Икона сретение господне андрея рублева. Икона «Сретение Господне

Православная культура насчитывает множество икон. Некоторые из них особо почитаются верующими и имеют скрытый смысл. Таковой является икона «Сретение Господне».

Праздник Сретения Господня, когда младенец был принесен в храм Пресвятой Девой на 40 день после рождения, является одним из главных праздников в православном мире. Это ключевое событие перевернуло ход истории всего человечества. Судьбоносная встреча младенца Иисуса и Богоприимца Симеона дает нам еще один повод познать силу и могущество Отца Небесного.

Смысл иконы «Сретение Господне»

На иконе «Сретение Господне» изображены пять человек. Центральное положение занимает Богородица, которая передает своего сына Богоприимцу Симеону. Он относится к Младенцу как к великой святыне и с величайшей осторожностью прикасается к нему. Позади изображены муж Девы Марии Иосиф, стоящей за ее спиной, и пророчица Анна, которая находится позади Симеона. Изображение на иконе разделено на две части, обозначающие Новый и Ветхий Заветы. Иисус посередине соединяет обе части.
Иосиф, муж Марии, является хранителем нового и при этом принадлежит ветхому. Его задача - оберегать Деву Марию и ее Младенца. Он сложил руки и указывает на ключевую фигуру, свою жену. Художник мастерски вписал его фигуру, как бы выводя за край полотна, и при этом дал понять, в какую сторону следует двигаться, рассматривая икону.
Богородица изображена в смиренном преклонении с закрытыми руками - она только что передала свою святую ношу старцу. Ее жест повторяется и Богоприимцем. Трижды повторенный, он удостоверяет факт принесения и принятия святыни - Иисуса Христа, раскрывая главный смысл написанного: мать связана с произносимым пророчеством и покорно внимает словам, смысл которых понятен каждому. Страсти по Иисусу Христу разгорятся нешуточные, и мать первая пострадает, желая смягчить злые сердца. Симеон преклоняется перед Ней, признавая величие Господа и святость женщины, непорочно зачавшей.
Фигуры старца и пророчицы Анны практически сливаются с фоном и выглядят зыбкими и эфемерными. Мария, муж ее и младенец, наоборот, написаны четко. Художник подчеркнул смену эпох и искусно показал нам, что будущее первых предопределено пророчеством, и им суждено покинуть грешный мир и вознестись на Небеса. Цветовое решение написанной иконы также привлекает к себе внимание. Она словно разделена на равные части, каждая из которых имеет особый смысл. Нижний треугольник написан темными тонами, резкими контрастами. Это говорит о том, что он воплощает земной мир. Верхний треугольник написан светлыми красками, будто говорящими о том, что Симеону и Анне предстоит покинуть Землю, оставляя на ней Иисуса с матерью. Последними словами старца было пророчество, заканчивающее его долгую праведную жизнь:
«Ныне отпускаешь Ты раба своего, Владыка, по слову своему и с миром»
Сама икона выглядит очень празднично, с преобладанием ярких цветов. Красный подчеркивает торжество происходящего и важность судьбоносной встречи, а золотые оттенки и цвета охры дают понять, что композиция, написанная искусной рукой мастера, стремится к свету и отображает Небесное Царство, в которое попадут в скором времени праведные Симеон и Анна.
Помните, что в светлый праздник Сретения, как и в другие православные праздники, существуют некоторые запреты, которые церковь возлагает на своих прихожан.

Изображение воспроизводится по изданию: Иконы Ярославля XIII - середины XVII века. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т. = Yaroslavl Icons of 13-mid 17th century. The masterpieces of ancient russian painting in the museums of Yaroslavl: in 2 volumes. М.: Северный паломник, 2009.


с. 116 ¦ 31. Сретение

Первая половина XVII века. Ярославль
Дерево, темпера. 79,5 × 64,5
Происходит, возможно, из Толгского монастыря под Ярославлем 1
Ярославский музей, инв. И-62

1 Толгский монастырь основан, по преданию, в 1314 г. на месте явления иконы Богоматери Толгской епископу Ростовскому Трифону (до пострижения в схиму - Прохор, ум. 1328) в княжение св. Давида Федоровича Ярославского.

Сретение входит в ряд важнейших праздников православия. В этот день вспоминаются события принесения Девой Марией и Иосифом в Иерусалимский храм своего первенца и искупительной жертвы - двух голубок. В храме Святое Семейство встречают праведник Симеон и пророчица Анна, прославляющие Христа как Спасителя, явившегося в мир.

Данная икона относится к пространному иконографическому изводу, появившемуся, по-видимому, в кругу строгановских мастеров в конце XVI века и созданному на основе проложных чтений на праздник. В композиции, кроме события, описанного в Евангелии от Луки ( Лк. 2: 22–38), изображены сцены, раскрывающие его глубинный смысл. В нижнем левом клейме изображен Исаия, пишущий книгу пророческих откровений; в нижнем правом клейме - явление ангела Симеону, переводившему Книгу пророка Исаии для египетского царя Птолемея и усомнившемуся в истинности слов «се Дева во чреве приимет», переведя их как «се молодая женщина во чреве приимет». Ангел предсказывает Симеону, что он не умрет до тех пор, пока не примет в руки Предвечного Младенца. В верхнем левом углу - крестное знамение Богоматери: ангел сообщает Марии грядущую судьбу ее первенца - по сути здесь представлен вариант изображения Богоматери Страстной (кат. № 25). Наверху в центре - изображение Троицы в виде Отечества (кат. № 4). В верхнем правом углу показано, как низвергаются при входе в храм Спасителя мира идолы. Созидание Церкви Христом означает разрушение тьмы языческого неведения. В центре нижней части иконы - адская пасть, из которой радостно восстают укрепленные Божией десницей праведники-белоризцы и повергаются дьявол и грешники, что соответствует словам Пролога: «Сей детище смерть попра, диавола одоле, клятву разори».

Сложная многочастная композиция иконы с подчеркнутым выделением главного события - Сретения пронизана идеей осуществления Божьего Промысла.

А. Федорчук с. 116
¦


Происходит из Толгского монастыря под Ярославлем (?).
Реставрировалась в 1930 г. в ярославском отделении ЦГРМ.

Праздник Сретения установлен в воспоминание о принесении Младенца Христа в Иерусалимский храм на сороковой день после рождения (Лк. II, 22–38). По закону Моисея, первенца мужского пола в каждой семье посвящали Богу и приносили за него искупительную жертву - агнца или двух голубиных птенцов. Этому обычаю последовали и Дева Мария с Иосифом Обручником. В храме Святое Семейство встретили старец Симеон и пророчица Анна, что истолковывалось как встреча Ветхого и Нового заветов.

Икона относится к пространному иконографическому изводу, который появился, по-видимому, в кругу «строгановских» мастеров в конце XVI века и был создан на основе проложных чтений на праздник и Акафиста Богоматери. Кроме самого Сретения, здесь изображена и предыстория события. В нижнем левом клейме показан пророк Исайя, пишущий книгу своих откровений. В нижнем правом клейме - явление ангела Симеону, который, по преданию, переводил книгу Исайи для египетского царя Птолемея и усомнился в истинности слов пророка «се Дева во чреве приимет» (Ис. VII, 14), переведя их как «се молодая женщина во чреве приимет». Ангел предсказал Симеону, что он не умрет до тех пор, пока «не увидит Христа Господня» (Лк. II, 26). В верхнем левом углу ангел с крестом в руках сообщает Марии о грядущей судьбе Ее первенца. Наверху в центре изображена Живоначальная Троица - Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух. В верхнем правом углу располагается сцена низвержения идолов: так отражен в иконографии шестой икос Акафиста Богоматери, повествующий о бегстве Святого семейства в Египет («идолы бо его [Египта], Спасе, не терпяше Твоея крепости, падоша...»). Внизу видна адская пасть с восстающими из нее праведниками-белоризцами и повергнутыми грешниками и дьяволом. Это соответствует словам пророчества Симеона: «се лежит на падение и восстание многих в Израиле» (Лк. II, 34) и тексту Пролога: «Сей детище смерть попра, диавола одоле, клятву разори».

Сложная многочастная композиция иконы, строящаяся вокруг главного события - Сретения, последовательно показывает, как, в соответствии с Божественным промыслом, осуществляются пророчества о Воплощении и жертвенном служении Спасителя.

"Сретение".

Благовещенский собор Московского Кремля.

А потом Андрей напишет «Сретение». Этот праздник был известен уже в IV веке. В Риме, в церкви Марии Великой, сохранилось до наших дней древнейшее из дошедших изображений, относящееся к V веку. Сретение по смыслу тесно связано с Рождеством. Его и отмечали на сороковой день после рождественских торжеств. На Руси в первые дни февраля, по старой народной примете, после ветреных метельных дней усиливался мороз. Стояла глубокая зима. Не начинались приготовления к весенним полевым и иным работам. Дни еще короткие. Тихое, располагающее к раздумьям время. Сам праздник строгий, в его песнопениях нарастает настроение покаяния. Рублевское «Сретение» получилось сложным, глубоким по смыслу и вместе с тем настолько законченным и цельным, что на первый взгляд могло показаться очень простым. Да, это и есть зрелый плод высокого творчества, та кажущаяся простота, за которой стоит столько мысли и знания, труда. Взглянет кто на икону, и первое впечатление, что изображен исполненный торжества и значительности обряд. Мария и Иосиф приносят сорокадневного Иисуса в храм. Здесь, при храме, живет пророчица Анна. Она предсказывает необыкновенную судьбу новорожденному. В самом храме их встречает, отсюда и название события «сретение» - встреча, старец Симеон, которому давно уже дано обетование, что он не вкусит смерти, пока не узрит и не примет на руки рожденного на земле Спасителя мира. И сейчас он узнает, ясно чувствует, что миг этот настал…

На иконе, мерно ступая, движутся навстречу Симеону на одинаковом расстоянии друг от друга мать с младенцем на руках, Анна, за ней обручник.

Высокие стройные их фигуры Рублев изобразил так, что они видятся соединенными, перетекающими одна в другую.

Их мерному движению, торжественному, неуклонному и неотменимому, как бы указывая на его значительность, вторит легко изгибающаяся стена, которая изображает преддверие храма.

А навстречу младенцу в глубоком, смиренном поклоне протягивает благоговейно покровенные одеждами руки ветхий служитель ветхозаветного храма. Сейчас он приемлет на руки… собственную свою смерть. Дело его на земле окончено: «Ныне отпущаеши раба твоего, владыко, по глаголу твоему с миром…» На смену старому, ветхому приходит мир новый, завет иной. И ему, этому новому, - таков всеобщий и всеобъемлющий закон жизни - придется укорениться в мире только через жертву. Юное «отроча» ждет позор, поругание, крестная мука. В сдержанном настроении, в лицах, как бы подернутых дымкой печали, Рублев выразил это будущее, жертвенное, смертное. И с особой силой пережил это художник, когда писал лицо Богоматери. Для Андрея - и здесь он не расходился с традицией - ясно было, что Мария знает о судьбе сына, прозревает и собственное страдание, «оружие», которое «пройдет ее сердце». Трепетное это материнское чувство хорошо видно, но дано с редкой и благородной мерой сдержанности. Все, чему суждено свершиться, нужно для людей, для всего мира.

Безупречно цветовое построение иконы, сильные, мужественно и твердо соотнесенные сочетания сгармонизированы художником, смягчены точным и тонким ритмом их расположения на иконной плоскости. Язык, которым Рублев говорит здесь со зрителем, сдержан, но очень емок. Художник не спешит раскрыться, поразить внешним движением, взрывом чувств. Надо вживаться, всматриваться неторопливо и раздумчиво в эту икону, постигать, открывать, углубляться в мерцающие красками ее «образы и смыслы».

Валерий Сергеев. «Рублёв». Серия ЖЗЛ №618.

Владимирская икона Божьей Матери празднуется трижды в году. Одно из самых пышных почитаний посвящается сретению образа в Москве. С этим праздником связана история спасения столицы от набега татаро-монгол.

Владимирская икона - одна из самых почитаемых православных святынь. Только появившись в наших краях, она сразу стала творить чудеса. Богородица сама управляла судьбой своего образа, не раз являясь во сне полководцам, князьям, просто благочестивым христианам.

Слово «сретение» означает «появление», «принесение во храм». Чаще всего оно используется по отношению к Иисусу Христу. Сретением Господним называют принесение Девой Марией своего сына в церковь на крещение. Когда говорят о сретении иконы, подразумевают её появление в том или ином храме, городе.

Краткая история святыни

По преданию, икона, с которой сделан список Владимирской, нарисована самим Лукой. Вместо холста он использовал столешницу стола, за которым обедали Иисус, Иосиф и Богородица. Увидев изображение, Дева Мария благословила его, сказав, что оно будет оберегать всех христиан, даровать благодать. Примерно через 500 лет святыня оказалась в Константинополе. Далее мнения о её судьбе расходятся. Одни говорят, что был сделан список и отправлен как дар Юрию Долгорукому. Другие утверждают, что передана оригинальная икона. Изучив стилистику, подвергнув полотно ряду анализов, ученые склоняются к первому варианту. Владимирская икона написана примерно в XII веке, представляет собой яркий образец Византийской живописи тех времен.

Сын Юрия, Андрей Боголюбский, забрал святыню, поехал с ней в Москву, чтобы организовать там государство, независимое от Киева. По дороге он заехал во Владимир. По уезду из города случилось необъяснимое. Кони отказались идти. Смена упряжки не дала результатов. Тогда князь начал молиться, и ему явилась Дева Мария. Она велела не забирать икону из города, построить там храм. Так и было сделано.

Чудесные спасения

Трижды через Владимирскую икону Богородица являла свою волю городам . Количество чудесных исцелений совсем не счесть.

1395 год: хан Тамерлан со своим войском направился на Москву. По дороге он уничтожал русские города, убивал практически всех, независимо от пола, возраста, вероисповедания. Численность орды в разы превосходила русскую дружину. Боевой опыт, жестокость воинов хана практически не имели аналогов. Шансов выстоять против такой силы не было. Оставалось лишь молиться, надеясь на чудо.

Князь Московский послал во Владимир за чудотворной иконой. Духовенство организовало крестный ход. По выходу из города по обе стороны стояли люди. При виде иконы они падали ниц, устремляли свои взоры на неё и молили Деву Марию лишь об одном: спасти Русь. 26 августа святыня оказалась в Москве - произошло сретение Владимирской иконы Божией Матери.

В тот же день хану во сне было ведение. Огромная гора, с которой спускаются святители с золотыми жезлами. Над ними парит Божья матерь, защищенная бесчисленным количеством ангелов. Проснувшись, Тамерлан собрал своих жрецов. По описанию они сразу поняли, что это Божья Матерь, заступница Руси. В один голос старейшины советовали хану как можно быстрее покинуть земли русские. Это он и сделал. В благодарность за освобождение построен Сретенский монастырь и собор Успения Пресвятой Богородицы, где и установлена икона.

Историки нашли свое объяснение отступлению Тамерлана. Официальная научная версия: хан вовсе не собирался захватывать Русь, пришел сюда случайно - в погоне за одним из полководцев Золотой Орды. Он хотел уничтожить всю верхушку империи. Подобное объяснение слабо похоже на правду: зачем человеку, страдающему манией величия, желающему захватить весь мир, вдруг оставлять в целости значительную его часть, особенно если силы, численность войск позволяют легко поработить государство?

1480 год: Ахмет, хан Золотой Орды, собрал войско, чтобы захватить Москву. Дойдя до реки Угра, на другой её стороне полководец увидел дружину Иоанна Третьего, тогдашнего московского князя. Летописи гласят: на татар неожиданно напал страх, они начали разбегаться. Хан не мог справиться с этим, был вынужден отступить. Объяснить подобное явление сложно, если учитывать, что золотоординское войско значительно превосходило русское по численности, не уступало ему по смелости, опыту, оснащенности. Это Дева Мария вновь заступилась за город, даровав ему помилование за грехи. В честь этого в столице ежегодно 23 июня проводят крестный ход из собора Успения в Сретенский монастырь.

Не прошло и полвека, как золотоординцы снова решили атаковать Русь. Хан сменился, вместе с ним забыли об испытанном тогда страхе. 1521 год. Войско из 100 тысяч человек собрал Мехмет-Гирей. Правящий тогда столицей Василий Третий не ожидал нападения, сам походов не готовил. Поэтому большинство военнослужащих было разбросано по стране - они отдыхали дома с семьями. Всего удалось противопоставить хану не более 50 тысяч человек. Силы были не равны, только чудо могло спасти город от погибели. Так и произошло: Дева Мария явилась захватчику во сне. Он испугался этого знака и отступил.

Дальнейшая судьба святыни

Ещё одно чудо произошло при пожаре 1547 года. Горел Московский Кремль. Чудотворный образ пытались вынести самые сильные мужчины, но безрезультатно - он как будто врос в землю. В это время над храмом явилась Дева Мария. Он защитила собор - огонь не тронул его.

После чудесных спасений Владимирская икона стала одной из самых значимых на Руси. Перед ней молились князья и цари, приносили присягу на верность монархам и державе высокие государственные чины, её брали в походы, чтобы каждый солдат мог попросить Деву Марию о своих нуждах. При избрании митрополитов Москвы жребии клались на эту святыню. Считалось, что через неё Богородица сама выберет наиболее достойных.

Долгое время икона находилась в Успенском соборе. В сентябре 1999 года передана в храм Святителя Николая, работающий при Третьяковской галерее. Здесь её хранят по сегодняшний день.

Владимирская икона сегодня хранится с помощью современных технологий. Она защищена пуленепробиваемым стеклом. Специальные приборы строго поддерживают заданные температуру, влажность воздуха, оптимально подходящие для сохранности материалов, из которых создана святыня.

Владимирская икона прошла сквозь историю Руси, часто сама была её участницей. В чудотворности этого образа не сомневается никто.

Множество икон посвящено святым и пророкам. Но помимо них есть иконы, которые были написаны в честь праздников и событий. Икона «Сретение» - одна из таких.

Сретение Господне — великий двунадесятый праздник , который очень важен для верующих. Его значение настолько велико, что было решено написать икону в честь праздника и сделать ее символом торжества еще в древности — примерно во втором-третьем веке нашей эры, в разгар борьбы христианства и язычества.

История и описание иконы

История иконы — это история праздника Сретения. Началось все с Рождества Христова, после которого прошло 40 дней. По традиции древних евреев, первого мальчика в семье нужно было посвящать в веру на сороковой день от рождения. Для этого проводился специальный ритуал с жертвоприношением, на который Дева Мария и Иосиф принесли двух голубей.

Иногда на иконе изображаются голубок и горлица, которые в католицизме стали особым символом добра и света. Почти всегда на иконе есть сама Дева Мария, Иосиф, Симеон Богоприимец и Анна Пророчица, а также младенец Иисус. Образ отображает события того дня, когда Господь наш Иисус Христос принял древний обряд посвящения. Это был момент соединения двух величайших эпох. Именно с этой минуты и начался отсчет нашей эры. Это был горизонт, на котором встретились Ветхий и Новый Заветы. Это величайший момент в истории мира.

Принимал в веру и совершал обряд Симеон Богоприимец, который, по некоторым данным, прожил более двух столетий в ожидании младенца Христа, Мессии, который должен будет спасти мир. Пророчество исполнилось, как и было задумано Небесами и Отцом нашим Богом.

Сретение означает «встреча». Это величайшая встреча Бога в человеческом облике с миром. Эта икона полностью отражает суть праздника, его тайный смысл и всю мощь веры человеческой, поэтому многие священнослужители рекомендуют ее иметь в доме каждому христианину.

В чем помогает икона «Сретение Господне»

Образ «Сретение» — это уникальная икона, действие которой направлено на всестороннюю помощь верующему человеку. Это поистине чудотворный образ, наряду с другими иконами, посвященными двунадесятым праздникам. Она помогает практически во всем. Перед ней можно и даже нужно молиться каждый день. Она заменит любую другую икону такого типа. Ее можно повесить в любой комнате и использовать как молитвенную или оберегающую. Икона помогает людям видеть тайный смысл в любом событии, в любом действии других людей. Она наполняет душу верой и смыслом, ведь рядом с ней можно почувствовать некое божественное присутствие.

Молитва перед иконой

Читать можно любые молитвы, направленные к Богородице или Святой Троице, к Иисусу Христу. Это может быть «Отче наш» , «Живые помощи» , «Символ Веры» . Эти три самые главные молитвы — основа всему. Их должен знать каждый. Если вы хотите, то можете прочитать также специальную молитву ко дню Сретения:

«Господь наш, судьбу и замысел Отца Бога принявший, вечно будем мы рабами твоими недостойными, ибо не видим мы силы твоей без подсказок твоих. Дай нам знаний и мудрости, чтобы понять все, вокруг нас происходящее. Чтобы жизнь нашу направить по нужному пути, чтобы возлюбить твои заповеди и принять их за истину навеки. Заступница наша, Дева Мария, моли Бога о нас, о грешниках и о детях твоих непослушных. Не введи нас во искушение и помоги жизнь эту короткую прожить достойно, с улыбкой на лице, без скорби и уныния греховного. Да будет воля Божия на все времена, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь».

Где находится икона

Икона Сретения Господня есть во многих храмах. Этот образ наносится также на стены внутренние и внешние. Часто бывает так, что в храме есть икона Сретения. Встречается множество храмов, построенных в честь этого великого праздника, так что найти икону в каком-либо из них вам не составит труда.

День иконы «Сретение » — это непосредственно сам праздник 15 февраля. В этот день икона станет великолепным подарком близкому человеку или даже целой семье. Праздник этот является непереходящим, так что дата его не меняется. Иногда богослужение переносят на 14 число, но случается это крайне редко. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

15.02.2018 05:30

Сретение Господне - один из главных праздников православных христиан. В народе этот день всегда считался...