Иоанн богослов в чем помогает. Икона апостола и евангелиста иоанна богослова, значение и фото

Иоанн Зеведеев и его младший брат Иаков были учениками Христа. Они были призваны Иисусом юношами на Генисаретском озере, где они оставили отчий дом. По преданию, родителей Иоанна и Иакова звали Зеведей и Саломия, жила семья рыболовством. Вместе с апостолом Петром, братья были ближайшими к Иисусу учениками, именно они присутствовали в Фаворском саду во время Преображения Господня. Встречаются иконы, на которых Иоанн Богослов изображен юным и безбородым, с длинными волосами. По преданиям, Иисус называл братьев «сыновьями грома», за их пылкую любовь к христианской вере.

Житие апостола Иоанна

Лик апостола Иоанна Богослова на иконах можно встретить очень часто. Он не только видел Христа при жизни и был его учеником, но также присутствовал при аресте Иисуса, наблюдал его пытки и казнь. Вместе с Божией Матерью он оплакивал Господа у подножия Креста, а после не оставлял Богородицу до её Успения. Только после этого, Иоанн вместе со своим учеником Прохором покинул Иерусалим и направился в Эфес, нести Божью волю и обращать в христианскую веру. По пути в Эфес, корабль, на котором были Иоанн и его ученик, разбился, все выжили, но святой пропал. Спустя две недели Прохор нашел своего учителя живым на берегу, Бог не оставил верного ученика.

Много чудес было в житие апостола Иоанна. Не обошло двенадцать апостолов гонение на христиан в начале нашей эры. Известно, что Иоанн был приговорен, его смерть ждала его в чаше с ядом. Но испив в назначенное время из сосуда, Иоанн остался жив. Тогда было решено казнить его, облив кипящим маслом, но и это не причинило никакого вреда. После мучений, был он сослан на остров Патмос в заточение. Очень долго прожил Иоанн на этом острове, продолжая нести веру в Господа, навлекая этим гнев местных язычников. За годы, проведенные на острове, много раз святой излечивал больных и даже воскрешал недавно усопших.

Самое распространенное имя апостола – Иоанн Богослов. Получил он его за свои труды: четвертое Евангелие было написано рукой Иоанна, также он написал Откровение Иоанна Богослова. Отдельная история охватывает период написания этих книг. Написаны они были на горе острова Патмос в небольшой пещере, куда уходил молиться Иоанн. Однажды, после третьего дня молитв, без еды и только со своим учеником. Во время молитвы разразился гром и гора пошатнулась, а после услышал Иоанн голос Бога. Тогда он велел своему ученику записывать каждое слово, считается, что через Иоанна голос Всевышнего диктовал Прохору. Так было написано Откровение Иоанна Богослова, которое зовется Апокалипсис.

Иоанн прожил дольше всех остальных из двенадцати апостолов, он единственный умер своей смертью, а не от мучений. На момент кончины Иоанну Богослову было около ста лет, что является большим достижением и для нашего времени. Умер апостол в Эфесе, куда ему разрешили вернуться после длительного заточения. Ежегодно 21 мая отмечают день памяти святого Иоанна Богослова, а на его могиле тонким слоем выступает чудотворный, целебный прах.

Образ Иоанна Богослова в иконографии

Много икон написано с ликом святого, их сюжеты охватывают всю его жизнь. Наиболее распространена икона Иоанна Богослова с книгой – Евангелием. Изображают его с пером и чернильницей, работающего над написанием священного предания. У апостола Иоанна есть свой знак – орел, которого очень часто можно встретить на изображениях святого. Образ святого с книгой иногда дополняет ангел над плечом апостола, что показывает нам Божественную волю, направляющую Иоанна.

Одна из самых известных икон святого – икона Иоанна Богослова в молчании. Своё начало такой тип иконографии берет в середине XVI века. На иконе вместе со святым изображен ангел и орел с чернильницей, они вместе показывают весь путь апостола. Иоанн всегда держит два пальца у губ, в знак безмолвия.

В чем помогает икона Иоанна Богослова

Обращаются к иконе святого Иоанна Богослова в поиске семейного счастья, он помогает прекратить все ссоры и конфликты.

Женщины у иконы Иоанна Богослова просят материнского счастья

Молитва перед иконой Иоанна поможет рыбакам и всем другим, кто ищет спасения от несчастных случаев на воде. Так же поможет молитва к иконе апостола Иоанна с проблемами здоровья. Конечно, значение иконы заключается в том, что к святому обращаются в поисках помощи в журналистике и писательстве. Защитит апостол от злых духов и отвадит дурные мысли.

Молитва к иконе

О великий и всехвальный апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, наперсниче Христов, теплый наш заступниче и скорый в скорбех помощниче! Умоли Господа Бога даровати нам оставление всех прегрешений наших, елика согрешихом от юности нашея во всем житии нашем делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствы; во исходе же душ наших помози нам, грешным (имена), избавитися от воздушных мытарств и вечнаго мучения, да твоим милостивным предстательством прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Апостол и евангелист Иоанн, названный Богословом, был сыном галилейского рыбака Заведея и Соломии. Родиной Иоанна Богослова была Вифсаида. Родители его были люди благочестивые, жившие ожиданием Мессии, еще в отрочестве они обучили Иоанна Моисееву закону. Святой Иоанн с детства помогал отцу в его трудах по рыболовству и торговле. Заведей обладал некоторым состоянием, имел работников и был не малозначительным членом иудейского общества. Мать Иоанна, Соломия, согласно Преданию, – дочь святого Иосифа Обручника, которая упоминается в числе жен, служивших Господу своим имуществом.

Товарищами и единомышленниками Иоанна были жители той же Вифсаиды, братья Петр и Андрей, впоследствии также святые апостолы. Они вместе слушали проповедь Иоанна Крестителя и стали его учениками, хотя не оставляли еще ни своего дома, ни своих занятий. Услышав свидетельство Иоанна Крестителя о Христе как об Агнце Божием, берущем на Себя грехи мира, Иоанн Богослов вместе с Андреем Первозванным последовал за Спасителем (Ин. 1:35–40). Однако постоянным учеником Господа Иоанн Богослов стал позже, после чудесного улова рыб на Генисаретском (Галилейском) озере, когда Спаситель Сам призвал его вместе с его братом Иаковом (Мф. 4:21; Мк. 1:19).

Вместе с Петром и братом Иаковом апостол Иоанн удостоился особенной близости к Спасителю, он находился при Нем в самые важные и торжественные минуты Его земной жизни. Апостол Иоанн присутствовал при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5:37; Лк. 9:51), видел преображение Господа (Мф. 17:1; Мк. 9:2; Лк. 9:28), слышал беседу о знамениях Его второго пришествия, был свидетелем Его Гефсиманской молитвы (Мк. 14:33). Во время Тайной вечери апостол Иоанн припадал к груди Иисуса (Ин. 13:25). Церковная традиция единодушно отождествляет Иоанна Богослова с учеником, «которого любил Иисус». «Грудь» по-церковнославянски – «перси», вероятно, отсюда происходит наименование Иоанна Богослова наперсником Спасителя, впоследствии это слово становится нарицательным для обозначения человека, особенно кому-либо близкого.

Апостолу Иоанну Богослову были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и даже некоторой резкостью. Из кратких указаний евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Иисус Христос вынужден был успокаивать их, как не согласуемые с духом нового учения.

Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?»
Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение» (Лк. 9, 54 – 56).

Предполагают, что за эту пламенную ревностность и назвал Спаситель апостола Иоанна и его родного брата Иакова «сынами грома» (Воанергес) (Мк.3:17).

Предание отождествляет с Иоанном Богословом ученика (Ин. 18:15), который вместе с Петром последовал за Спасителем после его ареста и, пользуясь старым знакомством, прошел сам и провел Петра во двор дома первосвященника Анны. Его твердость в эти часы противопоставляется робости и отчаянию других апостолов. Иоанн Богослов неотступно следовал за Учителем по всему Крестному пути, скорбя всем сердцем. Из всех апостолов об одном лишь Иоанне Богослове говорится, что он стоял на Голгофе у креста Спасителя, не заботясь о собственной безопасности. Все остальные апостолы сочли дело своего Учителя проигранным и не почтили последних минут Его земной жизни. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх. ...Боящийся несовершенен в любви», – напишет Иоанн Богослов позднее (I Ин. 4:18). Умирая, Христос завещал апостолу Иоанну сыновние обязанности по отношению к Богородице (Ин. 19:26).

Апостол Иоанн Богослов был одним из первых свидетелей Воскресения Спасителя. А после Вознесения Господня мы часто видим апостола Иоанна вместе с апостолом Петром. Наряду с ним он считается столпом Церкви (Гал. 2:9) и большую часть времени пребывает в Иерусалиме. Верный завещанию Господа, он заботился о Пречистой Деве Марии, как самый преданный сын, и только после Ее Успения начинает проповедовать в других странах.

Иоанн Богослов упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф. 10:2), от Марка (Мк. 3:17), от Луки (Лк. 6:14), а также в Деяниях апостолов (Деян. 1:13). О жизни апостола Иоанна Богослова после Успения Богородицы известно только из церковных преданий.

Согласно Преданию, после Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потерпел крушение во время сильной бури. Все участники плавания, кроме Иоанна Богослова, через некоторое время были волнами выброшены на берег, он же, проведя в морской пучине около двух недель, чудесным образом был найден Прохором на берегу недалеко от города Эфес живым и невредимым.

Находясь в Эфесе, апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам учение Христа. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. Шли годы, все апостолы из двенадцати уже приняли мученическую смерть за свою веру, только апостол Иоанн оставался в живых и продолжал проповедовать. При императоре Домициане (81–96 гг.) апостол Иоанн был вызван в Рим как единственный оставшийся в живых апостол и по приказанию этого гонителя христиан был приговорен к смертной казни.

Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым по словам Христа перед Вознесением: «… и если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мк. 16:18), затем брошен в кипящее масло, но сила Божия и тут сохранила его невредимым. После этого апостола Иоанна сослали в заточение на полупустынный остров Патмос в Эгейском море, где он прожил много лет. Его проповедь, сопровождавшаяся многими чудесами, привлекла к нему всех жителей острова: он обратил в христианство большую часть его жителей, изгнал бесов из языческих храмов, исцелил многих больных.

На острове Патмос во время молитвы на пустынной горе апостолу Иоанну было откровение о судьбе мира. Предание так описывает это событие: «Гора заколебалась, загремел гром, Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1:8), – возвещал Дух Божий через святого апостола. Так была написана книга, вошедшая в Новый Завет, «Откровение (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова». В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

После смерти Домициана апостол Иоанн из ссылки вернулся в Эфес. Епископы и пресвитеры Эфесской церкви показали ему три Евангелия, написанные апостолами Матфеем, Марком и Лукой. Одобрив эти Евангелия, апостол Иоанн, однако, счел необходимым дополнить их, так как них было многое пропущено из того, что он, как последний из оставшихся в живых очевидец, хорошо знал. Это было важно потому, что к концу I века в христианском мире распространилось несколько активных религиозных течений, которые отрицали Божественную сущность Спасителя. По мнению Иоанна Богослова, необходимо было предохранить верующих от этих учений.

Евангелие от Иоанна издревле называли духовным, в нем преимущественно, по сравнению с первыми тремя, содержатся беседы Господа о глубочайших истинах веры – о воплощении Сына Божия, о Троице, об искуплении человечества, о духовном возрождении, о благодати Святого Духа и о Причащении. Иоанн с первых слов Евангелия возносит мысль верующего на высоту Божественного происхождения Сына Божия от Бога Отца: «В начале было Слово и Слово было к Богу и Бог был Слово» (Ин. 1:1). Цель написания своего Евангелия апостол Иоанн выражает так: «Сие написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31).

Кроме Евангелия и Апокалипсиса, апостол Иоанн написал три Послания, которые вошли в состав новозаветных книг, как соборные (то есть окружные послания). Главная мысль в его Посланиях – христианам надо научиться любить: «Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:7-8).

Являясь для окружающих примером любви, апостол Иоанн заповедал всем христианам любить Господа и друг друга, и этим исполнить закон Христов. Апостол любви - так именуется святой Иоанн, так как он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу и угодить Ему. Любовь является главной особенностью духовного облика апостола Иоанна Богослова. Весь жизненный путь апостола – служение Любви.

В последние годы своей жизни апостол давал только одно наставление: «Дети, любите друг друга». Ученики спросили его: «Почему ты повторяешь одно и то же?» Апостол ответил: «Это самая необходимая заповедь. Если ее исполните, то весь Христов закон исполните».

Апостол Иоанн Богослов пережил всех своих собратьев-апостолов и скончался уже в начале II века, предположительно в возрасте 105 лет. До последних дней своей жизни он собирал вокруг себя учеников и передавал им основы учения Христова. Обстоятельства смерти апостола Иоанна необычны и даже загадочны. По настоянию апостола Иоанна семь самых близких его учеников похоронили его в крестообразной могиле, причем живым: «…привлеките матерь мою землю, покройте меня!»

Когда остальные ученики услышали эту историю и решили раскопать место захоронения учителя, могила оказалась пустой. Это событие как бы подтвердило предположение некоторых христиан, что апостол Иоанн не умрет, а останется жить до второго пришествия Христова и обличит Антихриста. Поводом же к возникновению такого предположения послужили слова, сказанные Спасителем незадолго до Его вознесения. На вопрос апостола Петра, что будет с апостолом Иоанном, Господь ответил: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду (второй раз), что тебе до того, ты иди за Мной». Апостол Иоанн замечает в своем Евангелии по этому поводу: «И пронеслось это слово между братьями, что ученик тот не умрет» (Иоан. 21:22–23).

Несмотря на то что тело апостола Иоанна не было обнаружено, каждый год на могиле святого апостола 8/21 мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и которым исцелялись от болезней душевных и телесных. Предполагаемая гробница Иоанна в Эфесе до настоящего времени привлекает к себе паломников.

Какое чудо произошло

Описано несколько случаев воскрешения людей из мертвых апостолом Иоанном Богословом. Так, в Эфесе по молитве святого к жизни вернулись юноша и его отец. Однажды страшная жара, обрушившаяся на язычников, погубила 200 человек. Апостол воскресил всех, а те в свою очередь сразу же обратились в христианство. В пути на остров Патмос сын одного языческого вельможи упал за борт. Отец стал умолять святого Иоанна Богослова вернуть ребенка. Апостол сначала отказался помогать язычнику, но все же пожалел его. После молитвы евангелиста волна вынесла живого мальчика на борт корабля.

Значение иконы

Икона Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова всякий раз заставляет нас вспоминать наставление, которое давал своим ученикам великий учитель: «Любите друг друга». Кажется, что сложного в том, чтобы выполнить это наставление? К сожалению, мы часто вешаем людям ярлыки, называя кого-то злодеем, заранее ждем друг от друга каких-то неприятностей. Мы говорим, что никому нельзя верить, мы считаем, что «человек человеку – волк». Разве выходит от этого что-то хорошее? Насколько легче и лучше нам было бы, умей мы относиться с любовью не только к своим близким, но и ко всем людям!

Память святаго славнаго и всехвальнаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова Церковь чтит 9 октября (26 сентября по старому стилю). Этот день относят к , причтенным к двунадесятым. Апостол Иоанн занимает особое место среди учеников Христа. Неслучайно Церковь называет Иоанна апостолом любви, поскольку он учил, что без любви человек не может приблизиться к Господу. Апостол Иоанн является автором Евангелия от Иоанна, трех соборных посланий и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса). Иоанн Богослов - единственный из двенадцати апостолов, умерший естественной смертью.

Преставление апостола Иоанна Богослова

Апостол Иоанн закончил свой земной путь в возрасте свыше ста лет. Он лег живым в могилу и повелел ученикам засыпать его землей, что они и сделали, скорбя о нем. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту погребения и раскопали могилу, но она оказалась пуста.

В IV веке на месте могилы Иоанна Богослова была построена небольшая церковь, а при императоре Юстиниане здесь была возведена огромная базилика с шестью куполами (каждый высотой по 30 м.). В настоящее время от нее остались только напольные плиты и колонны.


Почитание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Ежегодно из могилы апостола Иоанна выступал тонкий прах в виде манны, с помощью которого христиане исцелялись от болезней. В воспоминание этого чуда было установлено 21 мая праздноватьпамять святого апостола и евангелиста Иоанна . Также память святого апостола совершается 13 июля - в день собора святых славных и всехвальных двенадцати апостолов, и 9 октября - в день преставления апостола Иоанна Богослова.

Тропарь и кондак святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову

Тропарь, глас 2.

Апостоле Христу Богу возлюбленне, потщися избавити люди безответныя, приемлет бот я припадающа, иже возлегша тя на перси приемыи. Его же моли Богослове, належащее прещение языческое, яко облак разгнати, прося нам мира и велия милости.

Кондак, глас 2.

Величия твоя девьствениче кто исповест; источаеши бо чудеса, и изливаеши исцеления, и молишися за душа наша, яко Богослов и друг Христов.

————————

Библиотека Русской веры

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Иконы

Святая Церковь дала только святому апостолу Иоанну, как тайнозрителю судеб Божиих, наименование Богослова. Иконографическим символом апостола и евангелиста Иоанна является орел. Также апостол Иоанн изображается с Ангелом, который передает ему Божественное Слово. В раннехристианском искусстве апостол Иоанн Богослов чаще изображался юным, в частности, таким он изображен на мозаиках в Равенне: в куполе Баптистерия православных (сер. V в.) и в медальоне на западной арке церкви Сан-Витале (546-547 гг.).

Однако есть и древнейшие изображения апостола в виде старца в церкви Сан-Витале в Равенне.

На более поздних иконах апостол Иоанн изображен в виде старца с чернильницей, пером, книгой в руках и в присутствии ангела или орла.


Храмы и монастыри во имя Иоанна Богослова на Руси

Во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова был освящен храм в Варяжках в Смоленске, построенный между 1160 и 1180 гг.

В 1547 году в Пскове в местечке Мишарина гора был построен храм во имя Иоанна Богослова.

В 1455 году в Псковской земле преподобным Савой Крыпецким (ум.1495г.) был основан Иоанно-Богословский монастырь .

В 1462 году святителем Ионой (ум.1470 г.), епископом Пермским, на берегу реки Колвы был основан Чердынский Иоанно-Богословский монастырь.

В 1478 году был основан Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь, расположенный на полуострове на Череменецком озере в Лужском районе Ленинградской области в местечке Череменец Скребловского сельского поселения. Первое упоминание обители относится к 1498 году. Согласно преданию, во времена царствования Иоанна III (1440-1505гг.) в 1478 году на острове, где находится обитель, крестьянину Мокию явилась икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова . Князь, узнав об этом явлении, велел основать на острове монастырь во имя апостола.

Старообрядческие храмы во имя Иоанна Богослова

В старообрядчестве в настоящее время существует несколько храмов во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В Русской Православной старообрядческой Церкви сегодня престол в и в (р-ка Татарстан), а также в Одесской области; в Русской Древлеправославной Цекрви - в поселке Нижегородской области.


Образ апостола и евангелиста Иоанна Богослова в живописи

Среди художников, изображавших апостола и евангелиста Иоанна Богослова, известны мировые живописцы: Эль Греко «Иоанн Богослов» (1595-1605 гг. Музей Прадо, Мадрид); Иероним Босх «Святой Иоанн на Патмосе» (1504-1505 гг., Берлинская картинная галерея, Берлин), «Сцены страстей Христовых и пеликан с птенцами (Оборотная сторона доски «Св. Иоанн на Патмосе»; Ганс Мемлинг «Апостол Иоанн» (ок. 1468 г.); Доменикино «Святой Иоанн Богослов» и другие.

Душеполезное поучение

Слово о юноше, которого спас Иоанн Богослов

Когда великий ученик Христов Иоанн Богослов пришел в град Асийский, то встретил там юношу, доброго рода, и высокого ростом, и красивого на лицо, и пожелал спасти душу его, чтобы он стал верным. Поучив его довольно заповедям Божиим, он привел его к епископу того города и сказал: «епископ, сего юношу предаю тебе, при свидетельстве Святого Духа, да соблюдешь его от всякого зла». И, сказав так, Иоанн отошел в другие страны, чтобы учить их вере Христовой.

Епископ же, принявши юношу, учил и хранил его и наставлял прилежно. И вскоре крестил его, думая, что утвердит его крещением. Юноша же стал понемногу расслабляться и сближаться с другими юношами и безумными мужчинами, ходить с ними на пиршества, и на пьянство, и на всенощное любодеяние. Потом и на грабительство, и в конечном итоге злые друзья его взяли его с собою в горы. И, поскольку велик он был телом, разбойники поставили его в старейшины себе и сделали его во всем немилостивым и безбожным, горьким и лютым.

Потом, по прошествии года, пришел Иоанн в Ефес и перед всеми сказал епископу: «приведи мне юношу, которого поручил тебе». Епископ же, глубоко вздохнул, прослезился и ответил Иоанну: «умер юноша». Иоанн же спросил: как и каким образом? Душевною смертью или телесною? И сказал епископ: «ей, душевною. Большой губитель есть и конечный лютый разбойник». И сказал Иоанн к епископу: «не тебя ли поставил я хранителем души юноши сего, как доброго пастыря для овцы Христовой? Но приведи мне теперь коня, и поеду на место, где скрывается юноша».

Севши на коня, Иоанн скоро погнал его, ища погибшую овцу Христову. Когда же дошел он до горы, где скрывались разбойники, то был схвачен разбойническими сторожами. И молил их Иоанн, чтобы отвели его к их старейшине, они же, взявши его, повели. Юноша стоял вооруженным, и когда увидел идущего к нему Иоанна, то от стыда побежал прочь. Иоанн же, забывши старость, быстро погнался за юношей и кричал ему: «что ты бежишь от меня, чадо, от отца своего? И зачем так утруждаешь меня, сын мой? Стань, не бойся, имеешь ты надежду спасения. Я за тебя душу свою положу, как за нас Господь Исус Христос. Не бойся, чадо, остановись, не ужасайся. Христос меня послал, чтобы дать тебе прощение грехов. Я за тебя пострадаю, и на мне будет кровь, которую ты пролил. На моей выи будет бремя грехов твоих, чадо!»

Услышав все это, юноша остановился и поверг оружие свое, много содрогаясь и плача. Он со слезами подошел к Иоанну и лобызал его. Десницу же свою скрывал, потому что она была еще в крови. Взявши его от разбойников, Иоанн возвратился в Ефес. Там он ввел его в церковь, дав всем нам известный пример покаяния, чтобы никто из нас, впадши во многие грехи, не отчаялся во своем спасении. Но, приходя к покаянию, получил бы Божию милость. Хочет же Господь всех нас спасти и привести в разум истинный.

Слово о святом Иоанне Богослове, как научил он человека писать иконы

Вблизи от Царьграда стоял некий небольшой городок, в котором проживал юный сирота по имени Гусарь. Он подрабатывал тем, что нанимался пасти гусей. Был же на воротах того города образ Иоанна Богослова, написанный красками. И всегда, когда гуси паслись перед городскими воротами, Гусарь писал перстом на песке, глядя на образ Иоанна Богослова. При этом он говорил: «Господи, дай мне, чтобы научиться мне написать образ сей, ибо желает этого душа моя». Когда же не получалось у него изобразить руки, или главу, или очи, то заглаживал свой рисунок и писал заново.

Так делал он в течение трех лет. И однажды, когда писал он, пришел к нему Иоанн Богослов в образе седовласого старца, как и был изображен он на воротах. И спросил его: «что ты делаешь, Гусарь, рисуя на песке?» Гусарь же ответил: «посмотри на ворота, где образ Иоанна Богослова. Сей образ три года учусь я написать на песке». Сказал ему святой Иоанн: «хочешь ли изучить иконное письмо?» Сказал Гусарь: «так, господин, желаю того». Тогда Иоанн взял трость и чернила и написал грамоту: «я, Иоанн Богослов, возлегший на перси честные Господни и пивший тайную Его чашу, к тебе, Хинарь, посылаю сего отрока Гусаря, чтобы научил ты его лучше себя самого писать иконы». И, запечатав грамоту перстнем, дал ее Гусарю, говоря: «иди в Царьград, там есть царский иконописец, по имени Хинарь. Он пишет в золотых царских палатах и ездит к утрене к церкви святой Софии. Дождавшись его, отдай ему эту грамоту. Скажи же, что дал мне ее Иоанн Богослов, и потом иди вместе с ним». Сказав все это, Иоанн стал невидим.

Гусарь же скоро пошел в город и, когда было утро, увидел там сего царского иконописца, возвращающегося от церкви святой Софии, отдал ему грамоту и пошел за ним вслед. Иконописец же, прочитав грамоту, подивился тому, что в ней было написано. Гусарь рассказал ему все, что было. Тогда зависть объяла сердце иконописца, чтобы не учить Гусаря.

В то время некоторый царев муж поставил каменную церковь и заказал Хинарю написать икону святого Иоанна Богослова. Иконописец, отлучившись по некоторому делу, велел Гусарю растирать краски. По Божьему смотрению, Хинарь замедлил до обеда, тогда пришел к Гусарю Иоанн Богослов и спросил его, что он делает. Отвечал Гусарь: «тру краски, чтобы мой мастер смог писать икону Иоанна Богослова». Сказал ему Иоанн: «встань и пиши». Гусарь же, испугавшись, ответил: «я, господин, и кисть держать не учился». Иоанн сказал: «смотри на меня и пиши». Взяв же трость и вложив ему в руку, стал писать образ на доске. И, написав, отошел от него. Тогда просветилась вся палата от иконы, как от солнца.

Гусарь же стал плакать, помышляя, что будет ему теперь от мастера. Возвратившись, мастер удивился случившемуся. И с той поры стал Гусарь искуснее мастера. Возвестили же и царю, что есть у иконописца его ученик, который третий день пришел учиться, а вчера так написал икону Иоанна Богослова, что и палата светится от нее, как от солнца, как и на ум человеку не может прийти. Взявши икону, отнесли ее к царю. Царя же объял страх от света, исходящего от иконы, и было это на зазор царскому иконописцу посреди мужей царевых. Одни говорили, что ученик искуснее мастера, другие - что мастер искуснее. Сказал же царь: «я по правде смогу рассудить, кто кого искуснее. Пусть напишут два орла в моих палатах и поставят их на стену. Я же возьму и пущу ястреба. И которого орла начнет хватать ястреб, тот мастер и будет искуснее». И ответили все: «право, царь, говоришь ты».

Они же, скоро пришедши, написали два орла, каждый своего, и дивились все, глядя на обоих. Смотря на писание мастера, говорили, что нет другого такого на свете. Подошедши же к писанию ученика, дивились и изумлялись на великое его искусство. Царь же, взяв ястреба, пустил его. И начал ястреб хватать птицу ученика на стене. От той поры взял царь Гусаря к себе в палаты, чтобы писать иконы, и было его писание искуснее учителя его Хинаря. Есть же те две птицы и доныне в тех царских палатах, где и были написаны. А икону святого Иоанна Богослова отнесли в церковь и освятили эту церковь во имя святого Иоанна Богослова, и праздновали с радостью о Христе Исусе Господе нашем. Ему же слава, ныне и присно и во веки веком.

21 мая, 3 июля и 9 октября Православная Церковь чтит память Иоанна Богослова. Он нес людям слово Божье и проповедовал любовь, считая ее главной жизненной заповедью. За это и получил необычное для святого старца, романтическое прозвище – Апостол любви.

Жизнь Иоанна Богослова

В окружении Христа святой Иоанн занимал особое место, он был не только приближенным учеником, но и родным племянником Спасителя. Когда Иисуса распяли, не сбежал, не спрятался, как остальные, а стоял у подножия креста рядом с Девой Марией. Видя неподдельную скорбь и сострадание, Господь поручил ему заботу о своей матери. Святой Иоанн наказ выполнил, неотлучно находился при ней в Иерусалиме. А после Успения Девы Марии отправился в Эфес, с проповедью о Христе. В ту пору ему уже исполнилось 50 лет.

Немало испытаний выпало на долю праведника: его били, объявляли рабом, забрасывали камнями. За христианскую веру император Доминициан приговорил старца к смертной казне и заставил выпить ядовитое зелье. Однако оно не подействовало, святой Иоанн не умер. Тогда разгневанный правитель велел бросить его в котел с раскаленным маслом. Но апостол опять предстал перед Домицианом целым и невредимым. Решив, что проповедник бессмертен, он отправил его в ссылку, на остров Патмос. Находясь в изгнании, святой Иоанн продолжал помогать людям. Его молитвы вселяли веру, исцеляли больных, воскрешали мертвых. На Патмосе он создал Евангелие и Апокалипсис – книгу, символически описывающую конец света и события, ему предшествующие.

Святой Иоанн прожил больше ста лет. А когда понял, что силы на исходе, попросил учеников похоронить его живым. Они горевали, плакали, но ослушаться апостола не посмели. Чтобы земля не коснулась лица святого старца, его накрыли платком. Христиане, узнав о таинственной кончине Иоанна, могилу раскопали, но тела в ней не обнаружили. Зато каждый год, 21 мая, могила покрывается тонким слоем манны, несущей исцеление. А молитва Иоанну в этот день обладает чудодейственной силой.

Кому и в чем помогает святой Иоанн?

Немощные просят апостола об излечении от болезней. При жизни он жалел людей и многих спас от неминуемой смерти. Зачастую не мог отказать в помощи даже своим обидчикам, видя слезы их близких. Поэтому, как и два тысячелетия назад, родственники больных обращаются с молитвой к святому Иоанну, надеясь на их выздоровление.

Старец покровительствует влюбленным, не зря его называют Апостолом любви. Светлым и благородным чувством, что пылало в его сердце, он щедро делился с окружающими. К нему взывают и те, кому не хватает тепла и внимания родных: брошенные дети, одинокие старики, несчастливые в браке женщины.

Иоанн Богослов относится к святым, которые оказывают помощь в обучении. Он прославился своими духовными трудами, имел, как и другие апостолы, дар учительства, наставления. Поэтому его в трудную минуту, накануне экзаменов, просят о помощи студенты и школьники. Говорят, молитва Иоанну порой творит чудеса.

Один из самых известных апостолов, который был братом Иакова. Призваны одновременно, во время ловли рыбы. Судьба Иоанна Богослова отличается от других апостолов - он единственный, кто прожил до старости и умер естественным образом, а не в следствие казни. Молитвы ему приносят люди, которые работают в сфере информации, но и не только - ведь это любимый ученик Христа.


Про Иоанна Богослова

Умирая, Иисус завещал Иоанну заботы о Богородице. Считается, что с Пресвятой Девой в Иерусалиме апостол находился неотлучно, пока Богородица не скончалась. Особо выделялся среди остальных 12-ти ближайших учеников Христа:

  • Присутствовал во время чуда воскрешения девочки (Евангелие от Марка 5 гл. 37 ст.).
  • Стал свидетелем преображения Господа на Фаворской горе.
  • Был в Гефсиманском саду во время Моления о чаше.
  • Стал автором 5 книг Нового Завета.

Считается, что он являлся сыном Саломии, которая была дочкой праведного старца Иосифа, хранителя Девы Марии. Причиной же особенного расположения Господа к Иоанну была его духовная чистота, человеческие качества. В молитвах Иоанну Богослову можно просить о помощи в стяжании Духа Святого.


Проповедник Слова

Часто обращаются к апостолу за помощью в любви, утверждении семейного счастья. Можно понять возникновение этой традиции, ведь Иоанн Богослов именуется апостолом любви. Но здесь, конечно, она имеется в более широком смысле этого слова - доброе отношение к близким, которое угодно Богу.

Поначалу братья были учениками Иоанна Крестителя, но позже Христос, выйдя на служение, лично призвал их. Иоанн же пламенно полюбил Господа - он единственный из всех мужчин стоял у креста Спасителя, оплакивая Его, не боясь за собственную судьбу. Страх, видимо, был совсем несвойственен ему уже тогда, когда о воскресении еще мало кто знал, большинство даже не догадывались.

Молитва Иоанну богослову особенно должна помочь тем, кто изучает Слово Божие, ведь его евангелие считается самым глубоким по смыслу. Благодаря особому духовному таланту именно этот апостол был удостоен чести созерцать грядущие судьбы мира через откровение Божие.


В чем помогает молитва Апостолу

Молитва святого сотворила многие чудеса. Он тоже, подобно остальным апостолам, находился под стражей - христианства боялись. Апостола бросали в раскаленное масло, но оно не нанесло вреда. Также смертельный яд не смог умертвить ученика Христа. Тогда его отправили в длительную ссылку. Но и это обернулось во благо - именно на о. Патмос была написана заключительная часть Нового Завета, всем известное Откровение.

Иоанн Богослов как-то обвинил язычников в том, что они поклоняются идолам. Толпа стала кидать в него камни. Молитва святого была услышана - нападавшие умерли. Но те, кто остался в живых, стали умолять о пощаде, тогда апостол воскресил всех. Бывшие идолопоклонники тут же сделались христианами.

Обнаружив тела умерших отца и сына, воскресил обоих по просьбе вдовы и матери.

Путешествуя по морю, апостол стал свидетелем того, как за борт упал сын одного вельможи. Но поскольку он был язычником, святой отказался помогать. Однако, доброе сердце взяло верх, он совершил молитву. И море отдало юношу.

Иоанну Богослову молятся не только в семейных трудностях, он считается покровителем журналистов, издателей, тех, кто ведет бизнес в сети интернет. Он поможет справиться со стрессом, наладить связи с людьми. Также апостол является покровителем дружеских отношений.

Чудесная кончина

Даже завершение жизни прошло у Иоанна необычным образом. Он велел ученикам накрыть себе лицо платком и поместить в могилу, пока он был еще жив. Спустя некоторое время могила была открыта, но тело не обнаружили. Отсюда возникло предание, что святой удостоился чести, подобно Илье пророку - был вознесен на небо живым вместе с телом.

Часть богословов уверена, что вместе с Илией, Енохом, Иоанн Богослов явится на землю ради проповеди перед последними временами.

Молитва святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову

О великий апостоле, евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайновидче неизреченных откровений, девственниче и возлюбленный наперсниче Христов Иоанне! Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял есть, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима, егоже славу ты во откровении зрел еси, ныне же нескончаемыя радости наслаждаешися. О великий Иоанне! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от всякия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва апостолу Иоанну Богослову - читать текст was last modified: Июнь 18th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0