Что означает «принести себя в жертву. Не нужно приносить себя в жертву Мужчина, который действительно является достойным, никогда не позволит вам страдать

Меняются нравы, не стоит на месте технический прогресс, но фраза «Я принесла себя в жертву семье» продолжает так же часто звучать из женских уст. Если разобраться, «жертвы семьи» при этом могут быть угнетены чем угодно, только не семьей.Рассказываем как оставаться довольной собой женой и мамой.

Быть собой, а не идеальной

Принято считать, что идеальная семья - это союз двух сердец с общей историей, помноженной на достижения отпрысков в культуре и спорте. Глава такой семьи респектабелен и уверен в себе, его светящаяся счастьем жена - непременно с локонами и очередным младенцем на руках.

Как же далеко от этой идиллической картинки чувствуешь себя, когда костьми ложишься, напрягая связи, чтобы мужу «с серой зарплатой» дали ипотеку! Или отчитывая детей, бегущих от музыкальной школы, как черт от ладана. Да те же локоны! Неужели хотя бы на фото «для семейной истории» они не могли получиться красивыми? Сил нет! Женщина-«жертва семьи» страдает тем сильнее, чем дальше она от воображаемого идеала.

Почему так? Возможно, ваше когда-то персональное представление семейного счастья чересчур обросло деталями чужих историй. Рассказами мамы о том, как счастливы дочери ее подруг, вышедшие замуж за олигархов. Записями в блогах «правильных» домохозяек, где они хвастаются вареничками ручной лепки.

Поэтому перестаньте сравнивать свою семью с чужими. К их успехам необязательно стремиться, можно просто порадоваться. Лучше обратить внимание, какими достоинствами обладают ваши собственные домочадцы.

Перестать жить напоказ

Семейственность, помноженная на интернет-активность - современный тренд: что же, мы зря покупали три свитера одной расцветки, потели в них под софитами, ожидая, когда малыш вытащит палец из носа, а папуля прогонит с лица сарказм? Лови, зритель! И еще вот отчет о том, как весело готовить рататуй вместе с годовасиком.

«И есть же силы на все это!» - завистливо охает общественность. И от этого семьей хочется заниматься еще больше: «Дитя в слинге, мы на велодорожке!» Семья оказывается отличным средством для поддержания популярности.

Но как только погасает огонек фотокамеры, показной энтузиазм сменяется безразличием и даже некоторым раздражением от близких: им все еще хочется веселья, когда у меня накопилось столько дел!

Пожертвовать собой ради мужа - верный способ посеять у себя в сердце недовольство своей жизнью и... потерять любовь дражайшей половины.

Известны ли вам такие имена, как Наннерль Зонненбург, Милева Марич, Наталья Крандиевская? Скорее всего, нет. Потому что эти талантливые женщины пожертвовали своими способностями ради мужчин. Наннерль Зонненбург, в девичестве Моцарт, обладала не меньшими способностями, чем ее великий брат. Историки науки считают, что именно Милеве Марич, супруге Альберта Эйнштейна, принадлежат самые гениальные идеи в его теории относительности. Стихи Натальи Крандиевской, ставшей потом женой Алексея Толстого, были восторженно встречены Буниным, Блоком, Бальмонтом. А сколько еще открытий, изобретений, произведений искусства мы недосчитались, потому что женщина поверила, что ее предназначение - семья.

Общество воспринимает такие эпизоды как должное. А попробуйте предложить мужчине, чтобы он отказался от своего призвания, потому что не выполняет функцию «добытчика» и не приносит столько денег, сколько нужно семье? Ответит так, что мало не покажется.

Рабами не рождаются

Но почему мы сами порой столь охотно приносим себя в жертву любимому мужчине, даже тогда, когда они этого не просят?

Миф о «настоящей» женщине

Ирине в школе очень хорошо давались точные науки, никто не сомневался, что она поступит в институт и добьется больших успехов. Однако отец все время повторял: «Есть настоящие женщины, которые удачно выходят замуж и занимаются домом. И есть "рабочие лошадки", которым мужей не досталось». Сошлись на том, что она поступит в технический институт, где всегда хороший выбор женихов. На третьем курсе, выйдя замуж, Ирина бросила учиться. Сейчас у нее двое детей, и, глядя на своих однокурсниц, лихо сочетающих работу и семью, она все меньше верит в то, что «настоящая женщина» непременно должна сидеть дома.

Страх неудачи

Когда ребенку исполнилось три года, Татьяна решила пойти работать. Коллектив, в который она попала, оказался конфликтным. Татьяна чуть не каждый день приходила домой в слезах. «Ты - домашняя женщина, ты никогда не сможешь работать, - внушал ей муж. - У тебя нигде ничего не получится». Татьяна уволилась, убедив себя в том, что так будет лучше и ребенку, и мужу, и ей самой. Хотя сама не испытывала никакого удовольствия от домашней работы.

Попытка заслужить любовь

Это свойственно очень неуверенным женщинам. Если им довелось выйти замуж, они считают, что теперь по гроб жизни обязаны этому мужчине, и готовы ради него на все, чтобы только он не разлюбил. А робкие мысли, что и она могла бы быть кем-то еще, кроме как служанкой мужа и детей, рассматриваются ею как эгоистичные.

Просто лень

Нередко маску жертвы женщина надевает просто для того, чтобы скрыть свою внутреннюю несостоятельность. Зачем напрягаться, учиться, чего-то добиваться, если можно просто сесть на шею мужчине, отдав ему «всю себя». Такая жертва нужна больше ей самой, чем семье.

Напрасны ваши совершенства...

Большинство жертв, как ни странно, бывают бессмысленными и не приносят пользы ни тому, кто идет на подвиг самоотречения, ни тому, ради кого это делается. Остается лишь горькая обида одного - за напрасные усилия и потерянные годы - и раздражение другого, который чувствует себя без вины виноватым. Почему же так происходит?

Наступив на горло своей песне

Есть, конечно, люди, которые находят счастье в самопожертвовании. Есть женщины, которым достаточно тех эмоций, которые они получают дома. Но большинство из нас все-таки хотят наиболее полно раскрыть свои способности, осуществиться в жизни. И если этого не происходит, возникает обида, сожаление, ощущение, что тебя использовали. Жить с этими эмоциями очень непросто.

В поисках виноватого

Бернард Шоу говорил, что тот, кто начинает жертвовать ради своего любимого, заканчивает тем, что ненавидит его. Почему это происходит? Потому что, жертвуя собой, мы подавляем часть своей личности, а это ничем нельзя компенсировать. Вот тогда и рождаются сакраментальные обвинения: «Ты мне всю жизнь испортил», «Я пожертвовала тебе свои лучшие годы». Даже если вы не выражаете вслух эти мысли, «облагодетельствованный» ощущает вашу внутреннюю агрессию. И от этого возникают скандалы «на ровном месте», взрывы ненависти «из-за какого-то пустяка».

Благими намерениями... Чаще всего наша женщина любит жертвовать собой ради слабого мужчины, ради того, кого надо «спасать» - алкоголика, азартного игрока, вечного безработного. Она содержит своего «несчастного», оплачивает его долги, вызволяет из милиции, ищет новые и новые места работы, где бы он мог «зацепиться». На первых порах человек еще находит в себе силы выразить благодарность: «Ты меня спасла!», «Ты вытащила меня из бутылки», «Без тебя бы я пропал!» Но потом все хлопоты женщины по своему спасению воспринимает как должное: можно самому не напрягаться, «моя меня вытащит!» И получается, что, жертвуя собой ради любимого, мы просто поддерживаем его порок. Оказавшись один на один со своей проблемой, он скорее бы начал задумываться, как жить, чтобы его пагубная страсть к спиртному или играм не унесла его на тот свет.

Насильно в рай

Есть такое циничное выражение: «Не делай добра - не получишь зла». Оно на сто процентов относится к тому, кто жертвует собой ради другого. В конечном итоге никогда «облагодетельствованный» не бывает бесконечно благодарен тому, кто из-за него загубил свою жизнь. Не только потому, что подспудно чувствует вину перед этим человеком. Но и потому, что каждый, даже слабовольный и неприспособленный, хочет сам распоряжаться своей судьбой. И сам прожить так, как хочет, как умеет. И тот, кто насильно тянет его в рай, ломая свою судьбу, вызывает у него лишь злость, обиду и раздражение.

Жертв и разрушений нет

Но ведь есть же, скажете вы, благородные жертвы: та же Анна Сниткина, супруга Достоевского, жены декабристов, мать Тереза? И как быть, если на ваших глазах тонет человек? Сказать: «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих»? Разница в том, что во всех этих случаях человек не относится к своему поступку как к самопожертвованию. Он делает то, что считает нужным, не ожидая благодарности и признательности. И испытывает чувство радости, если удалось что-то сделать полезное. Такая «жертва» лишь укрепляет его.

Признаки того, что вы не жертвуете собой:

* Вы действуете, как правило, быстро, почти автоматически, не раскладываете «за» и «против». У вас возникает ощущение правильности ваших поступков, вы чувствуете радость независимо от того, будет ли все это оценено по заслугам.
* Вы поступаетесь своими интересами раз, другой, третий. Но не допускаете, чтобы это превращалось в систему.
* Вы ищете компромисс. Если муж решил переезжать в другой город, потому что там для него более интересная работа, вы предлагаете ему учитывать и ваши интересы. И вместе решаете, что будете делать там вы.
* Если поступок не совершается вами спонтанно, вы просчитываете соразмерность того, от чего придется отказаться вам, и что в результате получает муж и вся семья в целом.
* Стараетесь помогать только тогда, когда вас просят об этом. Ведь часто то, что мы считаем благом для человека, для него вовсе таковым не является.
* Вы ни о чем не жалеете, даже если ваш поступок не привел к тому результату, на который вы рассчитывали.

Дорога Домой Жикаренцев Владимир Васильевич

Что означает «принести себя в жертву»

Что означает «принести себя в жертву»? То, что написано. Речь ведь идёт о битве со Змеем? А Змей олицетворяет жизнь, земную жизнь.

Когда герой приносит себя в жертву земной жизни, тогда он побеждает Змея земной жизни - ум .

Если вы следуете какому-нибудь религиозному учению или занимаетесь духовной практикой, если вам небезразлично понятие «духовного совершенства», то, заглянув прямо сейчас в себя, вы увидите, что жизнь на земле вам безразлична, может быть, глубоко безразлична. Вы смотрите на неё как на промежуточный этап по пути в какой-то свой рай, то есть, по сути, вы используете её для своих духовных целей.

Это указывает на раскол между духом и плотью. И в этом желании поскорее освободиться от земных пут заключается главная ошибка всех идущих по Пути. Чем больше человек пренебрегает жизнью на земле, чем больше старается освободиться от её пут, тем больше они его опутывают, затягиваясь на горле мёртвой удавкой.

Вернёмся к теме.

Теперь вспомним отношения Иисуса Христа и Иуды Искариота. Как мы увидели выше, Иуда Искариот олицетворяет Великого Змея и жар желаний ума. В Евангелии битвы между Христом и Иудой - удом в явном виде нет, но она присутствует в скрытом виде: в виде противостояния и битвы противоположностей - духа и плотьных желаний, как мы поняли.

Иисус знает, что Иуда собирается предать его, и идёт вдоль этого предательства, течёт вместе с этой Силой, отдаётся ей. То есть, по сути, он приносит себя в жертву Иуде, принимая полностью его действия, - он отдаёт всего себя земной жизни, принимая её целиком и безусловно.

Он позволяет схватить себя - вручает себя жизни. Помните, как Геракл обнял Кербера? Схватить и обнять - это один и тот же процесс, но только видимый с разных сторон. Это не солдаты схватили Иисуса, это он обнял жизнь, отдавшись ей полностью.

Солдаты и толпа, олицетворяющие мир вокруг и жизнь на земле, издеваются над ним, а он терпит, то есть поёт свою песню жизни. Далее следуют суд и распятие - душа его, познавая суть (суд - сут - суть ), расправляется, соединяя противоположности (крест - вертикаль и горизонталь), а он в это время страдает: наступила страда - пора сборки урожая. Вслед за тем как он познал суть жизни, пропев песню жизни, он собирает урожай посеянных мыслей и дел. Платой за жертвенную жизнь на земле, за служение жизни на земле является единство с Богом - единство души и тела, духа и плоти, небесной и земной жизней.

Ещё раз о жертве. Что сделал Иисус? ОН ПРИНЁС СЕБЯ В ЖЕРТВУ ЖИЗНИ! В битве с Иудой - Змеем Иисус, чтобы победить Змея земной жизни Иуду, принёс себя в жертву этой самой жизни. Служа жизни, его «я» умирает, то есть умирает сам Змей.

Жрети - приносить жертву; поглощать. Тот, кто приносит жертву, тот и поглощает её, то есть пользуется её плодами. Когда добро приносит себя в жертву злу, умирают оба и добро пожинает плоды своей жертвы. Так рождается третье, совершенное Целое, в котором нет борьбы, а только любовь. Это и есть шапка земли греческой. Шапка имеет форму чаши, то есть здесь мы имеем дело с чашей Грааля - Великой Жертвой.

Очень хорошо этот момент жертвы собой показан в третьем фильме «Матрицы». Герой Нео - Новый - приносит себя в жертву в последней схватке с агентом Смитом. Он умирает, а вместе с ним умирает и его злой двойник Смит. Потому что Добро и Зло всегда идут рука об руку, они - пара. Соединившись, Добро и Зло рождают любовь и мудрость.

Герой приносит себя в жертву Змею - злу, которое олицетворяет земную жизнь, они умирают вместе, в результате на этом месте из пепла рождается Свет и Любовь. Герой приносит себя в жертву жизни на земле (это и есть змей), служа ей и полюбив всем сердцем, и тогда жизнь одухотворяется. В этом суть жертвы .

«Кинуть шапку земли греческой» означает принести себя - своё «я» - в жертву земной жизни: зачерпнуть её полной горстью и испить до конца .

Чтобы «я» принесло себя в жертву, оно должно созреть для этого важного шага. К этому шагу «я» подготавливает себя всю жизнь, точнее, тридцать три года.

Когда человек приносит себя в жертву, его «я» умирает, а горловой центр открывается. Открывается дорога в рай.

Можно сделать заключение, что человек, жертвующий собой во имя жизни на земле, всегда попадает в рай. Так видели это предки .

Из книги Чудодейственная сила для получения бесконечных богатств автора Мерфи Джозеф

Каким образом эта книга может принести вам богатства Вы можете получать немедленные результаты, правильно используя законы вашего разума. В каждой главе этой книги приводятся простые, практические методы и легкие для выполнения программы, которые дадут вам возможность

Из книги Исправление прошлого и исцеление будущего с помощью практики восстановления души автора Виллолдо Альберто

ГЛАВА 10. ПРИНЕСЕНИЕ В ЖЕРТВУ «СВЯЩЕННЫХ КОРОВ» Чтобы добраться до ближайшего речного порта, мне пришлось три дня идти вверх по течению Амазонки… Я клялся себе, что никогда не вернусь в джунгли, но это лишь научило меня никогда не говорить «никогда». Часть меня осталась в

Из книги Полдень магов. Оккультная перестройка мира автора Нойегард Отто

Глава 17 Проклятие Текумсе Вождей бледнолицых - в жертву Тартару Здесь поневоле приходится вновь вернуться к астрокоду США с его Меркурием в доме смерти, а домом смерти в Раке - на родной земле американцев. Астрология - наука опасная, ибо она находится в ведении

Из книги Число жизни. Код судьбы. Прочти эту книгу, если ты родился 3-го, 12-го, 21-го или 30-го числа автора Харди Титания

Из книги Как защититься от сглаза и порчи автора Кладникова Серафима

Глава 1 Может ли порча принести пользу? Наверное, вы хоть раз в жизни желали зла своим ближним, поскольку только святые не раздражаются из-за жары или давки в транспорте, не обижаются на грубость и неприязненное к себе отношение; практически всем людям в той или иной форме

Из книги Число жизни. Код судьбы. Прочти эту книгу, если ты родился 5-го, 14-го или 23-го числа автора Харди Титания

Что оно означает Число жизни только со временем оставляет свой отпечаток. Вам следует изучать его влияние много лет, чтобы понять, что оно отражает достоинства и слабости, с которыми мы учимся жить в течение многих лет. Эти характеристики нужно проанализировать спустя

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

[В чем состоит наибольшая польза, которую человек может принести миру] Порадовалась, что формула самостоятельных достижений Вам близка, потому Вы, конечно, оцените всю красоту Учения, которое, давая направление и щедро разбрасывая намеки, иногда очень прозрачные, никогда

Из книги Большой план апокалипсиса. Земля на пороге Конца Света автора Зуев Ярослав Викторович

Из книги 100 самых действенных ритуалов для исполнения желаний от самых известных экстрасенсов автора Лобков Денис

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Серафим Саровский: «Принести в жертву себя самого» Серафим Саровский (в миру Прхор Исидрович Мошнин) – иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители, прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя

Из книги Ванга рекомендует. Счастливые предметы, которые должны быть в каждом доме автора Жмых Галина

Жертва, которую должно принести православие Жертва всегда касается «я» и его интересов. Если «я» развилось настолько, что готово принести себя и свои интересы в жертву, тогда жертва состоится.У общества тоже есть «я». «Я» нашего общества состоит главным образом из

Из книги Диалог с мастером об истине, добре и красоте автора Раджниш Бхагван Шри

Как принести в дом святую воду Святую воду брать нужно в храме в праздник Крещения, это и есть двенадцатый день года. Бери ее не очень много, потому что святую воду можно разбавлять. Капля воды освященной сделает святой всю воду, сколь бы много ее ни было. Хоть ведро возьми,

Из книги Дальше, чем истина… автора Андреева Елена

Что означает давать, и что означает принимать? Теперь я понимаю, что только начинаю улавливать проблески этих двух явлений. Восприимчивость кажется мне смертью, и автоматически все внутри приходит в состояние боевой тревоги! Помоги! Существование кажется таким

Из книги Чудодейственная сила Вселенной автора Мерфи Джозеф

Найти себя… Познать себя… Вспомнить себя… У многих на это уходила вся жизнь, а осознанное самопознание часто начиналось только тогда, когда уже было что исправлять. Это было в прошлом. В черно-белом дуальном мире… Вспомним и начнем сначала. С рождения. С детства.НАЙТИ

Из книги автора

Глава 3 Как Космическая энергия может принести вам все блага жизни Как-то Авраам Линкольн сказал:«Много раз судьба ставила меня на колени из-за того, что я был убежден: мне больше некуда идти. Моя мудрость и все, что было во мне в тот период, не способствовали успеху».А вот

21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в храме в честь этого праздника в Горловке. По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Мы привыкли к тому, что с самого раннего детства у нас день сменяется ночью, а ночь сменяется утром и днём. И нам себе трудно представить, что было бы, если бы вдруг ночь наступила, а утра бы не было. Когда наступает ночь, какой бы она ни была тёмной, мы всегда знаем, что пройдёт совсем немного времени, и наступит утро, и снова будет день.

Есть на земле такие места, такие широты, где ночь длится не одни сутки. Но эти условия люди называют экстремальными, ненормальными. И если бы нам вдруг кто-то сказал, что нам придётся жить всё время ночью, во тьме — конечно, мы бы жили, потому что жить надо. Но, наверное, никто бы из нас этому не обрадовался, потому что все мы любим, когда наступает утро и встаёт солнце.

Те, кому приходилось проводить ночь на природе, знают, как перед рассветом бывает темно и холодно, и с какой радостью человек видит, что горизонт начинает сереть, а потом вдруг появляется солнце, и всё вокруг расцветает, становится тепло.

Человек создан был Богом для того, чтобы пребывать в радости, тепле и свете. Человек жил в раю. Первые люди, Адам и Ева, кроме того, что они были в прекрасном месте и ничего не боялись, им ничего не угрожало, имели ещё и радость общения с Богом. Бог к ним приходил, они могли быть с Ним, когда они захотят, и это общение наполняло их жизнь. Они были счастливы. Отпав от Бога, они вдруг поняли, что жизнь без Бога — это совсем не то же самое, что жизнь с Ним. Они ощутили это вполне на своих плечах, на своём опыте.

Есть вещи, которые невозможно понять, пока их не переживёшь. Когда у нас был мир, мы его не ценили — точнее, думали, что так и должно быть. Мы праздновали 9 Мая, ещё со школьных лет говорили, что мир — это самое главное, но мы не понимали, что такое мир, потому что он у нас был всегда, с самого рождения, и никто у нас его не забирал. Сегодня, когда мира нет, мы понимаем, какими мы были счастливыми тогда, когда он у нас был.

У нас не было всё хорошо, были проблемы, были трудности, были разные недостатки нашей жизни — и личные, и общественные. Но было самое главное: люди друг друга не убивали. Сегодня, когда этого нет, мы снова хотим, чтобы оно было. Мы молимся: Господи, пошли нам мир, а мы уже дальше как-то будем и строиться, и окна вставлять, и жить нормально научимся — лишь бы мир был, лишь бы войны не было.

Представьте, как люди ждали, чтобы в мир пришёл Спаситель. До грехопадения они не знали, как это — жить без Бога. А когда они Бога потеряли, когда их из Рая выгнали, когда они увидели, что вокруг не всё так просто — и бури бывают, и животные дикие есть, и вражда между людьми появилась, и прочие «прелести» жизни без Бога, из-за которых люди теряют ориентиры и смысл жизни — им очень хотелось, чтобы кто-нибудь смог вернуть всё обратно.

У них было такое обещание, Господь им сказал, что наступит время, когда от жены родится Тот, Кто вернёт всё обратно — «Семя Жены сотрёт главу змия». И вся история Ветхого Завета с его пророками, Законом, необычными событиями — это история того, как люди ждали исполнения этого обещания, как они ждали рассвета, как ждали появления солнца, как они ждали того, что вновь будет тепло. И предвестником этого рассвета стало рождение Девы Марии. Пока Её не было, не было и возможности Боговоплощения. Нужно было, чтобы на земле появился человек, который так мог себя Богу доверить, такое смирение имел, такую любовь, чтобы от этого человека в мир мог прийти Сын Божий. И таким человеком стала Пресвятая Дева Мария.

О том, как Она родилась, как Она пришла в мир, рассказывает Предание церковное. Есть удивительная история о Её родителях, праведных Иоакиме и Анне, которые непонятно за что получили тяжелейшее испытание в своей жизни.

Не будучи грешниками, людьми, которые совершали какое-то беззаконие или неправду, они вдруг вынуждены были испытать то, что не каждый человек сможет выдержать. Их начали унижать их родные и близкие, их соплеменники, те, с кем они жили на одной земле, их братья. Им начали говорить: «Вы недостойны жить среди нас». Было даже такое, что они принесли положенную жертву в храм, а священник её не принял, посчитав, что они — какой-то «низший сорт», не те люди, от которых можно принять жертву в храм.

Обидно им было? Ещё и как. Конечно, больно было и душе, и сердцу. Больно оттого, что люди подозревают их в каких-то тайных тяжких грехах, а они ведь перед Богом не согрешили, жили праведно, по всем Его законам. И они сами себя спрашивали и Богу молились: «Господи, ну почему так? Ведь мы же не хуже других людей. Но Ты нам попускаешь для чего-то, чтобы мы это переживали».

Это был не ропот на Бога. Это была просьба, молитва к Нему. Они продолжали жить по заповедям Господним и делать то, что нужно было делать. Но им трудно было понять, почему Бог это допустил. Нам сегодня, когда мы об этой истории вспоминаем, понятно, почему.

Всему своё время. В молодости люди бывают не такими мудрыми, как в старости, чего-то не понимают. Когда молодые люди, жених и невеста, только поженились, на следующий день после свадьбы они ссорятся. Потому что они ещё имеют свои представления о жизни, друг друга любить по-настоящему не умеют. Влюбиться каждый может, а любовь — это готовность себя приносить в жертву. Умеет ли в двадцать лет человек себя в жертву принести ради другого? В очень редких и исключительных случаях. А в основном человек рассуждает: «Ты мне должен, а не я тебе». Из-за этого люди ссорятся. Поженились, и потом через неделю развелись. Почему? Не сошлись характерами. Вот так мы и живём.

И даже люди, которые это всё понимают, — проходят годы прежде, чем они научатся уступать, смиряться, терпеть, прощать и жалеть друг друга, друг друга понимать и друг другу помогать. Не так часто встретишь семью, где всё это есть с самого начала. Зачастую это приобретается через какие-то годы совместной жизни, через терпение, через молитву, через смирение и любовь. А дети — это кость от кости и плоть от плоти своих родителей. Всё, что нам в наших детях не нравится, — это наши собственные черты характера, которые не с неба взялись, а появились от нас.

Ребёнок ещё младенец, а его уже спрашивают: «На кого ты больше похож — на маму или на папу? Носик у тебя папин, глазки мамины». Но ведь не только «носик и глазки». А характер чей? А привычки чьи? А чьи наклонности? И мамины, и папины, а ещё и своё — то, что рождается от воспитания или от недостатка воспитания.

И вот на земле должна была появиться Пресвятая Дева. Господь Иоакима и Анну провёл через тяжелейшее испытание, научив их и смирению, и любви, и терпению. И когда Дева от них появилась, Она была уже похожа на своих родителей в чём-то, Она уже имела черты их характера. Мы сегодня это можем понять. А в то время Иоакиму и Анне было тяжелее. Но они всё это вынесли, всё это вытерпели. И в благодарность, в награду за их терпение Господь послал им такое дитя. И когда мы празднуем Рождество Матери Божией, мы воспеваем: «И чтим святых Твоих родителей», потому что их подвиг — это подвиг для того, чтобы на земле появилась Дева Мария, чтобы Она пришла в мир, и от Неё родился Сын Божий.

Мы тоже очень многого хотим в своей жизни. Хотим, чтобы у нас был мир, чтобы у нас было всё хорошо, чтобы нас никто не обижал, чтобы семья наша была счастлива, чтобы дети наши были добрыми. Но только хотеть — это неправильно. Мы должны ещё что-то для этого делать и отдавать. И начинать нужно всегда в первую очередь с самого себя.

Ведь мы зачастую ждём, что кто-то для нас сделает что-то в этой жизни. Дети говорят родителям: «Вот, вы не дали мне того, не сделали этого, не помогли в этом». Чаще всего даже речь идёт о вещах материальных. Родители предъявляют претензии к детям: «Вот, ты меня не слушаешься», или: «Ты обо мне не заботишься», или: «Ты мне редко звонишь или приезжаешь». Муж предъявляет претензии к жене. Ему не нравится, как она ухаживает за домом, за семьёй, следит за бытом. Жена предъявляет претензии к мужу и говорит ему: «Ты мало денег зарабатываешь», или: «Не на той работе работаешь», или: «Не так о семье заботишься».

И если посмотришь на род человеческий — у всех сплошные претензии друг к другу. У начальников — к подчинённым, у подчинённых — к начальникам. И апостол говорил христианам: «Поэтому у вас и распри, что вы только друг у друга что-то хотите требовать». А у христиан должно быть наоборот. Любое движение вперёд, любое исправление начинается с самого себя. Ты не с другого требуй — с себя потребуй. На себя посмотри. Задай себе вопрос: «Я всё так делаю? Я всё делаю правильно?»

Если бы сегодня те люди, которые враждуют друг с другом и готовы друг друга убивать, не обвиняли друг друга, а спросили каждый себя: «Я всё делаю правильно? Я никаких ошибок не сделал?» — наверное, они бы остановились. Потому что это единственный путь к миру. Это единственный путь к примирению и взаимной любви — осознание своих собственных ошибок и своих собственных недостатков.

А если идти по пути взаимного обвинения друг друга и поиска недостатков в другом, мы никуда не придём — распри будут продолжаться вечно, без конца. И не только между людьми чужими, но даже и между родными — между братьями. Никогда никто не слышал, как братья между собой ссорятся и друг с другом не разговаривают? Как родные сёстры друг к другу не приезжают? Как родители с детьми не общаются?

Мы сегодня удивляемся, что война идёт. А отчего мы не удивляемся, что в доме престарелых старики находятся? Что, в доме детей места не нашлось для своих родителей, что они в доме престарелых оказались? Это что, грех меньший войны — когда дети своих родителей в дом престарелых отдают, когда им некогда за ними ухаживать? От мамы или от папы воняет, и он не хочет, чтобы они в доме находились. А аборты делают? Это не убийство, это не война, когда мама думает или о карьере, или о деньгах, или о том, чтобы ей на новый мобильный телефон денег хватило, идёт и своё дитя убивает? Это не грех? Это не убийство, это не война? Но мы же к этому спокойно относились. Дома престарелых — на здоровье. Аборты — сколько угодно. Жить не по закону Божию — тоже ничего страшного, у нас свои есть законы, которые мы сами себе придумали.

Чем это заканчивается — мы видим. Страшными страданиями. И страдают в первую очередь самые слабые. Те, кто посильнее — выживают. Поэтому мы должны с вами помнить, что в жизни любой путь к добру, к миру, счастью начинается с самого себя, со своей собственной жизни, со своего сердца, со своей души, с вопроса к себе: «Я всё правильно делаю? Я правильно поступаю?» В первую очередь — по отношению к своим родным и близким. К семье, братьям, сёстрам, родителям, бабушкам, дедушкам, дядям, тётям. К своим друзьям, крёстным, сослуживцам, соседям. А потом этот круг можно расширять и дальше.

Можно было бы нас понять, если бы у нас не было того света, который мы имеем. Но у нас есть закон Божий. И Дева Мария родилась. И Сын Божий от Неё родился, и на Кресте пострадал, и воскрес из мертвых. Чего же нам не хватает? Почему мы продолжаем находиться во тьме, как будто бы не было рассвета? Потому что сами не хотим в своей жизни ничего менять. И при этом готовы менять всё в жизни другого человека. Другим советы даём, подсказываем, что они неправильно делают, осуждаем людей за их недостатки, за их ошибки, себя считаем лучше. Но ведь от этого ничего не меняется. Меняется только тогда, когда сам в себе начнёшь менять.

А давайте попробуем хотя бы раз что-то в себе изменить в лучшую сторону, для того чтобы жить не по своей воле, а по заповедям Божиим. И мы узнаем, что это не так просто, что это трудно. И когда мы поймём, что мы сами в себе без помощи Божией ничего изменить не можем, у нас отпадёт желание начать других воспитывать, говорить: «Давайте, вы меняйтесь, а я буду таким, каким я хочу быть». Мы начнём Богу молиться: «Господи, помоги мне!» Не так-то просто изменить в себе что-то. Мы начнём смотреть: а как святые в себе что-то меняли? Как они святыми стали? У нас появится необходимость в чтении святых отцов. У нас появится необходимость в исповеди, в причастии, в молитве, в помощи духовной, которую мы получаем через это. И жизнь наша тоже будет становиться духовной.

Дай Бог, чтобы, празднуя Рождество Пресвятой Богородицы, мы понимали, что Она родилась в мир для того, чтобы пришёл Спаситель, чтобы в нашей жизни что-то поменялось, чтобы мы не жили во тьме, чтобы мы согрелись в лучах Его Света. Но произойдёт это только в том случае, если мы начнём что-то менять в своей собственной жизни, сами потрудимся для этого. А Она будет нам в этом помогать и будет о нас молиться, как и молится Она в сегодняшний день. Дай Бог, чтобы мы об этом не забывали. И тогда не будет среди нас распрей, войн и нестроений, и мы будем жить в мире и любви. Пусть Матерь Божия всем нам в этом поможет.

С праздником вас поздравляю! С Рождеством Пресвятой Богородицы!

Слово «жертвоприношение» обозначает разные древнегреческие обряды, со-вершаемые в разных обстоятельствах и с разными целями. Это и подношение богам фруктов, зерна и лепешек, и сжигание ладана, и убийство животных с последующим съедением оставшегося мяса, и сжигание животных целиком, и ритуальное возлияние вина, молока, меда, воды или масла, и пролитие жерт-венной крови для скрепления клятвы.

Самый распространенный тип жертвоприношения у древних греков — закла-ние домашнего скота — назывался thysia («тисия»). Мясо частично сжигали: богам доста-вался дым, участникам церемонии — мясо.

Философ Теофраст выделил три цели жертвоприношения: воздать богам по-чести, поблагодарить их и попросить у них что-то. Но это лишь одна из воз-можных трактовок обряда. Уже в ХХ веке эллинист и специалист по древне-греческой религии Вальтер Буркерт выдвинул новую версию: смысл жертво-приношения — в чувстве вины, которое испытываешь после убийства. Ритуал нейтрализует выплеск агрессии, связанный с убийством животного. Впрочем, эту теорию опровергли как противоречащую античным свидетель-ствам. Неко-торые историки считают, что цель жертвоприношения — в установке социаль-ной иерархии между участниками обряда, в том числе богами, через распреде-ление лучших и худших кусков мяса во время совместной трапезы. Так жертво-приношение как бы закрепляет и оправдывает социально-эконо-мическую и политическую реальность. С антропологической точки зрения жертвоприно-шение является аналогом подарка: люди преподносят сакральный дар богам, рассчитывая на ответные дары. Такие подарки составляют основу взаимоотно-шений как между людьми, так и с потусторонними силами.

У греков не было отдельного класса жрецов, поэтому жертвоприношение мог совершить кто угодно. Для разделывания мяса часто звали мясника. Жертво-приношение совершали не внутри храма, а рядом с ним, у алтаря на открытом воздухе. Часто устраивались камерные домашние жертвоприношения в кругу семьи. Если после ритуала планировался обед или ужин, ритуальный пир устраивали в специальных помещениях при святилище или дома. Иногда жертвенное мясо продавалось, но все же большинство костей домашних животных находят именно в святилищах. Получается, греки почти всегда ели мясо после ритуального заклания животного — то есть достаточно часто, если судить по сохранившимся календарям с указаниями, когда и каким богам при-носить жертвы. Большое количество скота закалывали по случаю ежегодных городских праздников. Во время частных обрядов, как правило, обходились одним некрупным животным.

Стела с календарем праздников и жертвоприношений из города Торикос. 430–420 годы до н. э. Remi Mathis / CC BY-SA 3.0

Фрагмент стелы с календарем праздников и жертвоприношений из города Торикос. 430–420 годы до н. э. Dave & Margie Hill / CC BY-SA 2.0

Правила церемонии не были сведены в жесткую систему: в разных полисах последовательность действий варьировалась. О разных типах, способах и про-цедурах жертвоприношения мы знаем из специальных ритуальных текстов, которые имели статус законов и высекались в камне для всеобщего обозрения. Среди других источников — античная литература, вазопись, рельефы, а с не-давнего времени еще зооархеология (анализ остатков животных, принесенных в жертву). Эти свидетельства позволяют понять некоторые закономерности thysia и реконструировать особенности обряда.

1. Выберите жертву


Жертвоприношение быка. Роспись кратера. Аттика, 410-400 годы до н. э. Кратер — сосуд для смешивания воды и вина. The Metropolitan Museum of Art

Сначала нужно определить бюджет жертвоприношения. Самое дорогое жи-вот-ное — корова. Если грядет большой праздник (например, богини — покро-ви-тельницы города), имеет смысл потратиться, например, на 50 коров. А вот поросята — дешевый вариант, который используется в ритуале очищения: кро-вью животного опрыскивают участников обряда, а само мясо не едят. Самое распространенное жертвенное животное — овца: идеальное соотношение цены и качества. Выбор животного зависит еще от того, кому предназначена жертва. Тут важно все — возраст животного, пол и цвет. Богам подойдут самцы, а боги-ням — самки. Животных черного цвета приносят в жертву подземным хтони-че-ским богам. Прежде чем начать ритуал, сверьтесь со специальными кален-даря-ми и другими ритуальными текстами: например, 12-го числа месяца ан-фесте-риона (приходится на наши февраль — март) богу вина Дионису нужно при-но-сить в жертву темно-рыжего или черного козленка с непрорезавшимися зуба-ми, а богине плодородия Деметре в месяце мунихионе (апрель — май) — бе-ре-менную овцу. Богине ночного колдовства Гекате придется принести в жерт-ву собаку, но это уже другой тип жертвоприношения: собачину греки не ели.

Важный совет: Не приносите в жертву людей, даже если вы прочитали об этом в древнегреческих мифах и литературе. Человеческих жертвоприноше-ний в Гре-ции не засвидетельствовано.

2. Найдите профессионального музыканта


Сцена жертвоприношения. Юноша (слева) играет на авлосе. Роспись кратера. Аттика, около 430-410 годов до н. э. The Trustees of the British Museum

Каждый этап ритуала должен сопровождаться музыкой. Хорошее исполнение радует богов и располагает их к обряду. Специальные обрядовые гимны назы-ваются просодии и пеаны. Первые следует петь, пока животное ведут к алтарю (музыка задает ритм процессии), вторые — уже у самого алтаря. Пение проис-ходит под аккомпанемент дудки — авла. Пока играет авлет, процессия ждет благоприятных знамений, чтобы начать церемонию. Логика богов, впрочем, не всегда понятна. Так, Плутарх рассказывает историю про музыканта Исме-ния, который долго играл на флейте, а знамений все не было. Тогда нетерпе-ливый заказчик жертвоприношения отобрал флейту у профессионала и неуме-ло заиграл сам, и только тогда жертвоприношение состоялось. На что Исмений ответил, что его музыка нравилась богам, вот они и не спешили с решением, но, услышав музыку дилетанта и решив от нее поскорее избавиться, они все-таки приняли жертву.

Важный совет: Авлету придется заплатить, но можно это сделать, поделив-шись с ним жертвенным мясом.

3. Помойтесь и нарядитесь


Участники церемонии жертвоприношения в венках и белых одеждах. Фрагмент росписи кратера. Аттика, конец V века до н. э. The Metropolitan Museum of Art

Праздничное настроение — это важно. Сходите в бани, наденьте нарядные бе-лые одежды и украсьте голову венком. У алтаря можно разуться, чтобы под-черкнуть священный характер происходящего. Важно не только нарядиться самому, но и нарядить жертву, ведь для животного участие в обряде — большая честь. Позолотите рога корове, как это сделал старец Нестор в «Одиссее», что-бы порадовать богиню Афину (эту услугу можно заранее заказать у кузнеца). Если финансы не позволяют, просто повяжите банты и намотайте венки вокруг головы и живота жертвы.

Важный совет: В афинских законах говорится, что жертвоприношение Афине должно быть максимально прекрасным, поэтому, если вы посвящаете ей празд-ничную церемонию, смело требуйте на торжества и украшения побольше денег из городского бюджета.

4. Организуйте шествие


Девушка с корзиной с инструментами для церемонии. Фрагмент росписи скифоса. Аттика, около 350 года до н. э. Скифос — керамическая чаша для питья с низкой ножкой и горизонтально расположенными ручками. The Metropolitan Museum of Art

Все почти готово, и вот тут начинается один из самых важных этапов — торже-ственная процессия. Участники обряда ведут животное к алтарю под музыку и пение. Важно правильно организовать процессию и распределить роли: кто за кем идет, у кого что в руках и кто что делает. Не забудьте принести к алтарю инструменты для церемонии — прежде всего нож. Положите нож в корзину, посыпьте его ячменной крупой (чуть позже объясним, зачем это нужно) и украсьте бантами. Пусть корзину несет на голове девочка аристократи-че-ского происхождения, она же должна возглавлять шествие — ведь молодость и невинность гарантируют успех предприятия. Если девочку найти не удалось, сойдет и простой раб. Кто-то обязательно должен держать кувшин с водой для ритуального окропления участников и алтаря. Кому-нибудь поручите нести ле-пешки и пироги — они тоже пригодятся для ритуальных целей. В начале про-цессии громко объявите о том, что сейчас будет совершаться свя-щеннодей-ствие. Это можно сделать с помощью возгласа «Эвфемия! Эвфемия!» — что до-словно переводится как «благоговейная речь», но в данном случае означает скорее «Внимание! Внимание!».

Важный совет: Если вы не знаете, где набрать участников процессии, позовите домочадцев, детей и рабов. Жена, невестки и дочери будут нужны для испол-нения риту-ального женского крика ololygmos во время заклания жертвы. До конца неясно, зачем нужен был крик — то ли чтобы заглушить рев живот-ного, то ли чтобы отметить важность происходящего.

5. Не забывайте о деталях

У алтаря нужно будет произнести молитву: подумайте заранее, о чем вы хотите попросить богов. Прежде чем убить животное, посыпьте всех участников яч-менной крупой Вероятнее всего, использование ячменя в ритуалах связано с его психоделическими свойствами. и окропите водой. Теперь достаньте ритуальный нож, от-режьте клок шерсти и бросьте в огонь. Если животное крупное, разумнее оглу-шить его топором, а уже потом перерезать ножом горло. Именно сейчас жен-щины долж-ны испустить ритуальный крик. Важно, чтобы кровь животного пролилась на алтарь, а не на землю. Попадание жертвенной крови на землю — дурной знак и может привести к мести и очередному кровопролитию. В неко-торых случаях имеет смысл собрать пролитую кровь в специальную вазу.

Сфагейон — сосуд для сбора крови. Каносса, конец IV — начало III века до н. э.
Из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина / Wikimedia Commons

Во время разделки самое главное — правильно отделить те части мяса, которые полагаются богам. Обычно это бедренные кости. Их нужно очистить от мяса, завернуть в жир и сверху прикрыть другими кусками небольшого размера. Лучшие куски мяса можно оставить себе: как показывает опыт Прометея, боги все рав-но ничего не заметят. Добавьте на алтарь хвост с крестцом, желчный пузырь и любые другие внутренние органы. Сожгите. Важно, чтобы дым шел в небо, к богам. Пролейте на алтарь немного вина — чтобы богам было чем запить мясо. Чтобы разделать и приготовить оставшееся мясо, лучше позвать мяс-ника. Теперь приступайте к праздничному ужину. Не забудьте отдать луч-шие куски самым почетным гостям.

Важный совет: Внимательно следите за знамениями. Например, за тем, как ведет себя в огне хвост животного или что происходит с внутренними орга-нами. Правильное толкование позволит понять, понравилась ли богам цере-мония. Хорошие знаки, когда хвост в огне закручивается, а печень здо-ровая, с равными долями. Если обряд совершается перед битвой, о победе говорит сильный огонь, уничтожающий всю жертву целиком. Дурными зна-мениями являются скудное пламя, а также брызги от сжигания желчного пузыря и дру-гих внутренних жидкостей.

Источники

  • Аристофан. Мир.
  • Аристофан. Птицы.
  • Гесиод. Теогония.
  • Гомер. Одиссея.
  • Naiden F. S. Smoke Signals for the Gods: Ancient Greek Sacrifice from the Archaic through Roman Periods.

    Oxford University Press, 2013.

  • Ullucci D. Contesting the meaning of animal sacrifice.

    Ancient Mediterranean Sacrifice. Oxford University Press, 2011.

  • Van Straten F. T. Hierà kalá: Images of Animal Sacrifice in Archaic and Classical Greece.