Крестопоклонная. Крестопоклонная седмица великого поста вместе с детьми

Приближается благодатное время Великого поста. Чтобы он принес пользу нашим детям, мы должны постараться донести до них смысл и задачи православного поста. Хорошим подспорьем на этом пути будет совместное изготовление специального великопостного календаря.

Для начала вопрос: стоит ли поститься детям? Об этом можно почитать здесь:


Такой календарь делает пост «наглядным», более понятным для детей. Пост будет разбит на определенные этапы, которые вы вместе будете ожидать и переживать.

Активно участвуя в работе, дети смогут лучше запомнить и понять содержание календаря. На календаре хорошо видно, сколько недель длится пост, как называется каждая из них, в чем ее особенности. Полезно также добавить в него подготовительные к посту недели.

Дни самого строгого поста выделены цветом. Показаны праздники, которые мы празднуем Великим постом, обозначены традиции, связанные с этими праздниками.

Вид календаря создает особое настроение. Сам факт его существования подчеркивает выделение времени Великого поста из всего остального года: мы как будто начинаем жить в другом времени, в другом календаре.

Оформление календаря зависит от вашего желания и настроения. Мы рекомендуем сделать его радостным, весенним, чтобы время поста не ассоциировалось у детей с чем-то мрачным и тягостным, а наоборот, чтобы подчеркнуть ту духовную радость, которую несет нам пост. Давайте вдохновимся словами святителя Иоанна Златоуста:

«Приятна весна мореплавателям, приятна и земледельцам; но не так приятна мореплавателям и земледельцам весна, как приятно желающим любомудрствовать время поста — эта духовная весна для души…» (Собрание творений, Т.2, кн.2, с.727).

Детям понятнее наглядные образы, поэтому календарь можно украсить солнышком, цветами, птичками и бабочками.

Ход работы

Нам понадобится лист плотной бумаги формата А3 или А2 (можно взять 4 альбомных листа и склеить с изнанки скотчем).

1) Расчертим лист так, чтобы получить 10 горизонтальных полос (3 подготовительные недели и 7 недель поста). Сверху и снизу оставим поля для художественного оформления календаря.

2) По вертикали расчертим лист на 8 клеток: по числу дней недели плюс место для названия каждой седмицы. Левую колонку желательно сделать шире остальных.

3) Верхнее поле календаря раскрашиваем голубой краской или оклеиваем цветной бумагой; наклеиваем солнце, облака, птиц — это небо. Сверху его можно вырезать по форме крыши, полукруга или оставить прямым.

4) Нижнее поле раскрашиваем зеленой краской, украшаем цветной бумагой, поверх наклеиваем цветы, бабочек — это травка. В нашем примере лист цветной бумаги ребенок разрезал на отдельные травинки фигурными ножницами. Некоторые травинки мы отогнули, чтобы придать «полянке» объем.

5) В левой колонке, напротив каждой седмицы, указываем ее номер и название. Подготовительные: О мытаре и фарисее, О блудном сыне, Мясопустная (масленица). Далее седмицы Великого поста: Первая, Вторая (Светотворных постов), Третья, Крестопоклонная, Пятая, Шестая, Страстная. Дополнительно можно наклеить в эти клеточки фотографии храмов, виды весенней природы или другие тематические изображения на ваш вкус.

6) Теперь заполняем дни недели. Вписываем во все клеточки число и день недели. На каждом воскресном дне (по-славянски — неделя) также пишем дату и название: Торжество Православия, Григория Паламы, Крестопоклонная, Иоанна Лествичника, Марии Египетской, Вербное, Пасха. Теперь раскрашиваем клеточки в соответствии со строгостью поста. Не забываем про подготовительные седмицы: постные дни в среду и пятницу будут только во вторую из них. Самые строгие дни мы выделили черным цветом. Сразу следует договориться, как дети будут проводить рядовые дни поста, дни строгого поста, а также субботы и воскресенья, когда по уставу пост ослабляется. Детский пост зависит от уклада вашей семьи и благословения духовника.

Строгие дни: все среды и пятницы поста, первая, четвертая (Крестопоклонная) и последняя (Страстная) седмицы.

7) Оформляем подготовительные седмицы. Чуть выше первой из них наклеиваем или рисуем иллюстрацию к притче о Мытаре и фарисее. Следующее воскресенье посвящено притче о Блудном сыне (мы наклеили репродукцию с картины Рембрандта). Затем следует неделя о Страшном суде (можно распечатать и наклеить репродукцию иконы). Сырная седмица заканчивается Прощеным воскресеньем, в этот день вспоминается изгнание Адама и Евы из рая (мы использовали репродукцию с гравюры Гюстава Доре, изображающей это событие). Если на подготовительные седмицы попадают непереходящие праздники (например, Сретение), также выделяем их. Не забываем обозначить мясопустную родительскую субботу (мы нарисовали горящую свечу).

При желании можно указать народное название для каждого дня масленицы, наклеить фотографии блинов.

8) Выделяем важные дни Великого поста. Первые четыре дня, в которые читается Великий Покаянный канон Андрея Критского, мы отметили раскрытой книгой со свечой. Такой же значок рисуем в клеточке среды пятой седмицы, когда на вечерне совершается Стояние Марии Египетской.

Изображаем зажженную свечу в клеточках родительских суббот: второй, третьей и четвертой седмиц.

В субботу первой седмицы совершается празднование великомученику Феодору Тирону — этот день можно украсить иконой или изображением колива.

Первое воскресенье Великого поста посвящено празднованию Торжества Православия. Тут уместно наклеить репродукцию иконы или вырезать из золотой бумаги главку православного храма с крестом.

Неделю Григория Паламы мы обозначили символическим изображением нетварного Света, о котором учил святитель.

Неделя Крестопоклонная, бесспорно, должна быть отмечена изображением креста. Сразу же расскажите детям о традиции празднования, чтобы они ожидали этого дня.

Неделю Иоанна Лествичника украсим символическим изображением лестницы. Ребенок 5-6 лет легко справится с такой поделкой самостоятельно, а ведь чувство вовлеченности начинающего постника в процесс - это как раз то, что нам нужно.

В Лазареву субботу уставом разрешено употребление икры, поэтому можно изобразить ее. Или вырезать из прошлогоднего настенного календаря икону Воскрешения Лазаря и наклеить в соответствующую клеточку.

Вход Господень в Иерусалим можно украсить настоящей вербочкой, сохранившейся с прошлой Пасхи, или ее изображением.

7 апреля, Благовещение Пресвятой Богородицы, украсим изображением белой лилии либо наклеим репродукцию иконы.

22 марта, день памяти Сорока мучеников Севастийских, уместно украсить изображением жаворонка (именно в этот день, по традиции, хозяйки пекут жаворонков из постного теста).

Можно указать в календаре не только церковные, но и светские праздники, например, День защитника Отечества, дни рождения или именины, отмечаемые в вашей семье.

9) Отдельное внимание необходимо уделить дням Страстной седмицы.

В Великий Понедельник вспоминается проклятие и иссушение Господом бесплодной смоковницы.

В Великий Вторник вспоминается обличение Господом книжников и фарисеев.

В Великую Среду вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя.

Главное событие Великого Четверга — установление Господом таинства Евхаристии на Тайной Вечере.

Страстная Пятница — самый страшный день в истории человечества, распятие Господа Иисуса Христа.

В Великую субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

Все эти дни можно отметить иконографическими изображениями событий или только сделать соответствующие надписи.

10) Наконец, делаем самое торжественное и праздничное оформление дня Светлого Христова Воскресения.

11) К правому краю почти готового календаря напротив каждой седмицы приклеиваем листок с кратким душеполезным поучением. Это могут быть пословицы, изречения из Священного Писания или отцов Церкви. Они должны напоминать о чем-то важном, чего можно достичь в пост, о добродетелях, благочестивой жизни. Эти фразы могут быть ориентированы на детей, и тогда это будут очень краткие слова. Например, десять заповедей Моисея, или дары Духа, перечисленные апостолом Павлом, или определения любви из послания к Коринфянам.

Если не ориентироваться только на детей, а подобрать для себя — дети тоже получат пользу, появится повод поговорить с ними о том, что значат эти фразы.

Листочки с текстами подгибаем под лист календаря. В начале каждой недели мы будем отгибать соответствующий листок. Это создает эффект ожидания, и наглядно показывает, какая часть поста уже пройдена.

Желаем вашей семье поста благоприятного!

Приложения

Изречения, которые можно написать на отгибающихся листочках:


  • Люблю пост, потому что он — мать смиренномудрия и источник всякой мудрости. Златоуст, 4,2,757
  • За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Мф, 12:36
  • Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас. Еф.4:31
  • Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно. Лк, 21:34
  • Прежде всего бойся Бога, чти родителей, об иереях говори с похвалою, и имей в уважении старцев. Григорий Богослов, Двустишия. Собр.твор., Т.2, с. 100
  • Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого. Рим. 2:1
  • Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Ин. 15:14
  • Если семь раз в день (кто-нибудь) согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему. (Лук.17:4)
  • Не одни уста должны поститься, - нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело. Святитель Иоанн Златоуст
  • Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. Святитель Василий Великий
  • Во тьме согрешений ходящим, свет воссиял еси, Христе, временем воздержания (стихира во II воскресенье поста)
  • Когда услышишь, что ближний твой или друг укорил тебя в отсутствие или в присутствии твоем, тогда покажи любовь, и похвали его. Преп. Иоанн Лествичник
  • Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. (1 Кор. VI, 12)
  • Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. (1 Ин. II, 9-10)
  • Духовная жизнь не в том состоит, чтобы видеть свои исправления, а в том, чтобы зрети своя согрешения; первое приводит к гордости, а последнее к смирению. Преподобный Макарий Оптинский
  • Входите в храм тихими шагами в совершенном молчании. Никто пусть не входит сюда с житейскими заботами, ни с рассеянностью. Мы входим в Небесные Царские чертоги, внутри они исполнены великого молчания и неизреченных тайн. Святитель Иоанн Златоуст
  • Кушать надо столько, чтобы после кушанья хотелось молиться, чтобы дух всегда горел и ненасытно стремился к Богу день и ночь. Прп. Силуан Афонский
  • Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт. (1Кор. 13:4-8).
  • Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Евангелие от Луки, 18:8)
  • Что легко для тела, то неполезно для души, а что полезно для души, то трудно для тела. Преподобный Иосиф Оптинский
  • Главное, остерегайтесь осуждения близких. Когда только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: “Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего”. Преподобный Нектарий Оптинский
  • Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего, но лучше скажи ему: "Перестань, брат, я ежедневно впадаю в худшие грехи - и как могу его осуждать?" Преподобный Иоанн Лествичник
  • В наступившие дни святого Поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Игумен Никон (Воробьев)
  • За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Евангелие от Матфея, 12:36
  • Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас. Послание к Ефессянам 4:31
  • Постись духом, а не брюхом! Одно спасенье — пост да молитва. Послушание паче поста и молитвы. (Русские пословицы)
  • Возсия весна постная, цвет покаяния! Время поста — время радостное светлой чистоты, чистой любви, светозарной молитвы.

Несколько идей, как сделать пост приятным для детей


  • Какие-то особые события, конечно, соотносимые с принятым в вашей семье представлением о строгости поста, откладывать на время четырядесятницы (посещение выставки, поделки из глины, раскрашивание матрешки, поездки за город — в монастырь, в другой город). Нет, мы не поедем на этих выходных в Лавру, дождись поста. Кедровые орешки сейчас не будем есть, это на пост.
  • Ввести особые традиции именно для поста: например, особым образом украсить иконы, повесить особые шторы, есть из особой посуды. Еще лучше, содержательнее — каждый день, или хотя бы по выходным читать за ужином что-то особое, например, жития святых, или Священное Писание.
  • Соблюдать принятые в церкви традиции в домашнем обиходе: читать молитву св. Ефрема Сирина, на четвертой неделе поста петь с поклонами «Кресту Твоему»...
  • И, конечно, сделать этот — или любой другой — «календарь на пост».

Скачать изображения для календаря можно .

По материалам статьи Анны Сапрыкиной и Наталии Пантюх на сайте Родитель.инфо

Еще несколько идей оформления календаря на Великий пост:

Календарь Великого поста на 2014 год, сделанный в виде лестницы, восхождения к Пасхе. Седмицы в нем расположены снизу вверх, а сбоку изображена лестница, по которой люди поднимаются кверху.

Календарь Великого поста на 2015 год. На этом календаре седмицы расположены вертикально. Его идея в том, что пост - это мост над бушующими черными водами страстей и грехов (по пословице-загадке: "Мост на семи столбах - Великий пост").

Календарь Великого поста на 2016 год. Этот календарь включает три подготовительные седмицы.

«Прииде пост, мати целомудрия». А какое же было время до того дня? Время блуждения. Душа блудила со всем, что ни попадало приятного на глаза, — и с лицами, и с вещами, а полнее с греховными страстями. Всякий имеет свою страсть, которой угождает во всем. Пора конец положить. Уразумей всякий свою Далилу, вяжущую тебя и предающую злым врагам, и покинь ее. И дано будет тебе больше, чем Самсону: не волосы только отрастут — благие помышления, и не сила только воротится — крепость воли, но и очи откроются — ум станет зрящим и увидит Господа, и себя, и что вокруг тебя в надлежащем свете. Се ныне время благоприятно! Се ныне день спасения!

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенскийтель Феофан Затворник.

ЛЕСТВИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА

Понедельник первой седмицы - начало Великого поста.
Считается, что длительность Св. Четыредесятницы - 40 дней - восходит еще к Ветхому завету. Господь наш Иисус Христос пребывал в пустыне, постясь и размышляя об избранном пути, тоже 40 дней, во время которых его пытался соблазнить дьявол. Вот и последователям Иисуса полагается выдержать внутреннюю битву с сатаной в эти дни - а дьявол, как правило, не пренебрегает случаем потерзать постящихся. Впрочем, если в древности пост отличался совсем уж чрезвычайной строгостью, кое-где не разрешалось временами есть и даже пить воду, то в наши дни вполне можно потерпеть на крупах, овощах и т.д.

Православная Русь свято чтила Великий пост. В этот день разом смолкали все песни, оскудевал только что ломившийся от вкусных и обильных яств стол. Принятый на себя, как подвиг, добровольно, для спасения души пост просветляет душу, дает новые силы и открывает путь на небо, к Богу. Потому так радостно откликается душа на призыв Церкви к покаянию. На всем протяжении Великого поста по церковному уставу не разрешается вкушение мясной, молочной пищи и яиц. На протяжении поста (за редким исключением) Божественные литургии совершаются лишь по субботам и воскресеньям, а значит, и младенцев (детей до 7 лет) причащают также только по субботам и воскресеньям. По средам и пятницам совершается особое последование — Литургия Преждеосвященных Даров.

На первой неделе Великого поста в понедельник, вторник, среду и четверг на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преп. Андрея Критского. Это торжественное и печальное творение, изумительное по глубине смысла и по красоте пения и слога. По окончании каждого стиха канона читается припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Девять песен канона разделены по дням на четыре раздела и каждая приводит душу в трепет. «Душе моя, душе моя, восстани, что спишь? Конец приближается и будешь смущена. Воспряни от сна, и пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и все Собой наполняющий». Канон святого Андрея Критского - яркий пример того, как мало значит перевод богослужения со славянского на русский язык. Для человека, впервые пришедшего в храм и не бравшего в руки Библию, даже самый лучший перевод ничего не даст, потому что там главное не слова - а образы.

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия.
Это празднование было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью в 843 г., когда был принят догмат о почитании икон. Торжество Православия –– это торжество победы Церкви над ересями, искажавшими учение христианской веры. По окончании Литургии в этот день положено совершать особый чин Торжества Православия, на котором Церковь, возглашая главные догматы, ею исповедуемые, молится об обращении заблуждающихся и о сохранении чад своих в истинной вере Христовой.После этих молитв она отлучает (анафемствует) от себя непокорных сынов, зараженных еретическими заблуждениями и возглашает вечную память тем, которые до смерти остались в послушании Церкви, особенно же – святым защитникам Православия.

Суббота 2-й седмицы — поминовение усопших.
В дни покаяния нашего мы не можем не радеть об оставлении грехов и упокоении душ, дорогих нам, поэтому во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботу Великого поста Православная Церковь вновь совершает сугубую молитву за усопших. Те, кто уже обладает церковным опытом, конечно, подали в храмах особые записки о поминовении. Они будут вычитываться церковнослужителями во всяком необходимом случае на протяжении всех дней поста.

Неделя 2-я Великого поста
В это воскресенье совершается церковная служба в честь святителя Григория Паламы, архиепископа Фесалонийского, чудотворца, жившего в XIV в. Это один из самых почитаемых учителей Церкви. Великий подвижник горы Афон, он известне как защитник Православия и обличитель ереси Варлаама, калабрийского монаха, который отвергал православное учение о благодатном свете, озаряющем внутреннего человека и не допускал возможности достигнуть этого озарения молитвой, постом, другими подвигами самоотвержения. Учение св. Григория Паламы о нетварных Божественных энергиях существенным образом отличают православную мистику от западной. Православное монашество - на Афоне, в России, повсюду - питается наследием исихазма, защитником которого стал святитель Григорий Палама.

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная.
В субботу третьей седмицы во время утрени на середину храма для поклонения верующим выносится Животворящий крест Господень, поэтому эта неделя и следующая седмица называется Крестопоклонной. Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы. По Уставу положено делать четыре поклонения на Крестопоклонной неделе: в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрене (после выноса Креста), в понедельник и среду оно совершается на первом часе, а в пятницу «по отпусте часов». Делается это для ободрения и утешения кающихся христиан. Святая Церковь сравнивает Крест с райским древом жизни. По толкованию Церкви, крест также подобен древу, положенному Моисеем среди горьких вод Мерры, для услаждения еврейского народа во время сорокалетнего странствования в пустыни. Крест сравнивается и сеннолиственным древом, под тенью которого останавливаются для отдохновения утомленные путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия.

Что может лучше духовно укрепить человека, предпринявшего дальний путь, а в данном случае, постящегося христианина, чем взор, обращенный на Крест, на котором пострадал Сам Господь наш Иисус Христос. Пост – это трудное и ответственное время для каждого, стремящегося приблизиться к Богу. Это время умервщления в себе «ветхого» человека, изживания своих страстей, дурных привычек и похотливых желаний, поэтому в духовном смысле самое главное – это напоминание верующим о страданиях и крестной смерти нашего Спасителя, которые претерпел Он добровольно ради спасения мира. Крест – это призыв к еще более сокрушенному покаянию и плачу о своих грехах, но в то же время и надежда на воскресение, ибо, если мы со Христом страждем, то с Ним и прославимся, если с Ним умираем, то с Ним и воскреснем. Вспомним то место Евангелия, где Господь говорит каждому из нас: «Отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мной». У каждого из нас свой крест, то есть свои тяготы, болезни, скорби и грехи. И мы должны нести его без ропота, воздавая хвалу Богу за все, что получаем из десницы Его.

Начало традиции поклонения Кресту было положено в древние времена первых христиан. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас сочинения святых отцов, таких как, например, Иоанн Златоуст, живший в IV веке. Святой Софроний, патриарх Иерусалимский, в VII веке, говорил в поучении о кресте: «Радуйся, щите Великого Царя, под сенью которого уготовляется всякая победа!»

Слово «пассия» в переводе с латинского означает «страдание». Пассия совершается в каждое воскресенье Великого поста, начиная со второй седмицы, за вечерним богослужением. И каждый раз читается Евангелие одного из евангелистов. Для чтения выбираются те места, где рассказывается о страстях (страданиях) Господа нашего Иисуса Христа, вспоминаются события в гефсиманском саду, на Голгофе. Обычно верующие во время чтения Евангелия стоят на коленях с зажженными свечами. Такое богослужение необходимо нам, людям в большинстве своем жестокосердным, не способным сострадать чужому горю, для того, чтобы сердце содрогнулось от воспоминания о том, что ради нас, за наши грехи, был распят Сам Господь наш Иисус Христос. Ибо ничто не может в такой мере утешить, ободрить и вдохновить ослабевшего духом христианина, как представление бесконечной божественной любви Спасителя, предавшего Себя на крестный подвиг нашего ради спасения.

Неделя 4-я Великого поста.
На четвертой неделе Великого поста Православная Церковь вспоминает прп. Иоанна Лествичника. Многолетние подвижнические труды в одном из Синайских монастырей позволили этому святому старцу в VI в. написать одну из величайших книг, названную им «Лествица». Она была и остается любимым чтением монашествующих и благочестивых мирян нашего Отечества. По этой книге стремились они разрешить возникающие духовные проблемы, получали ответы на возникающие вопросы, по ней учились обретению великого дара – добродетели послушания.

Четверг 5-й недели — Стояние Марии Египетской.
Накануне, в среду вечером читается Великий Покаянный канон прп. Андрея Критского и житие прп. Марии Египетской.

Суббота 5-й седмицы — Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота акафиста).
Суббота 5-й седмицы Великого поста по воспоминаемым событиям и Богослужению выделяется из ряда других суббот. В состав Богослужения этой субботы входит торжественное пение на утрени (в пятницу вечером) акафиста Божией Матери, отчего и самая служба именуется «Похвала Пресвятой Богородицы».

Поводом же к установлению Похвалы Божией Матери послужили некоторые исторические обстоятельства в жизни православных греков. В 666 году на Константинополь напали скифы и персы. Положение греков было отчаянное. Чувствуя слабость сил своих, греки обратились с молитвой к Богу и Заступнице усердной за род христианский — Божией Матери. Был совершен крестный ход вокруг города, а когда процессия подошла к морю, патриарх Сергий погрузил в воду ризу Божией Матери. Море, дотоле тихое и спокойное, вдруг сильно заволновалось, поднялась страшная буря и потопила корабли врагов. Целую ночь воспевали греки хвалебные песни в честь Божией Матери, Заступнице рода христианского, и постановили день этот ежегодно праздновать торжественным богослужением в субботу на 5-й седмице Великого поста. И наша Русская Православная Церковь, получив богослужебный чин от греков, также прославляет Божию Матерь в эту субботу торжественным чином пения «Похвалы Пресвятой Богородицы».

По содержанию акафист делится на две части: историческую, в которой излагается история воплощения и первых лет жизни Сына Божия, и догматически-нравоучительную, изображающую в кондаках таинство воплощения, а икосах величие Божией Матери. По образцу этого акафиста составлено много других, посвященных великим праздникам, чудотворным иконам и почитаемым святым. Они часто читаются на молебных в храмах и в домах верующих, но к церковным уставом к богослужению предназначен только один – древнейший, поемый в субботу 5-й седмицы Великого поста.

Какое же значение имеет в духовной жизни православного христианина Похвала Божией Матери? Благочестивые христиане проводят время поста в молитвенных подвигах воздержания и борьбы с своими страстями и похотями, с искушениями дьявола. Нетрудно в столь продолжительное время пасть духом, изнемочь телом. И вот Святая Церковь, желая поддержать своих верных чад, напоминает им о чудной помощи и предстательстве за нас грешных Божией Матери.

Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской.
На двенадцатом году жизни будущая отшельница бежала из родительского дома в Александрию, где заслужила крайней распущенностью своей жизни позорную известность. Казалось, что всякая надежда на спасение грешницы потеряна. Но Господь не отвратил от нее Свое милосердие. Случайно оказавшись на празднике Воздвижения Святого Креста в Иерусалиме, Мария пошла за народом в церковь, но войти в нее не смогла: какая-то неведомая сила отталкивала ее и не пускала внутрь. После нескольких безуспешных попыток взгляд ее случайно остановился на иконе Пресвятой Богородицы - и вдруг, потрясенная, она осознала всю мерзость и срам своей жизни. Долго и усердно молилась Мария и получила от Пресвятой указание уйти в пустыню.

В глубине пустыни Иорданской она прожила в полном одиночестве 47 лет, питаясь одними кореньями, претерпевая голод и холод, помыслы и искусительные образы. На примере Марии Египетской Церковь дает нам образец истинного покаяния и, для ободрения духовно труждающихся, показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам и напоминает верующим, что никогда не следует отчаиваться в милосердии Божием, как низко кто не падал. Прп. Марии Египетской молятся об избавлении от блудной страсти.

Неделя 6-я, ваий (цветоносная. Вербное воскресенье)
Вход Господень в Иерусалим.

На святой Крестопоклонной,
Морем света озаренный
Батюшка выносит в храме
Крест, украшенный цветами.

И молитву воспевая,
Крест поклоном величая,
Славим Господа Христа
В дни Великого поста.

В третье воскресенье Великого Поста, Неделю Крестопоклонную, наши доброхотики после Божественной Литургии, приложившись к Кресту, получили из рук нового настоятеля нашего храма отца Андрея маленький, но вкусно пахнущий, в красивой цветной посыпке крестик.

Эта добрая православная традиция печь крестики в память о страданиях Спасителя нашего Господа Иисуса Христа стала уже и полюбившейся традицией нашей воскресной школы «Доброхотики».

Такие же красивые и вкусно пахнущие крестики, только большего размера вручили и батюшкам нашего храма – двум отцам Андреям. Вот такая у нас «история» — два отца Андрея. И, конечно, мы не забыли о нашем дорогом отце Кирилле. Крестики для него и матушки Марии передали с наилучшими пожеланиями через матушку Валентину (маму нашей Машушки).

После чаепития в трапезной, доброхотики отправились в воскресную школу.

На занятие к нам пришел отец Андрей, новый настоятель храма, чтобы посмотреть, как мы живём, познакомиться с воспитанниками. Было очень приятно почувствовать его соучастие (вот такое «масло масленое», но оно передаёт наше состояние:)) , потому как батюшка пришел к нам с подарками!… «Мы с матушкой и детишками посмотрели, что у нас есть дома, и нашли вот таких овечек

Забавное овечье семейство. Папа — барашек в клетчатой жилетке с умной книгой в «руках» и мама – овечка с маленьким сынишкой – барашком в обнимку! А так же отец Андрей принёс в подарок икону апостола от 70−ти священномученика Онисима, у которого на руках овечка. Оказывается, этот святой считается в народе покровителем овец. Ведь, известно, что многие святые очень любили животных. И, есть среди них те, которые и на святых иконах изображаются с животными.

Вот какая информация есть на сайте Российского этнографического музея:

Онисим-овчар — день памяти св. Онисима, отмечаемый Церковью 15/28 февраля. Известно, что Онисим родом из г. Колосса во Фригии был одним из семидесяти апостолов. Он принял крещение от апостола Павла. С Онисимом и Тихиком Павел отправил послание к колоссянам. По преданию, Онисим был назначен епископом в Эфесе; в 109 году в Риме он был до смерти побит камнями противниками христианской веры.

В народной традиции св. Онисим считался покровителем овец, и потому его называли овчаром, то есть пастухом овец. На Онисима-овчара в некоторых местах у русских существовал обычай окликать звезды для того, чтобы овцы хорошо ягнились. В Воронежской губ. этот обряд происходил следующим образом: вечером, с появлением звезд на небе, хозяин овец и пастух шли за околицу и трижды кланялись на все четыре стороны. Затем пастух становился на овечью шкуру и произносил заговор: «Засветись звезда ясная, по поднебесью, на радость миру крещеному. Загорись огнем негасимым на утеху православным. Ты заглянь, звезда, на двор рабу (имя рек). Ты освети, звезда ясная, огнем негасимым белояровых овец. Как по поднебесью звездам несть числа, так бы у раба (имя рек) уродилось овец более того» (Некрылова А.Ф., 1991, с.110).

Сравнение овец со звездами, свойственное традиционному сознанию, легло также в основу приема метафоры в жанре загадки:
«Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат»;

«Один пастух тысячи овец пасет»;

«Бежат, бежат овечки
по липовой дощечке;
увидали зорю -
пали в воду».

К дню Онисима-овчара в южнорусских губерниях — Рязанской, Тульской и др. — приурочивался обычай «зорнения пряжи»: ее вывешивали на утренний мороз, считая, что от этого она станет белой, чистой и крепкой.

В некоторых местах на мороз выставляли также зерно, предназначенное для посевов, чтобы урожай хлебов был лучше. С помощью «зорнения» на Онисима-овчара очищали конопляное масло: его перемешивали со снегом и ставили на солнце, отчего снег таял и впитывал темные примеси из масла. Загрязненная вода оседала внизу, а ночью замерзала, и наверху оставалось очищенное и осветленное масло.

Конечно, к заговорам наши доброхотики относятся с должным чувством юмора, но, информация сама по себе интересная. Это же история культуры народа.

Детишки с воспитателями поблагодарили отца Андрея за интересный рассказ и подарки, показали на фотографиях как мы отмечали праздник «Доброхотной овечки» в прошлые годы.

А затем, потрудившись над поделкой «овечка в цветочках», стали готовиться к Пасхальному спектаклю «Курочкин подарок». Ведь уже три недели Великого поста позади и совсем скоро будет Пасха Господня!

Храни нас всех Господь силою Честнаго Животворящего Креста.

Святая Церковь предлагает Святой Крест для духовного подкрепления проходящих подвиг поста, подобно тому как пища, питье и отдых служат для телесного подкрепления. Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим — к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо Крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью – Светлое Воскресение!

Ссылаясь на историю, Крестопоклонная неделя проводится ровно в середину поста. А на самом деле заглавие недели переходит на неделю с одноименного воскресенья. В воскресенье ведется первая служба, где все прихожане поклоняются кресту. Повторно проводятся поклоны на следующий день. А потом в среду и пятницу вечером, после этого крест находится в алтаре.

В 2018 году данная неделя приходится на 11 марта. В этот день крест выносят из храма, дабы прихожане могли к нему приложиться, пишет Wordyou. При проведении литургии, читают молитвенную песнь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и свято Воскресение твоё славим», после чего все делают поклоны

Крестопоклонная неделя, что надо знать: о том, как не нарушить пост

Первый помощник в пост - это молитва. Крепкая молитва побуждает и очищает, молитва присутствует внутри нас и вовне сразу. Читая молитву, мы общаемся с Господом, мы взываем его о помощи, он даёт нам силы идти дальше до конца поста.

Второй помощник -упорство.Необходимо относится с пониманием и терпением к окружающим себя людям, окружить их добром в это тяжёлое испытание, всем не легко, но вы как крестьянин должны помогать своим ближним. Великий пост является одним из самых сложных испытаний, которые нам послал Господь. Мы столкнемся лицом к лицу с голодом, досадой, раздражением и недопониманием, обидой, сомнениями и многими искушениями которые нам были посланы.

Мы попытаемся избежать всех правил поста под натиском сомнений. Это всё предугадываемо, такие мысли призваны нас сбить с пути, а наша задача отстраниться от них. Возможно, наши близкие люди нуждаются в ответах на какие-либо вопросы, и мы, благодаря терпению, можем им помочь.

Третий помощник -беспрекословное принятие Божьей воли. Нас будут пытаться одолевать мысли о том, что это всё “не правильно” и, что “так быть не должно”, но ничего не изменить, надо принять божью волю и он поможет пройти испытание так, чтобы не поддаться соблазну и не сойти с пути. Не зря говорят, что дает Бог по силам и возможностям каждого. По прошествии Божьих испытаний, мы становимся мудрее и более сплочёнными.

Четвертый помощник - твёрдость духа. Временами нужно выразить недоступность каждой мысли, полагаясь только на твёрдость духа, придерживаясь принятого заключения. Лишь только мы можем пройти до конца, и крест работает нам о что напоминанием.

Крестопоклонная неделя, что надо знать: о древних традициях и ритуалах

В этот день у сельской детворы был праздник, на котором их одаривали печеньем. На четвёртой неделе Великого поста, очень значимого события в жизни православного крестьянина, даётся время чтобы тот мог оставить прежнего “себя” со всеми его согрешениями, дабы не повторить их в дальнейшем.

Так же в храмах проводится поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню, поэтому в народе эту неделю называли «Крестовой», «Солдохресной», а среду - «средокрестьем». Благодаря тому, что в ночь со среды на четверг приходится середина поста, её называли «Средопостие», «Средокрестье». На этой неделе пекли пироги “Кресты”, которые могли хранится и не один месяц.

В некоторых местах хозяйки в кресты что-либо запекали, и затем во время семейного застолья смотрели: кому с какой начинкой достанется пирог. Считалось, если доставался уголёк - к печали, хлебные зёрна - к доброму урожаю, лучина - к смерти, чаинка - к нечаянной жизни, кусочек кирпича - к плохому жилью, овсяное зёрнышко - к благополучию, монета - к богатству.

В то время, когда крест находится на аналое, прихожане кланяются ему и читаютТак что можно уверенно сказать, что Крестопоклонная неделя, является большим событием в жизни православного человека, ведь ничто другое как оно, даёт сил продержаться до конца Великого поста. Стоит напомнить, что Великий пост является самым длинным постом, а также одним из самых тяжких испытаний, которые нам посылает Господь и показывает насколько крестьянин готов к Пасхе.

Достоин ли человек носить крест, ведь это главный символ церкви, который был придуман Римлянами и использовался не по назначению, и был орудием для казни, на котором человек умирал в страшных мучениях, потому что смерть на кресте наступала от удушья, как результат длительного и крайне мучительного неестественного положения грудной клетки и всего тела. После распятия на кресте Иисуса Христа подобный крест стал символом крестьянства.

Богослужение, проповеди, Святые Отцы о Крестопоклонной неделе

Богослужение

Радость и ликование — основной тон богослужения Крестопоклонной. Приведем просто несколько цитат (по русскому переводу Триоди Постной). Текст богослужебного последолвания на 3 апреля.

«Освобожденные от уз древнего осуждения / древом Креста, / мы, верные, на нем пригвожденного Христа / будем славословить » — мы освобождены от греха прародителей. Спасены Крестом.

«Воскресения день! / Просияем люди! / Пасха! Господня Пасха! / Ибо от смерти к жизни и с земли к небесам / Христос Бог нас перевел, / песнь победную поющих » — прямое упоминание Пасхи, «цели» Великого Поста. Христос на Кресте увел нас из смерти в жизнь. Теперь мы поем победную песнь.

«Придите, песнь воспоем новую, / разрушение ада празднуя: / ибо из гроба Христос воскрес, / смерть победив, / и спас вселенную » — ад побежден, мир спасен.

«Только лишь было водружено / древо Креста Твоего, Христе, / - и поколебались основания смерти, Господи: / ибо Того, Кого алчно поглотил ад, / он отпустил с трепетом. / Ты показал нам спасение Твое, Святой, / и мы славословим Тебя: / «Сын Божий, помилуй нас!» » — побеждены смерть и ад.

«Уже пламенный меч / не охраняет врат Эдема, / ибо он чудесно связан / древом Креста. / Изгнаны жало смерти и победа ада, / и Ты, Спаситель мой, предстал, / взывая во аде пребывавшим: / "Снова входите в рай!"» — плененные адом люди теперь освобождены и идут в рай.

«В сей день Неприступный по существу / доступным мне становится / и терпит страдания / Освобождающий меня от страстей; / подающий свет слепым / оплевывается беззаконными устами / и за пленников подставляет спину ранам » — здесь ярко показана вся парадоксальность Креста. Крест воссоединяет нас с Богом.

Проповеди

Смысл праздника раскрывается в ряде проповедей и лекций наших современников и праведников ХХ века:

Святые Отцы о Кресте

Беседа Исаака Сирина , посвященая Кресту

«Крест свой и Крест Христов » — глава из «Аскетических опытов» Игнатия (Брянчанинова)

«Три слова о несении креста » Феофана Затворника

Крест для мира — предел абсурда; смерть Бога — нелепость, позор. Вспоминается знаменитое изречение Тертуллиана: «верую, ибо абсурдно». На самом деле, буквально так он не говорил. Это парафраз его слов из сочинения «О плоти Христа »: «Сын Божий распят — это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий — это совершенно достоверно, ибо нелепо; и, погребенный, воскрес — это несомненно, ибо невозможно ».