игрой Race for the Galaxy , могут прочитать про нее .
)

ACHIEVEMENT UNLOCKED

Первое серьезное нововведение — жетоны задач превосходства и достижения . Задачи достижения требуют выполнить свои условия раньше всех . Например, «Галактический статус» (на фото первый жетон в нижнем ряду) достается тому, кто первым построит улучшение ценой 6.
Задачи превосходства требуют не только выполнения своих условия, но и удержания первенства по ним . Так жетон «Лидер производства» (на фото третий жетон в верхнем ряду) забирает первый, кто выложит на стол четвертый производственный мир. Но жетон может сменить владельца, если у кого-то миров окажется еще больше. В конце игры жетоны приносят очки хозяевам, 3 за достижения и 5 за превосходство. Эта механика налаживает активное взаимодействие между игроками и усложняет выбор правильной стратегии, ведь в каждой игре задачи будут разные.

ВОССТАНИЕ МАШИН

Второе крупное нововедение — появление в игре одиночного режима . Игрок может сразиться против злого и бездушного Робота , действия которого задаются картонным планшетом с кучей фишек и парой специальных кубиков. Действия картонного ИИ определяются не только случайностью, но также его стартовым миром и действиями игрока . Как и человек, он исследует, заселяет и улучшает все подряд. Однако Робот делает это в особом, упрощенном варианте. В итоге игра строится вокруг правильного выбора своих фаз — они не должны принести Роботу пользы больше, чем вам. А ошибок он не прощает. Выбрали «Улучшение» чтобы выложить какую-нибудь малополезную карту? Порадуйтесь за Робота, ведь он сейчас купит улучшение на 9 победных очков! Поэтому победить его на высоком уровне очень сложно.
Слава роботам!

СКРЫТАЯ УГРОЗА

Собственно новых карт добавилось не много. Во-первых, расширился запас стартовых миров. «Обреченный мир» (D oomed W orld) может быть брошен для заселения мира получше (как «Колонизационный корабль» из базовой игры) и открывает много интересных стратегий. А «Поврежденная фабрика Предтечей » (Damaged Alien Factory ) способна производить ценнейшие товары с первого же хода! Но есть и недостаток — для производства она требует сброса карты.


Наконец, появились улучшение ценой 6, раскрывающие не задействованные в базовой игре темы. Робко дебютируют «Повелители Империи » (Imperium Lords ), которые помогают военным стратегиям и отлично взаимодействуют с другими картами Империи. Но таковых, увы, пока совсем немного. «Гильдия терраформинга » (Terraforming Guild ) такого недостатка лишена, так как построена на эффективном использовании миров накопления. А их хватает всегда. Наконец, появляется первая в игре карта, использующая значки хромосомы (они встречаются на зеленых uplift -мирах из базовой игры) — «Тайная лаборатория Возвышения» ( Clandestine Uplift Lab ) . Но настоящий расцвет этой механики еще впереди.

ИТОГ

Надвигающаяся буря не слишком усложняет базовую игру, но поднимает взаимодействие игроков на новый уровень, а также вводит занятный одиночный режим. Идеи «Надвигающей бури» не будут забыты: каждое последующие дополнение принесет как новые жетоны для Робота , так и новые задачи достижения/превосходства .

Поиск, Освоение, Улучшение, Торговля, Потребление или Производство? Что нужнее для тебя?Какая из бывших колоний Земли прочнее освоится на просторах галактики теперь, когдапоявился прыжковый двигатель?Кто откроет тайны загадочно исчезнувших Владык Пришельцев?Кто первым приведёт свою империю к вершинам могущества и процветания?

Описание

В игре «Борьба за галактику» соперники строят галактические цивилизации из карт, которыми изображаются миры и технические либо социальные улучшения.Каждый раунд игры состоит из одной или нескольких фаз. В раунде игроки разом и в тайне друг от друга выбирают по одной из семи своих карт действий и затем вскрывают выбранные карты. В этом раунде будут только те фазы, карты которых есть среди вскрытых. В этих фазах все игроки выполняют действие фазы, а каждый игрок, выбравший карту этой фазы, получает добавочный бонус.Например, если хотя бы один игрок выбрал карту Улучшение, в раунде будет фаза Улучшения, иначе фаза будет пропущена. В фазе каждый игрок (одновременно с соперниками) может выбрать на руке одну карту-улучшение для внедрения. Вскрыв выбранные улучшения, игроки кладут их в свои сектора на столе и сбрасывают с рук число карт, равное числу инвестиций во внедрение (цене выбранных улучшений). Игроки, выбравшие Улучшение в начале раунда, сбрасывают на одну карту меньше за счет бонуса (внедрение их улучшений требует меньшего числа инвестиций).Поиск позволяет игроку тянуть карты и забирать на руку лучшие из них, Освоением игрок вводит в свой сектор новые миры. В фазе Производства в мирах появляются товары – закрытые карты, выложенные поверх карты мира. При Потреблении товары меняются на победные очки либо продаются за новые карты на руке игрока. С этими картами игрок присоединит к его империи новые планеты и сможет внедрить новые улучшения, получая очки победы и возможности карт, которые дают игрокам преимущества в определенных фазах игры.Игрок, который сможет искусным выбором карт, фаз и бонусов создать сильнейшую космическую империю, одержит победу в этой борьбе за галактику.Для победы игрок должен набрать наибольшее число победных очков.

Фазы игры

Игра продолжается несколько раундов (обычно от 7 до 11). В начале раунда всеигроки одновременно и тайно выбирают по одной карте действия и кладут их передсобой лицом вниз. Когда все игроки сделали выбор, выложенные карты вскрываются.Затем игроки проходят через выбранные фазы в определённом порядке (I: Поиск; II:Улучшение; III: Освоение; IV: Потребление; V: Производство), пропуская те фазы,для которых ни один игрок не выбрал карту действия.Каждая фаза – это действие, которое выполняется всеми игроками. Кроме того,игроки, выбравшие карты этого действия, получают бонус.Когда все выбранные фазы раунда пройдены, каждый игрок должен сбросить карты, чтобы на руке у него осталось не более 10 игровых карт, а затем забрать карту действия, сыгранную им в этом раунде.Последующие раунды проходят по той же схеме до тех пор, пока в игре не сложатся обстоятельства завершения борьбы.У игровых карт есть три назначения: их можно класть в сектор игрока как миры или улучшения; сброшенная с руки игровая карта – это одна инвестиция, оплачивающая освоение мира или внедрение улучшения; игровая карта, лежащая на карте мира лицом вниз – это товар, полученный при открытии мира или за счёт производства.