Биография сковороды григория саввича. Учение о двух натурах и двух сердцах

Помните, кто изображен на 500-гривневой купюре? А много ли мы знаем и помним о нем, как о личности?
В любом случае напомню... и вспомню заодно с вами:)

Это был явно Человек с большой буквы.

Думаю не зря его портрет помещен на денежную купюру наибольшего номинала Краины.

Григо́рий Са́ввич Сковорода́ (рус. дореф. Григорій Саввичъ Сковорода, Григорій сынъ Саввы Сковорода, лат. Gregorius Sabbae filius Skovoroda, укр. Григорій Савич Сковорода; 22 ноября (3 декабря) 1722, село Чернухи, Киевская губерния, Российская империя — 29 октября (9 ноября) 1794, село Ивановка, Харьковское наместничество, Российская империя) — русский и украинский странствующий философ, поэт, баснописец и педагог, внёсший значительный вклад в восточнославянскую культуру. Снискал славу первого самобытного философа Российской империи . Григорий Сковорода считается завершителем эпохи казацкого барокко и родоначальником русской религиозной философии. Произведения Григория Саввича Сковороды оказали существенное влияние на ряд крупнейших русских мыслителей, в особенности, на Владимира Францевича Эрна.

Григорий Сковорода приходится двоюродным прадедом другому русскому философу Владимиру Сергеевичу Соловьёву


Григорий Саввич Сковорода родился 22 ноября (3 декабря) 1722 года в окрестностях Полтавы в сотенном селе Чернухи Лубенского полка, входившем в черту Киевской губернии. Среди уроженцев Лубенского полка в ревизских книгах XVIII века также упоминаются Клим, Фёдор и Емельян Сковорода, очевидно, состоявшие с Григорием Сковородой в родстве. Григорий был вторым ребёнком в семье малоземельного казака Савки (Саввы) Сковороды и его жены Палажки (в девичестве — Пелагеи Степановны Шенгереевой, также — Шангиреевой).

Мать философа была дочерью крымского татарина Степана Шангиреева (или Шан-Гиреева), служившего казаком в Каневском полку. Род Шан-Гиреев имел некогда высокое положение в Крымском ханстве. Точных сведений об отце Степана Шангиреева не сохранилось.

Существует легенда, объясняющая страсть юного казака к учёности . По легенде, в отрочестве Григорий столкнулся с непониманием в семье; в шестнадцать лет Гриша покинул отчий дом, после того как отец рукоприкладством наказал его за то, что сын потерял в поле овцу. Более правдоподобной, однако, представляется версия, согласно которой сыновья — Григорий и Степан — отправились учиться по воле и наставлению отца, так как для малоземельного казачества настали не лучшие времена. Старший сын Саввы Сковороды — Степан — уехал в столицу ещё при жизни отца, а Григорий после его кончины.

Григорий Сковорода по большей части вёл жизнь странствующего философа-богослова , скитаясь по Малороссии, Приазовью, по Слободской, Воронежской, Орловской и Курской губерниям. Также известно, что Сковорода побывал в Области Войска Донского в Ростове у родственников Коваленского.


В своей философии Сковорода был близок к пантеизму, поскольку подобно Спинозе отождествлял Бога («высочайшее существо») и «всеобщую мати нашу натуру». При этом натура определяется как «римское слово» синоним слов природа или естество, которое во всей своей целокупности также может быть названо миром. При этом мир этот безначален, и символом его может быть назван змей, «в коло свитым, свой хвост своими жь держащим зубами» . Причём Змей и Бог есть одно («змій есть, знай же, что он же и бог есть»). Эта природа порождает охоту (ражженіе, склонность и движеніе), а охота — труд.


Картинка из Тайной доктрины мадам Блаватской

Весьма терпимо Сковорода относился к язычеству, видя в нём подготовку человеческого рода к принятию христианства («Языческіе кумырницы или капища суть то ж храмы Христова ученія и школы»). По отношению к религии предлагал средний путь между «курганами буйнаго безбожія» и «подлыми болотами рабострастнаго суевѣрія».

Мироздание он видел состоящим из трёх миров — макрокосма (вселенная), микрокосма (человек) и некоего «симболичного мира», связующего большой и малый миры, идеально их в себе отражающего (например, с помощью священных текстов вроде Библии). Каждый из этих миров состоит из «двух естеств» — видимой (тварной) и невидимой (божественной), материи и формы, «сирЂчь плоть и дух»

Сковорода уделял значительное внимание не только христианской традиции в философии, но и античному наследию, в частности идеям платонизма и стоицизма. Исследователи находят в его философии черты как мистицизма, так и рационализма. Г. С. Сковороду нередко называют первым философом Российской империи. За свой необычный образ жизни, а также из-за того, что большинство своих философских сочинений Сковорода написал в диалогической форме, он получил также прозвание «русского Сократа».

А. Ф. Лосев из оригинальных идей Сковороды выделял его учение о сердце, мистический символизм в учении о трёх мирах и представление о двух сущностях мира, видимой и невидимой



В трудах Г. С. Сковороды центральное место занимает проблема самопознания, которая неминуемо сводится у философа к вопросу о природе человеческого существа . В соответствии с сентенцией о человеке, что является «мерой всех вещей» (тезис Протагора), Сковорода приходит к мысли о том, что человек является началом и концом всякого философствования . «Однако человек, который есть начало и конец всего, всякой мысли и философствования, — это вовсе не физический или вообще эмпирический человек, а человек внутренний, вечный, бессмертный и божественный». Чтобы прийти к пониманию себя как внутреннего человека, необходимо пройти трудный путь, исполненный «страданий и борений». В случае Сковороды, этот путь сопряжён с отказом от абстрактного мышления, отказом от инструментов познания мира внешнего. Место эмпирического познания, таким образом, должно быть заполнено миром образно-символического, где символика должна быть «сродной» внутренней жизни и вечному смыслу бытия. Такую символику, как христианский мыслитель, Сковорода усматривает в Библии. Через текст Священного писания человеческая мысль «превращается в око Бога всевышнего». Библейский символизм Григорий Саввич называет «следами Бога». Ступая по ним, человек приходит к познанию себя как человека внутреннего, где «истинный человек и Бог есть тожде». Опыт самопознания Сковороды, таким образом, оказывается по своему духу необычайно близким рейнской мистике (Майстер Экхарт, Дитрих из Фрейберга и др.), и немецкой теософии эпохи Реформации (прежде всего, Якоб Бёме, Ангел Силезский и др.), проникнувшей в Русское царство в XVII веке через Немецкую слободу, и получившей своё первое оригинальное воплощение на православной почве в кругу «вольнодумца» Дмитрия Тверитинова.

Согласно Сковороде, всё сущее состоит из трёх миров:

«Первый есть всеобщий мир обитательный, где всё рождённое обитает. Сей составлен из бесчисленных мир-миров и есть великий мир. Другие два суть частные и малые миры. Первый — микрокосм, то есть мирик, мирок, или человек. Второй есть символический мир, иначе Библия»


Язык произведений Григория Саввича Сковороды представляет проблемное поле, затрагивающее вопросы как филологического, так и философского характера. Специфика языка Сковороды отмечалась уже его учеником Коваленским. Так М. И. Коваленский утверждал, что Сковорода писал «на российском, латинском и эллинском языке» , хотя иногда употреблял «малороссийское наречие».

Особого внимания заслуживает отношение Григория к смерти и его уход им мира сего.

Жизненная и философская интуиция Сковороды была очень сильной. Это человек, который всю жизнь думал, анализировал, рассуждал, а не ел, гулял, занималась мотовством . У Сковороды есть гоголевская таинственность и сократовская логика жизни. Гоголь был тем человеком, который делал какие-то непостижимые вещи ночью или вечером, а Сократ был очень естественный мужчина: он засыпал с закатом солнца и просыпался с восходом. Такой естественной цикл был очень важен и в жизни Сковороды . Потому, думаю, смерть Сковороды - это не легенда .

Он готовился к переходу в другую жизнь и знал, что лучше его самого никто ни места, ни обстоятельств для его смерти не придумает. Он пришел туда, где он хотел быть похороненным (село Пан-Ивановка на Харьковщине, в настоящее время Сковородинивка), сам выкопал себе могилу, помылся, оделся в чистую одежду, лёг и умер. На своей могиле философ завещал написать:

«Мир ловил меня, но не поймал».

«Мир ловил меня, но поймать не смог» - эти слова высечены на могильном камне одного из первых русских философов – Григория Саввича Сковороды. Прошло три столетия. Эта яркая личность стала легендой.

Изречения философа превращаются в хлестские цитаты. Его записывают в свои учителя как христианские социалисты, так и антицерковные либералы. Григория Сковороду одинаково делают символом сторонники украинской независимости и апологеты общеславянского единства. Его называют первым русским неоплатоником и русским же апостолом. Эпитафия оказалась самой точной. Ибо нам до сих пор так сложно поймать этого неординарного человека.

Родился Григорий Сковорода 3 декабря 1722 года в селе Чернухи Киевской губернии. Отец его был вольным, но бедным человеком, простым казаком. С детсва Гриша привык ценить свободу, какой бы ценой она не доставалась. Стремлением к истинной свободе была проникнута вся его философия. Собственно говоря, нам сложно отделить учение Сковороды от его жизни. Его метко сравнивают с Сократом, чью жизнь невозможно отделить от учения, а учение от жизни.
Свое первоначальное образование Гриша получал в приходской церкви, его учителем был местный дьякон. Другим учителем была природа. Все свободное время он проводил за церковными книгами. Или гулял, неустанно изучая прекрасное божественное творение – окружающий мир.
В 16 лет (1734г) он поступает учиться в Киево-Могилянскую академию, где изучает греческий, латынь, еврейский и немецкий языки, а также различные науки. Он читает как светских, так и церковных классиков. Окончив академию, Григорий Сковорода оказывается в Санкт-Петербурге, при дворе Елизаветы Петровны. Но, по правде сказать, за это он должен быть благодарен не своей учености, а своему певческому таланту.

Прошло еще несколько лет и Григорий оказывается в составе русской миссии в Токае. В течении 5 лет он путешествует по Венгрии, Австрии, Польше, а также Пруссии. Везде он продолжает свое образование. Так, в Вене он неоднократно бывал на лекциях философа Вульфа, где познакомился с современной немецкой философией и богословием. В 1759 году, по возвращении на Родину, он начинает свою педогогическую деятельность, которой так и не суждено было состояться. Дважды Сковорода вынужден покинуть преподовательский состав Харьковского коллегиума из за неодобрения начальства.

Его критика схоластической поэзии, уровня и методологии гуманитарных наук и жизни церкви делает его изгоем среди профессоров.

«Весь мир спит, - говорил с кафедры Сковорода, - спит глубоко протянувшись, будто ушиблен, и наставники, пасущие израиля, не только не пробуждают, но еще поглаживают, глаголяще: спи, не бойся, место хорошее, чего опасаться?»
Дорогой жизни Сковороды стало его удивительное учительство. Он стал учителем народным, самым доступным и чистым, в глубоком смысле этого слова. Сковорода проповедует на ярмарках, в селах, играет на флейте, поет в полях и на озерах. Он становится дорогим гостем всех, любящих свободу и правду. Помногу бывает в украинских и русских монастырях.

Надо сказать, что ничто Сковорода не критиковал так сильно, как церковь: за формализм в обрядах, излишние богатства, торговлю, политизированность и коррумпированность. Но критика эта была обоснованной. Это подтверждает тот факт, что у Сковороды было много друзей и покровителей среди церковных иерархов, в том числе архимандритов и епископов.

У духовенства вызывало уважение его воцерковленность, сочетающаяся с грамотностью. Так, настоятель Троице-Сергиевой лавры предлагал ему место главного библиотекаря, лишь бы удержать такого человека.

А монахи Киево-Печерской лавры, где так часто любил бывать Сковорода, неоднократно уговаривали его принять постриг и остаться с ними. Но Сковороду было не удержать и он продолжал свои странствия. Не принимая иночества, Сковорода проявлял все лучшие его качества: совершенная нищета и бездомность, сопряженные с нравственной чистотой, постничество (он совсем не ел мяса), совершенная любовь к людям, жажда чистоты церковной, ревность по Богу, жизнь во Христе, - вот образ этого философа.

Любовь к Богу – основа существования Сковороды и всего его философского миросозерцания. Изучая и постигая Библию, живя по ней, мы приходим таким образом к Богу.

Осуществить это соединение возможно не только после смерти, но и при жизни, только так можно обрести счастье. "Это счастье, или «мир душевный», есть Царство Божие". Не нужно ехать за счастьем куда-то, - счастье близко всем, оно - в каждом человеке. Оно заключается в том, чтобы человек познал себя, свою безмерную сущность, свой образ Божий.
Сковорода учил не только философии, но и молитве. Учил, что молиться необходимо тайно, пребывая наедине с Господом. В полнощное время он подолгу блаженно молился, переживая в себе рождение нового, Христова человека.
Опытом духовной жизни он достиг большой остроты чувства жизни мира и человеческой жизни. Сковорода угадывает людей, он чувствует надвигающиеся бедствия, предсказывает эпидемию в Киеве. Его хорошо знали и любили, как в России, так и на Украине. Все считали за честь принять его у себя и подольше задержать. Но он путешествует с места на место.

Высокий, худой и величавый, с одной сумкой через плечо, с Библией и свирелью он странствует по деревням и поместьям. Свои трактаты он пишет, останавливаясь в лесных урочищах, на пасеках, всегда в уединении и молитве. Его беседы, изречения и «крылатые» слова записывались, переписывались, распространялись. Его стихи, сказания, басни шли в народ, распевались кобзарями. Учителем всего народа он был в полном значении этого слова, - так из среды его поклонников образовалась группа, во главе с В. Н. Каразиным, будущим основателем Харьковского университета.

Умер Сковорода так же чисто и «человечно», как и жил. В августе 1794 года семидесятидвухлетним стариком он путешествует по Орловской губернии, откуда возвращается на Украину, в родную Слобожанщину, и останавливается в селе Пан-Ивановке у своего друга Коваленского. Чувствуя приближение своей кончины, он говорит о ней; у местного священника он исповедуется.
Самый день его смерти описан И. И. Срезневским. «За обедом Сковорода был необычайно весел и разговорчив, рассказывал про прошлое, про свои путешествия, про трудные моменты жизни. После обеда все встали, очарованные его красноречием. Сковорода незаметно вышел из дома. Долго ходил по неровным дорогам. Минул день; под вечер Коваленский пошел искать Сковороду и нашел его под большою липою. Солнце заходило, последний луч пробивался между листьями. Сковорода, с заступом в руке, копал могилу.
Вернулись домой. Сковорода удалился в свою комнату, переменил белье, помолился Богу и, положив под голову Библию и тетради своих творений, лег, сложив накрест руки». Так закончилась земная жизнь Г.С. Сковороды.
Его похоронили на высоком берегу, около рощи, на любимом его месте, где он при восходе солнца играл на своей флейте.

Григорий Саввич Сковорода - русский и украинский мыслитель, заслуживший репутацию первого в Российской империи самобытного философа, педагог, поэт, баснописец - появился на свет 3 декабря (22 ноября по ст. ст.) 1722 г. на Полтавщине в селе Чернухи; его отцом был небогатый казак. Отучившись в местной четырехлетке, 12-летний Сковорода становится слушателем Киево-Могилянской академии, где он изучал различные языки, а также риторику, грамматику, музыку, поэзию. Будучи выходцем из бедной семьи, Григорий самостоятельно зарабатывал на жизнь и образование, подрабатывая репетитором в певчем академическом хоре. В 1741 г. Сковорода оказывается в Санкт-Петербурге, занимается пением в придворной капелле. Чтобы избежать духовной карьеры, к которой он не имел склонности, Сковорода симулировал сумасшествие, после чего его отчислили.

Известно, что он ездил за границу, будучи церковником при генерале Ф. Вишневском. Ему довелось побывать в таких странах, как Польша, Австрия, Венгрия, возможно, он был в Германии и Италии. В этих странах он заводил знакомства с учеными, расширял багаж познаний, углублял знание языков. По возвращении на родину Сковорода несколько лет работал в Переяславском коллегиуме учителем поэзии. Новаторство педагогических методик, отказ учить по старинке стоили ему увольнения.

Какое-то время Сковорода, благодаря содействию митрополита Щербитского, работал у помещика Томары домашним учителем, однако не сложившиеся отношения между ними заставили Сковороду уйти, чтобы странствовать по стране. Тем не менее спустя некоторое время Стефан Томара опять пригласил его к себе, и в этот период биографии Сковорода написал несколько десятков стихов, составивших затем сборник «Сад божественных песен», «Прозябшим из зерн Священного писания». Талантливо музицируя на сопелке, Сковорода для каждого стихотворения подбирал мелодию.

На протяжении 1759-1769 гг. Григорий Сковорода - преподаватель в Харьковском коллегиуме. Собственная позиция по ряду богословских и философских вопросов спровоцировала появление недоброжелателей, плетение интриг, в результате чего его выгнали из коллегиума. С этого времени Сковорода становится странствующим философом, путешествующим по просторам страны, обучающим простых людей, преподнося уроки, в том числе собственным поведением. Он помогал крестьянским детям овладеть грамотой, читал людям свои стихи, играл для них. Единственное, что лежало в его дорожной сумке, - это Библия и ломоть хлеба. Этот период странствований одновременно явился самым плодотворным в его творческой биографии. У него были ученики, которые называли его украинским Сократом , харьковским Диогеном .

В 1794 г., в начале осени, Сковорода прибыл в село Пан-Ивановку на Харьковщине. Жившему там помещику Ковалевскому он отдал свои рукописи. Легенда гласит, что философ знал, в какой день и час умрет. Он сам выкопал себе могилу, а в день смерти, 9 ноября (29 октября по ст. ст.) 1794 г., вымылся, надел чистую одежду. Сочинения Григория Саввича при его жизни не публиковались. Впервые это произошло лишь в 1894 г. к 100-летнему юбилею со дня смерти. Помимо философского наследия («Алфавит мира», «Дружеский разговор о душевном мире» и др.) Сковорода оставил после себя литературные произведения, в частности, притчи, басни, стихотворения. Его философская религиозная мысль стала олицетворением подъема, наблюдавшегося в украинском обществе в конце XVIII в., во многом повлияла на дальнейшую русскую религиозную философию.

Сковорода Григорий Саввич

Сковорода (Григорий Саввич, 1722 – 94) – украинский философ, сын простого казака; учился в киевской духовной академии, а потом был отправлен в СПб. в придворную певческую капеллу; в 1744 г. получил увольнение от должности певчего, с званием придворного уставщика, и остался в Киеве продолжать учение в академии, но, не имея расположения к духовному званию, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключен из бурсы. Желая пополнить свои познания, С. решил побывать за границей, куда и отправился в качестве церковника при генерале Вишневском. Пешком странствуя по Венгрии, Австрии, и, вероятно, по Польше, Германии и Италии, С. знакомился с учеными и приобретал новые познания: так, он изучил языки латинский, греческий, немецкий и еврейский. Вернувшись в Россию, С. занял место учителя поэзии в Переяславле и написал для училища «Руководство о поэзии», в котором проводил много новшеств; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы С. преподавал предмет по старине, С. не согласился, вследствие чего был уволен. В 1759 г. С. приглашен на место учителя поэзии в харьковском коллегиуме, но, назначенный преподавать правила благонравия, С., вследствие некоторых мыслей, выраженных им во вступительной лекции и истолкованных в превратном смысле, был присужден к отрешению от должности (в 1766 г.). После этого С. большую часть жизни проводил в постоянных странствованиях пешком по Слободской Украине, останавливаясь по дороге в крестьянских избах и отказываясь от предлагаемых ему должностей и занятий и посвящая свое время поучению людей нравственности, как словом, так и своим образом жизни. К этому же периоду относится и составление философских сочинений С., которые, впрочем, при его жизни не были напечатаны. Что касается значения философского учения С., то одни считают С. мистиком и масоном, последователем мартинистов, другие называют С. рационалистом. Причиной такого разногласия является то, что сочинения С. до последнего времени не были собраны; напечатаны были лишь некоторые из его трактатов. Только с появлением собрания сочинений С., изданного проф. Багалеем (Харьк., 1894), явилась возможность приступить к их изучению. С. – философморалист: он действовал и живым словом, и сочинениями; понимая значение западноевропейской цивилизации, он вооружался против утилитарного направления умов, заглушавшего все высшие запросы духа; ответ на эти высшие запросы он нашел в Библии и в древней классической философии, которая предохранила С. как от мистицизма, к которому он был склонен по природе, так и от рационализма XVIII в. Взгляд С. на Библию представляет собою нечто среднее между чисто ортодоксальным и рационалистическим ее толкованием. С. смотрел на Библию, как на поэтическое творение, которое скрывает истину под внешними образами. Черпая философские идеи из древнеклассической философии, С. перерабатывал их согласно собственному настроению и тенденциям. В сфере религиозной С. вел борьбу против бездушной обрядности и внешности; он протестовал против узкого понимания православия и христианства. С. не признавал необходимости чудес, так как для познания Бога достаточно естественных источников, в которых он открывает себя обильно и очевидно. На философию С. смотрит, как на фундамент и центр образования вообще: она есть жизнь духа, постоянное искание истины. В своей умозрительной философии С. находился под сильным влиянием Платона, у которого он заимствовал определение души, ее природы и жизни. Изречение Сократа: «познай самого себя» С. объясняет в смысле познания своей высшей природы, духа, разума. Дуализм, по учению С., распространяется не только на человека, но и на весь мир: везде является материя и форма или идея. В учении о вечности мира и его бесконечности в пространстве и времени С. отступил от Платона и находился под влиянием Филона. Практическая философия С. находится в тесной связи с умозрительной: для истинно счастливой жизни нужно знание и мудрость; счастье состоит в душевном мире и сердечном веселии, для достижения его нужно отдаться на волю Божию, что значит жить согласно с природой. Для достижения и личного счастия человека, и общественного блага С. советовал: не входить в «несродную стать», не несть должность, природе противную, не обучаться к чему не рожден; все это носит у С. название «несродности». Указать свою сродность – одна из важнейших задач самопознания и раскрытия воли Божьей, пребывающей в человеке; вне удачного решения этой задачи не может быть для человека и речи о счастье. В своих философских сочинениях С., между прочим, выступал проповедником идеи национальности. С. старался сочетать разум и веру: разум должен стремиться к отысканию истины, которая не дана человеку Богом, а постепенно открывается им – но наряду с разумом видное место занимает и вера. Весь мир состоит из трех миров: большого, малого и символического: большой (космос) – это природа; малый (микрокосмос) – человек; символический – Библия. В каждом мире существуют два начала: Бог или вечность и материя или временное; во всей природе дух господствует над материей. Как богослов, С. находился под влиянием восточных отцов и учителей церкви, в особенности писателей александрийской школы – Климента и Оригена, которые для постижения Св. Писания не довольствовались буквальным его толкованием, а посредством аллегорических объяснений стремились открыть внутренний его смысл. Еще больше, чем сочинениями, С. имел для Украины значение всею своею жизнью: он был человек свободолюбивый, с большою стойкостью нравственных убеждений, смелый в обличении местных злоупотреблений. Несмотря на некоторый свой мистицизм и семинарский, топорный и нередко неясный слог, С. умел на практике быть совершенно понятным и вполне народным человеком во всей Украине тогдашнего времени. В С. как бы олицетворилось умственное пробуждение украинского общества конца XVIII в. Повсеместно на Украине во многих домах висят портреты С.; его странническая жизнь служит предметом рассказов и анекдотов, странствующие певцы усвоили его песни.

Многочисленные сочинения С. делятся, по форме своей, на философскобогословские и литературные труды. Первыми богословско-философскими сочинениями С. были трактаты «Наркис, разглагол о том: узнай себе» и «Асхань, или симфония о познании себя самого»: они посвящены вопросу о самопознании, который является исходным пунктом всего мировоззрения С. К этим двум трактатам примыкают «Разглагол о древнем мире» и «Беседа двое» (1772); в последнем сочинении говорится о двух мирах – ветхом и новом, о двух началах – тленном и вечном. Наиболее просто, удобопонятно и вместе с тем систематически С. изложил свои взгляды на религию и христианство в сочинении: «Начальная дверь ко христианскому благонравию» (1766): это – конспект курса, читанного молодым дворянам в харьковском коллегиуме. Специальными исследованиями, посвященными Библии, являются сочинения С. : «Израильский змий» (1776), «Жена Лотова» (1780) и «Потоп змиин» (напис. в конце 80-х гг.). «Дружеский разговор о душевном мире» и «Алфавит мира» (1775) – лучшие сочинения С., посвященные вопросу практической философии – в чем заключается счастие человека. Сочинения С. : «Борьба архистратига Михаила с сатаною» (1783) и «Пря бесу с Варсавой» являются мистическими и аллегорическими: основная тема их – «легко быть благим». К литературным сочинениям С. принадлежат «Харьковские басни» (1774 г.); каждая басня состоит из фабулы и силы, т. е. указания ее внутреннего смысла. К басням примыкают притчи: «Благодарный Еродий» (трактуется о воспитании) и «Убогий жаворонок» (о спокойствии; написаны в 1787 г.). Наконец, С. написал ряд стихотворений, большую часть которых он назвал «Садом божественных песней, прозябшим из зерн Священного Писания»: все они написаны на библейские тексты; некоторые представляют из себя похвальные оды различным лицам. Не вошли в состав «Сада» басни, эпиграммы, изречения. Некоторые стихотворения написаны на латинском языке. Кроме того, С. принадлежат несколько переводов.

Первым трудом С., появившимся в печати, был трактат «Наркис или познай себя», напечатанный без имени автора, под загд. «Библиотека духовная» (СПб., 1798); затем были напечатаны его «Начальная школа по христианскому добронравию» ("Сион. Вестн. «, 1806, с кратким введением о его жизни), „Дружеский разговор о душевном мире“ (М» 1837), «Беседа двое» (М., 1837), «Убогий жаворонок» (1837), «Харьковские басни» (1837), «Брань архистратига Михаила с сатаною» (1839), «Сочинения в стихах и прозе» (СПб., 1861: 5 трактатов С., стихотворения, переписку и др.). Наконец, по случаю столетия со дня смерти С., были изданы под редакцией проф. Д. И. Багалея "Сочинения Г. С. С. " (Харьков, 1894), в которых собраны по возможности все сочинения С. : по цензурным условиям не вошли в это издание «Жена Лотова», «Потоп змиин», а из трактата «Израильский змий» напечатан лишь отрывок. Литература о С. довольно обширна. Впервые появились в печати сведения о С. в статьях Гес-де-Кальве и Вернета (в журн. «Украинский Вестник», 1817, ч. VI), затем следуют статьи И. Снегирева (в «Отеч. Записках», 1823, ч. 16), И. И. Срезневского, «Отрывки из записок о старце С.» («Утрен. Звезда», Харьк., 1833), А. Хиджеу, «Григорий Варсава С.» («Телескоп», 1835, № 5 – 6); архим. Гавриила, «История философии в России» (ч. 6, 1840); Г. П. Данилевского («Основа», 1862, № 8, 9; перепеч. в «Украинской Старине», X, 1866, и в «Сочинениях» Данилевского, т. 8; наиболее обстоятельная биография С.). В 1886 г. было напечатано в «Киевской Старине» (IX кн.) «Житие» С., составленное его ближайшим учеником, М. И. Ковалинским, с предисловием профессора Н. Ф. Сумцова. Юбилейное издание сочинений С. снабжено обширною критико-библиографической статьей профессора Д. И. Багалея, где подробно рассмотрена вся литература о С. и сделан библиографический разбор его сочинений. Ср. также ст. А. Я. Ефименко, «Философ из народа» («Неделя», 1894, № 1); ее же, «Личность С. как мыслителя» («Вопросы философии и психологии», 1894, № 5); О. Зеленогорский, «Философия С., украинского философа XVIII в.» («Вопросы философии», 1894, № 3 – 4); А. С. Лебедев, «С. как богослов» («Вопросы философии», 1895, № 2); Д. Багалей, «Украинский философ С.» («Киев. Старина», 1895, №, 2, 3, 6); ст. Л. Н. Майкова в «Ж. М. Н. Пр.» (1894, № 12).

Из книги Энциклопедический словарь (Н-О) автора Брокгауз Ф. А.

Никитин Иван Саввич Никитин (Иван Саввич) – талантливый поэт, род. в Воронеже 21 окт. 1824 г., в мещанской семье. Учился в духовном училище и семинарии. Отец, в начале довольно состоятельный торговец, рассчитывал послать сына в университет, но дела его расстроились, и H. вынужден

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СК) автора БСЭ

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Григорий Саввич Сковорода (1722-1794 гг.) украинский философ, поэт, музыкант, педагог Мы должны быть благодарны Богу, что он создал мир так, что все простое – правда, а все сложное – неправда (парафраз П. Л. Капицы).Что может быть вреднее человека, обладающего знанием самых

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Иван Саввич Никитин (1824-1861 гг.) поэт Пойми живой язык природы – И скажешь ты: прекрасен

Из книги 100 великих оригиналов и чудаков автора Баландин Рудольф Константинович

Александр Меншиков - Григорий Потемкин - Алексей Аракчеев - Константин Победоносцев - Григорий Распутин Фаворитизм - это оборотная сторона любой монархии. Мировая история прошлых веков пестрит именами знаменитых временщиков и фаворитов, оказавших огромное влияние

Из книги Формула успеха. Настольная книга лидера для достижения вершины автора Кондрашов Анатолий Павлович

Г. С. Сковорода Григорий Саввич Сковорода (1722–1794) - поэт, просветитель, по мнению В.В. Зеньковского, „первый философ на Руси в точном смысле слова“. Однако Сковорода был более чем мыслитель: жил в соответствии со своими воззрениями, как подлинный учитель жизни.Верно

Из книги 100 великих украинцев автора Коллектив авторов

СКОВОРОДА Григорий Саввич Сковорода (1722–1794) – украинский философ, поэт, музыкант и педагог; с 1770-х гг. вел образ жизни странствующего нищего-философа.* * * Чем лучшее добро, тем большим трудом окопалось, как рвом. Кто труда не перейдет, и к добру тот не придет. Лучше у

Из книги Большой кулинарный словарь автора Дюма Александр

Григорий Сковорода (1722–1794) философ, поэт, педагог, просветитель Григорий Саввич Сковорода занимает совершенно уникальное место в истории украинской культуры. Он, в полном смысле слова, - учитель жизни, личным примером показавший современникам ее достойный образец. В

Из книги 100 знаменитых символов Украины автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Из книги 100 знаменитых харьковчан автора Карнацевич Владислав Леонидович

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Григорий Сковорода Григорий Сковорода - одна из самых ярких фигур в культурной и литературной жизни Украины за всю ее многовековую историю, предтеча современной философской мысли и основатель украинской философии. Великий народный мыслитель, просветитель и писатель,

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Сковорода Григорий Савввич (род. в 1722 г. - ум. в 1794 г.)Выдающийся украинский мыслитель, литератор, педагог. Считается отцом и ярчайшим представителем украинской философии.Человек, которого называют отцом украинской философии, принадлежит всей Украине. Но особенно

Из книги автора

СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722-1794) - украинский просветитель, философ, педагог, поэт. Окончил Киево-Могилянскую духовную академию (1738-1741, 1744-1750). Слушал университетские курсы в Венгрии, Австрии, Польше, Германии, Италии. Владел латынью, греческим, немецким, еврейским языками.

Из книги автора

СКОВОРОДА, Григорий Саввич (1722–1794), украинский просветитель, философ, поэт 256 Благодарение блаженному Богу о том, что нужное сделал нетрудным, а трудное ненужным. «Начальная дверь ко христианскому добронравию», конспект курса, прочитанного молодым дворянам в Харьковском

При проблемах с прослушиванием гляньте в справку.

Григорий Саввич Сковорода (22 ноября (3 декабря) 1722, село Чернухи, Лубенский полк – † 29 октября (9 ноября) 1794, Ивановка, Харьковщина) – украинский просветитель-гуманист, философ, поэт, педагог.
Образование получил в Киево-Могилянской академии. Преследуемый светскими и духовными властями, с 1770-х годов вел жизнь странствующего нищенствующего философа. В философских диалогах и трактатах библейская проблематика переплетается с идеями платонизма и стоицизма. Содержание человеческого существования – подвиг самопознания.
Григорий Сковорода родился в сотенном городке Чернухи Лубенского полка, сейчас на Полтавщине, в небогатой казачьей семье. Обучался в Киево-Могилянской академии, и ее библиотека стала для него источником знаний. В студиях был первый, и все лучшие похвалы принадлежали ему. Желание знать и познавать новые горизонты завело его в дальние края, а греческая, немецкая и главным латинский языки открывали ему двери в университетских зал, библиотек, выдающихся людей. После трехлетнего путешествия он вернулся в Украину, работал профессором в Переяславе, в Харькове, частно переводил Плутарха, писал свои произведения. О стиле его жизни с харьковского периода пишет первый биограф Ковалинский: «Вставал очень рано, ел раз в день, без мяса и рыбы, был всегда веселый, сильный, подвижный, со всего доволен, всем хорош, всем готов послужить. Уважал и любил добрых людей без различия их состояния, навещал больных, развлекал грустных, делился последним с тем, кто ничего не имел »(« Житие Сковороды »).
Под конец 70-х годов XVIII века, после различных конфликтов с властями, Григорий Сковорода выбрал совершенно новый и неизвестный до того стиль жизни, а именно – путешествие. И это путешествие продолжалось до самой смерти, почти тридцать лет. Была она полна приключений, окутанная преданиями и легендами. В ней никогда не расставался философ из Библии, свирелью или флейтой и своими писаниями. Слава о нем шла повсюду, и каждый, будь то господин, или крестьянин хотел его увидеть и услышать. Поэтому аудитория его была очень многочисленна и разнородна, и все понимали его – представителя большой правды.
Слава о Сковороде шла так далеко, что о нем узнала и царица Екатерина II, и пожелала его увидеть. Через своего уполномоченные Потемкина она послала Сковороде приглашение переселиться из Украины в Петербург. Посланец царицы застал Сковороду на краю дороги, где он отдыхал и играл на флейте, а недалеко него паслась овца хозяину, у которого философ задержался.
Посланец передал ему приглашение царицы, но Сковорода, просто и спокойно глядя в глаза посланником, заявил: «Скажите царице, что я не покину Украину – мне дудка и овца дороже царского венца».
Приятель и Життеписець Сковороды Ковалинский тоже свидетельствовал: «Когда писал Сковорода для своего края, то и употреблял порой украинского языка и правописания, применяемого в Украинском выговоришь. Он любил всегда свою врожденную язык. Очень любил свой родной край, свою милую Украины и когда отлучался за ее пределы, необходимо стремился поскорее туда вернуться и желал там умереть. Он выражает это во многих местах своих произведений. «Всяк должен узнать свой народ и в народе себя».
Умер 9 ноября 1794 в селе Пан-Ивановка (сейчас Сковородиновка) Золочевского района Харьковской области.
О смерти Сковороды записал Срезневский следующее: «… Был прекрасный день. К помещика съехалось много соседей погулять и повеселиться. Имели также на цели послушать Сковороды … За обедом был Сковорода необычайно веселый и разговорчивый, даже шутил, рассказывал о своем прошлом, о своих путешествиях, опыты. Очарованные его красноречием встали все от обеда, Сковорода исчез.. Он пошел в сад. Долго ходил он по перекрестным тропинкам, срывал овощи и раздавал их мальчикам, работавшим в саду. К вечеру пошел сам хозяин искать Сковороду и застал его под ветвистой липой. Уже заходило солнце: последние его лучи пробивались сквозь гущу листвы. С лопаты в руке копал Сковорода яму – узкую, длинную яму. – «Что это, друг Григорий, чем ты занят? – Спросил хозяин, подойдя к старому. «Пора, мой друг, закончить путешествие!» – Ответил Сковорода – «и так все волоссяи слетело с бедной головы от истязания, пора беспокоиться!» «И, брат, ерунда! Довольно шутить, пошли! »-« Иду! Но я попрошу тебя впереди, мой государь, пусть здесь будет моя последняя могила ». И пошли в дом. Сковорода недолго в нем остался. Он пошел в свою комнатку, сменил белье, помолился Богу и, пидложившы под голову свои писаные труда и серую свитку, лег, сложив накрест руки. Долго ждали его с ужином. Сковорода не появился. На другой день утром к чаю тоже, к обеду так же. Это удивило хозяина. Он осмелился войти к Сковороде, чтобы разбудить его, однако Сковорода лежал уже холодный закостенелый ».
Это было девятого ноября 1794. На кресте над его могилой, по просьбе самого Сковороды, написано: «Мир ловил меня, но не поймал …».
Его могила находится сейчас в селе Сковородиновка (ран. Пан-Ивановка, бывшая усадьба Андрея Ковалевского). К нему можно попасть, съехав с дороги Харьков-Сумы возле поселка Максимовка (60 км от Харькова). Далее нужно ехать 18 км до села Сковородиновка.
Сочинения Сковороды при жизни были печатные сотнями, потому что тогдашняя цензура нашла их «противными Святом Писание и оскорбительными для монашества». Воспитанный в духе философично-религиозного учения, Сковорода восставал против мертвой церковной схоластики и духового угнетения московского православия, опираясь в своей философии на Библию. Царство наше внутри нас, – поучал Сковорода, – и "Чтобы познать Бога, нужно познать самого себя … Пока человек не знает Бога в самом себе, нечего искать Его в мире." "Верить в Бога не значит – верить в Его существование, а значит – отдаться Ему и жить по Его закону. "Святость жизни заключается в делании добра людям». "
Официальная московская религия делила человечество на более благословенных Богом и менее благословенных, но даже таких, которые находятся как бы под клятвою, то есть крепостных. А Сковорода учил, что «всякий труд благословенная Богом», а распределение мест круг Бога называл непростительным грехом. Московское православие и вообще все московское духовенство было нетерпимым ко всему чужеземной как еретического, «неправославного». Сковорода учил, что больше и фактически единственная задача философии – искать правду и стремиться к ней. Но в условиях человеческой жизни эта цель недостижима, и счастье человека заключается именно в том, что она все должно искать правды. К этой цели можно идти разными путями, и поэтому нетерпимость к тем, кто иначе думает, не находит оправдания. Так же и религиозная нетерпимость не находит оправдания, ибо вечная правда проявляется в этом мире в разных формах. Будучи в отношении к себе самому совершенно бескомпромиссным постигнув вследствие этого полную гармонию между своей наукой и своей жизнью, Сковорода был чрезвычайно ласков и обозримом в отношении к другим.
Сковорода отстаивал права человеческой личности в каждом человеке, а в переводе на конкретную политическую язык того времени, это означало сильную демократическую тенденцию, которая была сопряжена с сочувствием к закрепощенных крестьянских масс, с острой неприязнью к московским угнетателей. В одном своем стихотворении, носивший многозначительный заголовок "De libertate» («О свободе») он писал тогдашним жаргоном, вынесенным из Академии:
Что это за вольность? Добро в ней
Какое?
Ины говорят, будто золотой.
Ах, не златое: еслы Сравнить злато
Против вольности, еще оно блату …
Будь славен вовек, о муже избранных,
Вольности отче, герою Богдане!

Упоминание о Богдане и самый заголовок стихотворения не оставляют сомнения, о какой именно «вольность» думал здесь Сковорода. На личной морали, как писал С. Ефремов, он очевидно не останавливался, а связывал ее с общественным и национальным строем – "сопрагаючы, – как сам выражался, – сродную себе частную должность (обязанность) с общею (общей)" .
Удивительно ли, что московской цензуре подобные мысли не нравились.
Как на источник радости, а отсюда – душевного здоровья, Сковорода указывает на дружбу. Однако выбирать друзей надо очень осмотрительно, минуя подхалимов и криводушних. Потому нередко неискренние друзья зучають молодого человека к неумеренности, соблазняя заверениями, что для чистого все чисто; в таких случаях надо решительно преодолеть застенчивость и твердо отказать, а в дальнейшем и вообще отказаться от общения с такими людьми, – предостерегает наставник. Если «мы охотно поддерживаем отношения с людьми, которые еще до сих пор здоровы, но ум которых поврежден и насыщенный ядовитым учением », мы рискуем попасть в их положение.
В одном из поздних посланий Сковорода рассказывает о встрече с монахом, которого «ужасно мучает демон печали, и который обычно называют бесом меланхолии. (…) Давая советы этому человеку, я сам чуть не пропал. (…) Очень важное значение имеет, с кем ежедневно общаешься и кого слушаешь. Пока мы слушаем, мы их дух в себя впитываем ». Эта история выглядит особенно поучительной, поскольку учитель, признавая, что сам подвергся печали, показывает, как поборол это состояние: во сне он обратился за помощью к Всевышнему: «Если Бог везде, если он присутствует и в этом черепке (при этом я поднял черепок с земли), то для чего ты ищешь утешения в других местах, а не внутри себя? Ведь ты лучшим из всех творений ».
Примечательно то, что, в отличие от многих мудрецов, Григорий Сковорода не противопоставляет душу и тело, осознавая, что человек – это сочетание одного и другого, а затем она должна относиться одинаково бережно к обеим частям своей натуры. Во многие наставление Сковорода сравнивает душу и тело и их функции: «обязательно и именно ежедневно подбрасывай в душу, как в желудок, слово или выражение», «… то, что увидишь и услышишь, превращай в питательный и спасительный сок, как животное, должна быть принесена в жертву Богу »об общении с разными людьми он говорит:« еда хорошая, но что толку, если она не нравится твоему желудку »и т.д.
Cам Сковорода проявляет завидную осведомленность с медицинскими теориями античных врачей: он отмечает, Гален, рассуждая о здоровье, советовал мальчикам и юношам употреблять холодную, а старым – теплую пищу и толкует эту мысль так: с горячей пищи развивается излишняя влажность, а отсюда – катар, насморк, навоз, влажность, сгущенная жаром. Плутарх так же считал причиной всех болезней избыток влаги в теле: «болезнь, всякая зараза и воспаление не могут привиться, когда тело холодное, лишенное слизи и легкое, как пробка (…), то сделай его тоньше, сокращая чрезмерное пищу и избегая огня, порожденного вином, откуда все пороки души, а из последних, в свою очередь, – все болезни тела ».
Сковорода конкретизирует связь между духовными и телесными недугами: человек, который злоупотребляет мясом и алкоголем, долго останавливается на тревожном раздумье – «отсюда преждевременное старение, когда не то хуже ». В 26-м письме к Михаилу Ковалинского, умело пользуясь латинским клинической терминологии, он перечисляет болезни и состояния, которые, по его наблюдениям, наиболее распространены среди людей: чесотка (scabies), лихорадка (febris), водянка (hydrops), эпилепсия (epilepsia), кашель (tussis), истощение (lassitudo) и т.п.
Лишь в 1798 г. вышел его "Нарциз, или познай самого себя", да и то без его фамилии. В 1806 г. журнал «Сионский Вестник» опубликовал еще некоторые его произведения. Затем в Москве в 1837-1839 гг вышли поосибно некоторые его произведения, и только в 1861 г. напечатано первую, но совершенно неполную сборник его произведений. Лучшая и большая сборка, но тоже не полная, вышла в 1896 г. в Харькове под редакцией проф. Д. Багалея. Здесь напечатаны 16 произведений, причем из них 9 раз! Кроме того напечатано здесь биографию Сковороды и некоторые его стихи. Еще одно издание произведений Гр. Сковороды вышло в 1912 г. в Петербурге под редакцией В. Бонч-Бруевича. Здесь напечатаны (?) Произведений нашего философа и очень красивая его биография пера М. Ковалинского, который был учеником Сковороды. Но полного издания произведений нашего философа сих пор нет, потому что разные его рукописи находятся по разным архивах и библиотеках.
Григорий Сковорода имел огромное влияние на своих современников и на дальнейшее украинское гражданство, и не только своей этической наукой, а главным образом своей жизнью, в котором слово никогда не расходилось с делом: его учение было в полном согласии с его жизнью. Чтобы оценить это влияние, как писал С. Ефремов, «достаточно будет сказать, что современники видели в нем« странствующие академию »и его самого считали стоящим за университет; достаточно сказать, что когда нужно было тогда найти в Украину идейную, честную и чистую человека, искали ее между «сковородинцем», то есть учениками этого чудного мужчину и сторонниками его науки. И даже первый на территории Украины университет Харьковский не зря появился на Слободской Украине, где больше жил и учил Сковорода … Жертвы на новый университет, после призыва и «драматических жестов» Каразина (г. 1802). посыпались главным образом от учеников Сковороды, знакомых и друзей его, и тех жертв сразу же набралось на большую, по тем временам, сумму – 400.000 руб. Воздействия от Сковороды бесспорно испытал и отец нового украинского писательства Котляревский, и отец украинской повести Квитка »… (Ист. укр. литературы, И, ст.255).
Невзирая на то, что произведений Сковороды не печаталось, они распространялись через переписывание «Сковороде не нужно было искать читателей, – они его искали: у него находились такие горячие сторонники и пропагандиста, что даже через газеты сообщали, закликаючии к себе желающих читать произведения украинский философа … Эти произведения заходили и под сельскую крышу: Вспомним Шевченкову память с детских лет:
Сделаю
Маленькую книжечку. Крестами
И узорами с цветками
Кругом листочки обведет
Да и списываю Сковороду,
Или «Три царие со дары».

Как видим, Сковорода стоит здесь рядом очень популярных произведений напивнароднои музы, и, действительно, много псалмов его и теперь еще поют слепцы и лирники, не зная и не ведая ничего об авторе … »(там же).
Сад божественных Песней
Песни и фабулы
Басни Харьковския
Трактаты. Диалоги
Издания произведений
Сковорода в живописи
Сковорода в скульптуре
Сковорода в киноискусстве
Мир «поймал» Григория Сковороду посмертно: изображение философа на банкноте номиналом 500 гривен. Памятная монета номиналом 1000000 рублей. Реверс. Именем Сковороды названо село Сковородиновка Золочевского района Харьковской; улицы в Киеве, Харькове, Полтаве, Одессе и других городах; Харьковский педагогический институт и Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды носят имя Сковороды. Именем философа названы также Институт философии НАН Украины. Кроме того, в 2005 г. на базе Переяслав-Хмельницкого государственного педагогического университета имени Григория Сковороды был создан Центр Сковородинознавства, возглавленное д.филол.н. проф. Николаем Корпанюком, который каждые два года проводит Сковородиновские чтения.
15 сентября 2006 Национальный банк Украины выпустил банкноту номиналом 500 гривен, на аверсе которой изображен Григория Сковороду.
Памятные места и музеи Г. Сковороды