Понятие и критерии определения субъектов малого предпринимательства. \ \ Роль и значение малого предпринимательства в развитии экономики. Упрощенная система налогообложения. Понятие субъектов малого бизнеса. Критерии отнесения организаций к малому предпри

Страница 5 из 26

Понятие малого предпринимательства и субъекты малого предпринимательства

Малым предпринимательством признается предпринимательская деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом критерии (показатели), констатирующие сущность этого понятия.

Помимо оплачиваемой занятости, выпускники получают поддержку для обучения в более высокой степени и получения квалификации менеджмента. Партнерство по обмену знаниями может помочь улучшить ваши карьерные перспективы, предоставив вам возможность управлять сложным проектом, который является центральным элементом стратегического развития организации и долгосрочного роста. Проекты продолжаются от 12 до 36 месяцев.

Вы должны пройти квалификацию в высшей степени второго класса. На протяжении всего проекта вы будете проходить обучение и развитие, что приведет к повышению квалификации в области управления в соответствии с национальными стандартами. У вас также будет возможность подать заявку на высшее образование во время проекта.

Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имуще-ственную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица.

Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, являются: численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др.

Наши страницы самозанятости для некоторых советов о том, как вы можете это сделать, даже в качестве нового выпускника. Как мы знаем, микро - и малые предприятия играют первостепенную роль в социально-экономическом развитии нашей страны, являясь основным источником занятости и важным динамизирующим агентом на рынке.

В ней принципы свободы и поощрения материального равенства преобладают в демократическом порядке, гарантированном государством. Таким образом, характер вещей требует такого дифференцированного режима в соответствии с положениями статьи 59 Конституции, которая устанавливает, что государство обязано поощрять малые предприятия и в рамках чего конституционная доктрина известна как позитивное действие - позитивное действие, которое, в свою очередь, установлено в статье 103 Конституции.

По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников; ежегодный оборот предприятия за год, величина активов. Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих.

В этом смысле мы надеемся, что собранная здесь информация будет полезна для работодателей, работников, бухгалтеров, юристов и всех тех, кому интересно узнать об этом немного больше. Нормативные рамки для поощрения микро и малых предприятий. Определение микро и малого бизнеса.

Статья - Определение микро и малого бизнеса. Характеристики микро, малых и средних предприятий. Одновременные факторы категоризации бизнеса: количество работников и уровень годовых продаж. Схематически мы имели следующее. Было позитивно, что лимиты, которые должны быть включены в небольшую компанию, были удвоены. Хотя, было нелепо, что того же не было в случае с микропредприятием.

Так, в Европейском Союзе к малым относят предприятия с оборотом менее 40 млн евро, либо имеющие общий баланс менее 27 млн евро. По численности персонала к микропредприятиям относятся предприятия с числом работающих не более 9 человек; к малым предприятиям – с числом работающих от 10 до 49 человек, к средним предприятиям – с числом работающих от
50 до 249 человек. Международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически развитые страны, определяет предприятия с численностью до 19 человек как «весьма малые», до 90 человек – как «малые».

Другими словами, водитель микропредприятия является «работником, который работает» в рамках семейных предприятий, живущих или «самозанятых». Водитель микропредприятия не был бы рассмотрен с целью установления максимального числа рабочих. Уникальный фактор бизнес-категоризации: уровень годовых продаж.

Статья - Характеристика микро, малых и средних предприятий. Микро, малые и средние предприятия должны быть расположены в одной из следующих категорий бизнеса на основе их годовых уровней продаж. Включение этой переменной негативно сказалось на рынке труда. Поэтому его устранение является правильным, поскольку оно будет стимулировать использование трудового фактора против фактора капитала.

В российской практике малое предпринимательство было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятия к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.

Кроме того, вышеупомянутый Закон устанавливает новую категорию бизнеса, а именно: компанию среднего размера. Статья - Цель закона. Таким образом, цель Закона расширяется, в том числе средние предприятия как новая бизнес-категория в рамках правовой базы промоутеров.

Рабочий аккомпанемент для микропредприятий. Эта специальная процедура длится три года, от специального режима. Он не применяется в случаях повторных или материальных трудовых обязательств или обязательств, связанных с защитой основополагающих трудовых прав.

Специальный режим работы микро и малого бизнеса. Второй. - Аутентичный способ, что предоставление услуг кровных родственников до второй степени, для владельца или владельца физического лица, ведет или не ведет бизнес лично, не создает трудовых отношений; если не согласовано иное.

В Гражданском кодексе РФ нет специального правового института, выделяющего малое предпринимательство в особую категорию. Такое выделение произведено в нормативных актах, регулирующих налогообложение предприятий в целом, а также в специальных нормативных актах, посвященных малым предприятиям. В частности, к ним относится Федеральный закон от
14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

То есть у вас две четко определенные ситуации. С одной стороны, если родственники-родственники до второй степени предоставляют услуги владельцу или владельцу, физическое лицо ведет бизнес лично или нет, никаких трудовых отношений не возникает, если не согласовано иное, что может быть устным или письменным. С другой стороны, в случае предоставления услуг супруга владельца или владельца физического лица трудовые отношения никогда не создаются и не могут быть согласованы с обратным. Отметим также, что стандарт относится к предоставлению услуг в пользу физического лица, которое владеет или владеет бизнесом.

Закон направлен на реализацию установленного права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Он определяет общие положения в области государствен-ной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, в случае предоставления услуг юридическому лицу, чьи акции или доли принадлежат государству-родственнику или супругу, оно создаст трудовые отношения. Таким образом, говорится: «Что, как заявлено организацией-работодателем, и документация, представленная им, демонстрирует добросовестное выполнение сторонами в соответствии с формальностями, требуемыми Законом».

Затем Государственная администрация рассматривает возможность подписания соглашения об обратном и, кроме того, регистрируется Административным органом по вопросам труда. Таким образом, исключения направлены на: недооценивание деятельности, которая считается неприемлемой, избегая фрагментации бизнеса, борьбы с мошенничеством, а также обеспечения прав рабочих компаний, входящих в экономическую группу, таких же, как и в отношении рабочего режима, который приводит к применимых в отношении экономической группы в целом и не только в связи с изолированной группой компаний.

Согласно вышеназванному Закону, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

Специальный режим работы микропредприятий. В этом случае микропредприниматель принимает на себя всю сумму соответствующего взноса. Создание Социальной пенсионной системы для микропредприятий. Он имеет «факультативный характер» для работников и водителей, которым исполнилось более сорока лет, на дату вступления в силу вышеупомянутого Закона. Работники, которые являются аффилированными лицами или бенефициарами, не включены в сферу применения этого правила другой пенсионной схемы.

Специальный режим для малого бизнеса. Социальное обеспечение в сфере малого бизнеса. Пенсионная схема для малого бизнеса. Затем мы представляем сравнительную таблицу, которая позволяет нам оценить различия между преимуществами труда микропредприятий и малого бизнеса.

– в промышленности – 100 человек;

– в строительстве – 100 человек;

– на транспорте – 100 человек;

– в сельском хозяйстве – 60 человек;

– в научно-технической сфере – 60 человек;

– в оптовой торговле – 50 человек;

– в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

– в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Микропредприятие, которое в течение двух последовательных календарных лет превышает уровень продаж, установленный в статье 5 Закона, может сохранить за дополнительный календарный год тот же режим труда. В случае малых предприятий, чтобы превысить в течение двух лет подряд уровень продаж, установленный в Законе, они смогут сохранить один и тот же режим работы еще на три года. После этого периода компания обязательно перейдет к соответствующему ей рабочему режиму.

Таким образом, как только календарный год истек, чтобы сохранить Специальный режим труда, упомянутый в статье 42 Закона, Микропредприятие, которое меняет свой статус на Малый бизнес, подпадает под действие правил труда, здоровья и пенсионного обеспечения в этой категории.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимаю-щиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

На самом деле, некоторые люди утверждают, что можно положить конец нестандартной занятости и, кроме того, считать дискриминационным создание специального трудового режима с более низкими правами, чем общий режим, что сокращает основные права под предлогом расширения базы посредством сокращение издержек.

Нет сомнений в том, что вопрос о специальных режимах труда является весьма противоречивым. Есть позиции, найденные среди тех, кто выступает за них, потому что они предназначены для разных реалий и для тех, кто против, потому что они считают их дискриминационными.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Одним из инструментов, которые будут использоваться вновь этим Судом, является тест на равенство, который является методологическим руководством для определения того, является ли дискриминация дискриминацией или нет, и, следовательно, нарушает принцип права на равенства. Кроме того, изучая реальность перуанского рынка труда, чтобы контекстуализировать дело для анализа, коллегиальный утверждает, что: Необъявленная работа в Перу - и даже если она каким-то образом сокращена - серьезная проблема, которая установление некоторых из этих особых режимов, особенно, было поставлено под сомнение.

В случае превышения малым предприятием установленной численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

Субъект малого предпринимательства с момента подачи заявления регистрируется и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти.

Основная часть рынка труда находится за пределами обычного режима труда, поскольку большинство рабочих имеют незаявленные или неформальные связи. Поэтому Пленарная сессия делает вывод о том, что: Конституционный суд понимает, что поощрение и прогрессивное развитие доступа к работе имеет в государстве промоутер, но в конечном итоге и в рамках нашей рыночной социальной экономики компаниям в их различных формах создавать рабочие места, которые составляют основу общего благосостояния, упомянутого в статье 44 Конституции.

С этой целью государство должно создать правильные условия для стимулирования создания национального богатства в соответствии со статьей 59 Конституции. В этом контексте ясно, что одним из способов, которыми государство должно содействовать занятости, является трудовое законодательство.

Referats

ВВЕДЕНИЕ

ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Полное товарищество

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

В странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес жизненно необходим для ее нормального функционирования. Он является источником того самого "среднего класса", который и обеспечивает устойчивость всей экономической системы в целом. В былые времена советские средства массовой информации, а подчас и серьезные экономические издания подчеркивали, что в капиталистических странах ежегодно разоряются сотни тысяч субъектов малого бизнеса, умалчивая при этом о том, что практически столько же их возникает вновь, и этот сектор экономики остается весьма стабильным. Непрерывный процесс обновления как раз и свидетельствует о его жизнеспособности и быстрой реакции на изменяющуюся конъюнктуру.

Таким образом, Конституционный суд подчеркивает, что: Два символических случая и аналогичные характеристики, которые сосуществуют в правовой системе Перу с точки зрения специальных режимов труда, являются режимом поощрения и формализации микро и малых предприятий и специального режима продвижения в сельскохозяйственном секторе.

Следовательно, нет нарушения Принципа равенства, но, напротив, они являются юридическими инструментами, которые ищут материальное или реальное равенство. Марио Паско, один из главных архитекторов нормы, предвидя критику нормы, подчеркнул, что с этим законом ничто не отнимается у кого-либо. Напротив, они даются.

Основное преимущество малого бизнеса в том, что он направлен на непосредственное удовлетворение жизненных потребностей человека, и даже в самые суровые времена наша централизованная экономика не могла обойтись без допущения индивидуальной трудовой деятельности в сфере обслуживания.

Начало широкому развитию малых предприятий в России было положено Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года № 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР", после выхода которого началась массовая организация малых предприятий при больших государственных организациях.

Более того, в самом Законе установлены блокировки, чтобы не допустить его отрицания цели. Указанное соглашение должно быть представлено административному органу по трудоустройству в течение 30 дней с момента его подписания. Давайте рассмотрим тематическое исследование, которое поможет нам лучше проиллюстрировать эту тему.

Национальный реестр микро - и малых предприятий и другие темы, представляющие интерес. Кроме того, система позволяет просматривать приложение для аккредитации. Предварительный просмотр приложения не включает регистрационный код, поскольку реестр еще не принят. Эти модули расположены в левой части экрана.

Второй этап в развитии малого бизнеса в России связан с начавшейся в 1992 году приватизацией мелких государственных предприятий, на базе которых были организованы акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью.

Основная задача политики в области государственной поддержки малого предпринимательства заключается в придании ей инвестиционной направленности, которая должна обеспечиваться и соответствующей налоговой политикой и созданием системы гарантирования и страхования инвестиционных рисков. Необходимо создание и широкой сети специализированных компаний лизингового обслуживания и франчайзинга, системы информационной поддержки и т.п. К сожалению, пока решение всех этих вопросов на государственном уровне ограничивается соответствующими декларациями, а конкретные действия нередко им просто противоречат. Примером может служить отмена в 1997 году льготного налогообложения банков и страховых организаций, оказывающих поддержку малому бизнесу.

Организационные сложности деятельности субъектов малого предпринимательства в России на современном этапе многократно усиливаются общей нестабильностью государственной налоговой и экономической политики. Руководители и главные бухгалтеры малых предприятий, индивидуальные предприниматели стоят перед необходимостью отслеживать огромное количество непрерывно изменяющихся нормативных документов. Упустить что-либо их них - это значит подвергнуть себя риску огромных штрафных санкций, которые установлены не только действующим законодательством, но и многочисленными указами Президента РФ.

ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

В соответствии с Федеральным законом РФ от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и коммерческие организации, одновременно удовлетворяющие следующим условиям (/1/, ст. 3, п. 1) : ·

доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций и объединений, благотворительных и иных фондов в уставном капитале организации не превышает 25%; ·

доля уставного капитала, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%; ·

средняя численность работников за отчетный период в зависимости от вида деятельности организации не превышает предельного уровня, указанного в таблице 1.

Таблица 1.

Виды деятельности

Предельная численность работников для отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, человек

Промышленность

200

Строительство

200

Транспорт

50

Сельское хозяйство

50

Научно-техническая сфера

100

Оптовая торговля

15

Розничная торговля и бытовое обслуживание населения

15

Прочие виды деятельности

50 - для производственной сферы 15 - для непроизводственной сферы

(В соответствии с Постановлением Совмина РСФСР от 18.07.91 № 406) В целях налогообложения данное определение субъектов малого предпринимательства действует с начала 1996 года после введения в основные налоговые законы ссылки на Федеральный закон РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений данного предприятия (/1/, ст. 3, п. 2) .

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

С введением в действие части 1 Гражданского кодекса РФ российские юридические лица могут быть зарегистрированы только в установленных им организационно-правовых формах (ГК РФ, гл. 4) .

Исходя из определения субъектов малого предпринимательства, введенного Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", к ним, в принципе, не могут относиться юридические лица, созданные в организационно-правовых формах некоммерческих организаций (ГК РФ, гл. 4, § 5) и государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГК РФ, гл. 4, § 4) . Юридические лица всех прочих определенных Гражданским кодексом РФ организационно-правовых форм могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства при условии соблюдения установленных ограничений на среднесписочную численность работающих и долю участия в их уставном капитале юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства.

Таким образом, к субъектам малого предпринимательства могут относиться юридические лица, созданные в организационно-правовых формах: ·

хозяйственных обществ (ГК РФ, гл. 4, § 2, ст. ст. 87 - 106) ; ·

производственных и сельскохозяйственных кооперативов (ГК РФ, гл. 4, § 3) ; ·

хозяйственных товариществ (ГК РФ, гл. 4, § 2, ст. ст. 69 - 86) .

Различие этих организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов заключается в степени ответственности участников данной организации по ее долгам и в степени непосредственного участия их в деятельности самой организации.

Полное товарищество

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества) . Порядок создания и деятельности хозяйственных товариществ регулируется § 2 гл. 4 ГК РФ (ст. ст. 66 - 86) .

Полное товарищество в соответствии с п. 1 ст. 69 ГК отличается двумя основными признаками: предпринимательская деятельность его участников (полных товарищей) считается деятельностью самого товарищества, а по его обязательствам любой из участников отвечает всем своим имуществом, в том числе и не переданным товариществу в качестве вклада. Этим обусловлены и особенности правового положения данной коммерческой организации и ее участников.

Прежде всего, товарищество основано на лично-доверительных отношениях участников, ибо здесь не исключена ситуация, когда сделку от имени товарищества заключил один участник, а имущественную ответственность по ней (при недостатке имущества товарищества) будет нести другой участник своим личным имуществом. Не случайно товарищества появились и развивались как форма семейного предпринимательства.

Полные товарищи отвечают по обязательствам своего товарищества только при недостатке у него собственного имущества, то есть субсидиарно (ст. 399) . Однако ответственность всех полных товарищей в этом случае носит солидарный характер (п. 1 ст. 75) , что в соответствии с общим правилом ст. 323 ГК о правах кредитора в солидарном обязательстве дает возможность кредиторам товарищества взыскать соответствующий долг с одного из участников (как правило, наиболее обеспеченного) , предоставив ему затем возможность рассчитываться с остальными участниками по правилам ст. 325 ГК.

Данная ответственность делает излишним предъявление особых требований к складочному капиталу товарищества, ибо имущество каждого из товарищей становится дополнительной гарантией для возможных кредиторов. Поэтому закон не требует наличия у товарищества обязательного минимума складочного капитала. Вместе с тем определенный складочный капитал у товарищества должен быть, составляя имущественную базу его участия в гражданском обороте. Кроме того, именно этот капитал в первую очередь направляется на удовлетворение требований кредиторов товарищества. Поэтому при уменьшении стоимости чистых активов товарищества до размера меньшего, чем первоначально зарегистрированный складочный капитал, товарищество не вправе распределять прибыль между участниками (п. 2 ст. 74) . Ведь это означало бы распределение между ними имущества товарищества при наличии у последнего значительных убытков, то есть, по сути, начало его ликвидации. С учетом возможности последующего предъявления требований кредиторов и обращения взыскания на имущество товарищей изложенная выше ситуация означала бы также фактическое распределение между полными товарищами их личного имущества.

Создание и прекращение полного товарищества

Поскольку любой из участников полного товарищества может действовать от его имени, товариществу не нужны специальные органы, формирующие и выражающие вовне волю его как юридического лица. Соответственно не требуется устанавливать порядок их создания и определять их компетенцию, иначе говоря, отпадает надобность в уставе. Поэтому закон считает достаточным для полного товарищества наличия лишь одного учредительного документа - учредительного договора.

Учредительный договор должен быть подписан всеми участниками товарищества и подлежит государственной регистрации, с момента которой товарищество существует как юридическое лицо. Закон предусматривает возможность рассрочки в оплате складочного капитала товарищества, но не устанавливает его минимального размера. Из этого следует, что к моменту государственной регистрации объявленный капитал товарищества должен быть, по крайней мере, наполовину оплачен его участниками (п. 2 ст. 73 ГК) .

Ликвидация товарищества производится по общим основаниям ликвидации юридических лиц. К числу особых случаев прекращения товарищества ст. 81 ГК относит ситуацию, при которой в товариществе остается единственный участник. Товарищество не может существовать в качестве “компании одного лица” и подлежит в этом случае прекращению.

Изменение состава участников товарищества вследствие выхода кого-либо из них не влечет по общему правилу прекращения товарищества. Лишь при отсутствии прямых указаний об этом в учредительном договоре или специального соглашения оставшихся участников товарищество ликвидируется в случае смерти кого-либо из участников, признания его безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченно дееспособным, объявления умершим или несостоятельным (банкротом) , ликвидации коммерческой организации - участника товарищества либо открытия в ее отношении реорганизационных процедур, в частности при объявлении ее банкротом (п. 1 ст. 76 ГК) .

Организация деятельности полного товарищества

В полном товариществе каждый участник имеет один голос, если только учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения голосов, принадлежащих участникам, например, в зависимости от размера взноса (вклада) . Этим определяется и появление правила о единогласии всех участников в решении вопросов деятельности товарищества, если только учредительным договором прямо не предусмотрены случаи, когда решение может быть принято большинством голосов.

Статья 72 ГК предусматривает самые разнообразные возможности, которые могут использовать товарищи при ведении дел товарищества. Традиционный способ - ведение дел товарищества любым (каждым) его участником может быть заменен в учредительном договоре, то есть по воле самих участников, иными вариантами: совместное ведение дел, предполагающее единогласное решение (согласие) всех участников на совершение каждой сделки товарищества; возложение этих дел на одного или нескольких наиболее опытных участников (в таком случае остальные участники товарищества для совершения сделок от его имени должны получить доверенность от тех товарищей, которым учредительным договором поручено ведение общих дел) .

Прибыли и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале (п. 1 ст. 74 ГК) . Учредительный договор или специальное соглашение участников могут установить и иной порядок такого распределения, например поровну или с учетом иных возможных критериев.

Правовое положение участника полного товарищества

Наряду с правомочиями, признаваемыми за любым участником общества или товарищества, участник полного товарищества имеет право знакомиться с его документацией даже в случае, когда он не уполномочен на ведение дел от имени товарищества. Ведь с него и в этом случае не снимается неограниченная ответственность по долгам товарищества всем его имуществом, поэтому он вправе быть в курсе дел товарищества и требовать по суду прекращения полномочий тех товарищей, кто недолжным образом ведет дела товарищества.

К числу обязанностей полного товарища относится внесение вклада в общее имущество. Сроки и порядок внесения определяются учредительным договором в качестве его существенных условий. Но не менее половины вклада участник обязан внести к моменту регистрации полного товарищества. В противном случае он должен нести предусмотренную учредительным договором ответственность за неисполнение данной обязанности, а при отсутствии указании в договоре должен будет уплачивать 10 процентов годовых с невнесенной части вклада.

Важнейшей особенностью правового положения участника полного товарищества является его неограниченная ответственность по долгам товарищества всем своим личным имуществом, с учетом которой установлено также правило о невозможности отстранения кого-либо из товарищей от участия в прибылях и убытках.

Участник полного товарищества вправе передать свою долю в складочном капитале товарищества (или ее часть) либо другому товарищу, либо третьему лицу (ст. 79 ГК) . Передача доли влечет и соответствующий переход всех прав ее бывшего владельца к приобретателю. Поэтому согласие на передачу доли или ее части иному лицу, не участвующему в товариществе, необходимо получить от всех остальных участников, поскольку при этом в товариществе появляется новый участник. При отсутствии согласия кого-либо из участников на передачу доли товарищ вправе выйти из товарищества.

В случае выхода участника из полного товарищества, который он может предпринять в любой момент по собственному желанию (ст. 77 ГК) , он вправе потребовать от товарищества выдачи ему части имущества, соответствующей его доле в складочном капитале. Размер этой доли определяется по балансу, составляемому на момент выбытия товарища (абз. 2 п. 1 ст. 78 ГК) . В интересах товарищества установлено правило о том, что из полного товарищества, учрежденного на определенный срок, можно выйти лишь при наличии уважительной причины, а из товарищества, учрежденного без установления срока, можно выйти, лишь предупредив об этом не менее чем за 6 месяцев до фактического выхода (абз. 2 п. 1 ст. 77 ГК) .

При выбытии участника из товарищества доли оставшихся товарищей должны быть соответственно увеличены, то есть арифметическое выражение доли ушедшего как бы прирастает к долям оставшихся участников. Но учредительным договором или соглашением участников может быть установлен и иной порядок распределения этой доли, например, поровну.

В случае смерти физического лица - участника товарищества либо реорганизации участвовавшего в нем юридического лица вступление в полное товарищество их наследников или правопреемников допускается только с согласия всех других участников, ибо лично-доверительных отношений с новым участником может и не возникнуть.

При наличии серьезных оснований, в частности при грубом нарушении одним из участников товарищества своих обязанностей или обнаружившейся неспособности его к разумному ведению дел, такой участник может быть по суду исключен из товарищества, если об этом состоялось единогласное решение остающихся участников (п. 2 ст. 76 ПС) . При исключении из товарищества с выбывающим участником также производятся расчеты по правилам ст. 78 ГК.

Участник выбывает из товарищества при обращении его личными кредиторами взыскания на его долю в складочном капитале товарищества. Ведь такое взыскание согласно ст. 80 ГК допускается лишь при недостатке иного его имущества для покрытия своих долгов. Следовательно, такой товарищ не только лишается доли в имуществе товарищества, но и фактически не способен нести дополнительную неограниченную ответственность по долгам товарищества наравне с другими участниками из-за отсутствия необходимого для этого имущества. Тем не менее, и за таким участником сохраняется обязанность в течение двух лет после выбытия отвечать по долгам товарищества, ибо не исключено появление у него в этот период иного имущества.

ЛИТЕРАТУРА:

1. “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” . Федеральный закон РФ от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ.

2. Комментарий части первой Гражданского кодекса российской Федерации. - М.: Редакция журнала “Хозяйство и право” , Фирма “СПАРК” , 1995, - 597 с.

3. Коровкин В. В., Кузнецова Г. В. Предприятия малого бизнеса: государственное регулирование, бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность. - М.: “Издательство ПРИОР” , 1997, - 384 с.

4. Грачева Е. Ю., Куфакова Н. А., Пепеляев С. Г. Финансовое право России. Учебник. - М.: ТЕИС, 1995, - 231 с.

5. Финансовое право: Учебник / Под ред. Проф. О. Н. Горбуновой. - М.: Юристъ, 1996, - 400 с.