Еврейские гетто во время войны. Краковское гетто во время немецкой оккупации Польши (Краков)

Венецианское еврейское гетто - это изолированный каналами участок в квартале Канареджо, куда были выселены во времена Венецианской Республики. Само слово «Гетто» произошло от итальянского «ghetto» - «шлак», которое использовалось в связи с плавильней, в которой накапливался шлак, расположенной на том же острове, где и еврейское поселение.

Альтернативное объяснение исходит из итальянского слова «borghetto» произошедшего от borgo - « небольшой городок».

Евреи стали селиться в Венеции еще в 12 веке, в основном на острове Джудекка. В 1516 году папа издал приказ об изгнании евроеев из Венеции. Совет Десяти принял компромиссное решение о поселении евроеев на отдельном острове в квартале Каннареджо. Поселение стало называться Getto Nuovo - новая плавильня. Позже это же название стало использоваться для всех еврейских анклавов в Европе.

Венецианское гетто представляет собой островок, отделенный от остальной Венеции каналами, через которые перекинуто три моста. По вечерам ворота на эти мосты закрывались, а евреям, кроме врачей, была запрещено покидать Гетто ночью. Ворота охранялись христианской стражей. Со временем евреям было разрешено покидать Гетто при условии специальных головных уборов и знаков отличия желтого цвета.

Помимо геограчифеских ограничений, евреям было также запрещено заниматься некоторыми видами деятельности. Им было разрешено заниматься мануфактурой, ростовщичеством и медициной. Им было запрещено заниматься изобразительными искусствами и иметь недвижимость.

Численность гетто росла, в результате росла и этажность домов. Только здесь можно увидеть «венецианские небоскребы» - здания до 8 этажей.

В 1541 году к району добавилось Старое Гетто (итал. Ghetto Vecchio), а в 1633 году Новейшее Гетто (итал. Ghetto Novissimo). К этому времени еврейское население Венеции превышало 5000 человек и состояло из двух общин: ашкеназской и сефардской. Впоследствии в гетто существовали 5 синагог для различных еврейских общин.

Ворота в Гетто были демонтированы Наполеоном в 1797 году, но восстановлены с приходом австрийцев. Окончательно их снесли в 1866 году.

До настоящего времени в Гетто сохранилась каменная плита (при входе с Фондамента ди Каннареджо), на которой разъясняется наказание, которому будет подвергнут крестившийся еврей, продолжающий тайно соблюдать иудейские обряды.

Несмотря на большое число проживающих евреев, они никогда не ассимилировали между собой, чтобы сформировать «венецианских евреев». 4 из 5 существующих синагог четко разделены в зависимости от этнической принадлежности: есть немецкая синагога, итальянская, испанская и португальская, а также синагога левантийских сефардов. Пятая синагога, Scuola Canton , как полагают, была или французской, или приватной синагогой тех семей, кто оплатил ее постройку.

Еврейское гетто нашло отражение и в литературе. У Шекспира в его «Венецианском купце» (1595 г) упоминается венецианский еврей Шейлок и его семья. Райнер Мария Рильке написал в 1931 году Geschichten von lieben Gott, включив в нее сцену в Гетто. Кронбах написал трилогию «Kinder des Ghetto. Träumer des Ghetto. Komödien des Ghetto.» (1897 - 1907).

Кровавые годы Второй мировой унесли миллионы невинных жизней. Страшные факты геноцида еврейского народа стали известны мировой общественности уже в послевоенные годы. Злодеяния фашистов в отношении беззащитных женщин, детей, больных и израненных людей этой несчастной нации были настолько масштабными и беспощадными, что ужаснули все человечество. В советской исторической литературе евреи позиционируются как безынициативная жертва немецкого террора, и лишь факты, обнародованные в 90-е годы, говорят о том, что даже в Минском лагере шла активная подпольная борьба с ненавистными оккупантами.

Лазарь Ран. Минское гетто


Многие из выживших узников Минского гетто недоумевали, почему партийное руководство города не удосужилось предупредить население о том, чем грозит фашистский плен евреям. Вторжение действительно было неожиданным для союзной Белоруссии, однако большинство политработников хорошо знали об отношении Гитлера к евреям. На произвол судьбы было брошено более 75 тысяч человек этой национальности, проживавших в Минске. Сегодня можно убедиться по сохранившимся свидетельствам современников тех ужасов, а также по обрывкам документов, что администрация города позаботилась об эвакуации не только своих близких, но даже о вывозе имущества. В то же время беременные женщины, грудные младенцы, старики, больные были оставлены ими на растерзание оккупантам. Некоторые, предчувствуя опасность, все же попытались бежать из города, однако почти все вернулись, так как не представляли, какая страшная участь их ожидает. Многие еще надеялись на милость захватчиков, некоторые ожидали скорого освобождения советскими войсками. Отдельные люди пытались прятаться среди русских и белорусов, однако, опасаясь за судьбу своих укрывателей, им пришлось вернуться в город.

Минское гетто было образовано в июле 1941 года и имело сложную структуру. По сути, на территории города находилось три лагеря: Большое, Малое и Зондергетто. Уже через три недели после того как Минск был взят, был издан приказ об образовании еврейской зоны. Границы лагеря проходили от Колхозного переулка по линии одноименной улицы и вдоль Немигской, затем следовали Республиканская, Шорная и Коллекторская. Далее граница тянулась по Мебельному переулку и улицам Перекопской и Нижней. В территорию лагеря включалось Еврейское кладбище, а далее колючая проволока огораживала улицы Обувную и Вторую Опанскую, а также переулок Заславский.

В Большом гетто содержалась основная масса узников, они более других страдали от массовых казней и погромов. Организован лагерь был с самого начала оккупации и просуществовал вплоть до 1943 года. К Малому историки относят район Молотовского радиозавода, а Зондергетто представлял собой отрезки улиц Обувная и Сухая. Все помещенные в лагерь узники были обязаны собрать и передать командованию все золото и деньги, кроме того, были взяты заложники, многих из которых убили. На каждого взрослого человека предоставлялась площадь не более 1, 2 метров, а в период сокращения лагеря действовали и еще меньшие нормы.

Официально приводимые данные о количестве массовых расстрелов и погромов следующие:
1. дневных погромов не менее 5-ти: в ноябре 1941, марте 1942, июле 1942, октябре 1943 гг.;
2. ночных погромов не менее 5-ти: в марте и апреле 1943 года.
В реальности погромов было, конечно, больше, а убийства не прекращались ни на один день. По сути, по той или иной причине погибало несколько узников, так как гауляйтер наделил охранников правом расстрела любого подозрительного еврея. Несчастные могли быть убиты даже при попытке подойти к колючей проволоке, окружавшей лагерь, поэтому цифры статистики весьма недостоверны и занижены.

Основная задача немцев сводилась к уничтожению несчастных узников, однако сделать это единовременно было практически невозможно. Массовое истребление могло вызвать серьезный протест и вылиться в отчаянное восстание, поэтому был разработан план методичного убийства людей. Уничтожение велось по заранее установленному плану. Сначала в лагере были созданы очень тяжелые условия и вырезаны самые сильные и инициативные. Практически сразу по вступлении в город фашисты разделили «жидов» и нееврейское население, затем из среды евреев выделили самых образованных и также немедленно их ликвидировали.

Узникам не поясняли, зачем проводится такой отбор, поэтому многие из них добровольно рассказывали и о своей квалификации, и о прошлой жизни и работе. Единственным звеном интеллигенции, которое до определенного времени фашисты не трогали, были врачи. В условиях чрезвычайной антисанитарии гитлеровцы сильно опасались эпидемий, которые не щадили ни пленных, ни самих оккупантов, поэтому даже в некотором роде поощряли медицинскую деятельность в гетто. Так как деньги и драгоценные металлы были изъяты сразу, роль денег стали выполнять отрезы ткани, которые сохранились в некоторых семьях. Их обменивали на продукты питания и предметы первой необходимости у населения за пределами лагеря. Такой обмен, порой, был смертельно опасен, так как узникам запрещалось даже подходить к ограждению.

Кроме периодических массовых убийств, фашисты практиковали активную провокационную деятельность. На территории лагеря действовали подпольные группы сопротивления и за оказываемую им помощь или даже малейшее подозрение следовала кровавая расправа. Также был введен комендантский час, все евреи были обязаны получить специальные паспорта, а также разместить на хорошо просматриваемых местах списки проживающих в комнатах и квартирах. Работа не предоставлялась, а выходить из лагеря разрешалось лишь в строго установленных случаях. По большей части евреи имели нестабильные заработки и жестоко голодали.

Кроме физических издевательств и открытого уничтожения, немцы усиленно использовали средства психологического давления. Так, среди нееврейского населения проводилась антисемитская агитация, а сами узники всячески унижались. Евреи выставлялись виновниками сталинских репрессий, невзирая на то что многие из представителей этой нации были репрессированы. Гауляйтером были установлены специальные знаки позора для несчастных в виде лат из желтой ткани. Вообще, для выделения евреев было характерно размещать на их одежде отметки из желтого материала в форме шестиконечной звезды, однако начальникам лагерей в этом вопросе предоставлялась свобода выбора, и каждый мог издеваться так, как хотел. Ценными в плане описания жизни в Минском гетто являются работы Абрама Рубенчика. Автор интересных и правдивых рассказов о лагере сам побывал в его условиях в юном возрасте. Враги не сломили его духа, и все время пребывания в этом наземном аду он думал лишь о том, как отомстить ненавистным фашистам.

О жестоких расправах немцев над евреями до сих пор ходят легенды, тем не менее даже самые страшные из них не могут отразить того кошмара, который происходил в реальности в Минске и его окрестностях. За колючей проволокой в неимоверной тесноте томилось более ста тысяч напуганных и обреченных людей. Мучители выводили толпы с детьми на улицу, выстраивали их рядами, вручали им советские плакаты и транспаранты и глумились над узниками. Их заставляли улыбаться и сажать детей себе на плечи, после чего сволакивали в закрытые и душные ангары и оставляли без воды и еды на несколько дней. Люди не падали, поскольку их тела плотно подпирались в невообразимой тесноте. Многие так и умирали стоя, дети погибали на глазах обезумевших матерей. Оставшихся в живых после этого ужаса приводили к оврагам и расстреливали по-очереди. Могилы не засыпали, и из них еще долго можно было услышать стоны смертельно раненых узников, погребенных под трупами. Через некоторое время тела все же покрывали песком, землей и снегом, однако, по словам современников, поверхность могил в отдельных местах была не спокойна.

За весь период существования гетто в Минске немцы планомерно его сокращали. Жителей из «обрезанных» районов вывозили в специально организованные подразделения по уничтожению людей. Немецкое руководство не стеснялось даже самых бесчеловечных средств умерщвления, и в целях экономии старалось не расходовать патроны. На несчастных испытывали химические вещества, новые медицинские препараты и прочие методы. Евреи стали тем «расходным материалом», который безжалостно использовал вермахт. Цифры, которые приводятся даже в официальной статистике, поражают воображение современного человека. За один день могло быть убито несколько тысяч человек. Так, 28 июля 1942 года было убито около 25 тысяч человек, а в октябре 1943 - 22 тысячи.

Однако сопротивление сломлено не было. Несмотря на то, что большинство узников избавились от партийных билетов, многие из них продолжали надеяться на скорую победу советской армии и освобождение. Свыше двадцати двух организаций партизанского характера действовало на территории, огороженной колючей проволокой. Сегодня нам известны славные имена этих отважных людей. Череда их имен золотыми буквами вошла в историю Отечества. Смольский, Шуссер, Левина, Кисель, Кривошеина и многие другие под угрозой страшной опасности поддерживали партизан. Многие из подпольщиков, проработав длительное время в гетто, уходили в партизанские отряды и продолжали бороться с захватчиками. Огромное количество верных отечеству людей погибли от рук фашистов, но были и те, кто увидел конец ненавистного гетто в 1943 году.

Мемориал «Яма» расположен на улице Мельникайте в Минске и посвящён жертвам холокоста

Вспоминать о жертвах холокоста тяжело, но совсем нелегко видеть, как стираются в памяти людей события тех далеких лет. Сегодня по нашей стране свободно разгуливают бритые парни со свастикой, попирая память свои предков бездумным поклонением фашизму. На постсоветском пространстве забыли о страшных преступлениях Вермахта и пытаются приравнять его к советскому режиму, поэтому мы будем вновь и вновь напоминать о случившемся, чтобы избежать подобного в будущем. Злодеяния фашистов, захлебнувшихся кровью беззащитных младенцев и слезами матерей, заслуживают вечного порицания.

Почему евреи не исследуют жизнь в гетто Винницы, Жмеринки, Минска и десятков других городов? Не потому ли, что еврейские юденраты и раввинат сотрудничали с нацистами, а евреев терроризировала своя родная еврейская полиция?...

Жуткое еврейское гетто: театры, рестораны, кафе...

Всего в Европе было создано около 1000 гетто, в которых проживало не менее миллиона евреев. В «Справочнике о лагерях, тюрьмах и гетто на оккупированной территории Украины (1941-1944)», подготовленном Государственным комитетом архивов Украины в 2000 г., упомянуты свыше 300 гетто – это значит, в Украине было 300 юденратов, в каждый из которых входило 10-15 влиятельных евреев и раввинов, и десятки, а то и сотни еврейских полицейских (в гетто Львова было 750 еврейских полицейских).

Напомню, гетто – это существовавшие на принципах еврейского самоуправления жилые зоны на подконтрольных немцам территориях, куда насильственно перемещали евреев в целях изоляции их от нееврейского населения. Органом самоуправления гетто являлся юденрат («еврейский совет»), в состав которых входили самые авторитетные в городе или местечке люди. Например, в Золочеве (Львовская область) членами юденрата стали 12 человек со степенью доктора наук . Юденрат обеспечивал хозяйственную жизнь в гетто, а за порядком там следила еврейская полиция.

Чаще всего в контексте холокоста упоминают образованное в 1940 г. Варшавское гетто, максимальная численность которого достигала около 0,5 млн. человек. Евреи работали по немецким заказам как внутри гетто, так и вне его. Верхний слой в гетто составили преуспевающие коммерсанты, контрабандисты, владельцы и совладельцы предприятий, высшие чиновники юденрата, агенты гестапо . Они устраивали пышные свадьбы, одевали своих женщин в меха и дарили им бриллианты, для них работали рестораны и ночные клубы с изысканными яствами и музыкой, для них ввозились тысячи литров водки.

«Приходили богачи, увешанные золотом и бриллиантами; там же, за столиками, уставленными яствами, под хлопки пробок от шампанского «дамы» с ярко накрашенными губами предлагали свои услуги военным спекулянтам, – так описывает кафе в центре гетто Владислав Шпильман , чья книга «Пианист » легла в основу одноимённого фильма Романа Поланского .

– В колясках рикш сидели, раскинувшись, изящные господа и дамы, зимой в дорогих шерстяных костюмах, летом – во французских шелках и дорогих шляпах». В гетто было 6 театров, рестораны, кафе , но евреи развлекались не только в общественных заведениях, но также в частных борделях и карточных клубах, возникавших чуть ли не в каждом доме...

Взяточничество и поборы в варшавском гетто достигало астрономических размеров. Члены юденрата и еврейская полиция наживали на этом баснословные барыши. Например, в гетто немцами было разрешено иметь всего 70 хлебопекарен, параллельно же существовало ещё 800 подпольных. Они использовали сырьё, провезённое в гетто контрабандой. Собственники таких подпольных хлебопекарен облагались крупной мздой своей же полицией, юденратом и гангстерами.

Многие попавшиеся контрабандисты становились агентами гестапо – сообщали о припрятанном золоте, о деятельности банд. Такими были контрабандисты Кон и Геллер , захватившие в свои руки всё транспортное дело внутри гетто и промышлявшие, кроме того, в широких масштабах контрабандой. Летом 1942 г. они оба были убиты конкурентами.

Варшавское гетто было общепольским центром нелегальных валютных операций – чёрная биржа гетто определяла курс доллара по всей стране. Лично меня больше всего поразил другой факт из жизни чёрной биржи гетто: один чудом выживший еврей вспоминал, что там торговали земельными участками в Палестине !

Крайне интересно, почему евреи называют «восстанием» произведённую немцами в апреле 1943 года зачистку утопающего в антисанитарии, разврате и коррупции Варшавского гетто ? Почему они боятся говорить правду о том кто и против кого там «восставал»? Ведь рейд немцев спровоцировали вооружённые до зубов еврейские воры, рэкетиры и контрабандисты , подставив тем самым под угрозу мирное население – стариков, женщин, детей.

Еврейские боевики «восстали» вовсе не против немцев, как гласит легенда, а перебили внутри гетто свою еврейскую полицию и почти весь юденрат, они убивали артистов театров, журналистов – от рук еврейских мафиози погибло 59 из 60 (!) сотрудников газеты «Жагев» (Факел). Они зверски лишили жизни одного из руководителей гетто, скульптора и видного сиониста 80-летнего Альфреда Носсига.

Бандиты терроризировали население Варшавского гетто, обложив практически всех рэкетирским налогом. У тех, кто отказывался платить, они похищали детей или забирали их в свои подпольные тюрьмы на ул. Мила , 2 и на территории предприятия Тебенс – и там зверски пытали. Шайки грабителей забирали всё без разбору и у бедных, и у богатых: они снимали с рук часы, украшения, забирали деньги, ещё не изношенную одежду и даже припрятанные на чёрный день продукты. Эти еврейские банды наводили ужас на гетто. Часто в ночной тишине начиналась перестрелка между самими бандами. Варшавское гетто превратилось в джунгли: один нападал на другого, по ночам слышались крики евреев, на которых напали грабители.

Бандиты трижды средь бела дня грабили кассу юденрата, отбирая деньги, которые шли на питание бездомных детей, лечение больных тифом и другие социальные нужды. Они обложили юденрат контрибуцией в четверть миллиона злотых, а отдел снабжения юденрата контрибуцией в 700 тысяч злотых. Юденрат заплатил контрибуцию в срок, а отдел снабжения – отказался. Тогда еврейские гангстеры похитили сына кассира отдела и продержали его несколько дней, после чего получили требуемую сумму.

Но лишь после того как бандиты начали нападать на немецкие патрули , вмешались долго терпевшие все эти безобразия немцы, и начали «рейд против воров и бутлегеров». В акции активное участие приняли еврейские полицейские – они, как люди хорошо знающие местность, очень помогли немецким штурмовым группам при прочёсывании кварталов. Не немцы, а еврейские гангстеры уничтожили гетто, взрывая дома и поджигая их бутылками с зажигательной смесью. В огне грандиозного пожара погибли сотни ни в чём неповинных людей. Немцы пытались потушить пожар, но безуспешно – бандиты поджигали новые здания.

Вот как о неудачной попытке заминировать здание рассказывает один из боевиков Аарон Карми : «И они таки не заложили там мины... Трое наших парней спустились в подвал, чтобы его взорвать. И что? Они там торчат с языком, прилипшим к заднице. А я тут кручусь... и это была трагедия!». Один из боевиков Казик Ратейзер признался через много лет: «Какое право имели мы, небольшая группка молодёжи из ZOB (одна из банд), решать судьбу многих людей? Какое мы имели право устроить бунт? Это решение привело к уничтожению гетто и смерти многих людей, которые, иначе возможно, остались бы живы».

Чем закончилось «восстание»? Гетто было полностью разрушено, всех жителей гетто отправили в трудовые лагеря – практически все они выжили . Немцы даже не расстреляли захваченных с оружием боевиков.

В Интернете популярно фото девушек-повстанцев в кепках. Крайняя справа – Малка Здроевич , она была схвачена с оружием , но её не расстреляли, а отправили трудиться в Майданек , конечно же она «чудом пережила холокост ».

Ещё более популярно фото, на котором изображена группа евреев, которых выводят из подвала. На переднем плане идёт мальчик в коротких штанишках с поднятыми руками, за ним виден немецкий солдат в каске с винтовкой в руках. Этот мальчик – Цви Нуссбаум (Zwi Nu;baum) – ЛОР-доктор, живущий недалеко от Нью-Йорка, а немецкий солдат – Йозеф Блоше (Josef Blosche) был предан суду в Восточной Германии после войны и казнён по обвинению в участии в акции для подавления «восстания» в Варшавском гетто. Командир «восстания» – Мордехай Анилевич вместе со своим штабом совершили коллективное самоубийство в подвале по улице Мяла, 18, где размещался штаб одной из банд.

Несколько слов к портрету руководителя восстания: члены банды вспоминают, что когда Анилевич ел, закрывал руками миску. Они спрашивали: «Мордка, почему ты закрываешь руками миску?» Он отвечал: «Я так привык, чтобы братья не отняли». Он был сыном торговки рыбой из варшавского предместья, и, когда рыбу долго не брали, мать заставляла его подкрашивать краской жабры, чтобы казалась свежая. В начале мая руководители другой банды обнаружили ход через канализацию и покинули гетто (возможно, они ушли бы и раньше, но не знали об этой трубе) – покинули, бросив разрозненные группы своих боевиков, находившиеся в других местах.

По воспоминаниям одного из членов руководства этой банды, они при этом отказались забрать с собой нескольких мирных евреев, просивших о помощи... Последнюю банду уголовников немцы уничтожили 5 июня на Мурановской площади. Убежавшие за пределы гетто воры, рекетиры и контрабандисты сбились в новые шайки, грабящие польских крестьян. Генерал Бур-Коморовский , командующий польской подпольной Армией Крайовой 15 сентября 1943 года издал приказ, прямо предписывающий уничтожение мародерствующих еврейских преступных группировок, обвинив их в бандитизме .

Возможно, кто-то будет продолжать искать злой умысел и вину немцев в гибели Варшавского гетто, но этим исследователям я предложу задуматься над тем, почему немцы не трогали сотни других гетто, где не было коррупции, контрабанды, рекета, антисанитарии, не разворовывались посылки Красного Креста, работали предприятия?

Как пример, можно привести сравнимое с Варшавским по количеству людей, гетто Терезиенштадт , где немецкие и чешские евреи поддерживали образцовый порядок. Еврейский Совет старейшин Терезиенштадта неоднократно сообщал инспекторам Красного Креста, что они пользуются на удивление благоприятными условиями, учитывая, что Германия шла к поражению в войне, а мировое еврейство было первым, кто призывал к её уничтожению.

Руководитель юденрата в гетто Белостока (город на северо-востоке Польши) Эфраим Бараш сумел переоборудовать жилые дома в цеха, раздобыть инструменты и станки, наладить работу более 20 фабрик, которые работали на нужды немецкой армии . Приезжали комиссии, в том числе из Берлина и осматривали эти фабрики. Бараш организовал на арийской стороне выставку, чтобы показать, как гетто способствует военным усилиям Германии . В ноябре 42-го немцы ликвидировали некоторые бесполезные окрестные гетто, а гетто Белостока не тронули.

Следует заметить, что во многих гетто Восточной Европы еврейские кварталы из-за тотальной антисанитарии превращались в зону повышенной эпидемиологической опасности – там вспыхивали эпидемии тифа и дизентерии.

Наиболее частой причиной смерти среди еврейского населения в гетто был совсем не «холокост », а инфекционные заболевания . И если быть совсем откровенным, то основной причиной этих заболеваний было обусловленное иудаизмом неприятие европейских гигиенических процедур.

Приведённая здесь история Варшавского гетто выглядит достаточно необычно, однако всё, что здесь было написано, на 100% взято из еврейских источников, а вся статья строится на них примерно на 80%.

Если научиться очищать холокостные истории от пропагандистской шелухи , избавляться от навязчивых субъективных оценок и извлекать «голую информацию » – вы чаще всего обнаружите прямо противоположный смысл произошедшего.

Каких евреев уничтожали в гитлеровской германии

Холокоста не было! Не веришь смотри..

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Постоянный адрес статьи: http://xn----8sbeybxdibygm.ru-an.info/новости/еврейские-гетто-фашистской-германии-театры-рестораны-кафе-рэкет-нищета-антисанитария/

Почему евреи не исследуют жизнь в гетто Черновиц, Проскурова, Кременчуга, Винницы, Жмеринки, Каменца-Подольского, Минска и десятков других городов? Не потому ли, что еврейские юденраты и раввинат сотрудничали с нацистами, а евреев терроризировали вовсе не немцы, а своя родная еврейская полиция?

Всего в Европе было создано около 1000 гетто, в которых проживало не менее миллиона евреев. В «Справочнике о лагерях, тюрьмах и гетто на оккупированной территории Украины (1941-1944)», подготовленном Государственным комитетом архивов Украины в 2000 г., упомянуты свыше 300 гетто — это значит, в Украине было 300 юденратов, в каждый из которых входило 10-15 влиятельных евреев и раввинов, и десятки, а то и сотни еврейских полицейских (в гетто Львова было 750 еврейских полицейских).

Напомню, гетто — это существовавшие на принципах еврейского самоуправления жилые зоны на подконтрольных немцам территориях, куда насильственно перемещали евреев в целях изоляции их от нееврейского населения.

Органом самоуправления гетто являлся юденрат («еврейский совет»), в состав которых входили самые авторитетные в городе или местечке люди. Например, в Злочеве (Львовская область) членами юденрата стали 12 человек со степенью доктора наук. Юденрат обеспечивал хозяйственную жизнь в гетто, а за порядком там следила еврейская полиция.

Чаще всего в контексте холокоста упоминают образованное в 1940 г. Варшавское гетто, максимальная численность которого достигала около 0,5 млн. человек. Евреи работали по немецким заказам как внутри гетто, так и вне его.

Верхний слой в гетто составили преуспевающие коммерсанты, контрабандисты, владельцы и совладельцы предприятий, высшие чиновники юденрата, агенты гестапо. Они устраивали пышные свадьбы, одевали своих женщин в меха и дарили им бриллианты, для них работали рестораны и ночные клубы с изысканными яствами и музыкой, для них ввозились тысячи литров водки.

«Приходили богачи, увешанные золотом и бриллиантами; там же, за столиками, уставленными яствами, под хлопки пробок от шампанского “дамы» с ярко накрашенными губами предлагали свои услуги военным спекулянтам, — так описывает кафе в центре гетто Владислав Шпильман, чья книга «Пианист» легла в основу одноимённого фильма Романа Поланского. — В колясках рикш сидели, раскинувшись, изящные господа и дамы, зимой в дорогих шерстяных костюмах, летом — во французских шелках и дорогих шляпах ».

В гетто было 6 театров, рестораны, кафе, но евреи развлекались не только в общественных заведениях, но также в частных борделях и карточных клубах, возникавших чуть ли не в каждом доме...

Взяточничество и поборы в варшавском гетто достигало астрономических размеров. Члены юденрата и еврейская полиция наживали на этом баснословные барыши.

Например, в гетто немцами было разрешено иметь всего 70 хлебопекарен, параллельно же существовало ещё 800 подпольных. Они использовали сырьё, провезённое в гетто контрабандой. Собственники таких подпольных хлебопекарен облагались крупной мздой своей же полицией, юденратом и гангстерами.

Многие попавшиеся контрабандисты становились агентами гестапо — сообщали о припрятанном золоте, о деятельности банд. Такими были контрабандисты Кон и Геллер, захватившие в свои руки всё транспортное дело внутри гетто и промышлявшие, кроме того, в широких масштабах контрабандой. Летом 1942 г. они оба были убиты конкурентами.

Варшавское гетто было общепольским центром нелегальных валютных операций — чёрная биржа гетто определяла курс доллара по всей стране.
Лично меня больше всего поразил другой факт из жизни чёрной биржи гетто: один чудом выживший еврей вспоминал, что там торговали земельными участками в Палестине!

Крайне интересно, почему евреи называют «восстанием» произведённую немцами в апреле 1943 года зачистку утопающего в антисанитарии, разврате и коррупции Варшавского гетто? Почему они боятся говорить правду о том кто и против кого там «восставал»?
Ведь рейд немцев спровоцировали вооружённые до зубов еврейские воры, рекетиры и контрабандисты, подставив тем самым под угрозу мирное население — стариков, женщин, детей.

Еврейские боевики «восстали» вовсе не против немцев, как гласит легенда, а перебили внутри гетто свою еврейскую полицию и почти весь юденрат, они убивали артистов театров, журналистов — от рук еврейских мафиози погибло 59 из 60 (!) сотрудников газеты «Жагев» (Факел). Они зверски лишили жизни одного из руководителей гетто, скульптора и видного сиониста 80-летнего Альфреда Носсига.

Бандиты терроризировали население Варшавского гетто, обложив практически всех рекетирским налогом. У тех, кто отказывался платить, они похищали детей или забирали их в свои подпольные тюрьмы на ул. Мила, 2 и на территории предприятия Тебенс — и там зверски пытали.

Шайки грабителей забирали всё без разбору и у бедных, и у богатых: они снимали с рук часы, украшения, забирали деньги, ещё не изношенную одежду и даже припрятанные на чёрный день продукты. Эти еврейские банды наводили ужас на гетто. Часто в ночной тишине начиналась перестрелка между самими бандами — Варшавское гетто превратилось в джунгли: один нападал на другого, по ночам слышались крики евреев, на которых напали грабители.

Бандиты трижды средь бела дня грабили кассу юденрата, отбирая деньги, которые шли на питание бездомных детей, лечение больных тифом и другие социальные нужды. Они обложили юденрат контрибуцией в четверть миллиона злотых, а отдел снабжения юденрата контрибуцией в 700 тысяч злотых.

Юденрат заплатил контрибуцию в срок, а отдел снабжения — отказался. Тогда еврейские гангстеры похитили сына кассира отдела и продержали его несколько дней, после чего получили требуемую сумму.

Но лишь после того как бандиты начали нападать на немецкие патрули, вмешались долго терпевшие все эти безобразия немцы, и начали «рейд против воров и бутлегеров». В акции активное участие приняли еврейские полицейские — они, как люди хорошо знающие местность, очень помогли немецким штурмовым группам при прочёсывании кварталов.

Не немцы, а еврейские гангстеры уничтожили гетто, взрывая дома и поджигая их бутылками с зажигательной смесью. В огне грандиозного пожара погибли сотни ни в чём неповинных людей. Немцы пытались потушить пожар, но безуспешно — бандиты поджигали новые здания.
Вот как о неудачной попытке заминировать здание рассказывает один из боевиков Аарон Карми: «И они таки не заложили там мины… Трое наших парней спустились в подвал, чтобы его взорвать.

И что? Они там торчат с языком, прилипшим к заднице. А я тут кручусь… и это была трагедия! ».

Один из боевиков Казик Ратейзер признался через много лет: «Какое право имели мы, небольшая группка молодёжи из ZOB (одна из банд), решать судьбу многих людей? Какое мы имели право устроить бунт? Это решение привело к уничтожению гетто и смерти многих людей, которые, иначе возможно, остались бы живы ».

Чем закончилось «восстание»? Гетто было полностью разрушено, всех жителей гетто отправили в трудовые лагеря — практически все они выжили. Немцы даже не расстреляли захваченных с оружием боевиков.

В Интернете популярно фото девушек-повстанцев в кепках. Крайняя справа — Малка Здроевич, она была схвачена с оружием, но её не расстреляли, а отправили трудиться в Майданек, конечно же она «чудом пережила холокост».

Ещё более популярно фото, на котором изображена группа евреев, которых выводят из подвала. На переднем плане идёт мальчик в коротких штанишках с поднятыми руками, за ним виден немецкий солдат в каске с винтовкой в руках.

Этот мальчик — Цви Нуссбаум (Zwi Nu;baum) — ЛОР-доктор, живущий недалеко от Нью-Йорка, а немецкий солдат — Йозеф Блоше (Josef Blosche) был предан суду в Восточной Германии после войны и казнён по обвинению в участии в акции для подавления «восстания» в Варшавском гетто.

Командир «восстания» — Мордехай Анилевич вместе со своим штабом совершили коллективное самоубийство в подвале по улице Мяла, 18, где размещался штаб одной из банд.

Несколько слов к портрету руководителя восстания: члены банды вспоминают, что когда Анилевич ел, закрывал руками миску. Они спрашивали: «Мордка, почему ты закрываешь руками миску? » Он отвечал: «Я так привык, чтобы братья не отняли ». Он был сыном торговки рыбой из варшавского предместья, и, когда рыбу долго не брали, мать заставляла его подкрашивать краской жабры, чтобы казалось: свежая.

В начале мая руководители другой банды обнаружили ход через канализацию и покинули гетто (возможно, они ушли бы и раньше, но не знали об этой трубе) — покинули, бросив разрозненные группы своих боевиков, находившиеся в других местах.

По воспоминаниям одного из членов руководства этой банды, они при этом отказались забрать с собой нескольких мирных евреев, просивших о помощи... Последнюю банду уголовников немцы уничтожили 5 июня на Мурановской площади.

Убежавшие за пределы гетто воры, рекетиры и контрабандисты сбились в новые шайки, грабящие польских крестьян. Генерал Бур-Коморовский, командующий польской подпольной Армией Крайовой 15 сентября 1943 года издал приказ, прямо предписывающий уничтожение мародерствующих еврейских преступных группировок, обвинив их в бандитизме.

Возможно, кто-то будет продолжать искать злой умысел и вину немцев в гибели Варшавского гетто, но этим исследователям я предложу задуматься над тем, почему немцы не трогали сотни других гетто, где не было коррупции, контрабанды, рекета, антисанитарии, не разворовывались посылки Красного Креста, работали предприятия?

Как пример, можно привести сравнимое с Варшавским по количеству людей, гетто Терезиенштадт, где немецкие и чешские евреи поддерживали образцовый порядок. Еврейский Совет старейшин Терезиенштадта неоднократно сообщал инспекторам Красного Креста, что они пользуются на удивление благоприятными условиями, учитывая, что Германия шла к поражению в войне, а мировое еврейство было первым, кто призывал к её уничтожению.

Руководитель юденрата в гетто Белостока (город на северо-востоке Польши) Эфраим Бараш сумел переоборудовать жилые дома в цеха, раздобыть инструменты и станки, наладить работу более 20 фабрик, которые работали на нужды немецкой армии.

Приезжали комиссии, в том числе из Берлина и осматривали эти фабрики. Бараш организовал на арийской стороне выставку, чтобы показать, как гетто способствует военным усилиям Германии. В ноябре 42-го немцы ликвидировали некоторые бесполезные окрестные гетто, а гетто Белостока не тронули.

Следует заметить, что во многих гетто Восточной Европы еврейские кварталы из-за тотальной антисанитарии превращались в зону повышенной эпидемиологической опасности — там вспыхивали эпидемии тифа и дизентерии.

Наиболее частой причиной смерти среди еврейского населения в гетто был совсем не «холокост», а инфекционные заболевания. И если быть совсем откровенным, то основной причиной этих заболеваний было обусловленное иудаизмом неприятие европейских гигиенических процедур .

Приведённая здесь история Варшавского гетто выглядит достаточно необычно, однако всё, что здесь было написано, на 100% взято из еврейских источников, а вся статья строится на них примерно на 80%.

Если научиться очищать холокостные истории от пропагандистской шелухи, избавляться от навязчивых субъективных оценок и извлекать «голую информацию» — вы чаще всего обнаружите прямо противоположный смысл произошедшего .

Чтобы объяснить, что такое гетто, нужно обратиться к истории. В Европе и мусульманском мире к евреям относились весьма предвзято. Ещё с XIII века они были обязаны жить в отведённых для этого местах, но впервые название «гетто» у таких зон появилось в Венеции в 1516 году, и сохранилось до наших дней

Гетто - что это?

С того момента и до ХХ века значение слово гетто было таково: отгороженная часть города, в которой обязаны жить евреи. В ХХ веке значение расширилось и стало допускать возможность обособленного проживания любой этнической, религиозной или культурной группы. Основная черта любого гетто - бедность, законы жизни в таком отделённом месте могут вступать в противоречие с законами государства, на территории которого оно расположено.

Гетто во время Второй мировой войны

Первоначально эпоха, допускавшая еврейское гетто, закончилась в Европе с началом Наполеоновских завоеваний. В каждом покорённом государстве император утверждал гражданские права и свободы, делавшие невозможной идею расовой сегрегации. Но это понятие возродил Гитлер. В Третьем Рейхе гетто начали появляться с 1939 года в Польше. Понятие «лагерь смерти, гетто» появилось не сразу, изначально эти выделенные зоны в городах оставались местами для обособленного проживания евреев. Но эти городские гетто являлись первой ступенькой подготовки массовых убийств, так как позволяли:

  • сконцентрировать в одном месте всех, подлежащих уничтожению;
  • упростить организацию массовых убийств;
  • избежать возможности побегов или сопротивления;
  • эксплуатировать жителей гетто как рабочую силу.

Всего во время Второй мировой войны насчитывалось более тысячи гетто, в которых проживало около одного миллиона евреев. Самыми крупными из них были Варшавское и Лодзинское, в совокупности там находилось больше половины всех изолированных евреев. Узниками гетто становились не только жители города и прилегающих территорий, туда свозились пленные, появлявшиеся по мере захвата нацистами новых областей.

Современные гетто

С поражением Гитлера гетто не исчезли с лица планеты. Для США характерно такое понятие, как цветное, зачастую афроамериканское, гетто. Облик современных обособленных городских районов начал складываться в 70-80-х годах прошлого века, когда белые жители Америки начали переезжать из городов в пригороды, чтобы избежать проживания рядом с афроамериканцами. Покупка загородных домов для большей части негритянского населения была недоступна и они оставались в городах, формируя целые этнические районы.

Исследователи расходятся во мнениях о том, что значит гетто в современном мире, по каким законам оно формируется. Есть две основные теории.

  1. Цветные (преимущественно негритянские) гетто - продукт целенаправленной расовой сегрегации, призванной разделить национальные меньшинства и белое население по уровню доступных возможностей и месту проживания. Сторонники этой теории считают, что у этнического большинства страны есть инструменты, позволяющие обходить закон 1968 года «О запрещении дискриминации в сфере жилья».
  2. Некоторые исследователи отвечают на вопрос, что означает гетто, с точки социального, а не расового разделения. Они говорят о том, что после 1968 года чёрный средний класс, имевший возможность жить в респектабельных районах, переселился, а представители низшего класса оказались изолированы как от всех белых, так и от более обеспеченных чёрных. Теория Оскара Льюиса говорит о том, что, после долгого пребывания за чертой бедности, возможности социально-экономического успеха значительно снижаются. Поэтому обстановка в гетто со временем только ухудшается.

Типы гетто

Современные гетто подразделяются только по своему этническому составу. Во время Второй мировой войны существовали следующие типы гетто:

  1. Открытая зона гетто характеризовалась обособлением евреев от прочего населения. На её территории действовал Judenrat (еврейский совет) или другие органы еврейского самоуправления, жители обязаны были зарегистрироваться и не менять место проживания. Также действовали трудовые обязательства. Формально у жителей такого гетто не было запрета на общение с нееврейским населением.
  2. Закрытое гетто - охраняемый жилой район, отгороженный от остального города. Выход за пределы этого гетто был ограничен и осуществлялся только через КПП, в дальнейшем жителям запретили покидать место проживания. Еврейское население перемещалось в такой район после того, как уже было приговорено к уничтожению.
  3. Гетто за партами . Ещё до начала Второй мировой войны, в 1935 году, в Польских учебных заведениях появилась инициатива о создании для представителей национальных меньшинств выделенных зон в классах и аудиториях. С 1937 года эта мера стала обязательной.

Правила гетто

Жизнь в гетто эпохи Второй мировой войны протекала по следующим правилам:

  • запрет на покупку и продажу чего-либо;
  • невозможность пользоваться общественным транспортом, учреждениями культуры и досуга, религиозными зданиями и сооружениями;
  • ношение идентифицирующих повязок (лат);
  • запрет на передвижение по крупным улицам.

Книги о гетто

Таким процессам, как создание гетто и жизнь в нём, было посвящено множество книг. Вот некоторые из них:

  1. «Продай твою мать» Эфраим Севела . История эмигрировавшего в Германию мальчика из каунассокого гетто, чью мать убили фашисты.
  2. «Отдайте мне ваших детей!» Стив Сем-Сандберг . Рассказ о том, что такое гетто, через историю главы его юденрата.
  3. «Рождённая в гетто» Ариела Сеф . История еврейской девочки, чудом спасшейся из каунасского гетто.

Сериалы про гетто

Гетто и концлагеря вдохновляли и на создание сериалов:

  1. «Гетто/Ghetto» . История о семье афроамериканцев, переехавших в белый район.
  2. «Щит и меч» . Двухсерийный фильм, главный герой которого - русский разведчик, работающий в нацистской Германии