Краткая биография гувера. Герберт Кларк Гувер (Herbert Clark Hoover) - это

Родился в Уэст-Бранче (шт. Айова) 10 августа 1874. Потеряв родителей в восьмилетнем возрасте, воспитывался родственниками сначала в Айове, затем в Орегоне. Сочетал работу с учебой в Станфордском университете, который окончил в 1895. Работал горным инженером в Азии и Африке. К 1914 имел опыт успешного руководства двумя десятками горных и других промышленных предприятий. Во время Первой мировой войны возглавлял комиссию по оказанию помощи Бельгии; в 1917 был назначен главой администрации по проводольствию. Не принадлежа ни к одной из ведущих политических партий, пользовался поддержкой и среди республиканцев, и среди демократов как возможный кандидат на пост президента. Гувер стал министром торговли при президенте У.Гардинге (1921–1923), однако он не был замешан в скандалах, связанных с этой администрацией. Занимал тот же пост при К.Кулидже (1923–1928).

Кандидатура Гувера была утверждена в первом же туре голосования при выдвижении на пост президента на конвенте Республиканской партии в 1928. Хотя он не пользовался популярностью у фермеров Среднего Запада из-за своего противодействия практике государственных закупок излишков фермерской продукции, его соперником оказался А.Смит, имя которого сельский избиратель-протестант ассоциировал с коррумпированной городской политической машиной и католицизмом. К тому же Смит открыто выступал за отмену 18-й поправки к Конституции, в то время как его соперник высоко отзывался о сухом законе, называя его «благородным экспериментом». Гувер заявил о своей приверженности традиционным ценностям, принципам равных возможностей и частного предпринимательства без государственного вмешательства и о своей вере в американскую экономическую систему. Получив республиканскую номинацию, Гувер одержал убедительную победу в пяти южных штатах, а также в штате Нью-Йорк и во всех западных и пограничных штатах страны.

В самом начале своей администрации он добился от Конгресса создания Федерального фермерского управления и намеревался провести реформы в антитрестовском законодательстве, в распределении электроэнергии, на железнодорожном транспорте, на фондовой бирже и в банковской сфере. Однако октябрьский биржевой кризис 1929 создал ситуацию, радикально отличавшуюся от той, в которой действовали его непосредственные предшественники. Гувер не согласился со своим министром финансов Э.Меллоном, утверждавшим, что экономике следует предоставить возможность саморегулирования; он решил смягчить удары кризиса с помощью стимулирования частнособственнической инициативы, поощрения гуманитарных мер, принимаемых управленческими структурами на местах, и частной благотворительной деятельности.

В ходе встреч с президентами железнодорожных компаний и финансовыми, промышленными, торговыми и профсоюзными лидерами президент предсказывал продолжительный кризис и появление 2–3 млн. безработных; он предупреждал лидеров, что именно на них лежит основная ответственность за предотвращение катастрофы. Гувер убеждал предпринимателей не снижать уровень производства и заработную плату, а профсоюзных деятелей уговаривал не настаивать на повышении оплаты труда.

Весной 1930 Конгресс выделил по плану Гувера 750 млн. долл. на общественные работы, и несколько месяцев предприниматели были верны обещанию поддерживать производство и не снижать заработной платы. Однако начиная с мая-июня 1930, с утратой рынков сбыта, они все же были вынуждены сократить производство. Уровень оплаты труда в целом поддерживался до лета 1931, однако увеличение числа безработных резко сократило общий фонд заработной платы. Весной 1931 несколько увеличилось промышленное производство, приостановилось банкротство банков, медленно пошла вверх кривая занятости. Но развитие событий за рубежом не способствовало улучшению ситуации. Обеспечив поддержку в Конгрессе, Гувер внес предложение о введении моратория на выплату всех видов задолженности по иностранным займам и репарациям, полагая, что экономический кризис имеет преимущественно зарубежные корни.

Федеральное фермерское управление не справилось с ростом излишков в результате сокращения спроса на внутреннем и внешнем рынке; попытка уговорить фермеров добровольно сократить производство имела не больший успех, чем просьба о сохранении уровня промышленного производства. В конце 1931 Гувер был вынужден пойти на увеличение доли государственной помощи. В январе 1932 по инициативе президента Конгресс принял решение о создании корпорации финансирования реконструкции для выдачи займов на спасение железных дорог, банков, кредитно-строительных ассоциаций и других финансовых институтов.

В январе 1932 Гувер утвердил ассигнования Конгресса федеральным земельным банкам, а в июле – банкам жилищного кредита, но категорически возражал против прямой федеральной помощи безработным. В июле Конгресс принял закон об оказании прямой помощи физическим лицам и о значительном расширении общественных работ, но президент наложил на него вето, объявив «непрактичным», «опасным» и «дискредитирующим всю нашу концепцию правления». По предложению президента Конгресс затем принял закон, уполномочивающий корпорацию финансирования реконструкции выдать заем в 300 млн. долл. тем штатам, чьи резервы исчерпаны, и 1 млрд. 500 млн. долл. штатам и муниципалитетам на проведение самоокупающихся общественных работ.

В июле 1932 число безработных достигло 12 млн. человек. Тем не менее президент настаивал на том, что прямая федеральная помощь «деморализует» граждан. Все бóльшая часть общественности считала его позицию жестокой и бесчеловечной. Многие считали, что Гувер выступает против подачек безработным, но за подачки бизнесменам.

К началу кампании за переизбрание в 1932 все говорило против Гувера. Уровень промышленного производства составлял 50% от уровня середины 1929, 12 млн. человек оставались безработными, многим предприятиям грозило закрытие. Но действующему президенту нельзя было отказать в реноминации. Гувера враждебно принимали во время предвыборных поездок в Айову и Филадельфию, Солт-Лейк-Сити, Детройт и Сент-Пол. Поражение на выборах стало неминуемым. Кандидат демократов Ф.Рузвельт получил 472 голоса выборщиков против 59 за Гувера.

С годами Гувер постепенно превращался в почтенного государственного деятеля Республиканской партии. В 1946 по заданию президента Г.Трумэна он объездил 25 стран Европы и Азии для изучения продовольственной проблемы, а годом позже посетил с аналогичной миссией ряд стран Южной Америки. В 1947 и 1953 Трумэн назначал его главой комиссий по изучению деятельности исполнительной власти США.

3. ПОЛИТИКА ПРЕЗИДЕНТА ГЕРБЕРТА ГУВЕРА И ЕГО РЕСПУБЛИКАНСКОГО КАБИНЕТА

3.1 Первые мероприятия, направленные на борьбу с кризисом (октябрь – декабрь 1929 г.)

С самого начала экономического кризиса, в 1929 г. президент Гувер провел ряд встреч с лидерами делового круга. 5 декабря в Вашингтоне собираются 400 руководителей крупнейших банков и трестов США. Гувер выступает перед ними с 8-миллиардной программой капитального строительства в 1930 г. Правительство берёт на себя строительство на сумму в несколько сот миллионов долларов. Резервные банки обещают с помощью снижения учётной ставки и покупки на рынке ценных бумаг удешевить кредит. Представители промышленников обязуются в целях сохранения покупательной способности не сокращать число рабочих и не снижать заработной платы. Решение конференции, как и политика резервных банков, исходили из теории, гласящей, что промышленные кризисы наступают вследствие недостатка капитала. Гувер считал, что затраты на выполнение его плана будут несравненно меньше и будут использованы гораздо целесообразнее, чем издержки кризиса 1921 г.

С 1930 года печать и члены Конгресса заговорили о безработице как об общенациональной проблеме. Они отвергали все предложения о государственной помощи безработным и тем более введении федеральной системы страхования. Но президент и члены его кабинета, основываясь на идеологии «твёрдого индивидуализма», решительно возражали против использования государства для непосредственного регулирования экономики и социальных отношений. Они отвергали все предложения о государственной помощи безработным и тем более введении федеральной системы страхования. В лучшем случае деятели республиканской администрации соглашались с тем, что в экстраординарных условиях кризиса для помощи безработным могут быть использованы средства муниципалитетов и штатов, обычно же они возлагали эти функции исключительно на частную благотворительность. Вся практическая деятельность республиканского правительства в этой сфере свелась к организации в небольших размерах общественных работ.

В марте 1931 г. Гувер накладывает вето на создание национальной системы помощи безработным. Президент США рекомендует Красному Кресту и филантропическим обществам собрать добровольные пожертвования для помощи нуждающимся.

В аграрном секторе также были предприняты некоторые меры. В 1929 г. было создано Федеральное фермерское управление, которое начало скупку сельскохозяйственных товаров, чтобы не допустить слишком сильного падения цен. За 15 месяцев, с 15 июля 1929 г. по 15 октября 1930 г., управление израсходовало 378 млн. долл. На изъятие с рынка излишков зерна и хлопка. За это время цена бушеля пшеницы снизилась с 1,18 долл. До 61 цента, а фунта хлопка – с 16 до 7 центов. Таким образом правительство пыталось вывести из кризиса аграрный сектор. К середине 1931 г. на правительственных складах скопились огромные запасы пшеницы и хлопка. Операции этой организации принесли немалые выгоды верхушке крупного фермерства и особенно монополистическим посредническим компаниям, в распоряжении которых находились основные запасы продукции. Однако сосредоточение крупных товарных запасов без надежды на выгодный сбыт оказывало крайне неблагоприятное влияние на рынок. Когда же во второй половине 1931 г. фермерское управление прекратило закупки и начало распродажу своих собственных запасов, это привело к полной дезорганизации сельскохозяйственного рынка и к еще большему ухудшению положения основной массы фермерства.


3.2 Новый тарифный билль Смута

Новый тарифный билль, установивший самые высокие в истории Америки таможенные пошлины, был внесён в Конгресс ещё весной 1929 г., через два месяца после прихода Гувера к власти. В течение года принятие тарифа наталкивалось на непреодолимые препятствия в Сенате. 8 марта 1930 г. президент Гувер обещал, что «кризис исчезнет в течение 60 дней». 1 мая того же года, ссылаясь на телеграфные донесения губернаторов и мэров, Гувер уверял, что кризис уже остался позади. Он просил об одном – одобрить тариф.

В конгрессе появились новые аргументы: «Если высокий тариф хорош в годы «просперити», - почему более высокий тариф не должен быть ещё лучше во время кризиса». Новый тариф, утверждали его сторонники в Конгрессе, забронирует большой внутренний рынок целиком для американских фабрик и заводов. Как только тариф будет применён, колеса промышленности завертятся полным ходом. Почти все европейские государства отправили протесты в Вашингтон. В самой Америке свыше тысячи экономистов подписали коллективный протест. Но протесты не имели эффекта. 17 июня 1930 г. новый тариф, названный тарифом Смута, стал законом. Вслед за США другие страны одна за другой воздвигали запретительные таможенные барьеры. Сократившийся и без того экспорт США начал катастрофически падать. Таможенная стена Смута, окружившая Америку, не вернула «просперити», а, наоборот еще более углубила кризис.

Таким образом, экономическая политика президентства Гувера в первые же месяцы кризиса была далека от принципов политики laissez-faire (невмешательства государства в экономические дела).


3.3 Возвращение к принципам «американского индивидуализма»

В начале 1930 г. наблюдалось некоторое улучшение в производстве и на бирже. Но попытка искусственно оживить экономику с помощью вливания миллиардов долларов в производство мола, однако, в лучшем случае лишь временно смягчить, но отнюдь не ликвидировать кризис. В мае 1930 г. происходит новый крах на бирже. Гувер признаёт свою беспомощность, он кается, что временно отступил от принципа невмешательства правительства в экономику, от философии «американского индивидуализма». Исходя из того, что «экономические болезни нельзя лечить законами», Гувер рекомендует Конгрессу полагаться на великодушие времени.

В течение года, с середины 1930 до середины 1931 г., президент США воздерживается от лечения экономики. Он старается не нарушать естественного хода событий искусственными мероприятиями. Не нужно, по его мнению, мешать организму капиталистической экономики самому бороться с болезнью. Но «болезнь» затягивается, кризис усугубляется, а конца не видно.

3.4 Политика в сфере финансов

На теории недостатка капитала основывалась политика резервных банков, политика удешевления и расширения кредита с помощью снижения учётных ставок. Так поступали резервные банки во время хозяйственных депрессий 1924 и 1927 гг. Так они действовали во время кризиса 1929-1933 гг. В августе 1929 г. учётная ставка Нью-Йоркского резервного банка дошла до 6; в ноябре того же года она понизилась до 4,5, в мае 1930 г. - до 3, в декабре- до 2, а в мае 1931г.- до 1,5. В 1930-1931 гг. политика снижения дисконтного процента ещё больше углубляла кризис. Дисконтный процент достиг небывало низкого в истории резервных банков уровня, а товарные цены не переставали падать

Сам президент Гувер до середины 1931 г. старался выдержать курс, взятый им после первых неудач борьбы с кризисом, курс на невмешательство в естественный ход событий. Он даже не реагировал на крах Банка Соединённых Штатов в конце 1930 г. К началу третьего года кризиса США стали перед угрозой массового банковского краха. В сентябре 1931 г. лопнули 305 банков, а в октябре – 520. Гувер опять приглашает крупнейших банкиров на совещание в Вашингтон. В результате этого совещания в октябре 1931 г. организовалась Национальная кредитная корпорация с капиталом в 500 млн. долл. для спасения от краха промышленных, финансовых, торговых и железнодорожных компаний. В начале 1932 г. национальная кредитная корпорация была заменена Реконструктивной финансовой корпорацией (РФК). Капитал РФК постоянно увеличивался и вскоре дошёл до 3800 млн. долл. РФК было поручено и оказание помощи сельскому хозяйству. Но Гувер направил государственные миллиарды на выручку крупнейших финансовых, страховых и железнодорожных компаний. Наметившееся повальное банкротство банков удалось несколько затормозить.

Стихия кризиса, наконец, разразилась со всей силой в банковской системе.

Спасательная затея РФК завершилась эпидемией банкротств весной 1933 г. В США потерпели крах в 1933 г. – 2700 банков с депозитами в 2875 млн. долл. Как попытка искусственно оживить производство и кредит, сделанная в конце 1929 г. и в начале 1930 г., имела своим последствием обострение кризиса в 1931 г., точно так же искусственное поддержание РФК пошатнувшихся банков в 1932 г. неизбежно должно было закончиться банковской катастрофой в 1933 г.

Этим и закончилась тщетная попытка Гувера воздвигнуть плотину против стихии кризиса.

Деятельность РФК свидетельствовала о том, что в период кризиса 1929 – 1933 гг. в США вновь началось усиление государственно-монополистических тенденций. Однако пока у власти находилась республиканская администрация, эти тенденции обнаруживались лишь эпизодически, а главное, они проявлялись в форме государственного субсидирования, а не в форме непосредственного государственного регулирования. Они не распространялись на сферу социальных отношений.

Герберт Кларк Гувер родился 10 августа 1874 года в городе Вест-Бранч, штат Айова, США, в семье кузнеца. Он рано потерял родителей и стал самостоятельным. После окончания университета в Стэнфорде Гувер почти 20 лет был преуспевающим инженером и известным экспертом горнорудного дела. Во время и после Первой мировой войны он занимался организацией помощи разрушенной Европе и голодавшей России.

Гувер возглавил управление продовольственным сектором США 1917 году. В 1921 году был назначен министром торговли. На этом посту выступал за «американский индивидуализм», развивал статистику и хозяйственный анализ, исследование рынка и промышленности, ратовал за кооперацию предпринимателей и профсоюзов, за строительство дорог и жилья.

Герберт Гувер с огромным преимуществом в 1927 году одержал победу на президентских выборах, сделав своей предвыборной темой процветание страны. При нем Конгресс снова усилился республиканским большинством. Гувер стал первым президентом, имевшим нетипичную для этого поста профессию и не занимавшим ранее выборной должности. Свое правление он начал с обновления администрации, куда пригласил видных промышленников и банкиров.

В Америке началась Великая депрессия в 1929 году. К 1932 году уровень промышленности в стране упал до уровня 1913 года, внешняя торговля – до уровня 1905 года. Зимой 1932–1933 годов кризис достиг пика. Почти каждый четвертый американец был безработным. Гувер оказался заложником ситуации. Он долгое время не осознавал масштабов экономического и социального бедствия, а его политика по преодолению кризиса строилась, в основном, на «самоисцелении» экономики. «Миной замедленного действия» стал таможенный закон, подписанный Гувером в июле 1930 года рекордные ставки пошлин оказались катастрофой для мировой торговли.

Активные антикризисные меры начали приниматься властью только в январе 1932 года. Бездействие Гувера и его отказ от ряда реформ, предложенных Конгрессом, привели к резкому снижению его популярности. Великая депрессия породила кризис в мировой экономике, что привело к ухудшению международной позиции США. Были надолго остановлены выплаты репараций и военных долгов. Гувер продолжил внешнеполитический курс своих предшественников. Он отказывался от участия в Лиге Наций и не признавал СССР. В то же время он сохранял неприязнь к войне и разорительной гонке вооружений. Гувер старался улучшить отношения с Латинской Америкой, но кризис перечеркнул эти намерения.

В канун следующих президентских выборов авторитет Герберта Гувера достиг низшей точки, и победу одержал Франклин Рузвельт. Разочарованный и одинокий, бывший глава государства покинул Белый дом и прожил еще 31 год – дольше, чем любой другой экс-президент США. С 1946 по 1955 годы он был координатором американской организации продовольственной помощи Европе, руководителем комиссии по реорганизации правительственного аппарата в Вашингтоне. Несмотря на преимущественно негативный итог его президентства, многие историки считают Гувера выдающимся политическим деятелем, натолкнувшимся на непреодолимые обстоятельства.

1874

1901

С 1908

1921

1928

1964

Герберт Гувер родился 10 августа 1874 года в штате Айова, в семье квакеров. Его отец был этническим немцем и занимался ремесленничеством (владел кузней и торговал сельскохозяйственной техникой). Герберт потерял родителей в очень раннем возрасте и остался круглым сиротой. Его воспитывал дядя, проживающий в штате Орегон.

Несмотря на все невзгоды и трудности, мальчик получил хорошее образование и окончил Стэнфордский университет по специальности «геология». После завершения образования он поступил на службу в национальную геологическую службу Соединенных Штатов. Примерно в это же время он женится на своей избраннице Лу Генри – с ней он познакомился еще во времена студенчества. Постепенно карьера Герберта идет в гору, и уже в 1901 году он становится акционером компании, занимающейся горнопромышленными разработками.

С 1908 года Герберт Гувер работает независимым консультантом по горному делу, читает лекции, занимается переводами.

В период Первой мировой войны Гувер, оказавшийся в Лондоне, оказывает существенную поддержку правительству Соединенных Штатов – помогает возвращать на родину американских граждан, становится участником гуманитарных комиссий и организаций, доставляет продовольствие в Бельгию. Благодаря своим недюжинным способностям администратора и управленца Герберт Гувер завоевывает доверие правительства США и становится членом Верховного экономического совета страны. В 1921 году он становится министром торговли США.

На должность президента Гувер был избран в 1928 году. На этот период пришлись самые трудные испытания, которые поставил перед гражданами США глубочайший экономический кризис – Великая депрессия. Гувер повел себя как эффективный менеджер, но даже предпринятые им смелые и по сути правильные шаги не смогли спасти страну от упадка. Многие историки считают, что общепринятая сегодня практика обвинять во всех бедах этого периода именно президента Гувера не имеет под собой никаких оснований и по сути несправедлива – ведь когда кризис находится на пике, даже самые эффективные меры не приносят моментальных плодов. Но рейтинг Гувера упал, и на следующих выборах победил .

Герберт Гувер же после своей отставки прожил еще 31 год и умер 20 октября 1964 года в возрасте 90 лет, в городе Нью-Йорк.