Кому выгодна коррупция в рпц, и как церковь проникла во все сферы. Коррупция в церкви: чтобы получить сан и приход, нужно заплатить тысячу долларов

В свете последних дней мы все чаще думаем о таком понятии, как антиклерикализм, ровно так же, как это было в XVIII веке при Петре I.

Сегодня русская православна церковь втиснула свои лапы в образование, в школах детям начали преподавать так называемое «пастырское богословие» – теперь это очередная «наука», которой руководит даже не министерство образования РФ, а РПЦ.

Представьте себе, если в учебнике той же истории будут писать не про то, как на Российскую Империю повлияла инквизиция, не ее структуру, не плюсы и минусы, а про то, что инквизиция, учрежденная Петром I, была небогоугодна. Грубо говоря, централизованная религиозная организация навязывает свое мнение и оценку маленьким детям.

В то же время возникает вопрос: почему такая организация до сих пор одна? У нас же многонациональная страна, в которой исповедуют не одну религию.

Конечно, есть у нашей церкви и хорошие стороны, знаю немало организованных ею реабилитационных центров помощи наркоманов, знаю даже таких бывших наркоманов, которые сейчас встали на ноги и ведут вполне здоровую, приличную и активную жизнь. Также РПЦ помогает найти работу бывшим заключенным, то есть людям, которым устроиться официально практически невозможно. Это прекрасно, когда церковь активно участвует в социальной жизни, но не тогда когда выходит за рамки законодательного поля. На сегодняшний день русская православная церковь стала одним из инструментов государственной политики. Некоторые организации, пользуясь покровительством РПЦ, склонны думать, что могут нарушать законы.

Приведу пример: посмотрите на казачьи патрули, которые спокойно нападают на людей, которые им не нравятся или кажутся им безбожниками. В Сочи был случай, когда казачий патруль весьма грубо разогнал мероприятие кришнаитов, мотивируя свой поступок словами о борьбе с сектантами в России. Наш Патриарх склонен не замечать эти события, напротив, он твердит, что казаки чуть ли не единственные люди, которые защищают РПЦ.

Некоторые люди дают ясно понять, что у официальной церкви не может быть позиции как таковой, кроме, конечно, догматики. Все то, что творит РПЦ – это результат сговора чиновников и церковников-коррупционеров. А как иначе продвинуть свои интересы? Как захватить систему образования, вооруженные силы, недвижимость и так далее?

Так каким образом РПЦ сможет восстановить свое имя в положительном ключе в лицах антиклерикалов? В первую очередь, соблюдать законы Конституции, не придумывать новые, а вносить поправки. Также, наконец, разобраться: если религия так настырно проталкивается в разные сферы жизни, то почему это касается лишь православной церкви? Ведь, как я уже говорил, у нас многонациональная страна. Ну и в последнюю очередь нужно усмирить организации, которые, якобы, «защищают церковь», в крайнем случае поставить их перед реальным судом, ибо своими рейдами они нарушают законодательство.

И только в таком случае, возможно, православию, в частности, найдется место и в образовании, и в экономике, и в социальной сфере России.

Как и в XVIII веке, в современной повестке дня – антиклерикализм. Есть и первые пострадавшие в лице теперь уже широко известной панк-группы. OK- inform решил проанализировать нынешние тенденции проникновение православной церкви в различные сферы общественной жизни.

Инквизиция как не богоугодное явление

В декабре прошлого года Министерство образования и науки предложило общественности обсудить ряд документов. В них используются формулировки, которые выдают «пастырское богословие» за одну из наук. Особое недоумение при этом вызывает статья 87 нормативно-правового акта «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации и особенности получения теологического и религиозного образования».

Например, третий пункт этого акта, в переводе с канцелярского языка на русский, гласит, что содержание предмета в школе или в вузе будет определять не министерство образования, а «централизованная религиозная организация». На канцелярском языке это звучит так:

«Примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин, направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации…»

Может ли религиозная организация вмешиваться в образовательный процесс светского государства и давать какую-либо экспертную оценку?

Если совсем проще, то акт предлагает изменить содержание учебников. В них будут описывать не структуру инквизиции Российской империи, учрежденной Петром I в 1711 году, и не то, сколько, когда и кого она замучила, и по какому поводу. Там будут описывать, богоугодно ли вела себя инквизиция, и не погрешили ли начальники этой специфической спецслужбы своего времени. И уповая на Библию, касаться фактической стороны ее деятельности в количестве и социальном измерении загубленных человекодуш уже совсем необязательно.

Этот проект указа, как и многие подобные ему, ставит два этических вопроса. Первый: может ли религиозная организация вмешиваться в образовательный процесс светского государства и давать какую-либо экспертную оценку? И второй: почему эта религиозная организация только одна?

О светском и церковном

Обвинять православную церковь во всех злодеяниях и безудержном обогащении - это тоже глупость. Ведь совершенно очевидно, что деятельность этой организации приносит пользу многим людям. В некоторых регионах России на церкви лежит та социальная нагрузка, которая теоретически должна возлагаться на органы государственной власти. Где-то РПЦ запустила прекрасные проекты по реабилитации наркоманов. Где-то помогает в трудоустройстве бывших заключенных. РПЦ способствует даже интеграции трудовых иммигрантов. Но смущает не активность церкви, а ее явный выход за пределы законодательного поля.

Процесс проникновения Церкви в разные сферы общественной жизни, безусловно, позитивный шаг к духовно-нравственному оздоровлению нашего раздробленного общества, - комментирует OK-inform православный активист Андрей Шкуренко. - Одухотворение дает надежду на то, что русский народ окажется верен высшим ценностям. Это гармонично сочетается со светскостью государства. Тут нет противоречия, ведь светское государство должно не просто терпимо относиться к религии или же подменять религию светским гуманизмом. Оно должно опираться на нее в созидании общего блага.

Казаки-разбойники

Но РПЦ опирается на теорию «Москва - Третий Рим». В качестве модели церковно-государственного устройства выбрана так называемая «византийская симфония», когда православная церковь превращается в инструмент государственной политики. И эта концепция в националистических кругах весьма и весьма популярна.

Перешагивая через писаные законы, церковь волей-неволей дает индульгенцию радикалам от религии.

У союза государства и православной церкви есть существенный недостаток. Союз этот противоречит Конституции России. Перешагивая через писаные законы, церковь волей-неволей дает индульгенцию радикалам от религии. Еще десять лет назад невозможно было представить себе православного фундаменталиста. Сейчас это расхожий феномен. «Казачьи патрули» и «Православный патруль» нападают на прохожих и срывают с них футболки и символику, а иногда и прямо преступают закон.

Так, например, «Казачий патруль» разогнал осенью прошлого года религиозное мероприятие кришнаитов «Харинама» в Сочи. Не имея на то никаких полномочий, патруль из 20 человек под предлогом «борьбы с сектами» задержал одного из участников и лишил его свободы перемещения, что может расцениваться как самоуправство и похищение человека.

А совсем недавно, вечером 8 февраля, группа из 30 человек, представившихся «казаками» и одетых в форму, отчасти напоминающую казацкую, напала и избила сотрудников «Воронежгеологии». Правда, в отличие от первого случая, во втором хотя бы возбудили уголовное дело.

Пожалуй, московская патриархия делает ставку на «казачий спецназ» умышленно. Патриарх Кирилл 13 февраля заявил, что единство разнородного казачества основано на православии. И хотя он явно грешит против истины, так как у казачества, в том числе, имеются основательные кавказские и мусульманские корни, а сам казаческий этногенез проходил под решающим влиянием тюркских народов, это не мешает церкви «национализировать» радикалов с нагайками.

Стоить отметить, что тогда же, выступая на Архиерейском Соборе, Патриарх Кирилл отметил, что именно казаки в первую очередь «встают на защиту Церкви». Патриарх попросил поддерживать «инициативы казачьих организаций» и делать все для объединения казаков вокруг церкви.

Сговор чиновников-коррупционеров с церковниками-коррупционерами

Клерикализации противостоит широкий гражданский фронт - выразитель идей атеистов и этнических христиан. Последние слабо разбираются в постановлениях патриархии и действуют на основании внутреннего чувства справедливости.

Один из лидеров этого фронта - проект «Россия для всех». Здесь популяризаторский подход противоречат позиции патриарха Кирилла. Недаром вокруг «России для всех» постоянно возникают митинги протеста экстремистски настроенных казаков и националистов.

Роман Багдасаров, религиовед и культуролог, считает, что экспансию в светские сферы осуществляет не вся православная церковь, а только коррупционеры от религии.

Позиция организации заключается в том, что для «византийской симфонии» слишком рано. «Сперва демократия, а потом уже симфония» - один из центральных лозунгов антиклерикального фронта.

Главный редактор портала «России для всех» Роман Багдасаров, религиовед и культуролог, считает, что экспансию в светские сферы осуществляет не вся православная церковь, а только коррупционеры от религии. Они и наживаются на практическом и законотворческом выражении «византийской симфонии».

В этой ситуации надо понять главное: православная церковь не может иметь никакой официальной позиции, кроме догматики, - комментирует OK-inform Багдасаров. - Злоупотребления, которые мы видим, это результат сговора чиновников-коррупционеров с церковниками-коррупционерами. И те и другие коррупционеры долго присматривались-принюхивались друг к другу. И вот, наконец, они оформляют общие интересы в виде антиконституционных законов. Их акты позволяют церкви заявлять свои интересы в системе образования, вооруженных сил, в недвижимости и приобретении разных форм собственности.

Некоторые действия под прикрытием авторитета церкви, действительно, нельзя рассматривать никак, кроме как рейдерский захват. Например, прошлогоднее скандальное приобретение половины здания детской инфекционной больницы №12, расположенной по адресу Москва, Ленинградский проспект д.16, стр.1-2. Новые собственники превратили приобретенную половину здания в бизнес-центр, который сдавал помещения коммерческим медицинским фирмам. А добившись успеха, они не успокоились и начали захватывать оставшуюся половину здания.

Когда православию будут везде рады?

Клерикализация общества - процесс не положительный и не отрицательный. Однако для этого нужно соблюдать три условия, которые в целом разделяют организации и активисты, выступающие против экспансии РПЦ.

Те, кто нарушает закон государственный, прикрываясь законом Божьим, должны предстать пред судом по экстремистским и финансовым статьям Уголовного кодекса.

Во-первых, нужно обеспечить конституционность участия православной церкви в общественных делах. Нужно не писать законы, а вносить поправки в конституцию. Иначе любые законы, ориентированные на участие церкви – всего лишь шельмовство и казуистика.

Во-вторых, православная церковь должна участвовать в законотворчестве наравне с другими религиями, и в этом «состязании религий» приоритетом должны быть не интересы РПЦ, а интересы государства. Так, например, в школах в интересах государства логично изучать не православие, а как раз ислам. В православной культуре среднестатистический школьник худо-бедно разбирается, а вот «мусульмане», «ваххабиты», «салафиты», «кавказцы», «джихадисты», «таджики» и «гастарбайтеры» - для него одна большая непонятная каша.

В-третьих, необходимо расширить правовую практику в отношении спекулянтов от религии. Они промышляют лоббизмом, рейдерскими захватами, откатами и торговлей богословием. В социальном пространстве должны представлять себя не отдельные предприниматели под маской православия, а действующая церковь. А те, кто нарушает закон государственный, прикрываясь законом Божьим, должны предстать пред судом по экстремистским и финансовым статьям Уголовного кодекса.

После соблюдения этих условий, считают конституционалисты, можно будет говорить о том, что православию рады и в школах, и в социальной сфере, и в экономике России.

21 декабря 2011 года на встрече с коллективом Счетной палаты Российской Федерации председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прочел доклад на тему: «Духовность и нравственный контроль как противодействие коррупции». Текст выступления публикуется ниже без сокращений.

«Духовность и нравственный контроль как противодействие коррупции»

Уважаемый Сергей Вадимович, дамы и господа, братья и сестры!

В своем докладе я хотел бы коснуться актуальной и острой темы – коррупции. Что такое коррупция, каковы ее глубинные причины и как мы можем ей противодействовать? Думаю, что Счетная палата Российской Федерации – подходящее место для того, чтобы поразмышлять на эту тему.

Коррупция подразумевает использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав и ресурсов в корыстных целях. Уже в самом термине заключена нравственная оценка этого феномена – слово «коррупция» происходит от латинского corrumpere – «растлевать».

В истории человечества коррупция поражала в той или иной степени различные общества вне зависимости от их политического устройства, развития экономики, этнического состава. С течением времени меняются орудия труда, средства передвижения, технологии, развивается культура и искусства, но человек, подверженный страстям, остается прежним, таким же, как и многие сотни лет назад.

Как подчеркивает Святейший Патриарх Кирилл, в основе коррупции лежит ложь: «Ложь стала одним из самых распространенных и самым опасным грехом в нашей жизни. Нужно перестать обманывать… Общество, которое воспитано во лжи, не может быть справедливым обществом. И тема коррупции ― тоже тема обмана. Нельзя победить коррупцию, не поставив при этом ложь вне нравственного закона общества».

Анализируя различные проявления коррупции можно сделать вывод, что её возникновение связано с формированием человеческого общества и, особенно, с образованием государства. Когда один человек или группа лиц получают некие привилегии и полномочия распределять материальные и нематериальные ресурсы, принимать те или иные решения, появляется соблазн воспользоваться таким положением в своих личных целях. Некоторым не удается избежать этого соблазна, а кому-то и в голову не приходит мысль о необходимости борьбы в своей душе с таким желанием.

Буквально на днях в средствах массовой информации были опубликованы результаты ежегодного исследования под названием «The World speaks» («Говорит мир»), в ходе которого специалисты канадского агентства Globescan опросили жителей 23 стран о наиболее насущных проблемах и их опасениях. Большинство из опрошенных (25%) назвали коррупцию самой острой темой уходящего года[i], которая потеснила с первого места безработицу, бедность, глобальное потепление. Это неудивительно, поскольку вышеупомянутые явления зачастую являются следствием или производными от других системных проблем, в том числе и коррупции.

Для российских граждан тема коррупции имеет не менее тревожное звучание. О коррупции говорят по телевидению и пишут в газетах, с её проявлениями в жизни люди сталкиваются чуть ли не повсеместно и ежедневно: нарушил правила дорожного движения – не беда, можно решить проблему на месте при помощи определенной суммы денег; хочешь, чтобы твой ребенок поступил в хорошую школу или ВУЗ – надо найти нужный контакт с директором школы или деканом факультета; стоишь в очереди на улучшение жилищных условий – правильные действия по «мотивации» местного чиновника позволят ускорить процесс получение социального жилья. Примеров так называемой бытовой коррупции «несть числа», но это только вершина айсберга. Ведь не стоит забывать и про деловую коррупцию (коммерческий подкуп – так называемые «откаты», участие в схемах по «нецелевому» расходованию бюджетных средств и т.д.), и коррупцию политических кругов, силовых структур и судебной системы, совокупный негативный эффект от которых исчисляется огромными для российской экономики суммами – миллиардами и триллионами рублей.

Согласно докладу Общественной палаты Российской Федерации, опубликованному 3 ноября 2011 года, коррупция в нашей стране приняла системный характер, разрушая экономику и право. Среди самых проблемных областей были обозначены сфера жилищно-коммунального хозяйства, устройство детей в детские сады и школы, медицинская помощь.

Какие чувства и настроения будут царить в обществе, если опыт соприкосновения с коррупцией формирует у граждан комплекс беспомощности и беззащитности, убежденности, что за все нужно платить и все можно решить с помощью денег? Это в корне подрывает основы государства, дезинтегрирует общество, вызывает всеобщую социальную апатию, правовой нигилизм, недоверие любому представителю власти. В результате этого нарастает социальная напряженность, особенно среди молодежи и так называемого «среднего класса» – экономически наиболее активной части российского общества.

Поскольку коррупционные преступления имеют латентный характер, официальная статистика и оценки экспертов, касающиеся этой теневой стороны экономики, сильно разнятся. Это понятно, поскольку в данных коррупционных отношениях заинтересованы обе стороны – тот, кто дает взятку, и тот, кто ее получает. В обществе наступает некий краткосрочный, тактический баланс интересов, когда всех – обычных граждан, представителей бизнеса и государственной власти устраивает status quo, когда «так удобнее и быстрее решать дела». Но баланс этот весьма хрупок, поскольку зло, каким является коррупция, поражает ткань общества подобно раковой клетке, пуская свои злокачественные метастазы по всем органам гражданского общества и государственного аппарата. Финал болезни известен – деградация, распад и гибель государства. Величайшие империи, казавшиеся непоколебимыми столпами стабильности и прогресса своей эпохи, разъедаемые червоточиной коррупции, рассыпались в прах и оставляли под своими обломками и праведных, и неправедных, и коррупционеров, и их сограждан, страдавших от коррупции. Так случалось, когда частные интересы превалировали над государственными, личное обогащение шло в ущерб стабильности и благосостоянию общества, подрывалась безопасность империй.

Важность борьбы с коррупцией признана на самом высоком международном уровне – в 2003 году Организацией Объединенных Наций был учрежден Международный день борьбы с коррупцией, который проводится ежегодно 9 декабря. Целью учреждения этой памятной даты, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи, стало углубление понимания проблемы коррупции и роли Конвенции в предупреждении коррупции и борьбе с ней. В послании Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна в 2011 году прозвучали слова о том, что коррупция затрагивает все страны, подавляя развитие обществ и порождая неравенство и несправедливость, а также призыв к формированию такой социальной культуры, которая бы ценила этическое поведение и осуждала коррупционные действия.

Действительно, никакие репрессивные меры не могут обеспечить полной победы над этим злом. В качестве примера можно привести Китай, который захлестнула волна коррупции в последние десятилетия его бурного экономического роста. Провинившихся чиновников и бизнесменов там, как известно, приговаривают к смертной казни, транслируя исполнение приговора по телевидению. С 2000 по 2009 год в Китае были расстреляны за коррупцию около 10 тысяч чиновников, еще 120 тысяч получили по 10-20 лет заключения. За 30 лет реформ к уголовной ответственности за взяточничество привлечено около миллиона сотрудников партийно-государственного аппарата.[v] Цифры поражают даже с учетом численности населения Китая. Однако преломить тенденцию, похоже, не удается. По официальным данным КНР, в 2008 году в стране произошло в 10 раз больше акций протеста, чем в 1993 году, большая часть из которых вызвана коррупционным произволом местных властей.

На приведенном примере можем увидеть, с одной стороны, к чему приводит вседозволенность чиновников, порождённая атеистическим воспитанием, а с другой – тщетность упования исключительно на репрессивный аппарат в борьбе с нравственным злом.

Советская система, несмотря на свою атеистическую сущность, пыталась привить своим гражданам определенный «моральный кодекс», основные постулаты которого были заимствованы из христианского нравственного учения. Среди граждан Советского Союза было немало тех, кто старался быть совестливым и честным, стремился к «героическим» профессиям и свершениям на благо страны, воспитывал в патриотическом духе своих детей. Слабость этой конструкции заключалась не столько в транслируемых государством ценностях, сколько в том, что этика личного, семейного, общественного поведения была оторвана от своих религиозных корней.

90-е годы прошлого века, качнув общественную мораль своими экономическими и социальными потрясениями, легко разрушили её хрупкий фундамент, подобно евангельскому примеру с домом, построенном на песке: «…и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7, 27). Ценностный нигилизм и релятивизм, борьба за выживание в новых условиях, пропаганда насилия, разврата и потребительства, обрушившаяся на нас в эти годы, расшатала нравственные основы общества, дезориентировала людей в их жизни.

Церковь постоянно возвышает свой голос, призывая и верующих, и неверующих избегать пороков сребролюбия, хищения и лихоимства, ведущих людей к духовной гибели, бескомпромиссно бороться с ними. И в Ветхом, и в Новом Завете мы найдем порицание и прямой запрет на то, что сегодня называется коррупционным поведением: «…не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых» (Втор.16,19). «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (Притч. 22,1). Уже в новозаветные времена апостол Павел предупреждает об опасности стремления к обогащению как самоцели: «желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6, 9-11).

5 ноября 2011 года Президент России Д. А. Медведев встретился со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, представителями епископата и духовенства Русской Православной Церкви и церковной общественности в Москве на открытии выставки-форума «Русь Православная». В своем приветственном слове Его Святейшество затронул тему нравственного состояния современного российского общества, что является важнейшей составляющей в деле преодоления коррупции в нашей стране: «Ну, а разве для государства безразлично нравственное состояние граждан? Разве может быть законопослушным безнравственное общество? Разве можно справиться с коррупцией и криминалом вне нравственности? Самая совершенная юридическая система не будет работать, самые мощные правоохранительные органы не смогут уберечь общество от самораспада, если будет распадаться человеческая личность».

28 ноября 2011 года в Ереване состоялось заседание Межрелигиозного совета стран Содружества Независимых Государств. По итогам заседания был принят документ, в котором главы и представители христианских, мусульманских, иудейских и буддийских общин стран СНГ, в частности, напомнили о связи нравственности и политики: «Многие привыкли считать, что политика и духовность - это диаметрально противоположные вещи. Действительно, редким исключением сегодня являются политики, считающие важным соблюдение этических норм и традиций. К сожалению, безнравственность политиков порождает такие страшные явления, как коррупция и халатность».

Человеческие страсти любостяжания, сребролюбия и неправедного обогащения постепенно захватывают человека, заглушают голос его совести, уподобляя его ненасытному хищному зверю, жаждущему все большей добычи. Люди, имевшие тот или иной коррупционный опыт, свидетельствуют, что поначалу приходится искать некие внутренние оправдания своим поступкам: «мне государство недоплачивает за мой труд», «я не в состоянии жить на эти деньги», «я решаю вопросы для бизнеса и вправе рассчитывать на некую благодарность», «я же никого не убиваю и не граблю». Рано или поздно эти внутренние установки превращаются в твердую позицию, и сам человек уже не сомневается в своей правоте. Очень сложно остановиться и переосмыслить свое поведение, когда рядом течет такой соблазнительный финансовый поток, от которого можно получить свою выгоду. Со временем все возможные и невозможные потребности человека уже удовлетворены, а жажду неправедного обогащения никак нельзя утолить.

«Не таков корыстолюбец: чем более он пресыщен, тем большего желает», – говорит святитель Василий Великий. Его современник, святитель Иоанн Златоуст, выражает сходную мысль: «Летать, скажешь, невозможно. Но еще более невозможно положить предел страсти любостяжания; легче для людей летать, нежели умножением богатства прекратить страсть к нему»[x]. Но ничто не вечно в этой жизни, любые могущественные связи и прочные позиции в обществе оказываются ненадежными, непоколебимая стабильность оказывается обманом. Судьба таких людей незавидна – они либо избавляются от иллюзий на скамье подсудимых, либо бегут заграницу, спасая себя и свои капиталы, либо всю жизнь «решают вопросы» собственной безопасности и сохранности активов. Примеров в современной истории предостаточно. Воистину сбываются слова, сказанные Христом Спасителем: «Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12, 15)

Говоря о важности религиозного фактора в борьбе с коррупцией, я хотел бы обратить внимание на негативные тенденции, которые превалируют в современном западноевропейском обществе, а отчасти имеют место и в России. Сегодня в Европейском Союзе явно прослеживается установка на изгнание религиозного измерения из общественной жизни, сведение его исключительно к частной сфере жизни человека. Принцип секулярного устроения общества, который якобы гарантирует права и свободы всех граждан вне зависимости от их конфессиональных убеждений и гарантирует «нейтральное общественное пространство», активно и жестко насаждается его апологетами, подавляя любое общественное деяние, мотивированное нравственными установками гражданина. Нравственный вакуум не может существовать долго, и духовно-инертное общество создать не удастся, поскольку там, где размываются понятия добра и зла, где сознательно разрушается система ценностных ориентиров, её место занимают анти-ценности, приходит релятивизм и нигилизм со всеми вытекающими последствиями.

В «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» – документе, принятом на Архиерейском соборе в 2008 году, Церковь выделяет среди приоритетных областей своей правозащитной деятельности «противодействие вовлечению людей в коррупцию и другие виды преступности». Хочется верить, что печальный исторический опыт России ХХ века позволит избежать соблазна загнать религию в общественное гетто, поскольку только нравственное возрождение нации способно преломить разрушительные тенденции, порождаемые коррупцией, выработать нетерпимость граждан к её проявлениям и твердую позицию не быть её соучастником. «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5, 10-11).

В своей деятельности, направленной на борьбу против этого социального зла, Церковь стремится взаимодействовать с государственными структурами и общественными объединениями, воспоминая слова Спасителя, сказанные Им апостолам: «Кто не против вас, тот за вас» (Мк. 9, 40). Русская Православная Церковь руководствуется тем же принципом при сотрудничестве с международными организациями и с верующими других традиционных конфессий, поскольку коррупция, как я уже отмечал, присуща в той или иной степени любому обществу вне зависимости от этнической или религиозной принадлежности. Убежден, что совместные усилия государства, общественности, религиозных лидеров, способны вызвать синергию в борьбе с коррупцией и серьезно сократить её масштабы в нашей стране.

  • [i] http://www.vesti.ru/doc.html?id=658615&cid=520
  • http://www.gazeta.ru/politics/2011/11/03_a_3822770.shtml
  • http://www.un.org/en/events/anticorruptionday/
  • http://www.un.org/en/events/anticorruptionday/sgmessages.shtml
  • [v] http://www.rg.ru/2009/06/25/korrupcia.html
  • http://www.rtkorr.com/news/2010/01/19/87698.new
  • http://www.patriarchia.ru/db/text/1668526.html
  • http://www.patriarchia.ru/db/text/1787369.html
  • Беседа 6. На слова из Евангелия от Луки (12:18): разорю житницы моя, и большия созижду; и о любостяжательности. Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго Архиепископа Кесарии Каппадокийския, – М, Паломник, ч. IV 1993. Репринт 1846 г.
  • [x] Беседа 63. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского. Т.7, кн. 2. Толкование на святого Матфея Евангелиста.
  • http://humanistfederation.eu/humanism-secularism/secularism/
  • Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. Раздел V.2.

В церкви, как и в мирской жизни, процветает коррупция. Тех, кто не согласен давать взятку, отлучают от церкви и лишают сана.

Для того, чтобы получить сан священника необходимо заплатить взятку больше тысячи долларов, стоимость парафии в церкви оценивают количеством домов. В богатом селе она обойдется в полтысячи долларов.

В Ровно несколько отлученных от церкви священников, которые не согласились давать взятки, семинарист и верующие создали инициативную группу, чтобы защитить свои интересы. Они пишут письма крупнейшим конфессиям, требуя честного церковного суда.

Например отец Юрий, который 12 лет прослужил священником в церкви в Ровенской области, лишился прихода из-за того, что осмелился рассказать о коррупции в церковных кругах.

"У нас все продается и покупается: сан, приход, награда", - говорит отец Юрий.

После этого ему запретили служить и даже заходить на территорию своего прежнего храма.

Выпускника семинарии Тараса отлучили от общения с церковью, когда он отказался платить, чтобы получить сан священника. Старшие ученики семинарии еще с первого курса рассказывали, что за получение сана нужно заплатить достаточно большие деньги.

По словам отца Василия, который на взятку согласился, он заплатил 600 долларов за получение парафии, и 300 за хиротонию, 150 долларов за освящения на диакона и еще 150 - в священники. Те, кто занимался коррупционной схемой, даже назвали имена тех, кому пойдут деньги. Среди которых владыка Евсевий. Однако по получении прихода, отец Василий поправил там лишь полгода, после чего его лишили работы. У его беременной на то время жены после этого произошел выкидыш.

Со своей стороны, владыка Евсевий заверил, что все слова о взятках - клевета, а главный интриган - прежний отец Юрий, у которого, по словам владыки, даже нет документов, подтверждающих его сан.

Предстоятель Украинской православной Церкви Московского патриархата, Блаженнейший Митрополит Владимир, заявил, что коррупции в его патриархате нет. По его словам, парафию дают коллегиальным решением. "Здесь взяток нужно было много дать, потому что у нас 12 членов сенода", - объясняет он.

Глава Украинской греко-католической церкви Любомир Гузар признал, что в коррумпированном обществе возможна коррумпированная церковь. "Некоторые из этих упреков могут быть оправданы, и потому в церкви существуют определенные механизмы контроля", - рассказал кардинал.

Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет сообщил, что разговоры о коррупции есть, но доказательств нет. Однако уверен, что вершить суд и карать виновных должна лишь церковь.

По какой схеме дают парафии и сколько они стоят, смотрите в сюжете ТСН.