Начало фашизма в мире. Определение

ЗОЛОТАЯ ОРДА (УЛУС ДЖУЧИ)

Монголо-татарское феодальное государство (в вост. источниках Улус Джучи), основано в начале 40-х годов XIII века ханом Батыем (1208-1255+), внуком Чингисхана в результате завоевательных походов монголов. В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Болгария, Северный Кавказ, Крым, Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь от Иртыша до Дуная). Крайним юго-восточным пределом Золотой Орды был Южный Казахстан (ныне г.Джамбул), а крайним северо-восточным - г.Тюмень и Искер (близ совр. г.Тобольска) в Западной Сибири. С севера на юг Орда простиралась от среднего течения р.Камы до г.Дербента. Вся эта гигантская территория была достаточно однородна в ландшафтном отношении - в основном это была степь.

Русские княжества находились от Золотой Орды в вассальной зависимости, установленной в результате монголо-татарского нашествия на Русь. Русские князья приезжали в ставку хана за ярлыком, подтверждающим их великокняжескую власть, иногда подолгу жили здесь, далеко не всегда по своей воле. Сюда они привозили дань, так называемый ордынский выход, и богатые подарки ордынским вельможам. Русские князья с их приближенными, русские купцы и многочисленные русские ремесленники составляли в Сарае обширную колонию. Поэтому еще в 1261 году была учреждена особая Сарайская православная епископия. Имелся в Сарае и православный храм.

Власть хана была неограниченной. В окружении хана, кроме членов его дома (сыновей, братьев и племянников) были крупные представители золотоордынской знати - беги (нойоны). Государственными делами руководил бекляре-бек (князь над князьями), отдельными отраслями - везиры. В города и области (улусы) рассылались даруги, главной обязанностью которых был сбор налогов и податей. Наряду с даругами назначались военачальники - баскаки. Государственное устройство Орды носило полувоенный характер. Наиболее важные должности занимали члены правящей династии, царевичи (огланы), владевшие уделами в Золотой Орде и стоявшие во главе войска. Из среды бегов (нойонов) и тарханов выходили основные командные кадры войска: темники, тысячники, сотники, а также бакаулы (чиновники, распределявшие военное содержание, добычу и т.д.).

Орда была основана на очень удобно расположенных землях: здесь пролегала магистраль древней караванной торговли, отсюда было ближе к другим монгольским государствам. Купцы из далекого Египта, Средней Азии, Кавказа, Крыма, Волжской Булгарии,Западной Европы, Индии приезжали в Сарай-Бату со своими товарами. Ханы поощряли развитие торговли и ремесел. На берегах Волги, Яика (Урал), в Крыму и др. территориях строились города.

Население Орды представляло самые различные народности и верования. Завоеватели-монголы не составляли большинства населения. Они растворились в массе покоренных народов, главным образом тюркского происхождения, в первую очередь, кыпчаков. Самое же главное заключалось в том, что культурная полоса на Нижней Волге оказалась такой близкой от степи, что здесь легко сочеталось оседлое и кочевое хозяйство. Основным населением городов и степи оставались половцы. В степи также действовал феодальный закон - вся земля принадлежала феодалу, которому подчинялись рядовые кочевники. Все средневековые города, расположенные в низовьях Волги и ее протоков, со временем были затоплены водой, и жителям пришлось их покинуть.

Исторически это гигантское полугосударство-полукочевье просуществовало недолго. Государственное устройство Золотой Орды было самым примитивным. Единство Орды держалось на системе жестокого террора. Наивысшего расцвета Золотая Орда достигла при хане Узбеке (1313-1342гг.). После хана Узбека Орда переживала период феодальной раздробленности. Падение Золотой Орды, ускоренное Куликовской битвой (1380г.) и жестоким походом Тамерлана в 1395 году, было столь же скорым, как и ее рождение.

В XV веке Золотая Орда распалась на Ногайскую Орду (начало XV века), Казанское (1438г.), Крымское (1443г.), Астраханское (1459г.), Сибирское (конец XV века), Большую Орду и другие ханства.
Столицы Золотой Орды

1. Сарай-Бату (Старый Сарай) (Нижняя Волга, р.Ахтуба, городище около с.Селитренного Харабалинского района Астраханской области, Россия). Город основан ханом Батыем в 1254 году. Разрушен в 1395 году Тамерланом.
Городище у с.Селитренного, оставшееся от первой столицы Золотой Орды - Сарай-Бату (город Батыя), поражает своими размерами. Раскинутое на нескольких буграх, оно тянется по левому берегу Ахтубы более чем на 15 км. Город вырос очень быстро. В начале XIV века это была столица - со сплошными рядами домов, с мечетями (из которых 13 были соборными), с дворцами, стены которых сверкали мозаичними узорами, с водоемами, наполненными прозрачной водой, с обширными рынками и складами. На самом высоком холме над берегом Ахтубы возвышался ханский дворец. Согласно легенды, дворец хана был украшен золотом, поэтому все государство стало называться Золотой Ордой. И еще сегодня в районе села Селитренного можно найти изразцы с ярким восточным орнаментом, монеты XIII-XIV веков, обломки керамики, глиняные водопроводные трубы. Город имел свои керамические, литейные, ювелирные мастерские.

2. Сарай-Берке (Новый Сарай) (ныне с.Царев, Ленинского района Волгоградской области, Россия). Город построен ханом Берке в 1262 году. С 1282 года - столица Золотой Орды. Разрушен в 1396 году Тамерланом. В 1402 году столица возобновлена, но уже не смогла достичь прежнего великолепия и блеска.

3. Сарайчик (Малый Сарай) (ныне - с.Сарайчиковское Махамбетского района Гурьевской области, Казахстан). Город сложился в конце XIII в. как торговый и экономический центр Золотой Орды на торговом пути из Поволжья в Среднюю Азию (Хорезм). В 1395 году был разрушен Тамерланом. Восстановлен в 30-40 годы XV века. Со второй половины XV в. стал столицей Ногайской Орды. Полностью разрушен русскими в 1580 году, накануне покорения Сибири.

Хронологическая таблица
правления ханов Золотой Орды 1236-1481 годы

Хронологическая таблица приводится по книге Вильяма Васильевича Похлебкина (1923-2000х), видного ученого, трагически убитого при невыясненных обстоятельствах, Татары и Русь. 360 лет отношений в 1238-1598 гг. Глава 1.1. (М. Международные отношения 2000 г.). Таблица является первой попыткой (по утверждению автора) в исторической литературе дать сводное, полное, ясное представление о численности (количестве), последовательности смены, достоверных именах и периоде нахождения у власти всех верховных правителей Орды за все время истории ее существования.
Указанная книга содержит много интересных и важных данных. К сожалению, она издана тиражом всего 1500 экз. и вряд ли будет доступна широким читательским кругам. Для большей наглядности представления в Интернете пришлось несколько изменить вид таблицы, сохранив все ее содержание

Годы правления

Ханы

Примечания

I. Династия Джучидов рода Бату (Батыя)

1. Бату(Батый)

2-й сын Джучи

1255 неск. недель

1255 неск. дней

3. Улагджи (Улагчи )

Сын Сартака (или сын Бату? от четвертой жены)

4. Берке (Беркай )

3-й сын Джучи, брат Бату;
При Берке-хане государственной религией Орды становится ислам, что существенно усложнило положение православного населения Орды.

5. Менгу-Тимур (Темир )

Племянник Берке.
В период 1266-1300 годов Орда фактически управлялась темником (военачальником) Ногаем, при котором ханы являлись только номинальными правителями. Ногай (внук Бумала, 7-го сына Джучи) выдвинулся военными способностями при хане Берке, совершал успешные походы в Закавказье, Иран. После смерти Берке его влияние в Орде быстро выросло. Он стал наместником и фактическим правителем Западной Орды (от Нижнего Дуная и Днестра до Дона), граничившей с севера с русскими землями.
В 1273 году Ногай женился на дочери византийского императора Михаила Палеолога - Ефросинии и тем самым как бы получил международное признание как владетельный государь, а не чиновник хана. Ногай держал под контролем соседние государства - Венгрию, Польшу, Сербию, Болгарию, все южно-русские княжества - Курское, Рыльское, Липецкое.

6. Туда-Менгу (Тудай )

Внук Бату

7. Талабуга (Телебуга )

Правил совместно со своим братом (Кичик) и двумя сыновьями Менгу-Тимура (Алгуи и Тогрул) .
В этот период темник Ногай всецело контролировал ханов в Сарае. Он сверг хана Талабугу и посадил на престол Тохту.

8. Тохта (Токтай, Токтагу )

Сын Менгу-Тимура.
Пытаясь освободиться от зависимости, в 1299 году Тохта начал войну с Ногаем и разбил его войско в 1300 году. Тохта взял Ногая в плен и убил его.

1313 - 7.IV.1342

Сын Тогрула, внук Менгу-Темира

10. Тинибек (Исанбек )

Сын Узбека, убит братом

11. Джанибек (Чанибек )

Сын Узбека, убит сыном.
В правление Джанибека Орде был нанесен сильный удар распространившейся в 1346 (?) году на всей ее территории чумой. Ущерб от потери населения и скота был столь велик, что в течение 2-3 лет невозможно было произвести даже захоронения умерших, ибо в живых осталось меньше, чем погибло от мора.

12. Бердибек

Сын Джанибека.
Со смертью Бердибека род Батыя пресекся, в Орде начался период 20-летней смуты.

1 (13). Мубарек-Ходжа

I a. Синяя Орда
Синяя Орда - восточная крайняя часть улуса джучи, выделенная в юрт Орда-Ичена еще при Батые и обособившаяся к середине XIV века. Ее первым самостоятельным правителем, в качестве отдельного (параллельного) хана, стал Мубарек-Ходжа. В работе Грекова и Якубовского Синяя Орда ошибочно обозначена как западная территория Орды, т.е. спутана с Белой Ордой (Ак-Орда).

1353 - 1372 или 1357-1372

2 (14). Чамтай (Чимтай)

Брат Мубарек-Ходжи.
Отказался занять престол всей Золотой Орды

15. Кулпа (Аскулпа) - 1359, 6 месяцев;
16. Неврузбек, хан Западной части Орды - 1359-1360;
17. Хидербек (Хидыр, Хидрбек) - 1360, убит сыном;
18. Тимур-Хаджа (Темир-Ходжа), сын Хидрбека - 1361, 1 месяц;
19. Орду-Мелек (Орда-Шейх) - 1361;
20. Кильдибек (Гельдебек) - 1361, убит;
21. Мир-Пулат (Темир-Булат) - 1361, неск. недель;

II. Период смуты (1359-1379)
В период 1357-1380 годов фактическая власть в Орде принадлежала темнику Мамаю, который был женат на дочери хана Бердибека. После смерти Бердибека - в обстановке борьбы за власть между временними ханами Мамай продолжал править через подставных, номинальных ханов, поддерживая состояние смуты, Великой замятни и назначая своих ставленников не только в Сарае, но и в регионах. Такой политикой Мамай фактически ослабил Орду за 20 лет.

II a. Удельные ханы, обосновавшиеся в разных частях Орды и не вступающие в борьбу за престол в Сарае

22. Булак-Тимур (Булак-Темер)

В Булгарах;

23. Сеит-Бей (Сигизбей)

В Мордовии;

24. Хаджи-Черкес

В Астрахани, 1-й раз;

25. Алибек (Айбек, Аталюк)

В Заийком юрте;

26. Урус-хан, сын Чамтая

В Хорезме, 1-й раз;

27. Мурат (Мурид, Мюрид, Амурат) - 1360-1363;
28. Булат-Ходжа - 1364;
29. Азиз, сын Тимур-Хаджи - 1364-1367;
30. Абдаллах - 1367-1368;

31. Хасан (Асан)

В Булгарах - 1369-1376

32. Хаджи-Черкес

В Астрахани, 2-й раз - 1374-1375

33. Урус-хан, сын Чамтая

Синяя Орда, 2-й раз;
В Синей Орде устанавливается временная преемственность ханской власти - своя династия;

34. Алибек (Айбек, Ильбек, Али-Ходжа) , 2-й раз - 1374-1375;
35. Карихан (Гиясэддин, Коанбек-хан) , сын Алибека - 1375-1377;
36. Араб-шах (Арапша) из Синей Орды - 1375-1377;
36а. Араб-шах (Арапша) в Мордовию - 1377-1378;
37. Урус-хан, сын Чамтая, 3-й раз - 1377-1378;
38. Токтога, сын Урус-хана, - 1378, 2 мес.;
39. Тимур-Мелек - 1378-1379;

II. Период смуты (продолжение)
В 1378 г. отряды Мамая были впервые разбиты русскими на р.Воже. Пытаясь взять реванш, Мамай организовал в 1380 г. поход на Москву, в союзе с Литвой (Ягайло) и Рязанским княжеством, но получил сокрушительное поражение в Куликовской битве 1380 года, с которой начинается отсчет реального ослабления и упадка Орды. Остатки войска Мамая после Куликовской битвы разбил хан Тохтамыш, восстановивший единство Орды. Мамай бежал в Крым, в генуэзскую колонию Кафу, где и был убит в 1381 г.

II б. Ставленники Мамая - ханы в Прикубанье, на Нижнем Дону и Сев. Кавказе

40. Мухаммед-Булак

(с 1369 фактич.)

апр.-сент. 1380

41. Тулук-бек (Тулунбек)

III. Восстановление единства Орды

42. Тохтамыш, 1-й раз

Поход Тохтамыша на Москву (1382);
Поход Тохтамыша на Мавераннехр в союзе с семиреченскими монголами (1387); Поход Тамерлана на владения Золотой Орды до Волги (1391);

июнь-авг. 1391

43. Бек-Булат

сент.-окт. 1391

44. Тимур-Кутлу

45. Тохтамыш, 2-й раз

В 1395 году произошло второе нашествие Тамерлана на Золотую Орду. Войска Тохтамыша были разбиты на Тереке. Была разрушена столица Орды г.Сарай, Астрахань и некоторые города Южной Руси (Елец);

46. Таш-Тимур-оглан (хан)

47. Кайрыджак (Куюрчак) , сын Урус-хана

48. Бердибек II (1396)
49. Тимур-Кутлу (Темир-Кутлуй) , 2-й раз (1396-1399)
50. Шадибек (Чанибек) , брат Тимур-Кутлу (1399-1406)
51. Пулат (Пулад, Булат-хан) , сын Тимур-Кутлу, 1-й раз (1406-1407)
52. Джелял-эддин, сын Тохтамыша, 1-й раз (1407)
53. Пулат, 2-й раз (1407-1411)

В период 1396-1411 годов фактическая власть в Орде принадлежала темнику Едигею, эмиру Синей Орды, в Заяицком юрте. В 1376 году Едигей, поссорившись с Урус-ханом, бежал к Тамерлану и воевал в армиях Тамерлана против Тохтамыша. В 1391 году изменил Тамерлану и с 1396 года стал правителем части Орды между Волгой и р.Яик (Урал), которую стали называть позднее Ногайской Ордой. С 1397 г. стал главой золотоордынского войска, а в 1399 г. на р.Ворскла разгромил литовскую армию князя Витовта и отряды Тохтамыша, посадил на престол в Орде хана Шадибека и стал фактическим правителем Орды (всей). В 1406 г. убил Тохтамыша, в 1407 г. сверг его сына Джелал-Эддина, в 1408 году напал на Русь, чтобы заставить платить снова дань, сжег Можайск, осадил Москву (при Василии I), но взять ее не смог. В 1411 г. был изгнан из Орды, бежал в Хорезм, в 1414 г. изгнан оттуда, а в 1419 г. убит одним из сыновей Тохтамыша.

55. Джелял-эддин

56. Керим-Берды

58. Чекри (Чегре, Чингиз-оглан)

59. Джаббар-Берды (Еримберды, Яримфердеи)

60. Дервиш (Дариуш)

Хан Восточной части Орды

61. Улу-Мухаммед

65. Худайдат (Худад)

66а. Барак

67. Улу-Мухаммед, 3-й раз

68. Джумадух-хан

69. Давлет-Берды

70. Улу-Мухаммед, 4-й раз

71. Хаджи-Мухаммед, 2-й раз

72. Абдулхаир-хан

73. Улу-Мухаммед

5-й раз, в Сарае

74. Кичи-Мухаммед
(Кучук-Магомет, Кичик, Кичи-Ахмет)

Внук Тимур-Кутлу, 1-й раз;
Хан всей Орды. Ведет борьбу с претендентами на престол, которые изгоняются:
75. Гиас-эддин -> в Литву (в 1430 г.);
76. Хаджи-Гирей -> в Крым (в 1432 г.);
77. Улу-Мухаммед -> в Казань (в 1437 г., см. Казанское ханство);
78. Сеид-Ахмет -> в Зап. часть Орды (в 1444 г.);

79. Сеид-Ахмет

Внук Урус-хана, в Зап. части Орды

V. Ханы Большой Орды
Большая Орда - татарское государство в 1433-1502 годах в Северном Причерноморье и Нижнем Поволжье. Разгромлена в 1502 году Крымским ханом Менгли-Гиреем, столица Сарай-Берке (Сарай II) сожжен.

80. Кичи-Мухаммед

81. Махмуд

Сын Кичи-Мухаммеда

82. Ахмад (Ахмет)

Сын Кичи-Мухаммеда;
Убит в 1481 г. тюменским ханом Ибаком

Таким образом, за всю историю Орды в 245 лет в ней правили 64 персоны ханов, которые вступали на престол в общей сложности 79 раз. Из 64 ханов 12 были чисто региональными, сидевшими в своих уделах (юртах), 4 - смешанными (из регионов пришли в Сарай) и только 48 - общеордынскими. Эта статистика объясняет расхождения историков в подсчете числа ханов. Дважды в Орде правили 10 ханов, трижды - Урус-хан и 5 раз - Улу-Мухаммед (Мухаммед Великий).

Средняя продолжительность пребывания на ханском престоле по отдельным периодам:
I. У потомков рода Батыя за первые 120 лет Орды (1236-1359) - 10 лет;
II. Во время 20-летней смуты (1359-1379) - менее 1 года (ок. 9 мес.);
III. В период восстановления единства Орды (1380-1420) - 2 года;
IV. В период разделения Орды на Западную и Восточную части (1420-1455) - 4 года 4 мес.;
V. В период Большой Орды (1443-1481) - 13 лет;

Внук Чингисхана Бату-хан, несомненно, является роковой фигурой в истории Руси XIII века. К сожалению, история не сохранила его портрета и оставила мало прижизненных описаний хана, но то, что мы знаем, говорит о нем как о неординарной личности.

Место рождения – Бурятия?

Бату-хан родился в 1209 году. Скорее всего, это произошло на территории Бурятии или Алтая. Его отцом был старший сын Чингисхана Джучи (который родился в плену, и есть мнение, что он не сын Чингисхана), а матерью - Уки-хатун, состоявшая в родстве со старшей женой Чингисхана. Таким образом, Бату был внуком Чингисхана и внучатым племянником его жены.
Джучи владел самым большим уделом чингизидов. Он был убит, возможно, по указанию Чингисхана, когда Бату было 18 лет.
По легенде, Джучи похоронен в мавзолее, который находится на территории Казахстана в 50 километрах к северо-востоку от города Жезказгана. Историки считают, что мавзолей мог быть построен над могилой хана много лет спустя.

Окаянный и справедливый

Имя Бату означает «крепкий», «сильный». При жизни он получил прозвище Саин-хан, что по-монгольски означало «благородный», «щедрый» и даже «справедливый».
Единственные летописцы, которые отзывались о Батые лестно, были персами. Европейцы писали, что хан внушает сильный страх, но держит себя «ласково», умеет скрыть эмоции и подчеркивает свою принадлежность к семье чингизидов.
В нашу историю он вошел, как погубитель - «злочестивый», «окаянный» и «поганый».

Праздник, ставший поминками

Кроме Бату, у Джучи было 13 сыновей. Есть легенда о том, что все они уступали друг другу место отца и просили деда разрешить спор. Чингисхан выбрал Бату и дал ему в наставники полководца Субедея. По сути, власти Бату не получил, земли был вынужден раздать братьям, а сам выполнял представительские функции. Даже войско отца возглавил старший брат Орду-Ичен.
По легенде, праздник, который молодой хан устроил, вернувшись домой, превратился в поминки: гонец принес весть о кончине Чингисхана.
Ставший Великим ханом Удэгей недолюбливал Джучи, но в 1229 году подтвердил титул Бату. Безземельному Бату пришлось сопровождать дядю в китайском походе. Поход на Русь, который монголы начали готовить в 1235 году, стал для Бату шансом обрести владения.

Татаро-монголы против тамплиеров

Кроме Бату-хана возглавить поход хотели еще 11 царевичей. Бату оказался самым опытным. Еще подростком он участвовал в военном походе на Хорезм и половцев. Считается, что хан принимал участие в битве на Калке в 1223 году, где монголы разгромили половцев и русских. Есть и другая версия: войска для похода на Русь собирались во владениях Бату, и возможно, он просто совершил военный переворот, с помощью оружия убедив царевичей отступить. По сути, военачальником войска был не Батый, а Субедей.
Сначала Батый покорил Волжскую Булгарию, затем опустошил Русь и вернулся в Приволжские степи, где хотел заняться созданием своего улуса.
Но хан Удэгей потребовал новых завоеваний. И в 1240 году Бату вторгся в Южную Русь, взял Киев. Его целью была Венгрия, куда бежал старый враг чингизидов половецкий хан Котян.
Первой пала Польша, был взят Краков. В 1241 году у Легницы было разбито войско князя Генриха, в котором сражались даже тамплиеры. Затем были Словакия, Чехия, Венгрия. Потоммонголы достигли Адриатики и взяли Загреб. Европа оказалась беспомощной. Людовиг Французский готовился к смерти, а Фридрих II собирался бежать в Палестину. Их спасло то, что умер хан Удэгей, и Батый повернул назад.

Бату против Каракорума

Выборы нового Великого хана затянулись на пять лет. Наконец был выбран Гуюк, который понимал, что Бату-хан ему никогда не подчиниться. Он собрал войска и двинул их к улусу Джучи, но вдруг вовремя умер, скорее всего, от яда.
Через три года Батый совершил военный переворот в Каракоруме. При поддержке братьев он сделал Великим ханом своего друга Монке, который признал за Бату право контролировать политику Булгарии, Руси и Северного Кавказа.
Яблоком раздора между Монголией и Бату оставались земли Ирана и Малой Азии. Деятельность Бату по защите улуса дала плоды. В 1270-х годах Золотая Орда перестала зависеть от Монголии.
В 1254 году Бату-хан основал столицу Золотой Орды - Сарай-Бату («Город Бату»), которая стояла на реке Ахтубе. Сарай располагался на холмах и тянулся по берегу реки на 15 километров. Это был богатый город, имевший свои ювелирные, литейные и керамические мастерские. В Сарай-Бату было 14 мечетей. Дворцы, украшенные мозаиками, приводили иноземцев в трепет, а ханский дворец, расположенный на самом высоком месте города, был щедро украшен золотом. Именно от его великолепного вида и пошло название «Золотая Орда». Город был сметен с лица земли Тамреланом в 1395 году.

Батый и Невский

Известно, что с Бату-ханом встречался русский святой князь Александр Невский. Встреча Батыя и Невского произошла в июле 1247 года на Нижней Волге. Невский «гостил» у Батыя до осени 1248 года, после чего выехал в Каракорум.
Лев Гумилев считает, что Александр Невский и сын Бату-хана Сартак даже побратались, и таким образом, Александр стал якобы приемным сыном Батыя. Поскольку никаких летописных подтверждений этому нет, может статься, что это только легенда.
Зато можно предполагать, что во времена ига именно Золотая Орда не давала нашим западным соседям вторгнуться на Русь. Европейцы попросту боялись золотоордынцев, помня свирепость и беспощадность хана Бату.

Загадка смерти

Бату-хан умер в 1256 году в возрасте 48 лет. Современники считали, что его могли отравить. Говорили даже о том, что он погиб в походе. Но скорее всего, он умер от наследственного ревматического заболевания. Хан часто жаловался на боли и онемение в ногах, иногда из-за этого не приезжал на курултаи, на которых принимались важные решения. Современники рассказывали, что лицо хана покрывалось красными пятнами, что явно свидетельствовало о нездоровье. Если учесть, что предки по материнской линии тоже мучились болями в ногах, то эта версия смерти выглядит правдоподобно.
Тело Батыя было предано земле там, где речка Ахтуба впадает в Волгу. Похоронили хана по монгольскому обычаю, устроив в земле дом с богатым ложем. Ночью по могиле прогнали табун лошадей, чтобы никто и никогда не нашел это место.

Что такое Фашизм? Значение и толкование слова fashizm, определение термина

2) Фашизм - - политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма, выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии. Идеология фашизма - вождизм, антидемократизм, антикоммунизм, крайний национализм, оправдание геноцида, всевластие государственной машины, крикливая демагогия для затушевывания обеспечения привилегий элиты. При своем становлении фашизм опирается на идеологию мелкой буржуазии. Методы фашизма - жесткая диктатура, применение крайних форм насилия и массового террора. В условиях общего кризиса капиталистического способа производства, глобальной диктатуры монополистического капитала, а также ряда кризисов глобального масштаба (демографического, социального, сырьевого, экологического и т.п.) возможность установления фашистской диктатуры в пределах всего земного шара становится реальной. Остановить ее может только объединение трудящихся всех стран с целью в дальнейшем вообще покончить с капитализмом и товарным способом производства, как исчерпавшими себя, и противопоставление идеологии фашистской идеологии пролетарской.

3) Фашизм - - (от итал.fascismo - пучок, связка, объединение) - вариант тоталитарного политического режима, особенностью которого является стремление к установлению жесткой, иерархически структурированной власти, проповедь беспрекословного подчинения авторитету вождя, оправдание применения крайних мер принуждения для обеспечения в стране стабильности и порядка, введение однопартийной системы, ставка на огосударствление всех сторон жизни и идеологическую монополию. Родиной фашизма является Италия и Германия. Он возник в 1919 году в Италии, в 20-30-е годы фашистские партии захватили власть в Италии и Германии, а также в других капиталистических странах и установили в них открыто террористическую диктатуру. Партия Муссолини взяла в качестве символа фасции - пучки прутьев с топором в середине, связанные ремнем, - знаки достоинства древнеримских магистратов. Идеология фашизма - это антидемократизм и антимарксизм. Все фашистские программные документы содержат тезис об идейном и фактическом банкротстве либерализма и социализма. Все фашистские идеологи - от Муссолини, Гитлера до Н.Устрялова - клеймили парламентскую демократию. Муссолини заявлял, что послевоенный опыт знаменует поражение либерализма. Русский идеолог фашизма Н.Устрялов проповедовал, что в России и Италии "можно править помимо и против всякой либеральной идеологии... Люди устали от свободы...есть другие слова, вызывающие обаяние, гораздо более величественно: порядок, иерархия, дисциплина". Политологи предпринимали не одну попытку дать классификацию признаков, вбирающих в себя такое явление как фашизм. Так или иначе, к ним можно отнести: абсолютизацию власти; ненависть или неприязнь к иным нациям; опора не на гражданское общество, а на авторитет вождя, его волю, силовые структуры и т.д. Одна из плодотворных попыток такого рода принадлежит российскому ученому В.Ядову. Он дал развернутую характеристику фашистской системы взглядов, выделил основные черты этой идеологии, которые совмещаются с принципами практического их осуществления и призваны удовлетворять определенные социальные интересы. К ним относятся: 1. Безусловная доминанта национального интереса над какими-либо иными, т.е. интернациональными или общечеловеческими. 2. Утверждение особой миссии данного народа (избранного, согласно философии Ницше) в создании справедливого порядка либо во всем мире, либо как минимум в зоне "геополитических интересов" данного народа. Отсюда - принцип разделения мира на сферы влияния, что составляло важный элемент известного пакта стран фашистской "оси". 3.Отвержение демократической системы как формы государственного устройства в пользу сильной диктаторской власти, каковая в интересах всей нации обеспечивает справедливый порядок и гарантирует благополучие всем слоям населения, включая малоимущих и нетрудоспособных (отсюда "социализм"). 4.Установление особого, национального кодекса нравственных и моральных принципов, решительное отвержение каких-либо общечеловеческих нравственных норм. 5. утверждение принципа использования силы (военной силы, репрессивного режима внутри страны и в зоне геополитических интересов данной нации) для подавления инакомыслия и тем более сопротивления установленному порядку путем практических действий. 6. безудержная демагогия как стиль пропаганды, т.е. обращение к обыденным интересам простых людей и обозначение в зависимости от ситуации национального противника (люди другой расы, иных политических взглядов, иного вероисповедания и т.д.). Постоянное фиксирование внимания на определенном (или нескольких) опасном противнике долженствует содействовать сплочению нации, утверждению общенациональной солидарности, освящаемой данной идеологией. 7. Наконец, культ харизматического лидера, вождя, каковой наделяется чертами прозорливости, данной свыше, безусловной преданностью национальным интересам, решительностью, неподкупностью и чувством безусловной справедливости в рамках национального кодекса нравственных принципов. Острота переживаемых социальных проблем порождает почву для фашизма. Если нация чувствует себя ущемленной, люди подавлены ощущением тревоги из-за наступающего хаоса, они не верят власть имущим, тогда есть реальные социально-психологические предпосылки для фашизма и экстремизма, как бы они не назывались.

4) Фашизм - - крайне антидемократическое, радикально-экстремистское политическое течение, тяготеющее к установлению террористической диктатуры.

5) Фашизм - (от лат. "фашио" - пучок, связка, объединение) - идейно-политическое течение правоэкстремистского толка, прославляющее тоталитарное государство, вождизм и превосходство одной нации.

6) Фашизм - (итал. fascismo fascio пучок, связка, объединение) - категория для обозначения определенных типов тоталитарных политических движений, партий и режимов, возникших вскоре после окончания Первой мировой войны в странах Европы, а также соответствующей им идеологии. Важнейшей причиной развития этого феномена является глобальный долговременный кризис, поражающий все основные социальные группы общества. Ф. является попыткой быстрого и относительно эффективного выхода из кризиса. Но цена, которую общество соглашается платить за решение своих проблем новой фашистской элитой, является столь высокой, что приводит в конечном итоге к разложению и краху самого общества. Ф. - это определенная идеология национальной мобилизации и солидаризма, поиск "места под солнцем" для стран, проигравших Первую мировую войну. Это набор во многом мистических идеологий, по-новому организующих и структурирующих общество, это во многом мистический этатизм и государственный патернализм, это предельные из известных формы национализма и расизма. Это обязательное разделение любого социального целого по принципу "свой - чужой" с обязательной направленностью уничтожения всего "чужого", культивированием образа врага, ксенофобией, расизмом, милитаризмом. Это идеология мифологической ориентации на традиционные моральные ценности при тенденции к действительной их утрате. Ф. - это массовое политическое движение, и поэтому он с необходимостью порождает специфический технологический комплекс управления массовым поведением, стержнем которого является огромный агитационно-пропагандистский аппарат. От иных форм реакционных диктатур Ф. отличает наличие относительно широкой социальной поддержки в большинстве социальных слоев, каждому из которых лидеры Ф. обещают определенные социальные выгоды. Социальную базу фашистских движений и режимов составляют в первую очередь представители социальных групп, в наибольшей степени пострадавших от кризиса, поэтому в различных странах эта база может быть относительно различной, но это обязательно средние и низшие слои социальной структуры. Ф. Бауэр считает, что в Ф. проявился антагонизм средних классов по отношению к элите, их " бунт " против ущемления собственных интересов в период индустриализации. По мнению С. Липсета, социальной базой Ф. является экстремистская часть среднего класса. Ф. создает особый тип тоталитарной или авторитарной политической культуры, особый тип отношений между людьми в семье, в быту, на производстве, который проявляется в практике воздействия фашистской партии на все сферы общественной жизни. Общность черт, присущих Ф. как политическому движению и режиму, не исключает реализацию различных его форм, таких, как монархо - фашизм, военно-фашистские режимы и др.

7) Фашизм - - система политических идей, или реальная политическая практика, основанные на представлениях об интеллектуальном, моральном, историческом превосходстве одних рас или наций над другими.

8) Фашизм - Террористическая диктатура наиболее реакционной и агрессивной буржуазии. Фашизм уничтожает демократические права и свободы внутри страны, милитаризует государственный аппарат, общественную жизнь, проводит политику развязывания войны. Идеология фашизма - расизм и шовинизм. Впервые фашистский режим был установлен в 1922 в Италии; в 1933 фашисты пришли к власти в Германии; в 1939 - в Испании. Разгром гитлеровской Германии во второй мировой войне (1939-45) спас народы многих стран от фашистского рабства и подорвал силы реакции.

Политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма, выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии. Идеология фашизма - вождизм, антидемократизм, антикоммунизм, крайний национализм, оправдание геноцида, всевластие государственной машины, крикливая демагогия для затушевывания обеспечения привилегий элиты. При своем становлении фашизм опирается на идеологию мелкой буржуазии. Методы фашизма - жесткая диктатура, применение крайних форм насилия и массового террора. В условиях общего кризиса капиталистического способа производства, глобальной диктатуры монополистического капитала, а также ряда кризисов глобального масштаба (демографического, социального, сырьевого, экологического и т.п.) возможность установления фашистской диктатуры в пределах всего земного шара становится реальной. Остановить ее может только объединение трудящихся всех стран с целью в дальнейшем вообще покончить с капитализмом и товарным способом производства, как исчерпавшими себя, и противопоставление идеологии фашистской идеологии пролетарской.

- (от итал.fascismo - пучок, связка, объединение) - вариант тоталитарного политического режима, особенностью которого является стремление к установлению жесткой, иерархически структурированной власти, проповедь беспрекословного подчинения авторитету вождя, оправдание применения крайних мер принуждения для обеспечения в стране стабильности и порядка, введение однопартийной системы, ставка на огосударствление всех сторон жизни и идеологическую монополию. Родиной фашизма является Италия и Германия. Он возник в 1919 году в Италии, в 20-30-е годы фашистские партии захватили власть в Италии и Германии, а также в других капиталистических странах и установили в них открыто террористическую диктатуру. Партия Муссолини взяла в качестве символа фасции - пучки прутьев с топором в середине, связанные ремнем, - знаки достоинства древнеримских магистратов. Идеология фашизма - это антидемократизм и антимарксизм. Все фашистские программные документы содержат тезис об идейном и фактическом банкротстве либерализма и социализма. Все фашистские идеологи - от Муссолини, Гитлера до Н.Устрялова - клеймили парламентскую демократию. Муссолини заявлял, что послевоенный опыт знаменует поражение либерализма. Русский идеолог фашизма Н.Устрялов проповедовал, что в России и Италии "можно править помимо и против всякой либеральной идеологии... Люди устали от свободы...есть другие слова, вызывающие обаяние, гораздо более величественно: порядок, иерархия, дисциплина". Политологи предпринимали не одну попытку дать классификацию признаков, вбирающих в себя такое явление как фашизм. Так или иначе, к ним можно отнести: абсолютизацию власти; ненависть или неприязнь к иным нациям; опора не на гражданское общество, а на авторитет вождя, его волю, силовые структуры и т.д. Одна из плодотворных попыток такого рода принадлежит российскому ученому В.Ядову. Он дал развернутую характеристику фашистской системы взглядов, выделил основные черты этой идеологии, которые совмещаются с принципами практического их осуществления и призваны удовлетворять определенные социальные интересы. К ним относятся: 1. Безусловная доминанта национального интереса над какими-либо иными, т.е. интернациональными или общечеловеческими. 2. Утверждение особой миссии данного народа (избранного, согласно философии Ницше) в создании справедливого порядка либо во всем мире, либо как минимум в зоне "геополитических интересов" данного народа. Отсюда - принцип разделения мира на сферы влияния, что составляло важный элемент известного пакта стран фашистской "оси". 3.Отвержение демократической системы как формы государственного устройства в пользу сильной диктаторской власти, каковая в интересах всей нации обеспечивает справедливый порядок и гарантирует благополучие всем слоям населения, включая малоимущих и нетрудоспособных (отсюда "социализм"). 4.Установление особого, национального кодекса нравственных и моральных принципов, решительное отвержение каких-либо общечеловеческих нравственных норм. 5. утверждение принципа использования силы (военной силы, репрессивного режима внутри страны и в зоне геополитических интересов данной нации) для подавления инакомыслия и тем более сопротивления установленному порядку путем практических действий. 6. безудержная демагогия как стиль пропаганды, т.е. обращение к обыденным интересам простых людей и обозначение в зависимости от ситуации национального противника (люди другой расы, иных политических взглядов, иного вероисповедания и т.д.). Постоянное фиксирование внимания на определенном (или нескольких) опасном противнике долженствует содействовать сплочению нации, утверждению общенациональной солидарности, освящаемой данной идеологией. 7. Наконец, культ харизматического лидера, вождя, каковой наделяется чертами прозорливости, данной свыше, безусловной преданностью национальным интересам, решительностью, неподкупностью и чувством безусловной справедливости в рамках национального кодекса нравственных принципов. Острота переживаемых социальных проблем порождает почву для фашизма. Если нация чувствует себя ущемленной, люди подавлены ощущением тревоги из-за наступающего хаоса, они не верят власть имущим, тогда есть реальные социально-психологические предпосылки для фашизма и экстремизма, как бы они не назывались.

Крайне антидемократическое, радикально-экстремистское политическое течение, тяготеющее к установлению террористической диктатуры.

(от лат. "фашио" - пучок, связка, объединение) - идейно-политическое течение правоэкстремистского толка, прославляющее тоталитарное государство, вождизм и превосходство одной нации.

(итал. fascismo fascio пучок, связка, объединение) - категория для обозначения определенных типов тоталитарных политических движений, партий и режимов, возникших вскоре после окончания Первой мировой войны в странах Европы, а также соответствующей им идеологии. Важнейшей причиной развития этого феномена является глобальный долговременный кризис, поражающий все основные социальные группы общества. Ф. является попыткой быстрого и относительно эффективного выхода из кризиса. Но цена, которую общество соглашается платить за решение своих проблем новой фашистской элитой, является столь высокой, что приводит в конечном итоге к разложению и краху самого общества. Ф. - это определенная идеология национальной мобилизации и солидаризма, поиск "места под солнцем" для стран, проигравших Первую мировую войну. Это набор во многом мистических идеологий, по-новому организующих и структурирующих общество, это во многом мистический этатизм и государственный патернализм, это предельные из известных формы национализма и расизма. Это обязательное разделение любого социального целого по принципу "свой - чужой" с обязательной направленностью уничтожения всего "чужого", культивированием образа врага, ксенофобией, расизмом, милитаризмом. Это идеология мифологической ориентации на традиционные моральные ценности при тенденции к действительной их утрате. Ф. - это массовое политическое движение, и поэтому он с необходимостью порождает специфический технологический комплекс управления массовым поведением, стержнем которого является огромный агитационно-пропагандистский аппарат. От иных форм реакционных диктатур Ф. отличает наличие относительно широкой социальной поддержки в большинстве социальных слоев, каждому из которых лидеры Ф. обещают определенные социальные выгоды. Социальную базу фашистских движений и режимов составляют в первую очередь представители социальных групп, в наибольшей степени пострадавших от кризиса, поэтому в различных странах эта база может быть относительно различной, но это обязательно средние и низшие слои социальной структуры. Ф. Бауэр считает, что в Ф. проявился антагонизм средних классов по отношению к элите, их " бунт " против ущемления собственных интересов в период индустриализации. По мнению С. Липсета, социальной базой Ф. является экстремистская часть среднего класса. Ф. создает особый тип тоталитарной или авторитарной политической культуры, особый тип отношений между людьми в семье, в быту, на производстве, который проявляется в практике воздействия фашистской партии на все сферы общественной жизни. Общность черт, присущих Ф. как политическому движению и режиму, не исключает реализацию различных его форм, таких, как монархо - фашизм, военно-фашистские режимы и др.

Система политических идей, или реальная политическая практика, основанные на представлениях об интеллектуальном, моральном, историческом превосходстве одних рас или наций над другими.

Террористическая диктатура наиболее реакционной и агрессивной буржуазии. Фашизм уничтожает демократические права и свободы внутри страны, милитаризует государственный аппарат, общественную жизнь, проводит политику развязывания войны. Идеология фашизма - расизм и шовинизм. Впервые фашистский режим был установлен в 1922 в Италии; в 1933 фашисты пришли к власти в Германии; в 1939 - в Испании. Разгром гитлеровской Германии во второй мировой войне (1939-45) спас народы многих стран от фашистского рабства и подорвал силы реакции.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Юрисдикция - 1) Компетенция судебных органов по рассмотрению гражданских, уголовных...

Код нашей кнопки.

ФАШИЗМ (ит. fascismo от fas-cio - пучок, связка, объединение)

идеология, политическое движение и социальная практика, которые характеризуются следующими признаками и чертами: обоснование по расовому признаку превосходства и исключительности одной нации, провозглашаемой в силу этого господствующей: нетерпимость и дискриминация по отношению к другим "чужеродным", "враждебным" нациям и национальным меньшинствам;

отрицание демократии и прав человека;

насаждение режима, основанного на принципах тоталитарно-корпоративной государственности, однопартийности и вождизма: утверждение насилия и террора в целях подавления политического противника и любых форм инакомыслия;

милитаризация общества, создание военизированных формирований и оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем. Как видно из приведенного в определении перечня,он охватывает и учитывает многие признаки и характерные черты, из совокупности которых слагается наиболее распространенная и адекватная формула Ф. Такой широкий набор признаков объясняется тем. что Ф. - сложное, многомерное социальное явление, отмеченное в разных странах особенностями и отличием в истоках, предпосылках, формах проявления. социально-экономических условиях и национально-политических традициях, способствующих его зарождению и становлению. Ф. в собственном, узком смысле связывают обычно с итальянской его моделью, что этимологически и исторически вполне оправдано.

Первые фашистские организации появились весной 1919г.в//тал"уввиде военизированных дружин из националистически настроенных бывших фронтовиков. В октябре 1922 г. фашистами, превратившимися в крупную политическую силу. был инсценирован вооруженный "поход на Рим", имевший результатом назначение 31 октября 1922г. премьер-министром главу фашистов (дуче) Б. Муссолини. В течение последующих 4 лет были постепенно ликвидированы политические свободы,установлено всевластие 4:>ашистской партийной верхушки. В 30-х гг. в Италии было завершено создание корпоративного государства. Основу политической системы составила единственно легальная фашистская партия. Парламент был заменен особым органом, в который входили представители различных профессиональных групп и социальных слоев ("корпораций". отсюда название "корпоративное государство"). На место независимых профсоюзов пришли полностью огосу-дарствленные "вертикальные" фашистские профсоюзы. Правительство Муссолини разработало и приняло\"серию кодексов (уголовный, уголовно-процессу-альный, гражданский и др.), ряд которых с изменениями действует и поныне. Фашистское правительство приняло на вооружение уголовно-правовую доктрину "социальной защиты", повело решительную борьбу с мафией, в результате которой впервые в итальянской истории удалось покончить с организо&анлой преступностью.

В широком смысле понятие Ф. распространяют на национал-социализм и другие авторитарно-корпоративные, военные режимы (Салазара в Португалии (1926-1974) и Франко в Испании (1939-1975).

Применительно к гитлеровской Германии (1933-1945), как правило, используется термин "национал-социализм" ("нацизм"), употребление которого характерно и для послевоенного законодательства этих стран о запрете национал-социализма. нацистских организаций и их деятельности, а также пропаганды идей национал-социализма. И хотя многие политологи справедливо указывают на размытость понятия Ф., представляется правомерным говорить о Ф. в широком смысле, т.е. включая в него национал-социализм, итальянскую, португальскую и другие его разновидности. При этом также следует учитывать, что Генеральная Ассамблея ООН во многих своих резолюциях об угрозе возрождения Ф. и необходимости борьбы с ним использует это понятие именно в широком смысле.

В наиболее концентрированном виде. хотя и в самых крайних своих проявлениях родовые признаки и характерные черты Ф. получили воплощение в нацистской Германии, где расизм, массовый террор и агрессия были обоснованы в идеологии.легализованы в законодательстве и реализованы в преступной политике и практике государства.

1 октября 1946 г. в Нюрнберге завершился первый в истории человечества международный судебный процесс над главными военными преступниками гитлеровской Германии. Международный военный трибунал (МВТ) от имени народов мира осудил руководителей, идеологов. военачальников фашистской Германии за преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности. МВТ признал преступными организациями НСДАП. гестапо. СС и СД. Трибунал признал преступными и осудил идеологию нацизма и основанный на ней режим.

За основным Нюрнбергским процессом МВТ последовали 12 судебных процессов, которые провели в Нюрнберге американские военные трибуналы (АВТ). В процессе № 3 АВТ рассматривалось дело по обвинению нацистских судей в совершении военных преступлений и преступлений против человечности. В приговоре Суда была четко определена роль судей и высокопоставленных чиновников юстиции в совершении этих преступлений: "Главное звено обвинения состоит в том. что законы, гитлеровские указы и драконовская, продажная и развращенная национал-социалистская правовая система как таковая в совокупности представляют собой военное преступление и преступление против человечности. Участие в издании и применении таких законов означало преступное соучастие". Само нацистское законодательство Трибунал охарактеризовал как далеко зашедшую деградацию всей правовой системы.

После второй мировой войны остро встал вопрос о создании правовых барьеров на пути возрождения Ф. Анализ законодательства западных стран (Германии. Австрии. Италии. Португалии и др.), в которых Ф. в разные периоды находился у власти или существовал как политическая и государственная реальность, показывает, что пресечение Ф. осуществляется в основном по линии запрета образования и деятельности объединений и партий фашистского, нацистского или неонацистского толка или иных национальных разновидностей Ф., известных в этих странах по их собственному опыту. Так. в Конституции Португалии 1976 г. прямо употребляется термин "Ф.". В п. 4 ст. 46 Конституции о праве граждан на объединение признаются недопустимыми "вооруженные объединения,объединения милитаристского или парамилитаристского характера. а также организации, которые придерживаются идеологии фашизма".

Нарушение запрета и продолжение деятельности запрещенных партий и объединений пронацистской или профашистской ориентации подлежат в этих странах уголовному наказанию, понятие же или определение Ф. как юридической категории. используемой в уголовно-право-вом или административно-правовом контексте. как правило, отсутствует. Исключение составляет Португалия. В законе о запрете Ф. 1978 г. отсутствие юридической дефиниции Ф. компенсируется развернутым определением фашистских организаций: "...фашистскими считаются организации, которые в своих уставах. манифестах, сообщениях и заявлениях руководящих и ответственных деятелей, а также в своей деятельности открыто

придерживаются, защищают, стремятся распространять и действительно распространяют принципы, учения, установки и методы, присущие известным истории фашистским режимам, а именно: ведут пропаганду войны, насилия как формы политической борьбы, колониализма, расизма, корпоративизма и превозносят видных фашистских деятелей".

В освобожденной от гитлеровской оккупации Австрии временное коалиционное правительство 8 мая 1945 г. приняло конституционный Закон о запрете НСДАП, который действует и в настоящее время. В 1992 г. в него были внесены изменения, ужесточающие уголовную ответственность за любые попытки воссоздать или поддержать деятельность запрещенных нацистских организаций. При этом сохранены верхние границы наказания в виде пожизненного заключения и опущены нижние границы. Закон ужесточил наказание за пропаганду национал-социализма путем распространения публикаций или художественных произведений, а также ввел новый состав преступления, предусматривающий уголовную ответственность за отрицание нацистского геноцида и преступлений против человечности или за апологию национал-социализма.

В ФРГ предусмотрен иной механизм возможного пресечения пронацистской деятельности. В 1952 г. Федеральный конституционный суд признал антиконституционной и запретил Социалистическую имперскую партию как правопре-емницу НСДАП; запрет распространяется и на создание заменяющих ее организаций. В УК ФРГ, вступившем в силу 1- января 1975 г., содержится ряд статей, устанавливающих уголовную ответственность за продолжение деятельности запрещенной организации, попытку ее воссоздать либо создать заменяющую е.е организацию, за распространение пропагандистских материалов такой организации. а также за использование ее символики. Эти статьи должны применяться к партиям и объединениям нацистской и неонацистской направленности.

В Италии осуждение Ф. и его запрет зафиксированы в переходных и заключительных постановлениях Конституции 1947 г.: "Запрещается восстановление в какой бы то ни было форме распущенной фашистской партии". Статья 13 Конституции запрещает создание тайных обществ и объединений, которые хотя бы косвенно преследуют политические цели посредством организаций военного характера. В ноябре 1947 г. Учредительное собрание Италии приняло закон о запрещении фашистской деятельности, который также предусматривает тюремное заключение за пропаганду Ф. В 1952 г. принят закон о запрете неофашистской деятельности и организаций типа партии Итальянское социальное движение. Впервые он был применен в 1973 г. по делу 40 членов неофашистской организации "Новый порядок". 30 из которых были приговорены к различным срокам лишения свободы. В 1974 г. против членов неофашистской организации "Национальный авангард" было возбуждено более 100 уголовных дел. Борьба с Ф. в Италии основывается и на законодательстве, применяемом судами, и на активном неприятии народом любых проявлений и выступлений неофашистских сил.

УК содержит целый ряд статей, устанавливающих уголовную ответственность за характерные для Ф. действия и позволяющих вести эффективную борьбу с наиболее опасными преступными деяниями профашистской направленности, особенно такими, как: организация массовых беспорядков, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества (ст. 212); возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282); публичные призывы к развязыванию агрессивной войны(ст. 354);геноцид (ст. 357). Наряду с этим необходимо принять закон о запрещении пропаганды Ф., включая и его оправдание.

Ледях И.А.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ФАШИЗМ" в других словарях:

    - (итал. fascismo, от fascio пучок, связка, объединение), политич. течение, возникшее в период общего кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империали стич. буржуазии. Ф. у власти террористич.… … Философская энциклопедия

    - (fascism) Крайне правые националистические идеология и движение с тоталитарной и иерархической структурой, диаметрально противоположные демократии и либерализму. Термин берет свое начало в Древнем Риме, в котором власть государства… … Политология. Словарь.

    Современная энциклопедия

    - (итал. fascismo от fascio пучок, связка, объединение), социально политические движения, идеологии и государственные режимы тоталитарного типа. В узком смысле фашизм феномен политической жизни Италии и Германии 20 40 х гг. 20 в. В любых своих… … Большой Энциклопедический словарь

    Социально политические движения, идеологии и государственные режимы тоталитарного типа. В узком смысле фашизм феномен политической жизни Италии и Германии 20 40 х гг. 20 в. В любых своих разновидностях фашизм противопоставляет институтам и… … Исторический словарь

    Фашизм - (итальянское fascismo пучок, связка, объединение), социально политические движения, идеологии и государственные режимы тоталитарного типа. В любых своих разновидностях фашизм противопоставляет институтам и ценностям демократии так называемый… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Диктатура; коричневая чума, чума двадцатого века, нацизм Словарь русских синонимов. фашизм сущ., кол во синонимов: 5 глобофашизм (1) … Словарь синонимов

    - (ит. facio – объединение) – открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, шовинистических элементов. Впервые фашистский строй установился в Италии (1922 г.), затем в Германии (1933 г.) и ряде других стран. В основе идеологии фашизма – … Энциклопедия культурологии

    - (ит. fascismo, от fascio пучок, связка, объединение) социально политические движения, идеологии и государственные режимы правототалитарного типа. В точном смысле Ф. феномен политической жизни Италии 20 40 х гг. XX в. С 30 х гг. понятие Ф. стало… … Юридический словарь

    ФАШИЗМ, национал социализм (лат. fasio; итал. fascismo, fascio пучок, связка, объединение) (1) тип общественного и государственного устройства, противоположный конституционно плюралистической демократии. В Европе 20 в. это Португалия при режиме… … Новейший философский словарь

    ФАШИЗМ, фашизма, мн. нет, муж. (итал. fascismo от лат. fascis пучок прутьев, в древнем Риме служивший символом власти) (неол. полит.). Одна из форм открытой буржуазной диктатуры в некоторых капиталистических странах, возникшая в Италии после… … Толковый словарь Ушакова

Фаши́зм (итал. fascismo от fascio «пучок, связка, объединение») - как политологический термин, является обобщающим наименованием специфических крайне правых политических движений, их идеологии, а также возглавляемых ими политические режимы диктаторского типа.

В более узком историческом смысле, под фашизмом понимается массовое политическое движение, существовавшее в Италии в 1920-е - начале 1940-х под руководством Б. Муссолини.

В идеологии, историографии и пропаганде в СССР, других социалистических странах и коммунистических партиях под фашизмом понимались также нацистское движение в Германии 20-х - первой половины 40-х гг. ХХ ст. (см. нацизм), а также политические движения в странах мира, открыто противостоящие коммунистической идеологии с крайне правых позиций.

Основными характеристиками фашизма являются: господство правой идеологии, традиционализм, радикальный национализм, антикоммунизм, этатизм, корпоративизм, элементы популизма, милитаризм, часто вождизм, опора на достаточно значительную часть населения, не относящегося к правящим классам. В некоторых случаях для фашизма характерно неприятие монархии.

Для фашистских государств характерно наличие развитой экономики при сильной регулирующей роли государства, огосударствление всех сторон жизни общества посредством создания системы массовых организаций, насильственные методы подавления инакомыслия, неприятие принципов либеральной демократии.

Фашизм. Возникновение и становление

Фашизм возник в Италии в 1919 г. после Первой мировой войны из глубокого разочарования её результатами. Тогда в Европе демократические космополитические силы одержали победу над консервативными монархическими, но победа демократии не принесла обещанных благ, а разразился сильнейший кризис: хаос, инфляция, массовая безработица. И против такой демократии началась реакция. К 1930-м. гг. половина европейских парламентов прекратила существование, везде возникли диктатуры – это явление было примечательно для тех лет.

Фашизм происходит от слова «фашина», это пучок, связка прутьев – символ ещё древнеримского государства, который Муссолини использовал как символику «нового Рима», так он называл своё государство. И, в общем, в фашизме на первый взгляд было много привлекательного.

Фашизм как связка провозгласил единство нации в противоположность марксистскому тезису о борьбе классов и в противоположность либерально- демократическому партийному принципу. Фашизм провозгласил корпоративное государство, построенное не на партийном принципе, когда партии участвуют в выборах, набирают голоса, а построенное на корпорациях - это естественная демократия, вырастающая снизу вверх, на основе производственной, профессиональной общности людей. Корпорации могут быть, скажем, работников металлургической промышленности, медицины, сельского хозяйства, причем каждая корпорация включает в себя как руководящий персонал, так и врачей, бухгалтеров, электриков, короче говоря, всех людей, которые задействованы в ней. В Японии сейчас что-то похожее существует на фирменной основе: фирма строится как ячейка общества; примерно то же хотел Муссолини, называя это "производственной демократией". Кстати, фашизм считали - как это, может быть, ни странно будет звучать - демократическим явлением даже такие наши демократы, как Г. Федотов, известный публицист, историк Церкви, и его журнал "Новый град" об этом много писал.

Чем же привлекал фашизм? почему так много людей поддались этому соблазну - увидеть в фашизме что-то действительно новое, преображающее всю Европу на фоне этого хаоса. Вот пример из "Доктрины фашизма" Муссолини:

«Фашизм - ... это духовная позиция, возникшая из общего движения нашего столетия против обессилевшего материалистического позитивизма XIX столетия... Это религиозное воззрение, рассматривающее человека в его внутренней связи с высшим законом, объективным духом, который превосходит отдельный индивидуум и делает его сознательным членом духовного сообщества... Народ - не раса или географическая область»...

Следует подчеркнуть, что в первоначальном фашизме не было расизма, который был в гитлеровском режиме; итальянцы не считали свой народ лучше других и высшей нацией, которой должен принадлежать мир, который нужно покорять.

«Народ - не раса или географическая область, а непрерывно сохраняющаяся в историческом развитии общность, ... личность, духовное явление». И дальше о том, какие требования фашизм предъявлял к человеку: «Человек фашизма подавляет в себе инстинкт эгоистичного желания, чтобы вместо этого в чувстве долга укоренить высшую жизнь нации, не ограниченную рамками пространства и времени: жизнь, в которой индивидуум путем самоотречения и пожертвования личных интересов, даже через смерть - осуществляет предельно духовное бытие, на котором основывается его человеческое достоинство... Ни одно действие не ускользает от моральной оценки. Поэтому жизнь в понятии фашиста - серьезна, строга, религиозна. Он создает из самого себя инструмент построения достойной жизни...».

Как мы видим, вот это дисциплинирующее, собирающее, орденское начало в фашизме на фоне хаоса, безработицы - оно привлекло очень многих людей. И даже нужно отметить, что католическая Церковь очень горячо поддерживала фашистские реформы и само движение фашизма, потому что оно соответствовало социальному католическому учению, именно в его основе лежит корпоративное устройство общества.

Приведу здесь вступительную статью В. Новикова к книге Б. Муссолини «Доктрина фашизма» вышедшей в Париже в 1938 году. Она как нельзя лучше характеризует настроение русской эмиграции тех лет:

«Величайшим явлением в жизни народов послевоенного периода является фашизм, который в настоящее время совершает свой победный путь по всему миру, завоевывая умы активных сил человечества и побуждая к пересмотру и перестройке всего общественного порядка.»

Фашизм зародился в Италии и творцом его является гениальный вождь фашистской партии и глава Итальянского правительства Бенито Муссолини.

В борьбе Итальянского народа против надвигающегося на страну кошмара красного коммунизма фашизм дал итальянской молодежи, передовому бойцу за национальное возрождение, идеологическую основу для этой борьбы.

Коммунистической идеологии была противопоставлена новая идеология национального государства, национальной солидарности, национального пафоса.

Благодаря этому, фашизм создал мощную организацию активного меньшинства, которая, во имя национального идеала, вступила в решительную войну со всем старым миром коммунизма, социализма, либерализма, демократии и своим самоотверженным подвигом совершила духовную и государственную революцию, преобразившую современную Италию и положившую начало Итальянской фашистской государственности.

Совершив поход на Рим в октябре 1922 года, фашизм овладел государственной властью и приступил к перевоспитанию народа и реорганизации государства, в порядке основных законов которые окончательно закрепили форму фашистского государства. В ходе этой борьбы вырабатывалась и доктрина фашизма. В уставе фашистской партии, в постановлениях партийных и профсоюзных съездов, в резолюциях Большого Фашистского Совета в речах и статьях Бенито Муссолини постепенно формулировались основные положения фашизма. В 1932 году Муссолини посчитал своевременным дать своему учению законченную формулировку, что он сделал в своей работе "Доктрина фашизма", помещенной в 14 том итальянской энциклопедии. Для отдельного издания этой работы он дополнил ее примечаниями. Для Русского читателя весьма важно ознакомится с этим произведением Б. Муссолини. Фашизм есть новое мировоззрение, новая философия, новая корпоративная экономика, новое государственное учение. Таким образом, отвечая на все вопросы человеческого общежития, фашизм вышел за рамки национальной Италии. В нем выработались и нашли свою формулировку общие положения, определяющие нарождающийся общественный уклад 20-го столетия, почему они приобрели универсальное значение. Другими словами, идейное содержание фашизма сделалось общим достоянием. Всякий народ имеет свой национализм, и сам творит формы своего бытия; никакое подражание даже лучшим образцам недопустимо. Но основные идеи Итальянского фашизма оплодотворяют государственное строительство во всём мире. В настоящее время идеи фашизма имеют большое распространение среди Русской эмиграции.

Внимательное изучение фашизма началось приблизительно с 1924 года, когда в Сербии была сделана попытка организации Русской фашистской партии. Руководили этим движением проф. Д.П. Рузский и ген. П.В. Черский.

В 1927 году эта, так называемая, "национальная организация Русских фашистов" издала свою программу, которая, исходя из общих положений Итальянского фашизма, но соответственно русским условиям, намечала путь революционной борьбы с большевизмом и будущий ход восстановления освобожденной от коммунизма России.

Однако это движение не получило организационного развития. Зато идеи фашизма перебросились на Дальний Восток, где Русская эмиграция сумела их использовать и создать в 1931 году Российскую фашистскую партию, возглавленную молодым и талантливым человеком В.К. Родзаевским.

До настоящего момента Р.Ф.П. развила большую организаторскую и агитационную работу, издавая ежедневную газету "Наш Путь" и ежемесячный журнал "Нация".

На 3-ем съезде в 1935 году была принята новая партийная программа, которая представляет собой попытку приспособления начал универсального фашизма к Российской действительности в вопросах будущего устройства Российского государства.

Следует, однако, отметить, что идеология Российского фашизма на Дальнем Востоке находится под сильным влиянием Немецкого национал-социализма и за последнее время уклоняется в сторону старого Русского национализма.

Но и в Европе Русская фашистская мысль продолжает развиваться и представителем ее является журнал "Клич", издаваемый в Бельгии.

В развитие программы 1927 года, "Клич" издал брошюру своего сотрудника Вериста (псевдоним); "Основные начала Российского фашизма". В ней автор под лозунгом Российского фашизма "Бог, Нация и Труд", устанавливает общие положения Российского фашизма, представляющего собой учение о национальном возрождении России на основе новой национальной государственности, сформулированной и утвержденной на опыте Итальянской Империи создателем фашистской доктрины и вождем Итальянского фашизма Б. Муссолини. При таком интересе Русской эмиграции к фашистскому учению нужно приветствовать издательство "Возрождение", пожелавшее предложить вниманию Русского читателя "Доктрину фашизма» Б. Муссолини.

Со своей стороны, переводчик считает своим долгом выразить Б. Муссолини свою глубокую признательность за его любезное согласие на издание русского перевода "Доктрины фашизма".

Иван Александрович Ильин, наш выдающийся философ, дал очень хорошую формулировку опыту познания русской эмиграцией фашистских режимов. Он писал, что русским незачем было всё это, даже ценное, что было в авторитарных режимах того времени, незачем было прямо заимствовать у них, у иностранного фашизма; наоборот, писал он, - фашизм бессознательно стремился осуществить идеал, близкий к русскому. Цитата:

«Государство не есть механизм состязающихся корыстей, но организм братского служения, единения веры, чести и жертвенности: такова историко-политическая основа России. Россия стала отходить от нее и сокрушилась. Россия вернется к ней опять. Фашизм не дает нам новой идеи, но лишь новые попытки по-своему осуществить эту христианскую, русскую национальную идею применительно к своим условиям».

Сейчас все называют Германию тех лет фашистской, но сам режим не называл себя фашистским, это был национал-социализм. И как раз слово "социализм", то, что в названии этого преступного режима была как бы социалистическая компонента, - это было очень неприятно левым журналистам и, естественно, советским органам пропаганды, и поэтому слово фашизм натянули очень быстренько на нацизм.

Но разница здесь кардинальная. Она в том, что нацистский режим, был расистским и ставил целью овладение миром для немецкой нации, все остальные народы должны были быть либо уничтожены, либо обращены в рабов. Фашисты же не ставили себе таких целей и, например, такой либеральный деятель православной парижской юрисдикции, историк Церкви, как Карташев, уже после войны, когда уже фашисты все проиграли, и уже было утопией строить подобные планы, говорил, что сохранилось две страны - Испания и Португалия, где по- новому воплощены принципы христианской государственности. Это была смелость, сказать это после войны, но он это сказал честно. Так вот нам правильнее было бы сегодня говорить: «Победа над нацизмом, а не над фашизмом»