Египетская мифология боги. Боги Древнего Египта: мифы


ДРЕВНИЕ БОГИ ЕГИПТА. РЕЛИГИЯ

В древнем Египте боги, в отличие от богов античного мира, не имели строго определенных функций, они в меньшей степени были заняты какой бы то ни было деятельностью и почти никогда не вмешивались в людские споры. Наряду с богами, аналоги которых существуют в античной мифологии, в религии египтян существовало множество абстракций.
Бог имел пять имен, каждое из которых было связано с одним из элементов, с астрономическими телами, или заключало в себе описание бога, как сильного или величественного. Некоторые боги не имели постоянных имен: имена менялись в зависимости от времени суток, от действия, которое бог совершал в данный момент, и т.п.

Амон (др.-егип. «сокрытый») - древнеегипетский бог, чтившийся в г. Фивы. Изображался как человек в высоком венце из двух перьев, иногда с головой барана; священные животные - баран, гусь, змей. С XVIII династии верховный бог (в отождествлении с Ра - Амон-Pa), покровитель царской власти и завоевательных войн. Вместе с Амоном так называемую фиванскую триаду образуют его жена богиня Мут (др.-егип. «мать») и сын - бог луны Хонсу (др.-егип. «странствующий»).

Апис - чтившийся в древнем Египте священный бык черно-белой окраски, который считался земным вместилищем бога плодородия Осириса-Хапи, содержался и погребался после смерти в его храме в г. Мемфис.

Атум (др.-егип. «завершенный, полный» либо « несуществующий») - древнеегипетский бог-демиург, чтившийся в г. Гелиополе. После отождествления в начале V династии с богом Ра приобрел аспект солнечного божества.

Ба - физическая жизненная энергия человека.

Ба - в древнеегипетских представления «мощь», физическая жизненная энергия человека. По верованиям египтян, душа-Ба состояла из совокупности чувств и эмоций человека. Ба приписывалась изменчивость; кроме того, считалось, что она тесно связана с другими оболочками и напрямую зависит от состояния физического тела. Ба при жизни тела путешествовала по миру сновидений. Мог свободно перемещаться между миром мёртвых и живых. Душа-Ба также могла переселяться в другие тела по желанию своего хозяина. После смерти человека она находилась рядом с сердцем при его взвешивании, затем, по мнению египтян, впадала в летаргический сон.

Бастет - древнеегипетская богиня любви и веселья, чтившаяся в г. Бубастисе. Священное животное - кошка, с головой которой она могла изображаться.

Геб – древнеегипетский бог земли, сын Шу и Тефнут, брат и муж Нут и отец Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды. Был Богом Земли или Земным холмом. Космогонические мифы представляли его находившимся в вечном соединении с богиней неба Нут, пока бог воздуха Шу не разделил их. В текстах пирамид ему приписывается также покровительство умершим. Изображался в виде старца с бородой и царскими украшениями или распростёртым во всю длину, с опирающейся на него Нут, поддерживаемой Шу.

- древнеегипетская богиня, исходно связанная с царской властью и олицетворявшая престол; позднее включается в культ Осириса в качестве его верной жены и самоотверженной матери Хора. Таким образом, она олицетворяла идеал женственности и материнства. Также она известна как защитник мертвых и богиня-покровительница детей. В эллинистическое время культ Исиды из Египта распространяется по всему античному миру.

Ка - в древнеегипетских представлениях объективно существующий зримый образ человека и в принципе любого существа и предмета, возникающий вместе с ним, сопровождающий его всю жизнь и сохраняющийся после его смерти (разрушения) в памяти людей и изображениях. «Сохранение ка» умершего с помощью создания его точных изображений - один из главных способов магического поддержания его посмертного существования. «Ка» изображали как подобие её носителя, но с поднятыми вверх руками.

Маат (др.-егип. «истина») - фундаментальное понятие египетского мировоззрения, которое означает космологический/социальный порядок, поддерживаемый верховным богом и фараоном в противовес тенденциям хаоса («исефет»). Олицетворяла истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму; Общеегипетская богиня (изображается с пером на голове).

Монту - древнеегипетский бог-воитель, покровитель военных успехов фараона. Изображался с головой сокола и чтился в г. Гермонт и г. Фивы, где впоследствии был вытеснен с ведущего места в культе Амоном.

Мут , египетская богиня (собственно «мать») - древнеегипетская богиня, царица неба, второй член фиванской триады (Амон-Мут-Хонсу), богиня-мать и покровительница материнства. Первоначально отождествлялась с Нуанет из «Восьмерки богов». Со временем Мут сама стала выступать в образе богини-творца. Во времена возвышения культа бога Амона она становится матерью, супругой и дочерью Амона. правители Египта поклонялись Мут, которая давала прав на управление страной. Изображалась с грифом на голове и двумя египетскими коронами.

Нейт - древнеегипетская богиня, чтившаяся как создательница мира, покровительница охоты и войны в г. Санс. Культ Нейт также был распространён у ливийцев.

Нефтида - Ее имя по-египетски произносится как Небетхет, рассматривалась одними авторами как богиня смерти, а другими - как аспект Черной Исиды. Нефтиду также иногда называли Владычицей Свитков и приписывали ей авторство скорбных песнопений и других гимнов. Несмотря на связь с Нижним Миром, Нефтида носила титул «Богини творения, которая живет во всем». Её также считали богиней сексуальности и женским аналогом вечно возбужденного бога Мина. В Мендесе, в регионе нильской дельты, её чтили как богиню врачевания. Изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове (дом со строительной корзиной наверху).

Птах - древнеегипетский бог, сотворивший всех остальных богов и мир своим магическим словом (называя имена всего сущего). Чтился в г. Мемфис в образе человека, все тело которого скрыто под особой одеждой.

Таурт - древнеегипетская богиня - покровительница родов, женской плодовитости и семьи. Чтилась в виде стоящей самки гиппопотама или крокодила с львиными ногами в г. Фивы, не будучи связана с кругом Амона. Таурт покровительствовала покойным в Дуате (загробном мире), отгоняла злых духов от жилищ, поэтому её изображения часто встречаются на амулетах и разнообразных предметах домашнего обихода.

Тефнут , (Тефнет) - в египетская богиня влаги и жары. Она изображалась в виде кошки, либо женщины с головой львицы. Являлась женой и сестрой Шу. Центр культа Тефнут был г. Гелиополь. О ней говорили: «Дочь Ра на его лбу» . Когда Ра утром всходит над горизонтом, Тефнут огненным оком сияет у него во лбу и сжигает врагов великого бога.

Хнум - древнеегипетский бог-творец, создавший на гончарном круге человечество и лепивший людей при их рождении. Также был хранителем Нила. Центр культа - остров Элефантина и г. Эсне на юге Египта. Изображался в образе барана либо человека с головой барана с закрученными рогами.

Хонсу - египетский бог, почитавшийся в Фивах как сын Амона и Мут или Себека и Хатхор. Иногда отождествлялся с Тотом, отчего его называли «писцом правды». Также считался богом-целителем. Он почитался Рамессидами. Изображался в виде человека с лунным серпом и диском на голове, а также с головой кобчика (сокол) и с теми же лунными признаками.

Хор (Гор) - бог неба, царственности и солнца; живого древнеегипетского царя представляли воплощением бога Хора. Его главный противник Сет. Включал две ипостаси:

  1. так называемый Хор Старший - сын и защитник Ра, чтимый в образе сокола либо крылатого солнечного диска (в ипостаси, чтимой в г. Бехдете; другой центр культа - г. Эдфу);
  2. сын Исиды, зачатый ею от мертвого Осириса, принявший его власть над миром и отомстивший Сету за убийство отца.

Шу - египетское божество воздуха, сын Атума, брат и муж Тефнут. После отождествления Атума с Ра считался сыном Ра. При мироздании Шу поднял небо - Нут - от земли - Геба и поддерживал его затем простертыми руками. Шу - бог воздушного пространства, озаряемого солнцем; впоследствии он получил характер божества палящего полуденного солнца.

Ях - древнеегипетский бог луны (полумесяца), чтившийся в г. Гермополь наряду с Тотом. Священное животное - павиан.

Девятка Богов Гермополя

В египетской мифологии девять изначальных богов города Гелиополя: Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида. Представляет собой древнейшую известную нам в Египте теогоническую и космогоническую систему. По образу гелиопольской в других городах создавались свои девятки богов.

Три «камня судьбы» - Нил, Солнце и посмертный культ - стали, подобно трем китам, опорой незыблемости египетской мифологии. Она не только входит в число наиболее ярких мифологических систем, созданных цивилизациями Месопотамии, Древнего Египта, Эгеиды, Китая, Индии, Америки и других, но и занимает вместе с Шумером первое место по своей древности. Родина цивилизации, создавшей удивительный мир божественных антропоморфных образов со звериными головами, - Африканский континент. Поскольку сущность любой мифо-религиозной системы невозможно понять без знаний о происхождении ее создателей, географических, климатических и социальных условий, в которых она создавалась и развивалась, упоминания о них содержатся и в этом кратком обзоре истории возникновения и развития египетской мифологии.

В древности Египтом называли узкую долину реки Нил, начиная от его первого порога, и обширную дельту, впадающую семью руслами в Средиземное море. С югом древние египтяне связывали понятие верха, с севером - низа, поэтому долину Нила, верховья которого находились на юге, называли Верхним Египтом, а дельту - Нижним. Египтяне дали своей стране название Кемет - «Черная», по цвету увлажненной водами Нила почвы, а окружающим раскаленным пескам - «Красная страна». Греки назвали эту страну Египтом по названию ее древнейшей столицы - Хи-купта (Белая стена), основанной объединителем Египта Менесом, (в греческой огласовке - Египет). Впоследствии этот город получил название Мемфиса. Арабы называли эту страну Маср, сирийцы и ассирийцы - Мусри, а евреи - Мицраим. Египетский предлог «м» означает «от», а Асра, Асар или Усир - имя великого бога плодородия и загробного царства Осириса в греческой огласовке. Таким образом, арабское «эль-Масри» можно перевести как «происходящий от Осириса».

Нил катил свои воды по раскаленной пустыне, не знавшей ни дождя, ни снега, не слышавшей раскатов грома и не видевшей блеска молний. Река, вспоенная озерами и дождями в тропическом Судане, в определенное время года заливала высохшую под палящими лучами солнца землю и, отступая, оставляла на ней плодородный ил. Там, где прежде стояла вода, появлялись всходы льна, ячменя, пшеницы, давая обитателям страны обильнейшие урожаи, собирать которые позволяла построенная со временем система дамб и каналов, направлявших разрушительную силу разлива в нужном направлении. «Эта «житница» древнего мира вынуждала Рим голодать, когда в тот или иной год нильская вода стояла либо слишком низко, либо слишком высоко».

Совершив путешествие в Египет, великий античный историк Геродот кратко и выразительно назвал Египет «даром Нила». Вторая глава исторического труда автора целиком посвящена описанию географических, климатических и экономических условий этой страны, религиозным и научным достижениям ее обитателей. По словам жрецов, знакомивших Геродота с египетской историей и обычаями, египтяне были первыми, «кто установил продолжительность года, разделив его на двенадцать частей», первыми кто назвал двенадцать богов, имена которых были впоследствии позаимствованы эллинами, первыми, «кто стал воздвигать богам алтари, статуи и храмы и высекать изображения на камне». Геродот был согласен со жрецами, однако древность Египта превосходила самые смелые попытки античности проникнуть взором в его прошлое. К. Керам в своей увлекательной книге «Боги, гробницы, ученые» пишет о том, что Египет «был стар уже тогда, когда первые собрания на Капитолии положили основание политике римской державы. Он был древен и занесен песками уже в те времена, когда германцы и кельты охотились в лесах Северной Европы на медведей. Его замечательная культура существовала уже тогда, когда еще только начинала править первая египетская династия - с этого времени можно говорить о начале достоверной истории Египта, а когда вымерла двадцать шестая династия, до начала нашей эры оставалось еще полтысячелетия».

Никакие письменные свидетельства о додинастической культуре Египта до нашего времени не дошли. Самые древние, высеченные на камне надписи, относятся к тому периоду, когда произошло объединение земель Верхнего и Нижнего Египта в единое государство с централизованной властью. Однако древнейшее оседлое население появилось в долине Нила уже в конце VI тысячелетия до н. э. Его представляли выходцы из племен Сахары, Ливийской пустыни и областей современной Эфиопии. Из слияния этих этнических групп постепенно оформлялась египетская народность. Самые древние из известных нам поселений неолитических земледельцев и скотоводов в долине Нила могут быть отнесены к рубежу VI-V тысячелетий до н. э. Единственные следы, по которым можно составить представление о развитии мифологических и религиозных воззрений этих древнейших времен, сохранились в виде скупых и часто непонятных строчек письменных памятников, в элементах уже видоизмененных обрядов, сходных с обрядами народов Африканского континента.

Разливы Нила на несколько месяцев отрезали одно поселение древних египтян от другого. Каждое поселение того времени было организовано как мини-государство: со своим хозяйством, своим вождем, своим культом, своим представлением о божестве. Следы этой первоначальной схемы заселения Египта сохранились в номовом устройстве объединенного Египта, где ном выступал как территориальная единица страны. Поскольку древнейший период развития человеческого общества характеризуется верой в сверхъестественное происхождение от зверя, птицы, дерева, цветка и пр., т. е. в происхождение от предка-тотема, не удивительно, что каждый ном продолжал сохранять культ своего священного животного и своего священного дерева или растения. К примеру, Эсне, столицу 3-его нома Верхнего Египта, греки назвали Латополисом, так как жители этих мест поклонялись священной рыбе Лато, многочисленные мумии которой были там найдены. Город Каса 17-го нома греки назвали Кинополем - «городом собаки», потому что жители его поклонялись Анубису и т. д.

Письменные памятники, которые помогают понять сущность мифо-религиозных воззрений древних египтян, сохранились в виде надписей на внутренних стенах пирамид, обелисках, храмах в гротах и пещерах, на бесчисленных статуях, саркофагов, колоннах, рельефах и росписях. Когда тайна иероглифов была раскрыта Ж.-Ф. Шампольоном, мир получил возможность ознакомиться с культурой и религией Древнего Египта. Остатки древнейшей летописи на так называемом Палермском камне дали краткое перечисление царствующих фараонов начиная с додинастического периода до V династии. Там же были упомянуты наиболее крупные военные походы и катастрофические разливы Нила. В IV-III вв до н. э. египетским жрецом Мер-не-Тхути (Манефон) было написано сочинение «Египтика», в котором изложена история Древнего Египта с древнейших времен. Интересные свидетельства были получены из разных частных и государственных архивов, из которых особенно следует отметить богатейший архив из Эль-Амарны, столицы фараона Эхнатона.

Одним из основных источников сведений о мифо-религиозных представлениях древних египтян служат так называемые "Тексты пирамид", состоящие из надписей, начертанных внутри пирамид V и VI династий в Саккара, причем имеются бесспорные признаки того, что их копировали с еще более старых документов, не дошедших до нашего времени. Впервые запись на стенах была произведена по повелению последнего фараона V династии Унаса, что и положило начало традиции, продолжавшейся при фараонах VI династии. По некоторым признакам можно заключить, что Унас уже ощущал признаки начавшегося распада централизованной монархии Древнего царства и мог начать сомневаться в надежности осуществления заупокойного культа царей, который жрецы проводили, считывая магические формулы и текст с папирусного свитка. Надписи на стенах внутри пирамид должны были обеспечить сохранение заупокойного культа. К эпохе Древнего царства восходит и «Мемфисский богословский трактат», рассказывающий о сотворении мира богом Птахом посредством изречения слов. Миф о сотворении мира богом Ра записан в «Папирусе Бремнер-Рид», однако ученые полагают, что первая версия мифа о сотворении мира возникла до объединения Египта. Согласно этой версии солнце родилось от союза земли и неба. Образы прародителей солнца в лице Геба и Нут, производящей каждое утро на свет солнце, и прячущей его на ночь в своем чреве, сохраняются в религии на протяжении всей истории.

Вследствие распада Древнего царства, децентрализации политической власти и последовавшей за ними демократизации заупокойного культа, появились надписи на стенках каменных или деревянных саркофагов вельмож - «Тексты саркофагов». В них содержались некоторые отрывки из «Текстов пирамид», но в основном эти надписи были уже результатом теологического творчества жрецов. «Тексты пирамид» и «Тексты саркофагов» послужили основой для составления сборника заупокойных текстов Нового царства - «Книги мертвых», записанной на папирусных свитках и содержащей описание многочисленных обрядов, заклинаний и молитв, позволяющих умершему пройти все испытания в загробном мире и достичь вечного блаженства на «полях Иалу». Тексты «Книги мертвых» постепенно вытеснялись новыми заупокойными композициями, такими как: "Книга амдуат", "Книга врат", "Книга керерт", "Книга дня", "Книга ночи", "Литании солнца". Все они начертаны на стенах скальных гробниц ряда фараонов XVII и XIX династий. В гробнице фараонов Нового царства Сети I и Рамсеса III высечен текст сказания "Истребление людей", который сопровождает изображение большой небесной коровы. По этому признаку приведенный текст назван "Книгой Коровы". Такие папирусы, как «Карлсбадский», «Туринский», папирус Жумильяка, Эберса, Эдвина Смита, математические папирусы и др. позволяют представить нам какой была религиозная и научная жизнь древних египтян.

Как уже было сказано, корни египетских мифо-религиозных представлений ведут в глубокую древность. В этой связи особый интерес вызывает основной лейтмотив, сквозящий во всем, что было создано Древним Египтом на всем протяжении истории: вера в вечную жизнь за гробом. Геродот написал: «О Египте мои замечания будут очень длинными, потому что ни одна страна не владеет таким количеством чудес и ни одна не имеет так много произведений, которые трудно описать». Целью всех чудес - каменных и письменных памятников, мистерий и заупокойных обрядов - было помочь человеку в преодолении страха смерти и убедить его в продолжении посмертного существования. Представляется, что вера египтян в вечную жизнь имела в своей основе более древнюю веру в цикл посмертного перевоплощения. След этого верования обнаруживается в ряде глав «Книги мертвых», повествующих о превращении умершего в обожествленных животных или растения. Чтение этих глав должно было обеспечить умершему превращение после смерти в золотого кобчика, цветок лотоса, феникса, журавля, овна, крокодила. Подобные представления созвучны представлениям некоторых африканских народов о переселении душ умерших, например, во львов или в змей. У южноафриканского племени готтентотов сохранился конечный результат такого перевоплощения: творец-предок после смерти превращается в траву и возвращается к жизни в образе быка, когда эту траву съедает корова, и в варианте - в образе человека, когда эту траву съедает девушка. Причина замены идеи циклического перевоплощения, ведущего к возрождению после смерти в земном мире, на идею вечной жизни в загробном, вероятно, кроется в усилиях жречества обеспечить себя неиссякаемым источником вознаграждения, так как обеспечение этой посмертной вечности требовало постоянной повторяемости соответствующих жреческих обрядов.

На подобных представлениях о загробной жизни основывалось почитание древними египтянами обожествленных животных, в которых угадываются черты тотемного предка. Культ животных, пресмыкающихся, птиц и растений проявлялся в форме поклонения изображению обожествленного животного или антропоморфному божеству с частью тела животного. Некоторым животным поклонялись на всей территории Египта, другим - в отдельных номах, третьим - только в какой-то одной местности. Менеса, могущественного повелителя Верхнего Египта и вероятного объединителя обоих царств, называли "королем скорпионов", что предполагает поклонение возглавляемых им людей, возможно, воинов, священному скорпиону. Известна древнеегипетская богиня Селкет, изображавшаяся со скорпионом на голове. Ее изображения наносились на стенки саркофага, охраняя покойника. Умерших животных бальзамировали и хоронили в специально для них отведенных некрополях. Так, в Серапеуме близ Мемфиса было обнаружено захоронение 64 быков Аписов, каждый из которых считался душой и оракулом бога Птаха. Обнаружены захоронения умерших и забальзамированных крокодилов - олицетворений бога Себека. В Абидосе было открыто кладбище священных ибисов, вместе с которыми были погребены мумифицированные соколы, землеройки и ихневмоны. Умерших кошек, олицетворявших собой богиню Бастет, свозили со всего Египта в город богини Бубаст, бальзамировали и хоронили. Каждый египетский ном имел свое священное животное и свое священное дерево. Убийство любого из обожествленных животных и птиц каралось смертью.

К древнейшим временам относятся предания о насильственной смерти первых египетских царей. Они находят подтверждение в обычаях африканских племен предавать ритуальной смерти своих вождей в случае упадка их жизненных сил или стихийных бедствий, постигших страну, поскольку ответственность за благосостояние народа, как считалось, нес его правитель. «Так, в Мероэ обычай самоубийства царей по приказанию жрецов сохранялся до III в. н. э. ...». Здесь уместно вспомнить, что жизнь в Египте зависела от разливов Нила: катастрофический разлив имел не менее разрушительные последствия, чем его отсутствие. Разрушение и голод временами обрушивались со всей своей губительной силой на обитателей Египта. Сохранившиеся упоминания о том, что смерть Менеса после 60-летнего правления связана с гиппопотамом, а Аха (Ахтоя) - с крокодилом, возможно, указывают на обычай ритуального утопления царей. Вспомним, что согласно мифу был утоплен и Осирис, и его тело вынес на своей спине крокодил. До позднейших времен Нового царства сохранялся в Египте юбилейный праздник Хеб-сед (букв. «Праздник хвоста»), справлявшийся здравствующим фараоном в новолуние через 30 лет правления и повторявшийся затем через каждые три года. По заключению М. Матье «можно считать установленным значение хеб-седа как ритуала, заменившего ритуальное убийство царя». Сохраняющаяся веками связь названия юбилейного праздника с хвостом, ставила египтологов в тупик, поскольку царский атрибут - бычий хвост, хоть и навешивался фараону при исполнении ритуала, но, как считалось, не играл «специальной роли в этом празднике». Однако именно эта деталь, позволяет провести параллель со сходным обычаем у гарамантов и подтвердить вывод М. Матье в том, что хеб-сед был воспроизведением ритуальной смерти царя с последующим «оживлением», восшествием на престол с обновленными силами и возвращением ему «магической власти над природой». Вот что сообщает А. Гаудио о гарамантах, отдаленными потомками которых являются современные туареги: «В царстве гарамантов в некоторых негроидных племенах, обитавших в пещерах, старикам разрешалось жить только до шестидесяти лет. Когда наступал этот срок, человек должен был удавиться бычьим хвостом. Если же у него самого не хватало мужества, его под веселые крики и смех душили соплеменники».

Все приведенные примеры свидетельствуют об африканских корнях древнеегипетской культуры. Однако свой вклад в ее развитие вложили и иноземные народы. К местным богам прибавилась группа божеств, имевших чужеземное происхождение. Если на первых этапах своей истории Египет находился в некоторой географической изоляции из-за труднопроходимых порогов Нила, болотистой Дельты и раскаленных песков аравийской пустыни, то по мере укрепления государственности и становления экономики связи Египта с соседними странами налаживались и доходили в Передней Азии до Сирии, а в Средиземном море - до Кипра и Крита. Интенсивными контактами с Передней Азией объясняется появление в Нильской долине во второй половине V (пер. пол. IV) тыс. до н. э. льна (Фаюм А) и карликовой пшеницы (Меримде), а также коз и овец в еще более отдаленную эпоху(оазисы Набта Плайя и Харга). Однако эти контакты простирались значительно дальше - в древний Шумер и Элам, о чем свидетельствуют результаты археологических раскопок, произведенных под руководством крупнейшего египтолога Петри и его коллеги Куибелла.

На западном берегу Нила возле деревни Накада был обнаружен громадный некрополь, в котором только за один сезон было раскопано 200 захоронений, относящихся к эпохе I династии. Более ранние захоронения в некрополе были сделаны в овальных ямах, вырытых прямо в песке и покрытых пальмовыми листьями. Более поздние захоронения представляли резкий контраст с первыми: они были прямоугольными, стенки были обложены кирпичом. Предметы, в частности, из лазурита, обнаруженные в этих более поздних захоронениях, свидетельствуют о связях с древним Шумером и Эламом. Лазурит особенно высоко ценился в древнем Шумере. По мнению ученых единственным известным источником лазурита были копи в горах Бадахшана в Афганистане. Д. Рол пишет, что лазурит «импортировался древними шумерами из Мелуххи (долина Инда) через Дилмун». Откуда бы ни происходил этот камень цвета небесной синевы, но «изделия из лазурита сперва появлялись в Шумере и Сузиане, а уже затем попадали в Египет». В захоронениях воинов были обнаружены булавы грушевидной формы, тогда как в захоронениях более раннего периода булавы имели дискообразную форму. Обнаруженные в захоронениях керамические сосуды с ушками характерны для Шумера, и цилиндрические печати, которые впервые появляются одновременно с лазуритом и грушевидной булавой, тоже были чисто шумерским изобретением. Уже говорилось (см. Лотос) о геральдическом знаке Верхнего Египта - лилии, цветке, родиной которого является Эламская Сузиана. Прорезь на ручке из слоновой кости кремниевого ножа, найденного в египетском Джебель-эль-Араке, изображает бородатого мужчину в ниспадающем до колен одеянии, подпоясанного и сжимающего в разведенных руках за горло двух огромных львов с длинными ниспадающими гривами.Подобный мотив тоже возник на землях Шумера и Сузианы. Наряду с перечисленным, нововведения в архитектурном декоре и антропологические замеры свидетельствуют об имевшей место миграции в Египет так называемых Последователей или Слуг Гора положивших начало первой династии Египта и строительству пирамид, которые как своими размерами, так и тайной своего предназначения (пирамида Хуфу, греч. Хеопса) продолжают поражать воображение. По словам Д. Рола «нет никаких сомнений, что возникновению этой великой цивилизации в Египте способствовал некий мощный внешний импульс, имевший место в конце Додинастической эпохи...». Носителем этого импульса автор считает Последователей Гора (египт. Шемсу-Гор), непосредственных предков первых фараонов, «элитой чужеземного происхождения», «характерные арменоидные черты» которой говорят о том, что ее представители «были выходцами с нагорья Загрос». Со времени прибытия иноземцев и утверждения ими первой царской династии, имя Гора-сокола стало неотъемлемой частью титулатуры фараонов.

В египетском языке прослеживаются и некоторые заимствования из древнесемитских языков - результат культурных и политических контактов Египта с Палестиной, Финикией и Сирией. За свою многотысячелетнюю историю Египет неоднократно подвергался нападениям извне, фараоны совершали военные походы, в жизни страны имели место насильственные смены власти - все это отразилось в многочисленных мифах о Горе-соколе, великом воине, подавившем беспорядки в провинциях и упрочившем власть фараона, об Осирисе, боге плодородия и судье загробного царства, о его верной супруге-жене Исиде, о преследовании Сетом Осириса, о великом боге Солнце с которым соединялась душа умершего фараона, о происхождении мира и человека и пр. Следствием завоевания Египта гиксосами было пополнение пантеона богов такими божествами, как Анат, Астарта, Бел и Решеф. Краткий обзор происхождения и становления древнеегипетской религии все же позволяет увидеть каким сложным феноменом была египетская религия, представляя, по словам М. Коростовцева «соединение часто противоречивых, а порой и взаимоисключающих верований, возникших в разные времена и в разных частях страны». В ходе истории некоторые местные боги выдвигались на первый план и становились общеегипетскими божествами, а религиозные представления, связанные с ними, становились достоянием всей страны. В каждом номе бог почитался как верховный, и жрецам стоило немало усилий объединять их под одним именем. Боги в результате их стараний, обзаводились «семьями», объединяясь в триады: бог, богиня, их сын. Были созданы разнообразные версии происхождения мира: гелиопольское сказание, гермопольское, гераклеопольское, мемфисское, фиванское. Теологические спекуляции и компиляции жрецов привели к созданию известных нам сегодня мифов, отражающих всю смешанную и запутанную историю развития религиозных идей Древнего Египта

МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

На рубеже IV и III тысячелетий до н. э. фараон Мина объединил под своей властью египетские земли и создал Египетское государство - одно из древнейших государств в мире. Но египетская мифология возникла гораздо раньше.

Люди поселились на берегах Нила еще в каменном веке. Плодородную нильскую долину окружали высокие горы, а за ними лежали бескрайние, мертвые пустыни. Как и все древние народы, египтяне обожествляли силы природы, и одним из самых почитаемых египетских богов был сам Нил, орошающий землю и дающий жизнь. Его называли Хапи.

Слава тебе, Хапи!

Ты пришел в эту землю,

Явился, чтобы оживить Египет.

Нет таких житниц, чтоб вместили твои дары,

Никому не дано повелевать твоим сердцем.

Так пели египтяне в одном из своих гимнов. Египет делился на области - номы, и первоначально каждый ном имел собственных богов-покровителей. Так в Фивах поклонялись богу солнца Амону, его жене - богине неба Мутиих сыну - богу луны Хонсу. В Мемфисе почитали бога Пта - создателя мира, богиню войны Сохмет и их сына-бога растительности Нефертума.

Когда Египет стал единым государством, начал складываться общеегипетский пантеон. Местные бога со сходными функциями превратились в разные ипостаси одного и того же бога. Поэтому многие египетские боги имеют несколько воплощений и имен.

Во главе пантеона встал солнечный богХепри-Атум-Ра. «Хепри» - означает «возникающий сам собой». С ним отождествляется юное, утреннее солнце. Символ Хепри - жук-скарабей. Египтяне считали, что скарабей размножается сам по себе, то есть наделен божественной созидательной силой. Хепри часто изображали со скарабеем вместо головы. Ра - зрелый муж - символизировал солнце полуденное, а старец Атум, что значит «совершенный» - солнце вечернее.

Постепенно главным солнечным божеством становится Ра. Его начинают почитать как создателя мира, источник тепла и света, покровителя людей.

Каждый день Ра плывет по небу в золотой лодке, на носу которой стоит его дочь, богиня справедливости Маат. Со своей лодки Ра видит все, что происходит на земле, разбирает жалобы, отдает распоряжения через своего секретаря - мудрого бога Тота. Вечером он пересаживается в другую лодку и ночью плывет по мрачной подземной реке, сражаясь с обитающими там силами зла и тьмы, чтобы утром вновь взошло на небе солнце.

Небесная река - не единственный образ неба в египетской мифологии. Небо представляли также в виде небесной коровы Хатор, брюхо которой усеяно звездами. В некоторых мифах Хатор называют матерью Ра и изображают в виде женщины с коровьими ушами и рогами. Хатор была также богиней красоты, любви, веселья. Греки считали ее египетской Афродитой.

Еще одно воплощение неба в египетской мифологии - богиня Нут. В «Текстах пирамид» - магических надписях на стенах гробниц фараонов - о Нут говорится так: «Могуче сердце твое, о Великая, ставшая небом! Наполняешь ты всякое место своею красотою. Земля вся лежит пред тобою. Окружила ты и землю, и все вещи своими руками». Часто встречается изображение Нут, изогнувшейся дугою над землей и опирающейся на пальцы рук и ног.

Супругом Нут был бог земли Геб, а их детьми - Осирис, Сет, Исидаи Нефтида, ставшие героями наиболее значительного из египетских мифов.

Очень почитаем был бог Тот - бог мудрости, знаний, покровитель писцов. Его изображали с головой священной птицы ибис и с палеткой писца в руке.

Многие египетские боги были наделены зооморфными чертами. Бог мертвых Анубис изображался в образе шакала или человека с шакальей головой, богиня Таурт - покровительница женщин и детей, помогающая при родах - в образе беременной самки гиппопотама, бог водной пучины Себек - с головой крокодила и т. д.

Культ животных - самый древний на земле, он предшествовал всем прочим культам. Особенность верований египтян в том, что у них поклонение животным сохранялось и в более позднее время, наряду с поклонением новым, антропоморфным богам.

Наиболее почитаемым животным в Египте был священный бык Апис. Его реальным воплощением считался черный бык, наделенный двадцатью девятью особыми признаками, которые были известны только жрецам. Рождение нового Аписа становилось общенародным праздником, его поселяли в посвященном ему храме и на протяжении всей жизни окружали божескими почестями. Один раз в год, при начале сельскохозяйственных работ, Аписа запрягали в плуг, и сам фараон вспахивал на нем первую борозду. Когда Апис, состарившись, умирал, тело его бальзамировали и торжественно погребали. Археологами было найдено кладбище, на котором были похоронены шестьдесят четыре священных Аписа.

Почиталась также богиня Бастет в образе кошки. Каждая кошка считалась воплощением божества, внушая почтение и страх. Во время пожара в доме прежде всего спасали кошку. Когда кошка умирала, хозяева погружались в траур, а убийство кошки, даже невольное, каралось смертью. Очевидец рассказывал, что уже на закате египетской цивилизации, когда Египет находился под властью Рима, один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не могли освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно». В египетских захоронениях нередко встречаются мумии кошек. Огромное место в египетской мифологии принадлежит представлениям о загробном мире.

Египтяне верили, что загробная жизнь - это прямое продолжение и подобие жизни земной, что умершие, как и живые, нуждаются в пище, одежде, внимании со стороны близких. В одном из заупокойных гимнов сын обращается к умершему отцу: «Отец мой, подымись со своего левого бока и повернись на правый к этой свежей воде, к этому теплому хлебу, которые я тебе принес».

В отличие от многих народов, у древних египтян не было культа предков: они не поклонялись своим умершим родственникам, а по- родственному заботились о них.

Важнейшим условием для благополучной жизни за гробом было сохранение тела умершего. Уже в глубокой древности египтяне научились бальзамировать покойников. Изобретателем способа бальзамирования они считали бога Анубиса.

По представлениям древних египтян, человек кроме тела - Сах, обладал еще душой - Ба, жизненной силой - Ка, духом - Ах, тенью - Шуит и именем - Рен. Все эти проявления человеческой сущности могли иметь достаточно самостоятельные функции. Так, в одном из памятников древнеегипетской литературы, человек, разочаровавшийся в жизни и решивший покончить с собой, спорит со своим духом, не желающим отправляться в царство мертвых.

Чтобы умерший достиг блаженной страны, которая называется «Сехетиару», что значит - «поле камыша», и жил там в довольстве и безмятежности, его живые родственники должны были совершать определенные магические обряды. Стены египетских гробниц покрывали росписями, на которых умерший был изображен среди повседневной жизни: на рыбной ловле, в кругу семьи, наблюдающим за сооружением кровати с балдахином и т. д. Благодаря магическим текстам все это должно было превратиться в загробном мире в реальность и создать для человека привычную обстановку.

Чудесное «поле камыша» давало небывалые урожаи, но, как и реальное поле, нуждалось в обработке. Чтобы умершему не пришлось самому заниматься сельскохозяйственными работами, в гробницу ему клали «ушебти» - небольшие статуэтки, над которыми произносили заклинание: «Если причислят умершего к работающим в загробном мире, чтобы обходил он берега, насыпал поля, перевозил песок, - «Вот мы!», - скажете вы вместо него. Возьмите себе кирки и мотыги ваши, коромысла и ведра ваши, подобно тому, как делает это человек для господина своего».

Но прежде, чем обрести вечную жизнь, умерший должен был пройти суровое испытание - предстать перед судом небесного судьи Осириса и сорока двух богов, заседающих в Чертоге Истины. «Обозревают они всю жизнь человека, как один час, складываются его поступки рядом с ним, как его имущество», - говорится в одном из древнеегипетских текстов.

В свою защиту человек должен был произнести пространную речь, в которой он клялся, что не совершил поступков, неугодных богам. Эта речь сообщает и о моральных нормах египтян - «Я не совершал несправедливостей против людей; я не был жесток к животным, я не был равнодушен, видя зло; я никого не заставлял рыдать»; и о религиозных предписаниях - «Я не богохульствовал, я не гасил горящего на алтаре огня»; и о правилах общежития - «Я не вредил слуге в глазах его хозяина, я не увеличивал веса гири и не обманывал на весах, я не устанавливал заслонов для отведения воды».

Выслушав умершего, боги клали на одну чащу весов его сердце, а на другую - птичье перо, символ богини истины Маат. В этот драматический момент человек мог говорить со своим сердцем: «Сердце мое, которое я получил от своей матери, не обращайся против меня! не свидетельствуй против меня, как враг! не разлучайся со мной».

Боги Тот и Анубис беспристрастно записывали результат взвешивания. Правдивое и чистое сердце было легче пера, злое и лживое - тяжелее камня. Праведник обретал вечную жизнь, а грешник умирал навсегда, и сердце его пожирало чудовище с телом льва и головой крокодила.

Особенностью древнеегипетских религиозных представлений был культ фараона. Первыми фараонами египтяне считали бога Осириса и его сына Гора, а всех последующих фараонов - их живыми воплощениями.

Фараон воспринимался как магическое средоточение сил природы. Перед разливом Нила он бросал в воду свиток с приказом о начале разлива, весной - засевал первую борозду, осенью - сжинал первый сноп.

После смерти фараон сливался со своей божественной сущностью. «Он улетает от вас, люди, ибо он не принадлежит земле, он принадлежит небу».

Зримыми символами божественности фараонов служили их гробницы - пирамиды. «Глаз не в состоянии охватить их, мысль отказывается воспринять», - писал французский египтолог Э.Ф. Жомар Магические тексты на стенах гробниц фараонов - основной источник наших знаний о верованиях, обрядах и мифологии египтян.

Из книги Цифровая фотография в простых примерах автора Биржаков Никита Михайлович

Столица Египта Каир – крупнейший город Африки, который поглотил несколько городов разных эпох – древние Иуну (Гелиополь) и Вавилон Египетский, средневековый Фостат. Это самый большой город африканского континента, город «тысячи минаретов», «ворота Востока». Он вплотную

Из книги 100 великих династий автора Жадько Елена Григорьевна

XX ДИНАСТИЯ ЕГИПТА Рамзес II и другие.XX династия замечательна своими военными достижениями и памятниками архитектуры Построенные фараоном Сети храм в Карнаке и Рамзесом II - храм в Абу-Симбеле до сих пор являются непревзойденными по красоте и величию.Первым

Из книги Тайны древних цивилизаций автора Торп Ник

Из книги Взлеты и падения страны Кемет в период Древнего и Среднего царств автора

Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

Из книги Каир: история города автора Битти Эндрю

Исторические источники, что сообщают нам о Втором переходном периоде в истории Древнего Египта: Геродот из Галикарнаса – древнегреческий историк прозванный "отцом истории". Одна из его книг была посвящена истории Древнего Египта.Манефон – египетский историк, верховный

Из книги Домашний музей автора Парч Сусанна

Исторические источники, что сообщают нам о периоде Нового царства в истории Древнего Египта: Геродот из Галикарнаса – древнегреческий историк прозванный "отцом истории". Одна из его книг была посвящена истории Древнего Египта.Манефон – египетский историк, верховный

Из книги Универсальный энциклопедический справочник автора Исаева Е. Л.

Исторические источники, что сообщают нам о периоде Позднего царства в истории Древнего Египта: Геродот из Галикарнаса – древнегреческий историк прозванный "отцом истории". Одна из его книг была посвящена истории Древнего Египта.Манефон – египетский историк, верховный

Из книги Модицина. Encyclopedia Pathologica автора Жуков Никита

Литература по истории, культуре Древнего Египта, что была использована при написании книги "Повелители Чёрной страны " 1.Авдиев В.И. Военная история Древнего Египта. М.: 1959.2.Ардзинба В. Хеттское царство // Межгосударственные отношения и дипломатия на Древнем Востоке. М.:

Из книги Музей Метрополитен автора Кравченко И.

Из книги автора

Из книги автора

Мифология Древнего Рима Основатели Рима Рея

Искусство древнего Египта Рельеф из гробницы Никаухора. Около 2480–2320 до н. э.Обнаруженная в гробнице недалеко от пирамиды Сенусерта I статуя скорее всего изображает именно этого фараона. На его голове - корона Нижнего Египта, представляющая собой «ступку» со «стрелой»

По утверждению некоторых исследователей, в Древнем Египте было пять тысяч богов. Столь огромное их количество связано с тем, что в каждом из многочисленных местных городов были свои боги. Поэтому не следует удивляться сходству функций многих из них. В нашем списке мы по возможности старались не только дать описание того или иного небожителя, но и указать центр, в котором он более всего почитался. Помимо богов перечислены некоторые монстры, духи и волшебные существа. Список даёт персонажи в алфавитном порядке. Имена некоторых богов оформлены как гиперссылки, ведущие на подробные статьи о них.

10 главных богов Древнего Египта

Амат – ужасное чудовище с туловищем и передними ногами львицы, задними ногами бегемота и головой крокодила. Оно обитало в огненном озере подземного царства мёртвых (Дуата) и пожирало души умерших, которые на суде Осириса признавались неправедными.

Апис – черный бык с особыми отметинами на шкуре и лбу, которому поклонялись в Мемфисе и по всему Египту как живому воплощению богов Пта или Осириса. Живого Аписа содержали в особом помещении – Апейоне, а умершего торжественно погребали в некрополе Серапеуме.

Апоп (Апофис) – громадный змей, олицетворение хаоса, мрака и зла. Живёт в преисподней, куда каждый день после заката спускается бог Солнца Ра. Апоп бросается на барку Ра, чтобы проглотить её. Солнце и его защитники еженощно ведут битву с Апопом. Попыткой змея пожрать Ра древние египтяне объясняли и солнечные затмения.

Атон – бог солнечного диска (или, скорее, солнечного света), упоминавшийся ещё в эпоху Среднего царства и провозглашённый главным богом Египта во время религиозной реформы фараона Эхнатона . В отличие от большинства других представителей местного пантеона изображался не в «зверочеловеческой» форме, а в виде солнечного круга или шара, от которого тянутся руки с ладонями к земле и людям. Смысл реформы Эхнатона, видимо, состоял в переходе от конкретно-образной религии к философско-абстрактной. Она сопровождалась жестоким гонением на приверженцев прежних верований и была отменена вскоре после смерти её инициатора.

Атум – почитавшийся в Гелиополе солнечный бог, создавший сам себя из первоначального хаотического Океана Нун. Посреди этого Океана поднялся и первозданный холм земли, из которого произошла вся суша. Прибегнув к мастурбации, выплевывая собственное семя, Атум создал первую божественную пару – бога Шу и богиню Тефнут, от которых произошли и остальные члены Эннеады (см. ниже). В архаической древности Атум являлся главным солнечным богом Гелиополя, но позже его оттеснил на второй план Ра. Атум стал почитаться лишь как символ заходящего солнца.

Бастет – кошачья богиня из города Бубастис. Олицетворяла собой любовь, женскую красоту, плодородие, веселье. Весьма близка по религиозному смыслу к богине Хатхор, с которой часто объединялась.

Бес – (Бесы) благосклонные к человеку демоны-карлики с безобразным лицом и кривыми ногами. Своеобразные добрые домовые. В Древнем Египте были широко распространены статуэтки Бесов.

Маат – богиня вселенской правды и справедливости, покровительница нравственных устоев и твёрдой законности. Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове. Во время суда в царстве мёртвых душа усопшего клалась на одну чашу весов, а «перо Маат» – на другую. Душа, которая оказывалась тяжелее пера, признавалась недостойной вечной жизни с Осирисом. Её пожирало страшное чудовище Амат (см. выше).

Мафдет – (букв. «быстро бегущая») богиня сурового правосудия, защитница священных мест. Изображалась с головой гепарда или в виде генетты – зверька из семейства виверровых.

Мертсегер (Меритсегер) – богиня мёртвых в Фивах. Изображалась в виде змеи или женщиной со змеиной головой.

Месхенет – богиня родов, пользовавшаяся особым почётом в городе Абидосе.

Мин – бог, почитавшийся как податель жизни и плодородия в городе Коптос. Изображался в итифаллическом виде (с ярко выраженными мужскими половыми признаками). Поклонение Мину было широко распространено в ранний период египетской истории, однако потом он отступил на второй план перед своей же местной фиванской разновидностью – Амоном.

Мневис – чёрный бык, которому поклонялись как богу в Гелиополе. Напоминал мемфисского Аписа.

Рененутет – богиня, почитавшаяся в Файюме как покровительница урожаев. Изображалась в виде кобры. Её сыном считался бог зерна Непри.

Себек – крокодилообразный бог файюмского оазиса, где находилось большое озеро. В его функции входило управление водным царством и обеспечение земного плодородия. Иногда почитался как добрый, благожелательный бог, которому молились о помощи в болезнях и жизненных трудностях; иногда – как грозный демон, враждебный Ра и Осирису.

Серкет (Селкет) – богиня умерших в западной части Дельты Нила. Женщина со скорпионом на голове.

Сехмет – (букв. – «могучая»), богиня с головой львицы и солнечным диском на ней, олицетворявшая зной и палящий жар Солнца. Жена бога Пта. Грозная мстительница, истребляющая враждебные богам существа. Героиня мифа об истреблении людей, которое поручил ей бог Ра из-за моральной порчи человечества. Сехмет убивала людей с такой яростью, что даже решивший отказаться от своего намерения Ра не смог остановить её. Тогда боги разлили по всей земле красное пиво, которое Сехмет стала лизать, принимая за людскую кровь. От опьянения ей поневоле пришлось прекратить свою бойню.

Сешат – богиня письма и счета, покровительница писцов. Сестра или дочь бога Тота. При воцарении фараона записывала на листьях дерева ишед предстоящие годы его правления. Изображалась в виде женщины с семиконечной звездой на голове. Священным животным Сешат была пантера, поэтому её представляли в леопардовой шкуре.

Сопду – «соколиный» бог, почитавшийся в восточной части Дельты Нила. Близок к Хору, отождествлялся с ним.

Татенен – хтонический бог, почитавшийся в Мемфисе наряду с Пта и иногда отождествляемый с ним. Имя его буквально означает «поднимающаяся (т. е. возникающая) земля».

Таурт – богиня из города Оксиринха, изображавшаяся в виде гиппопотама. Покровительница рождения, беременных и младенцев. Отгоняла злых духов от жилищ.

Тефнут – богиня, которая вместе со своим мужем, богом Шу, символизировала пространство между земной твердью и небосводом. От Шу и Тефнут родились бог земли Геб и богиня Неба Нут.

Уаджет – богиня-змея, считавшаяся покровительницей Нижнего (Северного) Египта.

Упуаут – бог мёртвых с головой шакала, почитавшийся в городе Ассиуте (Ликополь). По внешнему виду и смыслу сильно напоминал Анубиса и постепенно слился с ним в одном образе.

Феникс – волшебная птица с золотыми и красными перьями, которая, по египетскому преданию, прилетала в город Гелиополь один раз в 500 лет, чтобы предать погребению в храме Солнца тело своего умершего отца. Олицетворяла душу бога Ра.

Хапи – бог реки Нил, покровитель урожаев, обеспечиваемых её разливом. Изображался человеком синего или зелёного цвета (цвет нильской воды в различные времена года).

Хатхор – богиня любви, красоты, радости и танцев, покровительница родов и кормилиц, «Небесная корова». Олицетворяла собой дикую, стихийную силу страсти, которая могла принимать и жестокие формы. В таком необузданном образе часто отождествлялась с богиней-львицей Сехмет. Изображалась с рогами коровы, внутри которых – солнце.

Хекат – богиня влаги и дождя. Изображалась в виде лягушки.

Хепри ­– один из трёх (часто признаваемых тремя атрибутами одного и того же существа) солнечных богов Гелиополя. Олицетворял солнце во время восхода . Двое его «коллег» – Атум (солнце на закате ) и Ра (солнце во все другие часы суток). Изображался с головой жука-скарабея.

Хершеф (Херишеф) – главный бог города Гераклеополя, где ему поклонялись как творцу мира, «чьё правое око – солнце, левое – луна, а дыхание – всё оживляет».

Хнум – бог, почитавшийся в городе Эсне как демиург, создавший мир и людей на гончарном круге. Изображался с головой барана.

Хонсу – лунный бог в Фивах. Сын бога Амона. Вместе с Амоном и своей матерью Мут составлял фиванскую триаду богов. Изображался с лунным серпом и диском на голове.

Египетская мифология ближе всего подходит к греческой. Греки, покорив Египет, стали интересоваться его историей и культурой и изучать его верования; они придали и египетским мифам свою окраску и отождествили многих египетских богов с олимпийскими богами. «На вершине божественного египетского пантеона, - говорит Мариэтт, известный французский египтолог, - восседает бог единый, бессмертный, несотворенный, невидимый и скрытый для обыкновенных смертных в глубине его сущности. Он - творец, неба и земли, он сотворил все, что существует, и ничто не сотворено без него. Это бог, существующий исключительно для посвященных в таинство святилища».

Новейшие открытия египтологии подтвердили эти предположения. Но вне святилища бог принимает тысячу образов, самых разнообразных, потому что его собственные атрибуты, воплощенные, являются для непосвященной толпы видимыми богами, которых искусство воспроизводит и как бы размножает в бесчисленных образах, разнообразных до бесконечности. Все разнообразные формы, которые египетские боги принимают в изображениях художников, могут быть объяснены различными условиями страны и верований. Религия египетская была собранием различных культов, которые подвергались в продолжение многих веков многочисленным изменениям. Народы всевозможных рас сошлись в долине Нила, и каждый внес в религиозные верования отпечаток своего общего характера и ума, философского или суеверного.

Египетская мифология не похожа ни на одну из мифологий других народов и европейцу не под силу даже мало-мальски в ней разобраться самостоятельно: на две-три строки переведенного текста для рядового читателя надо писать страниц пять примечаний и комментариев - иначе он не поймёт ничего.

По большей части египетские надписи представляют собой записи о торжественных моментах, имена царей. Что до художественных текстов, то они всегда записывались на папирусах, которые, естественно, не так хорошо выдерхали испытание временем. По этой причине свод египетких текстов разрознен и неполон. Здесь мы находим сказки, гимны солнцу и Нилу, некоторое количество деловых писем. Пожалуй всё. Конечно, мифология такого древнего народа представляет интерес, но как составить о ней представление? Всё из тех же текстов, читая их, сопоставляя, по крупице собирая желаемое. Все наши представления об этой мифологической системе получены из таких вот косвенных источников.

Как и многие древние они видели начало мира в хаосе, который они звали Нун. Из хаоса вышли боги, создавшие землю, небо, людей, животных и растения. Солнце а не небо вообще служит у Египтян верховным божеством, что, впрочем, понятно для такой жаркой страны. Солнце ассоциируется с Ра и Атоном. Богиня воды Тефнут тоже относится к первому поколению богов. Конечно, ведь вода в пустыне это жизнь.

Но, пожалуй, наиболее известны Сет, Осирис, Птах, Гор. Они родственники. Птах известен как отец богов. Будучи в период древнего царства божеством местного значения, затем он превратился в известного и почитаемого по всей стране прародителя. Сет и Осирис братья. Сет убил Осириса. Сын последнего, Гор, воскресил отца, но тот решил остаться в загробном мире, чтобы по справедливости судить усопших. Для Египта характерно изображение богов в виде людей с головами животных. Так, Гор имел голову сокола, а Тот голову ибиса. Соответственно, эти птицы и животные почитались и по смерти мумифицировались, равно как и кошки, посвящённые богине Исиде.

Египетская мифология нашла своё отражение в искусстве и архитектуре. Многочисленным богам посвящены святилища, гимны, сценами из их жизни полны настенные росписи, фрески. Сейчас Египет ассоциируется у всех с чем-то загадочным. Кажется, он до сих пор хранит нераскрытые тайны прошлого. Кажется, Сфинкс улыбается, глядя на нас, тщетно пытающихся разгадать её загадки. Что же, приобщимся к этой древнейшей литературе. Быть может, в ней ответ.

Око Уаджет

"Око Уаджет "Зелёное", то есть воскресшее (подобно тому, как зеленеет воскресшая весной природа) - самый сложный, поддающийся лишь приблизительной дифференциации образ древнеегипетской мифологии. Оно имеет множество ипостасей и фигурирует во многих мифах и символических изображениях. Раскрыть значение этого образа в одном разделе не представляется возможным, - поэтому символику и представления, связанные с Оком Уаджет, читателю предстоит постигнуть постепенно, на протяжении всей книги.

Две главные ипостаси Ока Уаджет - Око Ра и Око Хора.

Око Ра, или Солнечное Око, олицетворяет могущество и власть. Чаще всего оно изображается в виде кобры-урея, и поэтому отождествляется с богиней-коброй Уаджет, покровительницей Нижнего Египта. Око-урей охраняет справедливость и закон и убивает своими лучами всех врагов миропорядка. На многих памятниках египетского искусства изображен крылатый урей в виде богини Уаджет, защищающий Амона от злых сил; корона Амона тоже увенчана двумя уреями. Солнечное Око отождествлялось также с Маат Нехбет, Хатхор и со всеми богинями, изображавшимися в виде львицы: Тефнут, Мехит, Сохмет и другими.

Око Хора символизирует воскресение после смерти: когда Сет убил Осириса, Хор, сын Исиды и Осириса, воскресил отца, дав ему проглотить своё Око, которое Сет перед тем изрубил на части, а Тот, бог врачевания, собрал по частям, срастил их, и Око воскресло. Амулеты в виде Ока Уаджет клали в погребальные пелены мумии - и умерший, отождествляемый с Осирисом, воскресал в Загробном Царстве, как воскресает природа после разлива Нила весной (точное назначение амулетов в большинстве случаев узнать не удается, поскольку оно зависело от заклинаний, которые произносились над амулетом). Око Уаджет - Око Хора отождествлялось с левым глазом Хора-сокола - Лупой, которая воскресает на небе каждый месяц; и с правым глазом - Солнцем, которое, умерев вечером на западе, утром неизменно воскресает на востоке."