Иоанн милостивый. Житие и мирская биография Иоанна

Иоанн Милостивый - александрийский патриарх. По разным версиям он умер между 616-620 годами. Память совершается в день его смерти - 25 ноября (по 12 ноября).

Биография

Иоанн Милостивый - сын Епифания, губернатора на острове Кипр. Он появился на свет в Амафунте (Лимасол). Иоанн потерял жену и детей. Погоревав некоторое время, он начал помогать бедным и вести аскетическую жизнь. Иоанн не являлся ни монахом, ни клириком, но народ пожелал, чтобы его избрали патриархом. Решение утвердил император Ираклий.

Итак, Иоанн Милостивый стал патриархом в 610 году. Он пересчитал всех нищих в Александрии и распределил между ними всё своё имущество. Патриарх послал пожертвование ко Гробу Всевышнего, предоставлял помощь и приют нуждающимся, выкупал пленных. Его милосердная работа описана в житийной литературе (к примеру, у Ростовского Дмитрия - "Житие Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского"). А ещё Иоанн боролся с лжеучением монофизитов.

Как-то раз персы вторглись в Египет и начали угрожать Александрии. Её население разбежалось, и Иоанну пришлось отправиться в Константинополь ходатайствовать о скором отправлении армии для обороны города. К сожалению, остановившись в родном городе Амафунте, он преставился около 619 года.

Канонизация

Иоанн Милостивый был причислен церковью к как святитель. Первое житие праведника Иоанна было написано его соратником Леонтием Неаполитанским в VII веке. У Метафраста описываются чудеса, свершавшиеся после его кончины при его мощах.

Мощи святого сберегались в Константинополе, в 1249 году их перевезли в Венецию. Некоторые части реликвии хранятся с 1489 года в Будапеште (ныне в Братиславе). Известно, что мощи патриарха Иоанна хранятся также в таких афонских Дохиар, Дионисиат (десница), Пантократор и Каракал.

Житие

Итак, святитель Иоанн Милостивый появился на свет в VI веке, в семействе благородного сановника Епифания на Кипре. Когда ему исполнилось пятнадцать лет, ему было видение, которое повлияло на всю его последующую жизнь.

К нему пожаловала наивысшая добродетель - сострадание - в образе прекрасной девицы. Она была одета в светлую одежду, на голове виделся масличный венок. Девица произнесла: «Если ты подружишься со мной, я у Царя исходатайствую тебе безмерное блаженство и приведу тебя к Нему, ибо у Него никто не владеет такой силой и дерзновением, как я. Я его спустила с неба и облекла в человеческую плоть».

Эта добродетель и являлась попутчицей всего его жизненного пути, за что Иоанна прозвали в народе Милостивым. «Тот, кто уповает на сострадание Господа, прежде всего должен быть сам милосердным ко всем», - говорил Иоанн Милостивый Александрийский.

По желанию отца с матерью он женился, у него родились дети. Жена и малыши праведника преставились, а он принял монашество и превратился в строгого постника, братолюбца и молитвенника.

Добродетели и духовные подвиги стяжали святому Иоанну Милостивому известность, и, когда осиротела в Александрии патриаршая кафедра, повелитель Ираклий и все служители алтаря уговорили его стать патриархом.

Усердный Иоанн подобающе нёс служение архипастырское, беспокоясь о духовном образовании прихожан. Во время своей работы он уличил в ереси монофилита - антиохийца Фуллона, и выгнал из Александрии его сторонников. Но важнейшим своим долгом Иоанн считал благотворение и подаяние всем бедствующим. В начале своей службы на кафедре он приказал осуществить учёт убогих и неимущих в Александрии: их оказалось более семи тысяч душ. Всем этим нуждающимся Иоанн ежедневно давал бесплатное пропитание.

Известно, что патриарх Иоанн Милостивый каждую пятницу и среду появлялся у дверей собора и раздавал подаяние, разбирал ссоры, поддерживал обделённых. Три раза в неделю он бывал в лазаретах, подсоблял недужным.

В то время повелитель Ираклий воевал с персидским правителем Хазроем II. Персы захватили большое число пленных, опустошили и предали огню Иерусалим. Святой Иоанн выделил внушительную часть казны для их выкупа.

Нищий

Иоанн никогда не отвергал просящих. Однажды он решил посетить лечебницу, в пути встретил неимущего и распорядился ему дать шесть сребреников. Нищий переменил платье, обогнал святителя и снова попросил подаяние. Иоанн снова наделил его шестью сребрениками. Когда же неимущий подаяние попросил в третий раз, и челядь стала гнать докучливого попрошайку, Иоанн велел наделить его двенадцатью сребрениками, промолвив: «Не Христос ли меня искушает?»

Известно, что два раза Иоанн давал деньги купцу, корабли которого тонули в море, а на третий раз предоставил ему корабль, набитый битком пшеницей, который являлся собственностью патриархии. Именно на нём купец совершил удачное странствие и вернул заём.

Одеяло

Многие верующие постоянно читают акафист Иоанну Милостивому. Они желают как можно скорее избавиться от нужды, ведь святой всегда заботился о страждущих. В тот день, когда Иоанну не удавалось кому-либо помочь, он считал этот день потерянным. Иоанн со слезами взывал: «Сегодня я не принёс ничего моему Искупителю за грехи мои!» Известен случай, который указывает на необычайную скромность святителя.

Один состоятельный сановник, узнав, что Иоанн спит под обычным одеялом, прислал ему дорогое одеяло в подарок. Святитель принял презент, но не смог уснуть ни на минуту: «Горе мне, отдыхаю под таким шикарным покрывалом, а бедные братья Христовы в этот момент, возможно, погибают от голода и без сна проводят ночь на морозе».

На следующий день Иоанн велел одеяло продать, а монеты раздать нищим. Вельможа, обнаружив покров на рынке, снова приобрёл его и отослал святителю. Так продолжалось несколько раз. В итоге в третий раз, когда одеяло вновь оказалось у патриарха, он снова его продал, при этом заявив вельможе: «Поглядим, кто быстрее устанет - ты ли покупать или я продавать!»

Монах

Святитель Иоанн от всего сердца прощал обиды и сам с глубочайшей кротостью и смирением просил извинения у тех, кому он огорчение и скорбь причинил. Однажды одного монаха обвинили в беззаконной связи, и святой поверил этой клевете. Монаха заперли в темнице.

Ночью патриарху приснился этот монах. Обнажив тело своё, покрытое ранами и язвами, он молвил Иоанну: «Ты видишь это? Хорошо ли тебе? Разве так наставляли апостолы руководить Божиим стадом? Ты клевете поверил».

На следующий день Иоанн призвал монаха из темницы, и тот поведал ему, что у мощей божественных мучеников Иоанна и Кира в Газе крестил девицу. Затем он пожелал её в один из женских монастырей определить и в простоте сердца сопровождал её.

Иоанн выслушал инока и очень опечалился: он искренне прощения просил у безвинно пострадавшего. После данного происшествия патриарх крайне осторожничал в суждениях о ближних, и других просил никого не осуждать. «Не будем никого осуждать, - говорил Иоанн, - мы только видим худые деяния, а тайной скорби и покаяния грешника, скрытых от нас, нам видеть не дано».

Икона

Многим несчастным помогал Иоанн Милостивый. Икона его также творит чудеса! Перед ней молятся:

  • При потере кормильца.
  • Об исцелении от злобы.
  • В бедности, голоде и иных житейских затруднениях.

Клирик

Иоанн был общепризнан как патриарх, весьма кротко относящийся к мирянам. Как-то раз он вынужден был за какую-то провинность отлучить клирика от церкви. Провинившийся озлобился на патриарха. Иоанн захотел побеседовать с ним, но вскоре забыл о своём желании.

Когда он совершал Божественную Литургию, вспомнил изречение Евангелия: «Ежели на Алтарь приносишь свой дар и что-либо против себя вспомнишь - оставить нужно сей дар и прежде помириться с братом своим». (МФ.5,23-24).

Святой вышел из Алтаря, позвал к себе согрешившего клирика и, пав на колени перед ним, во всеуслышание просил прощения. Удивлённый клирик моментально раскаялся в содеянном и впоследствии превратился в благочестивого священника.

Урок

Однажды Георгия, племянника Иоанна, оскорбил горожанин. Георгий попросил святого отомстить обидчику. Иоанн пообещал так отплатить обидчику, что изумится вся Александрия. Его обещание умиротворило Георгия. Святой стал поучать его, рассказывая о необходимости смирения и кротости, а далее, пригласив обидчика, провозгласил, что избавляет его от платежей за землю. Александрия поистине была изумлена данной «расплатой». Георгий усвоил урок своего дяди.

Мощи святого

Акафист Иоанну Милостивому защищает от бедности и даёт благоденствие, ведь Святой Иоанн был строгим молитвенником и аскетом, он постоянно думал о смерти. Патриарх для себя заказал гроб, но мастерам велел его до конца не дорабатывать. Он им сказал приходить к нему каждый праздничный день и в присутствии всех спрашивать, не пора ли завершить работу.

Перед смертью Иоанн заболел и вынужден был покинуть свою кафедру и уехать на остров Кипр. Когда занедуживший путешествовал, увидел знамение. К нему явился светозарный муж в сонном видении и молвил: «Царь царей к себе тебя зовёт!» Данное явление предвозвестило кончину Иоанна.

Святитель прибыл на остров Кипр, в отчий город Амафунт, и с миром отошёл к Всевышнему (616-620). Перед смертью он молвил: «Благодарю Тебя, Всевышний, что Ты сподобил меня за Твоё Тебе отдать, ничего от богатства мира сего не сохранил, кроме третьей части сребреника, и ту нищим велю пожертвовать». Мощи святого Иоанна были доставлены в Царьград, где в 1200 году их увидел русский паломник Антоний. Далее их перенесли в Будду, а затем - в венгерский город Пресбург.

Святитель Иоанн Милостивый, Патриарх Александрийский, родился на Кипре в VII веке в семье знатного вельможи Епифания. По воле родителей вступил в брак и имел детей. Когда жена и дети святого умерли, он стал иноком: строгим постником, молитвенником и братолюбцем.

Его духовные подвиги стяжали ему известность, и, когда овдовела патриаршая кафедра в Александрии, император Ираклий и все духовенство упросили святого Иоанна занять патриарший престол.

Святитель достойно нес архипастырское служение, заботясь о нравственном и догматическом воспитании пасомых. Во время своего патриаршества он обличил и изгнал из Александрии ересь монофелита-антиохийца Фуллона.

СВ. ИОАНН МИЛОСТИВЫЙ

Но главным своим делом святитель считал милостыню и благодеяния всем нуждающимся. В начале своего патриаршего служения он приказал учесть нищих и убогих в Александрии, которых оказалось свыше семи тысяч человек. Всем этим несчастным святитель давал ежедневное бесплатное пропитание. Два раза в неделю, в среду и пятницу, он выходил к дверям патриаршего собора и, сидя на паперти, принимал всех нуждающихся: разбирал распри, помогал обиженным, раздавал милостыню. Три раза в неделю он посещал больницы, оказывая помощь страдальцам. В это время император Ираклий вел тяжелую войну с персидским царем Хозроем II. Персы разграбили и сожгли Иерусалим, захватив множество пленных. Святой Патриарх Иоанн выделил большую часть церковной казны для их выкупа.

Иоанн Милостивый

Святитель никогда не отказывал просящим. Однажды по дороге в больницу он встретил нищего и велел дать ему 6 сребреников. Нищий, переменив одежду, обогнал Патриарха и снова стал просить милостыню. Иоанн снова дал ему 6 сребреников. Когда же нищий в третий раз попросил подаяния и слуги стали гнать назойливого просителя, Патриарх приказал дать ему 12 сребреников, сказав: "Не Христос ли искушает меня?" Два раза святитель давал деньги купцу, терпевшему кораблекрушения, а на третий раз дал ему принадлежавший Патриархии корабль, наполненный пшеницей, на котором купец совершил благополучное путешествие и возвратил долг.


Иоанн Милостивый

Святой Иоанн Милостивый был известен своим кротким отношением к людям. Однажды святитель вынужден был за какую-то провинность отлучить от Церкви одного клирика. Провинившийся озлобился на Патриарха. Святитель хотел призвать его для беседы и забыл об этом. Во время совершения Божественной литургии святой вспомнил слова Евангелия: когда приносишь свой дар на алтарь и вспомнишь, что брат твой имеет что-либо против тебя, - оставь дар свой и прежде помирись с братом твоим (Мф. 5, 23 - 24). Святитель вышел из алтаря, призвал к себе провинившегося клирика и, пав перед ним на колени, всенародно просил прощения. Потрясенный клирик раскаялся в содеянном и впоследствии стал благочестивым священником.


Три cвятителя: Николай Чудотворец, Иоанн Милостивый и Василий Исповедник

Один горожанин оскорбил Георгия, племянника Патриарха. Георгий просил святого отомстить обидчику. Святитель обещал так воздать оскорбителю, что удивится вся Александрия. Это успокоило Георгия, и святой Иоанн стал поучать его, говоря о необходимости кротости и смирения, а затем, призвав оскорбителя, объявил, что освобождает его от уплаты церковной дани за землю. Александрия действительно была удивлена такой "местью", а Георгий понял урок своего дяди.

Святой Иоанн, строгий аскет и молитвенник, всегда имел в душе память смертную. Он заказал для себя гроб, но не велел мастерам доделывать его до конца, указав каждый праздничный день приходить к нему и спрашивать, не пора ли завершить работу.


Святой Иоанн Милостивый, Тициан.San Giovanni Elemosinario, Venice

Незадолго до кончины святой Иоанн вынужден был по болезни оставить свою кафедру и удалиться на о. Кипр. Во время пути на корабле больному святителю было знамение: в сонном видении ему явился светозарный муж и сказал: "Царь царей зовет тебя к Себе". Это видение предвозвестило скорую кончину Патриарха. Прибыв на Кипр, в родной город Амафунт, святитель с миром отошел ко Господу (616 - 620).


Иоанн Милостивый

О, Богомудре, святителю Христов, отче наш Иоанне! Призри на нас, чад твоих, к стопам твоим припадающим и всесильного твоего заступления пред Господом слезно просящих. Беззакония бо наша отяготеша на нас, скорби и болезни объяша ны, и греховныя обычаи наша отдалиша от Господа сердца наша и прельщениям вражиим работати совратиша ны, ко аду преисподнему нас влекуще. Ты же, пастырю наш благосердный, в житии твоем ни единого скорьбяща, и милости твоея просяща, николиже презрел еси. Вознеси моление о нас грешних ко Господу, да, умолен быв Материю Своею, преложит гнев Свой, по грехом нашим праведно на ны движимый, на милование наше и подаст душам нашим крепость и телесем нашим потребное здравие, болезней и немощей исцеление и от скорбей и печалей избавление. Молися Христу, да церковь святую от наветов вражиих тверду и непоколебиму в мире соблюдет, всякое епископство православное и весь притчет церковный в единомыслии веры утвердит, иночествующих братий наших, в посте и честнем жительстве подвизающихся, благодатию смирения и терпения снабдит. Стране нашей испроси у Господа вся благая и ко спасению потребныя, да от всех врагов, мыслящих нам злая, избавит нас и, по велицей Своей милости, всю жизнь нашу незыблемым миром оградит. Ей, святителю милостивый, не лиши нас помощи твоея небесныя, но предстательством твоим вся ны во пристанище спасения приведи и всесветлаго Царствия Христова наследники нас покажи. Да поем и славим неизреченныя щедроты Человеколюбца Бога, Отца и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.


Иоанн Милостивый Александрийский

Молитва Святителю Иоанну Милостивому,патриарху Александрийскому

Святителю Божий Иоанне, Милостиве защитниче сирых и сущих в напастех! К тебе прибегаем и тебе молимся, яко скорому покровителю всех ищущих от Бога утешения в бедах и скорбех: не престай моляся ко Господу о всех с верою притекающих к тебе! Ты преисполнен быв Христовы любви и благости, явился еси яко чудный чертог добродетели милосердия и стяжал еси себе имя Милостивый, ты был еси яко река, непрестанно текущая щедрыми милостьми и всех жаждущих обильно напояющая. Веруем, яко, по преселении от земли на небо, усугубися в тебе дар благодати сея и яко соделался еси неисчерпаемый сосуд всякия благостыни. Сотвори убо твоим ходатайством и заступлением пред Богом всякия утехи, да вси прибегающии к тебе обретают мир и безмятежие: даруй им утешение в печалех временных и пособие в нуждах житейских, всели в них надежду вечного упокоения во Царствии Небеснем. В житии твоем на земли ты был еси пристанище всем сущим во всякой беде и нужде, обидимым и недугующим, ни един от притекавших к тебе и просивших у тебе милости лишен бысть твоея благостыни: тожде и ныне, царствуя со Христом Богом на небеси, яви всем поклоняющимся пред честною твоею иконою и молящимся о помощи и заступлении. Не точию сам ты творил еси милость беспомощным, но и сердца других воздвигал еси ко утешению немощных и ко призрению убогих: подвигни убо и ныне сердца верных к заступлению сирых, ко утешению скорбящих и успокоению неимущих, да неоскудевают в них дары милости, паче же да вселится в них и в дому сем, призревающем страждущих, мир и радость о Дусе Святе, во славу Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, во веки веков. Аминь.

***









Святой Пантелеймон для православных христиан - это заступник болеющих и слабых здоровьем, Дева Мария - заступница матерей, Николай Чудотворец - детей. А чудо Иоанна Милостивого возвращает веру людей в справедливость и милосердие, он великий заступник всех нищих.

Молитва Иоанну Милостивому - одно из самых сильных прошений о благополучии и помощи в финансовых делах. Это очень сильное обращение к Господу, которое всегда помогает доброму, искреннему человеку. Добросовестный труд и настойчивость в работе обязательны для обеспеченного будущего. Но без Божьего благословения редко работа приносит желанный финансовый результат. Иоанну Милостивому молятся, чтобы вернуть украденное, заручиться помощью Господа в сложных житейских ситуациях.

Житие и мирская биография Иоанна

Первая редакция жития святителя Иоанна, написанная незадолго после его смерти, была утрачена. Сегодня немногочисленные сведения о его жизненном пути можно почерпнуть из краткого перевода Жития Святого, сделанного Митрополитом Макарием. Скорее всего, он делал перевод Жития, написанного в середине VII века Леонтием, епископом Неаполя.

Святой Иоанн Милостивый жил в VI веке. Он появился на свет в семье знатного вельможи - перфекта города Амафунт, на острове Кипр (ныне руины этого селения находятся вблизи города Лимассол). Его родители Евкосмия и Епифаний воспитывали сына в послушании, благочестии и верности идеалам Божьим, дали ему хорошее образование.

По настоянию родителей, Иоанн женился на благопристойной девушке, которую они и выбрали. В браке у него родилось два сына. Но вскоре его жена и дети скончались.

Монарший путь Иоанна

После смерти жены и детей Иоанн сполна почувствовал горесть потерь и несправедливости. Но свое исцеление и призвание благочестивый молодой человек нашел в сострадании и помощи нуждающимся. Он вспомнил, что всегда хотел быть иноком и постником до его незапланированного брака. Он начал вести все более аскетический способ жизни. Хоть Иоанн и не был монахом, но жил очень по-ионически, проводил время в молитвах и помогая обездоленным. Большую часть своего имущества он отдал на благотворительность.

Хоть Иоанн Милостивый, творя добрые дела, не жаждал призвания и наград, но слава о нем и его благочиниях быстро распространялась и дошла до высших духовных чинов. Так, в 609 году скончался патриарх Александрийской церкви - Федор. Тогда император Ираклий принял судьбоносное решение почтить саном патриарха человека без духовного образования и монастырского обета, но с вереницей добрых дел и стойкой верой в справедливость Божью.

Избрание Иоанна патриархом Александрийской церкви

Иоанн принял сан патриарха вопреки своему желанию. Он хотел продолжать жить скромно, молясь за судьбы обездоленных, помогая им добрыми делами. Но вразумив, что приняв пост патриарха, он может сотворить больше добра и блага, он вступил на высший духовный престол.

Его правление не было равнодушным или инертным. Он проявил себя как милосердный, но инициативный и справедливый церковный глава. Он поставил своей целью избавить свою паству от монофизитской ереси. Вместо бесконечных дискуссий о Божественных и Человеческих началах Святитель Иоанн Милостивый посвятил себя исполнению заповедей Божьих и помощи нуждающимся.

Еще одной масштабной инициативой Иоанна стала перепись нищих. В нее включили всех бедняков, бездомных, всего 7,5 тыс. человек. Для них были организованы бесплатные ежедневные обеды и предоставлялся кров. Патриарх помогал не только нищим в Александрии. Он также духовно и материально поддерживал беженцев из Сирии, которая была захвачена арабами.

Но особую любовь Иоанн Милостивый питал к монахам и послушникам, он приказал построить для них в Александрии специальную гостиницу и кельи.

За что Патриарха Иоанна прозвали Милостивым?

История не знала более бескорыстного и сострадательного правителя, чем Иоанн Милостивый. Он два дня в неделю принимал в храме всех, кто обращался к нему за помощью, и жертвовал каждому часть средств. Также Иоанн ходил в больницы несколько раз в неделю, молился за больных, помогал им материально и духовно. Личность патриарха Иоанна была настолько святодуховной, что даже молитва Иоанну Милостивому может подарить молящему решение проблем со здоровьем и финансами.

Иоанн подавал не только очень бедным, но и приличным, хорошо одетым горожанам. Он говорил: «Если Бог его ко мне послал, значит, ему действительно нужна милостыня!».

Щедрый святитель

Иоанн весьма щедро одаривал всякого просящего, прощал и подавал милостыню даже нечестным и корыстным горожанам. Однажды пришел к нему купец, у которого и так был корабль добра, добытого нечестным путем. Купец просил Иоанна помочь ему деньгами, патриарх дал ему три бочонка с золотом. Купец отправился в морское путешествие, чтобы перепродать добро, и попал в шторм, его корабль со всеми дарами утонул.

Он снова предстал перед Иоанном с просьбой о милостыне, и его новый дар постигла та же участь. На третий раз купцу уже совестно было обращаться к патриарху, и он серьезно начал задумываться о самоубийстве. Иоанн сам призвал неудачливого махинатора и подарил ему корабль, полностью нагруженный зерном. Отправившись на этом корабле в путь, купец снова встретил непогоду, но он начал молится и просить Господа помочь ему довезти дары Иоанна. Бог услышал молитву, и корабль благополучно прибыл у порт, а купцу посчастливилось выгодно продать зерно. После этого он стал зарабатывать честно и сам начал раздавать милостыню.

Щедрость патриарха Иоанна не имела границ, но сколько бы он ни отдал нуждающимся, по воле Божьей добро возвращалось ему во сто крат.

Иоанн Милостивый говорил, что только тот, кто милосердный со всеми, может уповать на сострадание Господнее: «Ведь и я же умоляю Бога услышать меня, и в молитвах беседуя с Ним, прошу его о сострадании. Так почему же мне не прислушиваться к моим ближним?»

Духовные подвиги патриарха

Иоанну Милостивому принадлежит одна из известных фраз: «Господь дал, Господь взял».

Как-то раз патриарх отправил из Александрии три десятка кораблей, груженных едой, одеждой и прочими товарами, на благотворительность для нищих, но случилось так, что корабли попали в шторм и весь ценный груз был утерян. Но Иоанн не огорчился и произнес «Бог дал, Бог взял. Возможно, это рука Божья указывает, что мне не нужно было жертвовать дары за счет церкви, а пожертвовать личным имуществом». Так он и сделал.

Милостивый патриарх призывает всех стоически переживать потери и лишения, подчеркивая, что Бог все возвращает добрым людям и вознаграждает их за терпение.

Свое бесконечное человеколюбие и щедрость патриарх не считал собственными уникальными качествами, наоборот, Иоанн благодарил Господа за то, что он даровал ему такие душевные дары и всеми силами пытался воспитать их в других.

С тех пор православные люди, которым выпало жить с жадными или корыстолюбивыми соплеменниками (мужьями, родителями), молятся Иоанну Милостивому за своих близких, чтобы смягчить их жадный нрав.

Смерть и захоронение патриарха

Святой патриарх предсказал свою смерть. Еще за несколько лет до печальной кончины он заказал для себя гроб, но просил мастеров не доделывать работу до конца. На пути к городу Константинополю Иоанну приснился вещий сон о том, что «Царь зовет его к себе». Иоанн вернулся в родной городок Амафунт, где и почил с миром 11 ноября 619 года.

Хоронили его 12 ноября в местной церкви святого Тихона. По словам церковников, при этом таинстве произошло еще одно чудесное знамение. В храме уже почивали два покойных епископа. Когда рядом с ними хотели положить Иоанна, их тела раздвинулись, освободив место останкам патриарха.

Канонизация Иоанна Милостивого. Чем помогает молитва Святому Иоанну?

Патриарх Иоанн сотворил бесконечное число чудес еще при жизни, но он был канонизован и причислен к Лику Святых уже посмертно. Просто потому, что при жизни Иоанна никто не каталогизировал чудесные деяния. Чего стоит только тот факт, что Иоанн отдавал несметное количество золота и монет на нужды бедняков, беженцев и обездоленных. Но, по воле Божьей, патриаршая казна всегда пополнялась и не истощалась.

Преподобный митрополит Симеон Метафраст собирал сведения о чудесах и посмертных исцелениях у икон и мощей Святого Иоанна на Руси. Благодаря его трудам на наших землях до сих пор чтят память великого Иоанна Милостивого.

Чаще всего молитву святому произносят нуждающиеся, бедные, обездоленные верующие, те, кому необходима помощь Господа в работе или карьере, уверенность и целеустремленность, вера в лучшее, в свои силы и в Божью справедливость. Но он не только избавляет от бедности или нищеты, но также одаривает семьи долгожданными детьми, помогает собрать пожертвования на лечение смертельных болезней. Истории известны даже случаи, когда люди после прикосновения к его мощам переставали довольствоваться нечестными заработками или стремиться к легкой наживе.

Мощи Святого

Первоначально захороненное тело Иоанна в храме в Амафунте было перевезено в Константинополь. А в 1249 году большую часть мощей перенесли в обитель в городе Венеция, где они и поныне покоятся в римо-католическом храме св. Иоанна в Брагоре. Еще частички мощей поместили в ларцы в храмах на Афоне. В 1632 году часть мощей была перенесена в Собор Святого Мартина в Пожонь (ныне Братислава). В Братиславе для останков Святого был отстроен придел Иоанна Милостивого.

В Москву в 1645 г. частицу мощей привозили архимандриту Макарию, как дар от патриарха Александрийского Иоанникия. Затем в 2007 г., по благословению митрополита Кирилла, частица мощей была передана через представителя патриарха Венеции в храм Иоанна Милостивого, что находится в городе Отрадное, Ленинградской области. В церкви в Отрадном можно и сегодня поклониться мощам Святого Иоанна.

Как почитают Святого в православной вероисповедной традиции?

Преподобный Иоанн умер 11 ноября, но в тот день чтили память святого Мины, поэтому его похороны состоялись 12 ноября. С тех пор память Святителя Милостивого чтят 12 ноября, или 25 - по новому стилю. В России есть порядка 10 храмов патриарха Милостивого (в Петербурге, в Большом Новгороде), в Москве нет ни одного.

Иоанн считается заступником всех бедняков и болеющих, а также обездоленных и сбившихся с пути. В Санкт-Петербурге молятся Иоанну Милостивому на Доблести, д. 27, где находится церковь его имени. Святой помогает совершенствовать характер, вдохновляет на решимость в творении добра и справедливости. Поэтому Иоанна также почитают как ангела-хранителя военных и путешественников.

В православной традиции иконописи (византийский и старорусский стиль) Святителя Иоанна изображают в виде старца с прямыми седыми волосами, тонким мудрым лицом и длинной, заостренной бородой. Он одет в патриаршую рясу с крестами. В руках Святитель держит Евангелие или свиток.

На иконах Иоанна изображали как единолично, так и среди избранных Святых, как, например, на иконе «Богоматерь Знамение» он изображен вместе со святителем Николаем и Симеоном. Икона датируется XV ст. и находится в Третьяковской Галерее.

Молитва Иоанну Милостивому о деньгах, о благополучии

В православной традиции богатство не является пороком или причиной духовной гибели. Наоборот, обеспеченные люди имеют намного больше возможностей творить добрые дела. Иное дело, когда богатство достается нечестным путем. Также непорочно желать денег для человека в нужде, на решение проблем с детьми или домом. Одни из самых сильных молитвословий о благополучии - это молитвы Иоанну Милостивому о деньгах. Тех, кто искренне просит Святого Иоанна молить Господа о благополучии и помощи в решении рабочих проблем, Высшие силы никогда не оставляют без внимания.

Эта молитва Святому патриарху многих избавляет от бедности и дарует благословение, помогает в тяжелые жизненные моменты поверить в милость Господнюю.

[греч. ᾿Ιωάννης ὁ ᾿Ελεήμων] († 11.11.620 (или 619)), свт. (пам. 12 нояб.; пам. визант. 11 и 12 нояб.; пам. зап. 11 нояб. и 23 янв. (день перенесения мощей в Пожони)), патриарх Александрийский с 610 г.

сведений о жизни И. М. весьма многочисленны и разнообразны. Первое (несохр.) жизнеописание И. М. было составлено вскоре после его кончины Иоанном Мосхом и Софронием Софистом, к-рый с большой степенью вероятности может быть отождествлен со свт. Софронием , патриархом Иерусалимским (D é roche. 1995. P. 25-36). Ему же приписаны 2 посвященные И. М. эпиграммы, сохранившиеся в составе Палатинской антологии (The Greek Anthology / Engl. transl. by W. R. Paton. L.; N. Y., 1917. Vol. 2. P. 360-362). О содержании утраченного Жития можно судить по первым главам т. н. анонимной версии Жития И. М., изданной И. Делеэ (BHG, N 887v), по тексту эпитомы, представляющей собой синаксарную заметку неясного происхождения (BHG, N 887w-x), и по Житию, составленному прп. Симеоном Метафрастом (BHG, N 888; PG. 114. Col. 896-965). Наибольшее распространение в Византии получило Житие И. М., написанное Леонтием , еп. Неапольским, по заказу свт. Аркадия I , архиеп. Констанции Кипрской, в 641-642 гг. (возможно, работа над Житием была начата еще в 30-х гг. VII в.). Леонтий был земляком И. М.: Неаполь (ныне Лимасол, Кипр) находился в неск. километрах от Амафунта, родины святителя. Различные редакции Жития были детально проанализированы В. Дерошем (D é roche. 1995. P. 37-95), к-рый выделил пространную (BHG, N 886d, издана А. Ж. Фестюжьером), краткую (BHG, N 886, издана Г. Гельцером), среднюю, или сокращенную (ближе к краткой, чем к пространной), и смешанную редакции (2 последние не изд.). Наиболее близкой к утраченному оригиналу является пространная редакция, сохранившаяся в ркп. Vat. Ottob. gr. 402, XI-XII вв., и Vat. gr. 1669, 916 г. (нояб. Минея студийского происхождения). Наиболее ранний перевод Жития на лат. язык принадлежит Анастасию Библиотекарю и выполнен для папы Николая I не позднее 867 г. на основе краткой греч. редакции Жития (BHL, N 4388-4389; PG. 93. Col. 1613-1668). Также известны переводы Жития на вост. языки: сирийский (BHO, N 511, не позже VIII в.), возможно отражающий более раннее состояние текста, чем сохранившиеся греч. списки (D é roche. 1995. P. 39-41), грузинский и арабский (VIII-IX вв.), частично использованный в хронике Евтихия Александрийского. Отношения между версиями этих переводов окончательно не выяснены. Слав. перевод Жития И. М. (ВМЧ. Нояб., дни 1-12. Стб. 812-880) предположительно выполнен на основе краткой версии Жития в кон. IX в. К нач. XIII в. (после 1204) относится Похвала И. М., написанная прп. Неофитом Затворником (BHG, N 889). Она вошла в 1-ю книгу панегириков прп. Неофита, сохранившуюся в ркп. Paris. gr. 1189, и в основном представляет собой переложение Житий Симеона Метафраста и Леонтия Неапольского, хотя и содержит ряд дополнительных сведений неясного происхождения (имя матери И. М., количество его детей) (Galatariotou. 1991. P. 31-34, 266). Сведения об участии И. М. в борьбе с ересью монофелитства можно найти также у прп. Максима Исповедника в «Диспуте с Пирром» (PG. 91. Col. 333).

Основной источник, Житие И. М., написанное Леонтием Неапольским, имеет сложную структуру (повествование, «стенографируемое» рассказчиком, вложено в уста Мины, к-рый был экономом Александрийской Церкви при И. М.), первоначально предназначался для читателей, знакомых с текстом Иоанна Мосха и Софрония (ср. название «Дополнения к Житию…» - Εἰς τὰ λειπόμενα τοῦ βίου...). Текст, посвященный исключительно периоду Патриаршества И. М. (610-620), организован тематически, а не хронологически, однако позволяет с достаточной долей уверенности датировать основные события жизни И. М.; топографические детали, касающиеся Александрии, также весьма точны.

Житие

И. М. был уроженцем г. Амафунт (Кипр), его отец Епифаний (по др. данным, Стефан), благородного происхождения, был высокопоставленным чиновником. И. М. получил блестящее образование. В возрасте 15 лет он удостоился видения прекрасной девы в венке из ветвей оливы, к-рая назвалась «первой из дочерей Царя». Позже И. М. понял, что это было «Сострадание» (Συμπάθεια) или же «Милосердие» (᾿Ελεημοσύνη), и с тех пор никогда не отказывал нуждающемуся и всегда с радостью творил милостыню. Повинуясь воле отца, И. М. женился. После кончины жены и 2 сыновей он исполнил свое давнее желание и принял постриг. Вскоре его доброта и милосердие стали известны не только простым людям, но и имп. Ираклию , к-рый по инициативе патрикия Никиты, управлявшего с 610 г. Египтом, поставил его патриархом Александрийским (о Никите см.: Leontios" von Neapolis. 1893. S. 129-131; Kaegi W. E. New Evidence on the Early Reign of Heraclius // BZ. 1973. Bd. 66. S. 308-330).

Великое милосердие И. М. и его искренняя забота о жителях города проявились со дня его интронизации, когда он приказал накормить более 7,5 тыс. бедняков. На следующий день И. М. распорядился унифицировать меры веса в торговле. Каждую среду и пятницу он принимал просителей, сидя перед церковью, при этом весьма печалился, если за весь день никому не помог. И. М. принял ряд мер против монофизитов: он следил за тем, чтобы «Трисвятое» пелось без фразы «распныйся за ны» - прибавления, введенного, согласно анонимной версии Жития (Delehaye. 1927. P. 21), Антиохийским патриархом Петром Гнафевсом ; при рукоположении епископов и иереев требовал письменного подтверждения верности четырем Вселенским Соборам и др.

Траты, совершаемые И. М. (помощь беднякам, горожанам, пострадавшим от грабежей, судовладельцам, лишившимся кораблей в буре, и др.), вызывали недовольство светских властей, в частности патрикия Никиты. Однако вскоре благодаря божественному вмешательству Никита был пристыжен, раскаялся и получил прощение от И. М., ставшего крестным отцом его детей и много наставлявшего его как в духовных, так и в гос. делах (напр., в вопросе регулирования цен на продукты). Милосердие И. М. распространялось не только на жителей Александрии, но и на многочисленных беженцев из захваченной арабами Сирии (в первую очередь на священников). Расходы на странноприимные дома, больницы для раненых и обильные подаяния беднякам и беженцам истощили казну Патриархата, и наступил голод, к-рый прекратился благодаря божественному вмешательству. В 614 г., после взятия Иерусалима персами, И. М. выкупал палестинских пленников. Сведения о помощи Иерусалимскому Патриархату содержатся как в анонимной версии Жития И. М., так и в написанной Леонтием Неапольским. В анонимной версии сообщается о глубокой скорби И. М. по поводу разграбления Иерусалима и о составлении им плача, к-рый позже он велел записать. Кроме того, И. М. отправил средства на восстановление разоренных церквей и мон-рей, продукты, вино и одежду для мирян и монахов. Специальное посольство, состоявшее из Феодора, еп. Амафунтского, Анастасия, игум. мон-ря на горе св. Антония, и Антония, еп. Ринокорурского, было отправлено к персам для выкупа пленных. Леонтий Неапольский внимателен к деталям (он указывает точное количество зерна (1 тыс. мешков), денег (1 тыс. номисм), железа (1 тыс. литр) и егип. рабочих (1 тыс. чел.), отправленных в Иерусалим), но его осведомленность о событиях 614 г. ставит под сомнение тот факт, что он ошибочно упоминает в качестве Иерусалимского патриарха не свт. Захарию , находившегося в тот момент в персид. плену, а местоблюстителя свт. Модеста.

Особую любовь И. М. питал к монашествующим и приказал выстроить для них в Александрии специальную гостиницу.

После персид. вторжения в Египет в июне 619 г. (Leontios" von Neapolis. 1893. S. 153) И. М. был вынужден покинуть Александрию и по просьбе патрикия Никиты отправился в К-поль. У Родоса их корабль попал в бурю; после того как в видении И. М. была открыта его скорая кончина, он повернул на Кипр. Святой скончался в день памяти вмч. Мины (11 нояб.) в Амафунте и был похоронен в базилике свт. Тихона (ранее им было написано Житие свт. Тихона, еп. Амафунтского, BHG, N 1859-1860). По мнению Гельцера, это произошло в 619 г. (Leontios" von Neapolis. 1893. S. 153), иногда указывается 617 г. (PLRE. Vol. 3b. P. 942; Jean l"Aumônier // DHGE. T. 26. Col. 1255), однако большинство совр. исследователей склоняются к 620 г. (D é roche. 1995. P. 118, N 64), что соответствует сообщениям историков о десятилетнем Патриаршестве И. М. (Theoph. Chron. P. 296). В Александрии о кончине И. М. узнали из рассказов праведников о видении святого, к-рый выходил с торжественной процессией из собора или шел по городу в окружении сотен бедняков и сирот с оливковыми ветвями в руках.

Почитание

Память И. М. была перенесена с 11 на 12 нояб. из-за особенно торжественного празднования вмч. Мины в Египте. Большинство греч. и вост. Синаксарей указывают 12 нояб. как день памяти И. М.: Синаксарь К-польской ц. (архетип кон. Х в.) (SynCP. Col. 215-217), Минологий имп. Василия II (PG. 117. Col. 157), сир. Мартиролог Раббан Слибы XIV в. (Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba // AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 167), яковитские Минологии из Алеппо (Un martyrologe et douze ménologes syriaques / Éd. F. Nau // PO. 1912. T. 10. Fasc. 1. N 46. P. 65) и др. Однако в ряде источников память И. М. указана 11 нояб., в т. ч. в Типиконе Великой ц. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 98) и в арм. Синаксаре Тер-Исраэля (Bayan. 1922. P. 12). В календаре Абу-ль-Бараката И. М. упоминается под 11 окт. (Le Calendrier d"Abou"l-Barakât / Ed. et trad. E. Tisserant // PO. 1913. T. 10. Fasc. 3. N 48. P. 256).

От гробницы И. М. в Амафунте происходили чудеса, затем мощи И. М. были перенесены в К-поль: ок. 1200 г., по сообщению архиеп. Антония Новгородского, они находились в ц. св. Платона и в одной из церквей в Испигасе (Пиги) (Книга Паломник. С. 30, 33; Janin. Églises et monastères. P. 405), в сер.- кон. XIV в.- в ц. св. Марфы (Ibid. P. 324; Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Centuries. Wash., 1984. P. 43, 153, 165, 308. (DOS; 19)). Частицы мощей И. М. были увезены участниками 4-го крестового похода (Contemporary Sources for the 4th Crusade / Ed. A. J. Andrea. Leiden; Boston, 2000. P. 262) в Хальберштадт и в Париж, после чего почитание И. М. распространилось и в Зап. Европе: к XIII в. относится включение главы о святом в «Золотую легенду» Иакова из Варацце (Cap. 27) и появление стихотворного Жития И. М. на старофранц. языке. И. М. является св. покровителем г. Казарано (обл. Апулия, Италия). Согласно католич. традиции, в 1249 г. мощи И. М. были перенесены из Александрии в венецианскую ц. св. Иоанна Предтечи (Сан-Джовании ин Брагора). Возможно, речь идет о мощах свт. Иоанна Калоктена , прозванного Новым Милостивым, привезенных в Венецию крестоносцами. По др. зап. традиции во 2-й пол. XV в. мощи И. М., остававшиеся в К-поле, были переданы венг. кор. Матьяшу Хуньяди, который поместил их в дворцовой капелле в Буде. Оттуда в 1530 г. реликвия была перенесена в Талль близ Пресбурга (Пожонь, ныне Братислава), а в 1632 г.- в пресбургский кафедральный собор св. Мартина (Sauget. 1965. Col. 753-754).

В наст. время в Греции хранятся честная глава И. М. (в Большом Метеорском монастыре), за исключением неск. фрагментов, к-рые находятся в мон-рях Пресв. Богородицы Прусиотиссы и Пантократора на Афоне, десница И. М.- в Дионисия преподобного монастыре , а также др. частицы мощей святого в мон-рях: Великая Лавра, Ксенофонт, Мега-Спилеон, в митрополичьем соборе г. Лимасол и др. Кроме того, частицы мощей И. М. находятся в Гроба Господня храме в Иерусалиме, в Киккском монастыре на Кипре (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 197-198), в Будапеште и в Кракове (КатЭ. Т. 2. С. 368).

В 1645 г. частицы мощей И. М. привозили в Москву архим. Макарий в дар от Александрийского патриарха Иоанникия (Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1860. Ч. 2. С. 350) и в 1652 г. Анфимий, келарь мон-ря прор. Илии в Янине (Чеснокова Н. П. Реликвии христ. Востока в России в сер. XVII в. (по материалам Посольского приказа) // ВЦИ. 2007. № 2(6). С. 107). 4 дек. 2007 г. по благословению Кирилла (Гундяева) , митр. Смоленского и Калининградского (ныне Патриарх Московский и всея Руси) частица мощей И. М. была передана представителем католич. Патриарха Венеции кард. Анджело Скола для ц. И. М. в г. Отрадное Ленинградской обл.

Соч.: Leben und Wunder des heiligen Tychon von der hand Johannes des Mildthätigen Erzbischofs von Alexandreia // Usener H. Der heilige Tychon. Lpz.; B., 1907. S. 111-149. (Sonderbare heilige; 1); Delehaye H. Saints de Chypre // AnBoll. 1907. Vol. 26. P. 229-232.

Ист.: Bedjan. Acta. 1893. Т. 4. P. 303-395; Leontios" von Neapolis Leben des heiligen Johannes des Barmherzigen Erzbischofs von Alexandrien / Hrsg. H. Gelzer. Freiburg i. Br.; Lpz., 1893. (SQS; 5); Bayan G. Le synaxaire arménien de Ter Israel: Mois de Tré // PO. 1922. T. 16. Fasc. 1. N 77. P. 12-16; Delehaye H. Une vie inédite de saint Jean l"Aumônier // AnBoll. 1927. Vol. 45. P. 5-74; Three Byzantine Saints: Contemporary Biographies / Transl. E. A. S. Dawes; introd. not. N. H. Baynes. L., 1948; Τσικνόπουλλος ᾿Ι. ῞Αγιοι τῆς Κύπρου // Κυπριακα Σπουδαί. Λευκωσία, 1966. Τ. 30. Σ. 148-159; Lappa-Zizikas E. Un épitomé inédit de la Vie de S. Jean l"Aumônier // AnBoll. 1970. Vol. 88. P. 265-278; L é ontios de N é apolis. Vie de Syméon le Fou; Vie de Jean de Chypre / Éd. A. J. Festugière, L. Rydén. P., 1974. (Biblioth. archéol. et hist.; 95); The Life of St. John the Almsgiver / Ed. K. Urwin. L., 1980-1981. 2 vol. (Anglo-Norman Texts; 38-39); ЖСв. Нояб. С. 281-304.

Лит.: BHG, N 886-889; 1859-1860; BHO, N 511; Delehaye H. Saints de Chypre // AnBoll. 1907. Vol. 26. P. 233-274; Gelzer H. Ein griechischer Volksschriftsteller des 7. Jh. // Ausgew. kleine Schriften. Lpz., 1907. S. 1-57; Sauget J.-M. Giovanni l"Elemosiniere // BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 750-756; Pattenden P. Who was the Father of St. John the Almsgiver? // JThSt. 1982. Vol. 33. N 1. P. 191-194; Mango C. A Byzantine Hagiographer at Work: Leontios of Neapolis // Byzanz und der Westen / Hrsg. I. Hutter. W., 1984. P. 25-41; Galatariotou C. The Making of a Saint: the Life, Times and Sanctification of Neophytos the Recluse. Camb.; N. Y., 1991; Kazhdan A., Š ev č enko N. P. John Eleemon // ODB. Vol. 2. P. 1058-1059; D é roche V. Études sur Léontios de Néapolis. Uppsala; Stockholm, 1995.

Л. В. Луховицкий

Гимнография

В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 98) память И. М. отмечается 11 нояб. (в некоторых рукописях 12 нояб.) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 294-295) память И. М. отмечается 12 нояб.; соединяются последования И. М., прп. Феодора Студита (торжественная служба в его честь совершалась накануне, 11 нояб., а 12 - день попразднства) и прп. Нила Постника; указан общий отпустительный тропарь преподобным 4-го гласа «Боже отец наших...». И. М. назначаются следующие песнопения: кондак, канон, цикл стихир-подобнов, седален. Такое же последование И. М. содержится в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. № 161, XI в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 29; см. также: Ягич. Служебные Минеи. С. 352-362). На литургии поются прокимен Пс 115. 6, аллилуиарий Пс 131. 9, причастен Пс 111. 6b; Апостол Евр 13. 17-21, Евангелие Лк 6. 17-23a.

В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 311-312) 12 нояб. соединяются последования И. М. и прп. Нила Постника; К песнопениям И. М., указанным в Студийско-Алексиевском Типиконе, прибавляются стихира-самогласен и стихира-подобен; на литургии поются те же прокимен, аллилуиарий, причастен; Апостол и Евангелие - дня.

В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 52-53) И. М. назначается особый отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа ᾿Εν τῇ ὑπομονῇ σου̇ (), в остальном указания 12 нояб. те же, что и в Евергетидском Типиконе.

В различных редакциях Иерусалимского устава , начиная с древних (напр., Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33) и до совр. богослужебных книг, память И. М. отмечается 12 нояб. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) служба И. М. соединяется с последованиями Октоиха и Нила Постника, указан отпустительный тропарь И. М. (тот же, что и в Мессинском Типиконе), канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, кондак, цикл стихир-подобнов, стихира-самогласен; на литургии поется служба святителю. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 12 нояб. отмечено знаком шестеричной службы (см. ст. Знаки праздников месяцеслова); последование в основном совпадает с греческим, однако упоминается светилен И. М.; служба на литургии та же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе. В московском издании Типикона 1633 г. на литургии указаны иные чтения И. М.: Апостол 2 Кор 4. 6-15, Евангелие Мф 4. 25 - 5. 12а. В исправленном издании московского Типикона 1682 г. и в последующих (в т. ч. и совр.) служба И. М. та же, что и в издании 1610 г.

Последование И. М., помещенное в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа ᾿Εν τῇ ὑπομονῇ σου̇ (); кондак 2-го гласа Τὸν πλοῦτον τὸν σόν̇ () c икосом; канон с именем автора (Иосифа) в акростихе 9-й песни, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῾Η κεκομμένη τὴν ἄτομον ἔτεμε̇ (), нач.: Τῇ συμπαθείᾳ τὸν νοῦν λαμπρυνόμενος (); цикл стихир-подобнов (в греч. Минее помещены 2 цикла); стихира-самогласен (в греч. Минее - 2); седален; светилен.

По рукописям известны песнопения И. М., не вошедшие в совр. богослужебные книги: анонимный канон 2-го гласа без акростиха, ирмос: Δεῦτε λαο̇ (), нач.: ᾿Αισματικῶς σήμερόν σε (), канон содержит 2-ю песнь (AHG. T. 3. P. 357-372; см. также: Ягич. Служебные Минеи. С. 353-358); анонимный канон с акростихом Τὸν ἐλεήμονα ᾿Ιωάννην ὕμνοις τιμήσω (Милостивого Иоанна песнями почту), плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῾Αρματηλάτην Θαραὼ̇ (), нач.: Τῇ τοῦ Θεοῦ πεφωτισμένος χάριτι (Божественной просвещенный благодатью) со 2-й песнью (AHG. T. 3. P. 373-380); канон с именем автора (Георгия) в богородичнах с акростихом ᾿Επώνυμον σέβω σε τῆς εὐποιίας (Тезоименитого почитаю тебя милости), плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа, ирмос: ῞Ιππον κα ἀναβάτην̇ (), нач.: ᾿Ελέους εὐσπλαγχνίας κα ὀκτιρμῶν σου, Χριστέ (Милости милосердия и сострадания Твоего, Христе); анонимный канон без акростиха, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ̓Αισμα ἀναπέμψωμεν, λαοἱ̇ (), нач.: Δεῦτε φιλεόρτως, οἱ λαοί (Придите празднолюбно, люди) со 2-й песнью (Ταμεῖον. Σ. 92); иной седален (AHG. T. 3. P. 376); дополнительный икос (Амфилохий. Кондакарий. С. 168).

Е. Е. Макаров

Иконография

И. М. прослеживается с X в. Характерные черты его облика определяются уже в ранних памятниках: он изображается с немного удлиненным ликом, с прямыми седыми волосами и седой, чуть заостренной бородой средней длины; облачен в святительские одежды, в руках обычно держит Евангелие. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) И. М. описан как «старец с длинной бородой» (Ерминия ДФ. С. 159).

В монументальной живописи XI в. изображения И. М. редки. Так, на фреске в алтаре ц. св. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, Греция (кон. XI в.), он представлен в святительском чине. С XII в. образ И. М. встречается чаще и размещается обычно в алтаре в составе святительского чина: на мозаике ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) в Палермо, о-в Сицилия (ок. 1146-1151),- на арке, среди святителей в медальонах; в ц. св. Врачей (кон. XII в.) - рядом со свт. Григорием Богословом и сщмч. Иерофеем в алтарной части на юж. стене; в ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы (рубеж XI и XII вв.) - в алтарной части, в святительском чине (обе церкви - в Кастории, Греция); в ц. Епископи в Ставри на п-ове Мани, Греция (кон. XII в.). Особенно часто И. М. изображали в храмах Кипра, где, согласно Житию, родился святой: в алтарных росписях ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (1105/06), ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (1192), ц. арх. Михаила в Като-Лефкара (кон. XII в.).

В XIII-XV вв. образ И. М. часто включали в программу храмовой росписи: в ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки (Ераки, рубеж XII и XIII вв. или кон. XIII - нач. XIV в.); в алтаре ц. Пресв. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208-1209); в ц. ап. Петра в Расе, близ совр. Нови-Пазара, Сербия (кон. XIII в.); в ц. св. Никиты в Чучере, Македония (до 1316); в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318); в соборе Христа Пантократора в мон-ре Дечаны, Сербия (1348-1350); в ц. Таксиархов (1359/60) и в ц. свт. Афанасия Великого «ту Музаки» (1384-1385) в Кастории; в соборе Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии, Румыния (ок. 1386); в ц. Пресв. Богородицы мон-ря Каленич, Сербия (ок. 1413); в кафоликоне Успения Пресв. Богородицы в Протате на Афоне (нач. XIV в.).

В поствизант. искусстве иконография И. М. сохранялась без изменений. Как седовласый святитель с удлиненной бородой он представлен на кипрской иконе из с. Куцовендис (нач. XVI в.); в соборе свт. Николая в мон-ре Анапавса в Метеорах, Греция (1527, мастер Феофан Критский); в кафоликоне Великой Лавры во имя прп. Афанасия на Афоне (1535). В т. н. Афонской книге образцов И. М. изображен с небольшой заостренной бородой (РНБ. 0. I. 58. Л. 86 об., 175 об., XV в.). На иконе «Свт. Иоанн Милостивый и ап. Филипп» (2-я пол. XVI в., Музей мон-ря Лимонос на о-ве Лесбос) он представлен седовласым, с залысинами, с немного вьющейся бородой средней длины.

На Руси образ И. М. впервые встречается в росписи киевского собора Св. Софии, на склоне одной из арок юж. галереи (40-е гг. XI в.): седовласый старец с остроконечной бородой и в темно-вишневой фелони, напротив сщмч. Игнатия Богоносца.

Особо почитался И. М. в Вел. Новгороде и Пскове. Его изображения сохранились: в апсиде ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге (80-90-е гг. XII в.); в ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199); в апсиде собора Рождества Пресв. Богородицы в Снетогорском мон-ре (1313); предположительно в алтарной композиции «Служба святых отцов» ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода (ок. 1363, не сохр.).

В новгородской иконописи образ И. М. нередко помещали как на отдельных иконах, так и среди избранных святых: «Избранные святые - Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью «Знамение»» (2-я пол. XV в., ГРМ); «Богоматерь «Знамение», с избранными святыми, свт. Николаем, прп. Симеоном Столпником, свт. Иоанном Милостивым» (кон. XV в., ГТГ); на двусторонней иконе-таблетке «Святители Николай Чудотворец, Иоанн Милостивый, Василий Исповедник» (кон. XV - нач. XVI в., НГХМ). В состав клейм уникальной житийной иконы «Свт. Иоанн Милостивый, с житием в 12 клеймах» (сер.- 2-я пол. XVI в., ГРМ) входят такие сюжеты: явление отроку И. М. Милосердия в образе девицы (клейма 1 и 2); поставление И. М. в епископы (3); поучение народа (4); И. М. обличает еретиков (5); к И. М., сидящему при церковных дверях, приходят люди (6); странник просит милостыню у И. М. и получает ее (7); странник обращается к И. М. за милостыней во 2-й раз (8); странник просит и получает милостыню в 3-й раз (9); явление И. М. купцу на корабле во время бури (10); «памяти смертный образ» (11); И. М., восставший из гроба, возвращает грешнице хартию с прощением ее греха (12). Изображения И. М. встречаются в новгородском медном литье.

Иконы И. М. находились в посвященных ему приделах в Архангельском соборе Московского Кремля (1584 - XVII в.), в соборе Покрова Пресв. Богородицы на Рву в Москве (освящен в XVIII в.), в храме Воскресения словущего на Ваганьковском кладбище (1824). Его изображение есть на раке с мощами И. М., сщмч. Елевферия и прмц. Феодосии, созданной в мастерских московского Кремля по заказу царя Бориса Годунова и царевича Феодора (1603-1604, ГММК).

Признание И. М. как проповедника благотворительности и милосердия способствовало широкому распространению его изображений в росписях храмов XVII-XIX вв. и на иконах в числе избранных святых. Образ И. М. включен в роспись Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском (1668, артель Гурия Никитина) - на сев.-вост. столбе; ростовских храмов: Спаса на Сенях (1675) - в центральной апсиде, Воскресения Христова (70-е гг. XVII в.) - в оконном проеме рядом со святителями Кириллом и Афанасием Александрийскими, Иоанна Богослова (1683) - в алтаре; в приделе Покрова Пресв. Богородицы ц. прор. Илии в Ярославле (посл. четв. XVII в.) и мн. др.

На иконе Кирилла Уланова (нач. XVIII в., ЦМиАР) И. М. изображен в среднике раздающим милостыню. Святитель представлен в черном клобуке и черной мантии, выходящим из храма в сопровождении служителей; вокруг него - больные, увечные, женщина с младенцем, к-рые протягивают руки за подаянием. И. М. держит в левой руке мешочек с деньгами, а правой раздает монеты; его посох несет мальчик-служитель.

Лит.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. Кат. 66; Δρανδάκης Ν. Β. Βυζαντινα τοιχογραφίαι της Μέσα Μάνης. Αθῆναη, 1964. Σ. 81; Der Nersessian S. L"ilustration de Psautiers grecs du Moyen âge. P., 1970. Fig. 42; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода XIII-XV вв. М., 1982. С. 298-299. Кат. 72; Walter Ch. Art and Ritual of the Byzantine Church. L., 1982. P. 230; Wharton Epstein A. Tokali Kilise: 10th-Century Metropolitan Art in Byzantine Cappadocia. Wash., 1986. P. 67. Pl. 7. Fig. 3. (DOS; 22); Š ev č enko N. P. Illustrated Manuscripts of the Metaphrastian Menologion. Chicago, 1990. P. 66, 171-171. Ill. 1G11, 5А10-5А11; Chadzidakis M., Bitha I. Corpus de la peinture monumentale byzantine de la Grèce: L"île de Cythère. Athènes, 1997. P. 260. Fig. 5; Stylianou A., Stylianou J. The Painted Churches of Cyprus. Nicosia, 19972. Р. 119, 175, 448; Кавельмахер В. В. О приделах Архангельского собора // Архангельский собор Моск. Кремля. М., 2002. С. 123-160; Сарабьянов В. Д. Церковь св. Георгия в Старой Ладоге: История, архитектура, фрески: Моногр. исслед. памятника XII в. М., 2002. С. 158. Ил. 62.

Н. В. Герасименко