К какой вере относятся католики. Что такое католицизм и кто такие католики? Католики об отличиях католической и православной церквей

КАТОЛИЦИЗМ

КАТОЛИЦИЗМ

обнаружившийся в общественном сознании со времени возникновения протестантства особый западноевропейской и ближневосточной церкви, который развивался с первых веков нового летосчисления и сохранился до наших дней. В западных странах этот характер четко выразили папы и собор в Триденте (1545-1563). Понятие католического появляется ок. 150 после Р. X. и свидетельствует о том, что, в др. толкованиям христианства, «повсюду» (греч. katholu) распространяются и должны быть признаны исходящие от апостолов предания. Классическая формулировка этой точки зрения называет «католическим» «quod ubique, quod semper, quod ad omnibus creditum est» (лат.: «что признается повсюду, всегда и всеми»). Поэтому католицизм стоит близко к естественной религии и omnium. Несмотря на это, уже издавна выступала против ереси (отклонение от осн. учений), гетеродоксии (отклонение от отдельных учений) и раскола (разделение церкви). Философия католицизма, Philosophia perennis, в развивается неосхоластикой и неотомизмом. Католичес, кий (от греч. katholikos – всеобщий, всеохватывающий) – относящийся к рим.-католич. церкви.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

С небольшой задержкой проверим, не скрыл ли videopotok свой iframe setTimeout(function() { if(document.getElementById("adv_kod_frame").hidden) document.getElementById("video-banner-close-btn").hidden = true; }, 500); } } if (window.addEventListener) { window.addEventListener("message", postMessageReceive); } else { window.attachEvent("onmessage", postMessageReceive); } })();

КАТОЛИЦИЗМ

(от греч. καϑολικός – всеобщий, главный, вселенский) – одно из трех гл. направлений в христианстве наряду с православием и протестантизмом. К. возник и развился в условиях формирования феодализма в Зап. Европе в противоположность православию, к-рое развивалось восточной, византийской церковью. Разделение христианства на западное (католицизм) и восточное (православное) направления завершилось разделением церквей в 1054. К. свойственна религ. нетерпимость, претензия рассматривать всех не-католиков как еретиков, заблудших или схизматиков, а католич. церковь как единственно истинную. Социально-догматич. основой К. является иерократии ( духовенства), прикрываемая учением о теократии (букв. – боговластие), противоречиво сочетающемся с идеей христ. аскетизма. Особое идеи теократии отражает тот , что главным в деятельности К. на протяжении всей его истории неизменно оставались политич. задачи, какие бы конкретные формы в различных историч. условиях они ни принимали. Они всегда определяли собой к религ. стороне католич. вероучения, его догме и культу. Среди этих задач К. первенствующей всегда являлась и остается поныне отстаивание особой роли папской власти и привилегированности духовенства.

Как лит.-теоретич. основу К. использует концепцию Августина о "Граде божьем" и превращении церкви воинствующей в церковь торжествующую. Идея аскетизма, обращенная к массам верующих и внушающая им пренебрежение ко всему мирскому, играет на протяжении веков реакц. роль и является действенным орудием духовного порабощения масс. Из двух осн. видов источников христ. вероучения – Священного писания и Священного предания – К. фактически уделяет первое преданию. При этом первостепенное значение К. придает решениям и суждениям пап. Социально-политич. приоритета "предания" состоит в том, что благодаря ему К. получил истолкования догм раннего христианства в соответствии с интересами господств. класса, менять их в зависимости от изменяющихся социально-историч. условий.

Особенность К. проявляется также в требовании беспрекословного соблюдения церк. дисциплины, к-рое обосновывается учением о единоспасающей силе церкви, заключающемся в том, что, поскольку все "греховно по своей природе", души может обеспечить только церковь, вне которой нет спасения. В этой же связи К. развил учение о роли божественного предопределения и свободе воли, согласно к-рому может найти путь к спасению только благодаря церкви и с ее помощью. Социальный смысл этого учения К. – в стремлении усилить прямую судьбы мирян от духовенства, укрепить об особой благодати, к-рой якобы наделено духовенство, благодаря чему должно пользоваться особыми социальными привилегиями. В связи с этим К. ожесточенно борется с исповедуемой нек-рыми христ. направлениями (см. Ереси , Кальвинизм) идеей об абс. предопределении к спасению или погибели, выводимой из понятия божеств, всеведения и тем самым снижающей роль духовенства, создавая представления о прямой связи между верующим и божеств. силами. Придавая исключит. значение утверждению об единоспасающей роли церкви, К. объявляет ересью даже идею о возможной на земле окончат. победе добра, т.к. в этом случае исчез бы смысл дальнейшего существования церкви.

Осн. социально-догматич. положения К. были разработаны господствующим направлением ср.-век. философии, пытавшейся сделать догматику К. исходным моментом и основой всякого мышления и привести всех наук "...в соответствие с учением церкви" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 495). В борьбе с передовыми рационалистич. и материалистич. идеями религ.-схоластич. К. фальсифици-ровала учение Аристотеля, стремясь приспособить его к защите К. и феод. строя. Особую роль в выполнении этой задачи сыграл Фома Аквинский, пытавшийся в своих сочинениях создать всеобъемлющую систему католич. философии, охватывающую также проблемы гос-ва, экономики, права и морали. Именно это учение (см. томизм) было объявлено папой Львом XIII единственной истинной философией К.

К. изображает всю историю человечества как борьбу за победу церкви, что практически означает борьбу за торжество папской политики, поскольку К. отождествляет церковь и папство, изображая папу преемником и наместником апостола Петра. Помимо признанных общехристианских догматов веры, К. устанавливает и новые, объявляемые им столь же обязательными для всякого верующего. Главный среди них: догмат о чистилище, связанный с учением об индульгенциях, о непогрешимости папы и т.д. К. придает особое значение внешней, обрядовой стороне культа: молитве, посещению мессы, исповеди и т.п. Все богослужение ведется на непонятном массам верующих лат. языке. Таинства и обряды объявляются действующими автоматически в силу самого соблюдения установл. формы, безотносительно к духовным устремлениям того, по отношению к кому данная культовая церемония совершается.

Важной особенностью К. является свойственное ему духовенства как особо привилегиров. обществ. группы, важной опоры господств. класса. Эта особая привилегированность духовенства, признававшегося в средние века первым сословием, была закреплена учением церкви о благодати, даруемой духовенству таинством посвящения. На протяжении веков духовенство играло роль сословия, монополизировавшего и руководство духовной жизнью феод. общества. Особую роль К. придает и папской власти. В ходе борьбы папства за преобладание оно выступало с претензиями на мировое , как светское так и духовное (при Григории VII, Иннокентии III, Бонифации VIII), но в связи с возникновением централизованных гос-в оно потерпело поражение, временно превратившись в королевской власти во Франции (1309–77), а затем пришло к глубочайшему кризису 15 в. и краху своего исключит. положения с эпохи Реформации. Тем не менее, борьбу за свою первенствующую роль папство продолжало и в новых условиях роста капитализма. Для борьбы с Реформацией и нар. движениями К., создает в 1540 орден иезуитов. В ходе обострения классовой борьбы и поляризации обществ. классов папство и К. становились все более необходимой опорой для реакц. сил буржуазии и с конца 19 в. делаются важным идеологич. орудием воинств. империализма. Эта новая роль К. получила яркое в 1870, когда был провозглашен догмат о папской непогрешимости. Политика папы Пия IX, открыто провозглашавшего борьбу против прогресса и демократии, Льва XIII, продолжавшего эту борьбу, маскируя ее лозунгами рабочей политики, получила в деятельности Ватикана и пап 20 в. вплоть до Иоанна XXIII. К. создал широкую, весьма разветвленную действенную систему. Гл. центром этой системы совр. К. является Ватикан с его многочисл. ведомствами (конгрегациями), дипломатич. и миссионерской службой, монашескими орденами, сетью учебных заведений, науч. учреждений, издательских предприятий, радио-, теле- и киностудий и т.п.

В совр. мире К. открыто вторгается в политич. , пытается оказать влияние на междунар. отношения и политику гос-в, стремится к контролю над умств. жизнью и культурой нар. масс во мн. странах. Католич. , искусно приспосабливающаяся к конкретным условиям, осуществляется с помощью католич. партий, профсоюзов, культурно-просветит., спортивных обществ и др. объединений. Создаются нац. и междунар. объединения этих организаций – "Католическое ", "Мирской апостолат" и мн. др., призванные осуществлять политику К., направленную на отвлечение масс от классовой борьбы.

Упорное отстаивание совр. К. позиций реакц. империалистич. сил объясняется не только историч. традициями, в силу к-рых католич. церковь всегда выступала как орудие реакции, но прежде всего прочными экономич., политич. и личными связями деятелей этой церкви с хозяевами совр. империалистич. мира, особенно амер. фин. капиталом. Источником обогащения католич. церкви остается до сих пор и на религ. чувствах верующих: святые и юбилейные годы, места паломничества, индульгенции. Большие доходы получает церковь и от гос. субсидий, выплачиваемых ей в силу заключенных с рядом гос. конкордатов (Зап. Германия, Италия, Испания, Португалия, латино-амер. страны и др.).

Реакционность совр. К. усугубляется его ролью и на различных участках идеологич. борьбы. За последние годы наблюдается растущая К., стремящегося оказывать свое идейное воздействие в области естеств. и обществ. наук, в художеств. лит-ре и в иск-ве. Можно констатировать тактики К. в борьбе с наукой, примером чего явились выступления папы Пия XII по различным вопросам за последние 10 лет. На основе неотомизма, ставшего еще с конца 19 в. официальной философией К., церковь ищет возможности сделать совр. науку, под предлогом сотрудничества с ней, служанкой теологии, требует от науки служить укреплению веры и т.п. Те же требования выдвигаются К. перед иск-вом и лит-рой. В этой связи наблюдается возросшая активность К. в попытках фальсифицировать науку.

Наряду с философией неотомизма в К. за последние десятилетия значит. распространение получили и субъективно-идеалистич. направления. Уже в начале 20 в. М. Блондель, А. Луази и др. развивали " учение", т. н. католический . Несмотря на резкую критику со стороны неотомистов и Ватикана, обвинявших модернистов в понимании бога только как феномена субъективного сознания и отказе от рацион. познания бога, в соответствии с учением Фомы Аквинского, воззрения модернистов получили дальнейшее развитие. В сер. 20 в. сформировался католич. , выступающий в духе открытого иррационализма и мистики. Глава этого филос. направления Г. Марсель претендует на создание истинной религ. философии и открыто защищает религ. идеи и особенно католич. учение о смерти и бессмертии.

Вся совр. К. определяется ненавистью к марксизму, освободит. рабочему движению, нац.-освободит. движению народов против империализма. Для осуществления своей антикоммунистич. деятельности, распространения этих идей в массах Ватикан создает нац. и междунар. организаций, как, напр., отряды патера Леппиха в Зап. Германии, "марианские" союзы, руководимые иезуитами ("Легион Марии", "Синяя армия Марии" и др.). Чрезвычайно возросла политич. активность К. за последнее в странах Азии и Африки, где он поддерживает все стремления империалистов сохранить разваливающийся колониальный режим и всемерно препятствует развертывающейся борьбе народов за свое освобождение от остатков колониального рабства, пытаясь безуспешно использовать в этой политике методы католич. экспансии (миссионерство, создание кадров местного духовенства и т.п.).

Огромные успехи мирового коммунистич. движения и тесные связи совр. К. с пмпериалистич. реакцией вызвали глубокий в католич. лагере. Этот кризис развивается на базе все более общего кризиса религ. идеологии, к-рая вынуждена отступать и сдавать свои позиции одерживающей все новые победы передовой науке и науч. мировоззрению, проникающему в массы.

Кризис в католич. лагере ознаменовывается отходом от политики Ватикана десятков миллионов католиков, в т.ч. духовенства и руководителей католич. организаций, прежде всего в странах нар. демократии (Венгрия, Польша, Чехословакия, ГДР) и в Сов. Союзе; трениями и конфликтами в руководстве церкви и крупных католич. организаций ("Католическое действие", орден иезуитов, Христианско-демократич. партия в Италии и т.п.); борьбой группировок в самом Ватикане. К. всей своей историей доказывает глубокую того осн. положения марксизма-ленинизма, к-рое рассматривает всякую религию как непримиримую и абс. противоположность науке, а "...все и всяческие религиозные организации..., как органы буржуазной реакции, защите эксплуатации и одурманению рабочего класса" (Ленин В. И., Соч., т. 15, с. 371–72).

Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская в Германии, М., 1952; его же, Развитие социализма от утопии к науке. Введение к английскому изданию, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, М., 1949; его же, Юридический , в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, ч. 1, М., 1937; его же, Франкский период, там же; Коровин Ε. Α., Католицизм, как фактор современной мировой политики, М., 1931; Мэнхэттен Α., Ватикан. Католическая церковь – оплот мировой реакции, пер. с англ., М., 1948; Шейнман M. M., Ватикан между двумя мировыми войнами, М.–Л., 1948; его же, Идеология и Ватикана на службе империализма, [М. ], 1950; его же, Ватикан и католицизм в конце XIX – начале XX в., М., 1958; его же. Папство, М., 1961; Kiefl F. X., Katholische Weltanschauung und modernes Denken, 3 Aufl., Regensburg, 1922; Die Religion in Geschichte und Gegenwart, Hrsg. von K. Galling, 2 Aufl., Bd 3, Tübingen, 1959; Algermissen Κ., Konfessionskunde..., 4 Aufl., Hannover, 1930; Steck K. G., Politischer Katholizismus als theologisches Problem, Münch., 1951; Loewenich W., Der moderne Katholizismus. Erscheinung und Probleme, Witten, 1956; Adam K., Das Wesen des Katholizismus, 12 Aufl., Düsseldorf, 1957; Mоllnаu К. Α., Aus dem Schuldbuch des politischen Katholizismus, В., 1958.

Б. Рамм. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

КАТОЛИЦИЗМ

КАТОЛИЦИЗМ (от греч. καθολικός - всеобщий, вселенский) - одно из трех (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. Окончательно оформился после разделения христианства в 1054 на два направления - западное и восточное. Католическое вероучение основывается на Священном Писании и Священном Предании.

В качестве канонических католицизм признает все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата). Священное Предание образуют постановления 21 собора, официальные решения Римских пап. Признавая Никео-Константинопольский веры, принятый на I и II Вселенских соборах (325 и 381), другие решения первых семи общехристианских Соборов, католическая церковь ввела новых догматов. Так, уже на Толедском церковном соборе (589) в символ веры было внесено добавление об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (лат. - “и Сына”), которое и послужило формальным предлогом к разделению. Католическое вероучение провозглашает церковь необходимым инструментом спасения, т. к. только она может восстановить утраченную вследствие первородного греха сверхприродную людей стремиться к высшей цели - Богу Церковь может возместить эту утрату с помощью т. н. сокровищницы сверхдолжных добрых дел, совершенных Христом, Богоматерью и святыми.

Католическая экклезиология (учение о церкви) рассматривает церковь как божественное установление, которого составляют , святость, католичность (всеобщность). Единство церкви покоится на учении Христа о Церкви как едином Теле Господнем, святость ей дает божественное происхождение. Будучи вселенской (католической), церковь распространяет свое влияние на весь . Учение апостолов о церкви и факт основания ее апостолом Петром придают ей апостольский характер.

Католическая церковь представляет собой особый институт, построенный по принципу строгой иерархии власти. Основу ее составляют три ступени священства (диакон, священник, епископ); низший уровень организации образуют установленные церковью субдиаконат и др. институты. Наряду с этим внутри церковной иерархии существует подразделение на два ранга: высший, состоящий из тех, кто получает свою власть непосредственно от папы (кардиналы, папские легаты, апостолические викарии), и низший, включающий тех, чья власть исходит от епископа (генеральные викарии, которые представляют епископа в выполнении его юрисдикции, и синодики, т. е. члены церковного трибунала). Главой католической церкви является римский епископ - папа, избираемый пожизненно специальным собранием коллегии кардиналов; одновременно он является главой города-государства Ватикан. Для всех католических священнослужителей обязательно безбрачие (целибат).

Роль церкви как непременного посредника в деле спасения обосновывается также учением о таинствах, при совершении которых верующему передается божественная . Католицизм, как и , признает семь таинств (крещение, миропомазание, причащение, покаяние , священство, брак , соборование), но в их понимании и совершении существуют различия. Таинство крещения в католичестве производится путем поливания водой головы крещаемого или погружения его в воду, в то время как в православии только погружением. Таинство миропомазания (конфирмация) совершается не одновременно с крещением, а по достижении детьми 7-12-летнего возраста. Помимо общего для христианских течений признания существования ада и рая, в 15-16 вв. в католичестве сформулирован догмат о чистилище - промежуточном месте пребывания душ умерших до окончательного решения их судьбы. В 1870 I Ватиканский собор провозгласил догмат о непогрешимости папы в делах веры и морали. Догмат о непорочном зачатии Девы Марии был принят в 1854, а в 1950- догмат о Ее телесном вознесении. Подобно православию, католицизм сохраняет ангелов, святых, икон, реликвий, мощей. Католицизм практикует пышный театрализованный культ, включающий различные виды искусства (росписи, фрески, скульптурные изображения, органную музыку и пр.).

Важные позиции в католицизме занимает монашество, организованное в конгрегации и братства. В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов, деятельностью которых руководит ватиканская Конгрегация по делам институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни.

Философию католицизма составляет разнообразных школ и течений, таких, как , католический , учения Ф. Суареса и Д. Скота, католический экзистенциализм, тейярдизм и др. По своему генезису они представляют два направления: католический спиритуализм, экзистенциализм , персонализм своими корнями восходят к платоновско-августинистской , ат. н. неосхоластические течения - суарезианизм, и неотомизм - к аристотелево-томистской. Наиболее влиятельным течением в католицизме является - учение Фомы Аквинского, сумевшего на основе “христианизации” аристотелизма создать приспособленную к нуждам средневековой католической церкви универсальную философско-теологическую систему. Его главная особенность - стремление рационально обосновать католическую веру. Энцикликой папы Льва XIII “Aetemi patris” (Отцу вечному, 1879) обновленная философия Фомы Аквинского (неотомизм) была провозглашена вечной и единственно истинной. Отличаясь рядом преимуществ схоластической философии - системностью, синтетичностью, концептуальностью, широким арсеналом категорий и логических аргументов, неотомизм мог довольно конструктивно реагировать на новые явления современной культуры. Однако на II Ватиканском соборе (1962-65) монополия неотомизма в католицизме не была подтверждена, поскольку она препятствует использованию других, более дееспособных и современных философских систем. Сегодня неотомизм выступает преимущественно как “ассимилирующий неотомизм”, т. е. активно воспринимающий и приспосабливающий к потребностям католицизма идеи феноменологии, экзистенциализма, философской антропологии, неопозитивизма и др. Громадное воздействие на философии католицизма оказало Аврелия Августина (4-5 вв.). Августинизм, игравший в 5-13 вв. ведущую роль, сегодня представлен рядом неоавгустианских школ: философия действия (М. Блондель), философия духа (Л. Лавель, М. Ф. Шакка), католический экзистенциализм (Г. Марсель), персонализм (Э. Мунье, Ж. Лакруа, М. Недонсель). Эти школы объединяет признание достаточности внутреннего человеческого опыта для постижения окружающего мира; в непосредственно переживаемой связи человека с Богом; акцент на эмоционально-интуитивных средствах познания мира; особое к проблемам отдельной личности. Что касается теологической системы католичества, то она первоначально также формировалась на основе трудов Августина, соединившего традиции патристики с идеями неоплатонизма. Со временем в католической теологии выявились новые тенденции: мистическое концепции Бога (Бернар Клервоский , Ф. Бонавентура), предельная рационализация процесса богопознания (П. Абеляр), “двойственной истины” (Сигер Брабантский и др.). Противодействуя этим тенденциям, Фома Аквинский в качестве допол

нения к “сверхразумной теологии” (теологии откровения) разработал естественную теологию.

Своеобразной формой эволюции католицизма стало появление т. н. “новой теологии”, которая, с одной стороны, связана с пересмотром традиционной догматики, созданием нового теоретического обоснования вероучения, с - с обновлением церковного социального учения. В рамках первой тенденции ряд ведущих теологов (П. Шооненберг, И. Борос, А. Гульсбош) при объяснении происхождения человека принимает за отправную точку не традиционную концепцию моногенизма (все люди ведут свое начало от одной пары людей - Адама и Евы), а теории эволюции и полигенизма. Вторая нашла свое выражение в появлении т. н. социальных теологии (теологии труда, теологии свободного времени, теологии культуры, теологии освобождения и др.); “социальные” теологии пытаются преодолеть традиционное для католичества “земного” и “небесного”, а потому осуществляют поиски “сакрального” в различных сферах жизни социума.

Официальное социальное учение католицизма, закрепленное в папских энцикликах, конституциях и в решениях соборов, стало формироваться в конце 19 в., и этот продолжается. Его специфическая особенность проявляется не только в обосновании с позиций философии, социологии и этики, но и в обязательной теологической аргументации, апеллирующей к библейским текстам. В социальной доктрине католицизма отмечаются многочисленные проявления кризиса цивилизации: угроза существованию окружающей среды, разгул истребительных вооруженных конфликтов, терроризма, наркомании, кризис института семьи и т. д. Источник кризиса усматривается прежде всего в отрыве человека от Бога, предопределяющем ложное понимание Его сущности, в восприятии современной цивилизацией ценностей светской, а не христианской культуры. Церковь волнуют земные проблемы.

Сегодня наряду с православием и протестантизмом католицизм по праву считается одним из наиболее масштабных движений внутри христианской церкви . Возникнув ещё на заре христианской эпохи , спустя две тысячи лет он раскинул свои ветви по всему земному шару , получив известность как за счёт мощной организационной структуры, так и за счёт принципов вероучения .

Колыбель католичества

Сам термин "католицизм" возник ещё в первом веке нашей эры — уже тогда, невзирая на гонения со стороны цезарей, христианство стало постепенно распространяться по Римской империи . В переводе с греческого "katholikos" означает "всеобщий, вселенский" . Будущее подтвердило прозрачную этимологию этого слова — впоследствии католицизм стал "играть первую скрипку" как внутри христианского вероучения , так и на мировой политической арене .

Окончательно данное вероучение оформилось лишь в 1054 году после разделения христианской церкви на православную и католическую. С тех пор католицизм стал активно насаждаться в странах Европы и Америки . Невзирая на то, что впоследствии от него откололось множество самостоятельных религиозных движений (баптизм, лютеранство, англиканство), впоследствии католицизм получил известность как наиболее мощная ветвь христианской религии .

С 60-х годов в рамках католицизма принимается ряд мер по модернизации канонических догматов , а также ватиканской централизованной политики. В настоящее время Ватикан демонстрирует своим примером яркое сочетание светской и церковной власти : руководя всеми католическими организациями мира, город-государство обладает всеми атрибутами "державы в миниатюре" : флагом, гербом, гимном и даже телеграфом и почтой.

Католицизм настоящего времени не имеет ничего общего с инквизицией, охотой на ведьм, и борьбой с "ересями" — всё это осталось далеко в прошлом . Неудивительно, что на сегодняшний день число католиков в мире достигает почти миллиарда человек . Сегодня католики составляют большую часть верующих в странах Восточной Европы, Латинской Америки, и Австралии — и их число продолжает постепенно увеличиваться .

Католический культ

Католицизм обладает централизованным аппаратом управления , характеризующийся единой системой управления: вся власть сосредоточена вокруг главы церкви — ей является преемник апостола Петра Римский папа . Он непогрешим в вопросах веры и является прямым наместником Христа на земле . Вместе с коллегией кардиналов и синодом епископом папа являет собой верховный управляющий орган всей католической церкви.

Католические храмы богато украшены : взор любого верующего привлекают искусно изваянные статуи, красочно расписанные изображения святых … Богослужения, проводимые по латинскому обряду , отличает постановочная театральность: они проходят под органную музыку . В отличие от тех же православных церквей, в католических храмах можно сидеть — прихожане подчас шутят, что это служит достаточным доводом для того, чтобы посетить воскресную мессу.

Вопросы веры

Католики полагают, что Святой Дух исходит как от Бога-Отца, так и от Бога-Сына . Помимо этого, их характеризует вера в чистилище — промежутке между раем и адом. Источником веры у католиков является не только Священное Писание , но и Священное Предание . Что касается признаваемых католиками таинств , то их всего семь . Крещение совершается слева направо . Также в рамках католицизма существует учение об индульгенциях , иными словами, о снятии с кающегося грехов после обязательных причащения, исповеди, и молитвы.

Также католиков характеризует горячее почитание девы Марии . Парадоксально, но факт: католические священники обязательно соблюдают целибат . Возможно, этим и обуславливается строгое разделение в данном вероучении мирян (обычных прихожан) и клира (священников) — они причащаются отдельно друг от друга .

Также для данного вероучения характерен разветвлённый культ святых : они удостаиваются особого места в церковной иерархии . Католичество отличается почитанием всевозможных святых реликвий — начиная от гвоздей , которыми, по преданиями, был прибит к кресту Иисус Христос, и заканчивая плащаницей , на которой в своё время отпечатался его лик.

На сегодняшний день католицизм снискал внимание европейской молодёжи главным образом за счёт адаптации к проблемам современности . Католические организации прибегают к помощи интернета и телевидения для пропаганды своего вероучения. Благодаря этому они умудряются собрать многочисленные пожертвования для миссионерской деятельности, помощи безнадёжным больным и детям из малообеспеченных семей . Словом, католическая церковь настоящего времени является продолжательницей славных христианских традиций двухтысячелетней давности.

В странах СНГ большинство людей знакомо с православием, но о других христианских деноминациях и нехристианских религиях знают мало. Поэтому вопрос: «Чем отличается Католическая Церковь от Православной? » или говоря проще "отличие католицизма от православия" - католикам задают очень часто. Попытаемся ответить на него.

Прежде всего, католики - это тоже христиане . Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.

Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д . Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями.

Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Католичество - это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.

Теперь можно говорить об отличиях:

1) Итак, первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви . Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности . Православные утверждают, что Вселенская Церковь "воплощена" в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.

3) Католическая Церковь в , что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве») . Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы , Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;

5) Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище . Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее - мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.

8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких .

В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;

10) Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римског о в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора , последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).

Следует заметить, что Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви - истинные Церкви , сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства. И Символ Веры у католиков и православных один.

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет.

Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики - это все мы, и католики, и православные. Присоединимся же к Его молитве: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21). Неверующий мир нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе.

Видео лекции Догматы Католической Церкви

После распятия Иисуса иудейский священный совет -Синедрион- начал
жестокую расправу с последователями Христа.

Из Библии мы знаем о фарисее по имени Савл, который был жестоким их
гонителем. Позже он уверовал в Христа и отдал свою жизнь за веру в Него.
Савл изменил своё имя и стал известен как апостол Павел. Гонимые
христиане уходили дальше и дальше от Иудеи, проповедуюя свою веру
язычникам, пока, наконец, христианство было распространено по всей
Римской империи.
Первым римским императором, начавшим расправы над
христианами, был Нерон.

Человек хитрый и жестокий, он возмечтал выстроить Рим по своему
проекту, чтобы возвеличить своё имя. Для этого нужно было уничтожить
старые жилые постройки в центре Рима. По его тайному приказу в 64 г. был
учинён пожар.По недогляду сгорела почти половина Рима. Возмущённая
толпа стала требовать у императора расследования и наказания преступников.
Нерон быстро нашёл «виноватых». Ими оказались представители новой
неизвестной религии - христиане. Христиан распинали на крестах, сжигали,
бросали на съедение диким зверям.

После Нерона казни за веру христианскую устраивали многие императоры.
Христиане прятались в катакомбах, совершали свои собрания в тайных
местах, и покорно шли на казнь, будучи обнаруженными. Но несмотря на
преследования, христианство росло и крепло.

Когда к власти пришёл император Константин,
он в 313 г. издал Миланский едикт, который уравнял в правах все религии.
Христиане вышли катакомб, им предоставили много прав, и вернули их
собственность, отобранную у них предыдущим императором, Диоклетианом.
Позже Константин всё более стал склоняться к христианской религии,
построив несколько христианских соборов.

Пятьюдесятью годами позже император Феодосий

объявил кафолическое* (*термин «кафолическая церковь», или православная,
что значит: истинная,употреблялся по отношению к христианству Рима с
начала 2-го века, и к христианству Константинополя - с конца 4-го века)
христианство государственной религией и запретил языческое поклонение,
преобразовав все языческие храмы в христианские. Чтобы помочь язычникам
перейти в христианство, языческие праздники были объявлены
христианскими, языческим иконам и статуям были даны библейские имена,
многие языческие ритуалы стали ритуалами христианской церкви. Так
церковь Рима утратила чистоту христианского учения, исказив многие
положения Библии (поклонение Марии, святым, статуям, языческие
праздники, молитвы за умерших, крещение младенцев и пр.).

После смерти Феодосия Римская империя была разделена между 2-мя его
сыновьями на Западную часть с центром в Риме иВосточную - с центром в
Константинополе. В 476 г. император западной части империи Ромул Август
был вынужден отречься от престола, и вся власть сосредоточилась в руках
восточной части империи (Константинополь).
Западная часть империи
осталась без государственной поддержки иармии, и часто завоёвывалась
соседними варварскими племенами. Оккупанты облагали народ непосильным
и податями и единственной властью, к которой народ мог обратиться за
помощью, стала церковь. Церковь вела дипломатические переговоры с
захватчиками, суля им заступничество Бога за их сотрудничество и помощь.

С того времени, как Феодосием была основана церковь в Константинополе,
она постоянно находилась в конфликте с церковью Рима из-за различий в
обрядах и догмах, имущественных споров, богослужения на разных языках
(латынь - на западе, и греческий - на востоке) и борьбы папы римского и константинопольского патриарха за первенство среди христианских
патриархов. Императоры поддерживали восточную церковь, западная же
настаивала на своём первенстве, как, якобы, основанной апостолом Петром.

В 606 году Риму удалось добиться от императора Фоки декрета, которым
узаконивалось, что "Епархия Благословенного Апостола Петра должна быть
главою всех Церквей". Декрет гарантировал, что титул "Вселенский Епископ"
может принадлежать исключительно только Епископу Рима, также он
получил титул «наместник Иисуса на Земле» и «папа», что означает: “Отец”.

Почувствовав власть, уже в 716г. римский папа Григорий II отлучил от церкви
императора Льва
III , который пробовал запретить поклонение иконам
(иконоборчество) в Италии имперским указом, без согласования с папой. А
в 741 г. папаЗахарий даже не обратился к Византийскому императору, чтобы
утвердить своё избрание в папы (хотя это и было формальностью, но для
народа создавало видимость, что папа находится в подчинении у императора).

Когда лангобарды стали притеснять население Западной части империи, папа
обратился за помощью к королю франков Пипину Короткому. Папа обещал
поддержать его династию Карловингов, и за это король Пипин очистил
западную часть империи от варваров и подарил церкви обширную Папскую
область, а папе -привилегии духовного наставника всех правительств. В 756 г.
папа короновал сына Пепина, Карла, на престол Римской империи.


Византийский император уже не претендовал на власть над Западной частью.
Римской империей теперь считалась только Западная часть, Византийской
империей осталась только Восточная половина.

С тех пор папство получило абсолютную власть, и могло утвердить или
отклонить любого кандидата на престол империи. Без одобрения папы
император не мог принять никакого важного решения, находясь под угрозой
отлучения от церкви.

В 1054 году церковь Константинополя категорически отказалась находиться
подконтролем Рима. Обе церкви предали друг друга анафеме. Так произошёл
раскол: церковь Рима стала католической, церковь Константинополя -
православной.

Русская церковь находилась в подчинении у Константинопольского
патриархата. В Киевской Руси православная вера стала государственной
религией около 990 года, после крещения Руси князем Владимиром.


Приблизительно в конце 16 века Русская православная церковь получила
независимость от Константинополя.

После раскола, с 1096 г. до конца 13 столетия католическая церковь
организует ряд крестовых походов для освобождения Святой Земли от
захвативших её мусульман-турок.

В начале 13 в.(1215г.) для борьбы с ересью католическая цеквовь учреждает
особый судебный орган «Святую инквизицию».



Армии палачей и шпионов от церкви, лжесвидетелей, поджидающих, как бы
урвать от имущества казнённого «еретика», наводнили улицы городков.
Церковь, разжиревшая на крови невинных людей, теперь, как дамоклов меч,
висела над каждым. Никто не имел защиты от неё, даже короли. Почти
ничего в церкви не осталось от учения Христа. Народ облагался огромными
налогами, а церковь не платила ни за что. Все служения проводились на
латинском, и люди для понимания учения Христа могли положиться только
на разъяснения священников.

Когда папа издал булл о прощении грехов церковью и продаже индульгенций,
молодой немецкий теолог Мартин Лютер написал и огласил 95 тезисов,


в которых он указал на внебиблейские, антихристианские догмы церкви.
Против папства и раньше были выступления (чешский проповедник Ян Гус и
его последователи были казнены за это церковью), но так смело, открыто и
обоснованно как Лютер, никто не выступал. Он призвал всю немецкую
нацию к борьбе с папским засильем. За это он был отлучён от церкви, и
приговорён к казни (умер своей смертью до назначенной казни). Он перевёл
Библию на немецкий. Приблизительно в это же время Новый Завет на
разговорный английский переводит
Уильям Тиндэйл. За это он был сожжён
церковью, и большинство экземпляров перевода были изъяты и сожжены
также. Однако многие успели прочесть, и понять, что церковь - не святая, а
грешница, причём великая. Другой реформатор Жан Кальвин с его
последователями завершают перевод Нового Завета на французский.

С этого времени начинается период, называемый Реформацией. Если
сторонники Лютера (лютеране) старались убрать из церкви всё, что
противоречит Библии, то последователи Кальвина (кальвинисты; те же
гугеноты во Франции) старались убрать из церкви всё, о чём в Библии не
упоминается.

Кальвинисты ввели в практику толкование любого места Библии не с позиций
какого-либо человеческого авторитета, а исключительно с помощью
авторитета Божьего — т.е. других мест Библии. Они ликвидировали
церковную обрядность, признали богодухновенность только Священного
Писания, и потому погрешимость любых церковных соборов. Кальвинисты
отказались от монашества, потому чтоБог создал мужчин и женщин для
создания семьи и рождения детей. Они отверглинеобходимость помощи
духовенства в спасении людей, считая, что спасение подается только по вере
во Христа, и дела веры для спасения не нужны, но по ним определяется,
истинна твоя вера или нет. Есть дела, значит есть вера.
Кальвинистам удалось
добиться полной свободы от папства. Женева стала центром реформации.

В Англии обстановка была более напряжённой. Реформация проходила не
«снизу», а «сверху». Король Генрих VIII, личность жестокая и
непредсказуемая (имел 6 жён, двух из них обезглавил), хотел добиться
независимости от Рима. Часть Англии ещё оставалась католической, часть кальвинистской. Используя религиозный конфликт, Генрих старался
осуществить свои политические замыслы об абсолютной монархии, и
диктовал церкви свои условия. Волнения не стихали. Много конфликтов было
вокруг собственности церкви.

После его смерти к власти пришла дочь Генриха - Мария, католичка. Она
восстановила власть Рима над церковью Англии, законы о ереси опять вошли
в силу, и началась инквизиция над протестантами. После смерти Марии,
получившей от народа прозвище «Кровавая Мария», на трон взошла её сестра -
Елизавета. Ей удалось добиться некоторого баланса, ущемив права католиков
и дав некоторые права протестантам. Однако конфликт усиливался.
Католические священники были под полномочием Рима и отказывались
признавать полномочия королевы. Елизавета отдала приказ о казни
католических священников.

Где-то в это смутное время зародился пуританизм. Пуритане хотели добиться
большей чистоты догм церкви и полной независимости от католического
влияния. Когда к власти пришёл король Яков, они надеялись на реформу
церкви Англии. Однако Яков отверг их предложение, потому что испугался,
что отрицание пуританами абсолютной власти короля над верующими может
привести к бунту. В это время, в 1620г., многие пуритане покинули Англию и
переселились в Америку в надежде установить государство с единой религией,
очищенной от всего наносного, основанной только на Слове Бога и свободной
ото всех католических выдумок.



Так зародился протестантизм в Америке.

В то время, когда пуритане осваивали Америку и изучали Библию, в России
(реформа патриарха Никона 1650-1660гг.) спорили о том,двумя или тремя
пальцами креститься, сколько поклонов отдавать, кланяться ли до земли, или
по пояс, какую печать делать на просфорах, сколько раз говорить «Алиллуя»,
в какую сторону ходить крёстному ходу. За это «староверов», т.е. тех, которые
хотели креститься двумя пальцами, церковь казнила.

Перевод Библии на русский был осуществлён только в конце 19 века, и
появился в узком обращении десятилетиями позже. Последующие войны,
революции, Советская власть, и вообще дефицит книг- всё это отбросило
православную церковь далеко назад в изучении науки богословия (теологии).
Если все англоязычные страны столетиями обменивались достигнутыми
знаниями и опытом, данным Святым Духом не только священникам, но и
пастве Божией, издавая массу библий и литературы для изучения Библии,
доступных любому желающему, православная церковь «варилась в
собственном соку», перечитывая снова и снова работы средневековых старцев
и изредка издавая какую-то богословскую работу, десятилетиями доступную
для прочтения только ограниченному кругу монахов.

Сегодня, став снова государственной церковью, она старается своим
авторитетом подавить в народе всякое желание ознакомиться с накопленным
богословским опытом своих англоязычных собратьев по вере, объявляя
протестанские церкви сектами и поливая их грязью.

SUMMA SUMMARUM : Факты говорят сами за себя.

Католицизм – христианское вероисповедание, имеющее свои особенности и отличия от православия и протестанства. Католики считают свою веру чистой и истинной, берущей свое начало непосредственно со времени существования Иисуса Христа – Божьего Сына и основанной им первой христианской общины.

Что такое католицизм?

Католицизм это - одно из самых крупных ответвлений в христианской религии по числу приверженцев. Наибольшее распространение католичество получило в странах Западной Европы и Латинской Америки. В переводе с лат. catholicismus – вселенский, всеобщий, можно сказать, что представители католицизма видят в своей конфессии всеобъемлющую истинность и универсальность - «кафоличность». История появления католицизма относится к первоапостольным временам – I в. нашей эры. Самый расцвет католичество получило в Римской империи. Устройство католической церкви:

  1. Небесный глава – Иисус Христос. Земной глава всей Католической епархии – Папа Римский.
  2. Римская курия – главенствующий административный орган, включающий в себя Святой престол в лице Папы и суверенное город-государство Ватикан.

Для католицизма, как и для всей христианской религии характерны следующие обрядовые таинства или священнодействия:

  • соборование;
  • миропомазание;
  • крещение;
  • исповедание;
  • причащение;
  • венчание;
  • священство.

Чем отличается православие от католицизма?

Православие и католицизм - казалось бы, одна религия - христианство, но в обоих ответвлениях есть свои особенности и отличия:

  1. Католическая церковь верит в непорочное зачатие Марии, через снисхождение и принесение благой вести. В православии – Иисус рожден от брака Марии с Иосифом.
  2. В католичестве Божественная энергия любви едина и является общей для Святой Троицы: Бога Отца, Сына и Святого Духа. Православная доктрина видит в Святом духе любовь между Отцом – Сыном, Богом и людьми.
  3. Католицизм позиционирует Папу Римского как наместника Иисуса Христа на Земле. Православие признает Единым Главой только Иисуса Христа.
  4. Самый любимый и торжественный праздник христиан – Великая Пасха в католичестве рассчитывается, опираясь на александрийскую пасхалию, а православие на григорианскую, отсюда разница в две недели.
  5. Католическая церковь обязывает к обету безбрачия и монахов и священнослужителей, в православной целибат лишь для монахов.

Протестантизм и католицизм - различия

Протестантизм – относительно молодое направление в христианстве, возникшее с легкой руки видного христианского богослова XVI в. Мартина Лютера, который выступил и подверг критике католических священников, пытавшихся наживаться на своих прихожанах путем продажи индульгенций. Самое главное отличие протестантизма от католицизма в том, что авторитетом для протестантов является Библия, тогда как в католичестве не менее важны устои и традиции.

Другие особенности, отличающие эти два течения:

  1. Большая часть протестантских церквей против поклонения святым, целибата и принятия монашества в отличие от католичества.
  2. В протестантизме сформировано множество течений с консервативными и либеральными взглядами (лютеранство, баптизм, англиканство). Католичество - устоявшееся, консервативно устроенное христианское течение.
  3. Протестанты не верят в «мытарства» души и прохождение чистилища. Католики это - верующие, что существует чистилище – место, где душа очищается от грехов.

Смертные грехи в католицизме

Католическая церковь видит человека беспомощным, слабым, подверженного порокам и грехам, без любви и опоры на Бога. не считается смертным, а лишь искажающим человеческую природу. Главными или считаются семь:

  • зависть;
  • гнев;
  • похоть;
  • чревоугодие;
  • гордыня;
  • уныние;
  • алчность.

Как принять католицизм?

Религия католицизм считается самым крупным христианским ответвлением по численности прихожан, число которых растет с каждым днем. Что делать человеку, принявшему в свое время православие, но желающему перейти в католическую веру, потому что здесь он находит больше ответов на свои вопросы и душа получает больше откликов? Процесс перехода многоплановый и зависит от искреннего желания и стремления верующего. Принятие католичества происходит следующим образом:

  1. Беседа со священником и заявление о намерении принять или перейти в католическую веру.
  2. Подтверждение решимости следования за Божественным и глубокая личная преданность Иисусу Христу.
  3. Принятие и исповедование содержимого Никейского символа веры, как единственно истинного.