Если вы не занимаетесь политикой, политика сама займется вами. Если Вы не занимаетесь политикой, политика займется Вами (ЕГЭ обществознание)

На вопросы журнала "КонтиненТ" отвечает председатель совета директоров ОАО "Народный банк Казахстана" Александр Павлов

Александр Сергеевич, Казахстан достиг серьезных успехов в развитии экономики. Что, кроме благоприятной сырьевой конъюнктуры, оказало на это решающее влияние? Что наиболее важного было сделано за годы вашей непосредственной работы в правительстве республики?

– Действительно, в последние четыре года Казахстан демонстрирует завидные темпы экономического роста. Но разве у многих наших соседей менее богатые недра? Кроме того, объективно мы, по сравнению с ними, находимся не в самых лучших географических условиях: Казахстан не имеет доступа к морским портам, а система транспортировки углеводородов и горнорудной продукции жестко завязана на Россию. Не забывайте и о том, что большинство наших предприятий изначально создавались как промежуточные звенья в общесоюзной технологической цепочке. Так что сразу после развала СССР стартовые условия для независимого Казахстана были не лучше, а намного сложнее, чем у большинства государств СНГ. Трансформация доставшейся нам "в наследство" социалистической системы ведения хозяйства в современную рыночную требовала энергичного реформирования всех сфер социально-экономической жизни. Не могу сказать, что этот процесс шел безболезненно. Колоссальный запас социального иждивенчества, который был накоплен за 70 лет советской власти, на фоне остановки предприятий, задержек зарплаты и пенсий, угрожающего роста бедности, деградации социальной сферы не способствовал популярности реформ. Все это происходило на наших с вами глазах всего 7–8 лет назад. Требовались срочные, энергичные и, главное, эффективные решения. И они были приняты. Это – ускоренная приватизация большинства крупных системообразующих предприятий, привлечение инвестиций, реформа финансового сектора и социальной сферы. Одновременно реформировалась политическая система общества. В 1995 году, как вы помните, была принята Конституция страны, по которой мы живем и сегодня.

В любом государстве и при любой экономической модели министерство финансов играет очень серьезную роль в жизни страны. Возглавив Минфин в 1994 году, я естественным образом стал непосредственным участником процесса реформации. Сейчас трудно сказать, что было сложнее: пенсионная реформа, преобразования в коммунальном секторе, разработка нового налогового законодательства или создание таможенной системы страны. Министерство финансов и я как его руководитель участвовали во всех этих процессах. Думаю, двигались мы быстро и достаточно эффективно. Я уверен, что об опыте казахстанских реформ будет написано еще не одно исследование, потому что они были во многом уникальными, тем более для того времени. С высоты сегодняшнего дня порой удивляешься сам: ведь все делалось "с чистого листа" и при весьма ограниченных ресурсах. Не было ни специалистов, ни опыта, ни законодательной базы. Действовали часто интуитивно и довольно смело.

Вспоминаю, какие дискуссии развернулись вокруг закона "О банкротстве". В бывшем советском Казахстане принимается закон о банкротстве предприятий! В прессе были очень бурные и жесткие выступления. Дискуссии не прекращались, в конечном итоге точки зрения разделились, и в результате первоначальный вариант закона был провален. Приходилось опять идти в тогдашний Верховный Совет, доказывать необходимость принятия такого закона, обосновывать заложенные в него схемы.

На мой взгляд, самое главное, чего мы добились тогда, – удалось изменить отношение людей к государству, к работе и друг к другу. Сегодня даже самые непримиримые оппоненты признают, что экономическая реформа в Казахстане была наиболее эффективной во всем СНГ. И я считаю, в этом огромная заслуга Президента нашей страны. Надо отдать должное его политической воле, умелому подходу к формированию молодой реформаторской команды, стратегическому видению всех тех проблем, которые стояли перед Казахстаном.

Большинство в стране не понимало, куда мы движемся и куда следует идти. Было, конечно, в обществе недовольство, была обида на руководство страны. Но, слава Богу, мы через это перешагнули.

– Что сдерживает развитие несырьевых производств и мешает росту конкурентоспособности казахстанских товаров и что необходимо делать государству для того, чтобы стимулировать процесс диверсификации экономики?

– Понимание необходимости диверсификации производства, ориентации на более глубокую, чем сейчас, переработку сырья сложилось уже давно. Вариации на эту тему есть в программных заявлениях нескольких наших правительств. Однако долгое время дело не шло дальше деклараций. Сегодня наконец-то принята Программа индустриально-инновационного развития Казахстана, то есть дело сдвинулось. Однако проблема, которую нужно решать, очень сложная. Давайте вместе попробуем назвать хотя бы три-четыре позиции казахстанского экспорта, кроме зерна, нефти и металлов, которые действительно востребованы на мировых рынках. Вопрос с заранее ясным ответом... Таких товаров пока нет. Впрочем, я убежден, что ситуация тут не так безнадежна, как преподносят скептики, и рецепты здесь тоже очевидны. Прежде всего необходима тотальная система контроля качества производства. Конечно, потребуются колоссальные вложения как государства, так и частного бизнеса в совершенствование технологий, в обновление производственной базы, подготовку специалистов и освоение современных технических решений. То есть ставим планку по качеству, ищем технологии, создаем и развиваем их на базе научных разработок. Понятно, что необходимо увеличение расходов на исследования. Мне это видится как резкое увеличение научных расходов государства с нынешних мизерных 0,13 проц. ВВП минимум до 1 проц. в течение ближайших 3–4 лет. Наука должна войти в число важнейших приоритетов государственной политики. Причем речь идет не о "механическом" увеличении научных ассигнований. Необходим поиск эффективных схем обратной связи науки с производством, развитие перспективных прикладных разработок.

Политики по-разному могут эксплуатировать эту тему, но наша партия "Отан" в своей предвыборной платформе уже сформулировала эту задачу и будет решать ее через свою фракцию в парламенте.

– Президент Н.А. Назарбаев неоднократно высказывался о необходимости построения профессионального государства. Что вы, как управленец, вкладываете в концепцию профессионального государственного управления и как, на ваш взгляд, нужно строить такую систему? – В Стратегии развития Казахстана до 2030 года поставлена очень простая задача: создать управленческое звено, чертами которого будут квалификация, отсутствие коррупции и патриотизм. Что я вкладываю в это понятие?

В последнее время на госслужбе появляется все больше молодых специалистов с дипломами престижных, в том числе и лучших мировых, вузов – и это замечательно. Они приносят в сектор государственного управления новые, как правило, качественные знания. Но, положа руку на сердце, я задаю сам себе вопрос: всегда ли эти знания используются во благо, а их носители – продвигаются по карьерной лестнице только благодаря деловым качествам? Формально вроде бы да. Есть соответствующий закон, создана система тестирования, прописаны тендерные процедуры по отбору на госслужбу. Не хочу оскорбить никого из моих бывших коллег-госслужащих, большинство из них действительно профессионалы, кристально чистые, преданные делу люди, за мизерную зарплату делающие очень многое для страны. Но, к сожалению, есть и такие, кто, невзирая на законы, получает синекуры в госаппарате по звонку, по таланту вовремя подсуетиться перед начальством, а иногда, что греха таить, и в результате умения положить "барашка в бумажке" нужному человечку, чтобы занять вожделенную должность. Словом, закон о госслужбе есть, но он очень далек от совершенства.

Возьмите пресловутый "командный" принцип. Не успеет новый аким прийти в область, как в полном составе меняется вся команда. Какой в этом смысл? Неужели так плохи и непрофессиональны были все сотрудники старого аппарата? Возникает вопрос, не стремление ли это, сформировав новую команду, создать свои правила игры, поставить на финансовые потоки, на тендерные процедуры, на госзакупки людей, которые лично преданны? Думаю, если уж улучшать законодательство о госслужбе, то прежде всего для того, чтобы защитить добросовестных чиновников.

Еще один интересный вопрос: попробуйте объяснить, почему при сравнительно низкой заработной плате, отсутствии разного рода льгот, достаточно жестком распорядке (часто нет ни суббот, ни воскресений, ни праздников) у нас так много желающих работать на госслужбе? Ответ прост. Как это ни странно звучит, в организации нашей госслужбы слишком велико значение человеческого фактора. В переводе с бюрократического это означает, что практически у каждого чиновника всегда есть возможность решить или, напротив, не решить какой-либо вопрос. Я в этом, к сожалению, убедился, перейдя с госслужбы в бизнес. Причем это решение или "не-решение" может зависеть от личного интереса, политических пристрастий, настроения и так далее. И процесс принятия решения проходит не всегда безвозмездно. Парадокс в том, что чем меньшую должность занимает чиновник, тем больше у него таких возможностей, особенно когда речь идет о разного рода квотах, тендерах, тарифах, всевозможных разрешениях, ограничениях, лицензировании и так далее. Очень распространено это на местном уровне, в провинции. Эту ситуацию необходимо коренным образом менять, потому что массовость подобных явлений катастрофически подрывает авторитет государства. Нужны механизмы очень жесткого общественного контроля, и тут мы вплотную подходим к вопросу о строительстве гражданского общества. Пора, наверное, внедрять и зарубежный опыт. Например, в Малайзии истец, ответчик и судья общаются в интерактивном режиме, не зная не только биографии и географии, но и имен друг друга. Это создает предпосылки для принятия объективных решений. Технологий, исключающих личную заинтересованность чиновника, разработано достаточно, и очень радует, что наше правительство сегодня идет в этом направлении.

– Опыт многих стран уже неоднократно показывал, что построить эффективную экономику совершенно изолированно от соседей невозможно. Поэтому задачи дальнейшей экономической интеграции в рамках СНГ, в частности в рамках ЕврАзЭС, остаются важными. В каком направлении нам следует двигаться сегодня, чтобы построить наиболее эффективное экономическое пространство с соседями?

– Интеграционные процессы идут быстрее и эффективнее, когда уровень экономического развития и политического понимания происходящих процессов у стран-соседей примерно одинаков. Не случайно ЕС шел к своей современной формуле несколько десятилетий. Создание единого экономического пространства у нас сегодня идет достаточно быстро: от идеи до подписания первых соглашений прошло всего чуть больше года. Но реальностью программные намерения станут в том случае, если у лидеров наших стран будет политическая воля отказаться от части своих суверенитетов, передав определенные государственные функции наднациональным координирующим органам. В противном случае есть риск повторить печальный опыт СНГ, в рамках которого, как мы знаем, подписываются сотни документов, а результат от этого часто бывает нулевой.

– Сегодня вы один из руководителей партии "Отан". С чем был связан ваш переход в публичную политику и насколько сложно это сделать человеку, который долгое время в основном занимался проблемами экономики?

– Кто-то из великих сказал: "Если вы не будете заниматься политикой, то политика займется вами". Уйдя из правительства, я понял очевидность этой истины. Жить в государстве, заниматься бизнесом и не заниматься политикой – это нереально. Хотя бы потому, что очень часто вы сталкиваетесь с вопросами, которые можно решить только на законодательном уровне, через парламент, через работу с правительством.

Лично мой приход в политику связан с тем, что по натуре я – государственник. Я за сильный независимый Казахстан. Я хочу, чтобы это была богатая страна, чтобы в ней комфортно жили десятки разных наций, чтобы не страшно было ходить по улицам наших городов, чтобы у наших сограждан было комфортное жилье, высокие доходы, хороший уровень образования, здравоохранения. Наконец, я хочу, чтобы у нас формировался казахстанский патриотизм – любовь к Родине, уважение к государству, стремление сделать его краше, богаче, лучше. Все эти цели я смогу реализовать или приблизить, только сам будучи участником политического процесса.

– В последнее время в стране заметно активизировались политические партии, и это понятно – выборы в мажилис не за горами. Но насколько все это отвечает состоянию казахстанского общества? Готово ли оно к восприятию реальной, публичной политической борьбы?

– На мой взгляд, появление большого числа партий, оживление политической жизни – это благо для страны. Хорошо, когда в противоборстве идей и мнений, в спорах и дискуссиях рождается истина. Это всегда более продуктивно, чем попытки решить проблемы на митингах. Я за конструктивную оппозицию, я за сотрудничество со всеми политическими партиями, которые сегодня есть и формируются. Это большое достижение, когда с помощью партий у каждого политически активного индивида есть возможность не только высказать свое мнение, но и влиять на происходящие процессы. Часто задают вопрос: что первично – политика или экономика? В наших условиях, на мой взгляд, мы выбрали правильную модель: выведя экономику на траекторию устойчивого развития, идем по пути политического реформирования общества.

Подтверждением того, что политическое строительство в стране идет в верном направлении, стало выступление Президента на внеочередном съезде партии "Отан" 15 июня. В нем обществу, по сути, предложена программа политических реформ в Казахстане на ближайшее будущее. Программа четкая, прописанная по шагам и по срокам. Прежде всего должно завершиться разграничение полномочий между центральными и местными органами власти и формирование полноценных местных бюджетов. Это 2005–2006 годы. Следующий этап – переход к выборности местных акимов на уровне городов и районов, при том, что акимы областей и городов республиканского значения будут по-прежнему назначаться главой государства. Произойдет увеличение численности парламента, что позволит максимально учитывать политические интересы различных социальных групп. Расширятся также его полномочия, причем не только в процессе формирования государственного бюджета, но и его практического исполнения. Отсюда логически вытекает необходимость изменить роль и полномочия Счетного комитета, который должен будет стать инструментом парламентского контроля за исполнением бюджета. Сообразно этому изменятся и механизмы формирования Центральной избирательной комиссии – верхняя палата парламента тоже должна участвовать в ее формировании. Важным моментом демократизации общества должно стать формирование правительства парламентским большинством, с обязательными консультациями (в том числе по кандидатуре премьер-министра) с представителями различных политических партий. В общем, думаю, у наших оппонентов скоро не останется сколько-нибудь логичных оснований говорить об "отставании" политических преобразований в стране. Кстати, во многом программа, которую озвучил Президент, была положена в основу предвыборной политической платформы партии "Отан". С этими тезисами мы собираемся идти на выборы в мажилис.

– Как вы относитесь к устоявшемуся термину "партия власти"?

– Само по себе понятие "партия власти" подразумевает возможность использования партией административного ресурса, вообще близости к этой самой власти во время своей предвыборной кампании и самих выборов. Я считаю, что на этот вопрос надо смотреть гораздо шире. Деятельность любой политической партии не может ограничиваться только электоральными кампаниями, иначе зачем нужны такие партии. У любой партии много текущих дел – повседневные ответы на запросы граждан, реализация принятых программ, работа с парторганизациями на местах. Избиратели прекрасно понимают это и ждут от каждой партии реальных дел. Тем более что наше общество серьезно изменилось. Даже по сравнению с парламентскими выборами 1999 года общая политизация общества и понимание гражданами происходящих в стране процессов поднялись на совершенно иной уровень. Мы видим обилие партий, активное формирование механизмов гражданского общества, многоплановую деятельность различных неправительственных организаций. За нами наблюдают, анализируют каждый наш шаг. Партии – под чутким микроскопом общественного мнения. И это уже сегодня ограничивает использование той или иной партией пресловутого административного ресурса. Я считаю, для партии власти эти самые ресурсы должны быть ограничены еще в большей степени, чем для партий "не-власти". Тем более, учитывая, что Президент страны возглавляет партию "Отан". Она не имеет никакого морального права не только пользоваться влиянием главы государства, но даже косвенно эксплуатировать этот факт. Мы должны не пользоваться авторитетом Президента, а наоборот – работать на его авторитет, а значит, и на авторитет власти в целом. Только в таком смысле я приемлю для себя формулировку "партия власти".

– Что вы думаете о потенциале, роли и месте партии "Отан" в современных политических процессах внутри Казахстана?

– На последнем съезде партия "Отан" предложила проект предвыборной платформы, который называется "Казахстанский путь. Программа-2009".

Мы позиционируем себя как партию роста, причем экономический рост страны партия "Отан" рассматривает как основу повышения уровня жизни всех граждан. Все экономические достижения – рост производства, увеличение экспортных доходов, повышение объема активов банковской системы и так далее – должны трансформироваться в совершенно конкретные блага для каждого казахстанца.

Нам абсолютно чужд безответственный популизм, мы партия реальной политики. Для нас важно, чтобы государственная машина работала во благо всех граждан. Хотя нас и называют "партией власти", мы готовы отстаивать в парламенте прежде всего чаяния простых людей. Мы – партия большинства, представляющая интересы граждан самых разных национальностей, религиозной принадлежности, разных профессиональных групп и всех социальных слоев общества. В этом, я считаю, источник нашей силы.

Сегодня мы предлагаем всем казахстанцам объединиться вокруг идеи улучшения качества жизни в обществе. Как известно, главой государства поставлена задача удвоения ВВП. Причем, по нашей оценке, это произойдет не к 2010 году, как вначале предполагалось, а значительно раньше. Так вот, мы ставим задачу через удвоение ВВП прийти к удвоению социальных расходов государства, а через это, в свою очередь – к двукратному повышению качества жизни. Наша задача в новом парламенте – формирование к 2009 году казахстанского национального стандарта качества жизни. Каким будет этот стандарт? Мы считаем, что уже через пять лет Казахстан сможет иметь лучшее в СНГ здравоохранение, лучшие системы образования и социального обеспечения. Думаю, есть все возможности удвоить расходы на финансирование перечисленных сфер, а также повысить уровень социального обеспечения и создать трехуровневую систему социальной защиты населения.

– Несколько слов о вашем видении внутриполитических приоритетов дальнейшего развития Казахстана.

– Наши оппоненты часто иронически отзываются о том, что едва ли не единственным достижением Казахстана за годы реформ стала "так называемая социальная стабильность", "так называемое межнациональное согласие". Я хочу четко и однозначно заявить, что это действительно наше главное достижение. В отличие от многих наших соседей по бывшему СССР, именно стабильность в сфере межэтнических отношений, именно дружба народов в такой многонациональной и многоконфессиональной стране, как Казахстан, стали основой успехов в проведении экономических реформ. Это действительно базовая ценность, на основе которой стало возможным все наше движение вперед. То, что мы имеем такие уникальные социальные инструменты, как Ассамблея народов Казахстана, многочисленные национально-культурные центры, что у нас издаются газеты на множестве языков, что представители национальных меньшинств не оказались за бортом политического процесса, как это происходит во многих странах, – безусловное достижение внутренней политики Казахстана. Кстати, наши коллеги из стран СНГ, приезжая сюда, с огромным интересом изучают наш опыт в области национальной политики. Например, президент России очень внимательно изучал механизмы, по которым формировалась Ассамблея народов Казахстана. Все это не просто так. Мы должны осознавать, сколь бесценным богатством владеем, и именно сохранение гражданской стабильности, межнационального согласия считать своим основным долгосрочным приоритетом во внутренней политике.

По-моему, такая «гениальная» мысль могла прийти в голову только политику. Кто еще мог до такого додуматься? Если бы автором высказывания был, например, ученый, то оно наверняка звучало бы по-другому: «Если ты не занимаешься наукой, наука займется тобой!». Военный был бы не менее категоричен: «Если ты не занимаешься войной, война займется тобой!». Священник сказал бы так: «Если ты не занимаешься религией, религия займется тобой». «Если ты не занимаешься правозащитой, правозащита займется тобой» – сказал бы, как вы, наверное, уже догадались, правозащитник. «Если ты не занимаешься учебой, учеба займется тобой» – пригрозил бы учитель нерадивому ученику. «Если ты не занимаешься озоновыми дырами, озоновые дыры займутся тобой» – напугали бы экологи. «Если ты не занимаешься погодой, погода займется тобой» – не отставали бы от них и синоптики. Психоаналитики поднатужились бы и выдали: «Если ты не занимаешься собой, то ты займешься собой!». Таких красивых бессмысленностей можно придумать очень много. Ну а про политику мог сказать, я думаю, только политик.

(На самом деле, автор этого изречения неизвестен. Русскоязычный Интернет почему-то любит приписывать его Бисмарку. Но такой цитаты на немецком языке не существует, и говорил ли это Бисмарк, неизвестно (лично я сомневаюсь). Сомнительно также и авторство Черчилля. На английском языке такое высказывание (именно в таком варианте) мне найти не удалось. Существуют похожие высказывания, в частности на английском и на фрунцузском, но смысл у них иной. А высказывание с таким смыслом есть, похоже, только у нас, у русских. Возможно, это и не цитата вовсе, а поговорка).

Чтобы увидеть ошибочность этого утверждения, даже мозги особо напрягать не нужно. Политика – деятельность органов государственной власти (либо частных лиц или организаций) в правовом поле государства – охватывает все общество и касается каждого человека, имеющего так называемое «гражданство» этого государства. При этом никакой связи между тем, чем занимается человек, и тем, коснется ли его политика, нет – она коснется в любом случае. Она касается даже тех, кто ни сном ни духом о политике не знает, и заниматься ею не может в принципе. Младенец двух недель от роду, родители которого только что получили свидетельство о рождении, уже поставлен на учет государства, уже назван «гражданином» (!?), и уже находится под правовым полем законов государства. Политика уже им вовсю занимается. Политика занимается всеми без исключения.

Хочу обратить внимание читателя на один важный момент. Крылатое выражение « Если ты не занимаешься политикой, политика займётся тобой!» встречается в обсуждениях и спорах в Интернете очень часто. Но иногда можно встретить и другое, сходное высказывание: «Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами» . Последнее высказывание принадлежит французскому писателю и политическому деятелю Шарлю де Монталамберу (в оригинале «Vous avez beau ne pas vous occuper de politique, la politique s " occupe de vous tout de m ê me »). По форме цитаты очень похожи, но смысл у них разный. К Монталамберу у меня никаких претензий нет, его высказывание точное и правильное: политика занимается вами в любое время и в любых условиях, даже при полном отсутствии с вашей стороны каких-либо политических поползновений. Что касается первого изречения, то здесь введено будущее время и условие: политика займется тобой при условии, что ты не занимаешься ею. Возможно, автор первой цитаты просто перефразировал Монталамбера, изменив его слова до неузнаваемости (встречается еще такой вариант: «Если ты не занимаешься политикой, рано или поздно политика займется тобой»). Ничего удивительного в этом нет: некоторые люди не гнушаются перевирать чужие слова для достижения своих целей. А некоторые особо одаренные любят «творчески самовыражаться», привнося в чужие высказывания «что-то свое». В Интернете чаще всего цитируют именно первое высказывание – ниже я объясню, почему.

Дело в том, что утверждение «Если ты не занимаешься политикой, политика займётся тобой!» – это своего рода психологическая уловка. Это попытка «заманить» (с определенной целью) человека в политику, взяв «на слабо». Слабо тебе заняться политикой? Тогда политика займется тобой. Появление такого высказывания стало возможным благодаря многовековому господству над умами людей неправильного мировоззрения и неправильного, тупикового мышления – мышления взаимоисключающими крайностями. Либо ты властвуешь над другими и подавляешь их, либо над тобой властвуют и тебя подавляют. Либо ты – альфа-самец в стае, либо ты – шестерка. Либо ты занимаешься политикой, либо ты – слабак. Либо ты выше всех, либо ниже всех. Либо ты «над», либо «под». Третьего «не дано».

В соответствии с таким первобытным мировоззрением, для того, чтобы стать сильным и независимым от политики, нужно… самому идти в политику. Чтобы не подавляли и не унижали тебя, нужно… самому начать подавлять и унижать других. Да, политическая деятельность не сводится к подавлению и унижению, но в высказывании неизвестного автора речь идет именно об этом: «политика займется тобой». Звучит именно как угроза. Мол, займись политикой – и спи спокойно она оставит тебя в покое.

Однако, мысль о том, что можно стать сильным и независимым, не занимаясь политикой, никого не подавляя и не унижая, не могла прийти в голову людям (а тем, более политикам) прошлых эпох, просто потому, что они… не умели так мыслить. Такая мысль может прийти в головы современным людям, у которых есть возможность проанализировать и накопленные человечеством за много веков знания, и опыт недавнего прошлого (например, опыт участия в политике своих родителей и результаты этого участия), а также возможность воочию наблюдать, к чему приводят разные политические противостояния (например, майданы).

Итак, политика не «займется вами, если вы не занимаетесь политикой» потому, что политика уже вами занимается, независимо от того, чем занимаетесь вы. И это нормально для любого правового общества.

Политика (политическая деятельность) – деятельность человека или групп людей, направленная на изменение или удержание существующего порядка взаимоотношений людей в обществе за счет перераспределения властных полномочий государства.

Политика может быть прямой (работа в органах государственной власти или участие в избирательной кампании в качестве кандидата) и косвенной (хождение на выборы, разные формы противостояния государству). Различие между прямой и косвенной политикой – в том, что при прямой политике ты используешь других людей в своих целях, а при косвенной – другие используют тебя. Политическая деятельность, как правило, осуществляется в правовом поле законов государства. Иногда она может и выходить за рамки правового поля законов государства, например, когда человек или группа людей пытается силой присвоить властные полномочия в государстве. Да, вооруженный захват власти, произошедший на Украине, – это тоже политика, только незаконная. Таким образом, политическая деятельность может быть законной и незаконной, прямой и косвенной. При этом суть ее остается неизменной – средством осуществления этой деятельности всегда является перераспределение власти в государстве (назначение чинов, создание или упразднение комитетов и ведомств, выборы). Без установления системы подчинения одних государственых служащих другим политическая деятельность просто не состоится. Распределять эту власть в государстве можно как сверху (назначать губернаторов и министров), так и снизу (выбирать кандидатов на выборах). В первом случае речь будет идти о прямой политике, во втором – о косвенной.

Является ли участие в политике обязательным для взрослого, разумного, порядочного, уважающего себя человека – человека, которого нельзя «взять на слабо» ни авторитетными, ни сомнительными (типа рассмотренной выше) цитатами? Такая обязанность нигде не прописана, но многие общества склонны давать отрицательную нравственную оценку людям, не занимающимся политикой («идиот» в Древней Греции, «овощ» или «пофигист» в современной России). Слово «аполитичность» почему-то стало синонимом пофигизма. Отсутствие интереса к политике стали приравнивать к отсутствию интереса к общественной жизни и общественным проблемам. Это свидетельствует о том, что люди не понимают сути понятия «политика» и продолжают мыслить все теми же условными гранями: либо ты господин, либо ты раб. Отсутствие сопротивления политике равносильно признанию своего полного ничтожества в представлении людей, еще не вышедших из этого шаблона. Мысль о том, что, помимо политики существуют и другие, более действенные и порядочные способы решения общественных проблем, все еще им недоступна.

Человек может отказываться заниматься политикой неосознанно (потому что ему это просто неинтересно) или сознательно (он поразмыслил и пришел к выводу о том, что от участия в политике он лично не получит никакой долгосрочной выгоды. Более того, другие люди тоже не получат никакой выгоды от его участия в политике, а более вероятно, это принесет им определенный вред). Человек, любящий самого себя и уважающий других людей, конечно, не станет совершать действия, которые мало того, что никакой пользы не принесут, но еще и кому-то навредят, ведь золотое правило нравственности гласит: «Не делай другому того, чего не желаешь себе» . И какой бы трудной ни была общественная проблема, порядочный человек не станет использовать для ее решения безнравственные средства: цель не оправдывает средства. И если человек пришел к выводу, что в сегодняшних условиях любые политические действия, направленные на решение какой-либо проблемы, являются безнравственными, вполне вероятно, что он начнет искать другие – нравственные – способы решить эту проблему, либо начнет изменять условия – создавать такие общественные условия, в которых даже политическое решение станет нравственным.

Заниматься политикой – это по сути передоверять решение проблемы государству (либо самому метить в государи, бороться за власть в одиночку или в рядах партии). Но решение некоторых общественных проблем в принципе не может лежать в политической плоскости. Какие бы «-измы» не вводили пришедшие к власти партии, как бы ни перетасовывались чины в государстве, какие бы новые комитеты и палаты депутаты и президенты не создавали, государство не может успешно решить эти проблемы само.

Как Вы думаете, способно ли государство (президент, депутаты Госдумы, госслужащие) решить проблему взаимоотношений государства и населения без самостоятельных действий населения?

Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами
Слова французского писателя и политического деятеля Шарля Форба де Триона де Мошпаламбера (1810- 1870).
Смысл выражения: быть вне политики нельзя - в любом случае тот, кто сознательно ее избегает (не участвует в выборах, никак не заявляет своей позиции), все равно остается в сфере политики, только уже в качестве ее объекта - объекта политических технологий, информационной обработки. Так аполитичный человек открывает путь к власти тем, кто стремится к ней, и тем самым все равно объективно участвует в политическом процессе.

  • - С английского: You can fool some of the people all the time, and all of the people some of the time, but you cannot fool all of the people all the time. Слова 16-го президента США Авраама Линкольна...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Несогласие с безучастностью, безразличием, равнодушием к происходящему, проявившимся в первой фразе...

    Словарь народной фразеологии

  • - бане в резиновых сапогах. Такие вот предохранительно-гигиенические и вкусовые ассоциации......

    Словарь народной фразеологии

  • - Как...

    Орфографический словарь русского языка

  • - живёте-мо/жете. Как...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - живёте-м"...

    Русский орфографический словарь

  • - В одном кармане сочельник, а в другом Иван постный...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Въ одномъ карманѣ смеркается, а въ другомъ заря занимается. Въ одномъ карманѣ сочельникъ, а въ другомъ Иванъ постный. Въ одномъ карманѣ клопъ на арканѣ, а въ другомъ блоха на цѣпи...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - ДУХ ЗАНИМАЕТСЯ. ДУХ ЗАНЯЛСЯ. Прост. Экспрес. От избытка чувств, сильных переживаний тяжело дышать. Я скакал по лагерю с поручением начальника, когда нос к носу налетел на князя Багратиона...
  • - Устар. Разг. В речевом этикете: как здоровье, как поживаешь? - Здорово, брат!.. Ну, как живёшь-можешь? - Ничего. - Здравствуйте, Сидор Михайлович, как живёте-можете? - возгласил Елпидифор Перфильевич...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - см. Как вас господь Бог...
  • - См. БРАНЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Разг. То же, что дух захватывает. ФСРЯ, 148; Ф 1, 175; БТС, 335; ПОС 12, 11...
  • - Прост. Шутл. Как поживаете, как жизнь? БМС 1998, 190...

    Большой словарь русских поговорок

  • - прил., кол-во синонимов: 1 задыхавшийся...

    Словарь синонимов

"Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами" в книгах

Глава 8. Снимать фильмы - все равно что заниматься любовью

Из книги Я вспоминаю... автора Феллини Федерико

Глава 8. Снимать фильмы - все равно что заниматься любовью Много говорилось об автобиографической природе моей работы в кино и о желании рассказать о себе все. Я использую опыт как своего рода каркас, а вовсе не веду подробный репортаж. И ничего не имею против привлечения

Глава 23 Что вы можете сказать о том, как вами руководят? На ежедневной основе? Каждый месяц?

автора Линдеберг Тери Энн

Глава 23 Что вы можете сказать о том, как вами руководят? На ежедневной основе? Каждый месяц? Для меня это был важный вопрос, поскольку всегда трудно оценивать эффективность руководителей и насколько они популярны или не популярны у сотрудников. Сотрудники же, как правило,

Глава 24 Как бы вы изменили связанные с вами ожидания или поставленные перед вами задачи (или их отсутствие) и почему?

Из книги В поисках совершенства. Книга о том, чего хотят сотрудники от своих работодателей автора Линдеберг Тери Энн

Глава 24 Как бы вы изменили связанные с вами ожидания или поставленные перед вами задачи (или их отсутствие) и почему? Еще один, на мой взгляд, интересный вопрос. Я надеялась узнать больше о том, как члены команды понимают корпоративные цели, которые я перед ними поставила, и

Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами Слова французского писателя и политического деятеля Шарля Форба де Триона де Монталамбера (1810- 1870).Смысл выражения: быть вне политики нельзя - в любом случае тот, кто сознательно ее избегает (не

Эта тяжкая обязанность быть здоровым Мотивы самовредительства. Все равно или не все равно

Из книги Разговор в письмах автора Леви Владимир Львович

Эта тяжкая обязанность быть здоровым Мотивы самовредительства. Все равно или не все равно Как странно, однако. Тысячи жаждущих прибавить хоть каплю здоровья ждут… Ждут и жаждут - где-то там, далеко… А вот тут, рядом, под боком, живет существо, не желающее быть здоровым. Не

Секрет № 4 Ваш мужчина будет заниматься с вами любовью гораздо чаще, если вы чаще будете позволять ему просто секс

Из книги Секреты о мужчинах, которые должна знать каждая женщина автора де Анджелис Барбара

Секрет № 4 Ваш мужчина будет заниматься с вами любовью гораздо чаще, если вы чаще будете позволять ему просто секс «Иногда, когда мой муж начинает ласкать меня, мне кажется, что он делает это автоматически, производя над собой усилие, что ласки идут не от любви, а от желания

Предмет соционики.Чем она занимается и чем не занимается

Из книги Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе автора Бескова Любовь Анатольевна

5. Вы не можете понять, по-английски ли с вами говорят

Из книги Как выйти сухим из воды. Искусство выкручиваться из самых неловких жизненных ситуаций автора Грегг Кавет

5. Вы не можете понять, по-английски ли с вами говорят В аэропорту к вам обращается какой-то иностранец. Хотя он говорит громко и уверенно, вы не понимаете ни слова. Может, он родом из Центральной Азии и, увидев полиэстеровый спортивный костюм, который вы накинули сегодня

4. НЕ ТАК УЖ СИЛЬНО ВЫ ЕМУ НРАВИТЕСЬ, ЕСЛИ ОН НЕ ХОЧЕТ ЗАНИМАТЬСЯ С ВАМИ СЕКСОМ

Из книги Вы просто ему не нравитесь: вся правда о мужчинах автора Берендт Грег

4. НЕ ТАК УЖ СИЛЬНО ВЫ ЕМУ НРАВИТЕСЬ, ЕСЛИ ОН НЕ ХОЧЕТ ЗАНИМАТЬСЯ С ВАМИ СЕКСОМ Если мужчине нравится женщина, он всегда хочет прикоснуться к ней Дорогие дамы, и вам уже встречалось и еще встретится великое множество мужчин, пока вы еще молоды и привлекательны. Мне очень

Окружающие обращаются с вами так, как вы сами приучаете их обращаться с вами

Из книги Энергия намерения автора Дайер Уэйн

Окружающие обращаются с вами так, как вы сами приучаете их обращаться с вами В одной из предыдущих глав я призывал вас прислушиваться к своему внутреннему голосу. Одним из главных препятствий, мешающих воссоединению с намерением, являются ваши представления о том, чего

240. Я не буду заниматься йогой, т. к. этим занимается моя неприятная знакомая

Из книги 500 возражений с Евгением Францевым автора Францев Евгений

240. Я не буду заниматься йогой, т. к. этим занимается моя неприятная знакомая Намерение: ты не хочешь с ней ассоциировать занятия? Занимайся для себя.Переопределение: это не лучший человек, которого ты встречал, но это не повод.Разделение: на одно занятие ты можешь

«Отставленный Вами мэр любит Москву и всю нашу страну ничуть не меньше нас с Вами»

Из книги Русский Newsweek №42 (309), 11 - 17 октября 2010 года автора Автор неизвестен

Заниматься собой? – Заниматься Творцом!

Из книги Книга 21. Каббала. Вопросы и ответы. Форум-2001 (старое издание) автора Лайтман Михаэль

Заниматься собой? – Заниматься Творцом! Вопрос: Как работать с желанием? Подавлять ли возникающие животные желания: к деньгам, пище, сексу, ну и т.д. Или дать им развиваться?Ответ: Вообще не заниматься ими, а то получается, что Вы занимаетесь собой, самой ничтожной частичкой

33. Иисус же сказал им: еще недолго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня; 34. будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете придти.

автора Лопухин Александр

33. Иисус же сказал им: еще недолго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня; 34. будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете придти. В толпе окружавших Его слушателей Христос заметил и этих служителей Синедриона и потому, отожествляя всех Своих слушателей

33. Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь.

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

33. Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь. Так как предлежащий Христу путь к славе есть путь страданий и смерти и так как теперь ученики еще не пойдут этим путем, то им приходится

Народ Южной Осетии снова находится в ситуации выбора и ответственности за свое историческое и политическое будущее. 25-го марта мы выбираем президента, которому так или иначе доверим свою судьбу на ближайшие пять лет. Каждый из нас понимает, насколько серьезно и ответственно должно быть наше поведение в этой ситуации, что от голоса каждого избирателя зависит многое в нашей жизни, что нужно мобилизовать все наши внутренние духовные ресурсы, чтобы не повторилась ситуация осени 2011-го года. Мы понимаем, что сегодня ситуация намного сложнее и опаснее осенней как с точки зрения расклада международных отношений, так и с точки зрения внутреннего обустройства нашей политической системы. Мы это все понимаем, но не перестаем удивляться тому, как не похожи одна на другую две политические кампании - акции: осень 2011-го и весна 2012-го г.

Небывалая активность всего населения, всех граждан, кандидатов на пост президента и даже их количество, политики и политиканы, профессионалы и непрофессионалы, сложнейшие подводные течения и неожиданные перегруппировки, прогнозы - из которых ни одному не суждено было сбыться… И наконец, гражданское противостояние. Это был пик революции, площадь, зима и небывалые для Южного Кавказа морозы… И если ключевым понятием ситуации осени была "небывалая активность", то ключевым понятием весны 2012 года является "крайняя апатия". Она является следствием усталости и недоверия людей к тому, что они все-таки являются субъектами, авторами своей истории. И если в какой-то мере рядовых граждан еще можно понять и простить им эту апатию, то совершенно непонятна позиция, которую заняли в этой ситуации политические партии.

Сегодня любому школьнику известно, что партиями являются группы людей, придерживающиеся общих принципов и добровольно объединившихся для обеспечения совместными усилиями национальных, общегосударственных и общегражданских интересов. Эти "общие принципы", как правило, являются той политической идеологией, которая и объединяет людей в одну партию. Основное назначение любой политической партии - это участие в выборах, то есть борьба за политическую власть, за ее удержание и распоряжение этой властью в интересах гражданского общества. Известно, что одна из основных задач политической (особенно правящей) партии - это налаживание связей, посредничество между властью и гражданским обществом, формирование политической культуры, политического сознания.

Сегодня в Парламенте РЮО три партии: "Единство", "Коммунистическая партия", "Народная партия".

"Единство" - партия абсолютного парламентского большинства, правящая, руководящая, партия власти и т. д.

"Народная партия" ничем от "Единства" не отличается, кроме того, что играет роль самостоятельной партии.

Ни одна из них не выдвинула своего кандидата на пост президента РЮО. Ситуация - ?!

Причины - или лидеры "Единства" и "Народной партии" в силу своего политического невежества не понимают своего назначения, или они прекрасно понимают, как "положительно" к ним относится народ, чьи интересы они должны выражать, представлять и защищать. Они не могут не догадываться, что любой кандидат, которого они выдвинут на пост президента, заранее обречен на провал. Более того. Все кандидаты на пост президента в качестве абсолютно положительного инварианта или несгораемой страховой суммы предлагают избирателям свое публичное отмежевание от вышеназванных партий и готовы на Библии поклясться, что не связаны "духовными и кровными" узами с прежней властью. "Прежняя власть" при этом, конечно, внимательно следит за событиями и играет роль шекспировского призрака: кому-то грозит, кого-то пугает, у кого-то просто беспардонно торчит за спиной.

Эти партии де-факто вышли из политического пространства, из политики. Это называется - совершить политическое самоубийство.

Если в головах у лидеров этих двух руководящих парламентских партий присутствует хоть малая доза того, что называется здравым рассудком и элементарной порядочностью, они должны объявить о своем роспуске, то есть самораспуститься. Но они заняли совсем другую позицию. Они решили сквозь щели своих кухонных занавесок одним глазом подглядывать и следить за событиями на улице… В зависимости от того, кто будет из кандидатов выигрывать, они будут поддерживать то одного, то другого. История знает и такое поведение политиков, они обычно представляли партию середины, партию "болота", или просто партию беспринципных соглашателей.

К чести "Коммунистической партии" нужно сказать, что она единственная парламентская партия, которая достойно несет свой крест. Коммунисты выдвинули своего кандидата, определили свою концепцию развития нашего общества и вынесли на суд общественности свою программу. Как народ на это отреагирует - это другой разговор.

В Древних Афинах был закон, по которому гражданин, уклоняющийся от своего активного избирательного права, привлекался к уголовной ответственности. В современной Греции неучастие гражданина в политических выборах также уголовно наказуемо. Греки знали, что такое политика. Пора бы и нам, осетинам, этому научиться, ибо "даже если вы не занимаетесь политикой, политика сама займется вами".

Валентина КОТОЛОВА, политолог

Мы привыкли, что акции протеста устраивают только те, кто пострадал от бандподполья, чиновников и беспредела силовиков. Когда молодежь в нашей стране выходит на митинги, это считается чем-то ужасным и радикальным. Но на самом деле, если молодое поколение идет на баррикады – это нормально, это та часть молодежи, которая не хочет идти путем терроризма, экстремизма и бандитизма.

Только вот власти пытаются любыми способами противостоять гражданской активности: администрация Махачкалы вопреки решению суда объявила митинг 12 июня незаконным, а работавших там журналистов атаковала вооруженная «пехота» высшего должностного лица. Полицейские бездействовали: если граждан на митинге не бьют топором по голове, остальные вопросы для них второстепенны.

Скандал, который развернулся вокруг этого мероприятия, демонстрирует, как республиканские власти боятся любого проявления гражданской активности. И пытаются любыми способами противостоять этому. Люди, которые совершали провокации на митинге, не только являются земляками главы республики Дагестан, но и формально числятся в различных органах власти.

Одного из нападавших на журналистов мы опознали: зовут его Сурхай, он работает в одном из отделов Кировской администрации Махачкалы. По нашим данным, он там просто числится. Как говорят наши источники, эти люди – «пехота» высшего должностного лица. Более того, этот человек ходит с травматическим оружием за поясом. Хотя, согласно закону, на публичных мероприятиях у граждан не должно быть никакого оружия. Кроме того, он отказывался представляться (лишь намекал, что якобы является сотрудником правоохранительных органов), выбивал из рук журналистов телефоны, камеры и угрожал.

Да, сотрудники правоохранительных органов ничего не предприняли, чтобы остановить этих людей. Но по поводу реакции полицейских можно сказать только то, что не вмешались в конфликт рядовые сотрудники. Возможно, они растерялись, не знали, как себя вести. Может, подумали, что эти люди являются их высокопоставленными коллегами или влиятельными персонажами. Поэтому они и не рисковали что-то предпринимать.

И, может быть, только принципиальная позиция заместителя начальника УВД Махачкалы Шамиля Омарова повлияла, наконец, на то, что этого человека задержали и оштрафовали. К сожалению, суд обязал его выплатить только 500 рублей за мелкое хулиганство. Но мы считаем, что этот человек должен понести более серьезную ответственность – заслуживает уголовного наказания. И будем жаловаться в республиканскую прокуратуру.

Я не думаю, что бездействие полиции связано с каким-то отношением к прессе. Полагаю, что, будь на месте журналистов любой другой гражданин республики, реакция была бы такой же.

Позиция рядового сотрудника, которого отправили на подобное мероприятие, – это просто отработать свою смену и разойтись. Им сказали, что акция протеста незаконна, поставили определенную задачу – они и исполняют ее. А если граждан на митинге, грубо говоря, топором по голове не бьют, то остальные вопросы для них второстепенны. И даже если кто-то на мероприятии вам угрожает и по окончании акции может осуществить преступный умысел по отношению к вам, тут можно сказать как в американских фильмах: «Главное, чтобы это произошло не в нашу смену».

На мой взгляд, любой митинг должен соответствовать нормам закона. А Конституция РФ разрешает людям собираться мирно, без оружия, и проводить акции протеста, пикеты и шествия.

Митинг, который состоялся в Махачкале 12 июня у Кумыкского театра, насколько мне известно, был разрешен судом. То есть организатор митинга Марат Исмаилов обратился в суд на действия администрации города, которая отказывалась согласовывать акцию. И суд разрешил ее провести. Но администрация города, ссылаясь на бюрократические аспекты, решила просто не исполнять предписание суда. На мой взгляд, люди, которые собрались там, были вправе проводить митинг и высказывать свои законные требования.

Кроме того, митинг – это всегда реакция общества на те проблемы, которые существуют вокруг людей. Ни для кого не секрет, что коррупция – это один из серьезных вызовов современности. И соцопросы, которые сегодня проводят (в том числе и газета «Черновик»), показывают: основная масса населения – 80-90% – считает, что клановость в республике есть, как есть и коррупция, особенно в чиновническом аппарате и правоохранительных органах. Исходя из этого можно сказать, что этот митинг востребован обществом, хоть в нем и участвовало мало людей.

Активное участие в акции приняли молодые люди. Но когда молодежь в нашей стране выходит на митинги, это считается чем-то ужасным и радикальным. Ведь мы привыкли, что акции протеста устраивают только те, кто пострадал от бандподполья, чиновников и беспредела силовиков. А в западном мире это нормальное развитие общества. Например, канцлер ФРГ Ангела Меркель в молодости была участницей разных протестных акций. Бывший премьер-министр Франции Франсуа Фийон состоял в рядах различных группировок, которые выходили на площади, митинговали и даже били полицейских.

Надо вспоминать и себя самих. Когда нам было по 18-20 лет, мы все тоже были максималистами. Развитие нашего государства показало, что обществу – а особенно молодежи – не смогли дать какой-то альтернативы. Стандартная карьерная лестница в Дагестане - это плохо законченная школа, бойцовский зал и сломанные уши, работа в охране, и спустя какое-то время ты, если активен, становишься депутатом или чиновником.

Но есть категория молодежи, которая не хочет такой карьерной лестницы. Эти юноши и девушки желают, чтобы государство по достоинству оценивало их интеллект, их труд. Молодежь хочет жить в совершенно других условиях, чем сегодня, – к примеру, как живут их сверстники в Западной Европе, в развитых странах, там, где нет проблем. Потому что они видят, как меняется мир. Грубо говоря, они хотят видеть вокруг себя ту картинку идеального города, улиц, которую они наблюдают в соцсетях. И считают, что коррупция мешает этому.

Родители молодых людей не участвуют в политической жизни страны, так как зарабатывают на хлеб, заняты поиском работы и способов обеспечить будущее своих детей. А молодежь видит, что существующие правила политической системы не дают каких-то возможностей для полноценного развития человека. Поэтому нормально, что молодое поколение идет на баррикады. Это та часть молодежи, которая не хочет идти путем терроризма, экстремизма и бандитизма.

На мой взгляд, очень хорошо, что такая активная молодежь появляется, что больше людей становятся политически активными. Потому что, как гласит выражение, «если ты не занимаешься политикой, то политика займется тобой».

4