Есть ли жизнь после смерти - научные доказательства. Жизнь после смерти — миф или реальность? Непознанное

Подобная информация интересует большинство людей. Раньше человечество только строило предположения есть ли жизнь после смерти, научные доказательства предоставили современные ученые, пользуясь новейшими технологиями и исследовательскими методами. Вера в продолжение жизни в какой-то другой форме, возможно, в другом измерении позволяет людям добиваться поставленных целей. Если такой уверенности нет, то и мотивация для дальнейшего развития, совершенствования отсутствует.

Окончательных выводов никто не делает. Исследования продолжаются, появляются новые доказательства различных теорий. Когда будут предоставлены неопровержимые доказательства о существовании жизни после смерти, тогда философия человеческой жизни полностью изменится.

Научные теории и доказательства

Согласно научному объяснению Циолковского физическая смерть не означает окончание жизни. В его теории души представлены в виде неделимых атомов, поэтому прощаясь с тленными телами, они не исчезают, а продолжают блуждать во Вселенной. Сознание сохраняется даже после смерти. Это была первая попытка научно обосновать предположение, существует ли жизнь после смерти, хотя доказательства представлены не были.

Подобные выводы удалось сделать английским исследователям, работающим в Лондонском институте психиатрии. У их пациентов полностью останавливалось сердце, и наступала клиническая смерть. Медицинским персоналом в это время обсуждались различные нюансы. Некоторые пациенты очень точно пересказывали темы этих разговоров.

По мнению Сэма Парния мозг является обычным человеческим органом, а его клетки никак не способны генерировать мысли. Весь мыслительный процесс организовывается сознанием. Мозг же работает в качестве приемника, получающего и перерабатывающего готовую информацию. Если мы выключим приемник, то вещание радиостанцией не прекратится. Подобное можно сказать о физическом теле после смерти, когда сознание не умирает.

Ощущения людей, переживших клиническую смерть

Лучшее доказательство того, есть ли жизнь после смерти, свидетельства людей. Очевидцев собственной смерти есть немало. Ученые пытаются систематизировать их воспоминания, найти научное обоснование, объяснить происходящее обычным физическим процессом.

Рассказы людей, переживших клиническую смерть, резко отличаются друг от друга. Не у всех пациентов были различные видения. Многие вообще ничего не помнят. Но часть людей поделилась своими впечатлениями после необычного состояния. Эти случаи имеют свои особенности.

Во время сложной операции у одного пациента наступила клиническая смерть. Он описывает подробно ту обстановку, которая была в операционной, хотя его доставили в больницу в бессознательном состоянии. Всех своих спасителей герой видел со стороны, как и свое тело. Позже, в больнице, он узнавал врачей в лицо, вызывая у них удивление. Ведь они ушли из операционной еще до того времени, как пациент пришел в сознание.

У женщины были другие видения. Она ощутила быстрое перемещение в пространстве, во время которого было несколько остановок. Общалась героиня с фигурами, не имеющими четких форм, но суть разговора так и смогла запомнить. Было четкое осознание того, что она находится вне тела. Такое состояние не могла назвать сном или видением, ведь все выглядело слишком реалистично.

Необъяснимым также остается тот факт, что часть людей, переживших клиническую смерть, обретают новые способности, таланты, появляются экстрасенсорные способности. У очень многих потенциальных мертвецов повторилось видение в виде длинного светлого тоннеля, ярких вспышек. Состояния бывают самые разные: от блаженного умиротворения до панического страха, сковывающего ужаса. Это может означать только одно: не всем людям уготована одинаковая участь. Свидетельства людей подобных явлений могут точнее сказать, есть ли жизнь после смерти.

Основные религии о жизни после смерти

Вопрос жизни и смерти интересовал людей в разные времена. Это не могло не отразиться в религиозных верованиях. Различные религии по-своему объясняют возможность продолжать жизнь после наступление физической смерти.

Отношение к земной жизни в христианстве весьма пренебрежительное. Настоящее, истинное существование начинается в другом мире, к которому нужно готовиться. Душа отходит через несколько дней после смерти, находясь рядом с телом. В этом случае не возникает сомнений в том, есть ли загробная жизнь после наступления смерти. При переходе в другое состояние мысли остаются прежними. В ином мире людей ожидают ангелы, демоны и другие души. Степень духовности и греха определяет дальнейшую судьбу конкретной души. Все это решается на Страшном суде. Нераскаявшиеся и большие грешники не имеют шансов попасть с рай – им уготовано место в аду.

В исламе неверующих в загробную жизнь людей считают злостными отступниками. Здесь также рассматривают земную жизнь, как переходящий этап перед ахиретом. Аллах принимает решения относительно продолжительности жизни человека. Имея большую веру и немного грехов, верующие ислама умирают с легким сердцем. Неверные и атеисты не имеют возможности вырваться из ада, в то время как верующие ислама могут на это рассчитывать.

Не придают большого значения вопросу жизни или смерти в буддизме . Будда определил еще несколько других нежелательных к рассмотрению вопросов. О душе буддисты не размышляют, поскольку ее не существует. Хотя представители этой религии верят в реинкарнацию и нирвану. Перерождение в разные формы продолжается до тех пора, пока человек не попадает в нирвану. К этому состоянию стремятся все верующие в буддизме, ведь так заканчивается несчастное плотское существование.

В иудаизме нет четких акцентов относительно интересующего вопроса. Существуют разные варианты, которые порой противоречат друг другу. Такая неразбериха объясняется тем, что источником стали другие религиозные течения.

В любой религии присутствует мистическое начало, хотя много фактов взято из реальной жизни. Загробная жизнь не может отрицаться, иначе теряется смысл веры. Использование человеческих страхов, переживаний – вполне нормальное явление для любого религиозного течения. В священных книгах четко подтверждена возможность продолжить свое существование после земной жизни. Если учесть количество верующих на Земле, то станет ясно, что большинство людей верят в загробную жизнь.

Общение медиумов с загробным миром

Самым веским доказательством продолжения жизни после смерти становится деятельность медиумов. У этой категории людей есть особые способности, позволяющие налаживать контакты с умершими людьми. Когда от человека ничего не остается, то и общаться с ним невозможно. Отталкиваясь от обратного несложно понять, что другой мир существует. Однако среди медиумов имеется немало шарлатанов.

Никто не усомнится сейчас в способностях знаменитой болгарской провидицы Ванги. Ее посещало большое количество известных людей. Пророчества ясновидящей и настоящего медиума до сих пор актуальны и важны. Многих поразило то, что говорила Ванга о жизни после смерти.Эта женщина в мельчайших подробностях рассказывала своим гостям об их усопших родственниках.

Ванга утверждала, что смерть наступает только для тела. У души же все продолжается. В другом мире человек выглядит также. Провидица рассказывала, даже в какие одежды облачен покойный. По описанию родственники узнавали любимую одежду умершего. Души светятся. Они обладают тем же характером, что и при жизни. Связь с умершими не прерывается. Люди с того света пытаются повлиять на ход событий в жизни друзей, родственников, но не всегда это удается. Они испытывают те же переживания, стараясь помочь. В ином мире продолжается существование души со всеми прежними воспоминаниями.

Как только к Ванге приходили посетители, в комнате сразу появлялись их умершие родственники. Интерес к ним живых людей очень большой. Такие люди, как Ванга могут видеть призраков, полноценно с ними общаться. Она вела беседы с душами, узнавая от них будущие события. Женщина служила неким мостиком между двумя мирами, с помощью которого их представители могли общаться. Боязнь смерти, по мнению Ванги, слишком распространена среди людей. На самом деле, это всего лишь очередной этап существования, когда человек избавляется от внешней оболочки, хотя и испытывает при этом дискомфорт.

Американец Артур Форд несколько десятилетий не уставал удивлять народ своими способностями. Он общался с людьми, которых давно не было на этом свете. Некоторые сеансы могли лицезреть миллионы телезрителей. Разные медиумы говорили о жизни после смерти,основываясь на собственном опыте. Впервые экстрасенсорные способности Форда проявились во время войны. Ему откуда-то поступала информация о погибших в ближайшие дни сослуживцах. С того времени Артур занялся изучением парапсихологии и развивал свои способности.

Появилось много скептиков, которые объясняли феномен Форда его телепатическим даром. То есть, информацию медиуму предоставляли сами люди. Но слишком много фактов опровергали подобную теорию.

Пример англичанина Лесли Флинта стал еще одним подтверждением существования загробного мира. Он начал общаться с призраками еще в детстве. Лесли в определенное время согласился на сотрудничество с учеными. Исследование психологов, психиатров, парапсихологов подтвердили необычайные способности этого человека. Его не раз пытались уличить в мошенничестве, но такие попытки были провальными.

Появились звуковые записи голосов знаменитых личностей разных эпох посредством медиума. Они сообщали о себе интересные факты. Многие продолжали трудиться над любимым делом. Лесли смог доказать, что люди, переместившиеся в другой мир, получают информацию о том, что сейчас происходит в реальной жизни.

Экстрасенсы смогли практическими действиями доказать существование души и загробного мира. Хотя нематериальный мир до сих пор укутан тайной. Непонятно до конца, в каких условиях существует душа. Медиумы работают вроде принимающих и передающих устройств, не влияя на сам процесс.

Подытожив все перечисленные факты, можно утверждать, что человеческое тело является не более чем оболочкой. Природа души до сих пор не изучена, и неизвестно, возможно ли такое в принципе. Может быть существует определенный предел человеческих возможностей и познаний, который люди никогда не переступят. Существование души вселяет оптимизм людям, ведь они могут реализовать себя после смерти в другом качестве, а не просто превратиться в обычное удобрение. После вышеизложенного материала каждый для себя должен решить, есть ли жизнь после смерти, научные доказательства однако пока не слишком убедительны.

Каждый человек, который столкнулся со смертью близкого, задается вопросом существует ли жизнь после кончины? Сейчас данный вопрос приобретает особую актуальность. Если несколько веков назад ответ на данный вопрос был всем очевиден, то в настоящее время, после периода атеизма, решение его выглядит более сложно. Мы не можем достаточно легко верить сотням поколений наших предков, которые на личном опыте, столетие за столетием, убеждались в наличии у человека бессмертной души. Мы хотим иметь факты. Причем, факты научные.

Нас со школьной скамьи пытались убедить что нет Бога, нет бессмертной души. При этом нам говорили, что так говорит наука. И мы верили… Заметим, что именно верили в то, что нет бессмертной души, верили в то, что это якобы доказала наука, верили в то, что Бога нет. Никто из нас и не пытался разобраться в том, что же говорит беспристрастная наука о душе. Мы легко доверяли неким авторитетам, особо не вдаваясь в подробности их мировоззрения, объективности, и интерпретаций ими научных фактов.

Мы чувствуем, что душа у умершего вечна, что она жива, но с иной стороны старые и внушенные нам стереотипы о том, что никакой души нет, тянут нас в пропасть отчаяния. Данная борьба внутри нас весьма тяжела и очень изматывает. Мы хотим правды!

Так давайте посмотрим на вопрос существования души через настоящую, не идеологизированную, объективную науку. Услышим мнение настоящих исследователей по этому вопросу, лично оценим логические выкладки. Не наша вера в существование либо не существование души, а только знание может погасить данный внутренний конфликт, сохранить наши силы, придать уверенности, посмотреть на трагедию с иной, реальной точки зрения.

В первую очередь поговорим о том, что вообще такое Сознание. Над этим вопросом люди думали всю историю человечества, но до сих пор не могут придти к окончательному решению. Нам известны лишь некоторые свойства, возможности сознания. Сознание – это осознавание себя, своей личности, это великий анализатор всех наших чувств, эмоций, желаний, планов. Сознание – это то, что нас выделяет, то, что обязывает нас ощущать себя не предметами, а личностями. Другими словами, Сознание чудесным образом обнаруживает наше принципиальное существование. Сознание – это осознание нами своего «Я», но в тоже время Сознание есть великая тайна. У сознания нет измерений, формы, нет цвета и запаха, вкуса, его нельзя потрогать, повертеть в руках. Не взирая на то, что мы сильно мало знаем о сознании, мы абсолютно достоверно знаем, что мы его имеем.

Одним из главных вопросов человечества является вопрос о природе этого самого Сознания (души, «Я», эго). Диаметрально противоположные взгляды по этому вопросу имеют материализм и идеализм. На взгляд материализма человеческое Сознание есть субстрат головного мозга, продукт материи, порождение биохимических процессов, особого слияния нервных клеток. На взгляд идеализма Сознание это – эго, «Я», дух, душа – нематериальная, невидимая одухотворяющая тело вечно существующая, не умирающая энергия. В актах сознания всегда принимает участие субъект, который собственно все и осознаёт.

Если интересоваться чисто религиозными представлениями о душе, то никаких доказательств существования души религия не даст. Учение о душе является догматом и не подлежит научному доказательству.

Нет совершенно никаких объяснений, а тем более доказательств и у материалистов, считающих, что они беспристрастные исследователи (впрочем это далеко не так).

А как же большая часть людей, которые равно далеки от религии, от философии, да и от науки тоже, представляют себе это Сознание, душу, «Я»? Давайте зададимся вопросом, что такое «Я»?

Первое, что большинству приходит в голову: «Я – человек», «Я – женщина (мужчина)», «Я – бизнесмен (токарь, пекарь)», «Я – Таня (Катя, Алексей)», «Я – жена (муж, дочь)» и тому подобное. Это, конечно, забавные ответы. Свое индивидуальное, неповторимое «Я» нельзя определить общими понятиями. На свете несметное количество людей с такими же особенностями, но они же не ваше «Я». Половина из них женщин (мужчин), но они тоже не «Я», люди с такими же профессиями вроде имеют свое, а не Ваше «Я», тоже самое можно сказать и про жен (мужей), людей различных профессий, социального положения, национальностей, вероисповедания и так далее. Никакая принадлежность к какой либо группе не объяснит Вам что представляет Ваше индивидуальное «Я», потому что Сознание всегда лично. Я – не качества (качества только принадлежат нашему «Я»), ведь качества одного и того же человека могут изменяться, но его «Я» при этом останется неизменным.

Психические и физиологические особенности тоже.

Некоторые говорят о том, что их «Я» – это их рефлексы, их поведение, их индивидуальные представления и пристрастия, их психологические особенности и тому подобное.

Вообще-то это не может быть ядром личности, которое называют «Я». По какой причине? Потому что на протяжении жизни меняется и поведение и представления и пристрастия, и уж тем более психологические особенности. Нельзя же сказать, что если ранее эти особенности были другими, то это было не мое «Я». Понимая это, некоторые приводят следующий аргумент: «Я – это мое индивидуальное тело». Это уже интереснее. Разберем и это предположение.

Всем известно из школьного курса анатомии, что клетки нашего организма постепенно в течение жизни обновляются. Старые умирают, а новые рождаются. Некоторые клетки обновляются почти каждые сутки, но есть клетки, которые проходят свой жизненный цикл намного дольше. В среднем же каждые 15 лет обновляется все клетки организма. Если считать «Я» обыкновенный совокупностью клеток человека, то получится абсурд. Получится, что если человек живет, к примеру, 70 лет, за это время минимум 4-5 раз у человека поменяются все клетки в его теле (то есть 4-5 поколений). Может ли это значить, что свою 70-летнюю жизнь прожил не один человек, а 5 различных людей? Не правда ли, это довольно глупо? Делаем вывод, что «Я» не может являться телом, потому что тело не непрерывно, а «Я» непрерывно.

Значит, что «Я» не может являться ни качествами клеток, ни их совокупностью.

Материализм привык раскладывать на механические составляющие весь многоаспектный мир, «И алгеброй гармонию проверить...» (А.С. Пушкин). Самым наивным заблуждением воинствующего материализма в отношении личности является представление, что личность есть совокупность биологических качеств. Впрочем совмещение безличных предметов, будь они хотя бы атомами, хотя бы нейронами, не может породить личность и ее ядро – «Я».

Как возможно этим сложнейшим «Я», чувствующим, способным на переживания, любовь, быть суммой специфических клеток организма наряду с протекающими биохимическим и биоэлектрическими процессами? Каким образом эти процессы могут формировать «Я»???

При условии, если бы нервные клетки составляли наше «Я», то мы бы ежедневно теряли часть своего «Я». С каждой умершей клеткой, с каждым нейроном, «Я» становилось бы меньше и меньше. С восстановлением, размножением клеток, оно бы возрастало в размерах.

Научные исследования, проведенные в различных странах мира доказывают, что нервные клетки, как и все остальные клетки человеческого организма, способны к регенерации. Вот что пишет серьезнейший биологический международный журнал Nature: «Сотрудники калифорнийского Института биологических исследований им. Солка нашли, что в мозгу взрослых млекопитающих рождаются совершенно работоспособные молодые клетки, которые функционируют наравне с уже существующими нейронами. Профессор Фредерик Гэйдж и его коллеги ещё пришли к выводу, что ткани мозга быстрее всего обновляются у физически активных животных»

Это также подтверждает публикация в одном авторитетнейшем, реферируемом биологическом журнале – Science: «В течение двух последних лет ученые установили, что нервные и мозговые клетки обновляются, как и остальные в человеческом организме. Организм способен сам восстанавливать нарушения, относящиеся к нервному тракту», – говорит ученая Хелен М. Блон».

Таким образом, даже при полной смене всех (включая нервные) клеток организма, «Я» человека остаётся прежним, следовательно, оно не принадлежит непрерывно меняющемуся материальному телу.

По какой-то причине сейчас настолько трудно доказывать то, что было очевидно и понятно ещё древним. Живший ещё в III веке римский философ-неоплатоник Плотин писал: «Нелепо предполагать, что, раз ни одно из частей жизнью не обладает, то жизнь можно создать их совокупностью,.. к тому же абсолютно невозможно, чтобы жизнь производило нагромождение частей, и чтобы ум порождало то, что ума лишено. Если кто и возразит, что это не так, а вообще-то душу образуют сошедшиеся совместно атомы, т.е. неделимые на части тельца, то он будет опровергнут тем, что атомы сами по себе только лежат один подле другого, не образуя живого целого, ибо не может получиться единства и совместного чувствования из нечувствительных и не способных к объединению тел; а душа-то – чувствует сама себя».

«Я» – это неизменное ядро личности, которое включает в себя многие переменные, но само не является переменным.

Скептик может выдвинуть последний отчаянный аргумент: «А возможно «Я» – это мозг?»

Сказку про то, что наше Сознание является деятельностью мозга, многие слышали ещё в школе. Необычайно широко распространено представление, что мозг – и есть по сути человек с его «Я». Большая часть думает, что именно мозг воспринимает информацию из окружающего мира, перерабатывает её и решает, как действовать в каждом конкретном случае, думают, что именно мозг делает нас живыми, дает нам личностность. А тело – не больше чем скафандр, обеспечивающий деятельность центральной нервной системы.

Но данная сказка не имеет отношения к науке. Мозг сейчас глубоко изучен. Давно и прекрасно изучены химический состав, отделы мозга, связи этих отделов с функциями человека. Изучены мозговая организация восприятия, внимания, памяти, речи. Изучены функциональные блоки мозга. Несметное количество клиник и научных центров изучают человеческий мозг более сотни лет, для чего разработана дорогостоящая эффективная аппаратура. Но, открыв любой учебники, монографии, научные журналы по нейрофизиологии либо нейропсихологии, Вы не встретите научных данных о связи мозга с Сознанием.

Для людей далеких от данной области знания это кажется удивительным. Вообще-то, ничего удивительного в этом нет. Никто и никогда еще не обнаружил связи мозга и самого центра нашей личности, нашего «Я». Конечно, исследователи-материалисты этого всегда хотели. Проводились тысячи исследований и миллионы опытов, на это были затрачены многие миллиарды долларов. Усилия исследователей не прошли даром. Благодаря этим исследованиям были открыты и изучены сами отделы мозга, установлена их связь с физиологическими процессами, весьма многое удалось сделать для понимания нейрофизиологических процессов и феноменов, но самого главного сделать не удалось. Не удалось найти в мозге то место, которое и является нашим «Я». Не удалось даже, не взирая на крайне активную работу в этом направлении, сделать серьезного предположения, о том, как мозг вообще связан с нашим Сознанием.

Откуда же пошло предположение о том, что Сознание располагается в мозге? Одним из первых, такое предположение выдвинул в середине 18 века знаменитый электрофизиолог Дюбуа-Реймон (1818-1896). По своему мировоззрению Дюбуа-Реймон был одним из ярких представителей механистического направления. В одном из писем своему другу он писал, что «в организме действуют исключительно физико-химические законы; если с их помощью не все можно объяснить, то необходимо, применяя физико-математические методы, или найти способ их действия, или принять, что существуют новые силы материи, равные по ценности физико-химическим силам».

Но с ним не соглашался живший в одно время с Реймоном выдающейся физиолог Карл Фридрих Вильгельм Людвиг, возглавлявший в 1869-1895 годах новый Физиологический институт в Лейпциге, который стал крупнейшим мировым центром в экспериментальной физиологии. Основатель научной школы, Людвиг писал, что ни одна из существующих теорий нервной деятельности, включая и электрическую теорию нервных токов Дюбуа-Реймона, не может ничего сказать о том, как вследствие деятельности нервов становятся возможны акты ощущения. Заметим, что здесь речь идет даже не о сложнейших актах сознания, а о намного более простых ощущениях. Если нет сознания, то ничего чувствовать и ощущать мы не можем.

Очередной крупнейший физиолог XIX века – выдающийся английский нейрофизиолог сэр Чарльз Скотт Шеррингтон, лауреат Нобелевской премии, говорил, что если не понятно, как психика появляется из деятельности мозга, то, естественно, столь же мало понятно, как она может оказывать какое-нибудь воздействие на поведение живого существа, управление которым производится посредством нервной системы.

В результате и сам Дюбуа-Реймон пришел к такому выводу: «Как мы сознаем – мы не знаем и возможно никогда не узнаем. И как бы мы ни углублялись в дебри внутримозговой нейродинамики, моста в царство сознания мы не перебросим». Реймон пришел к неутешительному для детерминизма выводу о невозможности объяснить Сознание материальными причинами. Он признал, «что тут человеческий ум наталкивается на «мировую загадку», познать которую он никогда не сможет».

Профессор Московского университета, философ А.И. Введенский в 1914 г сформулировал закон «отсутствия объективных признаков одушевленности». Смысл этого закона в том, что роль психики в системе материальных процессов регуляции поведения совершенно неуловима и не существует никакого мыслимого моста между деятельностью мозга и областью психических либо душевных явлений, включая Сознание.

Крупнейшие специалисты по нейрофизиологии, лауреаты Нобелевской премии Дэвид Хьюбел и Торстен Визел признавали, что для того чтобы можно было утверждать связь мозга и Сознания, надо понять, что считывает и декодирует информацию, которая приходит от органов чувств. Исследователи признали, что это сделать невозможно.

Существует интересное и убедительное доказательство отсутствия связи между Сознанием и работой мозга, понятное даже людям, далеким от науки. Вот оно:

Предположим, что «Я» является результатом работы мозга. Как наверняка известно нейрофизиологам, человек может жить даже с одним полушарием мозга. При этом он будет иметь Сознание. У человека, который живет только с правым полушарием мозга, несомненно присутствует «Я» (Сознание). Соответственно можно сделать вывод, что «Я» не располагается в левом, отсутствующем, полушарии. У человека с единственным функционирующим левым полушарием тоже есть «Я», следовательно «Я» не располагается в правом полушарии, отсутствующем у данного человека. Сознание остаётся вне зависимости от того, какое полушарие удаляется. Это значит, у человека нет области мозга, отвечающей за Сознание, ни в левом, ни в правом полушарии головного мозга. Приходится делать вывод, что присутствие сознания у человека не связано с определенными областями мозга .

Профессор, д.м.н. Войно-Ясенецкий описывает: «У молодого раненого я вскрыл огромный абсцесс (около 50 кубич. см, гноя), который, безусловно, разрушил всю левую лобную долю, и решительно никаких дефектов психики после данной операции я не наблюдал. То же самое я могу сказать о другом больном, оперированном по поводу огромной кисты мозговых оболочек. При широком вскрытии черепа я с удивлением увидел, что почти вся правая половина его пуста, а все левое полушарие мозга сдавлено, почти до невозможности его различить».

В 1940 году доктор Августин Итуррича сделал сенсационное заявление в Антропологическом обществе в Сукре (Боливия). Он и доктор Ортиз долго изучали историю заболевания 14-летнего мальчика, пациента из клиники доктора Ортиза. Подросток находился там с диагнозом «опухоль мозга». Юноша сохранял Сознание до самой смерти, жаловался только на головную боль. Когда после его кончины произвели патологоанатомическое вскрытие, то доктора были изумлены: вся мозговая масса оказалась совершенно отделена от внутренней полости черепной коробки. Большой нарыв захватил мозжечок и часть головного мозга. Осталось абсолютно непонятно, каким образом сохранялось мышление у больного мальчика.

Факт, что сознание существует независимо от мозга, подтверждают и исследования, проведенные относительно недавно голландскими физиологами под руководством Пима ван Ломмеля. Результаты широкомасштабного эксперимента были опубликованы в авторитетнейшем биологическом английском журнале «The Lancet». «Сознание существует даже после того, как мозг перестал функционировать. Иными словами, Сознание «живет» само по себе, совершенно самостоятельно. Что же касается головного мозга, то это вовсе не мыслящая материя, а орган, как и любой иной, выполняющий строго определенные функции. Возможно, мыслящей материи, даже в принципе, не существует, заявил руководитель исследования известный ученый Пим ван Ломмель».

Очередной аргумент, доступный для понимания не специалистов приводит профессор В. Ф. Войно-Ясенецкий: «В войнах муравьев, не имеющих головного мозга, явно обнаруживается преднамеренность, а следовательно и разумность, ничем не отличающаяся от человеческой». Это и правда, удивительный факт. Муравьи решают довольно сложные задачи по выживанию, строительству жилья, обеспечению себя питанием, то есть обладают определенной разумностью, но не имеют мозга вообще. Это обязывает задуматься, не правда ли?

Нейрофизиология не стоит на месте, а является одной из самых динамично развивающихся наук. Об успехах изучения мозга говорят методы и масштаб исследований. Изучаются функции, участки мозга, все подробнее и подробнее выясняется его состав. Не смотря на титаническую работу по изучению мозга, мировая наука в наше время также далека от понимания того, что из себя представляют творчество, мышление, память и какова их связь с самим мозгом. Придя к пониманию того, что Сознания нет внутри тела, наука делает естественные выводы о нематериальной природе сознания.

Академик П.К. Анохин: «Ни одну из «мыслительных» операций, которые мы приписываем «разуму», до сих пор не удалось прямо связать с какой-то частью мозга. Если мы в принципе не можем понять, как именно психическое появляется вследствие деятельности мозга, то не логичнее ли думать, что психика вообще не есть по своей сущности функция мозга, а представляет проявление каких-то иных – нематериальных духовных сил?»

В конце XX века создатель квантовой механики, лауреат Нобелевской премии Э. Шредингер писал, что природа связи некоторых физических процессов с субъективными событиями (к которым относится Сознание) лежит «в стороне от науки и за пределами человеческого понимания».

Крупнейший современный нейрофизиолог, лауреат Нобелевской премии по медицине Дж. Экклз развил мысль о том, что на основе анализа деятельности мозга невозможно выяснить происхождение психических явлений, и данный факт просто возможно истолкован в том смысле, что психика вообще не является функцией мозга. По мнению Экклза, ни физиология, ни теория эволюции не могут пролить свет на происхождение и природу сознания, которое совершенно чуждо всем материальным процессам во Вселенной. Духовный мир человека и мир физических реальностей, включая деятельность мозга, – это абсолютно самостоятельные независимые миры, которые лишь взаимодействуют и в какой-то мере влияют друг на друга. Ему вторят такие маститые специалисты, как Карл Лешли (американский ученый, директор лаборатории биологии приматов в Ориндж-Парке (шт. Флорида), изучавший механизмы работы мозга) и доктор Гарвардского университета Эдвард Толмен.

Со своим коллегой, основоположником современной нейрохирургии Уайлдером Пенфилдом, выполнившим свыше 10 000 операций на мозге, Экклз написал книгу «Тайна человека». В ней авторы прямо заявляют, что «нет никаких сомнений в том, что человеком управляет НЕЧТО, находящееся за пределами его тела». «Я могу экспериментально подтвердить, – пишет Экклз, – что работа сознания не возможно объяснить функционированием мозга. Сознание существует независимо от него».

По глубокому убеждению Экклза, сознание не может быть предметом научного исследования. По его мнению, возникновение сознания, также как и появление жизни, является высшей религиозной тайной. В своем докладе нобелевский лауреат опирался на выводы книги «Личность и мозг», написанной вместе с американским философом-социологом Карлом Поппером.

Уилдер Пенфилд в итоге многолетнего изучения деятельности мозга тоже пришел к выводу, что «энергия разума имеет отличия от энергии мозговых нейронных импульсов».

Академик Академии медицинских наук РФ, директор Научно исследовательского института Мозга (РАМН РФ), нейрофизиолог с мировым именем, профессор, д.м.н. Наталья Петровна Бехтерева: «Гипотезу о том, что мозг человека лишь воспринимает мысли откуда-то извне, я первый раз услышала из уст нобелевского лауреата, профессора Джона Экклза. Конечно, тогда это показалось мне абсурдным. Но затем исследования, проводимые в нашем Санкт-Петербургском НИИ мозга, подтвердили: мы не можем объяснить механику творческого процесса. Мозг может генерировать лишь самые простые мысли типа, как перевернуть страницы читаемой книги либо помешать сахар в стакане. А творческий процесс – это проявление новейшего качества. Как верующий человек, я допускаю участие Всевышнего в управлении мыслительным процессом».

Наука постепенно приходит к выводу, что мозг является не источником мысли и сознания, а самое большее – их ретранслятором.

Профессор С. Гроф так говорит об этом: «представьте, что у вас сломался телевизор и вы вызвали телемастера, который, покрутив различные ручки, его настроил. Вам же не приходит в голову, что все эти станции сидят в этом ящике».

Так же в 1956 г. выдающейся крупнейший ученый-хирург, доктор медицинских наук, профессор В. Ф. Войно-Ясенецкий считал, что наш мозг не только не связан с Сознанием, но и даже мыслить не способен, поскольку психический процесс вынесен за его пределы. В своей книге Валентин Феликсович утверждает, что «мозг не орган мысли, чувств», и что «Дух выступает за пределы мозга, определяя его деятельность, и все наше бытие, когда мозг работает как передатчик, принимая сигналы и передавая их к органам тела».

К таким же выводам пришли английские ученые Питер Фенвик из Лондонского института психиатрии и Сэм Парния из Центральной клиники Саутгемптона. Они обследовали пациентов, возвратившихся к жизни после остановок сердца, и установили, что некоторые из них наверняка пересказывали содержание разговоров, которые вел медицинский персонал, пока те пребывали в состоянии клинической кончины. Прочие давали точное описание произошедших в данный временной отрезок событий. Сэм Парния утверждает, что мозг, как любой иной орган человеческого тела, состоит из клеток и не способен мыслить. Впрочем он может трудиться как устройство, обнаруживающее мысли, то есть как антенна, при помощи которой становится возможен прием сигнала извне. Исследователи предположили, что во время клинической кончины действующее независимо от головного мозга Сознание использует его как экран. Как телеприемник, который вначале принимает попадающие в него волны, а после чего преобразует их в звук и изображение.

Если мы выключаем радио, то это не это означает, что радиостанция прекращает свое вещание. Т.е. после кончины физического тела Сознание продолжает жить.

Факт продолжения жизни Сознания после кончины тела подтверждает и академик РАМН, директор НИИ Мозга человека, профессор Н.П. Бехтерева в своей книге «Магия мозга и лабиринты жизни». Помимо дискуссии сугубо научной проблематики, в этой книге автор приводит так же и свой личный опыт столкновения с посмертными феноменами.

Наталья Бехтерева, рассказывая о встрече с болгарской ясновидящей Вангой Димитровой, весьма точно высказывается по этому поводу в одном из своих интервью: «Пример Ванги абсолютным образом убедил меня в том, что существует явление контакта с умершими», и также цитата из её книги: «Я не могу не верить тому, что слышала и видела сама. Ученый не имеет права отвергать факты только потому, что они не вписываются в догму, мировоззрение».

Первое последовательное описание посмертной жизни, основанное на научных наблюдениях, было дано шведским ученым и естествоиспытателем Эммануэлем Сведенборгом. После этого эту проблему серьезно изучали известнейшая врач-психиатр Элизабет Кюблер Росс, не менее знаменитый психиатр Раймонд Моуди , добросовестные исследователи академики Оливер Лодж, Уильям Крукс, Альфред Уоллес, Александр Бутлеров, профессор Фридрих Майерс, американский врач-педиатр Мелвин Морз. Среди серьезных и систематических ученых вопроса умирания следует указать профессора медицины при университете Эмори и штатного врача в госпитале для ветеранов в городе Атланта д-ра Майкла Сабома, весьма ценно ещё систематическое изучение психиатра Кэннета Ринга, занимался изучением данной проблемы доктор медицины врач – реаниматолог Мориц Роолингз, наш современник, танатопсихолог А. А. Налчаджян. Много работал над пониманием данной проблемы на взгляд физики знаменитый советский ученый, крупнейший специалист в районе термодинамических процессов, академик Академии Наук Республики Беларусь Альберт Вейник. Значительный вклад в исследование околосмертного опыта внес известный во всем мире американский психолог чешского происхождения, основатель трансперсональной школы психологии д-р Станислав Гроф.

Многообразие накопленных наукой фактов неоспоримо доказывает, что после физической кончины всякий из ныне живущих наследует иную реальность, сохраняя свое Сознание.

Не взирая на ограниченность нашей возможности в познании данной реальности с помощью материальных средств, в наши дни существует ряд её характеристик, полученных с помощью экспериментов и наблюдений исследователей, исследующих эту проблему.

Эти характеристики были перечислены А. В. Михеевым, научным сотрудником Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета в его докладе на международном симпозиуме «Жизнь после кончины: от веры к знанию» который проходил 8-9 апреля 2005 года в Санкт-Петербурге:

1. Существует так называемое «тонкое тело», являющееся носителем самосознания, памяти, эмоций и «внутренней жизни» человека. Это тело существует… после физической кончины, являясь на время существования физического тела его «параллельной компонентой», обеспечивающей вышеуказанные процессы. Физическое тело – лишь посредник для их проявления на физическом (земном) уровне.

2. Жизнь индивидуума не заканчивается текущей земной смертью. Выживание после кончины – естественный закон для человека.

3. Следующая реальность разделена на большое количество уровней, различающихся по частотным характеристикам их составляющих.

4. Местоназначение человека при посмертном переходе определяется его настройкой на определенный уровень, являющейся суммарным результатом его мыслей, чувств и поступков при жизни на Земле. Аналогично тому, как спектр электромагнитного излучения, испускаемого химическим веществом, зависит от его состава, определенно ещё посмертное местоназначение человека определяется «составной характеристикой» его внутренней жизни.

5. Понятия «Рай и Ад» отражают две полярности, возможные посмертные состояния.

6. Помимо аналогичных полярных состояний, имеет место ряд промежуточных. Подбор адекватного состояния автоматически определяется мыслительно-эмоциональным «паттерном», сформированным человеком при земной жизни. Именно поэтому плохие эмоции, насилие, стремление к разрушению и фанатизм, чем бы они не оправдывались внешне, в этом отношении крайне губительны для дальнейшей судьбы человека. Это является твердым обоснованием для персональной ответственности и следования этическим принципам.

Все вышеприведенные аргументы удивительно точно совпадают с религиозными знаниями всех традиционных религий. Это повод отбросить сомнения и определится. Не правда ли?

admin.- Удручающая ситуация. Сознание есть но объяснить его невозможно.И тем не менее, теория понимания сути и мехонизмов зарождения и функционирования Сознания уже есть и она открыта русским ученым Николаем Левашовым в его работе "Сущность и Разум" , с которой вы можете ознакомиться прочитав или скачав на нашем сайте. Этот труд поистине уникален, в силу того, что он показывает гармоничную закономерность и взаимосвязь Вселенной и Сознания, возникновения материи, живой и не живой, и далее развитие живой материи до появления Сознания. Просто прочитайте и многое станет более понятным.

Красивейшие поля и леса, реки и озера, наполненные прекрасной рыбой, сады с замечательными фруктами, нет никаких проблем, только счастье и красота - одно из представлений о жизни, которая продолжается после смерти на Земле. Многие верующие люди именно так описывают рай, в который попадает человек, не сделав большого зла во время своей земной жизни. Только существует ли жизнь после смерти на нашей планете? Существует ли доказательство жизни после смерти? Это довольно интересные и глубокие для философского рассуждения вопросы.

Научные понятия

Как и в случае с другими мистическими и религиозными явлениями, ученые смогли дать пояснение данному вопросу. Также многие исследователи рассматривают научные доказательства жизни после смерти, но они не имеют материальных основ. Только это потом.

Жизнь после смерти (также часто встречается понятие «загробная жизнь») - представления людей с религиозной и философской точки зрения о жизни, происходящей после реального существования человека на Земле. Практически все эти представления связаны с которая находится в теле человека во время его жизни.

Возможные варианты загробной жизни:

  • Жизнь рядом с Богом. Это одна из форм существования души человека. Многие верующие люди считают, что Бог воскресит душу.
  • Ад или рай. Самое распространенное понятие. Это представление существует как во многих религиях мира, так и у большинства людей. После смерти душа человека попадёт в ад или в рай. Первое место предназначено для людей, грешивших во время земной жизни.

  • Новый образ в новом теле. Реинкарнация - научное определение жизни человека в новых воплощениях на планете. Птица, животное, растение и другие формы, в которые может вселиться душа человека после гибели материального тела. Также некоторыми религиями предусмотрена жизнь в теле человеке.

Некоторые религии представляют доказательства существования жизни после смерти в других её формах, но выше были приведены самые распространенные.

Загробная жизнь в Древнем Египте

Высочайшие грациозные пирамиды строились не один десяток лет. Древние египтяне использовали технологии, которые до сих пор не были полноценно изучены. Существует большое количество предположений о технологиях строительства египетских пирамид, но, к сожалению, ни одна научная точка зрения не имеет полноценных доказательств.

Древние египтяне не имели доказательства существования души и жизни после смерти. Они только верили в эту возможность. Поэтому люди строили пирамиды и обеспечивали фараону прекрасное существование в другом мире. Кстати, египтяне считали, что загробная реальность практически идентична с реальным миром.

Следует также обратить внимание на то, что, по мнению египтян, человек в ином мире не может опуститься или подняться по социальной лестнице. Например, фараон не может стать простым человеком, а простой рабочий не станет царем в царстве мёртвых.

Жители Египта мумифицировали тела усопших, а фараонов, как уже было сказано ранее, помещали в огромные пирамиды. В специальное помещение подданные и родственники ушедшего из жизни правителя помещали предметы, которые будут необходимы для жизни и правления в

Жизнь после смерти в христианстве

Древний Египет и создание пирамид относятся к давним временам, поэтому доказательство жизни после смертиэтого древнего народа относится только к египетским иероглифам, которые были найдены на древних строениях и пирамидах в том числе. Только христианские представления об этом понятии существовали раньше и существуют по сей день.

Страшный суд - суд, когда душа человека предстает на суде перед богом. Именно господь может определить дальнейшую судьбу души умершего - будет он испытывать ужасные муки и наказания на смертном одре или идти рядом с Богом в прекрасном раю.

Какие факторы влияют на решение Бога?

На протяжении всей земной жизни каждый человек совершает поступки - плохие и хорошие. Стоит сразу сказать, что это мнение с религиозной и философской точек зрения. Именно по этим земным поступкам смотрит судья во время Страшного суда. Также нельзя забывать про жизненную веру человека в Бога и в силу молитв и церкви.

Как видно, в христианстве также существует жизнь после смерти. Доказательство такого факта существует в Библии, церкви и мнении многих людей, посвятивших свою жизнь служению церкви и, разумеется, Богу.

Смерть в исламе

Ислам не является исключением в приверженности постулату о существовании загробного мира. Как и в других религиях, человек на протяжении всей жизни совершает определенные поступки, и от них будет зависеть, как он умрёт, какая жизнь его будет ожидать.

Если человек во время существования на Земле совершал плохие поступки, то, разумеется, его ждёт определенное наказание. Началом кары за грехи становится мучительная смерть. Мусульмане считают, что грешный человек будет умирать в муках. Хотя человек с чистой и светлой душой уйдет из этого мира с лёгкостью и без каких-либо проблем.

Основное доказательство жизни после смерти находится в Коране (священная книга мусульман) и в учениях религиозных людей. Стоит сразу обратить внимание, что Аллах (Бог в исламе) учит не бояться смерти, ведь верующий человек, который совершает праведные поступки, будет награжден в вечной жизни.

Если в христианской религии на Страшном суде присутствует сам Господь, то в исламе решение принимают два ангела - Накир и Мункар. Они производят допрос ушедшего из земной жизни. Если человек не верил и совершал грехи, которые не искупил во время земного существования, то его ждут наказания. Верующему же человеку предоставляется рай. Если за спиной верующего имеются неискупленные грехи, то его ждут наказания, после которых он сможет попасть в прекрасные места под названием рай. Атеистов ждут ужасные муки.

Представления буддистов и индуистов о смерти

В индуизме нет создателя, который сотворил жизнь на Земле и которому необходимо молиться и приклоняться. Веды - священные тексты, которые заменяют Бога. В переводе на русский язык «веда» - «мудрость» и «знание».

Веды также можно рассматривать в качестве того, что существует доказательство жизни после смерти. В этом случае человек (если быть точнее, то душа) будет умирать и вселяться в новую плоть. Духовные уроки, которые должен освоить человек, являются причиной постоянного перевоплощения.

В буддизме рай существует, но у него имеется не один уровень, как в других религиях, а несколько. На каждом этапе, если можно так сказать, душа получает необходимые знания, мудрость и прочие положительные стороны и идёт дальше.

В этих обеих религиях также существует ад, но по сравнению с другими религиозными представлениями он не является вечным наказанием для души человека. Существует большое количество мифов о том, как из ада души умерших переходили в рай и начинали свой путь по определенным уровням.

Взгляд других религий мира

На самом деле у каждой религии свои представления о загробной жизни. На данный момент просто невозможно назвать точное число религий, поэтому выше были рассмотрены только самые крупные и основные, но и в них можно найти интересные доказательства жизни после смерти.

Стоит также обратить внимание на то, что практически во всех религиях имеются общие черты смерти и жизни в раю и аду.

Ничто никуда не исчезает без следа

Гибель, смерть, исчезновение не являются концом. Это, если эти слова будут уместны, скорее, начало чего-либо, но не конец. В качестве примера можно взять косточку сливы, которые выплюнул человек, скушавший непосредственный плод (сливу).

Эта косточка падает, и кажется, настал её конец. Только на самом деле она может произрасти, и на свет появится прекрасный куст, прекрасное растение, которое будет приносить плоды и радовать окружающих своей красотой и своим существованием. Когда этот куст погибнет, например, то он просто перейдёт из одного состояния в другое.

К чему этот пример? К тому, что смерть человека также не является его непосредственным концом. Этот пример можно также рассматривать как доказательства жизни после смерти. Ожидание и реальность, правда, могут сильно отличаться.

Существует ли душа?

На протяжении всего времени речь идёт о существовании души человека после смерти, но не было вопроса о существовании самой души. Может, она не существует? Поэтому стоит обратить внимание на это понятие.

В этом случае стоит перейти от религиозных рассуждений к Весь мир - земля, вода, деревья, космос и всё остальное - состоит из атомов, молекул. Только ни один из элементов не имеет возможности чувствовать, рассуждать и развиваться. Если говорить о том, существует ли жизнь после смерти, доказательства можно взять исходя из этого рассуждения.

Разумеется, можно говорить о том, что в теле человека есть органы, которые являются причинами всех чувств. Нельзя также забывать про мозг человека, ведь он отвечает за разум и ум. В этом случае можно сделать сравнение человека с компьютером. Последний гораздо умнее, но он запрограммирован на определенные процессы. На сегодняшний день активно стали создаваться роботы, но у них нет чувств, хотя сделаны по человеческому подобию. Исходя из рассуждений, можно говорить о существовании души человека.

Также можно в качестве ещё одного доказательства вышесказанных слов привести зарождение мысли. Эта часть человеческой жизни не имеет никакого научного начала. Можно годами, десятилетиями и веками изучать всевозможные науки и «лепить» мысль из всех материальных средств, но ничего не выйдет. Мысль не имеет материальных основ.

Ученые доказали, что жизнь после смерти существует

Говоря о загробном существовании человека, не стоит обращать внимание только на рассуждения в религии и философии, ведь, помимо этого, существуют научные исследования и, разумеется, необходимые результаты. Многие учёные ломали и ломают голову над тем, чтобы узнать, что происходит с человеком после его смерти.

Выше были упомянуты веды. В этих священных писаниях говорится о из одного тела в другое. Именно таким вопросом задался Ян Стивенсон - известный психиатр. Стоит сразу сказать, что его исследования в области реинкарнации внесли большой вклад в научное представление о жизни после смерти.

Учёный стал рассматривать жизнь после смерти, реальные доказательства которой он смог найти на всей планете. Психиатр смог рассмотреть более 2000 случаев реинкарнации, после чего были сделаны определенные выводы. Когда человек возрождается в ином образе, то все физические дефекты также сохраняются. Если у умершего были определенные шрамы, то и в новом теле они также будут присутствовать. Этому факту есть необходимые доказательства.

Во время исследования ученый использовал гипноз. И во время одного сеанса мальчик вспоминает свою смерть - его убили топором. Такая особенность смогла отразиться в новом теле - у мальчика, который был исследован учёным, имелся грубый нарост на затылке. После получения необходимой информации психиатр начинает поиск семьи, где, возможно, было убийство человека с помощью топора. И результат не заставил долго себя ждать. Яну удалось найти людей, в семье которых в недалёком прошлом зарубили мужчину топором. Характер раны был схож с наростом ребёнка.

Это не один пример, который может говорить о том, что найдены доказательства жизни после смерти. Поэтому стоит рассмотреть еще несколько случаев во время исследований учёного-психиатра.

У другого ребёнка имелся дефект на пальцах, будто ему их обрубили. Разумеется, учёный заинтересовался таким фактом, и не зря. Мальчик смог рассказать Стивенсону, что пальцы он потерял во время полевых работ. После разговора с ребёнком начались поиски очевидцев, которые могут пояснить такое явление. Через некоторые время были найдены люди, рассказавшие о смерти мужчины во время полевых работ. Этот человек умер в результате потери крови. Пальцы были обрублены молотилкой.

Рассматривая данные обстоятельства, можно говорить о том, после смерти. Доказательства смог привести Ян Стивенсон. После опубликованных работ учёного многие люди стали задумываться о реальном существовании загробной жизни, которая была описана психиатром.

Клиническая и реальная смерть

Всем известно, что при сильнейших травмах может случиться клиническая смерть. В этом случае у человека останавливается сердце, происходит остановка всех жизненных процессов, но кислородное голодание органов ещё не вызывает необратимых последствий. Во время этого процесса тело находится в переходном этапе между жизнью и смертью. Длится клиническая смерть не больше 3-4 минут (очень редко 5-6 минут).

Люди, которые смогли пережить такие минуты, рассказывают о «тоннеле», о «белом свете». На основе данных фактов ученые смогли открыть новые доказательства жизни после смерти. Учёные, изучавшие данное явление, сделали необходимый доклад. По их мнению, сознание всегда существовало во Вселенной, смерть материального тела не является концом для души (сознания).

Крионика

Под этим словом понимается замораживание тела человека или животного для того, чтобы в будущем была возможность возродить умершего. В некоторых случаях в состояние глубокого охлаждения подвергают не всё тело, а только голову или мозг.

Интересный факт: опыты по замораживанию животных проводились ещё в XVII веке. Только примерно через 300 лет человечество более серьёзно задумалось о данном способе получения бессмертия.

Возможно, что именно этот процесс станет ответом на вопрос: "Жизнь после смерти существует?" Доказательства, возможно, будут представлены в будущем, ведь наука не стоит на месте. Но на данный момент крионика остаётся загадкой с надеждой на развитие.

Жизнь после смерти: последние доказательства

Одним из последних доказательств в рассматриваемом вопросе стало исследование американского учёного физика-теоретика Роберта Ланца. Почему одно из последних? Потому что это открытие было сделано осенью 2013 года. Какой же вывод сделал учёный?

Стоит сразу обратить внимание, что ученый является физиком, поэтому эти доказательства основываются на квантовой физике.

С самого начала учёный обратил внимание на цветовое восприятие. В качестве примера он привёл голубое небо. Все мы привыкли видеть небо именно таким цветом, но на самом деле всё иначе. Почему человек видит красный цвет красным, зелёный - зелёным и так далее? Со слов Ланца, всё дело в рецепторах головного мозга, которые отвечают за цветовое восприятие. Если повлиять на эти рецепторы, то небо может неожиданно стать красным или зелёным.

Каждый человек привык, как говорит исследователь, видеть смесь молекул и карбонатов. Причиной такого восприятия является наше сознание, но действительность может отличаться от общего понимания.

Роберт Ланц считает, что существуют параллельные вселенные, где все события синхронны, но в то же время различны. Исходя из этого смерть человека является только переходом из одного мира в другой. В качестве доказательства исследователь провёл эксперимент Юнга. Для учёных этот метод является доказательством того, что свет - это не что иное, как волна, которую можно измерить.

Суть эксперимента: Ланц пропустил свет через два отверстия. Когда луч проходил через препятствие, то он разделялся на две части, но стоило ему оказаться за пределами отверстий, он снова сливался и становился ещё светлее. В тех местах, где волны света не соединились в один луч, они становились тусклее.

В итоге Роберт Ланц пришёл к выводу, что не Вселенная творит жизнь, а совсем наоборот. Если жизнь заканчивается на Земле, то, как и в случае со светом, она продолжает своё существование в ином месте.

Заключение

Наверное, нельзя отрицать, что жизнь после смерти есть. Факты и доказательства, конечно, не являются стопроцентными, но они существуют. Как видно из вышесказанной информации, загробное существование есть не только в религии и философии, но и в научных кругах.

Проживая это время, каждый человек может только предполагать и думать о том, что с ним произойдёт после смерти, после исчезновения его тела на этой планете. Существует большое количество вопросов по этому поводу, много сомнений, но никто живущий на данный момент не сможет найти необходимый ему ответ. Сейчас нам остаётся только наслаждаться тем, что у нас есть, ведь жизнь является счастьем каждого человека, каждого животного, прожить её нужно красиво.

Лучше всего не думать о загробной жизни, ведь вопрос смысла жизни гораздо интереснее и полезнее. Ответить на него может практически каждый человек, но это уже совсем другая тема.

Есть нечто общее, что роднит искания людей всех времен и взглядов. Это непреодолимая психологическая трудность поверить в то, что нет жизни после смерти. Человек не животное! Жизнь есть! И это не просто предположение или ни на чем не основанная вера. Есть огромное количество фактов, которые свидетельствуют о том, что, оказывается, жизнь личности продолжается и за порогом земного бытия. Поразительные свидетельства мы находим повсюду, где только остались литературные источники. И для всех них по крайней мере один факт был неоспорим: личность после смерти живет. Личность неуничтожима!

Замечательна в этом отношении книга, изданная у нас в России незадолго до революции, в 1910 году. Она, я бы сказал, не оставляет никаких сомнений в реальности того, что там сообщается; Автор ее К. Икскуль описывает то, что происходило с ним самим. И названа она по особенному – «Невероятное для многих, но истинное происшествие». Главное в ней – простое описание того, что происходит в пограничной ситуации, которую мы называем – между жизнью и смертью. Икскуль, описывая момент своей клинической смерти, рассказал, что сначала он испытывал тяжесть, какое-то давление, а потом вдруг ощутил свободу. Но, увидев отдельно от себя свое тело и начиная догадываться, что это его тело мертво, он не потерял осознания себя как личности. «В наших понятиях со словом «смерть» неразлучно связано представление о каком-то уничтожении, прекращении жизни, как же мог я думать, что умер, когда я ни на одну минуту не терял самосознания, когда я чувствовал себя таким же живым, все слышащим, видящим, сознающим, способным двигаться, думать, говорить?»

В других случаях происходят иногда вещи и крайне тяжелые для души. Один из реанимированных (лучше сказать, даже не реанимированных – этот человек без врачебной помощи вышел из состояния клинической смерти) рассказывал, что он слышал и видел, как родственники, едва остановилось его сердце, начали спорить, ссориться, ругаться из-за наследства. На самого покойника никто не обращал никакого внимания, даже не говорил о нем – он, оказывается, уже никому был не нужен (словно усопший – вещь, достойная только того, чтобы ее выбросить за ненадобностью), все внимание было обращено на деньги и вещи. Можете себе представить, какова же была «радость» всех тех, которые уже поделили его немалое наследство, когда этот человек вернулся к жизни. И каково ему самому было теперь общаться со своими «любящими» родственниками.

Но не в этом суть дела. Важно то, что во всех случаях сознание умершего не прекращалось! Прекращаются функции тела. А сознание, оказывается, не только не умирает, но, напротив, приобретает особую отчетливость и ясность.

О подобном посмертном состоянии говорит множество фактов. Сейчас вышло очень много литературы, касающейся этого вопроса. Например, книга доктора Моуди «Жизнь после жизни». В Америке она вышла огромным тиражом – 2 миллиона экземпляров были проданы буквально в первый же год или два. С такой скоростью мало какие книги расходятся. Это была своего рода сенсация, книгу восприняли как откровение. Хотя подобных фактов всегда было достаточно, но их просто не знали и не замечали. К ним относились как к галлюцинациям, к проявлениям психической ненормальности человека. Здесь же врач, специалист, окруженный коллегами, говорит о фактах, и только фактах как таковых. К тому же он человек, в общем-то, довольно далекий от религиозных взглядов.

Анри Бергсон – известный французский философ конца XIX века – говорил, что мозг человека напоминает чем-то телефонную станцию, которая не вырабатывает информацию, а только ее передает. Информация приходит откуда-то и передается куда-то. Мозг является только передаточным механизмом, а не источником сознания человека. Сегодня огромнейшая совокупность научно достоверных фактов полностью подтверждает эту мысль Бергсона.

Взять хотя бы интересную книгу Морица Роолингза «За порогом смерти» (Санкт-Петербург, 1994). Это известный врач-кардиолог, профессор университета в Теннесси, который сам, лично много раз возвращал к жизни людей, находившихся в состоянии клинической смерти. Книга изобилует огромным количеством фактов. Интересно, что сам Роолингз прежде был человеком, равнодушным к религии, но после одного случая в 1977 году (именно с него начинается эта книга) он совершенно иначе стал смотреть на проблему человека, души, смерти, вечной жизни и Бога. То, что описывает этот медик, действительно заставляет задуматься всерьез.

Роолингз рассказывает, как он начал реанимацию пациента, находившегося в состоянии клинической смерти, – с помощью обычных в таких случаях механических действий, то есть путем массажа пытался заставить работать его сердце. Таких случаев за всю его практику у него было много. Но с чем он столкнулся на этот раз? Причем столкнулся, как он говорит, впервые. Его пациент, как только к нему на несколько мгновений возвращалось сознание, умолял: «Доктор, не останавливайтесь! Не переставайте!» Врач спросил, что его пугает. «Вы не понимаете? Я в аду! Когда Вы перестаете делать массаж, я оказываюсь в аду! Не давайте мне туда возвращаться!» – последовал ответ. И так повторялось несколько раз. При этом лицо его выражало панический ужас, он дрожал и обливался потом от страха.

Роолингз пишет, что сам он человек сильный и в его практике неоднократно случалось, когда он, так сказать, усердно работая, иногда даже ломал ребра пациенту. Поэтому тот, приходя в себя, обычно умолял: «Доктор, прекратите терзать мою грудь! Мне больно! Доктор, прекратите!» Здесь же врач услышал нечто совершенно необычное: «Не останавливайтесь! Я в аду!» Роолингз пишет, что когда этот человек наконец окончательно пришел в себя, то рассказал ему, какие жуткие страдания перенес он там. Больной был готов перенести здесь, на земле, все что угодно, только бы опять не вернуться туда. Там был ад! Потом уже, когда кардиолог занялся серьезным исследованием происходящего с реанимированными, стал расспрашивать об этом своих коллег, то оказалось, что таких случаев в медицинской практике немало. С тех пор он стал вести записи рассказов реанимированных пациентов. Не все открывали себя. Но тех, которые были откровенны, было более чем достаточно, чтобы убедиться, что смерть означает только гибель тела, но не личности.

В этой своей книге Роолингз, в частности, сообщает, что примерно половина людей, возвращающихся к жизни, говорят, что там, где они только что побывали, очень хорошо, даже прекрасно, им не хочется оттуда возвращаться – они возвращались обычно неохотно и даже со скорбью. Но примерно такое же количество реанимированных рассказывают, что там ужасно, что они видели там огненные озера, страшных чудовищ, испытывали невероятные, тяжелейшие переживания и мучения. И, как пишет Роолингз, «число случаев знакомства с адом быстро увеличивается».

В этом последнем случае люди переживают страх и шок. «Я помню, как мне не хватало воздуха, – рассказал один пациент. – Затем я отделился от тела и вошел в мрачную комнату. В одном из окон я увидел уродливую морду гиганта, вокруг которого суетились бесенята. Он сделал мне знак подойти. Снаружи была тьма, но я различал стонущих людей вокруг. Мы двигались сквозь пещеру. Я плакал. Затем гигант отпустил меня. Доктор думал, что мне привиделось такое из-за наркотиков, но я никогда не употреблял их».

Или вот другое свидетельство: «Я очень быстро несся по туннелю. Мрачные звуки, запах гниения, полулюди, говорящие на незнакомом языке. Ни проблеска света. Я крикнул: «Спасите меня!» Появилась фигура в блестящем одеянии, я почувствовал в ее взгляде: «Живи иначе!»»

Но особенно любопытны факты, касающиеся спасенных самоубийц. Практически все они, говорит доктор Роолингз (он исключений не знает), переживали там тяжкие муки. Причем эти муки были связаны как с психическими, душевными, так и со зрительными переживаниями. Это были тяжелейшие страдания. Перед несчастными представали чудовища, от одного вида которых душа содрогалась, и некуда было деться, нельзя было закрыть глаза, нельзя закрыть уши. Выхода из этого ужасного состояния там не было!

Когда одну отравившуюся девушку вернули к жизни, она умоляла: «Мама, помоги, отгони их! Эти демоны в аду не отпускают, я не в силах вернуться, это ужасно!»

Роолингз приводит также и другой очень важный факт: большинство его пациентов, переживших духовные муки в клинической смерти (по крайней мере многие из тех, которые поделились такими переживаниями), решительно меняли свою нравственную жизнь. Некоторые, говорит он, не решались ничего рассказывать, но, хотя они и молчали, по их последующей жизни можно было понять, что они пережили что-то ужасное.

Из книги «Посмертная жизнь души»