Кто такая роза люксембург биография. Роза Люксембург: жизнь и смерть революционерки

Роза Люксембург - участник международного коммунистического и рабочего движения, российский, польский и немецкий революционер, основоположница , одна из основателей , экономист, публицист, философ, теоретик марксизма и социал-демократии.

Биография

Социальные реформы или революции?, .

Накопления капитала. Вклад в экономическое объяснение империализма, .

Милитаризм, война и Рабочий класс, .

Речь на учредительном съезде компартии Германии, .

Русская революция. Критические оценки, .

Собрание Сочинений, 1923-1928

Роза Люксембург в тюрьме. Письма и документы из гг 1915-1918 гг., .

Интернационализм и классовая борьба, .

Наследие. Политические концепции

Роза Люксембург выступала за идеи Маркса и Энгельса:

"Марксизм является революционным мировоззрением, которое должно бороться постоянно новые знания, которые не терпит ничего подобного затвердевания время действительно формы, лучше всего сохранившихся в столкновении оружия самокритики и интеллектуальной истории в молнии и грома их жизненная сила".

В 1901 году, Роза написала эссе о Карле Марксе, в котором говорила:

появление прибыли от трудового законодательства, которое лишает рабочего всегда является частью сделки стоимость своего продукта. Законодательства о конкуренции на рынке, заставляя подрядчика, его прибыль обратиться к "понимают" прибыль, а кредитная система, процесс производства товаров и продолжает идти. Закон «средней нормы прибыли", что приводит к распределению социально производимого богатства и вызвало последующий неизбежный «кризис» в капиталистической экономике. Эти законы оправдано для них основной классовой солидарности владельцев капитала для производителей, так что структурные эксплуатацию будет преодолен только за счет упразднения наемного труда и классового господства.

В 1913 году, Люксембург, в своей основной работе разработала теорию империализма.

Империализм является исторической необходимостью, заключительный этап капиталистического развития.

Современный пролетарский класс не их борьба не окончательные, в книге, установленных в теоретической схемы, и борьба современных рабочих это часть истории, часть социального развития, и на фоне истории, в самый разгар развития, в середине в борьбе, мы узнаем, как мы должны бороться.

Рабочий класс в каждой стране учится драться в ходе их борьбы... Социал-демократия... это только авангард пролетариата, частью всех трудящихся масс, кровь от крови и плоть от плоти, эти социал-демократии, ищет и находит маршруты и специальные решения борьбу рабочих только в степени развития этой борьбы, в которой она черпает из этой битвы только свидетельство на будущее ".

"Социал-демократия есть ничто иное, как воплощение классовой борьбы современного пролетариата, которая опирается на осознание его исторические последствия. Их реальный лидер, по сути, сама масса [...] Тем более, что социал-демократия развивается, растет, окрепли, более просвещенный рабочих масс возрастает с каждым днем ​​их судьбы, руководство их движения в целом, чтобы определить свою политику в свои руки. А так как социал-демократии во всем только сознательным авангардом пролетарского движения класса, по словам Манифеста Коммунистической партии в каждый отдельный момент борьба представляет собой постоянное интересы данного разрешения и любых частичных групповых интересов рабочего класса против интересов всего движения, так и в социал-демократии их лидеры все более мощными более влиятельной, более четкое и сознательное они сами только выразителем воли и чаяний просвещенных масс, только носителями объективных законов движения ".

"Отмены господства капитала, создание социалистического общественного строя - это и не меньше, это историческая тема нынешней революции.Мощные работы, которые не в одно мгновение на несколько указов осуществляется сверху вниз, в результате чего только собственные сознательные действия масс трудящихся города и деревни на жизнь только самым высоким интеллектуальной зрелости и неисчерпаемый идеализм масс со всеми шторм могут быть привлечены благополучно в гавань ".

О демократии;

«Это историческая задача пролетариата, когда он придет к власти, чтобы создать вместо буржуазной демократии социалистическую демократию, а не отменить любой демократии.Социалистическая демократия начинается одновременно с уничтожением классового господства и строительством социализма. Она начинается с момента завоевания власти социалистической партии. Она ничего, кроме диктатуры пролетариата.

Увековечивание памяти

В России имеется 284 улицы Розы Люксембург. А также несколько сёл.

Александру Коллонтай считают первой феминисткой в СССР и называют «валькирией революции». Споры о ее личности не утихают до сих пор. Известно, что в кружок Коллонтай входили также Клара Цеткин и Роза Люксембург. За что боролись эти женщины? Почему авторство знаменитой теории «стакана воды» сегодня подвергают сомнению? Как зарождалась история женского движения и что такое «крылья Эроса»? Об этом и о многом другом в программе «Секретные материалы» на телеканале «МИР».

Крылатый эрос, выпущенный в жизнь с легкой руки, «валькирии революции» Александры Коллонтай, продолжает парить над миром, выбирая себе новых жертв. Периодически он пикирует даже на самых могущественных людей мира. Так, президент США Дональд Трамп получил несколько стрел от проказливого Амура. Недавно его вновь обвинили в сексуальной связи с молоденькой порно-актрисой, причем произошло это в то время, когда он уже был женат на красотке Мелании Трамп. Говорят, что в семействе Трампов назрел крупный скандал. Во всяком случае, Меланья уже несколько раз публично отказывалась от совместных мероприятий, в которых она должна была участвовать как «первая леди».

Сразу после Октябрьской социалистической революции 1917 года в России началась и первая в мире сексуальная революция. Крылатый эрос парил над разрушенной страной, охваченной пожаром Гражданской войны. Именно в это бурное время родилась знаменитая теория «стакана воды», гласившая, что отдаться товарищу по партии так же просто, как и выпить стакан воды.

«Александра Коллонтай была автором многочисленных статей, одна из которых называлась «Свобода крылатому Эросу». Не знаю, можно ли приписать ей эту теорию или все-таки у нее было несколько авторов. Теория связана с тем, что не нужно пренебрегать значением физиологического фактора между мужчинами и женщинами», – говорит доктор исторических наук Владимир Фортунатов .

Точно неизвестно, кому из революционных феминисток принадлежит эта теория. Называют и Инессу Арманд, возлюбленную вождя мирового пролетариата Владимира Ленина, и неистовую Ларису Рейснер, и самую сексуальную революционерку Александру Коллонтай, а также зарубежных лидеров феминистского движения Клару Цеткин и дикую Розу Люксембург.

Считается, что именно Кларе Цеткин мы обязаны появлением праздника Международного женского дня. Почему именно 8 марта стало таким праздником? Существуют несколько версий, привязанных к различным выступлениям женщин за свои права.

«В 1910 году в Копенгагене проходил съезд революционерок, на котором выступила Клара Цеткин. Она сказала, что нужно праздновать Международный женский день и провозгласила борьбу женщин за свободу. Работницы ткацких фабрик вышли на улицы праздновать этот день», – рассказал писатель Алексей Мясников .

Другие версии гласят, что Клара Цеткин неожиданно вспомнила о своих еврейских корнях и решила приурочить 8 марта к еврейскому празднику Пурим. Он отмечается в честь спасения евреев от казней в Персидском царстве, когда красавица Эсфирь разрушила козни советника царя Омана, замыслившего истребить всех евреев. Есть и другие, не менее экзотические версии.

«Как известно, в Европе существовало право первой брачной ночи. Клара Цеткин знала историю о феодале, который лишил невинности семь девушек. Восьмая девушка взяла и убила этого плохого человека, а затем убежала со своим мужем. Всех этих девушек звали Мартами. Восьмая Марта оказалась символом борьбы за свои права и против несправедливости», – заявил Фортунатов.

Еще одной зарубежной приверженицей крылатого Эроса и свободы в отношениях была заклятая подруга «дикой Клары», как ее называли за неуемную энергию, Роза Люксембург. Роза была некрасивой, худосочной и притом хромоножкой, но это нисколько не мешало ей жить полной жизнью. Она посвятила себя делу революции в Германии, за что неоднократно сидела в тюрьмах. Помимо борьбы за женское равноправие, Роза не оставалась равнодушной и к плотским утехам.

«Клара Цеткин завела себе любовника на 18 лет моложе нее. А любовником Люксембург был сын Цеткин. Он тоже был на 18 лет ее моложе. В доме Цеткин часто останавливался Ленин, когда жил в эмиграции и перебивался с воды на хлеб», – рассказал Мясников.

Роза Люксембург была застрелена вместе с другим революционером Карлом Либкнехтом во время выступления спартаковцев в Германии в 1919 году. «Дикая Клара» прожила долгую жизнь. Она эмигрировала в СССР, и после смерти в 1933 году была похоронена у Кремлевской стены. Стареющая коммунистка Клара Цеткин на встречах с женщинами обсуждала не победу трудящихся над мировым империализмом, а вопросы пола и брака. Она раздавала брошюры с популярным изложением теории Фрейда, затрагивала вопросы пола.

«Цеткин, Люксембург, Коллонтай и Арманд составили ядро пролетарского женского движения. На Западе их до сих пор считают настоящими феминистками. Не только потому, что освободили женщину для работы, а потому, что дали возможность проявить новые чувства», – считает доктор исторических наук Наталья Цветкова.

Александра Коллонтай, урожденная Домонтович, была генеральской дочкой, получившей домашнее образование. Уже в юности благодаря своей красоте и темпераменту она сводила с ума множество мужчин. Шурочка отвергла ухаживания личного адъютанта Александра III генерала Тутомлинова и вышла замуж за бедного офицера Владимира Коллонтая. Но брак продержался недолго. Она писала о близости с мужем как об отбывании воинской повинности. Александра Коллонтай не хотела жить как все, она искала свободы.

«В ее семье, помимо мужа, была подруга детства Зоя. После смерти Коллонтай она ухаживала за ее сыном Михаилом. Коллонтай никогда не была удовлетворена браком. Она всегда говорила, что это клетка. То есть феминистские идеи не просто так появились в ее голове», – пояснила Цветкова.

Коллонтай полностью отдалась революционному переустройству общества. Она знакомится со всеми лидерами рабочего и социалистического движения, многие из них становились ее любовниками. Она много пишет, пытаясь создать новый тип отношений между мужчиной и женщиной. Ее работы потрясли мир. Она становится непризнанным лидером женского движения.

«В начале XX века она стала выступать против буржуазных феминисток, которых она называла «равноправками». Она говорила, что они борются за равноправие с мужчинами, а надо бороться за равноправие в любви», – пояснила Цветкова.

После революции 1917 года Коллонтай становится первой в мире женщиной-министром в правительстве большевиков. Официальная первая леди советской России Надежда Крупская на роль секс-символа новой эпохи мало подходила, поэтому эту роль взяла на себя красавица Коллонтай.

«Для классовых задач пролетариата совершенно безразлично, принимает ли любовь форму длительного и оформленного союза или выражается в виде проходящей связи», – пишет она. В своих работах «Новая мораль и рабочий класс» и «Дорогу крылатому Эросу!» она пытается показать истинно свободную женщину, ее полное равноправие с мужчиной в вопросах морали и пола.

«Она издает работу «Новая женщина», где излагает идеи, которые позже реализует советское правительство. Коллонтай, ссылаясь на Фрейда, пишет, что брак не может быть вечным, потому что психика человека меняется. Если мы привязываем себя к одному человеку, мы предаем душу, подчиняем себя. Так как подчинение противоречит социализму, брак должен быть расторжимым. Идея о разводе – первая, которую она кидает в женское движение. И, конечно, она выступает против Бога и заключения брака в церкви», – рассказала Цветкова.

В разгар перестройки идеи свободного секса тоже охватили все советское общество. Свобода в морали, в распутстве в отношениях мужчины и женщины стали проповедоваться, как нечто новое. Раскуси запретный плод, и ты станешь свободным. Долгое время нас убеждали, что в СССР секса нет! И когда были сняты все запреты, страна погрузилась в половой хаос.

«Было решено, что норма – это когда ты можешь все, готов на все и от всего получаешь удовольствие. Если ты его не получаешь, значит с тобой что-то не так», – сказала системный психолог Оксана Бородянская.

Ленин, обычно поддерживавший Коллонтай в ее феминистских начинаниях, пришел в негодование: «Конечно, жажда требует удовлетворения. Но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи? Или даже из стакана, края которого захватаны десятком губ?».

«Тогда уже стали говорить, что если ты комсомолка или комсомолец, то не можешь говорить «люблю» или «не люблю», то есть идти за своими чувствами, не можешь ревновать и говорить «это моя женщина» или «мой мужчина». Это не по-комсомольски, а по-мещански», – заявила Бородянская.

Все это уже было в 20-е годы прошлого века, когда комсомольцы обсуждали теорию «стакана воды». Кстати, Клара Цеткин, феминистка со стажем, с ужасом наблюдала развернувшуюся вакханалию. Она писала: «От этой теории «стакана воды» наша молодежь прямо взбесилась. Она стала злым роком многих юношей и девушек» . Кстати, идеи русской сексуальной революции ожили в революционной Кубе, где отношение к сексу было таким же простым, как в России 20-х годов.

Надо сказать, что теория свободной любви, которую так настойчиво проповедовала валькирия революции Александра Коллонтай, для нее самой закончилась трагически. Она без памяти влюбилась в буревестника революции, председателя Центробалта Павла Дыбенко. Он был моложе ее на 17 лет. Пара заключила первый советский брак, их роман обсуждала вся страна. Неистовая Коллонтай впервые узнала муки ревности, когда Дыбенко завел шашни с молоденькой.

Но как бы ни складывалась личная жизнь Коллонтай, ее идеи раскрепощенного Эроса и свободной женщины подхватили во всем мире. Ее статьи, посвященные женскому вопросу, переводились на многие языки мира. Англичане избрали ее почетным доктором психологии, американские феминистки сделали из нее святую.

«Коллонтай в 20-е годы сняла с американских женщин корсет. В то время в США построили дороги, стали ездить на машинах. А женщины закурили, разделись, стали голосовать», – сказала Цветкова.

Статьи Коллонтай, вроде знаменитой «Дорогу крылатому Эросу!», воспевали свободу и равенство полов, и на долгие годы ее имя стало символом свободной любви. В 50-е годы прошлого столетия феминистские организации даже выдвинули ее на Нобелевскую премию, но скандальная репутация и многочисленные любовные похождения испугали устроителей Нобелевского комитета.

Сегодня теоретические работы Коллонтай о положении женщин и свободной любви стали нормой жизни во многих западных странах. Там женщины стали полностью равноправными с мужчинами. Ушло в прошлое и понятие брака и полноценной семьи, их заменили партнерские отношения. А во многих странах, таких как Швеция или Дания, пошли еще дальше – вообще отменили понятие пола. Не знаю, как бы отнеслась к этому сама проповедница «крылатого Эроса», но думаю, что без особого восторга. Любовь пока что никто не смог отменить.

Смотрите программу «Секретные материалы» на телеканале «МИР» по вторникам в 16:15.

Люксембург родилась 5 марта 1871 года в Польше, в городе Замосце, восточнее Люблина. Она была пятым ребёнком в буржуазной еврейской семье (отец был коммерсантом). Окончила женскую гимназию в Варшаве. В гимназии проявила себя как блестящая ученица.

В 1889 г., скрываясь от преследований полиции за участие в польском революционном подполье «Пролетариат», эмигрировала в Швейцарию, где продолжила образование. Изучала в Цюрихском университете политическую экономию, юриспруденцию, философию и вела революционную пропаганду среди студентов, участвовала в работе кружка польских политических эмигрантов, положившего начало революционной социал-демократии Польши, вела борьбу против Польской социалистической партии (ПСП). Здесь она повстречалась с социалистом Лео Йогихесом (Тышка).

В 1893 г. Роза вместе с Тышкой, Мархлевским, Варским и др. участвовала в основании социал-демократической партии Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ) и возглавила её печатный орган «Справа роботнича». И в этот же период она вела ожесточенную борьбу с Польской социалистической партией (ПСП), хотя Плеханов и Энгельс относились к этой борьбе далеко не одобрительно.

В 1897 г. Роза защитила кандидатскую диссертацию «Промышленное развитие Польши», затем переехала в Германию. Для того, чтобы получить немецкое гражданство, ей пришлось оформить фиктивный брак с немецким подданным. Больше ни в каких браках Роза не состояла и детей не имела. Вскоре она стала видной фигурой крайне левого крыла германской социал-демократической партии. Роза проявила себя как талантливый журналист и оратор. Многократно и подолгу сидела в польских и немецких тюрьмах. Она общалась с Плехановым, Бебелем, Лениным, Жоресом, вела с ними полемику.

По поручению партии она работала среди польских горняков Силезии, в то же время теоретически и политически сражаясь против оппортунизма внутри германской и международной социал-демократии. Активно выступала против министериализма (мильеранизма) и оппортунистических компромиссов с буржуазными партиями. Она посвятила ряд статей опровержению ревизионизма, составивших книгу «Социальная реформа или революция?» (1899, русский перевод 1907). После начала российской революции в 1905 года Люксембург тайно едет в Варшаву и принимает деятельное участие в революционных действиях польского пролетариата. Царская охранка наконец ловит её и она проводит долгие месяцы в тюрьме под угрозой расстрела или каторги. Немецкие друзья выручают её из тюрьмы и в 1907 г. Люксембург навсегда переехала в Германию.

Находясь летом 1906 г. в Финляндии, написала брошюру «Массовая забастовка, партия и профсоюзы» (1906, в русском переводе - «Всеобщая забастовка и немецкая социал-демократия», 1919), в которой обобщала опыт русской революции и формулировала в свете этого опыта задачи герм. рабочего движения. Брошюра получила высокую оценку Ленина.

На Штутгартском конгрессе Второго Интернационала (1907) Люксембург совместно с Лениным внесла поправки в резолюцию А. Бебеля по вопросу об отношении к империалистической войне и милитаризму. В поправках, в частности, указывалось на необходимость использования, в случае возникновения войны, порождаемого ею кризиса в целях свержения господства буржуазии.

В годы перед войной Люксембург окончательно рвет не только с официальным центром, но и с Каутским. В течение ряда лет она возглавляет леворадикальную оппозицию в партии.

В годы между Первой русской революцией и мировой войной Люксембург начала уделять внимание росту империализма. В течение нескольких лет она вела курсы экономики в партийной школе германской социал-демократической партии. Её монументальная работа «Накопление капитала» (1913 года) содержит ряд ошибочных положений и выводов, положивших впоследствии начало так называемому "люксембургианству". Ещё накануне войны, в 1913 году, за речь против милитаризма Люксембург была приговорена к году тюрьмы. С самого начала войны она начинает свою революционную агитацию против войны, возглавляя группу «Интернационал». Во время войны - интернационалистка, единомышленница К. Либкнехта, вместе с которым основала «Союз Спартака».

В 1916 году была арестована и заключена в тюрьму. Однако даже в тюрьме не прекратила агитационной и пропагандистской работы, посылая конспиративно брошюры, листовки и воззвания против войны. Там ею написана под псевдонимом «Юниус» знаменитая брошюра «Кризис социал-демократии», в которой она теоретически предвосхитила полное разложение II Интернационала и создание III Интернационала. В сентябре 1918 г. написала статьи, изданные в 1922 г. брошюрой под заглавием «Русская революция. Критическая оценка слабости».

По освобождении из тюрьмы Люксембург вместе с Либкнехтом руководит в декабре 1918 года учредительным съездом компартии. Вдохновлявшийся ею центральный орган партии и до сих пор является образцом для эпохи бурного темпа политической борьбы. Будучи (как и Либкнехт) против свержения шейдемановского правительства, ввиду слабости компартии, Люксембург, тем не менее, приветствует начавшееся выступление берлинских рабочих в начале января 1919 г. Выступление подавили отряды фрайкора под руководством Г. Носке; арестованные Либкнехт и Люксембург были убиты конвойными по дороге в тюрьму Моабит 15 января 1919 г. По свидетельству капитана Пабста, который допрашивал Розу Люксембург, её увезли из отеля «Эден», где проводился допрос, забили прикладами, выстрелили в висок и сбросили в Ландверский канал. Тело было найдено в июне, похоронена Роза Люксембург 13 июня 1919 года. По словам историка Исаака Дойчера, с убийством Люксембург «свой последний триумф праздновала кайзеровская Германия, и первый - нацистская».

Владимир Ильич Ленин высоко ценил революционные заслуги Розы Люксембург. Он называл её «орлом, великой коммунисткой, представителем нефальсифицированного, революционного марксизма», подчёркивая, что её работы «… будут полезнейшим уроком для воспитания многих поколений коммунистов всего мира».

Среди литературного наследия Люксембург следует отметить работы: «Социальная реформа или революция» (1899), «Массовая стачка, партия и профсоюзы» (1906), «Накопление капитала» (1913), «Кризис социал-демократии» (1916), «Анти-критика» (1916), «Русская революция. Критическая оценка слабости» (1922, посмертно).

Цитаты

Сочинения

Память

  • Немецкий неправительственный фонд Розы Люксембург, связанный с партией «Левые».
  • Улицы Розы Люксембург имеются в городах Москве, Санкт-Петербурге, Соликамске, Саранске, Абакане, Абинске, Азове, Александрии, Алупке, Армавире, Архангельске, Балакове, Бердянске, Бийске, Боровичах, Броварах, Брянске, Буинске, Витебске, Великих Луках, Владикавказе, Волгограде, Воронеже, Гродно, Грозном, Гурьевске, Днепропетровске, Донецке, Ейске, Екатеринбурге,Жиздре, Изобильном, Йошкар-Оле, Славянске, Иванове, Иркутске, Ирпени, Кадникове, Караганде, Карачеве, Кирове, Кургане, Кыштыме, Лозовой, Лохвице, Магнитогорске, Мариуполе, Меленках, Минске, Орле, Оренбурге, Павлодаре, Полтаве, Пскове, Пятигорске, Ростоке, Севастополе, Севске, Семенове, Симферополе, Скадовске, Славгороде, Ставрополе, Минеральных Водах, Николаеве, Кисловодске, Кременчуге, Саратове, Саранске, Таганроге, Твери, Тирасполе, Трубчевске,Тюмени, Тобольске, Томске, Ульяновске, Усолье-Сибирском (Иркутской области), Кировграде, Марганце, Химках, Туле, Тутаеве, Уфе, Монастырищах, Чебоксарах, Череповце, Черновцах, Черкассах, Чугуеве, Херсоне, Шадринске,Элисте Ярославле
  • Также существовали улицы имени Розы Люксембург в городах Хмельницком (переименована в ул. Грушевского), Астрахани (возвращено старое название Никольская), Одессе (переименована в ул. И. Бунина), Азове (возвращено старое название Александра Невского), Феодосии (возвращено старое название Адмиральский бульвар).
  • Площадь Розы Люксембург есть в Харькове, Берлине, Луганске, Рославле.
  • село Забавное (Табунский район Алтайского края)
  • Село Люксембург, Бабаюртовский район, Дагестан.
  • Село Люксембург, Кантский район, Чуйская область, Киргизия.
  • Село Розы Люксембург, Генический район, Херсонская область.
  • Село Розы Люксембург, Широковский район, Днепропетровская область.
  • Село Розы Люксембург, Новоазовский район, Донецкая область.
  • Село Розы Люксембург, Добропольский район, Донецкая область.
  • Село Розы Люксембург, Хохольский район, Воронежская область.
  • Село Розы Люксембург, Буландинский район, Акмолинская область.
  • Село Розы Люксембург, Кваркенский район, Оренбургской области
  • шерстопрядильная фабрика имени Розы Люксембург (сейчас не функционирует), поселок Волга, Некоузский район, Ярославская область

Роза Люксембург - пламенная революционерка, выдающаяся деятельница польского, германского и международного рабочего движения, одна из основателей Компартии Германии.

Биография кратко

Родилась Роза Люксембург в небольшом польском городе Замосьц. Уже в гимназии она принимала активное участие в нелегальных кружках, работала в партии «Пролетариат». В 1889 году, опасаясь ареста, Роза Люксембург эмигрировала в Цюрих. Здесь, учась в университете, она знакомится с Г. Плехановым. Вместе с польскими революционерами-эмигрантами в 1893 году она основала газету «Справа работнича». С радостью встретив известие о революции 1905 года в России, она нелегально возвращается в Польшу, пишет статьи, призывая польских рабочих к революционной борьбе. В этот период Роза Люксембург по многим вопросам тактики сближается с большевиками.

В 1907 году Р. Люксембург принимала участие в V (Лондонском) съезде РСДРП. По всем основным вопросам она поддерживала В. И. Ленина и большевиков.

Во время первой мировой войны она выступала против предательства некоторых лидеров германской социал-демократии. Вместе с К. Либкнехтом, Ф. Мерингом, В. Пиком создала нелегальную организацию «Союз Спартака». Ее арестовали. Находясь в тюрьме, Р. Люксембург написала под псевдонимом «Юниус» брошюру «Кризис социал-демократии». В. И. Ленин подверг критике серьезные ошибки, содержащиеся в этой брошюре, в том числе тезис, будто в эпоху империализма не может быть никаких национальных войн, из чего вытекало отрицание справедливых, освободительных войн в эпоху империализма и равнодушное отношение к национально-освободительным движениям.

Роза Люксембург с восторгом приветствовала Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Освобожденная из тюрьмы ноябрьской революцией в Германии, она горячо принимается за дело: редактирует «Роте Фане», пишет листовки, выступает на митингах. В декабре 1918 года на учредительном съезде КПГ выступает с докладом о программе КПГ и политическом положении в стране. Под влиянием большевиков Р. Люксембург исправила большую часть своих ошибок.

После подавления контрреволюционным правительством январского восстания берлинских рабочих Р. Люксембург вместе с соратником и другом К. Либкнехтом была зверски убита.

Отмечая заслуги Р. Люксембург перед международным рабочим движением, В. И. Ленин писал, что, несмотря на ошибки, «… биография Розы Люксембург и полное собрание ее сочинений… будут полезнейшим уроком для воспитания многих поколений коммунистов всего мира» .



Имена Клары ЦЕТКИН и Розы ЛЮКСЕМБУРГ нынешней молодежи вряд ли известны. Те, кто успел поучиться в советской школе, знают их как пламенных революционерок. Нам эти женщины, яростно боровшиеся за равноправие полов, представлялись этакими оголтелыми феминистками и мужененавистницами. Однако личная жизнь обеих была не менее бурной, чем их политическая деятельность.

Дикая Клара

18-летняя выпускница Лейпцигской женской гимназии Клара Айсснер не стала блестящим педагогом, как надеялись ее учителя. Через несколько месяцев после выпускного девушка вступила в социал-демократическую партию. Родители были в шоке и даже хотели посадить ее под домашний арест, но Клара держалась стойко. Ее наставник, политический эмигрант из Одессы Осип Цеткин , так красочно разлагольствовал о всеобщем равенстве и братстве, что девушка не могла оторваться. Он был некрасив, но притягивал мощью интеллекта. Всего-то на четыре года старше, но уже столько успел повидать! Осип долгое время принимал лихорадочный блеск в глазах Клары за пламенную увлеченность идеями революции. А когда понял, что девушка влюблена в него, постарался объяснить: собираются они здесь не для того, чтобы заводить романы. Однако Клара с присущим юности пылом упорно добивалась своего. Все-таки неспроста ее окрестили «дикой». Это прозвище она получила от друзей юности за горячность, с которой отстаивала идею революции.
В 1880 году Осипа выслали из Германии, и он перебрался во Францию. А Клара выполняла партийные задания в Австрии и Швейцарии. Она пыталась вырваться к любимому, но уехать в Париж ей разрешили лишь через два года. Она тут же разыскала Осипа, поселилась у него и взяла себе фамилию Цеткин, хотя брак официально не зарегистрировали.
Осип перебивался случайными заработками, но трудности Клару не пугали. С разницей в два года она родила двоих сыновей - Максима и Костю. Трудилась на трех работах, на время забросив политическую карьеру, лишь бы ее семья не голодала. Ей было всего 32, когда Осип умер от туберкулеза, но выглядела она на все 45.

Седина в голову

После смерти мужа Клара с детьми вернулась в Германию. Поселилась в Штутгарте, где получила должность ответственного секретаря газеты немецких работниц «Равенство». Бюджет издания не позволял нанять постоянного художника, поэтому Клара предлагала временную работу учащимся академии художеств. Там она и познакомилась с 18-летним художником Георгом Фридрихом Цунделем , вдвое моложе нее. Изголодавшаяся по любви 36-летняя женщина воспылала страстью к юноше. Тем более что и он проявил к ней интерес. Возможно, Георг рассчитывал лишь на необременительные отношения, но Клара смогла удержать его. Они поженились, и их брак был вполне счастливым. Оба имели стабильный заработок. Жили в просторном доме и были первыми во всей округе владельцами собственного автомобиля. Но после 20 лет брака Георг попросил развод: он влюбился в юную Паулу Бош - дочь основателя известной теперь на весь мир компании по производству бытовой техники. Боши раньше жили по соседству, но и после переезда поддерживали дружеские отношения с Кларой и Георгом. Художник мечтал жениться на возлюбленной, но жена не отпускала его. Хотя и понимала, что в свои 58 уже не представляет интереса для 40-летнего мужчины. Впрочем, Георг все равно ушел от Клары, хотя официально развод был оформлен только через 11 лет.
Стареющая коммунистка Клара Цеткин на встречах с работающими женщинами обсуждала не победу трудящихся над мировым империализмом, а вопросы пола и брака. Раздавала брошюры с популярным изложением теории Фрейда , затрагивала деликатные темы. Узнав об этом, Владимир Ленин жутко возмущался. Мол, время ли сейчас рассуждать о любви да ухаживаниях.
- Мир старых чувств и мыслей трещит по швам. Скрытые раньше для женщин проблемы обнажились, - возражала вождю мирового пролетариата Клара.

Бедная Роза

Пятый, младший ребенок в семье зажиточных польских евреев, Розалия Люксенбург была самой невзрачной. Непропорциональная фигура, маленький рост, да еще и хромота из-за врожденного вывиха бедра. Она была любимицей всей семьи, но все равно выросла с кучей комплексов. Возможно, это и заставило ее уйти в политику. Там в ней видели не женщину, а умного и надежного товарища. В 1890 году 19-летняя Роза, уже сменившая фамилию на Люксембург , знакомится с эмигрантом из Литвы Лео Йогихесом (подпольная кличка Ян Тышка ). Неотразимый красавец пропагандировал идеи социализма, но девушку больше интересовал он сам. Она готова была забыть о революции и стать покладистой женой. Но Лео, благосклонно принявший ухаживания очередной поклонницы, сразу осадил Розу: он сторонник свободных отношений, а брак - это пережиток буржуазного прошлого. Этот роман мало интересовал любимца женщин, но его забавляло слепое поклонение стойкой революционерки, которую так уважали соратники.
Жесткая в политических делах, Роза писала любимому удивительно лиричные письма: «Если мне когда-нибудь захочется снять с неба пару звезд, чтобы подарить кому-нибудь на запонки, то пусть не мешают мне в этом холодные педанты и пусть не говорят, грозя мне пальцем, что я вношу путаницу во все школьные астрономические атласы…» Лишь через 16 лет Роза нашла в себе силы порвать с Йогихесом - ей надоела вечная неопределенность.

Решив больше не отвлекаться на личную жизнь, Роза с головой ушла в работу. Активная деятельность не раз приводила к тому, что она оказывалась за решеткой. На одном из процессов ее защищал юрист Пауль Леви . И Люксембург не удержалась - соблазнила адвоката, который был моложе ее на 12 лет.
Последней любовью Розы стал сын подруги и соратницы Клары Цеткин Костя. 14-летняя разница в возрасте поначалу никого не смущала. 22-летнего Костю вдохновили пламенные речи Розы. А ей казалось, что в свои 36 она наконец обрела женское счастье. После пяти лет бурного романа Костя решил порвать отношения. Роза, со свойственным ей напором, пыталась удержать возлюбленного. Давила на него и мать, которая встала на сторону подруги. Однако Костя все равно ушел к другой. А Роза, окончательно разочаровавшись в мужчинах, полностью посвятила остаток жизни политике.