Модный эксперимент: пеку монастырский хлеб дома. Как приготовить закваску из хмеля

Эта статья посвящена истории выпечки хлеба в христианских монастырях. Прочитав ее вы узнаете, о истории и традициях хлебопечения на Руси, а также я напишу рецепт монастырского хлеба 19 века.

Если вы знаете молитву Отче наш, несомненно вспомните слова "Хлеб наш насущный...". Хлеб является одним из символов христианства и имеет большое значение. С давних времен монастыри были хранителями истории, культуры, письменности. И благодаря этому до наших дней дошли древние рецепты , по которым пекли хлеб наши предки.

В Средние века хлебопечение считалось почетным и важным делом, практически при каждом монастыре имелись собственные мельницы, пекарни, а выпекался хлеб с обязательной молитвой и просьбой Божьего благословения. До 12 века на Руси не знали черного хлеба, выпекали преимущественно белый хлеб, который замешивался из закваски старого теста. Также выпекали и булочки с медом, творогом, маком, пироги с разнообразной начинкой. Само собой, при монастырях выпекали просфоры.

Интересно, что пекарня Троице-Сергиевого монастыря обеспечивала ежедневно вкусным и свежим хлебом свыше девятьсот человек. Хитростей приготовления вкусного хлеба как таковых нет. Но монахи замешивали хлеб с молитвой, вкладывали в печение хлеба свою душу, любовь к Богу и людям. В тесто добавлялась освященная вода, хлеб выпекался при определенном температурном режиме на огне от неугасимой лампады в посуде из определенных материалов.

А ниже я напишу вам рецепт приготовления хлеба 19 века от монахов Киево-Печерской лавры, дошедший до наших дней. Делается такой хлеб, как я уже выше писала, на закваске от прежнего заготовленного теста. В рецепте указаны старорусские меры массы и объема. Я решила не менять этого, но укажу значение каждой меры: дежа - деревянная кадушка для заквашивания теста; ушат -мера объема жидкостей равна примерно 20-25 литрам; четверть- равна около 210 литрам (мера объема сыпучих тел); фунт - 400 грамм.

Для приготовления раствора для1 четверти муки следует взять закваску от прежнего заготовленного теста в размере не менее, чем на два хлеба. Далее закваска растворяется в посуде объемом 25-35 литров воды, которая приготовляется так - на 6 ведер воды берется1 ведро кипятка. Затем над дежею устанавливается проволочное сито, и так просеивается половина четверти муки. Далее просеянная мука перемешивается с уже закваской деревянными веселками,пока совсем не исчезнет сухая мука.

После чего раствор теста слегка присыпается сверху мукой и дежа накрывается крышкой из дерева. Это делается для того, чтобы газы угольной кислоты и теплота не имели выхода из дежи, так раствор быстрее скисает. Важно знать, что раствор должен подняться до самого верха дежи, затем опуститься наполовину прежней высоты объема. Далее открывается дежа, на нее ставится сито, и просеивается половина четверти муки. Для вкуса в закваску кладется соль.

После чего сито снимается с дежи, и тесто замешивается руками вместе с мукой, для смачивания рук ставится рядом отдельный бак. Месить тесто следует до того, пока руки хлебопека не станут совершенно чистыми от теста. Уже готовое тесто после вымешивания заглаживается, дежа снова накрывается крышкой.

Фото взято hram-petraipavla.ru

А теперь следует подготовить печь к выпечке хлеба. Печь растапливается дровами, перед топкой печи железные формы для выпечки хлеба внутри смачивают конопляным маслом. Тесто следует перекладывать в формы тогда, когда оно поднимется в деже до самого верха. Формы заполняют тестом на две трети их высоты, от дна до верхних краев. Далее формы с тестом ставятся в уже протопленную печь. Следует заметить,что перед протопкой и выпечкой хлеба, печь обязательно очищалась от золы и угля. Готовность печи к выпечке хлеба проверяли так - сыпали туда отруби, если отруби сгорали без пламени, значит можно печь хлеб, и печка раскалена должным образом.

Когда выпекается хлеб, важно внимательно следить за тем, чтобы заслонка печи не закрывалась, а лишь была чуть приоткрыта. Ведь при закрытой заслонке печи водяные пары из хлеба не будут иметь свободного выхода, и хлеб обязательно подгорит сверху.

Уже выпеченный хлеб в формах достают из печи, и помещают в холодное место. Далее верхнюю корочку хлеба смачивают холодной водой, а сам хлеб выкладывается из формы в том же порядке, в котором хлеб вынимался из печи. При этом хлеб кладется нижней коркой наверх на твердой поверхности.


Начну с того, что хозяйка я плохая. Так уж повелось, что моя жизнь наполнилась многими интересами: женской журналистикой, изучением польского языка, путешествиями, прогулками с ребенком, карьерой, светской жизнью, занятиями пилатесом и тибетской гимнастикой... Так что совершенно не осталось времени на стояние у плиты. Мои былые успешные эксперименты в кулинарии канули в Лету. Но однажды произошло нечто, что расшевелило мой экспериментаторский дух и заставило таки включить духовой шкаф, который так ни разу после ремонта кухни и не использовался.

Считается, что монастырская закваска может пребывать в доме всего один раз в жизни. С ее появлением следует загадать самое заветное желание и постоянно думать о его исполнении в те дни, пока растет закваска. Испеченный же из нее хлебушек очистит жилье и отношения между людьми, в нем живущими. Путешествие монастырской закваски по миру напомнило мне «письма счастья», которые все мы старательно переписывали в детстве: получил - перепиши 10 раз, раздай, и будет тебе счастье. «Письма счастья», помнится, я переписывала пару раз, потом они снова и снова возвращались мне по кругу от подружек, и, в конце концов, я просто стала их выбрасывать. Но на эксперимент с «закваской счастья» все же решилась. «Как минимум в доме появится свежая выпечка, что само по себе не так уж плохо», - рассудила я. Но на всякий случай желание загадала…

Признаюсь честно, вначале процесс выращивания закваски , который длится целых 6 дней, меня здорово смутил. Мне, неделями не ступающей на кухню, предстояло возиться на ней с тестом много дней кряду. Это вам не шарлотку испечь! Но на поверку все оказалось не так уж сложно. И вот как все это происходило - по заранее врученному мне вместе с закваской сценарию:

День1. Я принесла закваску в дом, вылила в кастрюлю и накрыла марлей. Сутки она должна просто постоять, привыкнуть к дому. Кстати, марлечкой следует прикрывать тесто все время, пока оно находится в доме, чтобы на него не попадали случайные сор и пыль.

День 3. Настало время сделать первый замес. Я перемешала все высыпанные вчера ингредиенты с закваской.

День 4. Я снова всыпала в перемешанное вчера тесто стакан муки, стакан сахара и стакан молока, ничего не перемешивая.

День 5. Настало время сделать второй замес. Я перемешала все высыпанные вчера ингредиенты с тестом.

День 6. Теперь тесто готово. Я разделила его на 4 части (примерно по 1,5 поварешки каждая). Три из них приготовилась раздать подругам, разлив в стеклянные баночки, а в четвертую часть добавила 2 яйца, стакан сахара и 0.5 ст. л. соды.

Тесто получилось довольно жидковатое. Я просто вылила его на противень и включила духовой шкаф. И дальше началось настоящее чудо. По дому пошел удивительный запах. Описать его невозможно. Пахло пекарней? Кондитерской? Мне было так жаль, когда корж испекся. Мне хотелось закрыть все окна в доме, чтобы сохранить подольше дух этой волшебной выпечки. Корж получился невысоким и очень сладким. Очень странный вкус, должна сказать. Первая нота довольно приторная, а потом остается во рту именно привкус хлебушка, а не сладость. Разрезать корж на порции следует сразу. Впрочем, как и отмыть липкий от изобилия сахара противень. Накрывать коржи не нужно, монастырский хлебушек не черствеет.

Еще одно непременное условие: кушать эту дивную выпечку нужно только членам семьи. Угощать ею пусть даже близких людей, но не живущих с вами в одном доме, не стоит. Им вы можете презентовать только закваску, а не готовую выпечку. Непременно при этом расскажите все тонкости обращения с ней, выращивания и порядок раздачи. Сразу предупредите, что возвращать четверть выращенной выпечки снова вам нельзя. Как уже упоминалось выше, монастырский хлебушек только раз в жизни может пожить в вашем доме.

Признаюсь, многие из этих наставлений, как-то - недопустимость угощать выпечкой друзей и близких людей, не живущих со мной в одном доме, невозможность оставить порцию закваски себе и постоянно печь на ней домашний хлеб или вариант возвращения ко мне закваски снова и снова через друзей - показались какими-то нелепыми условностями. Но я решила играть по предложенным правилам до конца.

А что до моего желания, то оно у меня долгосрочное. Так что поживем – увидим, исполнится ли…

Хлеб в Церкви - символ Христа. Об этом сказал Он Сам: «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). Если земной хлеб питает человеческую жизнь, то Христос, Хлеб небесный, приобщает человеческую жизнь к полноте Божественной жизни в вечности.

Неотъемлемой частью литургической жизни Церкви является просфора, и поэтому послушание просфорника имеет особое значение. За кажущейся простотой в этом богоугодном занятии скрывается множество тонкостей, тайн и сокровенного делания. Об этом нам рассказывает один из старейший насельников московского Сретенского монастыря игумен Киприан (Патрс).

Мы узнаем о том, для чего Господь создал пшеницу, почему на Земле везде можно испечь просфору и почему послушание просфорника, которое отец Киприан несет уже более десяти лет, считается в монастырях таким важным.

- Батюшка, почему в монастырях послушание просфорника считается одним из самых главных?

Литургической жизни, как мы знаем, не может быть без просфор. А без Литургии не может жить Церковь. Значит, место, второе после храма, - просфорня, там, где пекутся хлебы специально для Литургии.

- Кто должен и может печь просфоры? Как это было принято на Руси?

В монастырях, понятно, на это послушание ставились насельники - или насельницы. А для приходских храмов просфоры, как правило, пекли либо благочестивые вдовицы, либо девицы, жившие в безбрачии, - их так и звали: просвирни.

Так происходило из благоговейного отношения к просфоре. Так же, из благоговения, стали добавлять в замес просфор святую воду - по сути дела, это не является необходимым требованием, но ради благоговения и так поступают.

Если на сельском приходе служит «белый» священник и его матушка знает, как печь просфоры, то, конечно, она и будет это делать - а кому еще? И это нормально. Надо исходить из реальных условий.

В монастырях сейчас, конечно, в основном пекут просфоры сами - и для себя, и на продажу. Приходские храмы либо тоже пекут сами, либо, что чаще, покупают.

В древности просфоры могли печь все - это было приношение в храм: из них отбирались лучшие, на которых и служили Литургию. Практически все хозяйки знали, как печь хлеб, потому что это было обычным делом, и любая из них, будучи церковным человеком и зная требования (это должен быть квасной хлеб, соль, вода, мука), могла испечь дома просфору и принести ее в церковь.

В Греции и сегодня просфору можно купить в магазине и принести ее в храм как свое приношение.

А что нужно делать для того, чтобы благоговейное, молитвенное отношение к выпечке просфор не прекращалось? Чтобы это не становилось ремеслом?

Оно и не прекращается. Не замечал, чтобы прекращалось: ни на приходах, ни в монастырях, где мне приходилось бывать на просфорнях, ни в частной просфорне, не видел, чтобы это как-то деградировало. Не думаю, что тут есть какая-то опасность. Я такого не наблюдал.

Раньше специальной просфорни у нас в монастыре не было и обеспечение храма просфорами лежало на мне, когда я был ризничным. В один «прекрасный день» по моему недосмотру оказалось, что маленьких просфор для народа для завтрашнего дня нет. Служебные были, а для народа заранее не запасли, не купили. Обнаружилось это в пятницу, просфоры нужны были в субботу утром, а ездили мы за ними только в субботу днем.

Оставить народ без просфор было невозможно. Что делать? У нас в трапезной была одна сотрудница, Любовь, которая раньше уже пекла просфоры и в этом деле разбиралась. Она заканчивала смену, когда я пришел к ней на кухню и говорю: «Тетя Люба, а вы ведь раньше просфоры пекли?» - «Да. А что, надо?» - «Да, у нас нет».

Нашли мы американскую муку - ужасная, отбеленная мука, - французские дрожжи, и вот на этом и пекли первые просфоры, в кухонной печи, где перед этим пеклось печенье. Просфоры, как я теперь понимаю, получились ужасными, пахли печеньем, но они были, и народ остался доволен.

А нас это дело захватило, и мы решили сами попробовать печь. У меня тогда в подчинении был отец иеродиакон , и вот мы начали печь по ночам на кухне. Конечно, мы смогли продержаться только месяц - потом просто свалились: по ночам не спали, не каждую ночь, но всё равно, - зато у нас появились свои просфоры. И тогда стали мы у отца наместника просить, чтобы у нас была своя просфорня. Он благословил, и после ремонта в новом корпусе мы ее обустроили. Это было в 2000 году.

Вот вы сейчас сказали: ужасная американская мука, французские дрожжи… А многие могут подумать, что это, наоборот, прекрасно. Какая же должна быть мука и какие дрожжи?

Почему я поругал американскую муку? Американцы не всю муку, но очень часто отбеливают хлором. Это делается просто ради цвета. Они, по сути, ее портят.

Французские дрожжи, инстантные, мало подходят к выпечке просфор. Они сразу дают очень много углекислоты, то есть быстро подходят, что для одновременной выпечки большой партии просфор не годится - за ними не уследишь, они просто «бегут». Поэтому лучше, конечно, брать наши, отечественные дрожжи.

«Люкс» вполне подходят. Хорошие - воронежские. И сушеные воронежские дрожжи тоже дают хороший результат. Сушеные дрожжи легче хранить, а прессованные хранятся не больше месяца, и то у них подъемная сила падает… Можно пользоваться закваской.

В какое-то время началась шумиха, что «только на закваске, раньше на закваске пекли, а теперь дрожжи…» Но это просто от незнания люди говорили: вообще-то в закваске работают те же дрожжи, только дикие. Молочнокислые бактерии и дрожжи, причем разных видов, есть практически везде. Если просто муку залить водой, поставить в тепло, чтобы создались необходимые условия, эти дрожжи начинают размножаться: вот, собственно, вам и закваска.

В свое время научились выращивать дрожжи в большом количестве на заводах. Потом путем селекции вывели дрожжи, дающие больше углекислоты, устойчивые к температурам.

Что такое дрожжи? Это одноклеточные грибки, которые можно подвергнуть селекции, выводя более устойчивые формы, способные легко сбраживать сахара, имеющиеся в муке, - вот, собственно, и всё.

Мало того: раньше закваску так и называли - дрожжи. Не было разделения. Если взять книгу Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам» и посмотреть раздел «Хлеб», то мы увидим, что у нее даже слова «закваска» нет, она пишет: «дрожжи».

Но в нашем понимании это закваска. От заквасок отказались в хлебопечении потому, что они более капризны. Если есть желание печь просфоры на закваске, это вполне возможно. Только надо стартовую закваску чаще ставить, чтобы не закисали просфоры, не было большой кислоты.

На Афоне на закваске просфоры пекут, в Ватопеде, по крайней мере, и еще в ряде монастырей - как пекли раньше, так и пекут. Они закваску возобновляют, то есть ставят свежую, два раза в год - на Крестовоздвижение, например, и на Крестопоклонной неделе. Или в Великую субботу - не помню точно, но это можно уточнить, кому хочется. Эту закваску называют чудотворной, но дело не в том, что она поднимается без дрожжей. Дрожжи там есть.

Дело в том, что она очень быстро созревает - буквально пока идет служба. Вот в чем заключается благодать Божия - в том, что это очень быстро происходит.

Но также это произойдет в любом другом месте. Нет такого места на Земле, где живут люди - ну разве что кроме каких-то северных островов, где вообще ничего не портится, - где не было бы дрожжей и молочнокислых бактерий: Господь устроил так, что просфору можно испечь везде.

Причем удивительно еще вот что: мы совершаем проскомидию на пшеничном хлебе, но только пшеница имеет уникальные хлебопекарные качества. Ни один другой злак таких качеств не имеет. Господь и создал пшеницу, чтобы из нее можно было печь тот самый квасной хлеб, на котором может совершаться Литургия.

- Батюшка, а почему греки служат на одной просфоре, а у нас - на пяти?

Собственно, это традиция. Причем традиция, которая не является догматом. Что на одной просфоре служить Литургию, что на двух (как часто на Афоне служили), что на пяти, что на семи - принципиальной разницы нет. Можно на одной просфоре отслужить. Ну, нет просфор - есть только одна: куда деваться? Можно отслужить Литургию. Почему нет? Тогда из нее надо вынимать, как греки вынимают: центральная - Агнец, а из остальных частей остальные частицы: Матерь Божия, девять чинов святых, о здравии, о упокоении… У греков же на печати, если кто видел, все наши пять печатей изображены: в центре - Агнец, справа, слева - Матерь Божия, девять чинов святых.

Это дело местной традиции. В главном у нас должно быть единство, а в остальном разнообразие допускается. Вот как раз это и есть допустимое разнообразие. Старообрядцы приезжали во второй половине XIX века на Афон, чтобы выяснить все-таки, кто заблуждается: они или «никониане». Афон действительно был хранителем преданий церковных и обрядов. Они обратились к духовнику Пантелеимонова монастыря иеросхимонаху Иерониму - не помню точно фамилию, известный был подвижник. Он им ответил: «Как служили мы в древности на Афоне, так и сейчас служим». А они служили на двух просфорах: одна - Агничная, вторая - для остального. Причем объяснение этому очень простое дал: по бедности.

Нужно где-то на кельях служить, и, чтобы меньше расходовать, по бедности пустынникам давали служить на двух просфорах, и беды в этом никакой нет. Это вещь обычная, нормальная. У нас когда-то на семи просфорах служили. И тоже беды никакой не было. А сколько просфор готовится, если архиерей служит? Семь. Обычных пять и плюс две просфоры для архиерея. Те же самые семь просфор получаются. Это дело практики, и нет никакой необходимости приводить это к какой-то жесткой норме.

Если вернуться к той ночи, когда вы с тетей Любой в первый раз пекли просфоры… Все последующие знания вы получали опытным путем или где-то учились? И учат ли вообще где-нибудь этому?

Знаете, мы учились просто: во-первых, конечно, тетя Люба учила; во-вторых, учились на опыте и на своих ошибках.

Маленькие просфоры мы пекли, а служебные у нас долго не получались. Мы покупали их в Даниловом монастыре. И вот как-то в воскресный день пришел на службу, как обычно, отец наместник и спрашивает: «Отец Киприан, а чьи у нас просфоры служебные?» - «Батюшка, даниловские». - «Почему даниловские? У нас же своя просфорня». - «Батюшка, да мы еще не умеем, надо учиться…» Он говорит: «Так, всё. Просфоры не покупаем, печете сами».

Я тут же стал считать в уме, сколько у меня осталось даниловских просфор, и понимаю, что на будни еще хватит, а на следующее воскресенье Агничных просфор нет. Куда деваться? Где можно поучиться? Стал знакомую монахиню, просфорницу, просить. Позвонил ей в Зачатьевский монастырь - матушка Сергия такая была замечательная, уже покойная. Я - к ней: «Матушка, можно у вас поучиться просфоры печь?» Она говорит: «Может, лучше к отцу Адриану в Новоспасский?» Говорю: «Матушка, можно к вам?» - «Ну, можно, приходите». - «А когда у вас выпечка?» - «В четверг».

Целый день я у них отработал. Конечно, некоторый опыт у меня был, а тут я увидел свои грубые ошибки, научили меня катать низы, чтобы шарики такие получались… Низы - это нижняя часть просфоры.

И вот еще какая загвоздка: отработал я у них на выпечке весь день, а они на продажу пекут, но я не могу матушке Сергии сказать: «Продайте», потому что отец-наместник покупать запретил, а «Так дайте» - у меня язык не поворачивается. Она, может, и дала бы, но я не попросил…

И осталась у меня для выпечки только пятница - вечер. Ну, слава Богу, увидел я свои грубые ошибки, скорректировал свой замес, и что вы думаете? В первый же вечер абсолютно нормальные просфоры получились. Милость Божия!

Конечно, и молился, и просил - великомученицу Варвару просил, потому что это была ее память вечером… Получились просфоры! Воскресенье, Литургия, отец-наместник видит просфоры, нормальные служебные… «Отец Киприан, чьи просфоры?» - «Батюшка, наши». - «Что с вами случилось?» - «Батюшка, милость Божия».

Видите как: если бы отец наместник не сказал: «Всё, печем сами», сколько бы я еще так «сидел» на маленьких?

Лучше всего учиться у других просфорников, прямо на просфорне работать, чтобы они на месте показывали, как надо печь, потому что в пособии всего не напишешь. Я не представляю себе, как можно показать, как те же низы правильно катать, если ты не будешь этого видеть, если руками не будешь чувствовать теста.

Чтобы научиться печь просфоры, нужно печь вместе с хорошим просфорником и даже разные просфорни посещать - обмен опытом очень важен.

- Что сегодня представляет собой просфорня Сретенского монастыря?

Цех обычного маленького хлебопекарного производства. Ничего особенного. Печка, тестомес, раскатка, через которую обрабатывается тесто (натирка так называемая), чтобы оно приобрело однородную, плотную структуру. Столы для разделки, расстоечные шкафы, где подходят перед выпечкой просфоры.

- А кто печет? Монахи, послушники или вы кого-то нанимаете?

Наемных людей у нас нет, служебные просфоры пеку сам, потому что замес небольшой, я успеваю, помощь не требуется, оборудование позволяет. А вот маленькие просфоры… У нас на просфорне несут послушание студенты семинарии - они помогают при разделке, потому что нам надо за два с половиной часа разделать около 3 тысяч просфор.

- Как часто происходит выпечка?

По потребности. Это зависит от праздников: чем больше праздничных дней, тем чаще надо выпекать. Ну, а служебные просфоры печем в две недели три раза.

- Студенты любят это послушание?

Сколько уже было у нас из семинаристов помощников, знаете, такого вопроса не возникает: «Ты любишь это послушание?» Трудятся усердно, стараются. Я ребятам благодарен за их помощь и усердие, потому что приходится им нести это послушание по вечерам, уже после ужина, когда у них свободное время, то есть для них это дополнительная нагрузка. Но они держатся за него, трудятся. Они порой несут это послушание годами, пока не закончат семинарию. Значит, они хотят. Понимаете, выпечка просфор… человеку должно дело это нравиться. Разный склад у людей бывает: кто-то иконы пишет, кто-то столярничает. Ну вот нравится дело, знает он его. И к этому делу - к печению просфор - так же относиться надо. А иначе не получится. Потому что понимаете, как? Дело-то мы все-таки с живым имеем: дрожжи живые… Так что вот такое дело. Должно человеку нравиться поприще, чтобы успешно его проходить.

- То есть механически не получится?

Механически - нет, нельзя. Я раньше не понимал этого, до того как занялся выпечкой. Совсем по-другому к просфорам относился. Во-первых, я не знал, что это за труд. Во-вторых, я не понимал вообще подхода: подумаешь, что такого - просфору испечь? Я с этим и пришел к одному замечательному просфорнику, отцу Адриану в Новоспасском монастыре. «Вы мне скажите, - говорю, - рецепт». А он: «А ты знаешь, что такое клейковина? А ты знаешь, что такое ИДК?» Это характеристики муки. Я подумал: «Зачем он мне всё это говорит? Мне просто нужен рецепт!»

А потом, когда я сам начал печь, я понял, что это надо знать, что он не зря мне эти вещи говорил, потому что, не учитывая их, успешно печь просфоры нельзя. Либо должен быть громадный опыт переданный, либо просто надо понимать, что за процессы там происходят.

Кстати, очень мне помогли в выпечке просфор, в понимании процесса выпечки - по сути дела, хлеба, только специального - книги по хлебопечению, обычные книги, которые можно приобрести. Они дают понимание того, что там происходит, а это не лишнее. Мало того, эти книги нам помогли еще и в другом: мы ведь печем для братии хлеб в просфорне. В общем, для выпечки просфор первое - преемственность. А второе - свой опыт, незаменимый. И как пособие - книги по хлебопечению: они помогают.

«Не клянчить, а помогать», - так иерей Владислав, настоятель храма в честь Спиридона Тримифунтского (Черняховского, 13а), объясняет, зачем при церкви организовали пекарню. Производство маленькое: здесь делают по 700 булок в день, а потом продают в магазины города. Выручки хватает не только на зарплаты сотрудникам, но и на частичное содержание храма и воскресной школы, на помощь нуждающимся. Корреспонденты VL.ru посмотрели, как пекут Монастырский хлеб.

«У храмов и монастырей часто нет возможности самим зарабатывать деньги. Мы создали пекарню, чтобы можно было обеспечивать не только сотрудников, но и людей, которые приходят в храм: бедных, нуждающихся», - говорит отец Владислав . И рассказывает, что на территории храма хочет организовать центр помощи женщинам, попавшим в сложную ситуацию в связи с незапланированной беременностью. Сейчас на территории прихода на Черняховского открыт небольшой временный храм (православные всем миром собирают деньги на новую церковь в честь святого преподобного Сергия Радонежского). Работает воскресная школа при храме. А в этом году запущена пекарня. В ней делают бездрожжевой хлеб на натуральных ржаных заквасках. Он диетический, почти без сахара и соли.

В небольшом одноэтажном помещении работают три человека — пекарь Сергей и два помощника — Владимир и Андрей. Хлеб, по 700 булок, выпускают через день — больше и чаще не получается, производство довольно трудоемкое. Цикл, рассказывает руководитель пекарни и заместитель настоятеля храма Евгений Матвеев, занимает около 24 часов. При тех же трудозатратах можно было бы выпекать 2500-3000 булок дрожжевого хлеба в день.

Все начинается с того, что батюшка освящает муку. Пекари ставят закваску из воды и муки, выдерживают ее при определенной температуре. Пока она бродит, в ней рождаются природные дрожжи и кисломолочные бактерии — промышленных дрожжей и добавок в закваску и тесто не кладут. Отец Владислав рассказывает, что закваска уничтожает все вредные бактерии и грибки. «Я задумывался: как раньше монахи жили на хлебе и воде? А оказывается, в ржаном хлебе — 40% веществ, необходимых для человека», - рассуждает он.

«С нуля» булка выпекается за 8-9 часов. Тесто мешается в специальной чаше, потом мастера режут его на кусочки — по 600 граммов, не больше и не меньше. Из них формируют ровные эллипсы и выкладывают в формы. Посыпают, что нужно, семечками. И ставят в печь. Готовый хлеб стоит ночь, остывает: запаковать горячим нельзя, потому что хлеб ужмется. Помощник пекаря Андрей особенно просит: «Скажите, чтоб люди знали: вот бывает, что корочка у хлеба разрывается при выпечке. Многие не понимают, почему, думают, хлеб плохой. А он, наоборот, хороший! Всегда ровная-ровная она бывает, только если химии добавить».

Руководитель церковного производства Евгений Матвеев добавляет, что решили использовать старинные рецепты, без химии. «Нашли технологии выпечки на закваске, как пекли на Руси. Это довольно сложный и трудоемкий процесс — отрабатывали его года полтора. Этот хлеб, конечно, подороже обычного. Но его особенность в том, что в нем нет промышленных дрожжей, пекарных улучшителей и добавок. Он натуральный: вода, мука, солод, ржаная закваска. Если его есть каждый день, пропадает тяжесть в желудке, изжога».

Сейчас в пекарне выпускают четыре вида хлеба: ржаной «Сергиевский», ржаной на солоде и патоке «Муромский», пшеничный «Трапезный» и ржано-пшеничный диетический «Даниловский». Православные производители сами придумали, как упаковывать товар, изучили графические редакторы и сверстали этикетки. Сбывают продукцию в супермаркеты, на рынки. Продают и в иконной лавке при храме. Некоторые жители района, бывает, заходят в церковь специально чтобы купить хлебушка. Стоит одна булка около 50 рублей.

ВИДЕО:

Домашний хлеб ароматный, хрустящий, вкусный и, безусловно, полезный. Готовится он из простых, проверенных ингредиентов. При этом мука может быть цельнозерновая, пшеничная, ржаная. Для разнообразия не лишним будет добавить кунжут, семечки, орехи, мед, тыкву.

Выпекается в любой имеющейся форме: круглой чугунной сковороде, на противне с высокими бортиками, в специальной форме для хлеба.

Описание

Начинается самый правильный и полный рецепт хлеба с закваски (фото см. ниже). Необходимо приготовить стартер (закваску) на муке и воде. Также можно приобрести ее в магазине в сухом виде и перед замешиванием теста развести с водой в необходимых пропорциях (информация указана на упаковке).

Очень популярной является так называемая «вечная» закваска, которая состоит из муки и воды. Готовится она изначально несколько суток, а затем основа просто хранится в холодильнике до следующего замеса теста.

Рецепт «вечной» закваски

  • Первые сутки: необходимо поместить в емкость по 100 граммов каждого компонента. Перемешать массу тщательно до сметанообразного состояния. После этого емкость с будущей закваской накрыть пищевой пленкой или чистым полотенцем и убрать в теплое место (исключить сквозняк) на 24 часа - до появления мелких пузырей (массу периодически желательно перемешивать).
  • Вторые сутки: «подкормка» закваски. Достать из теплого места емкость и снова досыпать примерно по 100 граммов главных компонентов - до нужной консистенции. Далее накрыть полотенцем и вернуть в теплое укрытие еще на 24 часа.
  • Третьи сутки: достать емкость - теперь на поверхности закваски можно увидеть много пузырей, которые образуют так называемую пенную шапку. Снова добавить компоненты и вернуть на место, периодически наблюдая за закваской, которая уже стала сильной. Теперь важно поймать момент ее полного созревания. После чего разделить на две равные части: первую поместить в банку с капроновой крышкой (с дырочками), которую отставить в холодное место, а вторую - применить для выпекания хлеба.

Тесто

Выпечка хлеба на закваске (по правильному и полному рецепту) - занятие не особенно трудоемкое, но требующее определенных знаний, умений, терпения и выдержки.

Согласно технологии приготовления хлеба, приходится заготавливать параллельно как бы два вида теста - пресное и непосредственно хлебное. Это необходимо для того, чтобы могли осуществиться все необходимые процессы растворения и ферментации: в закваске белковая составляющая муки хорошо набухает, что способствует большему развитию клейковины при замесе теста. Это напрямую отражается на качестве и вкусе готового хлеба.

Важно отметить следующий тонкий момент. При выпекании изделия даже из муки с невысоким содержанием белковой части, соблюдение такой последовательности в технологии замешивания теста (закваска, общий замес) позволит вам приготовить вкусный хлеб.

И когда оба вида теста готовы, можно начинать этап общего замеса, разминания, с последующим подходом (увеличением в объеме).

Как разминать

Для хлеба на закваске (правильный и полный рецепт) замешивание и разминание теста может быть осуществлено несколькими способами: вручную, в специальной тестомеске или в хлебопечке.

Процесс этот должен занимать около 15-20 минут. Очень важно, чтобы постепенно масса приобретала эластичную консистенцию. Затем необходимо оставить тесто на 30 минут, чтобы оно "отдохнуло". После чего можно сформировать хлебную заготовку.

Перед самым выпеканием на несколько часов важно поместить колобок или в форму, или в корзинку с салфеткой, предварительно присыпанной мукой, а затем поставить в тепло на 2,5 часа. Так оно пройдет этап расстойки. При этом хлебная заготовка должна вырасти в 2-3 раза. По желанию верхушку можно смазать молоком и присыпать кунжутом.

После этого хлеб можно выпекать. Для этого подойдет духовка, хлебопечка, мультиварка.

В данной статье будут рассмотрены несколько правильных и полных рецептов хлеба на закваске.

В духовке

Для замеса необходимы простые компоненты, которые легко раздобыть, даже находясь далеко от цивилизации. Хлеб получается вкусный и ароматный. И может храниться целую неделю.

Ингредиенты:

  • закваска (основа) - 340 граммов;
  • вода - 200 граммов;
  • мука пшеничная - 400 граммов;
  • соль - 10 граммов;
  • масло растительное - 20 граммов.

Приготовление:


Выпекание в хлебопечке

Конечно же, с появлением домашних электрических устройств замешивать тесто и выпекать вкусный хлеб стало намного проще. Техника имеет несколько программ, таймер, специальные контейнеры и прочие полезные в быту аксессуары. Можно приготовить на дрожжах или закваске.

Полный и правильный рецепт хлеба в хлебопечке (для разнообразия, ржаного) следующий.

Ингредиенты:

  • закваска (из ржаной муки) - 300 граммов;
  • мука пшеничная (1-2 сорт) - 200 граммов;
  • мука ржаная - 130 граммов;
  • масло растительное - 1 столовая ложка;
  • соль 1,5-2 чайные ложки;
  • вода - 230 граммов;
  • мед - 1 столовая ложка (для цвета и мягкости вкуса).

Приготовление:

  1. Заранее приготовить закваску из ржаной муки (по рецепту «вечной» закваски). Взять часть для выпечки хлеба.
  2. Смешать свежий стартер с ингредиентами (мед можно растопить).
  3. Замесить тесто, тщательно разбивая комочки и аккуратно добавляя воду.
  4. Консистенция для ржаного хлеба должна быть немного жидковатая и липкая.
  5. Тесто положить в форму, чтобы подошло.
  6. Через 3 часа включить печь на режим «Выпечка», без замеса (1-1,5 часа).

Есть такой нюанс: чтобы получить хлеб с добавками (орехи, семечки, изюм), необходимо после окончания замеса (если это осуществляется в хлебопечке!) добавить зерна, изюм. Некоторые кухонные приборы подают звуковой сигнал. Как только он прозвучит, вы можете добавить все дополнительные ингредиенты.

Хлеб на закваске в мультиварке

Правильный и полный рецепт, который предполагает использование следующих ингредиентов:

  • закваска - 1 полная столовая ложка;
  • вода - 300 граммов;
  • соль - 10 граммов;
  • мука пшеничная - 700-800 граммов;
  • масло растительное - 15 граммов;
  • сахар - 25 граммов;
  • сметана - 3 столовые ложки;
  • куриное яйцо - 1 штука.

Приготовление:

  1. В глубокую емкость поместить воду, яйцо (взбитое), сахар и закваску. Все перемешать. Добавить соль, сметану, растительное масло и размешать.
  2. Просеять муку и добавить к компонентам. Замесить тесто.
  3. Когда оно станет эластичным, выложить на присыпанную мукой салфетку в корзинке или дуршлаге, оставить на 1 час, накрыв полотенцем.
  4. После этого еще раз вымесить и положить в емкость мультиварки (предварительно смазанную маслом), накрыть крышкой и оставить для расстойки (2 часа).
  5. Выбрать режим мультиварки «Запеканка» (продолжительность - 1 час).
  6. После обозначенного времени открыть мультиварку, перевернуть хлеб и оставить печься еще на 15-30 минут.

Тыквенный хлеб на закваске

Рецепт (полный и правильный) такого ароматного домашнего блюда с добавлением тыквенного пюре, кунжута, семян, грецких орехов приятно удивит близких людей, а также подарит заряд энергии и бодрости на целый день.

В его основе закваска из пшеничной муки, пюре из запеченной тыквы и цельнозерновая мука.

Ингредиенты:

  • закваска - 300 граммов;
  • мука ржаная цельнозерновая - 100 граммов;
  • мука пшеничная цельнозерновая - 400 граммов;
  • соль - 15 граммов;
  • масло растительное - 50 граммов;
  • мед - 50 граммов;
  • тыквенное пюре - 500 граммов;
  • семена - 3 столовые ложки (лен, тыквенные семечки) ;
  • грецкие орехи - 3 столовые ложки;
  • кунжут - 10 граммов.

Воды почти не требуется, поскольку в тыквенном пюре есть сок. При необходимости можно добавить совсем чуть-чуть.

Приготовление:

  1. Готовую часть стартера смешать с тыквенным пюре, мукой, семенами. Замесить плотное тесто, оставить на 20 минут.
  2. Продолжить замешивание, добавить соль и мед (если плотность стала слишком высокой, налить немного воды).
  3. Для эластичной консистенции добавить растительное масло. Тесто немного будет липким - это нормально. Такой эффект получается из-за тыквы.
  4. Сделать колобок и выложить в форму, смазанную маслом, накрыть и оставить на 3 часа.
  5. После этого можно украсить поверхность семенами, кунжутом, сделать надрезы. Оставить под полотенцем или пленкой на расстойку (2 часа).
  6. Выпекать при 200 градусах до румяной корочки.

Резюме

Важной особенностью заключительного этапа изготовления хлеба в домашних условиях, является процесс его остывания. Рекомендуется буханку завернуть в чистое полотенце или выложить на решетку, оставить так на 2-3 часа. После чего изделие считается полностью готовым.