Можно ли православным заходить в мечеть. Можно ли немусульманам заходить в мечеть? Чего никогда не должен делать православный

Путешествуя по Европе и Латинской Америке в качестве туриста или по делам, многие наверняка задавались вопросом: возможно ли, будучи православным, посетить католический храм и как себя там вести, чтобы чего-нибудь случайно не нарушить.

Общие правила

В католической церкви нет серьёзных требований к внешнему виду прихожан: лишь мужчинам предписывается снимать головные уборы, женщины же могут быть одеты как угодно, но скромно.

В католических храмах часто проходят концерты органной музыки, которые также можно посещать всем. При входе не принято креститься - достаточно лёгкого поклона головы, и обязательно нужно отключить звук мобильного телефона.

Если есть желание фотографировать - лучше узнать заранее, можно ли это делать и когда.

Во многих храмах также можно купить свечи. В Европе их иногда заменяют электрическими, которые включают за некоторое пожертвование.

Положить крестное знамение в католическом храме можно по православному обычаю - справа налево.

Если есть желание поговорить со священником, необходимо дождаться окончания богослужения, заранее узнать, как к нему следует обращаться и, если он занят разговором - подождать в стороне.

Любой вопрос, касающийся храма, можно задать служителю церковной лавки или прихожанам (но важно не мешать при этом их молитве).

Правила поведения на мессе

Православным можно посещать католическую мессу и молиться, но нельзя приступать к Таинству Евхаристии, исповедоваться католическому священнику.

В целом, имея то же устройство, что и православный храм, католический собор несколько отличается. Например, в нём отсутствует иконостас, но есть небольшая преграда, не закрывающая от глаз прихожан «святая святых» - пресбитериум. Это подобие алтаря, где совершается богослужение и хранятся Святые Дары, перед которыми всегда горит лампада.

Независимо от вероисповедания, мирянам заходить за эту преграду категорически запрещено. Католики, проходя мимо этого места, совершают коленопреклонение или небольшой поклон (конечно, не во время богослужения). То же самое могут сделать и православные.

Если видите, что идет исповедь, нельзя подходить близко исповедальне, лучше обойти это место.

Во время мессы ходить по храму нельзя. Лучше занять одну из скамеек, предназначенных для молитв. Каждая из них имеет снизу специальные перекладины для коленопреклонений, поэтому лучше не становиться на них в обуви, а лишь коленями.

Иногда на алтарный стол выносят для поклонения Святые Дары («Адорация»). В это время тоже не стоит расхаживать по храму, так как прихожане, обычно, стоя на коленях, молятся в этот момент. Также не нужно часто креститься во время мессы - в католицизме это не принято и может отвлечь других людей от молитвы.

На богослужении, перед Евхаристией, католики, обращаясь друг к другу со словами «Мир тебе!», совершают небольшой поклон или рукопожатие. Учтите, что и к вам могут обратиться так же, и нужно будет ответить аналогично.

Если же вы попали на мессу, но не имеете намерения молиться, не стоит занимать скамью рядом с молящимся - это может помешать, так как в определённые моменты католического богослужения принято вставать или преклонять колени. Лучше остаться позади или занять одну из последних дальних скамеек, если она свободна.

При входе и выходе из храма католики подходят небольшой ёмкости со святой водой, слегка опускают в неё пальцы и совершают крестное знамение - это является неким символом принятого крещения. Поэтому не надо задерживаться на входе, чтобы не мешать этому процессу.

Необходимо заметить, что ислам поощряет толерантность и мирное сосуществование между мусульманами и немусульманами. Если немусульмане заходят в мечеть для диалога, который приведет к лучшему взаимопониманию, то это приветствуется и поощряется. Ислам - это религия конструктивного диалога, и история мусульман - наилучший этому пример.

Шейх Аттия Сакр отвечает на поставленный вопрос так:

Аллах говорит: «О вы, которые уверовали! Ведь многобожники [пребывают] в скверне. И пусть они начиная с этого года не входят в Запретную мечеть. Если же вы боитесь бедности, то Аллах обеспечит вас богатством по щедрости Своей, если пожелает. Воистину, Аллах - знающий, мудрый» (Коран, 9:28).

И далее: «О вы, которые уверовали! Не творите молитвы, будучи пьяными, [ и ждите], пока не станете понимать то, что говорите. [ Не творите молитвы] в состоянии осквернения, пока не совершите [предписанного] омовения, если только вы не находитесь в пути» (Коран, 4:43).

На основании этих аятов большинство мусульманских ученых пришли к выводу, что многобожникам не разрешено входить в Священную мечеть в Мекке. Но при этом они замечают, что христиане и иудеи также могут входить в нее. Они считают, что это правило применимо как к самой Священной мечети, так и к прилегающей к ней территории. Однако Абу Ханифа считает, что даже многобожник может войти в Священную мечеть в Мекке, если он не останется и не поселится в ней. Он толкует нечистоплотность как нечистоплотность нравственную (ширк).

Что касается других мечетей, то ученые запрещают немусульманам входить в них, поскольку согласно Корану немусульмане считаются нечистыми.

Имам Ахмад заявил, что они могут входить в мечеть только с позволения мусульман. Его мнение согласуется с сообщением о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешал людям Ат-Таифа пребывать в мечети до того, как они приняли ислам. Он также принимал христиан из Наджрана в своей мечети в Медине. Когда подошло время их молитвы, они начали молиться в мечети, встав лицом к востоку. И тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал (своим сподвижникам): «Оставьте их (чтобы они совершили молитву)». В разделе «Вход мусульман в мечеть» книги хадисов «Сахил» имама Аль-Бухари упомянуто, что Самама ибн Асаль был привязан в мечети (хотя он и был многобожником).

В книге «Фас-аль-бари» Ибн Хаджар упомянул о разногласиях по этому вопросу. Ученые-ханафиты выступали за безоговорочное разрешение на (вход немусульман в мечеть), а маликиты и Аль-Мазни полностью это запрещали. Ученые-шафииты различали между Священной мечетью и другими мечетями. Существует мнение, что это разрешение относится только к людям Писания, но оно опровергается упомянутым выше случаем с Самамой.

На основании этой фатвы можно сделать вывод, что всем немусульманам, включая христиан и иудеев, разрешено заходить в мечеть, но на следующих условиях:

1. Немусульманам разрешено входить во все мечети, кроме Запретной Мечети в Мекке, но с позволения мусульман.

2. У них должна быть весомая причина для входа в мечеть.

3. Они должны соблюдать приличие в мечети и помнить, что это священное место поклонения.

4. И мужчинам, и женщинам не разрешено открывать свой аурат (части тела, которые нельзя показывать другим) при входе в мечеть.

Может наступить такой момент в жизни, когда человеку православного вероисповедания потребуется идти в католический костел. Причины оказываются самыми разными – от банального любопытства до приглашения на мероприятие у знакомых и близких. Какие правила необходимо соблюдать, чтобы самому не оказаться в неловком положении и не оскорбить, хоть и случайно, чувства веры других?

Стоит ли ходить в католический храм?

Для начала хочется отметить, что для православного человека посещение иноверного храма должно свестись к минимуму. Согласно древним церковным канонам, христианину не подобает ни только молиться с иноверцами, но и посещать совместные учреждения, лечиться друг у друга. Но время частично стерло некоторые ограничения.

Попробуем объяснить это на небольшом примере.

В первые века христианства общество разделилось на верующих в Господа и отрицающих Его. Когда были приняты соответствующие каноны, это внесло определенные недоумения. Так как в большинстве своем еретики были людьми грамотными, они шли против учения Церкви намеренно, из гордости. И те же врачи, осматривая больного, не только лечили его телесные недуги, но и молились, беседовали. То есть на приеме у доктора-еретика пациент бы неизбежно познакомился с ересью. И, возможно, попался бы на крючок соблазна. В наши дни, когда о религии говорится довольно мало, знакомство с ересью в публичных местах практически минимальна.

Однако стоит принять во внимание тот факт, что и православные, и католики, и протестанты несут веру в Единого Бога. У нас есть чему поучиться друг у друга относительно миссионерской деятельности или социального служения. Но из-за ряда противоречащих правил, де факто одна конфессия считает другую еретической. В этой статье мы не будем зацикливаться на догматике и искать различия между христианскими течениями– эта тема для отдельного разговора.

В наше время посещение православным католического храма остается на совести человека. Священники могут дать свое благословление лишь в случае, когда верующий совершает паломничество к общехристианским святыням.

Несколько простых правил


Зачем ходить в костел? Причин, как уже говорилось, множество. Органный концерт, поклонение мощам первых носителей веры, присутствие на торжествах по приглашению знакомых. Список можно дополнять.

Как и в православном, в католическом храме имеется ряд правил, которые желательно соблюдать. Так вы не поставите в неловкое положение себя (или человека, который вас пригласил) и не навлечете к своей персоне недовольные взгляды истово верующих. Сразу стоит оговориться, что ниже представлен «джентльменский минимум», который не навредит ни вашему, ни чужому воззрению.

1. Костел устроен немного иначе, чем православный храм. В частности, там нет иконостаса - его заменяет алтарное ограждение. Постороннему туда вход воспрещен. Богослужение происходит в центральной части, которая в католической традиции зовется пресвитерием. В этой же части находятся дарохранительница, рядом с которой всегда горит лампада. Хор располагается в отдельном помещении, чуть поодаль от него находится ризница. В эти помещения без особого разрешения заходить не следует;

2. Серьезных ограничений в одежде даже у глубоко верующих католиков нет. Но наряд не должен быть слишком открытым. Глубокое декольте, короткая юбка или шорты, скорее всего, привлекут к себе нежелательные для храма взгляды. Но, в отличии от православной традиции, женщина может войти в костел в брюках и не покрывать голову. Мужчина же обязан снять головной убор;

3. Зайдя в храм, каждый католик подходит к кропильнице, опускают туда пальцы правой руки, после чего крестится. Православный, будучи в костеле, может проделать то же самое. Однако налагать крестное знамение следует по православному обычаю. Не возбраняется поклонится в сторону востока (не на алтарь или четырехконечное распятие, а именно на восток!);


4. Заранее необходимо заучить несколько приветственных фраз. Их не следует воспринимать, как «ритуальные»; скорее - для поддержки церковного этикета. Приняты следующие приветствия и ответы:

Слава Иисусу Христу!
- Во веки веков, аминь

Благословим Господа!
- Благодарение Богу

Спаси, Господи!
- Во славу Божию

5. Католики преклоняют колени перед дарохранительницей, причем делают это всегда, как проходят мимо. Если человек по каким-то причинам не может встать на колени, он просто склоняет голову. Это же рекомендуется делать и гостям (не из религиозных побуждений, а из чувства уважения к данному месту). Если вы по приглашению явились на мессу, то лучше всего не проходить вглубь храма, а оставаться у входа. Не возбраняется попросить совета у священника или служащих храма, как поступить в этом случае – стоять на ногах, наблюдая за службой, или присесть на скамейку;

6. Можно сесть на любую молитвенную скамейку – они обычно стоят по обе стороны от центрального прохода. В некоторых костелах, где служба ведется на двух языках, существует разделение. По одну сторону прохода садятся прихожане одной национальности, по другую – второй. Перед скамейками имеются и маленькие скамеечки. Они нужны для того, чтобы верующие во время богослужения становились на колени. Посему не кладите на них ноги, когда сидите;

7. В храме не принято прерывать молитву, даже если вы пришли с целью встретиться с конкретным человеком. Подождите, пока он закончит;

8. Ни в коем случае нельзя прерывать священника во время молитвы. Это же касается случая, когда он беседует с кем-то из прихожан. Отбросьте даже намерения подойти к ним, ибо может вестись сугубо личный разговор. По той же причине стойте поодаль от исповедальни, если слышите оттуда голоса. Обращаться к священнику нужно словами «святой отец» или просто «отец». Вне зависимости от того, беседуете ли вы во время богослужения или в другое время, общение с лицом духовного звания должно соответствовать правилам хорошего тона.

Соблюдайте те же правила, которые действуют в любом храме. Как и в православной церкви, в костеле нельзя курить и распивать спиртное. Кроме того, в церкви не принято шуметь. Помните о том, что в храм люди ходят по разным причинам. Относитесь к ним с уважением.

О молитве


Как уже говорилось выше, молиться православному в костеле нежелательно. Но в случае крайней нужды, когда православного храма нет за километры вокруг, это допускается. Молиться можно до или после мессы, когда вы и Бог остаетесь один на один.

Хоть храм – это дом Господа, не лишним будет заручиться поддержкой священника. Если по каким-то причинам он отказывает вам – не надо перечить. Если же добро было получено, то молиться следует по православному канону и, желательно, про себя.

Быть на католическом богослужении православному позволительно, хоть это и не приветствуется. Важный момент - следует твердо отказаться от участия в Таинствах, таких как Исповедь или Причастие!

При посещении храмов со святынями раннехристианского времени, православному, конечно же, разрешается молиться согласно своей вере, а также возжигать свечи. К слову, в самих храмах католики не торгуют – для этого есть отдельное здание или помещение. Также следует учесть, что их предметы изначально не освящены. Если есть нужда в освящении, то следует обратиться к пастору, он проведет обряд.

И напоследок

Не надо думать, что раз католики и православные верят в одного Бога – то это одна религия. Разница между течениями - существенна. Если вы считаете себя православным, то вы можете ходить в католический храм только на экскурсию или в исключительных случаях, требующих вашего присутствия. А если вам без разницы в каком храме, католическом или православном, молиться, то, скорее всего, вам для начала следует поближе ознакомиться с той верой, в которой вы крещены, после чего и делать соответствующие выводы.


Просто помню это правило, потому как оно очень часто повторялось по случаю совместной молитвы московского Патриарха с католиками в соборе Парижской Богоматери. Если православный человек пришел в католический храм с экскурсией или просто ради интереса зашел, то следует ли ему там молиться? Но ведь факт — патриарх молился в костеле. Разумеется это лучше делать в определенное время, чтобы не мешать тем, кто пришел в храм молиться. В католическом — вряд ли. Там все на скамейках сидят, и ходить по костелу ради просмотра ну просто верх неприличия.

Переступив порог католического храма, православному христианину достаточно чуть склонить голову или перекреститься по своему обычаю. В католических храмах разрешается сидеть. Православному (равно как и некрещеному) человеку нельзя участвовать в причащении. Во время службы не стоит ходить по храму, громко разговаривать, фотографировать. Перед причастием в католическом храме принято жать друг другу руки со словами «Мир тебе!», поэтому будьте готовы протянуть и свою ладонь.

О том, как обычно ведут себя католики в храме на богослужении и вне его.Форма одежды: свободная. Только и всего. Да это что! Есть один парень, который вообще крестится «двумя перстами» как старообрядцы, потому что пытается следовать дониконианской традиции. У мобильного выключить звук.По поводу литургических действий: тем, кто не является католиком, особенно ничего не предписывается, кроме пристойного поведения. Так же свое участие в происходящем можно показать, осеняя себя крестным знамением в нужный момент. В начале мессы, когда священник произносит: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», на что все отвечают «Аминь» и крестятся.

Может наступить такой момент в жизни, когда человеку православного вероисповедания потребуется идти в католический костел. Священники могут дать свое благословление лишь в случае, когда верующий совершает паломничество к общехристианским святыням. Как и в православном, в католическом храме имеется ряд правил, которые желательно соблюдать. 7. В храме не принято прерывать молитву, даже если вы пришли с целью встретиться с конкретным человеком. Соблюдайте те же правила, которые действуют в любом храме. Как и в православной церкви, в костеле нельзя курить и распивать спиртное. Как уже говорилось выше, молиться православному в костеле нежелательно. Быть на католическом богослужении православному позволительно, хоть это и не приветствуется.

Очень плохо, если я, воспитанная в православии, буду ходить в католическую церковь? Православная церковь еретическая а потому против того чтоб ее прихожане к другим захаживали. Если вы не воцерковлены по-настоящему, вам, вероятно все равно куда ходить, поэтому в формате этих ответов трудно объяснить. Но католичество, это все-таки не православие. А кто сказал, что Бог в православной церкви или католическом костёле, в лютеранской кирхе или протестантском молебном доме, в буддийской пагоде или вайшнавском ашраме??

Протоиерей Олег Стеняев: «Есть случаи, когда в этом нет ничего зазорного»

Заходить можно, только не с целью молитвы. Православный христианин может помолиться перед ними, но только самостоятельно.

Ответить на эти вопросы мы попросили известного московского пастыря протоиерея Олега Стеняева. Но есть случаи, когда в этом нет ничего зазорного. Если русский человек находится на отдыхе в Египте, то в Хургаде он вполне может посетить коптскую киниссу, где пребывает частица мощей св. Игнатия Богоносца. Я знаю, что многие православные христиане приходят в этот храм, чтобы поклониться святым мощам, которые находятся там рядом с алтарем. Русский человек, также может найти очень много христианских святынь и в Западной Европе, куда они были вывезены во время крестовых походов.

Поэтому нет ничего странного, что там встречаются православные любители унии с католиками. Их очень мало но они к сожалению есть. Выражаю сожаление в отношении клириков-вероотступников, а не зеленых каркуш. Да нет, просто отец Олег (Стеняев) видимо немножко недоучился в семинарии. За участие в них христианин отлучается от церкви, а священнослужитель лишается сана. Что тут не понятного? Александр Васильевич действительно прямого запрета посещать иноверческие храмы нет. Но христианину не престало быть скучающим, праздношатающимся туристом. Но можно ли это там найти. Нет. Это только соблазн для души. Если канон запрещает нам молиться в иноверческих храмах, то нам там делать нечего. Благодать благодати рознь. Инославные от мощей, несомненно тоже чувствуют благодать, но скорее в несколько ином виде, чем мы привыкли себе представлять.

Прежде, чем менять (предать) веру, нужно хорошо узнать о Католицизме. Вас, Ирина, не имеет разницы, в какую церковь обращаться? Батюшка, уважаемый протоиерей Алексей! Его зовут Георгий и, если возможно, помолитесь за него. Спаси Господи! Шарбеля», но я почему-то сомневаюсь, что ее можно читать. Обязательно помолюсь за Вас и Алексея. А Вы говорите, что у нас с Вами разная вера. Вера-то одна, как оказывается.

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: А может ли православный ходить в католическую церковь? Ответ от JaluНе слушайте никаго, кто говорит что Бог только в моей церкви, глупец. Ответ от Ђатьяна ФроловаРазницы для Бога нет, куда Вы ходите-лишь-бы людей любили. Ответ от ОльгаРаз сомневаетесь, сто раз подумайте, нужно ли Вам переходить в католичество… Ответ от Владимир Макаровтолько если православный не заявится в костел где нибудь вВильнюсе в парадной форме русского десантника..

Есть такой сайт: pravoslavie.ru — это сайт Сретенского монастыря в г. Москве, на нем можно оставить вопрос, на который ответит кто-то из монахов. Я нашла похожий на Ваш вопрос: Как следует вести себя православному человеку при посещении католического храма (как исторического памятника)? Можно ли ставить свечи, осенять себя крестным знамением?

Господь Вам это сказал?А может Вам то сказал батюшка в церкви? Ваша подруга, вероятно, не встала на путь к Богу — только потому она и ходит в костёл.Вот спросите у неё как-нибудь, знает ли он православный Символ веры наизусть… Наверняка, ответ будет отрицательным (а если так, то с догматами веры православной она если и ознакомилась, то ныне их не знает… Понимаете?А распри — это отсутствие «любви к ближнему».А Церковь к чему учит? — не общаться с еретиками и отщепенцами (раскольниками).А храм — это «дом молитвы». Разве Вы не согласны с тем, что сказал святой праведный Иоанн Кронштадтский (записи из его дневника):«Сколь свята православная вера и Церковь! Церковь удовлетворяет все потребности духа человеческого и спасает всякого преданного ей и верного до конца жизни. Слава вере Твоей, Господи, святой православной. А потому что … я же как раз и глаголил о том, что «У Бога нет ни католических, ни протестантских, ни православных христиан.

Здравствуйте! Может ли христианин (человек, не придерживающийся чёткой веры, а верующий во Христа и закон Божий) ходить в католический храм для духовного насыщения и здравия? Нас часто пугают, что посещение храма другого христианского течения — измена своей церкви. Но Бог у каждого человека должен быть в душе, а вражда между церквями — это недопустимо по закону Божьему. Дух Божий дышит там, где проявляется вера в Его служителях либо в последователях. Я в этом ответе на ваш вопрос не призываю людей отрекаться от своей веры или переходить из одного вероисповедания в другое.

Что делать, если вы православный человек и оказались в местах, где нет православных храмов?

Можно ли православным заходить в католический храм

Про психологическую помощь я приблизительно понимаю, но помимо этого, если, допустим, человек остался без средств к существованию, или стал инвалидом, может ли ему чем-то помочь православная церковь? Молодёжь и детволра с удовольствием ходят в церковь после службы (как в «клуб по интересам») просто общаться, песни сочиняют.Только мы живём на Украине, приход католический. А тут на Пасху в храме батюшка заметил, как Полина усердно молиться (прабабушка ее всему научила) и пригласил учиться в Православную гимназию (около м.Свиблово). Чем меньше будет условностей у православной церкви, тем больше будет у нее прихожан, мне так кажется. В «От года до 3″ возник очень интересный разговор о крещении ребенка (папа- атеист, мама- верующая). Родителям мальчика кто-то сказал, что в таких случаях ребенок должен быть какой-то третьей религии (???). Мальчика покрестили в православной церкви. Дочь ходит в католический сад.С утра у них небольшая молитва, все религиозныве праздники отмечаются с размахом, много объясняют и рассказывают про жизнь Христа, про десять заповедей и т.д. Сегодня мой собеседник, католический священник храма в городе Кьяри, говорит, что хорошо бы появляться раз в неделю в церкви. А Ваш долг как образованного человека — просветить ребенка в вопросах истории религий, причем как православной, католической, протестантской, так и (не падайте) мусульманской, и даже буддистской.

Или просто привыкнуть к этому.или не креститься во время литургии. Я хотела заказать сорокауст на полгода (кто не знает — это такая многодневная молитва за здравие, которую можно заказать в церковной лавке, и которая дает мощную божественную защиту). А когда она начала спрашивать имена, я замялась, зная, что имён некоторых членов нашей семьи в православных Святцах нет, а другие имена они не принимают для молитвы. Я думаю преклонять колено католику в православном храме лишнее. Позволю себе вмешаться, как православный. Тем более, что далеко не все (м.б. пока?) в православных храмах воспринимают инославных адекватно.

Я сегодня была свидетелем, на мой взгляд, не очень приятной сцены. Дело в том, что я по вероисповеданию католичка, но почему-то считала, что могу заходить в православную церковь для того, чтобы помолиться и попросить о здравии за своих родных и близких, да и вообще, когда мне плохо или наоборот хорошо, когда просто чувствую, что хочу подышать церковным воздухом. А сегодня мне объяснила женщина (которая принимает записки с именами о здравии), что католики не имеют права здесь находиться и ни о чем просить здесь не могут! Причем она сделала это в грубой форме! Мне до слез стало обидно, я была с сыном, и теперь он спрашивает, почему так, а я и сама не знаю, почему, ведь бог любит нас всех независимо от вероисповедания!

домохозяйка, занимаюсь воспитанием сына

Уважаемая Евгения, рискну все же напомнить, что для христиан всех исповеданий благочестиво было бы писать слово Бог с большой буквы. Здесь католики с православными едины. Находиться в православном храме католикам, безусловно, позволительно. Хотя формулировка, которую Вы дали в вашем письме, «с тем чтобы подышать церковным воздухом», имеет несколько двусмысленный характер. Не думаю, что такое намерение встретило бы одобрение и со стороны пастыря католического исповедования. В церковь мы ходим не для того, чтобы проникнуться некоей аурой, атмосферой, а прежде всего для того, чтобы в трезвенном сознании молитвенно предстоять пред Богом. Не вполне корректно, а может быть, вполне некорректно сделанные Вам замечания имели одну рациональную составляющую. Евхаристического общения между Православной и Католической Церковью нет. Поэтому поминовение католиков в записках (заздравное и заупокойное) на Божественной литургии не принимается. Повторюсь, речь идет не о форме сделанного Вам замечания, а о сути, почему это происходит. Есть некая конечная честность. Поминовение на Евхаристии возможно по отношению к тому человеку, который в церковной Евхаристии участвует. Православие и Католицизм на сегодня разделены достаточно фундаментальными вероучительными разностями. Несомненно то, что Господь Вседержитель любит каждого человека, о чем и свидетельствует нам Евангелие. Это, впрочем, никак не отменяет особого значения христианства как богоустановленной религии и Церкви как духовного таинственного организма, основанного Самим Господом нашим Иисусом Христом, как плода Его искупительной жертвы и Воскресения для спасения человеческого рода.