Когда были реабилитированы жертвы политических репрессий. Архив Александра Н

Историю России, как и других бывших постсоветских республик в период с 1928 по 1953 гг., называют «эпохой Сталина». Его позиционируют как мудрого правителя, блестящего государственного деятеля, действующего исходя из «целесообразности». В действительности им двигали совершенно другие мотивы.

Рассказывая о начале политической карьеры вождя, ставшего тираном, такие авторы стыдливо замалчивают один бесспорный факт: Сталин был зеком-рецидивистом, имеющим семь «ходок». Грабежи и насилие были основной формой его социальной активности в молодости. Репрессии стали неотъемлемым слагаемым проводимого им государственного курса.

Ленин получил в его лице достойного преемника. «Творчески развив его учение», Иосиф Виссарионович пришел к выводу, что править страной следует методами террора, постоянно внушая своим согражданам страх.

Поколение людей, чьими устами может быть высказана правда о репрессиях Сталина, уходит… Не являются ли новомодные статьи, отбеливающие диктатора, плевком на их страдания, на их сломанную жизнь…

Вождь, санкционировавший пытки

Как известно, Иосиф Виссарионович лично подписал расстрельные листы на 400 000 человек. Кроме того, Сталин репрессии максимально ужесточил, санкционировав применение на допросах пыток. Именно им был дан зеленый свет полному беспределу в застенках. Он имел прямое отношение к пресловутой телеграмме ЦК ВКП(б) от 10.01.1939 года, в прямом смысле развязавшей руки карательным органам.

Креативность во внедрении пыток

Напомним выдержки из письма комкора Лисовского, третируемого сатрапами вождя…

"...Десятидневный конвейерный допрос с жестоким злобным избиением и без возможности заснуть. Затем - двадцатидневный карцер. Далее - принуждение сидеть с поднятыми вверх руками, а также стоять, согнувшись, с головой, спрятанной под стол, по 7-8 часов…"

Стремление задержанных доказать свою невиновность и неподписание ими сфабрикованных обвинений вызывали усиление пыток и побоев. Социальный статус задержанных роли не играл. Вспомним, что Роберту Эйхе, кандидату в члены ЦК, на допросе сломали позвоночник, а маршал Блюхер в Лефортовской тюрьме умер от побоев на допросах.

Мотивация вождя

Количество жертв репрессий Сталина исчислялось не десятками, не сотнями тысяч, а семью миллионами умерших от голода и четырьмя миллионами арестованных (общая статистика будет представлена ниже). Только количество расстрелянных составляло порядка 800 тыс. человек…

Как же Сталин мотивировал свои действия, безмерно стремясь к Олимпу власти?

Что пишет об этом Анатолий Рыбаков в «Детях Арбата»? Анализируя личность Сталина, он делится с нами его суждениями. «Правитель, которого народ любит, слаб, поскольку его власть зиждется на эмоциях других людей. Другое дело, когда народ его боится! Тогда власть правителя зависит от него самого. Это - сильный правитель!» Отсюда и кредо вождя - внушить к себе любовь через страх!

Шаги, адекватные этой идее, предпринимал Иосиф Виссарионович Сталин. Репрессии стали его главным конкурентным инструментом в политической карьере.

Начало революционной деятельности

Иосиф Виссарионович увлекся революционными идеями в 26-летнем возрасте после знакомства с В. И. Лениным. Он занимался грабежом денежных средств для партийной казны. Судьба ему отвела 7 ссылок в Сибирь. Прагматизмом, рассчетливостью, неразборчивостью в средствах, жесткостью к людям, эгоцентризмом уже с молодых лет отличался Сталин. Репрессии по отношению к финучреждениям - грабежи и насилие - были его. Затем будущий лидер партии участвовал в Гражданской войне.

Сталин в ЦК

В 1922 году Иосиф Виссарионович получает долгожданную возможность карьерного роста. Болеющий и слабеющий Владимир Ильич вводит его вместе с Каменевым и Зиновьевым в ЦК партии. Таким образом Ленин создает политический противовес Льву Троцкому, реально претендующему на лидерство.

Сталин возглавляет одновременно две партийных структуры: Оргбюро ЦК и Секретариат. На этом посту он блестяще изучил искусство партийных подковерных интриг, что пригодилось ему далее в борьбе с конкурентами.

Позиционирование Сталина в системе красного террора

Машина красного террора была запущена еще до прихода Сталина в ЦК.

05.09.1918 Совет Народных Комиссаров издает Постановление «О красном терроре». Орган для ее осуществления, названный Всероссийской чрезвычайной комиссией (ВЧК), действовал при Совете Народных Комиссаров с 07.12.1917 г.

Поводом к такой радикализации внутренней политики послужило убийство М. Урицкого, председателя Петербургского ЧК, и покушение на В. Ленина Фанни Каплан, действующей от партии эсеров. Оба события произошли 30.08.1918 года. Уже в этом году ВЧК развернул волну репрессий.

Согласно статистической информации, арестовано и посажено в тюрьмы 21988 человек; взят 3061 заложник; расстреляно 5544, заключено в концлагерях 1791.

К приходу в ЦК Сталина уже были репрессированы жандармы, полицейские, царские чиновники, предприниматели, помещики. В первую очередь был нанесен удар классам, являющимся опорой монархического устройства общества. Однако, «творчески развив учение Ленина», Иосиф Виссарионович наметил новые магистральные направления террора. В частности, был взят курс на уничтожение социальной базы деревни - сельскохозяйственных предпринимателей.

Сталин с 1928 г. - идеолог насилия

Именно Сталин репрессии превратил в главный инструмент внутренней политики, что обосновал теоретически.

Его концепция усиления классовой борьбы формально становится теоретическим основанием постоянной эскалации насилия органами государственной власти. Страна содрогнулась, когда впервые она была озвучена Иосифом Виссарионовичем на июльском Пленуме ЦК ВКП(б) в 1928 году. С этого времени он фактически становится лидером Партии, вдохновителем и идеологом насилия. Тиран объявил войну собственному народу.

Скрытый лозунгами действительный смысл сталинизма проявляется в безудержной погоне за властью. Сущность его показана классиком - Джорджем Оруэллом. Англичанин предельно четко показал, что власть для этого правителя была не средством, а целью. Диктатура воспринималась им уже не как защита революции. Революция стала средством для того, чтобы установить личную безграничную диктатуру.

Иосиф Виссарионович в 1928-1930 гг. начал с того, что инициировал фабрикацию со стороны ОГПУ ряда публичных процессов, повергших страну в атмосферу шока и страха. Так, с судилищ и внушения ужаса всему обществу начал свое становление культ личности Сталина… Массовые репрессии сопровождались публичным признанием совершивших несуществующие преступления «врагами народа». Людей жестокими пытками заставляли подписывать сфабрикованные следствием обвинения. Жестокая диктатура имитировала классовую борьбу, цинично нарушая Конституцию и все нормы общечеловеческой морали…

Было фальсифицировано три глобальных судебных процесса: «Дело союзного бюро» (ставящее под удар управленцев); «Дело промпартии» (имитировалось вредительство западных держав относительно экономики СССР); «Дело трудовой крестьянской партии» (очевидная фальсификация порчи семенного фонда и проволочек с механизацией). Причем все они объединялись в единое дело для того, чтобы создать видимость единого заговора против Советской власти и предоставить простор для дальнейших фальсификаций органов ОГПУ - НКВД.

В результате сменялось все хозяйственное руководство народным хозяйством со старых «специалистов» на «новых кадров», готовых работать по инструкциям «вождя».

Устами Сталина, обеспечившего проведенными судами лояльный к репрессиям госаппарат, далее была выражена непреклонная решимость Партии: вытеснять и разорять тысячи предпринимателей - промышленников, торговцев, мелких и средних; разорять основу сельскохозяйственного производства - зажиточное крестьянство (огульно назвав его «кулаками). При этом новая волюнтаристская партийная позиция маскировалась "волей беднейших слоев рабочих и крестьян".

Негласно же, параллельно этой «генеральной линии», «отцом народов» последовательно, с помощью провокаций и лжесвидетельств, начала реализовываться линия ликвидации своих партийных конкурентов за высшую государственную власть (Троцкого, Зиновьева, Каменева).

Насильственная коллективизация

Правда о репрессиях Сталина периода 1928-1932 гг. свидетельствует, что основным объектом репрессий стала главная социальная база села - эффективный сельскохозяйственный производитель. Цель ясна: вся крестьянская страна (а таковыми фактически на то время были Россия, Украина, Белоруссия, республики Прибалтики и Закавказья) должна была под прессом репрессий превратиться из самодостаточного хозяйственного комплекса в послушного донора для осуществления сталинских планов индустриализации и поддержания гипертрофированных силовых структур.

Для того чтобы предельно ясно обозначить объект своих репрессий, Сталин пошел на очевидный идейный подлог. Экономически и социально необоснованно он добился того, что послушные ему партийные идеологи выделили нормального хозрасчетного (имеющего прибыль) производителя в отдельный «класс кулаков» - мишень нового удара. Под идейным руководством Иосифа Виссарионовича был разработан план разрушения сложившихся веками социальных основ деревни, разрушения сельской общины - Постановление «О ликвидации … кулацких хозяйств» от 30.01.1930 г.

Красный террор пришел в деревню. Принципиально несогласных с коллективизацией крестьян подвергали сталинским судам - "тройкам", в большинстве случаев заканчивающихся расстрелами. Менее активных «кулаков», а также «кулацкие семьи» (в категорию которых могли попасть любые лица, субъективно определенные «сельским активом») подвергались насильственной конфискации имущества и выселению. Был создан орган постоянного оперативного руководства выселением - секретное оперативное управление под руководством Ефима Евдокимова.

Переселенцы в крайние районы Севера, жертвы репрессий Сталина, заранее были определены посписочно в Поволжье, Украине, Казахстане, Белоруссии, Сибири, Урале.

В 1930-1931 гг. выселено 1,8 млн, а в 1932-1940 гг. - 0,49 млн человек.

Организация голода

Впрочем, расстрелы, разорение и выселение в 30-е годы прошлого века - это еще не все репрессии Сталина. Краткое их перечисление следует дополнить организацией голода. Реальной его причиной стал неадекватный подход лично Иосифа Виссарионовича к недостаточным хлебозаготовкам в 1932 году. Почему же план выполнили всего лишь на 15-20%? Главной причиной был неурожай.

Под угрозой был его субъективно разработанный план индустриализации. Разумно было бы снизить на 30% планы, отложить их, а вначале стимулировать сельхозпроизводителя и подождать урожайного года… Сталин ждать не хотел, он требовал немедленного обеспечения продовольствием раздутых силовых структур и новых гигантских строек - Донбасса, Кузбасса. Вождь принял решение - изъять у крестьян зерно, предназначенное для посевной и на потребление.

22.10.1932 г. две чрезвычайные комиссии под руководством одиозных личностей Лазаря Кагановича и Вячеслава Молотова развернули человеконенавистническую кампанию «борьбы с кулаками» по изъятию хлеба, которая сопровождалась насилием, скорыми на расправу судами-тройками и выселением зажиточных сельхозпроизводителей в районы Крайнего Севера. Это был геноцид…

Примечательно, что жестокость сатрапов фактически инициировал и не пресекал сам Иосиф Виссарионович.

Известный факт: переписка Шолохова и Сталина

Массовые репрессии Сталина в 1932 -1933 гг. имеют документальное подтверждение. М. А. Шолохов, автор «Тихого Дона», обратился к вождю, защищая своих земляков, с письмами, изобличая беззакония при конфискации зерна. Предметно, с указанием станиц, имен пострадавших и их мучителей, излагал факты знаменитый житель станицы Вешенская. Издевательства и насилие над крестьянами ужасают: зверские избиения, выламывание суставов, частичное удушение, инсценировка расстрела, выселение из домов… В ответном Письме Иосиф Виссарионович лишь частично согласился с Шолоховым. Реальная позиция вождя просматривается в строках, где он называет крестьян саботажниками, «втихую» пытающимися сорвать обеспечение продовольствием…

Такой волюнтаристский подход вызвал голод в Поволжье, на Украине, Северном Кавказе, в Казахстане, Белоруссии, Сибири, на Урале. Опубликованное в апреле 2008 г. специальное Заявление Госдумы России раскрыло обществу ранее засекреченную статистику (ранее пропаганда всячески скрывала эти репрессии Сталина.)

Сколько погибло от голода людей в вышеперечисленных регионах? Цифра, установленная комиссией Госдумы, ужасает: более 7 миллионов.

Другие направления довоенного сталинского террора

Рассмотрим также еще три направления сталинского террора, а в нижеследующей таблице представим более подробно каждый из них.

С санкций Иосифа Виссарионовича также проводилась политика на притеснение свободы совести. Гражданин Страны Советов должен был читать газету «Правда», а не ходить в церковь…

Сотни тысяч семейств ранее производительных крестьян, опасающиеся раскулачивания и ссылки на Север, стали армией, обеспечивающей гигантские стройки страны. Для того чтобы ограничить их в правах, сделать манипулируемыми, именно в то время была проведена паспортизации населении в городах. Паспорта получили лишь 27 миллионов человек. Крестьяне (все еще большинство населения) оставались беспаспортными, не пользующимися полным объемом гражданских прав (свобода выбора места проживания, свобода выбора работы) и «привязанными» к колхозу по месту жительства с обязательным условием выполнения норм трудодней.

Антисоциальная политика сопровождалась разрушением семей, увеличением количества беспризорных детей. Это явление приобрело такой масштаб, что государство вынуждено было реагировать на него. С санкции Сталина Политбюро Страны Советов издало одно из самых бесчеловечных постановлений - карательное по отношению к детям.

Антирелигиозное наступление по состоянию на 01.04.1936 года привело к сокращению православных храмов до 28%, мечетей - до 32% от дореволюционного их количества. Число же священнослужителей уменьшилось с 112,6 тыс. до 17,8 тыс.

С репрессивной целью была проведена паспортизация городского населения. Более 385 тыс. человек паспорта не получили и были вынуждены оставить города. Арестовано же 22,7 тыс. человек.

Одним из наиболее циничных преступлений Сталина является санкционирование им засекреченное постановления Политбюро от 07.04.1935 г., позволяющего привлекать к суду подростков с 12 лет и определяющего им наказание вплоть до высшей меры. Только в 1936 г. 125 тыс. детей были помещены в колонии НКВД. В систему ГУЛАГа по состоянию на 01.04.1939 г. было сослано 10 тыс. детей.

Большой террор

Государственный маховик террора набирал обороты… Власть Иосифа Виссарионовича, начиная с 1937 года, вследствие репрессий над всем обществом стала всеобъемлющей. Однако самый большой их скачок был только впереди. Кроме окончательной и уже физической расправы над бывшими коллегами по партии - Троцким, Зиновьевым, Каменевым, - проводились массовые «чистки госаппарата».

Террор набрал невиданные масштабы. ОГПУ (с 1938 г - НКВД) реагировало на все жалобы и анонимки. Человеку ломали жизнь за одно неосторожно оброненное слово… Репрессировалась даже сталинская элита - государственные деятели: Косиор, Эйхе, Постышев, Голощекин, Варейкис; военачальники Блюхер, Тухачевский; чекисты Ягода, Ежов.

Накануне Великой Отечественной войны были расстреляны по сфабрикованным делам «под антисоветский заговор» ведущие военные кадры: 19 квалифицированных командиров уровня корпуса - дивизии, имеющие боевой опыт. Пришедшие им на смену кадры не владели в должной мере оперативным и тактическим искусством.

Не только витринными фасадами советских городов характеризовался культ личности Сталина. Репрессии «вождя народов» породили чудовищную систему лагерей ГУЛАГа, обеспечивающую Страну Советов бесплатной рабочей силой, нещадно эксплуатируемым трудовым ресурсом для добычи богатств малоосвоенных районов Крайнего Севера и Средней Азии.

Динамика увеличения содержащихся в лагерях и трудовых колониях впечатляет: в 1932 году речь шла о 140 тысячах узников, а в 1941 - о 1,9 миллионах.

В частности, по иронии судьбы зеки Колымы добывали 35% союзного золота, пребывая в ужасных условиях содержания. Перечислим основные лагеря, входящие в систему ГУЛАГ-а: Соловецкий (45 тыс. заключенных), лесозаготовительные - Свирьлаг и Темниково (соответственно 43 и 35 тыс.); добыча нефти и угля - Ухтапечлаг (51 тыс.); химическая промышленность - Березняков и Соликамска (63 тыс.); освоение степей - Карагандинский лагерь (30 тыс.); строительство канала Волга-Москва (196 тыс.); строительство БАМа (260 тыс.); добыча золота на Колыме (138 тыс.); добыча Никеля в Норильске (70 тыс.).

В основном люди пребывали в систему Гулага типичным образом: после ночного ареста и неправого предубежденного суда. И хотя эта система была создана при Ленине, но именно при Сталине в нее стали массово поступать политзаключенные после массовых судов: «враги народа» - кулаки (по сути, эффективный сельхозпроизводитель), а то и целые выселенные национальности. Большинство отбывало срок от 10 до 25 лет по 58-й статье. Процесс следствия по ней предполагал пытки и излом воли осужденного.

В случае переселения кулаков и малых народов поезд с заключенными останавливался прямо в тайге или в степи и осужденные сами себе строили лагерь и тюрьму особого назначения (ТОН). С 1930 годов труд заключенных нещадно эксплуатировали для выполнения пятилетних планов - по 12-14 часов. Десятки тысяч людей погибли от непосильного труда, скудного питания, слабого медицинского обеспечения.

Вместо заключения

Годы репрессий Сталина - с 1928 по 1953 гг. - изменили атмосферу в обществе, переставшем верить в правосудие, находящемся под прессом постоянного страха. С 1918 г. людей обвиняли и расстреливали реввоентрибуналы. Бесчеловечная система развивалась… Трибунал стал ВЧК, потом - ВЦИК, затем - ОГПУ, далее НКВД. Расстрелы в составе 58-й статьи действовали до 1947 года, а затем Сталин заменил их на 25 лет отбывания в лагерях.

Всего было расстреляно порядка 800 тысяч человек.

Моральные и физические истязания всего населения страны, по сути, беззаконие и произвол, осуществлялись от имени рабоче-крестьянской власти, революции.

Бесправный народ терроризировался сталинской системой постоянно и методично. Начало же процессу восстановления справедливости положил XX съезд КПСС.

Прошедший в феврале 1956 г. XX съезд правящей КПСС объявил курс на десталинизацию советского общества, но не смог довести процесс до конца. Реабилитация производилась в индивидуальном порядке по заявлениям самих жертв репрессий или их родственников, если первые погибли в сталинских застенках и лагерях.

Следующее за ним руководство страны спустило вопрос на тормозах и даже попыталось завуалировать его. Все сделали вид, что ничего подобного в стране не было.

Перестройка середины 80-х годов дала толчок новым попыткам общества и демократических сил возобновить процесс реабилитации жертв политических репрессий. И если во второй половине 50-х годов речь шла лишь об индивидуальных решениях о реабилитации жертв сталинизма, то в конце 80-х годов речь шла о реабилитации всех, кто безвинно попал в жернова государственного террора.

Первый проблеск появился 16 января 1989 г. с указом президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов».

14 ноября 1989 г. Верховный Совет СССР принял Декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав».

13 августа 1990 г. Президент Советского Союза М. Горбачев издал Указ «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20-50-х годов».

Но сталинизм подвергал репрессиям не только по этническому признаку. Государственному террору подвергались по социальному, сословному, корпоративному и индивидуальному признакам. Реабилитации этих категорий советских граждан был посвящен и принятый 18 октября 1991 г. Закон Российской Федерации N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», в который впоследствии был внесен ряд изменений.

«За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам. Осуждая многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости, Федеральное Собрание Российской Федерации выражает глубокое сочувствие жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким, заявляет о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека»,- говорилось в преамбуле Закона. Целью Закона была объявлена «реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба».

Возможно, это и случайность, но на следующий день, 15 ноября, указом Президиума Верховного Совета РСФСР был образован Государственный комитет по национальным вопросам (Госкомнац РСФСР), правда, претерпевший впоследствии неоднократные преобразования и ликвидации.

Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 октября 1991 года «Об установлении Дня памяти жертв политических репрессий» 30 октября официально был установлен днем памяти жертв политических репрессий. Выбор даты был связан с памятью о голодовке, которую 30 октября 1974 года начали политзаключенные мордовских и пермских лагерей в знак протеста против политических репрессий в СССР.

В том же 1991 г. было принято решение создать в составе информационных центров МВД республик, УВД краев и областей соответствующие подразделения, а в Главном информационном центре МВД России – Центр реабилитации жертв политических репрессий и архивной информации. Как сообщал начальник Центра МВД России К. Никишин, за пять лет всего по стране поступило 2 млн. 600 тысяч заявлений и запросов о реабилитации и о признании пострадавшими. (См. «Юридический вестник», № 23, ноябрь 1996 г.)

16 декабря 1991 г. и 30 марта 1992 г. Президиум Верховного Совета РФ утвердил соответственно комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий и Положение о ней.

Впоследствии в продолжение и расширение первых документов по проблеме был принят целый ряд нормативных актов парламента и правительства России, предусматривающих денежную компенсацию за утерянное жилье и имущество или возвращение его (Федеральные Законы: №5698-1 от 3 сентября 1993 г. и №166-ФЗ от 4 ноября 1995 г.)

3 марта 1994 г. Правительство России приняло Постановление №419, утвердившее Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий. Минфину России было поручено предусмотреть в федеральном бюджете начиная с 1994 г. «необходимые средства для обеспечения предоставления льгот указанным категориям граждан.

16 марта 1992 г. правительство России приняло положение о порядке выплаты денежной компенсации лицам, реабилитированным в соответствии с Законом РФ N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», в которое 18 июля 1994 г. были внесены изменения и дополнения.

2 августа 1994 г. кабинет министров России принял Постановление №899 «Об утверждении Положения об условиях и порядке выплаты компенсаций лицам, подвергшимся нацистским преследованиям». Речь шла о компенсации за счет средств, выделяемых Федеративной Республикой Германия для этой категории российских граждан.

12 августа 1994 г. тот же кабинет министров принял Постановление №926, утвердившее положение о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации.

Учитывая, что репрессиям подверглись в том числе и по религиозным убеждениям, Президент Б. Ельцин издал Указ №378 от 14 марта 1996 г., который осудил «многолетний террор, развязанный большевистским партийно-советским режимом в отношении священнослужителей и верующих всех конфессий», поручил Генпрокуратуре, ФСБ и МВД России реабилитировать их, органам исполнительной власти всех уровней «оказывать помощь верующим в восстановлении культовых зданий, возврате имущества, изъятого из церквей, мечетей, синагог, других культовых учреждений».

23 апреля 1996 г. Президент России Б. Ельцин принял Указ №602 «О дополнительных мерах по реабилитации жертв политических репрессий», позволяющий признавать репрессированными и при отсутствии документов – на основании судебного решения.

Реабилитация была объявлена и репрессированным в связи с участием в событиях в г. Новочеркасске в июне

Указом Президента России №1509 от 2 декабря 1992 г. была образована Комиссия при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий. В 2004 г. новый Президент России В. Путин издал Указ №1113 от 25 августа

2004 г., которым утвердил Положение о Комиссии при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий.

Наравне с теми, кто действительно пострадал от сталинских репрессий, под этот процесс пытались подвести и другие категории российских граждан. Были попытки реабилитировать, например, вождя Белого движения А. Колчака, последнего российского императора Николая II и даже организатора самих массовых репрессий Л. Берия и других. Донские казаки выступили за реабилитацию атамана казачьих войск, генерала П. Краснова, который во время Великой Отечественной войны активно сотрудничал с гитлеровскими войсками и был казнен советским судом. Из них только Николай II со второго захода в 2008 году был реабилитирован вместе со своей семьёй. 28 марта 2009 г. в реабилитации Берии было отказано.

Если в целом по стране процесс реабилитации касался выборочно, то для титульного народа Республики Ингушетия проблема реабилитации касалась практически всех, кто родился до 1957 г.

Как известно, 26 апреля 1991 г. был принят судьбоносный для многих этносов, подвергнувшихся репрессиям по национальному признаку - Закон РФ «О реабилитации репрессированных народов».

Постановлением Правительства Республики Ингушетия

№ 97 от 10 июня 1994 г. «О комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий» в целях реализации Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий», Закона Российской Федерации от 26 апреля 1991 г. «О реабилитации репрессированных народов» при Правительстве Республики Ингушетия была создана комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий во главе с руководителем Правительства М.И. Дидиговым.

Постановлением №2 кабинета министров Ингушетии от 4 января 1995 г. «О дополнительных мерах по выполнению постановлений Правительства РФ по восстановлению прав жертв политических репрессий» Министерство финансов обязывалось «принять меры по бюджетному обеспечению затрат, связанных с возмещением ущерба и предоставлением льгот репрессированным гражданам». Начали работать правительственная комиссия и рабочая группа.

20 февраля 1995 г. Постановлением Правительства №26 было принято положение о порядке восстановления прав репрессированных граждан Республики Ингушетия и лиц без гражданства, проживающих на территории РИ.

31 декабря 1997 г. кабинет министров Ингушетии принял очередное Постановление №337 «О дальнейших мерах по реабилитации жертв политических репрессий в Республике Ингушетия», которым были утверждены Положения «О порядке возврата гражданам, проживавшим и проживающим в Республике Ингушетия, незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации», о республиканской комиссии по восстановлению прав репрессированных граждан, проживающих в Республике Ингушетия и сам состав комиссии во главе с министром юстиции Х.И. Яндиевым.

31 июля 1999 г. вышел новый нормативный акт Правительства РИ № 211«Об упорядочении нормативных актов Правительства Республики Ингушетия по реабилитации жертв политических репрессий».

В отличие от предыдущих нормативных актов, последний обеспечивал реабилитацию, выплату компенсации и восстановление прав репрессированных граждан Северной Осетии ингушской национальности. Была установлена очередность возмещения ущерба, причиненного в связи с применением репрессий в 1944 году. В первую очередь шли непосредственно подвергшиеся репрессиям и являвшиеся собственниками конфискованного имущества или жилья. Следом шли наследники первой очереди, затем супруги и дети, потом - внуки.

Дважды Распоряжением Президента Ингушетии №9-рп от 20 января 1998 г. и №14-рп от 18 февраля 2000 г. были утверждены Республиканские комиссии по реабилитации жертв политических репрессий.

Вначале репрессированные получали около 8 тысяч рублей, затем сумма была приближена к 10 тысячам рублей за один жилой дом на всех, кто проживал в нем. Сумма, конечно, была мизерной, но люди и её были рады получить.

Реабилитация была медленной, противоречивой и мучительной. Она не завершена. Ее проведение проходило и проходит в ожесточенной борьбе между демократическими и прокоммунистическими силами. Она началась вскоре после смерти Сталина. 1 сентября 1953 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было упразднено Особое совещание. Жалобы и заявления осужденных коллегией ОГПУ, «тройками» («двойками») и Особым совещанием стали рассматриваться Прокуратурой СССР, но с предварительным заключением МВД СССР. Верховному Суду СССР было предоставлено право пересматривать решения спецколлегий, «троек» и Особого совещания. До 1954 г. реабилитировано 827 692 человека, осужденных в 1917-1953 гг. Реабилитация почти не касалась тяжких обвинений. Из всех реабилитированных к смертной казни были приговорены лишь 1 128 человек, или 0,14% (здесь и далее используются статистические данные, взятые из официальных материалов Центрального архива КГБ-МБ-ФСК-ФСБ России).
Карательные органы всячески препятствовали объективной реабилитации и держали ее под своим контролем. В этих целях Генеральный прокурор СССР, министр юстиции СССР, министр внутренних дел СССР и председатель КГБ СССР 19 мая 1954 г. издали совместный совершенно секретный приказ № 96 сс/0016/00397/002252, который фактически изменял порядок пересмотра уголовных дел, установленный указом в отношении осужденных, еще отбывающих наказание, т.е. тех, которые были в большинстве своем репрессированы в бытность находящихся у власти должностных лиц. Пересмотр дел предполагался свой, ведомственный. Для этого создавалась Центральная комиссия, в состав которой вошли Генеральный прокурор, председатель КГБ, министр внутренних дел, министр юстиции, начальник «СМЕРШ», начальник Главного управления военных трибуналов. Ей предписывалось пересматривать дела на лиц, осужденных центральными органами. Дела репрессированных на местах предполагалось пересматривать республиканскими, краевыми и областными комиссиями, состоящими из руководителей тех же карательных органов. По мысли авторов приказа, решение названных комиссий должно быть окончательным. Однако этого не получилось.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1955 г., который не был опубликован, допущен к пересмотру решений Центральной комиссии Верховный Суд СССР (который, может быть, немного меньше был в крови невиновных лиц, чем КГБ), а 24 марта 1956 г. Президиум Верховного Совета СССР образовал собственные комиссии для проверки на местах обоснованности содержания осужденных лиц, обвиняемых в совершении «политических преступлений». Этим комиссиям также предоставлялось право принятия окончательных решений. Из содержания анализируемых нормативных актов о порядке реабилитации видно, что все причастные к репрессиям органы не желали выпускать из своих рук контроль над реабилитацией.
25 февраля 1956 г., в последний день работы XX съезда КПСС, на закрытом заседании вне повестки дня состоялся доклад Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях». Это было первое официальное признание сталинских репрессий. 7 августа 1957 г. закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР Верховным Судам союзных республик и военным трибуналам округов (флотов) по протестам соответствующих прокуроров также предоставлялось право пересматривать все дела, в том числе решения Центральной и местных комиссий при карательных органах, а несколькими днями позже - и решения комиссий Президиума Верховного Совета СССР. В течение 1954-1961 гг. было реабилитировано еще 737 182 человека (в это число входят и осужденные после 1953 г.), включая 353 231 человека (47,9%), приговоренного к смертной казни.
В начале 60-х гг. процесс реабилитации стал намеренно затормаживаться, были сокращены штаты отделов прокуратур, занимающихся подготовкой материалов для внесения протестов. А со снятием Хрущева в октябре 1964 г. массовая реабилитация практически приостановилась. За 25 лет (1962-1987 гг.) было реабилитировано только 157 055 человек. Этот процесс возобновился лишь в 1988 г. До 1993 г. было оправдано еще 1 264 750 человек (с 1992 г. в число реабилитированных входят лишь лица, осужденные на территории России). Всего персонально реабилитировано 2 986 679 репрессированных. Однако это далеко не полный счет беззаконий. Вскрыть их при индивидуальном пересмотре наличествующих уголовных дел после многократных стараний КГБ было практически невозможно. Поэтому стал разрабатываться путь групповой реабилитации.
16 января 1989 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов» были отменены все вынесенные «тройками», спецколлегиями и особыми совещаниями внесудебные решения. Этого, однако, оказалось недостаточно. 14 ноября 1989 г. Верховный Совет СССР принял декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав». Но и это не решало все вопросы. Указом Президента СССР от 13 августа 1990 г. были признаны незаконными репрессии в отношении крестьян в период насильственной коллективизации и других граждан, репрессированных по политическим, социальным, национальным, религиозным и иным мотивам в 20-50-е гг.
Указ не распространялся на лиц, обоснованно осужденных за совершение преступлений против Родины и народа. Но как их выявить? Только путем проверки каждого дела. Следовательно, групповой реабилитации все равно не получилось. Более того, обоснованно или необоснованно репрессирован осужденный, решалось не судом, а келейно чиновниками в прокуратуре. В о т и получалось тайная реабилитация тайных осуждений. Обнаружились и другие трудности2. Они преодолевались в Законе РСФСР от 26 апреля 1991 г. "О реабилитации репрессированных народов" и Законе РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». Осужденные реабилитировались по декриминализированным деяниям. Однако не все составы, считавшиеся в 20-50-е гг. государственными преступлениями, были декриминализирова-ны и не все репрессированные были осуждены незаконно. Таким образом, и по этим актам реабилитация требовала индивидуального подхода. В 1993 г. в Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» были внесены изменения, предоставляющие лицам, которым отказано в реабилитации, право обращаться в суд.
Одним из последних актов реабилитации был Указ Президента РФ от 24 января 1995 г. «О восстановлении законных прав российских граждан - бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период». В нем признаны противоречащими основным правам человека и гражданина, а также политическими репрессиями действия партийного и государственного руководства бывшего СССР и меры принуждения со стороны государственных органов, принятые в отношении российских граждан - бывших советских военнослужащих, попавших в плен и окружение в боях при защите Отечества, и гражданских лиц, репатриированных во время войны и в послевоенный период. Этим лицам, которых мало осталось в живых, выдаются удостоверения участников войны, и на них распространяются социальные льготы, предусмотренные для граждан, подвергшихся нацистским преследованиям. Естественно, все это не касается тех лиц, которые служили в строевых и специальных формированиях немецко-фашистских войск и в полиции.
И последнее. В Законе РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» говорится о территориальной, политической, материальной, социальной и культурной реабилитации. Наиболее трудными оказались материальная и особенно территориальная реабилитация для немцев, турок-месхетинцев, крымских татар и некоторых народов Северного Кавказа. До последнего времени, например, идет поиск путей погашения межнационального конфликта между ингушами и осетинами в связи с территориальной реабилитацией ингушей.
Не только в России, но и в других государствах, образованных на территории бывшего СССР, было принято множество нормативных актов, определяющих порядок реабилитации незаконно репрессированных граждан, восстановления их прав и законных интересов, предоставления льгот и выплат денежных компенсаций.

Еще по теме § 3. РЕАБИЛИТАЦИЯ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ:

  1. § 2. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ БАЗА ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ
  2. § 2. Политико-правовые тенденции политических репрессий в СССР
  3. § 1. Понятие реабилитации и основания возникновения права на реабилитацию
  4. § 1. Понятие реабилитации. Основания возникновения права на реабилитацию
  5. 3.1. Понятие и содержание определения жертвы преступления 3.1.1. Понятие жертвы преступления
  6. О МЕРАХ НАКАЗАНИЯ РЕПРЕССИРУЕМЫМ И КОЛИЧЕСТВЕ ПОДЛЕЖАЩИХ РЕПРЕССИИ

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика -