Кто был против хрущева. Как Хрущёв прорвался к власти

Здравствуйте, уважаемые читатели. Объектом нашего сегодняшнего исследования становится знаменитый танец лезгинка. В интернете представлена довольно скудная и противоречивая информация о нем. Не претендуя на роль судьи последней инстанции, мы решили собрать в одной статье все самое интересное о главном танце народов Кавказа.

История происхождения лезгинки. Чей это танец?

Споры о том, кто придумал это красивый танец и где он зародился, не утихают до сих пор. Причина всех этих споров проста – каждый народ пытается присвоить себе статус родоначальника и основателя. Мы точно можем утверждать только то, что впервые кавказская лезгинка явилась миру в и именно здесь находится ее «родина».

В русском лексиконе подобное название танца закрепилось во время 19 века. Известно, что в то время все горские народы Дагестана называли собирательным термином «лезгины». Отсюда и пошло название самого танца. К интересным выводам можно прийти, если разобрать этимологию слова «лезгинка». Корень у нее «лек», что в переводе означает «орел». Таким образом, можно предположить, что это «танец орла». Обратите внимание на положение крыльев птицы и рук танцора:

Есть и другая теория появления танца. В грузины, которые тоже, претендуют на роль родоначальников, словом «лак» (равнозначно слову «лек») обозначали все дагестанские народы. И некоторые специалисты небезосновательно считают, что лезгинка олицетворяет танец горных туров ( – это большой круторогий козел, обитающий в горной местности).

Нам больше нравится первая теория появления танца. В парной лезгинке даже невооруженным глазом видно, что мужчина огненными движениями олицетворяет гордость орла, а женщина – красоту и скромность прекрасного лебедя. Это магический танец, в древности танцоры, чередуя круги и переключения ритмов, во-первых, заговаривали жертвенное животное, во-вторых, добивались обретения высшей гармонии слияния себя с божеством и миром природы.

Бывший солист и директор, а ныне ветеран знаменитого академического – Эльдар Мирзоев, как-то сказал:

«Лезгинка — это не этнический танец какого-то конкретного этноса. Просто дело в том, что на востоке очень часто термин „лек“, „лезг“, „лакс“ выступал в роли обобщающего названия всех дагестанцев. Таким образом, лезгинка прежде всего общедагестанский танец. Секрет популярности как танца, так и ансамбля „Лезгинка“, как раз заключается в его исконно дагестанском происхождении, что само по себе подразумевает подлинность кавказскую.

Мы, дагестанцы, сумели сохранить, я так считаю, наиболее древние, архаичные черты этого танца. Истоки лезгинки уходит в глубину веков. Речь идет о древних, как сам мир, тотемистических обрядах. По всей видимости, в этих танцах воплощена идея плодородия, мужественности, огня. Обратите внимание на вытянутую в сторону руку танцора – это рог, символ плодородия, мужественности. Позиция рук девушки означает то же самое, но, конечно, в девичьем варианте. Тур — один из основных тотемистических предков дагестанцев, человек в горах издавна охотился на туров, одомашнивал их, диких козлов.

Дагестанец в древности во многом питался мясом туров, диких козлов, диких быков. Танцор, кстати, неслучайно становится на кончики пальцев ног, это опять-таки заимствовано от туров. В музеях Дагестана, да и просто под открытым небом в горных селах вы можете увидеть и убедитесь сами, насколько часто древние изображали утра, горного козла. Это всегда явно ритуальные, магические изображения. То же самое одинаково справедливо и для танца».

Дагестанская школа народного танца признана самой сильной в мире. Здесь практически с пеленок приучают детей к ритмам гор. Народный танец вошел в , он диктует свои требования не только к внешнему виду (к осанке, например), но и приучает к ритму восприятия жизни.

Лезгинка аккумулирует, отражает и сохраняет в себе многое: прикладное искусство, легенды и обычаи, народную музыку и театр. К тому же, танец – важнейший элемент жизненного уклада горцев, непревзойденный и до конца не раскрытый феномен объединения всех . Это не просто танец, это эталон статности, красоты и благородства. Он – прямое выражение настоящего горского характера – свободолюбивого, гордого и непреклонного.

Виды танца: классификация и описание

О современном состоянии танца сегодня мало говорят и пишут. Вопросы постановки и хореографии, классифицирования и прочие нюансы доступны узкому кругу специалистов. Если не брать в счет (т.н. попсовую), то вы практически нигде не сможете найти информацию о фундаментальных основах. Они, на первый взгляд, кажутся простыми, но очень важно знать их и уметь интерпретировать.

На самом деле, мы одними из первых делаем попытку как-то классифицировать кавказскую лезгинку. Первое, что приходить на ум – это география распространения танца.

Танцы народов Северного Кавказа

  • Классическая (дагестанская) лезгинка.

Специально выделили ее отдельным пунктом. Ведь, это самый распространенный танец на Кавказе и за его пределами. Если копнуть глубже, то можно еще больше разложить ее. Например, отдельными направлениями выступают свадебная или парная лезгинка.

  • Национальные танцы Дагестана.

А как вы думали? Мы же писали, что каждый народ имеет свой танец. А в РД проживает 14 только коренных народов (всего 36). И они полностью отличаются от классической лезгинки. Совсем другой ритм музыки, костюмы, движения, шаги. Сам характер танца разный. Поэтому, все эти танцы (кумыкский, аварский, даргинский, гергебельский, лакский, лезгинский, андийский, табасаранский, акушинский и так далее) объединены в отдельную группу.

  • Танцы других северокавказских народов (без учета РД). Эта группа занимает целый пласт: , карачаевка, кабардинка (сламей), осетинские танцы « », «Хонга» и так далее. Порой они очень сильно отличаются друг от друга. Например, если чеченская лезгинка «зажигает, рвет и мечет», то осетинский танец очень спокойный в исполнении.

Танцы народов Закавказья

Эта группа очень обширная, сюда входят танцы сразу трех независимых государств – (например, «Яллы» и «Вагзалы»), Грузии («Картули», «Нарнари», «Кистури», «Абрагули») и Армении. Конечно же, особняком здесь стоят грузинские танцы. Ведь, именно грузин по национальности – дед великого – в начале 20 века явил миру великолепие лезгинки на Всемирном Фестивале народного танца в Лондоне.

Дело своего деда продолжила династия Сухишвили, который создал в Грузии единственный в своем роде Национальный балет Грузии. Именно здесь поднялись на такой высокий уровень, что даже трудно себе представить. В эту же группу можно отнести абхазский и аджарский танцы.

Классификация по варианту исполнению

  • Мужской одиночный танец.

Самый распространенный вид, очень часто его сравнивают с огнем или сверканием молнии. И это действительно так! Главная цель мужчины в танце – разжечь огонь любви в сердце девушки. Ведь, в старину чаще всего танцевали в двух случаях – во время военных действии или перед боем (для подъема духа) и на свадьбе (для выбора невесты).

  • Женский одиночный танец.

В таком виде она исполняется очень редко. Символизирует женская лезгинка – лебедя. Все движения предельно плавные и красивые. Кстати, есть движения мужской лезгинки, которые исполняют . Понятно, что она не будет выполнять обороты и прыжки, но многие мужские движения прочно вошли в арсенал женского танца.

Женская лезгинка символизирует изящество и очарование. Пластика рук играет в ее танце первоочередную роль и является средством выражения души и характера. Ничего лишнего в танце она не должна себе позволять. Глаза слегка опущены, голова – приподнята. Нельзя глаза поднимать выше груди партнера и опускать ниже пояса. В тоже время, не запрещается смотреть себе под ноги.

  • Парный танец – один из красивейших.

Важные исторические «заслуги» кавказской лезгинки

Мы постарались выделить три самых главных «достижений» лезгинки, которые повлияли на развитие истории и судьбу .

  • Лезгинка – самый популярный народный танец в мире, который сохранился в неизменном виде.

В последние десятилетия почти все народные танцы мира (русские, украинские, молдавские) претерпели очень большие изменения. Произошел коренной сдвиг в сторону сценической интерпретации.

Танцы потеряли свою самобытность и находятся на грани исчезновения. Специалисты об этом говорят уже давно. Задайтесь вопросом, кто сегодня исполняет русские народные танцы? Не те танцы, что отплясывают после бутылки водки, а истинно народные танцы. Только в профессиональных танцевальных коллективах вам могут станцевать настоящий русский танец, и то не во всех.

На с малых лет детям прививается ритм танца. Поэтому, подавляющее большинство кавказцев могут танцевать лезгинку. Конечно же, не все владеют им в совершенстве, но вы можете себе представить, что русская молодежь собралась для того, чтоб станцевать народный танец?

Даже смешно читать, не правда ли? Но кавказцы делают это. Другое дело, что нужно делать это так, чтоб не мешать спокойствию окружающих. На факт в том, лезгинку танцуют все: от мало до велика, от строителя до руководителя региона. Потому, можно утверждать, что это самый народный танец.

Более того, сегодня ее исполняют так же виртуозно, как и отцы и прадеды. Он с тех пор почти не изменился. Да, вводились новые движения и ноу-хау, но сущность танца осталась неизменной. В связи с этим возникает вопрос: почему же лезгинка с течением времени не претерпела больших изменений и не перешла в разряд сценического?

Ответ очевиден: главная причина – это консерватизм кавказских народов. Причем, консерватизм во всем: в быту, в отношениях полов, в культуре. Всегда на Кавказе традиции почитались превыше всего. Даже придумали общенародное слово « », которым пользуются все. Именно этот фактор помог танцу не потерять свою самобытность. Таким образом, время над лезгинкой не властно. Этот танец вечный. И что бы не происходило вокруг него, он будет жить до тех пор, пока жив хоть один кавказец.

  • Танец смог объединить под «своим знаменем» свыше 100 кавказских народов.

И это действительно достижение вселенского масштаба. Миллионы политиков и философов всю историю человечества бьют головы над тем, как же объединить те или иные народы. А лезгинка, как бы невзначай, взяла и «объединила» под своим флагом свыше 100 народов. И это не преувеличение!

Только в Дагестане проживает свыше 36 коренных народностей. А есть еще кабардинцы, балкарцы, адыги, карачаевцы, дигорцы, осетины, черкесы, грузины, абхазы, армяне, и так далее. В статье о многообразии мы узнали, что каждый народ имеет свой танец, с присущей ему энергетикой, музыкой, ритмом и костюмами. Но есть движения, которые исполняются у всех народов, их называют «общекавказскими».

Не важно, какой нации человек – , аварец, кумык или азербайджанец, услышав звуки зажигательной лезгинки, любой пускается в пляс. И его поддержат все остальные, пусть хоть возгласом «Асса». Язык танца у всех один. Тут не нужен переводчик, не нужен словарь. Люди понимают друг-друга по движениям.

  • Кавказский танец – один из самых универсальных в мировой культуре.

Что имеется в виду под словом «универсальный»? Сегодня в Грузии работает Национальный балет, который культивирует древние танцевальные традиции. Ровно с таким же успехом поэты и композиторы обращаются к ритмам Кавказа при постановках в классическом балете и на оперной сцене. Вспомните хотя бы оперу М.И. Глинки «Руслан и Людмила»:

Или знаменитый балет «Гаяне». В этих постановках искусство танца поднято просто на немыслимый уровень, постичь который очень сложно:

Это ли не свидетельство уникальности удивительного танца. Чтобы там ни говорили, похвастаться такими же успехами и исторически важными достижениями, как кавказская лезгинка, сегодня не может ни один народный танец. Когда слышишь, что где-то ее, то становится просто смешно. В Советском Союзе тоже 70 лет запрещали религию. Но, сердцу и душе не прикажешь!

Пять основ танца – на них зиждется вся суть

Многие люди мечтают научиться танцевать лезгинку. Это по силам практически каждому физически полноценному человеку. Но, прежде чем вы приступите к практическому обучению, давайте рассмотрим с вами, на чем основывается танец.

Есть пять основных «китов», на которых и держится все танцевальное искусство. Для того, чтобы достичь вершин в хореографии, нужно начать с одной «основы» и постепенно переходить к следующей.

  • Первое – правильная осанка.

Начинается с постановки осанки. Красивая и правильная осанка – это 80% успеха. К сожалению, сегодня нельзя сказать о том, что у всех начинающих танцоров он правильна. Этому вопросу многие хореографы уделяют самое пристальное внимание, так как невозможно представить себе, например, девушку, которая танцует и сутулится. Это выглядит не очень красиво и теряется вся изюминка танца.

  • Второе – взгляд.

В лезгинке взгляд имеет особое значение. Ведь, в старину не было принято говорить девушке о своих чувствах. К разработали негласный «язык взглядов» и демонстрировали его в танце. В свою очередь, девушкии должны были либо принять этот жест взглядом, либо же просто показать, что юноша ей не интересен.

Важно знать, что «язык взглядов» у мужчин и женщин абсолютно разный. Если мужчина в танце должен показывать свою уверенность, силу, отвагу и для этого ему нужно все время смотреть партнерше в глаза, то девушке же, наоборот, нужно демонстрировать скромный взгляд. Знаете, исполнять танец чисто механически (дрессировать себя) – дело не очень сложное, самое главное – чтоб вы получали удовольствие.

  • Третье – движения и позиции рук.

Основополагающая позиция рук одинаковая везде. Соответственно, дальше идут разнообразные варианты и формы позиций и движений рук. В классической лезгинке выделяют 6-8 основных позиций.

  • Четвертое – движения ног.

Выделяют три вида движений: простое одиночное движение (например, какая-нибудь «ковырялка»), «характерное движение» (каскад и чередование движений, соло) и шаги (например, чеченский ход). Каждое из них имеет свои нюансы и аспекты, в которых тоже нужно разбираться.

  • Пятое – улыбка.

Дискуссионный вопрос. Некоторые некоторые хореографы утверждают, что парню в танце не нужно улыбаться. Тогда вопрос: почему танцоры известных асамблей улыбаются? Пусть у вас будет красивая осанка, четкие движения рук и ног, но на лице – «камень», ваш танец не принесет удовольствия никому. Лучезарная улыбка всегда греет сердца людей и дарит радость. Поэтому, улыбайтесь чаще.

Какую пользу принесет обучение лезгинке?

Выделим десять основных плюсов, которые вы получите от танца (на самом деле, их сильно больше):

  1. Хорошее настроение (бодрость духа). Все понимают, что танцы – это упорный труд, и без хорошего настроения очень тяжело его пересилить. Многие вместо зарядки включают лезгинку и начинает отплясывать. Таким вот простым способом они получают заряд энергии на весь день.
  2. Красивая и стройная фигура. Танцы – это те же физические упражнения, но под музыку. Замечено, что за 2,5 часа интенсивных занятий лезгинкой человек может скинуть до 1,5 кг.
  3. Правильная осанка. Привитию правильной осанки во всех танцах уделяется огромное внимание. Оно и понятно, так как осанка очень важна всегда и везде. Особенно для девушек.
  4. Лучшая координация движений. Лезгинка очень динамичный танец и требует ловкости и быстроты реакции. Поэтому, со временем улучшается координация движений.
  5. Развитие гибкости. Давно замечено, что танцоры меньше, чем остальные подвержены травмам (не считая профессиональных травм). Благодаря эластичности и гибкости мышц, у этих людей очень редки растяжения.
  6. Красивая походка. Правильная осанка, стройная фигура и хорошая координация движений приводит к тому, что у человека со временем вырабатывается красивая походка.
  7. Уверенный взгляд. Говорят, что порой взглядом можно сказать больше, чем словами. Именно взглядом танцор передает всю энергию танца.
  8. Лучезарная улыбка. Приятно встречать людей, лица которых озаряет улыбка. Все профессиональные танцоры очень часто улыбаются. Тем более, это продлевает жизнь.
  9. Дисциплина (самоконтроль). Вызывает удовольствие то, насколько дисциплинированны люди, занимающиеся танцами. Часто такая дисциплинированность напоминает чуть ли не военную муштру. Но игра стоит свеч! Это окупается тем, что человек учится контролировать свою жизнь.
  10. Новые знакомства (интересные собеседники). Человек всегда должен расширять круг своих знакомств. Это необходимо для его развития.

Ранняя этническая история лезгин тесно связана с одним из древнейших государств на территории Азербайджана и Южного Дагестана - Кавказской Албанией. Античный автор Страбон (65 г до н.э.-24 г н.э.) писал, что население Албании говорило на 26 языках. Один из них принадлежал легам/лекам – предкам настоящих лезгин, жившим на Восточном Кавказе, язык которых был государственным языком Кавказской Албании. В составе античного государственного образования "Кавказская Албания" предки нынешних лезгин, рутульцев, цахуров, агульцев, табасаранцев, арчинцев, будугов, крыцов, хиналугцев под общим этнонимом "Леки" являлись главной военно-политической силой ее. В раннем средневековье лезгины являлись, по описанием современников "Оплотом Ширвана". А в арабских источниках IX-X веков имеются сведения о царстве лакзов в Южном Дагестане.
Нашествие римлян, персов, арабов привело к распаду Албании - часть албано-лезгинских племен покинула прибрежные районы и ушла в глубь гор южных острогов Кавказа, создавая там своеобразные этнические сообщества. С течением времени, в V-X веке в языке, быту и культуре этих общин в силу экономической и политической обособленности складывались свои особенности. Так сформировались лезгинский, табасаранский, агульский, цахурский, рутульский, арчинский, крызский, будухский, хыналыгский и удинский языки и народности, которые стали основными компонентами в процессе формирования единой лезгинской группы языков.
Регион, где проживали лезгины, стали называть Лезгистаном. Край постоянно становился объектом нашествий турков, арабов, татаро-монголов.
После русских завоевательных войн на Кавказе в XIX в. и присоединения Азербайджана и всего Кавказа к России между вновь образованными Бакинской губернией и Дагестанской областью была проведена граница по реке Самур. Проведенный в 1860 году рубеж был зафиксирован и после установления советской власти и распада СССР.
Как народ, имевший традиции государственных структур с античных времен, как народ первым на территории СНГ принявший христианскую веру во II - веке и мусульманскую веру в VIII-веке и занимавший военно-стратегическое положение между морем и Кавказским хребтом, а также ведший бесчисленные войны с римлянами, персами, арабами, турками, лезгинские племена раньше объединились в единую нацию с единым языком, единым самоназванием как "Леки-Лекзи-Лезги",
настоящее время несправедливо ущемлен в Дагестане, а в Азербайджане их положение можно приравнивать геноциду.

Танец «Лезгинка»

Сегодня в мире трудно найти человека, который бы не знал зажигательный танец «Лезгинки». Испокон веков через Кавказ проходили торговые пути, объединявшие Европу с восточными странами.
Побывавшие здесь европейские путешественники обратили внимание на красивый и ранее нигде не видимый танец, который танцевали местные народы, именуемые "лезгинами".
Что же такое «лезгинка»? Это своеобразное соревнование между молодыми людьми - быстрая, темпераментная, требующая большой силы и ловкости от юноши, и плавности, изящества от девушки. Знаменитый танец лезгин является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь.
Музыка «лезгинки», с четким ритмом и энергичными движениями, привлекла к себе внимание многих известных композиторов. Так, Глинка в «Руслане и Людмиле», Рубинштейн в «Демоне» поместили бурную, полную стихийной силы и страсти «лезгинку». Композиция осталась популярной по сей день – очень часто к ней обращаются и современные исполнители.

1.Язык и история Кавказской Албании (отрывок)

Как наименования всех народов на свете и слово лек (лекь)- "лезгин, орел" означает люди-орлы. Народы-соседи слово лек воспринимали как название определенного народа, а сами леки вкладывали в слово лек понятие "человек-орел". Отсюда и название танца - лезгинка - как человеческого танца в отличие от танцев птиц, зверей...

2.Из Большой Советской Энциклопедии

Лезгинка, народный танец лезгин, распространён по всему Кавказу. У кабардинцев, осетин, аварцев, чеченцев, ингушей и др. - свои разновидности Л. Музыкальный размер 6/8. Мелодия чёткая, динамичная. Темп быстрый. Л. - танец-соревнование, демонстрирующий ловкость, виртуозность, неутомимость танцовщиков.
Лекури, Картули (старинное название - лекури), грузинский народный парный танец. Известен также под названием лезгинка. Сформировался в Карталинии и Кахетии. Музыкальный размер 6/8. Исполняется в сопровождении инструментального ансамбля (дудки, зурны, доли). Классические образцы К. в операх "Даиси" и "Абесалом и Этери" Палиашвили.
Исламей, исламий, народный танец кабардинцев и адыгейцев. Род лезгинки. Мелодия И. исполняется на скрипке и гармонике в сопровождении пхацыка (трещотка из 4-5 деревянных пластинок). Художественную интерпретацию И. дал композитор М. А. Балакирев в своей восточной фантазии "Исламей" для фортепьяно (1869).
Боденштедт (Bodenstedt) Фридрих (22.4.1819: Пейне, близ Ганновера, - 18.4.1892, Висбаден), немецкий писатель, переводчик. Учился в Гёттингене и Мюнхене. В 1841-43 был домашним учителем в Москве, затем преподавал в гимназии в Тифлисе, где брал уроки восточных яз ыков у азербайджанского поэта Мирзы Шафи Вазеха. Был знаком с А. И. Герценом, М. Ю. Лермонтовым, находился в переписке с Н. А. Некрасовым, Ф. И. Тютчевым, А. К. Толстым, И. С. Тургеневым.... К самостоятельным произведениям Б. принадлежат поэма "Лезгинка Ада" (1853), трагедии "Дмитрий" (1856), "Император Павел" (1876)...

3.Почему лезгины зовутся лезгинами. Роль тотемизма в происхождении некоторых кавказских этнонимов (отрывок)
И. Гаджимурадов, [email protected] , Бонн, Германия

Знаменитый танец лезгин - лезгинка (известен также в Иране под названием лезги и в Грузии как лекури - лека «лезгин, дагестанец»), который почти в неизменном виде распространен среди всех без исключения кавказских народов, является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Название похожего танца грузин картули, по всей вероятности, также происходит от слова кард и означало первоначально "соколиный, орлиный танец" (см. фото). Закономерным является то обстоятельство, что лезгинка названа так в соответствии с древним тотемом лезгиноязычных народов и является исконным национальным и древним ритуальным танцем лезгин (отсюда и название лезги/лезгинка).

4.Лезгинка

Европейские путешественники, посетившие несколько веков назад Дагестан обратили внимание на красивый и ранее ни где не видимый танец, который танцевали здешние народы, именуемые ими общим названием "лезгины".....

Наверно нет такого человека, не знающего этого прекрасного зажигательного танца. Не раз встречался с такой ситуацией, когда люди узнают, что я лезгин, то улыбаются и говорят: "А-а, лезгинка:", и вспоминают этот зажигательный танец. Лезгинка - действительно наш народный танец. А наш ансамбль "Лезгинка" в Дагестане известен не только в нашей республике, в нашей стране, но и за её пределами. И плох тот лезгин, который не умеет плясать лезгинку.
Старинная лезгинская музыка и танцевальная культура оказали большое влияние на формирование культуры на всем Кавказе. Известный всемирный танец "лезгинка". Кто его не знает? У истоков этого танца стоял великий талантливый лезгинский народ, ведь чтобы стать таким распространенным, быть таким любимым многими народами, нужны были столетия! Лезгинская культура, включая и советский период либо разрушалась, уничтожалась, либо присваивалась. Нам здесь только остается привести названия лезгинских народных танцевальных мелодий, собранных нашим уважаемым Забитом Ризвановым. Слова и мелодии из них утеряны. Может, кто-нибудь помнит их, запишите и сохраните.
Вот некоторые названия лезгинских народных танцевальных мелодий, приводимых в книге "История лезгин" Ризвана и Забита Ризвановых: Лезгинка, Апай, Мулейли, Терекма, Магьи дилбер, Перизада, Акъуша, Къавумар, Пекер баха, Гиляр, Шагьсенем, Керем, Къарид руш, Къизилгуьл, Сегьерар и другие.
Основой Лезгинки были и остаются такие танцы, как Дагъарин таватар, Зегьметчияр, Мехъер, Гатфар, Кьвепаюнрикай ибарат аскерин кьуьл, Къуншидин руш, Даллай, Кlанибурун макьам, Дагъларин макьам, Лезги кьуьл, Шарвили и многие другие
Знаменитый лезгинский танец "лезгинка" (известен также в Иране под названием "Лазги, лезги", в Грузии "Лекури" , что означает - лезгины(леки) танцуют), который почти в неизменном виде распространен среди всех без исключения кавказских народов, является ни чем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Не исключено, что в глубокой древности этот ритуальный танец исполнялся в особом костюме, украшенном перьями орла. Орлы и некоторые другие птицы по сегодняшний день считаются у лезгин священными. Их отстрел и употребление в пищу считается тягчайшим святотатством. Эти запреты, несомненно, связаны с табуизацией тотемических животных, распространенной среди многих народов мира..

Общеизвестная греческая легенда о Прометее, прикованном Гефестом по приказанию Зевса к скале Кавказских гор, и об орле, склевывающим его печень, является аллегорическим описанием предками индоевропейцев чуждого им ритуального обряда погребения кавказских горцев. Прометей, которого бог неба Зевс наказал за то, что он выкрал небесный огонь и передал его людям, является, по всей вероятности, собирательным образом кавказоязычных горцев, раньше других народов овладевших тайной литья и ковки металлов. Под огнем в греческой легенде следует, конечно, понимать не костер, а особый огонь в специальной печи горцев, при помощи которого кавказоязычным кузнецам удавалось плавить и отливать металлы. Эпизод с кражей небесного огня и передачей его людям объясняется просто, если учесть, что до изобретения предками кавказских, анатолийских и балканских горцев плавильных печей только боги владели огнем (молнией, раскаленной вулканической лавой), способным расплавить металл. Не случайно то обстоятельство, что исполнителем кары Прометею явился бог огня и кузнечного дела Гефест, функции которого несомненно указывают на его вулканическое происхождение.
Следует особо отметить, что для обозначения печени и орла лезгины используют одно и то же слово лекь. Не может быть никаких сомнений в том, что это "совпадение" является отголоском давно забытых религиозных ритуалов. Пересечение понятий "орел", "печень", "душа", "мечта" находит свое продолжение и в других восточнокавказских языках: лезгинскому эрзиман "мечта, пожелание" (ср. таб. арзу "желанный, заветный"), которое никоим образом не может быть заимствованием из тюркских или иранских языков, соответствует, например, чечен. эрзу "орел" и чамал. эрцим "беркут" (ср. урарт. арциб - предположительно также "орел").
Древнейшее население Малой Азии, память о котором сохранилась среди прочего в донесенном до нас древнегреческими источниками этнониме лелег, называло себя, вероятно, также по имени птицы - их тотемического знака. Характерный головной убор (из птичьих перьев) этих древнейших насельников Передней Азии и сопредельных европейских регионов позволяет дать этимологию этнонима лелег (ср. лезг. леглег, авар. лакълакъ "аист", лак. лелуххи "птица", рут. эрфи-лелей "вид орлиных", цез. лела "перо; крыло", из восточно- кавказского субстрата происходит и азерб. лелек "птичье перо"), который мог означать "люди-птицы, крылатые люди".
Название похожего танца грузин картули (кардули), по всей вероятности, также происходит от лезгинского названия кард -сокол, полет которой имитируется танцором. Все свое настроение, все свои чувства, танцор выражает в этом танце. Во время воин "лезгинка" служила ритуальным танцем наших воинов для поднятия духа.
Также "лезгинка" служила поводом знакомства юноши и девушки, ведь суровые законы гор не позволяют выходить девушкам одним на улицу и познакомиться молодым людям было нелегко. В основном всегда девушки собирались на свадьбах, и тогда юноша, сделав какое-нибудь движение подзывает девушку на танец. В танце, когда девушка собиралась уходить, юноша всевозможными способами преграждал ей дорогу, но ни в коем случае нельзя было касаться девушки, бывали случаи, когда за это убивали.
Сейчас ЛЕЗГИНКА - танец дружбы, любви и счастья.

5.О Лезгинке
www.lezginka.net - Лезгинка - Международный музыкально-танцевальный конкурс имени Патимат Омаровой на лучшее исполнение лезгинки
Уникальна по составу древнейшая культура народов Дагестана. Каждый из ее видов архаичен, высоко художественен и одновременно удивительно современен, перейдя сегодня своими мощными генетическими запасами и памятью народа в 21 век, в 3 тысячелетие.
Народное прикладное искусство, мифотворчество, народная поэзия и музыка, богатый фольклор, театр, танец. Каждый из них - это целый мир богатства и разнообразия, традиций и форм существования. Все они переплетены меж собой и неразрывны в единой дагестанской культуре. Являясь подлинными памятниками культуры, каждое из этих явлений достойно и необходимо научное изучение, музеефикация, выделение в отдельные специализированные научные институции по исследованию, фиксации, сохранению и пропаганде собственных культурных достижений. Официальная российская наука и культура достаточно занимается этими вопросами. Но сегодняшний день все больше требует новых, новационых, узко ориентированных и подробных действий в свете надвигающейся глобализации, нивелирования особенностей каждой из национальных культур.
Искусство, это своеобразный язык общения. И танец в этом смысле является наиболее универсальным и доступным. Тем более, если это танец лезгинка - танец всех народов такой многоликой страны как Дагестан. Он аккумулирует, отражает и сохраняет в себе все - прикладное искусство - костюмы и украшения; легенды и ритуалы, обычаи - рисунок танца, формы движений, особые законы и пропорции поведения в нем; народную музыку - богатство народных мелодий, музыкальные инструменты, многовековые навыки игры; театр - танец, как часть общего действия, сопряженный с определенным событием, людьми. И, в конце концов - танец в Дагестане, и особенно "лезгинка" являются важнейшим элементом жизненного уклада всех горцев, является непревзойденным и до конца не раскрытым феноменом объединения народов.
В каждом этнически обособленном ауле Дагестана и по сей день, мы можем наблюдать особые формы, движения, пластику и мелодику......общего "горского" танца. Мужского, женского, девичьего, детского....Но все они остаются локальными проявлениями национальных культур. Но по праву народным, общенациональным была, есть и будет оставаться "лезгинка". Тем более, что под ее знаменами стоят все горские народы Кавказа - от Грузии до Ичкерии. Ее знают все, ее любят все, ее танцуют все. И ей специально никто никого не обучает. С рождением человеку видимо закладывается ее особый захватывающий ритм, который уже с малых лет выводит человека в круг. Сегодня танец "лезгинка" по праву является визитной карточкой Дагестана, символом мира и открытости наших людей.
Но все это, культурно - историческая данность, которую мы не вправе бесщадно эксплуатировать, ничего не давая взамен. Танец как явление национальной культуры необходимо знать, сохранять и приумножать в поколениях.
Сегодня мы видим, как к всеобщей любви все больше примешивается некая развязность, легковесность, упрощенность. А ведь всем известно - что "Лезгинка" - это не просто танец, а эталон статности, красоты и благородства. Время берет свое - размывается, нивелируется мелодика, упрощаются формы и движения танца, уходит в небытие некая тайна, сокровенность глубинного смысла, заложенного в нем. Пара - мужчина и женщина. От начала и до конца вместе, и у каждого своя особая роль, слагаемые вместе в диалог только им понятной беседы. Ведь многие века именно танец, наряду с песней и поэзией были верной и единственной формой объяснения своих чувств.
Как много можно почерпнуть из этого красивого, на первый взгляд доступного и столь заманчивого танца "лезгинка". И чтобы все это лучше понимать, свой родной танец надо не только любить, переплясывать, но и знать его.
Историю "лезгинки", ее законы и разновидности, кто, как, в чем, где, когда и почему танцевали ее. Какая она? Эти и многие другие вопросы и призван решать создаваемый в эти дни Музей Танца "Лезгинка". Это будет не просто очередной официальный "очаг культуры". Своим создателям он видится творческим, научно-просветительским центром, вбирающим в себя самые разнообразные формы деятельности. Главная задача музея - это сохранение, развитие и пропаганда лучших традиций танцевальной культуры "Лезгинки". На сегодня главная задача музейщиков - собирательская деятельность. Силами специалистов и профессионалов, энтузиастов и просто обычных людей, кто болеет душой за свою историю, патриот и щедр душой, - будет формироваться наш музей. Собранный материал станет основой не только музейных экспозиций, но главное - вскроется огромная источниковая и историческая база, не задействованная ранее в науке, что повлечет за собой новые исследования, открытия, теоретические и практические дискурсы в дагестанской культурологии.
И здесь нельзя не сказать о главной движущей силе столь новаторского и грандиозного проекта - большой семьи Омаровых и главного вдохновителя Омарова Омара Муртузалиевича. Сегодня на счету "лезгинки Омаровых" за сравнительно короткий срок - три - 2000, 2001, 2002 года -Конкурсы на лучшее исполнение фольклорной лезгинки им. Патимат Омаровой, создание союза хореографов Дагестана. В орбиту дагестанской лезгинки включается весь мир - на подходе международный фестиваль фольклорной лезгинки, который пройдет в Турции, открывается музей. Но главное - благодаря стараниям этих энтузиастов, участников конкурса и профессионалов люди вспомнили, что "лезгинка" это не только элемент свадебного или семейного торжества, лезгинка - это тонкое, сложное искусство, требующее высокой самоотдачи и преданности.

6. Готфрид Гасанов - Отец Лезгино-Дагестанской музыки.

22 июня 1923 г. в Махачкале состоялся концерт, посвященный творчеству Ф. Шопена. Исполнителем был Г.А. Гасанов, " выступление которого стало выдающимся явлением в музыкальной жизни дагестанской столицы", Газета " Красный Дагестан" откликнулась на концерт обстоятельной рецензией, в которой указывалось, что "молодой музыкант - один из первых представителей новой, советской национальной художественной интеллигенции" . "Говоря о программе концерта, мы не можем не сказать несколько слов о самом концертанте, - пишет рецензент. - Пианист Г.Гасанов представляет собой такую музыкальную величину, которая достойна всякого внимания и которым смело может гордиться Дагестан, как своим единственным музыкальным детищем

Огромен вклад Г. Гасанова в становление музыкальной культуры аварцев, кумыков, лакцев и другие народов Дагестана. Первая музыкально-художественная экспедиция по собиранию народной музыки, возглавляемая Г. Гасановым, отправилась из Буйнак-ска по маршруту Араканы - Кудутль - Гергебиль - Могох - Хунзах - Чох - Со-гратль и собрала интересный материал: 120 поэтических текстов и 100 народных мелодий, записанных на фонографические валики. "Поездка с фонографом имела сама по себе характер сплошного триумфа, - писал Гасанов в отчете об экспедиции. Жиители селений битком наполняли помещения, которых производились записи, н свою очередь сопровождавшиеся нескончаемыми выражениями удовольствия и изумления.В Могохе мы получили совершенно искренние комплименты по адресу Советской власти интересующейся творчеством крестьянства" .

"Результатом экспедиции явилось также исследование Г.Гасанова "Песни аварцев", законченное в 1927 г." . Представляя по форме отчет о поездке, оно, в сущности подвело итог знакомству с музыкой аварцев 1921-1927 гг. и подводило научные основы исследования музыкальной культуры авариен, "Содержание работы отмечается большой широтой, смелостью и насыщенностью обобщений. В первой части приведено обстоятельное описание наиболее распространенных аварских музыкальных инструментов: кумуза (тамура), чIагъаны, лалу, зурны, их устройства, настройки, техники исполнения, технологии их изготовления, народно-музыкальной терминологии и т.п. Второй раздел труда Г.Гасанова раскрывает музыкальную структуру аварской песни, общую классификацию аварского песенного фольклора" .
Публикация Г.Гасанова получила высокую оценку: зачитанная как доклад на заседании этнографической секции Государственного Института Музыкальной науки в Москве в августе 1927 г., она принесла автору признание научной общественности. Ему была присвоена степень члена-корреспондента ГИМНа. В "Песнях аварцев" Г.Гасанов заложил основы методики научного исследования народного творчества и значительно обогатил аварскую музыкальную фольклористику внесением в нее элементов лезгино-дагестанских мелодий. "Идеи этого исследования интересны и в наши дни" .
В том же году был напечатан сборник "Мотивы дагестанского танца: 12 лезгинок, исполняемых зурнами", составленным Г.Гасановым, М.Джамаловым. Это первое издание лезгино-дагестанских мелодий, а также первый и до настоящего времени единственный сборник народной танцевальной инструментальной музыки. "Мы считаем, что издаваемые двенадцать танцевальных мотивов являются неоспоримым музыкальным богатством, требующим фиксации во избежание исчезновения, тем более что некоторые из них уже не играются вовсе" - писали составители в предисловии к сборнику.
Им удалось отобрать художественно совершенные и разнохарактерные образцы национальных плясов, наигрышей под лезгинку. Указанный сборник определил важнейшие принципы и формы собирания, йотирования и публикаций Восточно-Кавказской народной музыки, ставшие направляющими для развития фольклористики; отбор наиболее привлекательных образцов, "обобщающие" приемы нотной записи, условная запись переменной метроритмической структуры, отсутствие сопровождающих, "аккомпанирующих" инструментов (в данном случае - ударных) и т.д." .
Как отмечено выше, под руководством Г. Гасанова в 1926 году был открыт музыкальный техникум.
"Важнейшее значение Г.Гасанов придавал разработке методики работы с учащимися-горцами по музыкально-теоритическим предметам, а также созданию специального дидактического материала и художественно-педагогического репертуара на фольклорной основе. Выдвинутая им идея "изучения музыкальной теории на основе изучения родных мотивов была новаторским явлением в музыкальной педагогике тех лет" . Уже в 1927 г. музыкальным техникумом был издан сборник фортепианных пьес Е.Юдиной "Дагестанским детям". В предисловии к сборнику Г.Гасанов писал: "Нетрудно также понять, почему мы избрали народные песни в качестве материала для педагогической работы: во-первых, нашим ученикам-горцам эти мотивы уже знакомы и вполне вяжутся с культурным миром той среды, которая создала этих детей; следовательно, ознакомление их с приемами гармонизации (с точки зрения развития вкуса) гораздо лучше построить на знакомом и близком материале, чем на мотиве придуманном, а порой и национально чуждом; во-вторых, выпуском настоящего сборника дагестанский мотив выдвигается из народных гущ к эстраде, хотя бы ученической, что, безусловно, имеет немалое культурное значение в направлении развития и обогащения местной музыки" .
К работе в техникуме Г.Гасанову удалось привлечь не только наиболее опытных местных педагогов, но и выпускников музыкальных вузов Москвы и Ленинграда. Классы фортепиано вели Д.Далгат, Е.Юдина, О.Ти-мушева, скрипки - И.Сафанов, В.Клин, сольного пения - М.Андреева - Петровская, В.Зайцева, духовых инструментов - А.Клейзмер. Наличие довольно большого числа специалистов - музыкантов высокой квалификации обеспечивало высокий уровень преподавания и позволило развернуть интересную концертную просветительную деятельность. В программах концертов Дагмузтехникума звучало много произведений музыкальной классики-сочинения И.С.Баха, Л.Бетховена, Ф.Шуберта,. Н.Метнера, М.Равеля, фортепианные концерты Р.Шумана, П.Чайковского, С.Рахманинова. Здесь же исполнялись сочинения на дагестанские темы Г.Гасанова, Д.Далгат, Е. Юдиной и И.Сафанова.
Г. Гасанов подготовил таких выдающихся музыкантов, как С. Агабабов, М. Кажлаев, Ш. Чалаев и др.
Г.Гасановым написаны детский балет "Карачач", опера "Хочбар", песни для пьес "Айгази", "Любовь Асият" и др., прочно укрепившиеся в репертуаре Кумыкского театра. Его концерт для фортепиано с оркестром часто и в настоящее время исполняется оркестрами России и в других странах зарубежья. Творчество Г.Гасанова высоко оценило правительство СССР. Он дважды удостоен звания лауреата Государственной премии, имеет почетные звания заслуженного деятеля искусств РСФСР и ДАССР.
К сожалению, и Г. Гасанов предан сейчас забвению, его музыкальное наследство варварски используют представители других народов, даже не ссылаясь на его опубликованные произведения...

7. Зейнал Гаджиев

"Мне посчастливилось работать с Зейналом Гаджиевым, - говорит И.Матаев. - З.Гаджиев был композитором, яркий талант которого внес большой вклад в развитие музыкальной культуры Дагестана. Его прекрасные произведения "Мой Дагестан", "Самур-Дивичи-Канал", "Лезгинская колыбельная", сотни музыкальных произведений, написанных им для ансамбля "Лезгинка", снискали большую любовь дагестанских народов. Каждое его музыкальное произведение пронизано любовью к своему народу, выражает думы и чаяния простого человека"...

"Зейнал Микаилович, - говорит далее Иосиф Матаев, - в своих произведениях старался отразить самое сокровенное и поэтому каждое его произведение воспринималось как событие музыкальной культуры. Он был демократическим композитором, будь ли это песня или аратория, или музыкальная сценка - в его произведениях превалировал мелодизм. От малого до велика пели его песни. Можно сказать, что он основатель современной хореографической музыкальной культуры Дагестана"...

В 1957 году 3. Гиджиев переехал в Махачкалу, сперва работал в ансамбле "Песни и танцы Дагестана", а с созданием Хореографического ансамбля "Лезгинка" - в послед ней. В "Лезгинке" 3. Гаджиев работал до последних своих дней (умер в 1971 г.).

В 1959 году, через два года после переезда в Махачкалу, 3. Гаджиев выпускает книгу лезгинских народных песенных и танцевальных мелодий. К сожалению, мне ее не удалось найти. Как пишет Н. Ибрагимов в "Лезги газет" (04.09.93.), в книге были собраны такие народные шедевры, как: "Шагьсенем", "Суна-чан", "Алагуьзли", "Загъадур-загъа", "Магьидилбер чан", "Ай, Дилбер", Вацран эквер", "Жанисат," Колхозчи рушаз", "Кьасум-хуьр", "СтIалар", Усугьчай", "Тала", "Абас", "Телефонар", "Хинер", "Яхлар", "Рипс къуьл", "Къуба къенфетар" и др.

В первые годы создания "Лезгинки" в ней значительное место занимали танцы лезги-ноязычных народов, а музыкальное оформление было основано, в основном, на лезгинских танцевальных мелодиях.

По словам народного артиста России, лауреата Государственной премии России и Дагестана, художественного руководителя "Лезгинки" Иосифа Матаева, 90% музыки при постановке всех танцев "Лезгинки", будь это татский или аварский танец или танец другого дагестанского народа, написаны заслуженным деятелем искусств Дагестана Зейналом Гаджиевым.

Основой "Лезгинки" были и остаются такие танцы, как "Зегьметчияр" ("Труженики"), "Суван тIаватар" ("Горские мелодии"), "Мехъер" ("Свадьба"), "Атлуйрин чамарар" ("Атлуйские конные состязания"), "Пуд паюникай ибарат Египетрин кь1уьл" ("Египетский танец"), "Къайтагьи" ("Кайтаки"), "Унцукулвияр" ("Унцукульцы"), "Партизанар" (Партизаны"), "Гичинар гвайбурун кьуьл"(" Танец с кувшинами"), "Кь1вепаюникай ибарат ас-керин кьуьл" ("Танец воинов"), Рутулрин "Масха" ("Рутульский Масха"), "Дарго" ("Даргинцы"), "Суван хуьре - сувар" (Сельская свадьба"), Ногъайрин "Айлоний" (Ногайский танец "Айлоний"), рушарин къуьл "Гатфар" (девичий лирический танец "Весна") и.т.д.

И сегодня основой практически всех мелодий "Лезгинки" является танцевальная музыка 3. Гаджиева, однако об этом нигде уже не упоминается. Передо мной последний проспект "Лезгинки", изданный на русском и английском языках, однако в нем ни слова не найдешь о музыкальном основателе ее - Зейнале Гаджиеве!

3. Гаджиев написал музыку для более десяти спектаклей лезгинского театра, функционирующего в г. Дербенте, среди которых "Фундугьбег", "Саяд", "Чам гваз катна", "Етим Эмин", "КIаниваликай риваят" и т.д.

С изданием "Лезгинских песен и танцевальных мелодий" прошло 35 лет, за это время ни одно произведение 3. Гаджиева более не издавалось!

8.Урудж Абубакаров
Иосиф Матаев с теплотой и восхищением вспоминает и о другом выдающемся лезгинском музыканте - Урудже Абубакарове - заслуженном артисте РСФСР и народном артисте Дагестана, который возглавлял исполнения музыкальных произведений. Рассказывая об Урудже Абубакарове, И.Матаев вспоминает такой факт. На одном из конкурсных концертов в Москве художественный руководитель национального оркестра Армении снял свой номер, поскольку посчитал, что после выступления коллектива, возглавляемого Уруджем Абубакаровым, неудобно выступать. Настолько высоко было исполнительское мастерство Уруджа Абубакарова! Последний великолепно играл почти на всех национальных инструментах Дагестана...

Всем известная кавказская народность имеет свой быт, культуру и традиции. Но из всех обычаев выделяются лишь национальные танцы. Речь идет о знаменитой лезгинке, которая покорила сердца многих поклонников этого танца. Ведь именно через танец передается вся эйфория, которая долгое время копится внутри человека. Лезгинка в полной мере дает понять всю традицию кавказского народа.

Танцу Лезгинка насчитывается более десятка лет. Только лишь настоящие кавказские мужчины могут передать всю эстетику и мужество танца. Одновременно с этим в танце присутствует грациозность и такт. Сейчас нет подробной информации о том, когда зародился танец лезгинка. Однако многие эксперты утверждают, что современная построена из древнейших обрядов, которые имели свою культуру и особенность.

Мужчины и Лезгинка

Существует поверье, что Лезгинка появилась тогда, когда мужчины собирались на сражение, они отплясывали подобные движения. Это делалось для того, чтобы поднять боевой дух и уверенно вести себя в бою. С тех времен этот танец стал мужским по большей мере. Хотя сейчас лезгинку танцуют не только мужчины, но и слабый пол. Девушки привнесли в Лезгинку легкость, грациозность и некую нежность. Более того они ничуть не стесняются его танцевать наравне с мужчинами. Лезгинка стала настоящей культурой, так как даже за пределами Кавказа танец настолько популярен, что его танцуют и в других частях света. Многие проводят свои соревнования и конкурсы по данному танцу, где определятся лучший танцор Лезгинки. Есть еще одна версия того, как возник танец. Тысячу лет назад один парень влюбился в красивую девушку и бросился к ней, чтобы показать свои чувства. Только не словами передавалась эта любовь, а действиями, да еще и под музыку. В нем была любовь вперемешку со страстью, именно такой и был танец.

Версия появления танца

Некоторые ученые считают, что танец зародился в Лезгистане, в одном из районов Дагестана. Многие полагают, что в данной местности создался этот танец, который в дальнейшем распространился по всей республике. Сейчас нет возможности узнать, в какой момент появился этот элемент культуры, хотя многие исследователи не опускают руки и продолжают свою научную деятельность в этом направлении. Обычно Лезгинку танцуют по любому случаю, будь-то свадьба или просто выходной день. Инструментом, который сопровождает этот танец, является барабан. Сегодня этот танец означает в большей степени любовь и мир.

Каждый народ хочет, чтобы помнили его историю, уважали традиции и культуру. На Земле не найдется двух одинаковых государств. Каждое имеет свои корни и уникальные особенности - изюминку. Вот об одном из таких замечательных народов и пойдет речь дальше.

Кавказ - местность высоких гор, превосходных вин и горячей кавказской крови. Однако много лет назад, когда этот край был еще диким и необузданным, здесь обитал удивительный народ лезгины (национальность кавказская), пробудивший к жизни современный цивилизованный Кавказ. Это были люди с богатой и древней историей. Много веков они были более известны как «леги» или «леки». Живя на юге то и дело защищался от великих древних завоевателей Персии и Рима.

Национальность "лезгин": история

Давным-давно несколько самобытных горских племен объединились для того, чтобы создать свое, непохожее ни на кого государство со своей духовной культурой и глубокими традициями. Это было начало XIII столетия. Что ж, им это прекрасно удалось, ведь на сегодняшний день лезгины (национальность) проживают на самых южных территориях России и Азербайджанской Республики. Долгое время они населяли Дагестанскую область, которая то и дело переходила во владения новых захватчиков. Жителей той местности на тот момент называли "эмирами Лезгистана". Со временем государство разбилось на много мелких ханств, которые боролись за свою независимость.

Народ, который чтит традиции

Рассмотрим подробно эту национальность. Лезгины характер имеют довольно яркий и взрывной. Этот кавказский народ с давних пор чтил обычаи гостеприимства, куначества и, конечно же, кровной мести. Примечательно, что очень большую роль в их культуре играет правильное воспитание детей. Удивительно, но малыша начинают воспитывать еще тогда, когда он находится в материнской утробе. Этим, наверное, и отличаются лезгины. Национальность имеет много интересных традиций. Вот одна из них.

Если женщины не могли иметь детей, то есть были бездетные, их отправляли к священным местам Кавказа. В случае успеха, а именно рождения детей разных полов, дружащие между собой семьи обещали друг другу в будущем сочетать детей браком. Они искренне верили в целительную силу священных мест и относились к таким путешествиям со всей серьезностью. Некоторые утверждают, что подобный обычай сформировался в результате желания укрепить дружеские и родственные связи между определенными семьями.

Древние обряды и современная жизнь

Лезгин - это что за нация? Рассмотрим подробнее ниже. Несмотря на свою малочисленность, лезгины имеют довольно фундаментальные моральные нормы, которые связаны с давними традициями.

Из свадебных обычаев можно выделить один наиболее яркий — похищение невесты. Самое интересное, что подобная традиция практиковалась как с согласия невесты, так и без него. Как выяснилось, выкупа как такового не было. За молодую просто вносилась определенная плата ее родителям. Возможно, сегодня некоторым это напоминает какую-нибудь покупку и кажется не совсем достойным, однако практика показывает, что большинство местных жителей относились к этому с радостью и большим энтузиазмом.

Восточные традиции гостеприимства

Особое отношение у лезгин принято в отношении гостей и людей пожилого возраста. Им выказывают отдельное уважение. Старикам не дают выполнять сложную работу, а гостей и вовсе не подпускают к домашним делам, даже если те настоятельно об этом просят. Гостям отдается все самое лучшее: спят на самой удобной кровати, даже если хозяева при этом могут остаться ночевать на полу. Порой хочется, чтобы и сегодня многие народы смогли лучше изучить их культуру и почерпнуть оттуда что-то полезное для себя, особенно в отношении того, как обращаться с гостями. Люди на сегодняшний день добились многого, но утратили нечто ценное - понимание истинной природы человеческих взаимоотношений.

Восточные культуры, в принципе, отличаются от других особым отношениям к женщинам. Их всегда на Востоке считали второстепенными членами общества. Культура лезгин не исключение, однако можно с уверенностью сказать, что, несмотря на такое положение, мужчины всегда относились к лезгинкам с глубоким уважением. Большим позором для лезгинской семьи считалось поднять руку на женщину или как-то по-другому оскорбить ее достоинство.

Духовное наследие или какая религия является у лезгин национальной?

Что же можно сказать о духовном наследии древних лезгин? Сегодня в большинстве своем исповедует ислам. Ученые охотно признают, что религиозная культура народа не изучена досконально, однако корни ее, безусловно, уходят в язычество и во многом переплетаются с народной мифологией. Например, у лезгин до сих пор довольно любопытное представление о том, как в космосе расположена удивительная планета Земля. Они считают, что она держится на рогах Яру Яц (Красного быка), он, в свою очередь, стоит на Чиехи Яд (в переводе "Большая вода"). Вот такая довольно интересная конструкция. Хотя она несколько противоречит научным данным, некоторые верят в нее весьма искренне. Вот такие необычные представления о мире были у лезгин. Национальность, религия которой - ислам, достаточно самобытна.

известный во всем мире

Некоторые возмущены тем, что данные религиозные учения напитаны мифологией и довольно часто противоречат общепринятым понятиям о здравом смысле. Современная жизнь этого народа во многом приняла устои современности. Они, безусловно, чтут традиции, но относятся к ним куда менее фанатично, чем раньше. Особое внимание туристов и путешественников привлекает национальный танец лезгин. Сегодня существует очень мало людей, которые никогда не слышали о лезгинке.

Этот оригинальный и завораживающий танец издавна танцевали лезгины. Национальность эта достаточно самобытная, и танец - тому подтверждение. Как давно возникла лезгинка и сколько ей лет, достоверно не известно. Некоторые предполагают, что он берет свое начало из ритуальных кавказских танцев.

Лезгинка — очень динамичный и насыщенный движениями танец. Кстати, современное название ему дали именно русские. Веселая и жизнерадостная музыка, под которую исполняется этот танец, не оставил равнодушными многих известных композиторов. Некоторые из них даже несколько изменили или интерпретировали по-другому старую традиционную мелодию.