Государство как основной институт политической системы кратко. Наличие развитых, демократически организованных СМИ, объективно освещающих политические события, – одна из важнейших гарантий стабильности демократического государства, эффективности управлени

Государство - важнейший социальный и политический институт, поскольку представляет и выражает волю населения с целью совместить разные интересы людей и обеспечить консенсус по значимым вопросам общественно-политической жизни. Основу государства составляют политические институты и организации. К символике государства относятся герб, флаг и гимн.

Основные признаки государства:

Публичная власть, состоящая из системы органов управления и принуждения;
- территория с ее административно-территориальным делением;
- народ, населяющий территорию государства;
- суверенитет, юридически закрепленная независимость на международной арене;
- взимание налогов и др. платежей.

Любое государство выполняет определенные функции

Способ организации и реализации государственной власти обозначают понятием формы государства

Форма государства Определение Разновидность Форма государственного правления Организация государственной власти и взаимодействия госорганов, должностных лиц и граждан Монархия-абсолютная и конституционная; республика - парламентская, президентская, смешанная Форма территориального устройства Административно-территориальное деление государства Унитарное - простое, единое; федерация и конфедерация Политический режим Способы и методы, используемые властью для осуществления своей политической миссии Тоталитарный, авторитарный (автономия личности за пределами политической сферы), демократический. либеральный
В современном социально-гуманитарном знании активно используются понятия гражданского общества и правового государства.

Гражданское общество рассматривается в качестве ведущего признака демократических систем и представляет собой негосударственную сферу общественной жизни людей. Данное понятие впервые вводится в употребление античными мыслителями и юристами (в системе римского права им обозначали совокупность субъектов гражданского права). С точки зрения происхождения, гражданское общество является производным от понятий «общество» и «гражданский», аналогами которых в античной и средневековой социальной мысли были понятия государства и общины (только с к. XVIII в. понятие общества постепенно приобретает современный смысл, отличный от смыслов государства и политической жизни).

Гражданское общество понимается как сфера реализации частных интересов, индивидуальных и коллективных потребностей (которые не всегда совпадают). Оно представляет собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему, которая не противостоит государству, а дополняет его. Основой гражданского общества являются гражданские (негосударственные) объединения и ассоциации. Социальным субъектом здесь выступают отдельные граждане, семья, нация, организации др. Деятельность гражданского общества проявляется в социальной активности граждан, удовлетворяющих потребности и интересы. Индивид в таком обществе - частное лицо и участник общественных отношений, которые формируются в соответствии с этическими нормами и традицией, призванными регулировать взаимоотношения людей в гражданской сфере жизни.

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях правом. Его сущностными характеристиками являются:

Верховенство закона как правовой основы демократически функционирующего государства;
- всеобщность права, сила которого распространяется как на государственные органы, так и на отдельных граждан;
- разделение властей как защитного механизма от сосредоточения власти в одних руках;
- гарантия прав и свобод граждан со стороны государственных органов;
- взаимная ответственность государства и личности.

1. Государство – основной политический институт, причины его

возникновения.

2. Сущность, признаки и функции государства.

3. Формы государственного правления.

4. Формы государственного устройства.

5. Правовое государство: понятие и признаки.

6. Понятие и сущность гражданского общества.

Государство – основной политический институт, причины его возникновения.

Политические институты – это совокупность организационных форм и норм в политике, которые объединяют граждан, выражают их коллективную волю, ценности и интересы, регулируют общественные отношения. Такими институтами являются государство и его органы, политические партии и общественные объединения.

Государство – это основной, универсальный политический институт, непосредственно управляющий обществом. Его органы принимают законы (законодательная власть), претворяют в жизнь законы и другие политические решения (исполнительная власть), урегулируют спорные проблемы (судебная власть), наказывают нарушителей общепринятых правил (институты принуждения).

Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление политики этой властью.

Государство возникло как закономерный, объективный результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин и факторов. Основными из них являются:

· углубленное общественное разделение труда , выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов;

· возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации . Государство появляется как результат непримиримости классовых интересов, как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев. Данная позиция наиболее полно представлена в марксизме. Государство, – считал В.И.Ленин, – это "машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы ".

Немарксистские научные направления не абсолютизируют роль частной собственности и классов. Известно, что в некоторых случаях образование государства исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе общественного развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все больше становится надклассовой, общенациональной организацией.

Политическая теория, наряду с классовыми причинами, выделяет и другие причины возникновения государства:

· демографические факторы , изменения в воспроизводстве самого человека. С ростом численности и плотности населения происходил переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочения брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регулировании взаимосвязей между людьми, проживающими на определенной территории;

· антропологические факторы . Представители антропологических концепций считают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека. Ещё Аристотель писал, что человек как существо в высшей степени коллективное может реализовать себя только в рамках определенных форм общения. Государство, подобно семье и селению, есть естественная, органически присущая человечеству на определенной стадии развития высшая форма общежития;

· психологические, рациональные и эмоциональные факторы . Государство рассматривается как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека. Эта точка зрения характерна, в частности, для договорных (контрактных) теорий государства. По мнению Т.Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора о создании государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество. Д.Локк ставит на первый план человеческий разум, веру в то, что государство способно лучше обеспечить естественные права человека, чем традиционные формы до государственного общежития.

Очевидно, что реальное государство возникло в ходе длительного естественно-исторического развития общества, а не в результате подписания общественного договора. Но для своего времени договорные концепции государства имели прогрессивное значение, поставив проблемы взаимоотношений личности, общества и государства;

· завоевание одних народов другими . Важную роль этому фактору в возникновении государства придавали сторонники теории насилия – Л.Гумплович, Ф.Оппенгеймер и др. По их мнению, государство возникает в результате внешних завоеваний и политического насилия, что усугубляет социальное неравенство, приводит к образованию классов и эксплуатации.

В политологии выделяются и другие факторы, влияющие на образование государства, – географические, этнические и т.п. Таким образом, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, форма удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.

Сущность, признаки и функции государства.

Теория государства выделяет триединую основу происхождения, формирования и существования государства: общественную, классовую, политико-правовую или организационно-структурную В зависимости от основы сложились три подхода к исследованию государства:

1) политико-философский , при котором государство рассматривается как универсальная организация, призванная обеспечить единство, целостность общества, решение проблем общества, регулирование взаимоотношений власти и народа;

2) классовый , согласно которому государство есть порождение разделения общества на классы и орудие классовой борьбы;

3) политико-правовой или организационно-структурный подход , исследующий государство как источник права и закона, организующий жизнь общества и деятельность самого государства и его структур в системе политических отношений.

Указанные подходы не исключают друг друга и в своей совокупности помогают раскрыть сущность и специфику государства как политического института. Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение государства:

Государство – это исторически обусловленная, выделившаяся из общества, детерминированная (предопределённая) его экономическим строем классовая организация, которая осуществляет суверенную власть при помощи специального аппарата, защищает данные общественные отношения, выступая как официальный представитель всего общества.

Признаки государства. Основными элементами государства являются: территория, население, публичная власть.

1. Территория государства составляет физическую, материальную основу государства. Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его юрисдикция. Это не только суша, но и недра, водное и воздушное пространства. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства), неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).

2. Население государства – это совокупность людей, проживающих на данной территории. Несмотря на существующие социальные различия, население страны составляет единое сообщество, народ, выступающий как источник и носитель власти в государстве. Постоянное население данной территории имеет, как правило, устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами.

3. Публичная власть является важным, отделённым от общества атрибутом государства. Такая власть персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Осуществление публичной власти требует определенной организации – становления специального государственного аппарата и оснащения материально-техническими средствами.

Отличительными признаками государства в ряду других общественно-политических образований являются также:

4. Суверенитет , то есть верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Государство обладает высшей и неограниченной властью на данной территории, само определяет, какими будут его отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима. Суверенитет не является синонимом абсолютной самостоятельности или изолированности. Государственный суверенитет является формальной юридической нормой, но не считается безусловной политической нормой, т.к. на практике может быть ограничен реальными отношениями внутри страны и на международной арене.

5. Монопольное право на применение принуждения . Обладая исключительным правом на легальное или узаконенное насилие, государство располагает для этого необходимыми органами (армия, полиция, службы безопасности, суд) и средствами (оружие, другие ресурсы).

6. Монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения.

7. Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для материального обеспечения государственной деятельности и содержания управленческого аппарата.

Функции государства. Место и роль государства в политической системе общества во многом определяются его функциями. Функции отражают основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью. Общепринятым является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

Политическая функция – осуществление властных полномочий и поддержание политической стабильности общества, реализация политического курса, одобренного гражданами.

Правовая функция – установление правовых норм, поддержание законности и правопорядка в обществе.

Организаторская функция – обеспечение взаимодействия всех звеньев общественной системы.

Экономическая функция – стимулирование и регулирование экономической деятельности.

Социальная функция – удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан, регулирование общественных отношений, гуманизация социальной среды.

Культурно-идеологическая функция – внесение в сознание граждан духовных ценностей, интегрирующих общество, охрана и обогащение историко-культурного наследия общества, совершенствование условий социализации граждан.

Внешние функции государства составляют:

· защита интересов данного государства на международной арене;

· обеспечение обороны страны;

· развитие взаимовыгодного сотрудничества и интеграции с другими странами;

· участие в международном разделении труда.

Внешние функции вытекают из внутренних и являются их продолжением, вместе с тем они оказывают обратное влияние на внутренние функции.

Тема 6. ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

    Происхождение и сущность государства.

    Основные признаки и функции государства.

    Типы и формы государства.

    Правовое государство и гражданское общество.

    Развитие правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь.

1. Государство - основной институт политической системы, совокуп­ность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом. Используя его, власть организует, направляет и контролирует совместную деятельность и отношения индивидов, общественных групп и классов.

Предшественниками государства были различные формы соци­альной саморегуляции и самоорганизации людей - традиции, нормы, обычаи, родо- и племенные образования, характерные для первобытно­общинного строя.

Государство появилось в результате разложения родоплеменного строя под действием таких факторов, как:

    развитие общественного разделения труда и выделение управлен­ческого труда в особую отрасль;

    возникновение частной собственности и необходимость в создании специфических норм, правил и структур, регулирующих имуще­ственные отношения;

    потребность в вооруженной силе с целью сохранения или приум­ножения территории, собственности и т. п.;

    демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человека: рост численности и плотности населения, переход к оседлому образу жизни, потребность общества в упорядочении брачных отношений;

    социальная природа человека, проявляющаяся в стремлении к определенным формам общежития (семья, государство). Аристотель отмечал, что человек – существо в высшей степени коллективное и может реализовать себя только в рамках определённых форм общения.

Вначале возникли государства-полисы в античной Греции и Риме. Затем в Европе образовались военно-феодальные государства. Их сме­нили государства национальные. В истории общественной мысли сло­жились следующие подходы к вопросу о происхождении государства.

Теократические концепции связывают появление государства с божьим установлением. Они характерны для Античности и Средне­вековья.

Патриархальная концепция рассматривает государство как продукт разросшейся до размеров государства семьи, при этом власть правителя трактуется как власть отца в семье, а отношения между подданными и властителями – как семейные отношения.

Договорная концепция , развивавшаяся Т. Гоббсом, Дж. Локком и Ж.-Ж. Руссо, выводила государство из соглашения между правите­лями и подданными, заключенного в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни.

Психологическая теория исходит из того, что государство существует в силу наличия у человека психологических потребностей жить в рамках организованного сообщества либо в силу к склонности большинства к подчинению.

Теория завоевания, созданная в XIX в. Л. Гумплоничем, объясняла возникновение государства завоеванием сильными в социально-экономическом отношении и воинственными народами слаборазвитых.

Расовая концепция опирается на постулат, что существуют высшие и низшие расы, а государство необходимо для обеспечения господства первых над вторыми.

Органическая концепция проводит аналогию между государством и живым организмом как в структуре, так и в функциях. Нарушение этой гармонии приводит к болезни всего организма и даже к его смерти.

Ирригационная концепция связывает происхождение государства с необходимостью строительства крупных оросительных сооружений.

Спортивная концепция выводит генезис государства из распространения спорта, системы физического воспитания в Спарте, что способствовало возникновению сильной армии и государства.

Социально-экономическая концепция объясняет возникновение государства социальной и имущественной дифферен­циацией, возникновением частной собственности и классов, непримиримостью классовых противоречий, общественным разделением труда и потребностью экономи­чески господствующего класса обеспечить политическое господство.

2. Государство имеет следующие отличительные признаки и атрибуты :

    Территория - это физическая, материальная основа государства, пространство, на которое распространяется его юрисдикция.

    насе­ление - это совокупность людей, проживающих на территории данно­го государства и подчиняющихся его власти.

    публичная власть - наличие специальной системы органов и учреждений , реализующихфункции государственной власти (правительство, чиновничийаппарат);

    суверенитет , т. е. верховенство и независимость государственной власти внутристраны и во внешних делах;

    монопольное право на принуждение и соответствующие органы для осуществления этого права (армия, полиция, службы без­опасности, суд);

    монопольное право на издание законов и правовых актов, обяза­тельных для всего населения;

    монопольное право на взимание налогов и формирование обще­национального бюджета, денежную эмиссию.

Функции государства

К внутренним относятся:

    функция защиты существующего политического строя, экономи­ческой и социальной системы, прав человека;

    хозяйственно-организаторская функция, регулирование эконо­мики;

    культурно-воспитательная функция.

    обеспечение законности и правопорядка

Внешние функции:

    защита государственного суверенитета и территории страны от внешнего посягательства

    обеспечение делового партнёрства и сотрудничества, защита ее интересов на меж­дународной арене, участие в международном разделении труда

    поддержание мира и мирного сосуществования.

Эти функции закономерно вытекают из внутренних и являются их про­должением; вместе с тем они, в свою очередь, оказывают влияние на внутренние функции.

Для осуществления всех этих функций государственный механизм включает, как правило, следующие элементы:

1. органы законодательной власти, получающие легитимацию в ре­зультате выборов, - это парламенты, местные представительные органы власти и самоуправления;

2. исполнительно-распорядительные органы, которые непосредст­венно управляют государственными делами, - это правительство и местные органы исполнительной власти;

3. органы судебной власти, прокуратуры, охраны общест­венного порядка и безопасности, вооружённые силы.

3. Типы и формы государства

Под историческим типом понимается совокупность основных, важнейших черт государства определённой ОЭФ. Каждому способу производства соответствует свой тип: рабовладельческое (в 2-ух вариантах – азиатском и античном), феодальное, буржуазное и социалистическое.

Государства традиционно классифицируются по трем критериям - формам правления, формам территориального устройства и формам политического режима. Под формой правления понимается организация верховной государствен­ной власти, система отношений ее органов друг с другом и с населени­ем. Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти.

Формы правления :

В монархии ис­точником власти является одно лицо – монарх (король, император царь, шах и т.д.), и власть передается по наслед­ству.

Монархии бывают двух видов - абсолютные и ограниченные, конституционные.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства и не ограничена конституционными учреждениями. Прави­тельство назначается монархом и ответственно перед ним. Абсолютные монархии преобладали в прошлом, а сейчас сохранились лишь в не­которых странах Ближнего Востока - Саудовской Аравии, Катаре, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах.

Большинство монархий - ограниченные, конституционные. В них полномочия монарха строго ограни­чены законодательными системами. Власть монарха в конституционных монархиях не распространя­ется па сферу законодательной деятельности и ограничена в сфере управления. Законы принимаются парламентом; а правом вето, если оно существует, монархи практически не пользуются. В зависимости от степени такого ограничения парламентом выделяют:

    дуалистическую (двойственную) монархию (Иордания, Марокко, Кувейт), при которой полномочия главы государства ограничены в сфере законодательства, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. Монарх вправе назначать правительство, которое ответственно перед ним.

    парламентскую . Власть главы государства практически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере исполнительной власти. Правительство образуется на основе парламентского большинст­ва и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Оно осуществляет реальное управление страной, а премьер-министр является фактическим главой государства. Все издаваемые монархом распоряжения (указы) приобретают юридическую силу лишь после подтверждения главой правительства. Ответственность за их осуществление несет правительство.Тем самым монарх царствует, но не правит (Ве­ликобритания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Япония и др.).

Институт монархии во многих странах (особенно европейских) сохраняется лишь потому, что он олицетворяет собой единство нации и незыблемость ее политической системы . Монархии обеспечивают преемственность в политическом развитии, являются охранителями традиций

Тем не менее наиболее распространенная в современном мире фор­ма правления - республики (от лат. res – дело и publika – общественный). Источником власти в них является народ­ное большинство, высшие органы власти избираются гражданами.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентские, президентские и смешанные (полу­президентские).

Главная особенность парламентской республики - образование правительства победившими на выборах партиями. Правительство ответственно перед парламентом. Правительство во главе с премьер-министром играет первостепенную роль в политической жизни. Премьер министр – первое лицо в государстве. Президент является главой государства, но выполняет в основном представительные функции.

Парламентские республики существуют в таких, например, стра­нах, как Италия, Германия, Греция, Швейцария. Индия и Австралия. Они отличаются частой сменой правительств и проведением внеоче­редных парламентских выборов.

В президентской республике глава государства одновременно вы­ступает и в качестве главы правительства (исполнительной власти). Он назначает правительство, не подотчётное парламенту. Парламент и президент независимы во взаимоотношениях. Президент избирается населением и не несёт ответственности перед парламентом. Президент руководит вооружёнными силами и администрацией. Парламент не вправе отправлять правительство в отставку, хотя и президент не в праве распустить парламент.

Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентская республика , или смешанная , сочетающая в себе признаки президентской и парламентской республик. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции, Болгарии и некоторых других странах. Ее главная характерная черта - двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом.

По национально-территориальному устройству государства делят­ся на:

Унитарное государство отличают единая конституция, признавае­мая на всей территории, единое гражданство, единая система права и судебная система, отсутствие самостоятельности у административно-территориальных единиц. (Франция, Швеция, Дания, Польша, Беларусь, Эстония и др.)

Федерация отличается от унитарного государства тем, что входя­щие в нее территориальные единицы (штаты, провинции, кантоны, республики) являются субъектами государственного суверенитета. Это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах рас­пределенных между ними и центром компетенций и имеющих собст­венные органы власти.

К числу федераций ныне относятся Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Канада, Малайзия, Мексика, Нигерия, Россия, США, ФРГ, Швейцария. Штаты в США, земли в Австрии и ФРГ, кантоны в Швейцарии, провинции в Канаде.

Практика показала, что федерации, созданные по территориаль­ному принципу (США, Мексика, Германия, Австрия), оказались более жизнеспособными, чем федерации, созданные по национально-терри­ториальному принципу (Советский Союз, Югославия, Чехословакия).

Существуют и иные объединения государств. Во-первых, это конфедерация - временный союз независимых государств для осуществления конкретных совместных целей (военных, экономических). Ее члены передают в компетенцию союза решение ограниченного круга вопросов, чаще всего в области военной, внешнеполитической, транспорта и связи, денежной системы. Есть объединение государств, в котором просматриваются элементы конфедерации, - Европейский Союз. В нем функциони­руют надгосударствепные органы с немалыми полномочиями, коор­динируется политика, имеется общее экономическое пространство.

4. Правовое государство и гражданское общество

Концепция правового государства государства имеет глубокие исторические и теоретические корни. Идея господства права, верховенства закона в жизни общества высказыва­лась еще в древности. Платон подчеркивал: "Я вижу близ­кую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я рассмат­риваю спасение государства и все блага, какие могут да­ровать государствам боги" .

Теория правового государства в ее целостном виде раз­работана Д. Локком, Ш. Монтескье, Т. Джефферсоном, И. Кантом и другими представителями либерализма. Сам термин "правовое государство" утвердился в XIX веке в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др. Существенный вклад в развитие правового государ­ства внесли русские мыслители А. Радищев, А. Герцен, Н. Добролюбов; ученые-юристы Б. Чичерин, С. Котляревский, П. Новгородцев, Б. Кистяковский. Значительны­ми вехами на пути к правовому государству стали Кон­ституция США 1787 г. и Конституция Франции 1789 г., впервые закрепившие некоторые положения правовой го­сударственности.

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.

Право есть система общепризнанных, формально определенных, гарантированных государством норм. т.е. правил поведе­ния общего характера, выступающих в качестве регулято­ра общественных отношений. Право является средством организации государственной власти. Посредством юридических норм государство осуществляет необходимые функции, делает свои веления общеобязательными для всего населения.

В правовом государстве функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непро­тиворечивая правовая система с эффективным контролем политики и власти. Осуществление внутренней и внешней политики государства, деятельность его органов, должно­стных лиц связаны правовыми нормами и подчинены им. Концепция правового государства обосновывает правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над за­конами государства, невмешательство государства в дела гражданского общества.

Отличительные признаки правового государства:

    Суверенитет народа . Это означает, что именно народ является конечным источником власти; государственный же суверенитет носит представительный характер.

    Верховенство закона . Законы правового государства опираются на Конституцию страны и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными ак­тами, издаваемыми государственными органами. Закон не может быть отменен, изменен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партии. В этой связи встает вопрос о качестве самого за­кона. В подлинно демократическом правовом государстве закон должен соответствовать праву, быть гуманным, спра­ведливым, прогрессивным, закреплять неотъемлемые пра­ва человека.

    Всеобщность права, связанность правом самого государ­ства и его органов. Государство, издавшее закон, не впра­ве его само же нарушать. Все органы государства и долж­ностные лица действуют строго на основе и во исполнение законов, в пределах компетенции и в порядке, установ­ленном правовыми нормами.

    Взаимная ответственность государства и личности. Не только гражданин, отдельные организации и учреждения несут ответственность перед государством за выполнение своих обязанностей, но и государство, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами.

    Разделение властей. Власть должна быть рас­средоточена, чтобы избежать деспотизма, между законо­дательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует самостоятельности, независимости, строгого разграничения компетенций этих трех властей, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которой каждая ветвь власти могла бы ограни­чивать другую. Принцип разделения властей не исключа­ет, а предполагает единство и взаимодействие властей, а также определенное верховенство законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.

    Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и дос­тоинства. Правовое го­сударство исходит из того, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения; права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц; каталог прав и свобод человека и гражданина должен соответствовать международным стандартам, зафиксированным во Всеоб­щей Декларации прав человека 1948 г., Пакте об экономи­ческих, социальных и культурных правах и Пакте о граж­данских и политических правах 1966 г.

    Наличие эффективных форм контроля и надзора за со­блюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, гибкого механизма гарантий свободы народного волеизъявления. Правовое государство призвано создать развитую и действенную систему судеб­ных органов, арбитража, народного (государственного) кон­троля и т.п.

Гражданское общество - это система самостоятельныхнезависимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реа­кции частных интересов и потребностей.

Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя экономические, духовные, нравственные, религиоз­ные, этнические, семейные и другие отношения и институты, не опосредованные государством. Оно охватывает производственную и частную жизнь людей, их традиции, нравы, обычаи, сферы образования, науки, культуры, находящиеся вне непосредственной деятельности государства.

Интересы и потребности различных групп и индивидов выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества , как семья, церковь, политические партии, профессиональные, творческие объединения, кооперативы, социальные движения, органы общественной самодеятельности и др. Тем самым гражданское общество предполагает многообразие коллективов, территориальных общностей, культурных, национальных сообществ, т.е. множественность социальных субъектов, относительно не­зависимых от государства и способных к самоорганизации.

В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные (подчинения), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и соли­дарности между свободными и равноправными партнерами.

Базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственно­сти, самостоятельность субъектов хозяйствования, предоставление широкой деловой инициативы гражданам.

Важ­ным условием функционирования гражданского общества является также наличие развитой социальной структуры и многообразие различных групп слоев. Соц иальную основу гра жданского общества составляет так называемый средний класс, включающий наиболее активную и мобильную часть населения.

Духов­ная сфера гражданского общества предполагает плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности.

В современных условиях провести чёткую грань между гражданским обществом и государством сложно. Однако такое деление необходимо для своевременного предотвращения этатистских тоталитарных тенденций, обеспечения суверенитета народа, свободы личности. Государству надлежит управлять обществом, но не подчинять его себе полностью. Обществу следует жить своей полноценной жизнью, но не игнорировать государство. Границу взаимодействия должен устанавливать закон, не позволяющий им поглощать друг друга.

Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищённости. Достигается это с помощью перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоёв, проведения политики занятости, охраны труда, развития общедоступного образования, здравоохранения и т.д.

Исторические формы государственности и их характеристика. Отличительные признаки государства как политической организации и инструмента публичной власти. Функции государства, их классификация и развитие.

Форма государственного правления и форма государственного устройства. Суверенитет государства, его структура и типы. Разделение властей. Факторы и условия устойчивости и адаптации института государства к современным условиям. Социальное государство. Государственная политика: понятие и основные сферы.

В широком смысле – это общность людей, проживающая на определенной территории, представляемая и организуемая высшим органом власти. В этом случае государство представляет все общество в совокупности и отождествляется с понятием «страна», «отечество», «нация» и др. В узком смысле – это особая политическая структура, многоуровневая система органов и учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории.

Государство – это основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан, обладающий суверенитетом.

Государство – это политическая общность, основными атрибутами (признаками) которой являются территория, население, власть.

1. Территория – это материальная, физическая и пространственная основа государства, на которую распространяется его юрисдикция. Она включает землю, недра, водное и воздушное пространство. Территория определяется границами, разделяющими отдельные государства.

2. Проживающее на его территории население. Оно представляет, как правило, единый народ, нацию, сообщество, несмотря на имеющиеся социальные, этнические, религиозные и иные различия. В большинстве стран мира, как известно, понятие «нация» носит политический, а не этнический характер.

3. Публичная власть. Она включает особый слой людей, профессионально занятый управлением (бюрократия или государственная администрация). Сюда также относится особая система органов и учреждений, образующих в совокупности государственный механизм.

Государство, как основной институт, имеет ряд признаков, отличающих его от других элементов политической системы:

Суверенитет, означающий верховенство государственной власти внутри страны и независимость её на международной арене;

Наличие права, без которого не может существовать государство. Ибо только право юридически оформляет государственную власть, делает её легитимной, а также определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства;

Исключительное право издания законов и правовых актов, обязательных для всего населения страны;

Монопольное право от имени общества осуществлять внутреннюю и внешнюю политику;

Исключительное право государства эмиссии денежных знаков;

Монополия на определение и взимание налогов и сборов, которые обеспечивают политическую и экономическую независимость страны, проведение бюджетной политики;

Монопольное право на применение законных форм насилия. Диапазон государственного принуждения достаточно широк: от ограничения свободы гражданина до ее лишения, вплоть до применения высшей меры наказания, которая существует во многих странах;

Монополия на использование легитимных средств и институтов насилия (милиция, армия, службы безопасности, суд, прокуратура, пенитенциарная система);

Обязательность принадлежности к государству (в отличие от добровольного членства в других институтах политической системы). Гражданство человек получает с момента рождения.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 11. Государство как основной политический институт.:

  1. 46 Государство как основной элемент политической системы.
  2. 30. Характер взаимодействия государства и рынка как основных политических и экономических факторов развития национального хозяйства.

Термин «государство» стал использоваться в политической науке примерно со второй половины XVI в. До этого времени для обозначения государства использовались такие понятия, как «полис», «княжество», «царство», «королевство», «республика», «империя» и др. Одним из первых в научный оборот термин «государство » ввел Н. Макиавелли . Он трактовал его широко - как любую верховную власть над человеком.

В обыденном сознании государство часто отождествляется с определенным этносом (белорусское государство, французское государство и т.п.), с административно-управленческим аппаратом, с правосудием.

Большинство современных авторов определяют, что государство - это основной институт политической системы и политической организации общества, создаваемый для организации жизнедеятельности общества в целом и проведения политики правящих классов, других социальных групп и слоев населения.

Основными структурными элементами государства являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти, охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и частично средства массовой информации.

Общими для государства являются следующие признаки:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев, что отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Суверенитет, то есть верховная власть на определенной территории. В современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство.

3. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека (смертная казнь). Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы - армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Важнейшим признаком государства является его монопольное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения. Законотворческая деятельность в демократическом государстве осуществляется органом законодательной власти (парламентом). Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов (судов, администрации).


6. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и др.

7. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от политической партии, пребывание в которой добровольно, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

При характеристике государства отличительные признаки дополняются и его атрибутами - гербом, флагом и гимном.

Признаки и атрибуты позволяют не только отличать государство от других социальных организаций, но и видеть в нем необходимую форму существования и развития обществ в современной цивилизации.

Основными теориями возникновения государства сегодня являются:

а) теологическая - государство возникло по воле Бога;

в) теория общественного, договора (Г. Гроций , Т. Гоббс , Ж.-Ж. Руссо , Н. Радищев) - государство - результат договора между суверенным властителем и подданными;

г) теория завоевания (Л. Гумплович , Ф. Оппенгеймер, К. Каутский , Е. Дюринг) - государство явилось организацией победителей над побежденными;

д) марксистско-ленинская теория , - государство возникло в результате деления общества на классы как выразитель интересов экономически господствующего класса; органической частью этой теории является идея отмирания государства.

Существуют теории, объясняющие происхождение государства и другими факторами, например необходимостью совместного строительства оросительных сооружений, влиянием других государств и т.д. Выделить же какую-либо одну, определяющую причину возникновения государства, невозможно. Ясно, что на эти процессы оказали влияние самые различные условия и факторы как внешнего, так и внутреннего порядка.

Функции государства. Социальное назначение государства определяется выполняемыми им функциями. Общепринятым является деление функций на внутренние и внешние.

К основным внутренним функциям относятся:

Регулирование социальной жизни; разрешение конфликтов, поиск путей компромисса и консенсуса в обществе;

Охрана общественного порядка;

Разработка законодательной базы для функционирования общественной системы;

Определение стратегии экономического развития;

Защита прав и свобод граждан;

Обеспечение социальных гарантий своим гражданам;

Создание условий для развития науки, культуры, образования;

Деятельность по защите окружающей среды.

Внешние функции направлены на обеспечение безопасности, целостности и суверенитета государства, защиту национальных интересов на международной арене, развитие взаимовыгодного сотрудничества между странами, решение глобальных проблем человеческой цивилизации и др.

Формы государственного устройства и правления

Государство обладает сложной структурой - обычно выделяют три группы государственных учреждений: органы государственной власти и управления, государственный аппарат (публичная администрация), карательный механизм государства.

Структура и полномочия указанных учреждений зависят от формы государства, а функциональная сторона во многом определяется существующим политическим режимом. Понятие «форма государства » раскрывается через категории «форма правления» и «форма государственного устройства».

«Форма правления» - это организация верховной власти, характеризуемая ее формальными источниками, она определяет структуру государственных органов (институциональный дизайн) и принципы их взаимоотношений. Две основные формы правления - этомонархия и республика и их разновидности.

Монархия (классическая) характеризуется тем, что власть главы государства - монарха передается по наследству и не считается производной от какой-либо другой власти, органа или избирателей. Она неизбежно сакрализуется, ибо это условие легитимации власти монарха. Есть несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия - характеризуется всевластием главы государства и отсутствием конституционного строя; конституционная монархия - предполагает ограничения полномочий главы государства более или менее развитыми чертами конституционного строя. В зависимости от степени ограничения власти главы государства, различают: дуалистическую и парламентарную конституционные монархии.

Дуалистическая монархия - полномочия монарха ограничены в сфере законодательства, но широки в сфере исполнительной власти. Кроме того, он сохраняет контроль над представительной властью, поскольку наделяется правом полного вето на решения парламента и правом его досрочного роспуска (Саудовская Аравия и ряд небольших арабских государств).

Парламентарная монархия - власть монарха не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в управлении. Законы принимаются парламентом, право «вето» фактически (в ряде стран и формально) монарх не осуществляет. Правительство формируется на основе парламентского большинства и несет ответственность перед парламентом. Фактическое управление страной осуществляет правительство. Любой акт монарха требует утверждения глава правительства или соответствующего министра (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция).

Республика - известны две основные формы республиканского правления: президентская и парламентская республики.

Президентская республика характеризуется особой ролью президента; он одновременно и глава государства и глава правительства. Пост премьер-министра отсутствует, правительство формируется внепарламентским путем, президент назначает его членов или независимо от парламента, или с согласия сената (например, США). Министры несут ответственность перед президентом. Парламент не вправе выразить правительству вотум недоверия, а порицание министров парламентом не влечет за собой их автоматической отставки. Глава государства избирается независимо от парламента: либо коллегией выборщиков, избираемых населением (США), либо прямым голосованием граждан (Франция и др.)

Такой порядок выборов дает возможность президенту и его правительству действовать без оглядки на парламент. Президент наделяется правом отлагательного вето на законы, принимаемые парламентом. Важнейшая отличительная черта президентской республики - жесткое разделение властей. Все ветви власти обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу, однако существует развитая система сдержек и противовесов, сохраняющая относительное равновесие властей.

Парламентская республика : ее важнейшая отличительная черта - формирование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом. Глава государства занимает в системе властных органов скромное место. Парламент наряду с изданием законов и вотированием бюджета имеет право контроля за деятельностью правительства. Назначает правительство глава государства, но не по своему усмотрению, а из числа представителей партии, располагающих большинством мест в парламенте (его нижней палате). Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов, либо то и другое. Таким образом, правительство главный орган управления страной, а глава правительства является фактически первым лицом в структуре власти, оттесняя главу государства на второй план (Греция, Италия, ФРГ).

Смешанная,президентско-парламентская форма правления, с еще большим доминированием президента, характерна для ряда стран Латинской Америки (Перу, Эквадор), она же закреплена конституцией 1993г. в России и новыми конституциями ряда стран СНГ.

Ее наиболее важные особенности:

Наличие всенародно избранного президента;

Президент назначает и смещает членов правительства;

Члены правительства должны пользоваться доверием парламента;

Президент имеет право распустить парламент.

Форма государственного устройства - это территориально-политическая организация государства, включая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных государственных органов. Выделяют две основных формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

Унитарное - это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. Федеративное - это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов.

Ранее существовала и такая близкая к федеративной форма государственного устройства как конфедерация . Различие между конфедерацией и федерацией заключается в том, что федерация предполагает наличие центра, уполномоченного принимать решения от имени всех участников союза и осуществляющего по отношению к ним властные полномочия. Конфедерация же - более или менее гибко организованная, без какого-либо конституционного оформления, федерация независимых государств.

Каждый ее член, объединялся с другими в союз, в компетенцию которого передавалось ограниченное число вопросов (например, оборона и внешнее представительство) Конфедерациями были: Швейцария с 1291 по 1848гг., США в 1776-1797гг., Германский союз в 1815- 1867гг. Сегодня конфедераций нет, хотя в официальном наименовании швейцарского и канадского государства употребляется это слово.