Дорошевич биография. Дорошевич власий михайлович

Дорошевич Влас Михайлович (5 января 1865, Москва, Российская империя — 22 февраля 1922, Петроград, РСФСР) — русский журналист, публицист, театральный критик, один из виднейших фельетонистов конца XIX — начала XX века.

Учился в нескольких московских гимназиях, откуда неоднократно исключался; гимназический курс завершил экстерном.

Всё можно вернуть. Потерянное богатство, даже из потерянного здоровья можно вернуть хоть крупицы. Только времени, одного времени не вернёшь ни мгновенья. С каждым мгновеньем мы ближе к смерти. И лови, и наполняй каждое из них, потому что оно не повторится. Ты спрашивал: как надо жить? Пусть каждое мгновение будет радостно для тебя. Постарайся, чтобы оно было удовольствием для других. И если ты при этом никому не причинишь страданья, - считай себя совсем счастливым. Не теряй жизни! Жизнь есть сад. Насаждай его цветами, чтобы в старости было где гулять воспоминаниями.

Дорошевич Влас Михайлович

Работу в газетах начал, ещё будучи учеником московской гимназии. Был репортером «Московского листка», «Петербургской газеты», писал юмористические статейки в «Будильнике». Известность его началась со времени работы в 1890-х годах в одесских газетах. Дорошевич обратил на себя внимание остроумными, хлесткими фельетонами на местные темы. Внешней особенностью его статей была «короткая строчка». Он ввел в дореволюционную печать стиль короткой, не знающей дополнительных предложений, афористической фразы. Нападая на провинциальные власти, Дорошевич никогда не поднимался выше умеренного либерализма, в политике всегда был обывателем. Хлесткая фраза составила ему репутацию смелого обличителя провинциальных нравов, власти смотрели на него как на опасного публициста.

В 1897 Дорошевич предпринял путешествие на Восток. Очерки Сахалина впервые открыли перед читателем картину каторжных тюрем на этом острове. Но наблюдения Дорошевича были поверхностны, и книга, нашумевшая во время своего появления (изд. 1-е, М., 1903; изд. 3-е, М., 1905), была скоро забыта. В 1899 Дорошевич вместе с Амфитеатровым и Сазоновым предпринял в Петербурге издание большой политической газеты — «Россия». При внешней шумливости газета соединяла беспринципный либерализм с национализмом и шовинизмом.

Резкие фельетоны Дорошевича против отдельных министров были не столько радикальны по существу, сколько вызывающе дерзки. Но уже в это время сказалась слабая сторона Дорошевича как фельетониста: его многословие. Отдельные сильные и меткие строки терялись среди массы пустых фраз. Иногда его фельетоны по силе обличения подымались до памфлета. Большей частью это была остроумная болтовня.

Дорошевич имел много поклонников среди буржуазной читательской публики и много последователей среди провинциальных фельетонистов. При отсутствии остроумия и литературного блеска «короткая строка» превращалась в невыносимую трескотню и открывала дорогу в газету бездарным и неграмотным людям, прикрывающим короткострочием свое неумение владеть словом. В этот период Дорошевич много нашумел кампанией по делу братьев Скитских, неправильно осужденных полтавским судом. Разоблачая судебные порядки того времени, Дорошевич добился пересмотра дела и оправдания Скитских.

В 1902 «Россия» была закрыта за фельетон Амфитеатрова «Господа Обмановы». Дорошевич перешел на работу в московскую газету Сытина «Русское слово», редактором которой оставался до закрытия этой газеты в 1918. При Дорошевиче «Русское слово» получило огромное распространение, а Дорошевич стал любимым фельетонистом московского купечества и мещанства.

Из путешествий по Востоку Дорошевич вывез обильный запас преданий, легенд и сказок и заполнял ими подвал «Русского слова». Радикальная фраза постепенно выветрилась. Меткие, сильные фразы реже встречаются среди безбрежного моря афористической пошловатой болтовни.

Балтийский федеральный университет им.И. Канта

Факультет филологии и журналистики

Кафедра речевой коммуникации и журналистики


Реферат

Влас Дорошевич: личность, творческая судьба и место в истории печати


Калининград 2012


1. Введение

2.1 Первые публикации

2.4 Сахалин

1. Введение


"Влас Михайлович Дорошевич (1864 - 1922) не то чтобы совсем забыт, но широкой публике это имя, похоже, мало что говорит, - так Борис Парамонов начинает свою статью "Русский европеец Влас Дорошевич". Достаточно посмотреть в интернет-сайт Дорошевича скудный. Публициста помнят преимущественно в профессионально литературных кругах, в основном, историки и теоретики литературы. Так проходит мирская слава: ведь сказать, что при жизни Дорошевич был просто популярен - ничего не сказать. Он гремел, его имя знали все грамотные люди в России, то есть читатели газет. Дорошевич был королем газетной журналистики, фельетонистом первого класса. Нужно помнить, что слово "фельетон" в то время носило иной смысл, чем сейчас: это была не просто легкая статья с претензией на юмор, но скорее газетный формат, статья, по газетным меркам, большая и претендующая быть гвоздем номера. Такие гвозди Дорошевич "забивал" ежедневно". Как мы видим, Б. Парамонов отмечает то, что в настоящее время заслугам Власа Дорошевича в развитии отечественной журналистики уделяется недостаточно внимания. Почему так произошло - сказать трудно, скорее всего, эта тема требует глубокого и обширного научного исследования на более высоком уровне, чем реферативная работа.

Подчеркивает прижизненную популярность Власа Дорошевича и Семен букчин в своей книге "Судьба фельетониста". "Дорошевич, почти на протяжении четырех десятилетий выступавший в периодической печати, был широко популярен и пользовался доброжелательным вниманием демократических кругов общества, которых привлекал прежде всего сатирической, острой и правдивой критикой уродливых, темных явлений в жизни дореволюционной России" - пишет С. Букчин.

Цель данного реферата - лаконично, но содержательно рассказать о личности Власа Дорошевича, исследовав самые распространенные и доступные источники, в которых ему и его творчеству уделяется внимание.

дорошевич фельетон журналистика российская

2. Творческий путь короля фельетона


2.1 Первые публикации


Библиографический словарь "Русские писатели. XX век" посвятил Власу Дорошевичу всего несколько страниц. Здесь - стандартный энциклопедический материал, посвященный биографии писателя. Информация, которую предлагает об этом авторе данное издание, частично представлена ниже.

"Известный журналист, публицист, театральный критик, мастер фельетонного жанра, родился в 1864 году в Москве. Его отец С. Соколов вел богемный образ жизни и рано умер. Когда Дорошевичу было всего несколько месяцев, его мать А. Соколова бежала за границу, оказавшись причастной к неприятной политической истории и спасаясь от преследований полиции. Эта личная драма детства в будущем не раз отразилась в творчестве публициста ("О незаконных и законных, но несчастных детях", "Компетентное мнение", "Право отца"). "Вы должны извинить меня, если я говорю с такой горячностью о дурных матерях, - пишет Влас Дорошевич. Жизнь сделала это. И когда я думаю о дурных матерях, мне кажется, что я мог бы быть и палачом. Тысячи процессов кончаются в пользу этих тварей и всегда во вред детей. Несчастных, несчастных детей. <…> Ребёнок - вот первое лицо в обществе. И пусть не будет он в полной кабале у дурных родителей, кто бы ни были эти родители: незаконные или законные, но гнусные". Будучи подростком, Дорошевич отличался живостью и остроумием, не выносил казенных порядков, за что неоднократно исключался из московских гимназий. Тема школы, воспитывающей "маленьких чиновников" легла в основу многих его фельетонов, в которых он горячо протестовал против замены "самостоятельной критической мысли" "штампованной мыслью обязательного и узаконенного образца". Проблема детей и родителей, непосредственно затронувшая писателя, не могла пройти бесследно. Таким образом, личные переживания легли в основу многих его произведений, прибавив им убедительности и выразительности.

Влияние детских и гимназических переживаний Власа Дорошевича на его творчество отмечает и С. Букчин: Десятилетним мальчиком Влас покинул дом усыновившей его четы Дорошевичей и переехал на квартиру к матери. По его собственным словам, это было юридическое насилие над личностью, выразившееся в том, что судьи "присудили ребенка отвратительному существу, когда-то отказавшемуся от своего ребенка". Влас избегал ее. Горечь отравленного детства развила в нем тонкую впечатлительность, он стал рано взрослеть. Ему отвратителен был дух гимназии, учреждения, в котором, по его словам, "готовят маленьких чиновников". Юный Дорошевич пристально вглядывается в окружающую его жизнь, он много читает, впитывает в себя разнообразные проявления московских будней и все более начинает противиться тому консервативному укладу, символом которого для него была гимназия. Революционные веяния 60-70-х годов оказали влияние на формирование его мировоззрения. Позже в ряде рассказов и фельетонов, составивших большой цикл "Семья и школа", Дорошевич заклеймит царскую среднюю школу и "эти восемь кругов гимназического ада".

Летним юношей Влас Дорошевич начал самостоятельную жизнь, работал землекопом, грузчиком, корректором, давал уроки, подрабатывал актером. Нужда, жизнь впроголодь, временами даже без крыши над головой вынудила его продавать лубочным издателям свои произведения - переделки повестей Н.В. Гоголя, такие как "Кузнец Вакула, или Договор с Дьяволом", "Тарас Бульба. Повесть из казачьей жизни запорожцев". Мировоззрение В.М. Дорошевича с ранней юности формировалось под влиянием русской демократической культуры и революционных настроений 70-х годов XIX века. Значительную роль сыграло творчество И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова. Так начался долгий творческий путь публициста и писателя, ставшего одним из видных деятелей русской журналистики.


2.2 Сотрудничество с изданиями, специфика творчества и литературные успехи


В библиографическом словаре об активной публицистической деятельности Власа Дорошевича сказано всего несколько строк. "С 1881 года Влас Михайлович Дорошевич анонимно сотрудничает с газетой "Московский листок", публикуя в ней свои юмористические сценки и репортерские заметки. Первый известный рассказ Дорошевича "Отомстила" на тему театрального быта опубликован в 1884 году в московском журнале "Волна" (№8) за подписью Дядя Влас. В этом же издании (№44) он задумывает и создает публицистическую рубрику "Дневник профана", которая являлась подражанием "Запискам профана" Н. Михайловского. Рубрика не получила продолжения после первого же выступления, в котором публицист в довольно резкой форме раскритиковал связи крупной прессы с банками и указал на зависимость журналистов вообще, говоря, что они "обнажают свои шпаги за гонорар". Именно так проявилось стремление молодого Дорошевича к непродажному и независимому мнению понятию "честного журналиста". Именно на этом этапе, как мы видим, в журналистских выступлениях Дорошевича появляются отчетливые острые нотки, результат живого мышления, критически настроенного с самого детства.

О сотрудничестве Дорошевича с различными изданиями довольно подробно пишет С. Букчин в книге "Судьба фельетониста": "После "Волны" Дорошевич почти весь 1885 г. Проработал репортером московской хроники в начавшей выходить в этом же году газете В.Н. Бестужева "Голос Москвы". "Разойтись" острому перу молодого сотрудника здесь не давали: мелкая информация, десять-пятнадцать строк об убийстве или пожаре. Газетная площадь в основном отводилась под романы о разбойниках и судебную хронику. С конца 1885 г. Дорошевич становится постоянным сотрудником журнала "Будильник", который в 60-е годы был сатирическим органом демократического направления. Параллельно с работой в "Будильнике" на протяжении 1887 и 1889 гг. Дорошевич ведет в журнале "Развлечение" фельетонные обозрения "Москва и москвичи" (под псевдонимом "Веселый Москвич"), "Письма к бабиньке" (под псевдонимом "Иван Иванов сын Иванов"), "Картинки общественной жизни" (под псевдонимом "Сын своей матери"). которые отмечены тягой к социальным характеристикам, рисуя типы московской жизни". Также С. Букчин утверждает, что фельетонная хроника Дорошевича в "Московском листке" пестрит заметками о литературных нравах и различных фактах и событиях из жизни газетного мира. "Он высмеивает безграмотных издателей и сотрудников бульварных изданий. Ему отвратительны язык, стиль, не говоря уже о куцых мыслях, бульварно-развлекательной прессы. С каждым днем перо Дорошевича становилось все острее, рвалось к независимости от издательского произвола. Дорошевичу уже было тесно и неудобно на страницах "Московского листка".

Как отмечает издание "Русские писатель. ХХ век", в этот период для его творчества характерны первые мотивы социальной критики, а также зарождение индивидуальной творческой манеры, отличительными чертами которой являются хлесткость, раскованность стиля и мастерство каламбура. В это же время Дорошевич знакомится с писателем А.П. Чеховым, с которым стал впоследствии очень близок. Чехов ценил ум и талант зрелого Дорошевича, уважал его принципиальность. Завязываются дружеские отношения с В.И. Немировичем-Данченко, А.В. Амфитеатровым, В.А. Гиляровским.

Глубокая осведомленность Дорошевича в темах экономики, права, истории, искусства, традиций разных народов стала серьезным элементом его публицистики. Это позволяет говорить о нем как об авторе широкой тематики и журналисте высокого европейского класса. В статьях Дорошевича практически всегда присутствовали глубокий анализ и острая критика социальной проблематики.

Если раннее творчество публициста можно отметить таким явлением как игра собственным остроумием, то в последующие годы его, как он сам говорил, заботит "остроумие самой мысли, а не слова", "очень ловкой, яркой, выпуклой ее постановкой".


2.3 "Одесский листок", роль издания в творческой судьбе публициста


В энциклопедии "Русские писатели 1800-1917 гг." в материале о Дорошевиче говорится, что желание большей творческой свободы подвигло публициста в 1893 году принять приглашение крупной провинциальной газеты либерального направления "Одесский листок", на роль фельетониста. "Уже первая его публикация, которая была направлена против городского главы (1893, №248), вызвала настолько сильное недовольство местных властей, что Дорошевич вынужден временно покинуть город и на несколько месяцев уехать в Петербург по предложению владельца "Одесского листка" В.В. Навроцкого. Некоторое время он печатается в "Петербургской газете", в основном комментируя театральные новости. Вернувшись через полгода в Одессу, Дорошевич на протяжении шести лет, вплоть до апреля 1899 года публикует в "Одесском листке" свои фельетоны, очерки, рассказы, обозрения, стихи и театральные рецензии, в которых резко разоблачает бюрократизм местных властей, иллюстрирует бесчеловечность торговцев и предпринимателей, высмеивает традиции мещанской буржуазной культуры и одновременно предстает как защитник одесских бедняков, передовых деятелей города и прогрессивных явлений общественной жизни".

Завоевав определенную известность в Москве, Дорошевич приобрел широкую популярность именно в Одессе, где привлек к себе большое внимание демократической интеллигенции своими острокритическими произведениями. М. Горький отметил фельетон "Разговор с читателем" как один из наиболее удачных образцов подобного выступления. Однако в то же время развязность тона отдельных публикаций Дорошевича и его нетребовательность в отборе тем и фактов отмечали и Горький, и Короленко.

С 1895 года особое место в творчестве Дорошевича занимает зарубежная тема, он в качестве журналиста регулярно совершает поездки за границу, после чего публикует в "Одесском листке" публицистические циклы, такие как "Путевые и непутевые заметки", "Америка", бесчисленные репортажи, очерки, пропитанные критическим отношением к буржуазной морали и культуре, свидетельствующие об изменении установившегося у Дорошевича с юношеских лет отношения к Западу как к благоденствующему царству демократии в сторону критического его восприятия". Так, период сотрудничества Дорошевича с "Одесским листком", а именно нескончаемый поток многочисленных критических публикаций можно выделить как отдельный этап развития и совершенствования публицистического мастерства писателя.


2.4 Сахалин


С. Букчин уделяет этому периоду жизни Власа Дорошевича особое внимание. Он говорит о том, что публикации Дорошевича о Сахалине - отдельный мощный пласт его творчества. "Талант, накопившийся опыт, наконец, самая натура его требовали полного выхода к большой теме широкого социального масштаба, которая, вобрав в себя все то, что было осмыслено им до этого, явилась бы существенным этапом в его продвижении вперед. Такой темой стал для него Сахалин". По информации библиографического словаря "Русский писатели. ХХ век", Влас Дорошевич отправился туда в 1897 году прямо из Одессы на пароходе, транспортировавшем приговоренных к каторжным работам. "Не получив специального разрешения властей, Дорошевич проявляет настойчивость и находчивость и добивается возможности искать и собирать материалы о каторге. Итогом этой кропотливой работы стали очерки, печатавшиеся в "Одесском листке" с 1897 по 1899 гг., а после в газетах "Россия" и "Русское слово". Они вызвали широкий общественный резонанс правдивым изображением одной из страшных язв самодержавия, перепечатывались многими западноевропейскими и американскими газетами".

"Дорошевич скрупулезно исследует весь уклад каторги. Ему удалось показать главное - жуткий, безысходный трагизм бытия всех живущих на Сахалине - каторжных и свободных. Детей и стариков. Сахалин в его очерках предстает гигантской машиной, которая поглощает и коверкает, убивает и калечит тысячи жизней. Рассказывая истории самых различных преступлений, Дорошевич вовсе не стремится "нагнать страху" на читателя. За массой подробностей, деталей, как правило, встает портрет человека".

С. Букчин также говорит о важности появления острой разоблачительной книги Дорошевича о сахалинской каторге именно в 1903 году, всего за два года до первой русской революции. "В этот период активного роста революционных настроений "Сахалин" давал обильный материал для усиления критического отношения к самодержавным порядкам. Недаром власти запретили продажу книги в ряде городов и изъяли из народных читален. "Сахалин" таким образом, значительно повысил авторитет Дорошевича в глазах передовых демократических кругов общества. Реализм, публицистическая острота сахалинских очерков поставили автора в один ряд с писателями-демократами, к голосу которых прислушивались". По информации издания "Русские писатели. ХХ век", книга о каторге, правдиво отразившая "великое зло Сахалина", привлекла внимание демократической критики.

В том же библиографическом словаре "Русские писатели. ХХ век" говорится об огромной роли журналистского мастерства Дорошевича в судьбе многих несправедливо осужденных. "У Дорошевича много текстов, посвященных громким судебным делам того времени, в которых он выступает в понятной и естественной для литератора роли защитника. С весны 1899 года он является ведущим сотрудником петербургской либеральной газеты "Россия", в которой публикует свои судебные очерки, обличающие фальшь и несправедливость судопроизводства и даже добивается отмены ряда несправедливых приговоров (в том числе по делу братьев Скитских). Все благодаря тому, что в судебных очерках Дорошевича его мастерство публициста удачно сочетается с тонким и глубоким знанием юриспруденции. Он всегда радуется оправдательному приговору - не хуже других зная, что практика русского суда присяжных заслуживала многих критических замечаний".


2.5 Влас Дорошевич и "Русское слово"


По информации "Русские писатели 1800-1917 гг", в 1902 г. по приглашению И.Д. Сытина Дорошевич становится фактическим редактором московской газеты "Русское слово", реформирует ее по типу западноевропейских периодических изданий и превращает ее в одну из самых распространенных в России либеральных газет.

Е. Левин в статье "Король фельетона возвращается" не мог не отметить роль Дорошевича в судьбе этого издания: "В последние предреволюционные годы "Русское слово" стало самой массовой российской газетой. Тому было много причин - оперативная подача новостей, низкая цена розницы и подписки. Однако главный секрет успеха газеты заключался в том, что Сытину удалось привлечь к сотрудничеству лучшие перья тогдашней России: Гиляровского, Амфитеатрова, Немировича-Данченко, а также блестящего фельетониста Власа Дорошевича, которого еще при жизни называли "королем фельетона".

Отдельное внимание роли Дорошевича в судьбе газеты "Русское слово" уделяет С.Я. Махонина в учебном пособии "История русской журналистики начала 20 века". "После долгих поисков редактора, издателю И.Д. Сытину удалось договориться с В.М. Дорошевичем. Договор о сотрудничестве был заключен с ним еще летом 1901 года, но в это время "король ресского фельетона" был занят в газете "Россия".13 января 1902 года "Россия" была закрыта и Дорошевич стал редактором "Русского слова". Дорошевич, как в европейских газетах, распределил сотрудников по отделам и во главе этих отделов поставил редакторов: военный редактор, московский и т.д. Каждое утро он собирал заведующих отделами на совещания, на них приходил и Сытин.

К 10 часам вечера номер газеты был готов, но в процессе печатания, до последней минуты, на полосу вносились свежие новости, в 4 часа утра номер выходил и попадал на самые ранние поезда, развозившие "Русское слово" в разные города России".

Таким образом, можно сказать, что именно Дорошевич реорганизовал работу газеты по европейскому типу и добился ее популярности за счет оперативной и актуальной подачи материала.

С. Букчин в книге "Судьба фельетониста" тоже говорит о заслугах Дорошевича в работе с "Русским словом". "Дать читателям как можно больше разнообразной и интересной информации отовсюду - в этом видел Дорошевич одну из главнейших целей "Русского слова" газета в ее новом облике представляется ему "добрым знакомым" читателя.

Он призывает "покрывать и покрывать провинцию сетью корреспонденции, чтоб больше, больше, больше было городов… 1903-й год есть год похода на провинцию" специальный человек в редакции вел вырезки из иностранных газет и журналов. В одном из писем Дорошевич рекомендует с особым вниманием следить за статьями Максимилиана Гардена в "Zukunft". Дорошевич проявляет повышенный интерес к взаимоотношениям классов.

Цинизм нравственности и культуры буржуазного мира - давние враги фельетониста". Можно сделать вывод, что В. Дорошевич расширил тематический и географический диапазон газеты, поднял ее на новый уровень. Благодаря ему "Русское слово" считается одним из ярких примеров разделения редакторских и издательских полномочий.


2.6 Послереволюционная судьба фельетониста


В энциклопедии "Русские писатели 1800-1917 гг." говорится, что Октябрьскую революцию Влас Дорошевич встретил в Петрограде. Тяжело больной, он изредка выступал с лекциями о журналистах эпохи Великой французской революции (впервые он выступил с ними перед журналистами Петрограда в декабре 1917 года), а также с чтением своих восточных сказок. Трагическая история французской революции представлялась Дорошевичу классическим воплощением всех революционных переворотов. На ее опыте он старался предупредить соотечественников о многочисленных кровопролитиях и казнях, которые может повлечь российская революция.

Е. Левин в своей статье отмечает: "Послереволюционная литературная судьба Дорошевича сложилась достаточно парадоксально. Несмотря на то, что журналист решительно не принял революцию, написав несколько острых статей против большевиков и лично Ленина, в советские времена вышли несколько сборников его фельетонов. Зато после перестройки о Дорошевиче почему-то забыли. Единственная его книга, переизданная в постсоветское время, - отчет о поездке на Сахалин. О Дорошевиче почти не помнят даже в Интернете - в библиотеке Мошкова его творчество представлено лишь сборником сказок и всего одним фельетоном". "В 1920 г. после освобождения Крыма от белых Дорошевич сделал заявление "о полном присоединении к Советской власти". Он стремился к участию в новой жизни, сотрудничеству в советской печати. Последняя (посмертная) публикация Власа Михайловича Дорошевича - памфлет "Николай II".

3. Вместо заключения. Ценность Дорошевича для российской журналистики


Составители библиографического словаря "Русские писатели. ХХ век" оценивают роль Дорошевича в русской журналистике и литературе следующим образом: "Творческое наследие Власа Дорошевича исключительно по широте интересов и тематики, жанровому разнообразию и, наконец, по объему. Чрезвычайная плодовитость была во многом следствием ежедневного писательства, перед необходимостью которого был поставлен журналист в русской прессе. Несмотря на свою тяжелую работу, Дорошевич гордился и дорожил ею, журналистика была его страстью, истинным призванием.

Творчество публициста Дорошевича способствовало становлению и обогащению художественно-публицистических жанров, неоценимый вклад он внес в демократизацию фельетонного жанра, за что его называли "королем фельетона". Он умело использовал формы памфлета, пародии, сатирического монолога, документальной повести. Созданный Дорошевичем свой собственный стиль "короткой строки", дарит его повествованию энергию и выразительность, а кроме того, этот автор оказал влияние на творчество многих литераторов".

Огромное влияние В. Дорошевича на развитие отечественной публицистики отмечает и С.В. Букчин. "Дорошевич доказал, что "газетная проза" может подниматься до высот большой литературы и претендовать на благодарное внимание потомков. Кроме того, Дорошевич был страстным поклонником и глубоким знатоком театра, создал талантливые художественные портреты крупнейших деятелей русской и зарубежной сцены (Ф.И. Шаляпина, М.Н. Ермоловой, М.Г. Савиной, Т. Сальвини, С. Бернар и др.), выступал с рецензиями и фельетонами, в которых отстаивал реалистические принципы искусства, высмеивал декадентские ухищрения. Кроме того, перу Дорошевича принадлежат статьи мемуарного и литературно-критического характера об А.П. Чехове, Н.К. Михайловском, В.Г. Короленко, М. Горьком, В.В. Вересаеве, А.К. Шеллере-Михайлове и др. русских писателях и журналистах".

Также Букчин утверждает: "Обращаясь к творческому наследию Дорошевича, многие исследователи единодушно отмечают его высокое, отточенное мастерство, обогатившее развитие русской сатиры и главным образом фельетона. Художественная практика писателя оказала влияние на стиль и язык ряда литературных жанров не только предреволюционного периода, но и последующих десятилетий".

Несмотря на то, что в последнее время Власу Дорошевичу уделяется недостаточно внимания, творчество публициста оставило существенный след в истории русской печати, оказало влияние на развитие как отдельных изданий, так и отечественной журналистики начала 20 века в целом.

4. Список использованной литературы:


1. Русские писатели. XX век. Библиографический словарь. Москва, "Просвещение", 1998.

Русские писатели 1800-1917 гг., т.2. Москва, "Большая российская энциклопедия", 1992.

Букчин С.В. Судьба фельетониста: Жизнь и творчество Власа Дорошевича. Минск, 1975.

Махонина С.Я. История русской журналистики начала 20 века. Учебное пособие. Москва, 2002.

Гиляровский В.А. Москва газетная. Москва, 1960.

Парамонов Б.М. Русский европеец Влас Дорошевич. // Радио Свобода, 2008.

Левин Е. Король фельетона возвращается // Booknik.ru, 2008.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Влас Михайлович Дорошевич Дата рождения: 5 января 1865 г. Место рождения: Москва Дата смерти: 22 февраля 1922 г. Место смерти: Петроград Гражданство: Россия Род деятельности: публицист Годы творчества: 1890 е 1910 е … Википедия

Русский журналист, публицист, театральный критик. Начал печататься в 80 х гг. 19 в. В 1902‒18 редактировал издаваемую И. Д. Сытиным газету «Русское слово». Мастер острых, популярных фельетонов,… … Большая советская энциклопедия

- (1864 1922) российский журналист, театральный критик. Признанный король фельетона, обличавший пороки современной общественной жизни. Запечатлел картину царской каторги в книге очерков Сахалин (Каторга) (1903) … Большой Энциклопедический словарь

- (1864 1922), российский журналист, театральный критик. Признанный «король фельетона», обличавший пороки современной общественной жизни. Книга очерков «Сахалин (Каторга)» (1903). * * * ДОРОШЕВИЧ Влас Михайлович ДОРОШЕВИЧ Влас Михайлович (1864… … Энциклопедический словарь

Один из виднейших фельетонистов дореволюционной печати. Работу в газетах начал, еще будучи учеником московской гимназии. Был репортером "Московского листка", "Петербургской газеты", писал юмористические статейки в… … Большая биографическая энциклопедия

- (1865, Москва — 1922, Петроград), журналист, публицист, театральный критик. Сын писательницы А.И. Соколовой и метранпажа московской типографии С. Соколова. В шестимесячном возрасте был брошен матерью, которая бежала за границу, спасаясь от… … Москва (энциклопедия)

ДОРОШЕВИЧ Влас Михайлович - (1864—1922), русский писатель, публицист, театральный критик. Фельетоны и памфлеты «Московская консерватория, или Чего моя нога хочет» (1899), «Старый палач» (1900), «Охранительная печать» (1901), «Форма для журналистов» (1902), «П.Н.… … Литературный энциклопедический словарь

- (наст. фам. Дорошкевич; 1864–1922) – рус. журналист, театр. критик. Внебрачный сын артистки Соколовой, брошенный ею на произвол судьбы, был усыновлен московским приставом Дорошкевичем и лишь впоследствии слегка изменил свою фам. Был признанным… … Энциклопедический словарь псевдонимов

Дорошевич Влас Михайлович - (1865 1922) журналист, публицист, художественный и театральный критик, король фельетона. С середины 80 х гг. постоянный сотрудник журналов Будильник и Развлечение (там познакомился с А. П. Чеховым и оставался дружен с ним до конца жизни).… … Словарь литературных типов

Дата рождения: 5 января 1865 г. Место рождения: Москва Дата смерти: 22 февраля 1922 г. Место смерти: Петроград Гражданство: Россия Род деятельности: публицист Годы творчества: 1890 е 1910 е … Википедия

Книги

  • Легенды и сказки Востока
  • Легенды и сказки Востока , Дорошевич Влас Михайлович. Один из блестящих фельетонистов начала 20 века, единогласно признанный "королем" этого жанра, главный редактор самой читаемой, самой тиражной на протяжении 15 лет российской газеты" Русское…

Влас Михайлович Дорошевич — журналист, фельетонист, театральный критик.

Родился 1865 года в Москве. Работу в газетах начал, еще будучи учеником московской гимназии. Был репортером «Московского листка», «Петербургской газеты», писал юмористические заметки в «Будильнике».

Расцвет творчества Дорошевича пришелся на время его работы у в газете «Одесский листок» (1893 — 1897 гг.). Именно в Одессе раскрылся и окреп талант Дорошевича как острого фельетониста. К.И.Чуковский назвал приезд Власа Михайловича в Одессу «литературной сенсацией». В.Г.Короленко признавал «несомненный талант» Дорошевича, его хлесткость, остроумие, однако отмечал, что он был «истинным сыном… уличной прессы».

Яркому и образному языку Дорошевича завидовали Чехов, Достоевский и многие другие литераторы. Читатели ждали очередное разоблачение, и Влас Михайлович не обманывал их. Фельетон Дорошевича, напечатанный в газете, автоматически поднимал тираж вдвое. Как писал К.И.Чуковский: «Дорошевич ведь буквально перевернул представление о фельетоне, сделал его живым, чрезвычайно разнообразным по форме…»

За таким признанием у читателей стоял огромный труд. Несмотря на омраченное семейными неурядицами и невзгодами детство, Дорошевич смог выработать острый взгляд на окружающее, легкий, но язвительный стиль изложения. Никому бы не хотелось попасть на страницы газеты в качестве героя его фельетона — новость моментально разносилась по городу, и участи высмеянного Власом Михайловичем можно было только посочувствовать.

Публике больших газет, привыкшей к угрюмой солидности серьезных политических органов печати впервые пришлось ознакомиться с легкой, прежде всего заботящейся о занимательности манерой «мелкой прессы». Фельетоны Дорошевича соединяли в себе блеск и легкость формы со всей полнотой серьезных публицистических задач. Поражала в Дорошевиче и его плодовитость — тогдашние фельетонисты писали хорошо, если раз в неделю. Дорошевич писал ежедневно, с замечательной отзывчивостью и неутомимостью отзываясь на все события сегодняшнего дня. Успех Дорошевича был всеобщий: горожане восхищались этим беспрерывным фейерверком тонкого остроумия.

Очерк Дорошевича «Одесский язык»

Дорошевич заслуженно считался одним из известнейших фельетонистов конца XIX — начала XX века. Его фельетоны даже издавались в виде сборников. В одном из таких сборников, вышедшем в 1895 году под названием «Одесса, одесситы и одесситки» был напечатан . В нем Дорошевич впервые описал как явление одну из главных достопримечательностей Одессы — одесский язык.

Однако именно острое перо подвело Дорошевича. Один из его фельетонов вызвал гнев тогдашнего градоначальника Зеленого, и Власу Михайловичу пришлось практически сбежать из города. Он путешествовал по востоку Российской империи, добрался до Сахалина. Потом была работа в московских газетах, и публика по-прежнему зачитывалась его очерками, фельетонами и заметками театрального критика. Известность приносила Дорошевичу хороший доход, но революция 1917 года положила всему конец.

Несмотря на уговоры уехать в эмиграцию, Дорошевич отказался — он считал, что русскому литератору за границей делать нечего. С белогвардейскими и черносотенными изданиями Влас Михайлович работать не захотел по своим убеждениям. С большевиками ему тоже было не по пути — тексты Дорошевича были интересны грамотным и образованным людям, а пришедшим к власти комиссарам он был не нужен. Большевики не понимали Дорошевича, считали, что его фельетоны «отличались мелочностью содержания, малой социальной значимостью и в то же время изощренностью, узорчатостью, часто вычурностью формы».

Влас Михайлович Дорошевич – журналист, публицист, театральный критик.

Работу в газетах начал еще будучи учеником московской гимназии. Был репортером “Московского листка”, “Петербургской газеты”, писал юмористи-ческие статейки в “Будильнике”. Известность его началась со времени работы в 1890-х годах в одесских газетах. Дорошевич обратил на себя внимание остроумными, хлесткими фельетонами на местные темы. Внешней особен-ностью его статей была “короткая строчка”. Он ввел в дореволюционную печать стиль короткой, не знающей дополнительных предложений, афористической фразы.

Вот отрывок из его рассказа “Одесский язык”:

“Приступая к лекции об одесском языке, этом восьмом чуде света, мы прежде всего должны определить, что такое язык.

«Язык дан человеку, чтоб говорить глупости», – утверждают философы.

Мы не знаем, как был создан одесский язык, но в нем вы найдете по кусочку любого языка. Это даже не язык, это винегрет из языка.

Северяне, приезжая в Одессу, утверждают, будто одесситы говорят на каком-то «китайском языке». Это не совсем верно. Одесситы говорят скорее на «китайско-японском языке».

Тут чего хочешь, того и спросишь.

И мы удивляемся, как ни один предприимчивый издатель не выпустил до сих пор в свет «самоучителя одесского языка» на пользу приезжим.

– Советую вам познакомиться с месье Игрек: он всегда готов занять денег!

– Позвольте, ну что ж тут хорошего? Человек, который занимает деньги!

– Как! Человек, который занимает деньги, это такой милый, любезный!

– Ничего не вижу в этом ни милого, ни любезного.

– Это такой почтенный человек. Его за это любит и уважает весь город.

Но при первой же попытке «занять» – вы поймете ошибку. В Одессе «занять» значит дать взаймы.

– Я занял ему сто рублей…”


В.М. Дорошевич и В.А. Гиляровский

Нападая на провинциальные власти, Дорошевич никогда не поднимался выше умеренного либерализма, в политике всегда был обывателем. Хлесткая фраза составила ему репутацию смелого обличителя провинциальных нравов, власти смотрели на него как на опасного публициста.

Из рассказа “Дело о людоедстве”:

“Его превосходительству,

г-ну полицмейстеру города Завихряйска.

Пристава 1-го участка

Р а п о р т

Честь имею донести вашему превосходительству, что во вверенном мне участке околоточный надзиратель Силуянов, Аким, с 12-го сего февраля пропал и на службу более не является. По наведенным на дому у него справкам, Силуянов 12 февраля, выйдя утром из дома, более в оный не возвращался, и где находится, ни жене, ни детям, ни прислуге, – неизвестно. Равно и спрошенные по сему поводу лица, знающие Силуянова, отозвались незнанием. О вышеозначенном исчезновении околоточного надзирателя вверенного мне участка честь имею довести до сведения вашего превосходительства для надлежащих распоряжений.

Пристав Зубов.

Р е з о л ю ц и я. Нивазможна дапустить, штоп акалодашные прападали, как еголки. Пирирыть весь горад а акалодашного найти. Полицмейстер Отлетаев...”

В 1897 году Влас Дорошевич предпринял путешествие на остров Сахалин. Его очерки о сахалинской каторге, опубликованные затем отдельной книгой (1 изд. 1903 г.), потрясли в свое время читателей достоверной картиной нравов царской каторги. В своих очерках Дорошевич знакомил также читателей с преданиями и устным творчеством Индии, Китая, Японии и др.

Обложка книги "В земле обетованной (Палестина)"

Записка Власа Дорошевича
Антону Павловичу Чехову

В 1899 году Дорошевич совместно с А.В. Амфитеатровым редактировал петербургскую политическую газету “Россия”. В смелых фельетонах, порой переходивших в памфлеты, он с буржуазно-либеральных позиций обличал царских министров, тюремные пытки, судебный произвол, реакционных журналистов (например, В.П. Буренина в фельетоне “Старый палач”). Известны его выступления против несправедливого решения полтавского суда по делу братьев Скитских, пензенского суда, сославшего на каторгу невинно осужденного; в обоих случаях Дорошевич добился отмены приговоров. Пользовались популяр-ностью театральные рецензии Дорошевича и очерки об артистах (Ф.И. Шаляпине, П.А. Стрепетовой и др.).

Аркадий Креймер, журналист.
По материалам книги “Вся Одесса” и СМИ.