Быков черный обелиск краткое содержание. "Обелиск": анализ произведения

Однажды осенью журналист из районного издания узнал о смерти учителя Миклашевича, который жил в селе Сельцо. Тому было всего тридцать шесть лет. Ужасное чувство вины обрушилось на газетчика и он принял решение ехать туда. Водитель проезжавшего мимо грузовика взял нашего попутчика.

На одной из учительских конференций Миклашевич обратился к журналисту за помощью. В военное время он был связан с партизанами, а пять его одноклассников убили немцы. Благодаря стараниям мужчины в их честь установили памятник. И ему нужна была какая-то помощь в одном сложном деле. Газетчик пообещал, что поможет - не успел.

За поворотом стал виден обелиск. Журналист вышел и побрел к зданию школы. Тут приехал зоотехник с ящиком водки и показал, где поминают. Газетчик присел с пожилым человеком с орденской планкой. Тем временем принесли пару бутылок и наступило заметное оживление. Слово предоставили заведующему районо Ксендзову.

Начальник стал поднимать стакан и рассказывать, какой покойный был активный общественный деятель и верный коммунист. Далее он начал говорить о великолепных успехах советского народа в экономических, научных, культурных областях…

Но Ксендзова резко прервал ветеран. - К чему говоришь про успехи?! Человек умер! Пьем тут, а Мороза никто и не вспоминает, хотя его имя должен бы знать каждый, - возмущался старик.

Окружающие понимали, о чем речь, а вот для журналиста все оставалось загадкой. Он узнал, что ветеран - это бывший учитель Ткачук Тимофей Титович.

Старик стал уходить. Журналист пошел следом. Ткачук присел на листву, а газетчик направился к обелиску. Сделан он был из бетона и огражден штакетником. Выглядело сооружение скромно, но было ухожено. На табличке из металла было дописано белой краской еще одно имя - Мороз А. И.

К дороге приблизился ветеран и предложил добираться вместе. Журналист стал интересоваться, давно ли тот знал Миклашевича. Оказалось, с детства. Он считал его хорошим человеком и отличным преподавателем, - ребята очень любили. Когда покойный был маленьким, то и сам бегал за Морозом. Газетчик не знал о Морозе и ветеран поведал ему одну историю.

Осенью в 1939 году была воссоединена Западная Белоруссия и Белорусская ССР. Ткачука отправили на запад для организации школ и колхозов. Молодой Тимофей заведовал районо и преподавал в школах. В усадьбе Сельцо Мороз для ребят открыл школу. С ним работала полька Подгайская, которая не говорила по-русски, немного знала белорусский. Женщина жаловалась на методы морозовского воспитания, Ткачук ездил с проверкой.

Во дворе школы было полно детей. Они трудились - упало большое дерево, теперь его распиливали. С дровами было сложно, другие школы жаловались Ткачуку на нехватку топлива, а тут инициативу взяли в свои руки. Молодой парень направился к руководителю. Он хромал, что-то было с ногой. Алесь Иванович Мороз, - представился незнакомец.

Преподаватель родился в Могилевщине. После учебы пять лет преподавал. Проблемы с ногой - с рождения. Мужчина сказал, что дети раньше посещали польскую школу и освоить белорусскую программу пока не просто. Учитель мечтал, чтобы ребята выросли достойными людьми и пытался служить примером.

В январе 1941 года Тимофей Титович заехал в школу погреться. Дверь отворилась и он увидел мальчика лет 10-ти. Юноша сообщил, что учитель ушел проводить сестер. Вскоре прибыл замерзший Мороз. Он пояснил, что раньше их провожал Коля Бородич, но сегодня он не появился и пришлось ему. Мать девочек в школу не пускала - не было обуви, тогда Алесь Иванович купил каждой ботинки. Юношу, что открыл дверь, Мороз оставил в школе, потому что дома его избивал отец. Это и был Миклашевич Павлик.

Вскоре местный прокурор Сивак сказал отдать Миклашевича отцу. Мороз отправил парня с родителем. Тот повел Павла и стал бить ремнем по дороге. Алесь Иванович выскочил и выхватил у Миклашевича-старшего ремень, мужчины чуть не затеяли драку. Вскоре пошли судебные разбирательства и преподаватель смог добиться, чтобы Павлика отдали в детдом. Но Мороз это решение выполнять не собирался..

Война изменила все. Шло немецкое наступление, советских же войск не видели.

К концу третьего дня фашисты были уже в селе. Ткачук и другие думали, что немцев скоро выгонят. Четырехлетней войны не ожидали… Было много предателей из местных.

Учителя примкнули к отряду казака Селезнева, позже добавился Сивак. Начали рыть окопы и готовиться к холодам. Было решено налаживать связи с местными селами и своими людьми. Селезнев отправил бойцов за информацией.

Сивак вместе с Ткачуком зашли в Сельцо. Друг прокурора стал полицаем, а Мороз преподавал и дальше. Руководитель районо от Алеся такого не ожидал! Сивак все нудел, что зря его не репрессировали тогда..

Ночь. Ткачук встретился с Алесем, а Сивак ждал на улице. Мороз объяснил, что маскируется и не для того в ребят душу вкладывал, чтобы оккупанты их захватили. Вместе друзья приняли решение, что преподаватель будет докладывать партизанам о происходящем в селе.

Мороз активно помогал. Он тайно слушал приемник и записывал военные сводки, распространяя их по селу и передавая партизанам. Зимой наши сидели в укрытиях: холод, еды мало - лишь почта поднимала настроение.

Поначалу все было нормально. Фашисты и полицаи Алеся не трогали. Но однажды его заподозрили..

Полицай Лавченя, которого прозвали Каином прислуживал немцам. Раньше был обычным юношей, но на войне сразу переметнулся на вражью сторону. И вел себя также - убивал, грабил, насиловал. Как-то полиция ворвалась в здание школы. Обыскали книги, портфели и стали допрашивать Мороза.

Бородич задумал Каина убить, но Алесь Иванович запретил.

Миклашевичу Павлу было 15 лет. Николай Бородич был старше всех, ему шел девятнадцатый год. В этой группе были еще Остап и Тимур Кожаны, однофамильцы Андрюша Смурный и Коля Смурный - всего шесть. Младшему Коле было 13 лет. И вот друзья придумали как обезвредить Каина.

Каин часто бывал у отца, где развлекался и пил с немцами или коллегами. Все произошло неожиданно. Пришла весна, стал сходить снег. Тимофей Титович был назначен комиссаром. Однажды часовой привел неизвестного храмого. Это был Алесь. Учитель присел и сказал, что ребят схватили.

Выяснилось, что Бородич подговорил других. Ночью хлопцы подпилили столбы у мостика, рассчитывая, что машина Каина угодит в овраг. Смурный и старший товарищ наблюдали в кустах, другие ушли. Автомобиль Каина, в котором помимо него были пассажиры и скот на мосту упал под мост. Но все, кроме немца уцелели и быстро выбрались наружу.

Парни побежали в село, но их заметили. Вскоре все Сельцо знало об этом. Мороз искал Бородича, но парень исчез. Тогда Павел Миклашевич все рассказал преподавателю. Ночью полицай пришел к Алесю и сказал, что ребят поймали, а он - следующий.

Мороз остался в отряде. На нем словно лица не было. Вскоре прибыла Ульяна - связная, которая приходила лишь в крайних случаях. Фашисты потребовали выдачи Мороза, грозились повесить детей. Ночью их матери прибежали к связной и молили о помощи.

Алесь случайно подслушал и вызвался идти. Казак и Ткачук начали кричать, что фашисты не отпустят ребят, поубивают и его и их. Селезнев предложил продолжить разговор позже, но Мороз пропал! Что было потом узнавали от Гусака, а спустя время - от Миклашевича.

Хлопцы сидели в амбаре, их допрашивали, пока ждали Мороза. Вначале дети не признавались, но во время пыток Бородич все рассказал и взял вину на себя. Думал, что других выпустят. Пришел Алесь Иванович, его скрутили и затащили в хату.

Всех собрали. Ребятня, услышав голос учителя пала духом. Никто не думал, что Мороз сам пришел. Вечером всех семерых отвели на улицу. Кожанов Ваня выбежал к немцу и спросил, почему не отпускают их, говорили же, что им нужен только преподаватель. Фашист ударил парня по зубам, Иван стукнул его ногой. Мальчишку убили.

Пленники шли по той тропе, где был мост. Алесь и Паша впереди, сзади остальные. Их сопровождали семеро полицаев и четверо немцев. Говорить было нельзя, руки крепко связаны за спинами.

У моста Мороз прошептал Павлу, чтобы когда он крикнет - тот бежал к кустам. Виднелся лес. Вдруг Алесь Иванович громко вскрикнул и смотрел налево, как будто там кто-то был. Все оглянулись, даже Миклашевич, но потом парень побежал. В Павла стреляли, затем притащили и кинули в воду. Мороза побили так, что он не вставал уже.

Ночью мальчишку нашли. Остальных увезли и издевались пять дней. В первый пасхальный день всех повесили. Первыми были учитель и Бородич, других вешали рядом. Так тела провисели пару дней. Зарыли у кирпичного завода, а потом перезахоронили ближе к селу.

В 1944 году нашли гестаповские и полицейские бумаги. Среди них - рапорт Каина о Алесе Морозе. Там сообщалось, что он схватил главаря партизанской банды Мороза. Это вранье было выгодно и немцам и Каину. С Селезнева требовали отчет о потерях. Он написал, что Мороз попал в плен, при том, что "партизаном" был два дня. И вот собралось два документа на учителя, которые опровергнуть было нереально. Но Миклашевичу это удалось.

Павел очень болел, лечился ежегодно. Простреленная насквозь грудь, начавшийся туберкулез из-за долгого пребывания в канаве напоминали о себе. Вроде удалось вылечить легкие, но остановилось сердце.

Мимо ехал автомобиль Ксендзова, он согласился взять попутчиков. Далее начался спор, начальник районо говорил, что Мороз не герой, так как немцев не убивал, детей не спас. А Миклашевич в живых остался случайно. Ветеран разозлился и стал доказывать водителю обратное, ведь Алесь жизнь отдал, чтобы такие как он, Ксендзов, знали о войне лишь по фильмам. И пока он жив все узнают о подвиге учителя.

Наступила тишина. Машина подъезжала к городу..

В конце тёплого октябрьского дня, когда «урожай уже выращен, а природа полнилась покоемпогожей осени», сорокалетний журналист одной из районных газет Гродненской области, встретив на улице знакомого, узнал, что два дня назад умер ещё молодой (36 лет!) учительМиклашевич из села Сельцо. Сердце защемило от сознания непоправимой вины. Цепляясьза последнюю возможность оправдаться перед собой, он решил ехать в Сельцо немедленно.
Проезжавший мимо грузовик оказался как нельзя кстати. Устроившись на рулонах толя в кузове, журналист погрузился в воспоминания. Два года назад, на учительской конференции, Миклашевич сказал журналисту, что давно хотелобратиться к нему с одним запутанным делом. Все знали, что Миклашевич в подростковомвозрасте во время оккупации был как-то связан с партизанами, а его пятерых одноклассниковрасстреляли фашисты. Хлопотами Миклашевича в их честь был поставлен памятник. Учительзанимался историей партизанской войны на Гродненщине. И теперь ему требовалась помощьв каком-то запутанном деле. Журналист обещал приехать и помочь. Но всё время откладывалпоездку. До Сельца было порядка двадцати километров, и зимой он ждал, «пока ослабнутморозы или утихнет метель, весной - пока подсохнет да потеплеет; летом же, когда былои сухо и тепло, все мысли занимал отпуск и хлопоты ради какого-то месяца на тесном, жарком юге». И вот опоздал.Перед его мысленным взором предстала очень худая, остроплечая фигура Миклашевича, с выпирающими под пиджаком лопатками и почти мальчишеской шеей. У него было увядшее, в густых морщинах лицо. Казалось, что это побитый жизнью, пожилой человек. Но взглядспокойный и ясный.Трясясь на ухабах, журналист ругал «суету ради призрачного ненасытного благополучия», из-за которой «остается в стороне более важное, а жизнь значительна, когда заполненазаботою о близких или далеких людях, которые нуждаются в твоей помощи».За поворотом показался обелиск, стоявший неподалёку от автобусной остановки. Спрыгнувна землю, журналист направился к длинной аллее из древних, широкостволых вязов, в концекоторой белело здание школы. Подъехавший с ящиком «Московской» водки зоотехник, подсказал, что поминки справляют в учительском доме, за школой. Для журналиста нашлисвободное место рядом с пожилым, судя по орденской планке, ветераном. В это времяна стол поставили несколько бутылок, и присутствующие заметно оживились. Слово взялзаведующий районо Ксендзов. Молодой еще человек с начальственной уверенностью на лице поднял стакан и сталговорить, какой Миклашевич был хороший коммунист, активный общественник. И теперь, когдазалечены раны войны, и советский народ добился выдающихся успехов во всех отрасляхэкономики, культуры, науки и образования...- При чём тут успехи! - грохнул кулаком по столу сосед-ветеран.
- Мы похоронили человека! Вот дожили! Сидим, пьем в Сельце, и никто не вспомнитМороза, которого здесь должен знать каждый. Происходило что-то такое, чего журналист не понимал, но что понимали другие. Он тихоспросил соседа справа, кто такой этот шумный ветеран. Оказалось, что бывший здешний учительТимофей Титович Ткачук, живущий ныне в городе.Ткачук направился к выходу. Журналист двинулся за ним. Оставаться не было смысла.
Подойдя к остановке, Ткачук сел на листву, опустив ноги в сухую канаву, а журналист, не упуская из виду дорогу, побрёл к обелиску. Это было приземистое - чуть вышечеловеческого роста - бетонное сооружение с оградой из штакетника. Выглядел обелискбедно, но был ухожен. Журналист удивился, увидев на черной металлической табличке новоеимя - Мороз А.И., выведенное над остальными белой масляной краской.На асфальт вышел Ткачук и предложил журналисту ехать с ним на попутках. Шли молча.
Чтобы как-то разрядить обстановку, журналист спросил у Ткачука, давно ли тот знакомс Миклашевичем. Оказалось, давно. И считает его настоящим человеком и учителемс большой буквы. Ребята за ним табуном ходили. А когда пацаном был, то и самв табуне за Морозом ходил. Журналист никогда не слышал о Морозе, и Тимофей Титовичначал свой рассказ.В ноябре 1939-го, когда Западная Белоруссия воссоединилась с Белорусской ССР, Наркомат просвещения направил Тимофея Ткачука, окончившего учительские двухгодичные курсы, в Западную Белоруссию организовывать школы и колхозы. Молодой Ткачук, как заведующий районо, мотался по району, сам работал в школах. Хозяин усадьбы Сельцо пан Габрусь подалсяк румынам, а в усадьбе Мороз открыл школу на четыре класса. Вместе с Морозом работалапани Подгайская, пожилая женщина, жившая тут при Габрусе. Русским языком она почти не владела, белорусский немного понимала. Поначалу пани Подгайская противилась новым методампедагогического воспитания, которые ввёл Мороз, наряду с агитацией не ходить в костел.
Даже жаловалась Ткачуку. Ткачук, взяв велосипед - по-здешнему ровар - поехал в Сельцопроверить, что же происходит в школе. На школьном дворе было полно детворы. Там полным ходом шла работа - заготавливалисьдрова. Бурей повалило огромное дерево, и вот теперь его пилили. Дров тогда не хватало, приходили жалобы из школ насчет топлива, а транспорта в районе никакого. А здесьсообразили и не ждут, когда их обеспечат топливом. Один парень, пиливший толстенный стволна пару с рослым подростком, сильно хромая, подошёл к Ткачуку. Одна нога у него былавывернута в сторону и не разгибалась. А так ничего парень - плечистый, лицооткрытое, взгляд смелый. Представился он Морозом Алесем Ивановичем.Родом Алесь оказался с Могилевщины. После окончания педтехникума пять лет учительствовал.
Нога такая с рождения. Мороз признал, что с наркоматовскими программами в школедействительно не все в порядке, успеваемость не блестящая. Ребята учились в польскойшколе, многие плохо справляются с белорусской грамматикой. Но главное в том, чтобы онипостигли национальную и общечеловеческую культуру. Он хотел сделать из детейне послушных зубрил, а прежде всего людей. А это в методиках не очень-то разработано.
Достичь такого можно только личным примером учителя. Мороз учил ребят душой пониматьнравственные постулаты. Прививал и грамотность, и доброту. Подобрали где-то школьникитрехлапую собачонку, да слепого кота, и Мороз разрешил их поселить в школе. Потомпоявился скворец, осенью отстал от стаи, так ему смастерили клетку.Однажды поздним январским вечером 1941-го года, проезжая мимо, Ткачук решил обогретьсяв школе. Дверь открыл худенький мальчонка лет десяти. Он рассказал, что Алесь Иванович пошёлпровожать через лес двух младших девочек-близняшек. Часа через три вернулся заиндевевший Мороз.
С девчушками такая история. Наступили холода, мать не пускает в школу: обувка плохаяи ходить далеко. Тогда Мороз купил им по паре ботинок. Обычно девочек сопровождал КоляБородич, тот, что некогда с учителем пилил колоду. Сегодня же он не пришел в школу, воти довелось учителю идти в провожатые. А про своего квартиранта сказал, что парнишкапобудет пока в школе, дома, мол, нелады, отец сильно бьёт. Парнишка тот и был ПавликомМиклашевичем. Спустя две недели районный прокурор Сивак приказал Ткачуку ехать в Сельцо и забратьу Мороза сына гражданина Миклашевича. Возражений прокурор слушать не пожелал: закон! Морозвыслушал молча, позвал Павла. Тот отказался идти домой. Мороз неубедительно так объясняет, чтопо закону сын должен жить с отцом и, в данном случае, с мачехой. Мальчик заплакал, а Миклашевич-старший повёл его к шоссе. И вот все видят, как отец снимает с кожуха ременьи начинает бить мальчика. Милиционер молчит, дети с упреком смотрят на взрослых. Мороз, хромая, побежал через двор. «Стойте, - кричит, - прекратите избиение!» ВырвалПавлову руку из отцовской: «Вы у меня его не получите!» Чуть не подрались, успели их разнять. Передали все дело на исполком, назначили комиссию, а отец подал в суд.
Но Мороз все-таки своего добился: комиссия определила парня в детдом. С выполнением этогосоломонова решения Мороз не спешил.Война перевернула весь жизненный уклад. Из Гродно пришел приказ: организовать истребительныйотряд, чтобы вылавливать немецких диверсантов и парашютистов. Ткачук бросился собиратьучителей, объездил шесть школ, и к обеду был уже в райкоме. Но руководство укатилосо всеми своими пожитками в Минск. Немцы наступали, а отступающих советских войск нигдене было видно. На третий день войны, в среду, немцы уже были в Сельце. Ткачук да еще двое учителей елеуспели спрятаться в лесу. Ждали, что наши недели через две прогонят немцев. Если бы ктосказал, что война на четыре года затянется, его провокатором посчитали бы. И тут оказалось, что многие люди не только не настроены оказывать оккупантам сопротивление, но и охотноидут служить к немцам.Учителя встретили группу окруженцев, руководимую кубанским казаком Селезнёвым, кавалерийскиммайором. Окопались в урочище Волчьи ямы и стали к зиме готовиться. Оружия почти не было.
Пристал к отряду и прокурор Сивак. Здесь он уже был рядовым. На совете решили, что надоналадить связи с селами, с надежными людьми, «пощупать на хуторах окруженцев, которыеиз частей разбежались да к молодицам пристроились». Майор разослал всех местных, когокуда. Ткачук и Сивак решили зайти в Сельцо, где у прокурора был знакомый активист. Но узнали, что активист Лавченя ходит с белой повязкой на рукаве - стал полицаем. А учительМороз продолжает работать в школе - немцы дали разрешение. Правда, ужене в Габрусевой усадьбе - там теперь полицейский участок, - а в однойиз хат. Ткачук был поражён. От Алеся он такого не ждал. А тут прокурор зудит, чтов свое время, мол, надо было этого Мороза репрессировать - не наш человек. Стемнело. Договорились, что Ткачук зайдёт один, а прокурор подождет в загуменье, за кустами. Встретились с Морозом молча. Алесь кисло усмехнулся и стал говорить, чтоне будем учить мы - будут оболванивать немцы. А он не для того два годаочеловечивал этих ребят, чтобы их теперь расчеловечили. Позвали прокурора. Поговорилиоткровенно обо всем. Стало понятно, что Мороз умнее других. Он своим умом брал шире. Дажепрокурор это понял. Решили, что Мороз останется в селе, и будет извещать партизано намерениях фашистов.Учитель оказался незаменимым помощником. К тому же его уважали и сельчане. Морозпотихоньку слушал радиоприемник. Запишет сводки Совинформбюро, на которые самый большой спросбыл, распространит среди населения и в отряд передаст. Два раза в неделю пацаны клализаписки в дуплянку, висевшую у лесной сторожки на сосне, а ночью их забиралипартизаны. Сидели в декабре по своим ямам - все замело снегом, холод, с едой туго, и только радости, что эта Морозова почта. Особенно когда немцев разбили под Москвой.Первое время у Мороза все шло хорошо. Немцы и полицаи не приставали, следили издали.
Единственное, что камнем висело на его совести - судьба тех двух близняшек. В началеиюня сорок первого Мороз уговорил их мамашу, опасливую деревенскую бабу, отправить дочерейв пионерский лагерь. Только они уехали, а тут война. Так и пропали девочки. Один из двоих местных полицаев, бывший знакомый прокурора Лавченя, иногда помогал сельчанами партизанам, предупреждая об облавах. Зимой сорок третьего немцы расстреляли его. А вотвторой оказался последним гадом. По селам его звали Каин. Много бед он принес людям.
До войны жил с отцом на хуторе, был молодой, неженатый - парень как парень.
Но пришли немцы - и переродился человек. Наверное, в одних условиях раскрываетсяодна часть характера, а в других - другая. Сидело в этом Каине до войны что-топодлое, и может, не вылезло бы наружу. А тут вот поперло. С усердием служил немцам.
Расстреливал, насиловал, грабил. Над евреями издевался. И заподозрил Каин что-то в отношенииМороза. Однажды нагрянула полиция в школу. Там как раз шли занятия - человек двадцатьдетворы в одной комнатке за двумя длинными столами. Врывается Каин, с ним еще двоеи немец - офицер из комендатуры. Перетрясли ученические сумки, проверили книжки. Ничегоне нашли. Только учителю допрос устроили. Тогда ребята, во главе с Бородичом что-тозадумали. Затаились даже от Мороза. Однажды, правда, Бородич, будто между прочим, намекнул, чтонеплохо бы пристукнуть Каина. Есть такая возможность. Мороз запретил, но Бородич не думалрасставаться с этими мыслями. Павлу Миклашевичу шел тогда пятнадцатый год. Коля Бородич был самым старшим, ему быловосемнадцать. Еще братья Кожаны - Тимка и Остап, однофамильцы Смурный Николай и СмурныйАндрей, всего шестеро. Самому младшему - Смурному Николаю, было лет тринадцать. Эта компаниявсегда держалась вместе. Дурости и смелости у них было хоть отбавляй, а вот сноровкии ума - в обрез. Долго прикидывали, и, наконец, разработали план.Каин часто приезжал к отцу на хутор, через поле от Сельца. Там он пьянствовалда забавлялся с девками. Один приезжал редко, больше с другими полицаями, а то и с немецким начальством. В первую зиму они держали себя нахально, ничегоне боялись. Все случилось нежданно-негаданно. Уже наступила весна, и с полей сошел снег.
К тому времени Ткачук стал комиссаром отряда. Рано утром его разбудил часовой. Сказал, чтозадержали какого-то хромого. В землянку ввели Мороза. Он присел на нары и говорит такимголосом, словно похоронил родную мать: «Хлопцев забрали». Оказалось, что Бородич все-таки добился своего: ребята подстерегли Каина. Несколько дней назадтот на немецкой машине с фельдфебелем, солдатом и двумя полицаями прикатил к отцу. Тами заночевали. Перед этим заехали в Сельцо, забрали свиней, похватали по хатам с десятоккур. На дороге, недалеко от пересечения с шоссе, через овражек был перекинут небольшоймосток. До воды метра два, хоть и воды той по колено. К мостку вёл крутоватый спуск, а потом подъем, поэтому машина или подвода вынуждена брать разгон, иначе на подъемне выберешься. Пацаны это и учли. Как стемнело, все шестеро с топорами и пилами -к этому мостику. Подпилили столбы наполовину, чтоб человек или конь могли перейти, а машинанет. Двое - Бородич и Смурый Николай остались наблюдать, а остальных отправилипо домам. Но в тот день Каин припозднился, и машина показалась на дороге, когда уже полностьюрассвело. Машина медленно ползла по плохой дороге и не смогла взять необходимый разгон.
На мосту шофер стал переключать скорость, и тогда одна поперечина подломилась. Машинанакренилась и боком полетела под мост. Как потом выяснилось, седоки и свиньи с курамипросто съехали в воду и тут же благополучно повыскакивали. Не повезло немцу, угодившемупод борт. Его придавило насмерть.Хлопцы рванули в деревню, но кто-то из полицаев заметил, как в кустах мелькнула фигураребенка. Через какой-то час все в селе уже знали, что случилось у оврага. Мороз сразу бросилсяв школу, послал за Бородичем, но того не оказалось дома. Миклашевич не выдержали рассказал учителю обо всем. Мороз не знал, что придумать. И вот в полночь слышит стукв дверь. На пороге стоял полицай, тот самый Лавченя. Он сообщил, что мальчишек схватилии уже идут за Морозом. Мороза оставили в отряде. Он ходил, словно в воду опущенный. Прошло еще пару дней.
И вдруг в лес прибежала Ульяна - связная с лесного кордона. Ей разрешалосьприходить только в самом крайнем случае. Немцы требовали выдать Мороза, иначе угрожалиповесить ребят. Ночью к Ульяне прибежали их матери, просят Христом-Богом: «Ульяночкапомоги». Она в ответ: «Откуда мне знать, где тот Мороз?» А они: «Сходи, пустьон спасает мальцов. Он же умный, он их учитель». Еще шесть камней на душу бедного учителя! Ясно было, что и ребят не отпустят, и егоубьют. Вылезли из землянки, а тут Мороз. Стоит у входа, держит винтовку, а на самомлица нету. Всё слышал и просится идти. Селезнев и Ткачук обозлились. Кричали, что надо бытьидиотом, чтобы поверить немцам, будто они выпустят хлопцев. Идти - безрассудноесамоубийство. А Мороз спокойно отвечает: «Это верно». И тогда Селезнев сказал: «Черезчас продолжим разговор». А потом обнаружили, что Мороза нигде нет. Послали в Сельцо Гусака, у которого там проживал свояк, чтобы проследить, как оно будет дальше. Вот от этого Гусака, а потом уже и от Павла Миклашевича и стало известно, как развивались события.Ребята сидят в амбаре, немцы допрашивают их и бьют. И ждут Мороза. Матери лезутво двор к старосте, просят, унижаются, а полицаи их гонят. Поначалу ребята держалисьтвёрдо: ничего не знаем, ничего не делали. Их стали истязать, и первым не стерпелБородич, взял все на себя, и думал, что остальных отпустят. И в эту самую пору являетсяМороз. Рано утром, когда село еще спало, шагнул он во двор к старосте. Немцы скрутили Морозуруки, содрали кожушок. Как привели в старостову хату, старик Бохан улучил момент и говориттихонько: «Не надо было, учитель».Теперь вся «банда» оказалась в сборе. Хлопцы еще в амбаре упали духом, когда услышализа дверьми голос Алеся Ивановича. До самого конца никто из них не думал, что учительпришёл добровольно. Считали, что схватили его где-то. И он им ничего о себе не сказал.
Только подбадривал. Под вечер вывели всех семерых на улицу, все кое-как держались на ногах, кроме Бородича. Старший брат близнецов Кожанов, Иван, пробрался вперед и говорит какому-тонемцу: «Как же так? Вы же говорили, что когда явится Мороз, то отпустите хлопцев».
Немец ему парабеллумом в зубы, а Иван ему ногой в живот. Ивана застрелили.Вели по той самой дороге, через мосток. Впереди Мороз с Павликом, за ним близнецы Кожаны, потом однофамильцы Смурные. Позади два полицая волокли Бородича. Полицаев было человек семьи четыре немца. Разговаривать никому не давали. Руки у всех были связаны сзади.
А вокруг - знакомые с детства места. Миклашевич вспоминал, что такая тоска на негонапала, хоть кричи. Оно и понятно. По четырнадцать-шестнадцать лет хлопцам. Что они виделив этой жизни?Подошли к мостку. Мороз шепчет Павлику: «Как крикну, бросайся в кусты». Павликупоказалось тогда, что Мороз что-то знает. А лесок вот уже - рядом. Дорога узенькая, дваполицая идут впереди, двое по сторонам. Внезапно Мороз громко крикнул: «Вот он, вот -смотрите!» И сам влево от дороги смотрит, плечом и головой показывает, словно кого-тоувидел там. И так естественно это у него подучилось, что даже Павлик туда глянул. Но толькораз глянул, потом прыгнул в противоположную сторону и оказался в чаще. Спустя секундыкто-то ударил из винтовки, потом еще. Полицаи приволокли Павла. Рубашка на его грудипропиталась кровью, голова обвисла. Мороза избили так, что уже не поднялся. Каин для уверенностиударил Павлика прикладом по голове и спихнул в канаву с водой.Там его и подобрали ночью. А тех шестерых довезли до местечка и подержали еще пятьдней. В воскресенье, как раз на первый день Пасхи, вешали. На телефонном столбе у почтыукрепили перекладину - толстый такой брус, получилось подобие креста. Сначала Морозаи Бородича, потом остальных, то с одной, то с другой стороны. Для равновесия. Таки стояло это коромысло несколько дней. Закопали в карьере за кирпичным заводом. Потом уже, когда война кончилась, перехоронили поближе к Сельцу. Когда в 44-м выбили немцев, в Гродно остались кое-какие бумаги: документы полиции, гестапо. И нашли одну бумагу касательно Алеся Ивановича Мороза. Обыкновенный листокиз тетрадки в клетку, написано по-белорусски, - рапорт старшего полицейского ГагунаФедора, того самого Каина, своему начальству. Мол, такого-то апреля 42-го команда полицейскихпод его началом захватила главаря местной партизанской банды Алеся Мороза. Эта ложь была нужнаКаину, да и немцам. Взяли ребят, а через три дня поймали и главаря банды - былоо чём рапортовать. К тому же, когда в отряде набралось немало убитых и раненых, потребовали из бригады данные о потерях. Вспомнили Мороза. Он всего два дняв партизанах побыл. Селезнев и говорит: «Напишем, что попал в плен. Пусть самиразбираются». Так к немецкому прибавился еще и наш документ. И опровергнуть эти двебумажки было почти невозможно. Спасибо Миклашевичу. Он все-таки доказал истину.Но здоровья он так и не набрал. Грудь прострелена навылет, да еще столько временив талой воде пролежал. Начался туберкулез. Почти каждый год в больницах лечился.
В последнее время, казалось, неплохо себя чувствовал. Но пока лечил легкие, сдало сердце.
«Доконала таки война нашего Павла Ивановича, - закончил Ткачук.Мимо проскочила машина, но вдруг замедлила ход и остановилась. Заведующий районо Ксендзовсогласился подвезти. Машина тронулась. Заведующий повернулся вполоборота и продолжил спор, начатый в Сельце. Ксендзов менторским тоном вещал, что есть герои не чета этому Морозу, который даже ни одного немца не убил. И поступок его безрассуден - никого не спас.
А Миклашевич случайно остался в живых. И никакого подвига в этом он не видит.
Ткачук, более не сдерживаясь, ответил, что видно заведующий душевно близорукий! И остальные, подобные ему - слепые и глухие, невзирая на посты и ранги. Ксендзову всего 38 лет, и войну он знает по газетам да по кино. А Ткачук её своими руками делал.
И Мороз принял участие. Миклашевич в её когтях побывал, да так и не вырвался.
Закончилось тем, что Ткачук обозвал Ксендзова «безмозглым дураком» и потребовалостановить машину. Шофер стал притормаживать. Журналист попытался его остановить. Ткачук бросилещё несколько фраз о том, что такие люди, как Ксендзов, опасны тем, что для них всё ясно загодя.
Но так нельзя жить. Жизнь - это миллионы ситуаций, миллионы характеров и судеб.
Их нельзя втиснуть в две-три расхожие схемы, чтоб поменьше хлопот. Мороз сделал больше, чемесли бы убил сто немцев. Он жизнь положил на плаху добровольно. Нет ни Мороза, ни Миклашевича. Но еще жив Тимофей Ткачук! И больше молчать он не будет. Всемрасскажет о подвиге Мороза. Не встретив возражений, Ткачук замолчал. Ксендзов тоже молчал, уставившись на дорогу. Фарыярко резали темень. По сторонам мелькали белые в лучах света столбы, дорожные знаки, вербыс побеленными стволами...Подъезжали к городу.

Василий Владимирович Быков

«Обелиск»

В конце тёплого октябрьского дня, когда «урожай уже выращен, а природа полнилась покоем погожей осени», сорокалетний журналист одной из районных газет Гродненской области, встретив на улице знакомого, узнал, что два дня назад умер ещё молодой (36 лет!) учитель Миклашевич из села Сельцо. Сердце защемило от сознания непоправимой вины. Цепляясь за последнюю возможность оправдаться перед собой, он решил ехать в Сельцо немедленно. Проезжавший мимо грузовик оказался как нельзя кстати. Устроившись на рулонах толя в кузове, журналист погрузился в воспоминания.

Два года назад, на учительской конференции, Миклашевич сказал журналисту, что давно хотел обратиться к нему с одним запутанным делом. Все знали, что Миклашевич в подростковом возрасте во время оккупации был как-то связан с партизанами, а его пятерых одноклассников расстреляли фашисты. Хлопотами Миклашевича в их честь был поставлен памятник. Учитель занимался историей партизанской войны на Гродненщине. И теперь ему требовалась помощь в каком-то запутанном деле. Журналист обещал приехать и помочь. Но всё время откладывал поездку. До Сельца было порядка двадцати километров, и зимой он ждал, «пока ослабнут морозы или утихнет метель, весной — пока подсохнет да потеплеет; летом же, когда было и сухо и тепло, все мысли занимал отпуск и хлопоты ради какого-то месяца на тесном, жарком юге». И вот опоздал.

Перед его мысленным взором предстала очень худая, остроплечая фигура Миклашевича, с выпирающими под пиджаком лопатками и почти мальчишеской шеей. У него было увядшее, в густых морщинах лицо. Казалось, что это побитый жизнью, пожилой человек. Но взгляд спокойный и ясный.

Трясясь на ухабах, журналист ругал «суету ради призрачного ненасытного благополучия», из-за которой «остаётся в стороне более важное, а жизнь значительна, когда заполнена заботою о близких или далёких людях, которые нуждаются в твоей помощи».

За поворотом показался обелиск, стоявший неподалёку от автобусной остановки. Спрыгнув на землю, журналист направился к длинной аллее из древних, широкостволых вязов, в конце которой белело здание школы. Подъехавший с ящиком «Московской» водки зоотехник, подсказал, что поминки справляют в учительском доме, за школой. Для журналиста нашли свободное место рядом с пожилым, судя по орденской планке, ветераном. В это время на стол поставили несколько бутылок, и присутствующие заметно оживились. Слово взял заведующий районо Ксендзов.

Молодой ещё человек с начальственной уверенностью на лице поднял стакан и стал говорить, какой Миклашевич был хороший коммунист, активный общественник. И теперь, когда залечены раны войны, и советский народ добился выдающихся успехов во всех отраслях экономики, культуры, науки и образования…

— При чём тут успехи! — грохнул кулаком по столу сосед-ветеран. — Мы похоронили человека! Вот дожили! Сидим, пьём в Сельце, и никто не вспомнит Мороза, которого здесь должен знать каждый.

Происходило что-то такое, чего журналист не понимал, но что понимали другие. Он тихо спросил соседа справа, кто такой этот шумный ветеран. Оказалось, что бывший здешний учитель Тимофей Титович Ткачук, живущий ныне в городе.

Ткачук направился к выходу. Журналист двинулся за ним. Оставаться не было смысла. Подойдя к остановке, Ткачук сел на листву, опустив ноги в сухую канаву, а журналист, не упуская из виду дорогу, побрёл к обелиску. Это было приземистое — чуть выше человеческого роста — бетонное сооружение с оградой из штакетника. Выглядел обелиск бедно, но был ухожен. Журналист удивился, увидев на чёрной металлической табличке новое имя — Мороз А. И. , выведенное над остальными белой масляной краской.

На асфальт вышел Ткачук и предложил журналисту ехать с ним на попутках. Шли молча. Чтобы как-то разрядить обстановку, журналист спросил у Ткачука, давно ли тот знаком с Миклашевичем. Оказалось, давно. И считает его настоящим человеком и учителем с большой буквы. Ребята за ним табуном ходили. А когда пацаном был, то и сам в табуне за Морозом ходил. Журналист никогда не слышал о Морозе, и Тимофей Титович начал свой рассказ.

В ноябре 1939-го, когда Западная Белоруссия воссоединилась с Белорусской ССР, Наркомат просвещения направил Тимофея Ткачука, окончившего учительские двухгодичные курсы, в Западную Белоруссию организовывать школы и колхозы. Молодой Ткачук, как заведующий районо, мотался по району, сам работал в школах. Хозяин усадьбы Сельцо пан Габрусь подался к румынам, а в усадьбе Мороз открыл школу на четыре класса. Вместе с Морозом работала пани Подгайская, пожилая женщина, жившая тут при Габрусе. Русским языком она почти не владела, белорусский немного понимала. Поначалу пани Подгайская противилась новым методам педагогического воспитания, которые ввёл Мороз, наряду с агитацией не ходить в костёл. Даже жаловалась Ткачуку. Ткачук, взяв велосипед — по-здешнему ровар — поехал в Сельцо проверить, что же происходит в школе.

На школьном дворе было полно детворы. Там полным ходом шла работа — заготавливались дрова. Бурей повалило огромное дерево, и вот теперь его пилили. Дров тогда не хватало, приходили жалобы из школ насчёт топлива, а транспорта в районе никакого. А здесь сообразили и не ждут, когда их обеспечат топливом. Один парень, пиливший толстенный ствол на пару с рослым подростком, сильно хромая, подошёл к Ткачуку. Одна нога у него была вывернута в сторону и не разгибалась. А так ничего парень — плечистый, лицо открытое, взгляд смелый. Представился он Морозом Алесем Ивановичем.

Родом Алесь оказался с Могилёвщины. После окончания педтехникума пять лет учительствовал. Нога такая с рождения. Мороз признал, что с наркоматовскими программами в школе действительно не все в порядке, успеваемость не блестящая. Ребята учились в польской школе, многие плохо справляются с белорусской грамматикой. Но главное в том, чтобы они постигли национальную и общечеловеческую культуру. Он хотел сделать из детей не послушных зубрил, а прежде всего людей. А это в методиках не очень-то разработано. Достичь такого можно только личным примером учителя. Мороз учил ребят душой понимать нравственные постулаты. Прививал и грамотность, и доброту. Подобрали где-то школьники трехлапую собачонку, да слепого кота, и Мороз разрешил их поселить в школе. Потом появился скворец, осенью отстал от стаи, так ему смастерили клетку.

Однажды поздним январским вечером 1941-го года, проезжая мимо, Ткачук решил обогреться в школе. Дверь открыл худенький мальчонка лет десяти. Он рассказал, что Алесь Иванович пошёл провожать через лес двух младших девочек-близняшек. Часа через три вернулся заиндевевший Мороз. С девчушками такая история. Наступили холода, мать не пускает в школу: обувка плохая и ходить далеко. Тогда Мороз купил им по паре ботинок. Обычно девочек сопровождал Коля Бородич, тот, что некогда с учителем пилил колоду. Сегодня же он не пришёл в школу, вот и довелось учителю идти в провожатые. А про своего квартиранта сказал, что парнишка побудет пока в школе, дома, мол, нелады, отец сильно бьёт. Парнишка тот и был Павликом Миклашевичем.

Спустя две недели районный прокурор Сивак приказал Ткачуку ехать в Сельцо и забрать у Мороза сына гражданина Миклашевича. Возражений прокурор слушать не пожелал: закон! Мороз выслушал молча, позвал Павла. Тот отказался идти домой. Мороз неубедительно так объясняет, что по закону сын должен жить с отцом и, в данном случае, с мачехой. Мальчик заплакал, а Миклашевич-старший повёл его к шоссе. И вот все видят, как отец снимает с кожуха ремень и начинает бить мальчика. Милиционер молчит, дети с упрёком смотрят на взрослых. Мороз, хромая, побежал через двор. «Стойте, — кричит, — прекратите избиение!» Вырвал Павлову руку из отцовской: «Вы у меня его не получите!» Чуть не подрались, успели их разнять. Передали все дело на исполком, назначили комиссию, а отец подал в суд. Но Мороз все-таки своего добился: комиссия определила парня в детдом. С выполнением этого соломонова решения Мороз не спешил.

Война перевернула весь жизненный уклад. Из Гродно пришёл приказ: организовать истребительный отряд, чтобы вылавливать немецких диверсантов и парашютистов. Ткачук бросился собирать учителей, объездил шесть школ, и к обеду был уже в райкоме. Но руководство укатило со всеми своими пожитками в Минск. Немцы наступали, а отступающих советских войск нигде не было видно.

На третий день войны, в среду, немцы уже были в Сельце. Ткачук да ещё двое учителей еле успели спрятаться в лесу. Ждали, что наши недели через две прогонят немцев. Если бы кто сказал, что война на четыре года затянется, его провокатором посчитали бы. И тут оказалось, что многие люди не только не настроены оказывать оккупантам сопротивление, но и охотно идут служить к немцам.

Учителя встретили группу окруженцев, руководимую кубанским казаком Селезнёвым, кавалерийским майором. Окопались в урочище Волчьи ямы и стали к зиме готовиться. Оружия почти не было. Пристал к отряду и прокурор Сивак. Здесь он уже был рядовым. На совете решили, что надо наладить связи с сёлами, с надёжными людьми, «пощупать на хуторах окруженцев, которые из частей разбежались да к молодицам пристроились». Майор разослал всех местных, кого куда.

Ткачук и Сивак решили зайти в Сельцо, где у прокурора был знакомый активист. Но узнали, что активист Лавченя ходит с белой повязкой на рукаве — стал полицаем. А учитель Мороз продолжает работать в школе — немцы дали разрешение. Правда, уже не в Габрусевой усадьбе — там теперь полицейский участок, — а в одной из хат. Ткачук был поражён. От Алеся он такого не ждал. А тут прокурор зудит, что в своё время, мол, надо было этого Мороза репрессировать — не наш человек.

Стемнело. Договорились, что Ткачук зайдёт один, а прокурор подождёт в загуменье, за кустами. Встретились с Морозом молча. Алесь кисло усмехнулся и стал говорить, что не будем учить мы — будут оболванивать немцы. А он не для того два года очеловечивал этих ребят, чтобы их теперь расчеловечили. Позвали прокурора. Поговорили откровенно обо всем. Стало понятно, что Мороз умнее других. Он своим умом брал шире. Даже прокурор это понял. Решили, что Мороз останется в селе, и будет извещать партизан о намерениях фашистов.

Учитель оказался незаменимым помощником. К тому же его уважали и сельчане. Мороз потихоньку слушал радиоприёмник. Запишет сводки Совинформбюро, на которые самый большой спрос был, распространит среди населения и в отряд передаст. Два раза в неделю пацаны клали записки в дуплянку, висевшую у лесной сторожки на сосне, а ночью их забирали партизаны. Сидели в декабре по своим ямам — все замело снегом, холод, с едой туго, и только радости, что эта Морозова почта. Особенно когда немцев разбили под Москвой.

Первое время у Мороза все шло хорошо. Немцы и полицаи не приставали, следили издали. Единственное, что камнем висело на его совести — судьба тех двух близняшек. В начале июня сорок первого Мороз уговорил их мамашу, опасливую деревенскую бабу, отправить дочерей в пионерский лагерь. Только они уехали, а тут война. Так и пропали девочки.

Один из двоих местных полицаев, бывший знакомый прокурора Лавченя, иногда помогал сельчанам и партизанам, предупреждая об облавах. Зимой сорок третьего немцы расстреляли его. А вот второй оказался последним гадом. По сёлам его звали Каин. Много бед он принёс людям. До войны жил с отцом на хуторе, был молодой, неженатый — парень как парень. Но пришли немцы — и переродился человек. Наверное, в одних условиях раскрывается одна часть характера, а в других — другая. Сидело в этом Каине до войны что-то подлое, и может, не вылезло бы наружу. А тут вот попёрло. С усердием служил немцам. Расстреливал, насиловал, грабил. Над евреями издевался. И заподозрил Каин что-то в отношении Мороза. Однажды нагрянула полиция в школу. Там как раз шли занятия — человек двадцать детворы в одной комнатке за двумя длинными столами. Врывается Каин, с ним ещё двое и немец — офицер из комендатуры. Перетрясли ученические сумки, проверили книжки. Ничего не нашли. Только учителю допрос устроили. Тогда ребята, во главе с Бородичом что-то задумали. Затаились даже от Мороза. Однажды, правда, Бородич, будто между прочим, намекнул, что неплохо бы пристукнуть Каина. Есть такая возможность. Мороз запретил, но Бородич не думал расставаться с этими мыслями.

Павлу Миклашевичу шёл тогда пятнадцатый год. Коля Бородич был самым старшим, ему было восемнадцать. Ещё братья Кожаны — Тимка и Остап, однофамильцы Смурный Николай и Смурный Андрей, всего шестеро. Самому младшему — Смурному Николаю, было лет тринадцать. Эта компания всегда держалась вместе. Дурости и смелости у них было хоть отбавляй, а вот сноровки и ума — в обрез. Долго прикидывали, и, наконец, разработали план.

Каин часто приезжал к отцу на хутор, через поле от Сельца. Там он пьянствовал да забавлялся с девками. Один приезжал редко, больше с другими полицаями, а то и с немецким начальством. В первую зиму они держали себя нахально, ничего не боялись. Все случилось нежданно-негаданно. Уже наступила весна, и с полей сошёл снег. К тому времени Ткачук стал комиссаром отряда. Рано утром его разбудил часовой. Сказал, что задержали какого-то хромого. В землянку ввели Мороза. Он присел на нары и говорит таким голосом, словно похоронил родную мать: «Хлопцев забрали».

Оказалось, что Бородич все-таки добился своего: ребята подстерегли Каина. Несколько дней назад тот на немецкой машине с фельдфебелем, солдатом и двумя полицаями прикатил к отцу. Там и заночевали. Перед этим заехали в Сельцо, забрали свиней, похватали по хатам с десяток кур. На дороге, недалеко от пересечения с шоссе, через овражек был перекинут небольшой мосток. До воды метра два, хоть и воды той по колено. К мостку вёл крутоватый спуск, а потом подъем, поэтому машина или подвода вынуждена брать разгон, иначе на подъем не выберешься. Пацаны это и учли. Как стемнело, все шестеро с топорами и пилами — к этому мостику. Подпилили столбы наполовину, чтоб человек или конь могли перейти, а машина нет. Двое — Бородич и Смурый Николай остались наблюдать, а остальных отправили по домам.

Но в тот день Каин припозднился, и машина показалась на дороге, когда уже полностью рассвело. Машина медленно ползла по плохой дороге и не смогла взять необходимый разгон. На мосту шофёр стал переключать скорость, и тогда одна поперечина подломилась. Машина накренилась и боком полетела под мост. Как потом выяснилось, седоки и свиньи с курами просто съехали в воду и тут же благополучно повыскакивали. Не повезло немцу, угодившему под борт. Его придавило насмерть.

Хлопцы рванули в деревню, но кто-то из полицаев заметил, как в кустах мелькнула фигура ребёнка. Через какой-то час все в селе уже знали, что случилось у оврага. Мороз сразу бросился в школу, послал за Бородичем, но того не оказалось дома. Миклашевич не выдержал и рассказал учителю обо всем. Мороз не знал, что придумать. И вот в полночь слышит стук в дверь. На пороге стоял полицай, тот самый Лавченя. Он сообщил, что мальчишек схватили и уже идут за Морозом.

Мороза оставили в отряде. Он ходил, словно в воду опущенный. Прошло ещё пару дней. И вдруг в лес прибежала Ульяна — связная с лесного кордона. Ей разрешалось приходить только в самом крайнем случае. Немцы требовали выдать Мороза, иначе угрожали повесить ребят. Ночью к Ульяне прибежали их матери, просят Христом-Богом: «Ульяночка помоги». Она в ответ: «Откуда мне знать, где тот Мороз?» А они: «Сходи, пусть он спасает мальцов. Он же умный, он их учитель».

Ещё шесть камней на душу бедного учителя! Ясно было, что и ребят не отпустят, и его убьют. Вылезли из землянки, а тут Мороз. Стоит у входа, держит винтовку, а на самом лица нету. Всё слышал и просится идти. Селезнев и Ткачук обозлились. Кричали, что надо быть идиотом, чтобы поверить немцам, будто они выпустят хлопцев. Идти — безрассудное самоубийство. А Мороз спокойно отвечает: «Это верно». И тогда Селезнев сказал: «Через час продолжим разговор». А потом обнаружили, что Мороза нигде нет. Послали в Сельцо Гусака, у которого там проживал свояк, чтобы проследить, как оно будет дальше. Вот от этого Гусака, а потом уже и от Павла Миклашевича и стало известно, как развивались события.

Ребята сидят в амбаре, немцы допрашивают их и бьют. И ждут Мороза. Матери лезут во двор к старосте, просят, унижаются, а полицаи их гонят. Поначалу ребята держались твёрдо: ничего не знаем, ничего не делали. Их стали истязать, и первым не стерпел Бородич, взял все на себя, и думал, что остальных отпустят. И в эту самую пору является Мороз. Рано утром, когда село ещё спало, шагнул он во двор к старосте. Немцы скрутили Морозу руки, содрали кожушок. Как привели в старостову хату, старик Бохан улучил момент и говорит тихонько: «Не надо было, учитель».

Теперь вся «банда» оказалась в сборе. Хлопцы ещё в амбаре упали духом, когда услышали за дверьми голос Алеся Ивановича. До самого конца никто из них не думал, что учитель пришёл добровольно. Считали, что схватили его где-то. И он им ничего о себе не сказал. Только подбадривал. Под вечер вывели всех семерых на улицу, все кое-как держались на ногах, кроме Бородича. Старший брат близнецов Кожанов, Иван, пробрался вперёд и говорит какому-то немцу: «Как же так? Вы же говорили, что когда явится Мороз, то отпустите хлопцев». Немец ему парабеллумом в зубы, а Иван ему ногой в живот. Ивана застрелили.

Вели по той самой дороге, через мосток. Впереди Мороз с Павликом, за ним близнецы Кожаны, потом однофамильцы Смурные. Позади два полицая волокли Бородича. Полицаев было человек семь и четыре немца. Разговаривать никому не давали. Руки у всех были связаны сзади. А вокруг — знакомые с детства места. Миклашевич вспоминал, что такая тоска на него напала, хоть кричи. Оно и понятно. По четырнадцать-шестнадцать лет хлопцам. Что они видели в этой жизни?

Подошли к мостку. Мороз шепчет Павлику: «Как крикну, бросайся в кусты». Павлику показалось тогда, что Мороз что-то знает. А лесок вот уже — рядом. Дорога узенькая, два полицая идут впереди, двое по сторонам. Внезапно Мороз громко крикнул: «Вот он, вот — смотрите!» И сам влево от дороги смотрит, плечом и головой показывает, словно кого-то увидел там. И так естественно это у него получилось, что даже Павлик туда глянул. Но только раз глянул, потом прыгнул в противоположную сторону и оказался в чаще. Спустя секунды кто-то ударил из винтовки, потом ещё. Полицаи приволокли Павла. Рубашка на его груди пропиталась кровью, голова обвисла. Мороза избили так, что уже не поднялся. Каин для уверенности ударил Павлика прикладом по голове и спихнул в канаву с водой.

Там его и подобрали ночью. А тех шестерых довезли до местечка и подержали ещё пять дней. В воскресенье, как раз на первый день Пасхи, вешали. На телефонном столбе у почты укрепили перекладину — толстый такой брус, получилось подобие креста. Сначала Мороза и Бородича, потом остальных, то с одной, то с другой стороны. Для равновесия. Так и стояло это коромысло несколько дней. Закопали в карьере за кирпичным заводом. Потом уже, когда война кончилась, перехоронили поближе к Сельцу.

Когда в 44-м выбили немцев, в Гродно остались кое-какие бумаги: документы полиции, гестапо. И нашли одну бумагу касательно Алеся Ивановича Мороза. Обыкновенный листок из тетрадки в клетку, написано по-белорусски, — рапорт старшего полицейского Гагуна Федора, того самого Каина, своему начальству. Мол, такого-то апреля 42-го команда полицейских под его началом захватила главаря местной партизанской банды Алеся Мороза. Эта ложь была нужна Каину, да и немцам. Взяли ребят, а через три дня поймали и главаря банды — было о чём рапортовать. К тому же, когда в отряде набралось немало убитых и раненых, потребовали из бригады данные о потерях. Вспомнили Мороза. Он всего два дня в партизанах побыл. Селезнев и говорит: «Напишем, что попал в плен. Пусть сами разбираются». Так к немецкому прибавился ещё и наш документ. И опровергнуть эти две бумажки было почти невозможно. Спасибо Миклашевичу. Он все-таки доказал истину.

Но здоровья он так и не набрал. Грудь прострелена навылет, да ещё столько времени в талой воде пролежал. Начался туберкулёз. Почти каждый год в больницах лечился. В последнее время, казалось, неплохо себя чувствовал. Но пока лечил лёгкие, сдало сердце. «Доконала таки война нашего Павла Ивановича, — закончил Ткачук.

Мимо проскочила машина, но вдруг замедлила ход и остановилась. Заведующий районо Ксендзов согласился подвезти. Машина тронулась. Заведующий повернулся вполоборота и продолжил спор, начатый в Сельце. Ксендзов менторским тоном вещал, что есть герои не чета этому Морозу, который даже ни одного немца не убил. И поступок его безрассуден — никого не спас. А Миклашевич случайно остался в живых. И никакого подвига в этом он не видит. Ткачук, более не сдерживаясь, ответил, что видно заведующий душевно близорукий! И остальные, подобные ему — слепые и глухие, невзирая на посты и ранги. Ксендзову всего 38 лет, и войну он знает по газетам да по кино. А Ткачук её своими руками делал. И Мороз принял участие. Миклашевич в её когтях побывал, да так и не вырвался. Закончилось тем, что Ткачук обозвал Ксендзова «безмозглым дураком» и потребовал остановить машину. Шофёр стал притормаживать. Журналист попытался его остановить. Ткачук бросил ещё несколько фраз о том, что такие люди, как Ксендзов, опасны тем, что для них всё ясно загодя. Но так нельзя жить. Жизнь — это миллионы ситуаций, миллионы характеров и судеб. Их нельзя втиснуть в две-три расхожие схемы, чтоб поменьше хлопот. Мороз сделал больше, чем если бы убил сто немцев. Он жизнь положил на плаху добровольно. Нет ни Мороза, ни Миклашевича. Но ещё жив Тимофей Ткачук! И больше молчать он не будет. Всем расскажет о подвиге Мороза.

Не встретив возражений, Ткачук замолчал. Ксендзов тоже молчал, уставившись на дорогу. Фары ярко резали темень. По сторонам мелькали белые в лучах света столбы, дорожные знаки, вербы с побелёнными стволами…

Подъезжали к городу. Пересказал Владимир Сергеев

Под влиянием чувства вины журналист районной газеты Гродненской области мчался в Сельцо на попутном грузовике. Ещё два года назад во время педагогической конференции у него состоялся разговор со школьным учителем Миклашевичем, который хотел поведать какую-то запутанную историю. Журналист пообещал как-нибудь заехать в село и обсудить интересующий педагога вопрос, но всё время откладывал поездку, придумывая разнообразные причины себе в оправдание. Неожиданно получив известие о смерти Миклашевича, журналист решил почтить его память и поехал в Сельцо.

Школьный учитель изучал историю партизанской войны родного края, а в молодости во время фашистской оккупации сам был как-то связан с партизанами. Страшная трагедия тогда произошла в Сельце – немцы безжалостно расстреляли пятерых одноклассников Миклашевича, а сам он чудом остался в живых. Впоследствии, благодаря стараниям школьного педагога, погибшим мальчишкам даже поставили скромный памятник.

Журналист прошел мимо этого обелиска вдоль длинной аллеи вековых вязов, направляясь к дому учителя, где и справляли поминки. Присев рядом со старым ветераном, работник газеты стал прислушиваться к напыщенной официальной речи заведующего районо Ксендзова. Дождем сыпались шаблонные фразы об умершем учителе и выдающихся успехах советского народа, пока ветеран не грохнул в сердцах кулаком по столу. Сказал: «Вместо пустословия, лучше бы вспомнил о местных героях, таких как Мороз!». Журналист был единственным, кто не понимал причины возмущения своего соседа и не знал кто этот герой Сельца. Оказалось, что ветеран Тимофей Ткачук тоже преподавал в местной школе, а потом переехал в город. Журналист решил уйти с поминок вслед за ним и двинулся поглядеть на обелиск. В памятнике не было ничего величественного, он был сооружен из обычного бетона, по высоте чуть выше человеческого роста, богатством убранства не отличался, зато был ухожен. Журналист приметил на памятной табличке приписанное масляной краской имя «Мороз А.И.»Ткачук предложил журналисту вернуться в город вместе и по дороге поведал подробности истории Сельца.

В 1939-м году молодой Ткачук Тимофей организовывал в колхозы и школы на Западной Белоруссии, а Мороз Алесь открыл начальную школу в Сельце. Мороз хотел привить местным ребятишкам общечеловеческую культуру и доброту, всячески поощрял и опекал детишек. Методы Алеся не всегда вписывались в стандартную школьную программу, что вызывало неудовольствие, но учитель неуклонно следовал своей линии поведения. Так, приютил он парнишку, который не хотел жить с отцом и мачехой, это и был маленький Миклашевич. Прокурор велел Ткачуку вернуть ребенка в семью, но когда на глазах у всех Миклашевич старший стал жестоко избивать сына, Мороз добился назначения особой комиссии. Мальчишку собрались отдать в детдом, а отец попал под суд.

Как раз в это время началась война, немцы оккупировали Сельцо. Сразу же нашлись желающие угождать захватчикам, особенно отличился в этом полицай прозванный Каином, который бессовестно грабил, насиловал и расстреливал своих земляков. Бойкие школьные мальчишки решили расправиться с ним и тайно подпилили опоры моста, но немцы вывели всех на чистую воду. Парней избивали и допрашивали, а Мороз решил поддержать своих учеников и сам сдался фашистам, хотя и не принимал участия в тайном сговоре против полицая. Когда ребят вели через лесок на виселицу, учитель пытался помочь Миклашевичу бежать, но парнишку подстрелили и сбросили в канаву. Парень всё-таки остался жив, но сильно болел.

В своем доносе Каин назвал Алеся «главарем банды партизан», но это было неправдой, потом еще приврали, что Мороз якобы попал в плен и липовые бумаги смог опровергнуть только Миклашевич. Пока журналист с ветераном беседовали о былом, на машине их догнал Ксендзов и предложил подвезти. Однако, проехали совсем немного, Ткачук отказывался понять, почему заведующий районо, который войны не видел и не имел никакого представления о реалиях того сурового времени, отказывался признавать Мороза героем.

Сочинения

Мое впечатление от повести В. Быкова «Обелиск» Рецензия на повесть В. В. Быкова "Обелиск" Тема войны в творчестве В. Быкова (по повестям «Сотников», «Обелиск») Активное противостояние злу Смысл пейзажных зарисовок на страницах в повести «Обелиск» Василий Быков Обелиск Верность долгу Обелиск Авторское отношение к героям и ситуациям в повести «Обелиск»

Повесть с первых строчек знакомит нас с журналистом, посетившим деревню Сельцо. Он узнает от одного из жителей о кончине педагога Миклашевича.

Давно он был знаком с этим человеком. Когда- то на одной конференции Миклашевич попросил помощи в одно деле. В годы войны он работал на партизан. Фашисты зверски расправились с его друзьями. Они вместе учились в школе, и вот враги их уничтожили. Учитель много ходил по инстанциям и ходатайствовал, чтобы поставили им памятник. И его просьбу выполнили.

Когда журналист прибыл в деревню, он тот час направился в образовательное учреждение. Ему сразу же показали, где проходили поминки. Много слов было сказано о том, как советские люди победили в суровой войне, какие в стране происходят достижения, но никто не обмолвился о покойном. И тогда бывший преподаватель Ткачук сильно возмутился, что даже ушел с поминального обеда, а журналист направляется к обелиску. Там был и Ткачук. Памятник был ухожен, и на нем аккуратно было написана фамилия – Мороз. Тут ветеран и рассказал корреспонденту историю про Миклашевича.

В 1939 году Тимофей Титович был руководителем районо, а Мороз преподавал в этом селе. Здесь же проживала одна полька, которая писала постоянно жалобы на учителя за то,что он неправильно воспитывает детей. Но Алесь Иванович помогал детям освоить программу на белорусском языке и содержал школу в порядке. Так что у него можно было многому научиться.

Учитель проявлял большую заботу о детях. Однажды в сильный мороз он пошел провожать домой двух учениц, а потом купил им обувь, чтобы они могли регулярно посещать занятия, ведь семья это была очень бедная.

Но вскоре война нарушила все планы образовательной деятельности. Гитлеровцы с первых дней были уже в их селе. Педагоги ушли в отряд к Селезневу, стали готовиться к обороне. И вот Ткачук и Сивак отправились разведать, что происходит в деревне. И были удивлены тем, что мороз продолжал вести занятия в школе.

Ночью педагог встретился тайно со своими односельчанами и сказал им, что он остался в деревне, потому что боится за детишек. Ему будет удобнее находиться здесь, наблюдать за происходящим и все докладывать в отряд. Первоначально все шло гладко, Алесь Иванович помогал, как мог. Но в один из дней, выслушав донос от полицая Лавченя, предателя Родины, на педагога фашисты прибыли в школу. Они разгромили все, и обыскали ребят. Потом они устроили допрос Морозу.

После всего это ученики приняли решение убить полицая. Они подрезали столбы у моста, и проезжавшая машина с гитлеровцами и полицаем рухнула в воду.

Миклашевич все рассказал педагогу о происшествии, и он, конечно, не одобрил их поступок. А потом всех ребят схватили. Фашисты требовали, чтобы ученики выдали, где находится их учитель. Алесь Иванович пришел сам к ним. И хотя немцы обещали мальчишек отпустить, слово они свое не сдержали. Всех их сильно пытали, а потом расстреляли. Мороза забили насмерть. А Павлу Милашевичу удалось бежать, хотя, и ранен он был тяжело в грудь.

После войны никто не считал, что Мороз совершил героический поступок, однако, Милашевич доказал обратное. В последнее время, конечно, он сильно болел, дала знать его старая рана, да и сердце пошаливало. Но он смог напомнить людям, что в их селе жил человек, который немало сделал в освобождении страны от немецких захватчиков.

Повесть учит нас тому, что когда придется сделать какой-то важный шаг в своей жизни, нужно уметь сделать выбор между честью и бесчестием, и поступить так, как подсказывает твоя совесть.

Картинка или рисунок Обелиск

Другие пересказы для читательского дневника

Повесть «Обелиск» Быкова была написана в 1971 году. Это произведение посвящено военной тематике, в частности, тем незначительным, на первый взгляд, подвигам, которыми и была соткана великая победа в Великой Отечественной войне.

Главные герои

Алесь Иванович Мороз – сельский учитель, честный, справедливый, преданный своему делу.

Другие персонажи

Тимофей Титович Ткачук – пенсионер, который до войны работал заврайоно, а после – служил в партизанском отряде.

Павел Иванович Миклашевич – сельский ученик, воспитанник Мороза, благодаря которому остался в живых.

Коля Бородич – шестнадцатилетний подросток, самый старший и самый преданный своему учителю подросток.

Рассказчик – журналист, поведавший историю сельского учителя Мороза.

Рассказчик, встретив « на улице знакомого, давнишнего товарища по работе », узнал о смерти учителя Миклашевича, жителя белорусской деревни Сельце. Он уже два года собирался навестить своего хорошего знакомого, но все время находились какие-то неотложные дела, мешавшие этой поездке. Теперь герой торопился на похороны.

Павел Иванович Миклашевич был « обыкновенным сельским учителем » – не лучше и не хуже многих своих коллег. Он « пережил трагедию во время войны и чудом спасся от смерти », также он был очень болен, но никогда никому не жаловался.

Приехав в Сельце, рассказчик узнал, что Миклашевич, несмотря на серьезную болезнь, работал до последнего дня. На его поминках он познакомился с пенсионером Тимофеем Титовичем Ткачуком, который в прошлом учительствовал в Сельце. Возвращаясь домой, рассказчик с со своим новым знакомым дошел до небольшого, но очень ухоженного обелиска, на котором висела « черная металлическая табличка с пятью именами школьников », совершивших подвиг. Они разговорились, и герой узнал от бывшего учителя историю Миклашевича.

Перед войной Тимофей Титович « работал в районе заведующим », а в местной школе преподавал Мороз и одна пожилая полька – « Подгайская, пани Ядя ». Она регулярно жаловалась Ткачуку на молодого учителя, который « не поддерживает дисциплины, как равный ведет себя с учениками, учит без необходимой строгости, не выполняет программ наркомата ».

При случае Тимофей Титович заглянул в сельскую школу, и остался очень доволен: учитель содержал школу в полном порядке, заботился об учениках и имел прогрессивные взгляды на систему образования.

Алесь Иванович прививал своим подопечным чувство собственного достоинства, учил их справедливости, состраданию к ближним. Он не просто внушал им прописные истины, но и сам служил наглядным примером достойного во всех отношениях человека.

Однажды Тимофей Титович узнал, что Мороз приютил у себя парнишку, которого часто избивал отец. Им оказался « Павлик, Павел Иванович, будущий товарищ Миклашевич ». Вскоре Ткачука вызвал к себе прокурор, и приказал отправиться к Морозу в сопровождении милиционера и вернуть мальчика отцу. Миклашевич-старший с силой отобрал ребенка у учителя и, не стесняясь многочисленных свидетелей, стал бить его кожаным ремнем. Не выдержав, Мороз заступился за беспомощного ученика. Вскоре он добился суда, и Миклашевича-старшего лишили родительских прав.

Среди старших учеников деревенской школы особенно выделялся Коля Бородич – « приметный парень, упрямого, молчаливого характера », который очень любил своего учителя. Однажды Алесь Иванович взял на себя вину за совершенное Колей хулиганство, и с тех пор жители со всей округи стали « смотреть на Мороза как на какого-то своего заступника ».

« Нежданно-негаданно, как гром среди ясного дня » обрушилась война. Уже на третий день белорусское село оказалось во власти фашистов. Многие жители лояльно отнеслись к их приходу, и некоторые даже устроились при новой власти полицаями.

Интересуясь судьбами жителей Сельца, Ткачук был немало удивлен, когда узнал, что Мороз остался в деревне, собрал всех ребятишек, и « с разрешения немецких властей » продолжил их обучение. Тимофей Титович засомневался было в учителе, но при личной встрече понял, что он не предатель, а « честный, хороший человек », который в первую очередь печется о детях.

Когда Морозу удалось чудом раздобыть радиоприемник, он стал « два раза в неделю передавал сводки в отряд ». Поначалу все шло хорошо, и Алесь Иванович помогал советским бойцам, как мог. Но однажды на него донес местный полицай, и в школе появились фашисты. Они обыскали школу, учеников, провели допрос Морозу – « часа два по разным вопросам гоняли », но все обошлось.

После этого происшествия ученики во главе с Колей Бородичем решили убить полицая. Подрезав опоры моста, они устроили так, что машина с немецким офицером и полицаем рухнула в воду. Предстоящую операцию мальчики держали в тайне даже от любимого учителя. Не выдержал только маленький Павлик Миклашевич, который все ему рассказал.

Фашисты быстро догадались, чьих это рук дело, и схватили всех ребят. Они грозились, что всех их повесят, если учитель не явится к коменданту. Алесь Иванович тут же отправился к фашистам, надеясь, что они сдержат свое обещание, и отпустят на свободу мальчишек. Однако они не сдержали обещания: детей нещадно избивали, пытали, вытягивая из них нужные сведения.

Когда Мороза и ребят повели к месту казни, « сбежалась вся деревня ». По дороге учителю удалось отвлечь внимание конвоя, и тем самым дать шанс спастись самому младшему – Павлику Миклашевичу. Мальчика ранили в грудь – он « не шевелился и выглядел совсем мертвым ». Полицай ударил его прикладом по голове и « спихнул в канаву с водой ». Павлику повезло – ночью его отыскала одна бабка и отправила к отцу, который, несмотря на свой суровый нрав, выходил сына.

Вот только огнестрельная рана и долгое лежание в холодной воде сделали свое черное дело, и Павлик заболел туберкулезом. Он « почти каждый год в больницах лечился, все курорты объездил », но ничего не помогало. Умер же он от того, что « сдало сердце ».

После окончания войны о подвиге Мороза попросту забыли, ведь он не убил ни одного немца, к тому же добровольно отправился в плен к врагу. И только спустя много лет имя сельского учителя было реабилитировано в глазах общества.

Заключение

Книга Василя Быкова учит тому, что в момент сложного жизненного выбора нужно ориентироваться, прежде всего, на голос собственной совести. Только в этом случае выбор будет единственно правильным.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 66.