Церковный Православный праздник октября. Православная церковь чтит память святых мучеников трофима синадского и зосима киликийского

31 октября отмечается 2 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.


Апостола и евангелиста Луки


Апостола и евангелиста Луки
Кратко
Подробно


Кратко
Подробно

Кратко

День чествования Луки - одного из 70-ти апостолов, сподвижника Павла. Автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов. Считается первым иконописцем и покровителем врачей и живописцев. Символ святого - крылатый телец, держащий Евангелие.

Подробно

Святой апостол и евангелист Лука , уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла (2 Тим. 4, 10), врач из просвещенной греческой среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 1–3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.

Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2 Тим. 4, 10). После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.


Читайте такжеТест Орифлейм стикеры, промокод - как получить стикеры ВК

Предание присваевает ему написание первых икон Божией Матери. «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет», – сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие написано им в 62–63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Святой Лука в первых стихах (1, 3) четко выразил цель своего труда: наиболее полно и в хронологической последовательности описал по порядку все, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дал твердое историческое обоснование христианского упования (1, 4). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии (2–19, 51).



В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов в 62–63 годах в Риме. Книга Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя. В центре повествования – Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом), как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян. 15, 6–29). Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова.


Читайте такжеСаломе Зурабишвили и Григол Вашадзе - как прошли выборы в Грузии

Видео: Апостол и Евангелист Лука

Обретение мощей преподобного Иосифа, игумена Волоцкого (Волоколамского), чудотворца

Кратко

Воспоминание церковью события по обретению святых мощей Волоцкого игумена Иосифа (имя при рождении - Иоанн Санин) в 2001 году.

Подробно

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин) родился 14 ноября 1939(40) года в селе Язвище-Покровское близ Волока Ламского. В семилетнем возрасте благочестивые родители отдали отрока для обучения грамоте к старцу волоколамского Крестовоздвиженского монастыря. За два года Иоанн так хорошо научился читать церковные книги, что стал монастырским чтецом и певцом. В 20 лет Иоанн ушел из Волока в Тверской Саввин монастырь к старцу Варсонофию, а оттуда по его благословению направился в Боровский монастырь, где преподобным Пафнутием Боровским был пострижен в монашество с именем Иосиф.


В полном послушании у преподобного Пафнутия Иосиф провел 17 лет. По преставлении своего старца он был поставлен игуменом Боровского монастыря. Движимый заботой о спасении братии, Иосиф попытался ввести в обители общежительный устав, однако встретил сопротивление части братии. Тогда он, тайно покинув обитель, скрыв свой сан, отправился в путешествие по северным русским монастырям. По возвращении в Боровск предложил братии в качестве образца устав Кирилло-Белозерского монастыря, которым очень воодушевился в своем путешествии. Но встретив вновь нежелание принять строгий устав, ушел в Волоколамск, где с помощью брата великого московского князя Ивана III Волоцкого князя Бориса Васильевича основал в 1479 году свою обитель в честь Успения Богородицы, где и ввел самое строгое общежитие, написав для иноков свой Устав.

Опубликовано 02.10.18 00:27

Сегодня, 2 октября 2018, также празднуют Международный день социального педагога, Международный день ненасилия и другие события.

Какой сегодня праздник: 2 октября 2018 года отмечается православный праздник Трофим и Зосима

2 октября 2018 года 2018 года отмечается Трофим и Зосима. Церковь в этот день вспоминает святых мучеников Трофима Синадского (Фригийского) и Зосима Киликийского. Эта же дата - начало народного праздника пчеловода, который длится девять дней.

По преданию, мученик Трофим просил Господа образумить людей, участвовавших в разнузданном пьяном бесчинстве во время языческого гуляния. За это его схватили. Он выдержал все пытки и не сломился интккихс духом. Желая добиться своего, язычники отправили Трофима в Синад к жестокому истязателю, который также не смог заставить его отказаться от веры. После этого его казнили.

Святой Зосима, не желая жить рядом с язычниками, удалился в пустыню. Однажды встреченный им правитель Киликии был поражен тем, как старца слушались все животные. Но узнав, что тот христианин, приказал арестовать и мучить его, пока он не откажется от своей веры или звери не придут спасти его. Зосима обратился с молитвой к Богу, и тут же рядом с мучеником появился огромный лев. Правитель испугался и приказал отпустить Зосиму. В тот же миг святой умер.

Праздник Трофим и Зосима: традиции и приметы

Зосима в народе почитался как заступник пчелиного роя. На Руси в этот день отмечали праздник пчельников — Пчелиную девятину. В течение девяти дней с Зосимы нужно было приготовить ульи к зиме.

Пчелу почитали не только за мёд, но также и за воск, из которого делаются церковные свечи. Говорили, что пчелы не жалят праведных людей, а вот грешники могут от них пострадать.

Во время Пчелиной девятины советовали каждое утро натощак съедать немного мёда и запивать его теплой водой — это считалось целительным средством от всех болезней.

Считалось, что если в течении 9 дней, начиная со 2 октября, есть по утрам мёд, то «желудку своему подсобишь на зиму». На Зосиму хозяйки выпекали калачи на меду и медовое печенье, которым угощали не только своих домочадцев, но и соседей. Считалось, что так зима в доме пройдет «слаще».

В этот же день на Руси устраивали Трофимовы вечерки, на которых молодые люди выбирали невест, а девушки присматривались к женихам.

Кроме того 2 октября девушки гадали на суженого. Считалось, что если пристально посмотреть в глаза понравившемуся человеку, то он непременно тебя полюбит.

Приметы на Трофима и Зосима следующие:

Южный ветер предвещает хороший урожай озимых в следующем году.

Если пчелы залепляют отверстия в улье, зима будет холодной и снежной.

Если не угостить нищего мёдом, весь год будет неудачным.

Международный день социального педагога

Международный день социального педагога отмечается ежегодно 2 октября. Впервые праздник отметили в 2009 г. В мае того же года на очередной XVII Международной конференции социальных педагогов в столице Дании было предложено установить такое событие, и все 44 страны-участницы поддержали эту идею. Для России данная конференция и учрежденный праздник стали невероятным потенциалом для обучения и получения новых знаний и навыков.

Международный день ненасилия

Международный день ненасилия отмечается 2 октября. В 2018 году его справляют 12-й раз. Дата была установлена Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции № A/RES/61/271 от 27 июня 2007 г. Дата праздника выбрана не случайно. Именно в этот день в 1869 году родился основоположник теории ненасилия М. Ганди. Он долгое время жил в Южной Африке и боролся с расовой дискриминацией. Вернувшись на родину, он сражался за независимость Индии и не только проповедовал философию ненасилия, но и воплощал ее на практике. Всю свою жизнь Ганди придерживался принципов ахимса и остался верен своим убеждениям.

День профтехобразования

2 октября является датой ежегодного празднования Дня профтехобразования. 2 октября 1940 года Президиумом ВС СССР был ратифицирован указ «О государственных трудовых резервах СССР», который разделил все училища на три вида. В школах фабрично-заводского обучения (ФЗО) подготовка велась 6 или 10 месяцев, а в ремесленных и железнодорожных училищах - 2 года. Существовали также специальные ремесленные училища, в которых срок обучения длился от 3-х до 4-х лет, а в художественных - 3 года. Набирали в эти учреждения двумя путями: призывом или по желанию.

День уролога

День уролога отмечается 2 октября ежегодно. Первые исторические данные о «камнесеках» встречаются в IV-V столетии до нашей эры. Авиценна в своей книге описывает способ и технику проведения процедуры по извлечению камней из уринозного пузыря.

Для многих основоположником данной медицинской дисциплины является Франсиско Диас. В конце VI века он опубликовал свои исследования, посвященные урологическим заболеваниям

День рождения электронной почты

2 октября 1971 года Р. Томлинсон (инженер BBN Technologies) отправил первое сообщение с одного компьютера на другой.

Несмотря на то, что компьютеры стояли в одном кабинете, это произвело мировой фурор и стало новым каналом обмена информацией. Именно дата 2 октября и считается Днем рождения электронной почты. В этот день по всему миру проводятся праздничные мероприятия.

Алексей, Гавриил, Георгий, Давид, Игорь, Константин, Макар, Мария, Николай, Трофим, Федор.

  • 1720 - в дворянское достоинство возведен Демидов - родоначальник знаменитого клана Демидовых.
  • 1768- Екатерина II утвердила приговор Салтычихе.
  • 1803 - Москва впервые увидела полет воздушного шара.
  • 1987 - состоялся первый выход в эфир телепрограммы Взгляд.
  • Ричард III 1452 - король Англии.
  • Сергей Нечаев 1847 - русский революционер.
  • Уильям Рамзай 1852 - английский химик.
  • Махатма Ганди 1869 - индийский государственный деятель.
  • Борис Шапошников 1882 - советский государственный деятель.
  • Петр Гальперин 1902 - советский психолог.
  • Грэм Грин 1904 - английский писатель.
  • Юрий Левитан 1914 - советский диктор.
  • Стинг 1951 - британский музыкант.
  • Евгений Сидихин 1964 - российский актер.

Седмица 19-я по Пятидесятнице. Глас первый.

Мучеников Трофима, Савватия и Доримедонта (276).

Святые мученики Трофим, Савватий и Доримедонт пострадали за Христа в царствование римского императора Проба (276-282). Однажды в городе Антиохии совершался языческий праздник: приносились жертвы, лилось вино, творилось бесчиние. Пришедшие в город христиане Трофим и Савватий, с горечью смотря на это шумное и непристойное торжество, молили Господа наставить заблудших на путь спасения. Их схватили и привели к правителю. На допросе святые твердо исповедали свою веру и на принуждения отречься от Христа отвечали решительным отказом. Во время жестоких пыток святой Савватий скончался, а святого Трофима отправили на еще более страшные мучения в город Синнад к правителю Фригии Дионисию, известному палачу и истязателю. Обутый в железные сапоги с острыми гвоздями, святой Трофим 3 дня шел пешком, подгоняемый конной стражей. Все способы пыток использовал искусный мучитель, чтобы сломить мужественного христианина - святой Трофим лишь повторял слова Писания: "Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь" (Пс. 33, 20). Страдальца бросили в темницу, где его стал посещать тайный христианин - сенатор Доримедонт. Он ухаживал за святым Трофимом, омывая и перевязывая его раны. Когда об этом стало известно мучителям, святого Доримедонта стали заставлять отречься от христианства, а потом вместе со святым Трофимом бросили на сведение зверям. Мученики остались нетронутыми. Тогда их усекли мечом.


Блгвв. князей Феодора Смоленского (1299) и чад его Давида (1321) и Константина, Ярославских чудотворцев.

Святой благоверный князь Феодор, Смоленский и Ярославский, по прозванию Черный, родился в грозную для Руси годину монгольского нашествия, около 1237-1239 года, и был в крещении наречен во имя святого великомученика Феодора Стратилата (память 8 февраля), особо почитаемого русскими князьями-воинами. Воинскими подвигами суждено было Богом прославиться в Русской земле и святому князю Феодору. В 1239 году, когда молитвами Пресвятой Богородицы святой воин-мученик Меркурий (память 24 ноября) избавил Смоленск от Батыева пленения, отрока Феодора в городе не было: его увезли и укрыли на время войны в безопасном месте. В следующем, 1240 году умер его отец, князь Ростислав, правнук благоверного князя Ростислава, Смоленского и Киевского († 1167; память 14 марта).
Старшие братья, наследники, поделили между собой земли отца своего, выделив младшему - отроку Феодору маленький Можайск. Здесь прошло его детство, здесь учился он Священному Писанию, церковной службе и воинскому искусству.
В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского († 1249; память 3 июля), и стал князем Ярославским. У них родился сын Михаил, но вскоре святой Феодор овдовел. Он много времени проводил в ратных трудах и походах, сына его воспитывала теща, княгиня Ксения. В 1277 году соединенные дружины русских князей, среди которых был святой Феодор, в союзе с татарскими войсками, участвовали в походе в Осетинскую землю и во взятии "славного града их Тетякова". Союзные войска одержали в этой войне полную победу. Дело в том, что со времен святого Александра Невского († 1263; память 23 ноября) ханы Золотой Орды, видя несломленную духовную и военную мощь православной Руси, были вынуждены изменить свое отношение к ней, стали привлекать русских князей к союзу, обращаться к ним за военной помощью. Русская Церковь промыслительно использовала это сближение для христианского просвещения инородцев. Уже в 1261 году стараниями святого Александра Невского и митрополита Кирилла III в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви. В 1276 году Константинопольский Собор под председательством патриарха Иоанна Векка (1275-1282) отвечал на вопросы русского Сарайского епископа Феогноста о порядке крещения татар и принятии в православие бывших среди них монофизитов и несториан. В эти годы и оказался в Орде святой князь Феодор. Отличавшийся ратными подвигами в осетинском походе, он вызвал к себе особенное расположение хана Менгу-Темира, почтительно относившегося к Православной Церкви, выдавшего первый ханский ярлык о церковной неприкосновенности митрополиту Кириллу. В летописи сказано: "А князя Теодора Ростиславича царь Менгу-Темир и царица его вельми любяше и на Русь его не хотяше пустити мужества ради и красоты лица его". Три года пробыл святой Феодор в Орде. Наконец, "царь отпустил его с великой честью", и князь прибыл в Ярославль. К этому времени супруга его, Мария, уже умерла, в городе правила княгиня Ксения с внуком Михаилом. Ярославцы не приняли вернувшегося из Орды князя: "не прияша его во град, но рекоша ему: "Сей град княгини Ксении и есть у нас князь Михайло"".
Святой Феодор должен был вернуться в Орду. Царица, жена хана Менгу-Темира, "его любяше зело и хотяше за него дщерь свою дати". Такой брак имел бы для Руси большое значение. Хан долго не соглашался на него, считая русских князей своими "улусниками" (т. е. вассалами, подданными). Выдать дочь за русского князя, значило признать за ним равное достоинство. И еще важнее: это значило для хана признать превосходство Православия, потому что прежде венчания нужно было, чтобы татарская царевна приняла святое Крещение. Хан пошел на это, слишком важен для него был союз с Русью: "и царевну повелел за князя Феодора дати, и повелел ее прежде крестить, а православной веры не повелел осквернить". Так женился святой Феодор на дочери могущественного хана, нареченной в крещении Анной. "Царь же его весьма чтил и повелел ему садиться напротив себя, построил ему дворец, дал князи и боляре на послужение".
Там, в Орде, и родились у святого Феодора Черного его сыновья - святой благоверный князь Давид († 1321) и святой благоверный князь Константин. Огромное влияние, которое святой Федор приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли и Русской Церкви. Православие все более укреплялось среди татар, ордынцы усваивали русские обычаи, нравы и благочестие. Русские купцы, зодчие, мастера несли русскую культуру на берега Дона, Волги, Урала и дальше до самой Монголии. До сих пор археологи находят православные иконы, кресты, лампады по всей территории прежней Золотой Орды, вошедшей в состав России. Так начиналось великое миссионерское движение Русской Церкви на Восток, просвещение светом Евангельской истины всех племен до Великого океана. Русские православные князья и их дружинники, участвуя, как союзники, в монгольских походах, узнавали и осваивали бескрайние просторы Азии, Сибири и Дальнего Востока. В 1330 году, всего через тридцать лет после смерти святого Феодора Черного, китайская летопись напишет о русских дружинах в Пекине.
Святой Феодор жил в Сарае до 1290 года, когда "пришла ему весть с Руси, от града Ярославля, что его сын первый, князь Михаил преставился". Дав князю богатые дары и большую дружину, хан отпустил его на Русь. Вновь став князем в Ярославле, святой Феодор начал ревностно заботиться об усилении и благоустроении своего города и княжества. Особенную любовь проявлял он к обители Преображения Господня. Слава его гремела по всей Руси, все князья искали с ним дружбы и союза. Но он больше всех любил сына святого Александра Невского, Андрея Александровича, поддерживал его во всех начинаниях, когда тот был великим князем Владимирским, ходил с ним в походы, делил радость побед и горечь поражений. В 1296 году едва не разразилась кровопролитная братоубийственная война между двумя группами князей: на одной стороне были святой Феодор и великий князь Андрей, на другой - святой Михаил Тверской († 1318; память 22 ноября) и святой Даниил Московский († 1303; память 4 марта). Но кровопролитие Божией помощью удалось предотвратить. На Владимирском съезде князей (1296 г.) епископ Владимирский Симеон и епископ Сарайский Измаил сумели внести мир в обе стороны. Сам факт участия в съезде святого князя Феодора и сарайского Владыки Измаила говорит о том, что первый употребил все свои дипломатические дарования и влияние в Орде, чтобы способствовать установлению мира в Русской земле. Не порывались связи святого Феодора Черного и с его отчизной - Смоленском, хотя княжить ему там было непросто. Так, в 1297 году святой Феодор ходил походом к Смоленску восстановить свои законные права на Смоленское княжение, захваченное его племянником. Но взять город и стать снова Смоленским князем ему в этот раз не довелось.
Вскоре после того похода святой князь-воин занемог. 18 сентября 1299 года угодник Божий повелел перенести его в Спасо-Преображенский монастырь и принял монашеское пострижение. Во время самого окончания обряда святой Феодор попросил прервать священнодействие. По благословению игумена, во исполнение воли умирающего, князя вынесли на монастырский двор, куда сошлось уже множество ярославцев. "И исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого. И кто пред ним согрешил и враждовал на него - всех благословил и простил и во всем вину на себя принял пред Богом и людьми". Лишь после этого решился смиренный воин завершить свой необычный и многотрудный жизненный путь принятием ангельского образа.
Всю ночь игумен и братия молились над святым князем. В два часа ночи начали звонить к утрене. Напутствованный Святыми Тайнами Христовыми, святой Феодор безмолвно лежал на своем иноческом ложе. Когда же иноки начали третью "Славу" Псалтири, он осенил себя крестным знамением и предал душу Господу. Вид его в гробу был необычен: "Чудно бе зрети блаженнаго, на одре лежаща не яко умерша, но яко жива суща. Светилось лице его, солнечным лучам подобно, честными сединами украшено, показуя душевную его чистоту и незлобивое сердце".

После него в Ярославле правил его сын - святой Давид († 1321). Второй из его младших сыновей, святой Константин, видимо, почил ранее. Церковное почитание святого князя Феодора в Ярославской земле началось вскоре после его смерти. В 1322-1327 годах по благословению и заказу епископа Ростовского Прохора в память почитаемого Владыкой святого Феодора было написано и украшено миниатюрами знаменитое Феодоровское Евангелие. Епископ Прохор был прежде игуменом Спасоженского монастыря в Ярославле. Вероятно, он лично знал святого князя, мог быть очевидцем его пострижения и всенародного покаяния. Историки думают, что лучшие миниатюры, вшитые в эту драгоценную рукопись, принадлежали более раннему Евангелию, владельцем которого был сам святой Феодор Черный и которое он привез с собой в Ярославль как благословение из родного Смоленска.

5 марта 1463 года были обретены в Ярославле мощи святого князя Феодора и чад его, Давида и Константина. Летописец, очевидец события, записал под этим годом: "Во граде Ярославле в монастыре Святого Спаса лежали три князя великие, князь Феодор Ростиславич да дети его Давыд и Константин, поверх земли лежали. Сам же великий князь Феодор велик был ростом человек, те у него, сыновья Давид и Константин, под пазухами лежали, зане меньше его ростом были. Лежали же во едином гробе" . Эта черта физического облика святого князя так запечатлелась в восприятии очевидцев и современников обретения его мощей, что запись об этом вошла в Проложные жития князя Феодора и в Иконописные подлинники.
Житие святого князя Феодора Черного было написано вскоре по обретении мощей иеромонахом Ярославского Спасского монастыря Антонием, по благословению митрополита Московского и всея Руси Филиппа I. Другая редакция Жития была написана Андреем Юрьевым в Кирилло-Белозерском монастыре. Третье, наиболее подробное Житие святого Феодора вошло в "Книгу степенную царского родословия", составленную при царе Иоанне Грозном и митрополите Макарии. Русский народ сложил о святом князе Феодоре духовные песни, которые на протяжении столетий распевали "калики перехожие". В них прославляются благочестие и правосудие, милосердие и благотворительность святого, его забота о строительстве и украшении храмов (см.: Митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд). Князь Федор Черный.- "Богословские труды", сб. Х1, М., 1973, с. 55-77). Сложность исторических судеб, суровость эпохи, бесчисленное множество врагов - не личных, но врагов России и Церкви, - только ярче подчеркивают для нас величие подвига святых созидателей России.


Новосщмч. прот. Константина Голубева и иже с ним мч. и мц.
(1918)
Сщмч. Николая пресвитера
(1919)
Прп. Алексия (Соловьева), старца Зосимовой пустыни
(1928).
Сщмч. Нила пресвитера, прмц. Марии
(1938).
Мч. Зосимы пустынника Киликийского
(IV).
Блгв. вел. кн. Игоря Черниговского и Киевского
(1147).
Сщмч. Ианнуария еп. и с ним мчч. Прокула, Соссия и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона мирян
(ок. 305).
Св. Сегуаноса
(Галл.).
Свт. Феодора Таурсуского, архиеп. Кентерберийского
(690) (Кельт. и Брит.)
.

|

2 октября (19 сентября по "старому стилю" - церковному юлианскому календарю). Понедельник 18-й седмицы по Пятидесятнице (восемнадцатой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет . Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 14 известных нам поименно святых. Далее коротко расскажем о них.

Мученики Трофим, Савватий и Доримедонт . Святые страдальцы за Христа и Его Церковь, принявшие мученические венцы в период правления императора-язычника Проба, царствовавшего в Римской империи в 276-282 годах от Рождества Христова.

Однажды, когда в Антиохии праздновалось одно языческое торжество, сопровождавшееся не только идолопоклонничеством, но и самыми непристойными разнузданными бесчинствами, два благочестивых христианина, Трофим и Савватий, попытались остановить происходящее. Их схватили и подвергли страшным истязаниям с тщетными попытками заставить страдальцев отречься от Христа.

Во время пыток святой Савватий скончался, а святого Трофима отправили к известному изуверу - языческому правителю области Фригия Дионисию в город Синнад. Мученика истязали так, как прежде не пытали даже самых стойких христиан, но он мужественно претерпевал все, повторяя слова псалма: "Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь".

В это время во Фригии жил знатный римский сенатор Доримедонт, тайно принявший христианство. Узнав о мучениях святого Трофима, он пришел к нему в темницу, утешил и перевязал раны. За это обоих бросили к диким зверям, а когда те не тронули мучеников, святых Доримендонта и Трофима усекли мечом. Это произошло в 276 году от Рождества Христова.

Благоверный князь Феодор, Смоленский и Ярославский и чада его Давид и Константин . Русские святые второй половины XIII - начала XIV столетий от Рождества Христова, в трудные для Руси времена начала татаро-монгольского ига.

Согласно Житию, князь Феодор отличался огромным ростом, физической силой и прославился многими победами. Видя доблесть князя, хан Менгу-Тимур, пригласил его к себе на службу. Три года пробыл князь Феодор в Орде, где построил несколько храмов для русских пленников. После смерти первой жены князь Федор женится на дочери хана, названной в крещении Анной. Здесь же, в Орде, у него родились сыновья - Давид и Константин . Этот брак имел для Руси большое стратегическое значение.

Вскоре князь Федор с семьей возвратился в Ярославль, где стал заботиться о благоустройстве княжества, строительстве храмов и укреплении православной веры. Во время его княжения, во многом благодаря родству с ханом, Ярославская земля не подвергалась набегам и разорению.

Чувствуя приближение смерти, святой князь принял иноческий постриг. Трогательно попросив прощения у множества собравшихся ярославцев, князь Федор мирно отошел ко Господу. Князь Федор Черный вошел в русскую историю как мудрый правитель, проводивший политику дипломатии и миротворчества в отношении с Ордой. Этим он, а затем и его дети развили и продолжили дело святого князя Александра Невского по смягчению тяжести татарского ига и сохранению православной веры на Руси.

В 1463 году от Рождества Христова останки святого князя Федора и его детей Давида и Константина были найдены нетленными, лежащими в одной гробнице. И вплоть до сегодняшнего дня они находятся в Федоровском кафедральном соборе города Ярославля.

Преподобный Алексий (Соловьев), иеросхимонах Зосимовой Пустыни . Русский святой первой трети XX века, старец одного из самых известных православных монастырей - Смоленской Зосимовой пустыни близ города Александрова.

Родившийся в 1846 году в многодетной семье московского священника, настоятеля знаменитой церкви Симеона Столпника , будущий отец Алексий с ранних лет связал жизнь с церковным служением. В 1867 году святителем Филаретом (Дроздовым) , митрополитом Московским и Коломенским, он был рукоположен в диаконский сан и служил в нем 28 лет, пока не стал священником.

Будущий старец рано овдовел, а когда его сын вырос, принял монашеский постриг в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Среди духовных чад старца было немало известных людей, в том числе - великая княгиня Елисавета Феодоровна , у него духовно окормлялись игумения Фамарь (Марджанова) , а также некоторые члены известного религиозно-философского кружка Михаила Новосёлова .

В 1917 году старец Алексий сыграл особую роль в ходе Всероссийского Поместного Собора: именно он вытянул жребий при избрании Патриарха, которым стал святитель Тихон (Беллавин) .

В 1919 году отец Алексий принял постриг в великую схиму, в 1923-м , когда Зосимова пустынь была окончательно закрыта большевиками, переехал в Сергиев (нынешний Сергиев Посад), где жил до самой кончины, последовавшей в 1928 году , у своей духовной дочери Веры Верховцевой. Здесь, невзирая на опасность, батюшку посещали его многочисленные духовные чада, в том числе - в архиерейском сане.

Преподобномученик Зосима Кикилийский, пустынник . В период антихристаинских гонений императора-язычника Диоклитиана (Диоклетиана), царствовавшего в Римской империи в 284-305 годах от Рождества Христова, святой Зосима был схвачен и предан жестоким мучениям за веру. Однако чудесным образом страдалец оказался невредимым, что настолько поразило смотрителя тюрьмы Афанасия, что тот принял христианство. Святого Зосиму и его ученика отпустили и до конца своих дней они провели в монашеских подвигах в безлюдной пустыне.

Благоверный князь Игорь Черниговский и Киевский . Этот святой правитель Киевской Руси жил во времена жестоких междоусобиц, своего рода первой русской гражданской войны. Князь был глубоко верующим человеком, а потому, когда был разгромлен во время одной из усобиц, решил уйти из мира, приняв сначала иноческий, а затем и схимнический монашеский постриг. Однако и это не уберегло смиренного монаха. Невинный князь-схимник был зверски убит разъяренными от междоусобной брани киевлянами в сентябре 1147 года от Рождества Христова.

Житие этого князя во многом напоминает подвиг святого царственного страстотерпца Николая II . Как и последнему русскому императору, князю Игорю было суждено стать "хозяином земли русской", занять великокняжеский престол в Киеве. В 1146 году , когда, как и в начале XX столетия , Русь терзали смуты. Киевская знать, ненавидевшая сам род нового князя, ложью и сплетнями настроила против него киевлян. Как и в случае с Николаем II, Игоря Ольговича предала военная верхушка, принявшая непосредственное участие в свержении князя.

После свержения князь Игорь принял схимнический постриг. Но и это не остановило мучителей. Они ворвались в храм во время литургии, схватили молившегося князя и зверски его убили. Сегодня сложно сказать, в чем причина столь нечеловеческой жестокости киевлян. Но некоторые историки, как и в случае с убийством последней Царской семьи, усматривают в злодеянии даже ритуальный характер. Как утверждает известный историк профессор Игорь Фроянов в своей книге "Древняя Русь IX-XIII веков":

"Убийство Игоря носило магический характер, соответствующий языческому сознанию. Убить Игоря и покончить с Ольговичами - одно и то же. Убийство Игоря имело магический знак пресечения каких бы то ни было попыток Ольговичей сесть на киевском столе" .

Параллели между гибелью князя Игоря и императора Николая II можно продолжать еще долго. Но главное - понять, что объединяет их христианское смирение, с которым эти облеченные властью люди приняли свою кончину. Смирение, позволившее пусть не остановить, но хотя бы не умножать творящиеся беззакония.

Священномученик Константин (Голубев) и с ним двое мучеников (1918). Священномученики Николай (1919), Константин Богословский (1937), Нил Смирнов, пресвитеры, преподобномученица Мария (Мамонотова-Шашина) (1938) . Эти святые страдальцы, в том числе в священном сане и монашеском чине приняли мученические венцы в разные годы советских богоборческих гонений. Позднее все были прославлены в лике святых в многотысячном Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем всех православных христиан с днем всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: "Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!"

Cегодня 2 октября (19 сентября по старому стилю),
православная церковь празднует:

* Мучеников Трофима, Савватия и Доримедонта (276). ** Благоверного князя Феодора Смоленского (1299) и сыновей его благоверных князей Давида (1321) и Константина, Ярославских. Благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского (1147).
Мученика Зосимы пустынника Киликийского (IV); Дия (ок. 310). Священномученика Константина (Голубева) и с ним двух мучеников, Московских (1918); священномученика Николая пресвитера (1919); преподобного Алексия (Соловьёва) Зосимовского (1928); священномученика Нила пресвитера, преподобномученицы Марии (1938).

Мученики Трофим, Савватий и Доримедонт

Мученики Трофим, Савватий и Доримедонт пострадали в III в. Однажды, когда язычники особенно торжественно отправляли свой праздник в Антиохии Писидийской, два христианина, Трофим и Савватий, с грустью смотрели на них и молили Бога обратить заблуждающихся на путь истины. Их схватили и отправили к правителю Аттику. Правитель предлагал им отречься от Христа и за непослушание приказал мучить. Савватий скончался от мучений, Трофима же отправили во Фригию к правителю Дионисию, который славился искусством мучить христиан. Святого били жилами, лили ему в ноздри уксус, смешанный с горчицей, резали бока и посыпали раны солью; но он терпел все мучения и только повторял: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» (Пс. 33:20). После мучений святого бросили в темницу. Здесь начал навещать его сенатор - христианин Доримедонт. Узнав об этом, Дионисий требовал и от Доримедонта отречения от христианства, но, получив отказ, приказал бросить его вместе с Трофимом на съедение зверям. Звери не коснулись святых; тогда они были усечены мечом.

Преставление благоверного князя Феодора и чад его Давида и Константина, Смоленских и Ярославских чудотворцев

Св. князь Феодор был правнуком Мономаха и сыном Ростислава, КНЯЗЯ Смоленского. С молодых лет он отличался благочестием: не любил ссор и распрей, много читал священные книги, соблюдал строгую нравственность и отличался смирением. Когда братья обидели его при дележе отцовского наследства, он удовольствовался и небольшой частью. Когда теща его, вдова ярославского князя, Ксения, не допустила его до власти над Ярославлем, он перенес терпеливо и это лишение. После смерти первой супруги Феодор женился на дочери хана МенгуТемира, по предложению жены хана, когда, в бытность свою в Орде, он очень понравился хану и его жене. Дочь хана для этого приняла крещение с именем Анны. Несмотря на родство с ханом, св. Феодор нисколько не изменился к худшему и, пользуясь своим положением в Орде, построил там несколько церквей. Супруга его, Анна, подражала добродетелям его. Родившиеся от нее дети, Давид и Константин, были благочестивыми князьями. По времени сделавшись Ярославским и Смоленским князем, Феодор отличался справедливостью и добротой. Достигнув глубокой стрости и в 1299 г. почувствовав приближение смерти, Феодор дал прекрасное наставление своей супруге и детям и скончался. Перед смертью принял схиму. Старший сын его, Давид, заняв престол, был достойным подражателем отца. Младший, Константин, во всем повиновался брату. Оба они любили пост, молитву и дела благотворения. Константин скончался безбрачным, а Давид был женат и скончался после 23 лет правления. Все три князя были погребены в Ярославле, в Спасском монастыре. В 1463 г. мощи всех их были обретены нетленными, и возле них совершались чудеса. В 1787 г. монастырь обращен в архиерейский дом. Здесь, в соборной церкви, и почивают открыто мощи святых князей.

Преподобный Алексий (Соловьёв)

Преподобный Алексий (1846-1928 гг.), старец Зосимовой пустыни во Владимирской епархии, был одарен Господом многими дарами, среди которых выделялись дары старческой мудрости, смирения, любви и прозорливости. Именно через его руки совершился промысел Божий о святителе Московском Тихоне, жребий с именем которого на выборах патриарха вытянул старец Алексий 5 ноября 1917 года в Храме Христа Спасителя. Старец многих вел к спасению души, совершая знамения и чудеса, призывая к покаянию, к поиску единого на потребу (Лк. 10:42).
Преподобный Алексий был канонизирован деянием Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в августе 2000 г.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
17.03.2019 -
18.03.2019 -
19.03.2019 -